Чем погоняют собак в упряжке

Опубликовано: 29.04.2024

Собачьи гонки на упряжках по сей день считаются популярным видом спорта во всем мире. Но мало кто знает, зачем возникла потребность в использовании ездовых собак еще до появления соревнований. В данной статье подробно рассказано, как называется собачья упряжка, откуда возникли гонки на псах и какие существуют для этого правила.


Гонка на упряжках
  1. Упряжка для собак – история возникновения
  2. Дисциплины и классы гонок
  3. Правила проведения соревнований
  4. Породы собак для езды в упряжках
  5. Снаряжение
  6. С чего начинать тренировки
  7. Метод 1 из 4: оборудование
  8. Метод 2 из 4: груз
  9. Метод 3 из 4: альтернативный метод
  10. Метод 4 из 4: запрягите собаку в сани или скутер
  11. Терминология
  12. Постромки для собак своими руками

Упряжка для собак – история возникновения

Идея гонок на собачьих упряжках появилась в Северной Америке. В конце 19 века штаты Аляска и Юкон охватила золотая лихорадка, и искателям нужно было быстро доставлять провизию в отдаленные места. Доставкой занимались каюры (погонщики) и псы. Животных запрягали в специальные нарты, но не все породы могли выдержать такую большую нагрузку.

Еще одним толчком послужила эпидемия дифтерита в 1925 году в городе Ном (Аляска). С помощью собак в город стали доставлять вакцину – это был довольно быстрый вид транспорта. Первыми ездить на собаках начали 2 профессиональных гонщика – Леонард Сеппала и Гуннар Каасен. Сеппала отравился из города с упряжкой из чукотских псов, вожаком которой был Того. На обратном пути их заменил Каасен с вожаком упряжки Балто, который оказался быстрейшим из всех собак.

С тех пор собачья упряжь относится к известному на весь мир виду спорта. В 20 веке соревнования были даже частью олимпийских игр.


Использование собак для перемещения

Дисциплины и классы гонок

Состязания подразделяются на дисциплины, классы и категории. Дисциплины бывают зимние и летние.

  • упряжки;
  • скипуллинг – 1-4 собаки запряжены в маленькие сани;
  • скиджоринг – гонки лыжников с использованием 1-2 псов.

  • каникросс – бег человека с собакой;
  • скутер/самокат – использование человеком данных видов транспорта с привязанным и бегущим впереди псом;
  • дог-картинг – животное тянет тележку с человеком или грузом;
  • байкджоринг – езда человека на велосипеде с привязанной и бегущей впереди собакой.

Класс гонок определяется количеством участвующих псов:

  • не лимитированный – любое количество собак;
  • лимитированный – определенное количество животных;
  • спринт – заезд на короткую дистанцию с 4, 6 или 8 псами;
  • для юниоров – участникам (людям) должно быть не более 18 лет;
  • дистанционный – средняя дистанция – до 500 км, длинная дистанция – от 500 км;
  • с отягощением – перевозка груза в санях;
  • эстафета – в ней участвует несколько команд;
  • спортивное ориентирование – гонка на незнакомой территории по карте или компасу;
  • пешая гонка – человек привязан к собаке, бежит за ней пешком;
  • многодневная гонка – несколько дней участники проходят определенные дистанции.

Скоростных категорий всего 4:


  • первая – упряжки из собак северных пород с родословными;
  • вторая – псы северных пород с родословными (без хаски);
  • третья – любые породы с родословными;
  • четвертая – упряжка, в которой присутствует хотя бы 1 пес без родословной или метис.
Летние гонки

Правила проведения соревнований

Профессиональная езда на собаках имеет свои правила и требования:

  • температура воздуха должна быть приемлемой для бега;
  • длина трассы должна соответствовать классу соревнований и составлять не менее 25 км;
  • гонщик допускается ко всем видам гонок только с 16 лет, с 12 можно участвовать лишь в спринте с 2-мя псами;
  • возраст животных не должен быть меньше 15 месяцев для спринта, каникросса и 18 месяцев для остальных классов гонок;
  • питомцы должны быть здоровыми, чипированными или клеймеными и с наличием ветеринарных документов – перед соревнованием проверяется состояние животных;
  • к гонке не допускаются беременные собаки, течные или кормящие;
  • перед гонками проводится осмотр экипировки.

Породы собак для езды в упряжках

Участвовать в гонках могут разные породы, главное – чтобы псы обладали выносливостью, силой, способностью развивать высокую скорость, умеренной массой тела, послушанием и переносимостью низких температур (не подходят, например, доберманы и риджбеки). По традиции в гонках чаще всего участвуют:

  • хаски сибирская;
  • самоедская собака;
  • камчатская ездовая;
  • маламут;
  • гренландская собака;
  • лайка эскимосская.

Снаряжение

Для участия в соревнованиях допускается только комфортная и удобная для животного экипировка. Ошейники, шлейки и тросы должны быть изготовлены из легких, но прочных материалов. Шлейка обеспечивает равномерное распределение нагрузки на позвоночник собаки при резких рывках и беге. Она должна подходить псу по размеру.

Потяг (так принято называть трос с амортизатором) соединяет шлейку собаки с гонщиком, защищает позвоночник пса при резких движениях и больших нагрузках. Для его использования также учитывается размер питомца и его физическая подготовка.


Необходимые снаряжения

С чего начинать тренировки

Подготовка собак для гонок начинается примерно с 6 месяцев, когда их скелет окреп и сформировался. Сколько же длится тренировка? Ездовые псы уже к году приобретают все необходимые навыки, тогда как остальным породам требуется немного больше времени. Не стоит готовить к соревнованиям декоративных, небольших и выставочных собак.

Сначала собак тренируют по отдельности. Псы должны быть изначально выносливыми и послушными. Перед тренировками к гонкам животным следует пройти курс дрессировки в специальных школах.

Метод 1 из 4: оборудование

Подбирать упряжь для собак нужно внимательно. Понадобятся шлейка, трос с амортизатором, пояс для скиджоринга. Зимой потребуются нарты, чтобы кататься по снегу (санки), а летом – карт (тележка) или, например, велосипед. Счетчик километража и времени тоже пригодится.

Метод 2 из 4: груз

Сначала питомцу следует привыкнуть к упряжке, а уже потом можно пристегнуть к поводку небольшой груз. Сначала пса это будет беспокоить, но потом он привыкнет его перемещать. Груз должен становиться тяжелее – действовать нужно постепенно.

Метод 3 из 4: альтернативный метод

Можно зацепить один поводок за шлейку, а второй за ошейник. Поводки должны быть одной длины. При выгуле пса поводок всегда должен быть натянутым и в горизонтальном положении. С помощью ошейника нужно напоминать животному, что он должен идти впереди.

Метод 4 из 4: запрягите собаку в сани или скутер

Запряженные псы могут не сразу привыкнуть к такому грузу. Нужно дать им погонятся за чем-нибудь. Требуется держать их на одной линии, не давать выбегать. Тренер или хозяин должен всегда держать ногу на тормозе. Можно создать препятствия – вылепить, например, снеговиков.


Ездовая порода собак – маламут

Терминология

В ездовых видах спорта используется определенная терминология. Вот основные понятия:

  • Гонка – вид состязания в указанной дисциплине и классе.
  • Заезд – разовое прохождение дистанции.
  • Упряжка – название собак, которые запряжены в сани, скутер, велосипед и т. д.
  • Территория состязаний – место, где находятся старт, финиш, стоянки, зрительская и судейская зоны, трасса.
  • Снаряжение – одежда, оборудование и амуниция, используемые во время состязаний.
  • Гонщик – человек, управляющий упряжкой.
  • Хендлер – помощник гонщика в определенных точках заезда.
  • Стейк-аут – место, где содержатся питомцы;
  • Каюр – человек, который управляет упряжкой во время гонки.

Постромки для собак своими руками

Если хозяин решил сам сшить шлейку для собаки, то нужно внимательно измерить обхват груди пса, окружность шеи и длину его груди (надо прикладывать сантиметровую ленту от центра шеи до центра между передними лапами). Можно использовать нежесткие кожаные ремни шириной не менее 4 см. Должны получиться такие замеры: обхват груди + 10 см для крепежа, окружность шеи + 10 см и длина груди +12 см. Для скрепления элементов используются карабины.


Схема измерения

Гонка на собачьих упряжках является довольно увлекательным и зрелищным состязанием. Каждому гонщику не стоит забывать об уходе за питомцами и правильном подборе снаряжения для них. Каюр также должен обладать спортивными физическими данными, чтобы управлять такими сильными и быстрыми животными.

Друзья, сегодня расскажу вам что такое ездовая упряжка . На примере рассмотрим современную спортивную упряжку из 8 собак. Пусть это будут маламуты ).

Почему современную и почему спортивную? Аборигены запрягали своих собак в упряжку веерного типа . Этот тип упряжки позволял равномерно распределять нагрузку на поверхность, и помогал при передвижении, например по тонкому льду водоема.

Современные упряжки редко передвигаются по «целине»,в соревнованиях трасса заранее подготовлена. Поэтому сейчас собаки запрягаются цугом, попарно друг за другом .

Непосвященному упряжка собак покажется простой. Дескать ну что такого, запряг собак да поехал. Но на самом деле упряжка – это четко слаженный рабочий коллектив, где у каждого своя важная роль, и каждая из собак находится на своем месте. Давайте узнаем подробнее.

Начнем с вожака . Им может быть как кобель, так и сука. И даже пара собак – лидеры упряжки . Лидер – не обязательно самая быстрая и сильная собака в команде . Но он – обязательно самая опытная и сообразительная собака, чувствующая трассу. У него непререкаемый авторитет среди остальных собак, и самая сильная связь с человеком, каюром упряжки. Обостренное чувство направления, хорошее чутье – качества лидера. У вожака несколько функций, он направляет упряжку, держит контакт с каюром, выбирает направление и способен быстро принимать решения. Фактически он управляет упряжкой, передавая другим собакам команды каюра.

А еще задача вожака – подбадривать команду. Вот что пишет один из известнейших путешественников на собачьих упряжках Джо Хендерсон:

«Каждый раз, когда мы сталкиваемся с трудным подъемом, он (лидер упряжки) испускает диких рев/кашель, который пугает собак позади него. Если бы Митч мог говорить, я готов спорить, что в это время он бы выкрикивал приказы как сержант: «Следуйте за мной! Ну-ка налегли, салаги!» Ссылка на источник: © MalamutAlaska.com

Короче, без вожака – нет упряжки.

На одном из соревнований по ездовому спорту на старт вышла упряжка, вожак которой возлежал в нарте. В силу преклонного возраста, он не мог бежать с командой, но остальные собаки работать без него отказывались. Поэтому он занимал почетное место, и дублировал команды каюра во всю мощь своих легких.

Куражистые и азартные лидеры! Уверена, за такими яркими личностями вся упряжка и в огонь и в воду)

Следующая за вожаком пара – направляющие собаки . Это также опытные, сообразительные собаки, которые при необходимости могут заменить лидеров. Задача направляющих – поддерживать темп движения, задавая направление остальным собакам, исправлять оплошности вожака. Направляющие знают трассу не хуже вожака, при этом у них хороший обзор и они могут скорректировать траекторию движения, если вожак замешкается или ошибется. Часто на это место ставят молодую собаку в пару с более взрослой и опытной. Так, под присмотром опытного наставника молодая собака учится работать.

Направляющая пара - ум, честь и совесть всего коллектива. Фото из открытого источника.

Третья пара – собаки центральной пары (или пар). Они недостаточно способны для мест лидеров, и не настолько сильны чтобы занять место коренных собак. Но они дисциплинированные, работящие и спокойные собаки. Способны как вытянуть коренных собак, если те замешкаются, так и притормозить излишне ретивых лидеров.

Центральная пара - спокойные и усердные работяги. Фото из открытого источника.

Коренные собаки – стоят ближе всех к нарте. Это не просто собаки, это – турбированный движок всей упряжки. Именно на них приходится самая большая нагрузка, т.к. они находятся ближе всех к нарте. Поэтому коренные собаки самые сильные и выносливые. Чаще на эти места ставят кобелей. Если упряжка «многопородная», то почетные места коренников чаще занимают аляскинские маламуты. Уж им то тягловой силы не занимать!

Вот вам мощные попы коренников) Фото из открытого источника.

Так что грамотный подбор собак в упряжку – залог ее успешной работы и победы на соревнованиях! Если каждая из собак занимает свое место, то для которого она лучше всего подходит - упряжка будет работать как отлаженный механизм.

Глава из книги «Азы выживания».

Если кто-то думает, что из нескольких набранных и первых попавшихся Шавок можно соорудить упряжку для поездки на нартах, то это, мягко говоря, не совсем так.
Одну или двух необученных собак в упряжку можно поставить, но все остальные должны быть уже обучены этому ремеслу. С другой стороны, любую собаку можно обучить для работы в упряжке, но. Тут есть некоторые особые требования.
Собачки после трудного или длительного перехода просто валятся от усталости на снег и если вы используете для упряжки короткошерстных боксеров, стаффордшир-терьеров, русских гончих, понтеров и немецких догов, то эти собачки у вас до смерти простудятся, после первой же гонки. Значит, с выше перечисленными собачками гонки устраивать можно, но в щадящих условиях и недалеко от теплых мест для ночевок. Для настоящей упряжки, расчитанной на сверхтяжелые условия нужны собачки привыкшие спать в любую стужу на открытом воздухе. То есть, для этих целей надо использовать северных лаек. Желательно крупных пород, они сильнее и больше вытянут.
Для не сведущих. Лайки бывают и карликовых пород. Например, карело-финская. Чисто комнатная порода, с высотой в холке у особо крупных самцов до 42 сантиметров. Для примера противовеса, якутская лайка до метра в холке и веса под семьдесят кило, с хвостом поленом. Правда эта «лайка» откровенная разновидность одомашненного волка, но это уже другая история.
Кстати, даже при условии, что собачки крупные и сильные, вес груза расчитывают так, на одну собачку не более 20 (двадцати) килограммов груза. В общий вес груза входит и вес нарт. Это для длительных или тяжелых маршрутов. На спор (их хозяев) иные собачки могут вытянуть и до тонны, но обычно недалече, метров на десять, двадцать.
Полезное дополнение: ездовые собачки обычно умирают прямо в упряжке и на бегу. Собачки не любят полумер, если защищать человека так не щадя жизни, работают тоже до последней, своей возможности и с большой охотой. А умирают с превеликой благодарностью и любовью к своему человеку-хозяину (к любому хозяину). В последние минуты собачки не вспоминают пинки и затрещины ни за что или за просто так, для профилактики. Не вспоминают скудную кормежку, зверское содержание, издевательства и прочие человеческие «недосмотры» или изыски. Они умирают с благодарностью, что хозяин у них все же был и с сожалением, что не могут и дальше послужить своему хозяину верой и правдой. Поэтому перегружать собачку грузом не стоит, можете свою собачку потерять в первую же поездку. Для того чтоб угодить хозяину собачка пойдет даже на смерть, а отказаться от непосильной работы собачка может не догадаться.
Итак, как же научить свою собаку тянуть лямку от груженных нарт или везти саночки с вашим ребенком?
Все довольно просто.
Собственному псу надо просто показать как это делать. Запрячь его и напару с песиком тащить груз (санки). В конце концов пес сам начнет справляться с заданием. Сразу предупреждаю, обучение может растянуться на пару недель, но может хватить и полдня обучения. Как повезет. Главное терпение и никаких наказаний. В конце концов пес поймет, что его хозяину нужно и разобьется в лепешку, лишь бы угодить хозяину.
Как вы помните, для рабочей упряжки надо шесть, семь собачек и индивидуально обучать всех сразу сложно, но все равно можно. Щенкам будущих ездовых собак, в пяти-шести месячном возрасте вешают на поводке поленья и щенки в итоге привыкают тянуть волочащийся за своей спиной груз. Заодно привыкают к шлейке, ошейнику, поводку и привязи.
Ездовые собаки знают, что такое ошейник, но груз тянут с помощью шлейки. Это широкий ремень, перехватывает грудь собаки через холку, сразу за передними лапами и перпендикулярно к этому ремню прикреплен (пришит) еще один ремень перехватывающий грудь собаки под шеей. Обычно шлейки шьются индивидуально на каждую собаку. В отверстие между грудным и подгрудным ремнем просовываются передние лапы собаки и шлейка застегиваются на собаке в районе холки. Там же крепится и крепление лямки-потаска. Именно такой вариант шлейки наиболее подходит для ездовых (домашних) собак одиночек.
Вообще-то вариантов шлеек много, также как и мест где собак используют или использовали в качестве ездовых. Собаки тащат нарты цугом (парами и друг за другом) или веером (это когда все собаки в упряжке примерно на одном растоянии от передка нарт). Шлейки должны обеспечить самим собачкам удобство в работе и универсальность в применении для хозяина упряжки. Металлические детали на шлейках и вообще на всей сбруе не желательны, особенно при минусовой температуре.
Особое обучение у собаки вожака упряжки. Этот пес должен знать команды: вперед, стой, право и влево. А также: сидеть, лежать, фу и т.д. Вожак упряжки на особом положении. Вожак должен быть полноправным лидером, самым сильным и опытным в драках. Хозяин упряжки специально ссорит всех остальных собак из упряжки с вожаком. Вожак спит (по возможности) в тепле, в помещении рядом с хозяином и чаще получает от хозяина подачки. Остальные собачки спят на вольном воздухе, в снегу и питаются тогда, когда их захочет накормить хозяин.
Во время рабочих переходов, рабочих собачек кормят раз или два в сутки. В нерабочее время (летом) собак не кормят вообще, принуждая их питаться подножным кормом или кормят раз в неделю, чтоб собачки от такой жизни не разбежались во все четыре стороны. Естественно, собачки летом бегают куда захотят и где захотят. Унижтожая всю живность и все ягодники в огруге. Заодно раззоряют помойки и очищают округу от падали, дерьма КРС и заражаясь всеми возможными, заразными болезнями.
У порядочных хозяев ездовые собаки получают корм круглый год, а в рабочее время еще и усиленный паек. За один рабочий день собачки могут похудеть на 5-10 процентов своего веса. Иным людям бы так. Порядочный хозяин также следит за здоровьем собак и периодичностью проводимых прививок.
Собачьи драки также доставляют массу неудобств как самим собакам, так и их хозяевам. Необходимо изучить собачью психологию и предотвращать возможные драки. Во время собачьей драки нельзя кидаться разнимать (их) в самую середину, распинывать собак ногами, бить дубиной всех подряд или растаскивать собак железными баграми. А именно такие, неправильные способы прекращения собачьих драк обычно предпринимаются. В итоге хозяева обязательно получают укусы от собственных и чужих собак, порваную одежду, а также калечат и убивают собак. Зарабатывают кровных врагов в лице хозяев чужих собак или познают на себе тонкости судопроизводства.
Немного о собачьих драках. Собачьи драки бывают двух видов: доказательство своего превосходства и встреча на равных. Второй вариант более опасный и может закончиться смертью одного из бойцов. Первый заканчивается обычной трепкой одного пса, драка заканчивается обычно очень быстро и почти бескровно.
Если у обеих сцепившихся в драке собак рядом хозяева, каждый хозяин хватает свою собаку за задние лапы и собак растаскивают в стороны. Если обе собаки собственные, то разгоняют их обливая водой (летом) или метровой длины ремнем, хлопая собак по задницам. Подойдут также куртка и гибкая ветка, сдобренные громкими, голосовыми приказами. Незабывайте, что самый главный вожак среди ваших собак это ВЫ. Бить собак и прочих братьев меньших по голове нельзя, можно нечаянно выбить им глаза.
Собачьи драки в группе собак обычное явление. Собачки быстро выясняют свой статус и кто кого должен бояться. Хозяину же достаточно держать подальше друг от друга самых непонятливых или задиристых. Раздавать корм соблюдая очередность по статусу, никого не обделяя или наоборот, не награждая выборочно особыми знаками внимания. Если погладили одну, то гладьте и всех остальных. Если шлепнули одну, то шлепайте и других. Иначе вся стая «поможет» вам наказать провинившуюся, накажут также и ту собачку, что заимела особое расположение от хозяина.
Неприлично сравнивать собачьи повадки с человеческим поведением, но параллель есть. Точно такое же поведение у подрастающих уголовников в исправительных колонниях. Постоянное выяснение лидера, собственного статуса и привилегий, драки одной территориальной групировки с другой, негласные законы поведения. Бесприкословная дисциплина, любая вольность в поведении жестоко наказывается и никаких (человеческих) ограничений в поступках на территории противника и со слабым противником.
Запряжку цугом проводят по собачьему статусу. Впереди вожак и самые первые по статусу, сзади самые последние. Драчунов ставят в разные пары, понятно почему. Запряженные таким образом задние собачки, видя наконец-то убегающего пса с более высоким статусом, хотят его укусить и лучше тянут нарты, но как бы задний пес не старался догнать переднего, он не может. Передний пес знает о серьезности намерений заднего и убегает, а заодно тоже тянет нарты. В такие моменты задний может укусить переднего по настоящему, не заботясь в этот момент о статусе. Убегает, значит может получить по полной программе, «как гад позорный».
В запряжке веером, вожак и самые первые в середине, последние по краям. Но тут другой способ подгонки. Все псы соединены парами с общим ремнем протянутым через кольцо на нартах (санях). Если один пес из пары начинает «сачковать», то начнет задевать(ударяться) задними лапами о передок нарт и естественно прибавляет ходу, и тяги. Другие пары тоже обязаны держать скорость и тягу на уровне остальных. В итоге все собачки в упряжке бегут с одной скоростью и тягой.
Но! Самое интересное, что все собаки знают, что основная работа это тянуть нарты. Все хитрости хозяина хороши только споначалу, затем собачки показывают, что знают первопричину своих действий.
Собачки на бегу иногда ранят ноги и по каким-то другим причинам не могут тянуть нарты, но если такую собачку отстегнуть от упряжки, чтоб она хотя бы самостоятельно добежала до конца маршрута, собачка первое время пытается встать третьей в какую-то пару. И только потом уходит назад и бежит за нартами.
Собаки на ходу умудряются ходить по малому и большому, работа превыше всего. Но выскочивший заяц, лиса или кошка (в поселке) могут испортить всю поездку. Особенно в населенном пункте, где вы враз станете ходячим анекдотом для всего поселка. Не отчаивайтесь, у вас были достойные предшественники. Все проходили через это.
Осталось рассказать о нартах, управлении собачками, одежде и обуви для собачек и еще много чего, что связано с собаками, собачьими гонками и прочими собако-человеческими делами, но это уже в другой раз.

Интересное ощущение, когда я сам пытался править! Не всегда получалось.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Гонки на собачьих упряжках прошли 6 января в Новосибирске — традиционный «Рождественский забег» на базе биатлонного комплекса, несмотря на трескучий мороз, собрал несколько десятков гонщиков и около сотни ездовых собак. Мы узнали, как гоняют на голубоглазых хаски и огромных маламутах, почему эти собаки не кусают людей и зачем «снежные псы» нужны в мегаполисе.

Самый быстрый маламут

Заиндевевшие сосны разбегаются в стороны, открывая заставленную автомобилями площадку перед биатлонным комплексом — несмотря на 25-градусный мороз с ветром, здесь царит оживление и легкий бедлам — люди в спортивных комбинезонах надевают на собак шлейки, а вой и лай заглушают льющуюся из громкоговорителей музыку.


Огромный маламут ростом с годовалого теленка выпрыгивает из багажника припаркованного в паре метров джипа. Больше всего он напоминает волка, который случайно заскочил на этот праздник и ухмыляется в предвкушении будущей легкой победы. Хозяин внушительного зверя успокаивает: «Не бойтесь, маламут не способен укусить человека».


Действительно, северные ездовые породы отличает необычное дружелюбие к человеку — в норме они не способны на агрессию даже к совершенно незнакомым людям, хотя внешний вид таких собак вызывает у непосвященных опасения. Из-за своего добродушия маламуты и хаски совершенно непригодны к сторожевой службе.


Северные ездовые собаки повсюду — вокруг голубоглазые хаски, мощные маламуты, неутомимые якутские лайки. Есть и южные породы, которые выглядят странно на белоснежном снегу — например, явно мерзнущий родезийский риджбек с очень короткой шерстью. Забеги демократичны — в открытых стартах разрешено участие собак любых пород.


Многие спортсмены приехали на «Рождественский заезд» издалека — конкуренцию самой многочисленной группе хозяев составили каюры-любители из Омска, Кемерово, Красноярска, Северска, Барнаула, Томска, Горно-Алтайска. Заезд имеет статус чемпионата и первенства Новосибирской области по зимним дисциплинам ездового спорта.


Собачьи бега

Временами начинает казаться, что перед зрителями разворачиваются съемки фильма про эпоху золотоискателей из романов Джека Лондона — под скрип снега собаки и участники несутся по гулкому зимнему лесу, а к финишу морды уставших питомцев и лица каюров покрывает колючий иней.


Первыми в забегах стартуют участники дисциплины скиджоринг — этот молодой вид спорта зародился в Норвегии. Спортсмен бежит на лыжах, а собака помогает ему в связке. Юниоры преодолели на скорость дистанцию в пять километров, а взрослым участникам пришлось пробежать почти десять километров.


Самые зрелищные состязания чемпионата — нарта-спринт. Гонки на собачьих упряжках разделили на несколько категорий в зависимости от количества псов — в упряжке их могло быть от двух до шести. Нарты способны разгоняться до 25 километров в час — на такой скорости одна неверная команда каюра означала сход с дистанции.


Вожак — самая главная собака упряжки, так как каюр дает команды именно ему. Такая собака не обязательно должна быть самой сильной, однако от нее требуется сообразительность, психологическая уравновешенность, умение работать в упряжке, принимать самостоятельные решения, «чувствовать» трассу.


Тягловая сила упряжки — собаки-коренники, которые впряжены ближе всего к нартам. Здесь требуется максимальная сила и выносливость, поэтому на место таких собак обычно ставят самых крупных кобелей. Наконец, самых дисциплинированных собак ставят в середину — они быстро устраняют любую путаницу или сбой в работе, продолжая упорно бежать вперед.


Эксцессов избежать не удалось — один из участников перевернул нарты на сложном повороте, а его собаки разбежались. Пока хозяин ходил за помощью, ездовые псы накинулись на «виновника» схода с дистанции и жестоко его покусали. В итоге собаке понадобилась помощь ветеринара.


Главное участие

«Упряжка управляется только голосом, за физическое воздействие на собак спортсмена дисквалифицируют», — рассказал участник спринта на нарте с двумя маламутами из Новосибирска Антон Журавлев. По его словам, обученная ездовая собака понимает минимум четыре основные команды — «вперед», «стоп», «вправо» и «влево».


Впрочем, Антон признался, что опыта управления нартами у него почти нет, и спортивные цели он перед собой не ставил. В забеге каюр больше полагался на своего вожака упряжки — опытную Дару, которая преодолела трассу фактически самостоятельно. В паре с Дарой бежал молодой Дрим — ее сын.


Собаки Антона принадлежат родителям его девушки — они долгое время жили на Чукотке и привезли маламута Дару в Новосибирск в качестве талисмана. После этого у них появились еще две собаки этой породы. «Конечно, в мегаполисе таких собак просто так не заводят, ведь они требуют постоянных нагрузок», — говорит спортсмен.


«Маламуты очень энергичные собаки, — подключается к разговору их владелец. — Сейчас они вообще живут у меня на улице, тренировки через день, иначе загрустят». На вопрос, сколько в среднем стоит щенок маламута, мужчина называет интервал от 20 до 40 тысяч рублей. Однако предупреждает, что в квартире содержать столь активную собаку тяжело.


Тем временем под дружные крики болельщиков финишируют остальные участники гонки. Лучшее время в нарте-спринте показала новосибирская спортсменка Полина Гончаренко — с упряжкой из четырех собак она преодолела свою дистанцию за 28 минут. На несколько секунд ей уступил участник из Красноярска Вячеслав Барлаков.


Стойкие зрители фотографируются с участниками, окоченевшие фотографы пытаются спастись горячим кофе. Уставшие хаски хватают снег в пасть, однако выглядят самыми счастливыми. Похоже, именно собаки здесь главные победители — на несколько часов люди подарили им настоящую и неподдельную радость.

FB VK OK Link

На поляне, покрытой снегом, царит легкий бедлам. Два десятка собак, в основном хаски, воют, лают и носятся по снегу, пока их хозяева настраивают нарты и надевают на собак шлейки. Но вот каюр встает на нарты и кричит запряженной шестерке собак: «Хоп, хоп, вперед!» — и упряжка под скрип снега выруливает на накатанную трассу. За ней — вторая упряжка, затем третья. На лес опускается тишина — когда собаки заняты делом, им не до лая. Мы будто перенеслись на Аляску, во времена золотоискателей из романов Джека Лондона. На самом деле далеко ездить не пришлось — «ПМ» побывала на обычной воскресной тренировке энтузиастов северных ездовых собак в подмосковном Королёве. Секретами езды на северных ездовых собаках с нами поделились энтузиасты этого вида спорта Максим Любавин и Александр Бондарев.


FB VK OK Link

Северные и не только

Исследование и освоение северных районов без собак было бы невозможно, именно с их помощью люди смогли достичь самых труднодоступных мест, в том числе и полюсов Земли. На нашей планете до сих пор есть места, где собаки выполняют роль основного транспортного средства. Сто лет назад таких мест было намного больше, но и сейчас ездовые собаки не являются такой уж экзотикой, в особенности в Заполярье. Правда, в наше время езда на собачьих упряжках превратилась в красивый спорт, отдых и образ жизни — сейчас на собаках ездят не столько с сугубо прикладными целями, сколько просто для удовольствия.


FB VK OK Link

Гонки на собачьих упряжках объединяют в два класса. В классе северных ездовых собак (СЕС) выступают традиционные ездовые породы, такие как сибирские хаски, аляскинские маламуты, гренландские собаки и самоеды. У них есть и специализация: аляскинские маламуты — тяжеловесы, крупные и медленные, но мощные, а небольшие по размеру сибирские хаски — выносливые и быстрые бегуны. В открытом классе могут выступать собаки любых пород без ограничений, причем небольшие дистанции на подготовленных трассах они зачастую проходят быстрее ездовых.


Но есть и обратная сторона — как правило, такие собаки (например, доберманы) не слишком хорошо переносят холод, поэтому их стихия — в основном спринтерские соревнования в не слишком суровых условиях. Северные ездовые собаки, наоборот, прекрасно чувствуют себя в условиях холода, снега и ветра, и хотя они не столь быстры, но могут держать взятый темп на протяжении десятков и даже сотен километров (нормальный ежедневный пробег — 40−60 км). На привалах они неприхотливы: из еды обходятся мороженой рыбой, а теплая «шуба» позволяет им отдыхать прямо на снегу даже в самые суровые морозы. А вот весной и летом, когда температура переваливает за 13−14 градусов, у северных собак наступают каникулы: бег при таких температурах чреват для них тепловым ударом.

FB VK OK Link


Рычащий двигатель

Чтобы полноценно передавать крутящий момент двигателя на колеса, автомобилю нужна трансмиссия. В случае с собаками ее роль выполняет упряжь — на каждую собаку надевают специальную шлейку, которая позволяет более равномерно распределять усилия на плечи, грудь и спину животного. Шлейка должна быть не слишком свободной, чтобы не натирать, и не слишком тесной, чтобы не стеснять движений.


FB VK OK Link

Две основные конфигурации упряжек — веерная и цуговая. В веерной, как можно понять из названия, каждая собака тянет нарты с помощью своего собственного постромка (потяга), а лидеры запрягаются по бокам, они помогают упряжке поворачивать. Каюр может управлять собаками непосредственно — дергая постромки, но веерная конфигурация имеет достаточно много минусов. Запрягать много собак веером нельзя — они будут мешать друг другу. Достаточно широкую веерную упряжку можно использовать только на твердом снегу и в чистом поле — там, где просторы ничем не ограничены. В глубоком снегу, среди торосов или в лесу веерная упряжка неудобна и поэтому сейчас почти не используется.


Самый распространенный способ запрягать собак — это цуговая упряжка, когда собаки пристегнуты постромками к центральной линии по одной или (чаще) по двое — «елочкой». Чтобы цуговая упряжка не «расплывалась» по ширине, каждую собаку пристегивают к центральной линии еще и за ошейник, а двух первых — «передовиков» (лидеров) — пристегивают за ошейники друг к другу. В качестве лидеров обычно ставят не вожаков и не самых сильных, но самых умных собак, которые «знают дорогу» — именно они направляют всю упряжку.

FB VK OK Link


За ними запрягают «колеса», а ближе всего к нартам стоят «коренные» — самые сильные собаки, которые несут наибольшую нагрузку. Центральная линия снабжена амортизатором, который сглаживает резкие рывки, чтобы собаки не надорвались. Цуговая упряжка, вытянутая и достаточно маневренная, легко проходит в узких местах. Управляется она исключительно голосовым способом — хорошо обученные ездовые собаки должны распознавать четыре основные команды каюра: «вперед», «стоп», «вправо» и «влево». Какое-либо применение силы (шест, хлыст) считается на соревнованиях серьезным нарушением, да и сами каюры относятся к собакам скорее как к членам семьи, чем как к тягловой силе.

Снежный транспорт

Традиционные северные нарты — это длинные узкие санки, собранные из деревянных деталей, скрепленных ремнями из оленьей кожи. Благодаря такой конструкции нарты «гуляют», при движении точно следуя деталям рельефа. По старинной северной традиции мужчина должен был сделать нарты для себя собственными руками, но сейчас, конечно, можно поступить проще и купить готовые. «Современные нарты — это сочетание традиций с использованием самых высоких спортивных технологий, — объясняет Максим Любавин, российский представитель компании Danler, австрийского производителя нарт.

FB VK OK Link

widget-interest

В 1903 году 28-летний лейтенант Александр Колчак возглавил спасательную экспедицию, снаряженную Императорской Академией наук для выяснения судьбы группы Эдуарда Толля, искавшего легендарную Землю Санникова. Спустя 110 лет, в апреле-мае 2013 года, группа энтузиастов повторила путь Колчака в составе экспедиции «Путями первопроходцев. Новосибирские острова» под руководством Германа Арбугаева. «Стартовали из Якутска, грузопассажирским рейсом прилетели в поселок Депутатский, затем вертолетом добрались до Юкагира, откуда уже шли на собачьей тяге, — говорит участник экспедиции, каюр одной из упряжек Максим Любавин. – Дальше дошли до крайней точки материка, мыса Святой Нос, вышли на море Лаптевых, прошли мыс Дежнева, о. Большой Ляховский, о. Котельный, и дошли до мыса Анисий, до незамерзающей части Северного Ледовитого океана – Великой Сибирской полыньи, где предположительно погиб Толль, пытаясь переправиться с о. Беннетта на о. Котельный. Вернулись мы примерно по тому же маршруту, за месяц пройдя 1550 км». Транспорт состоял из двух упряжек (10 и 12 собак) и грузового снегохода, который тащил полторы тонны запасов (экспедиция была полностью автономной и не использовала «забросок», в нартах везли двухдневный запас провианта, палатки и спальники). По словам Максима, якутские собаки были в прекрасной форме и отлично перенесли путешествие, двигаясь хотя и не слишком быстро, но в ровном темпе (самый длинный перегон составил 125 км, пройденные за 18 часов). Наибольшие трудности вызывали торосы, которые сильно замедляли продвижение (их приходилось или объезжать, или рубить путь). Кроме того, проблемы доставила пурга, во время которой из-за почти нулевой видимости передвигаться было невозможно, а запасы провианта расходовались в том же темпе (каждая собака съедала более 1 кг рыбы в день).

— Рама нарт тоже не жесткая, а шарнирная, да еще и настраиваемая по высоте — для тех же самых целей следования рельефу. Сейчас рама делается из алюминия и углепластика, а поверх нее натягивают полог с отделениями для вещей. Прогулочные или спортивные нарты в зависимости от размера могут быть рассчитаны на упряжки от двух до десяти собак и весят до 10 кг, более прочные и тяжелые экспедиционные нарты — около 20 кг».

Читайте также: