Где нельзя держать собак

Опубликовано: 27.04.2024

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.


Мы с мужем и сыном живем в коммунальной квартире. Наши соседи — моя родная тетка и ее семья: сын, дочь и муж-пьяница, которого они пускают в дом редко. У них в их комнате живут три собаки: одна большая и две маленькие. Особых хлопот они нам не доставляют, но по Православию собака — не Божья тварь. Тетка и ее дочь верят в Бога, ходят в храм, соблюдают посты. Дочь, моя двоюродная сестра, ездила в Дивеево и в другие святые места. Проблема в том, что я и наши ближайшие родственники (все верующие) просим их убрать собак, а тетка ни в какую, говорит, что любит их. Мы убеждаем, она соглашается, но ничего не делает. ПОМОГИТЕ. Как убедить правильно и что привести в пример? Недавно я с сыном (4 года) ездила в Покровский ставропигиальный женский монастырь к мощам Св. Матроны (живем мы в Москве). Я редко хожу к тете в комнату (не совсем ладим). На этот раз пришлось по делу зайти, и через несколько секунд меня начало знобить. Вернулась к себе, и все как рукой сняло. Раньше такого не было, и не случалось, чтобы я после посещения Матронушки находилась в их комнате. Я очень испугалась. Объясните, пожалуйста, что это?
Наталья, г. Москва.

Здравствуйте, Наталья. В первых же строках сразу хочу вас утешить, что собака — Божья тварь, ибо един Творец — Бог и другого нет. Однако существует такое предание, по которому собака считается нечистым животным, породившее мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни. Говорят, что якобы нельзя освящать те квартиры, где живут собаки, а если собака войдет в освященное помещение, то его необходимо заново освятить.
Говоря о «нечистоте» собаки, обычно ссылаются на Ветхий Завет, где выделялся класс нечистых животных, к которому относилась и собака, но это установление носило лишь ритуально-обрядовый характер. В этом была определенного рода религиозная педагогика, имевшая единственную цель — отделить богоизбранный народ, которому было открыто истинное боговедение, от языческих народов, зараженных нечистотой идолослужения. Это было направлено на поддержание у древних евреев чистоты вероучения.
Великий богослов IX века Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский, пишет об этом следующее: “Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести, т.е. дурно пользовались теми животными, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал безсловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания — ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво» (Свт. Фотий. Амфилохии. Альфа и Омега, № 3(14), 1997, стр. 81).


Так вот в чем нечистота собаки. Она нечиста тогда, когда становится предметом обожания, кумиром, «членом семьи», что так часто приходится наблюдать. Если же животное занимает в доме свое законное место — на коврике в прихожей — то природной нечистоты оно не содержит.
По второму вопросу, как убедить убрать собак из квартиры, можно высказать следующие соображения. Выбрасывать домашних животных на улицу или сдавать на живодерню — согласитесь, плохо вяжется с понятием о христианском милосердии. Можно убедить своих родных впредь не заводить животных, когда этих уже не будет. Однако и тогда апеллировать нужно к здравому смыслу, к целесообразности, а отнюдь не к церковной дисциплине. Во всяком случае, нужно помнить, что наличие собаки в доме никоим образом не может помешать благодати или осквернить святыни, которые у нас имеются. Отгоняет от нас эту благодать не собака, а наша греховная жизнь, освободиться от которой гораздо сложнее, нежели от собаки.
И все же нельзя забывать, что в церковной среде есть и иная точка зрения на эту проблему. С этими людьми и с их мнениями, привычками, суждениями мы должны считаться. При решении о том, заводить ли домашнее животное в доме, нельзя, чтобы эта проблема становилась причиной раздоров для членов семьи или соседей. Лучше отказаться от намерения завести собаку, чем досаждать таким решением своим ближним, смотрящим на эту проблему иначе. В первую очередь нужно проявлять любовь к своим ближним, а потом уж — к животным.
Что же касается вашего состояния после посещения блаженной Матронушки (озноб и т.п.), то к этому нужно относиться с величайшей осторожностью. Прежде всего нужно помнить, что по своей греховности и гордыне мы не достойны каких-либо чудесных откровений от Господа. К тому же, если эти ощущения не способствуют любви и согласию между ближними, а служат поводом к вражде и раздору, то их лучше не замечать, не доверять их подлинности или хотя бы по аскетическому правилу «не принимать и не отвергать». В таких случаях нужно вспоминать слова Апостола любви, который предупреждает: “Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. ” (1 Ин. 4,1).

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань 21.01.2005

В старину люди редко держали собак в доме: Бобикам и Жучкам во времена допетровской Руси полагалось жить в будке и охранять подворье.

Даже в 19 веке знатные господа нечасто приводили в свои апартаменты любимых псов, если только не хотели похвастаться ими перед другими помещиками, увлекающимися охотой.

Исключением были комнатные моськи, шпицы и болонки, составлявшие компанию скучающим барыням.

Все фото в статье взяты со свободных источников.

Но и на тех люди из более низких сословий смотрели пусть и снисходительно, но в то же время не без усмешек, не видя в крошечных собачках никакой практической пользы.

Как же на Руси относились в старину к содержанию собак в жилых помещениях и почему люди считали, что этим животным не место в доме?

Почему наши предки считали собак «нечистыми»

Раньше среди верующих было распространено убеждение в том, что собака - это животное, противное Богу, что она якобы нечистая и поэтому в жилище человека ей не место. И в Ветхом Завете действительно встречается это утверждение, автором которого является небезызвестный Моисей. Правда, этим же словом пророк называл и множество других животных. И вовсе не потому, что они были, по его мнению, грязными или больными. Для этого утверждения у Моисея имелись куда более веские причины.

Предположительно, он так пытался «излечить» еврейский народ от привычки поклоняться идолам. Все же помнят, что евреев Моисей выводил именно из египетского плена? А кому поклонялись древние египтяне? Правильно: не только богам с «человеческой» внешностью, но ещё и кошкам, крокодилам, ибисам, соколам, жукам, а также прочей живности. Был среди древнеегипетских богов и Анубис, похожий на пса или шакала.

Почему на Руси считалось, что собаке не место в доме

И Моисей, называя собак «нечистыми», скорее всего имел в виду не обычных животных, а египетских божеств, которые напоминали их внешне.

В более поздние времена, в частности, в Древнем Риме, крупных сторожевых собак держали во дворах в качестве охранников. С тех пор сохранилось немало старинных собачьих ошейников, украшенных инкрустациями и драгоценными камнями, которыми римляне «награждали» своих питомцев за особые заслуги.

Но даже при этом люди, жившие во времена Христа, относились к собакам как к помощникам и «тварям божьим», стоящим на несколько уровней ниже себя и потому ни в коем случае не пытались «очеловечивать» их.

Когда же христианство пришло на Русь, его принципы существенно повлияли на уклад жизни людей всех сословий. И хоть в старину на Руси у собак было немало «работы» (в том числе, пастьба, охрана скота, охрана подворья, охота, а на Севере — ещё и езда на собачьих упряжках), люди издавна старались придерживаться дистанции при общении со своими питомцами.

Так, даже в самые суровые зимние холода наши предки никогда не забирали Жучек и Шариков в дом.

В старину собака должна была находиться во дворе почти всё время.

Ну, максимум, разрешали им на время сильных морозов какое-то время пожить в сенях.

Даже в «Домострое» уделялось внимание вопросам содержания собак в доме и тому, как к ним следует относиться. К примеру, рекомендовалось не кормить скотину и собак из своей тарелки или чашки, а выделить им специальные миски, чтобы «не поганить» чистую посуду.

Наши предки верили, что собаке не место в доме ещё и потому, что там ставились иконы, рядом с которыми ей не следовало быть. Вот почему и священникам было запрещено освящать помещение, если в нём находится собака.

Даже само название животного, известного своей преданностью и верностью, в русском языке вскоре трансформировалось в ругательство. Как, впрочем, это случилось и с производными от него словами «пёс» и «кобель». И это - ещё не говоря о названии самки собаки, которое до сих пор у нас в стране многие люди приравнивают чуть ли не к нецензурному слову.

Кстати, непечатная лексика на Руси прежде так и называлась «пёсьей бранью». Люди считали, что тот, кто ругается матом, подобен собаке, которая не умеет разговаривать, а только лает. То есть, шума от такого человека много, да толку мало.

Правда ли, что церковь запрещает держать собаку в доме

По всей видимости запрет держать в жилом помещении собаку, относится к так называемым «околоцерковным преданиям». Ведь в Библии ни разу не говорится о том, что собаке в доме не место.

Запрета на содержание собаки в доме не было, но зато имелась давняя традиция, которой следовали наши предки.

А выражение из Второзакония «Не вноси цены пса в дом Господа» может вовсе и не означать того, что Богу противны даже деньги, полученные от продажи «нечистой» собаки. Возможно, автор этого изречения наоборот хотел подчеркнуть, что Господь высоко ценит собачью преданность и её бескорыстную службу людям. И как раз потому, что продажа собаки в глазах Бога равнозначна предательству, Он и не приемлет подобных пожертвований.

Да и другое библейское выражение - «не давайте святыни псам» тоже не является выражением негативного отношения к собакам и означает всего лишь то, что людям не следует совершать глупых и бессмысленных поступков.

Но это и так понятно, без всяких запретов: собака, оказавшаяся в церкви, может почувствовать себя неуверенно в непривычной обстановке в окружении множества незнакомцев. Начнёт выть, лаять, метаться, искать выход из помещения, тем самым мешая людям и нарушая своим «непристойным» поведением благостную атмосферу в храме.

Вот и получается, что церковного запрета на содержание собаки в доме или квартире, нет и никогда не было. Была давняя традиция, которой в России до сих пор ещё следует много людей, особенно, живущих в деревнях.

Вместо заключения

И всё же некоторым современным владельцам собак было бы нелишним хоть иногда вспоминать заветы предков, считавших, что пёс — не человек и не божественная сущность, и потому не нужно приравнивать его к людям.

Конечно, нужно любить своего питомца и заботиться о нём. Только вот не следует кормить собаку из своей тарелки и разрешать ей спать на кровати. Гораздо благоразумнее выделить питомцу уголок в квартире, оснастив его комфортной лежанкой. А вместо человеческих тарелок предложить ему прочные и удобные миски, предназначенные специально для собак.

На этом пока всё. Если вам есть, что сказать по поводу данной публикации, не стесняйтесь оставлять свои комментарии к ней.
А пока - до новых интересных встреч на канале « Калейдоскоп истории и жизни » !

Многих россиян – любителей собак и тем более тех, которым приходится сосуществовать с такими любителями бок о бок, интересует вопрос, каковы же правила содержания собак в многоквартирном доме. А что если у вас дача, и дом — частный? Ведь, к сожалению далеко не все хозяева относятся достаточно ответственно к своим питомцам, а тем более к правилам, предъявляемым при содержании животных.

Правила содержания собак: закон

Обычно владельцы животных адекватны, но иногда в силу то ли недостаточно развитого чувства ответственности, то ли из-за излишней любви к тем же собакам, они забывают об элементарных правилах содержания и воспитания питомцев, тем самым подвергая опасности окружающих, а порой и себя.

Именно для таких случаев и появилась идея регламентировать, сколько собак можно держать в квартире по закону и чем грозит владельцам нарушение данного правила. Но пока что количество собак закон не ограничивает. Он вообще обходит этот вопрос. Однако если животные мешают соседям, а соседи жалуются в соответствующие органы, то именно эти органы принимаю решение о том, какое количество собак можно оставить.

Имеется и несколько других важных правил касательно владения домашним питомцем. Полный их список можно найти в проекте закона «О содержании собак в Российской Федерации»

Данный закон накладывает определенные обязательства на владельца, получить административный штраф можно за гибель животного вследствие не надлежащего ухода, за жестокое с ним обращение, за порчу животным чужого имущества.

В этом случае владелец обязан не только покрыть причиненный ущерб, но и заплатить административный штраф.

В этом же законе сказано, что трупы домашних питомцев подлежат обязательному захоронению или утилизации. Просто вынести тельце на помойку запрещается.

Собаки в многоквартирном доме

Содержание собаки в квартире более сложно, чем в секторе частных владений, ведь в многоквартирном доме больше шансов создать дискомфорт окружающим.

Правильный выгул собак.

В связи с данным фактом к владельцам предъявляется больше требований:

  • обязанность владельца следить, чтобы питомец не загрязнял дворы и места общественного пользования;
  • держать собаку строжайше запрещено в коммунальной квартире, подъезде, коридоре и других местах, принадлежащих не только хозяину;
  • питомца не должно быть слышно с 21:00 до 06:00 часов;
  • выгул собак разрешается исключительно с намордником и на поводке. Также у животного должен быть ошейник с жетоном, где написаны контактные данные владельца;
  • в местах большого скопления людей выгул собак запрещен;
  • нельзя отправлять гулять с собаками детей до 14-лет, без присмотра взрослых, так как ребенок может физически не справиться с животным или попросту растеряться в сложной ситуации.

Выгул

При выгуле собак стоит быть особенно внимательным. Отпускать питомца на свободный выгул ни в коем случае нельзя.

Во-первых, такие животные станут считаться бесхозными и подлежат отлову.

Во-вторых, питомец может убежать, а найти его будет нелегко.

В-третьих, собака может напасть на человека или на другое домашнее животное и нанести им какие-либо увечья, что повлечет за собой административную или уголовную ответственность хозяина.

И хотя в законе четко сказано, что животное можно выгуливать строго на поводке, в наморднике и с жетоном, содержащим данные о владельце, на практике этим правилом очень часто пренебрегают. А в результате появляется очень много потерявшихся животных, да и нападения на людей случаются.

Кроме того, владелец обязан убирать фекалии за питомцем на прогулке, хотя в нашей стране это не распространено и данное правило свелось к тому, чтобы убирать следы животного, оставленные на асфальте.

Содержание громко лающей собаки в квартире, или питомца, портящего общественные зеленые насаждения у дома, гадящего на газонах и асфальте, в иногда может приводить к конфликту с соседями и даже дойти до суда. Поэтому хозяевам, решившимся держать животное в многоквартирном доме, стоит быть внимательным к любым претензиям окружающих, да и к поведению собственного питомца, чтобы не получить административную ответственность, нарушив общественный порядок.

Также стоит отметить, что все собаки, начиная с трехмесячного возраста должны быть зарегистрированы в ветеринарных учреждениях по месту жительства. Приобретенное животное необходимо поставить на учет в течение недели.

Помимо перечисленного в законопроекте указано, какие породы нельзя содержать в квартире. К таковым относятся бойцовские, служебные, пастушьи, охотничьи и сторожевые породы, они считаются потенциально опасными.

Что говорит закон о содержании собак в частном доме

Для лиц, проживающих в частном доме, правила не столь строгие, так как дом и придомовой участок – собственность владельца, и он волен ей распоряжаться как угодно. То есть, держа собаку в частном секторе, можно не слишком беспокоиться, что об этом думает ваш сосед. Но и здесь у особо недобросовестных хозяев есть шанс получить административный штраф, например, если животные свободно разгуливают по участку и найдут способ его покинуть.

По закону можно содержать собаку на личном участке, позволяя животному по этому участку свободно перемещаться, но с условием, что у собаки не будет возможности выйти наружу и ее поведение не доставит хлопот окружающим. Кстати в этом случае у входа на участок необходимо повесить табличку о наличии собаки внутри.

В частном доме можно держать, в том числе и собак потенциально-опасных пород, но для этого потребуется предварительно получить лицензию на покупку и содержание такого питомца. Владелец такой собаки тоже должен соответствовать некоторым требованиям, например, изучить хотя бы основы дрессировки.

Санитарные нормы и как их соблюдать

Независимо от того, держите ли вы животных в квартире или в частном доме, требуется соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

Собака должна быть здоровой и иметь все прививки, положенные по возрасту (а в особенности прививку от бешенства, так как это очень опасное заболевание, как для животного, так и для человека), а также периодически проходить ветеринарный контроль.

Куда жаловаться, если у соседей постоянно лает собака

Если вам досаждает собачий лай, то в первую очередь стоит поговорить с хозяином, ведь он может и не находиться дома в такие моменты, а значит быть попросту не в курсе. Если мирные переговоры результата не принесли, тогда стоит обратиться к участковому, который проведет разъяснительную беседу, а также может выписать штраф после нескольких жалоб. Также существуют и более высокие инстанции, обязанные повлиять на недобросовестных хозяев – Роспотребнадзор и областной административный суд.

Меры наказания и ответственность за нарушение правил

За недобросовестное отношение к содержанию своего питомца, владелец может понести дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. ⇐

Тип ответственности может установить суд.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что владение собакой — большая ответственность, которую необходимо принимать и осознавать в полной мере. Ведь это животное может нести потенциальную опасность для окружающих и даже для собственного хозяина. Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять питомца без присмотра во время выгула, когда он, так или иначе, взаимодействует с другими существами окружающего мира. Отпускать даже маленькую собачку с поводка в людных местах категорически нельзя.

Собаки живут рядом с людьми многие тысячелетия. Привычная картина – собака-поводырь, собака-охранник, пограничник, пастух. Среди людей мало ненавистников животных. Тем удивительнее отношение некоторых верующих православных к домашним питомцам. Священники часто слышат вопросы от прихожан, что значит собака в доме по православию – грех или богоугодное дело?

Чем была собака для христиан

В Ветхом Завете говорится, что собака – нечистое животное. У евреев самым большим оскорблением было сравнение с псом. Первые упоминания об этих животных в Святом Писании появились поздно и в контексте об охранниках жилища. Для евреев существовал список животных, которых нельзя было есть. В Новом Завете его пересмотрели, упразднили (Книга Деяний, глава 10:9–16). Но мнение у христиан осталось, что кошка – чистое создание, а собака – нечистое.


Собаки со священниками

Обратите внимание! Когда собаку продавали, вырученные деньги, так же как за блуд, нельзя было вносить в Скинию (храм).

Существуют ли в православии нечистые животные

Такое условное деление существует. Но в новозаветной Церкви его по факту нет – тварь, созданная Богом, не может быть нечистой. Унижение творения рук Божьих есть оскорбление Создателя.

Какие животные считались нечистыми

Нечистые животные – ветхозаветное определение. Обозначает существ, неугодных Богу в качестве жертвы. Употреблять их в пищу человеку тоже запрещено. Сюда попадают и собаки.


Что было критерием для деления Божьих тварей? В «Левите» говорится, что употреблять в пищу человек может скот с раздвоенными копытами, жующий жвачку. Что касается птиц и четвероногих, то сказано использовать для еды только тех, у которых голени выше ног. Рыбы без чешуи и перьев также не годятся в пищу.

Обратите внимание! Как показали научные изыскания, библейское деление оказалось истинным – «нечистые» животные разносят инфекции и болезни.

Почему собака – нечистое животное в православии

В языческом Египте люди обожествляли собак, поставили их в иерархической лестнице выше человека, наравне с Богом. Христиане отвергают это – псы по положению ниже людей и душа их смертна. Вот почему собака считается нечистым животным в православии.

По этой причине собак в доме держать не разрешалось, в отличие от кошек, которые ловят мышей. Псы оставались дворовыми животными, обитали в клетках. Собака в христианстве – сторож и пастух, дворовое животное.

Почему собаки не ходят в церковь

Собаководов волнует, почему собакам нельзя заходить в храм. Этот запрет был установлен на шестом Вселенском соборе, отражен в правиле 88. Касается он всех зверушек.

В правиле говорится, что без нужды никакое животное в храм вводить нельзя. Если установление нарушит клирик, то будет извержен, если же мирянин, будет отлучен. Русская православная церковь строго воспрещает конкретно собакам вход в церковь. Основан запрет более на вопросах гигиены и шумном поведении. Это единственное объяснение, почему церковь не любит собак.

Однако заново освящать храм никто не будет, если туда по случайности забрела собачка. Этого нет в уставе. Коты допускаются, потому что изначально были домашними. Без них сельские церкви кишели бы мышами, которые портят алтарь, другое имущество.

Обратите внимание! Кошки, в отличие от собак, не создают суеты и шума.


Можно ли собаку держать дома: ответ священника

Если с храмом вопрос понятен, то как быть верующим с домашним содержанием собачек? Священников часто спрашивают, можно ли держать собаку в квартире, освящать жилище. Некоторые обыватели считают домашнего питомца плохой приметой – через него, мол, действует нечистая сила. Жаркие дискуссии по этому поводу ведутся в коммунальных квартирах. Там под одной крышей живут собачники и ненавистники «нечистых».

На этот вопрос, и почему собака нечистое животное в православии, отвечает иеромонах Серафим (Калугин) из Астрахани. В своем открытом письме одной из прихожанок он напоминает, что собака – творение Бога. Однако есть предание, согласно которому, псы считаются нечистыми. Отсюда мнение, что они не должны находиться в помещениях со святыми иконами.

Далее иеромонах ссылается на Ветхий Завет, разделяющий животных на чистых и нечистых . Но подчеркивает, что это носило ритуально-обрядовый характер.

Факт! В таком разделении был своего рода педагогический урок, цель которого – отделить богоизбранный народ от идолопоклонников.

Нечистота собаки, говорит священник, не в природе происхождения. Она проявляется, когда питомец становится кумиром, обожаемым предметом. Почему же нельзя держать собак в доме, если ей укажут законное место? На коврике у двери можно – никакой «нечистоты» нет, утверждает священник.

Выбрасывать животное на улицу или отдавать на живодерню – не по-христиански. Можно убедить родственников не брать в дом песика, но мотивы должны быть обоснованными, но не как ссылка на церковные запреты.


Святые Отцы с животными

Мнения святых об отношении к животным

Количество людей в мире, которые сердобольно относятся к животным, превышает тех, кто отвергает их. Но многие не идут в лоно церкви по той причине, что она считает «братьев меньших» не достойными внимания.

Это в корне не верно – в православии вообще нет учения о животных. Есть только частное мнение отдельных священников, в которых просматривается отношение православной церкви к собакам.

Так, одни утверждают, что души животных распадаются в момент смерти. Другие доказывают, что Божьи твари были сотворены и жили в раю до Адама и Евы. А все, что было до грехопадения людей, нетленно. Значит, души животных бессмертны, потому что они от Духа Святого. Однако, как утверждает святитель Лука, бессмертие для животного не так значимо, как для человека, потому что примитивный дух не может развиваться и совершенствоваться.

Как нужно относится к животным, показывают православные святые. Серафим Саровский кормил зверушек возле своей землянки, делился с ними хлебом. Сергий Радонежский исцелил молитвой слепого медвежонка. Герасим Иорданский помог льву, когда в его лапе засела заноза. Лев служил ему и скончался на могиле святого.

Кормить и ухаживать за тварями, спасать бездомных котят и щенят – не грех. Но поклоняться нельзя. Любовь должна царствовать между всеми Божьими творениями.

Современное отношение веры к животным

Сегодня мир поменялся. В домашних условиях содержат собак много прихожан. Мнение священников – нужно жить в гармонии со всеми творениями Господа, какое бы положение они не занимали на иерархической лестнице. Все животные хороши, угрозы создания из них идолов нет. Поэтому нет и оснований для «дискриминации» четвероногих друзей. Кроме того, сейчас много мелких пород домашних питомцев, которых содержать в квартире не составляет труда.

Сегодня церковь говорит, что по природе своей все животные хорошие. Да, водить их в храм возбраняется, но в силу специфических особенностей (беспокойство, запах). Но об осквернении молитвенного дома речи нет.

Обратите внимание! В проблемах современности стоит винить не псов, а греховный образ жизни. Домашний питомец – не препятствие к освящению жилища людей.


Буддист и собака

Сравнение с другими религиями

Удивительно, но собаки очень похожи по характеру на людей: есть злые, добрые, преданные, ленивые. Многоликость животного определила отношение к нему представителей других религий.

Зороастризм

В этой религии трепетное и уважительное отношение к псам. С древности приверженцы течения считали их равными себе. Вопроса о душе животного не возникает. Более того, в собаке живет душа умершего человека, возможно, предка.

После физической смерти душа собаки служит умершим людям, сопровождает и охраняет их в последнем пути.

Ислам

Враги зороастризма – исламисты имеют прямо противоположное отношение к собакам. Хотя Коран порицает жестокое обращение с животными, продолжается гонение собак. Многие мусульмане не совместимы с этими существами, как евреи со свининой.

Души собак после смерти не попадают ни в рай, ни в ад, так как лишены самосознания, считают в исламе.

Буддизм

Буддисты отрицают существование души и Бога, как создателя всего. Мир был всегда, он бесконечен, более того, он не один. Все вокруг буддисты считают потоком единого сознания, поэтому не видят разницы между человеком и остальным животным миром.

Собаки служат людям с древнейших времен. Отношение к ним людей и религий разное. Собаки в православии считались нечистыми животными, потому что язычники обожествляли их. Псов можно и нужно любить, но без поклонения. Жестокое обращение порицается церковью. Поэтому люди стали более ответственно относиться к «братьям меньшим»: кормят, ухаживают за ними и лечат.

Держать животных в доме можно, так же как и освящать его. В храм вводить не разрешено, но и оскверненным от случайного присутствия собачки он не становится.


Начнем с истории: каково было отношение к «четвероногому другу» в античную эпоху?

Греки собак любили и окружали заботой. Достаточно почитать Гомера. Римляне одевали на боевых собак даже броню.

Но вот у народов, чтивших Библию как священную Книгу, отношение было прямо противоположным. В Ветхом Завете из тридцати упоминаний собаки, лишь в двух случаях оно не имеет негативного смысла. Ненависть древних иудеев к своим неприятелям-египтянам и римлянам, разводившим и почитавшим собак и применявшим их в бою, была перенесена, вероятно, и на животных. По закону Моисея, эти животные считались нечистыми. Для еврея сравнить кого-либо с псом – верх оскорбления. Даже деньги, вырученные от продажи собаки, равнозначно плате блудницы, нельзя было вносить в Скинию – «в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим» (Втор. 23: 18). Но коль собаку продавали, значит, при себе ее все-таки держали.

Скотоводу овчарка совершенно необходима, иначе стадо не уберечь. А у древних евреев скотоводческий труд – фактически основной. И, тем не менее, это не влияло на их отношение к четвероногим «караульщикам»: «ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих» (Иов 30: 1). Но в качестве домашних животных собаки, согласно Библии, появляются поздно, причем с той же охранной функцией: когда Товия начинал держать путь к Рагуилу, его сопровождал Ангел «и собака юноши с ними» (Тов.5: 17). Знаменательно звучит восклицание Авенира: «разве я - собачья голова?» (II Царств. 3: 8). Смысл его почти идентичен афоризму Соломона: «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9: 14). Тут настолько сказано ясно, что всякие комментарии излишни.

Ко времени земной жизни Иисуса Христа четвероногих сторожей нередко стали держать при домах, о чем свидетельствует ответ хананеянки на отказ ей Спасителя в помощи: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). И в христианстве собака не становится львом. Апостол Павел предупреждает: «Берегитесь псов!» (Филипп. 3: 2), имея в виду лжеучителей. Ап. Петр выражается еще крепче, когда обличает грешников старой пословицей: «пес возвращается на свою блевотину» (II Петр. 2: 22).

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» [1] – настолько он был ненавидим.

Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего.

В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12: 24).

Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место.

Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился». [2]

Библейское понимание иерархического места собаки было свойственно и нашим предкам. А ведь обилие лесов на Руси, казалось бы, повышало роль четвероногого помощника куда значительней, нежели в древней Палестине. Если там «собачье дело» ограничивалось пастушьей и караульно-сторожевой функциями, то на русской земле, помимо охраны, оно включало в себя любительскую и промысловую охоту (домашних животных избегали резать в пищу, потребляли преимущественно дичь), а на Крайнем Севере к охоте прибавлялось тягло. И все-таки даже холодный климат бессилен был разжалобить русича-христианина: в самые лютые морозы собака не смела ступить дальше сеней; поселение ее в жилом помещении – примета размытого религиозного сознания, плодом которого является выведение декоративных пород собак.

Сегодня можно слышать: «Живя в городе, мы не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это».

Запретов нет на многое в нашей жизни, чего всякий порядочный человек себе не позволит, но с «перестройки» стали твердить: «Что не запрещено, то разрешено». Вот так, разрешая что не запрещено, мы уже третий раз после Гражданской войны затопили Россию волной детской беспризорности. Если есть необходимость держать собаку в городской квартире, то разумно же отвести ей место в прихожей, однако она почему-то лежит на диване или ласкается к хозяевам прямо в постели. Сколько раз приходилось слышать признания, что собака стала еще одним «членом семьи». Нет, расхожую поговорку «собака – друг человека» христианину следует понимать не буквально, а условно, помня о Библейских ценностях. Животные ведь не имеют образа Божия. Из земных творений только человек создан по образу Божию. Одним из свойств этого образа является бессмертие души. Но души у животных смертны, как учил Палама. Да и св. Василий Великий предупреждал: «Убегай бредней угрюмых философов, которые не стыдятся почитать свою душу и душу пса однородными между собою». [3] Всю пошлость очеловечивания четвероногого «друга» ярко показал М. А. Булгаков в некогда запрещенной повести «Собачье сердце».

Вполне возможно, что вошедшее в русский язык слово «собака», употребляющееся как ругательство, имеет татарское происхождение, но не это объясняет его уничижительный оттенок, как думают некоторые. Татарского происхождения и «халат», и «сарай», и «башмак», и еще много других бытовых слов, однако никто ведь их не употребляет с уничижительным оттенком. А вот матерная брань это «песья брань», язык псов, их речевое поведение. В качестве бранного, в славянских языках существует выражение «песья вера», относящееся к иноверцам.

Внимание к животным, забота о них не должны отвлекать нравственное сознание от внимания непосредственно к самому человеку. Иногда кто-нибудь из нас раздражается на людей, наносит им оскорбления, а свою собаку всегда ласкает. Это говорит лишь о бесспорной ущербности духовно-нравственной жизни. «Вникни, возлюбленный, в умную сущность души; и вникни не слегка. Бессмертная душа есть драгоценный некий сосуд. Смотри, как велики небо и земля, и не о них благоволил Бог, а только о тебе. Воззри на свое достоинство и благородство, потому что не Ангелов послал, но сам Господь пришел ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, изъязвленного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама». [4]

Когда снова сказывалось на Руси язычество, тогда заявлял о себе и «народный оккультизм». Так на Святки девушки загадывали: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый!». А сколько самых невероятных примет связывали люди со своими дворовыми сторожами, начиная от их воя и кончая походкой! Та же матерщина широко была представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения – свадебных, земледельческих, т.е. в обрядах, связанных с плодородием. Мат являлся необходимым компонентом данных обрядов и носил, безусловно, ритуальный характер.

Поучителен случай со старцем Паисием Святогорцем. Однажды его спросили:

– Отец, помешают ли радости этой жизни и привязанность к ним нашей души тому, чтобы преуспевать по-христиански?

– Нет, если сумеешь иерархически правильно относиться к вещам. Например, детей своих будешь любить как детей, жену свою как жену, родителей своих как родителей, друзей своих как друзей, святых – как святых, Ангелов – как Ангелов, Бога – как Бога. Нужно каждому воздавать честь и уважение, которые ему надлежат, – ответил старец. [5]

Сегодня раздаются голоса: «“дискриминация” собак православными христианами не имеет под собой основания». [6] Правильно, «дискриминация» – не имеет, но иерархическое сознание должно православных христиан не покидать. Иначе надо примириться с такими случаями, подобными тому, что произошел в Великобритании, когда в роли подружки невесты на свадьбе выступила собака. [7] Как соглашаться с присвоением собакам человеческих имен, а людям – собачьих кличек? Писать о чем уже стало банальностью, но все же необходимо напомнить, что подобное есть ни что иное, как святотатство. Имена ведь берутся из святцев. А это – поругание Христа в человеке и оскорбление Царя Небесного на Престоле, плевок в святых – друзей Сына Человеческого. Чем тогда надеемся на Суде оправдаться?

Здесь поневоле хочется привести крылатую фразу М. Скотта: «Не смотрите на своих собак как на людей, иначе они станут смотреть на вас как на собак».

Несмотря на символику, иерархическое сознание и поставило под запрет изображения св. мученика Христофора с собачьей головой. С «песьеголовостью» у славян-язычников, например, по данным письменных источников, связаны религиозно-магические комплексы – поедание женских грудей, кормление щенков женщинами, ритуальное убийство младенцев.

Хотя в раннехристианские времена собака была символом верности церковным вероучениям и бдительности по отношению к ересям (изображения собаки часты у подножия могильных памятников, на что обращал внимание А. С. Уваров, считавший данные изображения символом самого христианина [8] ).

Тем не менее, то, что было позволительно на заре христианства, не дает разрешения на его применение сегодня.

Мы должны уяснить одну простую истину: без иерархически верного понимания мира нет спасения человеку.

И отношение к собаке – одно из звеньев этого понимания.

[1] Жельвис В.И. Человек и собака (Восприятие собаки в разных этнокультурных традициях) // Советская этнография. 1984. № 3. С. 136.

[2] Цит. по: Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.

[3] Василий Великий, св. Беседы на Шестоднев Беседа 8. О птицах.

[4] Макарий Великий, преп. Духовные беседы. Беседа 26.1.

[5] Паисий Святогорец, старец. О семье христианской. М.: Благовест, 2001. С. 57.

[6] Моисеев Дмитрий, свящ. Мешает ли собака благодати? // Библиотека форума “Православная беседа”.

[7] Как сообщалось в прессе, «изначально священник категорически отверг такое предложение, но потом после продолжительных уговоров все же согласился. Невеста Соня Уайлд говорит, что священник выглядел довольно забавно, когда она впервые обратилась к нему с этой необычной просьбой. Он сказал, что это первый подобный случай за 26 лет, в течение которых он соединяет людей узами брака». Добавим, что собака по кличке Люси присутствовала на церемонии в красивом платье. О том, кто был другом жениха, газеты промолчали. - http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=715450

[8] Уваров А.С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода. М., 1908. Репринт: М.: Православный Свято-Тихоновский Институт, 2001. С. 187.

Читайте также: