Сколько коней на большом театре

Опубликовано: 13.05.2024

Почему “кони привередливые”? Потому что Председатель СНТ, смотря на здание Большого Театра, видимо:-), задумчиво поет про себя –

“Что-то воздуху мне мало,

Ветер пью, туман глотаю,

Чую, с гибельным восторгом

Пропадаю, пропадаю…” (с)

Иначе зачем выливать столько желчи и черной лжи на Большой Театр? Непонятно:-(

Всё не так в Большом, и отопления там не было и освещения и туалетов! А вентиляция! И КОНИ там какие-то не те, которые на крыше. Уж больно ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ! Не стоят на месте, вертятся, никак их не сосчитать из тьмы веков, а тут еще ПОДВАЛ! То ли наличие, то ли отсутствие. Есть о чем задуматься. Ну и мы задумаемся над ними, конями, стало быть, привередливыми.

“Чуть по-медленнее кони, чуть по-медленнее…”

Сколько тут коней? Кто сколько видит?

Кони привередливые
Автор: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) – собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21106502

Четыре? Это КВАДРИГА! Я не ругаюсь:-)

А вот Окуджава, как и Председатель СНТ видит меньше, если верить этому источнику:

Когда с фронтона Большого театра
подковами бронзовыми звеня,
стремительно скатывается тройка
и мчится в сумерках на меня,…

Булат Окуджава

ТРОЙКА! Оставим это на совести поэта-песенника, разберемся с альтернативным взглядом Председателя СНТ.

А что Председатель СНТ?

Кадры из его видео про “коней привередливых” Большого Театра, взгляд такой, альтернативный.

Видео Председателя СНТ про Коней привередливых

Видео Председателя СНТ про Коней привередливых

Эта информация взята отсюда, с официального сайта Большого Театра – https://www.bolshoi.ru/about/hist/history/

Сайт Большого Театра

Сайт Большого Театра

Смотрим и да, действительно в ТЕКСТЕ САЙТА – 2 раза упоминается, что у Аполлона была ТРОЙКА коней, которые заменили после пожара 1853 года и кардинальной переделки на КВАДРИГУ! Я опять не ругаюсь и не чихаю!:-)

Это значит, по мнению ТЕКСТА на САЙТЕ, что “Коней привередливых” на фронтоне было ТРИ, а не ЧЕТЫРЕ, как и на других доказательствах, которые вроде бы так убедительно показывает тот же Председатель.

Это вроде бы мелочь, неточность администратора сайта и всё-такое, а получается вот оно как! Подвал тут еще, туалеты опять же, которых по определению не было в 19 веке, отопление, освещение, вентиляция не той системы, а значит – “ИСТОРИКИ ВРУТ”! И что это за здание такое вообще непонятно! С крышей там что-то еще, но это не точно…

Написал я на Большой Театр:-) с просьбой прояснить это несоответствие, пока ждем, пишу то, что нашел. Будет ответ, озвучу:-)

Квадрига “Коней привередливых”

Цитата, хронометраж, 17:35

… Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. Именно этих коней и Аполлона мы видим сейчас. Они вылиты в бронзе. В других источниках мы можем прочитать, что взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона, поставили бронзовую КВАДРИГУ работы Петра Клодта. …

автор видео

Предлагает он посмотреть книгу “Большой Театр”, купленную видимо там же, в несуществующем подвале оного, в сувенирном отделе. Мы видим, что упоминания о ТРОЙКЕ “Коней привередливых” в других источниках, кроме как на сайте театра нет. Там упоминается “конная тройка Аполлона”, а в книге мы видим КВАДРИГУ! Как и сейчас, собственно! Вот работа архитектора Бове, основанная на переделанном им проекте архитектора Михайлова, по которому театр был закончен в 1825 году, после пожара 1812 года и перед пожаром 1853 года. Не запутались:-)?

 Большой Театр Бове, до пожара

Большой Театр Бове, до пожара

Но позвольте! Справедливо возмущается Председатель СНТ (возьму на себя смелость именно таким образом интерпретировать его слова) – КОНЕЙ-то 4! С трудом, но можно сосчитать! А по мнению ТЕКСТА ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА, должно быть 3! Считаем по передним ногам:-) И делим на два!:-)))


Да, действительно, вопрос! 8 /2 = 4!

Так сколько было “Коней привередливых”? 3 или 4?

До перестройки и после оной. Автор видео предлагает другие доказательства “заговора историков” в отдельно взятом здании.

Вот рисунок некого Вивьена 30-х годов 19 века. КВАДРИГА(!) как у Бове, а должна быть ТРОЙКА, как на САЙТЕ!:-)

Рисунок некого Вивьена 30-х годов 19 века

Рисунок некого Вивьена 30-х годов 19 века

Газета из Лондону, 1853 год, пожар! Всё горит! Опять КВАДРИГА! А должна быть ТРОЙКА! Как на САЙТЕ! Чувствуете интригу? Вот она, молодежь ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОГО ВЕКА! Пусть и бородатая:-) Шутка:-)

Газета из Лондону, 1853 год

Газета из Лондону, 1853 год

И тд. В общем везде КВАДРИГА, куда не глянь! А где ТРОЙКА? Как на САЙТЕ!

Все ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ доказательства – гравюры, рисунки, чертежи, говорят, что КВАДРИГА!

А что говорит ВИКИПЕДИЯ? Этот последний оплот уставшего исследователя. Такой зыбкий и не надежный!:-)

Оказывается, что Бове, который должен был сделать ТРОЙКУ, по официальной информации, на САЙТЕ, сделал еще кое-что, а именно (!) развернул “Коней привередливых” мордой к ВАМ, жаждущим правды, безучастным смотрителям ютуба!

к ВАМ, жаждущим правды, безучастным смотрителям ютуба!

к ВАМ, жаждущим правды, безучастным смотрителям ютуба!

Коих, верящих Председателю на слово, оказалось 18 000, против этих несчастных 846! Щас будет 847! 🙂

Бове привёл спроектированный Михайловым объём в соответствие с площадью и развернул квадригу Аполлона к зрителям [4][15] .

Большой Театр из Википедии

Здесь не указывается количество КОНЕЙ, просто развернул! Михайлов планировал поставить их боком к арке, стене, а Бове РАЗВЕРНУЛ! И есть вот такое мнение, но уже про КВАДРИГУ!

Источники указанные в Википедии.

Квадрига

Квадрига “Коней привередливых”!

Квадрига

Квадрига “Коней привередливых”!

Это еще одно мнение. Снова КВАДРИГА! Да что такое! Про ТРОЙКУ-то когда будет?

Бове иначе, чем Михайлов, расположил скульптурную группу Аполлона, украшающую арку. Вместо движения группы параллельно стене, так сказать «барельефного» решения, с постановкой группы в пределах пространства арки, Бове применил более эффектный и сильный прием, направив квадригу коней, мчащую Аполлона, из глубины арки вперед, навстречу зрителю. Бове еще сильнее подчеркнул движение и пространственность этой композиции тем, что расположил всю группу, за исключением Аполлона, на коньке фронтона, вне пространства арки. Такое расположение скульптуры способствовало также ее лучшему восприятию.

Большой Петровский театр Михайлова-Бове – III (Часть 6) http://www.biletexpress.ru/teatr-articles/106/79.html

Мало того! А почему РИМСКО-ГРЕЧЕСКИЙ БОГ должен скакать на РУССКОЙ ТРОЙКЕ? Он что ямщик? Нее, наверное. Замерзнет…

Тем более при развороте его на зрителя напрочь теряется главная ДЕТАЛЬ сего произведения! Средняя, планируемая фигура в ТРОЙКЕ – это ЛОШАДЬ или КОНЬ? НО если это ТРОЙКА, то она (эта фигура) спрячет САМОЕ ГЛАВНОЕ в АПОЛЛОНЕ!:-)))

Произойдет некая ПОДМЕНА ПОНЯТИЙ. Представьте, что в середине упряжки будет КОНЬ! Но ведь это беда, ТОВАРИЩИ!:-))) Что ВЫ тогда увидите. На ЧТО будет любоваться-то? На естество КОНЯ? ОНО ВАМ надо? ИЛИ НАДО всё-таки? Или НАДО то, что сейчас под листком фиговым. Вот как было и как стало! Кстати центральная жердь всё-таки прикрывает:-)))

Александрийский театр в Санкт-Петербурге! Здание, которое мы видим сейчас было построено примерно в тоже время – 1832-41 года. Что там с “Конями Привередливыми”?

“Кони привередливые” Александрийского театра

Что мы там видим? КВАДРИГУ!

“Кони привередливые” Александрийского театра

Кто скульптор, почему РИМСКИЕ колесницы как правило были с ЧЁТНЫМ количеством коней, разберите сами!

Наводка – не пристало римскому военачальнику проходить церемониальным маршем под очередной Триумфальной аркой в тени какой -то ЛОШАДИ, пусть даже это КОНЬ!:-)

Еще одно решение щепетильного вопроса! Здесь высота совсем другая. Поэтому колесницу сделали выше и одели, тем более это ОНА, а не ОН. Здесь надо “помягше”:-)))

Кони привередливые

“Кони привередливые” Генштаба

Вывод – про ТРОЙКУ говорит ТОЛЬКО ТЕКСТ Сайта и ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СНТ, с непонятной целью так живо интересующийся Аполлоном БОЛЬШОГО ТЕАТРА!:-)))

Книгу мою лучше почитайте, там про ДЕВУШЕК самое главное, лейтенант – это вторично!:-) https://ridero.ru/books/udachi_s_dorogoi_leitenant/


https://ridero.ru/books/udachi_s_dorogoi_leitenant/

Исторические 100 рублей

Это здание — символ России. Колесница Аполлона с фасада Большого театра присутствует на 100-рублевых купюрах. А сначала вместе с Малым он составлял единую московскую труппу императорских театров.

Большой театр, фото 2015 года

В 1757 году по указу императрицы Елизаветы Петровны образовалась труппа при Московском университете. А в 1759 итальянский антрепренер Локателли открыл первый профессиональный театр в Москве.

Он просуществовал лишь 3 года: московская публика не была готова принять сценическое искусство. Следом труппу создал Н.С. Титов, но и она работала недолго.

Историю театра принято начинать с марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Урусов получил от императрицы Екатерины II монополию на театральные представления, концерты, воксалы и маскарады.

Сначала своего здания у труппы не было, и представления давали в доме Воронцова на Знаменке. Вскоре князь начал строить здание для театра на Петровке. Его назвали Петровским. Но театр Урусова сгорел еще до открытия. Тогда князь передал дела своему компаньону — английскому предпринимателю Майклу Медоксу. Построенное им здание простояло 25 лет, но 8 октября 1805 года сгорело. Разорившись, Майкл Медокс отдал театр казне, а сам получил пожизненную пенсию.

В 1806 появился Московский Императорский театр. Для представлений арендовали разные здания, в том числе флигель дома Пашкова на Моховой.

Большой театр

В 1821 году начали строить здание по проекту Осипа Бове. Большой театр открылся 6 января 1825 года аллегорическим представлением «Торжество муз».

По сюжету Гений России объединился с музами и на развалинах сгоревшего Петровского театра создал новый. Но, по иронии судьбы, 11 марта 1853 года это здание сгорело. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты. Остались только каменные стены и колоннада фронтона.

На восстановление под руководством А.К. Кавоса ушло 3 года. Архитектор увеличил высоту здания, изменил пропорции и декор, а на фронтоне появился гипсовый двуглавый орел — государственный герб Российской Империи. Тогда же вместо погибшей при пожаре скульптуры Аполлона с тройкой лошадей над входом поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Зал отделали елью и специальными тканями, устроили систему вентиляции. Все это создало уникальную акустику.

Большой театр открылся вновь 20 августа 1856 года. Теперь оперой и балетом дело не ограничивалось — в здании устраивали также балы и маскарады.

Инфографика: Большой театр

После 1917 года театр был на грани закрытия. Ленин настаивал на сокращении финансирования Большого, а спектакли там чередовались с политическими мероприятиями.

Постепенно отношение властей к театру изменилось, и с 1930-х сценическая жизнь закипела вновь. При этом в официальном советском фольклоре была байка, как Ильич театры спасал.

Генеральный план реконструкции Москвы предусматривал снос всех зданий между Большим театром и Кузнецким мостом. На этой территории хотели устроить подсобные помещения, но в 1941 году из-за войны труппу Большого театра эвакуировали в Куйбышев.

Театральное здание не удалось уберечь: несмотря на маскировку в дом попала 500-килограмовая бомба. Но уже в 1943 году его отреставрировали. Тогда же возобновились спектакли.

Большой театр

Со временем историческое здание Большого театра ветшало. Чтобы не прерывать работу труппы, построили новую сцену. А 1 июля 2005 года основная сцена закрылась на трехлетнюю реконструкцию.

Работы затянулись. Их сопровождали судебные разбирательства о необоснованном расходе средств. Известно, что за время реконструкции ее стоимость выросла в 16 раз.

Большой театр открылся после реставрации 28 октября 2011 года. Внешний вид здания почти не изменился. Только советский герб заменили на российский, и блюстители цензуры прикрыли фиговым листом «срамное место» Аполлона. Хотя изображение квадриги Большого театра на сторублевых купюрах осталось без изменения.

Зато внутри театр оснастили по последнему слову техники. Также восстановили интерьеры и акустические возможности зрительного зала, утраченные в советское время. Теперь Большой театр по уровню акустики поднялся с 55 на 1 место в мире.

А знаменитой фразой «как космические корабли бороздят просторы Большого театра» мы обязаны фильму «Операция Ы, или новые приключения Шурика».

Большой театр на фотографиях разных лет:

  • Большой театр
  • Большой театр
  • Большой театр
  • Большой театр
  • Большой театр
  • Большой театр
  • Большой театр
  • Большой театр
  • Большой театр
  • Большой театр
А что вы можете рассказать об истории и реконструкции Большого театра?

-Рубрики

  • олимпиада,спорт (27)
  • астрономия (19)
  • гороскоп (8)
  • транспорт (2)
  • химия (1)
  • транспорт (0)
  • библиотеки (4)
  • вязание (112)
  • для ножек (4)
  • для женщин крючком (2)
  • для женщин спицами (23)
  • разное (22)
  • узоры (45)
  • уроки (11)
  • шапочки,снуды,шарфы (13)
  • города и страны (16)
  • дача (41)
  • дизайн (8)
  • овощи (7)
  • цветы (7)
  • календарь (4)
  • постройки (4)
  • садоводы-любители (3)
  • поделки (2)
  • инвентарь (2)
  • односемянные (1)
  • фильмы (20)
  • многосемянные (1)
  • дети (9)
  • для дневника (9)
  • ЖЗЛ (7)
  • живопись (13)
  • ЖКХ (9)
  • здоровье (23)
  • кожа (2)
  • нервная система и анализаторы (2)
  • железы внутренней секреции (1)
  • займись собой (11)
  • пищеваоение (8)
  • история (7)
  • квартира (27)
  • гардероб (11)
  • текстиль (2)
  • интерьер (5)
  • кухня (7)
  • ремонт (2)
  • кулинария (257)
  • выпечка,тесто (38)
  • фрукты,сухофрукты (9)
  • заготовки (5)
  • начинки,фарш,крем,глазурь (3)
  • злаки,мука,хлеб (23)
  • как выбрать качественные продукты (6)
  • Молочные и кисломолочные продукты. (9)
  • мясо,субпродукты (23)
  • напитки (19)
  • овощи (21)
  • первые блюда (27)
  • посуда,инструменты (11)
  • приправы (11)
  • рыба (16)
  • соусы,заправки (4)
  • украшение блюд,сервировка стола (12)
  • уроки (19)
  • фильмы (35)
  • холодные блюда,закуски (29)
  • яйца,икра (4)
  • музыка (11)
  • необычное (32)
  • новости (32)
  • поделки (7)
  • праздники,Пасха (35)
  • секреты красоты (11)
  • фауна (8)
  • фильмы (80)
  • природа (11)
  • биология (1)
  • города и страны (15)
  • история (22)
  • мультики,фильмы для детей (2)
  • некачественные продукты (8)
  • необычное (13)
  • опера,балет (1)
  • сериалы,фильмы художественные (9)
  • флора (3)
  • шитье (55)
  • разное (15)
  • уроки (10)
  • стили (7)
  • блуза,юбка (6)
  • платье,сарафан (6)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Аполлону на квадриге приделали фиговый листок и вернули лавровый венок/раньше Аполлон был в венке и с фиговым листом/

Читаю Лермонтова и глазам своим не верю. В небольшом прозаическом произведении "Панорама Москвы" он описывает вид на Москву с колокольни Петра Великого, которая была в то время самым высоким строением в Москве. Описывая Большой театр, недавно отстроенный после пожара 1812 года, он пишет:

"Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России. "

Вроде ж там четыре коня, а не три. Неужто Лермонтов обсчитался, или меня память подводить стала? Да и не алебастровые они, вроде, а… бронзовые?

Оказывается, после этого театр еще раз горел, в 1853 году. За три года отремонтировали, а алебастровую скульптуру Аполлона заменили на бронзовую квадригу.

Несмотря на то, что квадригу делали из прочных материалов, в XX веке она не раз могла быть утрачена. Немногие знают, что колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой В начале прошлого века скульптурная группа пострадала из-за осадки фундамента. На довоенных фотографиях отчетливо видно, что поверхность скульптурной группы повреждена. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига Аполлона была существенно искорежена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены, - это во многом ослабило ударную волну.Тем не менее, кони и колесница понесли серьезный урон, осколок от бомбы попал в голову Аполлона. Реставраторы сразу же приступили к восстановлению композиции. Кроме того, скульптурная группа была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея - чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. Вероятнее всего, тогда медная композиция и приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Прошли годы - и уже не война, но время предъявляет квадриге свой суровый счет. Стареет здание Большого, стареет и колесница Аполлона. В 1 958 году известный мастер литейных дел Владимир Лукьянов начинает работу по реставрации квадриги. Работа имела чисто косметический характер и не касалась конструктивной части скульптурной группы - ее каркаса и металлических балок подиума.Только в 1987 году комиссия из представителей научно-исследовательских институтов и проектных организаций констатировала, что металлические балки, на которых покоятся чугунные плиты основания скульптурной группы Аполлона, настолько разрушились, что требуется их безотлагательная замена. За дело взялись реставраторы Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из коней был опоясан специальной сбруей и укреплен на фасадной стене здания, а для защиты всей группы от атмосферных осадков соорудили специальный фонарь. Однако результаты этой реставрации также быстро сошли на нет. Уже в 2007 году при натурном обследовании были выявлены деформации во многих местах по всей поверхности композиции, в том числе трещины и вмятины на оболочках скульптур. Несущие конструкции подиума имели значительные коррозионные повреждения, особенно в местах заделки балок несущего каркаса в стену.

350px-Venice_-_St._Marc

Квадрига святого Марка

Квадрига святого Марка — квадрига из позолоченной бронзы. Хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.

Квадрига украшала константинопольский ипподром и была вывезена в Венецию в 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода дожем Энрико Дандоло.
Квадрига была установлена на лоджии базилики Сан-Марко в период правления дожа Реньеро Зено (1252—1268 годы). Первым документальным свидетельством о её появлении в Венеции является её изображение на мозаике круглой ниши портала Сант Алипио, датируемое 1265 годом. Квадрига поражала современников мастерством своего исполнения. В 1364 году Петрарка писал о ней:
« …красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание. »
Квадрига стала одним из символов города. Так, в 1370 году, когда венецианцы предложили заключить мир с Генуей, генуэзский адмирал Дориа Пьетро ответил, что генуэзцы «не даруют мира, пока не взнуздают коней святого Марка».

107319788_saintmarkfranshals (385x500, 104Kb)
каотина евангелиста Марка с головой льва

После завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году квадрига по указанию императора была вывезена в Париж и установлена на арке на площади Каррузель. Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году при содействии Антонио Кановы

Во время второй мировой войны квадрига была спрятана в городе Доло. В ходе проводившейся в 1970-е годы реставрации собора было принято решение заменить квадригу на лоджии собора копией. В 1982 году оригинал квадриги был помещён в музей базилики, расположенный в верхних помещениях нартекса собора.

1812 тройка коней пожар--колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой- 1853 поставили квадригу-осколок от бомбы попал в голову Аполлона в 1941 году

квадрига святого Марка-завоевания Венеции Наполеоном в 1797 году-скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 году-картина евангелиста Марка с головой льва возвратилась в Россию 2013

О загадочной улыбке Аполлона, Большом театре и фиговом листке

5 июня исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося российского скульптора барона Петра Клодта фон Юргенсбурга, автора знаменитой квадриги Аполлона, символа Большого театра. Если измерять величие скульптора количеством его работ, которые приобрели по настоящему символический смысл, то Клодту, пожалуй, в России нет равных. Его творения еще при жизни стали визитными карточками как минимум трех городов, причем самых больших в Российской империи.

Для москвича Клодт — это квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра. Для питерца он — создатель скульптурной композиции на Аничковом мосту, такой же знаковой для Санкт-Петербурга, как Медный всадник или Александрийский столп. А для киевлянина Клодт — творец памятника князю Владимиру на высоком Днепровском берегу. Работы Клодта стали неотъемлемой частью образа трех великих городов.

Есть еще один момент, много говорящий о значении наследия Петра Карловича: его творения попали на денежные купюры двух стран — России и Украины. Квадрига Аполлона изображена на сторублевой российской купюре, а памятник Владимиру красовался на украинских карбованцах, ходивших в 90-е годы.

Удивительно, но Клодт так и не получил профессионального образования. Он вырос в Сибири, в Омске, где служил его отец — боевой генерал, герой войны 1812 года. Портрет Карла Клодта украшает галерею 1812 года в Эрмитаже. Кстати, прапрадед Петра Карловича тоже был генералом, правда шведским, и воевал в Северной войне под началом Карла XII. У наследника офицерского рода в детстве не было возможности выбирать профессию, и он честно окончил Сибирский кадетский корпус, а потом и Михайловское артиллерийское училище.

Петр Клодт фон Юргенсбург

Но выполнив долг перед семьей и получив офицерское звание, он так и не стал кадровым военным. С самого детства, едва улучив свободную минуту, он хватал карандаш, бумагу и начинал рисовать лошадей. Это была страсть, призвание, данное свыше. Он часами следил за лошадьми, изучал их, подмечал линии тела, движения и старался отразить на бумаге. Со временем начал лепить фигурки коней из глины или вырезать из дерева. В 1830 году, уже взрослым человеком и офицером, он оставил службу и поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Репродукция почтовой открытки начала XX века с видом на памятник князю Владимиру в Киеве

Будучи студентом, барон Клодт жил очень скромно. Снимал подвал, превращенный в мастерскую, там же ночевал. Умудрялся заводить в свое жилище настоящих коней — ему нужны были модели. Впрочем, бедность продолжалась недолго — вскоре Клодт стал неплохо зарабатывать, продавая небольшие статуэтки лошадей. Так закончилась офицерская династия баронов Клодтов фон Югренсбургов и началась династия художников, продолжающаяся, кстати, по сей день.

Сохранилась легенда о том, как познакомились скульптор и император Николай Первый. Кто-то из царской семьи преподнес императору деревянного всадника. Обожавший подобные штучки царь молвил: «Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?» — «Барон Клодт, ваше величество. Отставной поручик». — «Пусть вырежет для меня отряд конногвардейцев». Когда император получил их, он приказал: «А теперь покажите мне этого барона!» С этого времени барон стал любимым скульптором царя. Николай подарил ему великолепных белых скакунов из императорской конюшни и как признание таланта, и как моделей для скульптур. Сначала они должны были стоять на Дворцовой площади, но потом решили, что на Аничковом мосту они будут уместнее. Но это было позже.

Укротитель коней. Cкульптура на Аничковом мосту

Игорь Долгов / Фотобанк Лори

Первый крупный правительственный заказ Клодт получил в 1832 году: нужно было сделать шестерку коней для колесницы Славы, украшающей Нарвские триумфальные ворота. Доверить такую важную работу молодому самоучке было рискованно, да и для самого скульптора это могло закончиться крахом, но он рискнул. Кони удались, а барону сразу пожаловали звание академика.

Говорят, тогда Николай и отпустил знаменитую — грубоватую, что было ему свойственно — шутку: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец». С этого момента Клодт без работы уже не оставался.

Он создал скульптурную группу Аничкова моста, памятник Крылову в Летнем саду, монумент Владимиру в Киеве, участвовал в работах над горельефами в храме Христа Спасителя, декорировании Исаакиевского собора и Мраморного дворца. Его кони стоят в Берлине и Неаполе — они попали сюда как подарки от Николая Романова коллегам-императорам Фридриху Вильгельму и Фердинанду Второму. И очень символично, что последней большой работой мастера стал памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади. Финальный аккорд и итог необычных отношений, связывавших скульптора и его венценосного клиента.

Скульптурный портрет императора Николая I Романова. Автор Петр Карлович Клодт

###Квадрига Клодта и ее загадки

Аполлон Клодта — не первое изображение греческого бога, покровителя искусств, на Большом или Большом Петровском, как его изначально называли, театре. Первая скульптура появилась над его фронтоном в 1825 году, когда и было построено знаменитое здание по проекту архитекторов Андрея Михайлова и Осипа Бове.

Кстати, авторство проекта по сей день вызывает немало споров и даже некоторую путаницу. Попробуем внести ясность. Итак, старый Петровский театр Медокса, стоявший на берегу Неглинки возле улицы Петровка, сгорел еще в 1805 году. Труппа до войны 1812 года работала во временном помещении на Арбатской площади, а потом на Знаменке. После нашествия французов и страшного пожара от Москвы мало что осталось. Вопросом комплексной застройки города занимался Осип Иванович Бове. Но по конкретным зданиям проводились конкурсы. Так вот, конкурс на строительство театра выиграл проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова. Однако проект был признан слишком дорогим, к тому же он не был адаптирован к местности, которая сильно изменилась: достаточно сказать, что река Неглинка была заключена в трубу.

Театр должен был стоять фасадом к Петровке, но Бове предложил создать на осушенном месте целую Театральную площадь (на первых порах она именовалась Петровской), где Большой должен был стать доминантой. Театр развернули лицом к Кремлю, рядом появились колоннады и другие здания. Бове отказался от идеи торговых рядов на первом этаже театра, полностью переработал декор зрительного зала, фойе и парадные лестницы. То есть можно сказать, что проект Михайлова действительно послужил основой, но он был очень существенно переделан Бове. Неслучайно в день открытия театра 6 января 1825 года именно Осипа Ивановича публика вызвала на сцену и устроила ему овацию.

Аполлон на фасаде театра Михайлова-Бове был, а вот квадриги не было. В колесницу греческого бога были запряжены три коня. Автор той композиции — известный мастер Степан Пименов, кстати, автор аналогичной скульптуры на Александринском театре и колесницы Славы на арке Главного штаба в Санкт-Петербурге. В подтверждение — цитата из небольшого рассказа Михаила Лермонтова «Панорама Москвы», описания города с колокольни Ивана Великого, созданного поэтом в 1834 году: «Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России. »

"Две лошади" Петра Клодта

В 1853 году Большой Петровский театр, который теперь чаще именовали просто Большой, сгорел. Полностью, совершенно без возможности восстановления. Был объявлен новый конкурс, который выиграл проект главного архитектора Императорских театров Альберто Кавоса. В целом он сохранял стилистику здания Михайлова-Бове, хотя пропорции были немного изменены. Несколько видоизменилась и форма фасада. Колоннада и фронтон остались, но были сильнее вынесены вперед, появились окна, пилястры и ниши.

Возникла необходимость и в новой скульптуре, ибо старая погибла. Вот тут-то Кавос и обратился к лучшему скульптору-анималисту России Петру Клодту. Скульптор согласился и сделал макет. Но отливал их в бронзе не барон Клодт, хотя в этом он считался лучшим специалистом в стране и возглавлял Литейный дом Академии художеств. Заказ был передан на заводы герцога Лихтенбергского. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной обшивки, прикрепленной к каркасу. Фигуры внутри полые.

Кстати, до недавнего времени в научной среде авторство Клодта периодически оспаривалось — скульптор не указал эту работу в перечне своих творений. Возможно, причиной скромности Петра Карловича было именно то, что он лишь создал макет, а не всю конечную скульптуру.

В годы Великой Отечественной войны композиция была сильно повреждена: в нее попало несколько осколков мощной бомбы. Пострадала и сама фигура Аполлона. Существенный вред скульптуре нанесла и краска, которой ее покрыли в целях маскировки. В 1958 и 1992 годах проводилась реставрация, последняя и самая серьезная была предпринята в 2010 году. Тогда же возник совершенно курьезный вопрос о… мужском достоинстве Аполлона.

###Божественное достоинство Аполлона

Пожалуй, это самая курьезная страница в истории Большого. Дело в том, что до XXI века Аполлон дошел в обнаженном виде и с достаточно отчетливо проработанными автором физиологическими подробностями. И никого это не смущало. Но во время последней реставрации было решено все же прикрыть божественную наготу. Причем инициатива шла не от реставраторов, они лишь вынужденно выполняли начальственные указания.

Появилась весьма гипотетическая версия, что на какой-то фотографии XIX века вроде бы виден фиговый листок, прикрывающий мужское достоинство бога, а утрачен он был позже, вместе с лавровым венком, фибулой, подковой и еще рядом мелких деталей. Версия эта сразу вызвала критику профессионалов. Во-первых, подлинник старинного фото никто не видел да и разглядеть на нем что-либо было бы затруднительно. Во-вторых, любой специалист по античной скульптуре подтвердит, что если детали тела выполнены тщательно, как на статуе Клодта, то это говорит о том, что скрывать их не собирались. И третье — во время прошлых реставраций, в том числе 1992 года, никаких деталей крепежа обнаружено не было. Хотя их искали.


Большой театр - главный театр страны. Сложно пройти мимо Большого и не остановиться хотя бы на минуту – настолько впечатляют портик с восемью колоннами и гордая квадрига бога искусств Аполлона. Больше 150 лет эта колесница украшает историческое здание театра. Она стала визитной карточкой не только Большого, но и российской столицы. В1856 году архитектор Императорских театров Альберт Кавос восстановил сгоревшее здание Большого театра. Новая квадрига Аполлона украсила портик театра - та самая, которая до сих пор «несется» над Театральной площадью.
До квадриги была тройка Здание Большого театра, построенное в 1825 году по проекту архитекторов Андрея Михайлова и Осипа Бове, тоже венчала скульптура Аполлона на колеснице. Эта композиция была изготовлена из гипса по модели скульптора Степана Пименова. Она была ниже нынешней на полтора метра, кроме того, коней было не четыре (как сейчас), а три.
Тогда, в 1856 году, было решено выполнить композицию из листовой меди - чтобы на века. В большинстве книг по истории здания Большого театра указывается, что квадрига выполнена из красной меди. «Над портиком - Аполлон в колеснице, запряженной четырьмя конями. Эта прекрасная группа выбита из штамповой меди на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе» («Русский художественный листок», №15 от 20 мая 1857 года). На самом деле, исследования, проведенные в начале 1990-х годов, выявили, что скульптурная группа исполнена в смешанной технике: гальванопластические детали спаяны с выколотными деталями оловянно-свинцовым припоем. Основная часть деталей выполнена методом выколотки меди, а в углублениях деталей сложных форм толщина оболочки часто не превышает 0,3 мм. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной обшивки, прикрепленной к каркасу.
Несмотря на то, что квадригу делали из прочных материалов, в XX веке она не раз могла быть утрачена. Немногие знают, что колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой В начале прошлого века скульптурная группа пострадала из-за осадки фундамента. На довоенных фотографиях отчетливо видно, что поверхность скульптурной группы повреждена. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига Аполлона была существенно искорежена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены, - это во многом ослабило ударную волну.

Тем не менее, кони и колесница понесли серьезный урон, осколок от бомбы попал в голову Аполлона. Реставраторы сразу же приступили к восстановлению композиции. Кроме того, скульптурная группа была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея - чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. Вероятнее всего, тогда медная композиция и приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Прошли годы - и уже не война, но время предъявляет квадриге свой суровый счет. Стареет здание Большого, стареет и колесница Аполлона. В 1 958 году известный мастер литейных дел Владимир Лукьянов начинает работу по реставрации квадриги. Работа имела чисто косметический характер и не касалась конструктивной части скульптурной группы - ее каркаса и металлических балок подиума.

Только в 1987 году комиссия из представителей научно-исследовательских институтов и проектных организаций констатировала, что металлические балки, на которых покоятся чугунные плиты основания скульптурной группы Аполлона, настолько разрушились, что требуется их безотлагательная замена. За дело взялись реставраторы Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из коней был опоясан специальной сбруей и укреплен на фасадной стене здания, а для защиты всей группы от атмосферных осадков соорудили специальный фонарь. Однако результаты этой реставрации также быстро сошли на нет. Уже в 2007 году при натурном обследовании были выявлены деформации во многих местах по всей поверхности композиции, в том числе трещины и вмятины на оболочках скульптур. Несущие конструкции подиума имели значительные коррозионные повреждения, особенно в местах заделки балок несущего каркаса в стену.
Последняя реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года, сразу после постановки здания театра на новый фундамент. Было решено проводить восстановление скульптурной группы, не снимая квадриги с фронтона. На этом настояли эксперты-реставраторы. Тонкая медная оболочка квадриги могла подвергнуться деформации при любой транспортировке, тем более при сложной процедуре снятия и подъема ее краном. Также в случае реставрации «не на месте» могли бы возникнуть повреждения и трещины медной оболочки при установке ее на фронтон здания.

Умельцы из Санкт-Петербурга под руководством Владимира Никифорова выполнили целый комплекс специальных процедур. В первую очередь были восстановлены конструкции подиума, проведена реконструкция кирпичной кладки в местах опоры балок, выполнены работы по защите поверхностей скульптурных композиций от коррозии. В феврале 2010 года реставраторы смогли приступить к работам по восстановлению скульптурной группы. И уже через два месяца фигуре античного бога были возвращены утраченные детали. После восстановления скульптуры Аполлона мастера выполнили реставрацию колесницы, фигур коней и опорных узлов крепления скульптур. Была усилена конструктивная часть квадриги, в том числе опорные узлы скульптур коней и фигуры античного бога.

Все работы контролировались специальной комиссией, следившей за точным соблюдением требований научной реставрации. Обновленную квадригу москвичи увидели летом 2010 года.
Сохранилось упоминание архитектора Большого Альберта Кавоса о том, что скульптурную группу изготовили по модели скульптора Петра Клодта, автора знаменитых четырех конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге. Скульптураня группа, венчающая портик Большого театра, пожалуй, самая загадочная работа Клодта. Долгое время его авторство считалось спорным. Большинство исследователей, занимавшихся творчеством скульптора, не упоминали эту работу в своих научных трудах. Лишь недавно факт творческой биографии Клода был признан официально.

ВЛАДИМИР НИКИФОРОВ, руководитель группы реставраторов компании НЕВИСС-Комплекс: «Реставрация квадриги Аполлона стала для нас уникальным проектом. Мы прикоснулись к истории Большого театра и к тайне создания квадриги - ее исполнению и материалу. Мы смогли прочувствовать технологию того времени, понять, как мастера творили в позапрошлом веке. Особенно поразило то, насколько детально выполнены скульптуры. У коней зубы с потертостями. Как будто они знали, что такое упряжь. "

Читайте также: