Сколько груза может увезти лошадь

Опубликовано: 21.04.2024

Кони тяжеловозы

В прежние времена в северных и западных странах вовсе не было стольких пород лошадей, сколько можно увидеть теперь. В странах Европы знали лучше всего одну породу – северную.

Это были чаще некрасивые с виду, но коренастые и довольно сильные кони тяжеловозы, на которых и ездили верхом, и возили поклажу. Работали на полях тогда волы да коровы. Одни северные лошади были покупные, другие – поменьше ростом, но все они походили друг на друга короткой шеей и большой, тяжёлой головой.

Эти коренастые, неуклюжие кони были совсем не похожи на тех лошадей, которые встречались обычно на юге. Жители южных стран ездили на красивых тонконогих лошадях, с длинной шеей, небольшой изящной головой.

Южные лошади в Древней Руси назывались «аргамаками», они были прекрасными скакунами, и слава об их красоте и резвости шла повсюду.

Присмотревшись, можно было, кроме южных и северных, найти другие породы. Но больше всего было всё же северных и южных лошадей.

Так вот, в 1465 году по дорогам Бельгии верхом на крупном неуклюжем коне северной породы ехал безвестный рыцарь. Он возвращался из военного похода. Конь его был необыкновенно рослый и встречные лошади по сравнению с ним казались жеребятами.

Своего коня рыцарь купил когда–то в монастыре. Только монахи – люди предприимчивые и держали тогда таких крупных коней. Они скупали их где только могли, выращивали на обширных монастырских землях и продавали рыцарям.

То было время, когда полки рыцарей отправлялись в далекий путь покорять и грабить богатые южные страны – Палестину, Сирию, Африку. Но для далёкого пути нужна была рослая сильная лошадь.

Тяжелы рыцарские доспехи – панцирь, шлем, щит. Всё это весило немало, рыцарь ехал в полном вооружении, а конь его шагал, словно не замечая груза.

Однако рыцарь всё время сердито понукал коня и всё поглядывал на встречных путников с маленькими проворными лошадками. Куда ему, безродному скитальцу, теперь этот конь – великан? Он силён, да слишком уж громоздок. А походы кончились. Рыцарю нужна была лошадь поменьше.

И в тот же день в придорожной харчевне рыцарь обменял у местного крестьянина своего коня на обычную верховую лошадь и, довольный, отправился искать счастья дальше.

А крестьянин, получив рыцарского коня, не мог не радоваться своей удаче. Вот это конь! Как хорошо с ним будет работать на полях, перевозить поклажу…

Когда крестьянин подъехал к своему дому верхом на новой лошади, вся деревня высыпала на улицу. А когда родился от рыцарской лошади крупный жеребёнок, его выпросили в соседнюю деревню.

Второго жеребёнка, тоже большого, крестьянин продал соседу. Вскоре от этого коня и его жеребят в соседних сёлах вывели больших лошадей. Случалось и другим крестьянам покупать этих коней, ведь многие рыцари тогда возвращались из походов!

Эти сильные кони тяжеловозы очень пригодились в крестьянских хозяйствах. И крестьяне продолжали разводить крупных лошадей. Пришло время, и большие, сильные кони стали появляться в бельгийских, а затем в других городах.

Каких только тяжестей не пришлось им перевозить! Ведь, кроме лошадей, тогда не было другого транспорта. Между тем новые кони были замечательны и тем, что начинали работать не с трёх лет, как обычные, а раньше.

Знаменитых лошадей стали раскупать. А в самой Бельгии, в провинции Брабант, открыли конный завод. Конные заводы и раньше были в Англии, в России и в других странах, но разводили там чаще всего верховых лошадей.

Для завода в Брабанте стали отбирать самых сильных и рослых коней. Завели для них особую книгу, в которую записывали родословную лошади, имена родителей. Записывали также, на каком году лошадь начинала работать, сколько она весит, сколько груза может тащить.

И от лучших лошадей оставляли жеребят. Так постепенно в Бельгии были выведены кони тяжеловозы . Назвали их брабансонами, по имени провинции Брабант. Но брабансоны не долго оставались единственной породой грузовых лошадей.

Бельгийских крупных лошадей вывезли в Англию, где от них и местных коней вывели своих тяжеловозов – огромных толстоногих шайр и белоногих горбоносых клейдесдалей.

Появились эти лошади и во Франции, серые и вороные першероны. В России ещё со времён Петра Первого грузовых лошадей стали держать по поймам реки Битюг, возле Воронежа. Здесь от привозных лошадей и местных создали у нас отличную породу битюгов, которых прежде звали также ломовыми лошадьми.

Тяжеловозы отличались толщиной шеи, ростом и косматыми пучками волос – «щёток» — возле широких крепких копыт. Это было живое воплощение могучей силы. Правда, кони тяжеловозы были тихоходами. Они мерно шагали по дорогам с тяжёлыми фургонами. Но кто же может сказать, что они хуже или меньше нужны человеку!

Поэтому во всех странах продолжали держать тяжеловозов. И хотя рыцарские кони были сильны и рослы, позднее удалось вывести просто сказочных коней.

Ещё в 1632 году в Гаврилов–Посаде, Владимирской области, был «государев конюшенный двор» с конным заводом. Случалось, что кони из государевой конюшни попадали в окрестные деревни.

Крестьяне работали с ними на плодородных, но тяжёлых для плуга пашнях. Холили, пасли на лугах с высокими, сочными травами. Эти кони сохранились до наших дней.

Но от них местные колхозники вывели ещё лучших, всем известных владимирских тяжеловозов. Это рослые гнедые и рыжие кони с белыми отметинами, словно чулками, на ногах, с большими звёздами на лбу. Весят такие кони тяжеловозы больше тонны, а работать начинают уже с двух лет. И ещё как работают!

Славного представителя владимирской породы чудо–коня Атласного многие видели на Выставке в Москве. Нельзя не поразиться, узнав, как он силён. Крупный грузовик–десятитонка, как ни старается, тянет с силой в сто лошадиных сил.

Атласный же, поднатужась, повёз во время испытаний по грунтовой дороге около 16 тонн груза. Но у Атласного есть достойные соперники – братья и сестры, которые не уступают ему в богатырской силе. А порой и превосходят её.

В 1959 году рыжий великан Форс, родом из Починковского конного завода, под Нижним Новгородом, повез 23 тонны груза. И стал всемирным чемпионом – силачом!

А ещё через несколько лет вороная лошадь Лита из Латвии повезла на соревнованиях сани с 35 тоннами песка. Она прошла шагом всего 10 метров… Всё равно была признана сильнейшей!

О том, сколько весит лошадь, сказать однозначно невозможно. Эти животные не только прекрасное творение природы, но также продукт человеческой селекции. Среди более чем 300-х культурных пород, выведенных для различных целей, встречаются совсем не похожие друг на друга лошади. Это могут быть небольшие пони, средние по размерам рабочие, верховые или легкоупряжные животные. Есть крупные и могучие тяжеловозы, поражающие своими габаритами и способные на невероятные тягловые усилия.

Вес лошади никогда не бывает одинаковым и зависит от возраста, условий содержания, целевого назначения, рабочих нагрузок, принадлежности к породе.

Классификация весовых категорий

Жеребята на момент своего рождения имеют массу тела, которая составляет 10% от веса матери. Этот показатель может незначительно варьироваться в ту или иную сторону в пределах 5 кг.

Молодые лошади растут интенсивно и быстро становятся похожими на взрослых животных. К 6 месяцам жеребята имеют 50% , а к 1 году – 90% веса.

Далее прирост килограммов немного замедляется. При оптимальных условиях содержания и отличном здоровье, максимальных значений веса животное достигает к 3-4 годам. В коневодстве принято такое условное деление животных по весовым категориям:

От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

Легкие лошади. Взрослое поголовье массой до 400 кг.

  • Средние лошади. Взрослое поголовье массой от 400 до 600 кг.
  • Тяжелые лошади. Взрослое поголовье массой от 600 до 1200 кг.
  • Сегодня лошадей все еще широко используют во многих отраслях сельского хозяйства, для перевозки грузов на небольшие расстояния, обработки земли. Конные походы популярны у туристов, как, впрочем, и прогулки на лошадях у городских жителей. Школы верховой езды привлекают детей и взрослых. Лошадей используют в спорте – в скачках, бегах, конкуре, выездке и т. д. Животных целенаправленно разводят в конных заводах для воспроизведения потомства.

    В зависимости от условий содержания и предполагаемого использования, лошади могут быть:

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    Неудовлетворительной упитанности. Так выглядят больные и старые особи и те, которые получали недостаточно пищи. У них не только нет подкожного жира, но и недостает мышечной массы. У животных визуально заметно больше трех ребер на туловище, могут выступать кости лопаток и крупа.

  • Спортивной или тренировочной упитанности. Это норма для жеребцов и кобыл, которые проходят испытания на ипподроме и выступают в соревнованиях по конному спорту. Лошади этой категории отличаются рельефной мускулатурой, здоровым, крепким внешним видом и подтянутыми формами.
  • Рабочей упитанности. Она характерна для большой массы поголовья рабочих, сельскохозяйственных и прокатных животных. Они в меру откормлены, могут иметь небольшую прослойку жира, которая, впрочем, не мешает им активно двигаться и выполнять возложенные на них функции.

    Заводской упитанности. Ей соответствует племенной состав конных заводов, животные, предназначенные для репродукции потомства и продолжения породы. У таких лошадей полноценный качественный рацион и усиленное питание, они отличаются округлыми формами.

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    Так кобылам проще вынашивать жеребят, а жеребцам – выполнять свою основную работу.

  • Выставочной упитанности. Такой вид имеют животные, предназначенные для выставок, аукционов, шоу-рингов. Они отлично откормлены, в меру упитаны, что называется «в теле», но обладают не ярко выраженной мускулатурой. Эта форма позволяет подчеркнуть стать и выгодно подать преимущества каждого участника подобных мероприятий.
  • Если брать принадлежность лошадей к одной породе с одинаковой степенью упитанности, то, в среднем, жеребцы будут весить больше кобыл, а молодняк – меньше взрослых животных.

    Как взвешивают лошадей?

    В коневодстве принято постоянно контролировать массу животных, особенно тех, что находятся в тренинге или в заводе. Вес лошади можно узнать, просто поставив ее на весы. Подойдут как обыкновенные устройства, предназначенные для автомобилей, так и специальные, рассчитанные на взвешивание сельскохозяйственных животных. Это удобные платформы с ограждениями с двух сторон и цифровым табло, на которое моментально выводятся значения. Современные электронные модели позволяют получить самый точный результат взвешивания.

    Если нет весов, массу лошади можно узнать, проведя ряд измерений и несложных вычислений.

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    Самый простой способ – приобрести специальную ленту. Она имеет уникальную, разработанную для каждой породы, килограммовую шкалу, которая позволяет, измерив обхват груди животного, узнать его вес. Есть свои модели для пони, рысаков, верховых лошадей и тяжеловозов. Главное – не перепутать спецификацию, иначе можно получить неточный результат.

  • Массу коня рассчитывают и по формуле Моторина. Для измерений понадобится обычная сантиметровая рулетка. Ей измеряют обхват груди животного. Результат в сантиметрах подставляют в формулу V*6 — 620=М, где V – эти самые сантиметры, а М – искомый результат. Таким способом расчетов удобно пользоваться в частном хозяйстве, когда нет постоянной возможности взвешивать своего питомца на весах.
  • Вес лошади нормальной упитанности вычисляют и по формуле Дюрста. М= V*k . V – известный обхват груди после измерения обычной рулеткой, k – изменяемый коэффициент. Для легких пород он равен 2,7; для средних пород – 3,1; для тяжелых пород – 3,5. Умножив требуемые значения легко узнать М, то есть вес животного на данный момент времени. Эта формула подойдет для тех, у кого в хозяйстве находятся лошади разных весовых категорий, например, пони и верховые полукровные животные.

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    Есть и еще одна формула для установления массы коня. Она предназначена для спортивных и рабочих животных в форме, но не подходит худым лошадям и беременным кобылам. Вес высчитывают по уравнению М= V*V*L. В этом случае L – косая длина туловища, V – обхват груди лошади, а М – значение массы в килограммах.

    Надо заметить, все эти вычисления дают лишь приблизительный результат. Они хороши, чтобы узнать, сколько весит лошадь, если нет необходимости в получении предельно точных данных. В противном случае надежнее воспользоваться весами.

    Взаимосвязь веса, породы и возможностей

    Лошадиный мир разнообразен. Наиболее ярко разницу в массе животных можно заметить на примере различных пород. К легкой весовой категории принято относить пони – животных ростом от 80 до 140 см в холке, а также небольших рабочих и вьючных лошадок местной селекции. Среди них можно выделить следующие породы:

    • фалабелла – от 20 до 60 кг;
    • американская миниатюрная – до 80 кг;
    • шетлендские пони – от 150 до 200 кг;
    • австралийский пони – до 300 кг;
    • уэльский пони – от 300 до 350 кг.

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    Средняя весовая категория представлена породами, специально выведенными для спорта, и крупными рабочими животными. Среди них наиболее известны такие:

    • американский, русский, орловский и французский рысаки – от 400 до 500 кг;
    • чистокровная арабская лошадь – от 400 до 450 кг;
    • английская чистокровная лошадь – от 450 до 550 кг;
    • тракененская и буденовская порода – до 500 кг;
    • голштинская порода – от 500 до 550 кг.

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    Тяжелый дивизион представлен лошадьми упряжных и тяжелоупряжных пород. Это крупные, мощные животные, которые впечатляют не только габаритами, но и массой. Среди популяций животных-богатырей можно выделить следующие породы:

    • арденские тяжеловозы – от 600 до 700 кг;
    • владимирские тяжеловозы – от 700 до 800 кг;
    • клейдесдали – 800-900 кг;
    • першероны – до 1000 кг;
    • брабансоны – 900-1200 кг;
    • шайры – 900-1200 кг.

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    Верховые лошади – быстрые и резвые животные. Они могут с большой скоростью преодолевать различные дистанции, но нести на спине значительный вес им не под силу. С тяжелой ношей они быстро устают, а со временем теряют рабочие качества.

    Нагрузка, которую несет лошадь в гладких скачках, равна 10% от ее собственной массы.

    Максимальный вес жокея с седлом не может превышать 60 кг. В обычной жизни средними считаются показатели в 15-20% , то есть 80-110 кг. Вес в 150 кг является уже критическим значением, и хорошие хозяева стараются не подвергать своих четвероногих любимцев таким испытаниям.

    От пони до тяжеловоза: сколько весят и что могут лошади?

    В упряжке лошади способны тащить вес, существенно превышающий их собственную массу. Даже крошечные фалабеллы в состоянии везти повозку с взрослым человеком. Обычные лошади могут тянуть телегу с грузом от 0,5 до 1,5 тонны. Показать же максимальные результаты под силу только тяжеловозам. Эти мощные животные способны перемещать грузы в десятки тонн, при этом передвигаться не только шагом, но и рысью.

    Возможности лошадей не безграничны, но, в отличие от машин, они могут дарить радость общения, поражать своей красотой, быть преданным другом и надежным помощником. Именно за это их любят и ценят сегодня.

    Вам все еще кажется, что избавиться от сердечно-сосудистых заболеваний невозможно?

    kxena

    Для себя. Краткая сборная информация по размерам, скоростям передвижения, тягловой силе и утомляемости коня — верного друга главного героя в околосредневековых историях :)

    О размерах
    «Легкая» верховая лошадь весит 350-550 кг., для тяжеловоза-першерона не редкость и 900 кг. (примерно столько же весит средний бизон!). Для сравнения — крупнейшие львы тянут только-только на 250 кг., и даже самый могучий гризли, известный науке, весил 700. При своих преизрядных размерах она в состоянии развивать скорость около 60 км./ч. (рекорд скорости парнокопытного — 88,5 км./ч. на 800 м., беговой лошади — 69,69 км./ч.) и нести груз на себе или волоком. Эти характеристики, безусловно, среди реально существующих животных не имеют себе равных, хотя в определенных обстоятельствах с конем может потягаться верблюд.

    О питании
    Лошадь, как и парнокопытные, травоядна, однако не обладает их замечательным механизмом «жвачки»: съеденная ею пища дальше обрабатывается уже только в желудке. Это плохо, потому что трава — не слишком-то калорийная и легкоусвояемая еда. Поэтому конь усваивает траву намного хуже коровы или, скажем, жирафа; а значит, должен намного дольше есть (50-100 кг. травы в день на пастбище) и, желательно, получать добавки более калорийной пищи — например, зерно. Если коню приходится работать с полной выкладкой (например, нести всадника галопом), травой точно не обойтись.

    О скоростях
    Лошадь может передвигаться несколькими аллюрами и соответственно на разных скоростях (аллюр - ход, движение лошади).

    Шаг. Это самый медленный способ передвижения (около 4-6 км./ч.), но при нем лошадь менее всего устает и способна тащить самый большой груз. Шаг как аллюр используется для разогрева лошади перед быстрыми аллюрами, а также для того, чтобы успокоить разгоряченную лошадь, ведь после быстрой скачки сразу останавливать лошадь нельзя, надо «отшагать» ее, чтобы кровообращение и дыхание пришло в норму.

    Рысь. Скорость такого движения — 12-35 км./ч. (высшие результаты доступны только специально выведенным и дрессированным рысакам: обычная лошадь ограничена 15-20 км./ч. на рыси). Медленная рысь бывает равна скорости шага. Именно на рыси в норме передвигается кавалерийский полк; но в атаку он движется иначе.

    Галоп. Бег прыжками. Этот способ — самый быстрый, до 60 км./ч., и даже «в расслабленном темпе» галоп дает 20-30 км./ч.. Так дикие лошадиные уходят от опасности, а верховая лошадь переходит в галоп, если ее понукать и требовать более быстрого движения. В атаку кавалерист скачет обычно галопом. Недостаток этого аллюра довольно очевиден: лошадиного спринта хватает в норме километра на три, после чего нужно переходить на рысь или шаг. Лошади редко галопируют больше 2 - 3 километров, поскольку быстро устают при таком темпе, хотя при достаточно медленном галопе могут покрывать большие дистанции.

    Существует еще и иноходь — специальный аллюр, при котором одновременно действуют две левых или две правых ноги. По скорости приблизительно равна рыси.

    О километраже, преодолеваемом в день, и отдыхе
    Одна кавалерийская лошадь в день способна преодолеть километров 30-50 (кочевники могут похвастаться примерно 100 км./день).
    При продолжительности пути или рабочего времени в 10 ч. лошади необходимо предоставить для отдыха 2 - 3 перерыва в работе длительностью 30—40 мин. каждый. В это время необходимо, особенно при тяжелой работе, покормить ее сеном или травой. Способность лошади работать в течение достаточно длительного времени без выраженных признаков усталости определяет ее рабочую выносливость, которая является важнейшим качеством лошади. Она зависит от породы, уравновешенности нервной системы животного, тренированности его и др.

    О лошадиной силе
    Для тяглового усилия нужны не верховые, а специальные лошади — гораздо (в два и выше раз) более тяжелые и намного более медлительные. 900-килограммовый першерон легко тянет полторы, а то и две тонны; если же речь идет о хорошо сделанной колесной повозке и приличной мощеной дороге — можно надеяться и на три тонны, и даже больше.

    По массе и силе лошадей принято делить на три категории:
    Легкий конь — например, арабский скакун или ахалтекинец — лучше всего подходит для перевозки всадника. Масса такого коня — килограммов 400-450, и всадник на нем несет легкое снаряжение: лук или ружье, саблю, стеганку-тегиляй, может — легкую кольчугу, но не более того (до 100 кг.).

    Средний конь нужен для тяжелой кавалерии, например — рыцарей или катафрактов. Сам он весит килограммов 600-700. За арабским скакуном он не угонится, зато его вполне можно обучить сражаться вместе с всадником. Заметим, что с легкими конями добиться такого результата намного труднее; а все потому, что чем быстрее конь — тем он нервнее. Пугливость лошади и склонность к панике — оборотная сторона способности к спринту.

    Тяжелый конь — упряжной. Использовать его под седлом просто глупо: он не дает сколько-нибудь осмысленного «спринта», в галоп переходит не охотно. Зато у него есть важное преимущество, помимо тягловой силы: его проще всего научить не пугаться под огнем. Тяжелый конь на войне перевозит пушку или другое орудие, фургон с припасами, госпиталь, но сам не участвует в сражении и не несет седока (кроме случая, когда из седла управляют упряжным конем — так иногда организуется конная артиллерия).

    Ниже мы рассмотрим возможности и особенности использования различных животных.

    Бык - свирепое, опасное существо. В т.ч. поэтому крупных рогатых одомашнили позже коз, овец и свиней (в -6 т.л.). Древние люди его обожествляли. Не очень понятно, как они пришли к идее кастрировать быка, но это сделало его послушным. Бык, лишенный достоинства и с ярмом на шее называется волом. Являясь жвачным животным, он может довольствоваться самой грубой пищей, такой как солома (стебли колосьев остающиеся после жатвы и обмолота). Соломой можно покрывать крышу, делать накидки и шляпы, но все равно ее остается много, так что в натуральном хозяйстве это практически бесплатный корм. Кроме соломы вол ест траву (1/3 рациона), в виде сена (скошенная трава) или на пастбище. Минусом этой непритязательности является долгое пищеварение, которое требует делать длинный обеденный перерыв. Без перерыва вол может работать 5-6 часов, с перерывом (минимум 2 часа) до 10, но на практике так разбивать работу не всегда удается. Особенно, если поле далеко от деревни, ведь вол очень медлителен (

    3 км/ч).

    Настоящим прорывом стало изобретение хомута (-1 т.л. в Китае, попал в Европу в конце +1 т.л.), позволившее использовать в хозяйстве лошадь. До этого ее применение было ограничено верховой ездой и легкими повозками. Лошадь подвижна и имеет быстрый метаболизм, что позволяет работать без долгих перерывов, до 10 часов в день. Это животное слабее вола, но проворнее, за счет чего развивает на 50% большую мощность. И, если вол работет только 6 часов, преимущество увеличивается до 150% (и более, если учесть дорогу к полю). Лошади более капризные в плане питания - соломе предпочитают сено, кроме которого в рационе должны присутствовать бобовые и овес. На влажной или наоборот каменистой почве лошадям необходимы подковы.

    Волы и лошади являлись основными сельскохозяйственными животными в истории. Лошади были быстрее и производительнее, но волы были дешевле в содержании и незаменимы при распашке тяжелых почв, где требовалась их большая сила, по крайней мере пока не были выведены специальные породы тягловых лошадей. Вытеснению волов из перевозок способствовало развитие дорожной сети и совершенствование колесного транспорта (подвеска и наклонные спицы). Прочные, легкие повозки и ровные дороги уменьшили требования к силе и позволили лошадям реализовать преимущество в скорости.

    Волы были дешевле лошадей, но что если и на волов не хватало? На помощь приходили ослы. Родина ослов - каменистые, засушливые ландшафты, так что в питании они неприхотливы и очень экономичны. При этом они могут выполнять тяжелую работу и перевозить на спине грузы около 60% собственного веса и более (по сравнению с 30% для лошадей). Главным недостатком является то, что их небольшой размер (в среднем 150 кг) сужает круг применения: неглубокая вспашка и доставка небольших грузов. Запряжка из нескольких животных не дает кратного увеличения тяги. Так, четверо животных тянут с силой трех, шесть - четырех. К тому же, увеличение поголовья ослов означает что им перестанет хватать свободно растущих кустов и колючек, и прийдется заготавливать корм, так что эффект экономии пропадет. Еще одним минусом ослов является то, что их копыта боятся влаги, поэтому в северных странах осел не получил распространения.

    Достоинства осла и лошади соединились в муле. Этот гибрид немного меньше лошади, но обладает выносливостью и неприхотливостью осла. Он лучше, чем лошадь, подходит для движения по пересеченной местности, так как обладает жесткими копытами, приземистее и может видеть свои задние ноги. Он может идти 40 км без еды и воды и в целом живучее. В работе он также эффективнее. Главный недостаток мулов - они не дают потомства. Также они медленнее лошадей, поэтому при наличии хороших дорог последние предпочтительнее.

    Еще одним популярным вьючным животным являлся верблюд. Он может проходить по 30-40 км в день с 250 кг груза, а также использоваться для работы и движения колесных средств. Потенциальная зона обитания верблюда не ограничивается пустыней: в доисторические времена он был типичным степным животным и встречался вплоть до Польши и подмосковья. Его способность запасать энергию и подолгу обходиться без воды означает больше места для полезного груза. Как и осел, он ест любую растительность. Казалось бы, идеальное животное? В Европу верблюды попали с арабским завоеванием и крестовыми походами, но не прижились. Возможно, виной тому медленное размножение верблюда, а также его прожорливость. Это животное идеально в пустынной местности, где оно питается всем, что может найти, но в населенной стране, где каждый клочок земли распахан, ему прийдется заготавливать корм. А ест верблюд не мало. Кроме того, наличие дорог означает меньшую потребность во вьючном животном, а для движения колесного транспорта его использование затруднено ростом - для более эффективного приложения силы нужны высокие повозки, с большими колесами. В третьих, мягкие копыта не дают использовать верблюда в горной местности (испанцы пробовали верблюдов на рудниках в Америке). Кроме центральной Азии, хорошо прижились верблюды только в северной Африке (где их не было до персидского завоевания в -6 веке), поволжье, юге Сибири и Австралии.

    Вьючным аналогом верблюда в Индии и юго-восточной Азии был слон. Он съедает по 150 кг листвы в день, и эффективно использовать его где-то кроме как в джунглях - не экономично. В то же время с наступлением сезона дождей слоны становились единственно возможным способом транспортировки. Слон может везти груз в полтонны или работать 8 часов в день, поднимая многотонные грузы. Слоны были неоценимы в качестве помощников лесорубов. Слонов не разводили, а ловили молодых особей в лесу и тренировали в специальных лагерях, так что на самом деле домашним животным слон не является.

    На последок упомянем еще одно замечательное животное, выполнявшее даже больше работы, чем все остальные, причем вместе взятые. Это человек. Казалось бы, куда ему тягаться со зверями? Но на самом деле, труд человека достаточно эффективен, если соотнести его с расходом калорий. В зависимости от вида деятельности, человек может развивать до 140 Вт в течение всего рабочего дня, например при гребле. С античности делались попытки приспособить животных для движения кораблей с помощью колес, но гребцы оказывались эффективнее. Носильщики также зачастую оказываются эффективнее мулов и ослов. Непальцы переносят на спине до 150% собственного веса по горным тропам. Они могут пройти там, где животное не сможет. Прямохождение позволяет экономить мышечные усилия. Главный минус человека - медленное размножение. Если лошадь уже в 2 года дает потомство, а с 3 может приступать к работе, у человека на это уходит почти на порядок больше времени. Поэтому выращивать людей не так выгодно, как захватывать их. Хотя и выращивание рабов было выгодным, например после запрета работорговли в Атлантике. В этом смысле человек эффективнее слона или верблюда. А учитывая стоимость раба, он был экономически эффективнее любого животного. Стоимость крепостного в России 18 века была на порядок выше стоимости коня. Значит, физическая сила даже в условиях рабства ценилась гораздо ниже разума.

    Таким образом, использование животных можно рассматривать как экстенсивную практику. Животных можно быстро размножить и приспособить к какой-то простой работе, но по мере того как человеческое население медленно но верно растет - пастбища распахиваются, а на пашне пшеница вытесняет овес; труд человека замещает труд животного, поголовье животных уменьшается. Этот процесс завершился в Европе с изобретением паровой машины. В Азии он зашел дальше, например рикши вытеснили конные повозки в конце 19 века в городах. Так или иначе, эти времена в прошлом. Физический труд теперь лег по большей части на "плечи" машин."

    Животная сила (часть 2)

    В первой части мы рассмотрели, чем отличались различные животные, их сильные и слабые стороны, историю использования. В этой рассмотрим их общие свойства. Все они использовались сходным образом: везли груз на спине или тянули что-то - плуг, повозку или рычаг мельницы.

    При вьючном использовании груз помещался в два связанных тюка или корзины, свисавших по бокам животного, которое шло медленным шагом 8-10 часов в день. При этом ослы несли около половины собственного веса, мулы 30-40%, лошади и верблюды - 30%. Вес животных мог отличаться в разы, в зависимости от породы, питания. Средний вес осла можно определить в 150 кг, вьючного мула - 300, лошади и вола - 400, верблюда - 500. Волы как вьючные животные после приручения осла практически не использовались, вероятно для них оптимальной нагрузкой было 25% собственного веса, как для козлов, собак, альпак и прочих "непрофильных" животных, которые тоже иногда носили грузы. Дальность дневного перехода составляла до 30 км для ослов и мулов, до 40 для лошадей и верблюдов. На пересеченной местности и груз и дневная дистанция уменьшались примерно на треть.

    При верховой езде оптимальная дневная дистанция составляла до 50 км для обычной лошади или крупного мула. Можно было проехать и больше, но на следующий день пришлось бы давать животному отдых. Или это должна была быть лошадь специальной выносливой породы. Например, арабские скакуны могли проезжать до 100 км в день с грузом. В настоящее время в многодневных соревнованиях на выносливость (например, кубок Тивиса) всадники проезжают по 70-80 км по пересеченной местности. Кочевники использовали по несколько лошадей на всадника, которые периодически сменялись. Монголы таким образом преодолевали до 150 км в день.

    Работа и движение повозок осуществляется посредством тяги. Оптимальная тяга, с которой животное может сделать максимум работы, составляет 10-12% его веса для волов, 13-15% для лошадей и прочих. Для крупных животных тягловое усилие относительно их веса обычно меньше, чем для маленьких. В течение короткого времени тяга может увеличиваться, достигая половины собственного веса животного. У волов - даже в несколько раз больше собственного веса, чему способствуют в т.ч. широкие раздвоенные копыта, обеспечивающие лучшее сцепление. Поэтому использование волов предпочтительно на плохих дорогах, где повозки периодически проваливаются в ямы или вязнут в грязи.

    Во время работы животные движутся со скоростью около 1 м/с, волы и мелкие животные - 0.8 м/с. Вместе с силой тяги это определяет мощность в физическом смысле (работа, деленная на время). Что примечательно, введенная Джеймсом Уаттом "лошадиная сила" (750 Вт) превышает мощность средней лошади. Крестьянские лошади часто были мелкими, скорее всего их мощность находилась в пределах 450-550 Вт. Волы и небольшие мулы могли развивать около 400 Вт, ослы - 200, верблюды - 650. Когда силы одного животного не хватало, запрягали нескольких. При этом старались подбирать одинаковых по силе и росту животных, но потери мощности были неизбежны: 4 животных тянут с силой 3х, 6 - 4х и т.д. Волы и мулы могли продаваться парами или более крупными командами. В сработанной команде потери мощности были меньше.

    Тянущие повозку животные, как и вьючные, большую часть времени идут шагом, но более быстрым. Лошади до трети или даже половины времени могут идти рысью (10-12 км/ч), но с вдвое меньшей тягой. Данные о скоростях передвижения предоставляет руководство Пеголотти, итальянского купца 14 века, касательно путешествия в Китай. Путь из Таны в Джинтархан на повозке, запряженной волами, занимает 25 дней, лошадьми - 10-12 дней, что означает дневную дистанцию в 30 км для волов и 60-70 км для лошадей. Участок Сарайчик-Отрар (

    1200 км) преодолевается на повозке, запряженной верблюдом за 20 дней (60 км/д). Грузоподъемность повозки с волами Пеголотти определяет в 785 кг, с лошадьми - 518, но в других источниках можно найти совершенно разные значения. Так, Ксенофонт грузоподъемность повозки с парой волов оценивает в 655 кг, а в артиллерийском руководстве 19 века дается цифра 675 кг для одного вола.

    Грузоподъемность колесного транспорта зависит не только от силы животных (а древнегреческие волы были скорее всего поменьше своих более поздних сородичей), но особенно от конструкции колеса и качества дороги. Большой выигрыш дает железный обод, снижающий сопротивление качению на 30% по сравнению с деревянным. Вероятно, в древней Греции железо не было так дешево, чтобы оковывать им колеса, но в Риме это уже широко практиковалось. Брусчатка дает выигрыш еще примерно в полтора раза по сравнению с лучшей грунтовой дорогой. Проходимость грунтовых дорог разного качества может отличаться в 3 раза. Движение по дерну в 2 раза труднее, чем по наилучшей грунтовой дороге.

    Грузоподъемность древнегреческой телеги можно прикинуть, поделив тягу двух небольших волов (

    75 кгс) на коэффициент 0.07 (колесо с деревянным ободом по плотному ровному грунту) = 1070 кг вес повозки с грузом. Чтобы получить ксенофонтовы 655 кг, повозка должна весить 415 кг, что достаточно правдоподобно (вес крестьянской повозки начала 20 века составлял 200-250 кг при грузоподъемности 500-750). Возможно, она весила меньше, но имела невыгодный угол тяги или маленькие колеса.

    Увеличение диаметра колеса кратно снижает сопротивление качению, но при этом вес колеса растет экспоненциально. Легкие колеса со спицами изобрели в конце -3 тысячелетия, но их применение долго оставалось ограниченным. Для нагруженной хозяйственной повозки снижение веса даже на 100 кг давало выигрыш всего в 10-15%. Поэтому например в древнем Риме колеса со спицами имели пассажирские, коммерческие и военные повозки, в то время как хозяйственные довольствовались цельнодеревянными, хотя и обитыми железом зачастую. Изготовление качественных колес было отдельной профессией, требовало большого мастерства и затрат. Для обода, втулки, спиц использовались разные породы дерева, которые иногда приходилось импортировать. Например, египтяне завозили вяз для колесниц из Сирии.

    После распада Римской империи транспорт в Европе оказался в упадке, люди передвигались верхом, а товары на средние расстояния возили на вьючных лошадях (на дальние - по морю). В 17 веке с ростом городов появляются пассажирские повозки. В 18м развивается активное дорожное строительство, растут объемы перевозок и появляются междугородние линии дилижансов. Дилижанс - крытая карета с рессорами, запряженная несколькими лошадьми, двигался днем и ночью между станциями, на которых лошади сменялись, а пассажиры могли поесть. Средняя скорость движения по маршруту могла составлять от 100 до 200 км/д. Путешествие стоило дорого, как несколько месячных зарплат работника, но со скидкой можно было проехаться на крыше, где везли багаж.

    Со второй половины 18 века начинается строительство каналов, по которым животные тянули баржи. Обычная лошадь по каналу могла везти груз до 30 тонн. Использовались также мулы и ослы. Этот вид транспорта оставался выгодным до 1960х. В 19 веке в городах появляются конные железные дороги. До этого рельсы прокладывались для вывоза руды и угля из шахт. Они применялись минимум с 16 века в Германии и Англии, хотя сначала рельсы были деревянными (сопротивление качению примерно как у брусчатки). Чугунные а затем стальные рельсы начали замещать деревянные с конца 18 века, по мере того как дешевело железо. По стальным рельсам лошадь могла тянуть более 6 тонн. Первые паровозы создавались, чтобы заменить лошадей на этой работе, но лошади долго оставались конкурентоспособными и использовались вплоть до второй половины 20 века. В городах электрический трамвай вытеснил конку в начале 20 века.

    Кроме сопротивления качению, движению повозки препятствует трение на оси. Большую часть истории его значение было небольшим, так что зачастую телеги даже не смазывали, и они оглашали окрестности пронзительным скрипом. Но с появлением хороших дорог (особенно асфальтовых, увеличивших грузоподъемность повозок еще в полтора раза по сравнению с брусчаткой/макадамом) на преодоление трения стало уходить до трети всей тяги. Решением стали шариковые подшипники, практически устранившие эту проблему. Их начали массово изготавливать в конце 19 века. К этому же времени относится появление резиновых покрышек, заменивших стальной обод. Эти новшества применялись в конных экипажах, хотя скорее ассоциируются с автомобилями, распространение которых завершило эру гужевого транспорта."

    The Economics of Horses and Oxen in Medieval England By JOHN LANGDON
    http://www.bahs.org.uk/AGHR/ARTICLES/30n1a3.pdf

    Руководство Пеголотти. Купец использует повозки с волами, лошадьми, верблюдами, вьючных ослов, лошадей и верблюдов на разных участках маршрута. Даются расстояния в днях пути, по которым можно определить скорость.

    https://depts.washington.edu/silkroad/texts/pegol.html
    Данные по грузоподъемности и скорости фугронов и вьючных животных для США 19 века.

    [1] THE PRAIRIE TRAVELER: A Hand-book for Overland Expeditions, with maps, illustrations, and itineraries of the principal routes between the Mississippi and the Pacific, by Randolph B. Marcy, Captain U. S. Army, Published by authority of the War Department, 1859.

    [2] The Ordnance Manual for the Use of the Officers of the United States Army, 3rd Edition, U. S. War Department, Philadelphia: J. B. Lippincott & Co., 1862.
    http://texasmilitaryforcesmuseum.yuku.com/topic/904/1800s-travel-guidelines-for-man-and-beast#.WU1LHHJSDIW

    Работа Карлсена Г.Г. на основе исследований Института Коневодства. Содержит методику расчета груза для повозки, данные по сопротивлению качению для разных поверхностей (по видимому, для колес диаметром 75 см) - в приложении 1, производительности лошадей и др.
    http://konevodstvo.su/books/item/f00/s00/z0000024/index.shtml

    A treatise on roads and pavements by I.O. Baker, 1906

    Содержит экспериментальные данные по дорожным покрытиям, колесам разной ширины и диаметра.
    https://vk.com/doc4228100_446906095?hash=c77ac2b2c0057e0f69&dl=a5f77fee5b0351861f

    The Roads and Railroads, Vehicles and Modes of Travelling, of Ancient and Modern Countries, with accounts of Bridges, Tunnels and Canals, in various parts of the world. 1839
    https://archive.org/details/roadsrailroadsve00londuoft

    The Wheel: Inventions and Reinventions
    By Richard W. Bulliet

    26.04.2018

    Используя лошадь для хозяйственной работы или в спорте, следует учитывать ее физические характеристики и возможности. Перегрузка в период эксплуатации животного может существенно навредить его здоровью. О нормах рабочей нагрузки и о возможных проблемах, вызванных неправильным использованием, мы и поговорим в сегодняшней статье.


    Работать лошадь может под седлом, под вьюком и в упряжке или в тягловых механизмах (сеялка, грабли, косилка, плуг, борона и т. д.). О нормах предельно допустимого веса всадника или вьюка я уже рассказывал в одной из предыдущих статей. Нормы же тягловой нагрузки на лошадь зависят от её возраста, пола, упитанности, физиологического состояния, состояния здоровья, веса, породы, тренированности, рельефа местности и качества дорожного покрытия, а также продолжительности и интенсивности самой работы.

    В процессе работы с лошадью хозяин должен сам постоянно контролировать нагрузку на животное и следить за его состоянием. Но если говорить про конкретику, то нормы тяглового усилия для здоровой, не жеребой лошади весом 400 – 600 кг при работе весь день (10 – 12 часов с перерывами, так чтобы чистое время работы не превышало 8 часов) шагом (со скоростью 5 – 6 км/ч) ориентировочно составляют 13 – 15% её веса. Раньше эта норма рассчитывалась как 1/9 веса + 12 кг. Таким образом, получается, что чем меньше лошадь, тем большую нагрузку она может выдерживать относительно своего веса.

    Лошадь в граблях


    Это совсем не означает, что лошадь не может везти груз больше 70 – 80 кг! Нет! Для лучшего понимания размера нагрузок приведу некоторые примеры с числовыми подтверждениями. Так, тяжеловоз весом в 700 кг развивает тягловое усилие около 93 кг. При тягловом усилии в 93 кг лошадь может потянуть повозку с грузом в 2,7 тонны! Для работы по уборке покосов сена в граблях лошади нужно прилагать тягловое усилие 20 – 40 кг, в зависимости от толщины и плотности покосов. Для работы в сенокосилке нужно тягловое усилие 80 – 130 кг, в зависимости от густоты травы и вида культуры. Такую работу лучше выполнять парой лошадей. Боронование пашни потребует от коня тяглового усилия в 40 – 45 кг. Посев зерновых сошниковой сеялкой нуждается в тягловом усилии в 80 – 170 кг, в зависимости от тяжести грунта (глинозем, чернозем, супесок).

    Пара лошадей


    Тягловое усилие можно измерить специальным прибором – динамометром, который закрепляется между барком и повозкой (или плугом, косилкой и др.) и показывает, какое усилие приложено для выполнения работы. Во многом величина перевозимого груза зависит от качества повозки и дорожного покрытия. Есть конная техника, с помощью которой лошадь по хорошей дороге может без чрезмерных усилий везти груз, превышающий ее собственный вес в несколько раз.

    Лошадь в спорте


    При усилии в 70 кг и скорости движения 5 км/ч лошадь развивает мощность в 1,5 лошадиные силы. Это достаточно высокий показатель, поддерживать который продолжительное время лошадь не сможет. Обычно лошади работают с мощностью 0,7 – 0,9 л. с. К тому же следует учитывать, что это только норма нагрузки. Кратковременно её можно превышать в 5 – 6 раз. Лошади, участвующие в спортивных соревнованиях, способны демонстрировать результаты, превышающие рабочую нагрузку в 8 – 10 раз! Но злоупотреблять этим не стоит, т. к. можно серьёзно травмировать животное. В таких случаях страдают, прежде всего, ноги, а точнее суставы и сухожилия. При чрезмерных нагрузках у коня могут развиваться «наливы», растяжения связок, артриты, намины копыт.

    Травма копыта у лошади


    Намин – это ушиб и воспаление кожи подошвы копыт, вызванные травмами от использования лошади на неровных дорогах (камни, комья, щепки, стерня и т. д.) или на твердой пахоте, а также от неправильной ковки и расчистки копыт. При этом происходит повреждение сосудов, и наблюдаются подкожные кровоизлияния разной величины. Лечение заключается в освобождении лошади от работы, расковке и очистке копыта от пыли и грязи. Затем делаем для копыта холодный компресс, смазываем мазью Вишневского и перевязываем. В тяжелых случаях можно сделать для поврежденного копыта лечебную ванночку на 20 – 30 минут. Для этого на ногу лошади одеваем чулок из автомобильной камеры, завязанной с одной стороны и заливаем туда лечебный раствор (отвар календулы, ромашки, раствор креолина, лизола, ихтиола и др.). Облегчение наступает через несколько дней. К работе лошадь может вернуться не раньше чем через 7 – 12 дней, в зависимости от тяжести повреждения.

    Налив сустава ноги лошади


    Наливы (ветеринарное название бурсит) – это воспаление внутренней оболочки сустава со скоплением в нем жидкости, от чего сустав становится утолщенным, малоподвижным, болезненным. Часто это заболевание сопровождается воспалением сухожилий. Обычно им поражаются путовые суставы.


    Наливы часто переходят в артриты – воспаления суставов, при котором происходит полная потеря работоспособности лошади. От чрезмерных нагрузок воспаляться могут любые суставы, но чаще опасности подвергаются путовый, запястный и скакательный. При этом наблюдаются повышение местной температуры, болезненность сустава, частичная или полная потеря его подвижности. Лошадь сильно хромает и старается щадить больную ногу. Если пострадала не одна нога (а так чаще и случается), то животное либо неподвижно стоит, либо лежит.


    Растяжение связок – это микронарушение целостности, иногда с микроразрывами, волокон эластичной ткани с последующим их воспалением. Причина возникновения связана с чрезмерной нагрузкой или неправильным управлением лошадью (даже при нормальной нагрузке). Растяжение связок сопровождается отеком, сильной болезненностью и потерей функции на достаточно продолжительное время.

    Укол кетопрофена лошади


    Лечатся все эти проблемы примерно одинаково: пострадавшему животному предоставляется полный покой, после чего нужно сделать ему инъекцию препарата, содержащего кетопрофен («Кетолайн», «Айнил», «Кефен»). Это вещество снимает боль, воспаление и снижает жар, если он есть. Доза: 1 мл на 45 кг веса лошади, один раз в сутки, продолжительность лечения 5 – 7 дней. Первые два дня прикладываем к проблемной зоне охлаждающие компрессы. А в дальнейшем – согревающие спиртовые или теплый (около +45 ° С) парафин, озокерит. Кроме этого, дважды в день смазываем поврежденные места гелем «Алезан суставы» или «Жокей суставы». Пострадавшие суставы и связки туго бинтуем. Облегчение обычно наступает дней через пять, а к легкой работе животное может вернуться, в лучшем случае, через 5 – 6 недель.

    Подковка лошади


    Ограничивать моцион лошади в период лечения не нужно, боль надежно предохраняет ее от излишней нагрузки, а обездвиживание или малоподвижность негативно отражается на функционировании других систем ее организма. Поэтому на время лечения рекомендую выпустить больное животное в просторный сухой загон с большим количеством подстилки.


    Кстати, о подстилке: содержание лошадей на твердом полу, без подстилки, способствует развитию у них воспаления локтевого сустава в результате постоянного его травмирования во время лежания. Так и хочется сказать: хозяева, не жалейте соломы! Это очень невыгодная экономия.

    Бинтование ног лошади


    В процессе использования лошади в работе по снегу, особенно с твердым настом, может сильно повреждаться кожа ног и даже надкостница. Как следствие этого, у животного появляется хромота, а затем на пораженных местах образуются твердые экзостозы. Достаточно изменить условия эксплуатации лошади, предотвратив получение ею травм, чтобы справиться с проблемой без ветеринарной помощи.

    Шпат у лошади


    У лошадей с неправильным поставом конечностей при непомерно больших физических нагрузках достаточно быстро возникают следующие расстройства: «козинец» – полусогнутое положение запястного сустава, облегчить которое можно кованием лошади подковами с высоким пяточными шипами; «телячье запястье» – вогнутое, запавшее запястье, противоположное «козинцу» положение сустава, возникающее от воспаления сухожилий разгибателей; костное разращение путового и венечного суставовжабка»), причиной появления которого является торцовость бабок, исправить его невозможно; остеоартроз скакательного суставашпат»), проявляющийся утолщением скакательного сустава и припухлостью прилегающих тканей и возникающий из-за интенсивной эксплуатации при неправильном поставе задних конечностей. Во всех вышеперечисленных случаях лошадь следует освободить от работы, а в дальнейшем использовать в щадящем режиме.

    Козинец у лошади


    Молодых лошадей, лошадей верховых и легкоупряжных пород, а также жеребых кобыл не рекомендуется задействовать на тяжелых и продолжительных работах (вытягивание бревен в лесу, каткование поля после посева, вспашка, кошение травы, перевозка любых грузов на расстояние, превышающее 20 км и т. п.). Для выполнения таких действий больше подойдут полновозрастные (старше 5 лет), тренированные в ежедневной работе лошади тяжеловозных пород. Но и таким выносливым животным в течение рабочего дня необходимо давать время на отдых (каждые полчаса по 15 минут), во время которого лошадь нужно подкормить концентратами.

    Кормление лошадей


    Продолжительность обеденного перерыва у животного составляет не менее двух часов. Чтобы полноценно восстановить силы, лошадь необходимо выпрячь, обеспечить ей питание концентратами (около 30% от суточной нормы) и возможность попастись. Поить ее следует только перед кормлением! И лишь после того, как она остынет после работы! Давать воду после кормления концентратами нельзя! Напомню, что вода не должна быть холодной. К лошади нужно относиться очень бережно. Выражение «лошадиное здоровье» не соответствует действительности.


    Нагрузка для молодых, недавно объезженных коней в первое время должна быть небольшой. Постепенное увеличение нагрузки и продолжительности работы приводит к укреплению лошади, повышению ее выносливости и наращиванию тягловой силы. Перегрузки, изнуряющая или ненормированная работа способны покалечить молодое животное.

    Лошади


    Так же пагубно влияет и содержание коня без работы. В этом случае он слабеет физически (в рабочем смысле), а кроме того, сильно портится его нрав: не имея возможности применить свою энергию в полезном русле, конь становится сначала игривым (в лошадином понимании это укусы, удары, попытки стать на вас передними ногами и т. д.), а потом и агрессивным (прилив энергии создает желание подняться в иерархии). Часто в подобных ситуациях хозяева начинают бояться своих питомцев. У неработающих лошадей, которые живут в одиночестве, нередко появляются вредные привычки: глодание кормушки, копание ям, чесание глаз (без какой-либо на то причины), топание ногой и т. д. Выход один – как можно скорее привлечь лошадь к работе, начиная со средних или малых нагрузок.


    К работам средней тяжести относятся расчистка снега, окучивание картофеля, прополка междурядий овощей, посев зерновых (в паре!), боронование легкой бороной, вывозка и разбрасывание навоза в специальном агрегате (в паре!).

    Лошадь на пашне


    К легким работам можно отнести работу в конных граблях, перевозку грузов, не превышающих вес лошади, на исправной телеге по хорошей ровной дороге, шагом на небольшие расстояния, а также непродолжительную перевозку больших грузов на очень короткие расстояния (по территории фермы).


    При перевозке грузов на большие расстояния лошадям нужно давать отдых (около часа) через каждые 15 – 18 км. С легкой телегой, без груза, расстояние в 15 км лошадь может пройти, меняя аллюры (рысь-шаг), примерно за час – полтора. С грузом лошадь выгоднее эксплуатировать только шагом. Это самый экономичный аллюр, с точки зрения расхода энергии, и поэтому самый малоутомительный для животного.


    Еще очень выгодно использовать лошадей в паре. Пара лошадей может выполнить на 75 – 80% больше работы, чем в сумме каждая лошадь по отдельности. Если вы работаете парой лошадей, то подбирать их нужно с учетом темперамента, пола, возраста, живой массы, длины шага, выносливости и отношений между ними. При выполнении тяжелой работы, как правило, все конфликты или ухаживания между лошадьми исчезают, но все же не рекомендуется ставить в одну упряжку жеребца и кобылу в охоте, двух соперничающих жеребцов, двух агрессивных кобыл и т. д. Наилучший вариант – упряжка из двух взрослых, спокойных меринов или кобыл одинакового размера.

    Тяжеловоз

    Очень большое влияние на производительность животных имеет состояние упряжи и исправность конного инвентаря. Вся используемая конная техника, телеги и сбруя должны быть в исправном состоянии, а упряжь подогнана по размеру и смазана специальной амуниционной мазью. Последнюю процедуру повторяют не менее одного раза в месяц. Неправильно подобранная упряжь, особенно это касается хомута и шлей, существенно снижает рабочие возможности лошади и часто становится причиной травм.


    Создаваемое лошадью тягловое усилие в местах соприкосновения упряжи с телом животного воздействует и на саму лошадь, отчего могут возникать ушибы и потертости. Движения работающего коня при неправильном запрягании или в случае несоответствия размера упряжи сковываются, неравномерное давление на некоторые участки вызывает затруднение дыхания или кровообращения и, как результат, у лошади возникают боль и преждевременное переутомление.


    Наиболее подвержены травмированию холка, плечи, спина коня, поэтому при появлении малейших признаков повреждений у животного необходимо сразу же обратить внимание на амуницию и исправить ее недостатки. Устранив причину, можно не опасаться появления новых потертостей и ушибов, а старые, если они незначительны, способны зажить сами. Если же повреждения достаточно сильные или вы хотите ускорить процесс восстановления, то можно применить специальные мази, гели или кремы. Против ушибов поможет мазь «Дибутин», а заживить потертости можно с помощью крема «Делонг», стрептоцидовой мази и других средств.

    Загнанная лошадь


    Большинство людей, даже не связанных с сельским хозяйством и коневодством, наверняка знают о том, что лошадь возможно загнать. Многие видели этот момент в фильмах или читали о нем в художественной литературе. Что же это такое, и в результате чего возникает подобная критическая ситуация? На ветеринарном языке это заболевание имеет название легочная интерстициальная эмфизема. Возникает оно при очень интенсивной эксплуатации, в результате которой организм, ощущая повышенную потребность в кислороде, вдыхает объем воздуха больший, чем выдыхает. Из-за этого в какой-то определенный момент происходит переполнение легких воздухом, расширение альвеол в легочной ткани и их разрыв, сопровождающийся обильным кровоизлиянием в легкие.

    Пасущиеся лошади

    Такое нарушение процесса дыхания зачастую приводит к гибели животного. Если же лошадь выживает, то навсегда остается слабой, и ни о какой тяжелой работе или спортивном использовании ее не может быть и речи. Эффективного лечения в такой ситуации не существует, поэтому часто лошади, потеряв свою эксплуатационную ценность, идут на вынужденный убой. Ограниченно использовать можно лишь животных, обладающих уникальными показателями для племенной работы с целью получения потомства, т. к. наследственность при этом не страдает. Но в большинстве случаев содержание лошадей с легочной интерстициальной эмфиземой становится нецелесообразным.


    В завершение хочется пожелать вам удовольствия от общения с лошадьми и успешного коневодства! Берегите ваших помощников!


    О том, как кормить коней в период работ разной интенсивности поговорим в следующей статье.

    Если у вас возникнут какие-то проблемы, не описанные в моих статьях, задавайте вопросы на форуме .

    Читайте также: