Что лишнее солнце помидор собака

Опубликовано: 05.05.2024

Ромашова Елена Алексеевна

На мой взгляд очень интересные и увлекательные упражнения, которые позволят в игровой и занимательной форме развивать такой важный психический процесс, как мышление.

ВложениеРазмер
для учащихся начальной школы и среднего звена 26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

Укажите предмет, характерным признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

Б) 14, 24, _______, _________, 54;

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Разделите данные слова на группы по количеству слогов : пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы : кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные.

Назови одним словом:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Насекомые – жук, пчела, бабочка, оса,……

Обобщение рядов понятий более широкого объёма . Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

Сравни, найди признаки различия и сходства:

одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.

Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Игра “Что лишнее?”

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше:

белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.

Игра “Плохо или хорошо?”

Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона.

Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

Игра “Слова – накладки”

Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Составить слова, переставив буквы:

Составить слово из первых слогов, данных слов:

Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

Составить слово из первых слогов, данных слов:

“Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

Составить слова по данной модели.

Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот , кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный предмет , например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида

При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль.


Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер.


Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- л.


Упражнение на развитие словесно-логического мышления

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые р.


Упражнения для развития словесно-логического мышления и речи младших школьников.

Упражнения для развития словесно-логического мышления и речи младших школьников.


Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре

Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре.


Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова (Познавательные УУД)

Цель: изучение словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

СДЕЛАЙ СЕБЕ ИЗВИЛИНУ

Сергей Фаер родился в 1966 году. Окончил Ленинградский механический институт. Еще будучи Студентом, получил три авторских свидетельства на изобретения. Как правило, решения Фаера создают впечатление фокуса. Они просто красивы. Сергей убежден, что настоящий изобретатель должен удивлять, как Дэвид Копперфильд. С 1991 года занимается бизнес-консультированием. Им разработано более 30 рекламных кампании различных фирм и услуг. Сейчас занимается консультацией политических выборов. Он автор десяти успешных выборных кампаний. Считает, что если он и нужен "подрослям" как педагог, то только для того, чтобы заразить их творческой смелостью на всю жизнь. Для этого и изобрел свою лекцию про извилину.

Лекция проведена для учащихся 10-х классов бизнес-школы "Взмах", Санкт-Петербург, 28 апреля 1993 года. В классе 15 человек. Это их пятое полуторачасовое занятие по ТРИЗ. А всего я провел с ними курс из восьми занятий.

Цели данного ТРИЗ-курса определяю так:

  • минимальная — научить видеть противоречия и ИКР (способен победить);
  • желательная — нацелить на достижение ИКР во всем (заряжен на победу);
  • идеальная — заразить уверенностью: "Я могу решить любую проблему, в любой области" (обречен на победу).

Цель данной лекции: вселить уверенность в своих силах, в творческом потенциале.

1: А что у нас сегодня будет?

1, 2, 3. Как это? Это же невозможно! (Смеются.)

У: Посмотрим. Выполните, пожалуйста, следующее задание. (На доске написаны три слова: "собака", "солнце", "помидор".) Вот солнце, собака, помидор. Из трех надо оставить только пару, которая имеет какую-либо схожесть, а "третье лишнее" исключить. Следует найти как можно больше вариантов. У кого есть решение, тот спокойно, не ломая парты, выходит к доске и символом рисует объединяющий признак в соответствующих колонках.

1: Солнце и помидор круглые, вычеркиваем собаку. (Рисует кружочки в колонке помидора и солнца.)

2: Помидор и собака находятся на земле.

3: Вычеркиваю солнце, его химический состав значительно отличается.

4: Собака и помидор живые и растут.

1: Солнце огромное — вычеркиваем.

2: Солнышко ты мое ясное.

Шквал предложений льется. К доске уже никто не подходит. Все говорят с места. Я, "ничего не слыша", подхожу ко 2-му. Пауза.

У: Молодец, Алексей, ты заработал извилину, поздравляю. (В классе полная тишина.)

У: Кто мне объяснит, что происходит? (Долго молчат, вспоминают, что сказал 2-й и почему именно за это "дали" извилину.)

4: Мы должны говорить необычно.

У: Правильно. До этого момента все ваши предложения были как бы из одного пласта. Изменения на физическом уровне в мозгу действительно происходят, но только когда решена очень сложная задача. Вот как сейчас: был сделан переход к новому пласту. Солнце было выделено как художественный образ. Сделать извилину можно только новым. Вперед!

(Примечание: в другом классе другие 15 человек никак не могли выскочить на иной пласт. Тогда я сделал подсказку: "Я вами недоволен". Сработало мгновенно — посыпались оригинальные решения.)

Тишина. Минуту сидят молча. И вдруг идеи пошли "залпом".

1: Собака и солнце на букву "с".

2: В помидоре две буквы "о", вычеркиваем.

3: По числу слогов вычеркиваем солнце.

У: Стоп, стоп, стоп. Все прекрасно, хорошие предложения, но извилину заработал только 1-й. Но чтобы этот пласт вас больше не тревожил, заполним его.

1: В словах "собака" и "солнце" по шесть букв.

2: Помидор — не русское слово.

3: Центральное слово в периметре, а крайние нет (слова на доске записаны в таблице).

И так далее: произношение, другие буквы, синонимы, антонимы.

У: Стоп! Этот уровень закрыли. Добывайте извилину. Чем дальше, тем труднее. Что не является новым пластом, оставьте за кадром. Вперед!

3: Солнце имеет громадную температуру, вычеркиваю.

У: Тянет на извилину?

4: Этот уровень был.

У: Попытка сорвалась, дальше.

1: Собака может съесть помидор, а солнце здесь ни при чем (пласт отношений). "

2: Помидор ест солнечные лучи.

У: Вроде бы у 1-го извилина?

1, 2, 3. Да, тянет на новый уровень.

2: А у меня уже есть извилина, но я еще придумал новый пласт. Мелок на доске лежит под помидором.

У: Отлично. Наверное, извилина стала толще.

3: Тень на доске падает на слово "солнце", вычеркиваем его.

4: О, из нашего окна видно солнце и собаку, а помидор нет.

У: 4-й сделал извилину.

Шум остановить невозможно. Все претендуют на новый уровень. Кто-то открыл его уже несколько раз.

У: Стоп, тихо. В классе остались два человека без извилины. Претендент на извилину Роман, слушаем.

Роман: Собака и помидор размножаются.

1, 2, 3. Ха, ха, ха. Этот уровень уже был. Бедный Роман.

1: Я сейчас хочу помидор съесть на солнышке, а собака меня не волнует.

2: Собаку и помидор можно купить.

У: Стоп. Смотрите, что сделал 1-й. Он предложил не просто новый пласт или уровень, это сверхуровень. Почему?

1, 2, 3. Здесь есть человек. Я не пассивен.

У: Найдите еще сверхуровень.

3: Я напишу кроссворд, в котором не будет собаки, а будут солнце и помидор.

Дальше сыпались новые предложения, открывались новые сверхуровни и т. д. Опоздавшие во главе с Романом тоже получают свои извилины. Все счастливые, возбужденные, и я тоже. Значит, пора хвастаться.

У: Почему ТРИЗ-консультант приходит в новую область и через некоторое время начинает консультировать специалистов, которые годами "пашут" на этой почве?

1, 2, 3. Он видит больше. Он видит другие уровни. А они — только свой, по привычке.

У: Эту задачу (собака, солнце, помидор) решают руководители предприятий на семинаре. Ни разу никто из них самостоятельно не вышел в новый пласт. (Ликуют.) Это не минус им, это плюс вам. Их никто не учил так мыслить. Неужели вы теперь не воспользуетесь своим умением? Куда бы вы ни пришли, чем бы вы ни занимались, чтобы стать чемпионом, вам надо выйти на новый уровень — второй, третий, тридцатый, сверхуровень. Вы не можете не победить. Вся борьба между вашими конкурентами ведется на первом уровне, вы даете им фору в 30 уровней. Так будет всегда, как только вы захотите. Ваши извилины не призрак, они уже существуют навсегда!

Вы молодцы. До свидания. (Уходить не хотят.)

1, 2, 3. Спасибо!

Слово напоследок. Правда, это похоже на встречу с чудом? Встречаясь однажды с чудом, человек иногда включается в творческий поиск, в одно мгновение меняются его жизнь и он сам. Наверное, с чудом встречается только тот, кто готов к этому, находится в резонансе. Заряжен огромной потенциальной энергией, которая превращается в действие.

На этой лекции они увидели чудо — самих себя, свои неограниченные возможности. Тот, кто спал, обрел свой потенциал. Кто был готов — встретил чудо.

Copyright © 2000 ТРИЗ-группа (Великий Новгород)

Игра учит в разрозненных друг с другом предметах и событиях находить множество общих моментов, "состыковок", выделять такие связи, которые обычно не лежат на поверхности.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА

Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не "зацикливаться" на них. Игра учит и одновременно удерживать в "поле мышления" сразу несколько предметов, сравнивая их между собой. Возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным пришедшим в голову "правильным" решением, надо искать целое их множество.

Называется какой-либо предмет или явление, например, "вертолет". Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы "птица", "бабочка" (летают и садятся); "автобус", поезд" (транспортные средства); "штопор" (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Называется какой-нибудь предмет или явление, например, "дом". Надо назвать как можно больше других предметов, в чем-то противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в нашем случае могут быть названы: "сарай" (противоположность по размеру и степени комфорта), "поле" (открытое или закрытое пространство), "вокзал" (свое или чужое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее число групп противоположных предметов, четко аргументировав свои ответы.

Игра формирует способность "вычерпывать" из предмета различные его свойства и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, четко выделяя, что же конкретно в них общее, а что различное.

ПОИСК СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ

Задаются два предмета, например, "лопата" и "автомобиль". Надо назвать предметы, являющиеся как бы "переходным мостиком" от первого ко второму. Они должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в нашем случае это могут быть "экскаватор" (с лопатой сходен по функции и транспортное средство, как автомобиль), "рабочий" (он копает лопатой и одновременно владелец автомобиля) и др. Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев (лопата тачка - прицеп - автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытия содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Побеждает тот, кто найдет наибольшее число разнообразных и четко аргументированных вариантов решения.

Игра формирует возможность легко и быстро устанавливать связи ("наводить мосты") между явлениями, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, а также находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими другими предметами.

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например "книга" Надо перечислить как можно больше способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз лежащее на столе письмо и т.д. (конечно, запрещаются безнравственные, варварские способы применения). Побеждает тот, кто укажет больше число различных функций предмета.

Игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в различные ситуации и взаимосвязи, открывать в необычном неожиданные возможности.

Кстати, психологический механизм, лежащий в основе многих открытий заключается как раз в способности увидеть в обычном предмете с традиционными, закрепленными за ним свойствами вдруг совсем неожиданный способ его использования.

Ромашова Елена Алексеевна

На мой взгляд очень интересные и увлекательные упражнения, которые позволят в игровой и занимательной форме развивать такой важный психический процесс, как мышление.

ВложениеРазмер
для учащихся начальной школы и среднего звена 26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

Укажите предмет, характерным признаком которого является:

А) Шкала с делениями.

Б) Выставление оценок и запись замечаний.

В) Прослушивание музыки.

Г) Просмотр фильмов.

Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.

А) Окно от двери.

Б) Указка от карандаша.

В) Круг от овала.

Г) Лист берёзы от листа клёна.

Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

А) Шоссе, дорога, тропинка.

Б) Город, деревня, посёлок.

В) Сложение, деление, вычитание.

Вставьте пропущенные числа:

А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

Б) 14, 24, _______, _________, 54;

В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

А) Суп, гуляш, каша, кисель.

Б) Курица, гусь, утка, индейка.

В) Лошадь, корова, овца, свинья.

Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

А) Ель, сосна, кедр, берёза.

Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Разделите данные слова на группы по количеству слогов : пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы : кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные.

Назови одним словом:

тарелка, стакан, кружка, блюдце;

стол, стул, диван, кресло, шкаф;

рубашка, платье, юбка, брюки;

тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

суп, каша, котлета, пюре;

берёза, липа, ель, сосна, осина;

воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

карась, щука, окунь, лещ.

Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

Насекомые – жук, пчела, бабочка, оса,……

Обобщение рядов понятий более широкого объёма . Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

птицы, звери, рыбы;

деревья, травы, цветы, кустарники;

мебель, посуда, одежда;

часы, весы, градусники;

пожар, наводнение, ураган.

Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

Сравни, найди признаки различия и сходства:

одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.

Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

Игра “Что лишнее?”

капуста, картошка, помидор, яблоко;

синий, красный, красивый, зелёный;

мама, человек, папа, сестра;

старый, дряхлый, маленький, ветхий;

берёза, сосна, клён, осина;

ботинок, нога, сапог, туфля;

зима, весна, лето, октябрь;

кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше:

белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.

Игра “Плохо или хорошо?”

Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона.

Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

Игра “Слова – накладки”

Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

Можно предложить такие задания:

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

Составить слова, переставив буквы:

Составить слово из первых слогов, данных слов:

Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

Составить слово из первых слогов, данных слов:

“Анаграмма” (спрятанное слово)

Составить слова, переставив буквы:

Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

Составить слово из вторых слогов, данных слов:

Составить слова по данной модели.

Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)

Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

Упражнения – логические задачи

Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.

Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.

Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

Игры для развития функций мышления

Игра 1. Составление предложений.

Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).

Игра 2. Исключение лишнего.

Игра 3. Поиск аналогов.

Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.

Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот , кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Игра 4. Способы применения предмета.

Называется какой – либо хорошо известный предмет , например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида

При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль.


Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию) состоит из 3 частей 1часть содер.


Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- л.


Упражнение на развитие словесно-логического мышления

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые р.


Упражнения для развития словесно-логического мышления и речи младших школьников.

Упражнения для развития словесно-логического мышления и речи младших школьников.


Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре

Доклад на тему: "Развитие словесно-логического мышления у обучающихся начальных классов коррекционной школы" - выступление на научно-практическом семинаре.


Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова (Познавательные УУД)

Цель: изучение словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

Содержимое публикации

Упражнения для развития мышления

Упражнение «Исключение лишнего»

Учитель предлагает ряд слов, объединённых по смыслу. Ученик, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.

Ручка, кукла, тетрадь, линейка.

Рубашка, туфли, платье, свитер.

Стул, диван, табуретка, шкаф.

Веселый, смелый, радостный, счастливый.

Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.

Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед.

Учитель предлагает ряд слов, объединённых не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак.

Телефон, туман, порт, турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

Апрель, спектакль, учитель, снег, дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

Стенка, паста, тетрадь, ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

Рисунок, сила, ветер, жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

Собака, помидор, солнце, тарелка. (Собака не круглая)

2. Упражнение "Установление связей"

Ученику предлагается к каждому слову подобрать логическую пару:

перо - . (курица, подушка и т.д.)

лист - . (дерево, книга и т.д.)

ложка - . (вилка, тарелка и т.д.)

Ученику необходимо определить четвертое слово. Между первыми двумя имеется определенная связь, между третьим и четвертым – такая же. Установив эту логическую связь, можно назвать четвертое слово.

Понедельник – вторник, март - ? Свет – тьма, холодно - ?
Роза – цветок, шкаф - ? Слагаемое – сумма, множитель - ?
Горе – слезы, жара - ? Век – столетие, пища - ?
Глаз – зрение, ухо - ? Север – юг, осадки - ?

Возможные ответы учащихся: апрель, горячо, мебель, произведение, жажда, еда, слух, засуха.

Ученику называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”. Необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы : “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др.

3. Упражнение «Слова-невидимки»

Учитель просит восстановить порядок букв в словах:

Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

Ковора, кируца, шакок, сакоба.

Учитель предлагает найти в одном слове другое с помощью перестановки букв.

1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.

Сила, соль, банка, пион.

2. Найди в слове игру-невидимку.

3. Найди в слове дерево-невидимку.

4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.

5. Найди в слове цветок-невидимку.

Учитель просит отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:подушка, клавиатура, ракета, магазин, подарок, родители.

Учитель предлагает составить слово, исключив одну букву.

ПЛУГ –
ШАРФ –
КОРМ –

4. Упражнение «Другая буква»

Учитель предлагает заменить одну букву в слове, чтобы получилось новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб — зуб, сон — сом, пар — пир.

Даны слова с одной пропущенной буквой. Нужно образовать как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.Образец: . оль — роль, соль, моль, боль, ноль.

Учитель даёт задание: получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым — дом — ком — кол — гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Варианты заданий: получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».

5. Упражнение «Сложение и вычитание»

Учитель предлагает увлекательные примеры на сложение и вычитание, в которых используются не привычные для ученика числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки.

Образец решения такого примера на сложение:

Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

Решение: бу + тон = бутон

Образец решения такого примера на вычитание:

Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

Варианты заданий на сложение:

б + пища = несчастье

к + насекомое = прическа у девочки

у + ненастье с дождем = опасность

у + загородный дом = успех

о + противник = длинная яма

у + ребенок-девочка = снасть рыболова

о + орудие = край леса

с + шерсть зверей = раздается во время веселья

у + единица = делают больному

м + суп из рыбы = насекомое

у + мяч в воротах = в треугольнике

за + загородный дом = требует решения

ка + награда = прихоть

о + населенный пункт = участок земли

ав + помидор = оружие

ба + оттенок = белый хлеб

об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге

ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами

ко + играет актер = монарх

по + несчастье = успех в битве

при + сосновый лес = аппарат

при + битва = волны у берега

Ответы: беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.

Варианты заданий на вычитание:

сосуд - а = там хранят деньги

нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос

нижнее белье - ы = всего боится

помидор - ат = отдельная книга

мелководное место в реке - ь = им пишут на доске

сильный страх - большой мастер = змея

птица - местоимение = преступник

воинская часть - к = по нему ходим дома

волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес

птица - ока = мусор

цветок - с = игра

фантазия - та = оружие рыцаря

в нем можно варить - ёл = домашнее животное

на шее зимой - ф = геометрическая фигура

молодое растение - ок = высота человека

в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи

вид спорта - с = у тела правый и левый

Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.

Ученику нужно придумать слова – накладки, чтобы получилось смешное или оригинальное слово, объясняя, почему он так думает.

комар + марка = комарка;

зебра + ракушка = зебракушка;

дерево + ворона = дереворона и т.д.

6. Упражнение «Закономерности»

Ученику необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике:

3, 5, 7, 9 . . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)

16, 22, 28, 34 . . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)

55, 48, 41, 34 . . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)

12, 21, 16, 61, 25 . (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)

Ученику нужно определить закономерность повторения последовательности и нарисовать эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

Ученику нужно найти закономерность и дорисовать недостающие предметы:

7. Упражнение «Определения»

Ученику нужно придумать как можно больше определений, характеризующих предметы или явления.

Снег — холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

Ученику предлагается обдумать перечисленные определения и угадать предмет или явление, которое они характеризуют. Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий — ветер.

Темная, тихая, лунная, черная — . (ночь).

Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая — . (дорога).

Добрая, заботливая, любимая, красивая — . (мама).

Короткие, длинные, стриженые, блестящие — . (волосы).

Волшебная, интересная, народная, добрая — . (сказка).

Крепкий, душистый, сладкий, горячий — . (чай).

Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное — . (лето).

Преданная, лохматая, шумная, любимая — . (собака).

Круглое, яркое, желтое, горячее — . (солнце).

8. Упражнение «Путаница»

Ученику учитель даёт задание: из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

Я купил батон, предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

На крыше бабушкиного дома была палка, из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

Когда рассвело, мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)

Ученику учитель даёт задание: в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстанови правильный порядок слов в предложениях.

Мои площадке детской друзья на играли.

Пятерку наязыка я русского получила уроке.

Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

Всех дляподарки я родственников сделал.

Тихо на было после свежо и грозы улице.

Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

9. Упражнение "Классификация"

Ученику предлагается разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

Ученику нужно вписать данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

Читайте также: