Будут ли собаки в раю ислам

Опубликовано: 26.04.2024


Всевышний Аллах создал человека и вселенную, чтобы они служили Ему, и этот мир является для всех его обитателей, в том числе и для животных, временным пристанищем. Следовательно, все они покинут этот бренный мир и предстанут в День Суда перед своим Создателем. А все животные, которые являются частью этой Вселенной, были сотворены всевышним Аллахом на благо человека, как сказал Всевышний Аллах в Священном Коране:

هُوَ الَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى الارْضِ جَمِيعاً

(смысл): «Он – Тот, Кто сотворил для вас всё, что на земле». (сура Аль-Бакара, 29)

Как известно, после смерти в Судный День все живые существа, в том числе и животные, будут воскрешены, так же, как будут воскрешены все люди и джинны. Но животные, в отличие от человека и джиннов, не имеют никакого представления о смерти, воскрешении, Судном Дне и т.д. В хадисе, который приводит Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لو أن البهائم تعلم من الموت ما تعلمون ما أكلت منها سمينا

«Если бы животные знали, подобно людям, о предстоящей смерти, то вы не ели бы жирного мяса», то есть животные не смогли бы есть досыта, дабы стать тучными.

Но, несмотря на это, все живые существа будут воскрешены в Судный день, собраны для отчета и воздаяния, и после недолгого отчёта тела животных будут обращены в землю.

Ибн Касир пишет об этом следующее:

«Слова Всевышнего Аллаха:

وإذا الوحوش حشرت

"… И когда (дикие) животные столпятся" (сура Ат-Таквир: 5), то есть будут собраны, как об этом сказал Всевышний Аллах в другом аяте:

وما من دابة في الأرض ولا طائر يطير بجناحيه إلا أمم أمثالكم ما فرطنا في الكتاب من شيء ثم إلى ربهم يحشرون

(смысл): "И нет ни одного животного на земле и ни одной птицы, летающей в небе на своих крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам, о люди. Не упустили Мы в Книге (в Коране) ничего. Потом [в День Суда] к своему Господу они будут собраны (для расчета и воздаяния)" (сура Аль-нам: 38).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Все творения будут собраны, даже мухи" (Ибн Абу Хатам). Такого же мнения придерживаются Ар-Рабиʻ ибн Хайсам, Ас-Суди и другие. Такое же толкование этому аяту даёт и Каттада (да будет доволен им Аллах): "Поистине, все эти создания умрут, и потом Всевышний Аллах примет по отношению к ним решение, которое он пожелает"». («Тафсир Ибн Касир»)

Затем все эти творения Всевышнего Аллаха, после того как возместят свои права между собой в отместку того, что совершали на этом свете, будут превращены в землю (прах). В хадисе, который передаётся от Абу Хурайры, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

فيقضي الله بين خلقه، الجن والإنس والبهائم، فإنه ليقيد يومئذ للجماء من ذات القرون، حتى إذا لم يبق تبعة عند واحدة لأخرى، قال الله: كونوا ترابا، فعند ذلك يقول الكافر: يا ليتني كنت ترابا، ثم يقضي الله سبحانه بين الجن والإنس .

«…Затем Всевышний Аллах рассудит между всеми Своими творениями: джиннами, людьми и животными. Поистине, в этот День даже безрогие поквитаются с рогатыми, все они возместят свои права между собой. Потом Всевышним Аллахом им (живым существам) будет сказано: "Станьте прахом!", и в этот момент скажет неверующий: "Лучше бы и мне быть прахом!" (сура ан-Наба, 40). И после этого Всевышний Аллах рассудит между людьми и джиннами». (Ибн Джарир А-Табари)

Также от Абдуллаха Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

فإذا فرغ من القصاص بين الدواب قال لها كوني تراباً

«Когда (в Судный День) Всевышний Аллах завершит суд между животными, и они поквитаются между собой, Он скажет животным: "Станьте прахом!"».

Как мы видим из вышеприведённого, все животные после смерти будут воскрешены и после отчёта на месте сбора будут обращены в землю.

Собаки в исламской религии

Всем известно выражение «собака – это друг человека». Действительно, собака считается самым распространенным и древним домашним животным, спутником человека с самых первобытных времен.

Когда первобытные люди располагались лагерем на привале и начинали готовить еду, из темноты за их действиями следили дикие предки современных собак. Кто-то из обитателей стоянки мог бросить им кости или внутренности убитых животных, оставшиеся после трапезы. Через какое-то время люди поняли, что эти животные могут быть им полезными – к примеру, охранять их место обитания от хищников, сопровождать их на охоте и помогать выслеживать добычу.

Считается, что произошло это примерно 10-15 тысяч лет назад на территории Сибири и Дальнего Востока, именно там наши предки начали приручать собак и держать их как домашних животных. Более того, со временем собака стала очень почитаемым и уважаемым животным – поскольку люди по достоинству оценили ее верность и преданность хозяевам, ее острый слух и обоняние, ее смелость и готовность к самопожертвованию ради человека, которому она служит.

Собаки стали персонажами древних мифов и частью религиозных культов. К примеру, египетский бог Анубис, владыка загробного мира, изображался с собачьей головой, в Древней Греции собака была спутником бога врачевания Асклепия. Некоторые сибирские народы верили, что собаки сопровождают души умерших в загробный мир.

Таких же убеждений придерживаются жители Непала, согласно преданию, они сторожат ворота в рай, так что в этой стране отмечается специальный день собак. На кладбище к западу от пирамиды Хеопса в Гизе была обнаружена гробница любимой собаки фараона – по его приказу, она удостоилась такого же почетного погребения, как его приближенные вельможи. Собаки вообще очень почитались египтянами.

Древнегреческий историк Геродот свидетельствует, что, когда в семье египтян умирала собака, они соблюдали по ней траур, как по члену семьи. Иногда тела умерших собак могли мумифицировать так же, как было принято делать это с телами людей. В настоящее время существует несколько сотен самых разных пород собак – от карликовых декоративных до огромных служебных.

Собаки выводились с самыми разными целями – есть охотничьи породы, есть пастушеские, есть охранные и служебные (некоторых собак специально учат искать оружие и наркотики), есть бойцовые собаки, которых выводили специально для собачьих боев; есть карликовые декоративные собачки, есть собаки-поводыри, которые помогают слепым людям.

Собаки в исламской религии

Отношение к собакам в исламской религии неоднозначное. С одной стороны, согласно фикху, исламскому праву, слюна собаки считается нечистым – ее присутствие на одежде или месте для молитвы может сделать намаз недействительным. По этой причине собак не следует держать дома (как разрешается держать кошек), поскольку в таком случае вам придется постоянно убирать за ними и следить за чистотой вашей одежды и мест для молитвы. Тем более, есть хадис, где говорится, что в дом, где есть собака, не будут входить ангелы милости Всевышнего.

При этом факихи (правоведы) оговаривают допустимость содержания собак служебных пород во дворе дома, в специальных помещениях: для охраны жилища, для помощи человеку в его работе, - как пастушеских и охотничьих собак. Также в исламе запрещается натравливать животных друг на друга для развлечения, поэтому нельзя держать бойцовых собак и участвовать в собачьих боях.

Однако такое отношение к собакам – как к животным нечистым, не делает собаку чем-то презираемым и дурным в глазах мусульман. Плохое отношение к собаке – как к любым живым существам, строго порицается, а хорошее, наоборот, вознаграждается. Вы слышали, чтобы человек, сделавший доброе дело для собаки, попал бы в Рай?

В одном из хадисов сообщается история о женщине, которая была блудницей, то есть, большой грешницей, занимавшейся «древнейшей профессией». В жаркий день она увидела на улице собаку, которая изнемогала от жажды. Женщина сжалилась над собакой, сняла с ноги башмак и зачерпнула для нее воды из колодца. За этот поступок ей были прощены её грехи (хадис приводится в сборниках Бухари и Муслима).

Существует хадис с аналогичным содержанием, где упоминается мужчина, который подобным образом сжалился над собакой: «Одного человека, который находился в пути, начала мучить жажда. Он нашёл колодец и спустился в него для того, чтобы попить воды. Когда же он поднялся из колодца, то увидел собаку, которая жевала влажную землю из-за жажды. После чего он обратно спустился в колодец, зачерпнул воды в свою кожаную обувь и напоил животное. За этот поступок Господь простил тому человеку все грехи».

Сподвижники Пророка (мир ему) удивились – неужели можно получить награду и за животных? На это Пророк Мухаммад (мир ему) ответил: «Награда полагается за доброе отношение ко всему живому» (Бухари).

Более того, есть сообщения о том, что будет собака, которая сможет войти в Рай наряду с некоторыми особо избранными животными.

10 животных, которые попадут в Рай

10 животных, которые попадут в Рай

Это будет собака людей пещеры – асхабуль-кахф, которую, по преданию, звали Китмир. В 18 суре Корана «Аль-Кахф» (Пещера) рассказывается история юношей, служивших Единому Богу (по преданию, это были последователи Иисуса, мир ему).

Языческий правитель города, где они жили, узнал об их отвращении к идолопоклонству и пытался силой заставить их изменить своей вере. Спасаясь от преследований, они скрылись из города и укрылись в пещере – есть мнение, что их было семь человек, и с ними был преданный им пес.

В пещере они заснули – и чудесным образом проспали более трехсот лет (309 лет). После этого они проснулись – и, поскольку они не подозревали, что проспали так долго, один из них отправился в город купить для всех пищи. Когда продавец увидел монету, которую юноша подал ему, он удивился – такие деньги уже много лет не были в ходу в этой местности.

Юношу доставили к царю, – который, как и все остальные люди в городе, давно стал последователем истинной веры в Бога. Царь и все горожане собрались у их пещеры и дивились могуществу Всевышнего. Сами молодые люди и их собака вернулись обратно в пещеру, где уснули окончательно – до наступления Судного дня. Над входом в пещеру было сооружено место для молитвы. До сих пор в некоторых мусульманских странах принято заботиться о собаках.

К примеру, в Турции на государственном уровне принят ряд мер по уходу за бродячими собаками. В Стамбуле уличных собак отлавливают и временно размещают в приемниках. Здесь они проходят тест на агрессивность, их вакцинируют от бешенства, стерилизуются, после восстановления от операции возвращаются в те же районы, где они были пойманы.

Перед возвращением собак в их привычную среду обитания им устанавливаются ушные микрочипы, которые, по сути, являются их электронным документом. Такие же программы работают во всех городах Турции – насколько это позволяют средства местного бюджета.

Какой можно сделать вывод? Несмотря на то, что собаки являются самыми распространенными домашними животными, исламская религия накладывает определенные ограничения на их содержание дома, поскольку слюна и мокрая шерсть собаки являются нечистотами (наджас).

Не следует заводить дома комнатных декоративных собачек, но вполне допустимо держать служебных собак, которые необходимы для работы или для охраны, во дворе дома. Разумеется, при этом нужно следить, чтобы эти собаки не стали агрессивными и не угрожали безопасности соседей или домочадцев.


В досточтимых хадисах Посланника Господа ﷺ передаётся, что в Раю будет всё, что только могут пожелать его обитатели, также Раю будут птицы и животные, о которых не знает никто, кроме Создателя. В данном материале мы расскажем о некоторых из них.

لَّهُمْ فِيهَا مَا يَشَاءُونَ خَالِدِينَ كَانَ عَلَى رَبِّكَ وَعْدًا مَّسْئُولًا

«В этих садах благоденствия у них будет всё, что они хотят, и будут они вечно наслаждаться благами. Всё это блаженство, о котором они просили, – обещание Аллаха им в ответ на их просьбу. Поистине, обещание Аллаха никогда не нарушается!» (смысл 16 аята суры «аль-Фуркан», тафсир «аль-Мунтахаб»).

В другом аяте Бог говорит:

لَكُمْ فِيهَا مَا تَشْتَهِي أَنفُسُكُمْ وَلَكُمْ فِيهَا مَا تَدَّعُونَ

«В дальней жизни у вас будет всё, что вы пожелаете из услад и доброй пищи. И будет вам приветствие Господа Прощающего, Милосердного» (смысл 31 аята суры «Фуссылат», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Животные

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт от Посланника Аллаха ﷺ :

Смысл: «Всевышний Аллах говорит: "Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека, не говоря уже о том, что вам было дано узнать"». Передав это, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) прочёл нижеследующий аят:

فَلَا تَعْلَمُ نَفْسٌ مَّا أُخْفِيَ لَهُم مِّن قُرَّةِ أَعْيُنٍ جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

«И ни одна душа не ведает, что скрыто от них из прекрасных, радостных благ, уготованных Аллахом для этих верующих в воздаяние и награду за то добро, которое они вершили, и за повиновение Ему» (смысл 17 аята суры «ас-Саджда», тафсир «аль-Мунтахаб»). Этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.

Коран

Ибн Касир, комментируя эти слова Аллаха, пишет: «Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз – т.е. никто не знает величие того, что Аллах скрыл от них из райских садов, вечного блаженства и услад. Никто не ведает об этом так же, как они скрывали свои благодеяния, Аллах скрыл от них их награду. Ибо воздаяние аналогично действию».

Хасан аль-Басри сказал: «Люди скрывали свои деяния, и Аллах скрыл то, что ни одно око не видывало, и что не описать умом человечьим». Это передал ибн Абу Хатим.

Говоря коротко, в Раю верующих ожидает то, что не видели их глаза, не слышали их уши и что они не могли себе даже представить.

Что касается райских животных, из хадисов нам известно, что в Раю будут следующие из них:

1. Птицы

Птицы

وَلَحْمِ طَيْرٍ مِّمَّا يَشْتَهُونَ

«В раю для них – (…) и мясо птиц из тех, что они пожелают» (смысл 20-21 аятов суры «Аль-Ваки’а», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Анас сообщил, что Пророк ﷺ изрёк: «Птицы в Раю подобны шеям верблюдов, питающихся с райских деревьев». Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, должно быть, эти птицы прекрасны!» Пророк ﷺ ответил: «Те, кто будет есть их, прекраснее их». Он сказал это трижды, и добавил: «И поистине я хочу, что бы ты был среди тех, кто будет есть их» (имам Ахмад).

В своем комментарии к этому аяту Катада привёл хадис, в котором сообщается, что Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, я думаю, что эти птицы прекрасны, как и сами обитатели Рая». На что Посланник Всевышнего ﷺ ответил:

من يأكلها والله ياأبا بكر أنعم منها، وإنها لأمثال البخت وإني لأحتسب على الله أن تأكل منها يا أبا بكر

«Те, кто ест их, Абу Бакр, клянусь Аллахом, прекраснее их. Они похожи на шеи верблюдов. Я прошу Аллаха, чтобы ты вкусил их, о, Абу Бакр».

Птица

Абу Бакр ибн Абу ад-Дунья передал от Анаса ибн Малика, что, когда Посланника Аллаха спросили об «аль-Кяусаре», он сказал:

نهر أعطانيه ربي عز وجل في الجنة، أشد بياضاً من اللبن وأحلى من العسل، فيه طيور أعناقها، يعني: كأعناق الجزر

«Это река, которую мне мой Господь подарил в Раю. Её вода белее, чем молоко, слаще чем мёд, и к ней слетаются птицы, чьи шеи похожи на шеи верблюдов». ‘Умар сказал: «Наверное, они прекрасны». И Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Те, кто ест их, прекраснее их». Хадис передали имамы Ахмад и ат-Тирмизи.

‘Абдулла ибн Мас’уд сообщил, что однажды Пророк ﷺ сказал ему:

إنك لتنظر إلى الطير في الجنة، فتشتهيه، فيخر بين يديك مشويا

«Если ты, увидев птицу в Раю, пожелаешь её съесть, то она окажется перед тобой в уже в готовом (жареном) виде». Хадис передали имамы Абу На’им и Ибн ‘Ади.

2. Кит

Кит

عن أنس رضي الله عنه قال: بلغ عبد الله بن سلام مقدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة فأتاه فقال: إني سائلك عن ثلاث لا يعلمهن إلا نبي، قال: ما أول أشراط الساعة وما أول طعام يأكله أهل الجنة ومن أي شيء ينزع الولد إلى أبيه ومن أي شيء ينزع إلى أخواله، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (خبرني بهن آنفا جبريل)، قال: فقال عبد الله ذاك عدو اليهود من الملائكة، فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (أما أول أشراط الساعة فنار تحشر الناس من المشرق إلى المغرب وأما أول طعام يأكله أهل الجنة فزيادة كبد حوت وأما الشبه في الولد فإن الرجل إذا غشي المرأة فسبقها ماؤه كان الشبه له وإذا سبق ماؤها كان الشبه لها قال أشهد أنك رسول الله)، رواه البخاري والطبراني وأحمد .

В достоверном хадисе от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Узнав о приезде в Медину Пророк ﷺ , Абдуллах ибн Салям (да будет доволен им Аллах), который в то время был иудеем, пришёл к нему и сказал: "Я хочу спросить тебя о трёх вещах, которые может знать только пророк: что станет первым предзнаменованием Часа (Конца Света), чего в первую очередь отведают оказавшиеся в Раю и почему ребёнок иногда похож на своего отца, а иногда на свою мать?" Посланник Аллаха ﷺ ответил: "Обо всём этом мне только что сообщил Джибриль", Абдуллах воскликнул: "Ведь он является врагом иудеев из числа ангелов!" После этого Пророк ﷺ сказал: "Что касается первого предзнаменования этого Часа, то (им станет) огонь, который погонит людей (к месту сбора) с востока на запад; что касается первой еды, которую отведают обитатели Рая, то ею станет доля печени кита; что же касается сходства ребёнка, (то здесь дело обстоит так): если во время полового сношения вода мужчина опережает воду женщины, то (ребёнок получается) похожим на него, если же вода женщины опережает его воду, то (ребёнок становится) похожим на неё". Услышав ответ, Абдуллах воскликнул: "Свидетельствую, что ты − Посланник Аллаха!"». Хадис передал имам аль-Бухари.

3. Бык

Бык

عن أبي سعيد الخدري رضي الله عنه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: ((تكون الأرض يوم القيامة خبزة واحدة، يتكفؤها الجبار بيده، كما يتكفأ أحدكم خبزته في السفر نزلاً لأهل الجنة) فأتى رجل من اليهود، فقال: بارك الرحمن عليك يا أبا القاسم، ألا أخبرك بنزل أهل الجنة يوم القيامة؟ قال: بلى قال: تكون الأرض خبزة واحدة كما قال النبي – صلى الله عليه وسلم – فنظر النبي – صلى الله عليه وسلم – إلينا، ثم ضحك حتى بدت نواجذه ثم قال: ألا أخبرك بإدامهم؟ قال إدامهم بالام ونون. قالوا: وما هذا؟ قال: (ثور ونون، يأكل من زائدة كبدهما سبعون ألفاً))، رواه البخاري ومسلم. قال النووي رحمه الله في شرح مسلم: «أما النون فهو الحوت باتفاق العلماء.. وأما زائدة الكبد وهي القطعة المنفردة المتعلقة في الكبد، وهي أطيبها ».

Сообщается, что Абу Саид аль-Худри сказал: «Посланник Аллаха ﷺ поведал нам:

«В День Воскрешения Земля станет одной хлебной лепёшкой, и Величественный Владыка сделает её ровной, подобно тому, как вы лепите тесто для хлеба во время поездок. И сделает его угощением для жителей Рая».

После того, как Пророк ﷺ сказал это, пришёл некий иудей и спросил: «Да благословит тебя Милостивый Аллах, о Абуль-Касим, а не рассказать ли мне о том, какое угощение будет подано обитателям Рая в день Воскрешения?» Пророк ﷺ ответил: «Да, конечно». Иудей сказал: «Земля в тот день превратится в одну хлебную лепёшку…», и он рассказал то же самое, что сказал Пророк ﷺ . Тогда Посланник Всевышнего ﷺ посмотрел на нас и засмеялся так, что были видны его зубы, и сказал: «А не поведать ли тебе, что им будет подано с хлебом? Это будет бык и рыба». Сподвижники спросили: «Что это значит?»*. Он ответил: «Это значит бык и рыба. И кончик от их печени будет кушать семьдесят тысяч человек». Хадис передает имам Муслим.

*Здесь Пророк ﷺ использовал мало распространённое слово «балям» ( بالام ), что переводится и как бык и как вол, и поэтому сподвижники попросили его разъяснить это слово.

4. Овцы

Овца

В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится, что Посланник Господа ﷺ изрёк:

امْسَحُوا رُغامَ الغَنَمِ وطَيِّبُوا مَرَاحَها وصَلُّوا في جانِبِ مَرَاحِها فإنّها مِنْ دَوَابِّ الجَنّةِ

«Вытирайте слизь с овец* и очищайте их загон, молитесь рядом с их загоном, ибо поистине, они из числа животных Рая». Этот хадис передал аль-Байхаки в «аль-Ма’рифа».

*Имеется в виду, что овец следует содержать в чистоте и ухаживать за ними, как об этом говорит имам аль-Мунави в «Файдуль-Кадир».

5. Верблюд

Верблюд

Абу Мас’уд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал:

عن أبي مسعود الأنصاري رضي الله عنه قال جاء رجل بناقة مخطومة فقال هذه في سبيل الله فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (لك بها يوم القيامة سبع مائة ناقة كلها مخطومة)، رواه مسلم وأحمد والنسائي والطبراني بطرق عديدة. قال النووي رحمه الله في شرح مسلم: «أي: فيها خطام، وهو قريب من الزمام. قيل: يحتمل أن المراد له أجر سبعمائة ناقة، ويحتمل أن يكون على ظاهره، ويكون له في الجنة بها سبعمائة كل واحدة منهن مخطومة يركبهن حيث شاء للتنزه، كما جاء في خيل الجنة ونجبها وهذا الاحتمال أظهر ».

«Некий человек пришёл к Посланнику Всевышнего ﷺ , ведя с собой верблюда, одетого в хитам, и сказал: "Это на пути Аллаха". Пророк ﷺ промолвил: "В Судный День ты получишь 700 верблюдов, одетых в хитам"». Хадис передали имамы Муслим и аль-Хаким.

Имам Навави, комментируя этот хадис в «Шархуль Муслим», пишет: «Хитам – это вещь, подобная уздечке. Говорится: возможно, что целью слов Пророка ﷺ было то, что в Раю его ожидает награда, как за пожертвование семисот верблюдов. Также возможно, что имелся в виду прямой смысл, и его в Раю будут ожидать семьсот верблюдов, каждый из которых будет с хитамом, на которых он будет развлекаться, ездя, где пожелает, как это пришло о райских лошадях и их превосходстве, и это мнение более правильное». А Аллах знает лучше.

6. Лошадь

Лошадь

عن ابن بريدة عن أبيه قال جاء رجل إلى النبي صلى الله عليه وسلم فقال: يا رسول الله إني أحب الخيل ففي الجنة خيل، قال: (إن يدخلك الله الجنة فلا تشاء أن تركب فرسا من ياقوتة حمراء تطير بك في أي الجنة شئت إلا ركبت) رواه والترمذي

Ибн Бурайда передаёт от своего отца, что некий человек пришёл к Посланнику Господа ﷺ и сказал:

«О Посланник Аллаха, я сильно люблю лошадей, будут ли в Раю лошади?» На что Пророк ﷺ ответил: «Если Аллах введёт тебя в Рай, то у тебя будет там лошадь из красного яхонта, на которой ты будешь летать, где пожелаешь». Этот хадис передал имам Ахмад.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!


Мусульманские убеждения о собаках иногда сбивают с толку и противоречат друг другу. Большинство считают этих животных ритуально нечистыми. И эти убеждения не единодушны. Почему в исламе собака - нечистое животное? Однако все мнения основаны не на самом Коране, а на хадисах, которые являются комментариями, анализами и интерпретацией Корана. Так почему собака - нечистое животное в исламе? Почему большинство мусульман брезгуют прикасаться к ней? Давайте разбираться.

Отношение мусульман

В исламе собаки считаются нечистыми животными. Контакты мусульман с этими четвероногими не поощряются. Многие исламисты только из-за этого объясняют свою не любовь к этим существам. В Коране описано негативное отношение к любым проявлениям жестокости. Все животные охарактеризованы как дружественные к человеку. Псы описаны как существа, оскверняющие вещи, еду, хозяина.

Мусульманка и собака

Запрещает ли Коран держать собак в доме?

Нет четкого ответа на вопрос, запрещает ли ислам людям держать собак дома в качестве домашних животных или трогать их. Поскольку в Коране упоминаются собаки, используемые для охоты, некоторые считают, что животных можно держать, если их использовать для определенной цели. Согласно исламу ответ на этот вопрос будет таким: мусульманам запрещено держать собаку, если им не нужно это животное для охоты, охраны скота или сельскохозяйственных культур.

Первоначальная роль собак у мусульман

Так как большинство мусульман содержали большие стада овец и коз, несколько тысячелетий назад было много собак. Они помогали защищать этих и других животных, не позволяя им убегать, и отпугивали потенциальных воров и хищников. Овцы и козы были пищей и капиталом, а собаки - первоклассными охранниками, помогали защитить эти инвестиции.

Немного истории

Во многих крупнейших мусульманских городах мира издавна собаки выполняли другие важные функции помимо охраны - они ели пищевые отходы. От Дамаска и Багдада до Каира и Стамбула городские власти поддерживали популяции этих животных как потребителей отходов, чтобы уберечь городские улицы. Мусульманские лидеры строили поливные желоба для собак, многие мечети выбрасывали для них пищу, а мясники использовали их, чтобы уничтожать крыс и других паразитов.

Люди, которые совершали насилие в отношении бродячих животных, часто подвергались наказанию.

Все это говорит о том, что мусульмане во всем мире мирно существовали со многими собаками. Они осознавали, насколько полезными являются четвероногие, и развивали отношения с ними.

Грустная собака

Негативное отношение к собакам сегодня

Учитывая эту историю, почему собака запрещена в исламе? Короткий ответ: из-за распространения инфекций. Около двухсот лет назад познания об инфекционных заболеваниях начали меняться. Люди на Ближнем Востоке, в Европе начали констатировать тесную связь между вспышками чумы, холеры и малярии и близостью жертв к таким местам, как кладбища, мусорные кучи и болотистые озера. Планировщики городов и правительства на всем Ближнем Востоке начали убирать эти источники болезней из все более переполненных районов, в которых жили люди. Они выкидывали мусор за пределы городских стен, также невольно избавились от собак, которые съедали эти отходы. В городах не становилось меньше мусора, а отходы, которые оставались, считались угрозой для общественной гигиены.

Действительно, всего за несколько десятилетий в начале девятнадцатого века собаки стали рассматриваться как экономически бесполезные и опасные существа для общественного здравоохранения. Результаты? Несколько крупномасштабных кампаний по уничтожению, гораздо меньше животных в ближневосточных городах и изменение отношения. И собаки - уже не полезные, а опасные, подверженные болезням и распространению инфекций.

Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, за исключением тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, большинство мусульман согласятся с тем, что разрешено иметь собаку с целью обеспечения безопасности, охоты, ведения сельского хозяйства или службы инвалидам.

Многие мусульмане занимают среднюю позицию относительно собак, позволяя им существовать рядом, но настаивая на том, что животные должны занимать пространство подальше от дома с жилыми помещениями. Многие держат животное на открытом воздухе в максимально возможной степени и, по крайней мере, не допускают ее в районы, где молятся мусульмане. По соображениям гигиены, когда человек вступает в контакт с собачьей слюной, необходима стирка одежды.

Коран о животных в исламе

Ислам поддерживает права всех живых существ на доброе обращение и справедливость по отношению к ним. Животные не должны подвергаться насилию. В Коране все живые существа подобные людям и имеют схожие права. Убийство без какой-либо разумной причины или жестокое обращение ведет к серьезному греху и нарушению прав, возложенных Аллахом. Люди должны быть нежными с животными, даже когда их приходится приучать к дисциплине.

Ислам учит быть очень осторожными в нашем поведении с животными и всеми живыми существами, так как есть большая награда за их любезное обращение и великое наказание за нарушение их прав. Люди должны хорошо относиться к животным, не преступать пределы, установленные Аллахом.

Отношение к кошкам в исламе

Кот - уважаемое животное в исламе. Их любил исламский пророк Мухаммед. Кошки считаются типичным домашними животными мусульман. Они были почитаемы с древних времен. Согласно многим хадисам Мухаммед запретил преследование и их убийство. Они восхищают своей чистотой и чрезмерной лаской. Роли кошек и собак в исламе абсолютно противоположны. Существует мнение, что мяукающие создания ритуально чисты, в отличие от собак, и поэтому им разрешено посещать дома, мечети, включая Масджид аль-Харам. Пища, отобранная кошками, считается халялью.

Кот в исламе

С какой целью разрешено держать собак

Для чего же допускает держать этих животных ислам? Можно ли держать собаку мусульманам? Им разрешено существовать бок о бок с этими животными только с такой целью:

  • охота;
  • охрана скота;
  • защита сельскохозяйственных культур.

Держать в качестве домашнего животного собаку дома ислам считает харамом (запретные действия).

Охотничьи собаки

Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам

Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.

Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.

Упоминание о собаке в Коране

Интересно знать, что собаки упоминаются в Коране 5 раз. И нигде не указано, что Аллах называет собак "грязными", дает какие-либо указания, что их следует избегать. Ислам учит своих последователей быть милосердными ко всем тварям, и все формы жестокости с животными запрещены. Почему же, похоже, у многих мусульман такие проблемы с собаками?

Нечистое ли?

Почему собака в исламе - нечистое животное? Большинство мусульманских ученых согласны, что слюна собаки нечиста.

бассет хаунд

Можно ли трогать собаку?

По исламу мусульманам, совершившим контакт с этим животным, требуется совершать омовения 7 раз. В одежде, которая соприкасалась с животным, нельзя совершать намаз, молиться. Это постановление исходит от хадиса: "Пророк сказал: «Если собака оближет сосуд, пусть человек выбрасывает все, что в нем, и мыть его необходимо семь раз, один раз с землей»". Следует отметить, что одна из основных исламских мыслей указывает, что это не вопрос ритуальной чистоты, а просто метод здравого смысла, чтобы предотвратить распространение болезни.

Хадисы о собаках

Есть несколько хадисов, которые предупреждают о последствиях для владельцев животных:

  1. «Кто держит собаку, того добрые дела будут уменьшаться каждый день одним кеараатом (единица измерения), только если это не собака для фермерства, скотоводства».
  2. «Ангелы не войдут в дом, где есть пес или картина с животными».
  3. Другие хадисы говорят нам, что, если мы прикасаемся к собаке, наше омовение является недействительным, и мы становимся нечистыми, и нужно семь раз мыться, чтобы очистить эту грязь, восьмой раз - землей.

Это кажется несовместимым с Кораном, говорящим, что вы можете есть то, что эти животные поймают на охоте. Также конкретно упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости в дальнейшей очистке. Естественно, добыча охотничьего животного вступает в контакт со слюной, и это не делает мясо нечистым.

Хадисы о черных собаках

Некоторые хадисы выходят даже за пределы понимания, говоря, что черные собаки в исламе считаются злыми (дословно описаны как свирепые существа, в которых вселился дьявол), и призывая убить всех животных данной масти. Трактуя данный хадис на современный лад, не стоит понимать все буквально. Он дает представление о том, почему пророк приказал убивать собак. Должно быть, виной тому - избыток бродячих животных и, следовательно, опасность бешенства в городе Медине и его пригородах. Поэтому пророк и призывал уничтожать их. Было обнаружено, что его сподвижники истребляли всех без разбора. Он не поощрял это и запрещал им делать это. Им было сказано, что убивать можно только жестоких зверей, которые являются источником опасности для жизни. Прямого призыва к насилию в Коране нет.

Черная собака

Не ненависть, а отсутствие знания

Во многих странах собаки обычно не содержатся в качестве домашних животных. Для некоторых людей их единственный контакт происходит только с бродячими животными, кучкующимися в стаи, блуждающими по улицам или сельской местности. Люди, которые не растут вокруг дружественных собак, могут иметь естественный страх. Они не знакомы с поведением собак, поэтому животное, которое бежит к ним, воспринимается как агрессивное. Многие мусульмане, которые, кажется, «ненавидят» собак, просто боятся их из-за незнания. Они могут оправдываться («Я страдаю аллергией») или подчеркивать религиозную нечистоту этих животных просто для того, чтобы избежать взаимодействия с ними.

Польза от собак

Многие люди верят, что эти животные могут приносить пользу, и проявляют доброжелательность к этим существам, считая, что собаки могут даже быть полезными в жизни людей. Собаки-поводыри являются важными спутниками для мусульман с ограниченными возможностями. Рабочие животные, такие как сторожевые, охотничьи или скотоводческие, являются полезными и трудолюбивыми.

Что недопустимо по отношению к собакам в исламе

Современные мусульмане

В современном мире можно встретить мусульман, живущих бок о бок с собакой. Все больше и больше людей осознают и видят пользу от содержания такого животного дома. Вот некоторые причины, почему некоторые последователи ислама держат собаку дома:

  • регулярные пешие прогулки помогают снизить артериальное давление;
  • игра с собакой повышает настроение;
  • собаки крупных пород дают ощущение защищенности и обеспечат надежную защиту хозяина, имущества;
  • помогают в восстановлении после серьезных заболеваний, таких как сердечные приступы.

Мусульманка и пес

Владение домашним животным - это огромная ответственность, за которую мусульманам нужно будет ответить в Судный день. Те, кто предпочитает владеть собакой, должны осознавать все обязанности, которые возложены на них. Они должны обеспечить животных продовольствием, крышей над головой, обучением, физическими упражнениями и медицинским обслуживанием. Тем не менее большинство мусульман признает, что домашние животные не являются членами семьи, и у них не возникает желание обеспечить четвероногих должными условиями.

Собака в Исламе

Разговоры о том, что в Исламе сформировалось особое отношение мусульман к таким животным, как собаки, периодически то стихают, то разгораются с новой силой, и большинство из них обязано своим появлением тем, что мало кто имеет более-менее четкое представление относительно того, что Ислам говорит об этих животных. Следует сразу заметить, что собаку по Исламу запрещено держать верующему мусульманину, кроме как для нужды.

Собака в Коране

В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.

В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.

В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.

Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.

Хадисы

Если читать хадисы, не опираясь на существующие в Исламе пояснения и толкования, то некоторые из них действительно могут внушить такую мысль, что вопрос отвращения к собаке в Исламе уходит своим корнями в их тексты. Но если взять на себя труд и углубиться в содержание ученых диспутов относительно их содержания и трактовки, которые возникают в Исламе, то можно увидеть, что более глубокое понимание содержания текстов может привести к совершенно неожиданным правовым выводам из них.

Нужно ли убивать собак по Исламу?

Существует ряд хадисов, которые имеют несколько смысловых вариантов. Переданный Тирмизи, содержит такие слова: «Если бы собаки не были общиной среди общин, я бы повелел уничтожить их, но убивайте среди них каждую черную», а затем в переданном Муслимом, говорится: что Абу Зарр задавал вопрос Пророку Мухаммаду ﷺ относительно того, чем отличается рыжая собака от черной, на что Посланник Аллаха ﷺ, ответил ему, что «Черная собака – это шайтан». Далее еще в одном хадисе, переданном Бухари, приводится пять вредителей, которых дозволено убивать, если человек в ихраме: «змея, скорпион, коршун, крыса и злобная (кусающаяся) собака».

Но существует и хадис, переданный Насаи, в котором Посланник Аллаха ﷺ запрещает убивать любое живое существо, если нет на то причин, говоря, что тот мусульманин, который убьет даже самого маленького воробья, не говоря уже о ком-то большем, обязательно должен будет отчитываться за это дело перед Всевышним в Судный день.

Маликиты считают, что последние хадисы отменяют предыдущие, то есть собак убивать запрещено, если они не опасны. Ученые Ислама дискутировали на эту тему довольно много и пришли к выводу, что в тот период времени, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, собаки представляли для людей существенную угрозу, и потому имели место такие рекомендации, но со временем эта проблема перестала быть актуальной. Что же касается рекомендации убивать именно черных, то данную мудрость Всевышнего Аллаха ученые Ислама не смогли трактовать.

Нужно ли брать омовение при соприкосновении с собакой?

Если обратиться к тем хадисам, где речь идет о чистоте собак, то никогда никем из ученых ни в каком мазхабе Ислама не утверждалось, что после того, как мусульманин прикоснется к этому животному, ему необходимо совершить омовение или вуду. Это связано и с тем, что омовение и удаление наджасы, то есть нечистоты, - это разные процедуры.

Посуда из которой попьет собака

Приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ: «Если из посуды кого-либо из вас, попьет собака, пусть он вымоет эту посуду семь раз», и этот хадис имеет несколько вариантов трактования, и в одном из вариантов сказано, что сосуд следует почистить землей. На этот текст в Исламе опираются ханбалиты и шафииты как на доказательство того, что слюна собаки является нечистотами, как и тело ее. С этим утверждением спорят ханафиты, а также часть ханбалитов, к числу которых относится и ибн Таймия, которые считают, что данный хадис может служить доказательством того, что нечистотами является слюна собаки, но то, что ее тело является также нечистотой, он не говорит.

В хадисе, переданном Бухари приводятся воспоминания ибн Умара, который говорил, что, когда был жив Пророк Мухаммад ﷺ, собаки могли входить и выходить из мечети, мочиться рядом с ней, и люди места эти не поливали водой.

Захириты и маликиты в Исламе не делают вывод из первого примера о том, что любая часть тела собаки нечиста, в том числе и пасть ее. Их комментарии таковы, что собаки не могут считаться нечистыми, если нет такого доказательства.

собаки в Исламе

Турция конец 19 века. Бродячие собаки Стамбула.

Маликиты считают, что во времена проживания табиинов в Медине, то есть первого поколения мусульман в мире, которое жило в Медине после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, собаки нечистыми не считались. Их мнение таково, что представление о нечистоте этих животных в мусульманском мире происходит из хадисов, которые приведены выше, а также такое мнение могло возникнуть из суры «Аль Маида», в которой есть аят, в котором говорится о том, как использовались охотничьи собаки, и что они приносили в пасти свою добычу. Такое правило приняли в Медине, где имамом был имам Малик, учившийся в свое время у учеников сподвижников Пророка Аллаха Мухаммада ﷺ.

Ибн Рушд придерживается особого мнения, и его слова разъясняют все вопросы, которые могут возникать в связи с этими текстами.

Он считает, что слова Аль-Кади в «Мукаддиме» нужно понимать не как хадис о наджасе или нечистоте. Его следует понимать как предостережение пьющему из посуды, который может заразиться от собаки, которая может быть бешеной. С этим связано и существующее предписание очищать посуду семь раз и один раз землей, а известно, что число семь используют и при лечении различных заболеваний. По словам ибн Рушда, это объяснение в Исламе он считает маликитским, а не просто утверждением того, что слюна собаки является нечистой. Он считает, что мусульмане просто покорно очищают посуду семь раз, и мудрости этого предписания они не осознают. При рассмотрении этого хадиса нужно принимать во внимание и то, что в тот период истории, о котором идет речь, возможно были не редкостью вспышки заболеваемости бешенством, и история знает тому немало примеров, а переносчиками этой болезни являлись как раз собаки. А поскольку сохранение жизни человека по шкале ценностей перевешивает ценность сохранения жизни собаки, то мусульманину следует знать, что следует отнестись осторожно ко всему, что может нести в себе какую-то угрозу инфекции. Вот почему после собаки следует мыть предметы, если вы знаете, что на них могла остаться слюна собаки. То есть бессмысленно говорить о том, что собака нечиста и мусульманину следует убить ее сразу же, как увидит, или нельзя ему прикоснуться к собаке или ласкать ее, играть с ней.

Собака, как причина вхождения в Рай

мусульмане кормят собак

Места для кормления бездомных животных в Стамбуле

В хадисе, переданном Бухари, приводится случай с человеком, который, следуя своей дорогой, хотел пить и напился воды из колодца, который нашел по дороге, спустившись к воде. Когда же он выбрался наружу, он увидел, как собака, высунув язык от жажды, ест влажную землю. Когда человек увидел это, он понял, что животное мучается от жажды, и тогда он снова спустился к воде в колодце, набрал воды в свой башмак, взял башмак в зубы и стал выбираться наверх, держа его все так же в зубах. Когда он поднялся наверх, он напоил водой собаку. За это Всевышний Аллах отпустил ему все его грехи. И когда Пророку Мухаммаду ﷺ задали вопрос, полагается ли верующему мусульманину награда за животных, Посланник Аллаха ﷺ ответил, что награда полагается за все живое.

Можно ли дотрагиваться до собаки?

Если же мусульманин принципиально придерживается дословной трактовки хадисов, то несмотря на это, большинство богословов придерживается мнения о чистоте собачьей шкуры.

Хотя некоторые ученые в Исламе не столь единодушны во мнении относительно остальных частей тела собаки, ее лап и шерсти. В текстах хадисов Посланника Аллаха ﷺ нет оговорок насчет шерсти и лап животного. Шафииты считают, что наджаса являются все части тела, так как животное очищает все свое тело и шерсть своей же слюной, которая является нечистой, что делает нечистым все животное, включая шерсть, лапы. Ученые считают, что этот факт указывает, хоть и косвенно, на то, что все части тела собаки нечисты.

Мусульманские ученые из ханафитов придерживаются мнения, что канонически нечистыми являются слюна животного, ее полость рта и язык, поскольку об этом в хадисе сказано прямо. Помет этого животного, ее экскременты тоже являются нечистыми.

Даже более строгое мнение ученых из числа шафиитов, не указывает достаточно четко на то, что одежда человека при соприкосновении с шерстью животного обязательно лишается ритуальной чистоты. Только в том случае, если на одежде человека остались следы, можно говорить о нарушении ритуальной чистоты: если остался след от шерсти животного на одежде, то его следует смыть соответствующим образом и только.

Если лизнет собака

Рекомендация смыть слюну собаки с тела или с одежды человека указывает лишь на то, что необходимо соблюдать ритуальную чистоту. Приводится высказывание Посланника Аллаха ﷺ , который говорит, что если собака поест из какой-то посуды, которой пользуется человек, или если опустит свой язык в содержимое, то такую посуду следует вымыть семь раз, и первый раз вымыть следует землей, смешанной с водой. Ученые богословы сделали вывод из этого высказывания Пророка Мухаммада ﷺ , что слюна собак – это наджаса, и животное является нечистым и создает помеху ритуальной чистоте, поэтому одежда, которая соприкасалась со слюной животного, требует очищения обязательно. Даже если человека лизнула собака, согласно большинству хадисов, достаточно очистить то место, куда она лизнула.

Можно ли держать собаку дома?

В хадисе, переданном Бухари, говорится, что награда за дела человека, который держит собаку в доме, уменьшается ежедневно на карат, если собака, которую он держит, не предназначается для охраны скота или пашни.

Мусульманские богословы считают, что к предназначениям собак, из-за которых держать их дозволяется, можно добавить еще собак для охоты, собак-поводырей и собак-охранников. Можно сделать вывод из того, что сказано ранее, что запрещается мусульманину держать собаку ради развлечения, делая из нее домашнюю игрушку. Маликиты придерживаются мнения, что в данном хадисе речь идет не о запрете или «харам», а о нежелательности или о «макрух».

На эту тему есть еще один пример, который тесно связан с предыдущим. В хадисе, переданном Абу Даудом и Бухари, говорится, что в дом, где есть собака или изображение собаки, «не входят ангелы».

Из того, что говорится в первом и втором тексте, можно сделать однозначный вывод – мусульманин по Исламу не должен держать в своем доме собаку ради развлечения, а только с определенной, вполне конкретной целью, для охоты, охраны или помощи, в качестве повадыря, следопыта или езды в упряжке. С точки зрения Ислама, подобное использование собак допускается.

Читайте также: