Как заблудшую овцу за собой поведешь

Опубликовано: 16.04.2024

Приближались к Иисусу все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

В Евангелии от Луки даны великие притчи о милосердии Божием. Мытари и грешники приходят ко Христу послушать Его. Фарисеи и книжники — в ярости. Это явный соблазн: Он принимает грешников и нечистых и ест с ними! Господь отвечает им притчами, объясняющими, что это значит. Мы слышим точно такое же откровение Господа о другом грешнике — Закхее: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19, 10).

Первая из этих притч — о заблудшей овце. Перед нами — образ грешника, идущего стропотными путями греха. Он подобен потерявшейся овце. Он потерян для Бога, потерян для своего стада, потерян для себя. Он не знает, где он, и бесцельно бредет, непрестанно подвергая себя опасности нападения хищных зверей. Он исполнен страхов и лишен пастырской заботы. Он не знает, где зеленая пажить, и не может найти обратный путь к своему стаду. Но Бог Небес заботится о грешниках. Особенная Его забота — об этой заблудшей овце. И хотя у Него сто овец, Он не хочет потерять эту одну. Он идет за ней и не жалеет никаких трудов, пока не найдет ее. Бог следует за уходящим от Него грешником и не покидает его, пока тот не поймет, что надо возвращаться назад. Хотя Бог находит его выбившимся из сил и неспособным идти домой, Он не оставляет его погибнуть, но берет к Себе на плечи и с великой нежностью несет к Своему стаду. Мы знаем это изображение Великого Пастыря в древних катакомбах. Те, кого Господь несет на Своих раменах, никогда не погибнут. Тайна Господа — тайна обретения. Ради этого Он пришел — найти то, что потеряно.

Притча о потерянной драхме — о той же тайне. У этой женщины было десять серебряных драхм, и одна из них потерялась. Кто-то из святых XVI века сказал: «Господи, неужели, несмотря на всю греховность человечества, девять из десяти, нет — девяносто девять из ста, как показано в притче о заблудшей овце, сохраняют верность Тебе?» Но и сегодня, глядя на несравненно худшее состояние мира, мы не отчаиваемся. И еще святые отцы говорят, что на самом деле это соотношение — Ангелов и падшего человечества. «Аз есмь погибшая драхма», — молится каждый из нас Великим покаянным Каноном. Драхма — серебряная монета, и наша душа — серебро бесконечной цены, не грубый металл — железо или свинец. Это серебряная монета, запечатленная Божиим образом и надписанием Царя Небесного. Это серебро потеряно среди пыли и грязи, и всякий скажет: «Ему не место здесь». Женщина зажигает светильник, подметает дом и тщательно ищет потерянную драхму, и находит ее. Святые отцы говорят, что Бог употребляет все средства, чтобы привести к Себе заблудшую душу. Он зажигает светильник Евангелия (в Каноне преподобного Андрея Критского светильник — учитель покаяния Предтеча), чтобы показать нам путь к Себе. Женщина созывает подруг и соседок и говорит: «Порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Радующиеся истинной радостью желают, чтобы их друзья радовались с ними. И эта притча заканчивается так же, как и предыдущая.

Что поражает более всего в этих притчах? Это противопоставление печали греха и переливающейся через край радости при покаянии грешника. Нам дается образ Царства Небесного, несравненно более привлекательного, чем холодная констатация добродетелей и заслуг праведников, не имеющих нужды в прощении. Небо Христа — яркое, цветное, пасхальное. Небо ведущих счет своих добрых дел согласно Закону — серое и мрачное. Потому теперь, в этой жизни, мы должны избрать покаяние. Да, мы грешники, но кающиеся. Требуется доброе богословское и духовное здравие, чтобы ясно осознавать, что это покаяние — дар Божий, а не дар наших усилий и заслуг. В противном случае мы окажемся среди праведников, не имеющих нужды в покаянии. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». Более радости об обращении язычников и мытарей, грешников, которые услышали проповедь Христову, чем о всех молитвах и всех благодарениях, вроде: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди» — исполненных самоправедности иудеев. Христос говорит, что Бог более прославляется и радуется сокрушенному сердцу одного этого грешника, чем всем долгим молитвам фарисеев, невидящих в себе никаких грехов.

Покаяние грешников на земле — радость на небесах. Самые великие грешники могут покаяться. Пока длится жизнь, остается надежда, и мы не должны отчаиваться в ком бы то ни было. На небесах всегда радость. Но более всего — о кающихся грешниках. Бог радуется не только обращению целых народов, но об одном грешнике кающемся — всего одном! Ангелы света будут радоваться, что эта бездна милости показана им. Спасение рода человеческого началось радостью в присутствии Ангелов, воспевших: «Слава в вышних Богу!» и завершится среди их ликования. Наш Бог — любяй праведныя и грешныя милуяй. Бог любит тех, кто не уклоняется от пути. Таковы Ангелы, ни в чем не отступившие от Господа. Но радость радостей для Него, когда заблудший обретен и приходит домой. Таковы все святые, таково все призванное к святости человечество.

«За хвостик тетеньки держаться«

Выражение из юмористического стихотворения А. Франка «Хвостик» (80-е годы 19 века). Лев, «зверей владыка», повелел всем зверям собраться в лесу: среди зверей, спешивших на собрание, оказался поросенок; крупные звери его совсем бы затолкали, но он встретил свою тетеньку; кабан расчистил им дорогу, и поросенок пришел одним из первых.
Да он-то как вперед пробрался?
За хвостик тетеньки держался!
Стихотворение «Хвостик» пользовалось в свое время большой популярностью, оно печаталось в различных «чтецах-декламаторах», его декламировали с эстрады, и приведенная цитата из него служила для обозначения протекции «своему человечку».

«За человека страшно«

Выражение из трагедии Шекспира «Гамлет» в переводе Н. Полевого (1837), д. 3, явл. 3, монолог Гамлета: Страшно, За человека страшно мне. У Шекспира этой фразы нет, она принадлежит переводчику. В. Г. Белинский в своей статье о переводе Полевого (1838), процитировав это окончание монолога Гамлета и отметив, что оно принадлежит переводчику, писал: «Но его и сам Шекспир принял бы, забывшись, за свое, так оно идет тут, так оно в духе его…» Крылатости выражения, созданного Полевым, способствовала изумительная игра П. С. Мочалова (1800—1848) в роли Гамлета. Аполлон Григорьев в стихотворении «Искусство и правда», вспоминая игру Мочалова, говорит: …он любил, я верю свято, Офелию побольше брата! Ему мы верили, одним С ним жили чувством, дети века, И было нам — за человека, За человека страшно с ним!
Примеры из литературы:
Я узнал мимоходом, урывками кое-что из жизни побитой женщины и ее товарок; но через эти урывки скользила для меня целая драма — такая драма, в которой за человека страшно (В. Крестовский, «Петербургские трущобы»).
Поговорил с ним о правде и честности… Честность, говорит, можно признавать только одну «абсолютную», которую может иметь и вор и фальшивый монетчик… Дальше я не хотел и речи вести об этом: взаправду «за человека страшно» (Н. С. Лесков. «Смех и горе»).

«Заблудшая овца«

Так говорят о человеке беспутном, сбившемся с правильного пути. Выражение возникло из евангелия (Матф., 18, 12; Лука, 15, 4—6).
Примеры из литературы:
«Авось, думал смотритель (о дочери), — приведу я домой заблудшую овечку мою» (А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»).
Заблудших так приводим мы овец
Со дна трущоб на чистый путь спасенья.
(А. К. Толстой. «Сон Попова»)

«Забытые слова«

Выражение употребляется в значении: забытые святыни, идеалы. В этом значении его впервые употребил М. Е. Салтыков-Щедрин, назвав так начатую им последнюю работу; она была напечатана после смерти его в «Вестнике Европы» (1889, кн. 6). В редакционной статье, сопровождающей публикацию, сообщено, что относительно темы задуманной работы Салтыков в беседах с близкими ему людьми высказывался очень кратко и отрывочно; «не раз по поводу тех или других явлений текущей общественной жизни или прочитанной им статьи в газете он повторял как бы самому себе: «да это теперь забытые, слова, следует их напомнить».
Примеры из литературы:
…и вы тоже ведь заглядываете в храмы ваших святынь лишь для того, чтоб «люди про вас худо не думали». Не сами ли вы называете святыни ваши «забытыми словами» (М. Горький, Литературные заметки по поводу нового рассказа Чехова «В овраге»).
…замечательная критика парламентаризма, данная в 1871-ом году (Марксом), тоже принадлежит теперь, благодаря господству согфгалшовинизма и оппортунизма, к числу «забытых слов» марксизма (В. И. Ленин, «Государство и революция»).

«Завиральные идеи«

Выражение из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824), д. 2, явл. 3, слова Фамусова, обращенные к Чацкому: Пожалоста, при нем не спорь ты вкривь и вкось, И завиральные идеи эти брось. Выражение это употреблялось в значении: ложные, вздорные идеи, под которыми разумелось политическое вольнодумство. Грибоедов, повидимому, взял это выражение из живой речи. П. А. Вяземский рассказывает, что поэт И. И. Дмитриев (1760—1837) «клеймил умствования и притязания заносчивой молодежи шуточным прозванием завиральных идей» (Полн. собр. соч. П. А. Вяземского, т. VII, СПБ. 1882, с. 165).
Примеры из литературы:
Дмитрий Павлович имел все те достоинства, которые высшее начальство ищет в человеке нашего века, без тех недостатков, за которые оно гонит его: образование, хорошая фамилия, богатство, агрономия и не только отсутствие «завиральных идей», но и вообще всяких происшествий в жизни (А. И. Герцен, «Былое и думы»).
— Вот что я тебе советую в последний раз: укроти немного свой характер, брось завиральные идеи, глупо ведь, служи, как служат все порядочные люди, то есть гляди на жизнь и на службу практически (А. Н. Островский, «Доходное место»).


14 И когда он все потратил, на той земле возник сильный голод; и он начал испытывать нужду. 15 И он пошел и присоединился к гражданину этой страны; и он послал его на свои поля кормить свиней. 16 И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, и никто не давал ему. 17 Когда же он пришел в себя, то сказал: сколько у наемных слуг отца моего достаточно хлеба, чтобы сэкономить, и я погибну от голода! 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже не достоин называться сыном твоим; сделай меня одним из наемников твоих. 20 Он встал и пришел к отцу своему. Но когда он был еще далеко, его увидел отец, и он испытал сострадание, и побежал, и упал ему на шею, и поцеловал его. 21 Сын сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. 22 Но отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его; и надень кольцо на руку его и обувь на ноги, 23 и принеси сюда откормленного теленка и убей его; и будем есть и веселиться: 24 ибо сын мой умер и снова жив; он был потерян и найден. И они начали веселиться. 25 И был его старший сын в поле; и когда он подошел и приблизился к дому, он услышал музыку и танцы. 26 Он позвал одного из слуг и спросил, что это значит. 27 И сказал ему: брат твой пришел; и твой отец убил откормленного теленка, потому что он принял его в целости и сохранности. 28 Он был зол и не хотел идти, поэтому вышел отец его и умолял его. 29 И он, отвечая, сказал отцу своему: вот, много лет я служу тебе, и я ни за что не согрешил, заповеди твоей; а ты никогда не давал мне ребенка, чтобы я мог веселиться с друзьями моими 30. как этот сын твой пришел, который пожрал твою жизнь блудницами, ты убил для него откормленного теленка. 31 И сказал ему: сын мой! Ты со мной всегда, и все, что у меня есть, твое. 32 Было собрано, что мы должны веселиться и радоваться, потому что брат твой был мертв и снова жив; и был потерян, и найден.

Я должен был процитировать вышеупомянутые длинные Священные Писания, чтобы мы могли эффективно понимать эти молитвы. Это 20 молитв освобождения для заблудшие овцы Это агрессивная молитва, что мы молимся за спасение потерянной души. Есть определенные люди, которые никогда не будут спасены, если с ними не случится что-то странное. Полу потребовалось радикальное столкновение, чтобы спасти Павла. Деяния 9: 5. Приведенное выше отрывок из Луки 15 говорит нам, что блудный сын вспомнил дом, когда начал страдать. Позвольте мне быстро сказать это: Бог не причиняет вреда своему творению (людям) только для того, чтобы спасти их, Библия говорит, что именно доброта Господа ведет нас к покаянию Римлянам 2: 4. Но правда в том, что каждый грешник всегда будет подвержен атакам дьявола, в жизни грешников всегда будут разочарования и пустоты, это молитвы очень стратегические, где будут молиться, чтобы Бог использовал эти вызовы, чтобы привлечь их ему самому. Мы также молим, чтобы Бог арестовал их и показал им себя в видениях и откровениях. Вот почему мы молимся этой молитвой.

Если у вас есть любимый человек, который заблудился в грехе, помолитесь этими молитвами об избавлении за заблудшую овцу для него / нее. Когда вы молитесь этой молитвой, Бог арестует их, Он будет использовать разочарования их жизни, чтобы привлечь их к Себе. Бог может даже противостоять им, чтобы спасти их. Не отказывайтесь от заблудших, молитесь этой молитвой с верой сегодня и ожидайте мгновенных свидетельств.

20 молитв избавления за потерянную овцу

1. Отец, я молю, чтобы (упоминая имя человека) не было покоя, пока он не вернется в покаянии к своему Создателю.

2. Я приказываю каждому злому другу, сбивающему с толку (упомяните имя человека), быть отделенным от него, во имя Иисуса.

3. Пусть ангелы Божьи восстанут и преградят путь (упомяните имя человека) с большим сопротивлением, пока он не вернется к Спасителю во имя Иисуса.

4. Пусть все странные любовники начинают избегать (упомяните имя человека) с сегодняшнего дня, во имя Иисуса.

5. Господи, позволь своему божественному суду обрушиться на всех злых коллаборационистов (упомяните имя человека)

6. О, Господь, возведи стену препятствий (упоминая имя человека), чтобы он не мог совершать никаких нечестивых действий.

7. Пусть все хорошее, чем (упомяните имя человека) наслаждается, тем самым ожесточая его сердце для истины, будет удалено во имя Иисуса.

8. Позвольте (упомяните имя человека) заболеть всеми формами алкоголя или с использованием любого материала, вызывающего зависимость, во имя Иисуса.

9. Я разрушаю каждое проклятие жизни (упомяните имя человека) во имя могущественного Иисуса.

10. Пусть ангелы живого Бога начнут преследовать всех бесов (упомяните имя человека) во имя Иисуса.

11. Господь, вернись к основанию своей жизни и проведи необходимые хирургические операции во имя Иисуса.

12. Я связываю каждого сильного человека, выступающего против спасения этих заблудших овец, во имя Иисуса.

13. Пусть каждый демон разрушения в его / ее жизни будет уничтожен во имя Иисуса.

14. Дорогой Господь, арестуй этого, даже когда ты арестовал Саула, который стал почтальоном во имя Иисуса.

15. Все злые последствия внешних вмешательств в его / ее жизни должны быть полностью нейтрализованы во имя Иисуса.

16. Я парализую каждого архитектора конфликта и враждебности в его / ее жизни во имя Иисуса.

17. Пусть всякая злая сила, пытающаяся увлечь его / ее в ад, будет остановлена ​​и изгнана во имя Иисуса.

18. Отец, спаси эту потерянную овцу и возьми всю славу во имя Иисуса.

19. Отец, пусть спасение этих потерянных овец приведет ко спасению многих других во имя Иисуса.


14 И когда он все потратил, на той земле возник сильный голод; и он начал испытывать нужду. 15 И он пошел и присоединился к гражданину этой страны; и он послал его на свои поля кормить свиней. 16 И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, и никто не давал ему. 17 Когда же он пришел в себя, то сказал: сколько у наемных слуг отца моего достаточно хлеба, чтобы сэкономить, и я погибну от голода! 18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою 19 и уже не достоин называться сыном твоим; сделай меня одним из наемников твоих. 20 Он встал и пришел к отцу своему. Но когда он был еще далеко, его увидел отец, и он испытал сострадание, и побежал, и упал ему на шею, и поцеловал его. 21 Сын сказал ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. 22 Но отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его; и надень кольцо на руку его и обувь на ноги, 23 и принеси сюда откормленного теленка и убей его; и будем есть и веселиться: 24 ибо сын мой умер и снова жив; он был потерян и найден. И они начали веселиться. 25 И был его старший сын в поле; и когда он подошел и приблизился к дому, он услышал музыку и танцы. 26 Он позвал одного из слуг и спросил, что это значит. 27 И сказал ему: брат твой пришел; и твой отец убил откормленного теленка, потому что он принял его в целости и сохранности. 28 Он был зол и не хотел идти, поэтому вышел отец его и умолял его. 29 И он, отвечая, сказал отцу своему: вот, много лет я служу тебе, и я ни за что не согрешил, заповеди твоей; а ты никогда не давал мне ребенка, чтобы я мог веселиться с друзьями моими 30. как этот сын твой пришел, который пожрал твою жизнь блудницами, ты убил для него откормленного теленка. 31 И сказал ему: сын мой! Ты со мной всегда, и все, что у меня есть, твое. 32 Было собрано, что мы должны веселиться и радоваться, потому что брат твой был мертв и снова жив; и был потерян, и найден.

Я должен был процитировать вышеупомянутые длинные Священные Писания, чтобы мы могли эффективно понимать эти молитвы. Это 20 молитв освобождения для заблудшие овцы Это агрессивная молитва, что мы молимся за спасение потерянной души. Есть определенные люди, которые никогда не будут спасены, если с ними не случится что-то странное. Полу потребовалось радикальное столкновение, чтобы спасти Павла. Деяния 9: 5. Приведенное выше отрывок из Луки 15 говорит нам, что блудный сын вспомнил дом, когда начал страдать. Позвольте мне быстро сказать это: Бог не причиняет вреда своему творению (людям) только для того, чтобы спасти их, Библия говорит, что именно доброта Господа ведет нас к покаянию Римлянам 2: 4. Но правда в том, что каждый грешник всегда будет подвержен атакам дьявола, в жизни грешников всегда будут разочарования и пустоты, это молитвы очень стратегические, где будут молиться, чтобы Бог использовал эти вызовы, чтобы привлечь их ему самому. Мы также молим, чтобы Бог арестовал их и показал им себя в видениях и откровениях. Вот почему мы молимся этой молитвой.

Если у вас есть любимый человек, который заблудился в грехе, помолитесь этими молитвами об избавлении за заблудшую овцу для него / нее. Когда вы молитесь этой молитвой, Бог арестует их, Он будет использовать разочарования их жизни, чтобы привлечь их к Себе. Бог может даже противостоять им, чтобы спасти их. Не отказывайтесь от заблудших, молитесь этой молитвой с верой сегодня и ожидайте мгновенных свидетельств.

20 молитв избавления за потерянную овцу

1. Отец, я молю, чтобы (упоминая имя человека) не было покоя, пока он не вернется в покаянии к своему Создателю.

2. Я приказываю каждому злому другу, сбивающему с толку (упомяните имя человека), быть отделенным от него, во имя Иисуса.

3. Пусть ангелы Божьи восстанут и преградят путь (упомяните имя человека) с большим сопротивлением, пока он не вернется к Спасителю во имя Иисуса.

4. Пусть все странные любовники начинают избегать (упомяните имя человека) с сегодняшнего дня, во имя Иисуса.

5. Господи, позволь своему божественному суду обрушиться на всех злых коллаборационистов (упомяните имя человека)

6. О, Господь, возведи стену препятствий (упоминая имя человека), чтобы он не мог совершать никаких нечестивых действий.

7. Пусть все хорошее, чем (упомяните имя человека) наслаждается, тем самым ожесточая его сердце для истины, будет удалено во имя Иисуса.

8. Позвольте (упомяните имя человека) заболеть всеми формами алкоголя или с использованием любого материала, вызывающего зависимость, во имя Иисуса.

9. Я разрушаю каждое проклятие жизни (упомяните имя человека) во имя могущественного Иисуса.

10. Пусть ангелы живого Бога начнут преследовать всех бесов (упомяните имя человека) во имя Иисуса.

11. Господь, вернись к основанию своей жизни и проведи необходимые хирургические операции во имя Иисуса.

12. Я связываю каждого сильного человека, выступающего против спасения этих заблудших овец, во имя Иисуса.

13. Пусть каждый демон разрушения в его / ее жизни будет уничтожен во имя Иисуса.

14. Дорогой Господь, арестуй этого, даже когда ты арестовал Саула, который стал почтальоном во имя Иисуса.

15. Все злые последствия внешних вмешательств в его / ее жизни должны быть полностью нейтрализованы во имя Иисуса.

16. Я парализую каждого архитектора конфликта и враждебности в его / ее жизни во имя Иисуса.

17. Пусть всякая злая сила, пытающаяся увлечь его / ее в ад, будет остановлена ​​и изгнана во имя Иисуса.

18. Отец, спаси эту потерянную овцу и возьми всю славу во имя Иисуса.

19. Отец, пусть спасение этих потерянных овец приведет ко спасению многих других во имя Иисуса.

Мф.18:12. Что вам мнится; Аще будет некоему человеку сто овец, и заблудит едина от них: не оставит ли девятьдесят и девять в горах и шед ищет заблуждшия . Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?:

Человеком называет Себя Самого, а стами овцами — всю разумную тварь Ангелов и людей; овцами, потому что они подчинены и пасутся Им, а стами — по причине совершенства видов этих разумных тварей: их столько, сколько нужно. Число сто Он обыкновенно употребляет для обозначения совершенства, как напр. и о земле, приносящей плод во сто крат, как сказано в тринадцатой главе. Заблудившаяся овца это человеческий род, отделившийся от стада Божия и последовавший за коварными демонами. Горы, по мнению одних, — это небо, по причине его высоты, на котором Господь оставил другие виды (разумной твар11), а по мнению других — земля, потому что на ней любят пребывать дикие демоны, как на горах звери, и потому что она приносит не добрый плод, радующий всеблагого нашего Владыку, а дикий, доставляющий удовольствие дикому сатане. К этим-то демонам Он и пошел, чтобы найти заблудившуюся овцу. Если человек не презирает заблуждающейся неразумной овцы, хотя имеет много незаблудившихся, то тем более не презирает разумной овцы Бог, милосердие Которого по отношению к милосердию человеческому ведь то же, что целое море по отношению к капле воды.

Мф.18:13. И аще будет обрести ю, аминь глаголю вам, яко радуется о ней паче, неже о девятидесятих и девяти не заблуждших . И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся.

Мы не столько радуемся тому, чем владеем безопасно, сколько тому, что мы приобрели после потери. Владея первым всегда, мы не ощущаем столь великой радости, но потеряв второе и сильно опечалившись происшедшим отсюда вредом, мы, найдя потом, сильно радуемся, как бы получив какую-нибудь прибыль.

Мф.18:14. Тако несть воля пред Отцем вашим Небесным, да погибнет един от малых сих . Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.

Так, как научила притча. Отцом учеников называет Самого Себя, не только как их Учителя, но и как Творца. Нужно знать, что Отцом учеников Он иногда называет Своего Отца, а иногда — Себя. «Пред Отцем вашим» — вместо: в Отце вашем; это выражение тоже есть идиоматизм. Но почему Он не дал признака, по которому мы могли бы отличать этих малых? Чтобы, не зная достойного, мы не презирали никого, но заботились обо всех.

Мф.18:15. Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем . Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним;

Окончив Свою сильную речь против соблазняющих и отовсюду их устрашив, переходит и к соблазняемым и повелевает им не пренебрегать соблазняющими. Братом называет единоплеменника и единоверца. Так как соблазнивший неохотно придет для оправдания, краснея и стыдясь соблазненного, то и посылает к нему этого последнего. Пойди, говорит, и обличи его, т. е. напомни ему, что он тебя соблазнил, докажи ему, что он тебя обидел, но только по-братски и с желанием исправить его, а не враждебно и с желанием порицать. И чтобы это обличение легче было принято, советует, чтобы оно происходило только между двумя, чтобы обличенный публично не сделался еще наглее и неисправимее.

Мф.18:15. Аще тебе послушает, приобрел еси брата твоего . если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

Если он послушает твоих увещаний, раскается и осудит самого себя, то ты получил великую прибыль, именно — самого брата своего, член свой. Прежде ты потерял его, отторгнувшегося было вследствие соблазна от братского общения, что для истинных братьев составляет большую потерю.

Мф.18:16. Аще ли тебе не послушает, поими с собою еще единаго или два, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол . если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

Так как ты один не мог уврачевать, то возьми с собою еще немногих, — чтобы опять-таки он не ожесточился еще более, думая, что изобличен всенародно, — а одного или двух помощников для того, чтобы в том случае, когда он не смягчится, они были свидетелями твоей кротости и его жестокости, чтобы по положению древнего закона при устах, или устами, двух или трех свидетелей стало, или подтвердилось, всякое слово, т. е. что ты со своей стороны сделал все и ничего не опустил, придя сперва к нему сам один, а после взяв с собою и других.

Мф.18:17. Аще же не послушает их, повеждь Церкви . если же не послушает их, скажи церкви;

Церковью здесь называет предстоятелей Церкви верующих. Открой им все, относящееся к нему. Может быть, они убедят его, уважающего достоинство их.

Мф.18:17. Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь . а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь.

Прекрати с ним после этого всякое общение, как с неисцелимым. К неверующим язычникам присоединил и мытарей по причине их любостяжания, корыстолюбия, бесчувственности и несправедливости. Итак, послушаем же мы, подверженные такого рода страстям. Смотри, какое старание Он заповедует прилагать для исправления соблазнивших нас; а мы не стараемся врачевать даже тех, которых мы сами соблазнили. Но что же? одно ли это наказание будет для неисцелимого? Нет; слушай, что дальше следует.

Мф.18:18. Аминь (бо) глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех . Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

Повелев сказать, наконец, Церкви, т. е. предстоятелям Церкви, теперь направляет речь к ним, говоря: «елика аще свяжете на земли» и пр. Это Он сказал (гл. 16) и Петру; там найди и объяснение. Смысл этого изречения такой: всякое решение ваше на земле Бог утвердит на небе, отсечете ли вы неизлечимых от Церкви, или же раскаявшихся после опять примете. А этим Он угрожал не для того, чтобы это случилось, но для того, чтобы всякий, устрашенный и отсечением от Церкви, и определением Божиим, избежал бы этого. Для того Он и установил первый, второй и третий суд, и только после этого считал его достойным отвержения, чтобы, если он не послушает первого суда, то покорился бы второму, — а если презрит этот, страшился бы третьего, — а если не уважит и этого, то ужаснулся бы страшного отсечения и еще более страшного высшего суда, и все-таки исправился бы.

Мф.18:19. Паки аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех . Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,

О, как много Он заботится о любви, повторяя в разных местах Евангелия речь о ней. И теперь, высказав сильные угрозы соблазняющим и неисправляющимся, несмотря на старания самих соблазненных, высказывает опять великие обещания любящим, то угрозами, то обещаниями собирая христиан к любви. Итак, говорит: если двое из вас, конечно, живущие в любви, согласятся просить у Бога чего-либо, то будут услышаны; если двое, то тем более многие. Но почему часто два какие-нибудь человека, живущие в любви и согласившиеся просить Бога о чем-либо, не бывают услышаны? Потому что они не подобны апостолам; а Спаситель не просто сказал: если двое согласятся, «но аще два от вас» , т. е. подобно вам добродетельные. Итак, они или не исполняют всего с своей стороны, или просят бесполезного, или приносят молитвы против оскорбившего, или молятся за недостойного, или вообще есть какая-либо другая причина, от которой зависит неуспех; но проводящие жизнь добродетельную, живущие в любви и согласившиеся просить тотчас получают, так как Обещавший лгать не может. Конечно, и один добродетельный человек, если попросит, будет услышан, — но не настолько, насколько двое согласившихся на это. Сказав: «будет има от Отца Моего» ,
далее показывает, что дает не только Отец, но и Он Сам. Поэтому и говорит затем:

Мф.18:20. Идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их …, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

во имя Мое, т. е. ради Меня, ради заповедей Моих, а не по какой-либо другой причине. Итак, где они соберутся по этой причине, там и Я посреди их, соединяющий и охраняющий их, и исполняющий их прошения. Не сказал: «буду» , но тотчас же «есмь» . Говорят же о Боге, что среди этих Он есть, а среди тех Его нет, не потому что Он ограничен (ибо Он не ограничивается никаким местом), но потому, что сила Его пребывает в людях достойных.

Мф.18:21. Тогда приступль к Нему Петр рече: Господи, колькраты аще согрешит в мя брат мой, и отпущу ли ему … Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня?:

Так как Господь учил о любви и прощении обид, то любознательнейший Петр опять предлагает вопрос, не зная, что всегда должно прощать согрешающих.

Мф.18:21. До седмь крат . до семи ли раз?:

Спрашивает об этом с преувеличением, думая показаться великодушнейшим. Но что же Христос?

Мф.18:22. Глагола ему Иисус: не глаголю тебе: до седмь крат, но до седмьдесят крат седмерицею . Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз

Седмижды семьдесят раз, говорит Златоуст, не означает здесь определенного числа, а неопределенное, постоянно, всегда. Как тысяча раз ( μυριακις ) у греков значит часто, так и у евреев семь раз, — а тем более семьдесят раз; но еще более составленное из этих слов седмижды семьдесят раз. Так как мы бесконечно грешим против Бога, то Он повелел бесконечное число раз прощать согрешающим и против нас, но каждый раз кающимся. А того, кто не раскаивается, Он повелел после третьего увещания отвергнуть, как язычника и мытаря; ибо кто простит непросящему прощения!

Читайте также: