Почему у коней на аничковом мосту лица

Опубликовано: 03.05.2024

Аничков Мост и его секреты.

В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.

Петр Карлович Клодт.

Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.

Cфинксы в Петербурге.

В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы. Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.

Аничков мост в 1840-х годах.

За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.

В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.


Юноша в ожидание противоборства в напряжении сдерживает вставшего на дыбы коня. Конь стоит на дыбах, пытаясь вырваться, юноша его удерживает. Конь сбросил попону и почти вырвался. Юноша повержен, но коня удерживает, натягивая узду. Приподнявшись и опираясь на колено, юноша подчиняет себе дикого коня.


Начало поединка… Юноша пытается схватить коня, вставшего на дыбы.
Коню почти удалось вырваться, но юноша удерживает его из последних сил.
Юноша уже уверенно сдерживает коня, а тот ему постепенно покоряется.
Победивший юноша уверенно ведет под уздцы подчинившегося коня.

Но есть одна интересная деталь : на копытах обоих коней, обращенных в сторону Адмиралтейства, имеются подковы, а два коня на другой стороне – не подкованы.

Кони с подковами.

Многие объясняют это так: в те времена на Литейном проспекте и в Кузнечном переулке находились литейные мастерские и кузницы, поэтому от кузниц движутся уже подкованные лошади.

. и без подков.

В начале борьбы дикие кони должны быть неподкованными, и лишь после того, как человек их приручил, коней можно было подковать. С учетом этого факта, сюжет представляется по-другому:


Припавший на одно колено юноша, останавливает дикого, еще не подкованного, коня.
Конь сбросил юношу и почти вырвался от него. Конь, еще пытаясь сопротивляться, начинает подчиняться воле человека. Конь подкован. Укротитель и взнузданный и подкованный конь уверенно шагают рядом.

Но на этом варианты не заканчиваются, есть еще один интересный:


Человек лежит на земле. Вот он встал на колено. Вот он уже встал на ноги. И вот он уже идет во весь рост, взяв коня под уздцы. Но разве может лежащий на земле кого-то укротить? Человек может с помощью коня подняться с земли, и тогда выходит что вся эта композиция не Укрощение коня, а Возвышение человека, устремление его ввысь, благодаря коню. И убеждает в этом последняя группа, где рядом идут два самых великолепных существа на земле, одинаково красивых сильных и грациозных. Кстати, сам Клодт назвал свои изваяния Конь с водничим, именно Конь стоит у него на первом месте.

БОНУС

Став по правой стороне моста спиной к Адмиралтейству, многие туристы стремятся заглянуть под скакуна, который ближе к Аничковому дворцу.

Так есть ли лицо?

По одной из самых известных баек Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица – то ли Наполеона, то ли любовника своей супруги. К реальности это отношение вряд ли имеет, но туристов забавляет.

Специально для тех, кто интересуется историей и достопримечательностями Санкт-Петербурга самые интересные факты о Медном всаднике, который вовсе не из меди .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Аничков мост — один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Именно о нем сегодня пойдет наша речь.

Почему в простонародье он назывался «мостом 18 яиц» или чье лицо скульптор изобразил между ног у одного из коней?

Стало интересно? Читай статью и не забудь подписаться:)

Но начнем мы, пожалуй, с истории создания. В петровские времена каналы разделяли город на множество островов. На левом берегу Фонтанки начинается строительство верфи, без постоянной переправы не обойтись, и городская казна выделяет 50 рублей для строительства деревянного моста. Переправу наводит батальон под командование подполковника Аничкова (ударение на И).

Деревянные петровские мосты не отличались особой шириной, главное, чтобы проехала телега или коляска, а вот длинна моста была достаточно большой, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост. Как он выглядел мы можем только догадываться.

В 1721 году переправу перестроили — теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, — так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Аничков мост или

При Екатерине II мост стал гранитным и похорошел. Горожане все также продолжали называть его Аничков, подполковник о такой славе и не мог мечтать.

Сам мост не являлся шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал только благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта. Изначально предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты, а знаменитые лошади создавались для пристани, напротив академии художеств, но место на пристани заняли древние сфинксы из Египта, и самые знамениты кони в Петербурге обрели новое место обитания, кстати поговариваю что одни из них до сих пор не подкованы, но об этом чуть позже.

Аничков мост или

Изначально на одной стороне моста были установлены бронзовые статуи, а на другой гипсовые. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха.

Кони установлены напротив въезда в Королевский дворец Неаполя. Они простояли на Аничковом мосту два года, пока не были отправлены в Италию.

https://pantv.livejournal.com/1491836.html

Аничков мост или

Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией — укрощение коня, победа человека над дикой силой. С этого момента Аничков мост прославился великолепными скульптурами Клодта.

Аничков мост или

Сразу после установки скульптур на постамент и появилось фривольное прозвище переправы – «Мост восемнадцати яиц». «Почему восемнадцати» - спросите вы? Ведь сейчас мы можем насчитать только шестнадцать, но вплоть до 1917 года при подсчете учитывался еще и городовой, пост которого располагался на мосту.

Аничков мост или

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. Поговаривают будто бы Клодту изменила жена и он решив отомстить, исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. А другие поговаривали что это сам Наполеон Бонапарт. Как выглядел любовник жены Клодта мы не знаем, а вот есть ли там черты Наполеона судить вам.

Если вдруг интересно, то это самая ближняя скульптура к Аничковому дворцу.

Наполеон для сравнения;)

А вот то, что пара лошадей не подкованы это уже не миф и выдумки. Это на самом деле так. Все дело в том, что в 19 веке на современной площади Восстания располагались кузницы, поэтому лошади, которые смотрят в сторону Литейного проспекта не подкованы, а те, что идут в сторону Адмиралтейства с подковами.

Аничков мост или

Аничков мост или

Государь нередко хвалил скульптора за то, что Клодт делает лошадей лучше, чем любой жеребец. За свои композиции скульптор даже заслужил место в народной частушке непристойного содержания:

Когда о ней доложили государю, он немедленно приказал найти автора частушки и сурово его наказать, но приказал он это так же в стихотворной форме:

Так же в народе был популярен миф, что у двух лошадей нет языков, обнаружив это скульптор тут же скончался. Есть у них языки или нет остается только гадать, проверить нереально, высоковато :)

Аничков мост или

Сейчас же популярна шутка о том, что в северной столице не пьют спиртного лишь четверо. Они стоят на Аничковом мосту, и руки у них заняты лошадиной упряжью.

Квадрига Аполлона на Большом театре пережила несколько пожаров
Квадрига Аполлона на Большом театре пережила несколько пожаров. Фото: Depositphotos.com

Квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра и шестерка коней на Нарвских воротах Петербурга. Что объединяет эти и другие скульптуры, кроме имени создателя? Правильно - энергия движения, оживляющая бронзу. 5 июня исполняется 215 лет со дня рождения выдающегося скульптора Петра Карловича Клодта.

Барон Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург (1805 - 1867) происходил из знатного, но небогатого рода балтийских немцев. Его отец добыл славу боевого генерала на полях Отечественной войны 1812 года. Его портрет и поныне висит в галерее героев в Эрмитаже. Несмотря на суровость военной службы, отец будущего скульптора тянулся к творчеству. «Когда я был маленьким, мой бедный отец радовал меня, вырезая из бумаги лошадок», - рассказывал Клодт внучке незадолго до смерти.

Петр Карлович с детства рисовал, лепил и вырезал коняг, подолгу наблюдая за ними и изучая позы. Любовь к деталям и анатомическая точность оживляли его поделки. Однажды молодой юнкер сделал деревянную игрушку для сына писателя Николая Греча. Тот сразу разглядел талант и вместе со знакомыми скинулся на набор инструментов для резьбы. Клодт вырезал еще более искусные фигуры, которые так понравились великим князьям Михаилу и Николаю, что те убедили молодого офицера задуматься об истинном призвании. Их отец, император Николай I, впоследствии стал главным ценителем творчества скульптора.

«Квартет И» в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение» (2018)

«Квартет И» в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение» (2018)

Галопом по Европам

Клодт не получил полноценного художественного образования. Он ушел с военной службы, открыл в Петербурге мастерскую, в которой усердно копировал античные образцы, учился обращаться с глиной и гипсом. В тесный подвальчик умудрялся затаскивать жеребцов и кобыл. Когда в 1838-м умер выдающийся литейный мастер Василий Екимов, Клодту пришлось постичь тонкости и этого ремесла. Вскоре он занял место руководителя Литейного двора Императорской академии художеств. Занимался отливкой памятника Владимиру Великому для Киева, подкорректировал первоначальный эскиз.

Работами Клодта восхищались европейские монархи и жители мировых столиц. Санкт-Петербург, Петергоф, Стрельна, Москва, Киев, Берлин, Неаполь… Табун клодтовских лошадок распустил по Европе сам император Николай I. Ими заменяли скульптуры, раздариваемые императором прямо с городских улиц.

Петр Карлович внешне был весьма не дурен

Петр Карлович внешне был весьма не дурен

Отомстил любовнику

Группа из четырех коней на Аничковом мосту - самое знаменитое произведение Петра Карловича. Именно с ним связано больше всего легенд. Самая известная - будто бы на церемонии открытия моста Николай I хлопнул художника по плечу: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!» Широко известна байка о том, что в паху одной из скульптур Клодт запечатлел не то Наполеона, не то физиономию любовника своей дражайшей супруги, которой вздумалось гульнуть. После установки коней Аничков получил второе название - «Мост 18 яиц»: четыре жеребца, четыре скульптурных юноши и один дежурный городовой. Кстати, изначально бронзовых скульптур было две, а пара других копировала их в гипсе. Задумка мастера читается так: по часовой стрелке от дома № 40 по набережной Фонтанки мы видим стадии укрощения строптивого коня. Поэтому первые два коня неподкованные.

Первая серьезная работа мастера - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге

Первая серьезная работа мастера - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Фото: Depositphotos.com

И другие звери

Клодт лепил не только лошадей - всю силу анималистического таланта он вложил в памятник баснописцу Ивану Крылову. Его установили в 1855 году в Летнем саду. Деньги на него собирали по всей России. Однако после открытия монумент удостоился едких комментариев. «Жалкий барон Клодт! Вместо величественного старца он посадил лакея в нанковом сюртуке с азбучкой и указкою в руках. Барон без умысла достиг цели, вылепивши эту жалкую статую и барельефы именно для детей, но никак не для взрослых. Бедный барон! Оскорбил ты великого поэта», - отчитывал мастера поэт Тарас Шевченко.

Памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду

Памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду. Фото: Depositphotos.com

Трагический силуэт

Кони Аничкова моста стали символом города. Во время блокады Ленинграда их сохранили, зарыв в мерзлую землю. Возвращение скульптур стало символом Победы. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала ночь с 1 на 2 июня 1945 года: «Мы стояли долго, мерцала белая ночь, статуя подымалась медленно и вдруг в какой-то момент так и врезалась в бледно-зеленоватое небо всем своим черным, бурным, трагическим силуэтом! И мы вздрогнули все, даже озноб пробежал по телу: так прекрасно явилась в небе скульптура, так пронзительно остро вспомнился сорок первый год и так остро еще раз ощутили мы мир».

Двух коней с Аничкова моста Николай I подарил королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV
Двух коней с Аничкова моста Николай I подарил королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Фото: Getty Images Иулиания Спиридонова, ставшая баронессой Клодт
Иулиания Спиридонова, ставшая баронессой Клодт Квадрига Аполлона на Большом театре пережила несколько пожаров
Квадрига Аполлона на Большом театре пережила несколько пожаров. Фото: Depositphotos.com

Квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра и шестерка коней на Нарвских воротах Петербурга. Что объединяет эти и другие скульптуры, кроме имени создателя? Правильно - энергия движения, оживляющая бронзу. 5 июня исполняется 215 лет со дня рождения выдающегося скульптора Петра Карловича Клодта.

Барон Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург (1805 - 1867) происходил из знатного, но небогатого рода балтийских немцев. Его отец добыл славу боевого генерала на полях Отечественной войны 1812 года. Его портрет и поныне висит в галерее героев в Эрмитаже. Несмотря на суровость военной службы, отец будущего скульптора тянулся к творчеству. «Когда я был маленьким, мой бедный отец радовал меня, вырезая из бумаги лошадок», - рассказывал Клодт внучке незадолго до смерти.

Петр Карлович с детства рисовал, лепил и вырезал коняг, подолгу наблюдая за ними и изучая позы. Любовь к деталям и анатомическая точность оживляли его поделки. Однажды молодой юнкер сделал деревянную игрушку для сына писателя Николая Греча. Тот сразу разглядел талант и вместе со знакомыми скинулся на набор инструментов для резьбы. Клодт вырезал еще более искусные фигуры, которые так понравились великим князьям Михаилу и Николаю, что те убедили молодого офицера задуматься об истинном призвании. Их отец, император Николай I, впоследствии стал главным ценителем творчества скульптора.

«Квартет И» в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение» (2018)

«Квартет И» в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение» (2018)

Галопом по Европам

Клодт не получил полноценного художественного образования. Он ушел с военной службы, открыл в Петербурге мастерскую, в которой усердно копировал античные образцы, учился обращаться с глиной и гипсом. В тесный подвальчик умудрялся затаскивать жеребцов и кобыл. Когда в 1838-м умер выдающийся литейный мастер Василий Екимов, Клодту пришлось постичь тонкости и этого ремесла. Вскоре он занял место руководителя Литейного двора Императорской академии художеств. Занимался отливкой памятника Владимиру Великому для Киева, подкорректировал первоначальный эскиз.

Работами Клодта восхищались европейские монархи и жители мировых столиц. Санкт-Петербург, Петергоф, Стрельна, Москва, Киев, Берлин, Неаполь… Табун клодтовских лошадок распустил по Европе сам император Николай I. Ими заменяли скульптуры, раздариваемые императором прямо с городских улиц.

Петр Карлович внешне был весьма не дурен

Петр Карлович внешне был весьма не дурен

Отомстил любовнику

Группа из четырех коней на Аничковом мосту - самое знаменитое произведение Петра Карловича. Именно с ним связано больше всего легенд. Самая известная - будто бы на церемонии открытия моста Николай I хлопнул художника по плечу: «Ну, Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец!» Широко известна байка о том, что в паху одной из скульптур Клодт запечатлел не то Наполеона, не то физиономию любовника своей дражайшей супруги, которой вздумалось гульнуть. После установки коней Аничков получил второе название - «Мост 18 яиц»: четыре жеребца, четыре скульптурных юноши и один дежурный городовой. Кстати, изначально бронзовых скульптур было две, а пара других копировала их в гипсе. Задумка мастера читается так: по часовой стрелке от дома № 40 по набережной Фонтанки мы видим стадии укрощения строптивого коня. Поэтому первые два коня неподкованные.

Первая серьезная работа мастера - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге

Первая серьезная работа мастера - Нарвские ворота в Санкт-Петербурге. Фото: Depositphotos.com

И другие звери

Клодт лепил не только лошадей - всю силу анималистического таланта он вложил в памятник баснописцу Ивану Крылову. Его установили в 1855 году в Летнем саду. Деньги на него собирали по всей России. Однако после открытия монумент удостоился едких комментариев. «Жалкий барон Клодт! Вместо величественного старца он посадил лакея в нанковом сюртуке с азбучкой и указкою в руках. Барон без умысла достиг цели, вылепивши эту жалкую статую и барельефы именно для детей, но никак не для взрослых. Бедный барон! Оскорбил ты великого поэта», - отчитывал мастера поэт Тарас Шевченко.

Памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду

Памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду. Фото: Depositphotos.com

Трагический силуэт

Кони Аничкова моста стали символом города. Во время блокады Ленинграда их сохранили, зарыв в мерзлую землю. Возвращение скульптур стало символом Победы. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала ночь с 1 на 2 июня 1945 года: «Мы стояли долго, мерцала белая ночь, статуя подымалась медленно и вдруг в какой-то момент так и врезалась в бледно-зеленоватое небо всем своим черным, бурным, трагическим силуэтом! И мы вздрогнули все, даже озноб пробежал по телу: так прекрасно явилась в небе скульптура, так пронзительно остро вспомнился сорок первый год и так остро еще раз ощутили мы мир».

Двух коней с Аничкова моста Николай I подарил королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV
Двух коней с Аничкова моста Николай I подарил королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Фото: Getty Images Иулиания Спиридонова, ставшая баронессой Клодт
Иулиания Спиридонова, ставшая баронессой Клодт

ВНИМАНИЕ! Из-за введенных ограничений в работе организаций возможны изменения. Перед покупкой билетов и посещением проверяйте актуальную информацию на официальных сайтах организаций и мероприятий!

null Легендарные кони Клодта


Ко дню рождения великого скульптора

5 июня 1805 года в Петербурге родился барон Пётр Карлович Клодт. Знаменитый «русский немец», академик, заслуженный профессор Императорской Академии художеств оставил богатое творческое наследие. В списках памятников-«визитных карточек» Петербурга произведения Клодта всегда занимают заслуженное место.

Приглашаем прогуляться по городу и познакомиться с главными творениями барона.

Нарвские ворота

Нарвские триумфальные ворота построены в 1827-1834 годах. Скульптурная группа, венчающая арку, стала первой серьёзной работой Петра Клодта.


У этого памятника интересная история. Первые триумфальные ворота были созданы из дерева и алебастра. Тогда, в 1814 году, по проекту Д. Кваренги была возведена роскошная арка на Нарвской заставе – она предназначалась для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы. Однако недолговечные материалы быстро пришли в негодность, и спустя 13 лет был заложен первый камень новых ворот. Саму арку решением Николая I решено было передвинуть южнее (на нынешнюю Площадь Стачек).

В 1827 году строительством руководил Василий Стасов. Каркас ворот составила кирпичная кладка, обшитая медными листами. Над скульптурной группой, также выполненной из меди, в 1832-1833 годах работала группа мастеров:

  • фигура богини Славы – Степан Пименов;
  • скульптуры витязей Древней Руси – Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский;
  • крылатые женские фигуры и барельефы с гениями славы – Иван Леппе;
  • шестёрка коней – Пётр Клодт.


К тому моменту молодой Клодт ещё не имел серьёзных заказов, потому предложение поработать с именитыми скульпторами принял за честь. Шестёрка коней Клодта, установленная на аттике и несущая колесницу Славы, олицетворяет динамичность, стремление вперёд и уверенность в победе.

Николай I был в восторге от работы Клодта, а сам скульптор получил не только покровительство императора, но и всемирную известность.

Аничков мост

Кони на Аничковом мосту – без сомнения, самая знаменитая работа Петра Клодта. Творить их он начал ещё во время работы с Нарвскими воротами.


В основе сюжета: противостояние человека и великолепного животного.

  • Первая группа. Обнажённый атлет сдерживает вздыбленного коня. Оба напряжены, нарастает тревога, но животное пока покорно человеку.
  • Вторая группа. Животное почти одерживает верх над человеком: атлет на земле, конь пытается вырваться на волю.
  • Третья группа. Человек пытается осадить коня. Конь бьёт передними копытами по воздуху, голова вздёрнута, пасть оскалена.
  • Четвёртая группа. Атлет укрощает разъярённое животное.

Изначально скульптурная группа должна была расположиться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Планировался сложный проект: Пётр Клодт представил модели для проекта, которые позже предстояло отлить в бронзе. Однако императору кони понравились, а сочетание коней и львов на набережной – нет. Реализация проекта задерживалась. Клодт к тому моменту заканчивал трудиться над аркой Нарвских ворот, это тоже тормозило работу.

Обратил внимание на перестройку Аничкова моста сам Пётр Клодт. Он предложил установить статуи на опоры моста через Фонтанку. К 1838 году фигуры были реализованы в натуральном размере, но скоропостижно скончался руководитель Литейного двора Императорской академии художеств Василий Екимов. Именно он должен был заниматься переводом скульптур в бронзу. Клодт принял решение самостоятельно руководить литейными работами.


Скульптор соединил в процессе работы навыки литья, полученные в артиллерийском училище, и новые технологии, наработанные к тем годам. Это принесло неожиданный результат: отлитые в бронзе скульптуры не требовали дополнительной обработки. Окончательный вид, знакомый нам сегодня, Аничков мост приобрёл в 1850 году, когда все временные гипсовые статуи были заменены на «вечные» бронзовые работы Петра Клодта.

Интересный факт: знаменитых «коней с Аничкова» можно увидеть не только на этом мосту. С 1838 по 1850 годы Пётр Клодт занимался отливкой скульптур, часть из которых отправились в другие уголки мира. Так, копии статуй находятся (находились):

  • у главных ворот королевского дворца в Берлине;
  • на территории королевского дворца в Неаполе;
  • у Орловского дворца в Стрельне (разрушен в годы войны);
  • в усадьбе Голицыных в подмосковных Кузьминках.

Работа над скульптурами Аничкова моста заняла у Петра Клодта почти 20 лет. В годы блокады статуи были сняты с постамента и закопаны в саду Аничкова дворца – так их удалось сохранить.

Памятник Ивану Крылову

Переместимся в Летний сад. Здесь на гранитном пьедестале, с тетрадью и пером в руке восседает Иван Андреевич Крылов. Сам пьедестал украшен персонажами басен Крылова, отлитыми в бронзе.


Кончина великого баснописца в 1844 году стала большой потерей для литературы в целом и Петербурга в частности. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на создание памятника Ивану Крылову. Победил проект Петра Клодта.

Бронзовая фигура установлена недалеко от главной аллеи Летнего сада. Место выбрано не случайно. По первоначальному замыслу Петра I, в этом месте располагалась статуя Эзопа – древнегреческого поэта, которого Крылов весьма уважал и многократно пересказывал на русский язык.

Памятник Ивану Крылову занял почётное место не только в Летнему саду, но и в литературе. Он неоднократно упоминался в стихотворениях и мемуарах. Вот так описал его поэт Иван Майков:
«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам с своих высоких кресел
Про нравы странные и глупости зверей.
И все смеются вкруг, и сам он тихо-весел».

Служебный корпус Мраморного дворца

Не уходя далеко от Летнего сада, заглянем во двор Мраморного дворца. Красивая ограда вдоль набережной соединяет дворец со «служебным домом». Помимо прочего, здесь планировалось разместить дворцовые конюшни. Украшением фасада предстояло заняться Клодту.


Для служебного корпуса он создал рельеф длиной 70 метров. «Служение лошади человеку» – это четыре отдельных блока на рельефе. Они не связаны единой сюжетной линией. На изображениях – конные процессии, боевые схватки всадников, сюжеты охоты и поездки на лошадях (верхом и на колесницах).

Памятник Николаю I

Между Мариинским и Исаакиевским дворцом стоит один из самых знаменитых петербургских памятников – император Николай I на прекрасном коне. Над ним трудилась команда мастеров:

  • проект принадлежал Огюсту Монферрану;
  • Пётр Клодт выполнил фигуру императора на коне;
  • три барельефа, украшающие пьедестал, выполнил Николай Рамазанов;
  • Роберт Залеман создал четыре женские фигуры – Силу, Мудрость, Правосудие, Веру.

На первом эскизе Клодта император возвышался на спокойно стоящем коне. Монферран отмёл идею – по его задумке, памятник должен был гармонично соединить ансамбли Мариинского и Исаакия. Архитектору хотелось большей экспрессии и динамики. Тогда Клодт предложил новый эскиз: на нём конь, вздыбившись, стремится вперёд, опираясь лишь на задние ноги, а император – в парадном костюме – спокойно и прямо сидит в седле.


Техническое воплощение статуи – виртуозное мастерство скульптора. Пётр Клодт произвёл точнейшие расчёты, чтобы вес фигур императора и коня равномерно распределился и держался всего на двух точках опоры. Чтобы воплотить задумку в жизнь, Клодт заказал специальные подпоры весов 60 пудов. Они были призваны увеличить прочность памятника, его монументальность.

Кстати, именно эта «изюминка» спасла памятник от гибели после Октябрьской революции. В годы, когда было принято уничтожать всё, напоминающее о монархическом режиме, памятник императору Николаю I уцелел лишь потому, что был признан уникальным с точки зрения технического воплощения.

Где ещё увидеть творения Клодта

  • На протяжении всей жизни Пётр Клодт увлекался созданием малых форм. Элегантные статуэтки лошадей можно увидеть в коллекции Русского музея.
  • Гуляя по Москве, обратите внимание на великолепную бронзовую квадригу на фасаде Большого Театра – это тоже работа Клодта.
  • К памятнику князю Владимиру-крестителю в Киеве Пётр Клодт также приложил свою творческую руку. Именно он в своей мастерской выполнил бронзовую статую высотой 4,5 метра, организовал перевозку скульптуры из Петербурга в Киев и выбрал для неё место – статуя гармонично вписана в гористый пейзаж на берегу Днепра.

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Читайте также: