Как попугай таню вежливости учил

Опубликовано: 16.04.2024

Ксения Соколенко
Конспект НОД в средней группе «Уроки вежливости»

(в рамках кружковой работы по воспитанию навыков культурного поведения у детей 5-го года жизни "Копилка ежика Вежи")

Цель:формировать у детей интерес к знаниям о правилах поведения через интеграцию образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация, коммуникация.

- закрепить представления детей о правилах поведения;

- формировать умение пользоваться вежливыми словами;

Материалы игрушка ёжик, игрушка Незнайка, кукла Таня, кукла-подружка, мяч, карточки с изображением ежика, игрушка - говорящий попугай.

-заучивание стихотворений о правилах вежливости (дома с родителями).

Ход игры:

В группу приходит ёжик Вежа, здоровается. На стульчике сидит Незнайка, отвернувшись от ребят.

Конспект НОД в средней группе «Уроки вежливости»

Ёжик – Ребята, посмотрите кто это?

Ё. – Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас.

Ё. – Ребята, скажите, что нужно было сделать Незнайке, прежде чем зайти в группу?

Д. – Спросить разрешения пройти в группу.

Ё. – И еще есть одна ошибка у Незнайки?

Д. – Спросить разрешения присесть.

Ё. – Дети, я думаю, Незнайка все понял.

Ё.- Ребята, давайте научим Незнайку вежливым словам. Мы сейчас сыграем в игру, которая называется «Вежливые слова».


Игра с мячом «Вежливые слова»:

Ёжик бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.

Кто сегодня будет лучше всех работать – тот получит картинку с ёжиком.

Ё. - Молодцы! А сейчас ребята садитесь на стульчики, я принёс вам поучительную сказку.

Сказка «Как попугай Таню вежливости учил»

(кукла Таня, кукла-подружка, в роли бабушки – воспитатель)


Однажды девочке Тане папа подарил волнистого попугая. Назвали попугая Шуриком. Таня мечтала научить Шурика говорить.

Т. - Бабушка! Как мне научить Шурика говорить?

Б. - Нужно по многу раз, терпеливо говорить повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда–нибудь повторит.

Т. - Понятно. Я Ужасно есть хочу! Бабушка, быстро подавай мне обед! (при этом кидая свою куртку на пол)

Б. - Танечка, иди вымой ручки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нём совсем забыла!

Т. -Какое ещё волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые!

Таня, наспех поев, бабушку не благодарит, вскакивает из-за стола, с грохотом откинув стул.

Т. - мои волшебные слова это «дай», «хочу», «не буду», «Отстань»

Б. -Танечка, ведь вежливые слова это - «Здравствуйте», «Добрый день», «Пожалуйста», «Спасибо», «Приятного аппетита».

Приходит к Тане подружка, и она с гордостью показывает ей своего попугая Шурика.


Подружка - Какой красивый, а говорить он умеет?

Т. -Пока не умеет, но я его учу!

Таня даёт Шурику кусочек огурчика:

-На, Шурик, съешь огурчика!


Шурик. -Отстань! Не хочу и не буду!

Т. -Говорит! Говорит! (обращаясь к бабушке)

Б. -Ну, Шурик, скажи нам что–нибудь, пожалуйста.

Шурик - Отстань! Не хочу и не буду!

Подружка. -Какой невежливый у тебя попугай! Я лучше домой пойду. До свидания! (уходит)

Т. - Мне очень стыдно! Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам.

1. Куда нужно вешать куртки и пальто, когда приходите с улицы?

2. Как надо обращаться к бабушке или маме, когда хотите есть?

3. Какие вежливые слова вы говорите после того, как поели?

Ё. -Какие вы молодцы! Понравилась вам сказка? Я думаю, что вы так не будете разговаривать со своими близкими, а будете всегда вежливо обращаться.

Воспитатель -Ёжик, послушай какие правила этикета знают наши ребята! (дети читают стихи).


Ё. -Молодцы какие!

Ёжик выдаёт карточки активным детям и прощается.

Дидактическое пособие по ПДД «Парковка»
Дидактическое пособие по ПДД «Парковка» Дидактическое пособие по ПДД «Парковка» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,.

Реализация принципа интеграции образовательных областей в процессе подготовки к питанию и организация процесса питания структурные компоненты режимного момента: 1. Подготовка к приему пищи (гигиенические процедуры) основные направления: -формирование представлений.

Автор: Спиридонова Надежда Алексеевна, воспитатель МБДОУ №36 «Найырал», г. Кызыл, Республика Тыва
Тема: Вежливые слова – наши верные друзья
Программное содержание:
Закрепить в речевом обиходе вежливые формы приветствия и прощания;
Закрепить разные приемы приветствия;
Закрепить умение использовать не речевые средства или приветствии (улыбка, приветливый взгляд, жесты);
Познакомить с новой формой приветствия (рукопожатие), со знанием слова «спасибо» - «спаси – бог»;
Развивать память, речь, мышление детей;
Уточнять и расширять словарь;
Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к окружающим.
Методические приемы: беседа, игровой прием, объяснение повторение, вопросы, чтение стихов, закрепление, художественное слово.Словарная работа: рукопожатие, «будьте так добры», «будьте любезны», «спасибо»
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок: «Упрямый утёнок», «Вежливые бельчата», «Как попугай Таню вежливости учит», «Добрые слова», В. Осеева «Волшебные слова». Стихов: «Добрый вечер», «С добрым утром», разучивание стихов. Беседа: Здравствуйте! До свидания! С добрым утром!
Оборудование: персонаж кукольного театра клоун Гоша.
Ход совместной деятельности воспитателя и детей.
Дети приветствуют гостей, проводится игра «Здравствуйте!».
Воспитатель: «Доброе утро, дети!» Мне очень приятно вас всех видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга за руки и молча, глядя друг-другу в глаза, подарите самую добрую улыбку.
Раз, два, три
Ручку другу протяни.
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало веселей!
Воспитатель: Молодцы дети, проходите, занимайте места. Что такое ЭТИКЕТ?
Дети: это правило поведение в обществе, чтобы всем жилось хорошо.
Воспитатель: послушайте, стихотворение про этикет.
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кажется кто-то к нам в гости пришел (появляется кукольный персонаж клоун Гоша (кукла на руке)).
Клоун Гоша: Куда это я попал? А чем вы тут занимаетесь?
Воспитатель: подожди, пожалуйся, объясни кто ты такой?
Дети: поздороваться со всеми.
Клоун Гоша: Что значит поздороваться?
Дети надо посмотреть в глаза говорящему, приветливо улыбнуться и сказать «ЗДРАВСТВУЙТЕ».
Клоун Гоша: А что обозначает слово? Что мы желаем человеку, произнося это слово?
Дети: Это хорошее доброе слово! Сказав это слово, мы желаем человеку здоровье.
Воспитатель: Раньше, да и сейчас, в русских деревнях был прекрасный обычай, здороваться со всеми, кто шел на встречу – со знакомыми и даже незнакомыми людьми.
Куда бы вы не пришли – в гости к друзьям, в детский сад, в магазин или больницу – везде первым делом нужно сказать вежливое слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ»!
Недаром одно из правил вежливости гласит: «Всюду сначала поздоровайся». Так приятно быть вежливым и желать человеку доброго здоровья.
Ну вот, Гоша – это еще не все чему надо научиться тебе. Оставайся у нас, мы с детьми тебя познакомим с волшебными добрыми словами. Поиграй с детьми в игру: «Вежливые слова».
Воспитатель: Раз, два, три,
Слова добрые скажи
Если ты добро несешь,
Другу радость ты несешь!
Клоун Гоша поворачивается к ребенку, а он называет вежливое слово и так все дети называют волшебные слова.
Воспитатель: Молодцы! Много назвали добрых, волшебных слов.
Дети: Потому что, они помогают людям, делают их жизнь добрее.
Воспитатель: Ведь не даром говорят: «Вежливые слова, как ключики, открывают сердца людей».
А теперь давайте отдохнем. Встаньте со стульчиков.
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами – миг, миг,
Мы плечами – чик, чик,
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали
Руки к верху все подняли.
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Есть еще одно доброе слово ДО СВИДАНИЯ.
- Что означает это слово.
Дети: Это слово означает до скорого свидания.
Когда мы увидимся снова? –
Никто не ответит заранее….
Сказать остается два слова,
И мы говорим: «До свидания. »
Воспитатель: До свидания! Это тоже волшебное слово, которое означает, что встреча для вас была приятной, а вы надеетесь на скорое свидание с этим человеком. Приведите примеры, когда вы говорите слово «До свидания!»
Дети: Когда уходим домой из детского сада, от друга, от врача, из больницы.
Воспитатель: Представьте, что вы пришли в гости к другу. Поиграли с ним, попили чаю, но вам пора домой. Конечно, вы не забудете сказать: До свидания вашему другу и всем его домашним.
- А вот слово «прощайте» мы обычно говорим, если расстаемся надолго, например, если ваш друг переезжает жить в другой город или в другую страну. Это конечно грустное слово и говорить его следует к месту.
Клоун Гоша: Спасибо, вам ребятки, я столько волшебных добрых слов узнал, играя с вами сегодня.
Воспитатель: Вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры» говорите не только друзьям и знакомым, но и своим домашним (маме, папе, бабушке и дедушке, сестре и брату). Игра – инсценировка: «Поищем и найдем волшебные слова».
Клоун Гоша: я понял, что с воспитанным, вежливым человеком приятно общаться. Вежливый человек настроен доброжелательно к людям, он умеет;
За каждое доброе дело,
Свою благодарность высказывай смело.
Быть вежливым ты, не стесняйся, мой друг,
Мир яркими красками вспыхнет вокруг!
Воспитатель: Представьте, что подруга сказала вам «СПАСИБО» что вы ей отвечаете?
Дети: «Пожалуйста».
Воспитатель: Правильно, «Пожалуйста». В каких случаях мы произносим слово «ПОЖАЛУЙСТА»?
Дети: Во время еды, когда Амелия просит подать ей салфетку или кусочек хлеба, когда приходим в магазин и говорим: «скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб, или молоко».
Когда приходите в больницу можно спросить – скажите, пожалуйста, в каком кабинете принимает врач.
Воспитатель: В этих случаях можно сказать и другие вежливые слова: «будьте так добры», «будьте любезны».
Амелия: прочитает стихотворение про «волшебные слова»
Нужно знать, как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Говорить «ПОЖАЛУЙСТА»
Самбала прочитает стихотворение «Пожалуйста»
Если просишь что – нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА»
Клоун Гоша: Я понял, когда следует говорить слово «пожалуйста», когда к кому – либо обращаться с просьбой – например: Настя подай мне «пожалуйста» книгу.
Клоун Гоша: Давайте, ребята поиграем в игру: «Подбери слово».
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (СПАСИБО)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)
Говорить при встрече… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)
И в России, и во Франции, и в Дании
На прощание говорят… (До свидания)
Если больше есть не в силах.
Скажем маме мы… (Спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы… (простите, пожалуйста)
Воспитатель: Вот мы с вами много добрых, вежливых слов назвали, а в каких случаях мы говорим слово «спасибо»?
Дети: Когда позавтракаем, благодарим за еду.
Когда мама купит мне игрушку.
Когда дарят подарки.
Когда маме подарили книгу.
Когда я маме помогаю мыть посуду.
Воспитатель: Это слово пришло к нам из глубокой древности и означает «СПАСИ БОГ» Вот такое необыкновенное слово «СПАСИБО»
Ваня: прочитает стихотворение «Спасибо»
Посочувствовать, понять другого человека и помочь ему. И очень приятно слышать волшебные слова: «Пожалуйста», «с добрым утром!», «благодарю вас!»
Воспитатель: Вещь на земле самая ценная – вежливость, самая обыкновенная. А давайте спаем Гоше песенку «Песенка друзей»
Клоун Гоша: Спасибо вам, дети, что вы научили меня добрым, волшебным словам, я их никогда не забуду. А теперь мне пора возвращаться в цирк. До свидания, ребята.

  • slova
    Размер файла: 23 kB Загрузок: 0

Сбылась Танина мечта – папа подарил ей волнистого попугая. Попугай был красивый – ярко-голубой с зелеными, желтыми, серыми перышками и озорными смышлеными глазками-горошинами.

Назвали попугая Шуриком. Он быстро освоился на новом месте, привык к большой серебристой клетке. Шурик любил, уцепившись лапками за жердочку, висеть головой вниз, раскачиваться на качелях и смотреться в зеркальце. А когда папа включал радиоприемник, Шурик звонко щебетал под музыку.

Таня мечтала научить попугая говорить.

– Бабушка! Как мне научить Шурика говорить? – спрашивала она.

– Нужно по многу раз, терпеливо повторять какое-нибудь слово или фразу, постепенно попугай их запомнит и когда-нибудь повторит.

Но терпения у Танюши было маловато! Девочка всегда куда-то торопилась и даже простые вежливые слова говорить домашним ей было некогда.

Прибежит Таня с улицы, бросит куртку на стул и с порога кричит: «Я ужасно есть хочу! Бабушка, подавай обед!»

  • Куда нужно вешать куртки и пальто, когда вы приходите с улицы?

Бабушка грустно качала головой и говорила: «Танечка! Иди, вымой руки с мылом и скажи волшебное слово, ты о нем совсем забыла!»

«Какое еще волшебное слово? Не знаю никаких волшебных слов, а руки у меня и так чистые!» – ворчала внучка.

Наспех поев, Таня никогда не благодарила бабушку за вкусный обед, вскакивала из-за стола, с грохотом отодвинув стул, и убегала гулять.

Самыми любимыми словами девочки были: «Дай!», «Хочу!», «Купи!», «Не буду!» и «Отстань!»

  • Как вы обращаетесь к маме или бабушке, когда хотите есть?
  • А какие вежливые слова говорите после того, как поели?

Добрые и вежливые слова «Здравствуйте», «Добрый день», «Приятного аппетита», «Спасибо», «Пожалуйста» Таня говорила очень редко, словно через силу, и только тогда, когда ей об этом напоминали.

Однажды на день рождения к Тане пришли друзья. Мама испекла пирог с малиновым вареньем, бабушка тоже наготовила всякой всячины и красиво накрыла стол.

Таня с гордостью показала ребятам своего любимца – Шурика.

– Очень красивый! – восхищались дети, рассматривая попугайчика.

– А говорить он умеет? – спросила маленькая Анечка.

– Пока не умеет, но я его учу, – соврала Таня, – скоро научится!

Она отрезала маленький кусочек свежего огурца и протянула его Шурику:

– На, Шурик, съешь огурчика!

Но Шурик есть не стал, а вдруг как-то боком подскочил на жердочке и, вдохновленный всеобщим вниманием, громко и ясно сказал:

– Отстань! Не хочу и не буду! Ребята так и ахнули от неожиданности.

– Говорит! Говорит! – закричали они, а Таня бросилась к бабушке на кухню и выпалила:

– Бабушка! Шурик заговорил! Иди скорей, послушай!

Бабушка вытерла руки и вошла в комнату.

– Ну, Шурик, скажи нам, пожалуйста, что-нибудь, – вежливо попросила она.

В ответ попугай весело крикнул: «Отстань! Не хочу! Дай варенья! Дай! Дай! Дай!» А потом вдруг захныкал: «Купи мне велосипед!»

Дети засмеялись. Вот так попугай! Не очень-то он вежливый!

– Кто же его таким словам научил? – удивилась Таня.

Бабушка выразительно посмотрела на девочку и заметила:

– А ты подумай, может быть и догадаешься!

Вечером, когда гости разошлись, Таня легла в кровать и перед сном вспомнила своего говорящего попугая.

– Да ведь это Шурик мои слова повторял! Я вчера у папы велосипед выпрашивала: «Купи, купи мне велосипед!»

А папа мне ответил: «Почему ты, дочка, всегда требуешь и никогда не попросишь ласково и вежливо, не скажешь слово «пожалуйста». Жаль, что ты себя со стороны не слышишь: голос у тебя капризный, плаксивый и требовательный, а слова – невежливые! Пока ты не научишься с бабушкой, мамой и со мной говорить вежливо и спокойно, велосипед ты не получишь!»

– Ну и не надо! –крикнула в ответ тогда Таня. – Я и без него обойтись могу!

А вот сейчас ей стало очень стыдно. Не только она сама невежливая девочка, но и попугай у нее капризный и невоспитанный.

– Больше не буду никому грубить, а попугая научу вежливым словам, – решила Таня и спокойно уснула.

Предмет: Доп. образование
Категория материала: Конспекты
Автор: Рыжкова Нина Викторовна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 27.06 Kb

«Попугай и вежливые слова»

Тема: «Попугай и вежливые слова»

Интеграция областей: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возраст учащихся: 4 года

Учебно-методическое обеспечение, оборудование, материалы: игрушка Попугая, картинки с изображением попугаев разного вида, иллюстрации к сказке, цветные карандаши, листы с заданиями, заготовки шаблонов к аппликации, цветная бумага, клей, ножницы.

Образовательные, развивающие, воспитательные

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Уточнить особенности внешнего строения, обратить внимание на красоту попугая, место его обитания и питание;

Продолжать активизировать познавательные способности детей, развивать логическое мышление.

Учить составлять композицию, согласно образцу; закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей аппликации, добиваться сходства с оригиналом.

Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность движений руки и глаз.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Педагог: К нам в гости летит гость. Отгадайте, кто это?

В ярких перьях всех расцветок
Он заметен среди веток,
В клетке может день—деньской
Разговаривать со мной.
До чего смешная птица!
Мы успели подружиться.
Кешу лучше не пугай!
Он домашний …

Выставляется игрушка попугая.

Педагог: Верно, попугай. По каким словам из загадки, догадались, что это попугай?

Дети: Яркие, разноцветные перья, может разговаривать.

Педагог: Правильно, молодцы! Попугаи имеют яркую, пеструю окраску. Живут попугаи в Австралии, Африке. Питаются фруктами, овощами, орехами. Их мощный клюв помогает расщеплять твердую пищу.

(рассматривание иллюстраций с изображением попугаев Ара, Жако, Какаду, волнистые попугайчики, неразлучники)

Д/И «Найди попугая»

Среди множества птиц, изображенных на карточке, детям предлагается отыскать попугая, назвать признаки, по которым они определили эту птицу.

Педагог: Людям очень нравятся эти птицы, ведь они знамениты не только своей яркой заманчивой окраской, но и тем, что умеют говорить. Попугаи умеют внимательно слушать речь человека, могут повторять звуки бытовых приборов. Но говорят не все виды попугаев. Попугаи легко приручаются, не боятся человека и даже, поддаются дрессировке.

Наш гость – говорящий попугай. Зовут его – Шурик.И прилетел он к нам не просто так. Он хочет раскрыть вам секреты вежливости. Может кто-то из вас знает эти секреты? Если не знаете - не беда, Шурик вам поможет. Но сначала он хочет проверить, с какими вежливыми словами вы знакомы.

Педагог читает стихотворение.

- Встречу друга и свой разговор мы со слова «Здравствуйте» начнем.

- Если бабушка с утра пирожок тебе дала,

Ты возьми – скажи «Спасибо», станет бабушка счастливой.

- Если испечем печенье всем друзьям на угощенье,

Скажем мы им: «Не стесняйтесь, на здоровье – угощайтесь».

- Если друг чихнуть готов, скажем фразу: «Будь здоров».

- Каждый скажет на прощанье: «До свиданья, до свиданья!»

Педагог: Назовите, какие вежливые слова услышали в стихотворении.

Педагог: А какие правила вежливости вы знаете?

Педагог: Верно, вежливые люди называют друг друга по имени, никому не грубят, никого не обижают, благодарят за помощь. С воспитанным и вежливым человеком приятно общаться. Всем людям приятно слышать слова «Пожалуйста», «С добрым утром», «Благодарю вас»

Жил на свете попугай.

Крылья шире расправляй.

(руки в стороны, влево, вправо)

Он любил летать всех выше,

Выше пальм, жирафов выше.

(потянуться на носках, руки вверх)

В гости к деткам прилетал,

Вместе с ними отдыхал,

Прыгал, кланялся, шалил,

(наклоны головы или туловища вперед)

С малышами говорил.

Педагог: Как вы думаете, какой домик у попугая, если он живет дома у людей?

Д/И «Нарисуй клетку»

Детям выдаются листочки с попугаем, нужно дорисовать клетку.

-Молодцы! Верно, попугай живет в клетке. А хотите узнать, как наш попугай Шурик научил девочку говорить вежливые слова?

Тогда, слушайте, сказку про девочку Таню, которая часто забывала говорить вежливые слова.

Сказка сопровождается иллюстрациями.

Чтение сказки «Как попугай Таню вежливости научил».

Жила-была девочка Таня. Ей очень хотелось иметь попугая. И вот на день рождения бабушка подарила ей попугая, назвали его Шуриком.

Попугай привык к большой красивой клетке, любил смотреться в зеркало и звонко щебетать, т.е. петь.

Таня часто смотрела мультфильм про говорящего попугая Кешу и мечтала научить говорить своего попугая. Таня спрашивала бабушку:

---Бабушка, я хочу научить Шурика говорить, а как это сделать?

Бабушка сказала внучке:

---Чтобы научить Шурика говорить, нужно много раз повторять какое-нибудь слово, попугай запомнит его, а пройдёт время, он повторит его.

Но Танюша всегда торопилась на улицу погулять с девочками, а вернувшись с прогулки, Таня разговаривала с бабушкой грубо. Бабушка всегда уговаривала девочку:

--- Внучка, помой руки перед едой!

Таня всегда отвечала:

--- Не хочу мыть руки! Быстро подавай обед!

--- Таня, скажи «волшебное» слово и я принесу тебе обед.

--- Какое ещё «волшебное» слово? Не знаю никаких «волшебных» слов, а руки у меня и так чистые,- отвечала Таня.

Бабушка приносила суп, запеканку, но девочка кричала:

--- Не хочу суп! Не хочу запеканку! Хочу конфет!

Затем снова убегала на улицу. И так было каждый день. Самыми любимыми словами Тани были: ДАЙ, ХОЧУ, НЕ ХОЧУ.

Однажды к Тане в гости пришла ее подруга Маша. Бабушка испекла пирог, дети пили чай с пирогом. Потом девочка показала детям своего попугая Шурика. Подруга Тани – Маша сказала:

--- Таня, у тебя очень красивый попугай, а разговаривать он умеет?

--- Пока Шурик не умеет говорить, но я его этому учу.

Таня отломила кусочек пирога и протянула его Шурику:

---Шурик, съешь кусочек пирога.

А попугай как закричит:

--- Не хочу мыть руки! Не хочу пирог! Хочу конфет! Купи велосипед!

Маша очень удивилась. А бабушка попросила попугая:

--- Шурик, скажи нам что-нибудь ещё.

И Шурик снова закричал:

--- Хочу, не хочу, дай, купи!

Таня удивилась и говорит:

--- Шурик, кто же тебя таким словам научил?

А бабушка ответила:

--- Таня, а ты подумай, может быть и догадаешься.

Наступил вечер. Танины гости ушли домой, девочка, постояв у клетки с попугаем, подумала и говорит:

--- Бабушка, я всё поняла: ведь Шурик мои слова повторил! Я же всегда тебе говорю, - «Хочу конфет, не хочу суп», а вчера у папы просила: «Купи, купи мне велосипед!»

--- Да, Танюша! Мечтала ты научить попугая говорить – вот и научила. Только пока ты сама вежливые слова не научишься говорить, и попугай этому не научится.

Девочка обняла бабушку и сказала:

--- Бабуля, милая, любимая, ПРОСТИ меня, ПОЖАЛУЙСТА, СПАСИБО тебе за вкусные обеды. Я теперь всегда буду мыть руки перед едой, а капризничать не буду и слова вежливые говорить буду и тебе, и маме, и папе! И попугая вежливым словам научу!

А попугай как закричит:

--- ПРОСТИТЕ, меня, ПОЖАЛУЙСТА! СПАСИБО!

--- ПРОСТИТЕ, меня, ПОЖАЛУЙСТА! СПАСИБО!

Вот такая история произошла с девочкой Таней.

Педагог: Дети, ответьте на мои вопросы.

Вспомните, пожалуйста, какие слова говорила Таня?

Дети: Таня говорила: не хочу кушать, хочу конфет, купи велосипед, дай.

Педагог: Почему попугай тоже говорил эти слова?

Дети: Потому что эти слова говорила его хозяйка Таня, он их запомнил.

Что сделала Таня, чтобы попугай выучил вежливые слова?

Дети: Таня попросила прощения у бабушки, попугай услышал вежливые слова и запомнил их.

Педагог: Верно, он запомнил вежливые слова и стал повторять их.

Дети, а какие вежливые слова вы говорите, когда разговариваете с друзьями, со знакомыми, с мамой, с папой, с бабушкой?

Примерные ответы детей:

Педагог: Наш гость –попугай Шурик, очень рад за вас! Вы – вежливые дети!

Педагог: Попугай Шурик зовет вас поиграть с ним в игру «Фрукты-овощи-орешки»

-Попугай Шурик любит полакомиться орехами, овощами и фруктами. Помогите девочке Тане все разложить правильно: фрукты в корзинку, овощи в ящик, орешки-в тарелку. Дети под музыку раскладывают предметы.

Педагог: Молодцы! Попугай Шурик может спокойно лететь дальше, к другим деткам - учить их вежливым словам. Попрощайтесь с Шуриком.

Педагог: А мы с вами, на память о нашей встрече, сделаем попугая из цветной бумаги, пусть ваш попугай напоминает вам о вежливости.

Наши рекомендации, которые подсказывают, как научить попугая разговаривать, помогут вам справиться с этой непростой задачей. Статья раскроет секреты, накопленные любителями и профессиональными заводчиками птиц.

Общие правила для учителя

Если ваша цель – говорящий попугай, то выбирайте самца не старше 3 лет. Считается, что мужские особи легче обучаются. И чтобы сподвигнуть питомца к общению с хозяином, не заводите пару. Тогда он сам потянется к разговору. В идеале – купите птенца 3-5 месяцев. Важно, чтобы птица успела привыкнуть к новому дому и не боялась его обитателей.

Еще одно правило – проводить уроки должен всегда один и тот же человек. Преимущество женщинам и детям, так как у них более высокие интонации, и попугай их лучше воспринимает.

Возраст особи для начала занятий зависит от породы, крупные – с 5-8 месяцев, мелкие – с 3-4. При обучении попугая разговорам приготовьтесь к тому, что первые слова, произнесенные птицей, вы не поймете. Однако со временем речь установится и станет разборчивой. Поэтому слушайте внимательно все издаваемые звуки, чтобы вовремя похвалить.

Перечислим причины, по которым попугаи не разговаривают:

· неподходящие условия (холод, голод, шум);

· стайное или парное проживание (и без хозяина найдутся собеседники)

· неподходящий возраст (старше 3 лет).

Розелла

Нужные звуки и слова

Трудными для восприятия считаются первые уроки. Как только попугай выучит хотя бы 2-3 слова, процесс пойдет легче. Птица разговорится. Для запоминания выберите что-то несложное. Например, «Привет» или «Пока». Подойдет имя птицы или хозяина, если оно короткое. Например, «Рома», «Тома», «Жора».

Хорошо, если слово будет состоять из двух слогов и содержать звуки «П», «Р», «К», «Т». Из гласных лучше использовать «А» и «О». Попугаям нравятся шипящие звуки и слова с ними – Гоша, хочу чаю, хороший, чао.

Техника и процесс обучения для всех пород попугаев одинаков. Особенности зависят от индивидуального характера птицы, условиях содержания и взаимоотношений с хозяином.

Перед началом занятий устраните все посторонние звуки и уберите игрушки. Особенно мешает телевизор, который отвлекает питомца от главного. Урок не должен утомлять – 15-20 минут достаточно для ежедневной нагрузки на мозг попугая. Но в течение дня можно время от времени обращаться к попугаю, напоминая ему запоминаемое слово. Раз в неделю проводите длинный урок минут на 40 для закрепления материала.

Корелла. Источник фото: dreamstime.com

Никакого насилия

Некоторые считают, что обучение попугая лучше проводить утром. Однако опытные дрессировщики не совсем согласны с таким мнением. Главное, чтобы занятия проходили регулярно, а птица не была усталой и сонной.

Важна атмосфера. Всем своим видом покажите дружеское расположение и хорошее настроение. Если попугай доверяет вам настолько, что садится на руку, то выпустите его из клетки. В противном случае просто расположитесь рядом и начинайте с ним разговаривать. Ни в коем случае не вытаскивайте его насильно.

Начав обучение питомца, будьте внимательны к своей речи. Не употребляйте ругательства и похабные слова, если хотите получить порядочного собеседника. Процесс не сложный, но требует терпения. Заучиваемые слова повторяйте внятно и по несколько раз.

При каждой попытке попугая издать звук – хвалите и поощряйте лакомством. Но этих вкусняшек не должно быть в обычном рационе. В зависимости от пристрастий питомца, используйте кусочки арбуза, банана, моркови, яблока. Подойдут зерна кукурузы и маленький кусочек ореха.

Ожереловый (индийский кольчатый) попугай. Источник фото: african-parrot.com

Помощь современной техники

Легких способов, подсказывающих, как научить попугая говорить, не существует. В любом случае требуется терпение и время. А если его не хватает, то воспользуйтесь современной техникой. Но помните, что «живые» уроки обязательны, иначе питомец будет болтать только в ваше отсутствие. Как основной этот метод применяют, когда птица уже разговорилась.

Запишите на компакт-диск или диктофон слова, которым хотите научить попугая. Время записи минут 10-15. Повторяйте их с паузами, четко и громко. Затем проигрывайте урок каждый день для запоминания. Птица будет учить звуки самостоятельно. С этой же целью можно использовать компьютер, планшет или современный телефон, куда можно записать звуковой файл.

Хорошо, если слова, обозначающие действие сопровождать подсказками. Например, говорите «Пока», когда уходите из комнаты. Или «Привет», когда подходите к клетке. Очень скоро попугай тоже начнет связывать их с вашим появлением или уходом и вставлять к месту. Птица станет здороваться и прощаться.

Вы нам очень поможете , если поделитесь статьей в соцсетях и поставите лайк. Спасибо вам за это.

Подписывайтесь на наш канал.

Еще больше историй читайте на сайте «Птица дома» .

Читайте также: