Что делают с собаками дети

Опубликовано: 10.05.2024


Мы расскажем, какую породу выбрать, как избежать агрессии и как привить ребенку культуру общения с домашними питомцами.

Домашнее животное: заводить или нет?

Прежде всего разберемся, стоит ли заводить домашнее животное, если в доме живет ребенок. С одной стороны, животные — это шерсть, грязь и антисанитария, которые радуют не всех, с другой — существуют безусловные плюсы общения между ребенком и питомцем:

  • уход за животным развивает у ребенка чувство ответственности за свои действия и способность сопереживать;
  • домашние животные облегчают процесс социализации: ощущение того, что у тебя есть четвероногий друг, повышает самооценку, развивает коммуникабельность и позволяет поверить в свои силы;
  • ученые университета Флориды провели исследование, результаты которого показали, что домашние животные обеспечивают ребенку моральную поддержку и эффективно снимают стресс.

Но, чтобы ощутить перечисленные преимущества, необходимо предпринять все возможные меры предосторожности и посвятить не один час дрессировке.

Маленький ребенок и взрослая собака в доме

Одна из самых распространенных ситуаций, которая вызывает опасения, — появление малыша в семье, где уже есть собака (иногда большая). Как избежать ревности, страха и агрессии собаки по отношению к ребенку?

  1. Привычный режим. По словам частного зоопсихолога и кинолога Юлии Мышевой, любое изменение в семье — стресс для собаки, который может выразиться в порче предметов, излишней активности и ухудшившейся чистоплотности. Чтобы успокоить собаку, демонстрируйте ей, что она по-прежнему любима: продолжайте выгуливать животное, играть с ним в том режиме, который был до появления ребенка. Не нарушайте установившийся порядок: не меняйте распорядок дня, нагрузку, обстановку в доме, не перетаскивайте лежак в другую комнату.
  2. Развивающие игры. Облегчить адаптацию к новому существу в доме помогут различные головоломки и поисковые игры для собак. Они помогают развивать мышление и дают достаточную для животного нагрузку. Например, можно завернуть еду в упаковочную бумагу, спрятать в коробку, а задача собаки — найти спрятанное лакомство. Также хорошо подойдут собирание пирамиды или головоломки с мячиками.
  3. Знакомство. Эксперт Российской кинологической федерации, кинолог и зоопсихолог Вадим Коршунов предупреждает, что процесс адаптации пройдет легче, если у собаки уже был опыт общения с маленькими детьми. В таком случае появление ребенка в доме не вызовет стресс. С появлением малыша нужно дать питомцу обнюхать его — так они познакомятся.
  4. Дрессировка. Собака должна быть послушной и управляемой, для этого рекомендуется ее дрессировать с детства. Кинолог Юлия Мышева рекомендует освоить с животным такие отвлекающие команды, как «ко мне», «к ноге», «лежать». Например, может возникнуть ситуация, когда мать держит младенца на руках, а собака в это время лезет к ней, требуя внимания, — в таких случаях отвлекающие команды работают лучше всего. Очень полезно научить животное контролировать свои эмоции, расслабляться. Научите его команде «успокойся», чтобы оно понимало: ситуация не опасна.

Ребенку покупают щенка

Родителям с ребенком, которые планируют завести щенка, Вадим Коршунов советует дождаться, когда малышу исполнится как минимум два года. До этого возраста он достаточно активен, чтобы причинить вред животному, и не достаточно сознателен, чтобы обезопасить себя. Разумеется, нужно уделить тщательное внимание выбору породы. Предпочтение следует отдавать спокойным собакам, не склонным к агрессии. Идеальные варианты: золотистый ретривер, лабрадор, пудель. К этому списку Юлия Мышева добавляет французских бульдогов, ливреток, ши-тцу, мопсов — они спокойные и в меру игривые.

Зоопсихолог уверена, что в приоритете должна находиться не порода, а воспитание. Если животное дрессировать, а ребенку привить культуру общения с собакой, подойдет практически любая порода. Несмотря на существующие стереотипы, даже питбуль и стаффорд оказываются вполне дружелюбными и отличаются самообладанием при условии должного воспитания.

С осторожностью стоит отнестись к таким породам, как чихуахуа, шпиц, пекинес и пинчер. Несмотря на очаровательный вид, у них довольно строптивый нрав, которым они компенсируют свои небольшие размеры и беспомощность. Такие собаки могут напугать и даже укусить малыша. С другой стороны, они сами находятся в зоне риска, так как могут нечаянно быть травмированы ребенком. Следует помнить, что любая собака теоретически может причинить ущерб малышу, поэтому общение должно происходить исключительно под контролем взрослых.

Собака и ребенок: как обеспечить безопасность?

Кардинально менять планировку в доме вредно для собаки, однако вы можете поставить барьер-загородку на дверь в комнату, где находится ребенок. Это значительно облегчит жизнь маме, которой не придется постоянно контролировать ситуацию.

Многие родители беспокоятся относительно аллергии, которая может возникнуть у ребенка. По словам Юлии Мышевой, общение с собакой, наоборот, укрепляет иммунитет. Это подтверждают и результаты исследования, проведенного учеными из Департамента педиатрии университета Висконсина. Оказалось, что собаки действительно влияют на быстрое развитие иммунитета у ребенка, — дети, с младенчества живущие с собаками в одном доме, к трехлетнему возрасту в два раза реже страдали от атопического дерматита и хрипов при дыхании.

Существует несколько способов, позволяющих уменьшить воздействие раздражителей. Так, следует регулярно делать груминг собаке, чаще вычесывать ее, регулярно убираться и мыть полы, чтобы минимизировать количество шерсти в квартире.

Агрессия со стороны животного. Как ее избежать?

Прежде всего, следует объяснить малышу, какую роль играет питомец в доме. Рассказать о том, что нельзя допускать грубость в отношении животного, будить, тормошить его, кормить неподходящей пищей и громко кричать в его присутствии. Важно демонстрировать уважение и нежность к животному на своем примере — так ребенок быстрее поймет, как нужно себя вести. Сообщите, что опасно подходить к животному, которое ест или спит.

Если необоснованная агрессия произошла со стороны животного, кинолог Вадим Коршунов советует обязательно наказать животное, дать ему понять: такое поведение недопустимо. Если изменить поведение животного не удается, лучше обратиться за помощью к зоопсихологу, так как кинологи в основном занимаются тренировкой и не всегда могут решить проблему.

Во избежание агрессии со стороны животного за пределами дома предупредите ребенка, что незнакомая собака — это большой риск. Юлия Мышева рассказала, что делать при встрече с чужим животным: «Не нужно кричать на собаку, махать перед ней руками, резко приближаться к ней. Если собака рычит, не паникуйте и не убегайте. Повернитесь к собаке боком и обойдите ее по дуге».

Родители должны помнить, что:

• Собаки не способны выполнять социальные установки людей, поэтому хозяевам следует знать и понимать законы стаи, по которым живет собака, и учить пониманию этих законов ребенка. Собаке же следует твердо и с детства дать понять, что в вашей семье по своему статусу она занимает низшее положение.

• Маленьких детей ни при каких обстоятельствах нельзя оставлять наедине даже с хорошо зарекомендовавшей себя собакой.

• Следует постоянно следить за процессом игры и общения ребенка и собаки. Если вы видите, что собака недовольна игрой с ребенком и старается уйти от него, вмешайтесь и остановите его! Нужно предвидеть проблемы прежде, чем они в действительности возникнут.

• Выращивая щенка, следует избегать самим и не разрешать детям играть со щенком в игры, в которых есть элементы противоборства (борьба), соперничества из-за обладания каким-то предметом («перетягивание каната»), а также игр в «охоту». Привыкнув к таким играм, собака может впоследствии, не желая ничего плохого, грубо повести себя с ребенком или поранить его в игре.

• В большинстве случаев детям не следует гулять с собакой без сопровождения взрослых. Общее правило таково: если вес собаки превышает одну пятую веса ребенка, значит, собака слишком велика для того, чтобы ребенок мог выгуливать ее самостоятельно.

• Если у вас в семье есть свои дети, и собака с ними прекрасно ладит, все равно всегда держите под контролем общение вашей собаки с чужими детьми. Никогда нельзя быть уверенным, как отреагирует собака на поведение чужого ребенка. И наоборот, чужие дети могут не знать, как нужно правильно вести себя с собакой.

• Защищайте свою собаку и контролируйте детей, с которыми она входит в контакт. Если дети регулярно обижают собаку, она не будет любить их. Если ребенок не хочет быть добрым с собакой, либо уведите собаку, либо удалите ребенка.

• Если ваша собака рычит на ребенка, немедленно обратитесь за помощью к квалифицированному инструктору. Агрессия у собак не проходит сама по себе.

Чему следует учить своих детей

• Детям должно быть строго запрещено бить собаку или делать то, что будет для нее болезненным или неприятным. Хотя некоторые собаки терпят все что угодно со стороны людей, все же нельзя ожидать или требовать этого от каждой собаки. Не разрешайте своему ребенку делать с собакой то, что не позволили бы ему делать с другим ребенком.

• Детям должно быть запрещено подходить к собаке, когда она ест, тем более отбирать у собаки пищу.

• Детей нужно научить, что никогда нельзя неожиданно подходить даже к хорошо знакомой собаке, предварительно не заговорив с ней и не установив визуального контакта.

• Нельзя резко наклоняться к лежащей собаке, переступать через нее либо садиться на нее.

• Детям нужно объяснить, что ни в коем случае нельзя гоняться за собакой, либо пытаться схватить ее.

• Детей обязательно нужно научить «языку» собак, т. е. объяснить, как внешне собака выражает те или иные чувства. Это нужно сделать для того, чтобы ребенок не подходил к собаке, чей внешний вид демонстрирует агрессию, испуг, угнетение.

• Детей нужно научить, что нельзя двигаться быстро, кричать и делать резкие движения в присутствии собаки, даже если она на привязи. Нельзя бежать от собаки и смотреть на нее пристально.

• Детям должно быть запрещено приближаться к собакам в период их брачного ухаживания, к суке со щенками, к заболевшей собаке.

• Нельзя разрешать детям приближаться к незнакомым собакам, тем более пытаться их погладить. Если чужая собака гуляет с хозяином, нужно всегда спрашивать разрешения прежде, чем подойти к ней.

В ожидании ребенка

Если у вас уже есть взрослая собака, а вы ожидаете ребенка, постарайтесь заранее и как можно серьезнее подготовить вашего питомца к моменту появления малыша. Даже самая добрая собака, не зная как себя правильно вести в изменившихся условиях, может причинить в этой ситуации вам немало хлопот. Прежде чем в семье появится ребенок, подумайте о том, как изменится ваша жизнь с его появлением. Представьте себе, как будет вести себя собака по отношению к младенцу. Если вы предвидите возможные проблемы, займитесь их разрешением, не откладывая.

Итак, какие изменения в вашем отношении к собаке должны произойти до появления ребенка?

• Установите для собаки разумный и четкий распорядок дня, который установится с появлением ребенка, и неуклонно придерживайтесь его. Это расписание включает в себя время для прогулок, игр, приема пищи и т. п. Собака, живущая по установленному расписанию дня и имеющая достаточный моцион, не станет испытывать чувство соперничества, беспокойства и требовать дополнительно вашего внимания.

• Ограничьте внимание, которое вы уделяете в свободное время собаке. В этом случае после появления ребенка, когда вы уже не сможете уделить собаке много внимания, в ее жизни не произойдет радикальных перемен. В противном же случае, когда с появлением ребенка ваше внимание внезапно переключится на него, это будет несправедливо по отношению к собаке и создаст условия для ревности и соперничества.

• Приучайте собаку отрабатывать свой хлеб, выполняя определенные обязанности. Вам следует научить ее, что все хорошее она сможет получить только за послушание вам. Если же собаке позволяют делать все, что она хочет, это приводит к плохому поведению, т. к. она начнет думать, будто вы живете исключительно для того, чтобы обслуживать ее.

• Если ваша собака любит полежать на диване или кровати, и вы ей это не запрещаете, то теперь настало время изменить право пользования мебелью. Скоро ваш ребенок будет дремать на кушетке или лежать на кровати. Чтобы избежать неприятностей, научите собаку оставаться на полу до тех пор, пока ее не пригласят на диван или кровать.

• Будет правильно, если вы заведете клетку (или найдете в доме специальное место) и приучите собаку проводить там определенное время. Тем самым вы обеспечите и собаке возможность уединения, и гарантируете безопасность ребенка, который не сможет донимать собаку в ваше отсутствие.

• Следите за тем, что говорите. Ваш пес понимает вас буквально. Если в течение всей своей жизни он слышал обращенные к нему слова «Какой хороший мальчик!», и всегда, когда эти слова произносились, он подходил, чтобы его погладили или почесали за ухом, то теперь, когда вы произнесете такие слова, обращаясь к сынишке, не удивляйтесь, если пес будет пытаться всунуть морду между вами и малышом. Чтобы избежать таких ситуаций, придумайте несколько фраз, которые предназначаются только собаке.

• Прекратите бурные игры в доме. Собака в погоне за мячом может прыгнуть на что угодно и на кого угодно. Все подвижные игры, в которых собака должна приносить разные предметы, лучше перенести на улицу.

• Ни в коем случае не играйте в агрессивные или соревновательные игры со своей собакой. Используя такие игры, вы можете неосознанно научить своего любимца вести себя агрессивно во время игры.

• Приобретите заранее детские игрушки и приучите собаку не трогать их. Это поможет вам сберечь себе нервы в будущем.

• По возможности заранее покажите своей собаке детей. Многие собаки, если они ранее не сталкивались с детьми, не знают, как вести себя с ними. Если вы заметите, что ваш питомец не очень хорошо реагирует на присутствие рядом детей, обратитесь за помощью и советом к дрессировщику-профессионалу.

• Не снимайте с собаки ошейник с поводком в течение первых нескольких недель после появления в доме младенца. Этим вы сможете быстро остановить собаку, если она начнет вести себя нежелательным образом.

Со временем, когда ваш питомец привыкнет к появлению в доме ребенка, следует связывать присутствие малыша с некоторым дополнительным вниманием по отношению к собаке. Например, входя в детскую комнату, разговаривайте с ней поласковее, обращайтесь с ней теплее, когда она рядом с ребенком.

• Ребенка же следует с самого детства приучать к правильному поведению с собакой!

Предостережения

• Никогда не оставляйте даже самую добрую и спокойную собаку наедине с младенцем. Если вы не уверены, что собака не сможет пробраться в детскую в ваше отсутствие, лучше заприте ее или привяжите.

• Не вынуждайте собаку общаться с ребенком. Это поставит ее в такое положение, что она будет чувствовать себя, как в ловушке. Собака в такой ситуации может либо убежать, либо бороться.

• Появление в доме малыша большинством собак воспринимается хорошо, поэтому вполне вероятно, что при вашем дальнейшем участии и контроле за обоими у вас не возникнет неприятностей.

Однако в любой породе могут быть исключения, и если вы заметите, что собака относится негативно к вашему ребенку, намеренно избегает его или рычит, следует принимать незамедлительные меры. Это очень серьезно! Обратитесь за профессиональной помощью. Сделайте все, что возможно, но в конце концов, если отношение к малышу у собаки не будет меняться, найдите для собаки новый дом.

Общение с собакой оказывает благотворное влияние на наше здоровье, как психическое, так и физическое, улучшает общее самочувствие и уменьшает уровень стресса, значительно снижает риск психических и эмоциональных расстройств. Как отмечают многие исследователи, контакт с домашним животным оказывает особенно благотворное влияние на развитие детей – у тех, кто вырос в семье, имеющей собаку, в дальнейшем отмечается значительно меньше психических проблем.

Борис Левинсон – американский детский психиатр, в середине 1960-х годов исследовавший особенности воздействия домашних питомцев на детскую психику. По результатам исследований, он пришёл к выводу, что собака стимулирует развитие ребёнка как эмоционально, так и к различным видам деятельности. Левинсон заметил, что дети, растущие в семьях с собакой, более открыты и общительны, им легче даётся обучение новому, чем их сверстникам, не имеющим собаки. Также было отмечено, что присутствие собаки в школьном классе значительно уменьшает количество агрессивного поведения, дети легче взаимодействуют, у застенчивых школьников повышается уверенности в себе. Долгосрочные исследования также показали, что ребёнок, растущий в семье, где есть собака, развивается быстрее, приобретает навыки эмпатии, проявляет больше сочувствия и сострадания, вырастает более устойчивым к общественному давлению, открытым и ответственным.

В эмоциональном и развивающем смысле наличие в семье собаки полезно детям с самого раннего возраста.

Прежде всего, ребёнок, растущий с собакой, с самого начала своей жизни приобретает устойчивый иммунитет к различным аллергенам. Общение с собакой позволяет младенцу быстрее научиться ползать – так происходит потому что собака вызывает любопытство, малыш пытается познать этот интересный объект через прикосновение, потрогать, догнать, поймать. Собаки воспринимают такой интерес как форму игры и, постоянно двигаясь, стимулируют ребёнка следовать за собой. Так в результате спонтанных действий собака учит ребёнка ползать.

Здесь я не могу пропустить важное условие – все взаимодействия ребёнка и собаки должны происходить только в присутствии взрослого, который в состоянии полностью контролировать животное.

Отношения между ребёнком постарше и собакой быстро становятся дружескими и по-настоящему близкими, и чтобы этот процесс проходил слаженно и гладко, мы должны сообразно возрасту малыша донести до его осознания, что собака – это не игрушка, как и все остальные живые существа, она чувствует боль, может испугаться и т.п. Это означает, что только взрослые должны установить разумные границы для взаимодействия ребёнка и собаки. Мой опыт показывает, что дети очень хорошо усваивают самые важные навыки и правила общения.

Собака помогает ребёнку научиться читать, ведь она – просто идеальный слушатель: не прерывает и не ругает, не насмехается и не критикует юного чтеца, что создаёт необходимую атмосферу, придаёт уверенности и чувство безопасности.

Систематический контакт с собакой позволяет ребёнку узнать о строении её тела. В результате формируется схема структуры и человеческого тела, которая даёт ощутимые результаты в процессе самопознания, столь важного для взросления. Кроме того, развивается подвижность ребенка, например, во время спонтанной активности в игре с собакой, стимулируется развитие органов слуха, зрения и осязания. Игры с собакой стимулируют всестороннее развитие, повышают способность фокусировать внимание, формируют положительные эмоции, облегчают социальные контакты и улучшают общение.

На дальнейшей стадии социализации собака уже становится ненавязчивым стимулом к освоению определённых обязанностей. Ежедневный уход за собакой – прогулки, кормление, расчёсывание, – учит не только ответственности, также и открытости миру, внимательности, эмпатии, что позволит ему лучше и быстрее понимать и считывать эмоции других людей в старшем возрасте. Общение с собакой учит ребёнка быть адекватно эмоциональным, поддерживает его когнитивное развитие, понижает уровень стресса.

Итак, в общении с собакой ребёнок совершенствует свои когнитивные, интеллектуальные, а также эмоциональные, социальные и физические навыки. Благодаря игре и упражнениям с собакой улучшаются восприятие и двигательные функции, языковые функции, а также память, латерализация функций головного мозга, ориентация в схеме тела и пространстве, чувствительность и мотивация к учебной деятельности – занятия сопровождаются положительными эмоциями, благодаря которым легче усваивать знания.


Приняли взвешенное решение завести собаку, но волнуетесь, что в доме есть ребенок? Как воспитывать и того, и другого? Какую выбрать породу? Какие нюансы стоит учесть? Постараюсь ответить на самые распространенные вопросы, которые возникают у родителей, решивших завести собаку.

Первые шаги к статусу «самого заботливого хозяина»

Посещение ветеринара — пропускной пункт или, считайте, «зеленый коридор», по которому питомец попадет в вашу жизнь. В кабинете ветеринара необходимо сделать вакцинацию, обработку от блох и глистов, выявить потенциально скрытые заболевания, а также обязательно провести диагностику лишая. В будущем это нужно делать регулярно.

Будучи дома впервые, собака может находиться в инкубационном периоде разнообразных заболеваний, поэтому лучше свести общение ребенка и животного к минимуму, хотя бы на три недели. Если на протяжении 21 дня у животного не появляется безволосых участков на теле и других симптомов, то можно позволить новому питомцу контактировать с ребенком.

А что на счет аллергии?

Будет гуманно по отношению к самому животному заранее проверить наличие аллергических реакций у всех членов семьи, чтобы потом не возникло неприятных ситуаций. Бывает, что аллергия возникает именно на шерсть, в таком случае можно рассмотреть гипоаллергенных собак — йоркширский терьер (у него не шерсть, а волосы), «голых» собак — голая мексиканская или голая перуанская порода. Проверить, есть ли у вас аллергия, можно заранее, пообщавшись с собакой у заводчика или в приюте. Либо сдать аллергопробы в медицинском центре.

Как построить взаимоотношение между собакой и ребенком?

Психологическая адаптация очень важна, потому что зачастую дети, не понимая, как вести себя с животными, пугают их. Если ребенку меньше 10 лет, ему нужно регулярно объяснять правила кормления, игры с питомцем, как себя вести, чтобы не спровоцировать агрессию. По закону дети до 14 лет не имеют права выгуливать собаку в одиночку. Более взрослому ребенку будет полезно некоторое время позаниматься вместе с кинологом, который объяснит, в каком формате будет происходить их дальнейшее общение. Чтобы питомец знал элементарные команды, необходимо провести общий курс дрессировки (ОКД). Так собака быстрее адаптируется к условиям города.

Хочу взять собаку из приюта. Есть нюансы?

Как правило, животные из приюта не социализированы, в связи с чем может возникнуть ряд проблем — фобии, порча имущества, беспокойное поведение в отсутствие хозяина, агрессия. Скорее всего, потребуется коррекционная дрессировка, направленная на устранение на решение подобных проблем. Ребенку в таком случае нужно объяснить, что во время отсутствия взрослых дома, ему не стоит трогать животное, по крайней мере, первое время. Адаптация может занять время — срок будет зависеть от темперамента собаки. Бывает, что серьезных проблем не возникает, но, принимая решение взять на себя ответственность за собаку из приюта, лучше все предусмотреть заранее, а не действовать импульсивно. Тем более, если в доме ребенок.

А если животное уже побывало в другой семье?

Такие собаки, безусловно, испытывают стресс, так как изначально привязываются к первому хозяину. У них проявляется тревога разлуки: они скулят, бросаются на двери, портят имущество, метят квартиру. Если такое будет происходить, следует обязательно заниматься коррекционным воспитанием животного.

Обязательно ли везти животное в клинику, если что-то в его поведении показалось странным?

Если питомец перестал есть привычную пищу, стал менее бодр или ведет себя нехарактерно, то со специалистом, конечно, стоит проконсультироваться. Но частые поездки к ветеринару — стресс для животного. Если ситуация не требует срочного вмешательства врачей, то сейчас есть много возможностей проконсультироваться с ветеринаром дистанционно, чтобы понять, насколько проблема серьезна, нужна ли поездка в клинику или, например, можно просто скорректировать питание. Развитие технологий не стоит на месте и онлайн-консультацию с ветеринаром можно пройти даже в мобильном приложении и по видеосвязи.

Какие привычки в питании стоит выработать?

Для животного, приученного к производственному корму, пища «со стола» может стать провоцирующим фактором аллергических реакций и развития проблем с ЖКТ — от рвоты до панкреатита. Несбалансированное питание может привести к излишнему весу и слабости костей. Есть и психологический нюанс — если животное получает что-то с человеческого стола, это подкрепляет попрошайничество. Нужно объяснить всем домочадцам и гостям, что собаку нельзя кормить со стола. Попробовать отучить попрошайничать можно, играя с питомцем в другой комнате, пока остальные члены семьи обедают.

Есть ли ограничения в выборе породы?

Изначально собаку стоит подбирать, учитывая образ жизни владельцев. Если вы готовы долго гулять с питомцем 2-3 раза в день, то можно взять и гиперактивную собаку. Не стоит думать, что для семьи с ребенком подходят только мелкие породы. Есть крупные породы, весом свыше 70 кг: ньюфаундленд, ландсир, алабай, дог — флегматичные и добрые, считаются безопасными для детей. В то же время, играя, они могут быть слишком неуклюжи и способны нечаянно навредить маленьким членам семьи. В этом плане потенциальный вред от мелких собак, вроде джек-рассел-терьера или бигля, все же будет меньше. В целом, порода не так важна, как дрессировка и воспитание. При их отсутствии даже йоркширский терьер может быть опасным.

Какую роль играет собака в воспитании ребенка?

Собака способствует как физическому, так и психологическому благополучию ребенка. Например, врачи рекомендуют заводить питомца в случае проблем с иммунитетом. Таким образом, ребенок будет контактировать с разнообразной микрофлорой, что поспособствует развитию и укреплению иммунитета. Собака также подталкивает к активному образу жизни. Дог-фрисби, танцы с животными — все это хорошие варианты для занятий спортом. Ну, и, конечно, уход за собакой и игры с ней дают эмоциональную разгрузку и формируют более ответственный подход к жизни уже с ранних лет.

СОБАКА - ЭТО ОКНО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ МЫ СМОТРИМ НА МИР ГЛАЗАМИ ЕЕ ХОЗЯИНА

СОБАКА И РЕБЕНОК


Бытуют две диаметрально противоположные точки зрения на возможность содержания собаки в доме, где есть дети. Одни считают необходимым для правильного развития и воспитания ребенка завести собаку, другие говорят о совершенной х несовместимости. Вопрос этот сложен и, конечно же, не может быть однозначен.


В пользу собаки в доме, где есть ребенок, говорит многое. Во-первых, собака заставляет малыша считаться с чужими желаниями, да еще когда эти желания выражаются столь своеобразно. Ребенку приходится усваивать "чужой язык" - ведь собака не может растолковать, чего она хочет, повторяя одно и то же в разных вариациях, как это, скажем, делают родители. Во-вторых, у ребенка развивается наблюдательность и эмоциональная чуткость, что, несомненно пригодится ему в дальнейшем. В-третьих, любовь к животным сама по себе воспитывает маленького человека, он учится быть ответственным за того, кто рядом с ним. Обязанности по уходу за собакой его дисциплинируют.


Более того, собака влияет и на социальные отношения детей. До определенного возраста дети организованы в группы, сформированные по чисто внешним причинам: в детском саду, во дворе и т.п. Связи в таких группах до некоторой степени вынужденные - нет постоянных общих интересов. Собака вполне может явить собой такой общий интерес, и именно этот интерес объединит детей, имеющих в доме животных, детей, просто любящих собак. А такие приятельские отношения имеют все шансы с возрастом перерасти в настоящую дружбу.


В последние годы в связи с увеличением криминогенности для многих семей стал актуальным вопрос приобретения собаки-телохранителя специально для ребенка. Это действительно во многом решает проблему его безопасности - собака не позволит незнакомом человеку подойти к ребенку и увести его. Она в состоянии защитить и малыша, и подростка, но самое главное, ребенка подобная охрана не смущает. Он воспринимает собаку прежде всего как друга, а вовсе не надзирателя. Для психического комфорта ребенка это крайне важно.


Контакт с ребенком имеет положительные стороны и для собаки. У нее всегда есть партнер для игр, с которым ей зачастую интереснее, чем со взрослым хозяином. Кстати, по мнению крупнейшего физиолога высшей нервной деятельности член-корр. АН СССР Л.В.Крушинского, уровень интеллектуального развития взрослой собаки соответствует примерно уровню развития 3-5-летнего ребенка. Довольно часто взрослая собака по собственному почину берет на себя роль няньки и защитника ребенка, что придает ее жизни особый смысл.

В противоположность часто встречающемуся утверждению, что собака воспринимает лишь два десятка команд, она на самом деле способна усвоить несколько сот значимых для нее слов и понятий, которые она часто слышит. А больше всех разговаривает с собакой и растолковывает ей что-то, конечно же, ребенок. Кроме того, ребенок мыслит более конкретно и образно, чем взрослый, потому собака и понимает его лучше, чем взрослого.

Казалось бы, общение ребенка и собаки должно быть безоблачной идиллией, но так получается не всегда. В формировании взаимоотношений ребенка и собаки, как и в любом сложном процессе, встречаются немалые трудности. Следует прежде всего различать контакты ребенок-щенок и ребенок-взрослая собака.

Когда в доме, где уже есть собака, появляется новорожденный, очень многое зависит от того, как это событие отразится на ее жизни. Если собака правильно воспитана и у нее нормальные отношения с хозяевами, то она доброжелательно реагирует на младенца, видя как он дорог хозяевам. Но подобное отношение сохраняется только в том случае, если появление ребенка не приводит к резкому ущемлению уже определенным образом сложившихся прав собаки, уменьшению внимания к ней и вообще к ухудшению ее жизни. Собака способна очень четко связывать причину и следствие и не замедлит сделать вывод, что во всех этих неприятностях виноват новорожденный. Тогда она начинает действительно ревновать к ребенку и в некоторых случаях может представлять для него опасность.

Таким образом, станет собака для растущего малыша заботливой нянькой и покровительницей или недоброжелателем, зависит от ее владельцев. В случае, если хозяева и собака находятся в затянувшемся конфликте, неприязнь к ним собака переносит и на новорожденного. Если собака неправильно воспитана, привыкла быть кумиром семьи и делать все, что заблагорассудится, то даже самый минимум необходимых запретов, связанный с появлением ребенка, неминуемо вызовет у нее негативную реакцию.

Когда ребенок начинает самостоятельно двигаться, он непременно станет приставать к собаке, досаждать ей и даже причинять боль. Взрослая спокойная собака снисходительно относится к этим приставаниям, но иногда ребенок переходит определенную грань, и собака вынуждена защищаться. Она может оттолкнуть ребенка, зарычать на него и даже обозначить укус. Умный владелец в такой ситуации ругает не собаку, а ребенка. Ведь в данном случае собака поступила совершенно естественно, т.е. обошлась с ребенком, как с собственным слишком надоедливым щенком.

При естественном течении событий собака и ребенок быстро приходят к взаимопониманию. Если же хозяин позволяет ребенку делать с собакой все, что ему вздумается, а ей запрещает защищаться, то она начинает ненавидеть своео маленького мучителя, что в конце концов может привести к трагедии. Собаки крупных размеров, как правило, спокойнее переносят приставания ребенка и могут позволить ему больше, чем мелкие, которые вынуждены защищаться чаще и энергичнее. Однако в любом случае при разборе конфликтов между собакой и ребенком необходимо быть справедливым.

Отдельно разберем случай, когда в доме, где есть маленький ребенок, у суки появляются щенки. Как бы собака ни любила дитя человека, собственные новорожденные ей очень-очень дороги - она будет всерьез защищать их при малейшей угрозе. Пока ребенок мал и, в силу неловкости и неумения, может навредить щенкам, не следует разрешать подходить к ним. Совсем иное дело, когда он уже достаточно большой и его можно научить правильно обращаться со щенками. В этом случае собака, убедившись, что ребенок не причинит вреда, будет рада переложить часть своих хлопот на маленького хозяина.

По мере взросления ребенок, как правило, хочет сделаться настоящим хозяином собаки - начинает ею активно и много командовать. Собака выполняет командв пока это воспринимаетсч ею как игра, но не слушается, если занята какими-нибудь своими делами - подобное чаще бывает с крупными самостоятельными по характеру собаками. Ребенок обижается, настаивает, даже наказывает ее - вот тут то и развивается конфликт. Не следует наказывать пса, вынуждая слушаться малыша всегда, поскольку взрослое опытное животное зачастую способно более адекватно оценить ситуацию, чем ребенок. Надо тактично объяснить ребенку, что собака - это его товарищ, но не подчиненный, и он может строить свои отношения с ней только на принципах взаимной договоренности.


Совсем по-другому складываются отношения между ребенком и появившемся в доме щенком. Для мелкого щенка ребенок, не умеющий с ним обращаться, представляет реальную опасность. Он может уронить его, отдавить лапы, прищемить дверью и т.д. Щенку надо обеспечить безопасность, пока он не подрастет. Крупные щенки могут, в свою очередь, представлять определенную опсность длч ребенка. Растущий щенок долго остается неуклюжим и может случйно толкнуть ребенка, сбить его с ног, играя. Игры растущей собаки могут оказаться слишком грубыми для человеческого дитя. В этом случае необходимо обеспечить безопасность ребенка, чтобы он не начал бояться собаки.

Со временем они найдут общий язык, повзрослеют, поумнеют и все решится само собой.

Итак, собака может быть для ребенка прекрасным товарищем и воспитателем. Но для этого взрослым придется проявить большое умение и такт. Хорошенько подумайте, как добиться добрых, справедливых и гармоничных отношений между своим ребенком и собакой. Собака - отнють не живая игрушка для ребенка и требует самого серьезного отношения.

Дитя будет радо любой собаке, и любая собака может стать для него другом, но специфику пород обязательно надо учитывать. Это особенно важно, если собака будет работать телохранителем, прежде всего, ребенка, а потом уже - остальных членов семьи. В этом случае лучше сразу остановить свой выбор на породах, заведомо хорошо реагирующих на детей. Среди служебных собак идеально терпеливы, а поэтому совершенно безопасны для детей среднеазиатские овчарки и лабрадоры. В этом отношении проблемы возникают чаще всего с южнорусскими овчарками и ротвейлерами.

А в общем-то собака и ребенок - это прекрасная пара!

Ребенок и собака – правила общения и безопасности. Собака для детей с особенностями развития.

Ребенок и собака – общение и безопасность.

Если обратиться к статистике, можно увидеть, что собаки кусают детей достаточно часто. Происходит это, как правило, потому, что собаке не объяснили, как вести себя с маленьким членом семьи. Не создали предпосылки для безопасного общения.

Стоит поговорить об этом подробнее.

Планируется пополнение в семье. Все перестановки мебели, изменения доступа в помещения или их части следует произвести заранее. Не менее, чем за 3 месяца до рождения ребенка. К моменту пополнения семьи собака должна быть обучена всем необходимым командам. Особенно, запрещающим. Ребенок и собака должны быть подготовлены к такой встрече.

Следует заблаговременно заняться вредными привычками собаки, если они есть. Это могут быть радостные прыжки на членов семьи. Или попытки охраны каких-то вещей. Громкий лай в некоторых ситуациях. Порча упавших на пол игрушек. Если что-то можно исправить – это нужно сделать заранее. Чтобы ребенок и собака при общении не находили поводов для конфликта. Потом для этого может просто не хватить времени.

Знакомство питомца с малышом.

Для этого можно выполнить некоторые несложные правила.

  1. Хорошо выгулять собаку до приезда домой новорожденного – снизится уровень её возбуждения.
  2. Вначале пусть мама поздоровается с собакой, отдав кому-нибудь ребенка на время.
  3. Когда пёс успокоится, покажите ему малыша. Дайте обнюхать или даже лизнуть пяточку или ручку. После чего питомец должен заняться своими делами.
  4. Дайте понять собаке, что она по-прежнему любимец в семье, что она не лишилась внимания хозяина. Поэтому лучше постараться не кричать на питомца в первые дни и не создавать ему новых ограничений. Которых раньше не было. И уж тем более, не стоит наказывать питомца, если он проявит некоторое любопытство к новому члену семьи и грубо прогонять его прочь.
  5. Не должен кардинально поменяться и распорядок дня для собаки. В будущем ребенок и собака смогут иметь специально отведённое время для общих игр и общения.

Так вы сможете избежать ревности и снизить стресс появления нового члена семьи. Нужно всячески стремиться к созданию у животного положительных эмоциональных ассоциаций в связи с ребёнком. Так, можно угощать собаку тем, что не доел малыш во время кормления.

Если ребенок начал ползать или ходить.

Следует проследить, чтобы его интерес к собаке не был излишним. Скорее всего, вам нужно будет ограждать собаку от посягательств маленького проказника, чем наоборот. Собака терпеливо и долго может сносить многое, но её терпение не безгранично! Ребенок и собака должны стать друзьями, а не соперниками.

  • У собаки должно всегда быть своё место для отдыха от посягательств, для укрытия. Недоступное для малыша, лучше уединённое. Как отдельное собственное жильё.
  • При общении детей и собаки нужно просто не оставлять их без внимания. Если замечено, что пёс начал испытывать дискомфорт, лучше спокойно вывести его в другую комнату. Но не ограничивать, если он захочет вернуться.
  • Если собака с выраженным охотничьим инстинктом, следит за ребенком неотрывно, возбуждена – стоит перестраховаться. Для этого наденьте на собаку ошейник с короткой верёвкой или поводком на несколько недель.
  • Если ваша собака привыкла охранять свою пищу, игрушки – постарайтесь избежать конфликтов. Следует ограничить доступ ребенка к собачьим игрушкам. И к самой собаке во время кормления.
  • Нельзя оставлять маленького ребёнка наедине с собакой. Контроль ситуации должен быть непрерывным и постоянным.

Игры детей и собак.

Ребенок и собака должны играть друг с другом правильно, их нужно постараться обучить этому. Маленькие дети могут не знать меры в таком общении. Несмотря на то, что пёс полюбил общение и игры с вашим отпрыском. Может случиться так, что собака начнёт проявлять дискомфорт. А вот этого допускать очень нежелательно. Признаки такого дискомфорта:

  1. Попытки уйти или спрятаться.
  2. Собака прячет взгляд, отворачиваясь.
  3. Повторяющаяся зевота. Не плавная, как обычная, а резкая, как бы толчками.
  4. Участившееся облизывание. Во время стрессов слюноотделение усиливается.
  5. Выражение протеста в виде отказа сдвинуться с места.
  6. Принятие позы подчинения – ложится на спину. Следует отличать эту позы от похожей позы удовольствия, лёжа на спине. При демонстрации подчинения собака напряжена. При проявлении удовольствия – расслаблена.

Если замечены такие жесты, игры необходимо прекратить, дать собаке уединиться и отдохнуть. Если игнорировать такие сигналы – можно дождаться более жёсткого протеста в виде рычания.

Критические сигналы предупреждения.

Рычание. Не обязательно это означает агрессивное проявление. Чаще это форма предупреждения с элементами недовольства. Но и долго повторять собака вряд ли это станет. Если не предпринимать никаких мер и продолжатся домогательства, можно увидеть активный жест нападения. Пока это не укусы, но пёс может ткнуть мордой малыша. Достаточно сильно. Возможно, вызвать падение.

Стадии предупреждающих сигналов, вплоть до открытой агрессии, у разных собак длятся и меняются по-разному. Это зависит от породы собаки, её исходного дружелюбия и темперамента, от конкретной ситуации на данный момент. Влияет на скорость реакций и отношение к собаке членов семьи. Если собаку шпынять по любому поводу, наказывать за малейшие провинности – уровень стресса будет высок. Такой пёс быстрее проявит негативную реакцию на назойливые приставания малолетнего деспота. Иногда – вообще без всякого предупреждения последует укус.

Ребенок и собака — некоторые правила поведения.

  1. Никогда не повышайте голос на ребенка при собаке. Тем более, нельзя замахиваться и наказывать. Собака не должна принять такое поведение по отношению к ребенку нормальным.
  2. Щенку с самого раннего детства нужно дать понять, что рычать на ребенка недопустимо. Ни по какому поводу. А уж прикусывать его – тем более.
  3. Приучите собаку к шумным сборищам детей. Например, во время детских праздников дома. Малолетним гостям нужно объяснить, как общаться с собакой правильно. И следить за этим.
  4. Во время правильных игр, особенно на прогулках, поощряйте собаку. Детям же нужно объяснять, что питомец не игрушка. Что он требует ухода, бережного отношения, ребенок и собака должны учиться этому.
  5. Очень полезно привлечь ребенка к уходу за собакой, возложив на него некоторые обязанности. Например, расчёсывание шерсти, если собака спокойно это позволяет. Если детей двое – разделить их между обоими.
  6. Детям следует рассказать о дрессировке собак, о том, как это делать правильно. И как исключить ситуации противоположного воздействия. Например, один ребенок усаживает собаку командой, а другой при этом требует другого действия или отвлекает лакомством. При неправильных действиях пёс будет игнорировать команды обоих детей.
  7. Следует пресекать любые попытки обидеть щенка, умышленные или нет.
  8. Место щенка должно быть под запретом для посягательств детей.
  9. Научите малыша правильно оглаживать собаку, распознавать простейшие сигналы от неё. И понимать, когда можно поиграть с собачкой, а когда лучше дать ей отдохнуть. Научите малыша заботе о мохнатом друге.
  10. Ребенок и собака подвергаются регулярной дегельминтизации одновременно.

Таким образом, от вас зависит, как сложатся дальнейшие отношения ваших детей и собаки. Поэтому, чтобы обеспечить мир, нужно просто внимательно и постоянно контролировать ситуацию. И не допускать своему чаду вседозволенности. И обучать бесконфликтному общению нужно обоих.

ребенок и собака

Особенный ребенок и собака.

Бывают в семьях дети особенные. Отгороженные от окружающего мира в силу различных причин. Это может быть инвалидность, ДЦП, аутизм или другие особенности. Такому ребенку сложно найти друзей, сверстников для игр и нормального развития. В таких ситуациях ребенок и собака становятся друг для друга незаменимыми. При этом нужно понимать, что здесь важна не столько какая-то порода, сколько сама собака. И её характер, и воспитание. Дрессировка такой собаки должна не вызывать проблем. Поэтому лучше приобрести уже обученного пса, либо пройти с ним курсы канис-терапии.

И, хотя порой обычная дворняга может стать вашему ребёнку и другом, и доктором, всё же выделяют ряд пород, более подходящих для этой цели.

  1. Лабрадор. Бесконфликтная, подходящая для любой семьи порода. Легко обучается и всегда стремится очень понравиться всем членам семьи. Рекомендуется для детей с различными нарушениями развития, в том числе с аутизмом.
  2. Золотистый ретривер. Очень спокойная и дружелюбная собака, нежно привязанная ко всем членам семьи. Ребенок и собака этой породы не могут не подружиться. Отлично подойдёт для неопытных владельцев.
  3. Кокер-спаниель. Спокойная, уравновешенная порода. Ребенок и собака этой породы станут прекрасными компаньонами. Отличный защитник для ребенка.
  4. Сенбернар. Несмотря на свои внушительные размеры, исключительно нежная собака. Такой тандем – настоящие ребенок и собака-няня. Требует большего свободного пространства из-за своих размеров.

Ваш ребенок должен научиться постепенно ухаживать за питомцем по мере своих возможностей. Может, кормить её, хотя и с посторонней помощью. Может, участвовать в совместных прогулках. Обязательно играть с собакой. А собаке нужно дать понять, что ребенок – главный её хозяин. Поэтому при собаке недопустимо повышать голос на ребенка.

Такие собаки не требуют особых мер для обеспечения безопасности. Они сами по себе – источник безопасности и защиты ваших детей.

Читайте также: