Что такое таксы в экологическом праве

Опубликовано: 29.04.2024



Согласно законодательству предприятия, учреждения, органи­зации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничто­жением, повреждением, нерациональным использованием при­родных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями, обяза­ны возместить его в полном объеме.
Возмещение вреда, причиненного окружающей природной сре­де в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке так­сами и методиками исчисления размера ущерба. При отсутст­вии таких такс и методик возмещаются фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей при­родной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды.

Взыскиваемые по решению суда или арбитражного суда суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне (гражданину, предпри­ятию, учреждению, организации) дая принятия мер по восстанов­лению потерь в окружающей природной среде либо перечисля­
ются в государственный экологический фонд, если природный
объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании.
При наличии нескольких причинителей вреда взыскание произво­дится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.
С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуре путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств.
Вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагопри­ятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или от­дельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.
При определении величины вреда здоровью граждан учитываются'.
степень утраты трудоспособности потерпевшего;
необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
затраты на уход за больным;
иные расходы, в том числе упущенные профессиональные воз­можности;
потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;

• затраты, связанные с необходимостью изменения места жи­тельства и образа жизни, профессии. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, об­щественной организации (объединения) в интересах потерпевшего.
Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его уста­новления - за счет средств соответствующих государственных эко­логических фондов.
Вреду причиненный имуществу граждан в результате неблаго­приятного воздействия окружающей природной среды, вы­званного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит воз­мещению в полном объеме.
При определении объема ущерба, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природ­ной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и произ­водственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.
Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд (а граждане - в суд) о прекращении экологически вредной деятель­ности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, на­родному хозяйству и окружающей природной среде.
Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности - основание для прекращения ее финанси­рования соответствующими банковскими учреждениями.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного на­рушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ст. 78 Закона "Об охране окружающей среды").

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; 2008, N 26, ст. 3012; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6450; 2011, N 1, ст.54), а также пунктом 5.2.44 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656, N 26, ст.3350; N 31, ст. 4215, 4268; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст. 1935), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 4 мая 1994 г. N 126 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением растительного мира" (зарегистрирован в Минюсте России 6 июня 1994 г., регистрационный N 592);

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2009 г. N 180 "О внесении изменений в приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 4 мая 1994 г. N 126" (зарегистрирован в Минюсте России 28 сентября 2009 г., регистрационный N 14889).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 сентября 2011 г.

Регистрационный N 21841

Установлены новые таксы для исчисления размера вреда, причиненного экологическими правонарушениями занесенным в Красную книгу России объектам флоры и среде их обитания. Они применяются при отсутствии проектов рекультивационных и иных восстановительных работ.

Новые ставки в несколько раз превышают прежние (не пересматривались с 1994 г.). Они установлены в твердой денежной сумме (ранее - кратно к МРОТ). Так, за уничтожение 1 хвойного дерева возраста старше 3-х лет с диаметром ствола не более 20 см взыскивается 75 тыс. руб. (прежде - 5 тыс. руб.). Вырубка 1 кустарника - 15 тыс. руб. (ранее - 1 тыс. руб.). Сорванный цветок из Красной книги - 300 руб. за экземпляр (вместо прежних 20 руб.).

За уничтожение 1 га участка произрастания древесных и кустарниковых пород такса составляет 750 тыс. руб. (ранее - 50 тыс. руб.).

Если нарушение имело место на территории федерального заповедника, такса увеличивается втрое. При использовании техники или химических веществ ставки умножаются на 1,5.

Новые таксы не распространяются на виды (породы) деревьев и кустарников, заготовка которых запрещена, а также на занесенные в Красную книгу пищевые лесные ресурсы и лекарственные растения. Причиненный им вред исчисляется согласно лесному законодательству.

Следует отметить, что возмещение вреда не исключает привлечения к административной или уголовной ответственности.

Приказ Минприроды России от 1 августа 2011 г. N 658 "Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 сентября 2011 г.

Регистрационный N 21841

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 28 сентября 2011 г. N 216

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Судебная практика по гражданским делам
  • Судебная практика по административным делам
  • Судебная практика по экономическим спорам

Полномочия органов государственной власти по утверждению такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде

03.09.2007 принят Областной закон Ростовской области № 747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области" (далее - Областной закон Ростовской области).

Частью 2 ст. 5 Областного закона Ростовской области предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными администрацией Ростовской области, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Частью 3 этой же статьи Областного закона Ростовской области установлено, что Методики исчисления размера вреда окружающей среде могут учитывать:

1) фактические затраты на восстановление нарушенного состояния окружающей среды;

2) понееённые убытки, в том числе упущенную выгоду;

3) коэффициент приживаемости зеленых насаждений;

4) коэффициент обеспеченности зелеными насаждениями;

5) иные факторы, влияющие на размер вреда окружающей среде.

Во исполнение Областного закона Ростовской области администрацией Ростовской области принято постановление от 25.01.2008 № 18 "Об утверждении Порядка охраны зеленых насаждений в населённых пунктах Ростовской области и Методики исчисления размера вреда окружающей среде в результате повреждения зеленых насаждений в населённых пунктах Ростовской области" (далее - постановление администрации Ростовской области от 25.01.2008 № 18).

Пунктом 2 постановления администрации Ростовской области от 25.01.2008 № 18 утверждена Методика исчисления размера вреда окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области согласно приложению № 2 (далее - Методика).

Согласно разделу 1 "Общие положения" Методика предназначена для исчисления размера вреда окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений на основании решения уполномоченного органа (должностного лица) местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения в случаях, предусмотренных Областным законом Ростовской области, исчисления размера вреда окружающей среде в результате повреждения и (или) уничтожения зелёных насаждений, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности в результате нарушения требований Областного закона Ростовской области.

Заместитель прокурора Ростовской области обратился с заявлением о признании указанных норм недействующими, как принятые с превышением полномочий.

Областной суд, отказывая в признании недействующими приведенных положений нормативных актов, пришел к выводу, что они приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и не противоречат федеральному законодательству.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с таким выводом суда не согласилась, поскольку он основан на неправильном истолковании и применении норм материального права.

Правоотношения в указанной выше сфере на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации природопользование и охрана окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76).

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, разграничены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

В соответствии со ст. 5 Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесены в том числе разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено полномочие на принятие законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством (ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации. В статье 9 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ закреплено положение о том, что разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектами хозяйственной и иной деятельности, в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (ст.78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Положение).

На основании п. 1 Положения Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере охраны природных ресурсов.

Минприроды самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, утверждает таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде.

Из изложенного следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральным законодательством не предоставлено полномочий на принятие нормативных правовых актов по вопросам определения такс и методик исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде.

Таким образом, оспариваемые положения Областного закона Ростовской области и постановления администрации Ростовской области от 25.01. 2008 № 18 приняты названным публично-правовым образованием с превышением нормотворческой компетенции, предоставленной субъекту Российской Федерации в вышеуказанной сфере. Ошибочным является утверждение в решении суда о том, что органы государственной власти Ростовской области вправе были в опережающем порядке осуществить оспариваемое регулирование, поскольку таксы и методики исчисления размера вреда до настоящего времени не утверждены Минприроды России, что не позволяет решать вопросы возмещения вреда. В действительности данный вопрос регламентирован действующим законодательством. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, при отсутствии принятых на федеральном уровне такс и методик производится в соответствии с требованиями ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

По кассационному представлению прокурора решение Ростовского областного суда было отменено, требования прокурора удовлетворены (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2012 № 41-Г12-3). Аналогичная позиция по данному вопросу изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2010 № 81-Г10-8, от 12.10.2011 № 5-г11-161 ).

Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе

Ущерб, причиненный окружающей среде, природным ресурсам в процессе осуществления хозяйственной деятельности или в результате загрязнения окружающей природной среды или нанесения вреда природным объектам, как правило, относится к категории внедоговорных обязательств. В теории она именуется экологическим ущербом. Под ней понимают ухудшение качественного состояния окружающей среды в целом, отдельных природных ресурсив. Основною целью ответственности за причиненный вред является обеспечение наиболее полного обновления (компенсация ) этих прав за счет лица, причинитель вреда, или других лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность возмещения вреда. Необходимым условием возникновения обязательств по возмещению причиненного вреда является наличие самого вреда. Экологический вред может проявляться в различных формах: загрязнение окружающей естественно ¬ го среды, истощение отдельных природных ресурсов, разрушения экологических связей и систем, вред, причиненный здоровью и имуществу физических и юридических лиц, нанесения ущерба природопользователями и прочее. Экологический вред может быть возмещен такими способами:

- Возобновление имущества в натуре (воспроизведение уничтоженных природных ресурсов); возмещение убытков, причиненных природным компонентам (восстановление природных ресурсов);

- Возмещение убытков природопользователями;

- Компенсация расходов, направленных на оздоровление окружающей среды и улучшения его качества. Определение размера ущерба, причиненного окружающей среде, осуществляется по специальным правилам, установленным экологическим законодательством: согласно таксам, методиками исчисления размера ущерба или, при их отсутствии, по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды ( неполученных доходов).

Об экологических правоотношений под « убытками » понимают имущественные потери, финансовые расходы, неполученные доходы природопользователей. Лица, которым причинен такой вред, имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для ис ¬ вания по целевому назначению. Следует отметить, что возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного нарушением экологического законодательства, относится к экономических мер обеспечения охраны окружающей среды ( ст. 41 Закона Украины « Об охране окружающей природной среды» ). Особенность гражданско - правовой ответственности за вред, причиненный окружающей среде или природным ресурсам, состоит в том, что должны быть возмещены как будущие расходы природопользователей на восстановление соответствующих природных ресурсов, так и государственные расходы по восстановлению качества окружающей природной среды. Общие вопросы о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением, регулируются гражданским законодательством. В частности, ст. 1162 ГК Украины устанавливаются общие основания ответственности за причиненный ущерб.

Профилактика в правовой охране природы признается общей направленностью природоохранной политики нашего государства. Более того, ей принадлежит ведущее место в системе природоохранных мероприятий, поскольку она помогает предотвращению экологических правонарушений.

Профилактика экологических правонарушений основывается прежде всего на экологическом законодательстве, профилактический потенциал которого значительно возрос в связи с принятием ряда новых законов, посвященных охране различных объектов природы. В экологическом законодательстве существует разветвленная система правовых актов и норм, направленных на профилактику экологических правонарушений. Такие нормы есть в Земельном, Водном, Лесном кодексах, в законах Украины « О животном мире », « Об охране атмосферного воздуха », « О природно-заповедном фонде Украины » и других экологически -правовых актах.

В Земельном кодексе Украины профилактическое значение имеют статьи, определяющие правовой режим всех составных частей государственного земельного фонда (земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, других земель); статьи, предусматривающие защиту и гарантии прав собственников земли и землепользователей, а также осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.

В Водном кодексе профилактическое значение имеют статьи, предусматривающие:

- государственный учет вод;

- установления нормативов в области использования и охраны вод;

- условия сброса сточных вод в водные объекты;

- запрет ввода в действие предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод.

Многие нормы профилактического направления содержит Лесной кодекс Украины, в частности нормы, регулирующие организацию лесного хозяйства, размещения, проектирование, строительство и ввод в действие сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов и другие нормы.

В законодательных актах о животном мире к профилактическим нормам относятся:

- Охрана среды обитания, условий размножения, путей миграции животных;

- Предотвращение гибели животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств;

- Охрана, воспроизводство и использование редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.

В Законе Украины « Об охране атмосферного воздуха" есть нормы, которые регулируют стандартизации и нормирования в области охраны атмосферного воздуха, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, контроль в области охраны атмосферного воздуха.

Профилактике экологических правонарушений способствует проведению экологической экспертизы. Согласно Закону Украины « Об охране окружающей природной среды » ее проведение является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, хозяйственной и иной деятельности, влияющей на состояние окружающей природной среды.

Экологической экспертизе подлежат проекты законодательных и нормативно - правовых актов, предпроектные, проектные материалы, проекты нормативно - технических и инструктивно - методических документов, проекты создания новой техники, технологий материалов, веществ, хозяйственные решения и другие объекты и комплексы, реализация которых может привести к нарушению норм экологической безопасности и негативного влияния на состояние окружающей природной среды и здоровья людей.

Экологической экспертизе могут подлежать экологические ситуации, сложившиеся в отдельных населенных пунктах и регионах, а также экологически опасные действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения.

Более детально вопрос проведения экологической экспертизы регулируются Законом Украины « Об экологической экспертизе » от 9 февраля 1995

Профилактике экологических правонарушений способствует мониторинг окружающей природной среды. Создание системы государственного мониторинга предусмотрено Законом Украины « Об охране окружающей природной среды». Мониторинг осуществляется с целью обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о состоянии окружающей природной среды, прогнозирования его изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений.

Кабинет Министров Украины своим постановлением от 23 сентября 1993 утвердил «Положение о государственном мониторинге окружающей природной среды», согласно которому основным задачам системы государственного мониторинга относятся:

а ) наблюдения за состоянием окружающей природной среды;

б) анализ состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений;

в) обеспечение органов государственной власти систематической и оперативной информацией о состоянии окружающей природной среды, а также прогнозами и предупреждениями о возможных его изменения;

г) разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.

Наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения осуществляют Министерство экологии и природных ресурсов, другие специально уполномоченные государственные органы, а также предприятия, учреждения и организации, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей среды.

Специально уполномоченные государственные органы вместе с соответствующими научными учреждениями обеспечивают организацию ко ¬ роткострокового и долгосрочного прогнозирования изменений окружающей среды, которые должны учитываться при разработке и выполнении программ и мероприятий по экономическому и социальному развитию государства, в том числе по охране окружающей природной среды, использования и воспроизводства природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Мониторинг соответствующих объектов природы предусматривают Земельный кодекс, Закон Украины « О животном мире », Закон Украины « Об охране атмосферного воздуха » и другие.

Профилактика экологических правонарушений достигается также посредством информирования о состоянии окружающей природной среды, которое предусмотрено Законом Украины « Об охране окружающей природной среды». Этим Законом на Министерство экологии и природных ресурсов, его органы на местах и другие специально уполномоченные государственные органы возлагается подготовка и представление ежегодно Верховной Раде Украины Национального доклада о состоянии экологически ¬ го среды в государстве, а также обеспечение «заинтересованных государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан информацией о состоянии нав ¬ бывшего среды, случаи и причины его экстремального загрязнения, рекомендациями о мерах, направленных на уменьшение его негативного влияния на природные объекты и здоровье населения ".

Профилактическое направление имеют меры запретительного характера, которые закреплены в экологических законодательных актах. В частности, запрещается самовольный захват земельных участков, изъятие особо ценных продуктивных земель для несельскохозяйственных нужд использование земель не по целевому назначению.

Запрещается ввод в действие объектов и применение технологий, не обеспечивающих требований защиты земель от деградации или нарушения. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в действие новых и реконструированных объектов, зданий и сооружений и внедрении новых технологий должны предусматриваться экологические и санитарно -технические требования по охране земель.

Запрещается осуществление проектов хозяйственной и иной деятельности без оценки их влияния на состояние вод, сброс любых сточных вод в водные объекты, отнесенные к категории лечебных, сброс в водные объекты отходов, мусора.

Согласно Закону Украины « Об охране атмосферного воздуха » запрещается строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не соответствующих требованиям по охране атмосферного воздуха.

Наряду с нормами экологического права профилактике экологических правонарушений способствуют нормы других отраслей права, в частности, административного, гражданского, уголовного. Эти нормы предусматривают меры юридической ответственности за нарушение требований экологического законодательства. В зависимости от совершенного преступления может наступить административная, гражданско - правовая или уголовная ответственность.

Чтобы перестроить сознание потенциальных нарушителей законодательства об охране природы, изменить их отношение к окружающей природной среде, следует применять на практике меры юридической ответственности, даже самой незначительной. Экологическое правонарушение не должно остаться незамеченным, общественность или должностное лицо обязательно должны отреагировать на него. Профилактическое значение наказания обусловливается не жестокостью, а его неотвратимостью.

Значительным недостатком является то, что в экологических отношениях неотвратимость наказания не обеспечивается должным образом. Редко практикуется публичное осуждение правонарушений и правонарушителей, не создано атмосферы нетерпимости к ним.

Для предотвращения многих нарушений экологического законодательства не нужно создавать какие-то новые правовые или организационные формы. Достаточно эффективно использовать комплекс тех мер социального, экономического, организационного и воспитательного характера, которые уже существуют.

Не менее важно заботиться об эффективности профилактики и ее действенность. Государство и общество имеют незаурядные возможности для проведения профилактической работы, но в полной мере они не используются.

При организации профилактики в первую очередь нужно учитывать характер правонарушений и их причины. Причинами экологических правонарушений являются недостатки в экономической, организационной, правовой, воспитательной сферах деятельности. Без устранения причин, приводящих к экологическим правонарушениям, трудно обеспечить соблюдение требований экологического законодательства.

При организации и проведении профилактической работы важно учитывать также данные прогнозирования состояния окружающей среды в ближайших и длительную перспективу.

Важным профилактическим мероприятием в экологической сфере является формирование устойчивой эколого - правового сознания человека. Ведь все экологические правонарушения всегда учиняються человеком:

хозяйственным руководителем, иным должностным лицом, просто гражданином. Поэтому экологическое воспитание человека является непременным условием предотвращения экологическим правонарушением.

Эколого -воспитательная работа заслуживает внимания еще и потому, что с древних времен человечество воспитывалось на потребительском отношении к природным богатствам и безнаказанности по их использованию.

Несмотря на большое значение в профилактике правонарушений в экологической сфере, им уделяется недостаточно внимания в научных исследованиях и на практике.

Усиление охраны окружающей среды требует повышенного внимания к теоретическому обоснование вопросам профилактики. Изучение и анализ причин правонарушений в области экологических отношений является слабым местом как для экологического, так и для других отраслей права. Причины правонарушений изучаются в основном в отношении уголовных преступлений, а этого явно недостаточно, их надо выявлять и изучать относительно нарушений экологического и всех других видов законодательства. Ведь укрепление законности необходимо не только в сфере деятельности уголовного права, но и в других областях общественной жизни.

Теоретические исследования проблем профилактики правонарушений должны стать исходной посылкой организации профилактики на научной основе.

Проблема профилактики правонарушений многогранна. Она охватывает не только теоретические, но и широкий круг практических вопросов. Очень важно, чтобы профилактическая работа проводилась более масштабно и целенаправленно. Проведение профилактической работы входит в обязанности всех государственных органов, но прежде всего ее обязаны проводить правоохранительные органы, которые имеют для этого все возможности.

Оценка размера вреда, причиненного окружающей среде, не всегда может полностью покрыть расходы на ее восстановление.

Размер вреда определяется с помощью имеющихся такс и методик. Однако в действительности стоимость восстановительных мер может значительно превышать этот рассчитанный размер ущерба. Рассмотрим способы решения данной проблемы.

Законодательная база

Право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу в результате экологических правонарушений, закреплено в ст.42 Конституции РФ.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  • п.1 ст.77 определяет, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, возмещают его в полном объеме в соответствии с законодательством;
  • п.3 ст.77 говорит о том, что такой вред возмещается в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера вреда, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды;
  • согласно п. 1 ст. 78, определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таксы и методики

Как определяется размер причиненного вреда в денежной форме:

  • Согласно утвержденным в установленном порядке таксам;
  • В соответствии с методиками исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде;
  • Возложением на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Применяется лишь в том случае, если невозможно применить первые два способа.

Отличия штрафного характера такс и методик от штрафа как меры административного наказания:

Таксы и методики

Административный штраф

Основное значение

Возмещение вреда. Это санкции имущественной ответственности, главной функцией которой является компенсационная функция. Ответственность наступает только в случаях причинения ущерба неправомерным использованием природных объектов.

Налагается независимо от того, причинен ли правонарушителем вред.

Уплата штрафа не освобождает от возмещения экологических убытков

Размер возмещения

Зависит от причиненного вреда напрямую

Не соизмеряется с размером вреда, если таковой причинен

Взыскание

В судебном порядке

В административном порядке

По мнению ученых и экспертов, существующие методики неэффективны. Почему?

  • методики устарели и не соответствуют реальным экономическим отношениям;
  • методики не содержат полного перечня основных параметров оценки такого вреда. Например, они не позволяют оценить косвенный экологический вред, вызванный экологическими правонарушениями (Юридическая ответственность за экологические правонарушения / Отв. ред. О.Л. Дубовик. М.: ИГИП РАН, 2012);
  • в связи со своим ограниченным подходом таксы и методики не могут учесть в полной мере такой немаловажный фактор, как способность окружающей среды ксамовосстановлению.

Правовая природа такс и методик состоит в определении нормативных расчетов показателей ущерба. Но в современных условиях более эффективным способом является установление основных критериев такой оценки.

Применение такс и методик для оценки вреда

Методики расчета причиненного ущерба могут носить нормативно-правовой и рекомендательный характер.

Для применения методик расчета причиненного вреда необходимо установить, имеют ли акты, регулирующие методы расчета, нормативно-правовой характер. Если нет - то они носят рекомендательный характер.

Если отсутствуют утвержденные таксы и методики, то это не является основанием для отказа в возмещении вреда. В этом случае размер возмещения равен фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе и упущенной выгоды.

Действующее экологическое законодательство не содержит норм, детально регламентирующих порядок исчисления убытков (Гейт Н.А. Экологическое право: Курс лекций. М.: Проспект; ТК Велби, 2009).

Если нарушается лесное законодательство, то для исчисления ущерба, причиненного лесам, обязательно применяется нормативный метод (Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства»).

В сфере водопользования действует Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30.03.2007 N 71. Однако, данная Методика содержит положение, указывающее на возможность применения метода оценки фактических затрат на фиксацию правонарушения и восстановления водного объекта.

На сегодняшний день большинство методик имеют рекомендательный характер. Поэтому, они могут применяться наравне с другими методами оценки ущерба по выбору сторон спора. Например, рекомендательный характер имеют:

  • Методика определения размера ущерба от деградации почв и земель, утв. письмом Роскомзема от 29.07.1994 N 3-14-2;
  • Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения, утв. Госкомэкологией РФ 06.09.1999.

Методы определения размера ущерба за одни и те же экологические правонарушения могут быть различны и зависят от субъекта обращения

(органы Министерства природных ресурсов РФ, титульные владельцы объектов природных ресурсов или иные субъекты) в судебные органы. Это приводит к различному толкованию норм и, соответственно, к различному их применению. Например, размер ущерба земельному фонду может быть определен истцом (или иным заинтересованным лицом) согласно письму Минприроды России N 04-25, Роскомзема N 61-5678 от 27.12.1993, в котором сказано, что порядок определения размера ущерба подлежит применению органами Минприроды, Роскомзема и Госкомсанэпиднадзора.

Такса - это заранее исчисленный и зафиксированный размер ущерба в твердой сумме.

В Постановлении Правительства РФ N 273 закреплено положение, согласно которому за незаконные рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста взыскивается 50-кратная стоимость древесины. Это пример штрафного характера такс.

Нормативный метод - это альтернативный способ оценки вреда окружающей среде. Для его применения и более успешного функционирования необходима выработка единых методических указаний, устанавливающих единую шкалу оценок и иных показателей, которая учитывает возможные степени риска и неблагоприятные последствия. Существует необходимость выработки единых механизмов, позволяющих всем без исключения субъектам экологических отношений возмещать ущерб в наиболее приближенной к реальной стоимости форме.


Судебная практика

Из анализа судебной практики очевидно, что в большинстве случаев определение размера убытков остается на усмотрение судебных органов.

Как происходит расчет убытков:

  • Исходя из цен, существовавших в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора либо в день обращения кредитора в суд в случае неудовлетворения его требований должником в добровольном порядке (ст. ст. 15, 393, 1061 ГК РФ);
  • А также, суд имеет право в зависимости от обстоятельств конкретного спора, исходить из цен, существующих в день вынесения решения.

1. Дело о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства

В чем суть дела:

Между министерством лесного комплекса Республики Карелия и ОАО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее - ОАО) заключен договор N 59-з аренды лесного участка в целях заготовки древесины. В силу п. 3.4 данного договора пользование лесным участком осуществляется на основании и в соответствии с Лесной декларацией, заполнение и подача которой производится согласно действующему законодательству.

В Лесной декларации от 17.12.2008 ОАО заявило об объемах заготовки древесины.

По результатам проверки качества произведенных ОАО отводов, проведенной ГУ РК «Сосновецкое центральное лесничество», выявлен факт незаконной рубки.

ОАО отказалось в добровольном порядке возмещать ущерб, причиненный лесному фонду. Поэтому, министерство лесного комплекса Республики Карелия обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к ОАО о взыскании 186705 руб. 05 коп. ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.

Что решил суд:

В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Пункты 1, 2 ст. 1064 ГК РФ предусматривают, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежат возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков необходимо: наличие убытков, противоправного поведения и вины.

Суд установил, что:

  • количество фактически вырубленной ОАО древесины превышает количество подлежащей заготовке древесины, указанное ОАО в поданной им Лесной декларации на 2009 год. Данный факт подтверждают протоколы о лесонарушении от 15.07.2009 N 5 и 6, чертеж участка незаконной рубки, ведомости перечета деревьев по пням, ведомости материально-денежной оценки;
  • Объем незаконно вырубленной древесины подтверждается ведомостями сплошного перечета вырубленных деревьев, в которых зафиксированы ступень толщины по пням и количество пней, и ведомостями материально-денежной оценки, составленными к протоколам о лесонарушении непосредственно на месте незаконной рубки, где производились соответствующие измерения;
  • Истец правомерно произвел расчет суммы ущерба в соответствии с требованиями Постановлений Правительства РФ N 273, от 22.05.2007 N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», ст. 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Суд удовлетворил требования истца о возмещении ущерба. Кассационная инстанция также оставила решение в силе.

Источник: Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу N А33-7537/2010, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-сибирского округа от 15 июня 2011 года № А33-7537/2010.

2. Дело о взыскании ущерба, причиненного водным объектам в результате сброса загрязненных сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ

В чем суть дела:

В ходе проверки ООО «Тепловодоканал» (далее - общество) Управление Росприроднадзора (далее-Управление) выявило нарушения положений ст. ст. 35, 39 Водного кодекса РФ, о чем был составлен акт. В частности, было указано, что в результате несанкционированных сбросов сточных вод в реку и озеро Н. Ковдора общество причинило окружающей среде вред в результате ее загрязнения. Управление составило протокол административного правонарушения и вынесло постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 тыс. руб., который общество уплатило. Управление также направило обществу требование возместить вред, причинённый водным объектам. Размер вреда был определён согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства.

Общество не согласилось с размером возмещения вреда. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к ООО «Тепловодоканал» о взыскании 812307 руб. ущерба, причиненного водным объектам в результате сброса загрязненных сточных вод с превышением предельно допустимой концентрации вредных веществ.

Что решил суд:

Суды трех инстанций в иске Управлению отказали. Кассационная инстанция с решением судов также согласилась.

Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества суммы заявленного истцом вреда:

  • Расчет, который приведен истцом в обоснование размера причиненного ответчиком вреда, составлен с нарушением Методики. Методика предусматривает забор не менее трех проб, а истец сделал забор только одной пробы;
  • Поскольку размер убытков не доказан, суд, руководствуясь ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, пришел к выводу об отсутствии в настоящем случае состава правонарушения для применения ответственности к ответчику в виде взыскания с него убытков.

Источник: Определение ВАС РФ от 22.11.2010 N ВАС-14935/10.

Комментарий юриста

Данную проблему можно было решить, назначив судебно-экологическую экспертизу. Ведь для определения размера и характера ущерба, причиненного окружающей среде, необходимо установить:

  • имел ли место факт его причинения,
  • обстоятельства его причинения,
  • масштабы негативного воздействия на объекты окружающей среды,
  • наличие связи между деянием и причиненным ущербом.

Именно экспертиза может служить главным помощником по установлению всех вышеуказанных обстоятельств. Однако, при анализе судебной практики видно, что суды неохотно прибегают к помощи экспертов по оценке ущерба, нанесенного окружающей среде.

Вывод

Применение такс и методик не позволяет установить обстоятельства нанесения ущерба. Природа имеет многогранный характер, и попытка собрать все условия ее охраны и защиты в одном документе не решит всех проблем. Таксы и методики не могут учесть все многообразие условий, при которых может быть нанесен ущерб.

Материал подготовлен на основе статьи «Как оценить экологический вред?» юриста Некрасова А., г. Орел («ЭЖ-Юрист», 2013, N 44).

Читайте также: