Что такое канистерапия для собак

Опубликовано: 22.04.2024

Ира Чернова

  • Что такое канистерапия;
  • Показания и противопоказания канистерапии;
  • Подходящие породы собак для канистерапии.

Сегодня все более популярными становятся альтернативные методы психологической помощи, когда «психологами» являются животные. Среди всего многообразия самый распространенный – «канистерапия». Да, мы часто слышим фразу «собака-друг человека», но всю ее полноту раскрывает именно этот метод.

Как действует общение с пушистыми терапевтами и всем ли подходит такой способ лечения? – Ответы в нашем материале.

Что такое «канистерапия»

Думаю, многих владельцев собак после их возвращения домой ждет мини-шоу от домашних любимцев под названием «наконец-то ты пришел». Эти животные – одни из самых умных и эмоциональных среди всех представителей фауны. Поэтому и неудивительно, что истоки возникновения метода «канистерапии» достигают еще первобытных времен.

Наблюдая за поведением «братьев меньших», древние люди верили, что если сделать тотем или амулет с изображением собаки, то он наделит их силой данного животного. Кроме того, такой своеобразный оберег настраивал на правильный психологический настрой, снимал напряжение и помогал бороться со страхом.

Значительно позже – в 1792 году, в английском городе Йорк, психиатры начали применять общения с собаками при лечении душевнобольных людей. За счет их взаимодействия, наблюдалось значительное улучшение состояния пациентов, а также усиления действия других методов. Именно это событие стало толчком для изучения влияния других животных на человека и развития отдельной науки – «анималотерапии».

Смоки – йоркширский терьер-терапевт

Следующим витком в истории развития канистерапии считают времена Второй мировой войны. В то страшное время, был зафиксирован первый известный собака-терапевт – йоркширский терьер Смоки. Он работал в госпиталях для раненых в течение 12 лет и помог вылечиться от депрессии и посттравматических стрессов тысячам военных, за что получил 8 боевых наград.

Как научный метод, канистерапия начала свое развитие лишь во второй половине ХХ века. Произошло это благодаря стечению обстоятельств: врач-психиатр Борис Левинсон работал с ребенком, у которого был диагноз аутизм. Во время одного из приемов, пациент заметил собаку-врача и, будучи почти неконтактным, начал с ней играть и взаимодействовать. В дальнейшем психиатр начал использовать такой метод лечения и с другими больными, что давало большую положительную динамику.

психотерапия с собаками

В наше время канистерапия – это один из основных методов лечения и реабилитации людей с различными нозологиями посредством общения с собаками, который успешно внедряется в современной медицине и психологии.

Выделяют два основных вида канистерапии:

  • Пассивная, при которой терапевтическое воздействие достигается путем созерцания, без тактильного контакта с собаками. В таких случаях, польза для человека достигается за счет простого присутствия животного рядом.
  • Активная – когда пациенты за счет тактильного взаимодействия, игры и ухода за собаками, получают психотерапевтическую помощь. В таких условиях лучше проходит социализация людей с нарушениями и нормализуется психическое состояние.

В целом существует множество реабилитационно-лечебных программ, которые помогают людям с особенностями лучше взаимодействовать с окружающим миром, а также улучшают навыки самостоятельности.

Показания и противопоказания канистерапии

Собаки – удивительные создания, они не только способны лечить, а и диагностировать множество болезней. Например, в США активно разрабатывается программа по подготовке собак, которые способны распознавать предвестники эпилептических припадков, скачков уровня сахара в крови у людей с диабетом, а также признаки приступов астмы.

лечение собаками

Если говорить о лечебных свойствах пушистых терапевтов, то они помогают справиться с:

  • фобиями, паническими атаками и навязчивыми, неконтролируемыми страхами;
  • кризисными состояниями и приступами истерии;
  • аутистическими проявлениями;
  • неврозами;
  • депрессией.

Кроме того, общение с собаками просто необходимо людям с неизлечимыми болезнями, особенно во время прохождения стадий принятия своего состояния.

Еще одним направлением подготовки животных является предоставление им навыков взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями. В таких случаях, собаки становятся не просто помощниками и поводырями, а и своеобразным мостиком для взаимодействия с окружающим социумом.

В домашних условиях, ваши домашние любимцы – это неисчерпаемый источник мотивации, ведь собак необходимо выгуливать, а значит вы автоматически становитесь более ответственными и организованными. Кроме того, за счет прогулок вы чаще бываете на свежем воздухе, а особенно активные породы собак помогут вам полюбить спорт.

Противопоказания канистерапии

Любой положительный метод воздействия имеет свои исключения. Поэтому существуют случаи, когда взаимодействие с собаками нежелательно:

  • аллергия на животных;
  • повреждение кожных покровов и заболевания кожи;
  • болезни дыхательных путей;
  • инфекционные заболевания;
  • фобии, связанные со страхом собак.

Важно отметить, что сеансы канистерапии должны проходить в присутствии и при непосредственном участии квалифицированного канистерапевта. Ведь при неумелом использовании данного метода можно навредить пациенту и непроизвольно сформировать у него гиперпривязанность к собаке.

канистерапия

Популярные породы собак для канистерапии

Конечно, нельзя обойти вниманием разнообразие пород собак. Для канистерапии подойдет любая из них, главное, чтобы животное было хорошо натренировано специалистами данной сферы. Кроме того, они проходят специальное тестирование, которое проверяет их поведенческие реакции на громкие звуки, резкие движения, и наличие агрессивности по отношению к человеку, или других животных.

При выборе собаки для проведения сеанса канистерапии, стоит отталкиваться от конкретного случая. Так, собаки небольших пород лучше всего подходят для работы с людьми пожилого возраста, а также для пациентов хосписов. Животные средних и больших размеров часто используют для работы с детьми и подростками с заболеваниями психического и психосоматического генеза.

Выбор породы собаки зависит и от конкретных коррекционно-реабилитационных целей. Например, для канистерапии с пациентами, которые имеют элементы девиантного поведения, различные психические заболевания и ограничения физических возможностей, используют собак ездовых пород – лайки, хаски, маламуты, самоеды. Считается, что именно эти породы наиболее дружелюбно относятся к людям и быстро учатся.

Не слишком подходящими для канистерапии оказались пудели и собаки породы чихуахуа. Из-за своей уязвимой нервной системы данные животные быстро устают и отказываются выполнять дальнейшие команды.

Как видим, канистерапия – это уникальный метод, который не только помогает диагностировать и лечить различные болезни, а и дарит положительные эмоции.


Канистерапия — это вид анималотерапии (в России её ещё иногда называют зоотерапия или пет-терапия, от английского pet — домашнее животное, питомец), метод медицинской и социальной реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных — собак-терапевтов. Автор «Дейли Бэби» вместе с клиническим психологом, специалистом канистерапии и хозяйкой трёх собак-терапевтов Любовью Владыкиной рассказывают, что такое канистерапия, какие собаки действительно могут помочь и кому это нужно.

Канистерапия: начало

Терапевтический эффект от общения с животными был известен давно — как минимум, со времен Гиппократа. Но впервые о том, что присутствие собак положительно сказывается на состоянии пациентов, заговорили в XVIII веке. В 1790 году в графстве Йоркшир филантроп Уильям Тьюк открыл больницу для душевнобольных. Именно здесь врачи впервые заметили, что присутствие собак снижает уровень агрессии и уменьшает число приступов у пациентов.

Целенаправленно использовать собак в работе и сформулировать концепцию пет-терапии первым смог американский психиатр Борис Левинсон лишь в 1960-х годах, когда увидел, что маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку по кличке Джингл. По одной из версий, однажды пес ворвался в кабинет во время сеанса с девятилетним аутичным мальчиком, с которым Левинсону никак не удавалось наладить контакт. Увидев собаку, мальчик поднялся ее погладить, и родители попросили и впредь пускать Джингла в кабинет на время занятий. Психиатр сопротивляться не стал и не ошибся, ведь совсем скоро работа сдвинулась с мёртвой точки.

По другой версии Джингл находился в приёмной во время работы психиатра. Так или иначе, профессиональное сообщество не восприняло выводы Левинсона всерьёз. Однако как раз в этот период в печати в большом количестве стали выходить работы Зигмунда Фрейда и воспоминания о нем друзей и учеников. И тогда выяснилось, что опыт Фрейда подтверждал абсолютно все выводы Левинсона: оказывается, отец психоанализа часто позволял любимому чау-чау Йофи присутствовать на своих сеансах и был убеждён, что это помогает ему выстроить доверительные отношения с пациентом.


На что жалуетесь?

К пет-терапии сегодня прибегают в самых разных случаях. Широко распространена практика использования животных в домах престарелых, где они помогают пожилым людям справляться с рассеянностью, страхами и стрессом. Собаки способны оказывать положительное влияние на ход лечения депрессии, бессонницы, расстройств пищевого поведения, неврозов, восстановление после травм, инсультов, стрессовых других расстройств, коррекцию ДЦП, синдрома Дауна, болезни Альцгеймера различных видов деменций, а также расстройств аутистического спектра (РАС).

«В моей практике был мальчик 12 лет, замкнутый, застенчивый, безынициативный, с низкой успеваемостью и социальной активностью. Его поведение в школе часто было деструктивным — он срывал пожарную сигнализацию, пугал других детей, игнорировал замечания учителей. После 3-4 занятий с собакой он наладил отношения со сверстниками, по собственной инициативе вступил в контакт с учителем, предложил свою стратегию исправления отметок и довольно успешно закончил учебный год. Его самооценка приблизилась к адекватной, он стал более объективно оценивать свои возможности, лучше осознавать, чего он хочет, в лучшую сторону изменились и отношения с членами семьи. Тем не менее, мы продолжим работу с началом учебного года», — делится опытом клинический психолог, специалист канистерапии Любовь Владыкина.

Учёные установили, что острый собачий нюх способен определять редкие сочетания белков в злокачественных опухолях и отличать одежду здоровых детей от одежды детей с РАС. Также, согласно исследованиям канадского института Калгари в детской больнице Альберты, собака способна предчувствовать эпилептический припадок, как минимум, за 20 минут. Учёные и врачи наблюдали за 45 семьями, в которых есть дети-эпилептики, переживающие приступы не реже раза в месяц. В 20 семьях отметили, что собаки реагируют на приближение припадка, в 10 из них животные пытались доступными им способами оповестить ребёнка или его близких об этом.

Заявлять, что канистерапия «лечит» все эти болезни нельзя, это все-таки способ социальной и медицинской реабилитации и абилитации. Однако существует огромное количество научных исследований, подтверждающих положительный эффект от подключения анималотерапии к основному курсу лечения.

Любовь Владыкина утверждает, что результат в канистерапии, как и во всех видах социально-психологической реабилитации, сильно зависит от регулярности и продолжительности занятий: «Бывает, что результат виден сразу, как, например, у детей с ДЦП или взрослых с депрессией. А вот чтобы добиться значимого и видимого результата при РАС или ментальных нарушениях, приходится работать долго. Самый простой пример успеха — это когда ребенок переносит навыки общения, полученные во время работы с собакой, на взаимодействие со сверстниками».

Не просто собаки

Несмотря на то, что общение с большинством собак — сплошное удовольствие, стать терапевтом способен далеко не каждый пёс. И дело тут совсем не в породе или внешнем виде.

Если вы хотите завести собаку-терапевта, лучше всего пойти в зоомагазин или к заводчику вместе с методистом или специалистом канистерапии. Или же попытаться найти щенка у толкового заводчика. Любовь Владыкина — хозяйка трёх собак-терапевтов, отмечает: «Есть определённые качества, которыми должна обладать собака, чтобы пройти тестирование на пригодность — сильная нервная система, низкая возбудимость, лояльность к другим собакам, доброжелательность и направленность на человека. Она изначально должна проявлять высокую эмоциональную чувствительность в отношении людей и быстро адаптироваться к условиям среды. Разыскать такого пса сложно, но возможно: надо выбирать сначала заводчика, потом смотреть на родителей щенков, ходить на выставки, читать о собаках».

Специалисты канистерапии не пришли к единому мнению о том, какие породы подходят для этой работы лучше всего, так что, вероятно, дело вовсе не в породе. Однако существует довольно стойкое убеждение, что псы бойцовских пород станут плохими кандидатами на роль собак-терапевтов: несмотря на то, что они могут быть вполне дружелюбны, их характер довольно резок. Также специалисты не рекомендуют обучать на роль терапевта собаку, взятую из приюта.

«Есть такой фактор — депривационный синдром, проще говоря, страх нарушения привязанности. Собаке из приюта трудно видеть около своего хозяина другого пса. Нельзя сказать, что она не совсем непригодна для такой работы. При условии, что хозяин будет уделять ей должное количество внимания, её можно задействовать на групповых, массовых мероприятиях, но в такую собаку нужно вложить в разы больше ресурсов, чем в собаку, которая родилась в принятии любви. Тут всё как с людьми», — поясняет Любовь Владыкина.


Трое в лодке, считая собаку

Если пустить в комнату к ребёнку с особенностями развития собаку-терапевта, это ещё не будет считаться канистерапией. Для канистерапии нужны люди: канистерапевт и вожатый.

«В процессе обучения работе в этом формате существует разделение на „специалистов“ и „вожатых“. Специалист канистерапии — это всегда человек, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Он обязан постоянно учиться, проходя курсы повышения квалификации по своей основной специальности и изучая профессиональную литературу, посвящённую разбору тех или иных методик социально-психологической реабилитации и адаптации, посещая различные семинары и тренинги, связанные с личным и профессиональным развитием. А вожатый — человек, чья задача установить максимально качественный контакт с работающей собакой и постоянно продолжать её обучение. Основная задача вожатого — быть посредником между специалистом и собакой, управляя питомцем так, чтобы его действия пациенту казались осмысленными и самостоятельными», — объясняет Любовь Владыкина.

Перед тем, как привести щенка на обучение, хозяин сдаёт свой собственный экзамен, для которого необходимо хорошо понимать принципы общения с пациентами разных возрастов и состояний, правила безопасности и гигиены.

Как всё устроено

Обучение собаки-терапевта лучше начинать в щенячьем возрасте с самой обычной дрессировки для домашних животных, чтобы она освоила стандартные команды и наладила контакт с хозяином. И только после получения базовых навыков можно задумываться о специальных.

Мы уже говорили, что не каждый пёс способен стать терапевтом. Если вы покупали питомца без помощи профильного специалиста, за экспертизой направляйтесь в один из центров канистерапии. Там собака пройдёт тестирование, по результатам которого станет понятно, подойдёт ли она для этой непростой работы. Наиболее часто звучащий вердикт для собак, потенциально годных для канистерапии — «подходит с доработкой определённого перечня качеств». Это значит, что дальше вам необходимо скорректировать эти замечания.

Если специалисты увидели, что у вашей собаки есть все предпосылки для карьеры терапевта, а вы твёрдо решили стать ответственным вожатым, приготовьтесь много и упорно трудиться вместе со своим питомцем и приходите на курсы для новичков.

«Во время занятий учится не только собака, но и хозяин, потому что самое важное в процессе — эмоциональная связь между ними. В обучении первое, на что обращается внимание, — это саморегуляция. Дальше расширяются адаптивные возможности вожатого, и через него собака учится делать всё то, что умеет он. Потом они, помимо отработки стандартных вещей типа выдержки, безусловного безупречного послушания — голосом, жестом, движением брови, — нарабатывают комплекс правильных реакций на те или иные проявления и особенности пациентов: ходунки, костыли, трость, шум и грохот, ими производимый, чтобы собака не только не пугалась, но даже не обращала на них внимания, воспринимая как норму.

На практические занятия приходят люди, а дальше, если собака по результатам внутреннего тестирования признается готовой, её приглашают на занятия, где она сначала сидит на выдержке и наблюдает, как хозяин работает с другой собакой, или сама работает в облегчённом формате — например, привлекается всего несколько раз за занятие. Постепенно пара включается в полноценную работу, и со временем может участвовать в сеансах канистерапии в таких тяжёлых местах, как хоспис. Но всё зависит от собаки и хозяина. Иногда бывает наоборот, с паллиативных служб она начинает, и переходит к тому, что обывателям кажется попроще, а для собаки сложнее — индивидуальной работе», — объясняет Любовь Владыкина.

Обучение длится, в среднем, 6-7 месяцев, по одному занятию в неделю. Потом начинается точечная коррекция того, на что указывают специалисты после наблюдения за собакой или хозяином в рамках мероприятий, на которые пара допущена.

Обычно от прихода собаки на занятия до того, как она будет признана специалистом, проходит от полугода до 2 лет — всё зависит от пары.

Экзамены собака всегда сдаёт вместе со своим вожатым, и сертификат собаки-терапевта даётся один на пару. В идеале, квалификацию собаки нужно время от времени подтверждать, однако на деле это непросто. Впрочем, отсутствие квалификационных дипломов на профессиональную пригодность животного не влияет — если собака постоянно находится в работе, она не растеряет навыков. Если же она прерывается на длительный срок, ей приходится начинать почти сначала: с наблюдения и постепенного погружения в занятие.

После того, как собака признается полностью готовой, начинается индивидуальная или групповая канистерапия с реальными пациентами: «Перед тем, как начать, определяются задачи, стоящие перед командой, которой предстоит работать с конкретным ребёнком или взрослым, нуждающимся в этом виде социально-психологической работы. Затем специалист канистерапии формирует индивидуальную программу работы, учитывающую все особенности и возможности клиента. Занятия планируются с учётом рекомендаций лечащих врачей, интересов пациентов и их семей. Программа построена на поэтапном наращивании темпа и сложности задач, а собака играет роль мотиватора и безусловно безоценочного, принимающего помощника.

Благодаря слаженной работе команды — специалиста канистерапии, вожатого и хорошо обученной собаки, — человек незаметно для себя, в игре и с удовольствием, преодолевает те трудности, которые перед ним стоят и которые раньше считались им непреодолимыми. Вообще, всё занятие строится на основе игры, что не только помогает в преодолении трудностей, но и поднимает настроение, приносит удовольствие. Как и в любой игре, в процессе канистерапии каждый участник вносит свой равноценный вклад», — рассказывает Любовь Владыкина. «Местом работы» собаки может быть что угодно: центр социальной реабилитации, хоспис, медицинское или учебное заведение, детский дом, иногда даже обыкновенная квартира.

Для того, чтобы успешно заниматься с любимым псом канистерапией, нужно хорошо понимать своего питомца и обладать высокой мотивацией. Именно вожатый руководит действиями своей собаки, именно на нём лежит ответственность за её поведение, а значит, и ход занятия, и в конечном итоге — результат. «Иногда случается, что хозяин устаёт от учёбы раньше, чем она завершится, иногда собака не доходит до конца. Это всегда очень грустно, но так бывает. Поэтому самое важное — с самого начала адекватно оценить все ресурсы, которых эти занятия потребуют и убедиться в своей готовности к долгой и кропотливой работе», — рекомендует Любовь Владыкина.

Таланты собак не ограничиваются охраной дома и подносом тапок. Некоторые питомцы способны по-настоящему лечить людей — этот вид реабилитации называют канистерапией. Altapress.ru побывал на таком занятии и теперь рассказывает , как дети с инвалидностью благодаря собакам учатся ходить и почему алтайские канистерапевты не получают зарплат.

Канистерапия.

Не прием у врача

Небольшой зал , похожий на хореографический , наполнен почти до отказа. Несколько волонтеров Сибирской ассоциации поддержки канистерапии ( САПКТ) и их собаки очень ждут своего выхода. В стороне — группа студентов кинологического колледжа: они сегодня наблюдают и перенимают опыт канистерапевтов.

Все ожидают , когда соберутся пациенты , хотя здесь их обычно называют гостями или даже друзьями: занятия напоминают теплую встречу , а не прием у врача. Сеансы канистерапии проходят в разных форматах: это может быть индивидуальное занятие , более глубокое и направленное , или групповое , нацеленное больше на общение и эмоциональную разрядку. Сегодня как раз второй случай , поэтому гостей много — около 20 родителей и их взрослых детей с ограниченными возможностями здоровья.

Канистерапия.

«Мы работаем с разными категориями людей , чаще всего — с детьми и взрослыми с аутизмом , ДЦП , эпилепсией , нарушениями зрения , задержкой психического развития, — поясняет Наталья Станишевская , гендиректор кинологического центра „Друг“ и президент САПКТ. — Чуть реже проводим занятия с пожилыми людьми из интернатов , с подростками с психологическими проблемами , с детьми из детских домов. Кто-то самостоятельно приезжает к нам , к кому-то мы выезжаем».

Справка

Общественная организация САПКТ существует с 2014 года. До ее появления канистерапевты работали на базе клуба собаководства «Друг», Алтайского техникума кинологии и предпринимательства , организаций в других городах. После объединения и создания Межрегиональной общественной организации «Сибирская ассоциация поддержки канистерапии» отделения ассоциации организованы в разных городах Сибири и Российской Федерации. Они работают по единым правилам и опираются на государственный стандарт.

Главная — Надежда

Сразу заметно , что многие пациенты здесь не в первый раз. Они здороваются , что-то с интересом обсуждают , смеются. В отдельную группу собираются родители и говорят , скорее всего , о своих сыновьях и дочерях.

Канистерапия.

«Есть такой статус — дети с ограниченными возможностями , а я всегда говорю: и родители , получается , с ограниченными возможностями, — делится Наталья Шкарупина , мама одного из пациентов. — Если нет поддержки бабушки и дедушки — считай , мама „села“ вместе с ребенком. Поэтому канистерапия — это для родителей своего рода досуг. Мы здесь встречаемся , у нас общие интересы и проблемы , к тому же дети на глазах».

Разговоры затихают , когда на «сцену» выходит Надежда Курганова , кинолог и вице-президент САПКТ по Алтайскому краю и Республике Алтай. Если Наталья Станишевская обучает волонтеров теории канистерапии , то вице-президент отвечает за практику и руководит занятиями с пациентами.

В этот зал она впервые вошла 7 лет назад , когда проходила практику в клубе собаководства «Друг» ( соучредителе САПКТ). Надежда Курганова вспоминает , что тогда просто из интереса пошла посмотреть на занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для кинолога это было первое соприкосновение с людьми с особенностями , после был шок и «каша из эмоций в голове». Она решила сходить на занятие еще раз , чтобы разобраться в себе, — и в итоге осталась насовсем.

Канистерапия.

«Я начала тренировать свою собаку — французскую овчарку Цею, — рассказывает кинолог. — На одном из наших первых „рабочих“ сеансов был мальчик с аутизмом. Полгода назад его что-то напугало — и с тех пор он не проявлял никаких эмоций. Я долго искала подход к нему и в итоге решила побросать Цее игрушку , чтобы она ловила ее в прыжке. И в один момент мальчик рассмеялся во весь голос , я даже испугалась. Его папа тут же бросился обнимать-целовать сына , потом и Цею , и меня. И тут я поняла , что могу что-то изменить в этом мире».

Подобных историй у Надежды Кургановой много. Как дети с разными диагнозами после занятий начинали работать пальцами , говорить и даже ходить. Но это вряд ли чудо. Это результат работы большой команды. При этом у канистерапии нет задачи полностью излечить пациента — ей это не по силам , а вот достичь конкретного результата вполне реально.

Почему это работает?

Как методы практической психологии канистерапия и в целом пет-терапия ( терапия с домашними животными) довольно молоды. По словам барнаульского практикующего психолога Юлии Качановой , существует приличное количество научных работ и исследований , которые подтверждают эффективность пет-терапии. Хотя часть ученых и не считает ее научным методом.

Собака – это часть природы и она может дать окружающим в процессе общения то, что не всегда доступно человеку.

О пет-терапии и как проводятся занятия по пет-терапии


Пет-терапия (англ. pet therapy, pet — домашнее животное, а дословно — «любимое животное»), также, это направление известно как animal assisted therapy (от англ. анималотерапия, зоотерапия). Пет-терапия – это метод лечения с помощью домашних животных (собак, кошек, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.). В России более известен термин канистерапия (от лат. «canis» – собака) – это метод лечения с участием конкретно собак, а именно, специально отобранных и обученных собак-терапевтов.

Канистерапия – относительно новое в России направление, тогда как в Западных странах оно более развито и эффективно применяется в практике не только психологов, но логопедов, дефектологов, медицинских работников и врачей.

Более подробную информацию об истории происхождения пет-терапии вы можете прочитать на нашем официальном сайте в разделе: история и виды пет-терапии.

Наш центр психологической поддержки и пет-терапии «Хронос» является первым и единственным психологическим центром в Москве, на базе которого работают профессиональные собаки-терапевты совместно с психологами и специалистами канистерапевтами. Занятия по пет-терапии и канистерапии проводятся с детьми и взрослыми людьми, индивидуально и в группах. Также, у нас в центре принимают специалисты психологи-канистерапевты, которые работают со взрослыми людьми и детьми с разнообразными психологическими трудностями и запросами.

На приеме у канистерапевта присутствует сам специалист канистерапевт и специально обученная собака-терапевт.

На приеме у специалиста психолога-канистерапевта присутствует психолог и собака-терапевт. При этом психолог имеет дополнительную квалификацию по курсу канистерапия.

Собаки подбираются индивидуально для каждого клиента с учетом запроса и проблемы.

Например, при депрессиях и психологической травме работает собака-терапевт Найти. А для детей с аутизмом, гиперактивностью внимания или эмоционально-личностными конфликтами подходит другая собака-терапевт по кличке Лилу.

Индивидуально, по показаниям специалиста, возможна работа с участием кошек-терапевтов, такие занятия имеют название фелинотерапия, от латинского «felis» – означает кошка. В нашем центре на занятиях фелинотерапии присутствует специалист фелинотерапевт и кошка-терапевт.

Все животные, работающие терапевтами в нашем центре, прошли специальное тестирование, подтверждающее право работы с людьми. Тестирование животных проводится экспертами: кинологом, зоопсихологом, канистерапевтом и психологом. Таким образом, животные-терапевты абсолютно ориентированы к терапевтической работе с людьми.


Положительное воздействие лечение животными оказывает при следующих заболеваниях и проблемах:

  • Повышенная тревожность.
  • Депрессия.
  • Гиперактивность внимания.
  • ДЦП, ОНР, ЗПР, СДВГ, РДА.
  • Дети с ОВЗ.
  • Нарушение речи у детей.
  • Страх собак, фобия кошек и других животных, другие страхи.
  • Для лечения детей инвалидов, детей с двигательными нарушениями.
  • Панические атаки или панический страх.
  • Проблемы в школьном обучении у детей.
  • В реабилитации после травм, инсультов, для укрепления сердечно – сосудистой системы.
  • Для укрепления иммунной и нервной систем человека.
  • При оказании паллиативной помощи неизлечимо больным (в 2011 году почти 60 % американских хосписов, использовавших комплементарную медицину, использовали для лечения животных).
  • При шоковых состояниях, ПТСР, переживании острого горя, психологической травме и других расстройств нервной системы.
  • Различные виды деменции, эпилепсия, рассеянный склероз.
  • Для пожилых людей.

Под руководством профессионального канистерапевта и психолога пет-терапия подходит не только для детей, но и для взрослых. Люди, переживающие кризис или депрессию, отмечают улучшение состояния уже после первого занятия. Очень благотворно занятия влияют на людей переживших травму или трагическое событие в жизни.

Противопоказания:

  • Аллергия на шерсть.

Когда родители приводят ребенка на занятия с серьезными психологическими проблемами или, например, с аутизмом, они растеряны и не знают, что делать в подобной ситуации, как общаться с таким ребенком и грамотно организовать его психологическое и интеллектуальное развитие. Наши специалисты всегда смогут помочь найти верный подход к вашему ребенку, составить необходимую программу реабилитации и развития индивидуально для вашего ребенка.

Разновидности групповых и индивидуальных занятий по пет-терапии в нашем центре:

Индивидуальные – могут быть эффективны при терапевтической работе, например, когда место имеет психологическая травма или депрессия, фобия или другая психологическая проблема. Также, индивидуальные занятия более эффективны, чем групповые, для детей с аутизмом или другими симптомами, органического или неорганического происхождения. В некоторых случаях полезно проводить занятия по пет-терапии совместно с психологом или с психологом-канистерапевтом.

Групповые занятия рекомендованы, когда есть сложности в обучении, например, у детей, или не сильно выраженные страхи, неуверенность в себе. На группе для ребенка может быть полезен опыт взаимодействия не только с собакой-терапевтом, но и со сверстниками. В большинстве случаев присутствие собаки на занятии помогает ребенку успешно установить контакт с другими детьми, со взрослыми и с членами своей семьи, а также побороть страх, избавиться от комплексов, стать увереннее в себе.

Разновидности групповых занятий:


«Добрые лапки»

Занятия для детей, по желанию родители могут принимать участие.

  • нервно-мышечная релаксация,
  • снятие стресса,
  • получение позитивного опыта взаимодействия со сверстникам с участием животного,
  • увлекательные игры вместе с собакой-терапевтом.


«Ушастый нянь!»

Занятия для детей, желающих улучшить интеллектуальные способности, память и внимание, преодолеть проблемы в обучении.

  • специальные упражнения на улучшение всех психических процессов (внимание, память, мышление)
  • обучение релаксации,
  • сюжетно-ролевая игра с собакой-терапевтом.

«Заботливые лапки»



Это специальная группа для детей, имеющих заболевания РДА, ДЦП, ОНР, ЗПР, СДВГ*. Как известно, занятия с собакой-терапевтом не только способствуют снижению нежелательных симптомов, но и помогают усилить все ресурсы нервной системы, помочь в социализации детям и получить позитивный опыт взаимодействия с группой и всегда принимающей и доброй собакой-терапевтом.

  • упражнения на работу с телом,
  • обучение ощущениям границ собственного «Я»,
  • учимся позитивному опыту взаимодействия,
  • индивидуальный план занятий в зависимости от индивидуальных особенностей членов группы.

*По данным официальной медицины, занятия с собаками-терапевтами признаны эффективными и полезными для детей. В некоторых случаях, когда имеет место нарушение органической сферы, эти занятия оказываются более результативными, чем фармакологическое лечение. Если ребенок занимается регулярно, то возможно избавиться от нежелательных симптомов.

«Я не боюсь»


Занятие для детей и подростков, имеющих страхи, фобии и трудности в самооценке. Обучение смелости и уверенности в себе, как побороть страх и преодолеть боязнь собак.

  • активное нервно-мышечное расслабление,
  • работа со страхами,
  • тематические сюжетно-ролевые игры.

«Учимся читать, считать и писать»

Развивающее занятие для детей и подростков, испытывающих проблемы с обучением и чтением.

  • уникальная методика повышения мотивации к чтению “Читаем вместе”,
  • учимся легко и непринужденно – игровые методики с участием собаки-терапевта.

«Питомец в вашем доме»

Тематическое занятие для семей, планирующих завести питомца, в рамках которого

детям на практике демонстрируются особенности ухода за животными.

  • развитие чувства ответственности
  • обучение правилам ухода и заботы за домашним животным.
  • укрепление самооценки

Более подробная информация об обучающей программе: https://hronos-center.ru/obuchenie-pet-terapii. (Если вы заинтересовались программой, то ознакомьтесь с информацией по указанной ссылке о сроках, этапах, стоимости и темах обучения)

«Питомец на час»

Занятие для людей любого возраста, нацелены на живое общение с собакой/кошкой, подходит людям, у которых нет возможности завести питомца дома.

  • нервно-мышечная релаксация
  • снятие стресса и напряжения


Стоимость занятий по пет-терапии и канистерапии:

  • индивидуальное занятие у специалиста пет-терапевта 50 – 80 мин (канистерапевта, фелинотерапевта) – 3 500 руб.
    • абонемент на 6 занятий – 19 000 руб.
    • абонемент на 10 занятий – 33 000 руб.
    • абонемент на 12 занятий – 40 000 руб.
  • индивидуальное занятие у специалиста психолога-канистерапевта (50 – 80 мин) – 3 800 руб.
    • Абонемент на на 6 занятий – 20800 руб.
    • Абонемент на 10 занятий – 36000 руб.
    • Абонемент на 12 занятий – 43600 руб.
  • Групповое занятие с участием специалиста психолога – канистерапевта и собаки-терапевта 30-50 мин – 1800 руб
    • Абонемент на 4 занятия – 6800 руб.
    • Абонемент на 6 занятий – 9600 руб.
    • Абонемент на 8 занятий – 12800 руб.
    • Абонемент на 14 занятий – 21000 руб.
  • индивидуальные занятия с участием пет-терапевта и профессионального психолога (50 – 80 мин) – 4 500 руб.

Специалисты, ведущие занятия по всем видам пет-терапии:



Могилевская Ника Сергеевна –
Пет-терапевт, канистерапевт, зоопсихолог, фелинотерапевт, автор групповых и индивидуальных программ по канистерапии, преподаватель обучающей программы по пет-терапии для специалистов помогающих профессий.

Записаться на занятия и узнать более подробную информацию вы можете по телефону:

Канис-терапия или терапия с собакой-ассистентом- это междисциплинарная методика, используемая в медицинской, социальной, психологической реабилитации и адаптации, а также в коррекционном обучении детей и взрослых.


Канис-терапия сочетает в себе элементы педагогики, психологии, этологии, лечебной и адаптивной физкультуры, медицинской реабилитации. Процесс канис-терапии можно описать, как терапия целенаправленной деятельностью с включением специально обученной собаки. Основная роль собаки в этом процессе – привлечь внимание пациента, вызвать доверие и мотивировать к необходимой для терапии деятельности. Дополнительная задача – зависит от специфики выбранной деятельности, это может быть и замена социального подкрепления и роль живого «спортивного тренажера» и многое другое. Собака для такой деятельности должна быть специфическим образом подготовлена, чтобы сочетать в себе качества «медицинского прибора» и «ассистента» специалиста. Безусловно, собака не играет главную роль, терапию планирует и проводит специалист канис-терапевт, имеющий помимо опыта, навыков и знаний в этой специфичной области, еще и базовое образование, и знания из области медицинской психологии, восстановительной медицины и (или) специальной педагогики. Если утрировать, собака играет роль лекарства, но курс и дозировку назначает врач.


Канис-терапия не является панацеей и наиболее эффективна как «сопровождающая» реабилитация. В некоторых случаях, когда пациент не желает сотрудничать с врачами, но идет на контакт с животным, канис-терапия может и должна являться мостиком для работы с другими специалистами.

Кому показана канис-терапия? Пациентам с низкой мотивацией к реабилитации. Пациентам с нарушениями коммуникации. Пациентам не доверяющим врачам. Пациентам с депрессией, в особенности фармакорезистентной. Паллиативным пациентам.

Заболевания, при которых канис-терапия может быть показана как медицинская или социальная реабилитация, либо в составе паллиативной поддержки это – у детей детский церебральный паралич, последствия черепно-мозговой травмы, аутистические расстройства, генетические синдромы, например, синдром Дауна. Для взрослых канис-терапия показала эффективность в реабилитации после инсульта, черепно-мозговой травмы, в социальной реабилитации при рассеянном склерозе, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона, в лечении депрессивных расстройств.


В работе специалист канис-терапевт часто использует манипулятивную технику собаки для коррекции мотивации пациента. Занятия построены таким образом, как будто собака просит что-то сделать для нее. «Забота о собаке» смещает акцент с заболевания и заботы о себе на заботу о другом, повышает самооценку, т.к. от пациента «зависит» кто-то другой. Помогает в работе и то, что, каждый знает - собака не оценивает результат и внешний вид пациента, а значит, не будет критиковать. А то, что собака всегда «благодарит по честному» - является подкреплением действий пациента. Целенаправленная деятельность, направленная на «благо собаки», включает в себя необходимые для реабилитолога упражнения или навыки. Например: бытовые навыки включаются в «уход за собакой». Собаку кормят, расчесывают, одевают и т.п. Или двигательные упражнения включаются в «тренировку и прогулку с собакой». С собакой нужно пройтись, бросить игрушку и т.п. Для детей предлагаются «игры с собакой» включающие все необходимые для реабилитации или абилитации упражнения. В результате, пациент не акцентируясь на реабилитационных упражнениях выполняет их охотно и с удовольствием.


«Всероссийская школа канис-терапевтов»

С апреля по сентябрь СПРКТ проводится цикл обучающих семинаров для волонтеров канис-терапии в разных городах России. В первом цикле приняли участие города Москва, С.Петербург, Омск, Петропавловск-Камчатский, Псков, Владивосток. Первый апрельский семинар в С.Петербурге был посвящен выходу ГОСТ на подготовку собак для реабилитации и предъявляемыми им требованиями. Мероприятие вызвало большой интерес в СМИ – его освещали 2 Петербургских телеканала и федеральный 1 канал.

Читайте также: