Сколько пешек стоит слон и конь

Опубликовано: 15.04.2024

При изучении правил шахмат начинаем с шахматных фигур. Из этой статьи узнаем о всех фигурах: где они расположены в начале партии, как ходят, и какова их ценность.

Что такое шахматные фигуры?

Во время шахматной партии вы передвигаете фигуры по доске. В шахматах шесть различных фигур. В начале партии у каждого их противников по 16 фигур: восемь пешек, два слона, два коня, две ладьи, ферзь и король. Знакомимся с ними!

Пешка

В начале партии у каждого из противников по восемь пешек. Белые пешки занимают вторую горизонталь, а черные пешки - седьмую.

pawn starting position

Пешки в начальной позиции.

Пешка - самая слабая из фигур. Ее ценность принимается за один балл. Еще не ходившая пешка может пойти вперёд на одно или два поля. Уже ходившая пешка может передвигаться только на одно поле за ход. Пешка может брать только по диагонали на одно поле влево или вправо перед собой. На диаграмме пешка только что сделала ход с поля e2 на e4, и взяла под бой поля d5 и f5.

pawn captures attacks

Пешка e4 держит под боем поля d5 и f5.

У каждого из противников по два слона, один на белых полях, а другой - на черных. В начале партии белые слоны занимают поля c1 и f1, а черные - c8 и f8.

bishops starting position

Слоны в начальной позиции.

Слон считается легкой фигурой (как и конь) и стоит три балла. Слон может ходить на любое число полей по диагонали, если на пути не стоят собственные или вражеские фигуры. Легко запомнить, что, если отметить возможные ходы слона, расположенного в центре доски, получится буква "X". Слон может взять фигуру противника, заняв поле, где та находится.

bishop moves

С поля d4 слон может пойти на много полей по диагонали. Если отметить возможные ходы, у нас получится буква "X".

В начале партии у каждого из противников по два коня: один на королевском и другой на ферзевом фланге. Белые кони занимают поля b1 и g1, а черные кони - на b8 и g8.

knights starting position

Кони в начальной позиции.

Конь считается легкой фигурой (как и слон) и стоит три балла. Конь - единственная шахматная фигура, способная перепрыгивать через другие фигуры! Конь проходит два поля в одном направлении, потом поворачивает и проходит одно поле в перпендикулярном направлении. Иначе говоря, его ход похож на букву "Г". Конь берет ту фигуру противника, чье поле он занимает а не фигуры, которые он перепрыгивает!

knight captures

С поля e4 конь держит под боем восемь полей. Его ходы похожи на букву "Г".

Ладья

В начале партии у каждого из противников по две ладьи, одна на ферзевом и одна на королевском фланге. Все четыре ладь расположены по углам доски. Белые ладьи в начале партии занимают поля a1 и h1, а черные - a8 и h8.

rooks starting position

Ладьи в начальной позиции.

Ладья считается тяжелой фигурой (как и ферзь) и стоит пять очков. Она может ходить на любое число полей влево и вправо по горизонтали и на любое число полей вверх и вниз по вертикали (если на пути не стоят другие фигуры). Легко запомнить, что, если отметить возможные ходы ладьи, расположенной в центре доски, получится знак "+".

rook moves captures

С поля e4 ладья может пойти на много полей по диагонали. Если отметить возможные ходы, у нас получится знак "+".

Ферзь

Ферзь - самая сильная шахматная фигура! В начале партии у каждого из противников по одному ферзю. Белый ферзь стоит на поле d1, а черный - на поле d8.

queen starting position

Ферзи в начальной позиции.

Ферзь считается тяжелой фигурой (как и ладья) и стоит девять очков. Он может ходить на любое число полей влево и вправо по горизонтали и на любое число полей вверх и вниз по вертикали (как ладья). Он может ходить на любое число полей по диагонали (как слон). Легко запомнить, что ферзь ходит как ладья и слон одновременно!

queen moves

С поля e4 ферзь может пойти на много полей. Он ходит как ладья и как слон.

Король

Король - самая важная шахматная фигура. Помните, что цель партии - дать мат королю! В начале партии у каждого из противников по одному королю. Белый король занимает поле e1, а черный - поле e8.

king starting position

Короли в начальной позиции.

Король - не самая сильная фигура. Он может ходить (или брать) только на одно поле в любом направлении. Заметим, что короля нельзя взять! Если король под боем, говорят, что ему "шах".

king moves

С поля e4 король может пойти на отмеченные поля.

Заключение

Чтение статьи - отличная возможность узнать новое, но кому-то принесет больше пользы просмотр видео! Смотрим видео, чтобы лучше понять сравнительную ценность фигур и решаем задания из соответствующего урока!
Мы узнали, как ходят шахматные фигуры, где они расположены в начале партии, и какова их ценность. Пора играть!

Любая шахматная партия не может обойтись без разменов. Всю партию можно определить как серию разменов, которая начинается в дебюте и заканчивается в эндшпиле. У шахматного мастера всегда есть ответ на два вопроса: «Что?» и «Когда?». Какие фигуры лучше всего разменивать и когда этот размен даёт преимущество.

Сегодня мы будем говорить о самом простом способе сделать хороший размен. Для этого нужно немного: всего лишь знать ценность фигур.

Шахматы как настоящая жизнь, но в уменьшенном виде. Каждая шахматная фигура имеет свою ценность, подобно тому, как в магазине или на рынке каждый товар имеет свою стоимость. И вряд ли мы будем покупать за 100 рублей товар, который стоит 10 рублей.

На шахматной доске есть своя расчётная единица – пешка, и сила каждой шахматной фигуры измеряется в пешках:

Конь – 3 пешки

Конь сильнее пешки. Он бьёт больше полей и быстрее перемещается, он может с лёгкостью блокировать пешки, не давая им прохода, и достигать шахматных полей, до которых пешка никогда не дойдёт.

Конь бьёт 8 полей, пешка - 2 поля

До поля b8 пешка может дойти за 5 ходов, конь - за 3 хода

Слон - 3.5 пешки

Слон схож с конём, но обладает одной важной отличительной чертой, которая делает его сильнее. Слон — это дальнобойная фигура. Он с лёгкостью преодолевает любые расстояния за один ход.

До противоположного углового поля слон может добраться за 1 ход, конь - за 6 ходов

Ладья – 5 пешек

Ладья сильнее коня - она дальнобойная фигура и, следовательно, перемещается быстрее и может за один ход, в отличие от коня, достигнуть края доски.

Ладья сильнее слона, потому что, в отличие от слона, она может атаковать поля черного и белого цвета, тогда как слон может ходить только по полям одного цвета.

Ладья достигает противоположного края доски за 1 ход, конь - за 4 хода

Ладья может атаковать по полям разного цвета, слон не может

Ферзь – 9 пешек

Эта фигура самая сильная из всего комплекта. Она сочетает в себе силу 2-х слонов – может ходить по диагоналям любого цвета, и силу ладьи – может ходить по горизонталям и вертикалям. Благодаря тому, что ферзь атакует много полей в разных направлениях, он может создавать многочисленные угрозы, от которых противнику будет трудно защититься.

Ферзь может создавать многочисленные угрозы по диагоналям, вертикалям, горизонталям

Король бесценен

Короля трудно оценить. Если мы теряем короля, мы проигрываем партию. Король в разных стадиях партии ведёт себя по-разному: в начале партии и середине он прячется; в эндшпиле, когда матовые угрозы сходят на нет, король становится одной из самых активных фигур. Короля, если попытаться, можно приравнять по силе к слону, но это будет очень условно. Важно только помнить о том, что король - самая ценная фигура, и распоряжаться им нужно очень осторожно.

Таким образом, во время партии, если появляется возможность размена, нам необходимо произвести простой расчёт в пешках, чтобы понять, сколько пешек мы приобретаем и сколько теряем при размене фигур.

Сила и особенности фигур:

Конь = 3 пешки

· доступны все поля

· атакует во всех направлениях

· быстрее, чем пешка

· бьёт больше полей, чем пешка

· может блокировать пешки

Слон = 3.5 пешки

· дальнобойная, поэтому быстрая фигура

· обладает всеми плюсами коня

Ладья = 5 пешек

· атакует поля любого цвета

Ферзь = 9 пешек

· хранит в себе силу 2-х слонов и ладьи

· создаёт многочисленные угрозы во всех направлениях

Попробуйте отработать счёт на практике и решить несколько позиций:

Выгодно ли белым брать ладью d5?

Выгодно ли белым размениваться на f7? 1.Bxf7+ Rxf7 2.Nxf7 Kxf7

Могут ли белые разменяться на d8? 1.Qxd8

Ответы на задания в следующем выпуске

Урок четырнадцатый. Кто сколько стоит. Ценность шахматных фигур.

Раз шахматы – это маленькая страна, в которой своя жизнь и своя война, то обязательно должна быть и своя шахматная валюта . Деньги должны быть лёгкими и удобными, и ты легко догадаешься, кто у нас самый лёгкий. Так сколько стоят шахматные фигуры и как определить ценность шахматных короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки?

Среди огромных фигур на доске не сразу и заметишь маленькие шахматные пешки. Но именно они приняты за единицу измерения ценности фигур.

Пешка – это 1 шахматный рубль (деревянный) на шахматной доске.

Сколько стоят шахматные фигуры? Всё зависит от того, где эта фигура стоит, на сколько клеток она нападает.

Ценность шахматных фигур

Посмотри на позицию и сравни положение белого и чёрного коней. Белый атакует 8 полей, а чёрный лишь 2, к тому же ему некуда пойти – везде его съедят. Неравноценны у сторон и слоны. Чёрный не может ходить, а белый «посадил под замок» отряд чёрных фигур. Никакого значения не имеет лишняя чёрная ладья, её два хода бесполезны.

Сравним Их Величеств. У чёрного короля для передвижений несколько клеток, а белый – гуляет по всей доске. Понятно, что более свободные белые фигуры должны легко одержать победу.

Подвижность шахматной фигуры, а также способность её держать под ударом поля доски (Ударность) определяет её силу (Ценность).

Проходные пешки приковывают к себе самые сильные фигуры противника. Но если пешка не может двигаться (блокирована) или сдвоена, то её цена сильно падает, почти до нуля.

Такой проворный, вёрткий конь, перепрыгивающий свои и чужие фигуры в начале партии, становится медленным и неуклюжим к её концу.

Зато ладья, которая из-за пешек никак не могла найти себе места в начале игры, выходит на свободу и становится очень сильной фигурой.

Ферзь в конце партии может справиться с целой армией фигур и пешек. А в начале он может запутаться в частоколе ног слабых фигур.

Силу фигур можно измерить только на пустой доске.
У них появляется Абсолютная сила.

Вспомним наши первые уроки – мы считали, что ферзь, стоящий в центре доски, держит под контролем 27(!) полей. Ладья может нападать лишь на 14. Можно сказать, что сила ферзя равна почти двум ладьям.
От количества полей, которые может контролировать каждая шахматная фигура, от количества направлений возможного движения, от скорости и маневренности зависит сила шахматной фигуры.
Но в зависимости от позиций, которые, как калейдоскоп, меняются в шахматной партии, изменяется и Относительная сила любой шахматной фигуры. Часто слабая фигура играет более важную роль по сравнению с сильной фигурой. Даже пешка может принести победу над самим ферзём.

Таблица силы и ценности шахматных фигур


Почему конь по силе примерно равен слону? Кажется, что слон более подвижен и бьёт гораздо больше полей на шахматной доске.

Но у слона есть один важный недостаток. Он может ходить лишь по полям одного цвета.

Король – это особая в шахматах фигура. Его ценность несравнима с ценностью даже всех фигур – с его потерей партия сразу заканчивается.

Поэтому шахматный король бесценен! Но он тоже имеет право вести бой. Король может закрыть путь трём пешкам. А в паре с пешкой он может доставить неприятности самым сильным фигурам.

Чтобы быстрее войти в шахматную жизнь нужно знать следующие равенства.

Ценность шахматных фигур

Если в процессе борьбы один из соперников обзавелся лишней фигурой или пешкой, то говорят, что у него материальное преимущество.
Если ты после борьбы поменял коня или слона на ладью, то у тебя лишнее качество.
Если ты поменял равноценные фигуры, например коня на слона, то считается, что произошел шахматный размен. А если после произошедших обменов у одной стороны не хватает до равенства материала, то произошёл неравноценный размен.

Европейский шахматный Союз детские шахматы быстрые шахматы Экзотические виды
Экзотические виды

Как играть в шахматы — такой вопрос возникает не только у детей, но и у взрослых. Каждый человек в игре находит собственный смысл. Одним это просто игра, возможность провести время, развлечение. Другим — спорт, соревнования и возможность продемонстрировать умения. Третьи подходят к вопросу сугубо философски и творчески, считая шахматную доску олицетворением холста, на котором можно творить, создавать красивые и оригинальные этюды.

В широком понимании шахматы — мини-инсценировка военных действий, где человек может почувствовать себя великим полководцем, выиграть сложнейшее противостояние. Мало хотеть побеждать в шахматы, перед тем, как погрузиться в загадочный мир мини-баталий — нужно узнать, как выглядит доска, какие есть фигуры как они передвигаются, чтобы построить стратегический план для победы.


Расположение доски

Шахматная состоит из 64 клеток, поровну «белых» и «черных» клеток. Доска представляет большой квадрат, на каждой стороне располагается по 8 клеток. В зависимости от производителя, оттенки клеток отличаются, могут быть коричневыми, серыми, оранжевыми, желтыми, но темный цвет на доске будет называться «черным», а светлый — «белым».


Для профессионального спорта каждая клетка имеет цифро-буквенное обозначение. По горизонтали располагается буквенный ряд, состоящий из латинского алфавита: «A, B, C, D, E, F, G, H», по вертикали клетки обозначаются цифрами от 1 до 8. Это необходимо для подсчета и обозначения ходов играющих. Запись в спортивном противостоянии будет выглядеть: «Ход 11. Игрок ФИО, конь на G5, время начала и окончания хода».

Обязательным условием правильного расположения доски, является угловая левая клетка черного цвета у обоих игроков. Такое расположение считается верным, можно расставлять фигуры.


Кто ходит первым в шахматах и как располагаются фигуры

Расположение шахматных фигур строгое. Нарушение в расстановке поведет игру наперекосяк. Важно правильно расставить фигуры на свои места. С расстановки учителя стараются начинать урок обучения шахматам.

Шахматных фигур 32: 16 белых и 16 черных. Они расставляются на горизонталях. В начале партии игроки путем жеребьевки или предварительной договоренности выбирают цвет фигур. Шахматисты расставляют фигуры одного цвета между двумя горизонталями. Белые на 1 и 2, а черные на 7 и 8.

Какие существуют шахматные фигуры и как они выглядят

На доске 6 видов фигур:

  • король;
  • ферзь;
  • ладья;
  • слон;
  • конь
  • пешка;


У каждого игрока будет король и ферзь, по две фигуры: ладьи, слона, коня, и 8 пешек. Различать фигуры несложно, в классическом варианте они изображаются одинаково. Например:

ладья похожа на башню;


конь — в форме головы этого животного;


слон — с высоким остроконечным шлемом;


ферзь похож на короля, но наверху с небольшим шариком;


король отличается от ферзя высоким «ростом» и крестом на верхней части.


Есть дорогие коллекционные шахматы, в которых фигуры могут иметь другое стилистическое исполнение. Стоит заглянуть в инструкцию, если не получается определить предназначение фигуры, или спросить у владельца доски.


Как шахматные фигуры располагаются на доске

Все 8 пешек обоих цветов занимают полностью игровой ряд доски. Белые выставляются на 2 горизонтальном ряду, а черные на 7.

Дальше фигуры расставляются симметрично:

Угловые клетки 1 горизонтальной линии занимают белые ладьи, на 8 линии — черные.

Следом ставят коней.

После конных отрядов для охраны короля и ферзя ставят слонов.

Основная путаница у начинающих игроков связана с определением месторасположение короля и ферзя. В начале партии ферзь занимает клетку своего цвета. Черный на темной клетке, белый на светлой.

Последнее свободное место достается королю.

Достаточно несколько раз потренироваться, чтобы не возникало путаниц с начальным построением фигур.

Как ходят фигуры в шахматах

Начинающим игрокам в шахматах важно понять и запомнить, как ходят и бьют различные фигуры. Правила игры в шахматы состоят из того, как можно или нельзя играть различными видами фигур. Для ведения шахматных боевых действий необходимо знать, как правильно ходить.


Пешка

Чтобы научиться играть пешками, нужно запомнить:

В начальной позиции, когда пешка находится на 2 и 7 линии — может двигаться на одну или две клетки вперед по желанию шахматиста.

Когда пешка изменила начальную позицию — может двигаться на одну клетку вперед.

Пешки бьют по диагонали, они не могут ударить по горизонтали, вперед или назад.

Бить фигуры пешка может расположенные слева или справа по диагонали в следующем ряду. Например, пешка находится на D4, ударить может фигуры, расположенные на C5 и E5.

Пешка — единственная фигура, у которой правило хода и атаки отличаются. У остальных фигур совпадают. Незаметная фигура может быть выигрышной. Дойдя до края противоположной стороны (белым — 8 горизонталь, черным — 1) пешка может превращаться в любую игровую фигуру по желанию шахматиста, кроме короля.

Номинальная стоимость — 1 очко.


Конь имеет интересную Г-образную траекторию движения. Это хитрая фигура, которую невнимательные соперники упускают из вида. Стоит далеко, а потом легко поражает армию противников.

От клетки, где стоит Конь, траектория движения захватывает 2 клетки вперед по горизонтали или вертикали, и еще одну клетку в сторону, чтобы получилась буква Г. Фигура соперника, которую планируется взять в плен должна находиться на клетке, образующей букву Г в траектории хода коня.

Конь может перепрыгивать фигуры, стоящие на пути, кроме конечной точки «приземления».

Номинальная стоимость — 3 очка.


Слон может переставляться на любое количество клеток, необходимых играющему игроку. Двигаться может только по диагонали, по клеткам того цвета, на которых стоял в самом начале игры. Каждый игрок имеет двух слонов, один атакует фигуры противника на белых клетках, второй — на черных.

Минус слона — не может перепрыгивать через другие шахматные фигуры. Может ударить любую фигуру, стоящую на пути, но должен занять клетку, где она стояла. Правило действует даже на свои фигуры, через них перепрыгивать или атаковать — нельзя.

Номинальная стоимость — 3 очка.


Ладья

Слон может ходить в любую сторону, на любые расстояния по диагонали, а ладья может двигаться аналогично по прямым линиям. Она может поражать соперника по вертикали или горизонтали, на любом расстоянии.

Не может перепрыгивать через другие фигуры, при атаке ладья должна занять клетку, которую занимала атакованная фигура. Из-за высокой номинальной стоимости и неповоротливости, шахматисты не используют ладью в центре поля, стараясь держать отстраненно, но готовую вступить в бой.

Номинальная стоимость — 5 очков.


Ферзь

Ферзь может ходить во все стороны: по диагонали, по вертикали, на любые расстояния. Не может перепрыгивать через другие фигуры. Это сильная и мобильная фигура, которой можно успешно играть в защите и нападении. Однако постоянно следует контролировать ее положение на поле, чтобы не отдать за фигуру меньшего номинала, оказавшись в невыгодном положении.

Номинальная стоимость — 10 очков.


Король

Король — самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите. У нее нет номинальной стоимости, ее нельзя разменять. Когда у короля не остается ходов, чтобы уйти из-под угрозы — партия считается законченной, а игрок, попавший в такое положение считается проигравшим.

Ходит на одну клетку вперед, назад, по диагонали или в бок. Может сбить фигуру, стоящую рядом, если она не защищена любой другой. Ударить фигуру, стоящую на клетке под защитой — король не может.


У короля есть запасной ход — рокировка. Когда слона и коня нет на фланге, а ладья и король еще не делали ход, можно произвести рокировку. Ход начинается с короля, его нужно передвинуть на С1, С8 (в зависимости от цвета) или G1, G8 (зависит от направления рокировки). Затем сдвинуть ладью F1,F8 или D1, D8. По правилам ход считается короля, если игрок первым коснулся ладьи, противник может настоять, чтобы игрок играл ей. Когда ладья сделает ход — рокировка будет невозможна.


Дополнительные правила

Цель игры в шахматы — взять в плен короля противника. Для её достижения используют правила передвижения фигур по шахматной доске. Чем больше фигур забрано в плен, тем легче это осуществить. Бывают ситуации, когда мат ставят в первые четыре хода, расклад называется «Детский мат».


Среди правил, кроме перемещения фигур, необходимо запомнить:

Право первого хода достается игроку, играющему за «светлую» сторону.

Ходы совершаются по очереди, вне зависимости, была атака результативной, закончилась ли взятием фигуры в плен.

За один ход можно выполнить либо передвижение фигуры по доске, либо атаку. Когда вы ставите фигуру на клетку, а рядом фигура противника оказывается под боем, ударить можно только в следующий ход. Нужно иметь в виду, атаковать вашу фигуру может противник в свой ход.

В шахматах существует правило первого прикосновения, игрок должен ходить фигурой, до которой дотронулся первой.

Когда королю объявляется шах, игрок может: отойти королем в сторону, закрыть его другой фигурой, ударить нападающую фигуру.

Когда объявлен шах, а идти некуда, закрыться и ударить тоже — ставится мат. Партия закончена.

Шахматная партия, по решению игроков, может закончиться сдачей противника или ничьей.


Когда возникает ситуация без шаха, что все фигуры игрока заблокированы и не могут сделать ход — это пат, объявляется ничья.

Если в партии три раза повторяется ситуация с объявлением шаха, чтобы избежать бесконечной партии, объявляется ничья.

«Мировая» достигается, когда на доске остается мало фигур, чтобы сделать мат, или когда за 50 последних ходов противники не ходили пешкой, не было забрано ни одной фигуры в плен.

Не слишком много правил для интеллектуальной игры, поэтому попотеть придется занимаясь не теорией, а практикой.


Как победить в шахматах

Чтобы освоить шахматы, для начинающих есть несколько эффективных советов профессиональных шахматистов:

Постоянно практиковаться с сильными противниками. Усложнение уровня необходимо, чтобы совершенствовать навыки игры.

Играя впервые с новичком, особенно, если это ребенок, можно попробовать поставить мат в 4 хода: белые фигуры (пешка на Е6, слон на С5, ферзь сначала на F6, затем F2); черные фигуры (пешка E3, слон C4, ферзь F3 затем на F7).

Понять ценность фигур, основные усилия прилагать, чтобы защитить ценные, а у противника наоборот постараться их забрать.

Шахматы, обучение которым заключается в постоянном совершенствовании навыков, стратегическая игра, побеждает в ней тот, кто может продумать ходы, предвидеть действия противника на 4-5 ходов вперед. Новичкам лучше практиковаться, продумывая стратегию на 1-2 хода.

Играя белыми — нужно проводить агрессивные действия, не давая возможности противнику перехватить инициативу. Черным, наоборот, заняться обороной, выводя на поле коня и слона, делая рокировку, создавая вокруг короля неприступную крепость.

  • Не стоит много ходить пешками. Можно сделать два первых хода, чтобы открыть проход сильным фигурам, ведущим эффективную защиту и нападение. Если много ходить пешками, инициатива перейдет к противнику, а сильные фигуры не успеют вступить в игру.
  • Ферзь должен вступать в игру, когда часть сильных фигур противника убраны с поля боя. Раннее введение ферзя в игру может поставить его под бой, а лишиться самой сильной фигуры в начале игры не очень хорошо.
  • Многие новички выводят сильные фигуры по краям, чтобы минимизировать риски. Это неверная тактика, для победы нужно стараться максимально контролировать центр доски.
  • Внимательно следите за перемещениями фигур противника на доске, просчитывайте варианты, старайтесь не отдавать свои фигуры просто так. Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является размен равнозначных по номинальной стоимости фигур, например, слона на коня.
  • Слоны и другие дальнобойные фигуры должны быть открыты. Для этого можно даже отдать несколько пешек.

  • Для победы в шахматах нужна практика. Просмотр противостояний хороших шахматистов, изучение партий, их анализ. Это если говорить о профессиональной игре. В случае, когда желание просто хорошо провести время, главное знать основные правила расстановки фигур и их перемещения.


    Видео о том, как играть в шахматы

    Предлагаем несколько видео, которые помогут ответить на вопрос, как научится играть в шахматы:

    • знакомство с фигурами, правила игры:
    • стратегия и применение связок:
    • начало партии:
    • нападение:
    • мат ладьей или ферзем:

    Теперь вы знаете как играть в шахматы, для начинающих мы предложили изучение правил и основной тактики, необходимых для победы. Для тренировок подойдут электронные платформы, где можно попросить подсказку и выбрать уровень сложности, а также проанализировать классические шахматные этюды, они научат делать первые шаги в шахматах, но не стоит забывать, что шахматное противостояние — это искусство тактики и стратегии, искусственный интеллект никогда не заменит настоящего противника.

    Ценность фигур. Основы стратегии.

    Ценность фигур. Основы стратегии.

    1. При спокойном развитии событий сильнейшей фигурой является ферзь, поскольку он движется в любом направлении и на любое расстояние. Конь примерно равен по силе слону, но зато ладья несколько сильнее слона и явно превосходит коня.
    2. Два коня и слон примерно равны ферзю, а два слона и конь чуть сильнее ферзя.
    3. Две ладьи по силе превосходят ферзя, но только если они расположены на активных позициях и действуют согласованно.
    4. Три пешки примерно компенсируют потерю коня, четыре — слона, пять — ладьи и девять — ферзя. Король не может быть взят (мат означает конец игры), поэтому его нельзя оценить.
    5. Пешка, пересекшая экватор (середину доски), приобретает льготу: при желании она может забрать вражескую пешку после того, как последняя сделает разрешенный в начальной по­зиции «двойной шаг». При этом атакующая пешка становится на воображаемое поле, где была бы пешка, если бы сделала «одиночный шаг», а сама неприятельская пешка снимается с доски. Этот прием называется «взятие на проходе» и действует только сразу после «двойного хода».
    6. Достигнув последнего ряда, пешка обязана уйти с поля боя, оставив вместо себя по выбору играющего одну из фигур того же цвета — ферзя, ладью, слона или коня, независимо от того, какое количество указанных фигур уже имеется на доске.
    7. Если на доске отсутствуют пешки, а у соперника остается одинокий король, то ему легко объявить «шах и мат» с помощью одного ферзя или одной ладьи, чуть сложнее с помощью двух слонов, очень трудно с помощью слона и коня и невозможно двумя конями.
    8. «Домик короля» можно разрушить в три приема: сначала фигурной атакой ослабить пешеч­ное прикрытие, затем движением пешек создать брешь в обороне и, наконец, организовать решающий штурм и вторжение фигур.
    9. Атаку противника всегда можно успешно отбить или ослабить, если аккуратно выменивать атакующие фигуры.
    10. Не следует вести игру только одной полюбившейся вам фигурой, надо искать такой план действий, при котором фигуры попеременно входят в бой, образуя единый ансамбль в атаке и защите. Целесообразно начинать партию с развития легких фигур.
    11. На первом этапе обучения пешки вокруг короля желательно не трогать вовсе, зато пешки в центре и на другом фланге полезно толкать вперед, создавая больше простора для своих фигур и отнимая безопасные поля у фигур соперника.
    12. По мере исчезновения с доски сильных фигур роль вашего короля возрастает, так как ему некого бояться. А когда остаются одни только пешки, король смело может (и обязан) идти и атаковать ключевые поля шахматной доски, словом, двигаться в любом направлении: если надо, то к пешкам противника, если надо — на поддержку своих пешек.
    13. С уменьшением числа фигур возрастает роль пешек, поэтому следует с осторожностью относиться к пешечным разменам.
    14. Пешки сами в силах пробить любую защитную стенку, так что зря отдавать их не стоит.
    15. Ради скорой атаки можно иногда поступиться пешкой, а в исключительных случаях для выигрыша лишнего хода не пожалеть коня или слона.
    16. Ради вскрытия диагонали для слона или вертикали для ладьи бывает полезно пожертвовать пешку.
    17. Только в том случае, когда можно ясно увидеть позицию с матовым финалом, надо набраться смелости и безбоязненно жертвовать ладью, а то и ферзя.
    18. Не следует продолжать игру в позиции, в которой у вас, по вашей личной оценке, нет реальных шансов на спасение. Лучше поскорее признайте свой проигрыш, поздравьте соперника с победой и тотчас предложите ему сыграть новую партию. Другими словами, не дожидайтесь мата вашему королю.
    19. Изучить дебюты только по книжке невозможно, зато, сочетая практическую игру с изучением теории, можно постепенно понять основные стратегические планы и тактические замыслы, спрятанные за «странными начальными ходами» бесконечного числа рекомендованных учебниками дебютных вариантов, взятых из турнирных партий известных мастеров и гроссмейстеров.

    Читайте также: