Где запрещено есть собак

Опубликовано: 11.05.2024

Существует мнение, что собак принято есть лишь в нескольких странах. Люди считают, что это не так распространено в современном мире. Собак ели издавна и в Мексике, и даже в Европе, однако как же обстоят дела сейчас? На самом деле стран, где едят собак, много. В основном это государства Восточной и Центральной Азии.

В каких странах едят мясо собак

Если задаться вопросом, в какой стране едят собак, то первыми на ум приходят Южная и Северная Корея. Такое питание является нормой во многих странах восточной Азии, особенно в Китае и Вьетнаме. При этом в странах, где едят собак, принято считать такую пищу элитной и праздничной.


Собачьим мясом питались еще в древние времена

А кто ест в России собак? Чаще всего это представители азиатских стран и люди, которые по своей необразованности уверены, что такая пища поможет вылечиться от туберкулеза.

Национальная традиция

В Китае есть народная традиция — проведение фестиваля Юлинь, на котором в пищу употребляют собачатину. За один такой праздник может быть освежевано около 10 тыс. псов независимо от породы. Это мероприятие ежегодно проводят в китайской провинции Гуанси Чау.

К сведению! Кушать собачатину собираются не только местные жители, но и туристы.


Традиционный китайский фестиваль собачьего мяса Юлин

Откуда взялась традиция есть собачье мясо

Какая национальность ест собак из-за существующей в государстве древней традиции? Питание собачатиной почти во всех азиатских странах имеет древние корни. Нация, кто ест собак, обычно обладает многовековой традицией употребления такого мяса в пищу. В Китае она была зарождена еще до появления многих европейских стран.

При этом так питался только привилегированный класс. Считалось, что такая пища обладает полезными свойствами и продлевает жизнь. По сей день жители провинции Гуанси Чау считают так же.

В Корее издавна собак для забоя выращивали на специальных фермах, как обычную скотину.

Полезные свойства собачьего мяса

Несмотря на хвалебные отзывы о лечебных свойствах собачатины, состав питательных веществ у него мало чем отличается от другой разновидности — баранины, говядины или свинины. Однако есть неподтвержденные данные очевидцев, что такое питание лечит от туберкулеза и повышает потенцию.

Каких собак употребляют в пищу

Разобравшись с вопросом, где едят собак, в какой стране это считается нормой, возникает еще один: отдается ли предпочтение определенным породам псов? Для большинства азиатских стран этот вопрос абсолютно несложен, так как в пищу идет любая порода. Однако в Южной Корее на фермах выращивают специальную съедобную породу нуреонги. Почему именно ей представилась такая честь, никто не знает.

Обратите внимание! В южной Корее за год может быть забито на фермах до 2 млн собак.


В Корее закрыли практически все кафе, где подают собачье мясо, кроме некоторых уличных

В Корее кафе с собачьей кухней на каждом шагу или, наоборот, все позакрывались

Ответ на вопрос, едят ли в Корее собак, известен каждому. Однако в последнее время сами жители этой страны стараются отказываться от этой традиции, особенно молодое поколение. Конечно, пожилые люди и жители провинций не готовы отказываться от такой традиции, так как для корейцев она имеет многовековую историю. Они не видят ничего предосудительного в таком питании, для них это норма.

В больших городах Южной Кореи, таких как Сеул или Пусан, чтобы не пугать туристов, стараются закрывать кафе с блюдами из собачатины. Более того, сами жители городов считают неприемлемым «жрать домашних питомцев», называют это лицемерием. Поэтому нередко у молодого и старого поколения возникают разногласия на этот счет.

Корейцы стыдятся своей кухни с собачатиной

Хоть в Корее и едят собак до сих пор, многие стыдятся этого. Однако этот вопрос достаточно личный для граждан этой страны, поэтому какого-то определенного отношения нации к данному вопросу нет. Так как это является традицией страны, то и разногласия внутри корейского общества на этот счет понятны.


В цивилизованном обществе питаться собачьим мясом считается неприемлемым

Корейцы не считают стыдливым употребление мяса собак в пищу. Дело в том, что не каждая собачка идет в пищу. Дело обстоит по-другому. Для мяса выращивают специальных собак на ферме. Остальные живут своей жизнью и могут быть спокойны за нее.

Обратите внимание! Корейская кухня состоит не только из собачатины. Большую и главную ее часть составляют совсем другие ингредиенты.

Несмотря на все громкие заявления, убивать собак в Корее вряд ли перестанут. Поэтому на вопрос, какая нация ест собак, очевидным ответом все также является Корея. Хоть страна и содержит собак в качестве домашних питомцев или поводырей, отказываться от своих традиций пока не намерена.

Почему многие организации в мире выступают против употребления мяса животных в пищу

Против поедания собачатины выступают не только европейцы, американцы, но и сами корейцы, китайцы, вьетнамцы. Недавно прошел большой протест в Таиланде, где несколько тысяч тайцев на руках с питомцами вышли против употребления мяса псов в еду.

Важно! В азиатских странах собак раньше ели от голода, однако в современном мире дела обстоят лучше, поэтому нет необходимости прибегать к таким мерам. Собаки являются домашними питомцами, близкими и верными друзьями человека, убивать их противоречит человеческим нормам и ценностям.

Ежегодно появляются все новые петиции с требованием запретить фестиваль поедания собак в китайской провинции Гуанси Чао. С требованием отказа от подобной пищи выступают и знаменитости, такие как М. Деймон, Р. и К. Мара, П. Андерсен, К. Белл и Х. Феникс.

Какой народ ест собак? В основном это представители азиатских стран, которые в большинстве своем не видят в этом ничего предосудительного. Однако для многих подобная сложная правда становится настоящим кошмаром, поэтому все чаще появляются протесты и петиции против азиатской собачьей кухни.


Активисты по защите животных из групп «Волна освобождения животных» и «Последний шанс для животных» протестуют против торговли мясом собак. Сеул, июль 2018 Фото: Ed Jones / AFP

В четверг, 22 ноября, корейские власти приступили к демонтажу крупнейшего в стране комплекса собачьих боен, расположенного в городе Соннам. Под давлением зоозащитников территория, на которой прежде располагалось шесть боен, забивавших собак для обслуживания специальных кафе и ресторанов, будет в ближайшее время очищена от соответствующих сооружений и оборудования, а на их месте муниципальные власти планируют разбить парк.

В прошлом году в том же Соннаме были уничтожены кустарные собачьи бойни, которые действовали на территории местного рынка Моран, считающегося одним из главных центров продажи собачатины в Южной Корее. Несмотря на подобные меры, сама продажа собачьего мяса по-прежнему считается допустимой. Торговцам запретили лишь выставлять покупателям для выбора живых собак, которых после покупки забивают и разделывают на месте. Точно так же, как и нынешнее закрытие боен, работавших на подающие собачье мясо рестораны, не означает, что сами эти рестораны автоматически закрываются. Собачье мясо сейчас оказывается в Корее в серой зоне — есть его не запрещено, однако этого все больше принято стыдиться. Причем такой статус собачатины определился в последнее десятилетие. И это заставляет думать о том, есть ли в нашем мире какие-то незыблемые обычаи и привычки и всегда ли защита традиций оправдывает прикладываемые усилия.

Олимпиада без вкуса собачатины

Если спросить жителя России, в какой стране едят собак, ответом почти наверняка будет Корея. Несмотря на то что собачье мясо вполне допустимо в кухне некоторых районов Китая, а также употребляется в пищу в Юго-Восточной Азии, именно Корея оказалась тем местом на Земле, с которым у «просвещенного мира» имеется устойчивая ассоциация с поеданием собак. И связано это не в последнюю очередь с тем, как по меньшей мере последние 30 лет относятся к своей кулинарной традиции сами корейцы. Хотя споры о том, насколько позволительно и допустимо употреблять в пищу собак, велись и в предыдущие годы, одним из важных поворотных моментов в свое время оказалась подготовка страны к проведению сеульской Олимпиады в 1988 году. Тогда, готовясь принять делегации со всего мира, власти особенно старались устранить все, что могло негативно повлиять на репутацию страны в глазах иностранных гостей. Именно тогда рестораны и закусочные, подающие собачье мясо, решено было убрать с главных городских улиц и передвинуть куда-нибудь на зады. Тогда решение властей было встречено с возмущением. Защитники традиционных ценностей посчитали, что власти проявляют недопустимое низкопоклонство перед иностранцами и что незачем носиться с чувствами гостей, когда речь идет об обычной национальной пище. Впрочем, беспокоясь о репутации страны, власти пошли еще дальше, объявив в 1988 году выращивание собак для забоя и производство собачьего мяса незаконными. Однако за нарушение этого закона не было установлено никакого наказания. Действия чиновников как бы подчеркивали, что государство испытывает некоторую неловкость от существования обычая, но не будет действовать прямыми запретами.


Официантка сеульского ресторана подает мясо собаки студентам французского лицея, 12 апреля 2002. Французские активисты осудили употребление мяса собак в Корее и активизировали свою кампанию перед финальной частью Чемпионата мира по футболу Фото: Kim Jae-Hwan / AFP

На страже традиций

Первой реакцией на запреты было возмущение. При этом особое раздражение вызывала, разумеется, критика со стороны иностранцев. Долгое время кампанию против забоя собак на мясо в Корее вела Брижит Бардо, после ухода из киноиндустрии посвятившая себя защите прав животных. Она публично называла эту традицию «варварской». В ответ Бардо стала получать тысячи возмущенных писем, отправители которых не советовали представительнице страны, где едят улиток и лягушек, обсуждать чьи-то кулинарные традиции.

Когда в 2002 году Южная Корея вместе с Японией должна была принимать чемпионат мира по футболу, ФИФА обратилась к республике с призывом запретить торговлю собачатиной и блюдами из собак ради уважения к чувствам гостей чемпионата. В ответ группа корейских парламентариев выступила с инициативой немедленно вернуть легальный статус продаже собачьего мяса в качестве протеста против беспардонного вмешательства в дела страны.

Разумеется, возмущение иностранной критикой, указание на лицемерие и ханжество представителей западных стран, сокрушающихся о судьбе корейских собак, не было единым. В корейском обществе и в те времена были противники поедания собачатины, скептически смотревшие на ценность этого обычая. Тем не менее голос защитников традиций был силен. В конце концов, их можно было понять. Есть собачье мясо не ужаснее, чем любое другое. Тем более что в пищу в Корее используется особый вид собак, близкий к шпицам, которые традиционно выращивались именно для последующего забоя — с этими собаками не устанавливают персональных отношений, они не являются членами чьих-то семей. Сложно сказать, каким характером и интеллектом обладает собака, которую на протяжении поколений отбирали лишь по качеству ее мяса.

Собака входит в дом

Тем не менее, при всех этих вполне надежных аргументах, которые могли бы позволить всем желающим по-прежнему употреблять собачатину, чувствуя себя здравомыслящими приверженцами традиций, что-то в корейском обществе начало меняться само по себе.

Когда Корея готовилась к новому важному спортивному событию — Олимпийским играм в Пхенчхане, организаторы предпочитали говорить о поедании собачьего мяса как об умирающей традиции. Председатель оргкомитета «Пхенчхан-2018» Ким Чжин Сон на соответствующий вопрос, заданный ему во время Олимпиады в Сочи, ответил, что на этот раз никаких протестов по поводу поедания собак он не ожидает, поскольку собачатину в стране теперь никто не ест. Во всяком случае, он не знает ни одного такого человека в своем окружении. Разумеется, откровенное лукавство чиновника не требует разоблачений. И все же даже для подобного отрицания очевидного некоторые основания есть. Корейцы действительно все меньше едят собак и склонны прислушиваться к аргументам сторонников запрета собачьего мяса. По данным опроса 2015 года, об употреблении в пищу собачьего мяса заявили 37 процентов жителей Южной Кореи. Это значительно меньше, чем данные прошлых лет. В 2017-м уже 70 процентов опрошенных утверждали, что не едят собак. При этом среди подростков доля отказавшихся от собачатины доходила до 80 процентов.

Далеко не все из тех, кто перестал рассматривать собак как источник еды, считают нужным полностью запретить собачье мясо. Тем не менее резкое падение интереса к этому аспекту национальной кухни действительно заметно. Объясняется это прежде всего тем, что изменилась сама Корея. Собака стала в стране распространенным домашним животным; прежде, из-за традиций и уровня жизни, собак дома держали редко. А значит, изменилось психологическое отношение к тому, чтобы есть их мясо. Но главное, Корея стала экономическим гигантом, широко встроенным в мировую экономику, ее молодежь, по крайней мере образованная ее часть, рассматривает себя в глобальной повестке. У нее просто нет необходимости держаться за крайне спорный кулинарный обычай, вызывающий недоумение или, наоборот, нездоровый интерес у иностранных собеседников. Теперь нежелание убивать собак, чтобы их съесть, — не какой-то навязываемый им извне стереотип, а просто нормальная часть убеждений образованного городского жителя. Кроме того, полулегальный статус собачьего мяса также сказывается на особенностях его продажи на не слишком престижных рынках и в специальных ресторанах. Что также может работать ограничителем. Так или иначе, сами владельцы подобных ресторанов говорят, что спрос на блюда из собак постоянно снижается. Это превращается в специфическое угощение для пожилых людей, не готовых отказаться от старых привычек.

В защиту любой неоднозначной традиции можно найти серьезные аргументы. Они могут быть сентиментальными или крайне рациональными. Если такую традицию критикует посторонний человек, это вызывает инстинктивный протест. И для подобного протеста тоже найдется повод: посторонний человек может оказаться ханжой или просто не очень умным. Однако все это вовсе не основание для того, чтобы держаться за подобные скрепы вечно. Иногда можно стать просто немного богаче, чуть более широко посмотреть на мир, и тебе самому расхочется есть собак. В каждой культуре таких «собак» хватает.


Кто и почему ест собачье мясо? «Фестиваль поедания собак» в Китае вызвал волну возмущения во всем мире.

Телерепортажи и публикации о «Фестивале поедания собак», совершающемся ежегодно летом в южном китайском городе Юлинь в провинции Гуанси, спровоцировали широкое общественное возмущение и волну активности защитников прав животных во всем мире. Прежде, чем показать видеокадры и фотографии, на которых видно, как собак заживо сжигают и варят, разделывают, готовят из них супы и рагу, редакции телеканалов и изданий предупреждают зрителей, что увиденное может нанести серьезный удар по психике. Даже фото собак разных пород, сидящих в переполненных клетках и ожидающих страшной участи, не могут никого оставить равнодушным – настолько чудовищным они выглядят для жителей стран Запада, где собак права и многих других животных защищены законом.


Собаки на продажу. Юлинь, Китай
Собачье мясо на прилавках в Китае

Единственным светлым пятном в освещении этой истории было спасение оказавшегося на рынке Юлиня пса, чей вид настолько растрогал активиста организации Humane Society International Петера Ли, что он выкупил его у торговцев собачьим мясом и решил увезти с собой в США. Пес, получивший от нового хозяина кличку Рики, находится в Америке в новой любящей семье.

​В ответ на возмущенные петиции активистов и экологов по поводу Юлиньской «собачьей» бойни китайские власти заявили, что официально «такой фестиваль не проводится», поэтому никаких мер они принимать не будут. Торговцы же собачьим мясом в свое оправдание указывают на обычаи других стран, например, на то, что в Индии не едят говядину, поскольку корова – священное животное для индуистов, мусульмане и иудеи отказываются от свинины, поскольку считают это животное «грязным», а некоторые народы отказываются от баранины. И никого на Западе не возмущают прилавки мясных магазинов и фотографии из мясохранилищ, на которых можно увидеть туши домашнего скота.

Следует отметить, что традиция поедать собак существует в основном только в нескольких провинциях Китая.


Употребление собачьего мяса в пищу распространено и в Корее. Если набрать словосочетание «собачье мясо» в каком-нибудь поисковике в интернете, то в большинстве статей будет говориться, что «мясо собак корейцы едят уже три тысячи лет», или даже «пять тысяч», и что это «часть корейской культуры». Данные очень расплывчаты, защитники прав животных оспаривают эти утверждения, настаивая, что «традиции» этой не более ста лет, а те, кто об этом пишет, обычно «финансово заинтересованы» в том, чтобы такая «традиция» сохранялась. При этом и во время Олимпийских игр в Сеуле в 1986 году, и в Пекине в 2008 году продажа и употребление собачьего мяса были официально запрещены властями Южной Кореи и КНР. Однако к ликвидации индустрии собачьего мяса это не привело.


Собаки, ждущие страшной смерти. Юлинь, КНР
Перед смертью собак жестоко избивают палками, а затем живьем сжигают. У китайцев принято считать, чем в больших мучениях умерло животное, тем вкуснее и полезнее потом его мясо…
С собаки живьем сняли шкуру…

Впрочем, даже противники индустрии собачьего мяса в Корее ссылаются на мнение ряда историков, утверждающих, что на территории современного Китая мясо собак употреблялось в пищу еще семь тысяч лет назад, и, видимо, в связи с этим популярность этого обычая особенно высока в тех корейских провинциях, где в прошлом торговля с Китаем велась наиболее активно. Так что в появлении спроса на мясо собак, очевидно, сыграла свою роль географическая и культурная близость двух стран. Это проявляется и в том, что и в Китае, и в Корее аргументы в пользу «полезности» собачьего мяса существуют одни и те же – якобы оно «помогает легче переносить жару», «увеличивает выносливость организма», «согревает кровь зимой», «обладает лечебными свойствами», «повышает мужскую потенцию».


Женщина прощается со своей собакой, которую у нее украли для продажи на фестиваль, но денег на выкуп у нее нет. Невозможно без слез смотреть на это душераздирающее зрелище.
Несчастных животных избивают и готовят к страшной, мучительной смерти

Защитники прав животных в ответ указывают на выявленные многочисленные случаи применения стероидов при кормлении собак на убой, что, скорее всего сводит «полезные свойства» собачьего мяса на нет. Но гораздо страшнее и важнее тот факт, что, «для того, чтобы повысить адреналин в крови собак перед смертью и улучшить тем самым качество мяса», собак забивают палками, сжигают живьем с помощью газовых горелок или варят заживо.


Собаку избивают и готовят к страшной, мучительной смерти
Несчастных животных перевозят десятками в крошечных клетках Нужно заметить, что жители Китая хотят положить конец этому варварству.. Волонтеры, выкупают, спасают, обреченных собак.
Несчастную везут на фестиваль поедания собак в Юйлине

Есть и контраргументы против теории «древности» вышеупомянутой традиции. Так в провинции Кенсан-Пукто в Южной Корее было обнаружено захоронение двухтысячелетней давности, в котором вместе с человеческим скелетом находился скелет собаки. Ученые, естественно предположили, что собака была похоронена вместе с умершим хозяином, что, в свою очередь, означает, что она почиталась фактически как член семьи. На наскальном рисунке, датированном четвертым веком нашей эры, видны висящие рядом туши барана, свиньи и собаки. Но на том же рисунке видны свободно гуляющие собаки – они совсем не выглядят как животные, которых люди готовятся употребить в пищу.

Самые активные противники точки зрения, согласно которой мясо собак в Корее едят уже несколько тысяч лет, полагают, что корейцы стали употреблять его в пищу только в двадцатом веке. В этой связи существуют две основные версии. Первая – все началось во время японского колониального правления с 1910 по 1945 годы. Японцы реквизировали и увозили в метрополию почти весь крестьянский скот, что фактически не оставляло корейцам иного выхода, кроме как поедать собак, чтобы не умереть от голода. Некоторые исследователи утверждают, что японцы сами убивали собак, ради использования их шкур, но выбрасывали мясо, которое в Японии запрещено употреблять в пищу еще с 675 года нашей эры. По второй версии, корейцы стали есть собак во время начавшейся ровно 65 лет назад Корейской войны 1950–53 годов – тоже из-за того, что на Корейском полуострове воцарился голод.

Так что ни о какой «многотысячелетней традиции» речи не идет, полезные свойства мяса собак приукрашены, а мифы о них сознательно поддерживаются бизнесменами, считают активисты общественных организаций, добивающихся запрета на убийство собак ради их мяса. Но, несмотря на их отчаянную борьбу, вряд ли такой запрет будет введен в обозримом будущем – социальные последствия, если принять нужный закон немедленно, будут в Южной Корее весьма ощутимыми. Это признает и заместитель главного редактора онлайн-издания The Korea observer Джеймс Хьямс, сейчас работающий над документальным фильмом по этой проблеме. Сам Хьямс – сторонник полного запрета индустрии выращивания собак на убой и торговли ими ряди мяса:

В Южной Корее живут около девятисот тысяч собак, которых выращивают на убой

– Согласно статистическим данным 2010 года, в Южной Корее было около девятисот тысяч собак, принадлежащих приблизительно ста тысячам фермерских хозяйств. Так что получается, что в мелких фермерских хозяйствах живут по 7–8 собак, в некоторых даже меньше. Там, где собак 10–20, они становятся важным источником дохода для семей. Поэтому немедленный запрет на индустрию собачьего мяса лишит их средств к существованию – это последнее, чего бы мне хотелось. В среднем одна собака стоит порядка 70 долларов. Так что, если фермер занимается продажей мяса собак ресторанам, то мы должны обеспечить ему другой источник дохода. Такие организации, как Humane Society International, занимаются тем, что выкупают собак у фермеров, с тем чтобы в дальнейшем с помощью вырученных средств они имели бы возможность начать новый бизнес.


Южнокорейские защитницы животных на акции протеста против поедания собак в Сеуле. 2009 год

По словам Джеймса Хьямса, совсем недавно один фермер, у которого активисты Humane Society International выкупили 23 собаки, вполне успешно занялся выращиванием и продажей черники. По мнению Хьямса и его коллег, власти Южной Кореи сейчас в первую очередь, немедленно, должны ввести до сих пор отсутствующие в индустрии по производству собачьего мяса четкие нормы и порядок лицензирования. Это позволит ликвидировать черный рынок, на который часто попадают украденные или потерявшиеся домашние животные. О всех тех же проблемах говорят и в Китайской Народной Республике – там также нередко воруют домашних собак, и практически никто не контролирует, чем питалось животное прежде, чем оказаться в клетке торговца собачим мясом. Полное отсутствие санитарных норм резко повышает опасность отравления.

​Джеймс Хьямс подчеркивает, что в Корее существуют породы собак, специально выращиваемых на убой, и сами корейцы таких собак и собак домашних воспринимают как разных животных. И мясо «домашних пород» они есть бы не стали. Но это не останавливает недобросовестных торговцев:

– Организация Co-existence of Animal Rights on Earth (CARE) в 2012 году провела расследование. Ее активисты посетили несколько мест, где животных содержат и убивают. Они обнаружили сотни собак «домашних пород», ждущих смерти. Так что для владельцев не было никакой разницы – «мясные» ли это собаки, или «домашние». Один из них признался, что 70 процентов собак, продаваемых им на мясо, – золотистые ретриверы и собаки других «домашних» пород. Цена за одно животное варьируется в зависимости от времени года, но в среднем это порядка двухсот долларов. Другой бывший торговец заявил, что мясо лаек и других похожих пород сходно по качеству с мясом собак, откормленных специально, но обходится дешевле.


Китай и Корея — для них собаки всего-лишь повседневная еда
Китай и Корея — для них собаки всего-лишь повседневная еда

Джеймс Хьямс, который, напомним, лично хотел бы, чтобы практика поедания собак в Южной Корее и других странах перестала существовать, и требует немедленно прекратить распространенную практику жестокого забоя собак, выступает и против того, что он называет «культурным империализмом», когда «одна культура позволяет себе диктовать другой, что правильно, а что неправильно». Он подчеркивает, что в своем новом фильме хотел бы разобраться, действительно ли в Корее традиция есть мясо собак столь древняя и устоявшаяся. Или же южнокорейское общество готово оставить эту традицию в прошлом.

Эксперты по правам животных говорят, что происходит огромный культурный сдвиг, который также показывает растущую китайскую любовь к собакам. Только в Пекине в 2017 году — 1 млн. собак были зарегистрированы в качестве домашних животных. Это в 10 раз больше, чем в 1992 году.
Кроме того, почти девять миллионов человек проголосовали в интернете недавно в поддержку предложения о запрете индустрии мяса собак. Опрос был опубликован на официальном сайте китайского правительства депутатом Всекитайского собрания народных представителей.

Китайские власти обещают запретить фестиваль, но власти не начнут действовать, пока не увидят, какой вред это наносит международной репутации Китая, которую они так усердно улучшали.


Фестиваль собачьего мяса в Юйлине (Китай) — высшая степень жестокости и бесчеловечности
Фестиваль собачьего мяса в Юйлине (Китай) — высшая степень жестокости и бесчеловечности
Фестиваль собачьего мяса в Юйлине (Китай) — высшая степень жестокости и бесчеловечности

Автор текста: Андрей Шароградский (международный обозреватель Радио Свобода. Автор и ведущий информационно-аналитического журнала «Время Свободы» и подкаста «Время Свободы. Контекст»)

В собаке-ру на днях написали об ужасных, бесчеловечных китайцах и корейцах, которые едят собак.
Как же можно! Ведь у собак высочайший интеллект, и вообще это почти что дети.
Как можно запускать в Космос ракеты, а потом отрезать собаке голову и съесть.

Согласна, это не очень красиво.
Менее известно, что например, свиньи по уровню интеллекта нисколько не ниже собак, а некоторые ставят их на четвертое место после человека, обезьян и дельфинов.

А между тем, если хотя бы некоторые собаки пользуются любовью и обожанием хозяев и живут всю жизнь припеваючи, жизнь массы свиней сурова и беспощадна - всю жизнь они проводят в тесных стойлах на откорме, чтобы в итоге погибнуть под ножом. Причем я говорю это без иронии, это действительно ужасно, это проявление того инферно, в котором мы все живем.

Но человек, употребляющий в пищу свинину, а также говядину и курятину (и даже куриные яйца из массовой продукции, от кур, которые проводят жизнь на гнезде, не видя белого света), не имеет ни малейшего права критиковать китайцев и корейцев, которые едят собак!

Разумеется, мучить любых животных - омерзительно. А вот употреблять в пищу. к сожалению, мы пока не можем обходиться без мяса, как источника незаменимых аминокислот. И делить при этом животных на "почти детей" и безмозглые куски мяса - это лицемерие. Смею предположить, что авторша поста в собаке-ру свою собственную собачку кормит. увы, мясом! Или сухим кормом, который производится из мяса животных, возможно, по интеллекту превосходящих собак (если говорить о говядине).

Однако здесь есть некоторая доля истины, и она вот в чем. То, что не хотят замечать ни люди вообще, ни собачники - собаки бывают разные, они не равны. Убить "собаку вообще" - это одно. Убить, например, доброго воспитанного пса - любимца детей и семьи, или хорошую рабочую собаку (например, в полиции), или собаку-терапевта, или просто любимого друга одинокого человека - это немножко, а то и совсем другое. Собака, в которую вложены годы человеческого труда и эмоций - не то же самое, что бродячий пес. родившийся на улице.

Надо вести речь не о "правах собак" - их в нашем мире нет и быть не может. И даже говорить о таких правах лицемерие, пока мы жрем свинину.
Надо вести речь о правах человека, который завел собаку.

Недавно я гуляла с Локи в безлюдном месту, в лесу по дорожке. Внезапно сзади раздался гул мотора, и на бешеной скорости на нас понесся мотороллер, на котором восседали двое парней. Я подозвала Локи, и все обошлось. Но если бы пудель находился не в трех метрах от меня, а например, в десяти? Возникла бы опасная ситуация - он побежал бы ко мне и мог попасть под мотороллер.
На этой дорожке, разумеется, запрещено ездить на мопеде, но кто там за этим следит, и кто оштрафует? А ведь там мог бы гулять и маленький ребенок, которого вообще не подзовешь. Однако, вероятно, они бы притормозили при виде матери с ребенком.
Ведь задавить ребенка - это гарантированно на многие годы оказаться за решеткой.
А ради собаки зачем тормозить, согласитесь? Это же всего лишь собака! Никакой ответственности за ее убийство никто не понесет. Я подам, положим, заявление в полицию - но собака официально всего лишь "имущество". Мне повредили "имущество". В случае Локи оно хотя бы имеет стоимость - а если бы это была дворняжка, стоимости вообще никакой. Полиция здесь никогда не ищет виновников мелких частных краж или убытков - все равно бесполезно. Серьезный поиск начинается, только если убит или сильно покалечен человек.

Вот этот юридический момент - то. что личная собака считается "имуществом" - и приводит нас к тому положению, когда ты каждый день дрожишь за саму жизнь друга, и понимаешь, что весь остальной мир в принципе в любой момент готов его убить. Просто по настроению. В мою предыдущую пуделиху сосед швырнул камнем. Ну так вот просто, проходили мимо - не понравилось.
Если бы я швырнула камнем в машину соседа, я гарантированно платила бы огромный штраф, даже если бы там не осталось царапины. А тут. может быть, если бы понадобилось лечение, я бы как-нибудь сумела получить с соседа его стоимость, но и то вряд ли, и только сначала разорившись на адвоката (то есть и смысла нет бороться).

Все знают, что собака - не просто имущество, что она имеет совсем другой вес и значение в глазах ее хозяина, чем шкаф, машина или одежда. Машину легко продать и купить другую, друга просто так не заменишь. Для ребенка насильственная смерть собаки - пожизненная травма, которая, возможно, никогда не пройдет.
Тем не менее, избить или убить, отравить домашнюю собаку можно практически безнаказанно.
По факту это друг - а по закону "имущество", да еще и дешевое.
Сволочи разбрасывают отравленную колбасу. Просто потому, что собаки "мешают", и за это никто не накажет. Что ж, какие-то собаки у тупых хозяев могут мешать. Но люди вообще склонны мешать друг другу. Если чья-то машина плохо запаркована - вы же не станете царапать ее или прокалывать шины, ибо чревато. Вы скорее вызовете полицию. Казалось бы, то же самое можно сделать и в том случае, если владелец собаки не принимает мер по уборке территории или позволяет собаке кусать людей - на это есть законы и есть полиция.
Но нет, зачем возиться? Лучше просто слить свою фрустрацию (возможно, даже не собаками вызванную) и разбросать отраву, пусть ее жрут все, включая нормальных собак (помешать тому, чтобы собака взяла отраву в рот, часто крайне сложно, даже если она на поводке). Включая последнее утешение одинокой старушки и включая любимого друга маленького мальчика.

И все это происходит вовсе не в Китае, а в тех самых "цивилизованных странах", где собак, вроде бы, не едят.
Есть и многие другие аспекты жизни с собакой, которые приводят к тому, что любой собачник в итоге начинает страдать хотя бы легкой мизантропией. А все потому, что естественные, нормальные потребности владельца собаки обществом и юридической системой никак не учитываются, вся юридическая регулировка содержания собаки сводится к "содрать побольше налогов и запретить абсолютно ВСЕ" - при этом даже не интересуясь, реально ли эти запреты соблюсти. И что нужно сделать для того, чтобы собаки были воспитанными и никому не мешали. В общем. завел - сам виноват.
Но об этом говорить почему-то не принято, гораздо удобнее побороться за права собак в Китае и Корее. С аппетитом жуя при этом бутерброд с колбасой из свинины.


Кто и почему ест собачье мясо? «Фестиваль поедания собак» в Китае вызвал волну возмущения во всем мире.

Телерепортажи и публикации о «Фестивале поедания собак», совершающемся ежегодно летом в южном китайском городе Юлинь в провинции Гуанси, спровоцировали широкое общественное возмущение и волну активности защитников прав животных во всем мире. Прежде, чем показать видеокадры и фотографии, на которых видно, как собак заживо сжигают и варят, разделывают, готовят из них супы и рагу, редакции телеканалов и изданий предупреждают зрителей, что увиденное может нанести серьезный удар по психике. Даже фото собак разных пород, сидящих в переполненных клетках и ожидающих страшной участи, не могут никого оставить равнодушным – настолько чудовищным они выглядят для жителей стран Запада, где собак права и многих других животных защищены законом.


Собаки на продажу. Юлинь, Китай
Собачье мясо на прилавках в Китае

Единственным светлым пятном в освещении этой истории было спасение оказавшегося на рынке Юлиня пса, чей вид настолько растрогал активиста организации Humane Society International Петера Ли, что он выкупил его у торговцев собачьим мясом и решил увезти с собой в США. Пес, получивший от нового хозяина кличку Рики, находится в Америке в новой любящей семье.

​В ответ на возмущенные петиции активистов и экологов по поводу Юлиньской «собачьей» бойни китайские власти заявили, что официально «такой фестиваль не проводится», поэтому никаких мер они принимать не будут. Торговцы же собачьим мясом в свое оправдание указывают на обычаи других стран, например, на то, что в Индии не едят говядину, поскольку корова – священное животное для индуистов, мусульмане и иудеи отказываются от свинины, поскольку считают это животное «грязным», а некоторые народы отказываются от баранины. И никого на Западе не возмущают прилавки мясных магазинов и фотографии из мясохранилищ, на которых можно увидеть туши домашнего скота.

Следует отметить, что традиция поедать собак существует в основном только в нескольких провинциях Китая.


Употребление собачьего мяса в пищу распространено и в Корее. Если набрать словосочетание «собачье мясо» в каком-нибудь поисковике в интернете, то в большинстве статей будет говориться, что «мясо собак корейцы едят уже три тысячи лет», или даже «пять тысяч», и что это «часть корейской культуры». Данные очень расплывчаты, защитники прав животных оспаривают эти утверждения, настаивая, что «традиции» этой не более ста лет, а те, кто об этом пишет, обычно «финансово заинтересованы» в том, чтобы такая «традиция» сохранялась. При этом и во время Олимпийских игр в Сеуле в 1986 году, и в Пекине в 2008 году продажа и употребление собачьего мяса были официально запрещены властями Южной Кореи и КНР. Однако к ликвидации индустрии собачьего мяса это не привело.


Собаки, ждущие страшной смерти. Юлинь, КНР
Перед смертью собак жестоко избивают палками, а затем живьем сжигают. У китайцев принято считать, чем в больших мучениях умерло животное, тем вкуснее и полезнее потом его мясо…
С собаки живьем сняли шкуру…

Впрочем, даже противники индустрии собачьего мяса в Корее ссылаются на мнение ряда историков, утверждающих, что на территории современного Китая мясо собак употреблялось в пищу еще семь тысяч лет назад, и, видимо, в связи с этим популярность этого обычая особенно высока в тех корейских провинциях, где в прошлом торговля с Китаем велась наиболее активно. Так что в появлении спроса на мясо собак, очевидно, сыграла свою роль географическая и культурная близость двух стран. Это проявляется и в том, что и в Китае, и в Корее аргументы в пользу «полезности» собачьего мяса существуют одни и те же – якобы оно «помогает легче переносить жару», «увеличивает выносливость организма», «согревает кровь зимой», «обладает лечебными свойствами», «повышает мужскую потенцию».


Женщина прощается со своей собакой, которую у нее украли для продажи на фестиваль, но денег на выкуп у нее нет. Невозможно без слез смотреть на это душераздирающее зрелище.
Несчастных животных избивают и готовят к страшной, мучительной смерти

Защитники прав животных в ответ указывают на выявленные многочисленные случаи применения стероидов при кормлении собак на убой, что, скорее всего сводит «полезные свойства» собачьего мяса на нет. Но гораздо страшнее и важнее тот факт, что, «для того, чтобы повысить адреналин в крови собак перед смертью и улучшить тем самым качество мяса», собак забивают палками, сжигают живьем с помощью газовых горелок или варят заживо.


Собаку избивают и готовят к страшной, мучительной смерти
Несчастных животных перевозят десятками в крошечных клетках Нужно заметить, что жители Китая хотят положить конец этому варварству.. Волонтеры, выкупают, спасают, обреченных собак.
Несчастную везут на фестиваль поедания собак в Юйлине

Есть и контраргументы против теории «древности» вышеупомянутой традиции. Так в провинции Кенсан-Пукто в Южной Корее было обнаружено захоронение двухтысячелетней давности, в котором вместе с человеческим скелетом находился скелет собаки. Ученые, естественно предположили, что собака была похоронена вместе с умершим хозяином, что, в свою очередь, означает, что она почиталась фактически как член семьи. На наскальном рисунке, датированном четвертым веком нашей эры, видны висящие рядом туши барана, свиньи и собаки. Но на том же рисунке видны свободно гуляющие собаки – они совсем не выглядят как животные, которых люди готовятся употребить в пищу.

Самые активные противники точки зрения, согласно которой мясо собак в Корее едят уже несколько тысяч лет, полагают, что корейцы стали употреблять его в пищу только в двадцатом веке. В этой связи существуют две основные версии. Первая – все началось во время японского колониального правления с 1910 по 1945 годы. Японцы реквизировали и увозили в метрополию почти весь крестьянский скот, что фактически не оставляло корейцам иного выхода, кроме как поедать собак, чтобы не умереть от голода. Некоторые исследователи утверждают, что японцы сами убивали собак, ради использования их шкур, но выбрасывали мясо, которое в Японии запрещено употреблять в пищу еще с 675 года нашей эры. По второй версии, корейцы стали есть собак во время начавшейся ровно 65 лет назад Корейской войны 1950–53 годов – тоже из-за того, что на Корейском полуострове воцарился голод.

Так что ни о какой «многотысячелетней традиции» речи не идет, полезные свойства мяса собак приукрашены, а мифы о них сознательно поддерживаются бизнесменами, считают активисты общественных организаций, добивающихся запрета на убийство собак ради их мяса. Но, несмотря на их отчаянную борьбу, вряд ли такой запрет будет введен в обозримом будущем – социальные последствия, если принять нужный закон немедленно, будут в Южной Корее весьма ощутимыми. Это признает и заместитель главного редактора онлайн-издания The Korea observer Джеймс Хьямс, сейчас работающий над документальным фильмом по этой проблеме. Сам Хьямс – сторонник полного запрета индустрии выращивания собак на убой и торговли ими ряди мяса:

В Южной Корее живут около девятисот тысяч собак, которых выращивают на убой

– Согласно статистическим данным 2010 года, в Южной Корее было около девятисот тысяч собак, принадлежащих приблизительно ста тысячам фермерских хозяйств. Так что получается, что в мелких фермерских хозяйствах живут по 7–8 собак, в некоторых даже меньше. Там, где собак 10–20, они становятся важным источником дохода для семей. Поэтому немедленный запрет на индустрию собачьего мяса лишит их средств к существованию – это последнее, чего бы мне хотелось. В среднем одна собака стоит порядка 70 долларов. Так что, если фермер занимается продажей мяса собак ресторанам, то мы должны обеспечить ему другой источник дохода. Такие организации, как Humane Society International, занимаются тем, что выкупают собак у фермеров, с тем чтобы в дальнейшем с помощью вырученных средств они имели бы возможность начать новый бизнес.


Южнокорейские защитницы животных на акции протеста против поедания собак в Сеуле. 2009 год

По словам Джеймса Хьямса, совсем недавно один фермер, у которого активисты Humane Society International выкупили 23 собаки, вполне успешно занялся выращиванием и продажей черники. По мнению Хьямса и его коллег, власти Южной Кореи сейчас в первую очередь, немедленно, должны ввести до сих пор отсутствующие в индустрии по производству собачьего мяса четкие нормы и порядок лицензирования. Это позволит ликвидировать черный рынок, на который часто попадают украденные или потерявшиеся домашние животные. О всех тех же проблемах говорят и в Китайской Народной Республике – там также нередко воруют домашних собак, и практически никто не контролирует, чем питалось животное прежде, чем оказаться в клетке торговца собачим мясом. Полное отсутствие санитарных норм резко повышает опасность отравления.

​Джеймс Хьямс подчеркивает, что в Корее существуют породы собак, специально выращиваемых на убой, и сами корейцы таких собак и собак домашних воспринимают как разных животных. И мясо «домашних пород» они есть бы не стали. Но это не останавливает недобросовестных торговцев:

– Организация Co-existence of Animal Rights on Earth (CARE) в 2012 году провела расследование. Ее активисты посетили несколько мест, где животных содержат и убивают. Они обнаружили сотни собак «домашних пород», ждущих смерти. Так что для владельцев не было никакой разницы – «мясные» ли это собаки, или «домашние». Один из них признался, что 70 процентов собак, продаваемых им на мясо, – золотистые ретриверы и собаки других «домашних» пород. Цена за одно животное варьируется в зависимости от времени года, но в среднем это порядка двухсот долларов. Другой бывший торговец заявил, что мясо лаек и других похожих пород сходно по качеству с мясом собак, откормленных специально, но обходится дешевле.


Китай и Корея — для них собаки всего-лишь повседневная еда
Китай и Корея — для них собаки всего-лишь повседневная еда

Джеймс Хьямс, который, напомним, лично хотел бы, чтобы практика поедания собак в Южной Корее и других странах перестала существовать, и требует немедленно прекратить распространенную практику жестокого забоя собак, выступает и против того, что он называет «культурным империализмом», когда «одна культура позволяет себе диктовать другой, что правильно, а что неправильно». Он подчеркивает, что в своем новом фильме хотел бы разобраться, действительно ли в Корее традиция есть мясо собак столь древняя и устоявшаяся. Или же южнокорейское общество готово оставить эту традицию в прошлом.

Эксперты по правам животных говорят, что происходит огромный культурный сдвиг, который также показывает растущую китайскую любовь к собакам. Только в Пекине в 2017 году — 1 млн. собак были зарегистрированы в качестве домашних животных. Это в 10 раз больше, чем в 1992 году.
Кроме того, почти девять миллионов человек проголосовали в интернете недавно в поддержку предложения о запрете индустрии мяса собак. Опрос был опубликован на официальном сайте китайского правительства депутатом Всекитайского собрания народных представителей.

Китайские власти обещают запретить фестиваль, но власти не начнут действовать, пока не увидят, какой вред это наносит международной репутации Китая, которую они так усердно улучшали.


Фестиваль собачьего мяса в Юйлине (Китай) — высшая степень жестокости и бесчеловечности
Фестиваль собачьего мяса в Юйлине (Китай) — высшая степень жестокости и бесчеловечности
Фестиваль собачьего мяса в Юйлине (Китай) — высшая степень жестокости и бесчеловечности

Автор текста: Андрей Шароградский (международный обозреватель Радио Свобода. Автор и ведущий информационно-аналитического журнала «Время Свободы» и подкаста «Время Свободы. Контекст»)

Читайте также: