Что кричит каюр собакам

Опубликовано: 26.04.2024

Татьяна Atrevido

Дрессировка ездовых собак включает в себя следующие навыки:

бег впереди упряжки или человека и перетаскивание груза (команда «Вперед!» или ее заменяющая);
повороты (команды «Лево!», «Право!» или их заменяющие);
остановка на месте (команда «Стой!» или ее заменяющая);
команды общего послушания («Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Рядом!», «Место!»).
Значение навыков. Работа необходима для собак ездовых пород. Кроме того, тренировки полезны для любых пород собак, которым требуется много движений, и для самого дрессировщика.

Необходимое снаряжение. Ездовая шлейка, трехметровый шнур и пояс на самом дрессировщике (специальный для скиджоринга или просто широкий ремень). Шнур закрепляют на поясе у дрессировщика, другой конец — пристегивают к шлейке.

Команды. Дрессировщик решает для себя, какие команды он выбирает: «Вперед!» или «Хайк!», «Стой!» или «Хоа!», «Право!» или «Джи!», «Лево!» или «Ха!», и в дальнейшем придерживается только их.

Выработка навыков. Дрессировка включает в себя ряд весьма специфических задач:

приучить собак бежать по команде впереди человека;
тянуть груз;
выполнять голосовые команды «Вперед!», «Лево!», «Право!», «Стой!» (на любом языке);
если речь идет о более чем одной собаке, то их надо не только приучить друг к другу, но и научить действовать слаженно.

Татьяна Atrevido

Татьяна Atrevido

Упряжка собак — это социальная группа (стая), сложившаяся, как правило, на основе семейной группы, к которой хозяин добавляет подросших щенков, или, по крайней мере, собак своего питомника, находящихся в определенной степени родства. Иногда в состав упряжки включают чужих собак, не родственных по крови, которым приходится стать членами данной стаи и найти свое положение в иерархии.

Обучение, в основном, происходит методом подражания. Огромную роль играет сам каюр или спортсмен, выполняющий роль вожака, управляющего не одной собакой, а целой стаей. Кроме того, особое значение приобретает его знание рангов собственных собак. Например, низкоранговые собаки стараются не пересекать линию бега высокоранговых и не очень-то хотят обгонять их во время соревнований. Поэтому так важно ставить вначале упряжки действительно высокоранговых особей, которые поведут за собой остальных. В новом, незнакомом для себя месте, большинство членов стаи будут держаться вместе, сгруппировавшись вокруг нарт.

В естественных условиях севера ездовые собаки зимой содержат на привязи, а коротким арктическим летом — свободно бегают, по тундре, промышляя леммингов и прочую доступную для себя добычу. Спортивные собаки также могут содержаться на привязи или в вольерах, выгуливают их, в основном, на поводках. В любом случае бег для них становится естественным и главным стремлением в жизни.

Обучение ездовых собак начинают с 4-5 месяцев. Несмотря на огромное значение метода подражания, необходимо обучение каждой собаки в отдельности.

Татьяна Atrevido

Гонка на собачьих упряжках: пулка, скиджоринг, сит-ски
Яндекс.ДиректВсе объявления
Дисконт Центр Адидас Большой выбор одежды и обуви Adidas. Бесплатная доставка по РФ! Скидки −50%
Адрес и телефон wildberries.ru
Хаскино Катание на упряжке. Товары для ездового спорта. Сувениры и одежда с Хаски.
Адрес и телефон хаскино.рф
Рубрика: Дрессировка собак | Просмотров: 2627

История возникновения гонок на собачьих упряжках

Гонки на собачьих упряжках, возникшие из практического использования северных ездовых собак, стали увлекательнейшим видом спорта, охватившим весь мир: свои ездовые собаки есть на всех континентах — не только в Европе и Америке, но, например, в Австралии и в Южной Африке. Не исключено, что они станут частью олимпийских соревнований, как это уже было в 30-е гг. XX века.

Увлечение гонками на собачьих упряжках началось во времена «золотой лихорадки», на Аляске в самом начале XX века. Прослышав про золото, искатели приключений устремились в эту зону с арктическим климатом. Собаки оказались лучшим и единственно возможным видом транспорта, поэтому их стали завозить сюда со всех концов Европы и Америки. В упряжках оказывались ньюфаундленды, колли, сеттеры, метисы всех мастей и размеров. Многие из них физически не были приспособлены к перетаскиванию грузов и местному климату и вскоре погибали. Лучшие качества показывали, разумеется, местные индейские собаки и лайкоиды, вывезенные с Чукотки, Колымы и Камчатки. Однако чаще всего торговцы приобретали их в селе Маркове, где шла бойкая торговля пушниной, и на кораблях перевозили в Америку. В промежутках между тяжелым трудом и беспробудным пьянством золотоискатели устраивали состязания собачьих упряжек.

История спортивных гонок неразрывно связана с конкретной собакой по кличке Балто и машером (в России каюр) Леонардом Сеппалой, родом из Норвегии. В 1925 г. в Аляске, городе Ном разразилась эпидемия дифтерита. Доставить вакцину от ближайшей железнодорожной станции можно было только на собачьих упряжках. Маршрут был длинным и сложным, поэтому перевозка вакцины была организована по принципу эстафеты, в которой участвовало не менее десяти упряжек.

Славу обрели только два машера, два профессиональных гонщика, оба выходцы с Севера Европы — Гунар Каасен и Леонард Сеппала. Но успех сопутствовал последнему. Упряжка норвежца Сеппалы была составлена из собак частично чукотского происхождения; он первым сумел оценить их рабочие качества. Ее вожаком был пес по кличке Того. Сеппала выехал из Нома навстречу эстафете, а когда получил вакцину, повез ее по самому сложному участку пути. Однако до цели ни Того, ни эта упряжка не дошли. Ее сменила свежая упряжка, которую вел Гунар Каасен. Вожаком в ней был пес по кличке Балто, рожденный в питомнике Сеппалы от чукотских ездовых. Балто вел упряжку в Ном, развив предельную скорость, будто знал, что речь идет о спасении людей. Не было ничего удивительного в том, что по прибытии к месту назначения Каасену предложили продать собаку за приличную сумму. Однако в поисках еще больших денег машер объехал с собакой всю Америку; показывая ее везде, где только можно; поэтому о них писали многие газеты того времени. Кончилось тем, что еще при жизни Балто ему поставили памятник в Центральном парке Нью-Йорка. Польстившись на огромные деньги, Каасен продал Балто в неудачные руки.

Многочисленные поклонники собаки-героя ревниво следили за судьбой своего любимца: на деньги, собранные общественностью, Балто выкупил зоопарк в Кливленде, где он и дожил до конца своих дней.

Далее фамилия Каасена исчезла с первых полос газет и о нем забыли, а имя Балто стали связывать исключительно с фамилией Сеппалы, в чьем питомнике он родился. Чучело Балто до сих пор находится в музее Кливленда; группа современных энтузиастов настаивает на возвращении героя в Ном и захоронении его там, где он родился и участвовал в знаменитой гонке.

Дальнейшая судьба Сеппалы была связана с ездовыми собаками: он продолжал оставаться профессиональным гонщиком и при этом основал питомник ездовых собак.

И снова приветствую вас, друзья, на канале Золото Аляски , канале, посвященном аляскинским маламутам, ездовому спорту и жизни северных ездовых собак.

А поговорим с вами сегодня о командах , которым нужно обучить Вашего питомца, если есть цель сделать из него настоящую ездовую собаку. Эта статья – краткая выжимка из собственного опыта. Я описываю те команды, которым обучала своих собак. Разумеется, каждый владелец ездовой собаки привнесет в обучение что то свое. Помним, что собаки – это Вам не кони. Уздечку на них не наденешь и веревочкой в нужную сторону не потянешь. Все управление осуществляется голосом и командами.

Важно! Нельзя наказывать, бить, громко орать на собаку, если она что то делает не так! Наказания могут спровоцировать отказ от работы!

Для начала приучаем собаку к тому что тянуть можно только в шлейке . Все просто. Надели ошейник –тянуть нельзя. Надели шлейку – тянуть можно и даже нужно . Хвалим и угощаем вкусняшкой при правильных действиях. Огорчаемся, журим, но не наказываем – при неправильных. Очень быстро собака это понимает и привыкает тянуть только в шлейке.

Далее все команды отрабатываем в шлейке, но пока не запрягая собаку в нарту, велосипед или другие транспортные средства. Это если у Вас нет под рукой знакомой обученной упряжки, либо хотя бы одной опытной рабочей собаки.

Слаженная рабочая упряжка несомненно обучит новичка лучше и быстрее. Но рассмотрим вариант, когда упряжки нет, и вы с питомцем вдвоем.

Фото из открытого источника.

Самое важное – собака должна моментально останавливаться по команде. У нас это были команды «СТОЙ!» или «СТОЯТЬ!». Постепенно отрабатываем, добиваемся, чтобы собака останавливалась по команде, даже при наличии отвлекающих факторов. Научили – хвалим и угощаем. Не получается – не угощаем, не наказываем, занимаемся дальше.

Команда «ВПЕРЕД! » - побуждение к началу движения. У нас она работала и как игнорирование поворотов.

НАПРАВО! и НАЛЕВО!. Эти команды важны не меньше команды СТОЙ. И их можно учить даже совсем маленькому щенку, гуляя на поводке. При каждом повороте даем команду голосом, направляя собаку в нужную сторону.

Команда «МИМО!» позволяет пролететь на полном ходу мимо условного раздражителя: человека, животного, интересного предмета. Отрабатывается, многократно проходя мимо интересующих собаку предметов.

Фото из открытого источника.

Команды «ЛЕВЕЕ!» и «ПРАВЕЕ!». Не резкий поворот, а плавное смещение упряжки/собаки в нужную сторону при обгоне или когда нужно уступить дорогу. Учатся практически как и команды НАЛЕВО-НАПРАВО.

ТИШЕ! - команда для замедления движения. В комбинации «ЛЕВЕЕ ТИШЕ» и «ПРАВЕЕ ТИШЕ» позволяют сместить упряжку с трассы с одновременным замедлением движения, либо остановить ее с нужной стороны командами «ЛЕВЕЕ СТОЯТЬ» или «ПРАВЕЕ СТОЯТЬ».

ХОП-ХОП-ХОП – это включение турбо-ускорителя) . Ускорение движения упряжки. Для обгона – в комбинации «ЛЕВЕЕ ХОП-ХОП», «ПРАВЕЕ ХОП-ХОП-ХОП».

Команды «ПРАВО НАЗАД» и «ЛЕВО НАЗАД» - разворот в обратном направлении через нужную сторону. Видела как упряжка, под руководством профессионального каюра и с этими командами выписывала на снегу знаки бесконечности)) Это высший пилотаж)))

Фото из открытого источника.

Это, пожалуй, самые основные и необходимые команды для управления упряжкой. Если есть чем дополнить – милости прошу в комментарии, буду только рада!

В следующей статье расскажу вам о ездовых командах коренных народов Севера .

FB VK OK Link

На поляне, покрытой снегом, царит легкий бедлам. Два десятка собак, в основном хаски, воют, лают и носятся по снегу, пока их хозяева настраивают нарты и надевают на собак шлейки. Но вот каюр встает на нарты и кричит запряженной шестерке собак: «Хоп, хоп, вперед!» — и упряжка под скрип снега выруливает на накатанную трассу. За ней — вторая упряжка, затем третья. На лес опускается тишина — когда собаки заняты делом, им не до лая. Мы будто перенеслись на Аляску, во времена золотоискателей из романов Джека Лондона. На самом деле далеко ездить не пришлось — «ПМ» побывала на обычной воскресной тренировке энтузиастов северных ездовых собак в подмосковном Королёве. Секретами езды на северных ездовых собаках с нами поделились энтузиасты этого вида спорта Максим Любавин и Александр Бондарев.


FB VK OK Link

Северные и не только

Исследование и освоение северных районов без собак было бы невозможно, именно с их помощью люди смогли достичь самых труднодоступных мест, в том числе и полюсов Земли. На нашей планете до сих пор есть места, где собаки выполняют роль основного транспортного средства. Сто лет назад таких мест было намного больше, но и сейчас ездовые собаки не являются такой уж экзотикой, в особенности в Заполярье. Правда, в наше время езда на собачьих упряжках превратилась в красивый спорт, отдых и образ жизни — сейчас на собаках ездят не столько с сугубо прикладными целями, сколько просто для удовольствия.


FB VK OK Link

Гонки на собачьих упряжках объединяют в два класса. В классе северных ездовых собак (СЕС) выступают традиционные ездовые породы, такие как сибирские хаски, аляскинские маламуты, гренландские собаки и самоеды. У них есть и специализация: аляскинские маламуты — тяжеловесы, крупные и медленные, но мощные, а небольшие по размеру сибирские хаски — выносливые и быстрые бегуны. В открытом классе могут выступать собаки любых пород без ограничений, причем небольшие дистанции на подготовленных трассах они зачастую проходят быстрее ездовых.


Но есть и обратная сторона — как правило, такие собаки (например, доберманы) не слишком хорошо переносят холод, поэтому их стихия — в основном спринтерские соревнования в не слишком суровых условиях. Северные ездовые собаки, наоборот, прекрасно чувствуют себя в условиях холода, снега и ветра, и хотя они не столь быстры, но могут держать взятый темп на протяжении десятков и даже сотен километров (нормальный ежедневный пробег — 40−60 км). На привалах они неприхотливы: из еды обходятся мороженой рыбой, а теплая «шуба» позволяет им отдыхать прямо на снегу даже в самые суровые морозы. А вот весной и летом, когда температура переваливает за 13−14 градусов, у северных собак наступают каникулы: бег при таких температурах чреват для них тепловым ударом.

FB VK OK Link


Рычащий двигатель

Чтобы полноценно передавать крутящий момент двигателя на колеса, автомобилю нужна трансмиссия. В случае с собаками ее роль выполняет упряжь — на каждую собаку надевают специальную шлейку, которая позволяет более равномерно распределять усилия на плечи, грудь и спину животного. Шлейка должна быть не слишком свободной, чтобы не натирать, и не слишком тесной, чтобы не стеснять движений.


FB VK OK Link

Две основные конфигурации упряжек — веерная и цуговая. В веерной, как можно понять из названия, каждая собака тянет нарты с помощью своего собственного постромка (потяга), а лидеры запрягаются по бокам, они помогают упряжке поворачивать. Каюр может управлять собаками непосредственно — дергая постромки, но веерная конфигурация имеет достаточно много минусов. Запрягать много собак веером нельзя — они будут мешать друг другу. Достаточно широкую веерную упряжку можно использовать только на твердом снегу и в чистом поле — там, где просторы ничем не ограничены. В глубоком снегу, среди торосов или в лесу веерная упряжка неудобна и поэтому сейчас почти не используется.


Самый распространенный способ запрягать собак — это цуговая упряжка, когда собаки пристегнуты постромками к центральной линии по одной или (чаще) по двое — «елочкой». Чтобы цуговая упряжка не «расплывалась» по ширине, каждую собаку пристегивают к центральной линии еще и за ошейник, а двух первых — «передовиков» (лидеров) — пристегивают за ошейники друг к другу. В качестве лидеров обычно ставят не вожаков и не самых сильных, но самых умных собак, которые «знают дорогу» — именно они направляют всю упряжку.

FB VK OK Link


За ними запрягают «колеса», а ближе всего к нартам стоят «коренные» — самые сильные собаки, которые несут наибольшую нагрузку. Центральная линия снабжена амортизатором, который сглаживает резкие рывки, чтобы собаки не надорвались. Цуговая упряжка, вытянутая и достаточно маневренная, легко проходит в узких местах. Управляется она исключительно голосовым способом — хорошо обученные ездовые собаки должны распознавать четыре основные команды каюра: «вперед», «стоп», «вправо» и «влево». Какое-либо применение силы (шест, хлыст) считается на соревнованиях серьезным нарушением, да и сами каюры относятся к собакам скорее как к членам семьи, чем как к тягловой силе.

Снежный транспорт

Традиционные северные нарты — это длинные узкие санки, собранные из деревянных деталей, скрепленных ремнями из оленьей кожи. Благодаря такой конструкции нарты «гуляют», при движении точно следуя деталям рельефа. По старинной северной традиции мужчина должен был сделать нарты для себя собственными руками, но сейчас, конечно, можно поступить проще и купить готовые. «Современные нарты — это сочетание традиций с использованием самых высоких спортивных технологий, — объясняет Максим Любавин, российский представитель компании Danler, австрийского производителя нарт.

FB VK OK Link

widget-interest

В 1903 году 28-летний лейтенант Александр Колчак возглавил спасательную экспедицию, снаряженную Императорской Академией наук для выяснения судьбы группы Эдуарда Толля, искавшего легендарную Землю Санникова. Спустя 110 лет, в апреле-мае 2013 года, группа энтузиастов повторила путь Колчака в составе экспедиции «Путями первопроходцев. Новосибирские острова» под руководством Германа Арбугаева. «Стартовали из Якутска, грузопассажирским рейсом прилетели в поселок Депутатский, затем вертолетом добрались до Юкагира, откуда уже шли на собачьей тяге, — говорит участник экспедиции, каюр одной из упряжек Максим Любавин. – Дальше дошли до крайней точки материка, мыса Святой Нос, вышли на море Лаптевых, прошли мыс Дежнева, о. Большой Ляховский, о. Котельный, и дошли до мыса Анисий, до незамерзающей части Северного Ледовитого океана – Великой Сибирской полыньи, где предположительно погиб Толль, пытаясь переправиться с о. Беннетта на о. Котельный. Вернулись мы примерно по тому же маршруту, за месяц пройдя 1550 км». Транспорт состоял из двух упряжек (10 и 12 собак) и грузового снегохода, который тащил полторы тонны запасов (экспедиция была полностью автономной и не использовала «забросок», в нартах везли двухдневный запас провианта, палатки и спальники). По словам Максима, якутские собаки были в прекрасной форме и отлично перенесли путешествие, двигаясь хотя и не слишком быстро, но в ровном темпе (самый длинный перегон составил 125 км, пройденные за 18 часов). Наибольшие трудности вызывали торосы, которые сильно замедляли продвижение (их приходилось или объезжать, или рубить путь). Кроме того, проблемы доставила пурга, во время которой из-за почти нулевой видимости передвигаться было невозможно, а запасы провианта расходовались в том же темпе (каждая собака съедала более 1 кг рыбы в день).

— Рама нарт тоже не жесткая, а шарнирная, да еще и настраиваемая по высоте — для тех же самых целей следования рельефу. Сейчас рама делается из алюминия и углепластика, а поверх нее натягивают полог с отделениями для вещей. Прогулочные или спортивные нарты в зависимости от размера могут быть рассчитаны на упряжки от двух до десяти собак и весят до 10 кг, более прочные и тяжелые экспедиционные нарты — около 20 кг».

Подготовка вожака упряжки

Команды должны быть короткими, звучными, легко произносимыми и непохожими друг на друга.

Во времена, когда собачья упряжка была на севере основным средством передвижения, существовал единый регламент обучения, кормления и содержания ездовых собак. В частности, при подготовке вожаков использовались строго определённые команды. Это требовалось для того, чтобы любой человек, в случае необходимости, мог воспользоваться упряжкой, как транспортным средством.


Вожаки упряжки Ольги Пантелеевой (Сахалин).

Команды должны быть короткими, звучными, легко произносимыми и, самое главное, они должны быть непохожими друг на друга:

  1. Старт — «Okey!». Подаётся бодрым голосом.
  2. Остановка — «Воa-а-a-a». Подаётся спокойным голосом с замедлением темпа.
  3. Направо — «Джи!» Первые две буквы произносятся, как один звук.
  4. Налево — «Ха!» Произносится как громкий выдох.

Рефлекс к старту и остановке при регулярных тренировках вырабатываются сами собой, а вот команды к поворотам являются критически важными.

Каждый раз, примерно за полсекунды до прохождения собакой очередного поворота, необходимо подавать соответствующую команду. Несмотря на то, что, через несколько дней регулярных тренировок, собака запомнит маршрут и сама начнёт поворачивать в нужную сторону, подавать команды крайне желательно. При многократном повторении данной ситуации, команда из безразличного раздражителя превратится в условный рефлекс.

Постепенно, когда рефлекс достаточно укрепится, можно усложнить обучение, перенеся тренировку в людное место с большим количеством внешних раздражителей.

Очень полезными являются команды, подаваемые при обгонах:

  1. Принять вправо! — gee over! (джи оуве)
  2. Принять влево! — haw over! (ха оуве).

Обгоняющая упряжка, по команде каюра, должна принять вправо и увеличить скорость. Обгоняемая, наоборот, должна принять влево и сбавить скорость или остановиться. Поскольку каждая упряжка может находится и в той и в другой ситуации, собаки по команде должны уметь увеличивать и замедлять скорость, а также уметь прижиматься к правой или левой сторонам трассы.

Команда к увеличению и уменьшению скорости отрабатывается на пологих склонах. При движении вверх, заметив место, с которого собаки самопроизвольно сбавляют скорость, в дальнейшем за полсекунды до этого места подавать команду к замедлению темпа. На спуске по тому же склону, заметив место, с которого упряжка самопроизвольно переходит в галоп под действием силы тяжести, в дальнейшем за полсекунды до приближения упряжки к этому месту подавать соответствующую команду на ускорение. При многократном повторении одной и той же ситуации команда к смене темпа из безразличного раздражителя превращается в условный сигнал. В дальнейшем собака выполнит её даже на ровной местности.

Большинство начинающих каюров, при отработке этой команды, совершают серьёзную ошибку, постоянно подбадривая собак криками. Во-первых, это можно делать только после того, как рефлекс команды к увеличению скорости закреплён достаточно прочно. А во-вторых, нельзя подбадривать собаку в течение длительного времени — получите «эффект радио». Собака привыкает к галдежу каюра, перестаёт прислушиваться к тому, что он кричит и, как следствие, пропускает команду мимо ушей.

Высшим пилотажем для вожака является умение «нарисовать» на снегу знак бесконечности.


Экзамен на высшую квалификацию вожака упряжки.

Сложность выполнения этой фигуры заключается в том, что на поворотах команды должны даваться достаточно часто и вожак обязан выполнять каждую из них. Только в этом случае, обводы фигуры будут плавными. Чем чаще подаются команды, тем меньше будут габариты фигуры. В этом упражнении проверяются не только команды к поворотам в обоих направлениях, но и к движению по прямой.

№ 11(353) от 21.03.2013 [«Аргументы Недели », Вячеслав НЕМЫШЕВ, фото автора ]

МАКЛАЛ’У – тот, кто всегда в пути

Одна из самых экзотических традиций далёкой Камчатки – забег на собачьих упряжках «Беренгия». Каюры – погонщики бегут тысячу километров по тундре от села Эссо до корякской Оссоры. «Беренгия» – раскрученный бренд, триста тысяч рублей за первое место. Есть за что бороться. Каюры матерятся – прочь, фотографы на снегоходах: собаки сбиваются с шага, если им в морду тыкать фотообъективом… Но перед «Беренгией» надо выполнить «домашнее задание»…

Белое безмолвие Корякии

Корякская гонка «Маклал’у» – народная забава, тренировочный забег перед суровой «Беренгией». С песнями и бубенцами мчатся люди и собаки от Караги мимо Ивашки к голубым торосам Берингова моря. Мария Варкентин из Петропавловска-Камчатского гонку «Маклал’у» называет «Маклалушкой», вздыхает, что и в этот год ей, члену оргкомитета «Маклал’у», не вырваться с работы.

МАКЛАЛ’У – тот, кто всегда в пути

За голубыми сопками – корякская тундра. Лететь на север Камчатки два часа – хвататься за вершины, переваливать перевалы. Белым слепит глаза. Коряки похожи на корявые камчатские берёзы, их женщины – на засушенных ящериц. Кухлянка, камлейка, торбоза – шуба, куртка, сапоги – всё из шкур северного оленя. Каюр из табуна Аркадий Нинвит жалеет собак – «ласку даёт» им на стоянках. Им бежать вместе 330 вёрст по северной тундре. Восемь в упряжке. Передовики – Тобик и Черныш – братья; они погрызутся, потом зализывают друг дружке раны. Работяги.

Прилетели в Оссору – поселение на берегу Карагинского залива – страна медведей и северных миражей. В Оссоре – Билайн и МТС, внедорожники и японские снегоходы. Над горой Колдуньей теряется в облачности уходящий обратно самолёт. Встречают северные люди. Тундровики. В доме одного из них, Салахова, и расположились. На столе – мороженая лососина с луком, щи, по две рюмки водки в дорогу. Хозяин – хитрого вида хрипатый мужик. Жена-хозяйка со всем управляется в доме и на дворе. Дочь – манерная десятиклассница. Сын Кирилл – звероватого вида любознательный мальчик тринадцати лет. Во дворе на длинной проволочной «хребтине» пристёгнуты – друг от друга так, чтобы не грызлись – упряжные собаки. Берег. Замёрзший залив. Заиндевелый пароходик на горизонте. Кирилл Салахов таскает щенков: «Если щенков не закрыть, то они побегут за упряжкой». Визг и гомон стоит. Старшие псы лают в предвкушении гонки. Собрали упряжку. Пока возился с камерой, вдруг промчалась мимо упряжка Селиванова, соседа и соперника. Младший Салахов матерно кроет: немного придерживает собак, потом выдёргивает тормозной шест из снега. Уносится прочь. И скоро они – две упряжки, – как в романе Джека Лондона, мчались по Белому Безмолвию.

Каюры со всей Корякии собираются в селе Тымлат на гонку – гонковать. «Прислонившийся к горе» – так с корякского переводится Тымлат. На ней стоят каменные изваяния. Могилы почтенных коряков, подумал я. За день до старта Селиванов и молодой Салахов стригли собак: срезали шерсть между пальцев, чтобы не намерзало, не натирало лапы. Они не посмеялись надо мной про «почётных коряков» – на самом деле это школьники в честь последнего звонка лезут в гору и складывают из камней пирамидки.

Принесли похлёбку из наваги, и каждый пёс – повизгивая или с достоинством – ждал своей порции. Матёрый седой ездовик из упряжки коряка Селиванова наелся – храпит во сне. Селиванов ловит коренника, кидает на спину в снег, садится на него верхом и тискает. Пёс скулит щенячьим визгом. «Мама моя растила щенков, вот и выросли такими писклявыми!» – говорит, прищурившись, Селиванов. Потом этот «писклявый» пёс на гонке в упряжке кинулся на меня, рванул за рукав. К упряжным собакам нельзя подходить, когда они тянут нарты. Упряжь – это как единая кровеносная система. Собаки – одна банда, стая. По закону стаи они будут рвать и грызть чужаков.

В день старта танцевали под национальные бубны, беззубый дед-каюр желал молодым погонщикам удачной дороги. «Маклал’у» в переводе с корякского – «путник». Тот, кто в пути, тот и маклал’у.

Четвероногие герои тундры

Триста тридцать километров нужно пройти собакам по корякской тундре. Каюры погнали упряжки вдоль карагинского берега. Над Колдуньей-горой разбежались облака, и погода установилась морозная и ясная. На ночёвки каюров принимали северные посёлки: Карага, Оссора, Тымлат, Ивашка. В посёлках живут тундровые люди – народ гостеприимный и суровый. Здешние собаки немыслимых северных пород, у них волчьи повадки, они спят на снегу, грызутся насмерть и готовы тянуть свои упряжки с утра до вечера.

Из северных дневников: «На упряжках ездили в гости и возили рожениц в районные больницы, в табунах собаки охраняли оленей и гоняли волков. На рыбокомбинат в Оссоре брали работников только с условием наличия собачьей упряжки – возить навагу с промысловых участков. Собаки были везде. Летом они свободно разгуливали по посёлку и окрестностям, к зиме же снова собирались у хозяина. За что бегут собаки – за еду? Старые каюры говорят, что, если ездового пса незаслуженно убрать из упряжки, то он может умереть от обиды».

На стоянке в Дранкинских ключах тот самый седой пёс из упряжки Селиванова был пересажен на нарты – стёр лапы. Старик тоскливо выл, готовый сдохнуть со стыда, что не может работать, как все. С остальными каюрами знакомились по пути. Андрей Притчин из Караги. Он Зверобой из Фенимора Купера: индейский загар, по-простому рассудителен. Его полухаски – чемпионы в тундре. Вот уже второй год Притчин отдаёт первое место молодым. Ласточкин – сосед его, коряк, зубов почти нет.

Ласточкин на перевале соскакивает с нарт и замёрзших собак отдирает от наста, чего-то бурчит любовно-ненормативное. Притчин разбрасывает навагу на кормёжке: «Чего их жалеть, жизнь у них такая. Поработали, поели – и спать. И в сорок градусов выдерживают, главное – покормить». Солнце в заброшенном Макарьевском встаёт из-за Берингова моря: многослойные миражи, малиновые протуберанцы. С ледяным гулом просыпается замёрзшая тундра. Из избушек валит столбом дым. Собак ставят в упряжку и до следующей стоянки – дотемна – бегом, бегом! Кричат каюры. А если не кричать, собаки не побегут: кто матюгами, но больше своими придуманными: «Хай-йя, ча-ча-ча, ай-яя»! Или трещотку губами зарядит Аркадий Нинвит. Его разномастные табунные псы хоть и последними идут, но не меньше труженики! Валера Соколов – Маркелыч. Самый весёлый каюр на Камчатке. Маркелыч погоняет и весело пощёлкивает бичом над собачьими ушами.

Собак натаскивают на работу в упряжке жёстко и жестоко: привязывают к дереву, а двое чужаков начинают терроризировать пса, лупят по ушам прутьями. Каюр при этом издаёт один – и только один – звук. Иностранцы на гонках удивлялись, почему уставшие корякские собаки на дикий тундровый вопль каюра вдруг срываются, мчатся сломя голову, будто услышали что-то ужасное.

МАКЛАЛ’У – тот, кто всегда в пути

Камчатка – значит любовь

Из северных дневников: «Мы летели на снегоходе по Корякии, и я орал во всё горло: «По тундре, по железной дороге». Но железной дороги на Камчатке нет и вряд ли когда будет. Это не выгодно морякам и лётчикам, они сразу потеряют львиную часть доходов. Снегоход ревёт, кричать бесполезно – водитель не услышит, но можно использовать корякский телефон – бросать по ходу веточки или камни. При этом ещё нужно держаться. Сижу сзади, на скорости соскальзываю. Тогда я нашёл свой способ езды на нартах – «раком»: становился на колени, руками хватался за боковушки. Так и ехал – на скорости ноги отрывались от нарт, и я развевался на ветру. Иногда меня теряли, и я сваливался в сугроб».

Каждое утро наши собаки с нетерпеливым визгом и лаем стартовали – одна упряжка за другой. В Ивашке мне запомнился танец «счастливого каюра» в исполнении развесёлой дамы – директора местного клуба. Каюр Нинвит, ласкающий пса Тобика с окровавленным порванным ухом и его напарника Черныша. Суровый Притчин, пролетающий финишную чёрту на своих полухаски. Салахов, перебравшийся с последних мест на третье и второе, обогнавший Селиванова, ужасно гордый и злой, что не первое место. Старший Салахов хрипато отчитывался за весь оргкомитет, что в этот раз гонка прошла без происшествий – никто не потерялся в тундре и не запил горькую.

Жизнь на Севере суровая, но справедливая. Были моменты, когда я искал в людях подлость и хитрость, оказалось, что это простодушие и наивность. Друзей не завёл, врагов не нажил – сделал своё кино о карагинских гонках. Распрощавшись с горой Колдуньей и Оссорой, я вернулся в Петропавловск. Как мы все любим нашу Камчатку и как будем скучать, покинув её.

Читайте также: