Сколько в авгиевых конюшнях было лошадей

Опубликовано: 24.04.2024

Царь Авгий был самым богатым царем на земле, потому что отец подарил ему три тысячи быков белых, как снег, две тысячи быков красных, как кровь, и еще одного, особенного, который ночью блестел, словно звезда.

Все быки были так велики и свирепы, что ни один человек не мог войти в их стойла. От этого животные обросли навозом и грязью до самых хребтов. Тяжелый запах гнилой соломы поднимался над конюшнями, и люди в окрестностях стонали, задыхаясь от этих вредных испарений.

Явившись в Элиду, Геракл целый день бродил вокруг конюшен, слушая грозный рев волшебных быков и звон золотых цепей, которыми их приковали к стойлам. Он осмотрел всю долину за конюшнями и гору, с которой бежали, будто гонясь друг за другом, две бурные реки — Алфей и Пеней. Высмотрев все, что ему было нужно, Геракл пришел к царю Авгию и очень спокойно сказал ему, что берется очистить огромные стойла в одни сутки, если только царские пастухи сумеют выгнать оттуда быков.

Услышав хвастливую речь Геракла, Авгий так громко рассмеялся, что даже его быки ответили ему дружным ревом. Вслед за царем захохотали и гости, сидевшие с Авгием за столом, и смех их был ничуть не слабее мычания быков: люди и в те времена умели хорошо посмеяться. А за гостями рабы и слуги начали хвататься за бока, покатываясь от хохота. Выбежав из дворца, они рассказали воинам о том, как глупо хвастается Геракл. Воины побросали на землю щиты и залились веселым смехом. Скоро весь город потешался над Гераклом, а волшебные быки все топтались в своих стойлах и ревели, как буря.

Кончив смеяться, Авгий вытер глаза и предложил Гераклу побиться с ним об заклад, что ему не очистить конюшен и за целый год. Авгий был так уверен в этом, что обещал Гераклу десятую часть своих быков, если только герой сумеет сдержать свое хвастливое слово. А если Геракл проиграет, он должен отдать царю единственное свое сокровище — золотые доспехи и шкуру Немейского льва.

Все, кто сидел на пиру, уговаривали Геракла отказаться от глупой затеи, считая, что он обязательно проиграет, но могучий герой принял вызов царя.

Чуть только забрезжило утро, он взял лопату, попросил у рабов топор и пошел через город в лес, который рос в долине между двух рек. Пока он шел по улицам, люди высовывались из дверей домов, из-за колонн храмов и, давясь от смеха, показывали на него пальцами. Но герой не обращал внимания на них. Вломившись в самую чащу леса, он стал рубить и валить деревья одно за другим. К полудню весь лес был срублен.

Кончив рубку, Геракл свалил толстые бревна в кучу, обхватил их руками и понес на берег Пенея. Там он бросил их в воду, закидал землей и камнями и совсем запрудил реку. Потом он устроил плотину и на Алфее.

Солнце уже садилось, когда Геракл достроил обе плотины.

Он закричал пастухам, чтобы те поскорее выгнали всех быков вон из стойл и как можно шире открыли ворота. Потом Геракл спокойно уселся на берегу и стал смотреть, как бурные воды обеих рек, прибывая с каждой минутой, поднимались до самого верха плотины. Вода бурлила и клокотала, стараясь прогнать тяжелые бревна. Между тем Авгий пришел поглядеть, что успел сделать Геракл за день. Увидев плотины, царь только пожал плечами, и все согласились, что Геракл, очевидно, и впрямь безумец: ведь солнце уже садилось, а он еще и не думал приниматься за чистку стойл. Но как только солнце коснулось земли, реки хлынули через плотины. Воды их с ревом слились в один могучий поток и затопили долину, посредине которой возвышался Авгиев хлев. Крутясь и пенясь, поток ворвался в ворота грязных конюшен и, прежде чем люди успели опомниться, смыл весь навоз и вынес его через вторые ворота в широкое поле. То самое дело, которое люди не сумели бы сделать и в год, реки сделали в полчаса. Стойла царя Авгия были очищены.

Тогда Геракл разрушил плотины и, успокоив бурлящие воды, вернул потоки в прежние русла. Вода убыла. Поляна сейчас же просохла, и Авгий, а с ним и весь народ увидели сквозь широко открытые ворота столь чисто вымытые стойл

Там были только быки, коровы и телята.. . а лошадей не было, как ни странно.. . Вообще, это был скотный двор, а не конюшня.. .
Во всей Элиде, да что в Элиде - во всем Пелопоннесе не было богаче царя Авгия, сына Гелиоса. В его скотном дворе одних быков было более пятисот. На каждого быка приходилось по десятку коров, и каждая корова ежегодно приносила теленка. Другой бы на месте Авгия поделился своими богатствами с соседними царями или роздал телят пастухам. Но ведь недаром говорят - чем богаче, тем скупее! Авгий окружил скотный двор крепкой изгородью и все дни занимался подсчетом животных, опасаясь, что их могут украсть. Быки и коровы переходили с места на место, Авгий сбивался со счета и начинал все сначала. На то, чтобы убрать огромные кучи навоза, у него не оставалось времени. Телята начали тонуть в навозной жиже, но Авгий этого не замечал. Он все считал и считал.
А быки были не простые, а волшебные!

А́вгий (др.-греч. Αὐγέᾱς , «блистающий») (Авгей./Авгеас.) — в древнегреческой мифологии [1] царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса и Гирмины, обладал многочисленными стадами, для которых были выстроены на скотном дворе огромные конюшни (так называемые «Авгиевы конюшни», в которых на самом деле содержались прежде всего быки и козы [2] ). Упомянут в «Илиаде» в рассказе Нестора (XI 701).

Сын Гелиоса [3] (либо Посейдона, либо Форбанта [4] ), либо Гелиоса и Навсидамы [5] ; либо сын Элея и внук Посейдона [6] .

Проводил Олимпийские игры [7] . Аргонавт [8] .

Шестой подвиг Геракла

По преданию, навоз годами не вывозился отсюда; очистка скотного двора Авгия за один день стала одним из подвигов Геракла [9] — Геракл перегородил плотиной реку Алфей и направил её воды на скотный двор. По условию, он должен был получить за это от Авгия в награду десятую часть его стад, но Авгий не отдал обещанного, и между ними разгорелась война. Второй поход Геракла на Элиду окончился убийством Гераклом Авгия и его детей (кроме Филея) [10] . Авгию наследовал в царстве с согласия Геракла сын его Филей.

По другим, Авгий остался жив и, когда Филей вернулся на Дулихий, стал править и умер в старости, оставив власть сыну Агасфену [11] .

По мнению ученых XIX века, с именем Авгия соединялось первоначально понятие о солнечном божестве, навоз конюшен — это туман и тучи, рассеиваемые весенним днём.

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.25
  2. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 1, 10
  3. ↑ Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 170; Феокрит. Идиллии XXV 54
  4. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 5
  5. ↑ Гигин. Мифы 14 (с.29)
  6. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 1, 9
  7. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 8, 3
  8. ↑ Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 170—173; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 9, 16; Гигин. Мифы 14 (с.29)
  9. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 13, 3
  10. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 7, 2; 7, 8
  11. ↑ Павсаний. Описание Эллады V 3, 3

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Авгар
  • Авгарь

Смотреть что такое "Авгиевы конюшни" в других словарях:

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ — У мифологического короля Элиды, сына солнца, были конюшни, в которых стояло 3000 быков, и которые не чистились в течение 30 лет, и только Геркулес мог их очистить, проведя через них реку: отсюда нечто необычайно запущенное, загрязненное,… … Словарь иностранных слов русского языка

Авгиевы конюшни — Из древнегреческой мифологии. Герой Геракл (рим. Геркулес) однажды вычистил обширные конюшни элидского царя (Элида область •Греции) Авгия, которые не чистились 30 лет. Геракл поступил не так, как от него ожидали: он использовал не свою силу, а… … Словарь крылатых слов и выражений

авгиевы конюшни — беспорядок Словарь русских синонимов. авгиевы конюшни сущ., кол во синонимов: 1 • беспорядок (127) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ — АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, в греческой мифологии огромные и сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки (один из его 12 подвигов). В переносном смысле крайний беспорядок,… … Современная энциклопедия

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ — в греческой мифологии огромные и сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки (один из его 12 подвигов). В переносном смысле крайний беспорядок, запущенность … Большой Энциклопедический словарь

Авгиевы конюшни — огромные и сильно загрязненные конюшни (не чистившиеся 30 лет) царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки Алфей (см. подвиги Геракла). // Н.А. Кун: СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ (ШЕСТОЙ ПОДВИГ) (Источник:… … Энциклопедия мифологии

Авгиевы конюшни — в греческой мифологии огромные и сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки (один из его 12 подвигов). В переносном смысле крайний беспорядок, запущенность. Политическая… … Политология. Словарь.

Авгиевы конюшни — АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, в греческой мифологии огромные и сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки (один из его 12 подвигов). В переносном смысле крайний беспорядок,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ — АВГИЕВЫ КОНЮШНИ. см. конюшня. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ — АВГИЕВЫ КОНЮШНИ. см. конюшня. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Авгиевы конюшни — перен. Нечто очень запущенное, требующее большой работы для приведения в порядок. В греческой миф. один из подвигов Геракла очистка конюшен царя Авгия (с помощью наводнения). Сила силой, а смекалка не помешает. : ) крыл. сл. В греческой… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

-Видео


Tu es Petrus - Niech mowia ze to nie jes 13.09.2012 --> Смотрели: 28 (3)
Клип группы Within Temptation "Stand Ve 12.04.2012 --> Смотрели: 61 (10)

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Лагерь
Лагерь 18:58 25.02.2013 Фотографий: 21 Посмотреть все фотографии серии шахта
шахта 07:07 12.07.2012 Фотографий: 5 Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая 13:18 27.03.2012 Фотографий: 8 ПРАЗДНИКИ 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Метки

-Рубрики

  • Марки (873)
  • Живопись (741)
  • Города России (488)
  • Авиация (424)
  • Война (416)
  • Оружие (395)
  • Военная история (383)
  • История (359)
  • ЖЗЛ (327)
  • История СССР и России (319)
  • Эротика (262)
  • Картинки и рисунки (241)
  • юмор (240)
  • Астрономия (231)
  • Военная техника (228)
  • Автомобили и пр. (221)
  • ККИ (218)
  • Фурри (182)
  • Космонавтика (154)
  • Кино, актеры (143)
  • Ордена, медали, нагрудные знаки (133)
  • История вещей (125)
  • Нумизматика (122)
  • Животные (122)
  • Корабли (121)
  • Памятники и скульптура (121)
  • Архитектура - дома, мосты и пр. (117)
  • Бронетехника (109)
  • Сделано в СССР (103)
  • Старые фото (101)
  • Геральдика (98)
  • Красивые девушки (96)
  • моё фото (96)
  • Города и страны (91)
  • Мифология (89)
  • Техника и технологии (88)
  • Деньги (86)
  • Флот (85)
  • Поезда, трамваи, ж/д станции и пр. (84)
  • Мультфильмы и мультперсонажи (82)
  • Птицы и звери (79)
  • Авиакатастрофы (78)
  • Ювелирка (77)
  • Бытовая и радиотехника (74)
  • Униформа (73)
  • Минералы и геология (71)
  • природа (71)
  • География и путешествия (69)
  • Спорт (66)
  • Религия (63)
  • поэзия (60)
  • Искусство (57)
  • Археология (52)
  • Лагерь "Чайка" (47)
  • заметки (47)
  • Загадки и тайны (46)
  • Писатели, поэты и их произведения (45)
  • Еда и напитки (41)
  • Демотиваторы (39)
  • Открытки (37)
  • Одежда, национальные костюмы (36)
  • Рисунки боевой техники (34)
  • Праздники и юбилеи (32)
  • Техногенные катастрофы (31)
  • видео (31)
  • Герои СССР и России (29)
  • Страны - бывшие республики СССР (27)
  • Храмы, церкви, монастыри и пр. (26)
  • Палеонтология (25)
  • Терроризм (24)
  • Морские катастрофы (23)
  • Клады и сокровища (23)
  • Музыка и песни (20)
  • Рукописи (20)
  • Змеиногорск (18)
  • Атом - мирный и военный. (17)
  • Фанфики (17)
  • Ориджинал "Перекресток Десяти Миров" (16)
  • Антиквариат (16)
  • Политика (15)
  • Календарь, Гороскоп (15)
  • Книги (15)
  • Замки и крепости (15)
  • Наука (14)
  • Афоризмы (14)
  • Природные катастрофы (13)
  • Реки, моря, озера и пр. (13)
  • Моё село (13)
  • Музеи (12)
  • Доспехи, мечи, рыцари и пр. (12)
  • Эмблемы, этикетки, логотипы (11)
  • Безопасность и самооборона (11)
  • Разное (9)
  • Снаряжение (8)
  • Криминал (7)
  • Армия (7)
  • Фанфик 'Взломщик Бильбо Бэггинс" (6)
  • Медицина и здоровье (6)
  • Племена, народы, этнос (6)
  • Полезные советы (4)
  • Архивы, документы (4)
  • Криптозоология (3)
  • Робототехника (2)
  • мои рисунки (2)
  • Семья (1)
  • Уфология (0)

-Цитатник

Серебряная звезда (США) Серебряная звезда .

Бронзовая звезда (США) Бронзовая звезда .

Люфтваффе: самолеты, вступившие в строй до нападения на СССР (01) БОМБАРДИРОВЩИКИ И ДАЛЬНИЕ .

-Поиск по дневнику

-Статистика

ПЯТЫЙ ПОДВИГ ГЕРАКЛА:АВГИЕВЫ КОНЮШНИ

4622790_5300 (257x300, 12Kb)

Во всем Пелопоннесе не было богаче царя Авгия — сына солнечного бога Гелиоса. Особенно многочисленны были стада, которые насчитывали более пятисот быков, коров и лошадей, причем самых разных мастей — от бело­снежных до ярко-пурпурных. Авгиевы конюшни вмещали невероятное количество лошадей.

Трудно сказать, для чего понадобилось Авгию такое огромное стадо, но, по-видимому, царь им очень до­рожил. Он окружил скотный двор крепкой изгородью и все дни занимался подсчетом животных, опасаясь, что их могут украсть. Домашние животные постоянно переходили с места на место, Авгий сбивался со счета и начинал все сначала. Все бы ничего: считал бы жад­ный Авгий свое стадо день и ночь, если бы не стол­кнулся с большой проблемой. Спустя какое-то время скопившиеся в огромном количестве нечистоты за­полнили все пространство дворца. И что самое неприятное — запахи от гниющих куч распространялись по всей окрестности и даже по всей Элладе.

Узнал об Авгиевых конюшнях и Эврисфей. «Вот задание для Геракла и, причем, совершенно не­выполнимое», — подумал царь и тут же порадовался, представив себе, как сын Зевса будет мучиться, выгребая залежи навоза.

Понятно, что этот подвиг требовал от Геракла не си­лы или храбрости, а обычной смекалки. Он поступил легко и просто: сломал с двух сторон окружавшую скотный двор изгородь и с помощью канавы ввел туда воду горной речки Менея.

Водный поток за полдня своротил кучи навоза и вы­нес их наружу. После этого Геракл принес обильные жертвы речному богу за навязанную его водам грязную работу, восстановил изгородь, а затем отправился во дворец, чтобы доложить об очередном выполнении «не­возможного» задания.

Подвиги Геракла. Авгиевы конюшни (Опыт историософско-антропологического прочтения)


Шестой подвиг Геракла — очистка Авгиевых стойл («конюшен»). Миф об этом подвиге относится к историям, касающихся «обустройства Аркадии» и примыкающих к ней областей. Если Керинейская лань и Эриманфский вепрь символизировали переход человечества к культуре как таковой с ее эстетическим отношением к природе и рождением искусства, вечно разрывающимся между аполлоническим (трагически-возвышенным) и дионисий­ским (комедийно-низменным) началами, то Авгиевы стойла — это аллегория Аполлоновского культа чистоты [i] , хотя этот (философско-религиозный) смысл мифа «Авгиевы конюшни» далеко не очевиден.

Но прежде о внешней стороне дела и обстоятельствах, в которых довелось действовать герою по воле Геры. Напомню знакомую с детства версию мифа в изложении Н.А. Куна:

— Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды [область на северо-западе Пелопоннеса], сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященные богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой [Фаэтон], сиял, подобно звезде. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день. Геракл же сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Когда герой пришел к Авгию требовать награды, то гордый царь не от­дал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться в Тиринф Гераклу.

Страшно отомстил великий герой царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его своей смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы принес жертвы олимпийским богам и учредил олимпийские игры, которые и справлялись с тех пор всеми греками каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом посвященными богине Афине-Палладе оливами.

Геракл отомстил и всем союзникам Авгия. Особенно же поплатился царь Пилоса Нелей. Геракл, придя с войском к Пилосу, взял город и убил Нелея и один­надцать его сыновей. Не спасся и сын Нелея, Периклимен, которому дал властитель моря Посейдон дар обращаться в льва, змею и пчелу. Геракл убил его, когда, обратившись в пчелу, Периклимен сел на одну из лошадей, запряженных в колесницу Геракла. Один лишь сын Нелея, Нестор, остался в живых. Впоследствии прославился Нестор среди греков своими подвигами и своей великой мудростью [ii] .

Как мы видим, в крылатом выражении «Авгиевы конюшни», означающее накопившиеся и не сделанные за долгое время необходимые дела, конюшнями обозначен скотный двор (но такова традиция: не всегда слова надо поминать буквально). Сам по себе сюжет чистки скотного двора от многолетнего навоза мало годится и для возвышенно-героической драмы, и для изображения роковой роли низменных страстей в судьбе человека и человече­ства. Почти все современные мифологи даже видят в этом задании Эврисфея его попытку унизить Геракла. Однако подобного рода поручения в мифах и сказках самых разных народов, как правило, означают испытание героя, пре­тендующего на царствование, а Геракл, собственно, и был изначально главным претендентом на трон в Микенах. Мол, сумеет ли герой решать сложные государственные проблемы и при этом удержать власть в своих руках. Да и навоз в древности никогда не ассоциировался с дурно пахнущими экскрементами. Скорее, с надеждами на богатый урожай. Не случайно имена бога Диониса и его любимца Адониса содержат корень ὀνίς, указывающий на органическое удобрение для виноградников. Кстати, напомню, что имя глашатая, через которого Эврисфей отдавал приказания Гераклу — Копрей, т.е. навозник.

Трудность задания состояла в том, чтобы справиться с нечеловеческим (во всех смыслах) объемом работ, накопившихся за тридцать лет в огромном хозяйстве царя-скотовода Авгия. Тут надо было либо приложить невероятные (поистине «Геракловы») усилия, либо смекалку или, говоря современным языком, технический гений. Поэтому напрасно некоторые современные литераторы трактуют образ Геракла как очень сильного, но совсем не умного героя [iii] .

В этом мифе Геракл, предстает не только носителем огромной силы, но и человеком весьма сообразительным и умелым. Технэ (τέχνη, букв. искусно, умело) — это род искусства. Он, так же, как, например, музыка или поэзия, дается человеку не природой (от Прометея), а богами-олимпийцами. Не случайно Эврисфей, отказавшись засчитать очистку Авгиевых конюшен подвигом, ссылается не только на то, что Геракл требовал платы за свою работу, но и сделал это с помощью речных богов, а на самом деле Афины, покровительницы Геракла, надоумившей героя совершить «поворот рек». Таким образом, миф об Авгиевых «конюшнях» — это прямое продолжение мифа о Ке­ринейской лани и Эриманфском вепре, если смотреть на них с точки зрения отражения основных этапов становления социума и человека как созидателя и носителя культуры в широком смысле этого слова [iv] .

Наконец, обратим внимание на некоторые моменты, которые больше не встречаются в других мифах о Геракле, именно: 1) клятву; 2) договор об оплате; 3) суд; 4) возмез­дие. Прибыв вместе с Иолаем в Элиду, «Геракл издалека приветствовал Авгия и обещал ему еще дотемна очистить все конюшни в обмен на десятую часть скота. Авгий недоверчиво рассмеялся и позвал своего старшего сына Филея, чтобы тот стал свидетелем предложения Геракла. «Поклянись, что закончишь всю работу до наступления темноты», — потребовал Филей. Геракл поклялся именем своего отца, и это была первая и последняя клятва, которую он давал в своей жизни. Авгий дал такую же клятву, что выполнит свое обещание» [v] . Но свое обещание Авгий отказался выполнять, узнав, что Геракл занялся очисткой конюшен не по своей воле, а по приказу царя Микен Эврисфея, у ко­торого герой должен находиться в 12-летнем рабстве. С ра­бом ведь не договариваются и денег ему не платят.

Таким образом, если и был момент унижения Геракла в этой истории, то он состоял вовсе не в «грязном» характере работы, а в том, что Авгий назвал героя рабом, тем самым отказав ему в свободе воли и личном достоинстве. Однако, как мы помним, Геракл сам согласился служить Эврисфею, во-первых, в искупление убийства своих детей, совершенного в момент его безумия; во-вторых, во имя бессмертия. Ни первый, ни второй «мотив» нельзя назвать рабским: таков был очень трудный и осознанный выбор героя.

После того, как Авгий отказался заплатить Гераклу за проделанную работу и, кроме того, за проигранный спор о сроках выполнения, состоялся суд, на котором честным свидетелем заключения сделки выступил сын Авгия — Фи­лей (Φυλεύς, племя, продолжатель рода). Суд решил в пользу Геракла. В ответ царь изгнал из Элиды и судей, и даже собственного сына: Филей, для которого справедли­вость и честность оказались выше родственных чувств [vi] , ушел вместе с Гераклом. А спустя годы Геракл осуществил возмездие и за нарушение Авгием своей клятвы, и за произвол в отношении судей. В сущности, героическая (со всевозможными битвами) «составляющая» подвига Геракла состояла именно в восстановлении попранной справедливости и правосудия [vii] , а вовсе не в выполнении «технического задания».

Возмездие Геракла, как и принято в мифах, было ужасающим и состояло в убийстве царя Авгия и истреблении всего его рода и союзников. Но не всех. Кого же из потомков и союзников Авгия Геракл — в сущности, сама история человеческого рода — оставил в живых? Дочь царя Авгия Эпикасту, от которой Геракл имел сына Тестала [viii] . Сына Авгия Филея, свидетельствовавшего о суде в пользу истины, который впоследствии стал прародителем новой генерации Элиды и ее правителем. Третьим был Нестор, будущий царь Пилоса, сын Нелея (союзника Авгия в войне с Гераклом), проживший три жизни, позднее прославившегося своими подвигами и мудростью при осаде Трои.

Возмездие Геракла — это аллегория неумолимого «исторического отбора», не менее жесткого, чем естественный отбор Ч. Дарвина. В историческом отборе в конце концов выживает тот, за кем стоит любовь, идея, истина (знание и честность), подвиг и мудрость (как единство истины и подвига в опыте человека).

Р. Грейвс назвал этот миф об Авгиевых конюшнях странным, т.е. таким, что не знаешь, как и понимать его. Отчасти я уже попытался выше дать ответ на это вопрос. Но всё это, повторюсь, скорее внешняя и субъективная сторона дела (явление). Как говорил Гегель, «сущность — в прошлом». Чтобы понять глубинный смысл этой незамысловатой истории, необходимо учесть, какие обстоятельства предшествовали этому подвигу Геракла, который, как и в случае с Лернейской гидрой, не был зачтен Эврисфеем.

Мифический царь Элиды Авгий (Αὐγείας, блестящий) вел свой род от самых древних богов мироздания Урана и Геи, их сына Гелиоса, бога солнца, именем которого названа сама область Элея, а также от сына Зевса Аполлона, которого нередко отождествляли с солнцем. Колесницей Гелиоса управлял Фаэтон [ix] (Φαέθων, блистающий, мерцающий как звезда). Так же звали и самого крупного, осле­пительно-белого быка-производителя в несметных стадах Авгия; точнее, бык и был воплощением бога Фаэтона. Дед Авгия, Лапиф (его потомки воевали с потомками Аполлона — кентаврами), был также сыном всё того же Аполлона. Отцом Авгия был Форбант, который славился как кулачный боец; он разбойничал на дороге, ведущей к Дельфий­скому храму, за что был ранен Аполлоном. Вот к такому «солнечному» со всех сторон, хотя и не без «пятен», персонажу и подрядился Геракл, а потом был вынужден судиться с ним и даже биться насмерть в этой, на первый взгляд, «хозяйственно-бытовой» истории об очищении Авгиевых конюшен.

Иначе говоря, шестой миф о Геракле повествует в пер­вую очередь, о борьбе героя с природным явлением самого высокого (в буквальном и переносном смыслах) порядка — Солнцем. Что же касается самого Авгия, владельца несметных богатств, то бог Гелиос подарил Авгию белых, красных и черных быков-производителей (в древности так обозначались три состояния луны в сельскохозяйственном календаре), от которых рождались никогда и ничем не бо­левшие исключительно мясомолочные коровы. Но Гелиос не дал Авгию чувства меры в обретении богатства, наделив его ненасытной жадностью и нечестностью в приумноже­нии своих богатств. Вот с таким — уже социальным — злом и вынужден был бороться не на жизнь, а на смерть Геракл, совершая свой шестой подвиг.

Сломанный золотой рог быка Фаэтона, напавшего на Геракла сразу по прибытии героя в Элиду — это аллегория освоения и частичного подчинения человеком солнечной энергии, которая, одной стороны, дает жизнь земной природе (и, соответственно, человеку); с другой — не больно-то церемонится с человеком, всякий раз угрожая его погубить, как бык-Фаэтон или отец Авгия Форбант, кулачный боец и разбойник.

Определенную смысловую (аллегорическую) нагрузку в этом мифе имеют и реки (Алфей и Пеней), которые Геракл заставил течь вспять, чтобы очистить Авгиевы конюшни. Река испокон веков у всех народов мира была сим­волом физического и нравственного очищения, а также земного времени. Река Алфей (Ἀλφειός, первоначальный), которая берет начало в горах Аркадии, вблизи Олимпии, впадает в Ионийское море, названа в честь бога Алфея, безответно влюбленного в богиню Артемиду, родную сестру-двойняшку Аполлона, олицетворявшей девственную природу.

Конечно, в этом мифе можно усмотреть и просто «эко­логическую» проблематику — безмерную жажду обогащения и заваленную отходами производства среду обитания человека, которую необходимо приводить в перво­зданный вид, чтобы не по­гибнуть в отходах производства и собственной жизнедеятельности. Однако собственно экологические проблемы вряд ли были столь актуальными на заре человеческой цивилизации. А вот связь с Аполлоновским культом чистоты несомненна. Ведь чистота как физическая, так и нравст­венная — это еще одна обязательная ступень (а может быть, и конечная цель) развития цивилизации и культуры вообще [x] .


Отдыхающий Геракл после очистки Авгиевых конюшен

[i] Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. / Аполлон и культ чистоты; понятие скверны. http://www.sno.pro1.ru/lib/zel/index.htm

Вообще относительно помощи Гераклу богов и Афины в особенности, в интернет-комментариях и популярной литературе порой встречаются презрительные насмешки: мол, тот еще герой, сам ни до чего-то додуматься, ни что-то предпринять, ни одолеть кого-то не мог. Подобные суждения столь же заносчивы, сколь поверхностны. Авторы таких высказываний не понимают смысла выражения «с божьей помощью» вообще и особенно того значения, которые вкладывали в него древние создатели мифов. Речь тут идет не о том, что боги думали и дей­ствовали за (или вместо) глупых и никчемных героев, но об объективной необходимости и субъективной возможности, поэтому эти герои могли справиться и действительно справлялись с воз­никшими трудностями и опасностями. В противном случае об этих героях нам ничего не было бы известно — они просто как герои никогда бы не существовали.

[iv] Латинское слово culture (культура) буквально означает «возделанный». Большой латинско-русский словарь. http://linguaeterna.com/vocabula/list.php?letter=C

[vi] Вот он, вечный мотив участия молодых революционеров в гражданских конфликтах против власти поколения своих родителей.

[vii] Просматривается также историческая основа мифа — борьба греков за Пелопоннес со скотоводческими племенами, осевшими на территории Элиды. Но анализ этой — историко-фактологической стороны мифа — выходит за рамки нашего исследования.

(значение фразеологизма) — 1) о крайне запущенном помещении; 2) о делах, находящихся в крайнем беспорядке (по древнегреческому мифу о конюшнях царя Авгия, которые не очищались 30 лет).

Согласно древнегреческой легенде, Авгий (царь племени эпеев в Элиде), был страстным любителем лошадей. У него было около трех тысяч коней. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую кровлю заросли навозом. Когда на службу к царю Авгию поступил Геракл (у римлян он именовался Геркулесом), то царь ему и поручил очистить конюшни. Геракл придумал хитроумный способ очистки конюшен. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея (перегородив реку плотиной), и поток воды за сутки вымыл оттуда всю грязь. По договоренности с Авгием, Геракл должен был получить за это в награду десятую часть его стада, но Авгий не отдал обещанного, и между ними разгорелась война.

Очистка Гераклом авгиевых конюшен считается шестым из двенадцати подвигов Геракла.

Историк Кун Николай Альбертович (1877 – 1940) в "Легенды и мифы Древней Греции" описывает эту легенду:

"Вскоре Эврисфей дал новое поручение Гераклу. Он должен был очистить от навоза весь скотный двор Авгия, царя Элиды, сына лучезарного Гелиоса. Бог солнца дал своему сыну неисчислимые богатства. Особенно многочисленны были стада Авгия. Среди его стад было триста быков с белыми, как снег, ногами, двести быков были красные, как сидонский пурпур, двенадцать быков, посвященные богу Гелиосу, были белые, как лебеди, а один бык, отличавшийся необыкновенной красотой, сиял, подобно звезде. Геракл предложил Авгию очистить в один день весь его громадный скотный двор, если он согласится отдать ему десятую часть своих стад. Авгий согласился. Ему казалось невозможным выполнить такую работу в один день. Геракл же сломал с двух противоположных сторон стену, окружавшую скотный двор, и отвел в него воду двух рек, Алфея и Пенея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Когда герой пришел к Авгию требовать награды, то гордый царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться в Тиринф Гераклу.

Страшно отомстил великий герой царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его своей смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил олимпийские игры, которые и справлялись с тех пор всеми греками каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом посвященными богине Афине-Палладе оливами.

Геракл отомстил и всем союзникам Авгия. Особенно же поплатился царь Пилоса Нелей. Геракл, придя с войском к Пилосу, взял город и убил Нелея и одиннадцать его сыновей. Не спасся и сын Нелея Периклимен, которому дал властитель моря Посейдон дар обращаться в льва, змею и пчелу. Геракл убил его, когда, обратившись в пчелу, Периклимен сел на одну из лошадей, запряженных в колесницу Геракла. Один лишь сын Нелея Нестор остался в живых. Впоследствии прославился Нестор среди греков своими подвигами и великой мудростью."

Выражение в словарях

(книжн.) — перен. о чем-нибудь таком, что очень запущено, загрязнено, где царит крайний беспорядок (в греч. мифологии - громадный скотный двор царя Авгия, не чищенный 30 лет и вычищенный героем Гераклом в один день) ( Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940 , "Конюшня")

(книжн.) — о крайне запущенном помещении, а также (перен.) о делах, находящихся в крайнем беспорядке [по древнегреческому мифу о конюшнях царя Авгия, которые не очищались 30 лет]. ( Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова , "Авгиев")

К одному из двенадцати дел Геркулеса, требовавших (необыкновенной) геркулесовской силы, принадлежит очищение конюшен Авгия, царя Элиды, много лет бывших в пренебрежении. Чтобы произвесть эту работу, Геркулес провел через эти конюшни две реки и вычистил их в один день ( Большой толково-фразеологический словарь Михельсона М. И. (1904 г.) ).

Примеры

"Кaждoe yтpo cкpoмнo, в кaкoм-тo cepoм пaльтишкe, этoт пpизeмиcтый чeлoвeк oбxoдил вce зaкoyлки aвгиeвыx cтoйл нaшeгo cтapoгo, зaпyщeннoгo здaния, и вeздe нaчинaлиcь peмoнты и yлyчшeния"

"Шелестов — председатель. Прежде всего он почистит авгиевы конюшни. Знобыша — вон! Терхарьянца — вон! Уважаемых товарищей иудейского вероисповедания — вон! Со своей партией он сделает то, что к январю в Обществе не останется ни одного интригана."

Круглый год . 1-е августа:

"Стоило бы только увеличить состав прокурорского надзора, чтобы очистить Авгиевы конюшни."

Читайте также: