Как овцы ели людей

Опубликовано: 16.04.2024

Овцы – животные смирные, пугливые и травоядные. Они никак не могли съесть людей! И это правда. Но овцы и не догадывались, что невольно послужили очень серьезным изменениям жизни людей в Англии. А было это так.

В XV веке в стране начался «шерстяной бум»: начала бурно развиваться суконная промышленность , и шерсти требовалось все больше и больше. В Англии климатические условия способствовали разведению овец хороших пород.

Раньше феодалы, которые были основными держателями земли, вели свое хозяйство по старинке : крестьяне, живущие на их землях, должны были отрабатывать барщину и отдавать оброк.

Часть этих продуктов продавалась, часть оставлялась на прокорм. Мороки было предостаточно: собери, посчитай, в амбары и клети сложи, потом еще и продай!

Повинности крестьян: барщина и оброк. Рисунок из сети

Зато теперь стало выгодно разводить овец и продавать шерст ь: овцы спокойно паслись себе под присмотром нанятых пастухов. Потом шерсть состригали 2 раза в год и везли во Фландрию. Там продавали, а на вырученные деньги покупали хорошее, добротное фландрское сукно.

Его везли обратным рейсом в Англию и выручали хорошие деньги . А уж когда самые изобретательные купцы начали строить свои местные английские суконные мануфактуры, то шерсти стало катастрофически не хватать.

Рисунок из сети

«Ну и зачем же дело?» – спросите вы. «Развели бы больше овец, и проблема была бы решена». Все так. Но земель под пастбища уже не хватало. Тогда феодалы стали просто-напросто выгонять людей со своих домов . Ведь земля-то крестьянам не принадлежала!

Из поколения в поколение люди жили и работали на чужой земле, за что и отрабатывали барщину и платили оброк. Теперь их деревни сжигали, а самих гнали на все четыре стороны. Да еще изгородей везде понаставили, чтоб всем было ясно: земля им не принадлежит. Этот процесс называется огораживанием.

Рисунок из сети

Прежние пашни и деревни зарастали травой и превращались в пастбища, на которых паслись отары овец. А люди уходили в леса. Мужчины создавали шайки и разбойничали потому, что нужно было как-то кормить свои семьи.

Народ был зол на знать и рад был с нею поквитаться. Появлялись люди подобные Робину Гуду, которые отбирали имущество у богатых и раздавали бедным. Про них сочиняли песни и легенды о справедливых разбойниках.

Рисунок из сети

Жить в Англии и особенно ездить по дорогам стало очень опасно. Английское правительство недоумевало, откуда и почему появилось столько грабителей и бандитов? Чтобы стабилизировать обстановку в стране издали свод правил, которые народ назвал «кровавыми законами» .

Они предусматривали различные наказания людям, которые не могли подтвердить свой статус оседлости. Тем, кого поймали, отрезали носы, клеймили и вешали. Англия того времени собирала страшный «урожай»: на деревьях висели гроздья казненных бездомных людей.

Рисунок из сети

Английский писатель Томас Мор в своем произведении «Утопия» так описал огораживания:

Крестьянство как класс в Англии перестало существовать. В деревнях остались только те, кто документально смог подтвердить свое право на владение землей. Таких людей осталось немного, их называли фермерами.

Вот такая история про то, как овцы съели людей и совершили переворот в экономике целой страны.

Не сочтите за труд подписаться, поставить лайк и сделать репост в соц. сети. Вам это легко, а с меня безмерная благодарность и новые статьи :-) И заходите почаще: ТУТ всегда вам рады.

Иллюстрации находятся в свободном доступе в сети. Не претендуем на авторство и благодарны авторам, создавшим их.

На этой странице показываются непроверенные изменения
Изменения шаблонов/файлов этой версии ожидают проверки. Стабильная версия была проверена 30 декабря 2020.

О овцы, такие ручные и неприхотливые в еде. Они становятся настолько жадными и необузданными, что поглощают самих людей, опустошают и делают безлюдными поля, дома и города



Овцы съели людей — исторический мем за авторством св. Томаса Мора, до сих пор популярный в Англии. Возможно, самое кровавое мероприятие в истории человечества, направленное против крестьян, по сравнению с которым советские голодоморы выглядят детскими играми.

Содержание

[править] Ня! Смерть!

Hindistanda.jpg


Старая добрая Англия XVI—XIX веков была прекраснейшим местом. Главным развлечением того времени была казнь. Казнили много и за всё подряд, а на сами казни ходили так, как сейчас ходят на футбол. Поглядеть на предсмертные конвульсии повешенных приходили и женщины, и дети. К слову, сами виселицы были очень душевными аппаратами: в Лондоне стояли две крупные виселицы, на которых помещалось по 24 человека. Они выглядели как деревья с 24 ветками, на конце каждой из которых всегда дергался в конвульсиях свежий жмур. Поглядеть на то, как «смешно барахтается вон тот джентльмен», приходил весь город.

Но, конечно, не только в Лондоне имелись такие девайсы. Вдоль всех дорог Англии были понатыканы виселицы с непременно свежими мертвецами. Нетрудно догадаться, что сырье для виселиц надо было где-то брать в огромных количествах: человеков в петле надо часто менять, а то плохо дергаются или вообще гниют.

[править] Кто кого ел

Революции и свержение феодальных порядков начались в Англии очень рано. Уже в 1649 Кромвель казнил короля и парочку тысяч залупавшихся на тему сохранения самодержавия, однако после его смерти в стране немедленно начались беспорядки, резня, майданы и прочий пиздец. После чего на трон срочно вернули сына убиенного короля, а Кромвеля отрыли из могилы и повесили. Однако власть короля не была абсолютной, и в стране полным ходом шли рыночные реформы, и устаканивался капитализм, во главе со старыми феодалами — королём, лордами и пэрами.

После того как монархисты вернулись к своему любимому занятию — пидорению быдла, — в дело вступает частный бизнес, и происходит невиданный подъём производства изделий из шерсти. Шерсть, понятное дело, дропается с овец. А овцам надо где-то пастись. Но есть проблема: в стране много грязных крестьян, которые выращивают какую-то ненужную хуиту (с примерно нулевой окупаемостью) и занимают ценные площади, где бы могли пастись няшные овечки. Овечки выглядели не в пример кошернее грязного и необразованного населения.

После проворачивания в хитрых буржуйских мозгах комбинации «овца — прибыль, крестьянин — препятствие», судьба последних была решена. Их массово погнали с земли, сжигая дома, а поля огораживали и превращали в пастбища. Оставшиеся без земли крестьяне отправлялись бродяжничать на большие дороги, где их уже ждали добрые королевские судьи с намыленной веревкой. В итоге многие крестьяне отправились на виселицу, а еще больше попало в рабство. Тогда современные СШП ещё были британской колонией, и куча раскулаченных свалила в Новый Свет, заложив фундамент пиндосской демократии.

[править] Последствия

Количество бичья с бомжами неуклонно росло, создавая просто идеальные условия для веселого вооруженного срача. Учитывая менталитет тамошнего народца, при любых ущемлениях его драгоценных прав и свобод хватавшегося за вилы, топоры и мушкеты, иным подобные начинания кончиться и не могли.

Однако власть была готова к подобному повороту, и разбойнички таки попадали на виселицу, только с небольшой временной отсрочкой. В целом мероприятие по сознательному и целенаправленному сокращению численности населения прошло вполне успешно, и власть своей власти не потеряла; население сократилось, по разным оценкам, на 7-30% (для сравнения во Второй мировой СССР потерял 15% населения).

[править] Не только в Англии

Кровожадные овцы свирепствовали не только на Туманном Альбионе, но и — где бы вы думали — в Монголии XIII—XIX вв. Там овцам попались тунгусы-охотники, жившие на южных склонах Саян, Хамар-дабана и на севере Большого Хингана, где даже феодализм был неразвитым (и вообще ничего развитым не было). Монгольские овцы съедали траву и выпивали в мелких источниках воду, служившую пищей и питьем для диких копытных. Число последних уменьшалось, таким образом охотничьи племена лишались привычной пищи, слабели, попадали в зависимость к степнякам-скотоводам и исчезали с этнографической карты Азии. Хотя тут скорее всего дело в нарушении пищевой цепи, но… овцы все равно плохие!

[править] Прототипы

Няшные овечки мирно пасутся на очищенных от мерзких людишек полях. Собственно, это живейший пример победы биореактора: периодически человечество оказывается в ситуации, когда сто овец с одним пастухом, либо сто станков с одним инженером, либо сто компьютеров с одним админом оказываются намного ценнее ста единиц быдла, выдрачивающего что-то на коленке c, как сказано выше, нулевой прибылью. То есть встаёт проблема перехода количества в качество. Поскольку человеки апгрейду не подлежат, устаревшую модель выпиливают. Судя по количеству офисного планктона, переливающего из пустого в порожнее, и степени фапа на биореактор — очередное нашествие плотоядных овец не за горами. Deus Ex!

[править] P. S.

Напоследок вспомним, когда и как еще няшные «овечки» ели людей.

Процесс огораживаний (enclosures, evictions), имевший место и в позднем средневековье, когда в английское село стали проникать элементы капиталистического хозяйствования, с конца 15 века постоянно набирает силу. Этим в общем-то техническим термином именовали приватизацию общинных (открытых) полей, выпасов и изъятие крестьянских наделов - как правило, в пользу лорда-землевладельца и его крупных арендаторов. Большую роль в экспроприации крестьянства сыграла и ликвидация трех тысяч английских монастырей. Корона отняла у них всё, чем они владели, нередко с погромами и насилием. (Английские нравоучители как-то не любят вспоминать жестокие преследования церкви на их собственной территории.) Монастырские земли были переданы и распроданы буржуазному "новому дворянству". Для крестьянских общин, населявших эти земли, наступили худые времена.

Уже Томас Мор в своей "Утопии", датированной 1516 годом, нарисовал впечатляющую картину социальных последствий процесса огораживаний. Экспроприированное крестьянство превращается в нищих бродяг:

". Происходит переселение несчастных: мужчин, женщин, мужей, жен, сирот, вдов, родителей с малыми детьми и более многочисленными, чем богатыми, домочадцами, так как хлебопашество требует много рук. Они переселяются, повторяю, с привычных и насиженных мест и не знают, куда деться; всю утварь, стоящую недорого, даже если бы она могла дожидаться покупателя, они продают за бесценок при необходимости сбыть ее. А когда они в своих странствиях быстро потратят это, то что им остается другое, как не воровать и попадать на виселицу по заслугам или скитаться и нищенствовать? Впрочем, и тут, как бродяги, они попадают в тюрьму за свое праздное хождение, - никто ведь не нанимает их труд, хотя они самым пламенным образом предлагают его."

Современники Мора писали: "Там, где сорок человек имели средства к жизни, там теперь всё имеет один человек и его пастух".

В отчетах правительственных комиссий, производивших обследование огораживаний при Генрихе VIII, типичны фразы об их жертвах, исчисляемых десятками семей, даже в случаях огораживания в каком-либо одном маноре (поместье) или селе: "Ушло отсюда с плачем 60 человек, которые вынуждены были стать бродягами и, впав в праздность, частью погибли от голода".

Ранние Тюдоры, будучи монархами абсолютными, в подражание французским коллегам изображали заботу о низших слоях населения, поэтому в 1489 и 1515 принимали акты против огораживаний, которые, впрочем, оказались формальными и безрезультатными.

В реальности законодательство Тюдоров разворачивает борьбу не против причин, обрекающих людей на бродяжничество, нищенство и попрошайничество, а непосредственно против жертв экспроприации - неимущих, ставших нищими и бродягами.

Уже закон от 1495 года наказывал местным властям усилить борьбу с нищенством и бродяжничеством, не останавливаясь перед самыми жестокими мерами. Шерифам (чиновникам короны), мэрам, бейлифам и констеблям надлежало произвести на подведомственной им территории поиски бродяг, неработающих и вообще всех "праздных подозрительных" лиц, арестовать их и посадить в колодки, "так, чтобы они (бродяги) оставались в таком положении без всякой пищи, хлеба и воды". Если бродяга будет схвачен еще раз на том же месте, тогда предписывалось снова его арестовать и посадить в колодки уже на шесть суток и содержать истощенного человека на той же голодной диете. Ну и так далее, пока не умрет.

И дальше свирепость идет по нарастающей. Акт Генриха VIII о нищих, изданный в 1530-1531, предусматривал более суровые наказания. Больного и нетрудоспособного нищего за сбор милостыни в другой сотне (мельчайшее территориально-административное образование) предписывалось заключать в колодки с содержанием на хлебе и воде. (Видимо, считалось, что так они поправят свое здоровье). "Здорового нищего" после ареста сдавали мировым судьям - чиновникам, назначаемым короной из числа местных богатых землевладельцев. Последние должны были присудить его к кровавому бичеванию. Нищего раздевали, приковывали к заднему краю телеги и били на протяжении всего пути через то торговое селение (market town) или какое-нибудь другое место, где производилась экзекуция, "до тех пор, пока тело его (паупера) не будет всё покрыто кровью".

После этого окровавленный нищий давал клятву в том, что немедленно возвратится на то место, где родился или проживал до своего наказания в течении последних трех лет, и "там примется за работу, какая ему приличествует". Высеченному за бедность человеку выдавалось удостоверение в том, что он действительно был наказан в таком-то месте, в такое-то время и таким-то образом. (Вот это действительно по-европейски - выпороть и дать на то сертификат качества.) Если нищий не мог или не хотел вернуться к предписанному месту жительства, то наказание повторялось снова и снова.

И вот оказывается, что "родина свободы" является страной кнута. Да и безмерные похвалы либеральных авторов в честь ранней отмены английского крепостничества тоже натянуты. Нет в Англии свободы передвижения, ограбленного пролетаризованнного крестьянина прикрепляют, да только не к земле, которой у него уже нет, а к капиталистам по месту жительства.

Дальнейшим развитием акта 1530-31 года был акт того же Генриха VIII от 1535-1536 года.

Статут запрещал беднякам собирать самим милостыню и предписывал прекратить раздачу индивидуальной милостыни отдельными лицами ("чтобы никто не давал открытой милостыни ни деньгами, не чем либо другим иначе, как через общественные ящики. "). Нарушители подвергались штрафу в размере десятикратно превышающем ту милостыню, что они подали "незаконным способом". В воспетом англофилами "обществе индивидуалистов" не дозволяется индивидуально проявлять свои добрые наклонности и помогать людям.

Все эти решительные меры не помогали избавлению от нищеты и бродяжничества, ведь сама система массово производила обездоленных.

Правительственный документ конца царствования Генриха VIII свидетельствует: "Во всех местах королевства Англия бродяги и нищие в течение долгого времени все увеличиваются в своем числе и продолжают еще больше умножаться вследствие лености, этой матери пороков, отчего происходит и ежедневно возрастают воровство, убийство и другие отвратительные преступления и насилия". Что ж это за эпидемия лени у трудолюбивых, как нам всегда, говорили европейцев? После этого подумаешь о некоем предопределенном лицемерии капитализма - в стране недавно еще относительно благополучной, с плодородными почвами и мягким климатом, нищета и бродяжничество приписываются лени ограбленных, а не жадности грабителей.

Из Акта "О НАКАЗАНИИ БРОДЯГ И ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ БЕДНЫМ И НЕТРУДОСПОСОБНЫМ" (1572 ГОД)
"Для полного определения того, какие лица должны считаться в силу этого акта праздношатающимися, бродягами и упорными нищими и нести наказание за свой беспутный образ жизни, ныне объявляется и устанавливается властью настоящего парламента: всякое лицо и лица, которые являются или называют себя ходатаями по делам и шляются там и сям в какой-либо области или областях этого королевства, не имея достаточных полномочий, выданных от лица нашей верховной госпожи королевы, и все другие праздные лица, которые бродят в какой-либо области одного королевства и занимаются хитрой и ловкой и беззаконной азартной игрой или, как некоторые из них, заявляют, что имеют познания в физиономистике, хиромантии и других вредных науках, чем обманывают людей, говоря, что могут предсказать им судьбу, смерть или богатство, и рассказывая тому подобные фантастические измышления; и всякое лицо или лица, здоровые и крепкие телом и способные работать, не имеющие земли или хозяина, не занимающиеся какой-либо законной торговлей, ремеслом или профессией для снискания средств к существованию, и которые не могут объяснить, каким законным путем они добывают себе пропитание; и все фехтовальщики, вожаки медведей, актеры и менестрели, не принадлежащие какому-нибудь барону этого королевства или какой-либо особе высшего ранга, все жонглеры, разносчики, паяльщики и мелкие торговцы, которые бродят, не имея разрешения по меньшей мере двух мировых судей; все чернорабочие, здоровые телом, праздношатающиеся и отказывающиеся работать за ту разумную плату, какая установлена и обычно дается в тех местах, где таким лицам приходится жить; все подделыватели разрешений и паспортов и все пользующиеся ими, зная, что это подделка; все студенты Оксфордского или Кембриджского университетов, странствующие, выпрашивая милостыню и не имея на то разрешения от комиссара, канцлера или вице-канцлера этих университетов за их печатью, все матросы, лживо заявляющие, что потерпели кораблекрушение. и все лица, выпущенные из тюрем, которые просят вспомоществования или идут к себе на родину или к друзьям, не имея разрешения от двух мировых судей той области, где они были освобождены, — все такие лица должны быть почитаемы за бродяг и упорных нищих, предусмотренных настоящим актом;"

Даже создатель парадно-лакированной "История Англии от Чосера до королевы Виктории" Дж. Тревельян в среди "толп закоренелых нищих, которые были бедствием при первых Тюдорах" упоминает "землепашцев, оставшихся без работы вследствие огораживания пастбищ". Приводит и такую причину огораживаний: "Лендлорды вынужден были, если они не хотели разориться, повышать ренту, когда кончались сроки аренды, и эксплуатировать землю наиболее выгодно - отводить ее под пастбища, а не под пашню". Либеральный историк лицемерит качественно - лендлорд, оказывается, вынуждены были грабить и изгонять крестьян, поскольку ему угрожали разорение, посох и сума - хотя тут же намекает, что это попросту было выгодно.

Постаравшись поскорее пробежать тему огораживаний при Тюдорах, Тревельян в главе о более поздних парламентских огораживаниях 18 века вынужден объяснять, что "Кент, Эссекс, Суссекс, северные и западные графства и Уэльс были мало затронуты законами об огораживании, потому что значительная часть их земельной площади состояла из полей. огороженных много лет назад." И в числе тех областей, что были особенно затронуты огораживаниями при Тюдорах, самые густонаселенные в стране.

Писавший в 70-х годах XVI века У. Гаррисон, ссылаясь на подсчеты итальянского врача Кардана, служившего при дворе Эдуарда VI, сообщил колоссальную цифру воров (то есть согнанных с кормилицы-земли и обреченных на нищенство крестьян), которых казнили при Генрихе VIII: до 72 тысяч.

И это в стране с населением едва ли достигающим 2,5 млн. чел. [15] Английские законы насчитывали сотни преступлений, за которые полагалась смертная казнь, например за кражу на сумму в 2 шиллинга (стоимость курицы) - а ведь для ограбленных людей кража еды оставалась последним способом спасти от голодной смерти себя и своих близких. По сути правящий класс - как это по-английски - совершив преступление, ограбив массу людей, выставил их в роли преступников и стал примерно карать.

Современники были практически единодушны в том, что неимущие люди, лишенные своего участка земли и средств производства, уже в 16 в. составляли наиболее многочисленную часть английского общества. (И в этом отношении оно было явно впереди планеты всей.) Получается, что тюдоровское законодательство против бродяг и нищих было инструментом насилия, которым закреплялись результаты разорения большинства населения жадным властвующим меньшинством, причем содеянного в исторически кратчашие сроки. Вот так она и росла, западная "демократия".

Согласно акту 1547 года, всякий "здоровый нищий" или бродяга, уклоняющийся от предлагаемой ему работы, обращается в рабство и отдается тому лицу, которое донесет на него как на праздношатающегося (бродягу). Хозяин-рабовладелец может заставить своего раба выполнять любую работу, кормить его самой дрянной пищей (отбросами). Может завещать его по наследству, отдать внаймы. Мировые судьи обязаны по заявлению рабовладельца разыскивать раба, если он сбегал от такого счастья. После первого побега обращенный в рабство присуждается к пожизненному рабству, на его лице выжигается S (slave - раб), после второго ставится новое клеймо, после третьего его казнят как государственного преступника (felon).

Бродягу, если он прожил в "недозволенном ему месте" более трех дней, предписывалось схватывать, клеймить знаком V (vagabond - бродяга) и, заковав в цепи, направлять на дорожные и другие тяжелые работы.

У бродяг отнимали их детей, которых также обращали в рабов под предлогом "обучения их труду". Хозяева могли на законном основании подвергать их любым наказаниям, бить плетьми и заковывать в цепи.

Нищий, если хотел избежать наказания, должен был остаться навсегда в своем приходе и брать любую работу, которую дадут приходские власти. Закон явно рассматривал его как "раба прихода" (roundsmаn).

В этом по своему шедевральном законе поражает и запредельная жестокость к несчастным, и превращения пролетария в прямого раба капитала.

Тюдоровское законодательство ясно показывает, что "освобождение" крестьян от крепостной зависимости означает только то, что они больше на земле не нужны. Это было освобождением от источников пропитания, дома и двора, но отнюдь не освобождением от работы на хозяина. Прикрепление к земле заменялось прикреплением к приходу (месту жительства), а фактически к сообществу местных капиталистов, здесь бывший крестьянин должен был отдать свой труд ближайшему нанимателю за гроши. А другой оплаты капиталист и не предложит, зная, что работник никуда от него не денется.

Сайт Курия Сергея Ивановича

koza_ovca_2_01

Автор статьи: Сергей Курий
Статья из рубрики «Культурная зоология»

Только собаку люди приручили раньше, чем овец и коз. Считают, что этих копытных одомашнили ещё 8-9 тысяч лет назад на территории Передней Азии, где в изобилии водились их дикие предки.
Скотоводство и земледелием коренным образом изменило человеческую цивилизацию – привело её к расцвету и, как бы сказали сейчас, резко повысило уровень жизни.
Козы и овцы олицетворяли достаток, постоянное свежее мясо и молоко на столе, поэтому профессия пастуха поначалу была совсем незазорной. Пастухами были многие авторитетные ветхозаветные персонажи — Авель, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и даже сам царь Давид.
Чем же приглянулись людям именно козы и овцы? Множество достоинств досталось им в наследство они от предков, живущих в горах и привыкших к спартанским условиям. Отсюда — неприхотливость, как к погодным условиям, так и в пище. Овцы способны найти, что поесть, там, где уже паслись кони и коровы. А вот после овец и коз пастись уже будет некому, ибо траву они съедают «под самый корешок».

koza_ovca_2_02

Эти копытные привыкли к засухе, воды потребляют немного. Они выносливы, редко болеют, легко переносят холод и боятся, разве что, сырости. Недаром овцы прекрасно разводятся в засушливых и полупустынных районах. Доказательство тому — Австралия — страна рекордсмен по овечьему поголовью.
Благодаря знаменитой покорности овец, один пастух может управлять даже огромным стадом. У коз, правда, норова не занимать, но зато они сообразительны и быстро дрессируются.

koza_ovca_2_03

Остальные достоинства очевидны. Во-первых, молоко (а, следовательно, и сыр). Кстати, овечье молоко вдвое жирнее коровьего. Что касается козьего молока, то вкус и запах у него, конечно, специфические, но к этому быстро привыкаешь. Зато оно очень богато витаминами, гипоаллергенно и легко усваивается. При необходимости, им даже кормят грудных младенцев (правда, специалисты не рекомендуют поить грудничков одним только чистым козьим молоком — уж слишком оно жирное).

Второе достоинство коз и овец — мясо. Правда, в Европе козлятину на рынках и в магазинах обычно не встретишь, зато в Америке, Азии и Африке — это обычное блюдо. Единственное условие — нужно забивать козлов не старше одного года, иначе мясо будет жёстким и вонючим.
Ну, а баранина и шашлыки из неё в представлении не нуждаются. Кроме того, отдельные породы овец дают т.н. курдючный жир, который славен тем, что медленно портиться и не застывает при комнатной температуре.
Иногда пишут, что курдюк — это ожиревший овечий хвост. Это неправильно, хотя породы длинножирнохвостых овец действительно есть. В старину их длинный и тяжёлый хвост нередко «ехал» позади овцы на специальной тележке.

koza_ovca_2_04


Длинножирнохвостая овца на картине XVII века.

Что касается курдюка, то так называют жировые отложения у основания хвоста — фактически на ягодицах. Подобные отложения тоже отрастают солидными — 5-10 (а в редких случаях и 30) кг.

koza_ovca_2_05

Конечно, не забудем мы и о шерсти. Даже здесь козы тоже сумели отличиться. Взять, хотя бы, мохер — шерсти, которую получают с годовалых представителей породы ангорских коз. Изделия из мохера зимой греют, летом холодят — при этом они прочны, огнеустойчивы и обладают особенным блеском (недаром мохер сравнивали с бриллиантом).

koza_ovca_2_06


Ангорская коза.

Что касатся знаменитых кашемирских шалей, то их делают из шерсти кашемирских (от области Кашмир) коз. Хотя, если быть точным, это, скорее, не шерсть, а длинные волосы.
Что уж говорить об овечьей шерсти! Есть даже такая загадка: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Все мы слышали и об «овчине» (изделия овечьей шерстью внутрь), и о каракуле (шкурки новорождённых ягнят каракульской породы). Но самую популярную шерсть — руно — дают тонкорунные овцы. Лучшей породой среди тонкорунных овец считаются мериносы, которых в больших количествах разводят в Австралии и Новой Зеландии.

koza_ovca_2_07


«Да знаю я, знаю!»

Один новозеландский меринос по кличке Шрэк даже стал в апреле 2004 года звездой телеэфира. Популярность ему принесло завидное непослушание — однажды он сбежал из стада и пропал на целых… шесть лет! Если вспомнить, что мериносов положено стричь раз в год, можете представить, как выглядел Шрэк, когда его нашли. Этот огромный клубок шерсти отвезли на ТВ и в прямом эфире устроили грандиозную стрижку. После её окончания Шрэк превратился в небольшого барашка посреди шерстяной кучи, которая весила 27 кг!

koza_ovca_2_08


Баран Шрэк, который не стригся шесть лет!

Как известно, овцы дают преимущественно белую шерсть, которую при желании можно легко окрасить. Хотя ген белой шерсти у овец является доминантным, периодически в стаде рождаются ягнята нежелательной чёрной окраски. Отсюда происходит и популярная английская идиома»black sheep» (буквально — «чёрная овца»). Однако так её обычно не переводят. Дело в том, что «black sheep» — это не полный аналог нашего выражения «белая ворона» (т.е. кто-то непохожий на остальных), а некий изгой-урод, к которому общество настроено исключительно враждебно. Недаром в старину англичане называли чёрных ягнят «помеченными дьяволом».

koza_ovca_2_09

Более подходящий русский аналог — «паршивая овца». Именно так переводят название рассказа Р. Киплинга «Baa, Baa, Black Sheep» («Ме-е, паршивая овца»), посвящённый тяжёлым годам, который писатель провёл в детском пансионе.
Название «Black Sheep» носит и новозеландский ужастик 2006 года, в котором кроткие овцы в результате генетических экспериментов превращаются в кровожадных убийц.

koza_ovca_2_10


Овца-людоед из к-ф «Паршивая овца» 2006 г.

Иван Крылов, «Крестьянин и Овца»:

Крестьянин говорит: «Такого-то числа,
Поутру, у меня двух кур не досчитались:
От них лишь косточки да пёрышки остались;
А на дворе одна Овца была».
Овца же говорит: она всю ночь спала,
И всех соседей в том в свидетели звала,
Что никогда за ней не знали никакого
Ни воровства,
Ни плутовства;
А сверх того она совсем не ест мясного…

А ведь в истории английского овцеводства действительно были… кровавые страницы. Речь, конечно, идёт о практике «огораживаний», которая приобрела широкий размах в XVI веке. Именно в это время торговля овечьей шерстью стала приносить английским феодалам огромные доходы (Англия была главным поставщиком для фламандских сукноделов). Тут-то богачи и начали захватывать луга и пастбища, которые раньше были общинными, и огораживать их. Говорят, что иногда под это дело сносили целые деревни.
Крестьяне массово разорялись и превращались в нищих бродяг — т.н. пауперов.
Правительство разобралось с этой проблемой весьма показательным способом — вместо того, чтобы урезонить феодалов, приняло закон… против бродяжничества. Несчастных отлавливали, клеймили, а уж в следующий раз — без затей казнили. Потом придумали работные дома, жизнь в которых казалась беднягам немногим лучше виселицы.

Томас Мор, «Утопия» (1516):
«О овцы, такие ручные и неприхотливые в еде. Они становятся настолько жадными и необузданными, что поглощают самих людей, опустошают и делают безлюдными поля, дома и города».

koza_ovca_2_11

Невиданная жестокость английской «индустриализации» принесла множество жертв, но вместе с тем и такие барыши, что в память об этом лорд-канцлер английского парламента до сих пор восседает на мешке, набитом овечьей шерстью…

История козоводства тоже не была идиллической. Я до сих пор помню следующий детский стишок В. Берестова:

В дверь вошло животное,
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавеску на окне
И картинку на стене,
Со стола слизнуло справку
И пошло опять на травку.

koza_ovca_2_12

Козы, действительно, без сомнений едят всё, что имеет растительное происхождение — в том числе окурки, верёвки, бумажки. Коза одного моего соседа умудрилась даже сожрать нейлоновые колготки его жены — правда, этого надругательства козий желудок не выдержал…
Такая неразборчивость в еде казалась людям на руку. Даже бедная семья могла содержать козу — мол, сама найдёт, где покормиться. Вот козы и кормились. Сперва съедали всю траву, потом побеги и кусты, затем дочиста обгладывали кору деревьев. Лишившись удерживающей растительности, плодородный слой земли выдувался…

koza_ovca_2_13

Сегодня это трудно представить, но ранее на территории Турции, Греции, Крита и Северной Африки шумели зелёные леса. Теперь там полупустынная местность. Так что крылатое выражение «Козы съели Грецию (вариант — Оттоманскую империю)» — далеко не преувеличение…

Автор: Сергей Курий
январь 2015 г.

Не волнуйтесь, овцы как были, так и ос­тались мирными травоядными животными. И если вам захочется погладить пасущуюся на лугу овечку – гладьте смело, она вас не укусит. И тем не менее, в XVI веке в Англии «ов­цы съели крестьян». А произошло это так.

К XVI веку в Англии появились ману­фактуры, на которых изготавливали сук­но – плотную теплую ткань из овечьей шерсти. «Мануфактура» в переводе с латин­ского языка означает «ручной труд». И действи­тельно, там использовали самые простые приспособления – прялки, ручные станки. На мануфактурах работало до тысячи рабо­чих, и каждый занимался каким-то опреде­ленным делом: одни расчесывали овечью шерсть, другие пряли (делали из этой шер­сти нитки), третьи ткали, четвертые краси­ли ткань. Выполняя постоянно одну и ту же операцию, рабочие привыкали делать все быстро и качественно, поэтому сукно, изго­товленное на английских мануфактурах, охотно покупали и в Англии, и в других странах Европы.

Самым выгодным товаром в Англии ста­ла овечья шерсть – ведь ее требовалось все больше и больше. Появилась даже поговорка: «Копыто овцы превращает песок в золото».

Трудные времена настали для англий­ских крестьян: помещики – владельцы земли отбирали у крестьян их земельные участки, вырубали фруктовые сады, даже дороги перекапывали и устраивали на их месте пастбища. Некоторые владельцы зем­ли выгоняли крестьян из деревни, чтобы на месте крестьянских домов тоже устроить па­стбища для овец, а шерсть продать владель­цам мануфактур. В английских деревнях почти не осталось крестьян – какой же крестьянин без земли! «Во всем виноваты овцы, – говорили английские крестьяне. – Овцы пожирают людей».

К особенностям английской революции следует отнести ее идео­логическую форму, которая была облечена в пуританизм. Последний, как рели­гиозное течение, широко распространился среди населения и стал, по существу, идеологией оппозиции. Во время ре­волюции пуританизм раскололся на пресвитерианство, представленное крупной буржуазией и земель­ной аристократией, и индепендентство, состоявшее из средней и мелкой буржуазии. Пресвитериане проповедовали идею конституционной мо­нархии, а индепенденты – соглашаясь с идеей конституционной монархии, требовали увеличения числа своих представителей в парламенте.

Необходимо также отметить и движение левеллеров, объединявшее ремесленни­ков и свободных крестьян. Они требовали республиканской формы правления и равноправия всех граждан.

В английском парламенте палата лордов противостояла палате общин. Последняя – пыталась влиять на внутреннюю и внешнюю политику абсолютизма.

Монархия, опираясь на узкий слой придвор­ной и частично провинциальной знати, вступила в полосу кризиса и упадка. В сложных внутри- и внешнеполитических условиях представители буржуа­зии, находившиеся в парламенте, отказали королю в денежных сред­ствах. Возникла конфликтная ситуация между феодальной монархи­ей, с одной стороны, и буржуазией и новым дворянством – с другой. В 1628 году королю Карлу I (1600–1649) парламентом была подана Петиция о праве, в которой, со ссылкой на Великую Хартию вольностей, было указано на недопустимость лишения английского подданного земли, изгна­ния его из страны и заточения в тюрьму без ос­нованного на законе судебного приговора. В Петиции были изложе­ны возражения против введения военного положения, систематичес­ких постоев солдат у населения, новых налогов без согласия парламента. Петиция о праве стала законом, поскольку Карл I был вынужден утвердить ее.

В 1629 году Карл I распустил парламент и до 1640 года едино­лично правил страной. Недостаток средств для ведения военных действий в Шотландии вынудил короля прибегнуть к созыву парламента, получившего за свою недолговечность назва­ние «Короткого» (с 13 апреля по 5 мая 1640 г.). Этот парламент согласился удовлетворить требования короля о введении дополнительных налогов лишь в обмен на реформы, призванные ликвидировать злоупотребления чиновников и королевский произвол. По этой причине Карлу I пришлось распустить Короткий парламент. В ноябре 1640 года король, понимая, что без парламента не удастся вый­ти из кризиса, созывает новый парламент, который работает до 1653 года и получает в истории название «Долгий».

Долгий парламент. С его деятельностью связан первый этап революции – конституционный. Историю английской революции следует разделить на четыре этапа:

1) конституционный (3 ноября 1640 г. – 22 августа 1642 г.);

2) первая гражданская война (1642–1646);

3) углубление демократического содержания революции (1646–1649);

4) индепендентская республика (1649–1653).

Долгий парла­мент принял законы, согласно которым парламент созывался каж­дые три года независимо от воли короля и не мог быть распущен по инициативе монарха. Кроме того, по решению парламента были упразднены Звездная палата и Высокая комиссия, являвшиеся опорой короля. 1 декабря 1641 года. Долгий парламент принял Великую ремонстрацию, ограничившую власть короля и предусматривавшую невозможность произвола во взимании налогов, неприкосновенность собственности, уменьшение власти епис­копов и реформацию церкви.

Гражданская война. Гражданская война разделяется на два пе­риода:

1) руководство военными действиями находится в руках пресвитериан;

2) руководство переходит к индепендентам.

Лучше вооружен­ная и обученная армия короля первоначально одерживает победы над армией парламента. По предложению генерала О. Кромвеля (1599–1658) парламентская армия была реформирована, подчинена едино­му командованию. В 1645 году армия парламента одержала победу над армией короля (последний бежал в Шотландию, а затем был вы­дан парламенту). В парламенте большинство составляли пресвитериане, которые считали революцию законченной. Их устраивала кон­ституционная монархия и идея верховенства парламента. В армии преобладали индепенденты, которых поддерживали левеллеры. В 1649 году, после казни Карла I, парламент, в котором к этому времени осталось послушное индепендентам «парламентское охвостье», объя­вил Англию республикой. Верховная власть перешла к палате об­щин, а палата лордов была упразднена. Исполнительная власть пе­решла к Государственному совету.

Протекторат Кромвеля. В 1653 году Кромвель разогнал парла­мент и ввел конституцию, названную «Орудием управления», кото­рая юридически оформила военную диктатуру. По конституции Кромвель объявлялся пожизненным лордом-протектором. Он обладал широким кругом полномочий, например, назначал членов Государственного совета. С этого времени начинается движе­ние назад – от республики к монархии.

Реставрация Стюартов. В 1658 году после смерти Кромвеля, страной правил его сын, но вскоре, парламент объявил себя учредительной властью и в 1660 году возвел на престол сына казненного короля – Карла II Стюарта (1630–1685). В Англии оформляются две партии – тори и виги. Первая представляла интересы короля, а вторая – интересы буржуазии и среднего дворянства. В парламенте господствовали тори. В 1679 году виги по­лучили в парламенте большинство мест и приняли закон, названный «Актом для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем» («Хабеас корпус акт»), который, прежде всего, со­здал гарантии неприкосновенности для членов вигского парламента от преследования королевских чиновников. Этот закон закреплял право арестованного английского подданного на судебную проверку оснований ареста, которая осуществлялась в установленном законом порядке, при этом предусматривалась возможность освобождения арестованного под денежный залог и поручительство. На должностных лиц и судью в случае невыпол­нения «Хабеас корпус акта» налагался штраф в размере 500 фунтов стер­лингов и применялось отстранение от должности. В дальнейшем Акт стал важнейшим конституционным документом страны.

«Славная революция» и ее последствия. В 1685 году на престол взошел король Яков II (1633–1701), который проводил антибуржуазную политику.

В ответ парламент не стал его поддерживать. Тори и виги объединили свои силы и совершили «Слав­ную революцию», в результате которой в 1689 году на престол был воз­веден Вильгельм Оранский (1650–1702) – штатгальтер Нидерлан­дов. В Англии утвердилась конституционная монархия, власть в цен­тре и на местах оставалась у землевладельцев, которые обязывались соблюдать интересы буржуазии. При вступлении на престол король подписал «Билль о правах», в котором устанавливалось верховенство парламента в области законодательства. В то же время у короля ос­тавалось право вето на законопроекты и значительная часть испол­нительной и судебной власти.

Акт об устроении, или Закон о престолонас­ледии был принят в 1701 году. Он определял поря­док престолонаследия после бездетного Вильгельма Оранского. Кро­ме этого, устанавливал важные для государственного строя Англии принципы – принцип контрасигнатуры и несменяемости су­дей. Первый принцип означает, что акты короля действительны лишь после подписания их соответствующим министром, а второй, - что судьи могут быть от­странены от должности только по решению парламента.

Развитие конституционной монархии в XVIII в. Кроме писанного конституционного права (Хабес корпус акт, Билль о правах, Акт об устроении) в Англии действовали неписанные пра­вила, которые стали конституционными прецедентами. Например, к последним можно отнести формирование правительства из членов партии, которая победила на выборах, отказа короля от права вето, коллегиальная ответственность кабинета министров.

Парламент. Парламент Англии состоял из двух палат–палаты лордов и палаты общин. Порядок их комплектования был различным. В палату лордов входили лица, приглашаемые королем, занимавшие важные государственные должности, наследственные пэры, а в палату общин – лица, прошедшие на основе избирательного права. При этом был установлен имущественный и земельный ценз. Благодаря этому нижняя палата по своему социальному составу практически не отличалась от верхней, что в результате привело к господству аристократии в парламенте. С трех до семи лет был увеличен срок полномочий палаты общин, что по существу означало значи­тельную независимость членов парламента от избирателей.

Кабинет министров. Монарх был оттеснен от управления де­лами кабинета на основании конституционного прецедента (кабинет стал заседать без короля). Но при этом утвердился принцип неответ­ственности (политической) короля, который лишался реальной власти. За подпи­санный документ ответственность возлагалась на министра. Сфор­мировалась солидарная ответственность английского парламентариз­ма. Король мог назначать на все важные должности в кабинете лишь тех лиц, которых поддерживает парламентское большинство. Утвер­дился важный принцип, согласно которому кабинет пребывает у вла­сти, пока имеет поддержку большинства палаты общин. Такое прави­тельство стали называть «ответственным правительством». Ответственность правительства обеспечивалась обособленностью от короля, формированием кабинета из лидеров большинства в парламенте и коллективной ответственностью перед палатой общин.

Читайте также: