Бывают ли собаки аутистами

Опубликовано: 30.04.2024


Домашние питомцы, особенно собаки, демонстрируют признаки аутизма, похожие на признаки этого заболевания, которые обычно обнаруживают у детей, и сейчас ведутся исследования, задача которых установить, возможно ли развитие аутизма у животных. Николас Додман (Nicholas Dodman), доктор ветеринарных наук, стал искать генетическую причину навязчивой погони за собственным хвостом среди бультерьеров, что часто приводило к травмам, которые животное наносило себе самостоятельно, а вместо этого он обнаружил множество симптомов аутизма у собак. Он также обнаружил, что два биомаркера, традиционно встречающиеся у детей, страдающих аутизмом, также присутствовали у собак с навязчивым поведением. Побочные отрицательные реакции на вакцинацию не так уж редко встречаются среди домашних животных. В целом, индустрия вакцинации животных в 2015 году оценивалась в 6,27 миллиардов долларов, и по прогнозам, её ожидает дальнейший рост до 11,4 миллиардов к 2024 году.

Наряду с тем, что количество расстройств аутистического спектра среди детей пугающе возросло за последние полвека, существуют доказательства, что схожие поведенческие расстройства наблюдаются и среди домашних животных, чаще всего у собак. Пока что слишком рано, чтобы основные ветеринарные службы смогли уверенно утверждать, что у собак может развиваться аутизм, но уже существуют многочисленные свидетельства о поведенческих паттернах (шаблонном поведении) среди домашних животных, которые зеркально повторяют аутичное поведение детей. Сейчас проводятся исследования, чтобы установить возможность развитии аутизма у животных.

Хотя появление аутичного поведения среди собак стаи замечать начиная с середины 1960-х, первым исследователем, который осознанно соотнёс некоторые из данных поведенческих особенностей с аутизмом, был Николас Додман (Nicholas Dodman), доктор ветеринарных наук, который в 2011 году изначально занялся поисками генетических причин навязчивой погони за собственным хвостом среди бультерьеров. Эта поведенческая особенность наблюдается у (ни много ни мало) 85% щенков бультерьеров, и часто приводит к самоповреждениям, т.е. травмам, когда животное само себя калечит.

Представляя в 2015 году в Американском Колледже ветеринаров-бихейвористов доказательства на основании собственных исследований, доктор Додман в своём докладе описал состояние животного, похожее на аутизм, отметив, что «большая часть обсессивных щенков были мужского пола, и у многих из них наблюдались и другие странные поведенческие проявления или физические особенности, которые сопровождали погоню за собственным хвостом, как например, вспышки агрессии, парциальные припадки, фобии, особенности кожного покрова, проблемы с ЖКТ, фиксация на объекте и тенденция избегать людей и других собак». Кроме этого, вместе с коллегами он смог установить, что два биомаркера, типичные для детей, страдающих аутизмом, также присутствуют у больных собак.

Если брать за основу диагностические критерии Американской академии педиатрии (American Academy of Pediatrics), некоторые из наиболее распространённых признаков расстройств аутистического спектра у детей включают трудности, связанные с социальными взаимодействием и общением, а также «ограниченные и повторяющиеся интересы и занятия»; у мальчиков вероятность подобного расстройства в пять раз выше, чем у девочек; а аутизм у людей также часто связан с агрессией, нарушениями в работе ЖКТ и кожными заболеваниями, а также с фиксацией на объектах.

Солидные исследования в области собачьего аутизма отсутствуют, но сейчас проводится совместное исследование под названием «Собаки, дети и аутизм: выявление обсессивного (навязчивого) поведения у собак и аутизма у детей» в надежде пролить свет на данное заболевание, которое встречается у детей и у собак. Получив финансирование от Американской Ассоциации гуманного отношения к животным (American Humane Association), исследователи из Научно-исследовательского института трансляционной геномики (TGen), Центра исследования аутизма (Southwest Autism Research & Resource Center), Школы ветеринарной медицины Каммингса в Университете Тафтса (Tufts University Cummings School of Veterinary Medicine ), а также Высшей медицинской школы Массачусетского университета (University of Massachusetts Medical School) надеются разработать генетический тест на аутизм, который пригодится как людям, так и животным.

«Дисфункциональное поведение у собак», возможно, является аутизмом

И хотя большинство бихейвористов всё ещё предпочитают относить животных с этими особенностями к категории «страдающих от дисфункционального поведения среди собак», а не ставить им диагноз «аутизм», те, кто допускают, что данное состояние может на самом деле являться аутизмом, считают его «идиопатическим», наследственным или врождённым, когда «причина болезни неизвестна и заболевание врождённое», что означает, что щенки уже рождаются с аутичным поведением, а не у них развивается аутизм через какое-то время после рождения. В ходе исследования высказываются гипотезы о том, что этот синдром может быть вызван «недостатком зеркальных нейронов в мозге», а также предположения о том, что аутизм может появляться у щенков в результате того, что их родители подвергались действию токсинов или ненужных вакцин.

Побочные реакции на вакцинацию у собак

Паралич и судороги, иммуно-опосредованная гемолитическая анемия и фибросаркома в месте инъекции – такие негативные реакции на вакцинацию довольно часто встречаются и у домашних животных. Часто они приписываются ежегодной вакцинации, которую некоторые ветеринары считают абсолютно бесполезной. Вакцины также могут вызывать аллергию, проблемы с кожным покровом, изменения в поведении, а также аутоиммунные заболевания.

Изменения в поведении после вакцинации

Некоторые из наиболее часто встречающихся изменений в поведении связаны с вакциной против бешенства, единственной вакциной на законодательном уровне признанной обязательной для домашних животных во всей стране, и которую владельцы обязаны повторять по крайней мере каждые три года, а иногда и ежегодно, в зависимости от типа вакцины. Как правило, такие вакцины идентичны, но вакцину, на которой стоит пометка «для ежегодного применения», необходимо делать каждый год, даже если она в своём составе содержит те же вещества, в той же самой дозе, что и препарат, на котором стоит пометка «делать раз в три года».

Многие ветеринары сейчас, как правило, признают, что собаки, которые были вакцинированы один раз, склонны сохранять иммунитет до конца своей жизни, что подтверждается посредством анализа крови на наличие антител. Однако, ни один подобный анализ не считается достаточным доказательством для отмены обязательной вакцинации против бешенства. Таким образом, в ходе вакцинации от бешенства иммунная система животных снова и снова подвергается искусственному вмешательству на протяжении всей их жизни.

Зафиксированные изменения, которые следуют за вакцинацией против бешенства, включают и такие, которые полностью повторяют ранние симптомы самого бешенства, как например, повышенная агрессия к людям и другим животным, снижение проявленной привязанности, несмолкающий лай и стремление к разрушительным действиям. Такие изменения в поведении часто относят к так называемому «рабическому миазму» (то есть миазму, который как-либо связан с заболеванием бешенством или с вакцинацией против бешенства). Данный термин используется для описания процессов, лежащих в основе заболевания, в данном случае для описания состояния, сходного со слабой формой бешенства (другое название – рабиес (лат. rabies).

Может ли у этого быть другое объяснение?

Любопытно, что многие из этих «рабических» симптомов также напоминают симптомы, отмеченные при описании собачьего аутизма.

Мировая индустрия вакцинации животных в 2015 году оценивалась в 6,27 миллиардов долларов США, а с учётом прогнозируемого ежегодного роста на уровне 6,9%, её ожидает дальнейший рост до 11,40 миллиардов долларов к 2024 году. Северная Америка, и, в частности, США, остаётся ведущим рынком вакцин для животных, с общей долей 37%. Большая часть этой доли приходится на животных-компаньонов или домашних любимцев. В США количество домашних питомцев больше, чем в любой другой стране мира, а вкупе со строгими правилами вакцинации домашних животных, установленными в этой стране, объёму данного рынка сокращение не грозит.

С учётом текущих законов, которые требуют проводить вакцинацию против бешенства раз в год или раз в три года, а ветеринары практикуют ежегодную вакцинацию домашних питомцев, неудивительно, что мы наблюдаем рост количества аутоиммунных заболеваний и аутичного поведения среди домашних животных.

Автор: Кейт Рейнс (Kate Raines)
Источники: NeedToKnow.news и VaccineImpact со ссылкой на использованные материалы и источники
Перевод: Марина Уткина специально для МедАльтернатива.инфо

Материалы в тему:

Рекомендуем прочесть нашу книгу:

Чтобы максимально быстро войти в тему альтернативной медицины, а также узнать всю правду о раке и традиционной онкологии, рекомендуем бесплатно почитать на нашем сайте книгу "Диагноз – рак: лечиться или жить. Альтернативный взгляд на онкологию"


Из-за необоснованного заявления нескольких откровенных знаменитостей о том, что вакцины вызывают аутизм у детей и собак, некоторые владельцы собак пропускают ежегодные прививки своих собак. Наука опровергла связь, но миф сохраняется. Несмотря на полемику вакцинации, многие ветеринары говорят, что у них никогда не диагностировали аутизм у собаки. И многие ученые-исследователи не считают, что собачий аутизм существует. Но один известный ветеринар и ученый обнаружил провокационные доказательства расстройства спектра аутизма у собак, и он не имеет ничего общего с вакцинацией.

кредит: bernardbodo / iStock / GettyImages

Что такое аутизм?

Расстройство спектра аутизма (ASD) - это расстройство, которое влияет на развитие мозга и происходит в раннем детстве у 1 из 68 детей-детей. Это вызывает недостатки в общении, проблемы с социальными взаимодействиями и повторяющееся поведение. Аутизм сосуществует с такими заболеваниями, как эпилепсия, желудочно-кишечные расстройства и нарушения сна, ограничивает интересы и действия, вызывает беспокойство и депрессию. Некоторые человеческие дети и взрослые с аутистическими расстройствами будут испытывать только умеренные симптомы и функционировать на высоком уровне, в то время как в других, диапазон и тяжесть симптомов изнурительны.

БОЛЬШЕ: Обсессивно-компульсивное расстройство у собак

Родители домашних животных могут задаться вопросом, есть ли у их собаки аутизм, когда они демонстрируют атипичное поведение. Некоторые человеческие симптомы аутизма аналогичны симптомам у собак с обсессивно-компульсивными расстройствами (ОКР), такими как эпилепсия, беспокойство и депрессия. С середины 1960-х годов исследования нейробиологии на собаках и аутизме продолжались без убедительных доказательств, пока д-р Николас Додман, ветеринар и пионер в изучении обсессивно-компульсивного расстройства у животных, исследовал аутизм у породы собак бультерьера. По состоянию на 2016 год статистический анализ все еще продолжался, но его результаты исследований интригуют о возникновении аутизма у собак.

кредит: Майк Уотсон Изображения / планшет / GettyImages

Могут ли собаки иметь аутизм?

Доктор Додман провел всю свою профессиональную жизнь, ища ответы на вопрос, почему поведение животных идет наперекосяк и написано много книг о его исследованиях. Он защищает теорию о том, что люди и другие животные имеют одну и ту же нейрохирургию. Это глубокое признание того, что умы и эмоции людей и других животных работают одинаково, - это одновременно мыслительное и горячо обсуждаемое; его новаторская работа в этой области имеет много критиков в ветеринарном сообществе.

Подход доктора Додмана - это новая наука, которую он разработал под названием «Одна медицина», которая объясняет, почему собаки и другие домашние животные, такие как кошки, лошади и птицы, испытывают такие психологические проблемы, как обсессивно-компульсивное расстройство, беспокойство, депрессия, синдром Туретта и аутизм. Исследования доктора Додмана по аутизму у собак начались более 30 лет назад, когда он встретил 1-летнего, белого цвета, кастрированного мужского бультерьера, который неоднократно гонялся за своим хвостом. Доктор Додман недавно прочитал в Журнале Американской ветеринарной медицинской ассоциации о сходном поведении у других бультерьеров того же возраста, одного пола, одного цвета и среднего статуса, и он пришел к выводу, что он генетический. Он продолжил изучать 333 хвостовых, белоснежных, 1-летних, кастрированных мужских бультерьеров.

СВЯЗАННЫЕ: Внезапные изменения поведения собаки

Бультерьеры, как и многие другие породы, сильно инбредны. Общепринято найти бультерьеров, у которых есть либо субклиническая, либо клиническая, повторяющаяся хвостовая чеканка. Скручиваясь в узких кругах, они постоянно следят за своим хвостом. Такое поведение спиннинга напоминает стереотипное вращение аутичных детей. У детей и собак-исследователей триггеры поведения - это стресс или травма. Он также видел взрывную агрессию и трансоподобное поведение в бультерьерах. Ему было разумно, что это может быть собакой для аутизма, поскольку все эти особенности распространены в аутичном спектре детей.

Несмотря на то, что многие исследователи отметили, что он преследует компульсивное расстройство, доктор Додман не согласился на этот диагноз. Он знал, что хвостовое преследование было более сложным, чем обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и консультировалось с медицинским исследователем, специализирующимся на аутизме у людей. Он узнал, что аутизм у детей коррелирует с повышенными уровнями пептида под названием нейротензин (NT) и кортикотропин-высвобождающий гормон (CRH). Образцы крови у его пациента-терьера и исследовательской группы показали повышенные уровни как NT, так и CRH. Трансляционная психиатрия, журнал исследований нейронауки, опубликовала свои выводы о аутизме на собачьих упряжках в 2014 году.

кредит: Seregraff / iStock / GettyImages

Вы можете узнать больше о исследованиях доктора Додмана по собачьему аутизму и истории первоначального бультерьера, который вдохновил свое 30-летнее исследование аутизма в своей книге «Дети на диване: невротические собаки, компульсивные кошки, тревожные птицы и Новая наука психиатрии животных ». От попугаев, выщипывающих себя от беспокойства и кошек с ОКР к аутичному бультерьеру, его книга и ее острые примеры исследований проливают свет на тесную связь между людьми и животными.

Симптомы и диагностика аутизма у собак

Если вы подозреваете, что ваша собака может быть аутичной, обратитесь к профессиональному совету ветеринара или поведенческого поведения. Имейте в виду, что многие симптомы ASD являются общими для других расстройств, и что собака с аутизмом будет проявлять по крайней мере некоторые симптомы после щенка. Помните, что некоторые ветеринары могут не верить, что собаки могут быть аутистами.Но некоторые признаки того, что ваша собака нормально не функционирует и может иметь симптомы ASD, или другое расстройство, требующее ветеринарной помощи или поведенческого вмешательства:

  • Дисфункциональные социальные взаимодействия с другими собаками.
  • Отсутствие интереса к вам и другим людям.
  • Отсутствие интереса к играм, совершение новых вещей и ограниченное движение.
  • Повторяющиеся действия, такие как кружение в кругах, преследующее его хвост, лизание, стимуляцию и другое невротическое поведение.
  • Регулярно связан с неблагоприятной реакцией на любые изменения в рутине.
  • Апатия и неспособность общаться с эмоциями, такими как счастье, страх, удивление, любовь и т. Д.
  • Беспокойство и незаинтересованность в деятельности, особенно если породы являются высокоэнергетическими.
  • Может показывать выборочное слушание или не отвечать, когда вы называете ее имя.

Документируйте поведение вашей собаки в журнале, чтобы вы могли обсудить детали с вашим ветеринаром или другими специалистами, чтобы помочь в диагностике. Может быть разумным обратиться за советом к нескольким ветеринарам и рассмотреть гомеопатических ветеринаров.

Лечение и лечение аутичных собак

Доктор Додман обнаружил, что собачий вариант аутизма реагирует на лекарства человека, такие как Prozac, ингибитор обратного захвата серотонина и противосудорожные терапии. Так как затронутые собаки также имели сопутствующие состояния, такие как желудочно-кишечные расстройства и значительные проблемы с кожей, он лечил лютеолином; флавоноид оказался полезным для таких проблем у детей-аутистов.

кредит: Крис Амарал / DigitalVision / GettyImages

Управление повседневными эмоциональными потребностями собак с аутизмом может занять больше работы, но это может быть полезным для воспитателей. Увидеть искру, представляющую интерес сейчас, а затем в депрессивной или апатичной собаке, может быть приятно. Вам придется помочь вашей собаке адаптироваться к незнакомым местам, вещам и ситуациям. Собаки с аутизмом не подходят к изменениям в рутине и лучше всего остаются в одном доме. Вы также должны стараться избегать любых изменений в своих игрушках, ящиках или кроватях.

WOOF: Что вызывает беспокойство у собак?

Вы быстро узнаете, что вызывает атипичное поведение вашей собаки, такое как агрессивность и страх. Во время прогулок обратите внимание, где ваша собака колеблется или чувствует угрозу. Например, если вы идете на парк для собак, и ваша собака боится без всякой причины, будьте уверены в будущем.

Регулярные сеансы с собачьим бихевиористом могут помочь вашей собаке стать более открытой, совместной и занятой жизнью. Из-за спроса, спроектированного на подходе «собачий шепот» Цезаря-Милана, многие тренеры по собакам и бихевиористы пошли на лишнюю милю, чтобы получить больше образования в поведении собак и провели много часов обучения на рабочем месте. Многие предлагают эффективные программы помощи собакам с психическими расстройствами.

Как аутичные собаки отличаются от других собак.

Как люди, у которых есть аутизм, собаки будут в разной степени нарушать социальные навыки. Поскольку аутизм отличается у людей, ваша собака может общаться с другими собаками или только с конкретными. Связывание с людьми также может быть затруднено для аутичных собак.

Каково будущее исследований аутизма собак?

Согласно News Medical, коалиция исследователей коллективно работает над исследованием под названием «Canines, Kids and Autism: Decoding Obsessive Behaviors in Canines and Autism in Children». Исследование направлено на выяснение причин обсессивно-компульсивного расстройства у трех видов чистокровных собак: бультерьеров, добермановских пинчеров и терьеров Джека Рассела. Ученые проведут целую последовательность геномов, используя самую современную технологию для определения генов, которые могут отвечать за атипичное поведение. Это исследование может привести к улучшению диагностики и лечения аутизма как у людей, так и у собак в будущем.

Об аутизме, вакцинации и правильном сексуальном поведении у животных

По материалам докладов на различных научных конгрессах
Анализ причин и вариантов коррекции с использованием гомеопатии
Цветкова В. В., к. в. н. Новосадюк Т.В.
Ветеринарные клиники НИЦ ООО "Поливет", РФ, СПб
e-mail: vethom@mail.ru

Клинические проявления различных дисфункций мозга, которые в гуманной медицине называются расстройствами аутистического спектра (РАС), нередко регистрируются и в ветеринарной практике. Животных с такими нарушениями стараются тут же выбраковывать. Это обусловлено высокой стоимостью лечения и отсутствием гарантии его результата. Опираясь на опыт эффективной помощи аутичным животным с использованием гомеопатических средств, мы провели анализ имеющегося доступного материала на предмет выявления вариантов организации профилактических мер.

Описание в ветеринарной литературе симптомов РАС у животных встречается достаточно давно, еще до введения этого термина и массовой вакцинации.

аутизм у животных
Леонид Павлович Сабанеев - признанный авторитет в выращивании охотничьих пород собак, - имел в этом вопросе большой практический опыт. Его наблюдения и записи, датируемые 1892 годом, интересны помимо всего прочего ещё и тем, что сделаны до введения повсеместной вакцинации собак, кошек (и людей), которую многие современные специалисты считают одной из первопричин возникновения аутистических расстройств у животных и человека

Вот лишь несколько очень интересных наблюдений, приводимых Сабанеевым:
". От слишком молодой или только что сгодовавшей суки бывают собаки узкие и неладные, боящиеся матери своей и непьющие её молока…
. Первая вязка имеет по неизъясненным еще причинам сильное влияние на последующие пометы, между которыми, несомненно, могут выраживаться щенки и первого кобеля.
. Помет молодых сук обязательно следует уничтожать, потому что щенки почти всегда родятся слабыми и подвергаются различным болезням, особенно нервным (угрюмость, сторожкость от всех, неизъяснимое стремление к любой воде и в ней нахождение), эти нервные расстройства стойко передаются в следующих поколениях. "

Сабанеев приводит также интересные рекомендации о том, как получить лучшее потомство:
"…Сука, которая начинает пустовать не ранее как ей исполнится три осени, считается крепкою и из племенных лучшею. Кобель к ней назначается от двух до пяти осеней, т. е. уже бывший в сортировке. Вообще кобель не должен быть моложе суки.
. От одной суки более трех пометов брать не следует, …
…Если сука распустует, не имея двух осеней, ее обыкновенно отдерживают.…»

Рекомендации Сабанеева, были с успехом внедрены в практику многими заводчиками. В итоге были получены уникальные по своим свойствам собаки и даже усовершенствованы старые и выведены новые породы…

Но во время 90-х годов в России был период бесконтрольного получения молодняка различных пород собак с целью их последующей продажи и получения прибыли. Сук крыли в первую охоту от возможного и доступного кобеля. Хотя в зоотехнии (в том числе и благодаря трудам Л.П. Сабанеева и его последователей) запрещено проводить покрытие с целью получения потомства в первую охоту.

В результате ветврачами наблюдалось массовое появление щенков с явными признаками РАС: со странным отношением к воде, пассивно-агрессивными реакциями, отказывающихся от материнского молока, чрезвычайно проблемных в содержании.

У 9 месячной суки среднеазиатской овчарки (САО), которая ощенилась в марте 1993 года, родилось 5 щенков, трое из которых были здоровы, а у двух наблюдали патологию поведенческих реакций. Особенно ярко у одного. С трёхнедельного возраста он избегал свою мать и однопометников, забивался в угол, отворачивался ото всех, при попытках приблизиться рычал, кусался, старался убежать, не сосал мать, при виде любой воды бросался в нее и совершал плавательные движения.

Назначено: Магнезиум карбоникум 1000СH, Натриум муриатикум 1000CH - 1 раз в три дня, и ручное докармливание одним человеком.
Этого человека единственного, он в дальнейшем и подпускал к себе, работал на охране объектов только с этим инструктором.
Применение гомеопатических средств, позволило преодолеть симптомы РАС. Умер Альтаир в возрасте 9-ти лет. Его брат , которому не проводилась гомеопатическая коррекция, был усыплен в возрасте 6 месяцев.

аутизм у собак
Описание симптомов РАС у животных есть и у современных исследователей.

Так, результат анализа практического опыта содержания животных с признаками РАС подробно изложено в монографии Никольской А. В. «Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак». М., Аквариум. 2014 г. В этой книге автор проводит прямые параллели между аутичными детьми и такими же животными.

Расстройства аутистического спектра (РАС) встречается и у других видов животных.
Например, у лошадей. Необходимо заметить, что такие эпизоды крайне редки.

Так, например, в июне 2017 г. к нам обратились по поводу жеребенка, у которого наблюдали симптомы РАС, а именно: он отказывался сосать молоко матери, стремился плескаться в любой воде в поилках, лужах и т.д. Избегал контактов с человеком, его с трудом кормили, и содержали, пытаясь адаптировать и дорастить до товарной кондиции .

Появился он у молодой матери и такого же по возрасту жеребца. Остальные возрастные жеребцы проигнорировали заигрывания молодой кобылы и только совсем юный жеребчик проявил интерес. Интересно, что поведение молодых лошадей, приводящее к ранней жеребости воспринимается другими животными в табуне как странное и неправильное. С такой лошадью остальная группа старается не контактировать: их отгоняют от водопоя, зон кормления, не допускают их контактов с молодняком! В природных условиях животные игнорирующие законы правильного поведения обречены на гибель.

Соблюдение законов правильного сексуального поведения это эволюционно апробированный способ выжить всему коллективу. Однако, в силу ряда причин мы не всегда можем знать историю каждого родителя и здоровья его предков.

аутизм у животных
В 2014году этот жеребец вошел в топ мировой выездки. Казалось он появился ниоткуда. На этот момент ему было 13 лет.
Эта лошадь с симптомами РАС, была адаптирована своей хозяйкой. Раннее покрытие его бабки сказалось на нем через поколение.

Он был куплен в возрасте 6 месяцев. Сразу же при доставке выяснилось, что он не дает никому прикоснуться к себе и не контактирует ни с кем: ни с людьми, ни с животными. В процессе работы выяснилось, что он не может освоить самые простые вещи.

"Если вчера он был в порядке и реагировал спокойно, нынешний день мог принести сюрпризы и заставить коня впадать в панику от обычных вещей. Ногавки он не мог носить до 6 или 7 лет (хотя здоровая лошадь привыкает к ногавкам за 1-2 занятия. ), от звука липучки впадал в истерику и мог лечь (что могло спровоцировать травмирование всадника). »

Один из важнейших вопросов в взаимоотношениях – это вопрос доверия, которое приходилось завоевывать в течение долгого времени. "Сейчас, смотря его выступления никто и не скажет, что это такая сложная лошадь. Он не играет, не поднимает голову, он работает сосредоточенно. В этом нам помогла работа в полном одиночестве на манеже".

Следует отметить, что наверное это единственный случай, когда, лошадь с симптомами РАС смогла достичь высоких результатов. При этом трудозатраты и затраты финансовые не сопоставимы с обычными в таких случаях.

КПД необыкновенно низок и этот результат можно считать не только следствием колоссальной работы и терпения, но и во многом случайным.

Законы получения здорового потомства, принятые в зоотехнии на основании многовекового опыта, запрещают ранние покрытия и предопределяют ряд мер по улучшению состояния родителей до соития, с целью получения молодняка лучшего качества. Игнорирование этих законов ведет к получению нежизнеспособного молодняка, в том числе с симптомами РАС.

Для нивелирования различных неблагоприятных отдаленных событий в линиях предков, нами предложен и с успехом применяется на практике метод гомеопатической подготовки родителей до намечаемой беременности матери. Метод включает индивидуальный подбор высокопотенцированных средств обоим будущим родителям. Полученное от таких пар потомство восхищает экспертов зоотехников статями и породными качествами.

Выводы:
Расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются как у людей, так и у животных. Они описаны еще до введения массовой вакцинации и напрямую связаны с нарушениями поведенческих сексуальных реакций родителей.

Профилактика появления РАС у потомства должна включать четкое соблюдение физиологических норм в разведении, исключающее ранние и беспорядочные скрещивания.

Использование гомеопатических технологий в период подготовки к желанной беременности позволяет получить потомство наилучшего качества.

Домашний питомец в семье с особым ребенком: каким он должен быть и можно ли вообще его заводить?

  • Статьи
  • /
  • Ноу-хау

529485_140735862774601_1590489498_n

Татьяна Любимова, руководитель программы канис-терапии «Солнечный пес» в Москве. Фото: facebook.com

Татьяна Любимова руководитель группы каниc-терапии «Солнечный пес», уже 12 лет занимается реабилитацией детей с особенностями развития с помощью собак. Сейчас канис-терапия у всех на слуху, а еще лет 10 назад о ней никто не знал. Раньше собак заводили просто как компаньонов. Теперь же многие предполагают, что животное может стать «доктором» для их ребенка.

Казалось бы, нужно стремиться дать особому ребенку возможность чаще общаться с собакой? Но все гораздо сложнее.

Шаг первый: ставим цель

_DSC4316

Фото Надежды Сокоревой

В вопросе заведения домашнего животного родителям особого ребенка надо в первую очередь отталкиваться от задач, которые вы перед собой ставите. Кого вы хотите – собаку-компаньона, веселого зверя рядом, или вы хотите собаку-терапевта, для серьёзной систематической работы с ребенком? Это совсем иной уровень требований.

А может быть, вы хотите, чтобы животное стало вашей поддержкой – просто прийти в себя, просто выйти лишний раз на улицу подышать воздухом – чтобы был повод переключиться? Это тоже хорошо. Но в этом варианте требования к такой собаке будут ниже, чем к псу, который будет взаимодействовать с ребенком.

Шаг второй: думаем о безопасности и ребенка, и собаки

_DSC4228

Фото Надежды Сокоревой

«Первое правило техники безопасности – собаку нельзя будет оставлять наедине с ребенком. Ну а дальше – важно следить за их взаимоотношениями, — говорит Татьяна Любимова. — Иногда мне родители звонят и рассказывают: «Наш ребенок так весело с собакой играет, пихает ее в стиральную машину и хохочет». И человек не понимает всего ужаса ситуации. Мне в таких случаях жалко собаку. Чем она это заслужила?

Или, к примеру, ребенок привык дергать собаку, таскать ее за уши и так далее, но я-то на занятии могу его проконтролировать, вовремя переключить или оторвать от животного, однако если мама не реагирует, то ребенок точно так же ведет себя потом со своей собакой. Отучить его трудно, это требует много времени и усилий. А родителей это устраивает — ребенок отвлечен, занят чем-то.

Но в чем цель? В таком процессе нет эмпатии, ребенок играет «в собаку», а не с собакой, он не воспринимает ее как живое существо, которому больно, плохо и дискомфортно. И ребенок очень быстро привыкает к тому, что можно делать больно».

Шаг третий: прикидываем свои физические возможности

_DSC4157

Фото Надежды Сокоревой

Щенок должен гулять 4-5 раз в день, пока не научится соблюдать чистоту в доме. Осечки могут быть до года: собака может нечаянно нагадить в квартире в этом возрасте. Как вы сможете с этим справиться, убирать, выводить ее? И ведь нужно помнить, что особого ребенка не всегода оставишь без присмотра: значит, придется 4-5 раз в день одеть и раздеть ребенка, чтобы взять его с собой на прогулку. Ребенок с особенностями не может при этом самостоятельно раздеться и одеться — это снова время.

«При этом на детской площадке гулять с собакой нельзя, я даже со своими собаками- терапевтами, хотя они послушны и обучены, никогда туда не хожу, ни одна моя собака ни разу лапой не ступала на детскую площадку, хотя вместе росли уже двое детей и три наши младшие собаки, — говорит Татьяна. — А вы с ребенком, с особенным ребенком, и ему тоже нужно полноценно погулять. Как быть?».

К тому же щенка надо водить на поводке, обучать. Совмещать такие вещи с прогулкой с детьми невозможно. Или ребенка нужно занимать чем-то в это время.

Очень часто, отмечает Татьяна, семьи не рассчитывают свои силы. Потом собак, на которых у родителей особенного ребенка нет времени, приходится переустраивать в другие руки.

Сенсорная нагрузка: снижаем агрессию или провоцируем?

unnamed4

Фото Павла Смертина

Есть дети, и их немало, отмечает Татьяна Любимова, которым необходимо, по крайней мере, на первых порах, ограничение в общении с собакой, иначе ребёнок или перевозбудится, или уйдёт в торможение.

Еще важно помнить, что общение с собакой, особенно тактильное, это мощная сенсорная нагрузка. «Мы ведем первые занятия не более 15 минут. Поначалу ребенку с аутизмом хватает даже 15 минут в неделю, чтобы появились положительные сдвиги. И это чётко структурированное занятие, а не просто взял поводок и побежал. Процессом руководит специалист, который следит за состоянием ребенка, что с ним происходит, чтобы был результат. Даже с хорошо обученной собакой редко в домашних условиях родителям удается проводить полноценное занятие».

В семье собака часто не оправдывает возложенных на нее «терапевтических» ожиданий, а превращается в подушку, в предмет интерьера.

В лучшем случае она воздействует на эмоциональную сферу ребенка. В худшем – приводит к огромному регрессу, отмечает эксперт.

«Ребенок не умеет общаться с собакой. А щенок прыгает, кусает, он резкий, он бурно реагирует на ребенка, он живет своей щенячьей жизнью. Ребенок в итоге находится в стрессовой ситуации 24 часа в сутки, он не ощущает себя дома защищённым, как в поговорке «мой дом — моя крепость»».

В практике Татьяны были случаи, когда к ней обращались за помощью родители в таких ситуациях. «Были стремительные регрессы. В самом тяжелом случае щенок жил 6 месяцев в ванной комнате, а ребенок ходил в туалет по стеночке, а потом лег в позу эмбриона и вообще отказался что-то делать, совсем замкнулся».

Сигнал усталости

_DSC4380

Частый спутник различных нарушений развития детей — нарушение сенсорной интеграции: человек плохо ощущает себя в пространстве. Бывает, поясняет Татьяна Любимова, что во время общения с собакой ребёнок начинает лучше чувствовать свое тело, и для усиления своего ощущения ребенок может неожиданно пнуть собаку или даже укусить ее, или стиснуть.

«Но это не агрессия как таковая. Это способ познания мира, он просто иначе не умеет. Надо в этот момент научить его взаимодействовать с собакой. И это, кстати, один из ключевых моментов в нашей работе. С истинно агрессивными манипуляциями по отношению к животным я сталкиваюсь редко, можно пересчитать по пальцам.

Бывает, что кажущаяся агрессия – это, на самом деле, сигнал об усталости. И такого ребенка я просто положу с собаками, чтобы он расслабился. (Но если ребенок бьет собаку и смотрит на меня, ждет моей реакции, то я выдворю его с занятия – это уже осознанное агрессивное поведение».) Такая «агрессия» наблюдается не только у аутистов, в детдомах, например, сплошь и рядом, у детей с нарушениями интеллекта, особенно с глубокими.

Это и есть тот тонкий момент. Когда у ребенка просыпается желание сильного тактильного контакта, это желание нужно вовремя направить. Иначе негативное поведение быстро закрепляется.

Если родители неопытны в этих вопросах, можно только навредить.

Поэтому крайне важно отслеживать общение ребенка и собаки. «Они должны научиться считывать сигналы друг друга. Но до этой вершины еще идти и идти. В дрессировке щенка нужна помощь кинолога, и лучше, чтобы он приходил домой и на месте понаблюдал взаимодействие родителей, собаки и ребенка, подкорректировал, дал рекомендации, — считает Татьяна. Причем такую работу надо начинать уже с двух месяцев жизни щенка. Объяснять собаке, что такое хорошо и что такое плохо, и, конечно, обязательно проходить курсы дрессировки. Причем не только на площадке, а в бытовых условиях – собака должна слушаться в любой ситуации».

Выбираем породу

_DSC4228

Фото Надежды Сокоревой

Если все же семья принимает решение о том, чтобы в доме появился питомец, то нужно тщательно подойти к выбору. И опять же – исходя из своих целей и задач, а не руководствуясь желаниями или эстетическими пристрастиями.

«Обратите внимание на ваш темперамент и характер собаки. Побывайте на выставках, присмотритесь к породам. Кому–то по сердцу собака-каучуковый мячик, кому-то – спокойные и вальяжные. Собака может быть маленькой, но заполнять собой все пространство, энергетическим сгустком. А может быть большой, но словно незаметной, — отмечает Татьяна Любимова. — Не поленитесь и почитайте хорошие справочники: для чего выведена порода.

Вам понравилась гончая – но она выведена для работы в лесу, она должна самостоятельно бежать и гнать зверя. И эту черту убрать из характера собаки будет практически невозможно. А если она побежит от вас в парке – ваши действия?

Или, скажем, ротвейлер. Это служебная собака для работы, защитно-караульной службы. Сможете ли вы контролировать такую собаку, весом в 80 кило, если в другой руке у вас ребенок? Бывают и добрые ротвейлеры, но это всё же не породный признак, и неизвестно, как поведёт себя собака в критической ситуации.

Я категорически против того, чтобы в семью с детьми, тем более с особенностями здоровья, заводили агрессивных собак – были случаи весьма печальные. Или, скажем, милый бигль – сейчас эту породу воспринимают как собаку-компаньона, но это все же гончая, не очень заинтересованная в общении с человеком. Она не будет взаимодействовать с ребенком, как от неё ждут».

Татьяна рекомендует заводить в семье с ребенком-аутистом собаку среднего размера.

«Собаку крупную – как и лошадь – ребенок-аутист воспринимает по частям. Специалисты отмечают, например, что ребенок вполне естественно и хорошо может воспринимать лошадь, сидя на ней верхом, но годами отшатывается от морды. Так же и с большой собакой – будет играть с ее спиной, но шарахаться от морды. А маленькую собаку может просто сильно сжать, делать ей больно, нечаянно покалечить».

Кстати, некоторые родители идут от противного. Например, ребенок боится собак – и они, зная об этой особенности, намеренно заводят щенка, считая, что при близком общении ребенок сможет перебороть свой страх и в итоге дружба с животным принесет пользу. Но бывает, что результат оказывается еще хуже. В одном из подобных случаев мама завела малышу щенка кавказской овчарки. Теперь мама тоже боится собаку, овчарка живет на улице, охраняет дом. Этот «ход конем» не принес никакой пользы ребенку.

Маленькое, но страшное?

14877090_1190602680986227_980582475_n (1)

А может быть, обратить внимание на других животных? Например, завести не собаку, а хомячка, скажем, или рыбок? Они не опасны для ребенка, и с ними не будет столько хлопот… Но и тут не все так просто.

Такой вариант подходит, если родители хотят, чтобы ребенок научился наблюдать. Но давать таких мелких животных в руки лучше не стоит.

Мелкие существа могут неожиданно напугать.

«Мелкие животные очень резкие и быстрые. А дети с нарушениями не успевают их отслеживать. Поэтому пугаются. Из-за этого некоторые дети, кстати, боятся и маленьких собак, — говорит Татьяна Любимова. – Это как мы с мышкой – когда она сидит на ладони, и мы любуемся ее лапками и глазками-бусинками, нам интересно, а если такая же мышь метнется мимо нас из буфета, мы отпрянем в ужасе. Просто потому, что мы не успеваем разглядеть, и мозг сигнализирует об опасности».

Возможно, такому ребенку подойдут малоподвижные животные? Скажем, черепахи или хамелеоны? Может быть, соорудить дома террариум? Это возможно, но учитывайте состояние здоровья ваших детей. Какой иммунитет у ребенка, нет ли у него астмы, аллергии. «Например, черепахи часто болеют сальмонеллезом, потому что они выловлены в дикой природе, и могут заразить ребенка. На птиц может быть аллергия, на корм для рыб тоже. Так что нужно исходить из индивидуальных особенностей ребенка».

Самый безопасный и беспроигрышный способ дать ребенку с особенностями здоровья общаться с животными с пользой для себя – это, в частности, посещение зоопарка. Но в этом случае, рекомендует наш эксперт, не ставьте перед собой цель за один день обойти все вольеры. Лучше, когда ребенок воспринимает информацию дозированно. Например, отправьтесь любоваться бабочками, или уделите время изучению поведения пингвинов или обезьян.

Пять проверочных вопросов

34_1

Итак, если вы приняли решение взять собаку в семью с особенным ребенком, ответьте себе на вопросы:

  1. Зачем именно вам нужна собака? Просто для общения (тогда учтите варианты реакции ребёнка), для каких- то конкретных занятий (каких, с какой целью и т.д.)
  2. Сколько вы сможете уделять внимания собаке? Ухаживать за шерстью, выгуливать, дрессировать.
  3. Насколько технически осуществим непредвиденный выгул собаки, к примеру, мамой с двумя детьми, один из которых, к примеру — аутист?
  4. Есть ли у вас средства на дрессировку, уход, плановые (обязательно вакцинация и обработка от блох и клещей) и непредвиденные ветеринарные расходы?
  5. Насколько вы способны контролировать общение ребёнка и собаки, есть ли вообще опыт дрессировки и воспитания собак?

Кстати, родители часто думают, что ребёнок сам будет ухаживать за животным. Напрасно. «Как бы убедительно ни звучали уверения ребёнка, что он всё- всё будет делать сам, всё же надо отдавать себе отчёт, что ответственность за ситуацию с животным целиком и полностью лежит на взрослых. К тому же во многих регионах по правилам содержания домашних животных выгул собак детьми до 14 лет без сопровождения взрослых запрещён», — напоминает эксперт.

Олли, первая собака-терапевт в России

_DSC3622

Фото Надежды Сокоревой

Наш эксперт Татьяна Любимова – тоже мама особенного ребенка. Сын Татьяны Саша родился с тяжелой формой ДЦП. Когда мальчику было 4 года, родители завели собаку. «Саша сам не говорил, но оказалось, что он давно мечтал о собаке – это обнаружила и поняла наш психолог, — вспоминает Татьяна. — Мы очень тщательно подходили к выбору собаки, взяв в итоге золотистого ретривера Олли. Но все же мы все равно совершили всевозможные ошибки».

Татьяна думала, что я сможет выдрессировать собаку самостоятельно, у нее уже были собаки. Но ее усилий оказалось недостаточно, пришлось обращаться в центр, который готовит собак для работы с инвалидами.

Олли начала заниматься в центре и в итоге стала первой собакой-терапевтом в России. «Олли стала нашим счастливым лотерейным билетом. Когда мы выходили с Сашей гулять, он страшно ею гордился. И прохожие видели не мальчика-калеку, а мальчика с красивой, умной и послушной собакой.

Когда Саши не стало, мы стали работать с Олли с другими детьми. У нас уже были знания и о детей-аутистах, и о детях с другими заболеваниями. Потом нас пригласили в школу 1492 вести группу с детьми-инвалидами, и это был второй лотерейный билет. Сейчас, спустя 12 лет после начала регулярных занятий, к нам приходит уже более 150 детей».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.


«Мы хотим завести собаку-терапевта или собаку-помощника для нашего сына с аутизмом. Сотрудница нашего дневного центра считает, что ему лучше подойдет собака-терапевт. Что бы вы посоветовали? Нам важны любые идеи».

На вопрос отвечают кинолог Джанет Коул, кинолог Бетти Миллер и детский педиатр Роланда Максим Готт.

Спасибо за прекрасный вопрос. Прежде чем обсудить, какой тип собаки может подойти вашему ребенку, важно ответить на следующие вопросы, если вы еще этого не сделали:

– Ваш ребенок любит собак?

– У вашего ребенка или другого члена семьи может быть аллергическая реакция на присутствие собаки?

– Ваша семья готова и подготовлена к заботе о собаке? Помните, это потребует серьезных обязательств и финансовых затрат, в том числе, в случае болезни собаки.

– Вы готовы справляться одновременно с собакой и ребенком, находясь в общественных местах? Даже с хорошо обученной собакой-помощником, многие родители сообщают, что они были удивлены тому, насколько это сложная задача. Помните, собака будет ждать от вас (взрослого человека) инструкций и команд. И одновременно ребенок может требовать вашего полного внимания.

Собака какого типа подходит вашему ребенку?

Вы верно указали, что есть разница между собакой-помощником и собакой-терапевтом. Мы предлагаем рассмотреть третью категорию – хорошо обученная и воспитанная собака-компаньон (то есть, просто собака как домашний питомец). На самом деле, когда к нам обращаются за подобной консультацией родители ребенка с аутизмом, мы, как правило, рекомендуем именно собаку-компаньона.

Ниже объясняется разница между типами собак с точки зрения ребенка или взрослого с аутизмом:

Собаки-компаньоны

Как мы уже говорили, хорошо воспитанный домашний питомец может оказать прекрасное влияние на человека с аутизмом и стать источником важной эмоциональной поддержки. Собаки очень эмоциональны, они выражают безусловную любовь и дружеские чувства каждый день.

Выгуливание собаки может стать хорошим физическим упражнением и «социальным магнитом» – поводом начать и поддержать разговор с другими детьми. Обучение ребенка уходу за собакой позволяет развивать у него практические навыки и ответственность. И наличие дома домашних питомцев предоставляет родителям возможность учить ребенка и моделировать для него, как заботиться и учитывать потребности твоих друзей – очень важный аспект социальных навыков.

Если вы думаете о том, чтобы купить или взять из приюта собаку, то мы можем рекомендовать такие породы как золотистый ретривер, лабрадор или лабрадудель (помесь лабрадора и пуделя), так как эти породы отличаются высоким интеллектом и спокойным характером.

Если речь идет о собаке из приюта, нужно учесть, что часто нет информации о прежних условиях жизни такой собаки. Это значит, что может быть трудно предсказать, как она будет реагировать в случае испуга или угрозы. Может ли собака укусить, если ребенок слишком грубо ее схватит? Склонна ли она преследовать кошек? Нападать на других собак? Многие такие собаки страдали от жестокого обращения, и они могут бояться определенных людей, например, мужчин.

Собаки-помощники

Собаки-помощники – это собаки, которые прошли очень интенсивное обучение и официальную сертификацию. Они обучены выполнять определенные функции для помощи человеку с инвалидностью. По закону люди имеют право беспрепятственно приводить таких собак в общественные места при наличии официальных документов, подтверждающих их специальное обучение. Часто они носят специальный «плащ» или шлейку, которые сообщают окружающим, что эта собака работает, и ее нельзя беспокоить.

Собаку-помощника обучают в соответствии с потребностями человека, которому она будет помогать. Например, она может стать собакой-проводником для человека с ограничениями по зрению, слуху или мобильности. Она может сопровождать человека с эпилепсией (предупреждение о приступах), диабетом (предупреждение о повышенном или пониженном сахаре в крови), тревожным расстройством или нарушением развития, например, аутизмом.

В случае аутизма собаку-помощника, как правило, обучают уменьшать тревожность, например, во время визитов в медицинские учреждения, посещения мероприятий, магазинов или транспорта. Некоторых таких собак учат распознавать и мягко прерывать самоагрессию или эскалацию нервного срыва. Например, собака может реагировать на признаки тревожности и нервного возбуждения и совершать в ответ успокаивающее действие, например, ложиться на колени человека или прижиматься к нему.

Иногда родители спрашивают о собаке-помощнике для предотвращения побегов ребенка с аутизмом – в этом случае поводок собаки пристегивается к одежде ребенка, чтобы собака мешала ему убежать. Как правило, мы не рекомендуем подобное использование собак. Это может быть очень опасным. Собака-помощник – это не человек, а животное, она может запаниковать в случае стресса, и это может привести к трагедии. Некоторые организации утверждают, что они могут обучить собак не давать детям покидать дом или двор, но собаки не могут присматривать за детьми вместо людей. Любая собака может устать или отвлечься.

Наконец, мы хотим подчеркнуть, что очень часто люди с самыми благими намерениями берутся обучать собак для помощи людям с инвалидностью, но это может быть очень опасно. Обучение собаки-помощника требует очень много времени, сил и высокой квалификации тренера. Неправильно обученная собака – это реальная угроза и для человека, и для животного. Мы настоятельно рекомендуем обращаться по этому поводу только в аккредитованные организации.

Собаки-терапевты

Как предполагает название, это собаки, которые предоставляют эмоциональную поддержку и утешение с терапевтическими целями. Как правило, такие собаки работают в больницах, домах престарелых или других медицинских и социальных учреждениях. Они могут быть источником дополнительной поддержки во время физиотерапии, эрготерапии, или же они просто помогают успокоиться детям и взрослым, которые проходят стрессовое медицинское лечение.

Важно подчеркнуть, что собаки не могут быть лечением сами по себе – они или участвуют в каком-то процессе лечения, или просто оказывают успокоительное влияние. В области аутизма собаки-терапевты стали популярны именно потому, что они могут помочь успокоиться или облегчить нахождение в социальной ситуации.

В отличие от собак-помощников, многие собаки-терапевты не проходят никакого специального обучения. Иногда для этой роли подходят просто самые спокойные, терпимые и ласковые собаки. Для приобретения собаки-терапевта нужно обратиться в аккредитованную организацию, которая специализируется на обучении таких собак. Важно, чтобы у организации был опыт работы именно с детьми и взрослыми, у которых есть аутизм.

Чаще всего собаки-терапевты работают на базе какого-то учреждения, например, на базе центра реабилитации. Дети с аутизмом могут взаимодействовать с такими собаками, если они посещают это учреждение, но для этого не требуется держать собаку дома. Владельцы собак-терапевтов иногда надевают на них специальные повязки или накидки, но по закону им не гарантирован доступ в общественные места.

Итоги: о каком бы типе собак ни шла речь, подбор животного для конкретного ребенка и конкретной семьи – это очень индивидуальный процесс, при котором очень важно, чтобы все стороны подошли друг другу. Возможно, вам стоит для начала проконсультироваться по этому поводу в местной организации, которая занимается обучением собак-помощников. В любом случае, это будет длительный и трудоемкий процесс – знакомство с животным, визиты на дом, обучение собаки и период ожидания. А если речь идет не просто о компаньоне, а о собаке-помощнике, то весь процесс в целом может занять до 2 лет.

Мы надеемся, что эта информация поможет вам сделать выбор. Помните, что ваша цель – это особая, неповторимая дружба между ребенком и собакой. И если вам удастся этого добиться – это настоящая магия!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Читайте также: