Где выращивают служебных собак

Опубликовано: 04.05.2024

РАЗВЕДЕНИЕ, ВЫРАЩИВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

СОВЕТЫ ПО РАЗВЕДЕНИЮ

Владелец собак, занимающийся разведением, стремится получить здоровых щенков с хорошими экстерьерными и служебными задатками. Но, чтобы добиться желаемого результата, нужно знать основные закономерности в наследовании признаков и свойств у животных.

Для получения здоровых и сильных щенков решающее значение имеет подбор пар для скрещивания. При этом необходимо, чтобы оба родителя были физически здоровыми и обладали теми качествами, которые мы желаем видеть в будущем потомстве.

Способность к воспроизведению у собак наступает в возрасте 8–9 месяцев. Однако к вязке их следует допускать не раньше чем они окончательно сформируются: самок к 19–20 месяцам, самцов — к двум годам. У служебных собак первую вязку допускают только при появлении третьей течки, пропуская две первые. Среднюю продолжительность племенной деятельности собак принято считать 7–8 лет.

При размножении служебных собак применяются два метода: чистое разведение и скрещивание.

Чистое разведение — это спаривание двух особей, относящихся к одной породе с целью получения щенков той же породы.

Скрещивание — это спаривание двух особей, принадлежащих к разным породам. К этому методу прибегают, когда хотят улучшить имеющуюся породу, вывести новую в относительно короткий срок или увеличить число собак данной породы.

Техника вязки и уход за щенками. Для сохранения здоровья самки и получения хороших щенков ее надо вязать один раз в год. Предпочтение отдают весенней вязке, исходя из соображений, что щенки, рожденные в конце весны или начале лета, больше пользуются солнцем и воздухом, лучше разовьются в первые месяцы жизни и достаточно окрепнут к первой зимовке.

Вязку проводят на 8–10-й день течки, рано утром.

Во избежание покусов самца самке во время вязки рекомендуют надевать намордник.

Для обеспечения нормального оплодотворения, развития плода и сохранения здоровья самку после вязки держат в закрытом помещении.

Помещение щенной суки должно быть сухим, с температурой воздуха 10 °C, чистым и достаточно светлым. Сырое помещение отнимает много тепла у животного и создает условия для разведения опасной микрофлоры. Продолжительность беременности 63 дня.

За месяц до щенения самку освобождают от службы. Чтобы не допустить залеживания, ее необходимо выводить на часовые прогулки 2–3 раза в день.

Во время родов суку оставляют одну и не беспокоят.

В качестве подстилки, если собака находится в будке, используют солому, которую перетряхивают не менее двух раз в день. Загрязненную подстилку заменяют свежей.

В сравнении с обычным кормлением в рацион суки нужно ввести дополнительно мясо, хлеб, молоко и витамины, необходимые для роста плода. Лучшим кормом считают суп.

Чтобы не перегружать пищеварительный тракт, самку кормят небольшими порциями 4 раза в день, через равные промежутки времени. В помещении всегда должно быть достаточно чистой питьевой воды.

В первые дни после щенения самка очень возбуждена и раздражительна, тишина — первое требование содержания ее с щенками.

ГЛАВА 1 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КРОЛИКОВ

ГЛАВА 1 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КРОЛИКОВ Кролики могут успешно выращиваться не только на фермах, в подсобных хозяйствах селян, но и на приусадебных участках горожан.Эти животные дают диетическое мясо, а изделия из их меха пользуются постоянным спросом, что делает

ГЛАВА 4 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОЗ

ГЛАВА 4 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОЗ Разведение коз в личном хозяйстве: на приусадебном участке, семейной ферме или крестьянском подворье это полезное и увлекательное дело. При умелом подходе, кропотливом каждодневном труде, проявлении заботы о животных дело это не

ГЛАВА 5 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЦЕСАРОК

ГЛАВА 5 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЦЕСАРОК ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИКИХ ЦЕСАРОК Для получения мяса и яиц обычно разводят домашних цесарок, произошедших от живущей в природных условиях цесарки обыкновенной.Дикие цесарки, от которых ведет свое происхождение домашняя, обитают в

ГЛАВА 6 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАУСОВ

ГЛАВА 6 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СТРАУСОВ СТРАУСЫ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Самые крупные из живущих в настоящее время на Земле птиц – нелетающие плоскогрудые страусы – привлекают к себе все больше внимания как сельскохозяйственный объект. Их разводят с целью получения

ГЛАВА 7 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОЛУБЕЙ

ГЛАВА 7 РАЗВЕДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОЛУБЕЙ Голуби отличаются от всех других летающих домашних птиц тем, что они быстро привыкают к специально приспособленным для их разведения голубятням, которые не имеют решетки и не похожи на клетку или закрытый вольер. Таким образом,

Содержание служебных собак

Содержание служебных собак Размещение служебных собак может быть групповое или индивидуальное. При групповом размещении собак содержат в специальных вольерах, которые представляют собой нечто вроде навесов, крыша которых делается покатой назад. Задняя часть и боковые

Глава IX. ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

Глава IX. ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК Говоря о дрессировке служебных собак, нельзя не сказать о большой роли, которую играет их регулярная и целенаправленная тренировка.Тренировка неразрывно связана с дрессировкой, дополняет ее и обеспечивает четкие действия собаки даже

Глава I Использование служебных собак

Глава I Использование служебных собак С давних пор люди научились приручать собаку и использовать ее для различных целей. На протяжении многих веков человек успешно развивал в нужном направлении природные особенности собаки — привязанность к хозяину, остроту слуха и

Глава III Породы служебных собак

Глава III Породы служебных собак Основными породами служебных собак являются: восточноевропейская овчарка, кавказская овчарка, среднеазиатская овчарка, южнорусская овчарка, северо-восточная ездовая собака.Прежде всего определим, что такое порода.Породой называется

Глава VI Плановое разведение служебных собак в ДОСААФ

Глава VI Плановое разведение служебных собак в ДОСААФ Для поднятия общей породности, улучшения и совершенствования экстерьерных и рабочих качеств служебных собак в организациях ДОСААФ осуществляется плановое разведение состоящих на учете животных.Отправным

Глава VIII Содержание служебных собак и уход за ними

Глава VIII Содержание служебных собак и уход за ними От правильного содержания, хорошего и заботливого ухода и кормления зависят работоспособность и состояние служебной собаки.Собаку нужно содержать без привязи, ошейников и намордников. Предназначенное для этой цели

Разведение и содержание собак

Разведение и содержание собак Дружба человека и собаки насчитывает тысячелетия. Доказательством служит то, что при раскопках стоянок первобытных людей находят многочисленные останки собак.В разные времена к собакам относились по-разному. Так, в Египте они считались

Все что нужно знать

Трудно переоценить роль служебных собак в нашей жизни. Весь мир пользуется услугами служебных собак, и вполне естественно, что он стремится улучшать их охранные и служебные качества. Служебное собаководство у нас в стране появилось много десятилетий назад. Со временем были организованы питомники для собак, где их разводили, выращивали, подготавливали, дрессировали.

 питомники для собак

Назначение питомника для служебных собак - разведение необходимого количества питомцев, годных к дрессировке для различных видов службы. В питомнике осуществляется контроль за содержанием служебных собак, уходом за ними, проведением ветеринарных мероприятий, а также проведением племенной работы.

 разведение служебных собак

В своем составе питомник должен иметь, помимо вольеров для проживания питомцев, такие подразделения, как родильный блок, отдельное помещение для щенков, изолятор для содержания больных собак и проведения карантинных мероприятий, ветеринарный пункт, специальную кухню для приготовления еды, помещение для купания, хозблок для персонала. Родильное отделение состоит из отдельного блока с вольерами для щенков, выгула и дрессировочной площадки.

разведению служебных

Племенная работа по разведению служебных собак

Чтобы получить щенков здоровых, с хорошими экстерьером и нужными служебными задатками, необходимо обладать знаниями по основным закономерностям в наследовании свойств и признаков животных. Решающее значение для получения сильных и здоровых щенков имеет подбор пар для скрещивания, причем оба родителя должны быть физически здоровыми и обладать качествами, которые требуются в будущем потомстве. Служебная собака – это животное не только гармонично сложенное, с хорошим экстерьером, но и обладающее хорошей выносливостью, реакцией, способностью к дрессировке, несению сторожевой, защитно-караульной и розыскной служб.

Служебная собака

Основное содержание племенной работы - это использование действенных методов улучшения служебных качеств собак с помощью витаминов для служебных собак WOLMAR, отбор самых лучших племенных животных с помощью бонитировки (комплексной оценки), плановый продуманный подбор животных для вязки, выращивание и воспитание щенков, постоянная дрессировка и воспитание взрослых собак. Заболевания и рекомендации для ротвейлера

дрессировка и воспитание


Собаки, пригодные для разведения, отвечающие требованиям служебных и племенных качеств, соответствующие стандарту породы, т. е. отвечающие показателям по происхождению, поведению, экстерьеру, конституции и другим показателям, зачисляются в племенные. Сам же процесс усовершенствования пород путем отбора называется селекцией. Вообще, совершенствование – это результат выявления качественных изменений в потомстве, которые появляются благодаря воздействию на родителей различных методов и приемов разведения, а также с помощью дальнейшего отбора собак для усиления в поголовье требуемых качеств.

разведения

Многие факторы, такие как соответствующие условия содержания, правильное и полноценное кормление, а также факторы, связанные с биологией, техникой разведения животных, оказывают значительное влияние на эффективность селекции. Положительно сказывается на повышении качества поголовья у служебных собак систематическая дрессировка, поскольку она способствует проявлению и выявлению в потомстве ценных качеств. Заболевания и рекомендации для бигль

разведение служебных собак

Бонитировка, или комплексная оценка служебных собак по конституции, экстерьеру, служебным качествам, происхождению, качеству потомства, имеющая цель выяснения их племенной ценности, выражается в баллах. Баллы, получаемые на выставках, соревнованиях, выводках, суммируются. Учетная карта племенной собаки является основным документом бонитировки.

Оценка по происхождению выводится на основе родословной и оценок ближайших предков, также полученных на соревнованиях, смотрах, выставках. При этом важно, чтобы у родителей были высокие оценки по служебным и племенным показателям.

по служебным качествам

Оценка по служебным качествам оценивается степенью дипломов. Однако нужно учесть, что этот показатель в большой мере зависит не столько от природных способностей собаки, сколько от длительности и качества дрессировки. Поэтому необходимо также учитывать способности собаки сохранять нужные для службы навыки и условные рефлексы, ее выносливость, приспособляемость.

Название книги

Техника дрессировки служебных собак

Сахаров Николай Алексеевич

ГЛАВА X

РАЗВЕДЕНИЕ, ВЫРАЩИВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

СОВЕТЫ ПО РАЗВЕДЕНИЮ

Владелец собак, занимающийся разведением, стремится получить здоровых щенков с хорошими экстерьерными и служебными задатками. Но, чтобы добиться желаемого результата, нужно знать основные закономерности в наследовании признаков и свойств у животных.

Для получения здоровых и сильных щенков решающее значение имеет подбор пар для скрещивания. При этом необходимо, чтобы оба родителя были физически здоровыми и обладали теми качествами, которые мы желаем видеть в будущем потомстве.

Способность к воспроизведению у собак наступает в возрасте 8–9 месяцев. Однако к вязке их следует допускать не раньше чем они окончательно сформируются: самок к 19–20 месяцам, самцов — к двум годам. У служебных собак первую вязку допускают только при появлении третьей течки, пропуская две первые. Среднюю продолжительность племенной деятельности собак принято считать 7–8 лет.

При размножении служебных собак применяются два метода: чистое разведение и скрещивание.

Чистое разведение — это спаривание двух особей, относящихся к одной породе с целью получения щенков той же породы.

Скрещивание — это спаривание двух особей, принадлежащих к разным породам. К этому методу прибегают, когда хотят улучшить имеющуюся породу, вывести новую в относительно короткий срок или увеличить число собак данной породы.

Техника вязки и уход за щенками. Для сохранения здоровья самки и получения хороших щенков ее надо вязать один раз в год. Предпочтение отдают весенней вязке, исходя из соображений, что щенки, рожденные в конце весны или начале лета, больше пользуются солнцем и воздухом, лучше разовьются в первые месяцы жизни и достаточно окрепнут к первой зимовке.

Вязку проводят на 8–10-й день течки, рано утром.

Во избежание покусов самца самке во время вязки рекомендуют надевать намордник.

Для обеспечения нормального оплодотворения, развития плода и сохранения здоровья самку после вязки держат в закрытом помещении.

Помещение щенной суки должно быть сухим, с температурой воздуха 10 °C, чистым и достаточно светлым. Сырое помещение отнимает много тепла у животного и создает условия для разведения опасной микрофлоры. Продолжительность беременности 63 дня.

За месяц до щенения самку освобождают от службы. Чтобы не допустить залеживания, ее необходимо выводить на часовые прогулки 2–3 раза в день.

Во время родов суку оставляют одну и не беспокоят.

В качестве подстилки, если собака находится в будке, используют солому, которую перетряхивают не менее двух раз в день. Загрязненную подстилку заменяют свежей.

В сравнении с обычным кормлением в рацион суки нужно ввести дополнительно мясо, хлеб, молоко и витамины, необходимые для роста плода. Лучшим кормом считают суп.

Чтобы не перегружать пищеварительный тракт, самку кормят небольшими порциями 4 раза в день, через равные промежутки времени. В помещении всегда должно быть достаточно чистой питьевой воды.

В первые дни после щенения самка очень возбуждена и раздражительна, тишина — первое требование содержания ее с щенками.

Советы по выращиванию

Организм молодой собаки достаточно восприимчив к воздействиям окружающей среды. Поэтому методы выращивания щенка имеют исключительно важное значение.

Чтобы получить собаку с хорошими рабочими и служебными качествами, необходимо помнить, что рост и развитие организма не одно и то же, а два различных, но взаимно связанных между собой процесса. Но, создавая щенку известные условия для нормального роста и развития, необходимо обратить внимание и на другую, не менее важную сторону работы — на выработку определенного характера у собаки.

Поэтому не случайно считают, что 60 процентов хороших качеств служебной собаки приобретаются в процессе ее выращивания, а остальные 40 процентов — последующей дрессировкой. Такие качества собаки, как отличная подвижность, смелость и злоба, нужно вырабатывать с первых месяцев жизни щенка.

Однако очень часто передают в дрессировку физически недоразвитых молодых собак, не отвечающих по служебным качествам своему назначению. На курсах дрессировки встречаются также трусливые собаки с пассивно-оборонительной реакцией. Конечно, при работе с такими собаками трудно ожидать хороших результатов. Поэтому все, кто занимается дрессировкой, должны знать, что правильному выращиванию щенят нужно придавать первостепенное значение.

В первые дни жизни щенка всем необходимым его обеспечивает мать. Она помогает ему находить соски, кормит его, согревает, содержит в чистоте. Однако перекладывать всю заботу о новорожденных только на мать нельзя. Если у суки мало молока или много щенков, то необходимо как можно раньше приучать их к подкормке. Для подкормки щенят лучше всего использовать парное или кипяченое коровье молоко с добавлением к нему с пятого дня рождения свежих сырых куриных яиц.

В дальнейшем надо приучать щенков к самостоятельному поеданию молочной смеси из блюдца или из какой-нибудь широкой, но неглубокой посуды. В первый день мордочку щенка окунают в молоко, стараясь вызвать у него лакательные движения. На второй-третий день он начинает есть молоко самостоятельно. В первую неделю скармливают в сутки по 25–80 граммов молока. В дальнейшем в рацион щенят можно ввести жидкую манную кашу, приготовленную на молоке, суп с печенью, кипяченое молоко с хлебом.

Осиротевших щенков целесообразно вскармливать под сукой-кормилицей. В качестве кормилицы следует подобрать такую суку, которая ощенилась примерно в одно время с матерью осиротевших.

Если нет суки-кормилицы, то щенят вскармливают искусственно, используя обычную детскую соску, надетую на бутылочку: сосок должен быть не очень большим и не слишком мягким. Температура кормовой смеси 30–32 градуса. Кормить слишком быстро нельзя, так как пища может попасть в трахею, а оттуда в легкие и вызвать так называемую аспирационную пневмонию (воспаление легких от вдыхания посторонних веществ). В течение первых трех недель щенков следует кормить не менее шести раз в сутки, а в более старшем возрасте — пять раз; ночью щенят обычно не кормят.

В возрасте 2,5–3 недель щенки могут пить молоко из блюдца, а 3–4-недельным приготовляют молочные каши. Суточную дачу скармливают равными долями по числу кормлений.

Чтобы у щенка был нормальный рост, размеры и вес, необходимо придерживаться определенного кормления. Особенно это важно в тот период, когда щенок быстро растет и прибавляет в весе; это наступает примерно в 2,5–3-месячном возрасте. Корм должен быть малообъемистым, но питательным. Не следует щенка перекармливать, иначе это может вызвать заболевание органов пищеварения и провислость спины. В рационе продукты (особенно крупы) надо разнообразить. Молоко можно заменять творогом, мясо — рыбой. Время кормления также имеет известное значение. Если взрослого щенка кормить каждый раз в определенные часы, то у него возникнет условный рефлекс, ко времени кормления будет обильно выделяться желудочный сок, который способствует лучшему перевариванию пищи и повышает аппетит. При многоразовом кормлении время промежутков должно быть не более 3 часов. Если первое кормление будет проведено в 8 часов, то последнее будет в 20 часов.

По мере роста щенка число кормлений постепенно сокращают и доводят до 3 раз в сутки.

В рацион полезно добавлять овощи; свежую капусту, щавель и морковь лучше давать в сыром виде, пропуская через мясорубку. Продукты хорошо моют. Посуда всегда должна быть чистой. Температура корма не должна превышать температуры парного молока, примерно 30–35 градусов.

Одновременно, создавая условия для нормального роста молодых собак, создают условия для формирования у них определенного характера, необходимого для служебной собаки.

В период выращивания специально подбирают комплекс таких внешних воздействий, чтобы щенок, повседневно сталкиваясь с ними, приобретал желательные для нас качества.

Щенки быстро растут, период нашего воздействия на них короток, поэтому необходимо ежедневно заботиться о создании на это время подходящей внешней среды, способствующей развитию и закреплению полезных качеств будущей собаки и затормаживанию качеств нежелательных. С первых дней предварительной дрессировки надо развивать у щенка злобу и смелость, применяя различные игры, борьбу, в которой дрессировщик позволяет щенку побеждать себя, поймать при преследовании и т. п.

Так как при выращивании щенка первостепенную роль играют элементы окружающей среды, то неподходящая среда может вызвать и опасные привычки. Например, разрешая поглаживать и ласкать щенка посторонним лицам, мы прививаем растущей собаке доверие к людям вообще, а это в корне противоречит самому принципу дрессировки служебной собаки. Помимо окружающей среды, на поведение щенка оказывают влияние и такие раздражители, как болезнь, голод и т. п. Поэтому всегда нужно следить за здоровьем и развитием щенка.

Физическая слабость, плохое развитие мускулатуры, несвоевременное и неполноценное кормление отрицательно сказываются на поведении щенка и скажутся впоследствии на служебных качествах собаки.

Специфические особенности поведения собаки зависят и от возраста. В первые дни жизни у щенка преобладает пищевой инстинкт, а затем оборонительный, как правило, в пассивной форме. Это вполне закономерно, так как щенок в этот период развития физически еще слаб.

На следующем этапе развития у щенка преобладает ориентировочный инстинкт. По мере развития и совершенствования обоняния, слуха и зрения щенок сталкивается да окружающей среде с новыми раздражителями. Все эти этапы развития не имеют ярко выраженных границ, они постепенно сменяют друг друга.

При нормальном развитии у щенка со временем наступает выравнивание инстинктов: преобладание одного из них иногда встречается лишь временно, под влиянием новой обстановки.

Общий срок выращивания щенка обычно исчисляется с момента отнятия от суки (примерно в 6–7-недельном возрасте) до передачи молодой собаки в дрессировку, т. е. от 10 месяцев до 1 года.

Отнятых от суки щенков (в возрасте 45–50 дней) размещают в небольших выгульных двориках, защищенных от ветров и дождя. В таких помещениях молодняк должен находиться примерно до 3-месячного возраста.

Периодически, не менее четырех раз в день, щенков выпускают резвиться в просторный двор для развития и укрепления органов движения и с 3-месячного возраста начинают вырабатывать у них навыки в преодолении препятствий и хватку.

Для упражнений в преодолении препятствий делают маленький разборный барьерчик. Хватку развивают вначале на мягкую тряпку, которую дают в зубы и осторожно потягивают, создавая сцену борьбы за эту тряпку. Для развития органов движения используют мяч, за которым щенок охотно бегает; после удачной игры с мячом подзывают щенка к себе и дают вкусную пищу. Перед подзывом произносят команду «ко мне» подряд несколько раз. Этим вырабатывают безотказный подход щенка к своему хозяину.

В 4–5-месячном возрасте щенка переводят в просторное помещение, водят на прогулки на расстояние до двух километров. Во время прогулок проводят разнообразные упражнения с мячом, прячутся от щенка в кустах, подзывают командой «ко мне», приучают к кличке, развивают хватку путем натравливания на специально подосланных посторонних людей. Такие упражнения за время прогулки следует проделывать не более двух раз.

Если во время игры с мячом щенки станут грызться, то разнимать их следует только при крайней необходимости. Проявление взаимной злобы и борьба являются полезными качествами служебной собаки.

Но если в группе есть физически слабые щенки, которые во время борьбы проявляют трусость, то занимающийся должен вставать на защиту таких щенков и оказывать им помощь.

В 4–5-месячном возрасте каждого щенка приучают к легкому ошейнику. Когда щенок свыкнется с ошейником, его начинают приучать к поводку. Во время прогулок щенка знакомят с различными внешними раздражителями.

Прогулки рекомендуется проводить вблизи и среди посторонних людей, домашних животных, птицы, движущегося автомобильного и железнодорожного транспорта.

Не более двух раз в неделю с наступлением темноты полезно вызывать у щенков возбуждение и настораживание на различные шорохи, заставлять прислушиваться к ним и активно проявлять оборонительную реакцию. Каждый раз на лай щенков должен появляться хозяин, поощрять и ласкать их.

Начатое в раннем возрасте приучение к преодолению препятствий следует все время продолжать, постепенно увеличивая высоту барьера до 80 сантиметров. Принуждать к прыжку не рекомендуется. Надо добиваться, чтобы щенок прыгал через препятствие на подзыв хозяина или на показ пищи с противоположной стороны барьера.

В возрасте 8–9 месяцев у щенков развивают злобу и недоверие к посторонним людям. Вначале это делают самым примитивным образом. Совершенно посторонний человек пытается отобрать у щенка кость. Щенок, конечно, злобно огрызается. Находясь рядом со щенком, хозяин поглаживает его и натравливает на человека, чем придает щенку большую смелость и уверенность. При активном набрасывании щенка посторонний человек, притворяясь испуганным, отбегает в сторону. Таким образом у щенка создается впечатление, что он побеждает. Выработанная ранее хватка на легкую тряпку сопровождается теперь развитой злобой; из доверчиво-игривой щенок переходит на злобную, крепкую хватку. В отдельных случаях человек, пытающийся отобрать кость, убегает, а возбужденного щенка пускают на его задержание. При проведении такого вида упражнений у молодой собаки очень важно выработать уверенность в «победе». Это очень надолго останется в ее памяти и способствует закреплению активной оборонительной реакции.

В возрасте 8–9 месяцев постепенно и очень осторожно повышают требовательность к щенку; в это время у него наступает переходный период к восприятию дисциплинирующего начала. Переход от игры к требовательности необходимо делать мягко и осторожно. Например, дозволенные щенку поступки следует сопровождать всегда ласковой интонацией, одобряющей командой «хорошо», поглаживанием и дачей лакомства, а запрещение чего-либо обязательно следует подкреплять повышенной и угрожающей интонацией команды «фу».

На протяжении всего периода выращивания и при проведении любых упражнений не следует забывать, что постоянное торможение резвых и игривых действий щенка (а их достаточно много бывает в этом возрасте) может сделать его чрезмерно нервным. Поэтому, приступая к дисциплинирующим упражнениям, надо переходить от игры к принудительным мерам очень осторожно и незаметно.

При выращивании щенка требуется создать ему такие условия, чтобы он всегда мог пользоваться свежим чистым воздухом и солнцем. Лицам, занимающимся выращиванием, необходимо постоянно наблюдать за щенками, чтобы они хорошо знали хозяина и чувствовали его защиту. Человек, постоянно находящийся со щенками, должен подмечать особенности проявления их оборонительных и ориентировочных реакций на новые, еще незнакомые раздражители, отношение к пище и к посторонним людям. Особо следует обращать внимание на скорость образования условного рефлекса при подаче команды «ко мне» и т. д., систематически наблюдать за здоровьем щенят, их активностью и «заинтересованностью» в занятиях.

Щенков 6–7-месячного возраста переводят на индивидуальное содержание: это вызывается тем, что в таком возрасте злобные собаки грызутся между собой. Конечно, это не значит, что в этом возрасте они вполне сформировались. Неустойчивость в характере, чрезмерную возбудимость и проявление пассивно-оборонительных реакций можно наблюдать у щенков и в 8–10-месячном возрасте.

В тех случаях, когда щенок выращивается дома, его сразу же приучают к постоянному месту, не разрешают бродить по всей квартире. Лучше щенка устраивать в передней, в сторонке от входной двери. Для подстилки используют обычный коврик.

Место щенка ежедневно убирают, коврик периодически стирают и хорошо просушивают. Чтобы не загрязнять квартиру, щенка приучают справлять естественные надобности в определенном месте; для этого вначале на листке железа держат песок, а потом начинают выносить его за дверь. Через некоторое время при надобности щенок сам подходит к двери и просится.

Безусловно, пока щенок не будет приучен, лужицы появляются часто. Щенка ежедневно чистят, расчесывая шерсть гребешком и приглаживая суконкой. Глаза протирают чистым тампоном из марли, а уши ватой. Щенка нужно чаще выводить на свежий воздух и гулять с ним.

Щенок, а потом взрослая собака, должен четко знать отведенное для него место в квартире и по первому требованию хозяина быстро идти на это место.

Щенка к определенному месту приучают следующим способом: осторожно, чтобы не причинить щенку боли, укладывают его на предназначенном месте, при этом несколько раз ласково повторяют команду «место» и поглаживают щенка. При попытке подняться и уйти, его успокаивают, произносят уже более требовательно команду «место».

Иногда щенок, оставшись один, начинает скулить, но брать его на руки не рекомендуется, со временем он привыкнет к своему месту.

По мере закрепления этой команды, произносимой ласковым тоном, щенка начинают приучать к той же команде, но звучащей уже в форме приказа.

Центральная школа, перейдя на штаты мирного времени, подверглась большому сокращению, которое происходило все последующие годы. Было ясно, что школа не могла оставаться в пределах предыдущего штата, ибо для армии в послевоенный период нужны в основном собаки караульной службы.Одновременно со штатными неурядицами постоянно возникал вопрос о передислокации школы за пределы Москвы.

После проведенных сокращений в школе осталось два батальона подготовки сержантов, курс усовершенствования офицерского состава, курс подготовки младших лейтенантов – командиров взводов (одна рота), научный отдел, племенной питомник, питомник строевых собак и другие службы обеспечения. Это позволило еще вести значительную работу научного отдела, племенное разведение собак. Командование школы, ее начальник генерал-майор Медведев Г.П., понимая, что потребность в караульных собаках в армии с каждым годом будет возрастать, встает вопрос сохранившихся клубов служебного собаководства и создании новых. В стране сократилось поголовье собак служебных пород. Центральная школа в клубы передала 70 голов взрослого поголовья собак, вывезенного из стран Восточной Европы и Германии. Племенной питомник школы регулярно передавал любителям собак щенков для выращивания. В 1947-1949гг. бесплатно было передано любителям более тысячи щенков. Вместе с тем, благодаря проведенной работе позднее питомник школы пополнился племенным поголовьем собак хорошего качества служебных и охотничьих пород. Это позволило получать больше щенков хорошего качества и передачи их в клубы для дальнейшего воспроизводства собак на местах.

В 1948 племенной и научный отдел, лаборатория генетики и рефлексологии начали осуществлять начатую еще профессором Ильиным Н.А. в 1930 году работу по межпородному скрещиванию собак, немецких овчарок с лайками (полученные метисы были названы «лайкоидами»). Эрдельтерьеров скрещивали с русской гончей, метисы были названы «брудастая гончая». Проведенная работа еще не была началом выведения новой породы.
В 1949 питомником под управлением начальника, подполковника Калинина Николая Федоровича, ветврача Гришина и зоотехника прапорщика Шейнина Владимира Павловича начаты работы по выведению новых пород «черный терьер», «московская сторожевая», «московский водолаз», «московский дог». Подготовительная работа по межпородному скрещиванию собак велась питомником несколько раньше, в 1950-1952 гг. определились направления в этой работе. Необходимость выведения новых пород вызывалась тем, что в послевоенный период основным направлением применения собак в армии становятся караульные собаки, а предыдущий опыт их использования в воинских частях подтверждал, что в районах с низкими температурами в зимний период многие породы служебных собак, используемые для караульной службы, не приспособлены к суровым условиям. Немецкая овчарка, как самая распространенная универсальная служебная собака, используемая в районах, где температура понижается до –20 градусов, пребывание собаки на посту снижается до 6 часов и она должна быть заменена другой.

Центральная школа приступила к работе по выведению новых пород. Основная задача стояла в создании собак, отвечающих требованиям караульной собаки: рослая, физически крепкая, злобная, с хорошим шерстным покровом, могучая, хорошо переносит низкие температуры. Исходя из требований, предъявляемых к караульной собаке, еще в период образования породных групп «черный терьер», «московская сторожевая», «московский водолаз» скрещивались между собой собаки пород, являющихся носителями качеств необходимых караульной собаке. Полученные и выращенные щенки первой и второй генерации проверялись в работе и лучшие экземпляры отбирались для дальнейшей работы.

Последующие годы школа продолжала работу в пределах предусмотренного штатом задания по подготовке офицерского, сержантского состава, вожатых и караульных собак выполнялись. Общая атмосфера в коллективе школы была рабочая. Однако вопрос о том, чтобы школу вывести за пределы Москвы, Медведеву довольно длительное время удавалось обойти. Школа оставалась в Москве до 1960 года. Командование школы хорошо понимало, что любая передислокация школы отрицательно скажется на работе школы, это подтвердилось в 1960 году. С переездом школы из Москвы даже в Московскую область школа лишилась опытных специалистов старших офицеров, выслуживших установленный срок в кадрах армии, а часть младших офицеров, имевших 12-15 лет выслуги, уволились, не желая переезжать с семьями, а требования в этом отношении к этим офицерам со стороны высшего командования были категоричными, все пришлось начинать заново.

23 августа 1955 школа выведена из подчинения Управления инженерных войск СА и передана в подчинение начальнику управления укомплектования и службы войск Главного штаба Сухопутных войск. Годовое задание школы в подготовке личного состава составляло – 1170 чел., подготовленных караульных собак – 2000 голов. Каждый вожатый, подготовленный в школе, убывал в свою часть с двумя караульными собаками. Примерно с 1963 года в связи со сложностью заготовки собак в части стали направлять с вожатыми по одной собаке. Племенной питомник продолжает работу над совершенствованием породных групп собак «Черного терьера», «Московская сторожевая», «Московский водолаз». Все родившиеся и выращенные в питомнике щенки проходят дрессировку в учебных подразделениях школы. Лучшие по экстерьеру экземпляры, наиболее желательного типа, используются для дальнейшей работы. За пределы питомник в руки любителям еще не выдавали.

Впервые собаки породных групп, выведенных в питомнике Центральной школы, были показаны широкой публике в Москве в 1955 году на 19-й Московской городской выставке собак служебных пород. Появление черных терьеров на рингах в 1955, а затем в 1957 г. на Всесоюзной выставке-смотре собак, проводимом на ВДНХ в г. Москве, где племенной питомник Центральной школы «Красная Звезда» представил 43 черных терьера. Многочисленные зрители и специалисты-собаководы увидели на рингах собак новой породы, хотя черный терьер породой будет утвержден значительно позже. На показательных выступлениях черные терьеры показали себя очень хорошо. Увиденное на выставке вызвало интерес к этим собакам. Любители стали приобретать себе щенков не только из Москвы, но и из других городов, поголовье черных терьеров быстро росло. Некоторые клубы служебного собаководства в Москве, Ленинграде, Челябинске, Нижнем Тагиле и других городах стали разводить черных терьеров у себя.

1959 год чуть было не стал последним в существовании школы и питомника. В генштабе был подготовлен проект директивы о передаче Центральной школы в подчинение Московскому военному округу. Дальнейшая судьба школы не предвещала ничего хорошего, т.к. она оказалась бы заурядной окружной. К счастью, готовый проект документа своего завершения и реализации не получил, благодаря заместителю начальника Генерального штаба генерала армии Иванова. Однако Центральную школу ожидал новый удар, который назревал последние 10 лет, то есть убрать ее за пределы Москвы. Если в 1951 г. удалось только потесниться, то теперь собаководы должн была покинуть пределы Москвы. По решению высшего командования школа должна была убыть на Урал, что означало бы полную ликвидацию ее как специальной части. Совсем случайно работники ГШ подсказали генералу Медведеву, что в Московской области в Дмитровском районе был во время войны запасной аэродром. После войны там была школа подготовки младших специалистов авиадесантных войск (в 1959 году она была расформирована), Медведеву удалось смягчить удар, и штаб дал свое согласие на передислокацию в Дмитровский район.

В 1960 две учебные роты подготовки вожатых караульных собак, размещаясь в лагерных палатках, т.к. оставленные строения предыдущей части были настолько ветхими, что не могли обеспечить даже первоначальные потребности. На месте ведется боевая и специальная подготовка, одновременно ведется работа по ремонту двух деревянных казарм, оборудование выгулов для собак. Школа не прекращала и учебу личного состава и подготовку собак. В Москве оставались две роты подготовки сержантов и рота подготовки вожатых. Минобороны тоже подкинуло работы, его распоряжением на обращение Всероссийского общества слепых об оказании помощи в создании республиканской школы подготовки собак – поводырей слепых, при Центральной школе военного собаководства и на ее территории была создана школа собак-поводырей, начальником ее многие годы был Орехов Николай Егорович. В 1965 голу школа слепых обосновалась на ст. Купавна Московской области.

Русский Черный Терьер (РЧТ) был создан в России в конце 40-х — начале 50-х гг. XX столетия путем сложного воспроизводительного скрещивания ряда пород, в том числе ризеншнауцера, эрдельтерьера, ротвейлера и ньюфаундленда. Исходной породой послужил ризеншнауцер. Порода была выведена в подмосковной школе военного собаководства на базе племенного питомника «Красная Звезда». Целью создания породы было стремление получить крупную, смелую, сильную, управляемую собаку с ярко выраженным охранным инстинктом, пригодную для несения различных видов службы, легко приспосабливающуюся к различным климатическим условиям. Порода была признана МКФ в 1984г.


7 октября 1965 г. Центральная ордена Красной Звезды школа военного собаководства переименована в 4-ю Центральную ордена Красной Звезды школу младших специалистов караульной службы, войсковой части присвоен номер 32516. Штат школы, утвержденный Главным штабом, оставался долгие годы и не менялся до 1987 года. Однако незначительные изменения вносились: отдельные новые офицерские должности, должности прапорщиков, сверхсрочнослужащих, вольнонаемного состава. Происходило постепенное расширение штатов. К 1980 г. Центральная школа располагала достаточно хорошей учебной базой и бытовыми условиями для офицеров и их семей, для личного состава подразделений. В течение 15 лет с 1960 по 1975 гг. только племенной питомник школы оставался в Москве (ст. Кусково), так как для его размещения не завершено строительство питомника (его оборудование было завершено в октябре 1978 г.). Оставаясь на том месте, где он был создан в 1925 г. в Москве питомник продолжал работу, поддерживая связь с клубами служебного собаководства, обмениваясь опытом в племенной работе, питомник передает в клубы щенков интересующих их пород. В питомнике культивировали собаки одиннадцати пород. В 1970 году питомником в ГДР было закуплено 9 голов молодых собак: 3 сенбернара, 2 ротвейлера, 2 ризеншнауцера, 2 ньюфаундленда. Сенбернары и ньюфаундленды были использованы для работы по выведению «Московских сторожевых» и «водолазов». В чистом виде только однажды получен помет сенбернаров. Ризеншнауцеры и ротвейлеры разводились в чистом виде.

С переездом на территорию воинской части 32516 (Дмитровский р-он) племенной питомник продолжает работу по разведению в чистом виде немецких овчарок, кавказских, южнорусских, среднеазиатских овчарок, ротвейлеров, ризеншнауцеров, лаек, также продолжает совершенствование породных групп «черный терьер», «московская сторожевая» и «водолаз».

В 1985 году Приказом №40 ОТ 12 декабря 1985 года Главного Управления по охране природы, заповедникам, лесного и охотничьего хозяйства утвержден стандарт породы «московская сторожевая», выведенной племенным питомником «Красная Звезда». По распоряжению Председателя Федерации служебного собаководства СССР генерал-лейтенанта Сергеева Московским городским и областным клубами служебного собаководства была зарегистрирована порода «московская сторожевая». Породная группа «водолаз», не получившая широкого распространения у любителей и не набравшая достаточного количества голов собак для регистрации ее как породы, а в скором времени решением Федерации служебного собаководства водолаз был исключен из служебных пород.


В 1980 году в связи с военными действиями в Афганистане вновь возникла необходимость подготовки собак для минорозыскной службы. Специалистами части были изучены архивные данные периода Великой Отечественной войны, имеющиеся наставления по подготовке минно-розыскных собак. Первая группа – 10 расчетов минно-розыскной службы (дрессировщики с собаками) были подготовлены в школе и направлены в Афганистан. Возглавлял группу офицер-кинолог школы, капитан А. Бибиков.
На месте собаки показали высокие результаты поиска минно-взрывных устройств, и командование 40 армии, расположенной в Афганистане, запросило как можно больше специалистов минно-розыскной службы (МРС).


В школе была проведена большая работа по отбору и подготовке, как дрессировщиков, так и собак минно-розыскной службы. Высокие требования предъявлялись здоровью и выносливости собак, т.к. им приходилось работать в условиях жаркого климата, часто высоко в горах.
В лаборатории совместно с ветслужбой части была разработана «Памятка вожатому минно-розыскной собаки», где в доступной форме описывались действия вожатого в непредвиденных ситуациях, первая помощь пострадавшей собаке.

Впервые были проведены эксперименты по выяснению способностей собаки при поиске мин, повышению их работоспособности немедикаментозными средствами. Совместно с МВТУ им. Баумана был разработан иглоаппликатор, с помощью которого повышались качество и скорость поиска минно-розыскной собаки. Этот же иглоаппликатор использовался для лечения порезов и паралича собак.

Поскольку эффективность работы расчетов МРС во многом зависит от того, насколько правильно и быстро дрессировщик оценивает действия собаки во время поиска мин и реагирует на них, возникла необходимость подбирать расчеты МРС по их совместимости. Такие работы проводились в школе коллективом научных работников МВТУ им. Баумана во главе с А. Улоговым и группой специалистов-кинологов части во главе с начальником лаборатории рефлексологии и генетики, ветеринарным врачом Плотвиновой Л.Р.

Коллективом ветслужбы и командованием школы были выпущены учебники «Основы служебного собаководства», «Основы дрессировки военных собак», переработано «Наставление по дрессировке и применению военных собак»; был разработан комплект плакатов по служебному собаководству, где в наглядной форме представлены разделы анатомии, физиологии собаки, основные признаки заболевания собак, основы кормления, содержания, сбережения собак и использования их по различным видам служб. Этими плакатами до сих пор пользуются в частях, где на вооружении находятся собаки

В 1988 4-я Центральная ордена Красной Звезды школа подготовки младших специалистов служебного собаководства передана в подчинение Оргмобуправления Главного штаба сухопутных войск в отдел службы войск.
В 1994 школа подготовки младших специалистов служебного собаководства преобразована в 470 методико-кинологический центр служебного собаководства Вооруженных сил Российской Федерации.


Перевод Центральной школы на батальонную систему в 1987 году и преобразование ее в 1994 году в методико-кинологический центр служебного собаководства ВС РФ и создание методического отдела, предусмотренного новым штатом школы открывает хорошие перспективы перед командованием восстановления школой утраченных ею традиций высокоорганизованного учебного центра подготовки квалифицированных кадров служебного собаководства, методического центра совершенствования дрессировки служебных собак по различным службам, разработки новых видов применения в армии и народном хозяйстве.

Вклад Центральной школы военного собаководства в области кинологической науки в стране достаточно весомый. В стране возникла своя отечественная школа подготовки служебных собак, опирающаяся на научные исследования отечественных ученых и специалистов в области кинологии.

Научный мир потрясли опыты руководителя школы генерал-майора Медведева. Григорий Пантелеймонович занимался пересадкой органов у собак. Сейчас благодаря его научным работам уже людям успешно пересаживают сердца и почки. А раньше он экспериментировал на безнадежно больных животных. На счету ученых-кинологов и изобретение первого противогаза для собак.

В настоящее время
В начале 1990-х уникальная школа чуть не прекратила свое существование - нечем было кормить животных. Дошло до того, что офицеры делились с собаками своими пайками.
Кое-как перебивались кинологи почти 10 лет. Пока 2002 году английский научно-исследовательский “Уолсемм центр” не заключил с Российской армией соглашение на полное материально-техническое обеспечение школы и питомника. А взамен получил возможность проводить разработку кормов для животных, состоящих на службе у военных Ее Величества.

В “Красной звезде” сейчас ведутся разработки еды, способной полностью обеспечить животных, работающих в экстремальных ситуациях, всем необходимым — калориями, витаминами и микроэлементами

В погожий, но дюже холодный февральский день (за бортом ниже -20оС) мы побывали на увлекательной экскурсии в 470-ом Кинологическом центре служебного собаководства и питомнике "Красная Звезда" в/ч 32516 и познакомились с четверолапыми питомцами и их наставниками при помощи пресс-клуба МО. Думается, что надо будет еще осуществить заезд в более подходящее время и менее шумной компанией :)

Название книги

Техника дрессировки служебных собак

Сахаров Николай Алексеевич

ГЛАВА X

РАЗВЕДЕНИЕ, ВЫРАЩИВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК

СОВЕТЫ ПО РАЗВЕДЕНИЮ

Владелец собак, занимающийся разведением, стремится получить здоровых щенков с хорошими экстерьерными и служебными задатками. Но, чтобы добиться желаемого результата, нужно знать основные закономерности в наследовании признаков и свойств у животных.

Для получения здоровых и сильных щенков решающее значение имеет подбор пар для скрещивания. При этом необходимо, чтобы оба родителя были физически здоровыми и обладали теми качествами, которые мы желаем видеть в будущем потомстве.

Способность к воспроизведению у собак наступает в возрасте 8–9 месяцев. Однако к вязке их следует допускать не раньше чем они окончательно сформируются: самок к 19–20 месяцам, самцов — к двум годам. У служебных собак первую вязку допускают только при появлении третьей течки, пропуская две первые. Среднюю продолжительность племенной деятельности собак принято считать 7–8 лет.

При размножении служебных собак применяются два метода: чистое разведение и скрещивание.

Чистое разведение — это спаривание двух особей, относящихся к одной породе с целью получения щенков той же породы.

Скрещивание — это спаривание двух особей, принадлежащих к разным породам. К этому методу прибегают, когда хотят улучшить имеющуюся породу, вывести новую в относительно короткий срок или увеличить число собак данной породы.

Техника вязки и уход за щенками. Для сохранения здоровья самки и получения хороших щенков ее надо вязать один раз в год. Предпочтение отдают весенней вязке, исходя из соображений, что щенки, рожденные в конце весны или начале лета, больше пользуются солнцем и воздухом, лучше разовьются в первые месяцы жизни и достаточно окрепнут к первой зимовке.

Вязку проводят на 8–10-й день течки, рано утром.

Во избежание покусов самца самке во время вязки рекомендуют надевать намордник.

Для обеспечения нормального оплодотворения, развития плода и сохранения здоровья самку после вязки держат в закрытом помещении.

Помещение щенной суки должно быть сухим, с температурой воздуха 10 °C, чистым и достаточно светлым. Сырое помещение отнимает много тепла у животного и создает условия для разведения опасной микрофлоры. Продолжительность беременности 63 дня.

За месяц до щенения самку освобождают от службы. Чтобы не допустить залеживания, ее необходимо выводить на часовые прогулки 2–3 раза в день.

Во время родов суку оставляют одну и не беспокоят.

В качестве подстилки, если собака находится в будке, используют солому, которую перетряхивают не менее двух раз в день. Загрязненную подстилку заменяют свежей.

В сравнении с обычным кормлением в рацион суки нужно ввести дополнительно мясо, хлеб, молоко и витамины, необходимые для роста плода. Лучшим кормом считают суп.

Чтобы не перегружать пищеварительный тракт, самку кормят небольшими порциями 4 раза в день, через равные промежутки времени. В помещении всегда должно быть достаточно чистой питьевой воды.

В первые дни после щенения самка очень возбуждена и раздражительна, тишина — первое требование содержания ее с щенками.

Советы по выращиванию

Организм молодой собаки достаточно восприимчив к воздействиям окружающей среды. Поэтому методы выращивания щенка имеют исключительно важное значение.

Чтобы получить собаку с хорошими рабочими и служебными качествами, необходимо помнить, что рост и развитие организма не одно и то же, а два различных, но взаимно связанных между собой процесса. Но, создавая щенку известные условия для нормального роста и развития, необходимо обратить внимание и на другую, не менее важную сторону работы — на выработку определенного характера у собаки.

Поэтому не случайно считают, что 60 процентов хороших качеств служебной собаки приобретаются в процессе ее выращивания, а остальные 40 процентов — последующей дрессировкой. Такие качества собаки, как отличная подвижность, смелость и злоба, нужно вырабатывать с первых месяцев жизни щенка.

Однако очень часто передают в дрессировку физически недоразвитых молодых собак, не отвечающих по служебным качествам своему назначению. На курсах дрессировки встречаются также трусливые собаки с пассивно-оборонительной реакцией. Конечно, при работе с такими собаками трудно ожидать хороших результатов. Поэтому все, кто занимается дрессировкой, должны знать, что правильному выращиванию щенят нужно придавать первостепенное значение.

В первые дни жизни щенка всем необходимым его обеспечивает мать. Она помогает ему находить соски, кормит его, согревает, содержит в чистоте. Однако перекладывать всю заботу о новорожденных только на мать нельзя. Если у суки мало молока или много щенков, то необходимо как можно раньше приучать их к подкормке. Для подкормки щенят лучше всего использовать парное или кипяченое коровье молоко с добавлением к нему с пятого дня рождения свежих сырых куриных яиц.

В дальнейшем надо приучать щенков к самостоятельному поеданию молочной смеси из блюдца или из какой-нибудь широкой, но неглубокой посуды. В первый день мордочку щенка окунают в молоко, стараясь вызвать у него лакательные движения. На второй-третий день он начинает есть молоко самостоятельно. В первую неделю скармливают в сутки по 25–80 граммов молока. В дальнейшем в рацион щенят можно ввести жидкую манную кашу, приготовленную на молоке, суп с печенью, кипяченое молоко с хлебом.

Осиротевших щенков целесообразно вскармливать под сукой-кормилицей. В качестве кормилицы следует подобрать такую суку, которая ощенилась примерно в одно время с матерью осиротевших.

Если нет суки-кормилицы, то щенят вскармливают искусственно, используя обычную детскую соску, надетую на бутылочку: сосок должен быть не очень большим и не слишком мягким. Температура кормовой смеси 30–32 градуса. Кормить слишком быстро нельзя, так как пища может попасть в трахею, а оттуда в легкие и вызвать так называемую аспирационную пневмонию (воспаление легких от вдыхания посторонних веществ). В течение первых трех недель щенков следует кормить не менее шести раз в сутки, а в более старшем возрасте — пять раз; ночью щенят обычно не кормят.

В возрасте 2,5–3 недель щенки могут пить молоко из блюдца, а 3–4-недельным приготовляют молочные каши. Суточную дачу скармливают равными долями по числу кормлений.

Чтобы у щенка был нормальный рост, размеры и вес, необходимо придерживаться определенного кормления. Особенно это важно в тот период, когда щенок быстро растет и прибавляет в весе; это наступает примерно в 2,5–3-месячном возрасте. Корм должен быть малообъемистым, но питательным. Не следует щенка перекармливать, иначе это может вызвать заболевание органов пищеварения и провислость спины. В рационе продукты (особенно крупы) надо разнообразить. Молоко можно заменять творогом, мясо — рыбой. Время кормления также имеет известное значение. Если взрослого щенка кормить каждый раз в определенные часы, то у него возникнет условный рефлекс, ко времени кормления будет обильно выделяться желудочный сок, который способствует лучшему перевариванию пищи и повышает аппетит. При многоразовом кормлении время промежутков должно быть не более 3 часов. Если первое кормление будет проведено в 8 часов, то последнее будет в 20 часов.

По мере роста щенка число кормлений постепенно сокращают и доводят до 3 раз в сутки.

В рацион полезно добавлять овощи; свежую капусту, щавель и морковь лучше давать в сыром виде, пропуская через мясорубку. Продукты хорошо моют. Посуда всегда должна быть чистой. Температура корма не должна превышать температуры парного молока, примерно 30–35 градусов.

Одновременно, создавая условия для нормального роста молодых собак, создают условия для формирования у них определенного характера, необходимого для служебной собаки.

В период выращивания специально подбирают комплекс таких внешних воздействий, чтобы щенок, повседневно сталкиваясь с ними, приобретал желательные для нас качества.

Щенки быстро растут, период нашего воздействия на них короток, поэтому необходимо ежедневно заботиться о создании на это время подходящей внешней среды, способствующей развитию и закреплению полезных качеств будущей собаки и затормаживанию качеств нежелательных. С первых дней предварительной дрессировки надо развивать у щенка злобу и смелость, применяя различные игры, борьбу, в которой дрессировщик позволяет щенку побеждать себя, поймать при преследовании и т. п.

Так как при выращивании щенка первостепенную роль играют элементы окружающей среды, то неподходящая среда может вызвать и опасные привычки. Например, разрешая поглаживать и ласкать щенка посторонним лицам, мы прививаем растущей собаке доверие к людям вообще, а это в корне противоречит самому принципу дрессировки служебной собаки. Помимо окружающей среды, на поведение щенка оказывают влияние и такие раздражители, как болезнь, голод и т. п. Поэтому всегда нужно следить за здоровьем и развитием щенка.

Физическая слабость, плохое развитие мускулатуры, несвоевременное и неполноценное кормление отрицательно сказываются на поведении щенка и скажутся впоследствии на служебных качествах собаки.

Специфические особенности поведения собаки зависят и от возраста. В первые дни жизни у щенка преобладает пищевой инстинкт, а затем оборонительный, как правило, в пассивной форме. Это вполне закономерно, так как щенок в этот период развития физически еще слаб.

На следующем этапе развития у щенка преобладает ориентировочный инстинкт. По мере развития и совершенствования обоняния, слуха и зрения щенок сталкивается да окружающей среде с новыми раздражителями. Все эти этапы развития не имеют ярко выраженных границ, они постепенно сменяют друг друга.

При нормальном развитии у щенка со временем наступает выравнивание инстинктов: преобладание одного из них иногда встречается лишь временно, под влиянием новой обстановки.

Общий срок выращивания щенка обычно исчисляется с момента отнятия от суки (примерно в 6–7-недельном возрасте) до передачи молодой собаки в дрессировку, т. е. от 10 месяцев до 1 года.

Отнятых от суки щенков (в возрасте 45–50 дней) размещают в небольших выгульных двориках, защищенных от ветров и дождя. В таких помещениях молодняк должен находиться примерно до 3-месячного возраста.

Периодически, не менее четырех раз в день, щенков выпускают резвиться в просторный двор для развития и укрепления органов движения и с 3-месячного возраста начинают вырабатывать у них навыки в преодолении препятствий и хватку.

Для упражнений в преодолении препятствий делают маленький разборный барьерчик. Хватку развивают вначале на мягкую тряпку, которую дают в зубы и осторожно потягивают, создавая сцену борьбы за эту тряпку. Для развития органов движения используют мяч, за которым щенок охотно бегает; после удачной игры с мячом подзывают щенка к себе и дают вкусную пищу. Перед подзывом произносят команду «ко мне» подряд несколько раз. Этим вырабатывают безотказный подход щенка к своему хозяину.

В 4–5-месячном возрасте щенка переводят в просторное помещение, водят на прогулки на расстояние до двух километров. Во время прогулок проводят разнообразные упражнения с мячом, прячутся от щенка в кустах, подзывают командой «ко мне», приучают к кличке, развивают хватку путем натравливания на специально подосланных посторонних людей. Такие упражнения за время прогулки следует проделывать не более двух раз.

Если во время игры с мячом щенки станут грызться, то разнимать их следует только при крайней необходимости. Проявление взаимной злобы и борьба являются полезными качествами служебной собаки.

Но если в группе есть физически слабые щенки, которые во время борьбы проявляют трусость, то занимающийся должен вставать на защиту таких щенков и оказывать им помощь.

В 4–5-месячном возрасте каждого щенка приучают к легкому ошейнику. Когда щенок свыкнется с ошейником, его начинают приучать к поводку. Во время прогулок щенка знакомят с различными внешними раздражителями.

Прогулки рекомендуется проводить вблизи и среди посторонних людей, домашних животных, птицы, движущегося автомобильного и железнодорожного транспорта.

Не более двух раз в неделю с наступлением темноты полезно вызывать у щенков возбуждение и настораживание на различные шорохи, заставлять прислушиваться к ним и активно проявлять оборонительную реакцию. Каждый раз на лай щенков должен появляться хозяин, поощрять и ласкать их.

Начатое в раннем возрасте приучение к преодолению препятствий следует все время продолжать, постепенно увеличивая высоту барьера до 80 сантиметров. Принуждать к прыжку не рекомендуется. Надо добиваться, чтобы щенок прыгал через препятствие на подзыв хозяина или на показ пищи с противоположной стороны барьера.

В возрасте 8–9 месяцев у щенков развивают злобу и недоверие к посторонним людям. Вначале это делают самым примитивным образом. Совершенно посторонний человек пытается отобрать у щенка кость. Щенок, конечно, злобно огрызается. Находясь рядом со щенком, хозяин поглаживает его и натравливает на человека, чем придает щенку большую смелость и уверенность. При активном набрасывании щенка посторонний человек, притворяясь испуганным, отбегает в сторону. Таким образом у щенка создается впечатление, что он побеждает. Выработанная ранее хватка на легкую тряпку сопровождается теперь развитой злобой; из доверчиво-игривой щенок переходит на злобную, крепкую хватку. В отдельных случаях человек, пытающийся отобрать кость, убегает, а возбужденного щенка пускают на его задержание. При проведении такого вида упражнений у молодой собаки очень важно выработать уверенность в «победе». Это очень надолго останется в ее памяти и способствует закреплению активной оборонительной реакции.

В возрасте 8–9 месяцев постепенно и очень осторожно повышают требовательность к щенку; в это время у него наступает переходный период к восприятию дисциплинирующего начала. Переход от игры к требовательности необходимо делать мягко и осторожно. Например, дозволенные щенку поступки следует сопровождать всегда ласковой интонацией, одобряющей командой «хорошо», поглаживанием и дачей лакомства, а запрещение чего-либо обязательно следует подкреплять повышенной и угрожающей интонацией команды «фу».

На протяжении всего периода выращивания и при проведении любых упражнений не следует забывать, что постоянное торможение резвых и игривых действий щенка (а их достаточно много бывает в этом возрасте) может сделать его чрезмерно нервным. Поэтому, приступая к дисциплинирующим упражнениям, надо переходить от игры к принудительным мерам очень осторожно и незаметно.

При выращивании щенка требуется создать ему такие условия, чтобы он всегда мог пользоваться свежим чистым воздухом и солнцем. Лицам, занимающимся выращиванием, необходимо постоянно наблюдать за щенками, чтобы они хорошо знали хозяина и чувствовали его защиту. Человек, постоянно находящийся со щенками, должен подмечать особенности проявления их оборонительных и ориентировочных реакций на новые, еще незнакомые раздражители, отношение к пище и к посторонним людям. Особо следует обращать внимание на скорость образования условного рефлекса при подаче команды «ко мне» и т. д., систематически наблюдать за здоровьем щенят, их активностью и «заинтересованностью» в занятиях.

Щенков 6–7-месячного возраста переводят на индивидуальное содержание: это вызывается тем, что в таком возрасте злобные собаки грызутся между собой. Конечно, это не значит, что в этом возрасте они вполне сформировались. Неустойчивость в характере, чрезмерную возбудимость и проявление пассивно-оборонительных реакций можно наблюдать у щенков и в 8–10-месячном возрасте.

В тех случаях, когда щенок выращивается дома, его сразу же приучают к постоянному месту, не разрешают бродить по всей квартире. Лучше щенка устраивать в передней, в сторонке от входной двери. Для подстилки используют обычный коврик.

Место щенка ежедневно убирают, коврик периодически стирают и хорошо просушивают. Чтобы не загрязнять квартиру, щенка приучают справлять естественные надобности в определенном месте; для этого вначале на листке железа держат песок, а потом начинают выносить его за дверь. Через некоторое время при надобности щенок сам подходит к двери и просится.

Безусловно, пока щенок не будет приучен, лужицы появляются часто. Щенка ежедневно чистят, расчесывая шерсть гребешком и приглаживая суконкой. Глаза протирают чистым тампоном из марли, а уши ватой. Щенка нужно чаще выводить на свежий воздух и гулять с ним.

Щенок, а потом взрослая собака, должен четко знать отведенное для него место в квартире и по первому требованию хозяина быстро идти на это место.

Щенка к определенному месту приучают следующим способом: осторожно, чтобы не причинить щенку боли, укладывают его на предназначенном месте, при этом несколько раз ласково повторяют команду «место» и поглаживают щенка. При попытке подняться и уйти, его успокаивают, произносят уже более требовательно команду «место».

Иногда щенок, оставшись один, начинает скулить, но брать его на руки не рекомендуется, со временем он привыкнет к своему месту.

По мере закрепления этой команды, произносимой ласковым тоном, щенка начинают приучать к той же команде, но звучащей уже в форме приказа.

Читайте также: