Что делать если ребенок боится щенка

Опубликовано: 26.03.2024

Ответы на ваши вопросы про страх собак у детей


Дочка 9 лет до ужаса боится собак. Мне кажется, что она даже дышать перестает при их виде. И не важно, большая или маленькая собака. Если кто-то рядом из взрослых, то она проходит мимо, пытаясь между собой и собакой поставить человека. Был случай: шла она из школы с одноклассницей и ее мамой. По пути из школы домой встретилась собака (щенок). Она когда его увидела, начала бежать от него, кричала. Щенок естественно побежал за ней. Ее пытались остановить, сказать чтоб остановилась, чтобы руками не махала. Хочу сразу сказать, что щенок был не злой. Никогда не рычал, не лаял. Я уже не знаю что делать! Подскажите.
Аноним


Прежде всего хочется отметить "слепые пятна" в этой истории. Возможно, вы или ваша дочка знает, что происходило в эти моменты, но в тексте вопроса этих данных нет.

- Как давно произошла эта история и как давно девочка боится собак?
- Как девочка реагировала на собак до этого случая?
- Почему все-таки ребенок закричал и начал убегать от щенка? Значит ли это, что на момент истории ребенок уже боялся собак? И если да, то после какого случая она начала их боятся?
- Что произошло между девочкой и щенком в итоге? Догнал ли ее щенок, укусил ли? Как отреагировали взрослые?
- Какая помощь была оказана ребенку после этого случая?
- Были ли дома разговоры об этом? Как они проходили? О чем?
- Как девочка реагирует на собак сейчас, если она встречает их без взрослых? Помимо того, что она старается отойти от собаки подальше, какие еще проявляются реакции, чувства?

Возможно, это не все вопросы, которые нужно прояснить, чтобы полностью разобраться в ситуации, но и они показывают, что на данный момент у нас недостаточно информации, чтобы сделать однозначные выводы и прописать единственно верный путь помощи ребенку.

Поэтому дальше я просто расскажу, какими бывают эти пути. Как можно помочь ребенку справится со страхом и/или фобией (с чем мы имеем дело в случае автора - не известно, пока мы не получим ответы как минимум на обозначенные выше вопросы).


Как можно помочь ребенку справится со страхом?


Прежде всего в подобных ситуациях есть смысл обращаться к психологу.

Дальше важно отметить, что существуют разные мнения, кому стоит идти на первый прием: маме или ребенку. Я придерживаюсь мнения, что первое общение по любому вопросу, связанному с ребенком, всегда сначала проходит со взрослым без ребенка. И уже потом принимается решение, как работать дальше.

Казалось бы, зачем нужно общение со взрослым, если речь идет о такой очевидной и простой вещи, как страх собак?

Моя практика показывает, что даже в "очевидно" детских проблемах ключевую роль часто играют взрослые. И работа нужна именно с ними, потому что психологическое состояние ребенка напрямую зависит от чувств и действий взрослых, которые его окружают.

Также нередки случаи, когда мамы, разобравшись в ситуации с помощью психолога, чувствуют в себе силы самостоятельно помочь ребенку. И благодаря разъяснениям и инструкциям специалиста вполне успешно справляются с этой задачей.


Если после обращения к психологу выяснилось, что нужна работа с ребенком, то в зависимости от "масштабов трагедии" она может быть очень разной. Я перечислю основные методы, от "лайт" до "хард" вариантов.


Диалог или активное слушание.

Может показаться, что вы уже 500 раз говорили об этом с ребенком, и ничего из этого не вышло. Но скорее всего, вы говорили "не так".

Потому что говорить "так" нас никто не учил. "На автомате" абсолютное большинство людей в диалоге с напуганным ребенком говорят как раз то и так, что и как говорить совершенно не следует: мы пытаемся "заглушить" его чувства, мы стараемся остановить его слезы, мы искренне верим, что если не вспоминать и не говорить о случившемся, то и ребенок скоро все забудет и "отойдет".

На самом деле действовать надо совершенно по-другому. Психолог расскажет и научит маму, как нужно вести диалог с ребенком о травматичном событии или поговорит с ребенком сам, если было принято решение о консультациях с ребенком.


Информирование или работа с когнитивными искажениями, деструктивными установками и прочими подобными вещами.

Часто истиной причиной детских страхов является отсутствие достоверной информации или ошибочные представления об объекте страхов.

Типичный пример - "волчок, который придет и укусит за бочок": ребенок просто не знает, что ни один волк не способен остаться в живых, преодолевая путь от "темного леса" через весь город до квартиры малыша. И что эти старые детские песенки сочинялись в то время, когда люди действительно жили по соседству с волками.

То же самое вполне может касаться и страха собак. Ребенок может приписывать собаке нереальные возможности, ее поведение может быть для ребенка не предсказуемым, в то время как взрослые вполне могут его предсказать и объяснить.

Таким образом, правдивая и понятная информация об "опасном" объекте, развенчивающая мифы в голове ребенка, вполне может помочь преодолеть страх.


Работа с подавленными чувствами и приобретение нового опыта: арт-терапия, психодрама, гештальт-терапия и многое другое.

При наличии яркого травмирующего опыта в прошлом ребенку требуется помощь в его бережном проживании и контейнировании.

Для этого используются разные психологические техники: рисование, лепка, работа с песком, игры с игрушками, сочинение сказок, визуализации, сценки, метафорические карты и многое другое.

В зависимости от многих переменных, эту работу может проделать как психолог, так и родитель, предварительно получив от психолога разъяснения и инструкции, или даже испробовав нужную технику на себе.


В редких случаях ребенку может потребоваться длительная работа с психологом.

Чаще всего это необходимо, когда ребенок вынужденно находился в состоянии страха длительное время, когда он не получал поддержки "своего" взрослого, когда имели место действительно трагичные события, а не просто рядовые случаи кратковременного испуга.


В конце для получения дополнительной информации дам ссылку на вебинар о детских страхах Е. Погудиной: https://vk.com/wall-157238230_62

Уважаемая Аноним!

Я постаралась рассказать вам о том, как можно работать с детскими страхами. Я буду рада получить от вас обратную связь на мой ответ в комментариях к этому посту или в личном сообщении

Отдельное спасибо вам за "оживление" этой рубрики! Я давно не писала ответы и мне было приятно начать это делать вновь

Вы также можете задать свой вопрос в комментариях к этой заметке.

Ответ выйдет в моем блоге на В17 в течение недели.

Прочитать ответы на другие вопросы можно здесь:

Пока дети растут и развиваются, для них постоянно открывается что-то новое об окружающем мире и реакция на открытия не всегда положительна. Нередко столкновение с новым может стать причиной появления детского страха и одной из часто встречающихся форм фобий у малышей является – кинофобия, то есть, боязнь собак. Поэтому многих родителей интересует вопрос о том, что делать, если их чадо боится этих питомцев и как правильно себя вести в подобной ситуации.

Причины развития фобии

Прежде чем думать над тем, как избавиться от проблемы, необходимо найти ее причину. Существует четыре наиболее распространенных фактора, провоцирующих страх перед собакой:

  1. Отрицательный опыт. Это возможно в том случае, если ребенка когда-то напугал, укусил или оцарапал пес.
  2. Непонимание. Если страх возник с первого же знакомства малыша с животным, скорее всего он просто не понимает, как ему реагировать на новое для него существо.
  3. Увиденный конфликт. Ребенок мог увидеть на улице драку между двумя псами или даже агрессию со стороны животного по отношению к другому человеку. В итоге первое неблагоприятное впечатление прочно фиксируется в памяти.
  4. Воздействие со стороны. Ребенок очень восприимчив к тому, какую информацию получает от родителей и окружающих его взрослых. Если кто-то расскажет ему, что собаки «злые» и «опасные», или будет реагировать на появление собаки страхом и попыткой оградить малыша от животного, то он начнет дублировать эмоции и мнение старших.

Следует заметить, что дети до 3 лет зачастую пугаются не животных, а громких звуков, которые они издают. Обычно подобный страх проходит постепенно по мере адаптации ребенка к громким звукам в остальном окружающем мире. Дети с 3 и до 6 лет в основном пугаются самих псов, испытывая реальную или предполагаемую опасность от животных.

Как действовать при кинофобии

Когда будет выявлена причина появления фобии, можно приступать к работе над ней. Для достижения желаемого итога, а именно, спокойной или даже позитивной реакции ребенка на собак, необходимо:

  1. Читать и рассказывать различные истории или сказки, в которых есть собаки в роли помощников или каких-то позитивных персонажей.
  2. Включать мультфильмы и фильмы с собаками, а после просмотра обсуждать персонажей и подчеркивать, что эти животные очень хорошие.
  3. Для детей, любящих рисовать хорошей идеей будет попробовать изобразить добрых собак в различных ситуациях.
  4. Подарить ребенку игрушку в виде собаки, мягкую и миловидную, но похожую на реальную, чтобы сформировать ассоциацию между искусственным и живым питомцем.
  5. Устраивать игры, в которых необходимо изображать животных. В первых играх изображать пса должен родитель, показывая характер и поведение животного. А после можно предложить малышу попробовать самому притвориться собакой.
  6. Наблюдать за животными со стороны. Начать следует с просмотра передач и видео про собак, которых будут показывать в забавных ситуациях или в процессе дрессировки. Позже можно предложить ребенку посмотреть на животных в парке, но не подходить близко, чтобы малыш не испугался.
  7. Общение с животным в безопасных условиях. Стоит попросить знакомого с собакой прийти в гости, чтобы ребенок мог лично пообщаться с животным и убедиться, что оно не представляет угрозы для него. Лучше всего будет, если впервые придет владелец маленькой или средней собаки, поскольку к ним адаптация будет проще. Затем уже можно пригласить кого-то с крупным питомцем.

Эти пункты должны выполняться постепенно, переходя от первого ко второму с постоянным контролем детской реакции на четвероногих зверей. И нельзя забывать постоянно, хвалить малыша и поддерживать его. Изменение взгляда на собак будет напрямую зависеть от того, насколько родители смогут обеспечить ему психологический комфорт во время борьбы с фобией.

Последним шагом в процессе избавления ребенка от страха перед псами может послужить приобретение питомца в дом. Если малыш уже может общаться с чужими собаками и реагирует на них спокойно, можно предложить ему взять домой щенка. Это поможет закрепить результат и станет хорошим опытом для ребенка.

Не стоит забывать, что бывают ситуации, когда работа с фобией останавливается на каком-то этапе и родители не могут помочь ребенку перебороть страх. В таком случае, лучше не давить на него и посетить детского психолога, чтобы тот профессионально взглянул на проблему и дал свои рекомендации.


Какие действия неприемлемы для родителя в такой ситуации

В первую очередь родители должны выделить для себя те моменты, которые недопустимы, если у их детей наблюдается кинофобия:

  • Нельзя шутить над ребенком, говорить ему, что его страх глуп или нелеп. Это касается и игнорирования проблемы. Не обращая внимания на боязнь малыша, взрослый только усугубляет его эмоциональное состояние.
  • Нельзя апеллировать словами вроде «не бойся», «будь храбрым». Во-первых, подобные выражения не дадут никакого результата. Во-вторых, они негативно отразятся на психологическом восприятии ребенком самого себя и станут причиной неуверенности и комплексов.
  • Недопустимы негативные высказывания в адрес собак и их хозяев, поскольку ребенок будет повторять такую поведенческую модель, продолжая испытывать к животным страх.
  • Нельзя отрицательно реагировать на страх ребенка. Раздражение или агрессия в адрес малыша лишь усилит страх. Правильнее будет спокойно переключить внимание ребенка на что-то другое.

Запрещающих правил не так много, но они должны строго соблюдаться. К тому же, родитель должен помнить еще об одном моменте – нельзя пытаться формировать процесс борьбы с фобией. То есть, попытки скорее познакомить ребенка с собакой, насильственное столкновение малыша с животным категорически запрещаются. Это нельзя забывать не только потому что подобные действия помешают в борьбе с кинофобией, но и потому что из-за неадекватной реакции ребенка животное может начать нервничать и ситуация станет опасной.

Как подготовить ребенка к встрече с собакой

Перед тем, как малыш лично встретится с собакой, необходимо рассказать общие правила поведения с этими животными:

  • Ни в коем случае не начинать бежать от собаки – это сигнал, чтобы она догнала и поймала. Все движения должны быть спокойными, плавными.
  • Собаки чувствуют эмоциональное состояние человека. Если рядом крупная собака, вызывающая у малыша страх, он может остановиться и подумать о том, что «собака занята своими делами», это поможет успокоиться.
  • Недопустимо долго держать зрительный контакт с животным. Подобное поведение для животного равносильно вызову на бой за звание сильнейшего.
  • Не следует приближаться к собаке, когда она есть или, если рядом находятся щенки. Она будет защищать свое от чужого вмешательства.
  • Ребенок должен научиться говорить «Фу» или подобную команду громко и уверенно.

Важно вести разговор в спокойной манере, ни одно слово не должно указывать на возможную агрессию со стороны животного. А после разговора, можно устроить игру по типу викторины, в которой ребенок будет сам отвечать на вопросы о том, как вести себя с собакой в той или иной ситуации.

Но в процессе разговора или игры нельзя внушать малышу, что любая собака будет доброжелательна. Сохранять осторожность необходимо всегда.

Что советуют специалисты в области детской психологии

Психологи дают ряд рекомендаций для тех родителей, которые пытаются решить проблему кинофобии у своих детей:

Екатерина Кастрицкая, психолог, специалист по анималотерапии, консультант по поведению и благополучию животных

Некоторые дети боятся собак – кто-то просто остерегается, а кто-то впадает в настоящую истерику при виде лучшего друга человека. Почему это происходит и что делать, если ребенок боится собак?

Ребенок боится собак фото
На фото: ребенок боится собаку. Фото: huffingtonpost.co.uk

Почему дети боятся собак

Чаще всего дети боятся собак потому, что их этому научили родители или другие члены семьи, мнению которых малыши доверяют. Если взрослый при виде собаки напрягается, начинает нервничать, а то и орать на владельца этой собаки, ребенок будет копировать его действия – а затем начнет чувствовать сильный страх.

Иногда взрослые запугивают детей, рассказывая о том, что собака «сейчас как укусит!» а то и вовсе «съест». Дети воспринимают все буквально и, естественно, очень боятся. А вы бы не испугались, если бы перед вами появился тигр-людоед?

Конечно, нужно учить детей осторожно относиться к чужим собакам и с пониманием – к собственной, однако методы для этого стоит выбирать правильные. Есть правила, соблюдая которые, вы обезопасите ребенка, но при этом не сформируете у него фобию.

Но что делать, если фобия уже сформировалась, и ребенок панически боится собак?

Что НЕЛЬЗЯ делать, если ребенок боится собак

Есть вещи, которые ни в коем случае нельзя делать, если ваш ребенок боится собак.

  1. Нельзя высмеивать или игнорировать страх ребенка. Малышу нужно помочь справиться с фобией.
  2. Нельзя призывать ребенка «не бояться» и уговаривать «быть смелым». Это не просто бесполезно, но и вредно, так как окончательно подрывает у вашего чада уверенность в себе и заставляет чувствовать себя совершенно никчемным.
  3. Обзывать собак и их владельцев, говорить, что они «злые, гадкие, глупые» и т.п. Это лишь усиливает страх вашего наследника.
  4. Нервно реагировать на плач или истерику детей, заставлять вновь и вновь переживать страх, рассказывая о встрече со «страшными собаками». Лучше просто молча обнять наследника и затем отвлечь его.
  5. Форсировать события в попытке побороть страх – например, насильно тащить орущего от страха ребенка к собаке, чтобы он познакомился с пугающим объектом поближе и понял, что бояться нечего. Как правило, так любят поступать папы мальчиков, убежденные в том, что «настоящий мужчина ничего не боится». Во-первых, это просто опасно – собака может занервничать и еще больше напугать ребенка. Во-вторых, положительного опыта малыш не получит, но, помимо усиления страха к собакам, вы подорвете доверие ребенка к себе.

Ребенок боится собаку фото

На фото: ребенок боится собаку. Фото: petmd.com

Что можно делать, если ребенок боится собак

Во-первых, стоит разобраться, с чем связан страх: вызывали ли его какие-то события или родители сформировали его своими силами (и тогда измениться нужно, в первую очередь, родителям).

А иногда страх – это выражение «плохих» чувств самого ребенка, в основном, злости. Если правильно выражать злость и другие «плохие» чувства в семье запрещено, ребенок вполне может бессознательно приписать их, например, собакам («они злые и хотят причинить мне зло»), и потом их бояться.

Собак боятся, в основном, дети дошкольного возраста. Часто годам к 8 – 9 панический страх перед собаками проходит, но вы можете помочь ребенку справиться с ним быстрее и безболезненнее.

Поговорка «Клин клином вышибают» справедлива и в отношении боязни собак. Но действовать в этом случае нужно крайне аккуратно, последовательно и не спеша. Можно составить программу шагов, которые помогут детям избавиться от страха перед собаками.

  1. Читайте и рассказывайте ребенку сказки и истории о собаках и о том, как они помогают людям.
  2. Вместе смотрите мультики о собаках и затем обсуждайте их. Подчеркивайте, какие молодцы собаки и как хорошо, что они приходят на помощь людям.
  3. Рисуйте собак вместе с ребенком и потом устраивайте выставки рисунков.
  4. Вместе сочиняйте истории и сказки о добрых и верных собаках.
  5. Купите ребенку мягкие игрушки, изображающие собак – но только они должны быть похожи на настоящих собак, а не на людей. На игрушках можно тренироваться правильно взаимодействовать с собаками.
  6. Смотрите фильмы с участием собак и обсуждайте их.
  7. Играйте в «Превращение в зверей». Лучше, если вначале в роли собаки выступите вы, а потом роль собаки примерит на себя ребенок и будет говорить от ее лица.
  8. Наблюдайте за собаками с безопасного, комфортного для ребенка расстояния, обсуждайте их поведение и язык тела. Очень важно сокращать дистанцию до собак постепенно, так, чтобы не напугать ребенка.
  9. Общайтесь с дружелюбными, но при этом сдержанными собаками в безопасной обстановке. Сдержанность собаки в этом случае не менее важна, чем дружелюбие. Ведь если восторженный щенок из лучших побуждений, например, прыгнет, чтобы лизнуть не готового к этому ребенка в лицо, все предыдущие усилия по преодолению страха могут потерпеть крах.
  10. Если и вы, и ребенок к этому готовы, можно завести щенка. Но обязательно научите ребенка правильно взаимодействовать с собакой и обращаться с ней по-доброму.

Отслеживайте реакцию ребенка и переходите к следующему пункту только тогда, когда предыдущий не вызывает у малыша ничего, кроме положительных эмоций.

Ребенок и щенок фото

На фото: ребенок и щенок. Фото: dogtime.com

Дети и собаки не просто могут существовать на одной планете – они способны стать лучшими друзьями! И многое (если не все) здесь зависит от вас.

Если не уверены в своих силах, можно обратиться за консультацией к грамотному психологу, который поможет вам и вашему ребенку преодолеть страх.

Как перестать бояться собак и избавится от фобии


Так или иначе все мы боимся или опасаемся собак. Особенно представителей бойцовых пород и стай бродячих псов. Ведь никогда не знаешь, что у них на уме, а в случае нападения отбиться от животных в одиночку бывает крайне сложно. Но иногда страх превращается в настоящую фобию. Человек испытывает панический ужас, даже когда просто видит собаку издали. Это осложняет ему жизнь. Поэтому я хочу сегодня рассказать вам, как перестать бояться собак.

Что такое “кинофобия”

Кинофобия – это боязнь собак как уличных, так и домашних. Объектом фобии могут быть не только сами животные, но и картинки, фотографии с изображение псов, рассказы и любые упоминания о них. У данного вида фобии есть 2 подвида:

  • адактофобия – страх быть укушенным;
  • рабиефобия – страх заболеть бешенством.

По данным Всемирной организации здравоохранения страдают от кинофобии порядка 3,5 % населения планеты. Наиболее подвержены ей дети и люди в возрасте до 30 лет. В редких случаях боязнь собак сопровождает человека всю жизнь.

Психологи различают истинную и ложную кинофобию. Некоторые личности с психическими расстройствами пытаются оправдать свое живодерство по отношению к собакам, прикрываясь страхом перед этими животными.

Истинные кинофобы преимущественно не агрессивны. При встрече с животными, вызывающими страх, они предпочитают обходить их за километр или убегать.

Симптомы

Кинофобы постоянно испытывают чувство повышенной тревожности, хотя видимых причин для беспокойства нет. Человек все время находится в напряженном ожидании нападения собаки. Он никак не может избавиться от навязчивой мысли о потенциальной угрозе.

Людям, страдающим кинофобией, достаточно даже просто мысленно представить агрессивного пса, как у них появляются следующие физические симптомы:

  • повышенное потоотделение;
  • тахикардия;
  • аритмия;
  • ощущение сдавленности в грудной клетке;
  • тошнота и головокружение;
  • спазмы в мышцах;
  • дрожь в теле.

Психика кинофобов тоже реагирует на иррациональный страх, они чувствуют:

  • беспорядок в мыслях;
  • потерю контроля над ситуацией;
  • настойчивое желание сбежать и спрятаться;
  • постоянное ощущение угрозы;
  • навязчивые негативные мысли и пессимизм;
  • раздражительность и беспричинную агрессию по отношению к окружающим;
  • страх смерти.

При тяжелой форме фобии периодически возникают приступы паники. В таком состоянии человека охватывает неуправляемый страх. Он не понимает, что с ним происходит. Ему кажется, что он умирает. И даже отдаленный лай пса может вызвать паническую атаку.

Чрезмерная и неконтролируемая боязнь собак способна сильно усложнить жизнь. Человек перестает выходить из дома, потому что опасается встретить бродячих псов.

Вынужденное затворничество из-за кинофобии

Причины возникновения страха

Наиболее часто боязнь собак развивается в детском или юношеском возрасте. Без психотерапии страх может остаться на всю жизнь.

Интересно, что люди, которые подвергались нападению псов, не обязательно становятся впоследствии кинофобами. Они, конечно, долго приходят в себя после пережитого. Им может потребоваться помощь психолога. Но патологического страха перед этими животными у них нет.

Люди, покусанные собаками, испытывают страх в основном перед большими и агрессивно настроенными животными. При этом они с нежностью и трепетом относятся к щенкам или маленьким дружелюбным собачкам. У них не возникает чувство тревоги, когда они видят изображение псов или слышат собачий лай.

Кинофобы же боятся абсолютно всех собак и всего, что о них напоминает. Не имеет значения ни порода, ни возраст, ни размер пса. Даже собачий лай или видеозапись с этими животными вызывают у кинофоба панический ужас. При этом он прекрасно осознает, что данное животное не может причинить ему вред, но все равно испытывает страх.

Перечислю основные причины развития кинофобии.

  1. Травмирующий случай. Сюда относится нападение собаки или целой стаи, которое произошло в детском возрасте. У взрослых людей подобные ситуации редко провоцируют развитие фобии.
  2. Предрасположенность. Психологи установили, что если хотя бы один из родителей страдает от фобии, то и дети будут значительно предрасположены к возникновению аналогичного тревожного расстройства.
  3. Особенности нервной системы. Фобии очень быстро возникают у людей с неустойчивым эмоциональным состоянием, с набором комплексов и чувством собственной неполноценности. Таким людям порой достаточно одного неприятного инцидента с псом, чтобы у них развилась патологическая тревожность.

Я советую вам посмотреть небольшое видео, на котором парень рассказывает о своем страхе. Оно поможет вам лучше понять, что именно чувствуют кинофобы.

Избавление от страха

Если кинофобия возникла в результате психологической травмы из-за нападения или укуса собаки, то наиболее эффективным способом справиться со страхом будет психотерапия. Без обращения к специалисту фобия может спровоцировать человека на затворничество. Кинофоб перестанет выходить на улицу.

Помимо психотерапии в особо тяжелых случаях пациенту прописывается курс медикаментов. Хорошо зарекомендовали себя антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). Показаниями к их применению как раз являются панические расстройства, депрессия, повышенная тревожность. Но применять их можно исключительно по назначению врача!

Тем, кто не страдает кинофобией, а просто побаивается собак, я хочу предложить несколько советов психологов.

  1. Если страх возникает у вас только по отношению к определенной породе, то попробуйте найти знакомого человека, у которого живет такой щенок. Поиграйте с малышом, погуляйте с ним. Тогда вы поймете, что это обычный ребенок, которому нужны любовь, забота, внимание и ласка.
  2. Если вам часто приходится бывать в местах, где водится много бродячих псов, то приобретите себе, например, электрошокер. Обладание подобным средством самообороны само по себе уже придает уверенность и чувство защищенности.
  3. Начните общаться с собаками тех пород, которые вызывают у вас меньше всего страха. Спросите у хозяина разрешения погладить песика, поиграть с ним, угостить чем-нибудь вкусным.

Преодолевать боязнь нужно постепенно. Составьте себе пошаговый план. Опишите в нем ситуации и действия от наименее устрашающих до вызывающих панику. Примерный план может выглядеть следующим образом.

  1. Рассматривать фотографии с собаками.
  2. Просмотреть видеоролики и фильмы про них.
  3. Наблюдать за собаками во дворе через закрытое окно.
  4. Смотреть на гуляющих псов через открытое окно.
  5. Разглядывать на улице собак, гуляющих в наморднике и на поводке.
  6. Находиться с животным в одной комнате.
  7. Погладить пса.

Двигаясь от пункта к пункту, вы понемногу перестанете бояться. Возможно, вы даже полюбите этих животных и сами захотите завести питомца.

Любимый питомец

По мнению зоопсихологов, некоторые собаки тоже подвержены фобиям. К ним, например, относятся:

  • страх одиночества и разлуки с хозяином;
  • боязнь определенных громких звуков.

Многие уличные псы боятся, что люди их обидят. Этот страх возникает из-за того, что некоторые люди их пинают, бросают в них камни, палки. Даже агрессивный собачий лай, который так нас пугает, бывает связан именно с жестокостью со стороны людей. Пес чувствует опасность от человека и пытается себя защитить.

В общем, тот, кого вы так сильно боитесь, сам многого боится.

Как вести себя при встрече с собакой

Чтобы понимать настрой собаки, надо изучить ее повадки. По поведению животного можно определить, что у него “на уме”.

Поведение собаки Настрой
Ходит из стороны в сторону. Хвост напряжен. Думает – нападать на человека, который находится в поле зрения, или нет.
Радостно размахивает хвостом, высовывает язык. Хочет поиграть или познакомиться. Животное настроено дружелюбно.
Навострила уши. Шерсть стоит дыбом. Проявляет недовольство, готовится напасть.
Поджала хвост и прижала уши. Животное боится, но все еще готово напасть, чтобы защитить себя.
Рычит, демонстрируя клыки. Признак прямой готовности к нападению.
Громко лает. Защищает свою территорию. Предупреждает, что покусает человека, если тот не уйдет.

В основном собаки нападают, только если их спровоцировать. Хотя бывают и исключения из правила. Кинологи не советуют при встрече с бродячим псом делать следующее:

  • размахивать руками;
  • громко кричать;
  • кидать в собаку камни или палки;
  • смотреть животному прямо в глаза.

Подобное поведение человека вызовет лишь агрессию у зверя. Вот что надо делать, если вам на пути встретился бродячий пес или целая стая недружелюбно настроенных животных.

  1. Постараться пройти мимо как можно спокойнее. Собаки отлично чувствуют чужой страх и прекрасно распознают ложную уверенность.
  2. Глаза опустить вниз, а руки прижать к телу. Так, пес увидит, что человек не опасен.
  3. Не улыбаться. Ваша улыбка может быть воспринята как оскал. А это уже сигнал к действию: надо защищаться.
  4. Не убегать. В этом абсолютно нет смысла, если вы не сможете быстро спрятаться в подъезде или другом помещении. Животное практически всегда быстрее и выносливее.
  5. Не поворачиваться к ним спиной. Они обязательно нападут сзади.
  6. В стае собак всегда ищите вожака. Сможете отпугнуть его – избавитесь от всех остальных.
  7. Попробовать отвлечь собаку, которая собирается нападать. Для этого бросьте ей какой-нибудь, лучше съедобный, предмет. Животное переключится на него и забудет про человека.

Собаки, охраняющие частные дома, чувствуют себя на своей территории. Они – защитники дома и его обитателей. Поэтому животное обязательно залает или зарычит на проходящего мимо незнакомого человека. Воспринимайте ее лай как своеобразную сигнализацию. Спокойно проходите мимо, боковым зрением наблюдая за зверем.

Пес громко лает, охраняя дом

Если животное не на цепи и бросается за вами вслед, то остановитесь и повернитесь к нему лицом. Постарайтесь сохранять спокойствие. Хотя, конечно, в такой ситуации это очень непросто. Вероятнее всего пес просто обнюхает вас и вернется в свою будку. Можете дать ему команду: “Фу!”. Только делайте это уверенным и твердым голосом. Эту команду понимают практически все домашние животные.

Для внутреннего спокойствия носите при себе одно из средств самообороны:

  • электрошокер;
  • газовый баллончик;
  • ультразвуковой отпугиватель собак.

Они помогут защититься в случае нападения животного. Если вдруг пес на вас нападет, а под рукой нет никаких приспособлений, то ударьте его в нос. Это нейтрализует зверя. Нос у собак является самым уязвимым местом.

Собака – это животное стаи. Она чувствует иерархию и безропотно подчиняется тому, кто выше в этой иерархии. А на вершине всегда самый уверенный – вожак стаи. Чуть раньше я писала о том, что если вы боитесь псов, то не смотрите им в глаза. Иначе они воспримут это как сигнал к нападению.

Однако если вы человек, который не допускает сомнений в своем превосходстве, то ваш прямой взгляд в глаза животному заставит его подчиниться. Пес опустит глаза, начнет скулить. Так что воспитывайте в себе уверенность, и ни одна собака вам не будет страшна.

Как помочь ребенку перестать бояться

Маленькие дети очень впечатлительны. Причины, по которым ребенок начинает бояться собак, могут быть такими:

  • нападение пса на самого ребенка;
  • укус собаки;
  • резкий и громкий лай;
  • большие размеры, особенно когда собака больше ребенка;
  • оскал и злобное рычание;
  • нападение животного на других людей, которое произошло на глазах у малыша.

Родителям необходимо правильно себя вести, чтобы не позволить фобии развиться еще сильнее. Нельзя делать следующее:

  • называть ребенка трусом;
  • высмеивать его страх;
  • критиковать;
  • заставлять ребенка сталкиваться со своим страхом.

Вот несколько советов, как помочь ребенку преодолеть страх.

  1. Проходя мимо пса на улице, крепко держите малыша за руку. Он почувствует себя в безопасности под вашей защитой.
  2. Смотрите с ребенком фильмы и мультики, в которых собаки изображены как дружелюбные животные.
  3. Сходите с ребенком в гости, где есть щенок. Пусть малыш поиграет с песиком.
  4. Рассказывая ребенку о собаках, не делайте акцент на том, что она может укусить. Лучше описывайте положительные качества животного.

Ребенок боится пса

Обязательно обучайте ребенка, как правильно вести себя при встрече с собаками, а именно:

  • не трогать ее, когда она ест или вылизывает щенков;
  • не убегать от собак;
  • не смотреть псу прямо в глаза;
  • не приближаться к бродячим животным.

Заключение

Я рассказала вам о боязни собак. У кого-то она перерастает в настоящую фобию, а кто-то просто опасается этих животных. Чтобы победить страх, придется усердно работать над собой. А в некоторых случаях не обойтись без помощи психотерапевта.

Предложенные в статье советы кинолога помогут избежать серьезных последствий от встречи со стаей бродячих псов. Я надеюсь, что вам не придется ими воспользоваться. Самый главный совет – игнорируйте собаку! Тогда она вас тоже проигнорирует.

Вам приходилось сталкиваться с бродячими псами? Как все закончилось? Пишите свои истории в комментариях!

Ребенок боится собаки. Что делать?

Ребенок боится собаки.

Что делать?

Итак, первое - разговариваем с ребенком о том, что случилось.

Многие родители делают наоборот: ограждая ребёнка от переживаний, ни словом не напоминают о той неприятности, в которую он попал. А надо всколыхнуть эмоции, взбудоражить, чтобы снова прочувствовать тот момент. Да, это не очень приятно, зато полезно: мы же не хотим, чтобы вредности затаились, остались как смутные страхи и мешали в дальнейшем жить. Мы приучаем к культуре детей, и едва ли не первая заповедь, которая внушается детям: не шуми. А мальчикам ещё и классическое: «стыдно бояться…». В результате они замыкаются, и «зажимают» свои настоящие чувства. Сейчас ваша задача – эти чувства освободить. Помочь ребёнку выпустить их на свободу.

Расспросите. Словесный поток, как поток речной, уносит и панику, и испуг, и «застрявшие» стрессы. Он вымывает из глубины, из самого подсознания камушки, галечки (и даже булыжники) стрессорных факторов.

Пусть мальчик жалуется, хнычет, жестикулирует, пусть покажет наглядно, как было дело - слушайте всё и сочувствуйте. (Не жалеете: «ах, мой бедный – несчастный…», а присоединяетесь к его чувствам: «да, я понимаю тебя…»).

Сколько слушать и сколько рассказывать? Пока ребёнок не выговорится как следует. И будет правильно, если потом он расскажет о том же ещё раз: маме, папе, бабушке, дедушке… близким людям, которые смогут сочувственно и внимательно слушать его.

В общем, позвольте ребёнку как следует побояться.

НО! каждый раз такие рассказы и слушания должны заканчиваться чем-то оптимистичным. Это поможет ребенку посмотреть на старое, неприятное, с новой точки зрения, более жизнерадостно и конструктивно. Позвольте ребёнку как следует побояться, рассказывая маме (и всем-всем своим) «Как меня почти укусила собачка и я её почти не испугался». Мягкий юмор, которым постепенно окрасится его рассказ (и его переживания) – это тот идеал, к которому надо стремиться. Снизить весомость страха помогает переключение. Стоит переключить мысли ребёнка с «ой-оёй-ёй. » на что-то другое, интересное-любопытное – и страх уменьшается. Просто потому, что его не лелеют: не до того.

Разберите эту ситуацию как можно подробнее: поговорите о том, что же произошло и почему с ним случилось такое. Обсуждение ситуации очень полезно: это тот опыт, который ему очень и очень пригодится в будущем. Это формирование новых моделей поведения. Ребёнок должен понять, где он ошибся, когда повёл себя так, а где не так, что можно было бы сделать, чтобы дело обошлось без нервотрёпки. И даже если всего он не сумеет понять (в силу возраста), даром такие беседы не пропадут. Вы вместе учитесь смотреть на ошибки как на полезные жизненные уроки – ценнейшая привычка оптимистичных и успешных людей. Что делать, если ребёнок ещё не умеет правильно и последовательно выражать свои мысли словами? если говорить не умеет? Рассказывайте за него. Доброжелательно и неспешно, обращаясь к нему, задавая вопросы, побуждая думать и говорить.

Найдите, за что похвалить («Ты держишься молодцом», «мне нравится, что…», - и скажите, что нравится). Это поднимет самооценку. Ваше уважение и ваша похвала покажут ему, что в жизни всё бывает, бывают и неприятности, но ничего в том ужасного нет.

Объясните, как себя надо вести себя при встрече с собакой.

Почему нельзя? «Да потому, дорогой мой, что у собаки четыре лапы, а у тебя только две. К тому же у неё врождённый инстинкт охотника: всё. что убегает, надо догнать и схватить. Посмотри, например, как она собаки за кошками гоняются. Но кошки, как птички, взлетают от них на деревья… Ты тоже можешь залезть? Конечно же, можешь, но.. но скорость не так. Кошке когти помогут вцепиться и прыгнуть, птица на крыльях взлетит, а ты человек, ты думать умеешь. давай-ка подумаем, что надо делать…».

Увидел «не ту» собаку – замри на месте.Стой и говори про себя: «Собака идёт по своим делам, до меня ей нет никакого дела».

Убедитесь, что ребёнок вас понял, спросите его через некоторое время и как бы между делом:

- Один человек идёт медленно, другой бежит. На кого собака скорее обратит внимание (и даже может облаять?).

- А если ты бежишь, а пёс тобой заинтересовался (и даже тявкнул), что надо сделать? Правильно, пойти спокойным шагом или вообще остановиться.

Собаки (как и некоторые другие животные) умеют чувствовать страх. А страх – он невкусно пахнет. Так что на того, кто их боится, собаки всегда реагируют сильнее и агрессивнее. А ещё собаки чувствуют сердитость и злость, и на того, кто злой, тоже сердятся. Почему? потому что они считают, что злятся на них. Ты можешь сердиться на Сашку, который сломал твой грузовик, а собака подумает, что на неё. И на всякий случай облает (А что, надо же ей защищаться, особенно если она уличная, у нее нет мощного защитника в лице хозяина и приходится все делать своими собственными лапами!).

Не смотри пристально на собаку.

Такой пристальный взгляд животное воспринимает как прямую угрозу.

Поясните, что такое «пристальный взгляд». Это – долгий, внимательный, в упор, когда не отводишь взгляда. Покажите ребёнку, что такое пристальный взгляд, пусть он вам покажет. потренируйтесь, как лучше смотреть (и даже – как отводить свой взгляд).

Вовлекайте ребёнка в беседу (так лучше всё запоминается и усваивается и по полочкам в голове раскладывается).

Спросите и обсудите вопрос, почему нельзя перед носом животного махать, например, руками. А тем более – палкой, веткой, бутербродом. Расскажите про печальный собачий опыт, когда их бьют, швыряют камнями – и ребёнок поймёт, что не надо собаку с толку сбивать.

Не прикасайся без спроса. Есть животные, которые не любят, чтобы их гладили чужие, не хозяйские руки. Да и потом, если тебя будут трогать, гладить там по головке все, кто захочет, без твоего разрешения, тебе это понравится, а?

Тренируйтесь. Собаки на твёрдый голос хорошо реагируют: предпочитают не связываться. Научите ребёнка звучно и строго говорить «фу!». Это не так и просто: твёрдо и строго, без дрожи в голосе, сказать «фу!». Потренируйтесь как следует. Уже сама репетиция «фуканья» доставит ребёнку удовольствие, а значит, и мысли его начнут приобретать другой настрой.

Приучайте постепенно, пользуясь случаем

Познакомьте поближе с какой-то спокойной собакой. Желательно - с крупной, из добродушных пород. Например, с лабрадором или сербернаром или просто с такой, которую вы сами знаете хорошо. (Мелкие собачки очаровательны, но обычно такие тявкалки и вертушки, так лезут под руку, что могут ребёнка ещё больше перепугать). Принцип знакомства прост: сначала смотрите издалека, потом поближе, потом ещё поближе… Однажды ребёнок захочет к ней прикоснуться… погладить… поговорить…

Все эти встречи у ребёнка должны быть связаны только с приятными чувствами и приятными ассоциациями. Он любуется издали на собаку, а вы даёте ему, например, шоколадку и лакомитесь, и разговариваете неспешно. Про то, как собака себя ведёт, что там вынюхивает, какие красивые уши, а «хвост-то как виляет, смотри!».

Расскажите об особенностях этих животных. О том, какой чуткий нюх, о том, почему собаку называют верным другом, расскажите с собаках – спасателях, о их верности, преданности… Может, ребёнок собак и не полюбит, но он будет их уважать. И это – тоже залог его правильного поведения. А главное, таким образом вы переведёте внимание с "я боюсь" на "мне интересно".

Рассказывайте. Неназойливо, между делом, когда вы вместе и не торопитесь никуда, заведите разговор о животных. Расскажите о том, что с вами случалось в детстве, с кем из зверей вы дружили.

Читайте. Есть прекрасные книги, где не только рассказывается о животных, но (это важно) ещё и о том, как с ними дружиться, и как правильно вести себя с ними, чтобы дружба хорошая получилась.

Смотрите. Есть прекрасные фильмы, и художественные, и научно – популярные, о животных, в частности, о собаках и кошках. Зримые картинки прекрасно запоминаются, тут даже ваши комментарии не нужны: животные – умные, добрые, верные – сами покажут ребёнку, за что их стоит ценить и любить.

Играйте. Прожить ситуацию на игровом уровне – для детворы почти то же самое, что и на уровне реальном. Ведь дома есть игрушечные собачки? берите в руки и - Поиграйте, как ваше солнышко с собакою встретилось. Как объясняло другой игрушке (или вам, а то вы «забыли») правила правильного поведения с животными. Любую ситуацию можно и нужно с малышом проиграть. Да и с теми детьми, кто постарше, пройти на игровом уровне – это и познакомиться заранее с ситуацией, и освоить тактику поведения.

Сочините свою историю – сказку. Сказки всегда помогают, даже если ребёнок вырос, даже если совсем большой. У сказок есть удивительное свойство: они неназойливо пробираются в подсознание, и оттуда, из глубины, начинают свою целительную работу.

Что делать точно НЕ надо.

Это только усилит страх + заставит думать ребёнка о себе как об отъявленном трусе, что тоже, сам понимаете, храбрости ему не прибавит.

* Упрекать, критиковать или твердить «не боись». Будете твердить «не бойся! не бойся!», а услышит подсознание: «бойся! бойся!», и выйдет: «Ужасно боюсь!»

* Делать что-то насильно. Насильно заставляют познакомиться, погладить, например, ту же маленькую собачку.

* Запугивать ребенка « вот придет собачка, она тебя укусит, если ты меня не будешь слушаться» - большая часть страхов перед собаками спровоцирована такими пугалками, которые до сих пор внушают детям многие.

* Бояться самим. Если родители сами боятся (не любят, презирают, брезгуют), и сын, и дочка, вполне вероятно, этим же заразятся.

Главное, не торопить ребенка и набраться терпения.

Читайте также: