Как формируется условный рефлекс у собаки

Опубликовано: 03.05.2024

Щенок

Рефлексы у животных и людей являются формой связи организма со средой обитания, и они всегда возникают по определённым причинам. Примечательно, что рефлексы протекают без участия мыслительных процессов. О том, какие рефлексы бывают у четвероногих питомцев – читайте ниже.

Общее понятие о рефлексе

Под воздействием какого-либо внешнего раздражителя организм животного осуществляет определённую реакцию, возникающую при участии центральной нервной системы. Такое явление принято называть рефлексом.

Рефлекс с латинского языка означает «поворачивать, отражать». Рефлекторные действия животного не зависят от мышления и сознания. Об этом писал великий учёный Ч. Дарвин. Он проводил эксперимент, в ходе которого наклонялся к ядовитой змее, отгородив лицо толстым прозрачным стеклом. Суть опыта была в том, чтобы не откинуться назад во время броска змеи. Но как учёный не старался, в момент броска ядовитой змеи, инстинктивно всё равно отскакивал назад.

Основной особенностью рефлексов является то, что реакция организма на внешние раздражители весьма полезна, поскольку направлена на сохранение жизни. Данное свойство возникло в результате эволюционного развития всех живых существ на планете.

Рефлекс у собак

Безусловные рефлексы: простые и сложные

Передаваемые по наследству или врождённые реакции организма на внешние раздражители принято называть безусловными рефлексами. Их подразделяют на два вида:

  1. простые, например, моргание глаз или резкое отдёргивание лапы от острого предмета;
  2. сложные, по-другому их называют инстинкты. Подразделяются на два типа:
    — инстинкт самосохранения (включает в себя инстинкты защиты, игровой, стадный, пищевой),
    — половой инстинкт, направленный на сохранение и продолжение рода.

Инстинкт – это совокупность установленных поведенческих реакций к изменяющимся условиям среды. Если возникают перемены во внешней среде – собака легко приспосабливается к ним.

Сложные рефлексы включают в себя цепочку простых. Например, самка, заботящаяся о своих щенках, действует следующим образом: вылизывает, кормит, греет и защищает своё потомство.

Инстинкты, которые формировались тысячелетиями, позволяют новорождённым щенкам реагировать на изменения в окружающей среде точно так же, как и взрослым особям. Некоторые из инстинктов пробуждаются в случае изменений состояния животного. Например, собака, больная гельминтозом, начинает искать и есть траву полынь. В здоровом состоянии четвероногий питомец пройдёт мимо такого растения.

Ещё один пример – половое влечение. С возрастом – оно угасает и пропадает, в то время как у молодых особей оно, наоборот, максимально.

У возрастных животных инстинкты могут быть обусловлены многолетним опытом. Например, если сравнивать щенка и взрослую собаку во время поиска корма, то последняя непременно придёт в то место, где она раньше получала корм, а поиск щенка будет неуверенным и медленным.

При дрессировке собак огромное значение уделяют сложным безусловным рефлексам положения. Данные рефлексы – это действия четвероногого друга, в результате которых он занимает определённое положение – стоит, лежит, садится, бежит, подпрыгивает.

Собака рефлекторно упирается

Условные рефлексы – образование и виды

Приобретённый рефлекс, свойственный конкретному типу животного, называют условным. Такие рефлексы не передаются по наследству, они возникают в течение всей жизни. Появляются условные рефлексы только при определённых условиях и теряются при их отсутствии.

Благодаря этим рефлексам хозяин животного может управлять поведением своего питомца. При тренировках и дрессировке можно выработать определённый рефлекс.

Как у собак возникают условные рефлексы? Рассмотрим их появление на примере голосовой команды «Сидеть». Владелец или дрессировщик произносит вслух команду и рукой касается крестца питомца. В первую очередь данная команда воспринимается слуховым аппаратом, далее импульсы достигают коры мозга. Это будет являться первым очагом возбуждения. Затем начинается второй – от давления рукой на крестец животного. Нервные импульсы доходят по чувствительным нервам до двигательного центра в коре головного мозга. Питомец садится.

Если дрессировщик несколько раз будет повторять эту команду, то между двигательным центром и слуховым органом собаки в коре головного мозга образуется новая связь. После многократных повторений, питомец запомнит команду и будет всегда садиться.

Ниже рассмотрены виды условных рефлексов:

  1. Натуральные – образуются в результате естественных признаков безусловных раздражителей. Например, корм для собаки – это безусловный раздражитель. А когда питомец ест, включаются другие рефлексы (безусловные): слюноотделение и выработка сока в желудке. Натуральные рефлексы у животных появляются путём проживания определённого опыта, они быстро закрепляются и остаются надолго.
  2. Искусственные – возникают в результате действия на организм животного двух разных внешних раздражителей. Т.е. рефлекс вырабатывается на голосовую команду «Сидеть» или «Лежать», одновременно подкрепляемую лакомством. Чтобы у животного появились данные рефлексы, необходимо несколько десятков раз повторить действия двух внешних раздражителей. Если сравнивать с натуральными, искусственные рефлексы не такие стойкие и продолжительные.
  3. Совпадающий – возникает у собаки при одновременном действии двух раздражителей, либо сигнал даётся раньше безусловного рефлекса на 0,5–2 секунды.
  4. Запаздывающий – возникает при неравномерном действии двух раздражителей. Например, первый внешний раздражитель начинает, а второй подключается через одну минуту.
  5. Следовой – как и у запаздывающего, возникает вследствие неравномерного воздействия двух внешних раздражителей. Например, при действии первого раздражителя на животное второй подключается лишь через пять и более минут.

Из статьи вы получили общее представление о рефлексах у четвероногих друзей. Врождённые рефлексы возникают сразу после появления собаки на свет. Затем, в процессе приобретаемого опыта, у каждого питомца появляются собственные рефлексы. Условные рефлексы и различные инстинкты – это цельная система, характеризующая общую реакцию организма собаки на раздражители. Сочетание врождённых и приобретённых рефлексов составляет психику и поведенческий характер питомца.

Манакина Галина Николаевна

ученический проект "Выработка условных рефлексов у собак" выполняла Екамасова Дарья в течении 2-х лет.

ВложениеРазмер
vyrabotka_uslovnyh_refleksov.docx 31.35 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр имени В.Н.Татищева» с. Челно-Вершины

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области

«ВЫРАБОТКА УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ У СОБАК»

ученица 8-А класса

2017-2018 учебный год

В современном обществе большинству людей, чем бы они ни занимались, где бы ни жили, приходится иметь дело с животными. Даже житель современного города, так или иначе, соприкасается с животными, будь то борьба с вредителями на кухне или общение и уход за домашними любимцами. Основную роль во всех жизненных процессах любого организма играет нервная система. Она осуществляет связь организма с внешним миром. В основе всех реакций организма на раздражения лежит рефлекс. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение нервных окончаний (рецепторов), расположенных как внутри его, так и на поверхности тела, осуществляемая через центральную нервную систему.

Приступить к выполнению проекта меня побудило появление еще одних членов в нашей семье – полуторамесячного щеночка: йорка. Для того, чтобы сделать из собаки преданного и послушного друга, я решила попытаться самостоятельно выработать у него условные рефлексы на разные раздражители.

Моя собака Йоркширский терьер – это декоративная порода собак, выведенная в Англии, графстве Йоркшир в XIX в. Несмотря на миниатюрность, йорк сохраняет качества, присущие терьерам больших размеров — смелость, любопытство, неутомимость. Это компаньон и любящий друг, одаренный большим чувством юмора, он любопытен, он забавен, никогда не скучает, он спокойный, но резвый. Моего питомца зовут Альма.

Объект исследования : домашнее животное (собака породы Йоркширский терьер) .

Предмет исследования : выработка условных рефлексов у собаки породы Йоркширский терьер.

Цель работы: выработка условных рефлексов у собаки

1) изучить теории (физиологические основы) поведения собаки и ее дрессировки;

2) ознакомиться с техникой дрессировки;

3) провести практическую работу по выработке условных рефлексов у собак.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ

Подготовка к дрессировке собак началась с изучения теории техники дрессировки. Теоретическими основами я взяла книгу Валерьяна Никитовича Зубко «Служебное собаководство». В книге содержатся сведения по анатомии, физиологии, конституции и экстерьеру собак служебных пород, их разведению, выращиванию и дрессировке. Публикуются конкретные методики общей и специальной дрессировки.

А те вопросы, которые нам были непонятны, мы разбирали на факультативных занятиях.

Очень важно с первого дня встречи со щенком установить с ним и поддерживать правильные взаимоотношения, добиваясь от него привязанности, послушания, преданности, а в дальнейшем и любви. Это достигается спокойным обращением, своевременным кормлением, регулярной чисткой, прогулками, занятиями (играми, воспитательными упражнениями). Все это благотворно сказывается на росте и развитии щенка, его воспитании, установлении с ним хорошего контакта и взаимопонимания.

Команды подавайте четко, умеренно громко, в повелительном тоне. Повторные команды, подаваемые при невыполнении предыдущих, подаются громче и в более строгом тоне; но ни в коем случае нельзя их выкрикивать. Запрещающая команда «Фу» всегда подается громче и строже, чем остальные. Слово «Хорошо», используемое для поощрения щенка, произносите четко, негромко, ласковым тоном, периодически подкрепляя его дачей лакомства.

Если команда не выполнена — повторите ее громче, более повелительным тоном и в случае необходимости прибегните к механическим воздействиям (надавливание рукой, легкое воздействие поводком и др.), но обязательно добейтесь выполнения команды, пусть даже не очень четкого. В противном случае щенок, а в дальнейшем и выросшая из него взрослая собака усвоит, что команды можно и не выполнять.

К посторонним людям, включая ваших соседей и знакомых, щенок должен относиться спокойно, нейтрально, без проявления особой заинтересованности и, тем более, злобности или страха. Поэтому не разрешайте посторонним ласкать, кормить, дразнить или пугать щенка, устраивать с ним игры и т. п.

Во время прогулки не разрешайте щенку лаять на людей, животных, транспортные средства, подбегать к взрослым или детям, чтобы поиграть с ними, так как это может войти в прочную навязчивую привычку и принесет вам много неприятностей. Особенно следите, чтобы щенок не подбегал к детям.

Громко и четко произнесите кличку и, как только щенок обратит на это внимание, немедленно поощрите его поглаживанием и лакомством и повторите кличку. С этой же целью используйте каждое кормление. Держа в руках кормушку с кормом, произнесите кличку и, когда щенок обратит на вас внимание, поставьте кормушку на свое место и покормите его, повторив при этом кличку.

Когда щенок станет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», целесообразно приступить к отработке этих упражнений в комплексе. Сначала произнесите кличку и, как только щенок обратит на это внимание, подайте команду «Место» и добейтесь ее выполнения. За выполненную команду не забывайте своевременно поощрять щенка восклицанием «Хорошо», лакомством. В дальнейшем поощрение производится реже, лишь для того чтобы поддержать заинтересованность в выполнении команды «Место».

После того как щенок будет реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», приступайте к отработке команды «Ко мне». Этот навык очень важен, так как он обеспечивает постоянный контакт хозяина с собакой в любой обстановке и в любое время суток, и к его отработке следует отнестись с особым вниманием. Куда бы ни скрылся на прогулке щенок, чем бы он ни отвлекся, он должен по команде «Ко мне» немедленно подбежать к хозяину. Добиться этого нелегко и нужно проявить большое терпение, настойчивость и упорство. В противном случае щенок, а впоследствии и выросшая из него взрослая собака принесет вам немало хлопот.

Безотказное и энергичное выполнение команды «Ко мне» достигается в том случае, если оно ассоциируется у животного с приятными ощущениями (поощрение восклицанием «Хорошо», игрой, лакомством). Поэтому в начале выработки навыка используйте процесс кормления.

Щенков в возрасте от 2 до 3 месяцев продолжают приучать к выполнению команд «Место», «Ко мне», вводят отработку команд «Сидеть», «Лежать», «Фу» и начинают приучать к шлейке и поводку, продолжают прогулки и игры.

Техника дрессировки включает в себя правила воздействия на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее необходимых навыков. Кроме того, техника дрессировки учит режиму дрессировки и последовательности выработки навыков.

Принято различать дрессировку общую и специальную, а также тренировку служебных собак.

Общая дрессировка имеет целью выработать у собаки сравнительно простые навыки общего послушания, необходимые для каждодневного управления поведением собаки, а также для выработки специальных навыков. Навыки общей дрессировки обычно называют общим курсом дрессировки (ОКД), так как с их помощью человек может дисциплинировать поведение собаки. Навыки ОКД вырабатываются у всех собак, независимо от их служебного предназначения.

Специальная дрессировка учит собак служебных пород определенной службе: караульной, сторожевой, розыскной, ездовой, пастушьей, минно-розыскной, рудорозыскной, газоразведывательной, поисково-спасательной, проводников слепых.

Тренировка собак представляет собой повторение пройденного и проводится с тем, чтобы сохранить в памяти собаки навыки, выработанные у нее при дрессировке, и совершенствовать их. Тренировку необходимо проводить в тех условиях, в которых собака применяется на службе. Умелая тренировка повышает служебные качества собаки.

Условные рефлексы — это ответные действия организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Именно опираясь на условные рефлексы, человек управляет поведением собаки и использует ее на работе. В выработке у собаки нужных рефлексов и заключается физиологическая сущность дрессировки

МЕТОДЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАК

Обучение собак осуществляется различными методами. Под методом дрессировки понимают комплекс способов и приемов, при помощи которых у дрессируемой собаки вырабатываются условные рефлексы.

При дрессировке собак применяют четыре основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод. При этом методе условный раздражитель подкрепляется механическим (нажим, рывок за поводок, удар прутом). Например, команда «Сидеть» сопровождается нажимом рукой в области крестца собаки и легким натягиванием поводка вверх и назад.

Механическим методом можно выработать многие, но не все рефлексы. Например, нельзя выработать этим методом навыки выборки предметов по запаху. Кроме того, механические воздействия нередко вызывают у собаки боязнь дрессировщика, угнетенное состояние. Поэтому дрессировщик должен умело пользоваться механическим методом, не допускать частых и длительных болевых воздействий, учитывать индивидуальные особенности поведения собаки.

Вкусопоощрительный метод. При этом методе условный раздражитель подкрепляется дачей собаке лакомства. Например, команда «Ко мне» сопровождается показом собаке лакомства, а когда собака подойдет, дрессировщик отдает ей его. Вкусопоощрительный метод используется для выработки у собак общедисциплинарных и специальных навыков.

Понять первопричину любого поведения животного — значит, ответить на вопрос: какая потребность вызвала его. Например, отношение к корму у голодного животного будет иным, чем у сытого.

Применяют подкрепление регулярно либо эпизодически (вероятное подкрепление). Для поддержания уже выработанного навыка (поведения) на определенном уровне надежности следует прекратить регулярные подкрепления и перейти на эпизодические, случайные в непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью. При вероятном подкреплении (50 процентов) некоторые условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем при 100-процентном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно в данной ситуации.

Контрастный метод. Суть метода в том, что действие условного раздражителя подкрепляется раздражителем механическим, а затем раздражителем пищевым. Например, подав команду «Сидеть», делают нажим в области поясницы и натягивают поводок вверх и назад, а когда собака сядет, дают ей лакомство. Контрастный метод способствует четкой, безотказной работе собаки в различных условиях. Кроме того, благодаря вкусовому поощрению он способствует поддержанию и укреплению привязанности собаки к дрессировщику.

Подражательный метод. Основан на использовании врожденной способности животного подражать действиям другого животного. Например, достаточно одной собаке возбудиться, как на ее лай начинают реагировать и другие собаки.

Подражательный метод применяют при обучении собак преодолению препятствий, хватке за одежду помощника, задержанию убегающего, проявлению лая по команде и многого другого, а также при воспитательной дрессировке щенков.

Для выполнения проекта я запланировала выработать условные рефлексы на разные команды. Для этого я применила четыре основных метода: механический, вкусопоощрительный, контрастный, ориентировочный. При механическом методе условный сигнал подкрепляется механическим воздействием - нажим рукой. Например, команда "Сидеть" сопровождается нажимом руки в области поясницы собаки и легким натягиванием поводка вверх и назад. При вкусопоощрительном методе условный раздражитель подкрепляется лакомством. Команда "Ко мне" сопровождается показом собаке лакомства и дачей его, когда животное подойдет. Контрастный метод заключается в том, что сигнал подкрепляется сначала механическим раздражителем, а когда собака совершит нужное действие - лакомством. Практическая работа с питомцем оказалась не только интересной, но и трудоемкой. Самое первое с чего начала дрессировку – это приучение к кличке питомца и команде «Место».

После того как щенок стал реагировать на свою кличку и выполнять команду «Место», приступила к отработке команды «Ко мне». На это ушло две недели

Примерно в возрасте 3 месяцев, продолжая приучать к выполнению прежних команд, вводила отработку команды «Сидеть», эту команду Альма без ошибок стала выполнять через три недели. На выработку условного рефлекса «Лежать» мы потратили всего одну неделю, а вот «Дай лапу» около месяца. Самое сложное было приучать к поводку и отрабатывать команду рядом. В домашних условиях выполнение этой команды проходило успешно, но когда мы выходили на улицу, то новая обстановка, посторонние раздражители делали собаку непослушной. Пришлось совершать прогулки на поводке каждый день. Примерно месяца через полтора, Альма выполняла эту команду послушно.

Сказать, что я достигла поставленной перед собой задачи дрессировки моего питомца, конечно же нет, потому что, чтобы сохранить в памяти собаки навыки, выработанные у нее при дрессировке, необходимо повторять пройденное регулярно

ПРАВИЛА ДРЕССИРОВКИ СОБАК

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Наличие двух раздражителей: один должен быть условный (например, команда), второй — безусловный (рывок поводком, пища).
  2. Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается до статочно стойкий и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.
  3. Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточной силы, четким, кратковременным. Если команду «Сидеть» подавать даже очень громко, но на поясницу не нажимать, а лишь прикасаться к ней, то есть оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.
  4. Условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1—2 секунды после условного. Например, подается команда «Рядом» и через 1—2 секунды делается рывок поводком.
  5. Раздражители (условные и безусловные) должны применяться многократно. Повторять их действие можно примерно через 2—3 минуты. В течение дня рекомендуется до 15—40 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 15—20 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять.
  6. При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях.
  7. Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.
  8. Дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, то есть быть здоровой, бодрой, у вялой, больной собаки рефлексы не образуются.
  9. Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: этот процесс тормозится защитными реакциями организма.

  1. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. /С.Б. Ступина, А.О. Филипьечев - Москва, Высшее образование, 2006..
  2. Биология 2 том. /Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут - Мир, Москва, 2007.
  3. Служебное собаководство. /В.Н.Зубко. – М. Универсальное издательство, 1998.

Физиологические аспекты дрессировки собак

Процесс дрессировки — это воздействие дрессировщика на поведение собаки с целью изменения его в нужном направлении, выработка у нее определенных навыков и привычек, необходимых для управления поведением собаки и использования ее при выполнении определенной работы. Повелением называют совокупность действий, образ жизни животного в различных условиях. Оно направлено на приспособление организма к окружающей среде и удовлетворение жизненно важных потребностей (в пище, защите от воздействий внешней среды, размножении, игре, отдыхе и т. п.). Наличие потребностей обусловливает активность организма в окружающих условиях с целью самосохранения.

Поведение недрессированной собаки зависит от физиологических потребностей ее организма и воздействия окружающей среды. Поведением дрессированной собаки можно управлять с помощью сигналов, команд, жестов дрессировщика или хозяина, которые побуждают собаку к выполнению определенных действий. Благодаря целенаправленному воздействию в процессе дрессировки собаку приучают вести себя нужным образом в конкретной обстановке.

Собаки обладают высокоразвитой нервной системой и системой органов чувств, поэтому они достаточно легко поддаются дрессировке. Этому, несомненно, способствует и наличие элементарного мышления, которое проявляется в их умении приспосабливаться к новым условиям и использовать прежний опыт в изменившейся обстановке.

Различные действия животных всегда являются ответом их организма на воздействие окружающей среды или на определенные процессы, происходящие в нем. Всякое воздействие на организм, которое вызывает его ответное действие, называется раздражителем, ответное действие организма на раздражитель — реакцией. Таким образом, нервная система управляет работой внутренних органов и обусловливает связь организма с внешней средой как совокупностью внешних раздражителей. Правильная реакция в ответ на раздражители обеспечивает взаимодействие организма и окружающей среды.

Раздражители в виде сигналов являются для собаки изначально значимыми. При дрессировке вначале собаки не реагируют на них. Лишь после запоминания их при накоплении индивидуального опыта раздражители становятся сигнальными.

Виды условных рефлексов у собак

С помощью условных рефлексов у животных формируется индивидуальное поведение, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к условиям окружающей среды. Процесс дрессировки собаки, его физиологическая сущность, представляет собой развитие индивидуального поведения на базе безусловных рефлексов.

Дрессировка — это выработка у собаки стойких условных рефлексов на выполнение определенных действий по сигналам дрессировщика.

Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у собак, у которых эти рефлексы вырабатывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значение для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне!», собака постепенно перестанет выполнять это действие).

Условные рефлексы по своему характеру являются временными, они исчезают, если изменяются условия, при которых они появились. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных или других условных рефлексов. Опытным путем установлено, что органом условных рефлексов является кора головного мозга. При ее удалении резко нарушается условно-рефлекторная деятельность, исчезают многие сложные условные рефлексы.

Каждый рефлекс связан с другими рефлексами. В целом ответное действие организма на раздражитель протекает довольно сложно. Однако механизм образования условных рефлексов всегда сводится к замыканию связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий головного мозга.

Существует несколько видов условных рефлексов. Условные рефлексы, которые образуются в ответ на естественные признаки безусловного раздражителя, на-зываются натуральными. Как и остальные условные рефлексы, натуральные вырабатываются путем индивидуального опыта. Они вырабатываются из поколения в поколение, поэтому образуются довольно быстро и удерживаются весьма стойко. Примером натурального условного рефлекса является реакция слюноотделения на вид и запах пищи. При попадании в организм пища вызывает безусловный рефлекс слюноотделения. Но если слюноотделение вызывают вид и запах пищи, то это уже условный натуральный рефлекс.

Искусственными называются такие условные рефлексы, которые образуются при сочетании действия двух совершенно различных раздражителей. Примером искусственных рефлексов являются рефлексы, выработанные на команду, которая подкрепляется пищей или механическим воздействием. Подобные рефлексы вырабатываются достаточно сложно и требуют большого количества сочетаний действия двух раздражителей. Кроме того, они менее устойчивы по сравнению с натуральными рефлексами.

Если при выработке условных рефлексов действие двух раздражителей происходит почти одновременно, это приводит к образованию совпадающего условного рефлекса.

Наоборот, если один раздражитель действует на протяжении определенного времени, а другой подключается в конце действия первого, то образуется запаздывающий условный рефлекс. Наконец, если воздействие одного раздражителя прекратилось, а воздействие другого началось спустя некоторое время, вырабатывается следовой условный рефлекс.

Необходимо помнить, что условный рефлекс почти никогда не вырабатывается на одиночный раздражитель, так как в естественных условиях на организм воздействует, как правило, комплекс раздражителей. При дрессировке комплексными раздражителями для собаки является дрессировщик, а также обстановка, в которой происходят занятия. Таким образом, в процессе дрессировки у собаки вырабатываются рефлексы на комплексные раздражители.

Условный рефлекс имеет так называемую замыкательную рефлекторную дугу. Для того чтобы уяснить это, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.

Механизм образования условных рефлексов у собак

Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Главным условием является совпадение действия двух раздражителей во времени, один из которых является безусловным, вызывающим определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой — любым раздражителем, не имеющим для данного безусловного рефлекса никакого значения (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса происходит следующим образом.

Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в колокольчик (звонок), помещенный поблизости от собаки, возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в продолговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе, которая начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга поступит в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникнет очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим процессом на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, расположенном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После образования рефлекторной дуги условного рефлекса достаточно воздействовать на собаку только одним звуковым раздражением.

Достигнув слухового центра, раздражение поступит в пищевой корковый центр, а из него — в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передается по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя. Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-то раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.

Условный раздражитель является пусковым сигналом на основе имеющихся следов памяти достижения конечного результата. Памятные следы возбуждений превращаются в активное начало двигательных действий, обусловливающих целенаправленное поведение. Все это протекает на фоне соответствующей мотивации и эмоционального возбуждения. Мотивация — причина действия (мотивация пищевая, половая, оборонительная и т. п.) — осуществляется на основе наследственно закрепленных и приобретенных опытом действий.

Всякая мотивация эмоционально окрашена. Условные рефлексы, возникшие на основе сильных отрицательных эмоций, долго не угасают и могут сохраняться всю жизнь. При переживании определенных эмоций происходит кодирование информации в долговременной памяти посредством молекулярных изменений в мозгу. Таким образом, ни одно эмоциональное переживание не проходит бесследно. Поэтому основой научения, дрессировки являются эмоциональные переживания.

По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип лежит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть!», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздействия на собаку.

Виды раздражителей

Различные условия окружающей среды влияют на организм собаки в первую очередь как раздражители, изменяя поведение собаки.

Действием условных раздражителей можно повлиять как на внешнее поведение, так и на состояние организма собаки, ее внутренних органов. Например, услышав команду «Фас!», собака приходит в возбуждение, сердце и мускулатура работают интенсивнее.

На поведение собаки большое влияние оказывают внутренние раздражители. Так, у голодной собаки активизируются рефлексы поиска пищи и т. п.

Чрезвычайно сильные или незнакомые, новые для собаки раздражители вызывают изменение ее поведения и отвлекают от работы по сигналам дрессировщика. Такие раздражители называются отвлекающими. При их появлении происходит торможение в результате возникновения более сильного рефлекса.

Нужно приучать собаку правильно реагировать на внешние отвлекающие раздражители — кошек, птиц, транспорт. Собака реагирует на подобные раздражители тем меньше, чем лучше у нее выработаны навыки.

Нельзя забывать и о внутренних отвлекающих раздражителях (неприятные ощущения в результате болезни, утомление, переполнение прямой кишки или мочевого пузыря и т. д.). Такие раздражители вызывают негаснущее торможение и всегда мешают нормальной работе собаки.

При дрессировке на собаку воздействуют с помощью следующих внешних раздражителей: 1) звуковых (свист, словесная команда, звук выстрела); 2) механических (давление рукой, рывок поводком, удар прутом); 3) пищевых (хлеб, мясо, сахар); 4) зрительных (жесты, размер и форма предметов, одежда и т. п.); 5) обонятельных (запах человека, пищи и т. п.).

При дрессировке применяют условные и безусловные раздражители.

Безусловными называют такие раздражители, которые вызывают проявление безусловных рефлексов. Пищевые безусловные раздражители применяют для подкрепления действия условного раздражителя. Чтобы такой раздражитель подействовал, к дрессировке необходимо приступать до кормления или после него, спустя продолжительное время. Если в качестве лакомства используются кусочки мяса, они должны быть небольшими по размеру, так как большие куски быстро насыщают собаку, что приводит к вялости. Лакомство рекомендуется сопровождать возгласом «хорошо» и поглаживанием собаки. По мере выработки навыков лакомство следует давать все реже и заменять его словесным поощрением и поглаживанием.

Механические раздражители применяют для того, чтобы собака совершала нужные действия. Воздействие осуществляется с помощью нажима на определенную часть тела, поглаживания, удара прутом, натягивания поводка, использования строгого ошейника. При этом необходима оптимальная сила воздействия, в противном случае собака не станет слушаться или будет бояться дрессировщика. Рекомендуется сочетать механический раздражитель с пищевым. Так, поглаживание вместе с дачей лакомства формирует условный пищевой рефлекс и способствует увеличению привязанности собаки к дрессировщику.

Условными (сигнальными) называются раздражители, которые вызывают проявление условного рефлекса. В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команда — сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и интонаций). Собака отличает одну команду от другой по различному сочетанию звуков и их количеству. Измененные или искаженные команды, как правило, не вызывают у собаки ответной реакции. Если для человека слово является понятием, то есть разные слова могут обозначать одно и то же, то для собаки команда, слово — это комплекс звуков, конкретный звуковой раздражитель.

Под интонацией понимают оттенок голоса (тембр, высоту звука), придаваемый той или иной команде. Собака может различать не только сочетания звуков, но и интонации.

Интонации в зависимости от цели и условий работы могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбадривающими). При выработке навыка большинство команд следует подавать с приказной интонацией. Такие команды нужно произносить настойчиво, уверенно, со средней громкостью, подкрепляя их безусловными создражителями.

Исключение составляют команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды подаются с угрожающей интонацией (запрещающая команда «фу!» и команда «Фас!», вызывающие активно-оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения. Команда произносится резко, в повышенном тоне, подкрепляется болевым воздействием (например, резкий рывок, сильный нажим и т. п.).

Основой для выработки условного рефлекса является болевой раздражитель. Однако злоупотреблять угрожающими интонациями не рекомендуется, так как это способствует развитию трусости.

Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. С этой интонацией произносится поощряющая команда «Хорошо!», сопровождающаяся поглаживанием собаки и дачей лакомства. Применение этих раздражителей называется поощрением.

Обычная интонация используется для очень чувствительных собак или в порядке одобрения действий собаки. С одобрительной интонацией также можно произносить слово «хорошо».

Команды должны быть краткими, четкими, стандартными. Их нельзя изменять. Рекомендуется учитывать особенности реакции собак на различные интонации. Так, у некоторых собак угрожающая интонация может вызвать пассивно-оборонительную реакцию, что затрудняет выработку условных рефлексов.

Жесты — зрительные раздражители, передаваемые определенным движением руки дрессировщика. Они всегда постоянны для каждого навыка (приема). Жесты применяются вместо команд (на большом расстоянии в целях маскировки при использовании собаки на службе). Жестами дрессировщик воздействует на расстоянии, указывая собаке направление движения. Они, как и команды, должны быть стандартными и четкими.

Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это позволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой

«Ищи!» жест на обыск местности, работу по следу и т. д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и однообразно с соответствующей интонацией. Это обеспечит появление навыков в ответ на соответствующие команды.

2. Условные рефлексы

Условные рефлексы создают возможность возникновения у животных индивидуально-приобретенного поведения, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к окружающей среде. Весь процесс дрессировки собаки представляет собой развитие индивидуального поведения на базе безусловных рефлексов.

Дрессировка — это выработка у собаки стойких условных рефлексов на выполнение определенных действий по сигналам дрессировщика.

Условные рефлексы отличаются от безусловных. Все условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у тех собак, у которых эти рефлексы вырабатывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значение для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне», собака постепенно перестанет выполнять это действие). Условный рефлекс имеет так называемую замыкательную рефлекторную дугу. Для того чтобы уяснить это понятие, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.

Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Главнейшим условием является совпадение во времени действия двух раздражителей, один из которых является безусловным, вызывающим какой-либо определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой — любым раздражителем, имеющим для данного безусловного рефлекса индеферентное (безразличное) значение (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса согласно классическим опытам Павлова происходит следующим образом.

Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в звонок, помещенный поблизости от собаки (рис. 4), возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в продолговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе и она начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга пойдет в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникает очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, расположенном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После образования рефлекторной дуги условного рефлекса будет достаточно воздействовать на собаку только одним звуковым раздражением.


Рис. 4. Схема образования условного рефлекса. 1 — чувствительный нерв языка, 2 — слюнная железа, 3 — черепная коробка, 4 — пищевой корковый центр, 5 — слуховой чувствительный нерв, 6 — слуховой нервный центр; 7 — соединительный нервный путь, 8 — пищевой безусловный центр, 9 — продолговатый мозг, 10 — двигательный (секреторный) нерв.

Достигнув слухового центра, раздражение направится по проторенному пути в пищевой корковый центр, а из него — в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передастся по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя. Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-либо раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.

По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип лежит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздействия на собаку.

Первый метод — механическая дрессировка. Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет действие механического раздражителя (принуждение) Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду «Сидеть» сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака опустит зад и сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, собака будет садиться по одному приказанию дрессировщика.

К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.

Второй метод — вкусопоощрительная дрессировка. В качестве безусловного раздражителя используется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетать с подачей команды «Сидеть» и сопровождать посадку дачей лакомства, то на основе пищевого безусловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет совершать посадку по одному лишь приказанию дрессировщика.

Большинство действий, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделения). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из целой системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято в дрессировке называть навыком. Навык — это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных рефлексов.

При выработке навыков наиболее целесообразен контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов. При отработке навыка необходимо, кроме безусловного раздражителя (пищевого или механического), использовать еще и другой раздражитель. Безусловный раздражитель сохраняет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, т. е. является подкрепляющим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реакцию. Таким образом, этот раздражитель будет являться побуждающим (наталкивающим) собаку на выполнение желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.).

Анализ образования навыков показывает, что в этих случаях образуются как бы два условных рефлекса, тесно связанных между собой: во-первых, на определенную двигательную реакцию собаки устанавливается пищевой рефлекс и эта реакция, как условный раздражитель, начинает сама вызывать пищевой рефлекс (собака садится для того, чтобы получить пищу); во-вторых, образуется условная двигательная реакция (навык) на выполнение данного действия по сигналу. Наталкивающий раздражитель, первоначально применявшийся для вызова двигательной реакции, становится излишним, как только собака начинает проявлять это действие по команде дрессировщика.

Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», на основе контрастного метода дрессировки необходимо вначале использовать два раздражителя (механический и пищевой).

Механический раздражитель (нажатие руки на круп) вызывает посадку (защитно-оборонительный рефлекс в пассивной форме), а пищевой раздражитель является основным безусловным раздражителем, подкрепляющим выполнение действия путем использования пищевого безусловного рефлекса. Команда «Сидеть» должна сочетаться с воздействием обоих раздражителей; она или предшествует их действию или подается одновременно с применением механического раздражителя. После того как на команду «Сидеть» образуется навык посадки, механический раздражитель постепенно теряет свое значение и выполненное действие должно подкрепляться только пищевым раздражителем. На команду «Сидеть» образуется условный рефлекс.

При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом будут являться два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического «болевого» раздражителя, причиняющего собаке известную неприятность (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое положение (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия «болевого» раздражителя. Здесь для подкрепления определенного положения собаки главным является отсутствие отрицательного «болевого» раздражения. Этот пример хорошо показывает, насколько пластична высшая нервная деятельность собаки в приспособлении к воздействию окружающей среды. Каждый дрессировщик должен помнить, что при использовании механических (особенно «болевых») раздражителей подкреплением является не действие самого раздражителя, а избавление от него организма. Поэтому в процессе дрессировки не следует злоупотреблять применением сильных механических раздражителей, вызывающих у животных общее угнетение нервной деятельности, а у некоторых даже возникновение пассивно-оборонительной реакции.

Отличительная особенность навыка состоит также в том, что само животное принимает более активное участие в проявлений данного действия: то проделывая это движение самостоятельно, если оно является средством к удовлетворению жизненной потребности (поиск пищи, преследование и выслеживание добычи), то избегая такого действия, которое может быть опасно для организма. Многие навыки, вырабатываемые на основе преобладающих реакций и ведущие к удовлетворению жизненных потребностей собаки, образуются намного быстрее и являются более прочными, чем условные рефлексы при лабораторных опытах.

Дворовая собака, которую однажды побили палкой, будет после этого всегда избегать человека с палкой.

В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать другую, уже выдрессированную собаку. Чтобы, например, развить злобность у молодых собак, можно проводить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодолению препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой; ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей собаки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.

В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команды — сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и интонаций). Под интонацией понимается оттенок голоса (тембр, высота звука), придаваемый той или иной команде.

Интонации могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбодряющими). При выработке навыка большинство команд следует подавать в приказной интонации. Исключение составляют лишь команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды подаются в угрожающей интонации (запрещающая команда «Фу» и команда «Фасс», вызывающая оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения.

Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. В этой интонации произносится поощряющая команда «Хорошо», сопровождающаяся оглаживанием собаки и дачей ей лакомства. Процесс применения этих раздражителей называется поощрением.

Жесты — зрительные раздражители, передаваемые определенными движениями руки дрессировщика, всегда постоянными для каждого навыка (приема). Жесты применяются взамен команд (на большом расстоянии в целях маскировки). Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это позволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой «Ищи» жест при дрессировке собак на обыск местности, на работу по следу и т. д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и. однообразно в соответствующей интонации; это облегчит и обеспечит прочное образование навыков на соответствующие команды.

Безусловные и условные рефлексы

Безусловные и условные рефлексы Рефлекс — это реакция всего организма или его части на внутренние или внешние раздражители, которая выражается через появление, усиление, ослабление или исчезновение какой-нибудь деятельности. Рефлексы помогают организму быстро

Безусловные и условные раздражители

Безусловные и условные раздражители Перед тем как рассматривать безусловные и условные раздражители, поговорим коротко о рецепторах и анализаторах.Организм животного не может существовать, не получая информацию о своем состоянии, а также о внешних и внутренних

Безусловные рефлексы

Безусловные рефлексы Безусловные рефлексы — это такие ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, которые проявляются в виде автоматических действий. Они свойственны данному виду животных и проявляются или сразу после рождения, или по мере

2. Условные рефлексы

2. Условные рефлексы Условные рефлексы создают возможность возникновения у животных индивидуально-приобретенного поведения, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к окружающей среде. Весь процесс дрессировки собаки представляет собой

Глава 4. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ СОБАК

Глава 4. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ СОБАК Условные рефлексы — это индивидуальная память животного; они вырабатываются в процессе онтогенеза, т.е. индивидуального развития, и носят приспособительный характер.Обучение и инстинкт — два способа обеспечения


Условные рефлексы и схема их образования. Виды условных рефлексов, служебное собаководство



















Условные рефлексы - это ответные действия организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Именно опираясь на условные рефлексы, человек управляет поведением собаки и использует ее на работе. В выработке у собаки нужных рефлексов и заключается физиологическая сущность дрессировки.
Условные рефлексы по характеру своему временные, они исчезают, если изменяются вызвавшие их условия. Вырабатываются условные рефлексы на базе безусловных или на базе другого условного рефлекса.

Опытами установлено, что после удаления коры больших полушарий головного мозга условно-рефлекторная деятельность у собаки резко нарушается, а многие сложные условные рефлексы исчезают навсегда. Это позволило считать, что кора головного мозга и есть орган условных рефлексов.

Рассмотрим, как образуется у собаки условный рефлекс на команду "Сидеть" (рис. 41).

Условные рефлексы - это ответные действия организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Именно опираясь на условные рефлексы, человек управляет поведением собаки и использует ее на работе. В выработке у собаки нужных рефлексов и заключается физиологическая сущность дрессировки.

Рис. 41. Схема образования рефлекса на команду "Сидеть"

Дрессировщик подает собаке команду (условный раздражитель) и вслед за этим нажимает рукой на поясницу ближе к крестцу (механическое воздействие-безусловный раздражитель). Команда "Сидеть" воспринимается органом слуха собаки, и по нервам импульсы доходят до слухового центра коры головного мозга - возникает 1-й очаг возбуждения. От давления рукой в области поясницы также возникают соответствующие импульсы возбуждения, которые по другим чувствительным нервам доходят до двигательного центра коры головного мозга - возникает 2-й очаг возбуждения. Собака садится. При многократном повторении действия этих двух раздражителей и в коре головного мозга образуется связь между слуховым и двигательным центрами. Теперь достаточно подать команду "Сидеть" - и возбуждение в коре головного мозга из\ слухового центра пойдет в двигательный, а затем по нервам к мышцам. В результате собака сядет.
Каждый рефлекс связан со многими другими рефлексами и в целом ответное действие организма на раздражитель протекает довольно сложно. Однако механизм образования условных рефлексов всегда сводится к замыканию связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий (рис. 42).

Наряду с этим существенную роль в образовании условных рефлексов играют и все другие отделы головного мозга.

Рис. 42. Схема дуги условного рефлекса

Наряду с этим существенную роль в образовании условных рефлексов играют и все другие отделы головного мозга.

Условный раздражитель является пусковым сигналом на основе имеющихся следов памяти достижения будущего конечного результата. Памятные следы возбуждений превращаются в активное начало двигательных действий, осуществляющих целенаправленное поведение. Все это протекает на фоне соответствующей мотивации и эмоционального возбуждения.

Мотивация (определенная потребность) складывается на основе потребности, происходит активирование в памяти следов тех внешних объектов и необходимых действий, которые способны удовлетворить имеющуюся в организме потребность (пищевая мотивация, питьевая, половая, оборонительная, ухода за потомством и т. п.). Все это осуществляется на основе наследственно закрепленных и приобретенных опытом действий. Всякая мотивация эмоциональна. Условные рефлексы, возникшие на основе сильных отрицательных эмоций, не угасают долго, могут сохраняться на всю жизнь. Физиологи установили, что при переживаниях происходит кодирование информации в долговременной памяти посредством молекулярных изменений в мозгу. Ни одно переживание не проходит бесследно. Поэтому основой научения является переживание (эмоции). Законы научения распространяются на все живые существа, которые вынуждены управлять своим поведением, приспосабливаясь к среде посредством психического отражения. Поведение - это взаимодействие с окружающей средой.

Условный рефлекс не обязательно возникает на основе собственного опыта. Он может передаваться и через механизм подражания.

Существует несколько видов условных рефлексов. Условные рефлексы, которые образуются на естественные признаки безусловного раздражителя, называются натуральными (естественными) .

Разберем следующий пример.

Пища является безусловным раздражителем. При попадании в организм она вызывает безусловные рефлексы: слюноотделение, выделение желудочного сока и т. ц. Но слюноотделение может вызвать не только сама пища, но и\ ее естественные признаки - вид и запах. В этом случае слюноотделение является уже натуральным условным рефлексом. Другой раздражитель натурального условного рефлекса, но уже оборонительного, а не пищевого,- вид палки в руках человека.

Как и остальные условные рефлексы, натуральные вырабатываются путем индивидуального опыта. Но так как вырабатываются они из поколения в поколение, то образуются натуральные условные рефлексы быстро (требуется 1-2 сочетания) и удерживаются стойко.

Условные рефлексы, которые образуются при сочетании действия двух раздражителей, совершенно различных между собой, называются искусственными. Искусственным, например, является рефлекс, выработанный на команду, подкрепляемую пищей или механическим воздействием. Такие рефлексы вырабатываются значительно труднее, требуются десятки, иногда сотни сочетаний действия двух раздражителей. К тому же они менее стойки по сравнению с рефлексами натуральными.

Если действие двух раздражителей при выработке условных рефлексов почти одновременно (первый раздражитель действует на 1-2 секунды раньше), вырабатывается совпадающий условный рефлекс. Если же первый раздражитель действует, например, 1 минуту, а второй подключается в конце действия первого, то вырабатывается запаздывающий условный рефлекс. И, наконец, если первый раздражитель подействовал, а второй применяется спустя некоторое время (до 5 минут), то вырабатывается следовой условный рефлекс.

Если действие двух раздражителей при выработке условных рефлексов почти одновременно (первый раздражитель действует на 1-2 секунды раньше), вырабатывается совпадающий условный рефлекс. Если же первый раздражитель действует, например, 1 минуту, а второй подключается в конце действия первого, то вырабатывается запаздывающий условный рефлекс. И, наконец, если первый раздражитель подействовал, а второй применяется спустя некоторое время (до 5 минут), то вырабатывается следовой условный рефлекс.

Рис. 43. Виды торможения

Условный рефлекс почти никогда не вырабатывается на простой, одиночный раздражитель, так как это возможно только в лабораторных условиях. В естественных же условиях на организм обычно действует несколько раздражителей (комплекс). Например, уже сам дрессировщик является для собаки комплексным раздражителем. Обстановка, в которой производится дрессировка, также является сложным раздражителем. Поэтому при обучении собаки всегда вырабатываются рефлексы на комплексные раздражители.

Как уже говорилось в предыдущем разделе, условные рефлексы по характеру своему временные, то есть могут исчезнуть, если их длительное время не подкреплять безусловными раздражителями.

Прекращение реакции организма на любые раздражители, условные и безусловные, а также исчезновение ранее образованных условных рефлексов происходят благодаря процессу торможения (рис. 43).

Возбуждение и торможение - две неразрывно связанные между собой формы проявления высшей нервной деятельности.

Различают несколько видов так называемого внутреннего торможения условных рефлексов. Один из них угасательный. Условный рефлекс угасает, если условный раздражитель долгое время не подкрепляется безусловным. Например, собака забудет команду "Сидеть", если условный рефлекс (команду) долгое время не подкреплять рефлексом безусловным (нажимом в области крестца).

С помощью торможения собака может различать (дифференцировать) сложные раздражители, например запахи и при работе

Рис. 44. Схема внешнего торможения условного рефлекса на команду

Рис. 44. Схема внешнего торможения условного рефлекса на команду "Сидеть". Сильный посторонний раздражитель (кошка) вызвал внешнее торможение рефлекса на команду "Сидеть". Иррадиация (распространение) возбуждения из зрительного центра (3) затормозила связь слухового центра (1) с двигательным центром (2) и рефлекс на команду "Сидеть" не проявился

по следу или при выборке человека и вещи. Добывается этого дрессировщик тем, что один из применяемых условных раздражителей (запах) он подкрепляет безусловным раздражителем (лакомством, лаской, механическим воздействием), а другие не подкрепляет. В результате подкрепляемый раздражитель приобретает характер положительного условного раздражителя (вырабатывается положительный условный рефлекс), а другие раздражители становятся условными отрицательными (тормозными раздражителями). Такая разновидность торможения называется дифференцировочной.

Если дрессировщик подает собаке команду "Сидеть", а нажим на поясницу делает не сразу, а спустя, например, полминуты, то в результате обучения собака будет садиться после поданной команды также не сразу, а спустя полминуты, то есть с опозданием. Это произойдет в результате торможения, которое называется запаздывательным. Эта разновидность торможения применяется для выработки у собаки выдержки в различных позах. Для этого дрессировщик при выработке условного рефлекса подкрепляет условный раздражитель не сразу, а через некоторое время (например, дает лакомство собаке спустя минуту после того, как она сядет по команде).

Условный рефлекс может временно не проявиться, если после подачи команды на собаку подействует другой посторонний сильный раздражитель (допустим, выстрел) и возникнет внешнее торможение. Внешнее торможение происходит от того, что посторонний сильный раздражитель вызывает в соответственном центре коры головного мозга сильный очаг возбуждения и тем самым тормозит работу центра условного рефлекса (рис. 44).

Инструкторы и собаководы-любители должны это помнить и первоначальную дрессировку проводить в привычной для собаки обстановке.

Если интенсивность процесса возбуждения превысит предел работоспособности клеток коры головного мозга, может развиться так называемое охранительное, запредельное торможение. Вот почему при дрессировке следует применять условные раздражители умеренной силы и не слишком часто их повторять, то есть соблюдать режим упражнений. Слишком частое повторение упражнений при выработке какого-нибудь условного рефлекса приводит к возникновению запредельного торможения (передрессировке) .

Мы ознакомились с безусловным и условным рефлексами. Во всей своей чистоте врожденные рефлексы проявляются только сразу после рождения животного. Вскоре условные рефлексы ("личный" опыт) вносят дополнения к инстинктам. Инстинкты и условные рефлексы действуют как единая подвижная система, являются реакцией всего организма. Сложное переплетение врожденных и индивидуально приобретенных рефлексов, взятое в единстве, и составляет психику животного, обусловливает его поведение.

Читайте также: