Что символизирует животное собака

Опубликовано: 25.03.2024



Часто мы сталкиваемся с вещами и животными, которые играют символическую роль, отправляя нам духовное послание или сопровождая и направляя нас в нашей жизни. Такая символическая роль собак описана во некоторых древних религиях и практиках.

Собака является одним из священных животных в мифологи многих народов, от ацтеков до ранних христиан, ее роль духовного наставника упоминается у древних египтян, греках и восточных религиях. Поэтому собаки, которые появляются в нашей жизни, могут быть носителями божественных посланий, могут представлять тотемных животных или устанавливать связь между нашим миром и другими измерениями.

Ангелы, которые выглядят как собаки


В христианстве преподобного Христофора, который нес Иисуса над водой, изображают с собачьей головой. Светлые существа и ангелы могут принять облик собаки. Ангелы - это чистые духи, у которых нет собственных физических тел, они могут проявить себя в любой форме, наиболее подходящей для задачи, которую Бог поручает им. Так что это не исключает возможности посещения ангелом нас в виде собаки.

Собака как духовный проводник


Если у вас особенно сильная связь с умершей собакой, Бог может позволить вам встретиться с ней во сне или в видении, так как животное является носителем тайны, которую Творец доверяет вам. Если вы обратите внимание на эти откровения, они помогут вам разгадать загадку в вашей жизни, перейти на более высокий уровень знаний и понимания вещей или преодолеть определенные экзистенциальные трудности.


В книге «Все домашние животные попадают в рай: духовная жизнь животных, которых мы любим» Сильвия Браун пишет: «Наши питомцы, покинувшие этот мир, посещают нас, чтобы защитить в опасных ситуациях».

Собака как тотем


Бог может послать собаку на вашем пути, которая представляет собой символ или духовный образ, посредством которого божественная сущность сообщает вам о значении вашей жизни, вашей миссии, ваших близких или вашего будущего. Таких собак часто называют тотемами. В своей книге «Мистические собаки: животные как руководство к нашей внутренней жизни» Джин Хьюстон говорит, что эти собаки являются «святыми проводниками в невидимые миры».


«Как часто вы мечтаете о животных? Есть ли у вас положительные эмоции от просмотра видео, в которых участвуют животные, или вы позволяете себе направляться в ваше внутреннее пространство с помощью животных? Животные помогают нам пересечь границы видимого, они заставляют нас задавать себе важные вопросы о себе и о значении своего существования», - говорит писатель. Сильвия Браун пишет в своей книге: «Животные могут быть личными тотемами. они защищают нас молча, поэтому мы никогда не осознаем такую защиту».

Собаки как вдохновение в повседневной жизни


Бог может говорить с нами через всех существ, которые нас окружают, а также через наших верных товарищей, собак, которых мы встречали в своей жизни и которые приносят нам день ото дня радость.


«Посмотрите им в глаза и почувствуйте блаженство. Посмотрите, как они ждут вас, когда вы входите в дверь. Это настоящая любопытная вселенная, а животные любят людей настоящим чувством. Собаки - прекрасные спутники нашей жизни. Они учат нас, они любят нас, они заботятся о нас, даже когда мы забываем заботиться о них, они кормят наши души. С естественной благодатью они дают нам взгляд на добро», - пишет Джин Хьюстон.


В книге «Собаки-ангелы: Божественный вестник любви» Аллен Андерсон и Линда С. Андерсон пишут: «Собаки обладают неисчислимыми духовными качествами. Они могут быть мудрыми, сострадательными, верными, мужественными, самоотверженными и готовыми пожертвовать ради вас. Они могут предложить человеку чистую и безусловную любовь. Собаки приносят людям любовь, показывают им, что они не одиноки, что они защищены от опасности.

Древнейшее домашнее животное, известное человечеству свыше 10 000 лет. Сообразительные, хорошо поддающиеся дрессировке (обучению) и селекции собаки играют огромную роль в самых разных культурах как защитник жизни и имущества человека. В сущности из охранительных функций собаки и её взаимодействие с человеком берёт начало представление о её верности хозяину. Не менее значима, хотя и менее распространена роль собаки как охотничьего, боевого и ездового животного.

К наиболее древним символическим представлениям относятся:

  • ассоциация собаки с загробным миром и божествами смерти;
  • её роль психопомпа, проводника, охранника и защитника душ (Древней Мексике и
  • функция стража (перехода) на границе миров.

В некоторых легендах утверждается, что из-за оплошности собаки человек потерял дар бессмертия.

Во многих традициях собака связана с женским началом и вегетативными функциями, ассоциируясь с землёй, водой, сексуальностью и подсознанием. Мать-Богиня часто называется «сукой» и изображается как щенящаяся Чёрная собака. Обычно собака считается лунным животным (наряду с зайцем и ящерицей), хотя в Древнем Египте и Шумере она солярна.

Как посредник между мирами собака — спутник всех посланников богов, охотниц и Богинь-Матерей, лунных божеств и богов разрушения. Очень часто она — спутник божественных целителей. В ряде традиций собаки напрямую соотносятся с богами. Иногда собака сопровождает также Доброго Пастыря. Рудимент этих представлений — кошки и собаки как приближённые слуги ведьм, представляющие их в качестве насылателей дождя.

Во многих культурах собака выступает культурным героем, трикстером или мифическим предком, связанным с получением огня [1] , изобретением многих художественных промыслов и благ цивилизации. В связи с огнём собака обнаруживает также сексуальный символизм.

Преданность, защита, бдительность — относительно поздний пласт символики собаки, источник которого лежит в основном в кельтской и христианской традициях. Плиний старший в своей «Натуральной Истории» приводит немало случаев, свидетельствующих о собачьей верности; много их оставило и Средневековье. Поскольку собаки считаются «духовидцами», они служат животными, предупреждающими человека о незримых для него опасностях и отпугивающими демонов и вредоносных духов. В древности вместо пса на пороге дома помещали его изображение, наделяемое магическим значеним как оберег отвращающий от дома зло.

Собаки в образе ветров могут прогнать вепря-зиму или засуху.

Существо с собачьей головой убивает или заключает в темницу врагов света.

На Востоке считается нечистым и воровским животным.

00-04-424-000.jpg

Содержание

  • 1 Основные значения:
  • 2 См. также:
  • 3 Африка
  • 4 Древний Восток
  • 5 Египет
  • 6 Античность
  • 7 Северная традиция
  • 8 Европа
  • 9 Славяне
  • 10 Сибирь
  • 11 Юго-Восточная Азия
  • 12 Китай
  • 13 Япония
  • 14 Мезоамерика
  • 15 Северная Америка
  • 16 Австралия и Океания
  • 17 Иран
  • 18 Индуизм
  • 19 Буддизм
  • 20 Библия / Ветхий Завет
  • 21 Иудаизм
  • 22 Христианство
  • 23 Ислам
  • 24 Астрономия/логия
  • 25 Алхимия
  • 26 Магия
  • 27 Гадания
  • 28 Геральдика
  • 29 Эмблематика
  • 30 Психология
  • 31 Искусство
  • 32 Ad vocem
  • 33 Ad notanda
  • 34 Черновые материалы
  • 35 Литература
  • 36 Иллюстрации
  • 37 Примечания и комментарии

Часто напрямую ассоциируется с богами.

У многих племён собака — культурный герой, изобретатель огня, и тот, кто приносит его людям.

Древневавилонские изображения сохранили датируемые 2200 г. до н. э. образы напоминавших мастифов собак рядом с воинами.

Собака является составной частью символики Богини-Матери. Собаки воспринимались в тесном контакте с душами умерших: в древности в Центральной Азии и Персии тела умерших скармливали собакам. Этот обычай породил доминирующие у семитов и мусульман представление о собаке как о нечистом, подлом, жадном животном.

В шумеро-семитской мифологии ассоциируется несущими зло (злобными, демоническими) существами, скорпионом, змеёй и рептилиями.

  • Астарты;
  • Ормузда;
  • Гала — финикийский великий целитель;
  • аккадский Белитили — его трон держится на собаках, либо собака сидит у трона.

Шакалообразная дикая собака является формой проявления бога мёртвых Анубиса; выступает также проводником душ в потустороннем мире. Собакоголовыми, кроме Анубиса, нередко изображаются Птах и Тот.

Атрибут Великой Матери, Аменти.

На египетских фресках часто изображались собакоголовые люди — обычно в сценах, где они убивали врагов, или ведут связанных пленных.

Античные авторы двойственно характеризуют собак, упоминая

  • с одной стороны, о «пёсьей угодливости и бесстыдстве», наглости, лести — само наименование собаки носит презрительный оттенок;
  • с другой — о преданности в охране дома (Филакс) и незаменимости в охране стад.

Согласно Гомеру, собака бесстыдна, но является психопомпом. Для Плиния Старшего собака, наряду с лошадью, — наиболее преданное человеку животное [2] .

Согласно Плутарху, собаки символизируют «консервативное, бдительное, философское начало в жизни».

Апулей говорит: «Собака, подымающая свою грубую шею, с мордой поочерёдно то чёрной, то золотой,- означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами».

Двойственность собаки проявляется в её причастности одновременно к жизни и к смерти:

  • чудовищный пёс Цербер стережёт вход в подземный мир;
  • собак приносят в жертву как Гекате (на перекрёстках), так и Эйлейфии4
  • будучи связаной с Эскулапом, собака может исцелять (давать рождение в жизнь новую).

Превыше всех прочих достоинств греки ценили в собаке верность. Гомер в «Одиссее» описывает, как Аргус, некогда красивый и разумный пёс, один-единственный раз не узнал своего хозяина, сразу же вернувшегося с войны, а когда узнал-таки, то умер от радости.

Собаками (греч. κύων) оскорбительно называли последователей философа Диогена, намекая на их агрессивную грубость. Впоследствии наименование киники (κῠνικοί) стало более актуальным как подходящее обозначение для их роли стражей морали.

Атрибут (посвящены, сопровождают, спутники):

  • Гермеса (Меркурия) — как посланника;
  • пастуха Ориона — пёс Сириус, «всевидящий страж»;
  • Асклепя (Эскулапа) — заметил, что рана у человека, зализанная собакой, заживает быстрее;
  • Гадеса — его собаки олицетворяют предрассветные и сумерки, пору опасного и демонического времени, когда бродят враждебные силы;
  • Гекаты — её сопровождает свора воинственных (трёхголовых) псов;
  • Гераклу (Геркулесу);
  • Диане (Артемиде) — как богине охоты и Луны;
  • Авроре;
  • Пану;
  • Гефест;
  • финикийскому Мелькарту.

Майра — собака Икара, помогала другу последнего Эригону в поисках его отца. Хотя поиски и оказались тщетными (собака привела сына к могиле отца), боги наградили пса верность бессмертием — он стал Проционом (альфа в созвездии Малого Пса).

В мифе об Актеоне псы Артемиды разорвали его за случайное лицезрение нагой богини в купальне с нимфами; согласно «дополненью» к мифу, именно с тех пор собаки воют на луну.

Откуда эта информация . — Киноссема считается могилой Гекубы, превращённой в собаку.

В историю вошёл пёс Ксантиппа, принадлежавший отцу Перикла. Когда афинский флот под командованием Перикла плыл к мысу Саламин, чтобы дать сражение персами, пёс бросился в воду и вплавь добрался (через всё Эгейское море ?) до кораблей. Ксантиппа уцелел в бою и возвратился в Афины на одной из галер. В последствии пёс был похоронен на почётном месте, с того времени известного как «Cynossema» — то есть захоронение собаки.

В Древнем Риме прежде всего ценились собаки крупные и сильные, которых привозили из Локонии и из Молоссов.

Собаки посвящены домашним богам-ларам, а также Юпитеру-Вседержителю, как охранители семейного покоя.

В сохранившихся римских домах и виллах перед входами в атриумы (прихожие) часто выложенны (мозаичные, из майолики или камешков) слова «cave canem» — лат. «берегись собаки».

В кельтском искусстве собаки символизируют милосердие и ассоциируются с целительными водами. Они — спутники многих божеств, покровительствующих охоте и врачеванию, а также воинов и героев. Охотничьи и боевые собаки, будучи в большом почёте, служат своеобразной эмблемой рыцарства, а слово «собака» считается похвалой. «Пёс Куллана» — имя главного персонажа из преданий т. н. «ольстерского цикла» (вариант: «Цу Хуланн» — кельт. «пёс из Хуланна»).

  • Одина (Водана) — две собаки и два ворона в качестве советчиков;
  • Тора;
  • Эпону — богиня охоты и лошадей;
  • Нуаду (Ноденса) — бог целительства;
  • Суцелла (Суцеллоса).

В народной традиции собака выступает в роли защитника женщин и детей.

Возможный прообраз «собаки Баскервилей» — призрачный пёс с огромными когтями в древних поверьях Северной Англии. Этот чудовищный пёс появляется только ночью, и увидеть его — к смерти.

Собака — животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с кошкой.

Собака и кошка как домашние животные метафорически соотносятся с парой диких зверей — волком и медведем. Собака выступает символическим соответствием волку. Волка считают собакой лешего, Св. Георгия или Св. Саввы. Соотнесённость собаки и волка проявляется в сербской легенде о сотворении собаки Богом, а волка — дьяволом. Наряду с известными быличками о заклятии колдуном человека на определённый срок в волка существуют аналогичные рассказы и о заклятии человека в собаку. Сходство обнаруживается и в оберегах от волка и от собаки при встрече с ними.

Пара собака и кошка фигурирует во многих словесных формулах, в поверьях, легендах и т. п. Например, для отвращения от себя сглаза и порчи произносят заклинание:

  • «На пса уроки — на кота по-мысл» — у русских,
  • «На пса сглаз, на кота чахотка» — у поляков.

Собака и кошка сопоставляются по принципу мужской — женский, например в русской поговорке: «Кошка да баба в избе, мужик да собака на дворе». В белорусской корильной песне с бесхвостым псом сравнивают холостого мужчину, а по русскому поверью, тот, кто любит кошку, будет жену любить. Русские говорят:

  • «Собака обжора, а кошка сластёна»;
  • «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот».


Собака и кошка часто объединяются или, наоборот, противопоставляются друг другу в представлениях о чистоте или нечистоте этих животных. Русские, например, считают: «Собака не то, что кот, животное нечистое». При этом распространён взгляд на собаку как на друга человека. У болгар собака благословенное животное, а кошка — проклятое:

  • собака плачет, а кошка радуется смерти хозяина;
  • собака заливает водой огонь, который кошка в аду раздувает под его котлом.

Символическая амбивалентность собаки и кошки и двойственность отношения к ним проявляется в наделении их как божественными, так и дьявольскими чертами. Характерна в этом отношении роль собаки в русских легендах: по одной, она создана Богом из грязи, которой дьявол обмазал сотворённого Богом человека, чтобы охранять человека от дьявола; по другой — была стражем на границе ада и рая. Происхождение как собаки, так и кошки связывается с божественной рукавицей. В болгарской легенде собакой стала рукавица, брошенная Богом. По мнению украинцев, собаке и кошке нельзя есть освящённого в церкви, иначе они сдохнут, ослепнут или уйдут из дома и одичают. Однако у поляков на Пасху им дают освящённого хлеба. Распространены поверья об обращении ведьмы в собаку и кошку, о появлении чёрта и вампира в собачьем и кошачьем обликах. У некоторых восточных славян в образе собаки или кошки, особенно чёрных, персонифицировалась Коровья Смерть или холера. Кроме того, облик собаки может принимать водяной, полевой, банник и др. При этом собака — обычная или отмеченная особыми признаками (первородная, родившаяся в субботу, чёрная, «четырёхглазая», то есть с пятнами над глазами) — обладает способностью видеть нечистую силу и отпугивать её.

Собака и кошка имеют отношение к грому. Русские верят, что чёрные собака и кошка оберегают дом от молнии, но и считают опасным присутствие их в доме во время грозы. Поляки и македонцы выгоняют собаку и кошку из дома во время грозы, полагая, что они притягивают молнию и что они тем опаснее, чем длиннее у них хвосты. Подобные воззрения обусловлены способностью чёрта обращаться в этих животных.

Собаку и кошку роднят и черты домашнего покровителя, сближающие их с лаской. Украинцы отождествляют с лаской последнего, тринадцатого щенка в помёте, который после того, как женщина целый год держала его у себя за пазухой, становится злым и способным защищать от ведьмы. По польскому поверью, чёрные собака, кошка и петух, живущие мирно друг с другом, оберегают дом от нечистой силы, по русскому — от грозы и вора. Украинцы верят, что счастье в дом приносит приблудная собака. У восточных славян нередки рассказы об обращении домового в собаку. В таком виде его можно увидеть в углу двора на Пасху. Выбор масти скота, определяемый чаще всего домовым или окраской ласки, диктуется иногда и цветом шерсти собаки или кошки: какой масти собаку или кота встретит хозяин во время обхода своей усадьбы в Чистый четверг, такой масти следует держать скот (у украинцев). Под основание дома закапывают живых собаку и кошку той масти, какой желают иметь скотину (у русских). Домовой в виде большой собаки, увиденный на чердаке после пасхальной заутрени, сам говорит, какой масти скотину нужно держать (у украинцев).

Вытьё собаки в приметах предвещает смерть, мор, болезнь, голод, войну, пожар, кражу, нищету.

В легендах собака выступает культурным героем (трикстером), наделённым острым умом и склонным к проказам; изобретатель (похититель) огня. В шаманизме — посланник духов леса.

Собака


Боже, помоги мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака!
Януш Леон Вишневский

Собака, наиболее близкое человеку животное, олицетворяет такие добрые качества как верность, бдительность, привязанность, искренность и послушание. В некоторых традициях она выполняет функции культурного героя, мифического первопредка, принесшего людям огонь. Кроме того, собака, посвященная богам войны, может быть образом храброго и решительного воина, символизировать силу, мужество и активное внимание.

Будучи помощником человека, собака ведет его по дороге к цели. Собака сопровождает человека в течение дня жизни и является его проводником через ночь смерти. Великие проводники душ, такие как Анубис, Геката и Гермес изображаются с головой собаки или имеют собаку в качестве своего атрибута. Во многих мифологиях собака охраняет границы между мирами, является стражем и владыкой подземного мира, где властвуют хтонические и лунные божества. Это мир снов, царство тьмы, другая сторона жизни, где, однако находится точка, в которой смерть становится возрождением. Здесь происходит возвращение к истокам, это энергетический центр, где пребывают силы возобновления.

Анубис - египетский бог, покровитель умерших

В Древнем Египте встречаются кинокефалы, божества с головой собаки. Их задача — бороться с чудовищами, уничтожать врагов света и охранять вход в священные места. Анубис, покровитель умерших, почитался в различных образах — черного шакала, дикой собаки Саб, в виде человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов. Его основные эпитеты «Хентиаменти», то есть тот, кто находится перед страной Запада (царства мертвых), «владыка Расетау» (царства мертвых), «стоящий перед чертогом богов». Анубис из «другой стороны жизни» принимает покойника, сопровождает его до берега на барке мертвых и присутствует при взвешивании сердца. Именно Анубис мумифицирует труп Озириса.

Черный Анубис связан с первым этапом алхимического процесса, «черным деланием», которое в психологическом плане означает вхождение в хаос, разъединение, распад. Древние греки отождествляли Анубиса с Гермесом.

В греческой мифологии собака — это атрибут Гермеса, посланника богов, покровителя путников, проводника душ умерших. Являясь психопомпом, подобно Гермесу, собака в то же время обладает способностями целителя и сопровождает бога медицины Асклепия (Эскулапа). Она может исцелять, давать рождение, новую жизнь.

Чудовищный трехголовый пес Кербер охраняет вход в мир мертвых, Гадес. Он охранник владений Гадеса, куда прибывают мертвые в лодке Харона. Гадес — это страна теней, но внутри, в ее глубинах, хранятся сокровища. Это богатства внутреннего, духовного мира, которые охраняет Кербер.

С подземным миром связана и Геката, хтоническая богиня мрака, ночных видений и чародейства, которая появляется в облике собаки или в сопровождении своры собак, «псов войны». Геката выступает в образе божества, связывающего два мира — живой и мертвый. Она олицетворяет мрак, вместе с тем это лунная богиня, близкая Селене и Артемиде. Артемида, дева-охотница, покровительница леса и диких животных, владычица циклов времени, ее тоже сопровождает собака.

В Древней Индии Индру, царя богов, сопровождает собака Сарама («быстрая»), которой посвящен один из гимнов в «Ригведе». Индра посылает Сараму на поиски пропавших коров к паниям, а затем освобождает их из плена. Сарама — мать двух чудовищных псов, Шарбаров, охраняющих царство Ямы. Эти четырехглазые псы с широкими ноздрями, стражи и вестники Ямы, «царя мертвых», бродят среди людей, высматривая свою добычу — людей, которым суждено умереть.

В Древнем Иране есть предание, что на Древе Всех Семян сидит Сенмурв, священный пес Ахурамазды, покровитель зародышей и всходов. Он изображается крылатым и покрытым рыбьей чешуей, что символизирует господство в трех стихиях — в воздухе, на земле и воде. Каждый раз, когда он подымается, у дерева вырастает тысяча ветвей; когда он садится, он ломает тысячу ветвей и рассеивает их семена.

У зороастрийцев собака — второе по святости существо после человека, «самое любезное творение». Кормление собаки, в том числе ритуальное, имеет большое значение: пища, данная собаке, предназначается для душ умерших; время кормления собаки — сразу после захода солнца — принадлежит фравашам, душам умерших. Для выполнения погребальных обрядов в зороастризме используют белых «четырехглазых» собак (с темными пятнами под глазами). «Четырехглазость» подразумевает способность собак видеть саму смерть, с чем связан ритуал «сагдид» («взгляд собаки», «осматривание собакой»), когда собака своим взглядом прогоняет от мертвого тела дэва трупной скверны. Две собаки стерегут мост Чинват, ведущий в мир иной.

У ацтеков Шолотль, брат-близнец Кецалькоатля, имеет голову собаки. Собака, как Шолотль, который сопровождает Солнце в его путешествии в подземном мире, могла провести умерших к месту вечного пребывания. Шолотль, Венера вечерняя, вместе с Кецалькоатлем, Венерой утренней, отправляется в Миктлан, царство мертвых, за костями людей прежних эпох ради создания людей нового поколения; он помогает Кецалькоатлю избежать коварных ловушек Миктлантекутли, владыки подземного царства, и вернуться из царства мертвых, получив желаемое. Десятый день календаря ацтеков является днем пса. Последним, тринадцатым, знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, безвременье, было созвездие Собаки, связанное с понятием смерти и, одновременно, с воскресением, возобновлением.

В кельтской мифологии собака сопровождала богов охоты, войны и героев, а также бога-целителя Ноденса. Одним из атрибутов солнечного бога Луга был волшебный непобедимый пес, знаменитый еще и тем, что «. стоило ему в ручье омыться, как воды в нем текли вином и молоком».

В ирландской традиции Кухулин — главный герой многочисленных саг. В раннем возрасте он отличился тем, что убил чудовищного пса кузнеца Кулана. Имя Кухулин — «Пес Куланна» — герой получил после того, как вызвался заменить убитую им собаку в качестве сторожа.

В скандинавской мифологии демонический пес Гарм является стражем подземного мира. В последней битве перед концом мира он вырвется на свободу и вступит в бой с асом Тюром. В этом сражении оба погибнут.

В древней мифологии славян в крылатую «собаку — птицу» мог воплощаться солнечный бог Семаргл , входивший в число семи божеств древнерусского пантеона. Семаргл символизировал Солнце летнего солнцестояния и считался охранителем посевов.

Предки верили в дар предсказания этих животных, которые предчувствовали пожар, несчастье, смерть. Раздвоенность образа собаки, его «нечистота» проявляется в тех легендах и сказаниях, где речь идет о способности ведьм и упырей превращаться в собак.

В символизме христианства собака означает верность, бдительность, охрану, а иногда становится аллегорией священника, «доброго пастыря». Как хранитель стад собака олицетворяет епископа или проповедника. Черные и белые собаки — знаки ордена Доминиканцев.

Собаку и волка можно рассматривать как два взаимодополняющих аспекта одного символа. Символически собака является светлой стороной волка. К примеру, у Аполлона, сияющего повелителя Солнца, друг — волк, тогда как у его сестры, Артемиды, лунной богиня — собака.

-Метки

-Рубрики

  • Афоризмы (188)
  • История вещей (61)
  • (0)
  • Весна и лето (40)
  • Гороскопы и гадание (89)
  • Достопримечательности (281)
  • Необычные памятники, дома (120)
  • Еда, фрукты (127)
  • Здоровье и красота (217)
  • Диеты (27)
  • Лекарства и витамины (21)
  • Зима (82)
  • Знаменитые люди (376)
  • Игры и головоломки (98)
  • Интересное (526)
  • Интересные сайты (133)
  • Камни (37)
  • Интернет и компьютер (202)
  • Искусство (678)
  • Современное искусство (94)
  • Архитектура (76)
  • Екатерина Рождественская (8)
  • Живопись (188)
  • Прикладное искусство (54)
  • История (375)
  • История России и СССР (81)
  • Календарь (43)
  • Картинки (158)
  • Кино (207)
  • Коллекция ссылок (114)
  • Кошки (122)
  • Красота и мода (113)
  • Креатив (57)
  • Кулинария (300)
  • Выпечка и сладкое (56)
  • Мясо и рыба (45)
  • Салаты, закуски (55)
  • Украшение блюд (20)
  • Легенды о цветах (33)
  • ЛиРу (187)
  • Оформление дневника (55)
  • Литература (334)
  • Библиотеки и списки (45)
  • Литературные герои (40)
  • Слова (92)
  • Мифы и легенды (166)
  • Символы года (70)
  • Музыка, песни (148)
  • Наука, техника, космос (178)
  • Научные опыты и знания (13)
  • Необычное (60)
  • Новый год (228)
  • НГ рецепты (18)
  • Новый год в мире (5)
  • Новогодние традиции (22)
  • Осень (56)
  • Петербург (329)
  • Мой Петербург (113)
  • Полезное (202)
  • Флайледи и дом (27)
  • Праздники (152)
  • Природа (255)
  • Сады и парки (82)
  • Притчи (43)
  • Психология (152)
  • Разное (83)
  • Рамки и фоны (49)
  • Справочники (77)
  • Стихи (380)
  • Классика (43)
  • Советская поэзия (22)
  • Стихи детям (14)
  • Стихи женщинам (40)
  • Страны и города (328)
  • Замки и дворцы (36)
  • Тесты (214)
  • Рейтинги и Топы (168)
  • Чудеса света (24)
  • Удивительное (30)
  • Факты (78)
  • Фотоподборки (167)
  • Фотопрогулки (100)
  • Цвет (42)
  • Цветы (194)
  • Юмор (295)
  • Явления природы (30)

-Музыка

-Поиск по дневнику

-Статистика

Собака

СОБАКА— одновременно символ преданности и верности и ритуальной нечистоты и разврата.
Первая характеристика связана с той ролью, которая отводилась собаке еще на заре развития человечества: во время охоты, при охране жилищ, на пастбищах. Получая из рук человека пищу, собака преданно служила своему хозяину, забывая о своей дикой жизни, которая состояла как раз из самостоятельного добывания корма.
Вторая характеристика опять-таки напрямую связана с развитием человечества, но в данном случае с изменениями, происходящими в воззрениях людей на окружающий мир, на природу и религию, на взаимоотношения друг с другом. Так, для многих народов откровенным оскорблением звучит сравнение какого-либо лица с собакой (сукой). Для семитской и индусской традиций собака — нечистое животное, ее могут спокойно убить, дабы защитить храм и себя от нечистых духов или сил. Зачастую собаку воспринимают как прислужника дьявола или воплощением самого дьявола.
В то же время образ собаки нашел отражение в ритуальных росписях гробниц египетских фараонов (сцены охоты). Считалось, что даже после смерти хозяина собака будет продолжать и охранять его в потустороннем мире и способствовать развлечениям.
У различных народов мира собака также связывалась с природными явлениями, например с молнией и дождем. Коренные жители Центральной Америки по поведению и лаю собаки определяли грядущие изменения погоды.
Собакам предписывается способность видеть духов и предупреждать об опасности своих хозяев, чувствовать опасность, приближающиеся природные катаклизмы — землетрясения, наводнения. Собакам приписывались уникальные свойства предсказывать наступление на людей различных эпидемий заболеваний.
Собака предстает еще и как образ стража загробного мира: Цербер и Анубис — имена, ставшие нарицательными.
Неоднозначен образ собаки в литературе и в изобразительном искусстве — от верного друга человека до исчадия ада.
В настоящее время собака выступает еще и как предмет роскоши (своеобразный символ), в который не жалеют вкладывать финансы.


Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997.


Собака олицетворяет верность, бдительность, знатность, (собаки и соколы - эмблемы знати).

Плутарх говорит, что собаки символизируют консервативное, бдительное, философское начало в жизни.

Собака, подымающая свою грубую шею, с мордой поочередно то черной, то золотой означает посланника, снующего туда-сюда между высшими и подземными силами (Апулей). Она охраняет границы между тем миром и этим, страж этого перехода, страж мира подземного, прислужница мертвых, психопомп.

Будучи лунным животным наряду с зайцем и ящерицей, собака - посредник между лунными божествами. В Египте и Шумере она солярка.

Ассоциируется со всеми посланниками богов и богами разрушения. Является атрибутом Анубиса и Гермеса (Меркурия) . Собака и выдра специально отмечены как чистые животные в зороастризме, а убивать их - грех. У Гекаты были свои боевые псы. У северных народов Гармр, пожиратель, часто изображается псом Бримо, или его сопровождает собака. Иногда собака сопровождает Пастыря Доброго.

Обычно она - спутник целителей, таких как Эскулап, а также всех охотниц и Богинь-Матерей. Мать-Богиня часто называется сукой и изображается как щенящаяся Черная собака, олицетворяя колдовство, дьявольские силы, проклятие, смерть. Кошки и собаки, будучи приближенными ведьм, могут олицетворять их в качестве насылателей дождя. Собаки в образе ветров могут прогнать вепря-зиму или засуху. Существо с собачьей головой убивает или заключает в темницу врагов света.

Собака часто является культурным героем или мифическим предком. Кроме того, будучи спутником в жизни, она остается им после смерти, заступается за мертвых перед богами подземного мира. Она также умеет вызывать огонь и управлять им, либо изобретя огонь трением, либо, как в некоторых культурах, подглядев, как мужчины делают огонь, и передав этот секрет женщинам. В связи с огнем собака принимает сексуальный символизм, поскольку сексуальная сила и огонь связаны. У африканских племен собака - культурный герой, изобретатель огня, и тот, кто приносит его людям.

В алхимии собака с волком олицетворяют дуальную природу Меркурия, философской ртути, ноуса.

У американских индейцев она взаимозаменяема с койотом; животное грома; приносит дождь; изобретатель огня и, также как и койот, культурный герой и мифический предок, заступник и посыльный. Чтобы вознести молитвы к иному миру, ирокезы приносили в жертву под Новый Год белую собаку. У ацтеков Ксолтль, Бог Смерти и Заходящего Солнца, имеет голову собаки и является покровителем собак. Собака была психопомпом, и ее часто приносили в жертву у гробницы, чтобы она сопровождала умершего в дороге на тот свет. Последним знаком мексиканского зодиака, представляющим период хаоса, когда не было времени, была собака, символизирующая смерть и, одновременно, воскресение.

В буддизме Львиная Собака - страж Закона, недвижимое подчинение и подавление страстей через Закон. Это также атрибут Ямы, Бога Мертвых.

У кельтов ассоциируется с целительными водами и сопровождает богов охоты, войны и героев, а также бога-целителя Ноденса. Суцеллоса также сопровождает собака.

У китайцев означает верность, неколебимую преданность. Приход собаки значит будущее процветание. Красная Небесная Собака Тьен-ку относятся: к принципу ян и помогает Эрлангу отгонять злых духов; но, будучи стражем ночных часов, собака становится инь и символизирует разрушение, катастрофу, становится связаной с метеорами и затмениями. В эти периоды собака приходит в бешенство и кусает Солнце или Луну. Львиная Собака Будды часто изображается в китайском искусстве.

У христиан означает верность, бдительность, супружескую верность. Как хранитель стада собака олицетворяет Доброго Пастыря, епископа или проповедника. Черные и белые собаки - знаки ордена Доминиканцев. Собака - эмблема святых Бернарда, Роша (которого кормила его собственная собака), Сайи, Тобиаса Венделина.

У египтян она сокологлавый проводник к солярному богу, помогающий держать Солнце на верном пути. Посвящена Анубису, богу с шакальей или собачьей головой, и Гермесу, как богу-посланнику. Является атрибутом Великой Матери, Аменти.

В греческом языке термин циник (собака) носит презрительный оттенок, предполагает наглость, лесть. Согласно Гомеру, собака бесстыдна, но также является психопомпом. Атрибут Гермеса (Меркурия) в качестве как посланника бога, так и Доброго Пастыря, сопровождаемого своим псом Сириусом, всевидящим стражем. Сириус сопровождает также Ориона. Собака, будучи связаной с Эскулапом, может исцелять, давать рождение в жизнь новую; ее верность переживает смерть. Собаки Гадеса олицетворяют неприветливость рассвета и сумерек, опасного и демонического времени, когда бродят враждебные силы. Пес-чудовище Цербер стережет вход в подземный мир. У Гекаты есть псы войны, и ей приносят в жертву собак на перекрестках; их также приносили в жертву Эйлейфии. Посвящены также Гераклу (Геркулесу) и Диане (Артемиде).

У евреев означает нечистоту.

У индусов охотничий пес - атрибут или спутник Индры; пес с четырьмя глазами олицетворяет Яму, бога мертвых, и отличается тем же символизмом, что и Гад ее.

В исламе собака - нечистота; допустима только в качестве сторожа.

У японцев: защита, страж.

У майя собака, несущая факел, олицетворяет молнию.

В митраизме, будучи психопомпом, собака связана с жертвой быка, и в этом случае изображается со змеей и скорпионом.

У народов Океании собака - изобретатель огня, принесший его людям. На парси имеется саг-диг, белая собака с желтыми глазами, или же белая с четырьмя глазами. Символизм их не объяснен, но возможно, это психопомп, поскольку собаку подводят к ложу умершего, и она сопровождает погребальную процессию. Смерть женщины при рождении требует двух собак для двух душ.

У Одина (Водана) есть две собаки и два ворона в качестве советчиков. Пес-чудище Гармр охраняет вход в подземный мир. В шаманизме собака - посланник духов леса.

В шумеро-семитской мифологии собака ассоциируется со скорпионом, змеей и всеми рептилиями, несущими зло, злобными и демоническими; в финикийской иконографии собака сопровождает Солнце и является эмблемой Гала, великого целителя. Собака является составной частью символики Богини-Матери и аккадского Белитили, чей трон держится на собаках, либо собака сидит у его трона. Атрибут Астарты.

источник

СОБАКА
Преданность, защита, бдительность – символизм, источник котороголежит в основном в кельтской и христианской традициях. В более примитивныхи древних представлениях собака ассоциировалась с загробным миром– как его страж и как проводник, доставляющий туда души умерших (например,мифический древнегреческий Цербер, ужасающий трехглавый пес у входав ад). Трехглавые псы также сопровождали Гекату, богиню смерти, котораячасто посещала могилы и перекрестки дорог и в честь которой древниегреки приносили в жертву собак. Среди других символов агрессии – скандинавскийадский пес Гарма и черная собака сатаны.

Однако обычно символизм, связанный с собакой и смертью, болеепозитивен. Тот факт, что они ежедневно и повсюду сопровождали человека,и приписываемое им знание мира духов стали причиной того, что их считалихорошими проводниками в загробном мире. Они встречаются в этой ролии в древнеегипетской мифологии как спутники бога Анубиса, и как проводникичеловеческих душ через реку Смерти в мифах майя. Ацтекский бог-собакавел солнце сквозь тьму загробного мира и возрождался вместе с ним каждоеутро. Собаки часто были жертвенными животными – в честь своих умершиххозяев или как посредники в общении с богами, как, например, в ирокезскомжертвоприношении белой собаки. Души умерших были в более тесном контактес собаками в древности в Центральной Азии и Персии, где телами умершихкормили собак. Этот обычай привел к семитскому и мусульманскому представлениюо собаке как о нечистом, подлом, жадном животном, которого использовалитолько как сторожа (за исключением гончих собак, у которых был по вполнепонятным причинам более высокий статус). Во многих культурах собакабыла одновременно символом презрения и преданности, что и закрепилосьв современной идиоматике – эта противоречивость отражена в происхождениислова «циник» от греческого слова «kuon» (собака), оскорбительноговыражения по отношению к последователям философа Диогена, иллюстрирующегоих агрессивную грубость, но принятого затем как подходящее обозначениедля их роли стражей морали. Название «доминиканцы» для монашескогоордена переводится с латинского как «псы Господа» и прямо символизируетмиссию охраны христианских догм. В христианстве собака – также подходящийсимвол для пастыря Господня, и поэтому она была эмблемой духовенства.Собаки – символы милосердия в кельтско искусстве, спутники многих богинь– покровительниц целительства, а также охотников и воинов. Собаки– символ защиты в Японии, а также в Китае, хотя там они могут иметь репутациюдемонических созданий, особенно в космическом символизме затменияи других пугающих явлений природы; они могут быть символом как солнца,так и ветра. Послушный пес – символ верности закону, хотя Будда сказал,что –те, кто живет как собака, после смерти и превратятся в собаку. Виндуизме собаки считаются спутниками бога смерти Ямы, что снова возвращаетнас к связи собаки и загробного мира.

В других местах собак часто напрямую ассоциировали с богами,особенно в Африке. В Меланезии, в североамериканских и сибирскихлегендах ум собаки сделал ее символом неистощимых выдумок, создателемили похитителем огня. Как и другие подобные легендарные фигуры, собаки проклинали, и восхваляли. В некоторых легендах утверждается, чтоиз-за оплошности собаки человек потерял дар бессмертия.

Пес – самое распространенное животное в нашей жизни, которое, как и кошка, является для человека основным животным-компаньоном.

Чтобы подойти к пониманию – что означает символ и какие качества у тотема собаки, рассмотрим его сутевые и мифологические основы.

Навигация по статье

Суть собак

Ученые считают, что собака все таки произошла от волка, но из той части животных, которые по тем или иным причинам прибились к жилищам человека и были одомашнены.


Кадр из “Игры престолов” – Джон Сноу со щенком лютоволка

Чем человеку понравилась собака – это понятно. С её слухом и обонянием, это – идеальный сторож и помощник в охоте, который в тяжелые времена может спасти и согреть. Но вот зачем собаке человек?

Считается, что самый сильный инстинкт этого животного – это социальное поведение, она нуждается в контакте если ни с себе подобными, то с кем-то, кому она будет нужна, с кем разделит общую жизнь.

Если ритмологически, то собака – пространственный осколок, который имеет одну задачу – найти и встроиться в общее пространственное целое. Если не в свою стаю, то в Душу человека. И всё для этого делает. Она отдает свои эмоции, свою верность и преданность, с целью получить человеческую энергию и его внимание.

Возможно, собака появилась здесь на Земле уже с этими развитыми программами, которые сформировались в ней где-то в другом месте, на других планетах…

Собаки в мифологии

Как и кошке, собакам открыт тонкий мир (астральный план), они реагируют на все его движения. Возможно поэтому, в мифологии сохранились псиные образы, связанные с потусторонним, с подземным миром (по легендам, именно туда уходили души мертвых).

Из Древнего Египта до нас дошли образы кинокефалов – божественных сущностей, имеющих голову собаки. Сейчас, когда мы знаем об участии в жизни Земли представителей других миров, можно предположить – так выглядела одна из инопланетных рас. В легендах сохранилась информация о задаче кинокефалов – борьба с темными сущностями и охрана священных мест.


Возможно один из них – это Анубис, бог с псиной головой, также его изображали в теле собаки. Почитался как покровитель некрополей и кладбищ, являлся проводником умерших к своему отцу Осирису, царю загробного мира и судье Душ. Далее в процессе этого суда, именно Анубис взвешивал сердце человека на весах Истины.

Греки отождествляли египетского Анубиса с Гермесом, посланником богов, одна из функций которого быть проводником душ умерших.

Существуют мифические образы собак, охраняющих царство мертвых. В скандинавской мифологии демонический пес Гарм сторожил подземный мир. У зороастрийцев две собаки стерегут мост Чинват, ведущий в мир иной.

В шаманских ритуалах северных народов широко распространен образ собаки-охранника. Собака охраняет подземное царство Эрлик Хана и алтайские шаманы в своем путешествии в иной мир должны с ней договариваться.

Есть ещё трехголовый Цербер, охраняющий греческий Аид и два чудовищных четырехглазых пса Шарбары, охраняющих царство Ямы, правителя мертвых в Древней Индии.


Кадр из фильма “Гарри Поттер и философский камень” – трехглавый пес Пушок, охраняет проход к камню

Если Цербер охранял выход из царства мертвых, то Шарбары – бродили среди людей, высматривая тех, которым суждено вскоре умереть. Возможно – современная примета, что “собака воет когда чует чью-то смерть”, имеет подобные корни.

Стоит предположить, что образы трехглавости, четырехглазости сторожей потустороннего – свидетельствуют о возможности собак воспринимать существующее за гранью видимого мира.

Также в мифологии сохранились священные образы собак, связанных не только со смертью, но и с рождением новой жизни.

В легендах ацтеков брат-близнец Кецалькоатля именуемый Шолотль имеет голову собаки, он не только сопровождает Солнце во тьму – в подземный мир, но и встречает его возрожденным.

С возрождением также связан священный пес Сенмурв – покровитель зародышей и всходов, спутник Ахурамазды.


Славянская мифология – Сварог и Семаргл

В пантеоне древних славян существовал вестник между мирами Неба и Земли – бог солнцестояния Семаргл, который мог превращаться в крылатую собаку, охраняющую посевы.

Дополняет эти образы христианский символизм, где собака означает в первую очередь верность и охрану от темных сил, а также аллегорически связана со священником, как с добрым пастырем, охраняющем народные стада. Вот вам ещё одна – пастушья функция собаки.

У кельтов именно пес сопровождает героев и богов войны, охоты, в истории это вылилось в различные узкие функции собак: боевые, разведывательные, спасательные, караульные, розыскные, охранные, встречаются даже собаки-крысоловы. Сейчас собаки служат в армии, в полиции, на границе, в службах спасения и охраны и пр.

Собаки являлись ваханами (ездовыми существами) божеств. Жена Одина Фригг, богиня мира и космического порядка, ездила на колеснице, запряжённой собаками. В индуизме Ваханой Бхайравы, то есть божественной сущности, вмещающей в себя особенно разрушительный и ужасающий аспект Шивы, является именно собака.


Бхайрава на своем вахане – собаке

Собака сопровождала кельтского Ноденса, являющегося богом-целителем. Одним из спутников ирландского бога Луга, который отождествляется с греческим Гермесом, был волшебный непобедимый пес, о котором говорили, что «…стоило ему в ручье омыться, как воды в нем текли вином и молоком».

Интересно, что у греков бог медицины Эскулап (Асклепий) сопровождался собакой, которая была его помощником.

Сегодня мы знаем, что в современной медицине собак используют в диагностике некоторых человеческих болезней, а также в целительстве. Собаки-ассистенты помогают жить людям с различными физическими недостатками.

Таким образом, все известные нам современные функции и способности собак представлены в мифологии разных стран и народов. И часто образы и даже названия божеств, связанные с теми или иными собачьими функциями, совпадают, что говорит о преемственности традиций. А возможно это одни и те же истории, только переданные по т.н. «глухому телефону».

Тотем собака


Имеющий тотем собаки всегда настроен на глубокий сущностный контакт с другим человеком, группой. Он хотел бы приносить пользу и быть оцененным по справедливости. Он умеет служить другим людям и общему делу.

Его отличают верность и преданность, он не склонен к предательству, если он вам что-то пообещал, то всегда выполнит. Он любит заботиться о других, дарить подарки, посвящать своё время помощи тем, кому она нужна.

Он не умеет быть нейтральным, всегда на чьей-то стороне, которую будет защищать и поддерживать. Для него есть свои и чужие, друзья и враги. И, конечно, он не всегда объективен.

Люди с тотемом собаки достаточно чутки в чужому состоянию, считывают намерения человека, их подсказки и советы очень уместны и полезны. Как друг, товарищ и коллега – это прекрасный вариант сотрудничества, с чувством долга и ответственности, с которым вы будете ощущать себя надежно и безопасно.


Кроме того, общение с ним будет проходить на хорошем эмоциональном уровне. Псы не скрывают своих эмоций, но умеют их выражать достаточно красиво и деликатно. А также они умеют хранить тайны, им можно доверить все, самое дорогое и сокровенное.

Лучшие профессии для псов – те, что связаны со служением кому-то, чему-то. Это могут быть кадровые военные, охранники, работники организаций и фондов милосердия, медицинские сестры и целители, опекуны и сиделки, адвокаты, секретари-референты.

Мужчина с тотемом пес – идеальный семьянин. Для него самое главное это его мир, его близкие люди, его дело. Карьера и слава его вообще не колышат, к его самооценке все это никакого отношения не имеет. Охраняет свою территорию и людей, которым он предан.


Для него вполне нормально, если его женщина выше по статусу, интеллекту, финансовому уровню. Рядом с такой дамой он будет чувствовать максимальный смысл своего существования. И проблем с тем как вписаться в её жизнь, стать нужным, полезным – у него не возникнет.

Даже если с ним не очень хорошо обращаться, у него достаточно терпимости, он сострадателен и понимает недостатки человека. Самое страшное для него – остаться одному, когда он привязался к человеку, но оказался совершенно не нужен.

Он сильный боец и хороший защитник, проявляющий в этом деле всю свою сноровку и умеющий активировать скрытые резервы.


Женщина с тотемом собаки также верна и абсолютно предана тем людям, кого она впустила в свое сердце. Она терпелива и мудра, но при этом часто остается на вторых ролях, выполняя в жизни своих подруг и родственников роль “жилетки” и вечной помощницы. Может казаться, что она живет жизнью других людей, которая для неё важнее. Или просто потому что не научилась толком жить собственной жизнью.

Очень лояльно относится к людям, видит в них всё самое лучшее. Рядом с такой спутницей вы сами можете почувствовать, что становитесь добрее и благороднее.

Склонна растворяться в своем партнере, терять свою собственную ось и личные границы. Поэтому ей нужно учиться что-то делать и лично для себя.

Такая женщина никогда не бросает своих детей и своих родителей, ухаживает и поддерживает их с полной самоотдачей, забывая о себе.


С тотемом собаки, не все так однозначно, у него есть и крайние проявления:

  • это карманные собачки – когда зависимость от другого человека становится абсолютной, ссоры и разрывы с ним могут доводить до сильнейшей депрессии, гибели;
  • пустолайки – те, кто не нашел того, чему и кому можно служить, но компенсирует это за счет бурной и бессмысленной активности на общей траектории. Именно от них повелись выражения “собачиться”, “лаяться”;
  • волкодавы – это люди одной функции, связанной с уничтожением неугодных своему эгрегору, им нужно великое дело или идея, в обычной жизни их очень сложно выдержать.

Собака – символ верности и служения

Этот символ больше всего подходит тем, кто:

уверен, что это его тотем;

родился в годы собаки по Восточному календарю: 1922, 1934, 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006, 2018;

родился под Знаком Зодиака Дева (с 23 августа по 23 сентября) – эти люди наиболее способны к служению;

родился под Знаком Зодиака Стрелец (с 23 ноября по 21 декабря) – они более всего нуждаются в качествах и компании собаки;

в вашем гороскопе проявлены градусы, связанные с тотемами собак:

  • 21 градус Овна (доберман-пинчер);
  • 20 градус Рака (белая пушистая);
  • 30 градус Льва (маленькая);
  • 16 градус Девы (охранник);
  • 8 градус Весов (черная лохматая);
  • 11 градус Весов (енотовидная);
  • 3 градус Скорпиона (ньюфаундленд);
  • 17 градус Стрельца (кудрявая);
  • 17 градус Козерога (лайка);
  • 27 градус Водолея (борзая);

в вашем гороскопе есть соединение значимых точек со звездами Малого и Большого Пса (особенно важна звезда Сириус – Альфа Большого Пса).


Не странно ли, что в фильме “Гарри Поттер” Сириус Блэк (чья жизнь была посвящена дружбе с Джеймсом и его семье) – превращался именно в большого пса?

Символ собаки мы может использовать в качестве талисмана, амулета, оберега. Любой аспект этого животного вы можете закрепить в виде образа, символа.

Талисман Собака лучше всего использовать в качестве:

  • охранной, обережной символики – с целью ощущать веяния окружающих вас разнообразных сил, чтобы вовремя среагировать на опасность и не пропустить чужие козни;
  • как символ дружбы и отношений, которые основаны на верности и бескорыстии. Это всегда союз с кем-то – с одним человеком или группой. Этот символ хорошо дарить в виде украшения, игрушки, картины и т.п. – в знак собственных искренних чувств к другому человеку;
  • если у вас есть проблемы с хранением тайн или секретов – ставьте на них собачку.


Если вам снится собака – считается, что некие дружественные силы предлагают вам помощь. Будьте внимательны и не пропустите её. Часто в виде собаки к нам в сновидение приходит собственный Дух, приносит вести и знаки о том, что для нас сейчас важно.

Читайте также: