Где зарыта собака спектакль содержание

Опубликовано: 17.05.2024

Постановка подарит хороший вечер, рассмешит, приятно удивит актерской игрой, разбередит душу и оставит в глубоких раздумьях.

Грустная ирония. О спектакле Сергея Пускепалиса «Где зарыта собака» в Театре Комедии им. Н. Акимова | Фото: Театр Комедии им. Акимова

Фото: Театр Комедии им. Акимова

В театральном мире иногда шутят, называя творческий тандем Алексея Слаповского и Сергея Пускепалиса «Чеховым и Станиславским» нашего времени. Первый из этого дуэта – писатель и драматург Алексей Слаповский – широкой публике мало известен. Хотя профессиональное сообщество его талант оценило давно, Слаповский – лауреат множества престижных литературных премий, среди которых «Букер» и «Большая книга». А еще он сценарист популярных в начале 2000-х сериалов «Участок», «Остановка по требованию» и соавтор фильма «Ирония судьбы. Продолжение».

Сергея Пускепалиса зрители знают и любят как талантливого и очень обаятельного киноактера. Сложно найти человека, который бы не улыбнулся, увидев на экране его Каленого – отставного полицейского из телесериала «А у нас во дворе. ». За эту роль Сергей Пускепалис заслуженно получил «Золотого орла», и это далеко не единственная награда актера. В его «копилке» есть даже «Серебряный лев» Берлинского кинофестиваля – за лучшую мужскую роль в фильме «Как я провел этим летом».

Но, к сожалению, не всем нашим зрителям известно, что Сергей Пускепалис – хороший театральный режиссер, ученик Петра Наумовича Фоменко. Его спектакли идут на разных сценах страны. И многие поставлены именно по пьесам Алексея Слаповского. Вот и для дебюта на сцене петербургского Театра Комедии им. Н. Акимова он взял пьесу этого современного драматурга.

Забегая вперед, скажем: спектакль с интригующим названием «Где зарыта собака» на этот самый вопрос и не ответит. Зато подарит хороший вечер, рассмешит, приятно удивит актерской игрой, разбередит душу и оставит после себя в глубоких раздумьях. Нет, не в тяжелых – Сергей Пускепалис и актеры театра создали веселый и легкий спектакль. Хотя и о сложном.


Фото: Театр Комедии им. Акимова

В привокзальный медпункт некого российского городка приходит странный человек в старомодных очках и таком же старомодном пальто. С собой он приводит бездомную собаку. У нее, по мнению незнакомца, очень грустные глаза. Поэтому он просит врача (заметим – «человеческого» врача, не ветеринара) животное осмотреть: измерить пульс, давление. Реакцию доктора предугадать не сложно. Знакомство героев спектакля начинается со скандала, а продолжается откровенным разговором о жизни и о себе.

Врача с редким именем Липа (то есть Олимпиада) играет прекрасная Елена Руфанова. Зрителей и своего необычного гостя она встретит в вязанных носочках и теплом пуховом платке. Одежда героини вполне соответствует интерьеру типичного провинциального медпункта – стол, два стула и грязный кафель на стенах. Но вскоре публику ждет метаморфоза – Липа превратится в красивую и интересную женщину. Ее гость так и останется чудаком в нелепом берете, но эти изменения героини – конечно, ради него. Виктор (его играет Дмитрий Лебедев) – преподаватель античной литературы, москвич, приехавший в их город в командировку.


Фото: Театр Комедии им. Акимова

Еще до знакомства главных героев со сцены прозвучит песня в исполнении Виктора. Странная и грустная песня о мире, который уже не делится на отважных мужчин и нежных женщин, где люди так редко видят и слышат друг друга по-настоящему. Создатели спектакля, конечно, выросли на чудесной «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова. Здесь главные герои тоже будут петь, выяснять отношения, бесцеремонно лезть друг другу в душу, чтобы в итоге друг другу понравиться.

К ним тоже будут приходить гости. Например, возлюбленный Липы – полицейский Сергей (актер Анатолий Хропов). Он ворвется в медпункт и одним выражением своего лица вызовет ужас у бедного профессора. Скоро станет понятно, что эта сцена – лишь воображение напуганного Виктора. К сожалению, именно таким он представляет себе обычного российского полицейского. Липа тут же начнет его переубеждать – и вот перед зрителем уже галантный и очень забавный служитель правопорядка, словно из старой-доброй французской кинокомедии.

Все происходящее далее – тоже лишь фантазия главных героев. На сцене появится жена Виктора – Нина Григорьевна (Елена Мелешкова). И это будет настоящий актерский фейерверк: острохарактерная актриса предстанет перед публикой то в образе жуткой стервы, то нелепого «синего чулка», то женщины-вамп. Зрители будут смеяться. И нет, они не запутаются в сюжете. Ведь перед самым началом спектакля режиссер им объяснит, что настоящий театр – не на сцене. Он в головах людей. Это Театр Воображения.


Фото: Театр Комедии им. Акимова

В воображении мы все так красивы, умны и смелы. Мы можем без страха изменить свою жизнь. Да и сама жизнь, и люди рядом с нами кажутся лучше и интереснее. Мало кто решается остановиться в бесконечной суете, посмотреть на свою жизнь реально и попытаться понять, туда ли он идет. А вот главные герои спектакля, несмотря на калейдоскоп комических ситуаций, смогут увидеть себя со стороны и внимательно рассмотреть своего нового знакомого.

Каждая такая встреча – это испытание, экзамен. А, может быть, это возможность изменить течение жизни? Именно в этом Виктор пытается убедить врача.

Собаки, кстати, никакой и не было! Она существовала лишь в фантазии героев. Так и сама история – то ли быль, то ли небыль, то ли комедия, то ли драма. Виктор уезжает в Москву, у Липы заканчивается смена. И она, в отличие от героини Барбары Брыльской, за ним не поедет. Разочарованная в жизни, она не верит в любовь с первого взгляда. И прекрасно понимает, что этот человек – далеко не из ее романа, хоть и похож на нее во многом. Герои спектакля выросли на «Иронии судьбы», но живут-то сейчас. Где все не так.

Стоит ли грустить? Нет, наверное, не стоит. Героев спектакля дома ждет горячий ужин и человек, с которым можно его разделить. Значит, все у них не так уж и плохо. А счастье. Оно неуловимо и зыбко. Скорее всего, оно им просто привиделось.

Четверо в медпункте, не считая собаки


Режиссер Сергей Пускепалис выпустил на сцене петербургского Театра комедии им. Акимова премьеру «Где зарыта собака» по пьесе «Собака» Алексея Слаповского. Его ремарку «Настоящий театр - в головах людей» и хрестоматийное шекспировское «Весь мир - театр, и люди в нем - актеры» постановщики и харизматичные артисты акимовской труппы представляют калейдоскопом невероятных событий и буйных эмоций. Искрящаяся театральность бьет через край, актерскую игру отличает отменный кураж, а сам спектакль имеет глубокий лирико-философское подтекст.

Сергей Пускепалис с недавних пор у «простого» зрителя ассоциируется, конечно же, с фильмами-катастрофами «Метро» и «Ледокол», где его герои – из ряда главных. Зритель чуть более «насмотренный» прибавит к ним хиты артхаусного кино «Простые вещи» и «Как я провел этим летом». Иными словами, для широкой публики Сергей Пускепалис, прежде всего, – киноактер, в послужном списке которого десятки ролей, от эпизодических до главных. Специалисты же отлично знают, что в творческой биографии Пускепалиса-режиссера – десятки театральных постановок и опыт «руководящей работы» в разных театрах страны.

Что до писателя, сценариста, драматурга и поэта (в премьерном спектакле звучат песни на его стихи – и один зонг на стихи Марка Сонина) Алексея Слаповского, то это творческая единица уважаемая и многоопытная. Финалист литературных премий, автор нескольких повестей, более полудюжины романов, еще большего количества киносценариев (из тех, что на слуху и «на глазу», пожалуй, сериалы «Остановка по требованию», «Участок» и «Тонкий лед», да фильм «Ирония судьбы. Продолжение», где Слаповский был соавтором сценария) и, разумеется, драматург, чьи пьесы давно и весьма охотно берут российские театры от Москвы до самых до окраин.

В театральном мире даже бытует мнение, что Пускепалис и ставил-то в основном пьесы Слаповского, хотя ставил он и Чехова, и Островского, и Вампилова, и Володина, и Эдуардо де Филиппо, и Бомарше. Но именно «Двадцать семь» Слаповского Пускепалис выбрал для своего дипломного спектакля в РАТИ-ГИТИСе, где учился на курсе Петра Фоменко, а затем еще многократно выпускал спектакли по пьесам этого автора в Самаре и Саратове, в Омске и Магнитогорске, в Уфе и Башкортостане. Даже в 2015-м, когда он дебютировал как кинорежиссер, экранизировал он опять-таки пьесу Слаповского «Клинч». Так что творческий дуэт Пускепалис-Слаповский вполне можно соотнести с хрестоматийными дуэтами Брагинский-Рязанов или Горин-Захаров: давно и крепко сработавшиеся соавторы. И вот теперь в петербургском театральном пространстве оба они успешно и с удовольствием интригуют и вовлекают зрителей в мир сказки для взрослых.

Зритель готов уже с порога запутаться в воображаемых хитросплетениях линий героев, хотя ему, конечно, страсть как любопытно включиться в театрализованный квест, да и против розыгрышей он ничего не имеет (а здесь их предостаточно, и они очень даже симпатичны).
Почти сразу становится понятно, что каждую ситуацию – сценку за сценкой, эпизод за эпизодом – герои придумывают, фантазируют, глядя на мир каждый со своей колокольни, либо представляя себе то, как «оно могло бы выглядеть» с точки зрения другого человека. И эта современная комедия положений не вполне смешна, потому что очень жизненна. И на лице зрителя попеременно возникают то горькая ухмылка, то глубокомысленная улыбка – самое верное отражение сиюминутного настроения.

Что же там за герои, спросите вы? Их довольно много, но исполнителей всего четверо, не считая собаки. Причем, и у автора, и у театра собака исключительно воображаемая (как и «театр в головах»). Лишь поначалу присутствие на сцене собаки обозначается неким намеком на пантомиму, а затем животное, сыгравшее ключевую роль во встрече главных героев, и вовсе «растворяется в воздухе». Но поговорка про зарытую собаку оказывается успешно оправдана текстом и актерской игрой. Артистам здесь раздолье в том смысле, что они всласть лицедействуют, представая в противоречивых образах и пользуясь всей палитрой красок.


Липа, она же Олимпиада (Елена Руфанова) – обыкновенный врач привокзального медпункта, что есть на любой из миллионов станций и полустанков. Но ее образ трактуется в спектакле глубже: это интересная и умная женщина сложной судьбы, с богатым внутренним миром, о котором, кажется, забыла даже она сама, ибо давно и безнадежно устала от жизни, что довела ее до состояния почти ожесточенного, до поведения почти феминистского.


Виктор (Дмитрий Лебедев), преподаватель античной литературы, человек мягкий и деликатный, незаурядного ума, но совершенно неприспособленный к современной жизни. Несуразный и упрямый идеалист, он способен внезапно взбрыкнуть, показать норов, потребовать отнестись к собаке с больными глазами по-человечески. Если продолжать сравнивать с миром кино, то дуэт Липа-Виктор должен напомнить нам такие нежно любимые всеми картины, как «Вокзал для двоих» и «Осенний марафон», ибо Виктор-Лебедев временами похож на героев Олега Басилашвили в этих фильмах, как брат родной, равно как и Липа-Руфанова – на героинь Людмилы Гурченко, Натальи Гундаревой и Марины Нееловой. Только уже не в старых и добрых советских, а в новых и жестких российских реалиях.

Сережа (Анатолий Хропов), он же, по Слаповскому, «несколько Сереж», является на сцене в самых разных ипостасях и говорит, помимо приблатненного, иногда с матерком, русского языка, на строгом лающем немецком и воркующем флиртующем французском.

Наконец, Нина (Елена Мелешкова, новичок в труппе, с этого сезона – очередной бриллиант в короне театра, но давно уже бывалый «волк» в профессии), законная супруга Виктора, виртуозно примеряет характеры от безвольно ссутулившейся «вшивой интеллигентки» до бой-бабы, от грозной мымры, бабы Яги с оскорбленным самолюбием, до первоклассной холеной стервы.


Качественные актерские работы настолько захватывают, что, кажется, вовсе не нуждаются в каком бы то ни было художественном оформлении. Однако, это впечатление обманчиво. Без работы художника по свету Евгения Ганзбурга, большого мастера визуальных мистификаций, мы не почувствовали бы тщательно, практически из ничего созданного уюта унылого рабочего места Липы, как не ощутили бы фантасмагории всех шумных сцен, с выяснением отношений и переходом на личности, и тому подобных ситуационных метаморфоз. Недаром у Ганзбурга нет отбоя от предложений: он славится точнейшим попаданием в режиссерскую задумку не только в драматическом, но и в музыкальном театре, и даже в цирке.

Временами можно бы и счесть, что постановка вполне могла бы обойтись и вовсе без декораций, как бывает с антрепризой в духе развлекательной юморески. Настолько лаконична и проста сценография Алексея Вотякова (грязно-белый кафель на стенах, черно-белая клетка линолеума на полу, видавшая виды мебель, стандартный офисно-медицинский наборчик предметов на столе). Но без нее недостижимо было бы завидное единство пространства и действия. Выгородка, разделяющая медпункт (средоточие всех бурных событий пьесы) и остальной мир (вокзал, улицу, чужие судьбы, всевозможные сценарии другой жизни героев), хитроумно подыгрывает исполнителям. Стена с окном, за которым мерцают огни перрона, содержит множество почти детских «секретиков», лазов и внутренних швов с художественной подоплекой. И дело не только в дверях, за которыми можно скрыться от гнета повседневности или через которые так и хочется выйти новым, переформатированным, человеком. Примечательно, что вывеска с надписью «Медпункт» обращена к заднику передом, к залу задом (и читается публикой «со спины»), помещая, таким образом, зрителей внутрь действия и заставляя ощутить себя на сцене, стать лицами заинтересованными, сопричастными.

Во втором действии, которого как бы и нет (сюрприз!), выгородка становится большим экраном, и вконец ошарашенная публика, разогретая к этому моменту всем происходящим до высокого градуса внутреннего подъема, лицезреет на этом экране беззвучное полудокументальное, полухудожественное кино о том, как герои (и сами зрители) приходят после спектакля домой и садятся ужинать. Казалось бы, что может быть скучнее этого ежевечернего ужина в обыденной жизни – но что может быть веселее его художественной имитации?


Постановка сродни сеансу массового гипноза, ударному курсу психотерапии, выявляющей как бы между прочим, очевидную истину: у каждого из нас где-то зарыта своя собака. Комплекс вины, несбывшаяся мечта, обманутые надежды, и тому подобное, вплоть до чеховского, отчаянного, кризисного, возрастного «Про-па-ла жи-изнь. » Но прежде всего, этот хитроумный и сложносочиненный спектакль «делает» актерский кураж, помноженный на мастерство и украшенный харизмой. Каждый участник виртуозного квартета не только блестяще чередует амплуа и меняет маски, костюмы и грим, но и поет, вкрапляя в действие грустные и веселые, тихие и бойкие музыкальные номера, от шансона и попсы до бардовской и авторской песни, чем и превращает окончательно все происходящее на сцене в абсолютный праздник Его Величества Театра Воображения.


ПОДДЕРЖАТЬ «ТЕАТРАЛ» -->

gasanova.jpg
Лейла Гасанова, факультет искусств, 1 курс (Ханты-Мансийский автономный округ, г. Пыть-Ях)

Мне было интересно побывать на спектакле известного петербургского театра. Я учусь на кафедре режиссуры и актерского мастерства, поэтому у меня был у меня профессиональный интерес к спектаклю. Скучать не пришлось. Сразу отмечу современную постановку, яркие режиссерские решения с неожиданным набором ситуаций, в которые по разным обстоятельствам, попадали герои спектакля. Хороши спецэффекты, вокальное исполнение, юмор. Замечательный театральный вечер!

snegireva.jpg
Алина Снегирёва, факультет культуры, 2 курск (Ижевск)

После спектакля трудно собраться с мыслями - столько всего было пережито вместе с героями замечательной пьесы. Больше всего мне понравилась игра талантливого актёра Дмитрия Лебедева. Его персонаж (преподаватель Виктор) предстаёт в образе "маленького человека" - живого, романтичного, трепетного и неравнодушного. Именно его поведение на сцене, поступки, реплики, я думаю, тронули зрителей, заставили задуматься о жизни, о любви, о трудном выборе. Я благодарна Университету за предоставленную возможность насладиться удивительным и ярким спектаклем "Где зарыта собака".

kalenteva.jpg
Валерия Калентьева, факультет искусств, 1 курс (Пенза)

Впечатлили мощная игра актёров, поразил сюжет и музыкальное наполнение. Впервые так близко видела известных петербургских артистов Елену Руфанову, Дмитрия Лебедева, Елену Мелешкову и Анатолия Хропова. Именно их театральное мастерство позволило проникнуться идеей пьесы сценариста и драматурга Алексея Слаповского, по которой был поставлен спектакль "Где закрыта собака". Я думаю, наш Университет - один из немногих вузов нашей страны, который заботится именно о культурном воспитании своих студентов. Он подарил нам возможность увидеть замечательный спектакль.

ostanina.jpg
Маргарита Останина, экономический факультет, 1 курс (Санкт-Петербург)

Сознаюсь, мне обычно трудно высидеть весь спектакль. Но на этот раз меня захватило происходящее на сцене. Особенно запомнился момент, когда главные герои пытаются покормить собаку. Просто видишь, как два еще незнакомых человека начинают сближаться. Самой собаки на сцене нет, только слышен лай и рычание. Вроде эпизод смешной, но в действиях и в словах героев содержалось столько смыслов! Конечно, жаль, что у их внезапно вспыхнувшей любви, которая могла бы их соединить, но не получилось продолжения. Словом, режиссер и актеры Театра комедии заставили меня, зрителя, переживать – это здорово!

larionov.jpg
Руслан Ларионов, факультет искусств, 1 курс (Санкт-Петербург)

Я люблю ходить в театр, но получается не часто. А здесь на сцене Театрально-концертного комплекса организовали показ спектакля знаменитого Театра комедии имени Акимова. Хочется теперь подумать о многом, о тех вещах, которые «задели». И себе самому задать вопрос: «А где зарыта твоя собака?».

krikun.jpg
Константин Крикун, выпускник Университета (Санкт-Петербург)

В 2015 закончил факультет культуры, направление подготовки "социальная работа", но связь с Университетом постоянно поддерживаю. Смотрю университетский сайт и стараюсь посещать интересные мероприятия. На этот раз пришел на спектакль «Где зарыта собака». Мне понравилась игра актеров. Возможно, нам, молодым, трудно разобраться, что главное в жизни, и ответить себе на вопрос, где собака зарыта? Но задуматься над этим лишний раз стоит. По моему, это и была основная задача пьесы.

tarasenko.jpg
Любовь Тарасенко, факультет конфликтологии, 1 курс (Волгодонск)

После просмотра спектакля эмоции буквально «били фонтаном». На протяжении всего действия улыбка меня не покидала. Очень живая игра актеров, настолько, что захотелось оказаться в той жизненной ситуации, в которой оказались персонажи пьесы.

charikov.jpg
Артем Чариков, факультет конфликтологии, 2 курс (Пенза)

Больше всего мне понравился актер, исполнявший роль мужа главной героини. Он, по воле случая, то изображал из себя полицейского, то крутого парня, то верного любящего супруга. Концовка и сам формат выступления порадовали – такого я еще не видел.

tagirov.jpg
Динар Тагиров, факультет конфликтологии, 2 курс (Уфа)

Поразил неожиданный постановочный ход в конце спектакля: условный второй акт, придуманный режиссером – постановщиком Сергеем Пускепалисом. Это стало изюминкой финала. Я действительно был приятно удивлён внезапным поворотом событий. Вместе с актерами мы пережили маленькую драму. Создатели пьесы хотели побудить зрителя задуматься над своими поступками, решениями, выбором, и я уверен, у них это получилось.

solodkii.jpg
Егор Солодкий, юридический факультет, 1 курс (Владивосток)

Обозначенный режиссером «второй акт» с видеопоказом на экране действующих лиц едва не сбил меня с толку. Поворот был настолько неожиданным, что я даже растерялся. Однако позже, когда вышел из зала, я понял, что в нем и заключается главная идея – подсказать зрителю, где же все-таки зарыта эта собака.

Спектакль Театра комедии им. Акимова оставляет приятное послевкусие и дает богатую пищу для размышлений.

Честно скажу, ещё никогда не был на подобном мероприятии. Во Владивостоке, я и не слышал, чтобы какое-либо учебное заведения организовало что-то похожее. Очень рад, что смог увидеть удивительный спектакль, и теперь хочется продолжить знакомство с театрами Петербурга. Точно знаю – Университет эту возможность мне представит.

rosenberg.jpg
Антон Ротхенберг, факультет конфликтологии, 1 курс (Санкт-Петербург)

Замечательно! Очень глубокий спектакль, в течении которого пришлось о многом задуматься и примерить на себя жизненные ситуации главных героев. В конечном итоге, а была ли собака? Да ее по существу и не было. Полаяла немного и все. Но уверен, режиссёр-постановщик в одной только фразе «где зарыта собака» хотел заставить зрителей подумать о жизни реальной и воображаемой, какова у каждого роковая черта и в чем ты был виноват и не прав. Посмотри на себя и подумай про свой выбранный путь! По крайней мере, я так увидел.

Материал подготовили студентки I курса факультета культуры (направление подготовки «журналистика@) Валерия Дидковская, Светлана Заборская, Василиса Красотина.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

January 27th, 2017

Анонс гласил:
В пьесе Алексея Слаповского душевно и просто звучит его любимая тема: как много людей живет не своей жизнью. Но как немного решается ее изменить… Оставить в прошлом, бросить всё – вещи, документы, имя, фамилию, всю предыдущую жизнь? Хорошо ли это? Что за этим стоит, и что человеком движет?

Мужчина и женщина. Два загадочных мира. Два разных опыта. В вокзальном медпункте провинциального города встречаются двое. Он, проезжий «командировочный» Виктор, приводит на поводке случайно подобранную собаку и требует, чтобы ее вылечили. Она, красивая одинокая врач с экзотическим именем Липа, грозится вызвать милицию.

История, начавшаяся как странный анекдот, постепенно приобретает черты психологической фантасмагории. На коротком отрезке времени, не покидая помещения медпункта, мужчина и женщина, пытаясь разобраться в себе и в другом, то ли проживают, то ли фантазируют разные варианты своих прошлых и будущих жизней. Что из этого правда, а где ложь? Любовники и любовницы, мужья и жены, воспоминания и мечты сливаются в пестрый карнавал… Разные варианты возможных отношений, которые проигрывают герои, предстают то как боевик, то как мелодрама. Но реальная жизнь сложнее любых жанровых моделей. Удастся ли героям преодолеть свои внутренние барьеры и страхи, получится ли «вскочить» в уходящий поезд?

Постановка – Сергей Пускепалис
Художник-постановщик – Алексей Вотяков
Композитор – Левянт Марк
Художник по свету – Евгений Ганзбург

В ролях:
Липа – Заслуженная артистка России Елена Руфанова
Виктор – Заслуженный артист России Дмитрий Лебедев
Нина – Елена Мелешкова
Серёжа – Анатолий Хропов

***
Ох, а было хорошо!
Во-первых, надо сразу сказать спасибо spbblog и отдельно
mikheevaksenia за приглашение.
А во-вторых - а во-вторых - все остальное.

Зашла в театр Комедии и задумалась: сколько зим, сколько лет? Так давно тут не была, интересно, сколько? И поняла - видимо, дело идет к двум десятилетям: когда я училась в интитуте, то бывала в Комедии часто. И вот. Встретилась как со старым знакомым.

И был аншлаг. И была премьера. И спектакль чуть задерживался - а люди все приходили и приходили. И многие были с букетами. И с каждой минутой становилось все торжественней: у меня было место в партере на 5 ряду, и я с каждой минутой все отчетливей понимала, что меня ждет подарок - о котором я и не мечтала.

И, да! - так все и было. Спектакль длится два часа без антракта, и эти два часа пролетели как один миг. И там было столько всего намешано, столько всего найдено - ходов, интонаций, поворотов, метафор. Что если бы через два часа вдруг можно было включить эту же пластинку сначала, я бы не ушла (смайл) - потому что хочется это пережить снова, и проверить себя: вот здесь точно так? Не ошиблась? И снова посмеяться, и найти новые ноты в шутках, и снова напевать мелодию, которая за время спектакля стала совсем-совсем родной.

Не хочу писать бесконечно восторженный отзыв, полный превосходных степеней, но по-другому не получится. Я видела лица людей, что выходили со мной из зала и слышала, что и как они говорили. "О. Я сто лет ТАКОГО не видел. О. Ну это надо же. Ну актеры!"

А актеры да. Елена Руфанова и Дмитрий Лебедев - это потрясающий дуэт, которым можно любоваться бесконечно. А отдельное спасибо всем за музыкальность спектакля. Невероятные мелодии, голоса и интонации. Я бы вот прямо хотела диск с песнями со спектакля. И мне бы стало вообще хорошо.

Ох. Я бы еще посмотрела этот спектакль - и не однажды. Прекрасный. Премьера удалась. И цветов было столько - сколько я давно нигде не помню. И отдельно захотелось почитать книги Алексея Слаповского.

Вернулась домой - будто на другую планету слетала подзарядиться. И может, и надо бы рассказать сюжетную линию и весь психологизм, и всю абсурдность и фантасмагоричность - но. Обойдусь. Как будто бы это лишнее. Я поставила печать "Смотреть и смеяться", а вы просто поверьте. Хотя (тут я понимаю) - в современные постановки верить сложно, тут на что нарвешься. С классикой с ней понятней, но и пыльнее подчас. А тут сплошь блестящие обертки, громкие слова, шум проходящих поездов, современный уличный сленг, и.

. и все-таки да. Так приятно прорваться сквозь обертки-недоверие-и внешнюю яркость туда, в глубину. В настоящесть. В актерскую силу и режиссерский талант. И почувствовать себя петербуржцем, который не просто живет в спальном районе на Севере, но и получает от культурной столицы культурные счастливые бонусы.

*И выходить из театра, улыбаясь. Ужасно сочувствуя тем, кто два часа назад не выиграл в лотерее "Простите, не будет лишнего билетика?"

**Я не мастер подробностей и тонкого разбора полетов, вот отличный отзыв театрального мопса.

А это Гоша уже поработал над моей контрамаркой:

«Му-Му» Дмитрия Крымова в Театре Наций
Самая причудливая комедия Москвы родилась из воспоминаний о хрестоматийном рассказе Тургенева и превратилась в великий театральный роман.
Собака спрятана под сцену – её можно спокойно разглядеть, пока не началось действие (потом помешают головы зрителей, да и на сцену смотреть будет куда интереснее, чем под неё): муляж охотничьего пса, будто застывшего в поиске; Сеня, дичь! Нет, вряд ли Сеня, вряд ли Жужа (тут не сказки рассказывают, а спектакль играют), точно не Мопси, Тестер и Тиллер (так звали гончих Джорджа Вашингтона, а Америка тут совершенно не при чём).

Скорее, Обругай, Скосырь или Северга (это ноздрёвские, из «Мертвых душ», но поэтика Гоголя близка Крымову, уже пересказывавшему его «Своими словами»); может быть, Руслан (только не «Верный», лагерный, из повести Владимова, а в честь ирландского сеттера отца Пушкина), но, опять же, не Муму. Да и называется спектакль не «Муму», а «Му-Му» – как сеть ресторанов быстрого русского питания и фильм Юрия Грымова (1998), сделавший акцент (чур нас, чур) на эротическом влечении барыни к дворнику Герасиму. За названия Крымову уже доставалось (вспомним «Безприданницу»), так что терять нечего.

В углу сцены уже сидит ряжий детина, ест что-то принесённое с собой (наверняка, миновал кордоны суровой охраны Театра Наций какими-то тайными тропами) – это Герасим (Константин Муханов в очередь с Дмитрием Журавлевым), только не дворник, а монтировщик, чёрная косточка театра (и хрустит куриными косточками), гигант с накладной механической даже не рукой, а лапой. Таких не берут в главные герои – и здесь протагонист другой: тонкий, ломкий, благородный, в программке значится как Охотник, но на самом деле – Артист (как фонд, где соучредителем Евгений Миронов); и играет его приглашенная звезда – актер «Студии театрального искусства» Алексей Вертков, с ролями Венички и Воланда в послужном списке.

Может остаться собой, Лёшей Вертковым, может превратиться в Режиссера-демиурга, по воле которого колобродит и меняется всё сценическое пространство (а немую роль Помощника режиссера здесь тоже играет вполне себе звезда – Инна Сухорецкая; отдельное ура Крымову за то, что воспел эту неблагодарную, невидимую зрителю и незаменимую должность – ведь если отец спектакля – режиссер, то матерями,как правило, становятся хрупкие помрежи). Может стать тургеневским Охотником, а может и самим Тургеневым, к которому вдруг из самого Парижа (куда пешком дошагивала собачка Жужа из «Волшебного кольца») явится возлюбленная Полина Виардо (Елизавета Юрьева).

Но главная женская героиня здесь другая: блажная племянница Артиста-Режиссера-Охотника, девочка, грезящая театром так, что, оказавшись на сцене, способна описаться от радости (постоянная му-муза Крымова Мария Смольникова, богиня лицедейства, которой даже брежневские брови из «Поздней любви» впору).

Вместо линейного сюжета – стремительный поток волшебных театральных превращений (оттого, что Охотник-Актер-Режиссер объясняет их старомодность скупостью бюджета, костер посреди сцены или звездное небо над ней не становятся менее волшебными; сценографияю и костюмы придумала Валентина Останькович, ученица Крымова, чьи работы прошли проверку уже и музейными залами). Череда комических (или трагикомических – на Руси всё рука об руку) гэгов. Обойма потешных дуракавалятельных диалогов (Му-Му же еще совсем маленькая, с речью, не правленной логопедом, наивная, по-детски беззастенчивая и делает миллион открытий – например, про то, что женщина из «Золотой Маски» и женщина из Театра Наций – это одна женщина. В смысле, директор фестиваля и театра Мария Ревякина).

«Му-Му», конечно, не первая из залихватских крымовских фантазий о Руси и театре, классике и современности, сакральном и профанном. Но, возможно, из-за того, что поставлен спектакль в неожиданном пространстве – в Театре Наций, оплоте респектабельности, антониме камерной Школы драматического искусства – выглядит это вдохновенное хулиганство невероятно свежо. Да и просто невероятно.

Читайте также: