Почему у камаза логотип лошадь

Опубликовано: 20.04.2024


Степной аргамак - небесный конь


послужил основой для логотипа КАМАЗА.

Мощность, сила, спокойствие, надёжность этой лошадиной породы должны вызывать аналогичные ассоциации и применительно к транспорту, производимому автогигантом.


На логотипе машины камаз изображен степной конь,а значение того что простота в обслуживание,легкой доступности и мощности


Сам автомобиль КАМАЗ назван в честь производителя: Камский Автомобильный Завод начавший выпускать машины с 1976 года, на самом логотипе Камаза изображен степной конь местной породы в Набережных Челнах.



Автомобиль КамАЗ (Камский Автомобильный Завод) выпускается в Набережных Челнах, начиная с 1976-го года. А свой логотип был утверждён только в 1999-м году. Для логотипа было выбрано изображение местной породы лошадей - степного аргамака. Видимо это ассоциируется со скоростью и силой этой лошади.



Лошадь на нём, ну или конь (сложно определиться с полом животного по логотипу) изображена.

Конь (лошадь) местной степной породы, местной потому что речь идёт о Камском автомобильном заводе.

Порода коня "Степной аргамак".


Как многие автомобилисты и прежде всего дальнобойщики или же просто водители камазов знают, на логотипе этого грузовика изображен конь, причём местной породы, которая выращивается в республике, это Степной аргамак. Ну а причина такого выбора вполне очевидна, так как автомобили эти объединяют в себе все качества, коими обладает этот конь, а именно сила, выносливость, мощность и так далее. Так что конь этот как бы символ этой марки, которая является среди грузовиков лучшей не только в нашей стране, но и по всему миру, в целом. Ведь неизменно на протяжении уже многих лет нашим камазам на различных ралли равных нет и они год за годом среди лидеров, что конечно вызывает невероятную гордость и уважение.


Завод КамАЗ, если брать его полное название, именуется Камским Автомобильным Заводом, а базируется он в городе Набережные Челны и основан был в 1976 году.

Символ же данного завода утвердили в 1999 году и этим символом стал конь или лошадь, так как пол определить нереально.


Если говорить о повседневных поездках, то предпочитаю электрички и трамваи. Да, трамвай иногда можно долго ждать, а с электричками нужно подстраиваться под расписание. Но зато не приходится часами стоять в пробках. Я на электричке доезжаю до работы за полчаса, а мои знакомые, кто ездит на автобусах, тратят на это минимум в два раза больше времени. Ну и, кроме того, в электричках у нас народу все-таки поменьше, в автобусах и маршрутках в час-пик вообще не протолкнешься.

Если же говорить о дальних поездках, то предпочитаю все же самолет, это гораздо быстрее и удобнее любого другого вида транспорта. А в последнее время часто еще и дешевле. Правда, по стране езжу в основном на поезде, у меня льготный билет так как я работаю в РЖД, соответственно покупать билет на самолет, когда есть возможность практически бесплатно поехать на поезде, на мой взгляд, будет все-таки слишком расточительно.

текст при наведении


Во первых сама краска на автомобили не является защитой от коррозии, она выполняет только декоративную функцию. Для предотвращения коррозии надо правильно выполнить подготовку поверхности. Это хорошо зачистить место будущей окраски от ржавчины до чистого металла, затем нанести преобразователь ржавчины по технологии, просушить, на сухую поверхность, нанести автомобильную шпаклевку, просушить, прошкурить, снова нанести, пока не удалите все неровности. После прошкурить соответствующим номером шкурки с водой, потом хорошо просушить. На сухую поверхность нанести грунтовку, после сушки зашкурить, опять нанести шпаклевку, снова зашкурить и только убедившись, что после зашкуривания нигде из под грунтовки не проступает шпаклевка, можно красить.

Рассказывает директор Музея «КАМАЗа» Александр Чухонцев:

«Сначала, как известно, было слово, т.е. Приказ министерства автомобильной промышленности СССР «Строящийся комплекс заводов по производству дизельных автомобилей большой грузоподъемности в г. Набережные Челны Татарской АССР именовать Камский автомобильный завод (КамАЗ)». Приказ был датирован 7 сентября 1969 года.

Конечно, в те времена, никто не задумывался, что нужно первым делом изготовить эмблему (логотип) нового автомобиля. На повестке дня стояли вопросы поважнее, чем утверждение логотипа. Надо было решить массу организационных вопросов по строительству гигантского автозавода.

Не до художников и не до дизайнеров, в общем, было. И поэтому, первые опытные образцы КАМАЗа выходили с эмблемой ЗИЛа (Московский Завод Имени Лихачева), как вот этот опытный образец 5410 (кто не знает, но конструкция первых автомобилей была разработана зиловскими конструкторами под руководством главного конструктора ЗИЛа Анатолия Мавриекиевича Кригера).


Потом на кабине зиловских образцов вообще не было никаких опознавательных знаков и надписей


С декабря 1969 года в печатных средствах массовой информации стали публиковаться статьи о строительстве КАМАЗа. Сотрудники газет стали сами придумывать графические изображения новому заводу, так сказать по личной инициативе.
Посмотрите, какая эмблема сопровождала статью в газете «Советская Татария» от 3 декабря 1969 года.


В этой же газете, в номере от 6 февраля 1970 года эмблема видоизменилась.
Советская Татария практически не меняла ее при последующих публикациях.


Выпускались значки именно с таким изображением.




И вот в феврале 1974 года КАМАЗ получает официальный товарный знак.
Это было шрифтовое начертание слова КАМАЗ в кирилице, о чем есть свидетельство Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР.


Поэтому, когда 7 ноября 1974 года на демонстрации, посвященной Великой Октябрьской социалистической революции прошел КАМАЗ Э5321, изготовленный силами самих камазовцев ( а именно работниками экспериментального цеха Управления главного конструктора), то на кабине грузовика уже было официально зарегистрированное название.


Но история имеет своё продолжение.
Среди камазовцев еще до выпуская первого автомобиля зреет понимание, что автомобилю чего-то не хватает.
Вот что пишет в газету «Рабочий КАМАЗа» слесарь-инструментальщик Прессово-рамного завода А.Тимкин.
И что ему отвечает главный конструктор КАМАЗа Владимир Наумович Барун.
Газета от 31 января 1976 года.


Несмотря на оптимистические настроения по поводу появления новой эмблемы для КАМАЗа, этот вопрос был отложен на целых 10 лет.
Аргамак таким, каким мы его привыкли видеть, появился лишь в середине 1980-х годов.


Первыми этот новый фирменный знак увидели посетители выставки «Спецавтотранспорт-88», состоявшейся в московском парке «Сокольники» июне-июле 1988 года.
От себя замечу, что конь всегда и во всех культурах являлся символом скорости, красоты, грации и благородства – неудивительно, что многие компании использовали и используют этот образ как наиболее привлекательное и запоминающееся изображение.
Камазовскй логотип разработали московские художники Виктор Крючков и Виктор Марковский еще в 1985 году.
Идея создания именно такого логотипа принадлежит Ольге Ивановне Ворошиной, в середине 1980-х работавшей начальником отдела рекламы.
Посмотрите, как она сама пишет про эмблему КАМАЗа в номере газеты Рабочий КАМАЗа от 6 августа 1988 года.
Обратите внимание на обоснование выбора именно этого логотипа.


Для себя отметил, что планировалось разместить эмблему на кабине «миллионника» .
Примерно вот так, как на кабине двухмиллионного грузовика.


Но вот на фотографии со дня выпуска 1 000 000 грузовика мы видим, что эмблема на кабине не появилась…


И еще один момент. Надпись «КАМАЗ» с дополнительным элементом – звездочкой, не всегда , как написано в статье, использовалась для обозначения ТНП, т.е. товаров народного потребления, выпускаемых камским автозаводом.



Этот вариант использовался и в рекламных буклетах, и при оформлении и праздничных мероприятий. Посмотрите, например, как оформлен задник сцены ДК КАМАЗа на торжественном мероприятии, посвященном награждению КАМАЗа орденом Ленина 12 июля 1986 года.


В новейшей истории с 31 декабря 1999 года все товарные знаки ПАО «КАМАЗ» официально зарегистрированы как фирменное название предприятия и марка большегрузных автомобилей. Свидетельства на товарные знаки КАМАЗ, КАМАZ и комбинированный (русско-латинский) КАМАZ выданы Федеральной службой РФ по вопросам интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам».

  • Add to friends
  • RSS

Блог официального дилера ОАО КАМАЗ Самаре и Самарской области

Как создавался логотип КАМАЗа
kamaz_volga December 2nd, 2012

На весь мир известна эмблема одного из крупнейших автогигантов России КАМАЗа — скачущий конь. Откуда пришел обычай украшать капот машины эмблемой предприятия? Когда появилась эта эмблема у КАМАЗа? Попробуем разобраться.

Украшать капот машины эмблемой стали довольно давно. Это действительно традиция. Корни ее идут от первых мореплавателей, когда нос корабля украшался какой-либо фигурой, которая должна была охранять судно от злых духов, штормов и других неприятностей в долгом пути. Когда появились первые автомобили — их тоже стали украшать эмблемами. Первопроходцами в этом деле были владельцы грузовиков фирмы Mack.

Эмблемой этих машин является собака (бульдог). Прозвище «бульдог»получил грузовик AC, выпущенный этой фирмой в 1916 году. Фасад машины имел приплюснутую обтекаемую форму, за что британские солдаты тут же прозвали грузовик «бульдогом». Эту модель британское правительство заказало для своей армии в годы Первой мировой войны. Название пришлось по душе владельцам компании, и уже вскоре на капоте появилась эмблема пса. Идея использовать фигуру того или иного животного в виде эмблемы встречается у многих известных автомобильных брендов. Эмблема машины значит столько же, сколько и ее технические характеристики.

На весь мир известны и эмблемы отечественных автомобилей: фигурка бегущего оленя на капоте Волги, ладьи на ВАЗе, зубра на МАЗе, двуглавого орла на Руссо Балте, и др. И, конечно же, всем хорошо известна знаменитая эмблема несущегося коня на капоте грузовиков КАМАЗ.

Эмблема с изображением коня была выбрана не случайно. Это не просто конь, а степной конь — аргамак. Издавна известно об их красоте, уме и преданности хозяину. С другой стороны, конь — символ скорости, мощи и целеустремленности. Предки нынешних аргамаков несли на себе всадников отрядов Дария и Александра Македонского. Из-за необычных качеств этих коней китайские императоры затевали войны, считая их одним из сокровищ шелкового пути. Предприятие было построено с нуля в камских степях. Эмблема КАМАЗа — это своего рода дань татарским традициям и одновременно удачный символ, характеризующий отличные технические характеристики самого автомобиля.

Первый логотип КАМАЗа

В 1973 году предприятие официально зарегистрировало следующие товарные знаки: КАМАЗ, KAMAZ. В 1974 году была выпущена первая почтовая марка с изображением грузовика и фирменным названием.

В 1985 году новым начальником отдела рекламы предприятия была назначенаОльга Ивановна Ворошина (сейчас Якубова). До этого у нее за плечами уже была работа художником-проектировщиком в отделе главного архитектора КАМАЗа. Там она занималась разработкой фирменного стиля предприятия.

Интересный факт
Ольга Ивановна Якубова родилась 28 декабря 1953 года в городе Исилькуль Омской области. Родители — педагоги, вместе окончили Омский педагогический институт и всю жизнь преподавали: отец — физику, а мать — математику. Для Ольги семья и традиции всегда были очень важны. По словам самой Ольги, она знает свою родословную с 1700 года. С Якубовым С. С. Ольга познакомилась в Москве, куда оба приехали на очередную выставку. С тех пор помогают друг другу и в жизни, и на работе. Якубов С. С. — советник Генерального директора ОАО КАМАЗ, основатель и руководителя команды «КАМАЗ-мастер».

С 1987 года Ольга является директором рекламного агентства «КАМАЗ». С 1982 года участвует в восстановлении здания Свято-Вознесеновского собора в городе Набережные Челны. Награждена Государственной премией РФ в области литературы и искусства за разработку и реализацию дизайна «КАМАЗ-мастер».

Интересно, что при пуске главного конвейера была изготовлена небольшая партия спецодежды, где основными цветами тогда были синий и красный. Позднее дизайн спецодежды изменился, как и логотип. Далее была работа художником в производственном участке Художественного фонда РСФСР. И потом работа в отделе рекламы КАМАЗа. Первое, что бросилось в глаза О. Якубовой — отсутствие эмблемы не только у грузовика, но и у предприятия. После долгих размышлений, споров и поисков в качестве эмблемы был выбран стремительно несущийся скакун. Эта идея была поддержана руководителями предприятия и воплощена в жизнь московскими художниками института промышленной графики В. Марковским и Б. Крючковым.

В 1987 году на собрании акционеров официально был утвержден еще один комбинированный товарный знак KAMAZ с изображением скакуна. Данные знаки были запатентованы в 1999 году.

Именно последний знак получил широкое распространение и известность не только на территории России, но и далеко за ее пределами. Основным преимуществом КАМАЗов или, как сейчас говорят, «фишка» — способность грузовиков работать в любых условиях: от Крайнего Севера до тропиков, от пустынь, до высокогорий. Ежегодно автоконцерн выпускает более 70 тысяч грузовиков, 60 тысяч силовых агрегатов, 1.5 тысячи автобусов. 30% выпускаемой продукции идет на экспорт. География распространения бренда огромна и многопланова. Значит символ, подсказанный самой жизнью, стал воплощением мечты и эмблемой, ведущей вперед к новым высотам.

Конь чаще всего изображен в движении, с развевающейся гривой. У покупателя не должно возникнуть и тени сомнения в выборе машины со значком лошади.

марки машин с лошадью на эмблеме

Марки машин с лошадью на эмблеме символизируют силу, скорость, разум и мощь. Не зря даже мощность автомобиля измеряют в лошадиных силах.

Бренд машины с лошадью

Лошадь стала, пожалуй, самым распространенным логотипом. Конные повозки были первыми средствами передвижения. Затем люди пересели на авто, а лошади переместились на капоты. Марки машин с лошадью на эмблеме подкупают не столько экстерьером, сколько скоростными качествами, современным оснащением и техническими характеристиками.

Конь чаще всего изображен в движении, с развевающейся гривой. У покупателя не должно возникнуть и тени сомнения в выборе машины со значком лошади. Ясно же, что это будет сильная, скоростная, элегантная машина.

Ferrari

Гарцующая красавица-лошадка сделала бренд «Феррари» одним из самых узнаваемых в мире. Классический вариант эмблемы — черная лошадь на желтом фоне. Сверху цветные полоски символизируют итальянский флаг, внизу буквы S и F. Scuderia Ferrari — «Конюшня Феррари», в которой стоят самые грациозные скоростные представительницы мира авто.

История бренда началась в далеком 1939 году с договора между компанией «Альфа-Ромео» и гонщиком-конструктором Энцо Феррари. Он занимался производством оборудования для автомобилей «Альфы». И только спустя 8 лет начал производство авто под брендом «Феррари». Знак лошади на машины марки Ferrari перекочевал с самолета аса Первой мировой войны Франческо Баракка. С 1947 года и по сей день автоконцерн остается первым номером по производству качественных автомобилей, в том числе для «Формулы-1».

Бренд Ferrari

В начале прошлого столетия всем гоночным автомобилям назначался свой цвет, означающий принадлежность к определенной стране. Италии достался красный. Этот цвет считается классическим для «Феррари» и в сочетании с черно-желтой эмблемой выглядит элегантно и всегда современно. К тому же концерн не побоялся ввести моду на ограниченный выпуск автомобилей определенной модели. Отказ от массового производства позволил выпускать уникальные авто по высокой цене.

За время существования бренда выпущено более 120 моделей автомобилей. Многие из них стали классикой мирового автопрома. Легендарная Ferrari 250 GT California выпуска 1957 года вошла в историю идеальными пропорциями и отличными на тот момент техническими характеристиками. Кабриолет разрабатывался специально для американских потребителей. Сегодня «Калифорнию» можно приобрести только на аукционах.

Ford Mustang

Первоначально лошадь должна была бежать слева направо. Таковы правила ипподрома. Но конструкторы что-то напутали, и форма для отлива логотипа оказалась перевернутой. Исправлять не стали, увидев в этом символизм. Дикий своевольный жеребец не может бежать в указанном направлении. Он свободен, как ветер, и необуздан, как огонь.

На стадии разработки автомобиль носил совсем другое имя — «Пантера» (Cougar). А с конвейера уже сошел Mustang, и лошадь совсем ни при чем. Мустангами называли модели самолетов «Норт Американ Р-51» времен Второй мировой войны. Знак в виде бегущего жеребца был разработан позже, уже исходя из названия бренда. Красота, благородство и грация выделяют мустанга в мире лошадей, а «Форд Мустанг» в мире машин.

Бренд Ford Mustang

Примечательно, что именно «Форд Мустанг» был выбран автомобилем легендарного Джеймса Бонда и появился на экранах в одном из первых фильмов «Бондианы» — «Голдфингер». За свою пятидесятилетнюю историю авто этого бренда снялись более чем в пятистах фильмах.

Особой популярностью у профессионалов пользуются гоночные и дрифтинг-модели «Мустангов». Аэродинамический корпус и обтекаемые линии позволяют этим автомобилям часто становится победителями в самых сложных и напряженных гонках.

Настоящий зверь — так называется машина с конем на эмблеме выпуска 2020 года — Mustang GT 500. С заявленными 710 лошадиными силами под капотом, крупным сплиттером, вентиляционными прорезями на капоте и антикрылом эта модель стала самым высокотехнологичным представителем «Мустангов».

Porsche

Значок лошади на машине марки Porsche появился в 1952 году, когда производитель вышел на американский рынок. До этого времени, начиная с года образования марки в 1950 году, на логотипе была только надпись Porsche. Основной завод находится в немецком городе Штутгарте. Надпись и жеребец на логотипе напоминают, что раньше Штутгарт был создан как лошадиная ферма. Автором герба «Порше» является Франц Ксавьер Раймшписс.

В центре логотипа изображена лошадь в движении. А красные полоски и рога являются символами немецкого региона Баден-Вюртемберг, на территории которого находится город Штутгарт.

Бренд Porsche

Наиболее известными современными моделями компании являются 718 Boxster/Cayman, Macan и Cayenne. «Бокстер» и «Кайман» 2019 года выпуска одинаково точны в управлении на трассе и в городских условиях. А усовершенствованный четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом сделал эти модели пределом мечтаний многих автомобилистов.

Спортивный кроссовер Porsche Cayenne удобен маневренностью, вместительным багажником и совершенной мехатроникой. Внутреннее убранство автомобиля также никого не оставит равнодушным. Компактный кроссовер «Порше Макан» сошел с конвейера в 2013 году. Этот пятидверный и с пятью сиденьями автомобиль идеален для спорта, досуга, туризма.

Значок лошади на машине этого бренда символизирует старые европейские традиции. Аналитики утверждают, что 2/3 выпущенных моделей до сих пор существуют и эксплуатируются. Это говорит об их высоком качестве и надежности. Автомобили этой марки узнаваемы и часто появляются не только на улицах городов, но и участвуют в фильмах, играх. Интересный факт: покупатели, согласно социальным исследованиям, предпочитают Porsche красного, белого и черного цветов.

«КамАЗ»

Российский производитель грузовиков, тракторов, автобусов, комбайнов, дизельных установок вышел на советский рынок в 1969 году. Задачи перед автопроизводством были поставлены нешуточные, поэтому долгое время до логотипа руки не доходили. В первую очередь необходимо было показывать выполнение и перевыполнение плана по производству авто.

Первые машины выпускались под маркой «ЗИЛ», затем и вовсе без опознавательных знаков. Название «КамАЗ» пришло как аналог названия реки Кама, на которой и стояло производство. А сам логотип появился лишь в середине 80-х годов прошлого столетия благодаря креативному директору рекламного отдела «КамАЗ». Это не просто конек-горбунок, а настоящий аргамак — дорогая породистая восточная лошадь. Так была отдана дань татарским традициям, ведь производство находится в городе Набережные Челны.

Бренд «КамАЗ»

Первенец «КамАЗа» — «КамАЗ-5320» — грузовой тягач бортового типа 1968 года выпуска. Применение нашел в строительстве, промышленности и хозяйственной деятельности. Он настолько универсален, что завод лишь в 2000 году решился на косметические изменения этой модели.

На второе место можно поставить самосвал «КамАЗ-5511». Несмотря на то что выпуск этих машин уже прекращен, на улицах небольших городов до сих пор встречаются экземпляры, названные народом «рыжими» за примечательный ярко-оранжевый окрас кабины.

Baojun

«Баоцзюнь» в переводе звучит как «Драгоценная лошадь». Baojun — молодой бренд. Первый автомобиль с логотипом в виде лошадиного очертания сошел с конвейера в 2010 году. Горделивый профиль символизирует уверенность и силу.

Самой распространенной моделью, ушедшей на западный рынок под логотипом всем известного Chevrolet, является кроссовер Baojun 510. Китайцы придумали интересный ход — выпустили свой автомобиль под известным брендом. В итоге продажи растут, все в выигрыше.

Бюджетный семиместный универсальный хетчбэк Baojun 310 прост и лаконичен, но, тем не менее не уступает в характеристиках подобным автомобилям.

Бренд Baojun

Минивэн Baojun 730 2017 года — второй по популярности среди подобных автомобилей в Китае. Современная внешность, качественный интерьер, бензиновый мотор 1.5 «Турбо» и задняя многорычажная подвеска выгодно выделяют эту модель в среднем классе китайских автомобилей.

Многие китайские бренды имеют логотипы с трудно запоминаемыми иероглифами и ориентированы только на внутренний рынок. Baojun не из их числа. Бюджетные китайские машины с эмблемой лошади успешно конкурируют с аналогичными моделями на мировом рынке. Несколько лет назад это выглядело робкими попытками создания конкурентоспособного автомобиля. В последнее время китайцы развернули автопром на полную мощность.

Теперь китайский авторынок обгоняет даже аналогичный рынок США. В 2018 году китайцы продали на треть больше автомобилей, чем американцы. Бюджетные китайские автомобили составляют отличную конкуренцию отечественной продукции «АвтоВАЗа» — Lada XRay и Lada Kalina.

Iran Khodro — ведущий автоконцерн не только Ирана, но и всего Ближнего и Среднего Востока. Компания, созданная в 1962 году братьями Хайями, ежегодно выпускает более 1 млн автомобилей. Начинал производитель с выпуска автозапчастей, следующим этапом была сборка автомобилей других брендов на площадках Iran Khodro, затем компания выпустила свою именную продукцию. Пикапы, грузовики, легковые авто, автобусы завоевывают покупателей. В названии компании нет ничего «лошадиного». Iran Khodro в переводе звучит как «Иранский автомобиль».

Бренд Iran

Samand в переводе с иранского «быстроногий конь», «скакун». Модель производится по всему миру разными автозаводами. Она интересна одной деталью — оцинкованным кузовом, что является редкостью в ряде подобных автомобилей. О реагентах и абразивном воздействии песка можно не беспокоиться.

Вторым автомобилем иранской компании стала Runna. Эта модель меньше предшественника «Саманда», но современным оснащением ему не уступает. Автоконцерн планирует выпускать до 150 тысяч экземпляров «Раннэ» в год, что свидетельствует о большом спросе у покупателей.

На российском рынке иранские автомобили представлены ограниченным выпуском.

МОРЖАРЕТТО Игорь

 Грузовой автомобиль

Как водится, к очередному, XXV съезду КПСС все отрасли народного хозяйства, все предприятия должны были сделать какой-то важный подарок, отчитаться о великих свершениях. И один из самых значимых "подарков партии" в том году сделали автостроители: 16 февраля 1976 года в Набережных Челнах собрали первый серийный автомобиль "Камаз". Рассказывают, что первоначально водители приняли незнакомую машину с осторожностью — впрочем, как любую новинку. Но вскоре выносливый, надежный, удобный, комфортабельный (конечно, по меркам тех лет) грузовик полюбили. Он даже получил от шоферов вполне уважительное прозвище "татарское чудо". Хотя и родился этот грузовик далеко от берегов Камы.

Догнать и перегнать

Надо сказать, что в 60-х годах прошлого столетия экономика Советского государства была на подъеме. Уже удалось залечить раны страшной войны, полным ходом шло освоение целинных земель, сибирских просторов, наши космические корабли бороздили безвоздушное пространство. Но мало кто помнит, что основой бурного экономического роста были реформы, которые проводил в экономике тогдашний премьер Алексей Косыгин. К концу десятилетия их свернут, но пока страна развивается, и увеличиваются объемы грузоперевозок. И, соответственно, растет потребность в современных большегрузных автомобилях, с экономичными дизельными двигателями. Но отечественная промышленность таких не выпускает. Так что остро назрела необходимость создать новый грузовик и построить для его выпуска новый автозавод.

По сложившейся практике конструкцию грузовика рассчитывали разработать с помощью ведущих зарубежных компаний. Или просто купить, как было в истории с Горьковским автозаводом. По слухам, предварительные переговоры велись с представителями компаний Ford, Daimler. Но в реалиях тех лет, в условиях холодной войны иностранные компании отказались от сотрудничества с СССР. Считалось, что появление у русских нового, современного грузовика приведет к усилению советской военной мощи.

Пришлось рассчитывать на собственные силы, хотя, конечно, конструкторы изучали передовой иностранный опыт; автозаводы закупали образцы новой техники. Лучшая конструкторская школа в те годы, безусловно, была на московском заводе ЗИЛ. Еще в 1964 году, едва на конвейере стартовало производство ЗИЛ‑130 (ему суждено было стать самым массовым грузовиком в истории СССР), главный конструктор завода Анатолий Кригер объявил: будем разрабатывать новый автомобиль. Причем с бескапотной кабиной (таких у нас тогда не выпускали)!

Производство грузовых автомобилей ЗИЛ-130 на заводе имени Лихачева в Москве, 1964 год Валентин Хухлаев/ТАСС

Вообще советский автопром в те годы продолжал ориентироваться на американские аналоги, а там была больше распространена капотная схема. Хотя были и исключения, тем более что в Европе все производители переходили на выпуск бескапотных, более компактных грузовиков. Говорят, больше всего советским инженерам понравился "американец" International 220 (созданный в том числе с прицелом на европейские рынки). Однако это отнюдь не было копированием, хотя, конечно, "американо-канадские" корни у модели, которую разрабатывали в Москве, и можно было обнаружить.

Но в варианте ЗИЛа кабина приобрела другие, более прямоугольные формы, изящный передок с решеткой воздухозаборника в правой части. Для новой модели пришлось разрабатывать новый дизельный V-образный двигатель, оригинальное сцепление с пневмогидроусилителем, 5-ступенчатую синхронизированную коробку передач с передним делителем (он по сути превращает ее в 10-ступенчатую), раздельный привод пневматических тормозов на передний и задние мосты, ведущие задние и средние мосты с межосевым блокируемым дифференциалом, рулевое управление с гидроусилителем. И еще много чего, что позволило сказать: это — революционный для страны грузовой автомобиль.

Особое внимание уделили кабине, унифицированной для гражданских и армейских автомобилей. Ее размеры обеспечивали удобную посадку трех человек, причем с комфортом. А что? Мощный отопитель позволял использовать автомобиль в условиях Крайнего Севера, а еще в этом автомобиле впервые появились подрессоренное кресло водителя с регулировкой положения сиденья, спальное место.

Первый опытный образец — седельный тягач ЗИЛ-2Э170В — собрали в 1968 году; его оснастили перспективным дизелем V8 ЯМЗ‑641 рабочим объемом 9,5 л и мощностью 210 л.с. Он стал "базой" для создания будущих грузовиков "Камаз". Кстати, кроме ЗИЛа участие в проекте приняли и другие предприятия страны. Ярославский моторный завод разрабатывал V-образные дизели мощностью 180, 210 и 260 л.с., сцепления и коробки передач. Одесский автосборочный завод трудился над конструкциями полуприцепов к тягачам, а Минский автозавод занимался созданием самосвальных установок.

С 1969 по 1978 год на ЗИЛе построили 53 опытных образца новых грузовых автомобилей под индексом "ЗИЛ-170"; их суммарный пробег в ходе дорожных испытаний составил 4,5 млн км. Доводили машины на Украине в районе Батурина, под Москвой, на дороге Углич — Рыбинск (тогда булыжной) и, конечно, на полигоне НАМИ. Причем это изначально была целая линейка грузовиков с колесными формулами 6х4 и 6х6 (седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы). При этом новички по своему уровню не уступали лучшим зарубежным аналогам.

Опытный образец грузового автомобиля, созданный на Московском автозаводе им. Лихачева, 1970 год Соболев Валентин/Фотохроника ТАСС

"Сто семидесятые" испытывали в сравнении с грузовиками Ford W1000D, Mercedes-Benz LPS 2223 и International Т190. Доводили до ума, и не все, конечно же, получалось. Вообще история создания автомобиля "Камаз" — это победы и поражения, бесчисленное множество расчетов, чертежей и испытаний. Всего на ЗИЛе над созданием перспективного семейства грузовиков работало около 150 человек. Но в 1975‑м всю документацию передали в Набережные Челны. Так решили в правительстве.

А имя "Камаз" на передней части кабины впервые появилось в 1970 году, когда опытные образцы выставили на ВДНХ. Поставить на машинах новую марку предложил (по легенде) сам председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин. Без затей сделали пять отдельных букв, которые в итоге перешли и на серийные автомобили.

Стройка века

О месте для строительства нового автогиганта объявили в 1969 году: в августе ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление №674 "О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР". Кстати, небольшой городок на Каме — Набережные Челны — был выбран отнюдь не случайно. Специалисты изучили более 70 различных вариантов площадок для размещения завода. К тому времени решили создать мощный автомобилестроительный кластер в Поволжье, где уже работал ГАЗ (и целый ряд производителей компонентов), строился ВАЗ.

Строительство

У Набережных Челнов были серьезные преимущества: кроме отличной логистики (река, железные и автодороги), в регионе работала одна из самых крупных строительных компаний "Камгэсэнергострой", которая уже построила вблизи гидроэлектростанцию мощностью более 1,5 млн кВт⋅ч. Значит, есть и опытные строители, и электроэнергия! Объем будущего производства автозавода определили в 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей в год. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов подписал приказ о том, что новое предприятие будет называться Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта "Камаза".

На ударную комсомольскую стройку ехали специалисты и рабочие разных специальностей со всех концов страны. Еще бы, тут не только хорошо платили, но еще и довольно быстро давали квартиры! Это было необычно для Советского Союза: параллельно (а то и с опережением) со строительством заводских цехов возводили и жилые кварталы нового города. Заказы по строительству завода выполняли более 2000 разных предприятий Советского Союза; каждый день на строительные площадки выходили больше 100 тыс. (!) человек. Будущий завод обеспечивался самым передовым и технологичным оборудованием не только отечественного, но и зарубежного производства. В его оснащении приняли участие свыше 700 иностранных фирм, среди которых такие корпорации, как Tata, Hitachi и другие. Оборудование для производства коробок передач закупили у западногерманской корпорации Liebherr, завод по производству двигателей построили по проекту французской Renault. Благодаря беспрецедентным объемам финансирования работы велись самыми высокими темпами. Осенью 1970 года уложили первые кубометры бетона в фундамент ремонтно-инструментального завода, а уже в 1973 году корпуса практически всех объектов первой очереди "Камаза" были готовы.

Сборка первой партии серийных грузовиков

В результате первый автомобиль из Набережных Челнов — бортовой 8‑тонный Камаз-5320 — сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Конечно же, реально серийное производство удалось наладить только через несколько месяцев, но объемы производства росли рекордными темпами. Уже через три года, летом 1979-го, преодолели рубеж в 100 тыс. выпущенных грузовиков. А вскоре завод стал лидером среди мировых производителей грузовых автомобилей: выпуск составлял больше 100 тыс. штук ежегодно. В Челнах собирали самосвалы, седельные тягачи, бортовые грузовики для народного хозяйства и армии; они поставлялись в десятки стран мира.

В августе 1990 года производственное объединение "Камаз" преобразовали в акционерное общество. Начиналась новая эпоха.

Новые времена

Переход к рынку дался крупнейшему (теперь уже российскому) производителю грузовиков нелегко. Мало того, что чудовищно упал спрос на продукцию автозавода (оказалось, что в рыночных условиях продавать 100 тыс. грузовиков некому), да еще и на нашем рынке появились конкуренты — продавцы импортной техники (и новой, и подержанной). Начались проблемы со сбытом, с поставкой комплектующих; огромные мощности фактически простаивали, финансовое состояние предприятия резко ухудшилось. Картину еще больше усугубил пожар, случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей "Камаза". Что бы ни было причиной тому, но моторный завод оказался полностью уничтоженным.

Благодаря поддержке российского и республиканского правительств производство моторов удалось восстановить уже через полгода — в декабре 1993‑го. Надо сказать, что в те годы руководство предприятия "крутилось, как могло": надо же было как-то выживать. Для правительства Татарстана спасение (а затем и вывод на безубыточность) автозавода стало делом чести. И вопрос даже не столько в рабочих местах (а "Камаз" так или иначе обеспечивает работой сотни тысяч человек), но и в том, что предприятие стало в какой-то мере символом республики (вместе с "Татнефтью" и еще несколькими компаниями). Причем символами процветающей даже в сложные времена республики! Для этого предприятию предоставляли различные льготы, кредиты. Но и требовали: ищите свое место в новом мире!

С конца 80-х годов прошлого века на "Камазе" выпускали не только грузовики, но и легковые малолитражки ВАЗ-1111 "Ока" (до 2006 года, пока не ужесточились экологические требования). Начало 2000-х годов ознаменовалось созданием многочисленных совместных предприятий с ведущими зарубежными компаниями (ZF, Cummins, Knorr-Bremse, Federal Mogul, Daimler) по выпуску трансмиссий, дизельных двигателей, тормозных систем, деталей поршневой группы и т.д., а также сборке грузовиков Fuso. А в декабре 2008 года концерн Daimler AG (торговая марка Mercedes, если кто не знает!) приобрел 10% акций "Камаза" (сейчас уже 15%). Несколько лет назад по соглашению с Daimler Trucks "Камаз" получил технологию производства современных кабин Axor для установки на грузовики нового поколения.


Ныне в состав ПАО "Камаз" входит 13 подразделений, 110 предприятий в России и странах СНГ; в группе работают около 36 тыс. человек. Сегодня "Камаз" выпускает широкий ассортимент грузовиков: самосвалов, бортовых автомобилей, седельных тягачей, различную специальную технику (автокраны, снегоочистители, мусоровозы и т. д.), полуприцепы и автобусы. На новом заводе, построенном совместно с компанией Daimler AG, стартовало серийное производство кабин поколения К5. Предприятие стало первой отечественной компанией, которое освоило серийное производство электробусов Камаз-6282, которые можно заряжать от станции ультрабыстрой подзарядки. Только в столице России на маршрутах работают уже больше 300 таких машин. А в ближайшее время "Камаз" планирует начать поставки пассажирских электробусов в Европу (необходимую для этого сертификацию компания рассчитывает пройти в 2021 году). И это еще не все: совместно с Петербургским политехническим университетом идет разработка универсальной модульной платформы, на которой планируется выпуск целой линейки коммерческих и пассажирских электромобилей. Еще одно из перспективных направлений — создание и внедрение транспорта, работающего на водородном топливе. Специалисты "Камаза" уже в этом году приступают к разработке водородных грузового автомобиля и автобуса.

И вообще, "Камаз" давно стал "народной маркой"; у нас вообще часто любой большой грузовик называют "камазом". Автомобиль стал полноценным героем фильмов (вспомните, например, популярный сериал "Дальнобойщики"), песен. Мне, например, очень нравится песня группы "Джин-тоник", которая так и называется — "Водитель "Камаза". Рекомендую!

Сегодня основные акционеры ПАО "Камаз"корпорация "Ростех" (49,9% акций), компания Avtoinvest Limited (23,54% акций), компания Daimler (15% акций). 11% акций находятся в свободном обращении.

За 45 лет (если считать с момента выпуска первого автомобиля) Камский автозавод выпустил больше 2,3 млн автомобилей и порядка 2,9 млн двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14–40 тонн на дорогах России и стран СНГ — это "Камаз"; машины из Набережных Челнов работают более чем в 80 странах мира. Завод пережил разные, в том числе и очень тяжелые (особенно после пожара на заводе двигателей), времена, но сегодня это вполне себе преуспевающее, мощное современное предприятие, где создали (и еще создадут!) множество новых моделей самой разной техники.

И это я еще ничего не сказал о спортивной команде "Камаз-мастер"! Она была основана в 1988 году для участия в соревнованиях по ралли. С тех пор команда, выступающая на специально модернизированных грузовиках, 18 раз побеждала на ралли "Дакар". Кроме того, "Камаз-мастер" — восьмикратный победитель международного ралли "Шелковый путь", бессменный лидер чемпионатов России по ралли-рейдам.

Читайте также: