Почему лошади казалось что она жеребенок

Опубликовано: 26.04.2024

История создания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Год, когда было написано это стихотворение, — 1918. Идет первый год октябрьской революции, страну захлестнула гражданская война, сотрясены все устои жизни. Маяковский отчетливо понимал, что главное — не только изменить общество, необходимо изменить человека. Он одним из первых увидел двух самых опасных врагов будущего — мещанство и бюрократизм.

Корень мещанства — в сытой тупости, ограниченности бытовыми рамками, в нечувствительности к чужой боли. Идея стихотворения. Так в чем же, наконец, идея стихотворения. Она высказана во фразе, имеющей нравственный смысл: Все мы немножко лошади… Так скажет человек. Почему же лошадь «рванулась и встала».

Наверное, если бы она говорила на человеческом языке, она бы объяснила, о чем она «ржанула»: «все мы немножко люди». Надо только понять наше единство. Боль живого существа ощущает лишь поэт: Подошел и вижу — За каплищей каплища по морде катится, прячется в шерсти… И какая-то общая звериная тоска плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте. Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте — Чего вы думаете, что вы их плоше? Он понимает, что все живые существа — и люди, и животные — звенья одной цепи.

Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу поэта: Может быть старая и не нуждалась в няньке, Может быть, и мысль ей моя казалась пошла, Только Лошадь Рванулась, Встала на ноги, Ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось — она жеребенок, И стоило жить, и работать стоило. Таков вывод из изображенного в стихотворении, дающий представление о смысле жизни и о цели творчества. Художественные особенности стихотворения.

Лирический герой, словно оглушенный шумом улицы, вглядывается в этот неуютный мир. Может быть, поэтому он так чувствителен к звукам улицы. И поэтому все стихотворение построено на звукоподражательных эффектах (звукопись). Что же слышится герою в ударах копыт об лед? Звукосочетание «Гр» рождает в нем чувство неприязни и отвращения к грубому миру. Эти звуки отмечают и главное происшествие: Лошадь на круп грохнулась… И реакцию уличной толпы: и сразу За зевакой зевака, Штаны пришедшие Кузнецким клешить, сгрудились… Так, благодаря аллитерации создается не только зрительная, но и звуковая картина уличного происшествия и передается эмоциональное восприятие его лирическим героем.

Большая толпа собралась вокруг лошади. Те, кто стоят ближе, кричат: «Лошадь упала!» Дальние слышат, что кто-то упал, и потом узнают кто: «Упала лошадь!» Так бессердечно относится толпа к чужому падению: улица смеется и воет от восторга и любопытства. И только лирический герой заглянул в «глаза лошадиные» и увидел мир «перевернутым», как видит его упавшая лошадь: Улица опрокинулась. Течет по-своему… Он один видит, как текут по морде лошади «каплища за капли- щей» слезы. И тогда, охваченный «общей звериной тоской», то есть чувством всеобщей скорби и сострадания, герой говорит с лошадью «по-человечески», хочет ее утешить и вселить в нее веру в себя.

Может быть, он заговорил и «по-лошадиному>, потому что произошло чудо — лошадь поняла героя и Рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Мир преобразился, и радостно, весело, как в музыке, зазвучал в нем звук «а». Маяковский здесь применяет прием ассонанса. Ассонанс — это поэтический прием, основанный на повторении и концентрации в стихотворном тексте одинаковых гласных звуков. Далее радостное «а» сменяется энергичным, жизнеутверждающим «о». В рифмовании слов стойло и стоило заключается глубокая мысль: стойло — место лошади, и хотя оно может казаться скучным и тягостным, — это ее место, занимая его с гордостью и радостью, она живет своей настоящей, стоящей жизнью. Лирика Маяковского в оценке критиков и литературоведов. В новом мастерстве Маяковского улица, прежде лишенная искусства, нашла свое слово, свою форму. Сегодня мы у истоков великой реки. Не из окна смотрел поэт на улицу.

Он считает себя ее сыном, а мы по сыну узнаем красоту матери, в лицо которой раньше смотреть не умели и боялись» (В. Шкловский). «Маяковский возобновил грандиозный образ, где-то утерянный со времени Державина. Как и Державин, он знал, что секрет грандиозного образа не в «высокости», а только в крайности связываемых планов — высокого и низкого, в том, что в XVIII веке называли «близостью слов неравно высоких», а также «сопряжением далековатых идей»» (О. Тынянов). «Если у вас из стихов Маяковского один выход — в действие, то у самого Маяковского из всей действенности был один выход — в стихи. Отсюда и их ошеломляющая физика, их подчас подавляющая мускульность, их физическая ударность… Отсюда и рваные размеры» (М. Цветаева).

В школьной программе за 7 класс есть такое произведение и такой вопрос.

Почему после прочтения произведения об этом не поговорят в классе и коллегиально не выявят суть – я не знаю! Ведь, кажется, очевидно – дискуссия бы привела к более глубокому пониманию, заставила бы детей рассуждать, возможно, даже спорить. Скорее всего нашлось бы много разных мнений… Загадочная нынешняя система образования предлагает одно – на домашнее обучение! Дома разбирайтесь.

Слог у Маяковского не слишком простой, понять его современным детям непросто. Даже не современным… Мне тоже было в свое время сложно.

Почему то помню в собственной школе разбор этого стиха. Читала сама учительница. Потом все непонятности пояснила, что, почему, как! И мы рассуждали, дополняли, сочувствовали вместе с ней. Учились состраданию и доброму отношению.

Может поэтому в моем классе все читали с удовольствием? И без проблем выявляли проблему, и суть произведения?

Дорогие учителя, вы же учителя. Или просто пришли выслушать от детей, чему их родители научат?

Я не понимаю нашу современную систему образования.

Итак, о чем стих? Кроха, собственно уже не кроха, сын, прочитал и пояснил, что о лошади, о том, что она упала, а потом встала и пошла дальше.

Спрашиваю, все понятно?

Половина слов непонятно, но общий смысл – уловил.

Говорю, в школе разбирали?

Нет! Даже не читали!

Про обледеневшую улицу поняли, про то, как по ней скакала лошадь тоже.

Поскользнулась, очень больно упала (Круп – вся мышечная задняя часть тела коня, где сосредоточена основная двигательная сила).

Первая загвоздка после строчек

«штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

Тут пришлось рассказать, что произведение написано по реальному событию – на Кузнецком мосту (название улицы) упала лошадь, и все это поэт наблюдал лично (во всяком случае, так мне рассказывала моя учительница).

В этом отрывке «штаны пришедшие Кузнецким клешить» - это люди, прохожие, которые шли по Кузнецкому мосту. После события зеваки остановились – «сгрудились».

Собрались зеваки и начали смеяться.

«…смех зазвенел и зазвякал:

О чем стих Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Приятно было лошади? А тебе было бы приятно на месте лошади?

Очевидный ответ. И уже пошла жалость, и сочувствие потихоньку включилось.

Поэт подошел и увидел, что лошадь плачет. Возможно, даже не от боли, а от этого ужасного отношения.

И тогда он поставил себя на место этой лошади, разделил ее боль, ее обиду.

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

О чем стих Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Правильно он поступил? А ты бы пожалел лошадь?

Конечно! Каждый человек время от времени попадает в такие ситуации. И как нужно и важно в этот момент получить в ответ не насмешку, а сочувствие и поддержку.

Важно в любом возрасте!

И вот тогда, когда тебя поняли и поддержали – можно идти дальше по жизни, тогда не страшно и даже не больно!

Лошадь, встала и как будто стала опять веселым жеребенком.

«..И все ей казалось —

и работать стоило.»

О чем же произведение?

О добре, о сочувствии, о понимании и поддержке, в которых нуждаются в трудной ситуации лошади и не только они. О том, что нельзя смеяться над упавшим, над попавшем в беду. Нужно обязательно помочь. Иногда доброго слова бывает достаточно.

«..все мы немножко лошади…»

На все прочтение и объяснение, на понятие и принятие, даже на некоторые споры у меня с ребенком ушло не больше 15 минут.

Мне не трудно! НО! Моя работа воспитывать.

Работа учителя учить!

О чем стих Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Владимир Маяковский

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта. Пели будто:

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

смех зазвенел и зазвякал:

голос свой не вмешивал в вой ему.

за каплищей каплища

по морде катится,

прячется в ше́рсти.

И какая-то общая

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО

"ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ"

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Илл. А. Г. Тышлера

В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Илл. А. Г. Тышлера.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».

Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове.

Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?

1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ.

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.

А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.

3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.

В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.

4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.

У-ли-ца сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.

Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.

5. Повтор:
- Лошадь упала!
-Упала лошадь!

Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение круговой боли.

6. Рифмы здесь богатые (если брать во внимание всё стихотворение):

  • усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака- зазвякал),
  • неравносложные (в шерсти -в шелесте, стойло - стоило),
  • составные ( в вой ему - по-своему, один я -лошадиные, в няньке - на ноги),
  • даже одна омонемическая (пошла - краткое прилагательное и пошла - глагол).

7. Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность.

Вывод.

Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

…встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.

Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные.

Улица опрокинулась,
течет по-своему.

Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти.

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы сих плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".
Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
1918

Очень обяжете, если воспользуетесь этим блоком кнопок и "+1":

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.
История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский — Сочинение

Хорошее отношение к лошадям (1918)

Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революци­онного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского — призыв к милосердию и восстанов­лению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», сим­волизирующую положение «униженных и оскорб­лённых ».

Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Подчёркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, гра­бежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”. Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Основная идея

Монолог лирического героя о схожести человека и лошади вызывает чувство грусти. Но, благодаря дружеской поддержке, кобыла пересиливает себя и все же поднимается. Не стоит сдаваться, считает автор, даже если тучи сгущаются и кажется, что никому не нужен и ты, и твой труд.

Хоть стихотворение и имеет яркий революционный подтекст, в нем автор, прежде всего, проявляет гуманизм и открывает свою добрую, сострадательную натуру. Основная мысль стихотворения заключается в том, что нельзя проходить мимо того, кто нуждается в помощи. Нужно хотя бы поддержать его в трудную минуту, ведь мы все похожи, никто не застрахован от жизненных неудач и роковых случайностей. Речь главного героя затрагивает сердца людей и помогает понять, что в жизни необходимы отзывчивость и чуткость к другим.

Автор: Виктория Клипинина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Основная тема произведения

Основная тема произведения на первый взгляд проста и понятна. Обессилевшая лошадь не выдержала и упала посреди улицы. Происшествие моментально собрало толпу зевак, которые не прочь посмеяться над животным. Именно над этим и заставляет задуматься автор. Послереволюционная Россия представляла собой разгул диких и темных масс. Маяковский был убежденный сторонник революции, но он ждал от нее совершенно другого. Поэт стремился к очищению общества от всей грязи и пошлости. В результате же наружу вырвались все самые темные инстинкты толпы. Посмеяться над бедной лошадью – огромное удовольствие. Вместе с толпой смеется даже Кузнецкий мост. Никто не чувствует сострадания и не пытается помочь.

Маяковский же видит в глазах лошади слезы и понимает, что она — такое же живое существо, способное думать и страдать. Он единственный, кто смог разглядеть в лошади человеческие черты. Животное, покорно занимающееся своим тяжелым трудом, стало для поэта выше окружающей невежественной толпы.

Лирический герой обращается к лошади с ободряющими словами. Он призывает ее стойко переносить позор и неудачи. Обращение Маяковского дает результат: лошадь встает и, как ни в чем не бывало, идет дальше.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

В чем смысл стихотворения?

Поэт был завален работой, пытался помочь новой власти, но что бы он ни делал, все равно чувствовал себя изгоем общества, поэтому выразил свои переживания в образе ломовой клячи, над которой потешается толпа. Смысл произведения «Хорошее отношение к лошадям» в том, что ей тоже не хватало участия и поддержки, как и одинокому Маяковскому. Однако и автор, и лирическая героиня бескорыстно и самоотверженно трудятся ради людей, а те отвечают им грубым и несправедливым обращением. Но он, тем не менее, призывает лошадь не отчаиваться и идти дальше, чтобы помогать человечеству, хоть оно и не осознает величия этой жертвы.

Автор сравнивает себя с загнанной упавшей кобылой, ставшей предметом насмешек. Лирический герой говорит, что все люди похожи на это животное, оступаются и больно падают, но упав, не следует расстраиваться и все бросать. Надо продолжать бороться и жить, и даже лошадь в конце стихотворения собирает все свои силы встает и продолжает идти.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”, они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб“.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

«Хорошее отношение к лошадям» (В. Маяковский)

Образ лошади очень значим для русской литературы — стоит вспомнить только лошадь-собеседника из рассказа Чехова «Тоска» или замученную побоями лошадь из сна Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Маяковский тоже ввёл в свою поэзию образ лошади — очень по-своему, дерзко и необычно.

Литературное направление: модернизм (футуризм). Литературный жанр: стихотворение.

Вид лирики: философская.

Лошадь идёт по ледяной поверхности. Её копыта стучат, будто звучат какие-то мрачные слова: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Лошадь поскользнулась и упала на спину. И все начали смеяться. Не смеялся только лирический герой. Он подошёл к лошади и посмотрел ей в глаза. А в глазах лошади стояли слёзы.

И на героя навалилась «звериная тоска»: он стал утешать лошадь и говорить ей, что она вовсе не хуже всех этих людей, что все эти люди — «немножко лошади». Лошадь сделала усилие и поднялась. (Далее, по всей видимости, изложена мечта автора.) Она пошла в стойло, где ей было хорошо. Лошадь чувствовала себя молодой, даже маленькой.

И всё в её жизни имело смысл.

Метрика

Размер: акцентный стих.

Рифма: смешанная.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «звериная тоска», «рыжий ребёнок».

Метафоры: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему». Олицетворения: «смех зазвенел и зазвякал», «Смеялся Кузнецкий. / Лишь один я / голос свой не вмешивал в вой ему».

Архаические слова: «сих» (этих, подчёркивается, что лирический герой отмежёвывается от толпы).

Повторы: «Лошадь упала! — / Упала лошадь», «Лошадь, не надо! / Послушайте, лошадь».

Риторический вопрос: «чего вы думаете, что вы сих плоше?». Риторическое восклицание: «Лошадь, не надо!».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что произошло с лошадью в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

Ответ. Лошадь упала.

Охарактеризуйте приведённый троп из этого стихотворения: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему».

Ответ. Метонимия. Движение людей по улице переносится на саму улицу. Соответственно, улица движется (течёт).

Приведите примеры нескольких других произведений русской литературы, в которых лошадь фигурировала в качестве персонажа.

Ответ. «Холстомер» (Л. Н. Толстой), «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский), «Тоска» (А. П. Чехов).

Краткое содержание Хорошее отношение к лошадям Маяковский

В суровые дни советской республики у Маяковского рождается стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”, написано в стиле аллитерации, потрясшее любителей такого стиля.

За основу писатель взял момент, когда упала старая лошадь, вызвавшая таким образом большое любопытство окружающих людей, а так же смех окружающих зевак.

Вот поэтому использованная аллитерация помогла передать звуки цокота подбитых копыт клячи.

Нужно отметить, что имитирующие звуки тяжелой ходьбы животного, в тот же момент и несут смысловую окраску. Таким же образом передается и звонкий смех зевак, “штаны Кузнецким клешить”, вливаясь в совместный вой, напоминающий волчий, когда они в стае.

В этот момент и подходит наш герой, не “вмешивающий в вой свой голос”, сочувствующий лошади, которая не просто оступилась и упала, а сильно “грохнулась”, и потому, что увидал “лошадиные глаза”.

В них герой увидел тоску о участии людей и плачь, который окружающим не дано было увидеть: “Капли катятся по морде и прячутся в шерсти”.

Герой так сильно сочувствовал

животному, что и сам ощутил некую тоску. Вот это и дало ему толчок для объявления: “Деточка, все мы лошади, но каждый из нас по-своему”. И правда, ведь каждый сталкивался с таким днем, когда в каждом начинании дела терпели фиаско. Разве не было желание все бросить?

А у кого-то, из-за неудач, даже было желание о самоубийстве. В такой ситуации только утешительные слова могут помочь проблеме.

Произнося свои подбодренные слова, он догадывается, что “может быть она и не нуждается в няньке”, ведь не приятный тот фат, что кто-то видел твой провал, а его хотелось бы утаить от глаз других.

Но тут герой своими словами чудотворно подействовал на животное, наблюдая как она “встала на ноги и пошла”.

И, ощущая себя полной сил, “рыжий ребенок” начала махать хвостом.

Свой стих Маяковский окончил выводом: “И стоило жить, и работать стоило”, который заставил понимать название стиха совсем в другой форме: нужно проявлять хорошее отношение ко всем людям.

(1 votes, average: 5.00

  • ☹ Грусть
  • 👌 Маяковский

любовь к лошади

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» относится к ранней лирике Владимира Маяковского, когда поэт часто противопоставлял человеческое «Я» серости обывательской толпы. Автор описывает в стихе ситуацию с падением лошади, выражая своё недовольство безразличию и бессердечию толпы. За образом лошади поэт скрывает трудового человека, который не всегда получает должные лавры от общества, чей труд часто остаётся незамеченным.

Безразличие толпы

По сюжету стихотворения лошадь падает на скользкой городской улице, что сразу же привлекает к инциденту множество любопытных. Им абсолютно недоступно сострадание, падение животного ими воспринимается только как интересная и выходящая из ряда вон ситуация.

… и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились…

В толпе падение вызывает только смех, один лирический герой остаётся молчалив, потому что в сердце он сострадает лошадке. Герой подходит к ломовой кляче и видит, что у неё из глаз текут слёзы, она страдает, как человек. Он обращается к животному, пытаясь его утешить, сравнивая при этом лошадей и людей.

Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.

Все мы немножко лошади

Это сравнение не рождается на пустом месте, толпа также безразлична к упавшей лошади, как к упавшему человеку. Далеко не каждый подаст руку, большинство будет смотреть на это, как на часть аттракциона жизни.

По сути, лошадка что-то везла, возможно, именно тому человеку, который сейчас смеётся над её падением. Точно также он посмеётся, если упадёт маляр, красивший его дом, или дворник, подметающий улицу. Для обывателя есть он и окружающий мир, который его обслуживает – лошади и люди в нём не имеют отличий!

Умение вставать

Из-за появления внимания или по причине природной стойкости лошадь встаёт перед смеющейся толпой и продолжает свой ход. Она дальше тянет груз для людей, чтобы жизнь их проходила легко и беззаботно. Придя в стойло она счастлива, как счастлив рабочий завода, который отработал свою смену и знает, что его труд принесёт кому-то пользу.

Между строк Маяковский учит вставать при любом падении, не важно сколько человек смеётся над вашей ситуацией, но не стоит лежать у них на глазах на потеху. Вставайте и идите, выполняйте свой долг и знайте, что жить и работать на благо других стоит!

При чтении стихотворения у автора анализа возникали некоторые ассоциации с есенинской «Песней о собаке», но по внутреннему наполнению – это разные стихи. Маяковский много пишет между строк, сравнивая лошадь и человека, Есенин только выражает жалось к собаке и презрение к устоявшимся деревенским традициям топить щенков.

Мораль стиха

Моралью стихотворения является необходимость всегда выполнять свой долг, не обращая внимания на внешние обстоятельства. Стих учит вставать при падении и сохранять после этого жажду к жизни и работе.

Краткий анализ

Написано стихотворение в 1918 году, когда многие не видели лирики в дыму революции. В это время умение подниматься после падения особенно важно человеку, иначе жизнь его быстро сломает, и он не сможет внести должного вклада в развитие нового общества.

Написан стих в размере стихотворной лесенки, имея при этом последовательно развивающуюся композицию – от падения лошади, до потехи над этим толпы и момента, когда лошадка встала.

Украшают строки средства художественной выразительности:

  • Неологизмы (например, клешить).
  • Метафоры (тоска вылилась, улица опрокинулась).
  • Эпитеты (рыжий ребёнок, глаза лошадиные).

Стихотворение достаточно легко читается и запоминается, поможет в его более глубоком понимании чтение строк Вениамином Смеховым в конце анализа.

Текст

Били копыта. Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. —

Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала! —
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные.

Улица опрокинулась,
течет по-своему.
Подошел и вижу —
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в ше́рсти.

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла́,
только
лошадь
рванулась,
встала на́ ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Аудио от Смехова

Читайте также: