Почему лошадь в огурцах

Опубликовано: 25.03.2024

Утром 4 августа 1922 года замолчали все 20 миллионов телефонов в США и Канаде. В эту минуту хоронили Александра Белла. Абоненты прощались с изобретателем.

Но при чём здесь лошадь и её гастрономические пристрастия?

Александр Белл

Фонавтограф записывал звук, но не воспроизводил его

Фонавтограф записывал звук, но не воспроизводил его. Впервые его изобрёл в 1857 году Эдуард Леон Скотт де Мартинвилль. Фото схемы взято у библиотеки факультета права и трудовых наук Севильского университета

Александр Белл родился в 1847 году в Шотландии. Его дед, отец и дядя были специалистами по речи, но он не продолжил семейную традицию. Ещё в юности Александра очаровали новые по тому времени электрические явления. Уже тогда он задумался о возможности передачи звука по проводам.

Самолёт «Серебряный дротик». Сконструирован в лаборатории Белла

Самолёт «Серебряный дротик». Сконструирован в лаборатории Белла

Катер на подводных крыльях HD-4 в 1919 году установил рекорд скорости на воде в 114 км/ч, и этот рекорд продержался ещё десяток лет

В 1870 году в поисках лучшей жизни Белл перебрался в Канаду, а потом — в США, и там в полной мере смог реализовать свои способности. Но не сразу. Поначалу ему даже пришлось пасти овец. Постепенно жизнь наладилась, и в Александре раскрылся талант изобретателя. Вот далеко не полный перечень его увлечений: фонавтограф (машина для записи звуков), фонограф (машина для воспроизведения звуков), аудиометр (прибор для точного определения остроты слуха), фотофон (устройство для передачи звуков на расстояние при помощи света), металлоискатель, вакуумный насос, катер на подводных крыльях и даже самолёт.

Телефон «Ericsson», модель конца XIX века

Хотя главным достижением своей жизни Белл считал изобретение фотофона, всемирную известность ему принёс телефон. Кстати, заметьте, как много внимания он уделял звуковым устройствам. Возможно, это объясняется тем, что его мать и жена страдали абсолютной глухотой, и он надеялся с помощью своих приборов вернуть им возможность слышать.

Казалось бы, краткий рассказ об Александре Белле можно закончить, но на сцене появляется ещё одно действующее лицо — Элайша Грей.

Но при чём здесь лошадь?

Элайша Грей

Элайша Грей родился в 1835 году. Учился Грей хорошо, а главное, мог искусно мастерить. Уже в 10 лет он собрал действующую модель телеграфа Морзе. Но в 12 лет Грей вынужден был бросить школу и наняться в подмастерья к плотнику, так как после смерти отца остался единственным кормильцем в семье. Однако он всё-таки сумел закончить среднюю школу и проучился два года в колледже. Там он получил некоторое представление о законах электричества и с головой окунулся в проблемы телеграфа.

В 1865 году Элайша Грей разработал телеграфное реле, которое автоматически откликалось на изменение сопротивления изоляции на телеграфной линии. Именно на это изобретение он получил свой первый патент. Разрабатывал он также и автоматические ретрансляторы.

К 1870 году Грей сконструировал музыкальный телеграф, который передавал по проводам звучание отдельных нот. Ещё через пять лет он добился того, что его музыкальный телеграф увеличил свой диапазон до двух октав. До телефона оставался один шаг.

Но при чём здесь лошадь?

«Когда-нибудь мы сможем видеть изображение собеседника, разговаривая с ним по телефону»

Александр Белл

Не откладывай на завтра.

Патент на телефон, выданный Беллу в 1876 году

В начале XIX века третий президент США Томас Джефферсон составил «Правила поведения» (Canons of Conduct). Под № 1 в этом списке значится: «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня» (Never put off until tomorrow what you can do today). В России острословы, конечно же, переиначили это выражение, но, возможно, только от неспособности ему следовать. А жаль! Успеваемость сильно бы повысилась, если бы школьники и студенты выполняли домашние задания сразу, а не в последний момент. И свободного времени для развлечений оставалось бы куда больше.

Пожалуй, самый впечатляющий пример на правило № 1 — история с участием наших героев. Вот что гласит легенда. 14 февраля 1876 года Александр Белл подал заявку в Патентное ведомство США на изобретение телефона. В тот же день, но двумя часами позже, туда обратился и Элайша Грей с предварительным уведомлением о намерении создать «новый метод передачи и приёма голосовых звуков по телеграфным проводам» с описанием предполагаемого для совершения этих операций устройства.

Начались судебные разбирательства, и проходили они весьма непросто. В конце концов изобретателем телефона объявили Белла. А век спустя история получила продолжение.

Но при чём здесь лошадь?

Антонио Меуччи

11 июня 2002 года Конгресс США принял резолюцию, в которой признал заслуги Антонио Меуччи в изобретении телефона.

«Мистер Уотсон, идите сюда. Я хочу вас видеть»

Фраза, которую произнёс Белл во время первой успешной демонстрации

Белл на открытии телефонной линии Чикаго–Нью-Йорк, 1892 год

Наш новый герой родился в 1808 году в герцогстве Флорентийском, на родине Леонардо да Винчи, Микеланджело и Галилея. Ещё в детстве он переделывал и усовершенствовал всё, что попадалось под руку: клетки для певчих птиц, удочки, капканы, запоры для сараев. Но главным пристрастием юного Антонио были «тайные силы электричества».

В 1835 году он оказался в Гаване, где поступил в местный театр механиком сцены. Вот где его умелые руки творили чудеса, приводя в бурный восторг актёров и публику. Через 15 лет Меуччи оказался в Нью-Йорке. И ещё через 10 лет он, истратив последние деньги, опубликовал в маленькой газете сообщение, что после долгих лет труда изобрёл, наконец, «звук, бегущий по проводам» — телектрофон (Telectrophone). Заметка попала на глаза сотруднику компании «Western Union», который отыскал лачугу изобретателя и заполучил за скромную плату все чертежи, рисунки и остальную документацию по телектрофону.

Меуччи было обещано дальнейшее сотрудничество. В 1871 году он подал заявку на патент своего изобретения и стал ждать. Компания «Western Union» на все его запросы отвечала, что документация утеряна. И вот в 1876 году Меуччи с удивлением увидел в газетах сообщение о великом изобретении телефона Александром Беллом, сделанном под патронажем фирмы «Western Union». Думаю, всё понятно без объяснений.

Меуччи умер в бедности в 1889 году. Современники так и не признали его авторство на изобретение, сократившее расстояние при общении. По мнению исследователей, в этом ему помешали бедность, слабое знание английского языка и неспособность жёстко отстаивать свои интересы перед могучими соперниками.

Памятник Антонио Меуччи в Нью-Йорке

Памятник Антонио Меуччи в Нью-Йорке

Но при чём здесь лошадь?

Лошадь не ест салата из огурцов

Оказывается, первый телефонный разговор состоялся в Германии, задолго до попыток Белла, Грея и Меуччи. 26 октября 1861 года школьный учитель Филипп Рейс продемонстрировал изобретение, названное им «телефон» (Тelephon).

Телефон Рейса мог передавать звук на расстояние порядка 100 метров. Первая часть телефона: передатчик (копия)

Телефон Рейса мог передавать звук на расстояние порядка 100 метров. Первая часть телефона: передатчик (копия). Источник: Викимедия, Travok3

Несколько раз Рейс посылал статьи с описанием своего изобретения в ведущий научный журнал «Annalen der Physik», но главный редактор профессор Поггендорф категорически отрицал возможность передачи голоса на расстояние как несбыточную мечту, и поэтому статьи не публиковал. Лет за 20 до этого Поггендорф не стал печатать статью Юлиуса Майера об открытом им законе сохранения энергии. Вот вредный человек!

Вторая часть телефона Рейса: приёмник (копия)

Вторая часть телефона Рейса: приёмник (копия). Источник: Викимедия, Travok32

По признанию профессора Дэвида Хьюза, одного из изобретателей угольного микрофона, при тестировании им телефона Рейса в 1865 году в Санкт-Петербурге он смог «успешно передать и принять все музыкальные тона и несколько произнесённых слов».

В 1872 году аппарат был продемонстрирован в США, где вызвал большой интерес. В числе увидевших первый телефон были представители компании «Western Union». Аппарат Рейса стал отправной точкой для дальнейших разработок Белла.

Умер Рейс в 1874 году в возрасте 40 лет, не дожив до повторного изобретения телефона.

Памятник Филиппу Рейсу во Франкфурте-на-Майне

Памятник Филиппу Рейсу во Франкфурте-на-Майне. Источник: Викимедия, James Michael DuPont

Да, но при чём здесь лошадь и её гастрономические пристрастия? А вот при чём. Первыми словами, переданными по телефону, была фраза на немецком языке: «Das Pferd frisst keinen Gurkensalat» (лошадь не ест салата из огурцов). Эту историческую фразу 26 октября 1861 года произнёс Филипп Рейс.


Изображение телефона Райса из книги Томпсона.

Александр Грейам Белл (Alexander Graham Bell) часто упоминается как изобретатель телефона. Но это не совсем правда — мы нашли в наших архивах аппарат — отправитель сигналов, который был сконструирован на 13 лет раньше белловского телефона. Когда-то он был соединён с приёмником, но скорее всего последний был просто выкинут на помойку — люди посчитали, что это слишком простая конструкция, чтобы быть хоть сколько-то важной. Может, когда-нибудь мы его найдём.

Вне зависимости от того, что американские юристы говорили тогда о патентах Белла от 1876 и 1877 годов, он не изобрёл ни концепцию телефона, ни технологию, стоящую за устройством. Вообще, продукты деятельности ранних изобретателей считались игрушками, в том числе и телефон Белла. Но Белл обладал видением — он мог мыслить вне пределов, поставленных ярлыком «игрушки». При помощи сторонников он быстро развил коммерческое применение своей версии телефона. Без участия Белла и, возможно, без конкуренции между Беллом и Эдисоном, телефон гораздо позже стал бы «повседневным товаром», обслуживающим бизнес и людей по всему миру.


Как выглядит аппарат-отправитель, сохранённый в коллекции.

Филипп Райс

Возможно, самым неудачливым из предшественников Белла был Иоганн Филипп Райс (Johann Philipp Reis), 1834—1874. О его изобретении никогда не говорится как о предшественнике телефона.

Многие известные изобретатели XIX века не были профессиональными учёными. Вспомните про Уильяма Кука (William Fothergill Cooke), пионера телеграфа — он был офицером колониальной армии в Индии, рано вышедшим на пенсию; Сэмюэл Морзе (Samuel Morse) был художником; а сам Белл был по профессии учителем глухих детей.


Филипп Райс.

Так кем был этот Филипп Райс? Немец с хорошим образованием, он после окончания школы по указу своих опекунов выучился на торговца красками. В качестве хобби он посещал занятия по математике и физике, сидел над книжками. Когда закончился период его обязательной рабочей практики и когда он прошёл военную службу, он оставил краски и окончил курс педагогической подготовки во Франкфурте. К 1859 году он уже был учителем, преподавал физику в Институте Гарнье (нем. Institut Garnier, с 20 мая 1977 года — Philipp-Reis-Schule — Gesamtschule des Hochtaunuskreises) во Фридрихсдорфе, примерно в 20 км от Франкфурта-на-Майне, в котором сам учился в 1840-х годах. Именно здесь он начал экспериментировать с электрической передачей звука.

На рисунке ниже представлен телефон Райса и эксперименты в школе. Это не совсем фантазийное изображение, есть упоминание о такой сцене в биографии Райса авторства Сильвануса П. Томпсона (Sylvanus P. Thompson) от 1883 года (Philipp Reis, Inventor of the Telephone: A Biographical Sketch). Томпсон писал:

В одном из многочисленных дел американских судов 1880-х годов было сказано, что два бывших ученика Института Гарнье засвидетельствовали, что эта вещь Рейса действительно что-то говорила; что действительно мистер Райс стоял в здании за сотню футов от учеников и что-то говорил в передатчик. Все ученики стояли вокруг приёмника, стоящего на столе и выглядевшего как вязальная игла. Райс тогда читал книгу в передатчик, «и это было своего рода ежедневное упражнение»; все могли слышать чтение, стоя вокруг стола. Иллюстрация немного не соответствует рассказу — на ней Райс играет на скрипке, а не говорит.


Райс экспериментирует со своим устройством в школе.

Телефон Райса

Райс разработал различные прототипы устройства, в одном из которых передатчик имел форму человеческого уха со встроенной магнитной катушкой. К 1861 году исследователь уже разработал то, что потом назвал телефоном, и продемонстрировал его во Франкфуртском физическом обществе, дав лекцию под названием «Телефония с помощью гальванического тока». Отчёт был опубликован в ежегоднике Общества. Его основной мотивацией, как говорят многие, была передача музыки и песен, но Райс не запатентовал своё изобретение. Это правда, что на публичных показах Райс использовал примеры песен и музыки, но Белл делал так же пятнадцать лет спустя — он в одном источнике описывал, как пришёл к электрической передаче звука через проблему передачи музыкальных тонов.


Эскиз первого телефона, сделанный Райсом.

На приведённом выше рисунке показаны компоненты телефона Райса. Аппарат работает так. Передатчик (слева на картинке) был сконструирован наподобие человеческого уха. Райс назвал аппарат «поющей станцией». Если звук передавать через ухоподобный мундштук, мембрана сверху будет вибрировать. На этой мембране есть чувствительное устройство, которое изменяет контакт электрической цепи с батареей. Это похоже на то, как ушная улитка соединена с барабанной перепонкой через три маленькие кости. Приёмник представляет собой «звучащий» ящик, внутри которого находится магнитный стержень (или игла), на который намотана катушка. Стержень прикреплён к деревянной коробке. Переменный ток, проходящий через катушку, создаёт переменное магнитное поле в стержне, которое благодаря свойству магнитострикции вызывает небольшие изменения его длины в соответствии с входящим звуком. Эти изменения длины приводят к тому, что импульсы передаются в аппарат-приёмник, повторяя, таким образом, звук, полученный с помощью «микрофона». Если бы, например, кто-то играл чистую ноту «ля», мембрана бы вибрировала на частоте 440 Гц, цепь бы прерывалась на этой частоте. Соответственно, приёмное устройство издавало бы звук «ля».

Письма

В верхней части нашего инструмента можно увидеть выведенное число «1863» под стеклом. Уильям Ладд (William Ladd), лондонский производитель инструментов, владелец инструмента из нашей коллекции, приобрёл его у фирмы «Дж. У. Альберт и сын» во Франкфурте в 1863 году. После покупки Райс написал Ладду. Письмо Рейса включало эскиз, который мы приводим. Эскиз очень похож на уже приведённую иллюстрацию из книги Томпсона.

Патентный успех Белла был обусловлен тем, что в описании его устройства значилось, что оно подходит для передачи речи. Мог ли телефон Райса передавать речь? В этом-то собака и зарыта. Некоторые люди смотрели на механизм и говорили, что не может. Проблема заключалась в том, что устройство не учитывало информацию об амплитуде сигнала, и соответственно амплитуда не передавалась «поющей станции», поэтому электрический сигнал не улавливал тонкости звукового сигнала и, следовательно, мог лишь весьма плохо воспроизводить речь. Райс назвал своё устройство телефоном, и оно похоже на телефон, оно использует электричество, но не совсем «разговаривает», как телефон, из-за присущего ему недостатка. Мембранный передатчик был описан как инструмент «размыкания цепи». Кажется, что именно из-за этого недостатка Белл сумел защитить свои патент. На практике телефон Райса работал не так хорошо, как иногда описывается, он неточно передавал речь, но всё же был прототипом телефона.

В 1863 году Франц Джозеф Писко (Franz Joseph Pisko), автор известного школьного учебника по физике, написал Райсу с просьбой подробно рассказать о его «телефоне» и спросил, мог ли он передавать речь. Ответ Райса был включён Альфредом Риттером фон Урбаницки (Alfred Ritter von Urbanitzky) в его книгу, которая вышла на английском языке под редакцией Р. Уормелла (R. Wormell) под названием Electricity in the Service of Man (Электричество на службе человеку).


Письмо Райса.

Лошади не едят салат из огурцов

Понятно, что даже в далёком 1863 Райс и другие исследователи были заинтересованы в том, чтобы научить «телефон» передавать речь. Сильванус П. Томпсон утверждает, что Райс с самого начала хотел, чтобы инструмент передавал слова. В речи, которую Райс прочитал во Франкфурте в 1861, он отметил, что, к сожалению, до сих пор не удалось воспроизвести человеческую речь с достаточной отчётливостью. «Согласные в основном воспроизводятся довольно отчётливо, но для гласных степень достоверности плавает». Некий Х. Ф. Питер был на этом мероприятии во Франкфурте, и он описал, как после лекции проходила демонстрация аппарата. Райс должен был повторить текст, который был передан ему по телефону. Питер писал:

«Das Pferd frisst keinen Gurkensalat» не имело исторического влияния на белловское «Mr. Watson, come here, I want you» (мистер Уотсон, приходите сюда, я хочу вас видеть), слова, которые считаются первыми преданными по телефону в 1876 году. Некоторые говорили, что телефон Райса просто скрипит, но ясно, что дело было в неправильной настройке.

Несомненно, телефон Райса не передавал слова достаточно чётко, и различные изобретатели пытались улучшить аппарат. Самым известным был сам Сильванус П. Томпсон, чью биографию Райса мы упоминаем в этой статье. Во многих изданиях своего учебника по электричеству и магнетизму он повторяет утверждение, что Райс придумал телефон. Томпсон также пытался улучшить инструмент Райса, чтобы обойти патент Белла, но у него не вышло.

Если бы Райс имел доступ к недавно изобретённым фоноавтографам, он бы смог увидеть формы волн передаваемого звука. На протяжении большей части XX века учёные исследовали электрические осциллограммы с помощью осциллографа. Если бы у Райса было такое устройство, даже примитивное, он, скорее всего, понял бы проблему с его «поющей станцией». Его передатчик не воспроизводил звуковые волны правильно. Более слабые звуки изменяли давление контакта и, следовательно, вызывали электрический сигнал, который зависел от звука, но более сильные звуки прерывали цепь и, соответственно, ток в ней. Райсу нужно было присоединить мембрану к чему-то, что меняло бы электрическое сопротивление в цепи в согласии с движением мембраны. И тогда электрический сигнал бы соответствовал звуковому сигналу. Такое устройство было создано Элишей Греем (Elisha Gray) в 1876 году, но главный, кто развил эту идею, был Томас Эдисон, который следовал по стопам Белла.

Происхождение абердинского инструмента

Абердинский инструмент был куплен Дэвидом Томсоном (David Thomson), профессором естественной философии в Абердинском университете (University of Aberdeen), который проявлял особый интерес к акустике. Он, в частности, написал 20-страничную статью «Акустика» для первого тома 9-го издания энциклопедии «Британика 10» (1875 г.). В нашей коллекции есть ряд акустических демонстрационных аппаратов авторства Томсона, в том числе двойная сирена Гельмгольца, манометрическое пламя Кенига, вилки для настройки фигуры Лиссажу, резонаторы Гельмгольца. В статье Томсона основное внимание уделялось основам звука, а не его применению, поэтому телефон Райса не упоминается. К тому моменту, когда в 9-м издании упомянули слово «телефон» в 23-м томе, был уже 1888 год, и телефоны активно развивались. Для неё Томас Грей (Thomas Gray) написал статью о телефонах на семь с половиной страниц. Он упомянул о том, что изобретение Райса по крайней мере косвенно основывалось на знаниях об электромагнетизме, нажитых в течение прошлых десятилетий, и что оно было описано в более чем пятидесяти публикациях в разных странах. Справедливым будет сказать, что Райс изобрёл концепцию телефона, но автором рабочей модели, завоевавшей весь мир, был Белл, а не Райс. В некотором смысле Райс родился на десятилетие раньше, чем следовало, у него не было знаний об электрических явлениях, необходимых для создания телефона. Он основывался только на понимании природы звуковых волн в речи и музыке.

Смерть Райса

Райс не дожил до того, как телефон возвели в ранг одного из величайших изобретений XIX века. С 1871 года его здоровье медленно ухудшалось из-за туберкулёза, по иронии судьбы он потерял голос. В январе 1874 года, через несколько дней после своего 40-летия, он умер. В 1977 году Институт Гарнье переименовали в школу имени Филиппа Райса, крупнейшую общеобразовательную школу в регионе. Памятник Райсу на Фридрихсдорфском кладбище изображён на иллюстрации из книги Сильвануса П. Томсона.


Памятник Райсу.
Изображение телефона Райса из книги Томпсона.

Александр Грейам Белл (Alexander Graham Bell) часто упоминается как изобретатель телефона. Но это не совсем правда — мы нашли в наших архивах аппарат — отправитель сигналов, который был сконструирован на 13 лет раньше белловского телефона. Когда-то он был соединён с приёмником, но скорее всего последний был просто выкинут на помойку — люди посчитали, что это слишком простая конструкция, чтобы быть хоть сколько-то важной. Может, когда-нибудь мы его найдём.

Вне зависимости от того, что американские юристы говорили тогда о патентах Белла от 1876 и 1877 годов, он не изобрёл ни концепцию телефона, ни технологию, стоящую за устройством. Вообще, продукты деятельности ранних изобретателей считались игрушками, в том числе и телефон Белла. Но Белл обладал видением — он мог мыслить вне пределов, поставленных ярлыком «игрушки». При помощи сторонников он быстро развил коммерческое применение своей версии телефона. Без участия Белла и, возможно, без конкуренции между Беллом и Эдисоном, телефон гораздо позже стал бы «повседневным товаром», обслуживающим бизнес и людей по всему миру.


Как выглядит аппарат-отправитель, сохранённый в коллекции.

Филипп Райс

Возможно, самым неудачливым из предшественников Белла был Иоганн Филипп Райс (Johann Philipp Reis), 1834—1874. О его изобретении никогда не говорится как о предшественнике телефона.

Многие известные изобретатели XIX века не были профессиональными учёными. Вспомните про Уильяма Кука (William Fothergill Cooke), пионера телеграфа — он был офицером колониальной армии в Индии, рано вышедшим на пенсию; Сэмюэл Морзе (Samuel Morse) был художником; а сам Белл был по профессии учителем глухих детей.


Филипп Райс.

Так кем был этот Филипп Райс? Немец с хорошим образованием, он после окончания школы по указу своих опекунов выучился на торговца красками. В качестве хобби он посещал занятия по математике и физике, сидел над книжками. Когда закончился период его обязательной рабочей практики и когда он прошёл военную службу, он оставил краски и окончил курс педагогической подготовки во Франкфурте. К 1859 году он уже был учителем, преподавал физику в Институте Гарнье (нем. Institut Garnier, с 20 мая 1977 года — Philipp-Reis-Schule — Gesamtschule des Hochtaunuskreises) во Фридрихсдорфе, примерно в 20 км от Франкфурта-на-Майне, в котором сам учился в 1840-х годах. Именно здесь он начал экспериментировать с электрической передачей звука.

На рисунке ниже представлен телефон Райса и эксперименты в школе. Это не совсем фантазийное изображение, есть упоминание о такой сцене в биографии Райса авторства Сильвануса П. Томпсона (Sylvanus P. Thompson) от 1883 года (Philipp Reis, Inventor of the Telephone: A Biographical Sketch). Томпсон писал:

В одном из многочисленных дел американских судов 1880-х годов было сказано, что два бывших ученика Института Гарнье засвидетельствовали, что эта вещь Рейса действительно что-то говорила; что действительно мистер Райс стоял в здании за сотню футов от учеников и что-то говорил в передатчик. Все ученики стояли вокруг приёмника, стоящего на столе и выглядевшего как вязальная игла. Райс тогда читал книгу в передатчик, «и это было своего рода ежедневное упражнение»; все могли слышать чтение, стоя вокруг стола. Иллюстрация немного не соответствует рассказу — на ней Райс играет на скрипке, а не говорит.


Райс экспериментирует со своим устройством в школе.

Телефон Райса

Райс разработал различные прототипы устройства, в одном из которых передатчик имел форму человеческого уха со встроенной магнитной катушкой. К 1861 году исследователь уже разработал то, что потом назвал телефоном, и продемонстрировал его во Франкфуртском физическом обществе, дав лекцию под названием «Телефония с помощью гальванического тока». Отчёт был опубликован в ежегоднике Общества. Его основной мотивацией, как говорят многие, была передача музыки и песен, но Райс не запатентовал своё изобретение. Это правда, что на публичных показах Райс использовал примеры песен и музыки, но Белл делал так же пятнадцать лет спустя — он в одном источнике описывал, как пришёл к электрической передаче звука через проблему передачи музыкальных тонов.


Эскиз первого телефона, сделанный Райсом.

На приведённом выше рисунке показаны компоненты телефона Райса. Аппарат работает так. Передатчик (слева на картинке) был сконструирован наподобие человеческого уха. Райс назвал аппарат «поющей станцией». Если звук передавать через ухоподобный мундштук, мембрана сверху будет вибрировать. На этой мембране есть чувствительное устройство, которое изменяет контакт электрической цепи с батареей. Это похоже на то, как ушная улитка соединена с барабанной перепонкой через три маленькие кости. Приёмник представляет собой «звучащий» ящик, внутри которого находится магнитный стержень (или игла), на который намотана катушка. Стержень прикреплён к деревянной коробке. Переменный ток, проходящий через катушку, создаёт переменное магнитное поле в стержне, которое благодаря свойству магнитострикции вызывает небольшие изменения его длины в соответствии с входящим звуком. Эти изменения длины приводят к тому, что импульсы передаются в аппарат-приёмник, повторяя, таким образом, звук, полученный с помощью «микрофона». Если бы, например, кто-то играл чистую ноту «ля», мембрана бы вибрировала на частоте 440 Гц, цепь бы прерывалась на этой частоте. Соответственно, приёмное устройство издавало бы звук «ля».

Письма

В верхней части нашего инструмента можно увидеть выведенное число «1863» под стеклом. Уильям Ладд (William Ladd), лондонский производитель инструментов, владелец инструмента из нашей коллекции, приобрёл его у фирмы «Дж. У. Альберт и сын» во Франкфурте в 1863 году. После покупки Райс написал Ладду. Письмо Рейса включало эскиз, который мы приводим. Эскиз очень похож на уже приведённую иллюстрацию из книги Томпсона.

Патентный успех Белла был обусловлен тем, что в описании его устройства значилось, что оно подходит для передачи речи. Мог ли телефон Райса передавать речь? В этом-то собака и зарыта. Некоторые люди смотрели на механизм и говорили, что не может. Проблема заключалась в том, что устройство не учитывало информацию об амплитуде сигнала, и соответственно амплитуда не передавалась «поющей станции», поэтому электрический сигнал не улавливал тонкости звукового сигнала и, следовательно, мог лишь весьма плохо воспроизводить речь. Райс назвал своё устройство телефоном, и оно похоже на телефон, оно использует электричество, но не совсем «разговаривает», как телефон, из-за присущего ему недостатка. Мембранный передатчик был описан как инструмент «размыкания цепи». Кажется, что именно из-за этого недостатка Белл сумел защитить свои патент. На практике телефон Райса работал не так хорошо, как иногда описывается, он неточно передавал речь, но всё же был прототипом телефона.

В 1863 году Франц Джозеф Писко (Franz Joseph Pisko), автор известного школьного учебника по физике, написал Райсу с просьбой подробно рассказать о его «телефоне» и спросил, мог ли он передавать речь. Ответ Райса был включён Альфредом Риттером фон Урбаницки (Alfred Ritter von Urbanitzky) в его книгу, которая вышла на английском языке под редакцией Р. Уормелла (R. Wormell) под названием Electricity in the Service of Man (Электричество на службе человеку).


Письмо Райса.

Лошади не едят салат из огурцов

Понятно, что даже в далёком 1863 Райс и другие исследователи были заинтересованы в том, чтобы научить «телефон» передавать речь. Сильванус П. Томпсон утверждает, что Райс с самого начала хотел, чтобы инструмент передавал слова. В речи, которую Райс прочитал во Франкфурте в 1861, он отметил, что, к сожалению, до сих пор не удалось воспроизвести человеческую речь с достаточной отчётливостью. «Согласные в основном воспроизводятся довольно отчётливо, но для гласных степень достоверности плавает». Некий Х. Ф. Питер был на этом мероприятии во Франкфурте, и он описал, как после лекции проходила демонстрация аппарата. Райс должен был повторить текст, который был передан ему по телефону. Питер писал:

«Das Pferd frisst keinen Gurkensalat» не имело исторического влияния на белловское «Mr. Watson, come here, I want you» (мистер Уотсон, приходите сюда, я хочу вас видеть), слова, которые считаются первыми преданными по телефону в 1876 году. Некоторые говорили, что телефон Райса просто скрипит, но ясно, что дело было в неправильной настройке.

Несомненно, телефон Райса не передавал слова достаточно чётко, и различные изобретатели пытались улучшить аппарат. Самым известным был сам Сильванус П. Томпсон, чью биографию Райса мы упоминаем в этой статье. Во многих изданиях своего учебника по электричеству и магнетизму он повторяет утверждение, что Райс придумал телефон. Томпсон также пытался улучшить инструмент Райса, чтобы обойти патент Белла, но у него не вышло.

Если бы Райс имел доступ к недавно изобретённым фоноавтографам, он бы смог увидеть формы волн передаваемого звука. На протяжении большей части XX века учёные исследовали электрические осциллограммы с помощью осциллографа. Если бы у Райса было такое устройство, даже примитивное, он, скорее всего, понял бы проблему с его «поющей станцией». Его передатчик не воспроизводил звуковые волны правильно. Более слабые звуки изменяли давление контакта и, следовательно, вызывали электрический сигнал, который зависел от звука, но более сильные звуки прерывали цепь и, соответственно, ток в ней. Райсу нужно было присоединить мембрану к чему-то, что меняло бы электрическое сопротивление в цепи в согласии с движением мембраны. И тогда электрический сигнал бы соответствовал звуковому сигналу. Такое устройство было создано Элишей Греем (Elisha Gray) в 1876 году, но главный, кто развил эту идею, был Томас Эдисон, который следовал по стопам Белла.

Происхождение абердинского инструмента

Абердинский инструмент был куплен Дэвидом Томсоном (David Thomson), профессором естественной философии в Абердинском университете (University of Aberdeen), который проявлял особый интерес к акустике. Он, в частности, написал 20-страничную статью «Акустика» для первого тома 9-го издания энциклопедии «Британика 10» (1875 г.). В нашей коллекции есть ряд акустических демонстрационных аппаратов авторства Томсона, в том числе двойная сирена Гельмгольца, манометрическое пламя Кенига, вилки для настройки фигуры Лиссажу, резонаторы Гельмгольца. В статье Томсона основное внимание уделялось основам звука, а не его применению, поэтому телефон Райса не упоминается. К тому моменту, когда в 9-м издании упомянули слово «телефон» в 23-м томе, был уже 1888 год, и телефоны активно развивались. Для неё Томас Грей (Thomas Gray) написал статью о телефонах на семь с половиной страниц. Он упомянул о том, что изобретение Райса по крайней мере косвенно основывалось на знаниях об электромагнетизме, нажитых в течение прошлых десятилетий, и что оно было описано в более чем пятидесяти публикациях в разных странах. Справедливым будет сказать, что Райс изобрёл концепцию телефона, но автором рабочей модели, завоевавшей весь мир, был Белл, а не Райс. В некотором смысле Райс родился на десятилетие раньше, чем следовало, у него не было знаний об электрических явлениях, необходимых для создания телефона. Он основывался только на понимании природы звуковых волн в речи и музыке.

Смерть Райса

Райс не дожил до того, как телефон возвели в ранг одного из величайших изобретений XIX века. С 1871 года его здоровье медленно ухудшалось из-за туберкулёза, по иронии судьбы он потерял голос. В январе 1874 года, через несколько дней после своего 40-летия, он умер. В 1977 году Институт Гарнье переименовали в школу имени Филиппа Райса, крупнейшую общеобразовательную школу в регионе. Памятник Райсу на Фридрихсдорфском кладбище изображён на иллюстрации из книги Сильвануса П. Томсона.


Памятник Райсу.

С гибридом огурцов «Конни F1» уже знакомы многие огородники, так как в Госреестр он внесен еще в 1999 году. Выведен российскими селекционерами Союза производителей семян «Ассоциации Биотехника» (г. Санкт-Петербург) и допущен к выращиванию во всех регионах России.

На фото – огурцы гибридного сорта «Конни F1»

На фото – огурцы гибридного сорта «Конни F1»

Данный гибрид можно назвать проверенным временем и заслуженно популярным у российских овощеводов. Он хорошо адаптирован к неблагоприятным климатическим условиям и рекомендован для весенне-летнего оборота (под пленочными укрытиями) на садово-огородных и приусадебных участках, в мелких фермерских хозяйствах.

Основные характеристики

Главными достоинствами гибрида огурцов «Конни F1» считают:

Характеристика Показатели
Среднеранняя спелость Плодоношение начинается с 47-50-го дня после полных всходов
Урожайность Ранняя – порядка 9 кг/м 2 , за сезон – 13-16 кг/м 2
Универсальность применения Огурцы обладают отличными вкусовыми качествами, используются свежими, солеными и консервированными
Товарность внешнего вида зеленцов Короткоплодные – корнишоны с мелкими частыми бугорками и белым опушением (неколючие)
Устойчивость к болезням Не подвержен заболеваниям мучнистой росой и корневыми гнилями

Описание

Гибрид огурцов «Конни F1» относится к партенокарпическим, то есть для образования завязей и налива плодов ему не требуется участие насекомых-опылителей. (Многие ошибочно называют такие гибридные формы «самоопыляемыми».)

Все исходные сорта огурцов – двудомные, то есть имеют разнополые цветки и нуждаются в опылении насекомыми

Все исходные сорта огурцов – двудомные, то есть имеют разнополые цветки и нуждаются в опылении насекомыми, переносящими пыльцу с мужских цветков (пустоцветов) на женские

В отличие от пчелоопыляемых сортов и гибридов огурцов у партенокарпиков завязи разрастаются в зеленцы без оплодотворения, что значительно снижает зависимость их урожайности от погодных условий и наличия насекомых. Семена в неоплодотворенных зеленцах не имеют зародышей, поэтому не вызревают. Это свойство положительно сказывается:

  • на вкусовых качествах: семечки мелкие и нежные, без грубой оболочки;
  • на товарности внешнего вида: плоды имеют практически одинаковый размер и цвет, не перерастают, не деформируются, не желтеют.

Даже при опылении партенокарпиков и созревании в них полноценных семян, использовать такой семенной материал для посадки на следующий сезон не имеет смысла. Все гетерозисные гибриды, имеющие маркировку «F1», сочетают в себе улучшенные родительские качества и проявляют их только в первом поколении.

Отметим, что выведение гибридов с устойчивыми партенокарпическими свойствами – достижение селекции, а не ГМО.

Природную склонность к партенокарпическому развитию плодов проявляют многие растения (помимо огурцов это томаты, яблоки, груши, виноград, мандарины и т. д.). А в гибридах-партенокарпиках это свойство удалось закрепить на уровне генетического признака.

Многие отмечают высокую раннюю урожайность гибрида огурцов «Конни F1»

Многие отмечают высокую раннюю урожайность гибрида огурцов «Конни F1»

Конечно, овощные культуры, не нуждающиеся в опылении, предназначены в первую очередь для выращивания в условиях защищенного грунта – под пленочными укрытиями, во всех типах теплиц, куда доступ насекомых ограничен. Партенокарпики в таких ситуациях более удобны и выгодны, так как обеспечивают стабильные высокие урожаи.

Хотя гибрид «Конни F1» заявлен как раннеспелый, но по срокам созревания его правильнее назвать средним, так как плодоношение начинается на 47-50-ый день с момента появления полных всходов.

Индетерминантные огурцы в тепличных условиях выращивают вертикальным методом

Индетерминантные огурцы в тепличных условиях выращивают вертикальным методом, подвязывая и оборачивая плети вокруг натянутой шпалеры или сетки, формируя кусты по различным схемам

Растение индетерминантное, то есть неограниченное в росте, мощное и сильнорослое со средней плетистостостью и облиственностью. Листья небольшие, морщинистые, имеющие правильно-городчатые края.

Тип цветения – женский, что обеспечивает большое количество завязей, которые часто закладываются пучками (от 3 до 9 штук в узле), и отсутствие пустоцветов.

Зеленцы гибрида «Конни F1» отличаются небольшими (корнишонными) размерами и часто расположенными на поверхности мелкими бугорками

Зеленцы гибрида «Конни F1» отличаются небольшими (корнишонными) размерами и часто расположенными на поверхности мелкими бугорками

Зеленцы очень короткие, корнишонного типа – 7-9 см, пропорциональные, цилиндрически-овальной формы, на поперечном срезе – округлые. Средняя масса зеленца составляет 60-82 г, вкусовые качества отличные, без горечи. Поверхность покрыта мелкими и частыми бугорками, опушение белое, неколючее. Кожица тонкая, насыщенного зеленого цвета, мякоть плотная, сочная, не образует пустот при термической обработке. Зеленцы используют в свежем виде (как салатные), а также солят и маринуют.

Упаковки с семенами гибридного сорта огурцов «Конни F1» различных производителей

Упаковки с семенами гибридного сорта огурцов «Конни F1» различных производителей

Гибрид ценят за устойчивость к мучнистой росе и корневым гнилям, выносливость в неблагоприятных условиях, например, при перепадах температур, неприхотливость.

В агротехнике выращивания особой сложности данный гибрид не представляет: важно правильно выбрать сроки посева семян или посадки рассады, своевременно осуществлять полив и подкормку растений, пропалывать сорняки и рыхлить почву. Для получения максимальной отдачи и длительности урожая рекомендуется проводить формировку кустов. Каким образом выполняется формирование растений партенокарпических гибридов огурцов в теплице, смотрите в видеосюжете в конце статьи.

Отзывы

Станислав Крупельницкий, 41 год

Мы начали сажать огурцы «Конни Ф1» еще в 2005 году. С тех пор они – одни из наших любимых. Выращиваем рассадным методом в открытом грунте каждый сезон. Поначалу густопокрытые мелкими бугорками огурчики казались непривычными, малопригодными для засолки, так как на них нет черных колючих шипов. Но выяснилось, что отлично солятся и маринуются, не размокают и не становятся пустыми внутри. С удовольствием едим их свежими прямо с грядки практически все лето и много закрываем на зиму.

Тамара Строева, 75 лет

У нас огород с застекленной тепличкой в Подмосковье. Места немного, поэтому сажаем по 5-10 кустов проверенных партенокарпиков: Зозулю, Конни, Встречный. Более длинные огурцы идут на еду, а мелкие корнишоны Конни в основном на консервацию. Удобно, что они не перерастают, даже если не получается приезжать часто и собирать урожай вовремя. За кустами ухаживаем тоже по мере возможности. Стараемся поливать дважды в неделю и вносить органические подкормки, когда положено. Эти гибриды довольно урожайные, но хороши еще и тем, что стойко переносят наши погодные условия и почти не болеют.

Александр Гойда, 32 года

Сорт огурцов Конни f1 сажали на протяжении нескольких лет. Нравилась его урожайность, вкус и качество огурцов, их ровный одинаковый товарный вид. Но хранить их даже в холодильнике получается не больше 3-5 дней. Так что нужно сразу съедать или перерабатывать. Перешли на другие сорта.

Светлана Кузнецова, 46 лет

Огурцами Конни Ф1 я очень довольна. Неприхотливые и сильные, радуют дружным созреванием корнишонов несколько раз за сезон. Зеленцы небольшие и аккуратные, ровные и неколючие, мякоть нежная, но плотная, настолько сочные, что в жару ими можно утолять жажду. Вкус и аромат превосходный! Для домашних заготовок просто идеальные. Летом делаю малосольные, а на зиму засаливаю в керамической кадушке и закрываю маринованными в банках. Огурчики выглядят очень аппетитно, остаются хрусткими и крепкими.

Алина Гольдман, 26 лет

Садовод я начинающий, и в этом году по рекомендации родителей сажала огурцы Конни и Кураж. Семена проклюнулись все и росли хорошо. Говорят, что никаких сложностей с ними нет, но мне пришлось долго разбираться, как правильно формировать кусты, потому что они все время тянулись вверх и в стороны, а урожай был совсем небольшой. Правда, когда я удалила нижние пасынки и пообрезала боковые побеги, завязи стали появляться целыми букетами и наливаться намного скорее. По вкусу огурцы понравились – горького не было ни одного, семечки мелкие, мякоть очень сочная и ароматная. За сезон с каждого куста собрали по 2,5-3 кг.

Видео

Предлагаем к просмотру видеосюжет по теме статьи:

Ольга Поляковская

Несколько лет работала в качестве редактора телевизионной программы с ведущими производителями декоративных растений в Украине. На даче из всех видов аграрных работ предпочитает сбор урожая, но ради этого готова регулярно полоть, тяпать, пасынковать, поливать, подвязывать, прореживать и т. д. Убеждена, что самые вкусные овощи и фрукты – выращенные своими руками!

Нашли ошибку? Выделите текст мышкой и нажмите:

Считается, что некоторые овощи и фрукты (огурцы, стеблевой сельдерей, все разновидности капусты, перец, яблоки) обладают «отрицательной калорийностью», то есть при переваривании затрачивается больше калорий, чем в них содержится. На самом деле в пищеварительном процессе расходуется только 10-20% калорий, полученных с едой.

Компост – перепревшие органические остатки самого разного происхождения. Как сделать? В кучу, яму или большой ящик складывают все подряд: кухонные остатки, ботву огородных культур, скошенные до цветения сорняки, тонкие веточки. Все это переслаивают фосфоритной мукой, иногда соломой, землей или торфом. (Некоторые дачники добавляют специальные ускорители компостирования.) Накрывают пленкой. В процессе перепревания кучу периодически ворошат или протыкают для притока свежего воздуха. Обычно компост «зреет» 2 года, но с современными добавками может быть готов и за один летний сезон.

Новинка американских разработчиков – робот Tertill, выполняющий прополку сорняков в огороде. Прибор придуман под руководством Джона Доунза (создателя робота-пылесоса) и работает при любых погодных условиях автономно, передвигаясь по неровной поверхности на колесах. При этом он срезает все растения ниже 3 см встроенным триммером.

Родина перца – Америка, но основные селекционные работы по выведению сладких сортов проводились, в частности, Ференцем Хорватом (Венгрия) в 20-х гг. XX века в Европе, преимущественно на Балканах. В Россию перец попал уже из Болгарии, потому и получил свое привычное название – «болгарский».

От сортовых помидоров можно получить «свои» семена для посева на следующий год (если сорт очень понравился). А с гибридными это делать бесполезно: семена-то получатся, но они будут нести наследственный материал не того растения, с которого взяты, а его многочисленных «предков».

В помощь садоводам и огородникам разработаны удобные приложения для Android. В первую очередь это посевные (лунные, цветочные и т. д.) календари, тематические журналы, подборки полезных советов. С их помощью можно выбрать день, благоприятный для посадки каждого вида растений, определить сроки их созревания и вовремя собрать урожай.

«Морозостойкие» сорта садовой земляники (чаще просто – «клубника») так же нуждаются в укрытии, как и обычные сорта (особенно в тех регионах, где бывают бесснежные зимы или морозы, чередующиеся с оттепелями). У всей земляники корни поверхностные. Это означает, что без укрытия они вымерзают. Уверения продавцов в том, что земляника «морозостойкая», «зимостойкая», «переносит морозы до −35 ℃» и т. д. – обман. Садоводы должны помнить о том, что корневую систему земляники еще никому не удавалось изменить.

В маленькой Дании любой участок земли – очень дорогое удовольствие. Поэтому местные садоводы-огородники приспособились выращивать свежие овощи в ведрах, больших пакетах, пенопластовых ящиках, наполненных специальной земляной смесью. Такие агротехнические методы позволяют получать урожай даже в домашних условиях.

И перегной, и компост по праву являются основой органического земледелия. Их присутствие в почве значительно увеличивает урожай и улучшает вкусовые качества овощей и фруктов. По свойствам и внешнему виду они очень похожи, но путать их не стоит. Перегной – перепревший навоз или птичий помет. Компост – перепревшие органические остатки самого разного происхождения (испортившаяся пища с кухни, ботва, сорняки, тонкие веточки). Перегной считается более качественным удобрением, компост более доступен.







"ЭТО только кажется, что во время скачек на ипподромах лошадь и всадник будто сливаются в одно существо. Трибуны рукоплещут, но после забега "существо" разделяется: наездник получает приз, а изуродованную во время гонки лошадь уводят в конюшню. Каждому - свое".

Об изнанке конного спорта - бесчеловечной жестокости людей к скаковым лошадям - "Аргументам и фактам" рассказывает мастер верховой езды, независимый депутат Госдумы Александр НЕВЗОРОВ.

Приз и "отбросы"

- АЛЕКСАНДР ГЛЕБОВИЧ, вы знаете о скачках не понаслышке. В молодости были спортсменом-конником, жестоким к своим питомцам, и даже, как рассказывали сами, гонялись за конем с секцией от забора. Неужели все наездники такие?!

- Да, я был такой же скотиной, как и все, занимавшиеся конным спортом. Мне ведь никто не объяснял, что то, чем я занимаюсь, - омерзительно и подло. Более того, считалось и считается до сих пор, что никакого другого пути нет. К счастью, среди жокеев, спортсменов и ипподромных наездников найдется немного законченных ублюдков и садистов, которым доставляет удовольствие мучить лошадей, - один из ста. Остальные просто не знают, что творят, и не задумываются, можно ли покупать медали и наградные знаки-"розетки" ценой страданий другого существа.

- Разве скаковые лошади так уж страдают?

- А вы вдумайтесь. Жокей за один заезд наносит лошади от 50 до 150 ударов тяжелым хлыстом. В конкуре (вид конного спорта. - Авт.) ограничения по ударам есть. А в скачках - бей, хоть забейся. Лошади там до такой степени обезумевшие, что сесть на них обычным образом невозможно: у скаковой лошади сорвана психика, ее загоняют в бокс и сверху, со стенок опускают жокея. Представляете?! Она даже сесть на себя не дает! И это, учтите, очень юные лошади - от полутора до трех лет. То есть по сути дети. А процент отхода, потерь на скачках - 70-75 процентов.

- Что значит "процент отхода"?

- Смертей и травм, не совместимых с жизнью или с дальнейшими успехами в конном спорте. Разрывы сухожилий и связок, шпат (окостенение суставов), болезнь сотрясений, при которой копыта находятся в жесточайшем воспалении и каждое движение причиняет боль. Шутка кавалеристов: "Когда незаметно, что лошадь хромая? Когда она хромает на все четыре ноги". Так что это вовсе не спорт, а беспробудная жестокость. Причем в России даже, может быть, в меньшей степени, потому что у нас эти состязания еще на "детском" уровне. А там, где есть серьезные концерны скачек - в Англии, Франции, США, существует специальный термин - "отбросы". Любая спортивная лошадь к 10-12 годам - полуживая развалина, а лошадь, прошедшая скачки, - инвалид уже в 5-6 лет.

Я видел это сам. У каждой второй-третьей лошади после скачек из ноздрей и горла идет кровь от легочного разрыва. Причина в том, что лошадь не предназначена природой для такой скорости и продолжительной дистанции. А только для того, чтобы пробежать резво 300 метров. Этого вполне достаточно, чтобы либо удрать от хищника, либо быть съеденной. Лошадь - мастер коротких дистанций. Табуны бегут только в кино. Скажите директору любого конезавода: "Знаете, у вас табун сорвался!" (то есть, побежал) - и посмотрите на реакцию.

- А что тут ужасного?

- А это бедствие, равное концу света! Табун - не мультфильмовские статные с развевающимися гривами жеребцы, это маленькие жеребята, старые лошади, брюхатые кобылы. И вот представьте, что все они помчались в одну сторону, давя друг друга и все, что попадется под копыта!

Железо и дружба

- ГОВОРЯТ, что человек и лошадь - друзья по жизни. Разве не так?

- Легенда о дружбе человека и лошади - миф. Если б это было так, то зачем бы была нужна железка, которая вставляется лошади в рот. Когда-то человек, чтобы управлять лошадью, вбил ей в нос кольцо, проломив носовую перегородку - из одной ноздри в другую. Но это оказалось непродуктивным: кольцо либо врастало и теряло свои болевые функции, либо хрупкая носовая перегородка разламывалась. И тогда стали искать у лошади самое уязвимое, нежное и ранимое место. И нашли: рот. А потом сделали металлическое приспособление для причинения сильной боли во рту, которое закрепляется на голове лошади с помощью ремней, именуемых уздечкой. Так ездит на лошадях весь мир на протяжении тысяч лет. Все просто: лошадь управляется болью.

- А вы не перегибаете? Ведь есть и дрессаж, и, в конце концов, добрая воля самой лошади.

- Это иллюзия! Сладенькая сказочка для малышей. Любая спортивная лошадь живет в непрерывных мучениях. Ее все время бьют. Люди, которые занимаются рысаками, помнят, что еще недавно им вырезали ноздри. Считалось, что чем больше кислорода заглатывает лошадь, тем резвее она может бежать. Второй ипподромный метод: берется солевой раствор, которым пропитывается шерсть лошади на крупе. Верхний белесый слой счищается щеткой. Но на коже соль остается, а затем лошадь бьют струной, которая надпарывает кожу. И лошадь мчится от жгущей сзади боли! Все лошадники знают эти секреты.

- Сколько в конном спорте "болевых приемов"?

- Прежде всего, довольно шпор. В спорте бока лошади, как правило, проковыряны до ребер - так агрессивно и жестко наездники работают шпорами. Шпора может быть нежным и мягким инструментом, но при условии высочайшей квалификации человека. Я тоже иногда езжу в шпорах, но лошади, которых я воспитываю, не знают ни железа во рту, ни уздечек. Они совершенно свободны. То есть, если я не прав, лошадь мне всегда может сказать "нет". Но если надета уздечка - то есть установлен специальный инструмент для причинения ей сильной боли, - лошадь совершенно безответна. А есть конники, которые как будто бы избивают связанного! И лошадь не может им ответить: все парализует боль в небе и зубах. Это не мои выдумки - возьмите любой учебник по лошадиной стоматологии - там целые главы посвящены травмам "от железа". У спортивных лошадей обязательно выламывают первые премоляры - зубы, чтобы обеспечить более эффективные удары по вторым премолярам, зубам еще более чувствительным. Изгаляются и не только над лошадиным ртом.

От редакции. О страшных секретах спортивной выездки, бегах рысаков, судьбе списанных лошадей и драме на цирковых аренах читайте в одном из ближайших номеров.

Читайте также: