Где происходило действие собаки баскервилей

Опубликовано: 29.04.2024

При написании леденящей кровь повести о демонической собаке, которая терроризировала старинный род, Артур Конан Дойль вдохновлялся совершенно конкретными местами в английской провинции. Но о том, какие это были места, мнения поклонников писателя разделились.

В споре рождаются версии

Повесть «Собака Баскервилей» – одно из самых читаемых произведений о приключениях Шерлока Холмса. Неудивительно, что критики и литературоведы до сих пор спорят о месторасположении Баскервиль-холла и других мест, которые писатель довольно подробно описал в своей книге. Есть две версии о том, где находится то самое имение. И обе они имеют право на существование.

По одной из версий, Баскервиль-холл находится в небольшом городке Хей-он-Уай в Южном Уэльсе. Сегодня это – «город книг». Здесь работают четыре десятка книжных магазинов, и сюда съезжается масса книголюбов всех мастей. Правда, продаются в этих магазинах, в основном, подержанные книжки. Но в том их и ценность.

По одной из версий, Баскервиль-холл находится в небольшом городке Хей-он-Уай

В городке также проводится ежегодный литературный фестиваль, собирающий более 80 тысяч писателей, представителей издательского бизнеса и просто фэнов литературы со всей планеты. В течение года здесь бывает примерно полмиллиона туристов.

Герб с головой собаки

Родовое поместье Баскервиль-холл, так здорово описанное в повести, сегодня представляет собой одноименный отель в викторианском архитектурном стиле. Конан Дойль якобы когда-то гостил в этом поместье и дружил с семейством Баскервилей. Местные жители рассказали писателю легенду о страшной собаке, которая наводила ужас на представителей славного английского рода.

Интерьеры отеля и сегодня практически один в один воспроизводят детали, которые описывал в своей повести Конан Дойль. Богато обставленная гостиная, древние украшения на стенах, лестница, большой старинный камин. Да и снаружи многое напоминает о повести – есть даже та самая аллея с деревьями. Не достает лишь одной важной детали. В Южном Уэльсе нет болот.

Панораму отеля смотрите здесь.

Между правдой и вымыслом

По другой версии, Конан Дойль вдохновлялся при написании повести видами дартмурского города Принстауна. Местные говорят, что Баскервиль-холл – это якобы особняк в поместье Брук-Мэнор. Доля истины в этом наверняка есть. Места в Дартмуре идеально подходят под описание Конана Дойля. Здесь полно холмов, много болотистых пустошей – жуть да и только.

В одном из Таллинских замков режиссер-постановщик Игорь Масленников снимал одноименную экранизацию повести Конана Дойля

В качестве прототипа Хьюго Баскервиля поклонники писателя называют местного эсквайра – сэр Ричарда Кэбелла. Англичанин жил здесь в 17 веке и был знаменит на всю округу кутежами, распутством и страстью к охоте. Обращает на себя внимание и его преждевременная смерть. Во время охоты на болотах эсквайра загрызли собаки.

Фамилию «Баскервиль» Конан Дойль якобы взял у местного кучера, который вез писателя в отель. Саму историю о большой черной собаке ему рассказал знакомый журналист, который для пущего эффекта свозил его в графство Девоншир и показал Дойлю болота. Прототипом же собаки стал нечистокровный английский мастиф.

Богато обставленная гостиная, украшения на стенах, лестница – все как в книге

Какая из двух версий наиболее достоверна – сегодня может проверить любой поклонник творчества Конана Дойля, отправившись по местам, описанным в легендарной повести. Но не забывайте цитату из книги: «остерегайтесь выходить на болота в ночное время. ».

А также – подписывайтесь на мой канал , комментируйте, ставьте лайки, делитесь публикациями в соцсетях.

Баскервиль-Холл

«Собака Баскервилей» считается одной из самых читаемых книг Артура Конан Дойла. Повесть полна мистических загадок и таинственных происшествий, однако история ее создания представляет не меньший интерес. Потому что на простой, казалось бы, вопрос – где находится Баскервиль-Холл? – исследователи до сих пор не могут дать внятного ответа.

Старинное поместье Баскервилей – основное место действия повести. В его окрестностях – на торфяных болотах погибали все представители рода от тяготеющего над ними проклятия. Разумеется, автор мог выдумать мрачные топографические подробности, но, как правило, такие яркие детали из ниоткуда не берутся – у них должен быть прототип, образы и впечатления, почерпнутые писателем прежде, чем в его голове зародился замысел.

Небольшое исследование на эту тему подтвердило мою догадку. В повести события разворачиваются в Дартмуре (графство Девоншир), в местечке под названием Гримпен. Начнем с того, что это название реально не существует. Как и фермы «Каменные столбы», «Гнилое болото» и некоторые другие места. Однако сама местность Дартмура безупречно соответствует ее описанию в повести – холмистая, с множеством болотистых пустошей, покрытых торфом. В тексте повести – вокруг Баскервиль-холла «расстилаются унылые, лишенные признаков жизни болота». В таком случае где-то здесь и должен располагаться прототип фамильного особняка.

Конан Дойл трудился над повестью в жанре «real shocker» в 1901 году в гостинице The Duchy Hotel, в городе Принстаун (Дартмур). В письмах тех лет он рассказывал, как проходит в день по 14 миль пешком, чтобы собрать материал для новой книги. Сейчас в здании гостиницы располагается туристический центр, где каждому интересующемуся расскажут, что «Баскервиль-холл» – это не что иное как усадьба Брук-Мэнор в Дартмуре. Прототипом Хьюго Баскервиля считают местного эсквайра сэра Ричарда Кэбелла, который жил там в XVII веке и прославился своей беспутной жизнью. Примечательны обстоятельства его смерти – во время охоты на болотах его растерзали собаки. Призрак злодея долго беспокоил жителей. Они приняли решение завалить могилу каменной плитой, а сверху построили прочный мавзолей. Откуда взялось имя Баскервиль? Любой в Принстауне скажет, что имя Генри Баскервиль писатель позаимствовал у кучера кэба, который вез его в гостиницу.

К этой версии присоединяется другая. Легенду о родовом проклятии, зародившуюся на западе Англии в Норфолке, Конан Дойлу якобы рассказал его приятель, журналист Бертрам Робинсон. Он пригласил писателя в гости в Девоншир, где повел вдохновленного писателя на болота, чтобы усилить впечатление от собственного рассказа.

Несмотря на эти версии, всех поклонников Шерлокианы, жаждущих проникнутся мраком Баскервиль-Холла, первым делом отправляют вовсе не в Дартмур. Многие исследователи считают, что усадьба находится близи городка Хей-он-Уай, что в Южном Уэльсе. Уэльский Баскервиль-Холл перестроен в 1839 году Томасом Баскервилем-младшим для своей супруги Элизабет в качестве летней усадьбы и дома для приемов гостей. По этой версии Конан Дойл находился в дружеской связи с семейством Баскервилей и даже гостил у них в 1900 году. Предполагается, что здесь-то он и услышал местную леденящую душу легенду о собаке из ада, которая преследует старинный род. И как будто в подтверждение этих слов герб уэльских Баскервилей красноречиво украшает голова собаки, держащей в зубах окровавленную палку.

Сейчас в усадьбе находится гостиница с одноименным названием. Все бывавшие в ней, подчеркивают удивительную схожесть дома с Баскервиль-Холлом из повести. Это внушительное серое каменное здание со всеми атрибутами родового поместья: роскошной гостиной, большим камином, старинными украшениями, скрипучими лестницами и, конечно, знаменитой аллеей с вековыми деревьями – все, как в книге. Без одной важной детали. Уэльский Баскервиль-Холл окружают жизнерадостные зеленые сады и луга без малейшего намека на жуткие болота.

Запутанная история получается. Можем предположить, что в топографические детали повести вплелись сразу несколько впечатливших писателя образов – легенда о собаке, жуткие болота Дартмура и старинная усадьба в Уэльсе.

Все версии местонахождения Баскервиль -Холла каждый восторженный поклонник творчества Конан Дойла может проверить лично и по сей день, посетив указанные места. Однако всем, кто рискнет на это приключение, я напомню слова Гуго Баскервиля: «… заклинаю: остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно».

Ксюша Флегонтова-Семенченко

Houn-53 - The coal-black Hound (Hound of Baskervilles).jpg

Собака Баскервилей
иллюстрация Сидни Пэджета

«Собака Баскервилей» (англ. The Hound of the Baskervilles ) — детективная повесть Артура Конан Дойля. Одна из четырёх его повестей о Шерлоке Холмсе.

Содержание

Сюжет

К Шерлоку Холмсу обращается доктор Джеймс Мортимер, сельский врач прихода Гримпен в английском графстве Девон. Его пациент, баронет сэр Чарльз Баскервиль, некоторое время назад умер при загадочных обстоятельствах. В роду Баскервилей, издавна живших в родовом поместье Баскервиль-холл вблизи Гримпенской трясины — обширной сильно заболоченной местности — из поколения в поколение передаётся семейная легенда о призрачной собаке, которая преследует всех Баскервилей на болотах Гримпенской трясины по ночам. Согласно легенде, впервые призрак появился для того, чтобы покарать одного из Баскервилей — беспутного Хьюго, жившего в XVII веке, и с тех пор он периодически напоминает о себе загадочными смертями представителей рода Баскервилей. Призрак описывается в легенде как гигантская собака чёрного окраса со светящимися глазами и пастью.

Доктор Мортимер рассказывает, что Чарльз Баскервиль, очень серьёзно относившийся к семейной легенде, избегал выходить на болота в ночное время. Он был найден мёртвым в парке собственного поместья, когда вечером, по обыкновению, вышел прогуляться. Всё указывало на смерть по естественным причинам, из-за болезни сердца, но на некотором отдалении от тела доктор обнаружил огромных размеров собачьи следы. Кроме того, незадолго до смерти сэра Чарльза живущие вблизи Баскервиль-Холла фермеры несколько раз видели ночью чудовищный светящийся призрак, как две капли воды напоминающий описание собаки Баскервилей из легенды.

Доктор просит у Холмса совета: что делать наследнику, сэру Генри Баскервилю, который с детства жил в Канаде и приезжает принять наследство? Как оградить его от опасности? По совету Холмса наследник отправляется в родовое поместье, сопровождаемый доктором Ватсоном, которому поставлена задача наблюдать за происходящим и сообщать Холмсу обо всём по почте.

Герои отправляются в Баскервиль-холл и начинают расследование. В результате выясняется, что под мистической оболочкой скрывается хитроумный план корыстного преступления. Один из соседей Баскервиля — Джек Стэплтон — в действительности является еще одним племянником сэра Чарльза Баскервиля. Он приехал в эту местность под чужим именем, рассчитывая втереться в доверие к сэру Чарльзу и получить наследство. Узнав от самого сэра Чарльза предание о собаке Баскервилей, Стэплтон решил использовать его в своих целях. Зная, что сэр Чарльз болен и может умереть от сильного испуга, он купил огромного пса, тайком доставил его на болота, разрисовал светящимся составом и в нужный момент натравил на Баскервиля. Баронет, испугавшись мнимого привидения, побежал и умер на бегу от сердечного приступа. Попытку проделать то же самое в отношении сэра Генри Баскервиля Холмсу и Ватсону удалось предотвратить.

Персонажи

  • Шерлок Холмс.
  • Доктор Ватсон.
  • Генри Баскервиль. Наследник сэра Чарльза. Жертва нападения собаки.
  • Бэрримор. Дворецкий Баскервилей. Весьма мрачный и загадочный тип, но добрый и честный человек.
  • Элиза Берримор. Жена дворецкого, замкнутая в себе дама, среднего возраста. Является сестрой ужасного злодея Сэлдена.
  • Сэлден. Он же "Ноттингхиллский убийца", ужасный злодей, совершавший жестокие убийства. Родной брат Элизы Берримор. Погиб, упав на скалы, спасаясь от собаки Баскервилей.
  • Доктор Мортимер. Друг и врач сэра Чарльза и сэра Генри. Простой медик, живет в деревушке Гримпен, неподалеку от Баскервиль-Холла.
  • Степлтон. Натуралист, "сосед по болоту" Баскервиля. Долгое время скрывался под видом друга и помощника, оказался главным антигероем повести. Тоже Баскервиль, сын Роджера Баскервиля, младшего из троих братьев. Виновен в смерти сэра Чарльза и нападении на сэра Генри. Утонул в болоте, спасаясь от погони.
  • Берилл Степлтон, она же Гарсия. Жена Степлтона, которую тот выдавал за сестру, ради корыстных целей.
  • Собака Баскервилей. Сама собака, "адское создание" созданное Степлтоном с помощью фосфора. Орудие убийства сэра Чарльза. Застрелена инспектором Лестрйдом (если верить фильму Масленникова) при попытке убийства сэра Генри.

Собака Баскервилей в культуре

В музыке

  • Группа «Ленинград» исполняет песню «Собака Баскервилей», где рефреном идет строка «ты — баскервильская сука».
  • Творческий дуэт музыкантов Клива Нолана и Оливера Уэйкмэна в 2002 году выпустил рок-оперуThe Hound of the Baskervilles по мотивам повести.

В фольклоре

Серия анекдотов о Холмсе и Ватсоне включает в себя несколько о собаке Баскервилей.

Как известно всем почитателям частного детектива Шерлока Холмса, богатый землевладелец сэр Чарльз Баскервиль погиб от разрыва сердца, встретив в сумерках на аллее своего поместья громадную черную собаку со светящимися глазами и пастью. Только вмешательство Холмса спасло от той же участи и сэра Генри. Судя по передававшейся из поколения в поколение в семье Баскервилей рукописи 1742 года, это чудовище преследовало членов семьи не менее полутора веков.

Но откуда взялась эта собака? Самый простой ответ - со зловещих Гримпенских торфяных болот, где ее поселил (предварительно намазав фосфором) негодяй Стэплтон, зарившийся на поместье и все богатства семьи. Однако откуда пришла такая идея автору повести, Артуру Конан Дойлю?

По-видимому, писателю попала в руки небольшая книжечка, изданная в Лондоне в 1577 году. Автор - священник, преподобный Абрахам Флеминг. Книжечка носила длинное, как полагалось в те времена, название: "Странное и ужасное Чудо, случившееся совсем недавно в приходе одной церкви в Банги, городке, что не так далеко от города Нориджа, а именно, четвертого августа лета Господня 1577-го, во время сильной бури и проливного дождя, молний и грома, какие редко бывают. С появлением создания ужасной внешности, которого явственно видели люди, собравшиеся там в тот момент. Записано и зарисовано обычным образом согласно писаному документу Абрахамом Флемингом".

Сам Флеминг не видел описанных им событий. Он занимал место школьного учителя, позже стал ректором собора Святого Панкраса в Лондоне. Издал несколько учебных пособий по латинскому языку, переводил античных авторов на английский.

В брошюре он описал, как во время необычно сильной грозы, разразившейся между 9 и 10 часами утра, когда в церкви Святой Марии городка Банги слушали проповедь около 20 человек, под сверкание молний и раскаты грома в храм ворвался страшный черный пес. Он перегрыз горло двум мужчинам и исчез. Через несколько минут гроза ушла, и тот же пес появился в церкви Святой Троицы в Блайсбурге, городке в 11 километрах от Банги. Там он зарезал еще двоих мужчин и одного мальчика и обжег адским пламенем руку одного прихожанина. Дьявольская собака исчезла, оставив следы когтей на дубовой двери храма.

Историки попытались как-то объяснить рассказ лондонского священника, найти рациональное зерно. И каждый выдвигал свою версию.

На самом деле собака не врывалась в храм, во всяком случае, такой "дьявольский пес". Но было нечто такое, что прихожане, напуганные необычайно сильной грозой, приняли за исчадие ада.

В те времена в Англии собак допускали в церковь вместе с их хозяевами. Имелись даже специальные служители, которые присматривали за собаками и в случае, если те заводили возню или еще как-то отвлекали присутствующих от церковной службы, выгоняли псов за дверь. Об оплате такого рода услуг сохранилась запись несколькими строчками выше отчета о страшной грозе в церкви Святой Марии в Банги.

Флеминг пишет, что удары грома, сотрясавшие все здание, и яркие вспышки молний напугали прихожан "до потери разума". Не могли ли они в таком состоянии обычную собаку, приведенную кем-то в церковь, принять за чудовище? Тем более, автор сообщает, что небо грозно потемнело, в церкви тоже стало темно и в этот момент все упали на колени. Собака среднего размера достает до плеч человека, стоящего на коленях, и в этом случае может показаться огромной. А при вспышке молний глаза животного могли светиться, как светятся красным глаза человека на фотографиях, снятых со вспышкой.

Кстати, о вспышке. Как известно, после яркой вспышки в глазах плавают черные круги. Не их ли приняли испуганные, мистически настроенные верующие за чудовище?

Ужас прихожан могло усилить еще одно обстоятельство. В Средние века нередко случались отравления хлебом, зараженным спорыньей. Алкалоид эрготамин, содержащийся в этом грибке, поражающем хлебные злаки и, попадающий в выпеченный из них хлеб, по свойствам похож на известный галлюциноген ный препарат ЛСД. Под действием эрготамина может много чего привидеться.

К тому же в Англии, особенно в восточных ее графствах, распространены фольклорные рассказы о встречах с черной собакой, предвещающей несчастье: "Огромная, черная как смоль. Такой собаки никто еще из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. " Обычно ее встречали одинокие путники ночью, в безлюдной сельской местности. По рассказам путников, в собаке сначала не проявлялось ничего, что свидетельствовало бы о ее сверхъестественной природе, и, только когда она исчезала (в некоторых описаниях - когда путник хотел погладить ее), становилось ясно, что это гость из потустороннего мира. Пес проваливался сквозь землю или исчезал со вспышкой.

Даже если автор похождений Шерлока Холмса не был знаком с брошюрой Флеминга, он наверняка знал об этих преданиях. Вот откуда могла появиться "собака Баскервилей".

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Собака Баскервилей
masterok September 6th, 2020


Почти сорок лет назад, в 1981 году, во всех центральных газетах была опубликована телепрограмма на следующую неделю. В числе прочего указывалось: 25 июля в 19.45 состоится показ двухсерийного фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей».

И в назначенное время у экранов собралась вся страна.

Поднятая бровь Шерлока

И началась работа над «Собакой Баскервилей», которая закончилась оглушительным успехом, в первую очередь благодаря великолепному актёрскому ансамблю. Василий Ливанов и Виталий Соломин исключительно точно попали в свои образы. И отдельная благодарность Игорю Фёдоровичу Масленникову за то, что он отстоял Рину Зелёную перед всеми худсоветами. Актрисе на момент съёмок исполнилось 77 лет, но именно она смогла создать непревзойдённый образ миссис Хадсон – ангела-хранителя дома 221-б на Бейкер-стрит.

Действие мрачной повести о зловещей собаке происходит в готическом антураже, пропитанном атмосферой английских поместий и туманами графства Девоншир. Натуру выбирали долго. Где в Советском Союзе искать английскую готику.

И всё-таки нашли подходящие места в Эстонии. Фамильное гнездо Баскервилей изображало два здания. В замке Глена в Таллине снимали сцены из далёкого прошлого. Здесь зловещий Хьюго Баскервиль издевался над бедной дочкой фермера. А вот Баскервиль-холл, где жили Чарльз и Генри Баскервили, нашли случайно. Съёмочная группа на машине проезжала мимо некоего здания, стоявшего на небольшом холме, и Масленников закричал: «Стоп, стоп! Вот он!» Здание оказалось замком графа А.В. Орлова-Давыдова, где располагался филиал музея истории Эстонской ССР. А Гримпенскую трясину в фильме достоверно изобразило болото Куйстлемма.

Но в Прибалтике проходили лишь натурные съёмки. Интерьерные сцены снимали в павильонах «Ленфильма».


Никита Михалков, Алла Демидова, Сергей Мартинсон, Александр Адабашьян, Светлана Крючкова, Евгений Стеблов, Бронислав Брондуков, Олег Янковский, Ирина Купченко – сегодня эти актёры воспринимаются как небожители на нашей грешной земле. Каждому из них можно слагать оды. Впрочем, все они давно сложены. Какое же это наслаждение – когда в каждом кадре видишь полное взаимопонимание, когда каждый жест и взгляд ведёт к продолжению сюжета. Если на съёмках складывается такой блестящий ансамбль, то невозможно обойтись без импровизации. Ведь актёры уверены, что любая идея будет подхвачена и продолжена партнёром.

Изначально на роли героев «Собаки Баскервилей» пробовались другие артисты. При ином стечении обстоятельств мы могли бы увидеть на экране Николая Губенко (сэр Генри), Анастасию Вертинскую (Бэрил Степлтон), Ирину Муравьёву (Лора Лайонс), Анатолия Солоницына (доктор Мортимер) или Олега Даля (Степлтон).

Тон киноповествования, несмотря на изначально мрачную историю, с первого эпизода пронизан юмором. Фильм начинается со сцены, когда Холмс завтракает с салфеткой на шее, украшенной монограммой «H» (Holmes), и разыгрывает Ватсона, рассматривающего забытую трость рассеянного посетителя. Эпизод заканчивается всеобщим хохотом и лаем спаниеля. Затем следует визит доктора Мортимера. Гость допускает бестактность, поставив Холмса на второе место в Европе по сообразительности – после Бертильона, французского юриста, изобретателя системы идентификации преступников по их антропометрическим данным. Поднятая бровь Шерлока в ответ на эту реплику окончательно расставляет акценты на характерах персонажей.

Я ваш новый хозяин, Бэрримор

Для Никиты Сергеевича Михалкова роль Генри Баскервиля вполне могла бы стать проходной. Это ведь не кино для большого экрана, а «всего лишь» телефильм, да и режиссёром являлся не он сам. Однако образ сэра Генри получился «на века». Мы увидели человека, который умеет искренне любить и страдать, веселиться и быть трогательным – как, например, в финальной сцене, когда после ночного потрясения его кормят ненавистной овсянкой.

Но поначалу не обошлось без трудностей. Михалков привёз на съёмки своего друга Александра Адабашьяна. Оба уже находились в ранге мэтров советского кинематографа. На площадке Михалков по привычке сразу стал вести себя как режиссёр, будто вовсе не замечая Масленникова. Руководил съёмочной группой, постоянно бегал советоваться с Адабашьяном. Игорю Фёдоровичу Масленникову, за плечами которого тоже весьма богатый опыт, такой расклад очень не понравился. Ему пришлось раз и навсегда поставить звезду на место.

С этого момента всё кардинально переменилось.

Вообще-то режиссёр отчасти понимал Михалкова. Никита Сергеевич чувствовал ответственность за фильм, а Масленникова он совсем не знал и не вполне ему доверял. Однако когда Игорь Фёдорович показал свою власть – всё встало на свои места. Михалков увидел, что на площадке есть хозяин, который знает, чего хочет. Он сразу успокоился и стал обычным артистом, беспрекословно выполняющим требования режиссёра.

Для Адабашьяна тоже нашлось дело, чтобы «не путался под ногами». Так появился неповторимый дворецкий Бэрримор. В результате два закадычных друга создали на экране блестящий дуэт противоположностей.

Генри Баскервиль (Михалков) впервые появляется в кадре в волчьей шубе, с седлом в руках, накрученными усищами и широкой улыбкой во все тридцать два зуба. Американская деревенщина, ни дать ни взять! Зато Бэрримор в исполнении Адабашьяна всегда ходит в строгом выглаженном сюртуке, с прилизанными волосами и окладистой ухоженной бородой. Он стал олицетворением британского духа, а его коронная фраза «Овсянка, сэр!» обрела статус визитной карточки фильма.

Кстати, об овсянке. Свою отдельную историю заслуживает и она. Для съёмок эту кашу варила женщина с золотыми руками. Овсянка у неё получалась такой соблазнительной, что артисты умоляли готовить её каждый день. Однажды кастрюльку с кашей даже пришлось взять под охрану, потому что в перерыве этот вкусный реквизит, предназначенный для использования в эпизоде, оказался съеден.

Просыпайся, талантище!

Фильм изобилует мелочами, которые подмечаешь из раза в раз, а порой находишь и новые. Например, в одном из эпизодов Бэрримор демонстративно кладёт на тарелку Ватсона совсем мало каши, выражая таким образом своё негодование – ведь доктор подозревал его в совершении преступления. На самом деле это чистая импровизация Адабашьяна, который накануне поссорился с Соломиным по пустяковому поводу и таким образом «отомстил» ему. Но и Соломин не остался в долгу: рядом с доктором Ватсоном на столе лежал блокнотик, страница в котором исписана одной фразой: «Бэрримор – дурак».

Светлана Крючкова, актриса, о которой Никита Михалков когда-то сказал, что на её лице можно нарисовать любой образ, – во время съёмок находилась в положении. Когда она прочла свою роль, то пришла в ужас. Брат её героини – беглый каторжник, любимый хозяин погиб при загадочных обстоятельствах… Для женщины, ждущей ребёнка, это чересчур, а ещё она по роли должна всё время рыдать. Тогда Крючкова решила пойти парадоксальным путём и, напротив, постоянно улыбаться, даже произнося самые чудовищные вещи. У зрителя впечатление жуткое – женщина говорит об убийстве, но при этом улыбается…

Такая деталь придала образу Элизы Бэрримор особый характер. Роль решена блестяще.

Диалоги и отдельные фразы, как водится у любого хорошего фильма, разлетелись на цитаты. Одной из наиболее запоминающихся сцен в фильме –эпизод, когда сэр Генри и доктор Ватсон в изрядном подпитии рассуждают об орхидеях:
– Нет, ну мне интересно, а что ещё она сказала про орхидеи? «Орхидеи ещё не зацвели…» Что бы это значило?
– Ну… Не зацвели, и всё.

А затем они в пьяном угаре пытаются разоблачить Бэрримора, который свечой подаёт кому-то в окно таинственные сигналы. На репетициях эпизода, когда миссис Бэрримор прибегает защитить своего супруга, Соломин с подсвечником в руке всё время разворачивал актрису спиной к оператору. Тогда Никита Михалков шепнул Крючковой: «Ты сейчас не спорь с Соломиным, а когда будет съёмка, просто возьми у него из рук этот подсвечник». Актриса послушалась мудрого совета и неожиданно выхватила подсвечник у Ватсона. Соломин был ошеломлён, но из образа не вышел. «Значит, убийца Сэлден – ваш брат?» Крючкова повернулась к Соломину, но потом внезапно обратилась к Михалкову, как к своему хозяину по сценарию, и ответила с ликующей улыбкой: «Да, сэр!» Таким образом остальной текст актриса произнесла прямо в камеру.

Виталий Соломин всегда ревниво следил за тем, чтобы как можно чаще появляться в кадре на крупном плане. Это здоровый актёрский эгоцентризм. Но одна съёмочная неделя выдалась особенно напряжённой. Соломину приходилось каждый день мотаться из Москвы в Ленинград и обратно, потому что Малый театр репетировал спектакль к партийному съезду, а это требовало ежедневного присутствия, иначе могли быть серьёзные последствия. Виталий Мефодьевич за эту неделю ни разу толком не поспал. Каждое утро перед зеркалом он взбадривал себя гениальной фразой: «Просыпайся, талантище!»

Кровь стынет в жилах

Подобрав яркий актёрский состав и места для съёмок, Игорь Масленников столкнулся с ещё одной серьёзной проблемой: кто сыграет собаку Баскервилей? Она должна быть невероятно страшной и при этом достоверной.

На роль чудовища пробовался даже телёнок! Одним из претендентов и вовсе стал пекинес. Несмотря на миниатюрные размеры, пёсик выглядел зловеще, поскольку один глаз ему выцарапала кошка. Оставшийся при этом смотрелся совершенно дико. С пекинесом даже сделали несколько дублей, но результат никого не удовлетворил.

В итоге, перепробовав множество собачьих пород, решили остановиться на чёрном немецком доге по кличке Циклон. Но как сделать из благородной псины монстра? Недолго думая обмотали громадного дога светоотражающей плёнкой, которую клеят на дорожные знаки, и сделали несколько дублей на фоне чёрного бархата. Хохотали все! Вместо чудовища, способного перепугать до смерти, на экране бегал мультяшный скелет.

Потом подумали обмазать дога фосфором, но кинологи возмутились: «Это испортит собаке нюх, да и какой хозяин разрешит красить своего питомца химией, он же будет всё с себя слизывать!»

Масленников решил, что выход один – сделать собаке специальную маску. Художник Виктор Оковитый на основе намордника создал маску, которую покрыли вспененной массой из стирального порошка и покрытия светоотражающей плёнки. Так и родился образ жуткой собаки из семейного предания рода Баскервилей.

Виктор Кириллович Оковитый был талантливым человеком. Именно он придумал неповторимый викторианский стиль для всего цикла фильмов о Шерлоке Холмсе. Он же создал оригинальную решётку-трафарет для тайнописи на начальных титрах, изготовил старинные рукописи и фотографию четы Стэплтон, портрет Хьюго Баскервиля, карту Гримпенской трясины и даже надпись на трости доктора Мортимера. Эти важные штрихи, создавшие уникальную атмосферу фильма, были отмечены даже англичанами.

…Итак, маска готова, но Циклона надо ещё и снять. Собака, несмотря на внушительный размер, оказалась очень добродушным существом, которое категорически отказывалось падать после «выстрела» инспектора Лестрейда (Б. Брондуков). Режиссёр предложил выстрелить в пса маленькой пулькой из проволоки, чтобы Циклон хотя бы конвульсивно вздрогнул. Однако тут уже возмутились не только кинологи, но и вся группа.

Чтобы доказать состоятельность своей идеи, Масленников предложил помощнику выстрелить ему в бедро такой пулькой. Сама судьба наказала режиссёра немедленно! Помощник чуть промахнулся и попал выше бедра, в мягкое место. Рёв режиссёра от жуткой боли чуть не обрушил стены киностудии.

Циклона, ставшего к тому времени всеобщим любимцем, в конце концов удачно отсняли после шести дублей. Однако и он отомстил своим мучителям. Когда Виталию Соломину на день рождения подарили торт, дог-сладкоежка втихую сожрал его вместе с коробкой, не оставив ни крошки.

Оставалось придумать такой вой собаки Баскервилей, от которого у зрителя кровь застыла бы в жилах. И началось колдовство звукорежиссёров, которые использовали для этого голоса медведя, льва и собаки. Результат всем хорошо известен. Кровь – стынет.

Весёлое трио

Светлана Крючкова вспоминает, какая атмосфера царила на съёмках фильмов Никиты Михалкова: все ходили на цыпочках, говорили полушёпотом, боясь потревожить артистов в образе. А вот атмосфера на съёмках «Собаки Баскервилей» была далека от академической. Скорее семейной, весёлой.

Как-то раз Евгению Стеблову надо было успеть на поезд. Все торопились, чтобы артист не опоздал. Наконец отсняли сцену, где спаниель Снуппи убегает на болота и Мортимер устремляется за ним. Группа быстро свернула аппаратуру, все расселись по машинам и поехали. Вот только Стеблова забыли прямо на болотах.

Масленникова очень тревожило, что артисты явно злоупотребляли спиртным. Весёлое трио Михалков – Адабашьян – Ливанов после съёмок пировало ночи напролёт. Говорили, что Никита Сергеевич во время смены вообще мог уговорить бутылку коньяку на голодный желудок. Но надо отдать должное: работал он на износ, не жалея ни себя, ни других. На съёмках загнал лошадь так, что бедное животное упало без дыхания с пеной на морде. Все тогда подумали, что её придётся пристрелить, но Михалков не дал случиться трагедии. Он очень долго разговаривал с лошадкой, уговаривал, и случилось чудо – кобылка встала на ноги, а вскоре все с облегчением услышали её ржание.

В те времена киношники не имели огромных гонораров, как сейчас. Заслуженные артисты Соломин, Ливанов, Михалков, Янковский получали по 50 рублей за смену – примерно 15 тысяч в переводе на сегодняшние деньги. А сейчас суточный гонорар известных и популярных актёров составляет не менее 600 тысяч рублей.

Многие знаменитые артисты, чьё прошлое связано с золотым веком советского кинематографа, с горечью говорят, что современное кино стало бездушным, неуважительным по отношению к актёру как к личности…

В английской газете «Дэйли Миррор» как-то раз появилась рецензия на фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей». Журналистка привела отзыв Маргарет Тэтчер о советском фильме: «Из всего, что я видела, русский «Холмс» лучше всех».

Популярность этой киноленты настолько высока, что даже в Новой Зеландии в 2007 году выпустили серию монет с изображением наших любимых героев. И кто ещё может похвастаться подобным?

Читайте также: