Сколько типов гамет образуют серые овцы

Опубликовано: 20.04.2024


3. Жеребец по кличке Дирол страдал аниридией (в глазах не было радужной оболочки). От него получили 143 жеребенка, из них 65 – с аниридией. Матери жеребят были здоровы, так же, как и родители Дирола.

а) Сколько типов гамет образуется у Дирола?

б) Можно ли сказать, что аниридия наследуется по доминантному типу?
в) Опишите словами генотип Дирола.
г) Могут ли быть у здоровых жеребят Дирола больные потомки, если их скрещивать:

– только со здоровыми лошадьми;
– только с гомозиготами;
– только с гетерозиготами?

1. Краткая запись условий задачи.

Доминирование не указано, поэтому предполагаем:

ген А (доминантный) – болен;
ген а (рецессивный) – здоров.

2. Фенотипы и схема скрещивания.

Внимание! Появляется противоречие с условием задачи: родители жеребца здоровы, следовательно, могут нести только гены аа (ген а рецессивен и маскировать ген А не может). Но жеребец по условиям болен и должен содержать этот ген. Таким образом, предположение о доминировании гена А следует признать ошибочным.

Делаем иное предположение (второе из двух возможных):

ген А (доминантный) – здоров;
ген а (рецессивный) – болен.

Из двух возможных генотипов кобыл (Аа и АА) генотип АА не соответствует условиям, т.к. скрещивание аа хАА не даст расщепления в потомстве (генотипы потомков только Аа), а по условиям из 143 жеребят 78 – здоровы, а 65 – больны.

78 : 65 = 1 : 1 (примерно), следовательно, генотипы кобыл теперь определены однозначно:

Проверяем соответствие получаемых результатов условиям задачи: по условиям задачи расщепление по фенотипу примерно равно 1:1 (примерно половина потомства здорова, а половина больна). Это соответствует распределению генотипов в решетке (2Аа : 2аа).

6. Анализ решетки.

а) Жеребец образует один тип гамет – а.
б) Болезнь наследуется по рецессивному типу.
в) Генотип жеребца – рецессивная гомозигота.
г) Здоровые жеребята от этого жеребца имеют генотип Аа.

Учитывая условия вопроса г, следует рассмотреть следующие варианты скрещивания:

Больные потомки (генотип аа) будут во всех случаях.

7. Ответ: 1/нет/рецессивная гомозигота/да, во всех случаях.

4. У томатов рассеченный лист доминантен по отношению к цельнокрайнему. При скрещивании гомозиготного растения с рассеченными листьями с растением, имеющим цельные листья, в первом поколении получили 3 растения, а во втором – 32 растения.

а) Сколько типов гамет образует родительское растение с рассеченными листьями?
б) Сколько растений в F1 гетерозиготны?
в) Сколько растений гетерозиготны в F2?
г) Сколько растений в F2 будут иметь рассеченные листья?
д) Сколько разных фенотипов образуется в F2?

1. Краткая запись условий задачи.

Ген А (доминантный) – рассеченный лист;
ген а (рецессивный) – цельный лист.

2. Фенотипы и схема скрещивания.

6. Анализ решеток.

а) Исходное родительское растение с рассеченными листьями имеет один тип гамет – А.
б) В F1 гетерозиготны (Аа) все растения, их три экземпляра.
в) В F2 гетерозиготна (Аа) только половина растений, т.е. 32/2 = 16.
г) В F2 рассеченные листья (Аа) могут получиться в трех случаях из четырех, т.е. 3/4 х32 = 24.
д) В F2 два разных фенотипа – рассеченные листья (генотипы АА и Аа) и цельные (генотип аа).

7. Ответ:1/3/16/24/2.

5. У каракульских овец ген серой окраски доминирует над геном черной окраски. В гетерозиготном состоянии он обеспечивает серую окраску, а в гомозиготном – вызывает гибель животных. От гетерозиготных овец получили 72 живых ягненка.

а) Сколько типов гамет образуют серые овцы?
б) Сколько ягнят будут иметь серую окраску?
в) Сколько ягнят будут иметь черную окраску?
г) Сколько будет живых гомозиготных ягнят?
д) Сколько можно ожидать мертворожденных ягнят?

Р гетерозигота хгетерозигота

3. Генотипы.

а) Серые овцы имеют генотип Аа, следовательно, образуют два типа гамет (А и а).
б) Серую окраску будут иметь ягнята с генотипами Аа и АА, но по условию задачи ягнята с генотипом АА нежизнеспособны. Два генотипа Аа составляют 2/3 от всех трех генотипов (Аа, Аа, аа). Всего родились 72 ягненка, следовательно, 2/3 х72 = 48.
в) Черная окраска у ягнят с генотипом аа. На его долю приходится 1/3 часть всех «живых» генотипов (Аа, Аа, аа). Следовательно, 1/3 х72 = 24.
г) Гомозиготы – АА и аа, но генотип АА нежизнеспособен, следовательно, живые гомозиготы (аа) – это и есть 24 черных ягненка (см. пункт в).
д) Мертвыми должны рождаться ягнята с генотипом АА, которые составляют 1/4 часть всех генотипов. Всего родились 72 живых ягненка, у которых должны быть три генотипа (Аа, Аа, аа) именно в таком соотношении 2:1, т.е.
3 генотипа из четырех возможных генотипов (АА, Аа, Аа, аа). Таким образом, 72 ягненка соответствуют 3/4 генотипов, а 1/4 = 72/3 = 24 (мертвых ягненка).

1. В одной из пород овец есть животные серой и черной масти. При разведении черных овец в себе ягнята получаются только черные. Скрещивание черных с серыми дает половину ягнят черных, половину – серых. При разведении в себе серых овец, постоянно получаются ягнята серые и черные, причем серых в два раза больше, чем черных. Как наследуются эти окраски? Составьте схемы скрещиваний. Обоснуйте результаты.

P аа (черные) Х аа (черные)

F 1 аа – черные – закон единообразия гибридов первого поколения.

P аа (черные) Х Аа (серые)

F 1 Аа (серые); аа (черные).

Это анализирующее скрещивание и говорит о гетерозиготности серых овец.

P Аа (серые) Х Аа (серые)

F 1 АА (серые); 2 Аа (серые); аа (черные) – второй закон Менделя, закон расщепления.

2. У томатов рассеченный лист является доминантным по отношению к листу с цельным краем. От скрещивания гомозиготного растения с рассеченными листьями с растением с цельнокрайними листьями, в F 1 получено 3 растения, а при переопылении F 1 между собой в F 2 – 32 растения. Составьте схему скрещивания. Отвечая на вопросы, укажите законы, формулы, которыми вы при этом воспользовались. Приведите соответствующие статистические доказательства.

1) сколько типов гамет образует родительское растение с рассеченными листьями?

2) Сколько растений F 1 являются гетерозиготными?

3) Сколько растений F 2 являются гетерозиготными?

4) Сколько растений F 2 будут иметь рассеченные листья?

5) Сколько фенотипов образуется в F 2?

А – рассеченный лист

P АА (рассеч.) Х аа (цельнокр.)

F 1 Аа – рассеч. – единообразие гибридов первого поколения

F 1 Аа (рассеч.) Х Аа (рассеч.)

F 2 АА (рассеч.); 2 Аа (рассеч.), аа (цельнокр.) - второй закон Менделя, закон расщепления.

1) в случае гмозиготности – 1 тип гамет (А), в случае гетерозиготности – 2 типа гамет (А, а).

3. У каракульских овец ген А в гетерозиготном состоянии обусловливает серую окраску, а в гомозиготном состоянии вызывает гибель животных. Он является доминантным по отношению к гену а – черной окраски. Гетерозиготные серые овцы были скрещены с серым бараном, в результате чего было получено 72 живых ягненка. Составьте схему скрещивания. Отвечая на вопросы, укажите законы, формулы, которыми вы при этом воспользовались. Приведите соответствующие статистические доказательства.

1) Сколько типов гамет образуют серые овцы?

2) Сколько ягнят будут иметь серую окраску?

3) Сколько будет черных ягнят?

4) Сколько будет живых гомозиготных ягнят?

5) Сколько было мертворожденных ягнят?

Аа – серая окраска

P Аа (серая овца) Х Аа (серый баран)

F 1 АА (мертвые), 2 Аа (серые), аа (черные).

Всего 72 живых ягненка, значит черных – 24, а серых – 48.

1) серые овцы образуют 2 типа гамет (А, а)

3) 25%, 24 ягненка.

4) 25% , 24 черных ягненка.

5) 25%, 24 мертворожденных ягненка.

4. Если кареглазый (доминант) мужчина-левша (рецессив), женится на голубоглазой женщине, лучше владеющей правой рукой, чем левой рукой, и у них родился голубоглазый ребенок-левша, то что можно сказать о генотипе матери, отца и ребенка? Укажите возможные генотипы родителей и детей. Ответ поясните.

P Аавв (кареглазый мужчина-левша) -------- ааВв (голубоглазая женщина-правша)

F 1 АаВв (праворукий кареглазый); Аавв (кареглазый леворукий); ааВв (голубоглазый праворукий), аавв (голубоглазый леворукий).

Выделение полностью рецессивного гомозиготного генотипа возможно только при гетерозиготности обоих родителей.

5. От скрещивания голубых кур с таким же петухом получено 62 голубых цыпленка, 30 белых, 29 черных цыплят. Каковы генотипы петуха и курицы? Каких надо брать родителей, чтобы получать только голубых цыплят? Определите генотипы родителей, потомков, тип скрещивания, тип доминирования. Составьте схему скрещивания.

P Аа( серые) Х Аа (серые)

F 1 АА (белые), 2 Аа (голубые), аа (черные) – закон неполного доминирования.

6. Желтозерный сорт ржи скрещен с белозерным, в F 1 все растения были с зелеными семенами, а в F 2 расщепление по окраске: 89 семян зеленых, 28 желтых и 39 белых. Каковы генотипы родителей? Приведите соответствующие доказательства. Как наследуется данный признак? Приведите соответствующие статистические доказательства.

Так как в первом поколении все организмы – зеленые, значит родители должны быть гомозиготными.

Расщепление примерно 9:3:4, значит наследование по типу рецессивного эпистаза.

P аавв (желтозерные) Х ААВВ (белозерные)

F 1 АаВв – зеленозерные

F 1 АаВв Х АаВв

G АВ, Ав, аВ, ав АВ, Ав, аВ, ав

7. Скрещиваются два сорта земляники – безусая с красной ягодой и безусая с белой ягодой. В F 1 все растения усатые с красной ягодой. В F 2 расщепление: 114 безусых красных, 42 безусых белых, 150 усатых красных, 49 усатых белых. Определить генотипы исходных сортов. Составьте схемы скрещиваний. Обоснуйте полученные результаты.

Так как в F 1 все растения усатые с красной ягодой, значит работает механизм полного доминирования.

В F 2 – расщепление 9:7, то есть тип наследования комплементарность.

Рассмотрим наследование признаков по отдельности:

По цвету:
Р АА (красные) Х аа (белые)

G А а
F1 Аа - 100% красные
F2 Аа (красные) х Аа (красные)

Красные: 114+150 = 274

Белые: 42+49 = 91
Соотношение красных к белым = 3:1

По наличию усов:
P ВВсс (без усов) Х ввСС (без усов)

G Вс вС
F1: ВвСс- 100% с усами
F2: ВвСс (с усами) Х ВвСс (с усами)

G ВС, Вс, вС, вс ВС, Вс, вС, вс

С усами: 150+49 = 199

Без усов: 114+42 = 153

Соотношение с усами: без усов = 9 : 7
Делаем вывод, что появление признака при отсутствии его у родителей и расщепление 9:7 говорит о комплиментарном наследовании усов.

А - красноплодные
а - белоплодные
ВС - есть усы (т. е. когда гены В и С вместе)
Генотипы исходных сортов: ААВВсс и ааввСС

8. У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над желтой, а дисковидная форма плодов – над шаровидной. Скрещивается гомозиготная тыква по желтой окраске и дисковидной форме плодов с гомозиготной тыквой по белой окраске и шаровидной форме плодов. Каким будет первой поколение гибридов? Какое будет потомство от возвратного скрещивания? Приведите схему скрещивания и ваши рассуждения по решению данной задачи.

А – белая окраска

а – желтая окраска

В – дисковидная форма плода

в – шаровидная форма плода

F1 АаВв – белые дисковидные

Fв АаВв Х ааВВ – первое возвратное скрещивание

G АВ, Ав, аВ, ав аВ

Fв1 АаВВ, АаВв, ааВВ, ааВв

Fв АаВв Х ААвв – второе возвратное скрещивание

G АВ, Ав, аВ, ав Ав

Fв2 ААВв, ААвв, АаВв, Аавв

9. У кур позднее оперение Sk сцеплено с полом и доминирует над ранним оперением, обусловленным геном sk , а рябая окраска, обусловленная доминантным аллелем гена R , доминирует над нормальной. Скрещивали гомозиготную рябую курицу, имеющую позднее оперение, с гомозиготным нормальным петухом, имеющим раннее оперение. Получили 24 цыпленка. Составьте схему скрещивания. Отвечая на вопросы, укажите законы, формулы, которыми вы при этом воспользовались. Приведите соответствующие статистические доказательства.

1) Сколько разных фенотипов будут иметь цыплята?

2) Сколько будет петушков?

3) Сколько разных генотипов будут иметь цыплята?

4) Сколько курочек будут рябыми с поздним оперением?

5) Сколько петушков будут не рябыми с ранним оперением?

Х Sk – позднее оперение

Х sk – раннее оперение

R - рябая окраска

r – нормальная окраска

гомогаметный пол у птиц (самцы), а гетерогаметный пол (самки)

R R Х Sk У (рябая кур. с поздн. Оперен.) х r r Х sk Х sk (норм. петух с ран. Опер.)

R Х Sk , R У r Х sk

R r Х Sk Х Sk – рябые петушки с поздним оперением

R r Х sk У – рябые курочки с ранним оперением

1. Какие признаки являются зависимыми от пола?

Некоторые признаки, называемые зависимыми от пола, определяются генами, находящимися не в X-хромосомах, а в одной из пар аутосом. Однако проявление таких признаков зависит от пола животного, что обычно связано с действием мужских или женских половых гормонов. Например, наличие или отсутствие рогов у овец контролируется одной парой генов, причем ген H, обусловливающий рогатость, доминирует у самцов, но рецессивен у самок, а его аллель h, обусловливающий безрогость, наоборот, рецессивен у самцов и доминантен у самок. Поэтому животное с генотипом HH будет рогатым независимо от его пола; животное с генотипом hh будет независимо от пола безрогим; наконец, при наличии генотипа Hh оно будет рогатым, если это самец, и безрогим, если это самка.

2. Что такое цитоплазматическая наследственность?

Под явлением цитоплазматической наследственности (ЦН) понимают наследственность, осуществляемая с помощью молекул ДНК, находящихся в пластидах и митохондриях. Признаки, наследую­щиеся цитоплазматически, передаются только через яйцеклет­ку, содержащую зачатки пластид и митохондрий, например пестролистность растения львиный зев передается по материнской линии, так как яйцеклетка содержит хлоропласты в виде пропластид, спермий же пластид не содержит. Пластиды размно­жаются делением, но поскольку не все они содержат хлорофилл (в силу мутаций), растение получается пестролистным.

3. Что такое онтогенетическая изменчивость?

Онтогенетическая изменчивость — изменчивость, происходящая в процессе жизни организма и представляющая собой различие между молодым и взрослым организмами на разных этапах развития (напр., молодые растения часто имеют более простое строение листовой пластинки, которая в процессе роста растения усложняется).

4. Сформулируйте положение закона Гарди-Вайнберга, исходя из формулы p + g =1.

Пусть частота встречаемости какого-либо гена в доминантном состоянии (А) равна p, а рецессивного аллеля (а) этого же гена равна q (можно и наоборот, а можно и вообще одной буквой, выразив одно обозначение из другого) и понимая, что сумма частот доминантного и рецессивного аллелей одного гена в популяции равна 1, мы получим первое уравнение:
1) p + q = 1

Откуда берется само уравнение Харди-Вайнберга? Вы помните, что при моногибридном скрещивании гетерозиготных организмов с генотипами Аа х Аа по второму закону Менделя в потомстве мы будем наблюдать появление разных генотипов в соотношении 1АА : 2 Аа : 1аа .

5) Опишите метод иммуноферментного анализа.

Существует несколько видов ИФА, среди них прямой, непрямой, конкурентный и метод блокирования. Хотя на практике, лаборанты чаще всего используют твердофазный гетерогенный иммунный анализ, который называется ELISA (enzyme linked immunosorbent assay).

Принцип проведения иммуноферментного анализа проявляется в реакции антитела и антигена, при которой образовывается иммунный комплекс – антиген-антитело. Такая реакция приводит к тому, что ферментная активность меток на поверхности антител изменяется.

Чтобы разобраться в этом, рассмотрим этот процесс поэтапно.

Первый этап. На этом этапе лаборант, проводящий исследование, размещает на поверхность лунок планшета очищенный антиген инфекционного возбудителя. Затем, к возбудителю добавляют сыворотку крови больного, что провоцирует специфическую реакцию между антителом в крови и антигеном. Это полученное соединение и участвует в следующем этапе эксперимента.

Второй этап. На втором этапе исследования происходит образование иммунных комплексов, которые являются реакцией между антигеном, полученным на первом этапе, и конъюгатом, то есть иммуноглобулином, помеченным ферментом пероксидазы. При этом добавляется специфический хромоген. В результате реакции получается окрашенное соединение в лунке. Интенсивность цвета при этом зависит от количества иммуноглобулинов, содержащихся в крови пациента.

Третий этап. На третьем этапе лаборанты обычно занимаются оценкой результатов исследования. Для этого проводится фотометрирование с использованием спектрофотометра, сравнение плотности биологического материала с плотностью проб, также, проводится математический подсчет результатов. Уровень иммуноглобулинов в крови зависит от плотности лунки планшета.
В практике чаще всего применяют 96 луночные планшеты.

Когда происходит измерение оптической плотности (сокращенно ИП) крови, то проводят подсчет антител в одной единице объема. После чего полученный результат сравнивают с контрольным материалом.
Важно помнить о том, что для каждого метода исследования устанавливаются свои показатели, с помощью которых учитываются референтные значения теста. Это показатели патологий и норм. Поэтому, нужно помнить об этом в каждом конкретном случае. Нельзя проводить интерпретацию результатов одного исследования в иное. Также, нельзя и сравнить результаты отдельно взятых лабораторий.

6) Дайте характеристику синдрома Эдварса.

Синдром Эдвардса является одной из форм редкого генетического заболевания, когда часть 18-хромосомы человека дублируется. Большинство детейс данной патологией умирают еще на стадии эмбрионального развития, это происходит в 60 % случаев. Распространенность синдрома Эдвардса в среднем составляет 1:3000—1:8000 случаев. Наследование синдрома не прослеживается, а случайность данной мутации составляет всего 1%.

Каждая клетка в организме человека содержит в себе двадцать три пары хромосом, которые он наследует от родителей. У людей в каждой половой клетке содержится одинаковое число хромосомных наборов. У женщин это яйцеклетки (их называют XX), а у мужчин (их называют XY) это сперматозоиды. Во время деления оплодотворённой яйцеклетки происходит мутация под воздействием каких-либо факторов и возникает дополнительная хромосома в восемнадцатой паре, которая и несет ответственность за возникновение синдрома Эдвардса. Дети с синдромом наследуют неправильное число хромосом, вместо двух копий у них образуется три копии хромосом. Данный вид мутации называют «трисомия», так же к названию прилагается номер пары, в которой произошла мутация, в случае синдрома Эдвардса это восемнадцатая пара.

Выше описанный вариант является «полной трисомией», т. е. ребенок унаследовал полную дополнительную копию лишней хромосомы, таких детей с синдромом Эдвардса по статистике 95%. «Полная трисомия» имеет практически все признаки заболевания и протекает очень тяжело.

Существует еще два варианта мутаций. Два процента детей с синдромом Эдвардса имеют транслокацию в 18 паре, когда присутствует только часть лишней хромосомы. Три процента детей синдромом имеют «мозаичную трисомию», данный вид мутации характеризуется наличием лишней хромосомы не во всех клетках организма.

Большинство детей, рожденных с синдромом Эдвардса, имеют дефицит массы тела и выраженную задержку в развитии. Их голова необычно мала, а затылок имеет выраженный размер. Их уши низко посажены, верхняя и/или нижняя челюсть имеет дефект развития, называемый микрогнатией. Это состояние, когда искажается форма лица и формируется неправильный прикус. У детей часто формируется «волчья пасть» и «заячья губа», состояния, когда возникает расщелина в верхнем небе и губе соответственно. Ручки детей часто сжаты в кулачки и все пальцы имеют характерную неровную позицию. Дети страдают косолапостью, а пальцы на нижних конечностях могут иметь перепонки или полностью сливаться между собой.

Очень часто у больных с синдромом возникают проблемы с сердцем, легкими и диафрагмой из-за патологии сосудистого звена и развития врожденных пороков. Сердечные пороки могут иметь различный характер и различное количество: открытый артериальный проток, дефект межжелудочковой перегородки, открытое овальное отверстие.

Мутации могут вызывать развитие паховых и пупочных грыж, аномалии развития мочеполовой системы и диспластический синдром.

7. Какие результаты дает анализирующее скрещивание в случае:

А) если два гена находятся в одной хромосоме: расщепление 1:1

Б) если два гена находятся в разных хромосомах: расщепление 1:1:1:1

8. Как измерить величину интерференции?

Интерференцию измеряют отношением наблюдаемого числа двойных перекрестов к теоретически ожидаемому. Это отношение в генетике называют величиной совпадения, или коинциденцией, и выражают в долях единицы, или в процентах.

для этого необходимо маркировать хромосому на большом протяжении генами, место и последовательность расположения которых известны.

9. Какие две стадии профазы I мейоза противоположны по процессам, в них протекающим?

Диплотена или диплонема — происходит частичная деконденсация хромосом, при этом часть генома может работать, происходят процессы транскрипции (образование РНК) , трансляции (синтез белка) ; гомологичные хромосомы остаются соединёнными между собой.
2. Диакинез — ДНК снова максимально конденсируется, синтетические процессы прекращаются, растворяется ядерная оболочка; центриоли расходятся к полюсам; гомологичные хромосомы остаются соединёнными между собой.

Ген – это участок ДНК, отвечающий за определенный признак. Например, ген цвета волос.

Каждый ген представлен несколькими вариантами – аллелями. Например, ген цвета волос имеет два аллеля – темный и светлый.

У организмов с двойным (диплоидным) набором хромосом каждый ген имеется в двух экземплярах – один от отца, другой от матери. Такие пары генов называются аллельными генами, они находятся в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом.

Гомозигота – это состояние, когда аллельные гены одинаковы (например, и от матери, и от отца получен ген светлых волос). Гетерозигота – состояние, когда аллельные гены разные. В гетерозиготе аллельные гены взаимодействуют между собой одним из трёх способов: полное, неполное либо кодоминирование.

При полном доминировании (способ по умолчанию) проявляется только один ген из аллельной пары (доминантный ген, А), а другой ген скрывается (рецессивный ген, а). Пример: А - темные волосы, а - светлые:

  • АА – темные,
  • Аа – темные (а скрылся),
  • аа – светлые.

При неполном доминировании (промежуточном характере наследования) гетерозигота имеет признак, промежуточный между доминантным и рецессивным. Например, у ночной красавицы:

  • АА – красные лепестки,
  • Аа – розовые,
  • аа – белые.

При кодоминировании проявляются оба гена:

  • I 0 I 0 – на эритроцитах ничего нет
  • I 0 I A , I A I A – на эритроцитах антиген А
  • I 0 I B , I B I B – на эритроцитах антиген В
  • I A I B – на эритроцитах оба антигена


Гаметы (половые клетки – яйцеклетки и сперматозоиды) имеют одинарный (гаплоидный) набор хромосом, поэтому в них за каждый признак отвечает только один ген. На этом основано «правило чистоты гамет».


Примеры гамет

Примеры родителей (двойной набор хромосом):

  • АА - доминантная гомозигота
  • аа - рецессивная гомозигота
  • Аа - гетерозигота
  • АаBb – дигетерозигота, АаBbСс – тригетерозигота, и т.п.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка растения
1) один
2) три
3) два
4) четыре

Выберите один, наиболее правильный вариант. Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи
1) Aa
2) AA
3) AaBb
4) AaBB

Выберите один, наиболее правильный вариант. Особь, содержащая в гомологичных хромосомах гены, отвечающие за проявление альтернативных признаков, является
1) гетерогаметной
2) гомогаметной
3) гомозиготной
4) гетерозиготной

Выберите один, наиболее правильный вариант. Женщина со светлыми (а) прямыми (b) волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные кудрявые волосы (неполное доминирование). Определите генотип мужчины, если у их ребенка светлые и волнистые волосы.
1) AaBb
2) aaBb
3) ААBB
4) AaBB

Выберите один, наиболее правильный вариант. Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей – это формулировка
1) хромосомной теории наследственности
2) закона сцепленного наследования
3) закона независимого наследования
4) гипотезы чистоты гамет

Выберите один, наиболее правильный вариант. Сколько типов гамет образует особь с генотипом AaBbCc, если гены не сцеплены
1) 4
2) 6
3) 8
4) 10

Выберите один, наиболее правильный вариант. Аллельные гены
1) определяют альтернативное развитие одного признака
2) находятся в одной из гомологичных хромосом
3) находятся в негомологичных хромосомах
4) наследуются вместе

АЛЛЕЛЬ
Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.

ГОМОЗИГОТА - ГЕТЕРОЗИГОТА
1. Установите соответствие между характеристикой генотипа и его видом: 1) гетерозиготный, 2) гомозиготный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) образует два типа гамет
Б) наличие двух доминантных аллелей гена
В) наличие доминантного и рецессивного аллелей гена
Г) образуется один тип гамет
Д) дает расщепление признаков у потомков
Е) зигота содержит два рецессивных аллеля гена

2. Установите соответствие между характеристикой особи и её генотипом: 1) гомозиготный, 2) гетерозиготный
А) не даёт расщепления в потомстве
Б) имеет оба доминантных аллельных гена
В) в потомстве происходит расщепление признаков
Г) генотип содержит альтернативные гены
Д) имеет оба рецессивных аллельных гена
Е) образует разные типы гамет

3. Установите соответствие между характеристиками и видами генотипов: 1) гомозиготный, 2) гетерозиготный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) содержит разные аллели одного гена
Б) имеет две Х-хромосомы, содержащие доминантные аллели
В) имеет доминантный и рецессивный аллели одного гена
Г) содержит гены, отвечающие за проявление альтернативных признаков
Д) состоит из рецессивных аллельных генов
Е) образует гаметы одного типа

ДОМИНИРОВАНИЕ
Все перечисленные ниже примеры, кроме двух, относятся к взаимодействию аллельных генов. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) полное доминирование
2) неполное доминирование
3) кодоминирование
4) кооперация
5) комплементарность

НАСЛЕДОВАНИЕ ДОМИНАНТНОГО ГЕНА
1. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования доминантного аутосомного гена. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется у потомков в случае наличия признака у родителей
2) находится в X-хромосоме
3) проявляется у доминантных гомозигот
4) фенотипически не проявляется у гетерозиготных организмов
5) подавляет рецессивный аллель этого гена

2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования доминантного аутосомного гена. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется у гетерозиготных организмов
2) находится в Х-хромосоме
3) определяется нормой реакции признака
4) подавляет рецессивный аллель этого гена
5) фенотипически проявляется у доминантных гомозигот

НАСЛЕДОВАНИЕ РЕЦЕССИВНОГО ГЕНА
1. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания наследования рецессивного аутосомного аллеля у человека. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется примерно с равной вероятностью у женских и мужских потомков
2) проявляется у всех потомков в семье
3) сцеплен с Х-хромосомой
4) вероятность проявления возрастает в близкородственных браках
5) расположен в неполовой хромосоме

2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования рецессивного аутосомного гена альбинизма у человека. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) не проявляется у гетерозиготных организмов
2) находится в Х-хромосоме
3) определяется нормой реакции признака
4) подавляется доминантным аллелем этого гена
5) фенотипически выражается у рецессивных гомозигот

3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания рецессивного аутосомного аллеля. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проявляется в фенотипе гетерозигот
2) находится в У-хромосоме
3) проявляется в фенотипе чистой линии
4) подавляется доминантным аллелем
5) содержится у гетерозигот

ГАМЕТЫ
Сколько типов гамет образует особь, гетерозиготная по одному гену?

ГЕНОТИП
Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания дигетерозиготного генотипа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка и запишите цифры, под которыми они записаны.
1) содержит разные аллели одного гена
2) имеет доминантный и рецессивный аллели гена
3) включает две пары генов альтернативных признаков
4) при гаметогенезе образуется один тип гамет
5) представлен двумя парами неаллельных рецессивных генов

Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания дигомозиготного генотипа организма. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование гамет с двумя доминантными аллелями разных генов
2) наличие в генотипе доминантного и рецессивного аллелей одного гена
3) формирование разных видов гамет
4) проявление двух рецессивных признаков у организмов
5) отсутствие расщепления в анализирующем скрещивании

ТЕРМИНЫ
1. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют в генетике для описания наследственности. Найдите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) гетерозигота
2) дивергенция
3) атавизм
4) фенотип
5) кариотип

2. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют в генетике для описания наследственности. Найдите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) аутосома
2) полисома
3) гаметофит
4) аллель
5) кариотип

ФОРМИРУЕМ
1) рецессивность
2) бластомер

Написать типы гамет, образующихся у организма с генотипом АаВbСс . Гены А , В и С наследуются независимо.

Для написания вариантов гамет лучше использовать запись в хромосомной форме, тогда можно мысленно последовательно вращать хромосомы относительно друг друга и после этого записывать гены, попавшие в верхнюю и нижнюю часть. Все эти операции осуществляются мысленно, записывается только конечный результат.

а) А
a
В
b
С
c
стрелки вправо
гамета
ABC
б) a
A
В
b
С
c
стрелки вправо
гамета
aBC
в) А
a
b
B
С
c
стрелки вправо
гамета
AbC
г) А
a
B
b
c
C
стрелки вправо
гамета
ABc
гамета
abc
гамета
Abc
гамета
aBc
гамета
abC

Тригетерозигота АаВbСс будет образовывать 8 типов гамет: АВС , аbс , аВС , Аbс , АbС , аВс , АВс и аbС .

Организм имеет генотип АаВbССddEE . Написать типы гамет, которые он образует, учитывая то, что каждая пара генов расположена в разных парах гомологичных хромосом.

У собак короткошерстность ( L ) доминирует над длинношерстностью ( l ), черная окраска ( В ) – над коричневой ( b ), отвислое ухо ( Н ) – над стоячим ( h ). Определить, сколько гамет и каких типов образует:

  1. короткошерстный черный кобель с отвислыми ушами, гетерозиготный по цвету и длине шерсти и гомозиготный по гену висячести ушей;
  2. гетерозиготная по всем признакам сука.

Короткопалость, близорукость и альбинизм кодируются рецессивными генами, расположенными в разных хромосомах. Короткопалый, близорукий мужчина с нормальной пигментацией женился на здоровой женщине-альбиноске. Их первый ребенок был короткопал, второй – близорук, третий – альбинос. Определить генотипы родителей и детей.

А – нормальная кисть, а – короткопалость,
В – нормальное зрение, b – близорукость,
С – нормальная пигментация, с – альбинизм.

  1. Женщина – альбинос (рецессивный признак), значит, ее генотип по этой паре генов сс . Она имеет нормальную кисть и зрение, следовательно, у нее есть гены А и В . Двое ее детей гомозиготны по рецессивным генам а и b (имеют генотипы аа и bb ). Следовательно, генотип женщины – АаВbсс .
  2. Мужчина короткопал и близорук – ааbb . У него нормальная пигментация, значит, он несет ген С . Один из его детей альбинос, следовательно, генотип мужчины – ааbbСс .
  3. Генотипы детей можно определить по генотипам родителей, каждый из которых несет одну из пар генов в рецессивном состоянии, поэтому все дети должны иметь минимум один рецессивный ген в каждой паре, их генотипы, соответственно: ааВbСс , АаbbСс и АаВbсс .

Р ♀ АаBbcc
норм. кисть,
норм. зрение,
альбинос
× ♂ aabbCc
короткопал.,
близорук.,
норм. пигмент.
гаметы гамета
ABс гамета
Abс гамета
aBс гамета
abс
гамета
abC гамета
abc
F1 аaBbCc
короткопал.,
норм. зрение,
норм. пигмент.
AabbCc
норм. кисть,
близорук.,
норм. пигмент.
AaBbcc
норм. кисть,
норм. зрение,
альбинос

Генотип мужчины – ааbbСс , женщины – АаВbсс , короткопалого ребенка – ааВbСс , близорукого – АаbbСс , альбиноса – АаВbсс .

Карий цвет глаз, темные волосы и владение правой рукой – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Отец – кареглазый темноволосый левша, мать – голубоглазая светловолосая правша. В семье имеются: сын – голубоглазый светловолосый левша, и дочь – кареглазая темноволосая правша. Определить генотипы всех членов семьи.

У кур оперенные ноги ( F ) доминируют над голыми ( f ), розовидный гребень ( R ) – над простым ( r ), белое оперение ( I ) – над окрашенным ( i ). Курица с оперенными ногами, розовидным гребнем и белым оперением скрещена с таким же петухом. Среди их потомства был цыпленок с голыми ногами, простым гребнем и окрашенными перьями. Определить генотипы родителей.

Написать типы гамет, образующихся у организма с генотипом АаВbСс . Гены А , В и С наследуются независимо.

Для написания вариантов гамет лучше использовать запись в хромосомной форме, тогда можно мысленно последовательно вращать хромосомы относительно друг друга и после этого записывать гены, попавшие в верхнюю и нижнюю часть. Все эти операции осуществляются мысленно, записывается только конечный результат.

а) А
a
В
b
С
c
стрелки вправо
гамета
ABC
б) a
A
В
b
С
c
стрелки вправо
гамета
aBC
в) А
a
b
B
С
c
стрелки вправо
гамета
AbC
г) А
a
B
b
c
C
стрелки вправо
гамета
ABc
гамета
abc
гамета
Abc
гамета
aBc
гамета
abC

Тригетерозигота АаВbСс будет образовывать 8 типов гамет: АВС , аbс , аВС , Аbс , АbС , аВс , АВс и аbС .

Организм имеет генотип АаВbССddEE . Написать типы гамет, которые он образует, учитывая то, что каждая пара генов расположена в разных парах гомологичных хромосом.

У собак короткошерстность ( L ) доминирует над длинношерстностью ( l ), черная окраска ( В ) – над коричневой ( b ), отвислое ухо ( Н ) – над стоячим ( h ). Определить, сколько гамет и каких типов образует:

  1. короткошерстный черный кобель с отвислыми ушами, гетерозиготный по цвету и длине шерсти и гомозиготный по гену висячести ушей;
  2. гетерозиготная по всем признакам сука.

Короткопалость, близорукость и альбинизм кодируются рецессивными генами, расположенными в разных хромосомах. Короткопалый, близорукий мужчина с нормальной пигментацией женился на здоровой женщине-альбиноске. Их первый ребенок был короткопал, второй – близорук, третий – альбинос. Определить генотипы родителей и детей.

А – нормальная кисть, а – короткопалость,
В – нормальное зрение, b – близорукость,
С – нормальная пигментация, с – альбинизм.

  1. Женщина – альбинос (рецессивный признак), значит, ее генотип по этой паре генов сс . Она имеет нормальную кисть и зрение, следовательно, у нее есть гены А и В . Двое ее детей гомозиготны по рецессивным генам а и b (имеют генотипы аа и bb ). Следовательно, генотип женщины – АаВbсс .
  2. Мужчина короткопал и близорук – ааbb . У него нормальная пигментация, значит, он несет ген С . Один из его детей альбинос, следовательно, генотип мужчины – ааbbСс .
  3. Генотипы детей можно определить по генотипам родителей, каждый из которых несет одну из пар генов в рецессивном состоянии, поэтому все дети должны иметь минимум один рецессивный ген в каждой паре, их генотипы, соответственно: ааВbСс , АаbbСс и АаВbсс .

Р ♀ АаBbcc
норм. кисть,
норм. зрение,
альбинос
× ♂ aabbCc
короткопал.,
близорук.,
норм. пигмент.
гаметы гамета
ABс гамета
Abс гамета
aBс гамета
abс
гамета
abC гамета
abc
F1 аaBbCc
короткопал.,
норм. зрение,
норм. пигмент.
AabbCc
норм. кисть,
близорук.,
норм. пигмент.
AaBbcc
норм. кисть,
норм. зрение,
альбинос

Генотип мужчины – ааbbСс , женщины – АаВbсс , короткопалого ребенка – ааВbСс , близорукого – АаbbСс , альбиноса – АаВbсс .

Карий цвет глаз, темные волосы и владение правой рукой – доминантные признаки, которые наследуются независимо. Отец – кареглазый темноволосый левша, мать – голубоглазая светловолосая правша. В семье имеются: сын – голубоглазый светловолосый левша, и дочь – кареглазая темноволосая правша. Определить генотипы всех членов семьи.

У кур оперенные ноги ( F ) доминируют над голыми ( f ), розовидный гребень ( R ) – над простым ( r ), белое оперение ( I ) – над окрашенным ( i ). Курица с оперенными ногами, розовидным гребнем и белым оперением скрещена с таким же петухом. Среди их потомства был цыпленок с голыми ногами, простым гребнем и окрашенными перьями. Определить генотипы родителей.

Читайте также: