Почему коню филька предложил хлеб с солью

Опубликовано: 30.04.2024

\u0414\u0435\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0434\u043d\u0435\u0441\u043b\u0438 \u0445\u043b\u0435\u0431-\u0441\u043e\u043b\u044c \u043a\u043e\u043d\u044e \u0432 \u0437\u043d\u0430\u043a \u043f\u0440\u0438\u043c\u0438\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f.\n

\u041a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0432\u0435\u0440\u0447\u0438\u0432\u044b\u0439 \u0438 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u0439 \u0424\u0438\u043b\u044c\u043a\u0430 \u0443\u0434\u0430\u0440\u0438\u043b \u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u043e\u0433\u043e \u043a\u043e\u043d\u044f \u0438 \u043d\u0435 \u0434\u0430\u043b \u0435\u043c\u0443 \u043a\u0443\u0441\u043e\u043a \u0445\u043b\u0435\u0431\u0430 \u0441 \u0440\u0443\u043a, \u0430 \u0437\u0430\u0431\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b \u0435\u0433\u043e \u0432 \u0441\u043d\u0435\u0433, \u0442\u043e \u0441\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u0441\u044f \u0432 \u0411\u0435\u0440\u0435\u0436\u043a\u0430\u0445 \u043b\u044e\u0442\u044b\u0439 \u0445\u043e\u043b\u043e\u0434, \u0433\u0440\u043e\u0437\u044f\u0449\u0438\u0439 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0434\u043e\u043c. \u0411\u0430\u0431\u0443\u0448\u043a\u0430 \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430, \u0447\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u043e\u0448\u043b\u043e \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0441 \u0445\u043e\u043b\u043e\u0434\u043d\u044b\u043c \u0441\u0435\u0440\u0434\u0446\u0435\u043c \u043a\u043e\u0433\u043e-\u0442\u043e \u043e\u0431\u0438\u0434\u0435\u043b.\n

\u0424\u0438\u043b\u044c\u043a\u0430 \u0440\u0435\u0448\u0438\u043b \u0438\u0441\u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f. \u0421 \u0440\u0435\u0431\u044f\u0442\u0430\u043c\u0438 \u043e\u043d \u0440\u0430\u0437\u0431\u0438\u043b \u043b\u0451\u0434, \u0441\u043a\u043e\u0432\u0430\u0432\u0448\u0438\u0439 \u0440\u0435\u043a\u0443 \u0443 \u043c\u0435\u043b\u044c\u043d\u0438\u0446\u044b. \u041e\u043d\u0430 \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u043b\u0430 \u0438 \u043d\u0430\u043c\u043e\u043b\u043e\u043b\u0430 \u043c\u0443\u043a\u0438, \u0438\u0437 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0431\u0430\u0431\u0443\u0448\u043a\u0430 \u0424\u0438\u043b\u044c\u043a\u0438 \u0438\u0441\u043f\u0435\u043a\u043b\u0430 \u0445\u043b\u0435\u0431. \u041c\u0430\u043b\u044c\u0447\u0438\u043a \u043f\u0440\u0438\u043d\u0451\u0441 \u0442\u0451\u043f\u043b\u0443\u044e \u0431\u0443\u0445\u0430\u043d\u043a\u0443 \u0445\u043b\u0435\u0431\u0430 \u0441 \u0441\u043e\u043b\u044c\u044e \u043a\u043e\u043d\u044e, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043f\u043e\u043c\u0438\u0440\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0435\u0433\u043e \u0441\u0435\u0440\u0434\u0446\u0435 \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0436\u0435 \u0442\u0451\u043f\u043b\u043e\u0435, \u043a\u0430\u043a \u0445\u043b\u0435\u0431. \u041a\u043e\u043d\u044c \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u043b \u043f\u043e\u0434\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0438\u043b \u0424\u0438\u043b\u044c\u043a\u0443. ">]" data-test="answer-box-list">

mubeautifuldistress

Ответ:

Объяснение:

Дети поднесли хлеб-соль коню в знак примирения.

Когда недоверчивый и недобрый Филька ударил раненого коня и не дал ему кусок хлеба с рук, а забросил его в снег, то случился в Бережках лютый холод, грозящий деревне голодом. Бабушка сказала, что это произошло потому, что человек с холодным сердцем кого-то обидел.

Филька решил исправиться. С ребятами он разбил лёд, сковавший реку у мельницы. Она заработала и намолола муки, из которой бабушка Фильки испекла хлеб. Мальчик принёс тёплую буханку хлеба с солью коню, чтобы помириться и показать, что его сердце такое же тёплое, как хлеб. Конь принял подношение и простил Фильку.

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Яндекс.Метрика

Теплый хлеб

  • Похождения жука-носорога
  • Приказ по военной школе

Рассказ Константина Паустовского детские сказки онлайн библиотека для чтения крупный шрифт с картинками

Рассказ Константина Паустовского «Теплый хлеб»

Одно из самых известных произведений Константина Паустовского для детей – сказка «Теплый хлеб». Эту историю о добре и зле опубликовал когда-то журнал «Мурзилка». Тем, кто прочитал сказку, любопытно будет посмотреть и короткометражный мультфильм, снятый по этому рассказу.

Тема, которую поднимает автор в своем произведении, — тема добра, великодушия и прощения.

Тема вечная, но зазвучавшая по-новому пронзительно в детском по форме, но совсем не детском по содержанию тексте. Возможно, такая пронзительность и убедительность истории связана с тем, что Паустовский выбрал в качестве времени действия военные годы, когда все чувства человека обостряются и на поверхность поднимаются душевные качества, которые в другое время могли бы и не проявиться.

Герои сказки

Главным героем произведения, как это водится у Паустовского, стало животное — конь (только в конце читатель узнает, что его зовут Мальчик). Конь был не простой, кавалерийский, но во время похода его ранило в ногу и пришлось животному остаться в деревне. Благо, нашелся добрый человек, который приютил и выходил лошадь. Таким человеком стал старый мельник Панкрат, которого в деревне считали колдуном за то, что был он очень мудреный, многое знал, но был не особенно словоохотлив.

Образ раненой лошади помогает Паустовскому показать сплоченность и взаимовыручку, которые существуют в деревне. Люди всем миром пытаются прокормить коня, т.к. Панкрату не хватает для животного корма. Все жители деревни прикармливают лошадь, и лишь один озлобленный и жестокий сердцем мальчуган отказывает лошади в куске хлеба. В порыве злости и гордыни он бросает хлеб в снег перед ногами коня. Таким жестоким и равнодушным оказался мальчик Филька по прозвищу «Да ну вас».

Но не думал Филька, что его поступок приведет к таким последствиям: в деревне началась метель и стужа, да такая, что замерзла вода на реках. Теперь всем жителям деревни грозит голодная смерть, т.к. мельница без воды работать не будет, а значит не будет и хлеба.

Помогает Фильке понять всю тяжесть его поступка и осознать вину история бабки. Она рассказывает внуку легенду о том, что сто лет назад такой мороз уже случался в их местах. А виной тому стал озлобленный мужик, который кинул раненному солдату заплесневевший хлеб.

Филька так проникся легендой, что в туже ночь отправился к старому Панкрату за советом, как спасти деревню. Но здесь его ждало разочарование: старый мельник предложил ему самому исправлять содеянное. В итоге паренек придумал выход, собрал всю деревню, и удалось людям расколоть лед на реке, пустить воду на мельницу.

А что же конь? А конь принял извинения Фильки и буханку теплого хлеба с солью.

Основная мысль

Сострадание, отзывчивость и неравнодушное отношение к бедам других (в том числе животных) делает каждого человека лучше – такой философии придерживается автор и пытается донести ее до своих маленьких читателей.

Злоба и жестокосердие может привести к непоправимым бедам. Однако, нельзя ставить крест на том, кто однажды оступился – желание исправиться не менее ценно.

Вот так Паустовский мастерски раскрывает характеры персонажей, поднимает сложные бытийные проблемы, но делает это не навязчиво. В очередной раз показывает тесную связь между человеком и животным, рисует образ исконно русской души и культуры с ее широтой и способностью к всепрощению.

Читайте рассказ русского писателя Константина Паустовского о тёплом хлебе онлайн, бесплатно и без регистрации, крупным шрифтом.

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, – ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди – помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее – общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!».

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, – хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

– На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» – и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» – кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

– Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, – говорила бабка. – Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.

– Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька.

– От злобы людской, – ответила бабка. – Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!». – «Мне хлеб с полу поднять невозможно, – говорит солдат. – У меня вместо ноги деревяшка.» – «А ногу куда девал?» – спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», – отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный – подымешь, – засмеялся мужик. – Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

– Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.

– От охлаждения сердца, – ответила бабка, помолчала и добавила: – Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

– Чего ж теперь делать, бабка? – спросил Филька из-под тулупа. – Неужто помирать?

– Зачем помирать? Надеяться надо.

– На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

– А как его исправить? – спросил, всхлипывая, Филька.

– А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

– Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный.

В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

– Садись к печке, – сказал он.– Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

– Да-а, – вздохнул Панкрат, – плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

– Ты брось реветь! – строго сказал Панкрат. – Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил – сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать – неизвестно.

– Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? – спросил Филька.

– Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

– Понятно, – ответил упавшим голосом Филька.

– Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

– Ну, – сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, – время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

– Я, дедушка Панкрат, – сказал Филька, – как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

– Ишь ты, шустрый какой! – сказал мельник, – Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

– Да ну его! – сказал Филька. – Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

– А ежели замёрзнете?

– Костры будем жечь.

– А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лёд и скалывает».

– Согласятся! Я их умолю. Наши ребята – хорошие.

– Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили – покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали – и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.

Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах – ребята, кошки, даже мыши,– всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

– Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

– Да нет! – закричали ребята.– Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

– Ну что ж, – сказал Панкрат, – не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

– Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт…

Рассказ-сказка Паустовского -Тёплый хлеб.


Финал рассказа Паустовского "Теплый хлеб" иначе как счастливым и не назовешь. Все в рассказе завершается благополучно, мальчик Филька мирится с конем, конь прощает Фильку, который оказался не таким и злым мальчиком. Мороз также отступает, голод больше не грозит жителям деревни и у всех на лицах играют улыбки.

Но чтобы случился такой финал, мальчику Фильке пришлось пройти через осознание неправильности своих поступков, пришлось раскаяться и придумать способ все исправить. Ему пришлось много потрудиться и пролить немало слез. Но это того стоило, ведь осознав свои ошибки столь дорогой ценой, Филька точно не станет их повторять и вырастет хорошим, добрым и отзывчивым человеком, который будет хорошо относится и к животным и к другим людям.


Финал рассказа -Тёплый хлеб, писателя Паустовского, довольно оптимистичный и жизнеутверждающий.

Мальчик Филька, обидевший коня, после рассказа бабушки и разговора с конюхом осознаёт свою ошибку, собирает друзей и разбивает лёд на реке.

Затем устанавливается нормальная погода, лютые холода отступают, Филька приносит коню тёплый хлеб и они мирятся.

В деревню приходит тишина и покой, а на улицах запахло тёплым хлебом.


Главный герой произведения К. Паустовского "Теплый хлеб" мальчик Филька ни положительный, ни отрицательный. Он разный в разных частях произведения.

В самом начале Филька действительно отрицательный герой. Его можно описать такими словами: безразличный, невнимательный, необщительный, нелюдимый, злобный, жестокий, бесчувственный и т.д. Он совершает очень плохой поступок - неуважительно поступает по отношению к коню. Вместо того, чтобы угостить раненное животное хлебом, он бросает еду коню в снег и отмахивается от него, злобно называя "Дьявол!" За это конь очень рассердился и призвал сильный мороз, вьюгу и снегопад к себе в защитники.

Во второй части рассказа Филька понимает, что он натворил. Он старается исправить свою ошибку и ему это удается. В мальчике просыпаются самые лучшие его качества: доброта, общительность, уважение, целеустремленность, смелость, упорство, трудолюбие. Он раскаивается, просит прощения у коня, приносит тому хлеб и мирится с ним.

Я думаю, что нет людей чисто положительных или отрицательных, в каждом человеке есть и такие, и другие качества. Каждый человек может совершить ошибку. Важно не допускать того, чтобы негативные качества "брали верх", а также осознавать свои ошибки и справлять их.


Рассказ К. Паустовского "Тёплый хлеб" - это своего рода притча о том, что нельзя бросать на ветер злые слова и нельзя бросать хлеб, который во все времена служил для человека символом достатка и сытости.

Рассказ можно разделить на несколько смысловых частей и озаглавить их - так получится его план.

  1. Раненый конь.
  2. Злые слова и поступок Фильки.
  3. Лютый холод
  4. Бабушкина легенда об "охлаждённом сердце".
  5. За советом к мельнику Панкрату.
  6. Избавление от стужи.
  7. Примирение с конём.

Филька осознал под угрозой голода неблаговидность своего поступка и сделал всё от него зависящее, чтобы получить прощение. Это очень поучительный рассказ.



Почему такое название "Тёплый хлеб"?

В рассказе Паустовского "Тёплый хлеб" мы наблюдаем как мальчик Филька из злого и чёрствого по характеру превращается в доброго и отзывчего мальчика. Совершив грубую ошибку и пройдя после этого все страшные испытания, он понял, что только добром можно победить зло и его сердце стало таким же тёплым как тот тёплый хлеб, которым он угощал раненого коня. Поэтому Паустовский и назвал рассказ "Тёплый хлеб" как символ потепления Филькиного сердца.

Предлагаю вам ещё один вариант ответа на этот же вопрос:


Почему Константин Паустовский назвал своё произведение


Как объяснила бабушка своему внуку Фильке, прозванному в деревне "Да ну тебя", причиной сильного мороза, который случился в деревне Бережки сто лет назад, стала "Злоба людская" .

В своем произведении Паустовский повествует о мальчике Фильке, достаточно грубом, дерзком ребенке, который зашедшему во двор покалеченному коню, бросил кусок хлеба в снег, да еще и ударил:


Сразу после этого случая на деревню обрушилась непогода с сильным морозом и в ответ на вопрос мальчика о причине такого ненастья, его бабушка рассказала историю столетней давности, когда одноногий солдат, проходя через деревню попросил хлеба и один жадный и злой мужик бросил краюху тому под ноги, сказав


Этот солдат и вызвал своим свистом силный мороз, от которого этот злой мужик и умер.


Сопоставив себя с тем мужиком, Филька понял, что именно он является тем обидчиком и дурным человеком, сотворившим злое дело.

Рассказ Паустовского поучителен. В его концовке, Филька мирится с тем конем, которого он обидел. Ребенок понял что такое доброта в конкретном случае и эта доброта не обязательно должна относится по отношению к людям, но и всему нас окружающему.


Богданова Наталия Викторовна

План-конспект урока по литературе в 5 классе - 3 четверть. Рекомендован для обучающихся в общеобразовательной школе (базовый уровень). Урок первичного ознакомления.

ВложениеРазмер
paustovskiy_gotov.docx 30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»:Почему конь простил Фильку?

Цель деятельности учителя: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского и анализе сочинения по тексту сказки показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Личностные: учащийся умеет нравственно – этически оценивать прочитанное.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

урок по закреплению знаний и способов деятельности.

Оборудование урока: учебник-хрестоматия, мультимедийная установка, компьютер

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный метод. Приём: слово учителя.

Метод творческого чтения. Приёмы: комментированное чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический метод. Приёмы: подбор материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная

Организационный момент. (Приветствие, проверка готовности к уроку)

И нарисуйте свое душевное состояние на полях тетрадки в виде смайлика.

Стадия «Вызов». Чтение строк учителем:

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут.

- Ребята, посмотрите на экран (на экране пословица «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу») (СЛАЙД 1)

-Как вы ее понимаете? (ОТВЕТЫ)

- Ребята, скажите, пожалуйста, а что еще может быть добрым? (ДЕЛА, ЧУВСТВА, ПОСТУПКИ, ПАМЯТЬ).

- А что такое доброта? Кто для вас является добрым человеком? (ОТВЕТЫ)

Составление кластера «Доброта» ЧТО такое кластер? СЛАЙД 2

- Итак, в центральном круге я пишу слово ДОБРОТА, а далее вы говорите слова, которые входят в эту группу или, мы будем говорить, кластер.

ДОБРОТА: ЛЮБОВЬ, ЗАБОТА, СОСТРАДАНИЕ, СОУЧАСТИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ПОМОЩЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ

-Запишите в тетрадь новый термин КЛАСТЕР и нарисуйте его.

- Подумайте, какой картинкой мы могли бы изобразить слово доброта? Нарисуйте её (солнышко, радуга, улыбка, птичка)

- Ну а теперь предлагаю нам с вами пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

- Каким вы увидели мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его. РАБОТА С ТЕКСТОМ

- Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку прозвали «Ну тебя»?»

Это формула его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всехСТР 73.

- Какой нехороший поступок совершает Филька?

Ударяет коня по губам, бросает хлеб далеко в рыхлый снег,прогоняет коня. СТР74

-Осознает ли мальчик, что поступил плохо?

(«Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! - и прислушался».

«Да ну вас! Проклятые» - кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.)

- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка главного героя завыл ветер? Что слышит мальчик в этом завывании? И как в целом природа «реагирует» на поведение Фильки?

Неслучайно, здесь появляется «волшебство» - вводится автором «сказочность» (стр. 74-75, 79)

- Когда Филька понял, что совершил дурной поступок?

Не тогда, когда обидел раненого коня, а позже, когда заплакал над рассказом бабки.

- Как отношение Панкрата и других героев произведения к Фильке помогло ему понять себя?

Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

- Каким мы видим Фильку в конце произведения?

Филька меняется, говорит: «Я их умолю. Наши ребята - хорошие»

-Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! - сказал Филька. - Пробьем мы, ребята, и такой лед!» СТР. 78

- Почему в конце сказки Филька не произносит эту фразу?

- Представим, что мы не знаем финала сказки. Что побеждает в конце любой сказки?

Конечно, добро всегда побеждает зло.

- Кто же помогает Фильке исправить сложившуюся ситуацию?

- В чем заключается их помощь?

Бабка рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может помочь. Панкрат соглашается помогать.

- Кто помнит притчу, рассказанную бабкой? От чего умер герой этой притчи?

Он умер от охлаждения сердца. Его сердце замерзло и покрылось плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу.

- Какое же решение принимает Филька?

Он решает изобрести способ «всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую – он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти.

- Почему никто в деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал?

Потому что только в единении, только все вместе люди могут победить зло.

- Почему конь простил Фильку?

Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.

У вас на партах лежит листок со словом «прости»

Попробуем дать определение слову прощение с помощью чувств, которые помогут нам, когда мы просим или принимаем прощение.

О – открытость, откровенность

С – сострадание, стыд

И – искренность, избавление

- Теперь я предлагаю вам сформулировать правила, которые могут быть занесены в «нравственный кодекс» каждого человека. Записать обобщение в тетрадь

Правило 1. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Правило 2. Умей увидеть чудо и творить его сам.

Вот мы и подвели итог пути от зла к добру на примере сказки-притчи «Теплый хлеб». Если вы столкнетесь с проблемой выбора, вспомните о нашем разговоре на сегодняшнем уроке.

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

Я полагаю, что произведение Паустовского никого из вас не оставило равнодушным. Впереди у вас долгая жизнь, каждый из вас войдет в нее по своей выбранной дороге, поднимаясь вверх, каждый по своей лестнице, совершая при этом, я надеюсь, только добрые дела. Пусть одними из ваших путеводителей станут высказывания великих людей. Посмотрите, пожалуйста, на листочки, лежащие у вас на столах. Прочитайте понравившиеся вам высказывания.

1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро.

Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра.

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Николаевич Толстой

8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу.

Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время.

Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго.

11) Добро по указу — не добро.

Иван Сергеевич Тургенев

12) Ступайте с осторожностью и с оглядкой по узкой и извилистой тропе Добра.

13) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Мишель де Монтень

14) Старайся всякому делать добро, а не себе одному.

15) Между добрыми людьми — все доброе.

Марк Туллий Цицерон

16) Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

17) Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть.

18) Кто доброе сеет — добро его плод,

Кто злое посеет — злодейство пожнет.

19) Между добрыми людьми — все доброе.

20) В победе зла — падение твое. В добре твоем — спасение твое.

Оценки за урок. ДЗ: к след уроку прочитайте биографию С.Я Маршака.

И как в начале урока, нарисуйте свое душевное состояние на полях тетрадки в виде смайлика.

Спасибо за работу

Если времени ещё много, то можно сделать анализ литературоведческих терминов.

Активизация опорных знаний по теории литературы, работа над понятием «эпитет», определение лексического значения слова «теплый»

- Да, в произведении Паустовского есть и действительное, и фантастическое. Это еще раз доказывает, что «Теплый хлеб» - сказка. Определите, какие события и персонажи являются реальными, а какие – сказочными.

Конечно, в сказке К.Г. Паустовский показал много волшебного. Но писатели не всегда придумывают сюжеты, часто они находят их в самой жизни. И как знать, может, эта история произошла на самом деле, ведь многие люди совершают зло. Согласны ли вы со мной?

- Правильно, эта сказка о нас с вами, о том, что человек часто ошибается. А еще о чем сказка? Чтобы ответить на этот вопрос, подумаем, почему Константин Георгиевич назвал сказку «Теплый хлеб».

Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова.

Нагретый, дающий или содержащий тепло.

Не знающий морозов, южный.

Хорошо защищающий тело от холода.

Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый

- В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?

- Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?

- Итак, в чем смысл названия сказки?

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика.

Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик. Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в рассказе. Давайте найдем это в тексте.

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки: 1) «Слеза скатилась… они трещали, лопались»

2) «В морозные дни… с темной водой».

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

  1. Реальное и волшебное в сказке. Групповая работа.

1 группа – Что, по-вашему, в сказке реальное?

2 группа – Что, по-вашему, сказочное?

Тест на знание содержания произведения

Выберите один из вариантов ответа в предложенных заданиях.

1) Почему конь остался в деревне?

Б) Так захотел Панкрат.

В) Конь не захотел идти дальше.

2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

5) Как Филька искупал свою вину?

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

6) Причиной лютого мороза столетней давности бабка Фильки считала:

А) злобу людскую

Б) ненависть народную

В) грубость человеческую

7) Как Филька помирился с конем?

А) Попросил у него прощения.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Ключ:1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,

1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить. Блез Паскаль

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро .Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях .Блез Паскаль

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Николаевич Толстой

8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу. Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время. Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго. Публилий Сир

11) Добро по указу — не добро .Иван Сергеевич Тургенев

12) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Мишель де Монтень

13) Старайся всякому делать добро, а не себе одному. Григорий Богослов

14) Между добрыми людьми — все доброе. Марк Туллий Цицерон

15) Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть. Лактанций

1) Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Николаевич Толстой

2) Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. Лев Николаевич Толстой

3) Лучшее в добрых делах — это желание их утаить. Блез Паскаль

4) Добро хорошо тогда, когда это истинное добро. Древний Египет, неизвестный автор

5) Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир

6) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль

7) Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. Лев Николаевич Толстой

8) Если можешь сделать добро ближнему, делай его сразу. Древний Египет, неизвестный автор

9) Преступлению нужна внезапность, доброму делу — время. Публий Корнелий Тацит

10) Недоброе всегда быстрее доброго. Публилий Сир

11) Добро по указу — не добро. Иван Сергеевич Тургенев

12) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. Мишель де Монтень

13) Старайся всякому делать добро, а не себе одному. Григорий Богослов

14) Между добрыми людьми — все доброе. Марк Туллий Цицерон

15) Нельзя познать добра и принять его, если мы не умеем познать зла и его отвергнуть. Лактанций

Постарайтесь пересказать эту сказку близко к тексту с концовкой, характерной для народной сказки, и такой, какая есть в сказке Паустовского.


В сказке Паустовского автор использует концовку, обычную для рассказа. Филька подходит коню с теплым хлебом и солью и конь прощает мальчика.

Попробуем пересказать эту сказку с концовкой, как у народных сказок.

Однажды мальчик Филька жестоко обидел раненого коня, бросив ему хлеб в рыхлый снег, да еще и ударив по губам. После этого наступили жестокие морозы и бабушка рассказала Фильке поучительную историю о том, что когда-то давно точно также был обижен раненый солдат-инвалид и вся деревня чуть не умерла от голода.

Филька решил исправить содеянное и собрав ребят продолбил мельничную запруду. Но только помочь мельнице крутиться было мало, требовалось еще и помириться с конем.

Поэтому Филька взял свежий, еще горячий хлеб и пошел к коню. Мальчик протянул коню краюху и конь начал ее жевать.

-Прости меня Конь, - сказал мальчик. - Я не со зла, а по глупости.

Конь подмигнул ему глазом и ничего не ответил, но Филька понял, что прощен.

И устроили в деревне большой пир, на котором я был и мед с пивом пил, вот только все по усам стекло, да в рот ни капли не попало


Перескажем сказку Паустовского "Теплый хлеб" с концовкой как у народной сказки.

В одной деревне настали суровые времена, сильные морозы сковали пруд у мельницы и не стало в деревне муки, чтобы испечь хлеб. Мальчик Филька винил в этом себя, ведь это он обидел раненого коня, не дав тому хлеба. Он узнал, что в прошлом уже случалась подобная беда, когда инвалиду-солдату бросили заплесневелый хлеб.

Филька с помощью ребят раздолбил лед у мельницы, но требовалось еще и попросить прощения у коня.

Филька взял свежеиспеченный хлеб и отправился к коню.

-Извини меня, дурака - виновато сказал он, протягивая хлеб. - Я больше никогда так не поступлю.

Конь переступил с ноги на ногу и вдруг ответил на человеческом языке:

-Молодец Филька! Ты все понял правильно. Больше никого напрасно не обижай.

Конь стукнул копытом по льду и вдруг он стал таять.

И жили с тех пор в деревне все весело и счастливо.


Однажды раненый конь, любимец всей деревни, забрел во двор, где жил Филька со своей матерью. Конь привык, что в деревне его всегда подкармливали и он, ничего не боясь, ходил по дворам в поисках пищи.

Филька, угрюмый и эгоистичный мальчик, привыкший отвечать на все обращенные к нему просьбы любимым "ну тебя", выгнал коня со двора, не накормив его.

Буквально сразу же на деревню напал жуткий мороз, такой жуткий, что вода застыла везде - в речке, в колодцах, это грозило деревне большой бедой.

Узнав от матери, что причина подобного несчастья - чья-то черствость и жестокость, Филька опомнился и решил помочь жителям деревни.

Вместе с ребятами они начали рубить лед в реке, чтобы добраться до воды. Постепенно погода менялась, становясь все более теплой, и в конце концов показалась долгожданная вода.

Вода поступила на мельницу, мельник намолол муки, по деревне разнесся запах теплого хлеба.

Филька с буханкой теплого хлеба пошел к коню мириться. Сперва конь боялся мальчика, но потом мельник объяснил ему, что не стоит. Сказка заканчивается примирением Фильки и коня.

Держа в руках хлеб Филька нерешительно вошел в конюшню. Конь молча смотрел на него.

  • Прости меня, - сказал Филька.

Он подошел к коню и ласково погладил его по холке. Чувствуя, что мальчик не причинит ему боли, конь доверчиво посмотрел на него и сказал:

  • Хорошо, Филька, что ты понял сейчас, что самое главное в человеке - это сострадание и любовь к ближнему. Сказал, стукнул копытом о землю и исчез. Много еще на земле таких Филек.

Читайте также: