Что отличало кусаку от дворовых собак

Опубликовано: 14.05.2024

Учителя русского языка и литературы

Кулеш Наталии Александровны

Тема. Надежда, которая не угаснет…

( По рассказу Л Андреева «Кусака»)

Эпиграф. … ибо всё живое имеет одну и туже душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.

Цели: формировать отношения к событиям и героям рассказа; отметить авторское сочувствие к жизни простых обездоленных людей; воспитывать сострадание к брошенным животным; обучение работе со словарём; формирование навыков самостоятельной деятельности.

Словарная работа: одиночество, сострадание, жестокость.

Методические приёмы : аналитическая беседа; выразительное чтение; реализация индивидуальных заданий.

Опережающее домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Э.Асадова, написать творческую работу; подготовить анализ эпизода (для учащихся с высоким уровнем мотивации); нарисовать иллюстрации к рассказу, подобрать фотографии с изображением любимых домашних животных (для учащихся со слабым уровнем мотивации)

1. Слово учителя.

Сегодня мы будем говорить об одиночестве, сострадании, жестокости. Вы познакомились с рассказом Л. Андреева «Кусака». Автор всегда выступал в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Этот рассказ о живом существе без крыши, без еды, без имени.

( Откройте ваши учебники, мы будем работать по тексту)

2. Аналитическая беседа.

- Как начинается рассказ «Кусака»?

( зачитывается 1 абзац)

-Что отличало её от дворовых собак?

(Принадлежностью к дому, возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то есть собака должна иметь хозяина, должна иметь обязанности, быть нужной ему, служить ему)

- Что означает слово «одиночество»? (индивидуальное задание, работа со словарем)

- Как первый раз было обмануто доверие Кусаки к людям?

( «Только один раз её пожалели и приласкали». Измученная одиночеством и неприкаянностью. Она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он же ткнул её сапогом в бок. Писатель тонко подметил то, что должна чувствовать собака – обиду. И с тех пор она не доверяла людям)

- Как Кусака получила свое имя?

- Если бы собака жила в других условиях, была ли у неё та же кличка?

- Кто виноват в одиночестве собаки?

Послушайте песенку про собаку ( Звучит песня «Собака бывает кусачей…)

-Определите интонацию песенки и рассказа? Отличаются ли они? Если да, то чем?

-Сопоставьте слова песни и отрывка из рассказа.

Собака хватает прохожих за пятку

Собака съедает гражданку лошадку

А с ней – гражданина кота,

Когда проживает собака не в будке,

Когда у неё завывает в желудке.

И каждому ясно, что эта собака

( В детской песенке страдания собаки передаются схематично, с некоторой шутливой интонацией. А в рассказе Андреева – мы вместе с героиней переживаем тоже. Что и она. И наши чувства более определенны.)

- Как складывались её отношения с приехавшими дачниками?

-Как Кусака выражала людям свою преданность?

(Бдительно сторожила дачу)

-Почему «расцвела» Кусака?

( Она принадлежала людям и могла им служить, она больше не была одинока, у неё было имя?)

- Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

(Она сторожила дачу)

- Почему Кусака не могла радоваться до конца, «служить», играть, как другие собаки?

(Последствия перенесенных обид. Ничто не проходит бесследно)

Сценка (реализация домашнего задания, диалог мамы и Лели)

- Как мама убедила Лелю, что собаку придется оставить?

- Согласны ли вы с её доводами?

( Во-первых, некуда, во-вторых, обещали породистого щенка. Значит ,было, куда! Просто к собаке относились, как к вещи – без жалости и сострадания!

-Что обозначает слово «сострадание»? (индивидуальная работа со словарем)

-Жалко, повторила Леля, готовая заплакать

-Жалко, повторила Леля, но не заплакала.

-Чем отличаются эти фразы?

( Ох уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы удивляемся, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)

Пересказ эпизода ( реализация домашнего задания)

- Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Ильюшей ?

(Человек часто жесток не только по отношению к собаке, но и к человеку)

Будто бы из века в век кочует издевательство над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются те же люди над убогим, вынуждая его цинично и грязно ругаться, научившись этому у тех же людей).

(реализация индивидуального домашнего задания, художественное чтение 5 главы)

- Почему в этих словах такая безысходность? Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Чтение стихотворения Э. Асадова « Стихи о рыжей дворняге»

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,

Но все же тебя я покину.

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Сказал: -Что? Оставлен, бедняга?

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты.

Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы!

- Что общего у стихотворения Асадова и рассказа Л. Андреева «Кусака»?

( В рассказе «Кусака» и в стихотворении Асадова собаку бросают ради другой, породистой. А ведь лучшего и преданного друга не найти).

Не случайно, получив задание проиллюстрировать один из фрагментов рассказа, вы выбрали самый драматический момент – финал. Л.Андреев заканчивает рассказ, оставляя судьбу Кусаки в неизвестности, затерянную в общем потоке жизни. А так хочется помочь Кусаке. Но ведь мы можем придумать продолжение этого рассказа со счастливым концом.

3. Дифференцированное домашнее задание.

( для учащихся с разным уровнем мотивации)

1. Придумайте продолжение этой истории.(письменно)

2. Ответить на вопрос « Как вы понимаете слова «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Многие не понимают любви и счастья, боли и обид других. В рассказе «Кусака» важная формула жизни: « Мы в ответе за тех, кого приручили», и не только за животных, но и за людей, близких тебе, любящих тебя.

Показ фильма ( фотографии учащихся с их любимыми питомцами)

\u041a\u0443\u0441\u0430\u043a\u0443 \u0432\u0441\u044e \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c \u0434\u0440\u0430\u0437\u043d\u0438\u043b\u0438,\u043a\u0438\u0434\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432 \u043d\u0435\u0451 \u043a\u0430\u043c\u043d\u044f\u043c\u0438,\u0430 \u043e\u043d\u0430 \u0443\u0431\u0435\u0433\u0430\u043b\u0438 \u0438 \u043e\u0433\u0440\u044b\u0437\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442,\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443 \u043d\u0435\u043d\u0443\u0436\u043d\u0430\u044f \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0432\u044b\u043a\u043b\u0430 \u0431\u044b\u0442\u044c \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0435 \u0434\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u043b\u0430 \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c.\u041e\u0434\u043d\u0430\u0436\u0434\u044b \u043f\u044c\u044f\u043d\u044b\u0439 \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b \u0435\u0451 \u043f\u043e\u0433\u043b\u0430\u0434\u0438\u0442\u044c,\u0430 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c \u0432\u044b\u043c\u0435\u0441\u0442\u0438\u043b \u043d\u0430 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0435 \u0441\u0432\u043e\u044e \u0437\u043b\u043e\u0441\u0442\u044c,\u043d\u0430\u043f\u043e\u0434\u0434\u0430\u0432 \u043d\u043e\u0433\u043e\u0439 \u043f\u043e \u0440\u0451\u0431\u0440\u0430\u043c.\u041b\u0451\u043b\u0435 \u0441\u0442\u0430\u043b\u043e \u0436\u0430\u043b\u043a\u043e \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0443,\u043e\u043d\u0430 \u0441\u043c\u043e\u0433\u043b\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0440\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0434\u0438\u043a\u0430\u0440\u043a\u0443.

3. \u041a\u0430\u043a \u0432\u0435\u043b\u0430 \u0441\u0435\u0431\u044f \u041a\u0443\u0441\u0430\u043a\u0430, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043b\u044e\u0434\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0438\u043d\u0443\u043b\u0438 \u0434\u043e\u043c? \u041a\u0430\u043a \u043e\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0433\u043e\u0434\u044b \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u0435\u0442 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c \u0441\u043e\u0431\u0430\u0447\u044c\u044e \u0442\u043e\u0441\u043a\u0443?\n

\u041f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u0440\u0430\u0437 \u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430 \u0434\u043e\u0432\u0435\u0440\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c,\u043d\u043e \u043e\u043d\u0438 \u0443\u0435\u0445\u0430\u043b\u0438, \u0438 \u043e\u043d\u0430 \u0432\u043e\u0435\u043c \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0430\u0451\u0442 \u0433\u043e\u0440\u0435\u0447\u044c \u0443\u0442\u0440\u0430\u0442\u044b,\u0431\u043e\u043b\u044c \u0434\u0443\u0448\u0438(\u0443 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a \u0435\u0441\u0442\u044c \u0434\u0443\u0448\u0430) \u0438 \u0441\u0435\u0440\u0434\u0446\u0430,\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0435 \u00a0\u0440\u0432\u0451\u0442\u0441\u044f \u043a \u0434\u0435\u0432\u043e\u0447\u043a\u0435,\u043f\u043e\u0434\u0430\u0440\u0438\u0432\u0448\u0435\u0439 \u041a\u0443\u0441\u0430\u043a\u0435 \u043d\u0430\u0434\u0435\u0436\u0434\u0443 \u043d\u0430 \u0434\u0440\u0443\u0436\u0431\u0443.\u0416\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u044b\u0435 \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u044b \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c, \u0431\u0435\u0437\u0437\u0430\u0432\u0435\u0442\u043d\u0443\u044e \u043b\u044e\u0431\u043e\u0432\u044c,\u043d\u043e \u0431\u0440\u043e\u0441\u0430\u044f \u0438\u0445, \u043c\u044b \u043e\u0431\u0440\u0435\u043a\u0430\u0435\u043c \u043d\u0430 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u044f \u043d\u0435\u0432\u0438\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430,\u0430 \"\u043c\u044b \u0432 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0435 \u0437\u0430 \u0442\u0435\u0445,\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0438\u0440\u0443\u0447\u0430\u0435\u043c!\"\u0427\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0443 \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c \u0441\u043b\u043e\u0432\u0430\u043c\u0438,\u0447\u0442\u043e \u043f\u0440\u043e\u0438\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442,\u0430 \u041a\u0443\u0441\u0430\u043a\u0430 \u043e\u0441\u0442\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0434\u043d\u0430,\u043d\u0430\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435 \u0441 \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0430\u043c\u0438 \u0431\u0435\u0437 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u043e\u0432, \u0438 \u044d\u0442\u0430 \u043d\u0435\u0438\u0437\u0432\u0435\u0441\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c,\u043f\u0443\u0441\u0442\u043e\u0442\u0430,\u043e\u0434\u0438\u043d\u043e\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432\u044b\u043b\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0432 \u0435\u0451 \u0432\u043e\u0439-\u0440\u043e\u0432\u043d\u044b\u0439, \u043d\u0430\u0441\u0442\u043e\u0439\u0447\u0438\u0432\u044b\u0439 \u0438 \u0431\u0435\u0437\u043d\u0430\u0434\u0435\u0436\u043d\u043e \u0441\u043f\u043e\u043a\u043e\u0439\u043d\u044b\u0439!

\u041a\u043e\u043d\u0435\u0446 \u043a\u0440\u0430\u0442\u043a\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u044c\u044e \u041a\u0443\u0441\u0430\u043a\u0438,\u0434\u043e\u0436\u0434\u044c \u0438 \u0441\u043b\u044f\u043a\u043e\u0442\u044c-\u044d\u0442\u043e \u0431\u0435\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0432\u0435\u0442\u043d\u0430\u044f \u0442\u043e\u0441\u043a\u0430 \u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438 \u041a\u0443\u0441\u0430\u043a\u0438 ,\u043b\u0443\u0447 \u0441\u043e\u043b\u043d\u0446\u0430 \u0441\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0432 \u0442\u0443\u0447\u0430\u0445,\u043d\u0435 \u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u044f \u043d\u0430\u0434\u0435\u0436\u0434\u044b \u043d\u0430 \u043b\u0443\u0447\u0448\u0435\u0435.\u0421\u0443\u0434\u044c\u0431\u0430 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0438-\u0431\u044b\u0442\u044c \u043e\u0434\u0438\u043d\u043e\u043a\u043e\u0439 \u0438 \u043d\u0438\u043a\u043e\u043c\u0443 \u043d\u0435\u043d\u0443\u0436\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0438 \u0437\u043b\u044b\u0445,\u0440\u0430\u0432\u043d\u043e\u0434\u0443\u0448\u043d\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439. \u041c\u0440\u0430\u043a \u043e\u0441\u0435\u043d\u043d\u0435\u0439 \u0434\u043b\u0438\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043d\u043e\u0447\u0438,\u0434\u043e\u0436\u0434\u044c,\u0441\u043b\u044f\u043a\u043e\u0442\u044c,\u043d\u0435\u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u0442\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0431\u043e-\u0432\u0441\u0451 \u044d\u0442\u043e \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0430\u0451\u0442 \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0438.\u0414\u043e\u0436\u0434\u044c,\u043a\u0430\u043a \u0441\u043b\u0451\u0437\u044b,\u043e\u0442\u0447\u0430\u044f\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u0434\u0443\u0448\u0435,\u043c\u0440\u0430\u043a \u043d\u043e\u0447\u0438,\u043a\u0430\u043a \u0442\u0451\u043c\u043d\u043e\u0435 \u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435,\u0431\u0435\u0437 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0432\u0435\u0442\u0430 \u043d\u0430\u0434\u0435\u0436\u0434\u044b.

4. \u0427\u0442\u043e \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b \u043d\u0430\u043f\u043e\u043c\u043d\u0438\u0442\u044c \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440?

\u0410\u043d\u0434\u0440\u0435\u0435\u0432 \u0445\u043e\u0442\u0435\u043b \u043d\u0430\u043f\u043e\u043c\u043d\u0438\u0442\u044c \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c \u043e \u0441\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u0438,\u043e \u043b\u044e\u0431\u0432\u0438 \u043a \u0431\u043b\u0438\u0436\u043d\u0435\u043c\u0443,\u043e \u0437\u0430\u0431\u043e\u0442\u0435 \u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438 \u0442\u0435\u043c,\u043a\u0442\u043e \u043d\u0430\u0441 \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u0435\u0442.\u041c\u044b \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u044b \u0443\u0432\u0430\u0436\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0443,\u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u0442\u044c \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u044b\u043c,\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0448\u0438\u043c\u0441\u044f \u0431\u0435\u0437 \u0434\u043e\u043c\u0430 \u0438 \u043f\u043e\u043f\u0430\u0432\u0448\u0438\u043c \u0432 \u0431\u0435\u0434\u0443.\u041a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0438\u0437 \u043d\u0430\u0441 \u0432 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0447\u044c \u0431\u0435\u0437\u0434\u043e\u043c\u043d\u044b\u043c \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u044b\u043c,\u043d\u0435 \u0441\u0442\u043e\u0438\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u043c\u0438\u043c\u043e \u0438 \u043d\u0435 \u0437\u0430\u043c\u0435\u0447\u0430\u0442\u044c \u0447\u0443\u0436\u043e\u0433\u043e \u0441\u0442\u0440\u0430\u0434\u0430\u043d\u0438\u044f.

Класс 7 В - 3урок, 7 Г – 4 урок

Дата 09.12.14.

Тема урока: Леонид Николаевич Андреев «Кусака»

Цели: познакомить с биографией писателя (1871–1919), его интересом к жизни простых обездоленных людей; отметить авторское сочувствие им, любовь ко всему живому, попытку раскрыть ценности, таящиеся внутри человека; раскрыть гуманистическую направленность рассказа; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы ; воспитывать чувства сопереживания, любви ко всему живому.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы. Леонид Николаевич Андреев (1871–1919)

1. Слово учителя.

Сегодня – наше первое знакомство с писателем, который родился в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году.

Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели.

Пронзительная, глубокая и ошеломляющая проза Леонида Андреева— невероятно популярного русского писателя начала XX века — погружает читателя в глубокие омуты вечных вопросов жизни и смерти, добра и зла, истины и заблуждения. Проблемы бытия, морали, соотношения сознательного и бессознательного в человеке освещались писателем остро и неоднозначно. Почти каждое произведение, созданное Леонидом Андреевым, становилось литературным и общественным событием не только в русской, но и в мировой литературе и драматургии.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя.

2. Чтение рассказа «Кусака» учителем (I глава).

3. Беседа по вопросам.

– Как начинается рассказ «Кусака»? (О живом существе без крыши, без еды, без имени.)

– Что отличало ее от дворовых собак? (…Принадлежностью к дому», возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то есть собака должна иметь хозяина, должна иметь обязанности, быть нужной ему, служить ему.)

– Как понимать: «Только один раз ее пожалели и приласкали»? (Измученная одиночеством и неприкаянностью, она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он же ткнул ее сапогом в бок. Писатель удивительно тонко подметил то, что должна чувствовать собака – обиду. И с тех пор она не доверяла людям.)

4. Продолжение изучения рассказа. ( Гл.2- 4)

1. Рассказать о первом знакомстве девочки с собакой.

2. Беседа по вопросам.

– Почему она не оставила своего места, а осталась под террасой? («Люди… беспомощны и не страшны… А тревожных звуков было много…»)

– Что удерживало собаку на расстоянии от людей? (Страх, она боялась взмаха руки, бросающего ей хлеб, знала об этом опасном для нее движении по опыту. И вот она преодолела свой страх, перевернулась на спину и закрыла глаза, ожидая удара. Любое живое существо, в том числе и человек, с трудом отделывается от страха, испытанного от чего-то неприятного. Кусака тоже «вздрагивала…»)

– Почему «расцвела Кусака»? («…она принадлежала людям и могла им служить».)

– Что изменилось в ее внешности? – Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?

Задание: зачитать начало IX главы; нарисовать устную картину осени, отметить ее признаки.

– Кто задумался о судьбе Кусаки? («Жалко», – повторила Леля, готовая заплакать», «Жалко», – повторила Леля, но не заплакала».

– Чем отличаются эти фразы! (Ох, уж эти взрослые! Мама сумела погасить обещанием искорку жалости в душе дочери. Пока что погасить! Но постепенно мамины железные доводы по этому и другим вопросам погасят искры человечности. А потом мы вопрошаем, откуда в детях наших бесчувственность, безразличие и жестокость. А вот оно и доказательство этой жестокости!)

Задание: зачитать конец IX главы.

(Будто бы из века в век кочует издевательство над теми, кто слабее. Беспричинно гоняют собаку, беспричинно издеваются те же люди над дурачком, вынуждая его цинично и грязно ругаться, научившись этому у тех же людей.)

– Когда Кусака почувствовала беду? (Когда пришли незнакомые люди, Кусака убежала, «смутно предчувствуя беду». Предчувствие беды погнало ее на станцию, потом подняться на террасу, встав на задние лапы, «заглянуть в стеклянную дверь и поскрести когтями». «…в комнатах тоже было пусто…». Пусто стало и в душе собаки: она все поняла. Опять тоска, одиночество, ненужность. И Кусака завыла «ровно, настойчиво и безнадежно».

Тот, кто слышал этот вой, поторопился домой, где его ждали, к теплу, к любящему сердцу.)

– В чем проявилось мастерство писателя при описании природы? (Природа импонирует душевному состоянию собаки. Частый дождь, надвигавшийся мрак осенней длинной ночи, неприветливое небо, борьба света с тьмой – все это обостряло чувство одиночества, усиливало безысходность и тоску.)

Вывод. Л. Андреев – тонкий психолог не только человеческой души; он как бы пытается вразумить человека, что испытываемые им страдания не чужды живым существам, которых мы называем (как-то уж очень легковесно!) меньшими братьями, и эта фраза должна быть не только фразой, она должна быть подкреплена человеческими поступками.

IV. Подведение итогов урока.

– Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?

– Можно ли сказать об авторском отношении к событиям?

Домашнее задание:

I группа – составить устный выборочный пересказ на тему «История Кусаки»;

II группа – подготовить диалог на тему «Разговор с другом о прочитанном рассказе «Кусака» Л. Андреева»;

III группа – написать отзыв о рассказе;

IV группа – подготовить иллюстрации к рассказу.

На уроке используются различные приёмы стратегии смыслового чтения как один из планируемых результатов освоения учебных программ.

ВложениеРазмер
urok_literatury_andreev_kusaka.docx 53.05 КБ

Предварительный просмотр:

урока литературы в 7 классе

Автор: Самсонова Оксана Николаевна ,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ с. Шереметьевка

Тема: Нравственный смысл рассказа Л. Н. Андреева «Кусака»

Цели: стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; познакомить с творчеством Л. Н. Андреева, учить выражать своё отношение в различных ситуациях.

стадия вызова: пробудить познавательный интерес к изучаемому произведению; актуализировать знания учащихся о литературоведческих терминах; помочь самим определить направления в изучении темы.

стадия осмысления: помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести имеющиеся знания с новыми, учить комментировать и анализировать, размышлять над прочитанным, высказывать свои суждения;

стадия рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Оборудование: портрет Л. Н. Андреева, карточки с пазлами, «Корзина идей»

I.Организационный момент
II.Стадия вызова.

2.1. Мотивация учащихся

- Сегодня мы познакомимся с произведением Л. Н. Андреева.

Приём «Логическая цепочка»

- Начнём с логической дорожки (запись на доске):

ПИСАТЕЛЬ → РАССКАЗ → КУСАКА → ОДИНОЧЕСТВО → ВЕРНОСТЬ

- Необходимо связать дорожку в единое целое.

2.2 Работа со словом ПИСАТЕЛЬ.

Краткое сообщение о жизни и творчестве Л. Н. Андреева подготовленным учащимся.

2.3.Проверка знания литературоведческих терминов

Приём «Сложи пазлы»

- Найти соответствия литературоведческих терминов и их толкований.

Небольшое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека

Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

Образное определение предмета

Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления

2.4. Приём «Мозговой штурм» со словом КУСАКА.

/Прослушивание песни в исполнении Т. и С. Никитиных «Собака бывает кусачей»/

- Определите интонацию песни, как переданы страдания собаки. (В детской песенке страдания собаки передаются в шутливом тоне)

- Прочитайте первые два предложения рассказа Л. Н. Андреева «Кусака».

-Как вы думаете, отличается ли жизнь этой собаки от жизни собаки из песенки? Чем отличается?

2.5. Работа со словом ОДИНОЧЕСТВО.

Приём «Составляем кластер» с ключевым словом одиночество.

2.6. Работа со словом ВЕРНОСТЬ

- Что означает выражение «собачья верность»? Приведите примеры из жизни или художественных произведений?

Работа с текстом Л. Н. Андреева «Кусака»

Приём «Чтение с остановками»

Вопросы после чтения каждой части

- Чем отличало Кусаку от дворовых собак?

- Как понимаете эти строки: «Только один раз её пожалели и приласкали»?

- Почему она перестала доверять людям?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь дальше?

- Что произошло в жизни собаки с наступлением весны?

- Что удерживало собаку на расстоянии от людей?

- Что же произойдёт с Кусакой дальше?

- Почему «расцвела Кусака»?

- Что изменилось в её внешности? Как она выражала свой восторг, любовь и благодарность людям?

- Что же может произойти дальше?

- Нарисуйте устно картину осени, отметьте её признаки. Какие чувства, какое настроение нам приносит осень?

- Кто задумался о судьбе Кусаки?

- Чем отличаются фразы: «Жалко», - повторила Лёля, готовая заплакать», «Жалко», - повторила Лёля, но не заплакала»?

- Когда Кусака почувствовала беду?

-Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ «Кусака»?

- Кто виноват в одиночестве Кусаки?

- Если бы собака жила в других условиях, была бы у неё та же кличка?

- Как бы вы поступили на месте героев рассказа?

- В чём проявляется мастерство писателя при описании природы в рассказе?

IV. Стадия рефлексии

4.1 Приём «Синквейн»

Составление синквейнов со словами ОДИНОЧЕСТВО и ВЕРНОСТЬ (по вариантам)

Обсуждение синквейнов. Выбор лучшего.

4.2. Собрать свои идеи в корзину

-Как помочь Кусаке в сложившейся ситуации?

4.3. Домашнее задание: написать рассказ о любимом животном «Имя моего любимца»; по желанию проиллюстрировать рисунками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")

Конспект метапредметного урока по теме: Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент").


Интегрированный урок "Экономический смысл производной"

Обобщение, систематизация, углубление полученных знаний по теме: «Производная» и их практическое применение в экономике.

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ.


Урок литературы в 8 классе "Скрытые смыслы рассказа Л. Н. Толстого "После бала"

Конспект урока по литературе.


«Этому нет цены…» (Идейный смысл рассказа Е.И.Носова «Лесной хозяин»)

Интегрированный бинарный урок литературы и биологии. Вид урока - открытие новых знаний.


Анализ образа учителя в произведениях писателей XX века (на примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и рассказа Ф. Искандера «13 подвиг Геракла»).
План урока "Геометрический смысл производной. применение производной в различных областях науки и техники"

Главным героем произведения является бездомная собака по кличке Кусака. С рождения до зрелого возраста животное не имело имени. Кличку собаке дала девочка по имени Леля. Кусака годами была бродягой и мерзла от холода зимой, также голодала. Ее шерсть очень сильно обросла. Ее шерсть была рыжей и обросла сухими космами. Ее брюхо было вечно грязным. Леля увидела в ней доброту и верность.

Из-за бродяжничества Кусаку постоянно обижают люди и несправедливо к ней относятся. После такого отношения собака теряет к человеку доверие. Мальчики бросали в животное палки и камни, а старшие смотрели на него пронзительным взглядом. Кусака перестала доверять даже тем, кто хотел ее погладить. При приближении человека она сразу же убегала. Бездомная Кусака не умела выражать свои эмоции как другие домашние собаки. Любая ласка со стороны человека для собаки была неожиданностью.

Кусака не просит за свое добро ничего. Собака охраняет дачу, при этом не просит за это ничего. Прошлой зимой Кусака поселилась под террасой дачи, в которой никто не жил. По характеру животное является надежным сторожем. Чуткость Кусаки дает возможность ей предчувствовать грядущую беду. Кусака стала счастливой после знакомства с Лелей. Семья Лели и сама девочка приласкали и взяли ее к себе. Собака чувствовала любовь и благодарность к своим хозяевам.

Постепенно собака начинает привыкать к спокойной и сытой жизни среди новых хозяев. У Кусаки постепенно улучшается внешность. Из-за постоянного голодания Кусака ест очень мало. Длинная и рыжая шерсть с грязными космами стала короткой и почернела и приобрела лоск. Однако счастье собаки длилось недолго. Лето закончилось, и семья Лели вернулась в город, а Кусака осталась одна. Несчастное животное снова начало чувствовать себя обманутым и ненужным.

Кусака осталась одна в пустой даче и начала выть от тоски. Собака понимает, что хозяева ее обманули и то, что она опять никому не нужна. После этого Кусака уже не сможет доверять людям. Она настойчиво и постоянно, жалобно выла. Проходящие люди слышали, как она выла. Никто не хотел ей помочь и взять к себе.

Автор хотел показать, что в конце рассказа преданная и брошенная собака не испытывает злобу к людям и не хочет мстить, а просто страдает и испытывает тоску. Писатель хотел показать, как люди относятся к животным и близким. Образ доброй и обманутой собаки иллюстрирует замысел автора.

Вариант 2

Героем произведения является обычная собака. Отношение к ней показывает людям, каковы они на самом деле.

Это бездомная собака, с рождения жившая на улице. Автор подчеркивает ее запущенный вид, шерсть свисающую космами с налипшей грязью. Однако все это только следствие ее жизни на улице, новая хозяйка девушка Леля отмечает ловкость и выразительные глаза собаки.

Даже, появившееся у нее, когда собаку приютили, подчеркивает дикий характер. Кусакой животное назвали новые хозяева, когда она укусила Лелю. Агрессивное поведение собаки было вызвано не ее природной злобой, а заброшенностью и травлей со стороны людей, от чего Кусака должна была защищаться. Автор подчеркивает, что собака – это все же, домашнее животное и, даже являясь бродячей, она живет среди людей, то они оказывают существенное влияние на формирование ее характера.

При этом, Кусака готова служить людям, поэтому она одну зиму сама охраняла дачу, не получая за это ничего, что еще раз демонстрирует готовность собаки служить людям, так как в этом, по мнению автора, заключается ее природа и предназначение.

Кусака, подобранная девушкой Лелей и ее родителями, сначала не доверяет своим новым хозяевам. Однако затем собака начинает ласкаться к ним и весть себя, как если бы она всегда жила с хозяевами. Здесь автор опять показывает, что она попала на свое место. Собака должна служить людям, а они, в свою очередь, заботиться о ней.

Кусака быстро привыкла к ласке и к постоянному питанию, что отразилось и на ее внешнем виде. Будучи брошена своими обретенными хозяевами, она испытала тоску и отчаяние, которое могла выразить только долгим воем. Показательно, что собака не в конце рассказа не проникается злобой ко всем людям, не желает мстить, а просто страдает, вновь оказавшись ненужной.

Печальный конец произведения, где собака потеряла хорошую жизнь, к которой уже успела привыкнуть, по замыслу автора, должен заставить людей задуматься и серьезнее взглянуть на тех, перед кем они несут ответственность. Не важно, животные это или другие люди.

Образ приласканной, но брошенной собаки лучше иллюстрирует эту мысль, так как животное, готовое служить людям, заведомо беззащитно перед ними.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Кусаки

Популярные сегодня темы

Человек должен много и целенаправленно трудиться, чтобы развиваться в обществе и выглядеть не хуже других! Иногда, человеку не хочется что - то выполнять. Возможно, это организм устал. Появился страх, что не получится результат.

В «Ревизоре» пороки чиновничества обличаются Гоголем с неимоверной искрометностью. Автор допускает, что мир высокопоставленных людей полон своеобразной моральной гнили

Проснувшись утром, Юра сразу посмотрел в окно. Солнце светило ярко. День начинался чудесно. Настроение было отличное. И вдруг парнишке захотелось самому сделать что-нибудь хорошее. Например

Больше всего мне нравится весна. Когда просыпается все живое, тает снег, солнце все ярче светит и согревает землю. Люди начинают собирать березовый сок, первые грибы – строчки и сморчки

В данной статье мы разберемся в причинах и мотивах, основываясь на которые, главный герой романа Преступление и наказание Раскольников решился на совершение преступления

Читайте также: