Что такое рабочие качества у собаки

Опубликовано: 16.05.2024

Считается, что для всех служебных пород собак к племенному использованию допускаются только собаки, обладающие отличными служебными качествами, предки которых в ряде поколений успешно использовались в службе. Однако часто собак, несущих реальную службу, не используют в разведении. Кроме того, существует и практика стерилизации рабочих собак, чтобы избежать как нежелательных вязок, так и снизить степень отвлечения животных от работы. Поэтому у племенных собак, содержащихся у частных владельцев, важно выявить уровень дрессированности, т.е. степень обученности, которая зависит от способностей собаки и времени, затраченного на дрессировку, а также определить дрессируемость — способность собаки быстро вырабатывать навыки при обучении. К разведению могут быть допущены только собаки, хорошо поддающиеся дрессировке и имеющие высокие показатели дрессированности в рамках определенной службы (В. Зубко, 1987).

В рамках Российской кинологической федерации (РКФ) племенной может быть признана собака служебной или охотничьей породы, если она имеет предусмотренные положениями дипломы по соответствующим видам дрессировки. Так, в минимальные требования по рабочим качествам для таких пород, как фландрский бувье, бриар, босерон, бельгийские овчарки, ризеншнауцер, доберман, ротвейлер, боксер, немецкая овчарка, согласно Положению о присвоении титула «Чемпион России» (2001) входят оценки за IPO-1 (Международный порядок испытаний, класс 1) или SchH-1 (Порядок испытания Объединения немецких собак, способ испытаний «Защитная собака 1»), ОКД (общий курс дрессировки) совместно с ЗКС (защитно-караульная служба), КД (курс «Комплексная дрессировка»).

Оценка по рабочим качествам производится по степени дипломов (I, II или III степени), присужденных на испытаниях и соревнованиях. Однако существующие методы не позволяют в полной мере оценить, в какой степени полученный диплом отражает природные особенности собаки, а в какой — качество и длительность дрессировки.

Служебные собаки — группа пород, которые служат человеку для выполнения какой-либо работы. Наиболее характерными их признаками являются недоверчивость к посторонним, злобность, чуткость, смелость, агрессивность, способность к дрессировке, преданность владельцу, вожатому. Нужно отметить, что каждая из подгрупп имеет свои особенности. Поэтому собаки, несущие ту или иную службу, должны иметь признаки, соответствующие виду службы, для качественного ее несения.

Собака-проводник слепого должна иметь ряд качеств, основным среди которых является индеферентность к посторонним раздражителям.

Служебных собак разводят для защитно-караульной, караульной, розыскной, сторожевой, геолого-поисковой, газоразведывательной службы, для службы связи и подноса легких грузов, для ездовой службы, как проводник для слепых, глухих, инвалидов, поисково-спасательной и пастушьей службы, специальной службы (поиск и обнаружение наркотических, взрывчатых веществ, оружия), а также ряд других служб.

Зависимо от направления службы выделяют породы собак и отдельные особи в породе, которые по типу высшей нервной деятельности и анатомическому строению наиболее приспособлены к особенностям выполнения той или иной службы.

. Рабочие качества собак зависят от различных факторов:

• наследственные факторы — играющие огромную роль и имеющие ведущее значение в формировании тканей, органов и систем, черт поведения, нервной системы (тип высшей нервной деятельности), органов чувств (обоняние, слуха, зрения и др.), а также анатомического строения.

• внешние условия играют огромную роль в выработке рабочих качеств, к этим факторам относят: факторы кормления, содержания, метереологические, климатические, стрессовые, временные, наличие «посторонних» раздражителей и др.

• общее состояние организма собаки, ее физическое развитие и режим работы играет огромную роль в проявлении рабочих качеств.

Оценка продуктивности собак

Показателями рабочих качеств собак являются объем выполняемой работы, скорость выполнения, выносливость, правильность и качество выполнения проверяемого навыка.

После выполнения программы обучения собак проверяют на тот или иной навык.

Служебные собаки проходят испытания по той или иной службе, а охотничьи собаки — полевые испытания, спортивные собаки — испытания по спортивной дрессировке. В зависимости от качества выполняемой работы присуждаются дипломы I, II, и III степени. При оценке собак, отбираемых для племенной работы, непременно следует учитывать рабочие качества собаки, определяющие ее ценность для того рода службы или охоты, к которой она относится.

Отсутствие проверки качеств собаки, передающихся по наследству (активность и степень проявления основных и преобладающих реакций поведения, реакция на выстрелы и другие сильные звуковые, световые и механические раздражители, форма и характер проявления защитно-оборонительной реакции, проявление охотничьих инстинктов, недостатки и пороки поведения), приводит к появлению собак со слабым типом ВНД, чрезмерно возбудимых, трусливых, плохо поддающихся дрессировке, со сниженным обонянием и т. п.

Оценивая собаку по рабочим качествам, важно определить тип внешнего поведения животного (ориентировочно тип ВНД), преобладающую реакцию поведения и состояние органов обоняния, слуха, зрения, степень надрессированности и податливости к обучению (дрессировке), активность в работе, физическую выносливость, способность к быстрому бегу, степень выраженности охотничьего инстинкта.

Тип поведения собаки также имеет существенное значение. Формируется он на основе наследственных особенностей нервной системы. Это сплав наследственных кодов поведенческих программ (сложные безусловные рефлексы) и индивидуального опыта, значительную часть которого составляет опыт, приобретаемый путем подражания действиям взрослых собак, а также под влиянием внешних условий жизни и в процессе общей и целенаправленной специальной дрессировки. Врожденные рефлексы совершенствуются под влиянием внешней среды и в тесном взаимодействии с выработкой условных рефлексов.

Из существующих четырех основных типов поведения собак для разведения, прежде всего, отбирают умеренно возбудимый и возбудимый типы, реже — лучших представителей малоподвижного спокойного типа. Пассивно-трусливый тип собак к разведению не допускают.

На рабочие качества собаки влияет и преобладающая реакция поведения. Племенная собака должна обязательно обладать преобладающей оборонительной реакцией в активной форме при достаточном активном проявлении всех других реакций.

Большое значение имеет состояние органов чувств, прежде всего обоняния, слуха, зрения, с помощью которых животное может на расстоянии ощущать присутствие пищи, особей своего вида, хищного зверя, посторонних людей, различные запаховые и звуковые раздражители, увидеть передвигающегося человека или животное на расстоянии 250-300 м. Во время преследования преступника, охоты на хищного зверя и иную дичь у тренированной собаки граница зрительного восприятия увеличивается до 500-700 м.

Высокую чувствительность обоняния собаки используют для розыска отставших от стада и затерявшихся животных, для преследования преступников по их следам, охоты на дичь, поисково-спасательных служб и для различных специальных служб. Острота органов чувств зависит от наследственных задатков и специальных навыков, которым собаку обучают.

Дрессировка собак помогает выявить особенности органов чувств и нервной системы. Чем быстрее и совершеннее реагирует собака на внешние раздражители, тем скорее она будет приспосабливаться и поддаваться новым, более сложным требованиям дрессировки.

К племенному разведению собак следует допускать только дрессированных собак, обладающих отличными рабочими качествами, предки которых несколько поколений использовали в службе и охоте.

Обучение собак из поколения в поколение, отбор лучших помогают не только выявить, но и развить, усовершенствовать в породе рабочие качества, необходимые для использования собаки в определенной конкретной службе или охоте.

У племенных собак важно выявить качественный уровень дрессированности, то есть степень обученности, которая зависит от времени, затраченного на дрессировку, а также определить дрессируемость — способность собаки быстро вырабатывать навыки во время обучения.

В настоящее время различают четыре типа внешнего поведения собак: возбудимый; умеренно-возбудимый; малоподвижный - спокойный; пассивно-трусливый.

Кинологами ГДР наиболее четко и продуманно разработаны методики определения у собак типа внешнего поведения, которые в различных вариантах в последние годы начали применяться и у нас.

В 1987 году в ряде клубов служебного собаководства ДОСААФ проводилось испытание «Методики проверки соответствия поведения собак служебных пород требованиям стандарта», составленной Центральным клубом служебного собаководства ДОСААФ СССР на основе методики, разработанной и применяемой в ГДР.

Тестирование поведения собаки. Проверка поведения собак проводится в два этапа. Я Первый проводится на выставках после осмотра зубной системы и промеров, второй — на выводках племенных собак во время осмотра поголовья, отобранного для включения в план разведения. Первый этап.

По указанию судьи хозяин привязывает собаку на прочный поводок длиной 1 — 1,5 метра и отходит от нее на расстояние 5 — 7 метров. По команде судьи к собаке направляется помощник, левая рука которого защищена рукавом, в правой он держит тряпочный жгут длиной 40—50 сантиметров. Подойдя к собаке на расстояние, немного превышающее длину поводка, помощник голосом и жестом (замах жгутом) пытается напугать собаку. При этом помощнику запрещено подавать любые нормативные команды. Если собака не проявляет боязни и не отступает, помощник наносит ей легкий удар жгутом по корпусу и подставляет рукав.

Поведение собаки оценивается по четырехбальной системе.

Четыре балла получает собака, которая не боится замаха и удара, на все действия помощника проявляет хорошо выраженную активно-оборонительную реакцию, на приближение помощника отвечает хваткой.

Три балла начисляется животному, не боящемуся замаха и удара, на все действия помощника проявляющему хорошо выраженную активно-оборонительную реакцию, но не показывающему хватку, а также собаке, вообще не реагирующей на действия помощника.

Два балла получает собака в случае, если она бросается на помощника, когда он ее не пугает. На замах собака отступает, но продолжает облаивание, а при отступлении помощника идет вперед, нападая на него.

Один балл собаке начисляется, когда при подходе помощника или замахе она отскакивает на длину поводка и пытается убежать.

Животные, получившие один балл, не должны иметь оценку на выставке выше «хорошо».

Его проходят собаки в возрасте от двух лет и старше. Кобели проверяются по двум показателям: активность, твердость характера, суки по одному — активность.

На активность животные проверяются следующим образом. По команде судьи владелец с собакой выходит на исходную позицию и усаживает собаку, держа ее за ошейник. Из укрытия, расположенного на расстоянии 30 метров, выходит «нарушитель» в дрессировочном костюме и направляется в сторону владельца с собакой, пытаясь жестами и голосом (взмахи руками, угрожающие крики и т. д.) привлечь внимание собаки. Владелец, держа собаку за ошейник, направляет ее внимание на «нарушителя», поощряя к агрессии. Пройдя 10 метров, «нарушитель» поворачивается и убегает в противоположную от собаки сторону. В момент пересечения «нарушителем» отметки 40 метров владелец по команде судьи посылает собаку на задержание, а сам остается на месте.

Собака должна следовать за «нарушителем» не уменьшая скорости и продемонстрировать сильную хватку. После хватки «нарушитель» прекращает сопротивление. Если собака, остановив «нарушителя», прекратила хватку, то по команде судьи «нарушитель» делает попытку побега.

По истечении 15 секунд с момента остановки «нарушителя» владелец по команде судьи подбегает к собаке и снимает ее за ошейник или отзывает командой.

Поведение собаки оценивается по пятибалльной системе.

Пять баллов начисляется за отличную активность. Собака преследует «нарушителя» на большой скорости и с ходу делает сильную хватку, не прекращая ее до подхода владельца.

Четыре балла собаке выставляется за хорошую активность. Животное преследует «нарушителя» на большой скорости и с ходу делает сильную хватку, но не производит удержание в течение 15 секунд и возобновляет хватку только при попытке «нарушителя» к бегству.

Три балла животное получает за достаточную активность. Собака преследует «нарушителя», но перед хваткой сбавляет темп преследования. Прекращает хватку ранее, чем через 15 секунд и не возобновляет ее при побеге «нарушителя», хотя не отходит от него. Двумя баллами оценивается недостаточная активность. Собака преследует «нарушителя», но демонстрирует слабую, неактивную хватку. Прекращает хватку ранее, чем через 15 секунд и самостоятельно уходит от «нарушителя» к владельцу.

Один балл означает, что активность отсутствует. Собака не преследует «нарушителя» или не показывает хватку.

В разведение допускаются собаки: кобели, получившие оценку не ниже трех баллов, суки — не ниже двух.

Проверка собак на твердость характера проводится следующим образом.

По команде судьи владелец с собакой выходит на исходную позицию и усаживает собаку, держа ее за ошейник. Из укрытия, расположенного на расстоянии 30 метров, выходит «нарушитель» в дрессировочном костюме. В правой руке «нарушитель» держит палку длиной 80 — 100 сантиметров, диаметром 1 — 3 сантиметра и, направляясь в сторону владельца с собакой, пытается жестами и голосом (взмахи руками, палкой, угрожающие крики и т. п.) привлечь внимание собаки. Владелец, держа собаку за ошейник, направляет ее внимание на «нарушителя», поощряя к агрессии. Пройдя 10 метров, «нарушитель» поворачивается и убегает в противоположную от собаки сторону. В момент пересечения «нарушителем» отметки 40 метров владелец по команде судьи посылает собаку на задержание, а сам остается на месте.

После посыла на задержание, когда собака пересекла отметку 30 метров, «нарушитель» по команде судьи оборачивается, производит высокий, энергичный замах рукой с палкой и идет в лобовую атаку на собаку, не сбавляя скорости и не опуская палку.

Во время попытки собаки сделать хватку «нарушитель» энергичными замахами палки старается отогнать ее, не нанося ударов. Собака должна с неуменьшающейся скоростью и с большой силой атаковать «нарушителя» и показать мощную хватку. После хватки «нарушитель» прекращает сопротивление. Если в это время собака прекратила хватку, «нарушитель» по команде судьи делает попытку побега. По истечении 15 секунд с момента остановки «нарушителя» владелец по команде судьи подбегает к собаке и снимает ее за ошейник или отзывает командой.

Поведение собаки оценивается по пятибалльной системе.

Пять баллов получает животное, если оно при лобовой атаке активно идет на «нарушителя», не боится замахов, с ходу делает сильную хватку и не прекращает ее до подхода владельца.

Четыре балла выставляется, если собака при лобовой атаке активно идет на «нарушителя», не боится замахов, с ходу делает сильную хватку, но не производит удержание в течение 15 секунд и возобновляет хватку только при попытке «нарушителя» к бегству. Три балла начисляется собаке, которая при лобовой атаке достаточно активно идет в сторону «нарушителя», но не приближается к нему на расстояние удара, хотя и не убегает. После прекращения активных действий со стороны «нарушителя» показывает сильную хватку.

Два балла животное получает, когда преследует нарушителя, но не вступает с ним в единоборство, а остается вне досягаемости удара, следуя за «нарушителем» при его движении и не показывая хватку.

Один балл получает собака, если при лобовой атаке обращается в бегство.

В разведение допускаются кобели, получившие оценку не ниже трех баллов.

Собаки пород кавказская, южнорусская и среднеазиатская овчарки в случае получения на первом этапе; проверки (на выставке) оценки не ниже трех баллов могут использоваться в разведении без дополнительных проверок.

О развитии обоняния у той или другой собаки можно судить по результатам их дрессировки и работы по выборке вещей и людей по заданному запаху и по проработке запаховых следов человека. Особенно наглядно эти качества проявляются при работе с группой собак, что позволяет сравнивать их, выявлять лучших, более способных по развитости обоняния. Поэтому следует всемерно поощрять проведение клубами таких видов дрессировки и соревнований.

На начальном этапе, определения степени развитости органа обоняния, рекомендуется проводить дрессировку собак по выборке вещей по общепринятой методике и выяснять, сколько требуется повторений приемов выборки для выработки у собаки четких навыков: чем быстрее у собаки вырабатываются эти навыки, тем, можно предполагать, лучше у нее развито обоняние.

Более точные результаты этот метод дает, если выборку собаками вещей производить не сразу после того как к ним прикасался человек и оставил на них свой запаховый след (метку), а через несколько минут (часов), в результате чего концентрация запаховых молекул на них соответственно прошедшему времени уменьшается и улавливать (дифференцировать) искомый запах становится труднее. Чем больше прошло времени с момента нанесения на вещи запаховых меток человеком и чем больше собакой произведено правильных выборок вещей, тем лучше у нее развито обоняние.

Если дрессировать по выборке вещей группу собак по единой методике и по единой же методике проводить их испытание, то можно сравнительно точно определять собак, имеющих более развитое обоняние, и им отдавать предпочтение при отборе для дрессировки и племенного использования. Особенно это важно при отборе собак для розыскной, поисково-спасательной и других служб, основанных на способности животных к обнаружению и дифференцировке запахов.

Чемпионаты (соревнования) могут проводиться по нескольким дисциплинам:

В последнее время в разных форумах все чаще можно встретить рассуждения на тему «рабочие качества и отсутствие их у ипошных собак», а также в связи с этим об «общемировом кризисе немецких овчарок». Читая эти высказывания, мне становятся ясными две вещи:

  • Авторы имели несчастье видеть наш спорт в его худшем проявлении, уж не знаю где и как.
  • Авторы никогда не были на БСП, или чемпионатах альтернативных организаций, таких как DVG, чемпионатах служебных собак и т.п. Европы.

Я понимаю специфику России, когда люди хотят чтобы их питомцы смогли защитить их на улице в реальной ситуации. Прекрасное желание, к тому же АБСОЛЮТНО СОВПАДАЮЩЕЕ с желанием владельцев собак, занимающихся ШХ как СПОРТОМ из других стран. Однако стоит учитывать различия в содержании. В Европе и Америке в 99% собак содержат за городом, на достаточно большой территории. Собаки живут в частных домах или вольерах на их территории и выгуливаются либо на участке, либо в лесу или поле. Как известно, криминогенными центрами являются все же города, а не деревни. В деревнях, даже в России, гораздо тише и спокойнее: во двор с собакой вряд ли кто полезет. Таким образом, вероятность встречи европейского/американского злоумышленника и ШХ-собаки в реальной ситуации сводится к минимуму. Она действительно очень мала! Поэтому актуальность проблемы защиты своего владельца от злого маньяка уступает на несколько порядков актуальности проблемы социализации животных в условиях проживания не на необитаемом острове, а среди людей, которые могут бояться, или просто не любить собак.

Для европейских и американских собак, живущих за городом, сдача второй части БХ (транспорт и город) является предметом специальных тренировок, когда собак СПЕЦИАЛЬНО везут в город, знакомить с городским шумом, транспортом, толпами людей и велосипедистами. Также в других странах не принято общение собак разных владельцев между собой: слишком велика вероятность конфликта, который не нужен ни владельцам, ни собакам. Кровожадных российских «пусть сами разбираются, а мы посмотрим кто кого» здесь бы просто не поняли. А в России еще и ошейники хозяева сами услужливо заранее снимут: чтобы зубы поберечь. А так – пусть дерутся на здоровье. А чем это лучше собачьих боев? Мои собаки, помимо общения между собой, еще и общаются с другими: но только противоположного пола! У меня мысли не возникает прогулять своего кобеля или суку с каким-нибудь другим песиком того же пола. Это я о различиях в содержании

Однако несмотря на маленькую вероятность возникновения угрожающих жизни владельца ситуаций, на вопрос «хотите ли вы, чтобы ваша собака защитила вас реально» любой шутцхундер ответит «конечно!».

Давайте зададимся вопросом: а то собственно говоря есть рабочие качества собаки? Я уже об этом как-то писала, но хочется высказаться еще раз. Итак, пользовательные собаки (Gebrauchshunde) во всем мире делятся на:

  • Служебных собак (Diensthunde)
  • Спортивных собак (Leistungshunde)
  • Выполняющих чисто пользовательные функции, такие как проводники слепых, пастушьи, спасатели и т.п.

Первые, это полиция, таможня, поиск наркотиков и взрывчатых веществ, пограничники и тому подобные. Вторые, это ШХ, ИПО, различные ринги, и другие виды спорта (именно о спорте идет речь, а не о сдаче норматива. ), обязательно включающие в себя послушание и защиту.

Для служебных собак, в зависимости от рода службы, основными качествами является либо хороший нюх, либо способность противостоять человеку в борьбе, сочетающаяся с безукоризненным послушанием. Как самую близкую и знакомую всем, возьмем полицейский патруль. Я знаю очень много немецких полицейских и мы неоднократно беседовали о том, какие собаки им нужны для работы. Вот то, что мне рассказали.

Полицейские предпочитают использовать разных собак для разных работ: на патрулирование улиц выходит одна, на задержание террориста, засевшего в здании, другая, на преследование и розыск – третья. Существует специальный норматив для полицейских собак, который называется DH (Diensthund). Он обязателен к сдаче для ВСЕХ полицейских собак, состоящих на государственной службе. Для целей разведения этот норматив приравнивается к ШХ, причем ДХ1 приравнивается к ШХ2, а ДХ2 – к ШХ3. Послушание и след ДХ и ШХ очень похожи: след практически такой же, на послушании тоже есть движение рядом, прыжки и апортировка, усадка и укладка, а также выдержка. Защита отличается тем, что собака работает на двух фигурантов: одного в рукаве, другого в защитном костюме, как для мондьоринга. Есть облаивание в укрытии, конвой, посыл на фигуранта на облаивание (вместо лобовой, очень большое расстояние), есть и неожиданное нападение. С собаками, обладающими необходимыми качествами, полицейские часто выступают и по ШХ (Бернхард Флинкс, например, выступает со своей полицейской собакой).

Откуда же берут полицейские своих собак? Щенков государство покупает крайне редко, так как что из них вырастет неясно, а кормить собаку год, для того, чтобы выяснить что она непригодна, государство позволить себе не может. Поэтому полицейские школы закупают в основном собак уже взрослых. И вот тут мы подходим к теме об «общемировом кризисе». Нету, говорят, в Германии собак, вся полиция в Чехию и Словакию ездит закупать. Ездят, действительно. И закупают. И не только немцы, но и американцы, и службы других стран. Но вовсе не потому, что чешско-словацкие собаки такие особенные и самые лучшие. Причина в другом, а именно в изначальных запросах полиции.

Полиции нужны взрослые собаки с УЖЕ ИМЕЮЩИМИСЯ В НАЛИЧИИ качествами, причем за НЕБОЛЬШУЮ ЦЕНУ. Для работы полицейские отбирают собак, имеющих высокий уровень агрессии, но нормально ведущих себя в свободном состоянии рядом с людьми. В Чехии и Словакии таких собак много. Полицейским не нужны крепкие полные хватки и суперсильная нервная система, высокая внутренняя мотивация и желание работать, умение концентрироваться. А немножко нервов, как говорит один мой знакомый полицейский из Баварии, это для нашей работы даже хорошо. У него, кстати, зонарный длинношерстник. Хорошими хватками он не отличается, и Йохен это знает, на что говорит: «даже если собака немножко прикусит – это уже очень больно»

Купить же взрослую собаку в Германии – да, возможно. Но цена, товарищи дорогие, будет совсем другой. Чтобы не быть голословной: двухгодовалая собака продается для полиции минимум за 1000 евро, а с ШХ1 – и за 2 тысячи. Цена же «чехов» - до тысячи в любом случае. Информация получена непосредственно от полицейских Германии и Америки. В Америке это вообще целый бизнес: поставка собак и Чехии и Словакии для полиции. Спортсмены, кстати, продают собак, негодящихся для спорта, полиции. А хороших собак никто не продаст – самим нужны

Происходят же немецкие полицейские и спортивные собаки из одного и того же разведения. Кстати, на чемпионатах служебников, чешских собак просто единицы. Кому интересно, могу привести статистику. Если бы ситуация была так плачевна, и полицейские стояли бы в очередях за «чехами», то они бы давно уже преобладали на подобных мероприятиях. А уж про известную всем ситуацию со сделанными тут же за углом чешскими родословными можно и не упоминать. И нет никакой гарантии, что вот этот песик действительно происходит от тех самых папы и мамы. Поэтому иметь дело там можно только с серьезными питомниками, в Чехии и Словакии тест ДНА пока еще обязательным не является.

Рыдают наши российские собаководы, сетуют: «растеряли все рабочие качества, собак в тряпичников превратили». Только и могут ваши ипошники, что тряпки кусать. А давление настоящее никто и не выдержит. и так далее и тому подобное. А что же, интересно, растеряли? Какие такие замечательные качества? Прямо так и стоит перед глазами: выбегает дядька в дресскостюме с палкой (сегодня уже наверное в цивильном мондьоринговом) кричит, угрожает, нападает, а собака его хвать полпастью, и давай трепать – головой мотать, рычать и царапаться. А гордый хозяин стоит, улыбаясь, в сторонке, посматривая с превосходством вокруг: вот у меня какая собака! Жрет по-настоящему, не то что ипошники какие-то. Серьезно все воспринимает, злится, и меня защищает.:) Здорово, правда?

Давайте вспомним первый семинар г-на Флюгге. И вот такого злобного черного терьера, который вовсю кусал злых нападающих дядек в дресскостюмах, страшно рычал и вообще обладал теми самыми «настоящими рабочими качествами». Кто был – тот помнит, как Флюгге совершенно спокойно подошел к собаке и встал перед ней, а через пять секунд последовал вердикт «она меня не укусит». И не укусила. И попятилась, страшно рыча и проявляя все свои «настоящие рабочие».

Тогда лично я в первый раз увидела НАСТОЯЩЕЕ ДАВЛЕНИЕ в действии. Давление не физическое, к которому можно собаку приучить, а ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ. Когда фигурант стоит спокойно, не двигаясь, просто смотря на собаку, и собака не смеет его укусить. Или когда собака внезапно отпускает рукав и начинает проявлять оборонительную агрессию без видимых усилий со стороны фигуранта: всяких там ударов палками между ушей и подобных «воздействий».

Рычание на рукаве, трепание, хватки на полпасти с пережевываниями (во как здорово жрет!:)) могут вызвать лишь сочувственный взгляд ипошного спортсмена. Такого давления, которое присутствует при дрессировке ШХ-собак настоящими специалистами, эти рычаще-треплющие собаки с «настоящими рабочими качествами» мягко говоря не выдержат. Давление, в понимании владельцев таких собак – это фигурант, огревающий собаку канистрами, замахивающийся ножом, бьющий ногами и так далее. Однако приучить собаку терпеть физическую боль – достаточно легкоразрешимая проблема для более или менее квалифицированного дрессировщика. А вот держать психологическое давление могут только собаки с хорошо сбаллансированной нервной системой. Генетика.

В какую же сторону двигаются «рабочие» разведенцы во всем мире? К чему стремятся? Ответы на эти вопросы можно найти в рекламах, даваемых на племенного производителя или щенков, ведь именно там превозносятся те качества, которые желают видеть все в своих рабочих собаках. В них мы читаем: «. кобель обладает очень спокойной, интенсивной манерой поиска, великолепной внутренней мотивацией, готовностью работать, скоростью и управляемостью. На защите его отличают крепкие и плотные хватки, быстрое переключение с добычи на агрессию, жесткость и бескомпромиссность по отношению к фигуранту. ». Все это и является заветной мечтой любого спортсмена, ипошника то уж точно Про тряпки, страстное желание их кусать, и любовь к ближнему в таких объявлениях ничего не говорится

Мне искренне жаль, что ИПО представляется некоторым как «игрушечный» спорт. Хотя в Чемпионах БСП что прошлого, что позапрошлого годов, игрушечного нет ничего. Это жесткие, серьезные собаки с убойными хватками и огромным потенциалом противостояния человеку. То, сквозь что они прошли на своем тренировочном пути к пьедесталу – жесточайшая школа отбора, где слабый остается позади, а сильный только укрепляет свою силу. И мне, честно говоря, более чем сомнительно что кто-нибудь из тех самых азартно работающих, «обладающих настоящими рабочими качествами» рычащих и треплющих рукав смог бы выдержать хотя бы один урок от Хельмута Хубера и иже с ним.

Алексей Брейкин
Сейчас модно говорить о рабочем разведении. К сожалению, довольно часто понятие "рабочая собака" оказывается размытым. При отсутствии четкого понимания, какими качествами должно обладать животное, способное успешно выполнять поставленные перед ним задачи, попытки получить эффективно работающую собаку оказываются нерезультативными.

Под рабочим разведением в нашей стране чаще всего понимают разведение собак для спорта. При этом в качестве производителей используются те животные, которые способны получать высокие баллы. Разумеется, учитывать особенности поведения проще всего на спортивных мероприятиях, особенно если нормативные критерии оценки, по которому проводятся соревнования, понятны.

Собак, которые используются для выполнения прикладных задач, редко удается подвергнуть развернутому тестированию, а собаки вне какого-либо тренинга вообще не могут быть оценены. Поэтому подход, при котором т.н. рабочие собаки вообще в работе не используются (ни в спорте, ни в прикладной работе), нельзя считать состоятельным. Но и в спорте получаемый высокий результат не всегда является гарантией качества животного. Дело в том, что высокие баллы получают часто довольно мягкие собаки, а доминантные собаки, обладающие жестким характером и высокой уверенностью, теряют в оценке управляемости.

В некоторых странах приветствуется использование собак одного происхождения в различных сферах деятельности. Этот подход представляется мне достаточно грамотным, особенно если удается учитывать и поведение собак, использующихся в практической работе. Ни одна существующая сегодня система тестирования рабочих качеств не позволяет оценить все характеристики животного. Поэтому многие специалисты проводят со своими собаками дополнительные тесты, учитывающие те критерии, которые недостаточно раскрываются в выбранной ими специализации.

Для получения объективной информации о пригодных к реальной защитной работе собаках, был разработан отечественный норматив АПС. За основу был взят существующий и активно развивающийся в США вид спорта - PSA. Почему выбрали именно эту систему тестирования? Дело в том, что PSA был разработан именно как система, дополняющая уже существующие в США способы проверки рабочих качеств.

Этот же подход был применен и при разработке АПС. Требования норматива не расходятся с хорошо зарекомендовавшими себя в России системами и позволяют продолжать спортивную карьеру, давая дополнительную оценку поведения. При этом упражнения и система оценки формулировались исходя из четко определенных критериев.

Какими же качествами должна обладать рабочая собака?

Прежде всего, это уверенность, без которой любая дрессировка даст лишь видимость результата. Неуверенная в себе собака даст сбой в любой сложной ситуации в реальных условиях. Чтобы в должной мере раскрыть эту важнейшую характеристику поведения собаки, проверяемые навыки в АПС, в отличие от других комплексных служб, распространенных в России, оцениваются с применением различных раздражителей, сильно осложняющих работу собаки, причем фигурант все время двигается на собаку в высоком темпе, угрожая ей.

Кроме того, необходимым качеством рабочей собаки является способность своевременно и адекватно отреагировать на возникающую угрозу. Эта способность также недостаточно учитывается в существующих нормативах, в которых всегда есть возможность подготовить собаку к проверке. В АПС разминка перед защитной частью запрещена, а реакции собаки проверяются очень строго.

И, наконец, интенсивность и эффективность работы собаки, способность доминировать над противником, то есть те качества, которые считаются необходимыми для любой собаки в любом защитном виде спорта.

Что еще важно для рабочей собаки, которая способна оказать серьезное сопротивление человеку? Это, конечно, послушание. На первом уровне АПС проверяются только навыки, минимально необходимые в городе: движение рядом с проводником, его способность зафиксировать собаку на расстоянии и подозвать ее к себе.

Подобные проверки проводятся и в других системах, но в АПС все навыки оцениваются в приближенной к реальности осложненной обстановке, среди свободно перемещающихся людей. Это делается для того, чтобы исключить успешное прохождение тестов неуправляемыми, социально опасными собаками. Для этой же цели в норматив введена проверка послушания в присутствии фигурантов, одетых в защитное снаряжение.

Таким образом, АПС позволяет получить развернутую характеристику рабочих качеств собаки, причем упор делается на те критерии, которые важны именно для успешного практического использования животного. Современные требования - это управляемая собака, способная эффективно нейтрализовать нападающего человека, при этом такая собака не должна представлять угрозы для добропорядочных граждан.

Алексей Брейкин,
председатель Федерации практического
собаководства, судья по спорту РКФ

Животное, как и человек, – индивид, оно имеет уникальный генотип. В процессе жизни индивидуальные генотипические свойства развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Животные отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Способности определяются как индивидуально-психологические свойства организма, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к успешной ее реализации. Передаются способности генетически, в виде задатков, а реализация задатков определяется многими факторами. Например, в одном исследовании крыс обучали находить путь в лабиринте. Из всех подопытных животных отбирали тех, которые справлялись с задачей наиболее и наименее успешно. Затем особей каждой группы («умных» и «глупых») скрещивали. В следующем поколении процедуру повторяли, и так – в течение шести поколений. Эксперименты убедительно показали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

В следующем эксперименте предварительно отобранное поколение «умных» крыс выращивали в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений, и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, выросших в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде: у них показатели оказались примерно такими же, как что и у «умных» крыс.

Эти исследования показывают значение условий воспитания для формирования способностей. Но не только общий вывод, который можно сделать на их основании, более значителен: факторы среды столь же важны, как и факторы наследственности, и иногда могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последних.

Под рабочими качествами собаки понимают наличие специфических психофизиологических особенностей, навыков, определенной степени работоспособности, отражающих ее готовность к выполнению какой-либо работы (службы, курса дрессировки).

Большое значение для практики имеет работоспособность – способность организма к эффективной и быстрой деятельности. Работоспособность зависит от внешних условий, а также психических и физиологических особенностей организма. С точки зрения эффективности выполнения действий выделяют оптимальную, максимальную и сниженную работоспособность. Для выполнения какой-либо работы характерны стадии врабатывания, оптимальной работоспособности, компенсируемое и некомпенсируемое утомление. Работоспособность во многом зависит от тренированности.

Рабочие качества собаки выявляются при помощи специальных тестов и оцениваются по степени освоения различных курсов дрессировок.

Методика отработки навыков послушания

Нельзя приступать к дрессировке, не имея хотя бы элементарных рычагов управления собакой. К таким рычагам относятся прежде всего кличка, ошейник и поводок.

Приучение к кличке

Кличка – имя собственное, определяющее индивидуальность животного. Основная функция клички – привлечение внимания собаки. Кроме того, производные от клички слова можно использовать для подзыва собаки (в качестве синонима команды «Ко мне!»), как положительное или отрицательное подкрепление и даже как сигнал прекращения нежелательных действий.

Например, кличка вашей собаки звучит так: Тузик Ван дер Броккен. Это позволяет кинологам всего мира не спутать вашу собаку ни с какой другой и сразу понять, о ком идет речь. Но когда вам нужно привлечь внимание собаки и дать ей понять, что вы собираетесь свернуть по тропинке, вы можете попросить ее посмотреть на вас и обратиться к ней, «Тузик!» – с соответствующей интонацией. Как команда подзыва кличка может звучать и так – «Тузяка!».

Если вам необходимо сказать собаке, что она не права, или нужно отвлечь ее от какого-нибудь увлекательного занятия, вы можете выразить свое «фи» и «фу», произнося кличку с угрожающей интонацией. Причем это лучше, чем использовать всем известное «Фу!». Пользуясь этим «фу», вы, по сути, отдаете в руки посторонних один из рычагов управления собакой, а ведь среди них могут быть и недоброжелатели. Запрещающая команда должна быть маленьким секретом такой компании, как вы и ваша собака.

Дать понять своей собаке, что она умница, молодец, прямо чудо и вы ее очень любите, что она делает все правильно и хорошо, – все это вы можете сообщить ей, обратившись к ней с ласковой или восторженной интонацией: «Тузище», «Тузякин», «Тузилище», «Тузюзюка» и т. п.

Для того чтобы научить собаку оглядываться на вас, необходимо после произнесения производного от клички начать делать что-нибудь необычное для данной ситуации или не совсем привычное для собаки. Например, свернуть в сторону, развернуться и пойти назад, вынуть из кармана игрушку, поднять с земли палку, присесть и т. п. Можно дать какую-либо приятную для собаки команду. Неделя-две – и собака поймет, что выбранное вами производное – это сигнал грядущих изменений и что надо быть в курсе событий, иначе что-нибудь интересное произойдет без ее участия или вообще потеряешься.

Чтобы сделать кличку или ее производное синонимом команды подзыва, можно воспользоваться методикой отработки навыка подзыва, описанной ниже, просто заменив нормативную команду.

Если вы хотите, чтобы какое-либо производное от клички служило в качестве условного положительного подкрепления (т. е. как похвала), просто сопровождайте это слово приятными для собаки событиями: кормлением, дачей лакомства, лаской, оглаживанием, тисканьем или игрой. И наоборот, условное отрицательное подкрепление (почти то же самое, что «Фу!») формируется, если за словом следуют всякие неприятные события: рывок поводком, шлепок, брызганье водой в морду и т. п.

Если вы решили поменять кличку, приютили взрослую незнакомую собаку с улицы или ваша собака не желает реагировать на ваши воспитательные воздействия, отрабатывайте все это, держа ее на поводке. Назвали кличку – одернули собаку поводком. В зависимости от ситуации и цели сила рывка должна варьироваться от информационной (не сильной) до неприятной (отрицательное подкрепление). Неделю или две не ждите реакции собаки, но не забывайте о своих действиях: кличка или ее производное – рывок. Потом попробуйте подождать ответной реакции собаки. Если хотите в будущем быстрой реакции, не ждите более 2—3 с: пауза – рывок. Если собака отреагировала вовремя и правильно, сделайте ей что-нибудь приятное.




Не забывайте время от времени повторять упражнения, поддерживая работоспособность собаки. Помните: все, что не повторяется – забывается.

– частое использование клички без каких-либо важных для собаки последствий (в этом случае кличка становится безразличной для собаки);

– неадекватное использование интонации (используете производное для подзыва собаки с угрожающей интонацией или ласково подзываете собаку, а при подходе шлепаете ее);

– частое использование клички перед другими исполнительными командами (например, «Тузик! Сидеть!», «Тузик! Ко мне!», «Тузик! Лежать!»), что приводит к формированию у собаки нового образа команды (она становится комплексной), и она перестает реагировать на приказ без клички;

Приучение к ошейнику

Обычно приучение собаки к ошейнику трудностей не вызывает, если, конечно, он не вызываете у нее ей неприятных или болевых ощущений. Ошейник должен был легким для вашей собаки, не иметь каких-либо шипов, выступов или рубцов, травмирующих собаку, он должен позволять ей свободно дышать. Не надевайте ошейник перед неприятными для собаки событиями.

Легче всего приучить собаку к ошейнику во время кормления. Приготовьте ошейник и миску с кормом. Привлеките внимание собаки, поставьте миску и, придерживая собаку, накиньте на нее ошейник, накинув, предоставьте ей свободу. Если собака пытается снять ошейник вместо того, чтобы приняться за еду, – снимите его и уберите миску. Через 10—15 мин повторите упражнение. После окончания кормления не торопитесь снять ошейник. Дайте еще пару кусочков привлекательной для собаки пищи, поиграйте с ней.

Можно поступить иначе. Подзовите собаку, накиньте на нее ошейник и скормите 2—3 кусочка привлекательной для нее пищи. Если собака снимает ошейник, помогите ей, но не давайте пищу и перестаньте обращать на нее внимание. Через несколько минут повторите упражнение. Если собака не обращает внимания на ошейник и съедает пищу, накормив ее, снимите ошейник, но тут же снова наденьте и подкормите собаку. И так – несколько раз, пока она не поймет, что надевание ошейника – это сигнал к появлению лакомства. Когда поймет и сама начнет подставлять голову, увеличьте время ее нахождения в ошейнике и количество скармливаемого корма. Однако вместе с этим увеличьте и паузы между скармливанием кусочков.

Есть еще вариант. Подзовите собаку, накиньте ошейник и предложите ей какую-нибудь увлекательную игру. Если собака пытается снять ошейник и не хочет играть с вами, снимите его и уйдите от собаки в другую комнату – пусть она поскучает. Через некоторое время повторите упражнение.

Можно сделать и так. Уберите все игрушки. Подзовите собаку, накиньте на нее ошейник и тут же дайте ей самую любимую ее игрушку. Снимает ошейник? Помогите его снять, но убирайте игрушку. Попробуйте еще раз. Если не снимает ошейник, то пусть возится с игрушкой. Надоест возиться с одной, предложите другую.

Если собака уже знает, как хороши прогулка и улица, приучение к ошейнику удобно сочетать с ними. Выводите ее на улицу или из вольера только в ошейнике. Пытайтесь отвлечь внимание собаки от ошейника игрой или каким-нибудь занятием. А если она ничем не хочет заниматься, а пытается снять ошейник? Прекрасно! Сняли – и домой. Не снимает – гуляйте, играйте, скармливайте лакомство.

Приучение к поводку

Когда собака привыкнет к ошейнику, начните приучать ее к поводку. Лучше это делать в привычном для нее месте – в квартире, вольере, огороженном дворе. Для начала надо просто пристегнуть короткий поводок с легким карабином и отвлечь собаку каким-либо занятием – игрой, дрессировкой, тренировкой или дачей лакомства. На данном этапе ваша цель – приучить собаку просто к виду волочащегося за ней поводка.

Во время игры и беготни с собакой иногда берите в руки поводок и просто следуйте за ней. Старайтесь не торопить события, не дергайте и не тяните собаку. Когда она начнет спокойно относится к поводку, попробуйте слегка притормаживать ее, например тогда, когда она бежит за брошенной вами игрушкой. Попробуйте, натягивая поводок, обводить собаку вокруг препятствий.

Внимательно следите за своим псом. Если он начинает демонстрировать страх во время ваших манипуляций, тут же хвалите его, давайте кусочки лакомства, переходите к игре. Нужно сделать так, чтобы и сам поводок, и его натяжение ассоциировались с приятными для собаки событиями, поэтому ваше воздействие на собаку должно быть очень аккуратными. Это можно даже специально потренировать: потянули за поводок – тут же дали кусочек пищи, игрушку или предложили игру. Собака должна понять, что ваши манипуляции с поводком не причинят ей вреда. Грубость и жесткость на данном этапе только замедлят о учение.

Собака быстрее обучается, когда она совершает движения сама. Вам будет легче приучить ее к движению на поводке, если вы найдете какую-нибудь очень интересную для нее цель и просто пойдете к ней. Можно, например, искать «потерянную» игрушку. Если собака идет более или менее спокойно рядом с вами, не скупитесь на похвалу. Когда вы достигнете цели, дайте собаке возможность обнюхать, рассмотреть цель (игрушку) или поиграть с ней.

Когда будет освоен второй этап, можно выходить на улицу или из вольера, пристегнув к ошейнику поводок. С этих пор выводите ее на прогулку только на поводке.

Если собака не следует за вами, сопротивляется движению, успокойте ее, подбодрите. Постойте немного, потом снова попробуйте мягко увлечь ее за собой, но только не тащите за собой – это может вызвать только страх и боязнь поводка и замедлит обучение. Вместо этого возьмите в руку что-нибудь привлекательное для собаки (кусочек пищи, любимую игрушку и т. п.) и попробуйте вести ее за этой «мишенью». Во время движения обязательно хвалите собаку.

Помните: сейчас вы не учите собаку двигаться рядом с вами, а обучаете ее гулять на поводке. Поэтому не обращайте внимания, если она забегает вперед или отстает. Однако от занятия к занятию все чаще притормаживайте собаку не сильными, резкими и болезненными, а легкими рывками поводка, помогая ей обходить препятствия, останавливаться перед дорогой, препятствуя подходу к кошке или помойке, или при смене направления движения.

Животное, как и человек, индивидуально - оно индивид. Оно имеет уникальный генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, животные отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностми. но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности организма, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности передаются генетически в виде задатков. Реализация задатков определяется многими факторами. Например, в одном исследовании крысы обучались находить путь в лабиринте. Из всех животных отбирались те, которые справлялись с задачей наиболее успешно, и те. которые, наоборот, были наименее успешными. Внутри каждой группы (успешных, или «умных», и неуспешных, или «глупых») производились скрещивания. В следующем поколении процедура повторялась: снова отбирались «умные» и «глупые» животные, и снова они скрещивались между собой внутри каждой группы. Так повторялось в течение шести поколений. Эксперименты убедительно показали о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.

В следующем эксперименте предварительно отобранное поколение «умных»крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, воспитанных в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде: их показатели оказались приблизительно такими же, что и у «умных» крыс, выросших в нормальных условиях.

Эти исследования не просто показывают значение условий воспитания для формирования способностей. Общий вывод, который можно сделать на их основании, более значителен: факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или. наоборот, нивелировать действие последнего.

Под рабочими качествами собаки понимают наличие специфических психофизиологических особенностей, навыков, определенной степени работоспособности, отражающих готовность собаки к выполнению какой-либо работы (службы, курса дрессировки).

Большое значение для практического применения собаки имеет работоспособность, как способность организма к эффектному выполнению заданной деятельности в течение определенного времени. Работоспособность зависит от внешних условий, а также психических и физиологических особенностей организма. С точки зрения эффективности выполнения деятельности выделяют оптимальную, максимальную и сниженную работоспособность. Для выполнения какой-либо работы характерны стадии вырабатывания, оптимальной работоспособности, компенсируемое и некомпенсируемое утомление. Эффективность работоспособности во многом зависит от тренированности собак.

Рабочие качества собаки диагносцируются и оцениваются при помощи специализированных тестов и по степени освоения различных курсов дрессировок.

Словарь терминов:способности, задатки, рабочие качества, работоспособностьКонтрольные вопросы: Наследственные особенности и их реализация. Какие способы определения способностей вы знаете? Что такое тестирование собак? Какие рабочие качества собаки вы можете выделить?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Все о собаке / под ред. В. Н. Зубко - М: Эра. 1992

О чем лают собаки / сб. - М.: Патриот. 1991

Психология / Словарь / под ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского - М.: Изд.полит, лит-ры, 1990Арасланов Ф. С.. Алексеев А. А., Шигорин В. И. Дрессировка служебных собак -

Алма-ата: Кайнар, 1987

Гриценко В. В. Словарь дрессировщика - М.: Воениздат. 1999

Прайор К. Не рычите на собаку - М.: Селена, 1995

Беркенблит М. Б.. Глаголева Е. Г. Электричество в живых организмах - М.: Наука,1988

Беркленблит М. Б. Нейронные сети - М.: Мирос, 1993

Георгиевский В. И. Физиология сельскохозяйственных животных - М.: Агропромиздат, 1990

Голиков А. Н. Физиология сельскохозяйственных животных - М.: Агропромиздат.1991

Основы психофизиологии / под ред. Александрова Ю. И. - М.: Инфра-М, 1998Батуев А. С. Высшая нервная деятельность - М.: Высшая школа. 1991 Вартанян И. А. Физиология сенсорных систем - С-Пб.: Лань, 1999 Данилова Н. Н. Психофизиология - М.: Агнет-Пресс, 1999

Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

Системные механизмы поведения / под ред. К. В. Судакова - М.: Медицина, 1990

Функциональные системы организма / под ред. К. В. Судакова - М.: Медицина, 1987

Бергман Е. Поведение собак - М.: Восхождение, 1992

Крушинский Л. В. Эволюционно-генетические аспекты поведения - М.: Наука, 1991

Мак-Фарленд Д. Поведение животных - М.: Мир, 1988

Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека- М.: Наука, 1975

Симонов П. В. Мотивированный мозг- М.: Наука, 1987

Хайнд Р. Поведение животных - М.: Мир. 1975

Преображенская Л.А. Эмоции в инструментальном поведении животных - М.: Наука, 1991

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций - М.: Прогресс, 1979Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека - М.: Наука. 1975 ; Симонов П. В. Мотивированный мозг - М.: Наука, 1987

Александров Ю. И. и др. Системные аспекты психической деятельности - М.: 1999

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса - М.: Медицина, 1968

См. разделы 3, 4, 5.

Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и животных / под

ред. В. В. Шульговского - М.: Наука, 1990

Акимушкин И. Проблемы этологии -Смоленск: Русич, 1999

Лоренц К. Агрессия - М.: Прогресс, 1994

Лоренц К. Кольцо царя Соломона - М.: Знание, 1980 ,

Лоренц К. Человек находит друга-М.: Полигран, 1992

Павлов М. П. Волк-М.: Агропромиздат, 1990

Тинберген Н. Поведение животных - М.: Мир. 1969

Тинберген Н. Поведение животных - М.: Мир, 1985

Тинберген Н. Социальное поведение животных - М.: Мир, 1993

Уитни Л. Ф. Психология собаки - М.: Центрполиграф. 1997

Фогль Б. 101 вопрос, который задала бы ваша собака своему ветеринару - М.: ACT, 1995

Шовен Р. Поведение животных - М.: Мир, 1972

Вулхард Д.. Барлетт М. Что должны знать все хорошие собаки - М.: Око, 1994

Зорина 3. А., Полетаева И. и., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения - М.: МГУ, 1999

Лоренц К. Год серого гуся М., Мир, 1984

Майнарди Д. Собака и лисица - М.: Мир, 1980

Роуз С. Устройство памяти - М.: Мир, 1995

Хаютин С.Н., Дмитриева Л.П. Организация раннего видоспецифического поведения -М.: Наука, 1991 :

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг - М.: Мир, 1988

Дьюсбери Д. Поведение животных - М.: Мир, 1981

Соколов Е. Н. Нейронные механизмы памяти и обучения - М.: Наука, 1981

Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание - М. - Воронеж, 1996

Асратян Э. А. Очерки по физиологии условных рефлексов - М.: Наука, 1970.

Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и

животных - М.: Наука, 1989.

Воронин Л. Г. Физиология высшей нервной деятельности - М.: Высшая школа, 1979.

Капустин Д. П. Сравнение наличных и следовых условных рефлексов - М.: 1948.

Коган А. Б. Некоторые вопросы структурной основы замыкательной функций больших полушарий головного мозга - М.: Наука. 1973.

Павлов И. П. Полное собрание трудов. - М.: Л.: Изд-во АН СССР, 1947 ;

См. разделы 1, 5. 9.1.

Вайтли X. Э. Собаки - М.: Гранд. 1997

Преображенская Л. А. Эмоции в инструментальном поведении животных - М.: Наука. 1991

Торндайк Э. Уотсон Д. Б. Бихевиоризм - М.: 1998

Фишер Д. Мотивированная дрессировка собак - Киев: Муза. 1995 '

См. разделы 5, 8, 9.2, 9.5.

Биологические основы подражательной деятельности и стадных форм поведения -

Воронин Л. Г. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности - М.: МГУ,1957

Меннинг О. Поведение животных - М.: Мир, 1982

Доминанта и условный рефлекс / под ред. П. В. Симонова - М.: Наука, 1987

Учение А. А. Ухтомского о доминанте и современная нейробиология / под ред. А. С.

Батуева, Р. И- Кругликова, М. Г. Ярошевского - Л.: Наука, 1990

Соколова Л. В., А. А. Ухтомский - М.: Просвещение. 1991

См. разделы 3, 5, 8, 9.2, 9.6.

Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности - М.: МГУ, 1986

Мухин Е. И. Структурные, функциональные и нейрохимические основы сложных форм поведения - М.: Медицина, 1990

См. раздел 1. Вайтли X. Э. Собаки - М.: Гранд, 1997 А,

Крушинский Л. В. и др. Служебная собака - М.: Сельхозгиз, 1952; М.: 1994.

Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений - М.: Воронеж, 1997

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию - М.: ЧеРо, 1996

Гранит Р. Основы регуляции движений - М.: Мир, 1973

См. разделы 1, 4, 8.

Керман К., Ландесман Б. Обучение вашей собаки - М.: Аквариум, 1995

Вулхард Д., Барлетт М. Что должны знать все хорошие собаки - М.: Око, 1994

Гриценко В. В. Коррекция поведения или перевоспитание собак - М.: 1996

См. разделы 1. 6.9.5.

Вартанян Г. А.. Петров Е. С. Эмоции и поведение - Л.. Наука. 1989

Фишер Д. О чем думает ваша собака - С-Пб.: Азбука. 1999

Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова - М.: ЧеРо, 1998

Годфруа Ж. Что такое психология? - М.: Мир, 1992

Марютина Т. - М.: Ермолаев О. Ю. Психофизиология - М.: УРАО. 1998

См. разделы 9.4, 11.

Небылицин В. Д. Избранные психологические труды - М.: Педагогика. 1990

Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга - М.: 1952

Бирюков Д. А. Сравнительная патология высшей нервной деятельности животных -Л.: 1970.

Дмитриев А. С. Физиология высшей нервной деятельности - М.: Высшая школа, 1974

Купалов П. С. Механизмы замыкания временной связи в норме и патологии - М.:Медицина, 1978

Хананашвили М. М. Механизмы нормальной и патологической условно-рефлекторной деятельности - Л.:

Вавилова Н. М., Кассиль В. Г. Периоды развития в жизни собак / Клуб служебного ,

собаководства - М.: ДОСААФ, 1984

Вавилова Н. М., Кассиль В. Г. Формирование ориентировочно-исследовательского Ц._

пассивно-оборонительного поведения собаки / Клуб служебного собаководства

Зубко В. Н. Воспитание щенка - М.: БиС, 1995

Трошихин В. А. и др. Формирование и развитие основных свойств типа высшей

нервной деятельности в онтогенезе — Киев: Наукова думка, 1971

Трошихин В. А., Козлова Л. Н. Становление и развитие безусловных и условных

рефлексов в раннем отногенезе — Киев: Наукова думка, 1968

См. разделы 1, 10.

Бочаров В. Н., Орлов А. П. Дрессировка служебных собак - М.: ДОСААФ, 1957,

Дьюет К. Ф., Дьюет Д. К-9 - собака для охраны и защиты собственности к бизнеса -

М.: Центрполиграф, 1997

Дьюет К. Ф., Дьюет Д. Собака - защитник дома и семьи - М.: Центрполиграф, 1997


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: