Почему куприн назвал лошадь изумруд

Опубликовано: 29.09.2022

Краткое содержание:

  • История создания
  • Жанр, направление
  • Смысл названия
  • Композиция
  • Сюжет
  • Суть
  • Главные герои и их характеристика
  • Темы
  • Проблемы
  • Основная идея
  • Чему учит?
  • Обсуждение

История создания

Рассказ «Изумруд» был написан А. И. Куприным в 1907 году. В основу сюжета произведения легла реальная история великолепного скакуна Рассвета, который был погублен из-за корыстных расчетов людей. Необычность произведения состоит в выборе автором главного героя: все события увидены глазами жеребца Изумруда. Перед читателем открывается удивительный мир, состоящий из ярких образов, запахов, тайных мыслей. Здесь приведено лишь краткое содержание. «Изумруд» Куприна – это прекрасная тонкая драматичная история о доверчивости и беззащитности животных и жестокости мира людей.


Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.

Жанр, направление

«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.

Смысл названия

Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.

Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.


Композиция

Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.

В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.

Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.

Победа рысака на скачках становится кульминацией рассказа, после этого действие постепенно угасает. Развязкой служит смерть Изумруда, которая описывается отстраненно и холодно, будто через пелену непонимания. Изумруд не понял последней человеческой подлости, но для читателей тайн не остается.


Ужасная смерть лошади и последовавшая за ней темнота эмоционально резонируют с удивительными детскими воспоминаниями Изумруда. Ощущение свободы, свежести природы, близости матери и уже знакомых людей делают животное счастливым. Тем страшнее при пробуждении неволя и ее закономерный итог.

Сюжет

Главный герой рассказа - беговой конь по кличке Изумруд. Он живет в большой конюшне вместе другими лошадями и выступает на скачках. Изумруд - красивый, умный и быстрый конь. Он особенно любит, когда на нем ездит главный наездник конюшни - добрый и ловкий англичанин. Под его руководством Изумруд показывает свои лучшие результаты.

Однажды Изумруд, как обычно, участвует в забеге на ипподроме вместе со своим любимым наездником-англичанином. Конь выступает блестяще и выигрывает скачку. Внезапно на ипподроме происходит скандал: зрители кричат, что Изумруд - фальшивый конь, и требуют вернуть деньги. Растерянный Изумруд не понимает, что случилось, ведь он выступил хорошо.

После этого Изумруда больше не берут на скачки. Теперь к нему приходит много незнакомых людей (судя по всему, покупателей), которые рассматривают его и о чем-то спорят. Бедный Изумруд скучает взаперти без движения. Наконец его перевозят на поезде в какую-то деревню, где держат отдельно от других лошадей. Изумруд чувствует, что его как будто прячут. В конюшню к Изумруду снова приходят неизвестные люди (вероятно, покупатели), теребят его и о чем-то спорят.

На новом месте Изумруду особенно не нравится один конюх. Однажды этот человек дает коню странный сладкий овес - судя по всему, отравленный. Несчастный Изумруд съедает корм и в муках умирает.

На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.

В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». Интересно, что автор рассказывает о мыслях животного, словно мы можем посмотреть на мир глазами скакуна. Характеристика Изумруда складывается из оценки его взаимодействия с другими лошадями и людьми. Много интересного читатель узнает из воспоминаний и мыслей Изумруда. Изумруд любопытный и смелый, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.


Так же прослеживаются такие качества. Как внимательность, развитая интуиция и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.

Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.

Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.

Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.

Васька – молодой конюх, который не любит лошадей. Злоупотребляет алкоголем, курит в конюшне, грубый в обращении с животными.

Англичанин. Наездник высокий и худой, всегда с бритым лицом и золотыми очками. Он воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь». Наездника боялись конюхи и лошади, Изумруд же уважал англичанина.

Конюх. Работал на конюшне, где прятали Изумруда. У мужчины была большая голова, маленькие глаза и черные усики. Он всегда был заспанным и относился к лошадям равнодушно, но Изумруд испытывал по отношению к нему ужасающий страх. В дальнейшем именно этот конюх подсыпал отравленный овес Изумруду, чем и убил его.


Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.

В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.

Проблемы

Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.


Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.

Основная идея

Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».

Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».


Чему учит?

Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».

Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищено.

Гиренко Наталья Ивановна

Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги

ВложениеРазмер
chitatelskaya_konferentsiya_po_rasskazu_izumrud_a._i._kuprina.rar 12.82 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна «Изумруд» для учащихся 6 класса

Подготовила учитель МКОУ СОШ № 7 пос. Советское Руно

Гиренко Наталья Ивановна

Цель читательской конференции:
• Развивать любовь к творчеству А.И. Куприна;

• Воспитывать чувство уважения к русской классической литературе;

• Воспитывать чувство сострадания к «братьям нашим меньшим»;

• Формировать в ходе обсуждения рассказа коллективное читательское мнение;
• Показать эффективность данной формы работы для развития интереса к чтению, читательских и коммуникативных умений учащихся.
• Показать возможности читательской конференции для руководства детским чтением со стороны учителя, для выстраивания воспитательной работы на основе рассказа.

Оборудование: мультимедийная презентация, книжная выставка, музыкальное сопровождение.

Вступительное слово учителя . Ежегодно в конце марта у нас в стране проводится Неделя детской книги. Этой традиции очень много лет. Впервые книжкины именины прошли в Москве 26 марта 1943 года. Был хмурый мартовский день 1943 г. Шла война, продукты выдавали по карточкам, в домах было холодно. В этот день московские мальчики и девочки в стареньких платьицах и курточках, в стоптанных башмаках и залатанных валенках заполнили просторный зал Дома союзов. Непривычно щурясь от яркого света люстр, они слушали, что расскажут им хорошо знакомые по книжкам детские писатели и поэты. Дети получили в подарок книги, отпечатанные на тонкой серой бумаге, они были действительно ценным подарком. Так впервые праздновалась Неделя детской книги- «книжкина неделя». С тех пор в конце марта по всей стране проводится Неделя детской книги.

Чтение не просто занятие, которым можно заполнить свое свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся, становимся добрее, умнее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Вот почему книги всегда рядом с нами, они сопровождают нас с самого раннего детства и до старости .
Нельзя стать образованным человеком без знания мировой литературы . По версии "Daily Telegraph" есть 110 книг, которые должен прочесть каждый образованный человек. Среди них Гомер, Толстой Л.Н. Ч. Дикенс, В. Шекспир, Данте,Б. Пастернак, Ж. Верн и многие другие. Не многие осилят этот список. Это программа на всю жизнь.

Я думаю, что на вы уже прочитали много замечательных произведений, которые положили начало вашей «Золотой полке». О золотой полке писал Юрий Олеша: «Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги».

В детские годы мы читаем книги прежде всего душой, сердцем. Чем старше мы становимся, тем больше книга дает нашему уму. Я желаю, чтобы произведение, которое мы сегодня взяли для обсуждения вы прочитали сердцем, потому что оно посвящено лошади. Мы проводим в рамках Недели детской книги читательскую конференцию по рассказу Куприна «Изумруд».

- Что вы знаете о Куприне? Какие произведения его читали. О чем они?

Пройдя ещё в детстве через ряд испытаний, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

- А какой сегодня год по восточному календарю? По восточному календарю именно это прекрасное животное является символом 2014 года.

- Что олицетворяет собой лошадь? Какие у вас возникают ассоциации с этим животным?

Лошадь, согласно китайскому гороскопу, олицетворяет собой мудрость и чистый разум. Она красива, живописна, грациозна. Она подскажет как сделать нашу жизнь красивее, гармоничнее и будет щедра к людям творческим, мыслящим неординарно.

-- Что интересного вы знаете о лошадях?

- Какой масти бывают лошади?

- Какие читали произведения о лошади? («Теплый хлеб» Паустовского)

Нет на свете человека, который равнодушно посмотрит на лошадь: она невольно вызывает восхищение. Какая стать! Какие умные глаза! А грива, а хвост – такого нет ни у какого другого существа! Но лошадь – прежде всего надежный друг человека. Несколько тысячелетий назад началось общение человека и лошади. За это время лошади стали верными спутниками людей и заметно повлияли на всю человеческую историю.

- Прежде, чем перейти к обсуждению содержания, я хочу поставить перед вами проблему: известно в основе рассказа лежит реальная история коня по кличке Рассвет. В конце урока мы должны ответить на вопрос: почему автор назвал героя рассказа Изумруд ? И еще один вопрос, на который я бы хотела, чтобы ответили в конце урока: эпиграфом я взяла слова: как вы их понимаете и как они соотносятся с рассказом Куприна ?

Итак, переходим к обсуждению рассказа:

- Кто такой Изумруд? Прочитайте описание.

- Что значит «беговая» лошадь? - рысак (бывает иноходец)

- Расскажите, кто ухаживает за лошадьми. (Василий, Назар, Андрияшка)

- Кто из конюхов нравится Изумруду? (Назар)

– Почему? Прочитайте, как воспринимает людей? Во 2 гл Назар засыпает овес.

- «Вот тот, высокий, худой, сгорбленный, у которого бритое лицо и золотые очки…». Кто это? Почему нравится англичанин?

- Как воспринимает окружающее Изумруд? (через запахи, звуки)

- Что снится Изумруду накануне скачек? гл 2 Прочитайте

- Как Изумруд узнает, что наступил день скачек?

-Как его готовят к бегам? (Купание…Запряжка…

- Каких соперников он увидел на проминке?(серый в яблоках. Гнедая кобылка. Огромный вороной жеребец, огненно – рыжий рысак). ГЛ 4

- Кто не соперник? Почему?

- С кем выпало соревноваться в паре? (А какую роль играет мальчик на белом рысаке, поддужный ?

- « Наездник сам испытал крепость подпруги, просовывал палец между ней и животом…» - О ком идет речь?

- найдите и прочитайте эпизод запряжки лошади. ГЛ 3

- Прочитайте описание ипподрома. ГЛ 5

- Обратите внимание, что в рассказе нет диалогов. Но в 5 главе, которая является кульминацией рассказа, воображаемый диалог, кого с кем?

- Что чувствует Изумруд? (Радость от победы, удовлетворение, что он не подвел наездника)

- А как повели себя люди? Почему?

- Что нарушило его чувство победы. Радости? В чем сомневаются и почему люди, громко разговаривающие? Понимает Изумруд? (По-детски наивное непонимание человеческой ненависти в момент осмотра перед толпой после финиша показывает, каким беззащитным на самом деле является жеребец, и как этим пользуются те, кто морально сильнее).

- Какова судьба Изумруда? Перескажите

- Почему умер Изумруд?

- Какова главная мысль рассказа? Как в рассказе показаны люди и как лошади? Кто вам симпатичней?

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И как противопоставлены люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади выглядят венцом творения природы .

- Как вы понимаете эпиграф?

_ Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: почему Куприн назвал своего героя Изумрудом? Что такое изумруд? Что общего у камня и беговой лошади из рассказа Куприна?

Изумруд – камень успеха, жеребец в рассказе Куприна, как драгоценный камень, добился успеха, победил

- Послушайте песню Высоцкого «Бег иноходца». - Попробуйте понять, что общего у рысака Изумруда и иноходца из песни?

(Оба коня победители в бегах, оба победили наперекор всем- этим похожи: дерзкие, смелые, честно выигрывают скачки не в угоду кому – то или чему – то, а потому что они лучшие, им нравится бег и они честно выполняют свою работу, но корыстные люди недовольны)

- Понравился вам рассказ? Я предлагаю список небольших произведений, посвященных лошадям, в том числе и Холстомер» Толстого, которому посвятил свой рассказ Куприн. Прочитайте, поставьте на свою золотую полку эти книги.

Каждый из нас – личность. И чтобы эта личность развивалась, развивалась ваша душа, ум и сердце, вы должны быть внимательными, вдумчивыми, трудолюбивыми читателями. Закончить нашу конференцию я хотела бы словами Декарта: «Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.» Я приготовила вам небольшой список книг о лошадях, которые могут занять достойное место на вашей «золотой полке», прочитайте эти книги! Развивайте себя, приобщайтесь к мировой культуре!

- А заключение я предлагаю послушать песню о трагической судьбе лошадей на слова известного российского поэта Бориса Слуцкого «Лошади в океане».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си.


Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны стор.

Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель».


Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»

Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и от.

Предлагаю вопросы для обсуждения содержания книги В. Железникова "Чудак из 6Б" на читательской конференции с учащимися 5-6 классов.

Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты в этой привычной для нас формуле. В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее составляющих, порой зависит человеческие судьбы. Великая О.


Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ.

Александр Иванович Куприн – великий русский писатель второй половины 19 – первой половины 20 века. Творческое наследие писателя – это, в основном, небольшие рассказы и повести. Многие из них (в частности, рассказ «Изумруд») посвящены животным, а также их взаимоотношениям с людьми. Многомудрый Литрекон предлагает анализ рассказа «Изумруд» по плану.

История создания

Рассказ «Изумруд» был написан в 1907 году и впервые опубликован в альманахе «Шиповник». Знакомый писателя, Н. Телешов, в своих «Записках писателя» вспоминает, что Куприн всегда любил лошадей, мог часами говорить о них. За свое пристрастие к этим животным он даже получил прозвище «Конная площадь». Так, однажды в ходе очередного дружеского разговора, он решил написать рассказ, посвященный беговому рысаку.

Есть версия, что сюжет, положенный в основу рассказа «Изумруд», отчасти был основан на слухах, ходивших тогда в Москве. Популярный в городе успешный беговой рысак вдруг погиб; одной из версий его смерти стало отравление.

Рассказ получил высокую оценку Льва Николаевича Толстого. Именно герою его произведения – коню Холстомеру – посвящен «Изумруд» Куприна.

Жанр, направление

«Изумруд» — это небольшой по объему рассказ, состоящий из шести глав. Благодаря близкому к повседневной жизни сюжету и подчеркнутой нравственной проблематике, он может быть отнесен к реалистическому, а также неореалистическому направлениям в отечественной литературе начала 20 века.

Смысл названия

Рысак Изумруд – главный герой рассказа, именно о его жизни мы узнаем из текста. Однако из самого названия нельзя сказать, о чем конкретно пойдет речь в тексте; оно ассоциируется с чем-то ценным, красивым и благородным.

Главный герой рассказа – конь Изумруд – прекрасно соответствует этим характеристикам. Куприн будто говорит читателям: нет большего счастья и удачи, чем отыскать такое удивительно доверчивое, порывистое и верное существо.

Композиция

Оригинальность авторского решения заключается в том, что все происходящее мы изучаем будто глазами самого Изумруда. Так, в первых главах мы узнаем о том месте, где живет рысак, о его «соседях» и хозяевах. Также мы читаем о детстве коня, и не могут не поразить удивительно живописные, живые картины природы, оставшиеся в воспоминания животного.

В следующих главах писатель показывает, как Изумруд выполняет свою работу и как взаимодействует с людьми, что делает образ животного еще более разносторонним, вызывает в нас чувства восхищения и сопереживания.

Фактическое отсутствие диалогов и полноценных разговоров между людьми вокруг Изумруда усиливают интуитивное восприятие ситуации; мы эмоционально лучше понимаем состояние лошади, ее беспокойство или радость.

Победа рысака на скачках становится кульминацией рассказа, после этого действие постепенно угасает. Развязкой служит смерть Изумруда, которая описывается отстраненно и холодно, будто через пелену непонимания. Изумруд не понял последней человеческой подлости, но для читателей тайн не остается.

Ужасная смерть лошади и последовавшая за ней темнота эмоционально резонируют с удивительными детскими воспоминаниями Изумруда. Ощущение свободы, свежести природы, близости матери и уже знакомых людей делают животное счастливым. Тем страшнее при пробуждении неволя и ее закономерный итог.

На примере истории бегового рысака Изумруда Куприн показывает, как человеческая жестокость и жадность способны погубить жизнь удивительного существа, доверчивого и преданного, так же, как и мы, ценящего жизнь и наслаждающегося ею.

В тонком психологизме рассказа передана невероятная чуткость животного, тянущегося к человеку, понимающего его порой лучше, чем его двуногие собратья. Куприн уверен, люди, переставшие ощущать свою ответственность перед всем живым, самодостаточность и красоту мира обречены жить в пустом и бездуховном мире, подобном темной пропасти смерти.

Главные герои и их характеристика

Главный герой рассказа – четырехлетний жеребец Изумруд, «рослая беговая лошадь американского склада». О характере Изумруда мы узнаем в процессе его взаимодействия с другими лошадями и людьми, а также отчасти из его собственных воспоминаний и мыслей. Он любопытен и смел, не боится противостоять взрослому жеребцу Онегину. Он послушен и чуток к реакциям своего наездника. Очевидно, Изумруд – талантливый скакун; он выигрывает забег, соревнуясь с другими сильными и тренированными лошадями.

Нельзя не отметить и внимательность, развитую интуицию и чутье лошади. Он знает каждого посетителя конюшни, их особый запах, характер, привычки. Несмотря на свою силу и храбрость, Изумруд доверчив и тянется к людям, не ожидая от них подлости.

Образ Изумруда максимально приближается к человеческому в его детских воспоминаниях о вольной прогулке, весенней, только пробуждающейся ото сна природе и зовущей матери. Кажется, что и человек с такой же легкой грустью и теплотой вспомнил бы пору своего детства.

Судьба Изумруда вызывает у читателей не снисходительную жалость, а искреннее сострадание животному, как равному себе.

О второстепенных героях рассказа мы также судим, опираясь на восприятие главного героя.

  • Назар – «хороший старик» с неторопливыми и мягкими движениями, но нет в нем чего-то главного, лошадиного.
  • Васька – трус, суетится и ездить не умеет, лошадей не любит.
  • Только наездник с бритым лицом и золотыми очками воспринимается Изумрудом как равный себе – мудрый, бесстрашный, сильный, «будто какая-то необыкновенная лошадь».

Описанию людей Куприн не уделяет внимания, их образы раскрываются только через взаимодействие с главным героем.

В рассказе «Изумруд» автор раскрывает основную тему ответственного отношения к животным. Читатель понимает, что судьба Изумруда – это не исключительная ситуация. Жестокое и равнодушное отношение ко всему, что перестает приносить выгоду, становится нормой. Это открывает также и тему потребительского отношения к миру в новую эпоху.

Проблемы

Конечно, писатель обеспокоен проблемой жестокого отношения к животным, чья жизнь, он уверен, стоит ничуть не меньше нашей. Знакомясь с окружающим миром и всем происходящим в рассказе глазами Изумруда, читатель понимает, что жизнь молодого и резвого коня наполнена своими радостями и печалями, воспоминаниями, страхами, индивидуальными предпочтениями и симпатиями, а все, что животное не может понять логически, оно чувствует инстинктивно, и это ощущение мира не уступает нашему по своей силе. В какой-то момент даже складывается ощущение, что это не лошади, совсем как мы, люди, а мы сами – почти что лошади, вдруг растерявшие что-то лошадиное. Писатель уверен, человек, эгоистично и жестоко относящийся к животному, начинает и сам терять человеческий облик.

Данная проблема фактически соседствует с другой, еще более глубокой. В начале двадцатого века Россия сталкивается с все более заметным укреплением и разрастанием буржуазных порядков. Основанный, в целом, на извлечении прибыли и борьбе за экономическое благополучие и независимость, буржуазный строй в своей бесконечной гонке за богатством часто губил самые светлые, бескорыстные, благородные начала человеческой жизни. В контексте этой проблемы убийство Изумруда является символом нравственного падения общества.

Основная идея

Человек, который бессердечно относится к животным, будет также бессердечен и по отношению к человеку — такова главная мысль рассказа «Изумруд».

Забота о тех, кто бескорыстно предан нам, кто нуждается в нашей опеке и зависит от нас, – нравственный долг каждого человека. Животные – не слуги и не игрушки; у них есть чувства и своя собственная независимая жизнь, которую мы должны уважать. В этом и состоит смысл рассказа «Изумруд».

Чему учит?

Куприн показывает нам, что каждое живое существо – это ценность; его жизнь наполнена своим, особым, смыслом и люди не вольны отбирать ее. Как более сильный и приспособленный старший товарищ, человек не имеет права быть жестоким по отношению к животным. Такова мораль произведения «Изумруд».

Забота о братьях наших меньших — это необходимая нравственная основа, которая помогает людям построить мир, где каждое живое существо будет чувствовать себя комфортно и защищенно.

Художественные особенности

Чтобы погрузить читателя в маленький мир Изумруда, Куприн делает акцент на описании отдельных ощущений животного, окружающих его запахов и вкусов, кажущихся совсем незначительными деталей.

  • сравнения (закричал петух знакомым криком … «как труба», жеребенок «весь точно из воздуха», засмеялся «точно проржал», ритм, звучащим «как музыка»);
  • эпитеты («тонкий» отзвук воспоминания, «низкий ароматный луг», «темная и холодная» яма);
  • метафоры («сверкала дрожащими огнями роса», «пьяный восторг молодости»).

Художественно сдержанный и в то же время наполненный язык Куприна делает текст интуитивно понятным и трогательным. В нем сквозит глубокая грусть и тоска писателя.

«Изумруд» – грустный, пронзительный рассказ о судьбе прекрасной беговой лошади, ставшей жертвой человеческой зависти, жадности и жестокости.

«Изумруд» читательский дневник

Краткое содержание «Изумруд» для читательского дневника

Название: Изумруд

Число страниц: 11. Куприн А. И. «Изумруд». Издательство «Литера». 2018 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1907 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в дореволюционной России. Поначалу – в одном из крупных городов, где устраивались скачки, затем – в деревне, где отравили Изумруда.

Главные герои

Изумруд – красивый четырехлетний жеребец, рослый, идеально сложенный, прекрасный рысак.

Василий – молодой конюх, который явно не любил лошадей, и они отвечали ему взаимностью.

Назар – старший конюх, пожилой мужчина, который всегда с большой любовью и заботой относился к лошадям.

Англичанин – главный наездник конюшни, высокий, худой мужчина, который прекрасно чувствовал и понимал лошадей.

Чужой конюх – равнодушный, вечно заспанный мужчина, отравивший Изумруда.

Сюжет

Четырехлетний жеребец Изумруд был изумительно хорошо собой: рослый, статный, безупречно сложенный, красивой серебристо-стальной масти. Он жил в конюшне вместе с другими беговыми жеребцами, которые на дух не переносили друг друга. Вражда между ними еще больше усилилась, когда в конюшню из-за недостатка места поселили молодую красивую кобылу. За лошадьми следили четыре конюха: молодой, вечно пьяный Василий, от которого дурно пахло табаком, заботливый старик Назар, жестокий и нетерпеливый безымянный конюх и мальчик Андрияшка, который очень любил лошадей и украдкой целовал их.

Изумруд с глубоким уважением и трепетом относился к главному наезднику конюшни – худому, высокому англичанину в золотых очках. Он никогда не кричал на лошадей, и уж тем более не бил их хлыстом, но чувствовалась в нем такая большая внутренняя сила, что лошади слушали его беспрекословно.

В день бегов Назар с особенной тщательностью стал готовить Изумруда к предстоящим состязаниям. Он как следует вымыл, высушил и вычистил щетками красавца-скакуна. За всеми приготовлениями внимательно следил худой англичанин, и лично проверил крепость подпруги. Под чутким руководством опытного наездника Изумруд с большим отрывом пришел первым. Англичанин и хозяин скакуна были очень довольны, но уже спустя несколько минут уставшего Изумруда обступила толпа, спустившаяся с трибун. Люди принялись недовольно тыкать пальцами в бока и ноги лошади, крича, что это фальшивый рысак. Изумруд не понимал их негодования – ведь он пробежал быстрее всех и выиграл.

Изумруда отвели в конюшню, и настала череда унылых, скучных дней. Приходили какие-то люди, внимательно осматривали его зубы, ноги, терли шерсть и кричали друг на друга. Затем поздним вечером Изумруда вывели из конюшни и долго вели по каким-то темным улицам. Его ожидал железнодорожный вокзал и утомительный переезд. Скакуна привезли в деревню и заперли в конюшне, отдельно от других лошадей. И вновь какие-то люди осматривали его.

Главным в этой конюшне был мужчина, к которому Изумруд испытывал непонятный ужас. Однажды ранним утром этот мужчина пробрался в конюшню на цыпочках, и насыпал Изумруду овес со странным привкусом. Съев его, рысак почувствовал острую резь в животе, перед его глазами появились огненные колеса, а ноги внезапно ослабели. Изумруд упал, по его телу прошла череда судорог, и он навсегда закрыл глаза.

Вывод и свое мнение

В своем произведении автор показал, насколько жадным, жестоким и подлым может быть человек по сравнению с животными. Изумруд честно выполнил свою работу, придя первым на скачках и тем самым заработав много денег для своего хозяина. Однако тем самым он себя подставил под удар – завистники добились того, что рысак был признан непригодным для скачек, и хозяин безжалостно избавился от своего фаворита, словно от ненужной, надоевшей вещи.

Главная мысль

Человеческая алчность и жажда наживы способны безжалостно растоптать чужие судьбы, и даже жизни.

Авторские афоризмы

«…Но нет в нем чего-то главного, лошадиного…»

«…Он весь точно какая-то необыкновенная лошадь – мудрая, сильная и бесстрашная…»

«…Его от кого-то прятали, и все его молодое, прекрасное тело томилось, тосковало и опускалось от бездействия …»

«…Какая-то сила несла Изумруда беспощадно и стремительно глубоко вниз, в темную и холодную яму…»

Толкование непонятных слов

Укоризна – укор, упрек с некоторым оттенком презрения, сочувствия, насмешки.

Мостовая – твердое дорожное покрытие городских улиц.

Антракт – перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления.

Новые слова

Масть – цвет, краска, шерсть лошадей.

Конюх – работник, ухаживающий за лошадьми и отвечающий за их состояние.

Ясли – кормушка для скота, наклонно прикреплённая к низу ящика.

Хлыст – вспомогательное средство управления лошадью.

Ипподром – место проведения испытаний рысистых и скаковых лошадей и конно-спортивных соревнований.

Одним из блоков вариативных программ литературного образования — и не только в 8-м классе — являются произведения о животных. Помимо привычных, хорошо методически освоенных стихотворений Есенина или рассказов Тургенева и Сетона-Томпсона рекомендуем обратить ваше внимание на рассказ А.И. Куприна «Изумруд». Небольшой по размеру, яркий, динамичный, он очень удобен для изучения на уроке или в качестве внеклассного чтения с последующим обсуждением. Советуем присмотреться к нему и тем учителям, кто занят подготовкой школьников к олимпиадам: ведь анализ небольшого эпического произведения является на олимпиаде одним из обязательных туров (подробнее об олимпиадных заданиях мы расскажем в следующем номере). Публикуемый материал поможет учителю провести такой анализ.

Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказ Александра Ивановича Куприна «Изумруд» (1907). Куприн с большой задушевностью и отличным знанием жизни писал о животных, он даже замышлял создание целой книги о них, но не успел осуществить задуманное.

“Университеты” жизни, подобные горьковским, позволили Куприну из многообразия встреч, эпизодов, событий выбрать то, что он знал не понаслышке. В основу произведения положен эпизод из жизни рысака Изумруда, не мыслящего себя без движения и оказавшегося втянутым в человеческие интриги.

Проблема перерастает первоначальный схематизм: противопоставление жестоких людей и беззащитных животных. И выражение “где кончается человек и начинается животное” требует корректировки, потому что на поверку животное оказывается неизмеримо выше.

Изумруд погибает вследствие коварства, корыстолюбия, алчности людей, но насколько он чище, совершеннее их! Невдомёк ему, разгорячённому блистательной победой в бегах, почему вокруг него поднялась суматоха, почему проверяют его клеймо и масть, почему звучат обвинения в мошенничестве, как невдомёк и то, почему у овса в чужой, незнакомой конюшне такой странно-непривычный вкус. И подлое убийство ранним утром, “когда все. спали”, не осознанное жертвой, отторгает убийцу, “большеголового, заспанного человека с маленькими чёрными глазками и тоненькими чёрными усами на жирном лице”, от рода человеческого, так безнадёжно уступающего животным в порядочности.

Необычность повествования обусловлена выбором главного героя: события увидены глазами жеребца Изумруда, осознаны лошадиным умом, эмоции переданы завистливым весёлым ржанием или тревожным всхрапом, нервным переступанием грациозных ног и затаёнными мыслями. Умышленная ограниченность восприятия компенсируется интуитивной, подсознательной реакцией животного на поведение человека. Так, симпатичный Изумруду англичанин “никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом”, “он весь точно какая-то необыкновенная лошадь — мудрая, сильная и бесстрашная”. И улыбается-то он, “скаля по-лошадиному длинные зубы”. Не случайна тесная связь, почти сверхъестественное взаимопонимание без слов между человеком и животным в сцене бегов: по разумению Изумруда, между ними много общего (“как это видят люди и звери только в раннем детстве”). С годами эта общность утрачивается, а иначе как объяснить существование доброго, хорошего, но без “чего-то главного, лошадиного” конюха Назара, труса Васьки, который кричит и дерётся, совсем юного, игривого, как жеребёнок-сосунок, Андрияшки и ещё одного конюха, безымянного, жестокого и нетерпеливого.

Изумруд не склонен отгораживаться от человеческого мира, напротив, он тянется к людям, но не всегда встречает понимание. И читателю становится понятно, почему звучит “грубый человеческий окрик” и “тоненькое, дрожащее, ласковое и игривое ржание”.

Сюжет рассказа, изложенный человеком, прозвучал бы ординарно, почти тривиально, но события в восприятии Изумруда, не постигшего человеческую логику (и человеческую жестокость), не оставят читателя равнодушным.

Рысак просыпается накануне бегов в полночь и, убаюканный теплом конюшни и ароматом сена, вновь засыпая, возвращается в детство, к матери-кобыле. Счастливые и приятные воспоминания прерываются суетой начавшегося дня. Нетерпение застоявшегося Изумруда сдерживают мудрые руки англичанина. В конечном итоге победа рысака — это торжество американской выездки, превращающей “лошадь в живую безукоризненную машину”. Непонятные для него манипуляции фотографа, запечатлевшего триумф Изумруда, прерваны “чёрной рассыпающейся массой” людей. И далее происходит что-то совсем уж непонятное для рысака, обозначенное криком: “Поддельная лошадь, фальшивый рысак, обман, мошенничество, деньги назад!”

И виноваты не “большая жёлтая луна, внушавшая ему тёмный ужас”, а люди — одни, пытавшиеся обмануть других, и другие, мстящие за обман. А между молотом и наковальней — почти совершенной красоты жеребец Изумруд, так и не понявший, что ему подсыпали отраву в овёс, чтобы прекратить дальнейшее разбирательство.

Пять глав из шести в рассказе занимает триумф Изумруда, ибо, даже не выступая на бегах, а только готовясь к ним, он торжествует над несовершенством жизни. Кульминация — в конце пятой главы, когда творится неправедный человеческий суд. И стремительная развязка в шестой главе. Всё это сообщает напряжённость сюжету, начавшемуся, казалось бы, столь безмятежно.

В поле зрения Изумруда попадает привычная обстановка: конюшня, коновязь, двор ипподрома. Восприятие слагается из запахов (“крепкий, волнующий запах её кожи”, “вонючий табак”, “тёплый запах пережёванного сена”, “уютно пахнет чёрным хлебом и чуть-чуть вином”), звуков (“жевали сено, вкусно хрустя зубами и изредка отфыркиваясь от пыли”, “храпел дежурный конюх”, “ревнивое сердитое дыхание”, “злобно взвизгивали”). Пейзаж появляется лишь во сне Изумруда, когда он видит себя на ароматном лугу рядом с матерью. И краски ярче и чище, и запахи отчётливее. В воспоминаниях его пьянит “восторг молодости, силы и быстрого бега”.

В рассказе рядом оказываются жеребцы и кобылы разных мастей, пород, возрастов и характеров, но их роднит природное изящество, грация, на которую невозможно налюбоваться. И сколь контрастны люди (“руки неуверенны и неточны”, “ездить он не умеет — дёргает, суетится”, “с кривым глазком”, “руки у него не гибки, точно деревянные”). Лошади, даже с ногавками на бабках, полотняными поясами, подмышниками, отороченными мехом, выглядят венцом творения природы.

Повествование почти лишено диалогов: это или вопли восторга на круге ипподрома, или предполагаемый разговор между англичанином и Изумрудом. Реплики, произнесённые вслух, зависают в воздухе, потому что на первый взгляд не касаются главного героя, который часто думает про себя и даже не лишён фантазии (“думая о нём, Изумруд сам попробовал мысленно похромать немножко”).

Чисто купринская манера письма, нарочито бесстрастная, иногда суховато повествовательная, иногда расцвеченная удивительно точными “говорящими” эпитетами (“сказочно-прелестно зелена”, “нежно розовела”, “сверкала дрожащими огнями роса”), производит тем не менее неотразимое впечатление: как живые встают перед нами красавец рысак и другие герои рассказа. В нескольких фразах описывает Куприн метаморфозу, произошедшую с рыжим жеребцом, соперником Изумруда. Динамика видится и в “дрожащих огнях”, и в переливающихся от движения мускулах под кожей.

Психологический драматизм ставит рассказ Куприна в один ряд с произведениями И.С. Тургенева, С.А. Есенина и других писателей, помнивших о наших “меньших братьях”, а острота постановки общечеловеческих проблем делает его актуальным во все времена.

Читайте также: