Как контролировать эмоции собаки

Опубликовано: 29.04.2024

Связь между гневом, возбуждением и агрессией нельзя назвать редкостью. Обычно в таких ситуациях мы полагаем, что «собака вышла из-под контроля». На самом деле часто бывает, что это хозяева не могут контролировать своих собак. Но с другой стороны, бывает и так, что собака настолько возбуждена, что действительно не может контролировать себя. Мы можем наблюдать, как собаки приходят в ярость, например, протискиваясь в дверь, или когда к ним подбегают другие собаки, или когда они доводят себя до истерики собственным лаем, глядя в окно на собак на улице…

Способность контролировать эмоции – важная часть процесса управления гневом, но что примечательно – даже люди не рождаются со знанием, как это делать. Вполне легко можно представить себе маленького ребенка, пунцовеющего и разражающегося пронзительным плачем, когда у него на землю падает шарик мороженого. Но нормальный взрослый человек не начинает орать и плакать, если у него упадет мороженое. Почему? Ответ очевиден: потому что с детства родители учат нас преодолевать трудности, какими бы они ни были, и держать свои эмоции под контролем.



Почему же под воздействием эмоций и люди, и собаки попадают в затруднительное положение? Одна из причин кроется в том, что эмоциями в мозгу «заведует» миндалина, а рациональными процессами – кора головного мозга. Но строение мозга таково, что от миндалины к коре идет значительно больше соединений, чем в обратном направлении. Это означает, что нашим эмоциям проще воздействовать на процессы принятия решений, чем интеллекту влиять на наши эмоции. Стоит эмоциям достигнуть предела, как процесс принятия решений становится невозможным.

Собаки, как и люди, должны научиться управлять своими порывами и справляться с разочарованием. В противном случае они могут научиться получать желаемое, теряя самообладание, закатывая истерику и приходя в ярость.

Самый простой и наиболее эффективный способ помочь собаке научиться контролю эмоций состоит в том, чтобы обучить ее «ждать». Если процесс обучения команде «ждать» превратить в игру, собака научится ассоциировать контроль своих эмоций с приятными чувствами. Большинство собак выполняют команду «сидеть» или «ждать» только на кухне, когда хозяин держит перед ними миску с едой.

В работе над этой командой прежде всего надо быть реалистом. Собаки относительно легко научаются этому навыку в атмосфере тишины и покоя. Но не стоит ожидать от шестимесячного щенка бигля, что он будет тихо сидеть и ждать в то время как вы встречаете веселую толпу гостей (так же как глупо ожидать от ребенка способности спокойно сидеть несколько часов в шумном ресторане). Выполнение этой команды, невзирая на происходящее вокруг, требует от собаки определенной зрелости. Легко обучаемые спокойные собаки способны на длительное ожидание к возрасту одного года, однако нет ничего удивительного в том, что непослушному биглю на обучение контролю своего возбуждения может потребоваться целых три года жизни. Чтобы овладеть контролем собственных эмоций, собакам нужна практика и опыт. Задача хозяев состоит в том, чтобы помочь им этого добиться наиболее положительными и терпеливыми методами. Здесь полезно помнить, что уровень возбуждения собаки – как, впрочем, и хозяина – не всегда поддается ее сознательному контролю. Помогите своей собаке, повышая уровень сложности упражнений постепенно, обучите ее испытывать радость – не разочарование! – от контроля побуждений. Именно в этом состоит основная идея, и не забывайте во время обучения принимать сторону собаки.

Одним из эффективных способов ввести упражнение по контролю эмоций в повседневную жизнь собаки состоит в том, чтобы просить ее ждать перед тем, как выйти гулять. В данном случае можно использовать «миниверсию» команды «ждать» – «подожди». В этом случае вам должно быть все равно, какую позу примет собака – будет ли она сидеть, лежать, стоять, пятиться – суть в том, что она не должна выходить за дверь. Некоторым хозяевам такой навык может помочь предупредить бурный вылет на улицу. Если собака тянет за поводок и бросается к двери, не открывайте ее, постарайтесь сделать так, чтобы собака вела себя спокойно и вежливо – мягко оттесните ее назад, встав у двери, или бросьте через нее какое-нибудь лакомство. Но что бы вы ни сделали, не открывайте дверь до тех пор, пока собака не успокоится хотя бы на микросекунду. Так она поймет, что контролируя возбуждение, она получает желаемое, и будет все больше совершенствовать свое умение по мере взросления и с вашей помощью.

Самое главное, но, наверное, самое сложное в процессе обучения собаки контролировать эмоции – это хозяину контролировать собственные. Не обманывайте себя: крича на собаку за то, что она сделала двадцать секунд назад, вы не обучаете ее, вы просто выражаете собственный гнев. Существуют убедительные научные доказательства того, что наш гнев вызывает у животных стрессовые реакции, а собака, находящаяся в состоянии стресса, едва ли будет вести себя хорошо и осознанно выполнять команды. Пытаясь научить собаку контролировать гнев, задайте себе вопрос – как вы сами справляетесь со своим гневом. Периодически нас раздражают коллеги по работе, домочадцы… да мало ли кто может вызвать у нас раздражение. Какова лично ваша реакция? Вы начинаете орать? Или молча пытаетесь взять себя в руки? Надо быть честными перед собственными эмоциями, относящимися к нашим собакам, и признать, что эти эмоции далеко не всегда идеальны, и собаки способны обнаружить худшие стороны нашей натуры.

Если вы считаете, что ваша собака охвачена гневом, ни в коем случае не подливайте масла в огонь своим собственным эмоциональным накалом. Если вы встретились с кажущейся разгневанной собакой или собакой, угрожающей вам «гримасой нападения» и неподвижным телом, очень важно самому сохранять спокойствие. Это не означает, что крик на собаку никогда не помогает – всякий метод может оказаться действенным. Однако большинство собак реагирует на крик повышением уровня возбуждения, а это не в ваших интересах. В таких ситуациях нужны спокойствие и медленные, взвешенные движения.

Если собака похитила вашу вещь и рычит, худшее, что можно придумать, это сорваться на крик: «Плохая собака!» и в бешенстве выхватить вещь у нее из пасти. Вместо этого лучше взять любимые вкусняшки и кидать лакомство в противоположную сторону комнаты, чтобы отвлечь внимание от вещи. Это не решит проблему, но может предотвратить нападение. Затем уже надо пересмотреть семейную политику по расположению вещей в квартире и научить собаку отдавать объекты по вашей просьбе. Не пытайтесь решить вопрос в кризисной ситуации, попытайтесь найти способ обойти эту ситуацию стороной.

Если вы замечаете за своей собакой склонность к гневу и трудности в контроле эмоций, самым разумным решением будет обратиться к специалисту по коррекции поведения. Есть хозяева, которые почему-то уверены, что они без всякой подготовки и специальных знаний могут тренировать собак. При этом, сталкиваясь с тем, что тренировка не получается, они испытывают разочарование и винят в этом, как это ни странно, не себя, а своих питомцев. Вероятно, в таких людях живет наивное ожидание того, что собака будет выполнять любую просьбу вне зависимости от того, обучили ее этому или нет, еще более наивная вера в то, что собаки способны читать наши мысли и понимать нас на каком бы языке мы ни говорили, и самое главное (что хуже всего), искренняя убежденность в том, что каждой собаке внутренне присуще желание бесконечно «радовать» нас. Если вы увидели в этом описании себя – срочно снимите розовые очки и развейте свои иллюзии. Собаки, как дети, должны учиться хорошим манерам, и если вы не справляетесь сами, обратитесь к хорошему тренеру, который с помощью положительного подкрепления не только обучит вашу собаку, но и вам расскажет, как лучше действовать.


О контроле эмоций

    4013 просмотров 0 комментариев Психология собак

Также как и мозг людей, мозг животных представляет собой сложнейшую систему, состоящую из миллиардов нервных клеток и соединений между ними. Мозг формируется индивидуально, на основе многих генетических факторов и собственного опыта индивидуума. Он состоит из множества составных частей, которые есть как у людей, так и у животных. Новые технические возможности позволили буквально заглянуть в мозг животных и наблюдать его работу. Так ученым удалось пронаблюдать эмоциональные реакции и процесс мышления животных на экране компьютеров. Поэтому теперь невозможно сомневаться в том, что наши собаки очень чутко реагируют на все, что их окружает, и до определенной степени способны мыслить. Причем, согласно физиологии мозга, процесс мышления напрямую зависит от эмоций.
Итак, у эмоции существует физиологическая основа — мозг. Поэтому на то, чтобы подавить эмоции собаки, требуются годы целенаправленных наказаний.

Тем не менее, множество хозяев специально ограничивают эмоциональную жизнь собак жесткими мерами, считая, что собак «нельзя баловать» и надо держать «в узде». Например, они не разрешают собаке интересоваться сородичами или запахами, дают им однообразную пищу, говорят с ними грубым голосом и наказывают за малейшую провинность. Эта старая традиция обращения с собаками сохранилась до сих пор по большей части от того, что хозяева не умеют обращаться с эмоциями собаки и специально подавляют их, считая этот метод панацеей от всех проблем поведения.

Современные исследования нейробиологов доказали, что живое существо, лишенное эмоций (например, из-за травм мозга) становится физически и ментально неприспособленным к жизни. Вспомним хотя бы как знаменитый немецкий философ И. Кант тщетно боролся со своими эмоциями: в результате ограничения своей эмоциональной жизни Кант сошел с ума, а его общение с окружающими стало настолько невыносимым, что философ доживал свои дни в полном одиночестве.
Поэтому, вместо того, чтобы подавлять эмоции у собаки, важно научить ее контролировать свои эмоции подобно тому, как это происходит у людей. Контроль эмоций достигается с помощью специальных тренировок.

Контроль эмоций
Многие люди водят свою собаку на тренировку, потому что свято верят в необходимость обучения собаки командам послушания. Однако совместная жизнь с собакой зависит в первую очередь не от того, умеет ли собака сидеть, лежать или прыгать через барьер, а от того, насколько она способна сдерживать, то есть контролировать свои эмоции. Удивительно, что множество собак, прошедших стандартный курс тренировки и сдавших экзамен так и не научились этому!

Отсутствие контроля эмоций приводит к множеству проблем поведения, против которых тренеры старого поколения («дрессировщики») советуют использовать наказания, в том числе изоляцию и электрошоковые ошейники. Например, неумение ходить на поводке, невозможность подозвать собаку на прогулке, убегание от хозяина, плохое поведение в кухне, неконтролируемый лай, попытка гоняться за велосипедами, необузданная игра, которую невозможно остановить, даже если она перешла в драку, неумение спокойно пройти мимо другой собаки или спокойно поприветствовать ее и др. — все эти проблемы возникают по целому ряду причин, однако у всех них есть один общий базис — сильное возбуждение. И, если хозяин вовремя научил собаку контролировать свои эмоции, он может в любой момент прервать нежелательное действие собаки. Так закладывается основа кардинального решения конкретной проблемы поведения. Например, если ваша собака боится велосипедов и каждый раз, увидев велосипед, набрасывается на него, вы сможете предотвратить неприятное столкновение, вовремя переключив внимание собаки на себя, а затем постепенно приучать ее к виду велосипеда. (Как бы вы могли решить эту проблему, если ваша собака в истерике кидалась бы на велосипеды, не обращая внимания на ваш зов или будучи не в силах успокоиться, чтобы принять отвлекающее лакомство?)

Контроль эмоций — это не болезненное ожидание очередного рывка за поводок, неприятной струи воды в нос или удара током. Это навык, который вырабатывается постепенно с помощью упражнений. Положите перед собакой кусочек действительно вкусного лакомства и попросите ее ждать, а через некоторое время разрешите ей взять его. Я использую для этого слова «можно!» или «нет!». При этом я подчеркиваю значение слова интонацией, чтобы собака по тону поняла, что это слово обозначает. Как только собака попытается взять кусочек без разрешения, я снова повторяю «нет!». Сначала мы терпим несколько секунд, потом с каждым кусочком время понемногу увеличивается. Помимо лакомства, можно использовать команду «ждать» в положении сидя или лежа, можно просить собаку ждать разрешения начать кушать или начала игры. При этом я не превращаю жизнь с собакой в постоянное командование и ожидание: упражнения проделываются как бы между прочим, вплетаясь в повседневную жизнь. Собака никогда не получает желаемое, если она пищит, прыгает от нетерпения. Важно, чтобы собака научилась спокойно, без суеты и паники ждать того, что ей хочется — даже если ей хочется очень сильно! Использование языка собаки, сигналов примирения, дает дополнительную возможность четко показать собаке, что ей надо успокоиться. При этом тренировка становится более эффективной.

Когда собака становится неконтролируемой?
Бывают случаи, когда хорошо владеющая собой собака вдруг становится неконтролируемой. Это говорит о том, что произошло какое-то событие, которое негативно повлияло на психическое и физическое здоровье собаки. В таких случаях собака находится в состоянии стресса, и ее ментальные способности, (которые, кроме прочего, обеспечивают контролируемость эмоциий), значительно снижаются. В настоящее время установлено более 40 причин стресса у собак. К таким состояниям относятся в первую очередь плохое питание (в том числе многолетнее кормление готовым кормом), болезнь, сильная психическая травма, длительные физические и ментальные перегрузки и недогрузки (то есть когда собака слишком долго остается дома одна, мало гуляет или наоборот, живет слишком активной жизнью), социальный стресс и др.

Надо также напомнить, что контролируемость собаки зависит также от силы раздражителя. Если, например, мне ничего не стоит удержать свою собаку от погони за зайцем, это не значит, что я смогу удержать ее от погони за белкой - ее любимого развлечения. Если мы можем переключить внимание с проходящего мимо карликового пуделя, это не значит, что мы сможем спокойно пропустить мимо овчарку. Поэтому тренировка на контроль эмоций должна быть постоянной, разнообразной — в разных местах, с приучением к разным животным, во время разных событий. Как и при любой другой тренировке, первые занятия должны проходить в спокойной обстановке, например, дома, а потом, когда собака хорошо научится спокойно ждать желаемого, проводить тренировку в местах с большим числом посторонних раздражителей.

Упражнения на контроль эмоций относятся к базовым: что бы мы ни делали, нам надо владеть этим искусством. Наверное, поэтому хозяева и тренеры до умопомрачения повторяют команды послушания: «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Ждать!». Они надеются этими командами обуздать море эмоций, которое под воздействием стимулов на протяжении всей жизни будет то волноваться, то затихать! Более того: они надеются выдержать скуку «дрессировки послушания»… У нас есть другие предложения тренировки контроля эмоций — с помощью развивающих занятий.

Современная нескучная школа подразумевает обучение контролю эмоций с помощью заданий (их еще называют играми или упражнениями), приближенных к жизни. Таких заданий может быть очень много. Свободная человеческая фантазия воистину не знает границ! Ниже я привожу несколько игр, придуманных мною в процессе адаптации моей новой годовалой собаки &mdach; мальчика по имени Джеф. Джефа спасли из неблагополучной семьи, поэтому поначалу с контролем эмоций дела у него обстояли совсем плохо.

1. «Чем дольше ждешь — тем больше достанется»

Попросите собаку сесть. Положите перед ней кусочек лакомства. Если собака не способна усидеть перед открытым лакомством, лежащим на полу, прикройте его рукой, положите подальше или просто держите его в руке. Важно, чтобы собака хотя бы пару секунд могла ждать, пока ей разрешат взять лакомство. Теперь считайте: 1, 2, 3, 4… До какой цифры выдержит ваша собака, чтобы не схватить лакомство? Теперь начинайте расширять границы ее терпения. Например, собака выдерживает до цифры 4. Считайте: 1, 2 &mdach; добавьте новый кусочек лакомства к кусочку, который лежит перед собакой; 3, 4 — «Можно!» Джеф быстро понял, что чем дольше он ждет, тем больше лакомств он получит. 1…5 — новый кусок — 6…10 &mdach; новый кусок &mdach; 11…20 — «Можно!» Теперь Джефу достается уже не одно лакомство, а целая куча!

Потом мы это упражнение использовали в решении проблемы попрошайничества у стола. Нет, Джеф не просил у стола: он просил, сидя на столе! Обещание получить много еды за то, что в течение обеда собака спокойно просидит на полу, помогает решить проблему. Подробнее о процессе решения этой проблемы вы можете прочитать в моем блоге.

2. Собираем лакомства с пола: получишь все, если дождешься разрешения


Попросите собаку сесть и ждать (см. рис.). Положите перед ней 2-3 или более лакомства в ряд, причем первое лакомство положите возле собаки, но на таком расстоянии, чтобы она не схватила его сразу. Потом кладите в ряд второе, третье и т. д. Если собака схватила первое лакомство, пока вы выкладывали последующие, сразу соберите все лакомства: если ты не ждешь, то ты ничего не получишь. Сделайте паузу и повторите упражнение. Постарайтесь организовать его так, чтобы у собаки все-таки хватило терпения подождать, пока вы разложите весь ряд. В этом случае она сможет понять: «Если я жду, я получу все лакомства!» Учтите, что это упражнение может фрустрировать собаку. Поэтому оно не подходит для пугливых собак и собак с пониженной толерантностью к фрустрации.

3. «Фанты»

Это упражнение не только приучает собаку терпеливо ждать, но и показывает всю прелесть взаимодействия с хозяином. С другой стороны, хозяин обучается доверять собаке и развивает свою фантазию.

Приготовьте лакомства и несколько простых предметов небольшого размера, например, несколько пластиковых стаканчиков, мисок, носков, перчаток и т. д. Разложите их перед собакой и попросите ее выбрать любой из этих предметов. Некоторые собаки способны принести выбранный предмет, некоторые указывают на него носом или трогают. Выбранный предмет и будет фантом. Сделайте из него небольшую развивающую задачку, которую собака была бы способна решить за пару секунд. Например, в носок можно положить лакомство и попросить собаку достать его. Носок можно также сложить или скатать клубком и вложить лакомства в получившиеся складки. Стаканчик можно перевернуть, положив под него лакомство. Его можно опрокинуть на бок и вложить лакомство внутрь. Можно поставить и бросить лакомство внутрь. Можно накрыть стаканчик тряпкой или завернуть в нее. Его можно даже спрятать и попросить собаку отыскать! Придумывайте задачки для всех фантов, которые выберет собака. «Использованный» фант откладывайте в сторону, чтобы собака не выбирала его снова: она же выучила, что этот предмет означает лакомство!

4. «Вытащи, но только аккуратно!»


Возьмите предмет с длинными ячейками или просто несколько пластиковых стаканчиков. Заверните лакомство в бумажку и вставьте в каждую ячейку или стаканчик, оставляя кончик бумажки сверху (для захвата зубами). Чем лучше собака усвоит упражнение, тем меньший кончик бумаги должен оставаться на поверхности. Тогда собаке придется действительно сильно сконцентрироваться, чтобы ухватиться за него. Если собака действует аккуратно, дайте ей захватить бумажку. Если же она суетится, быстро убирайте предмет, делайте паузу в несколько секунд и снова предлагайте его собаке. Можно также взять коробку из-под яиц, бросить туда лакомства, по одному в каждую ячейку, и попросить собаку аккуратно достать их.

5. «Аккуратная собака»

Возьмите хрупкий предмет. Я использовала шарик для шарикового бассейна и плоскую игрушку, сшитую из ткани. Сядьте рядом с собакой и попросите ее взять предмет в рот или притронуться к нему. Вознаграждайте ее лакомством, только если она сделает это аккуратно. Если собака суетится и делает резкие движения, убирайте предмет. Сделайте паузу в несколько секунд и снова предложите его.

6. Открываем коробку носом


Возьмите коробку с крышкой. Для начала немного приоткройте крышку, чтобы собаке легко было ее открыть. Поднесите коробку к носу собаки и попросите ее открыть крышку носом: «Носом!» Если собака действительно начнет пытаться работать носом, вознаградите ее. Если же она начнет действовать зубами, лапой и т. д., быстро уберите от нее коробку, подождите пару секунд и снова предложите ей попробовать открыть коробку носом.

7. Разворачиваем полотенце — только аккуратно!


Это упражнение изначально предназначалось для спокойных собак, которые способны вдумчиво раскатывать полотенце, толкая его носом. Но мы используем его для выработки терпения у неспокойных собак. Возьмите полотенце. Скатайте его, вкладывая через каждые два-три сантиметра кусочки лакомства. На начальном этапе собаке будет интересно играть, только если вы буквально нафаршируете его лакомствами. Теперь возьмите полотенце в руки и попросите собаку раскатать его. Если собака делает аккуратные движения, позволяйте ей раскатывать дальше и угощаться. Если же собака торопится, быстро отодвигайте полотенце, делайте паузу в несколько секунд и предлагайте собаке снова попробовать раскатать его. При желании можно не скатывать полотенце, а сложить его каким-то произвольным образом.

8. Использование развивающих ковриков


Я сшила собаке развивающие коврики. Такие коврики помогают собаке сконцентрироваться и успокоиться. Интересно, что сам процесс подготовки коврика (вкладывание лакомств в детали коврика) тоже стал упражнением на контроль эмоций: собаке ведь не терпится поскорее приступить к поиску лакомств! Попросите ее сесть и ждать, пока вы разложите лакомства. Когда вы закончите этот процесс, разрешите ей начать игру. Конечно, нетерпеливая собака будет пытаться прорваться к коврику раньше времени. Тогда у вас есть несколько вариантов действий: вы можете остановиться и прекратить выкладывание, можете попросить помощника придержать собаку, можете убрать неготовый коврик, сделать паузу на несколько секунд и снова попытаться подготовить его. Я использовала четвертый вариант: я все время просила собаку подождать у коврика в положении сидя. Но дождаться конца подготовки коврика она смогла только через два месяца, когда ее контроль эмоций улучшился в целом. Теперь я могу просто показать ей жестом, что коврик еще не готов (сигнал «Останавливающая рука»). Надеюсь, собака и тут поняла: чем дольше ждешь у коврика, тем больше лакомств в нем окажется.

9. Все хорошее начинается, когда ты хорошо себя ведешь!

Это упражнение учит контролю эмоций и вас самих. Если собака хочет что-то получить и мечется возле вас от нетерпения, подождите, пока она успокоится. Только тогда выдайте ей то, что она хочет.

10. Наблюдаем за шариками

Для этого упражнения я тоже использовала шарики для шарикового бассейна. Попросите собаку сесть и ждать. Медленно опустите шарик на пол и слегка подтолкните его, чтобы он покатился. Сможет ли собака наблюдать за ним, не срываясь с места? Если да, то вознаградите ее за терпение. При последующих повторениях постепенно увеличивайте скорость шарика. Далее добавьте новые шарики.

11. «Жди, сейчас будешь искать!»

Я также использую это упражнение, чтобы помочь собаке справиться со страхом одиночества, приучая ее постепенно оставаться одной. Хотя эта проблема еще не решена, собака уже научилась справляться с одиночеством в течение 1-2 минут, что нам кажется уже большим достижением. Попросите собаку сесть и ждать. Можно попросить ее выйти из комнаты. Скажите ей: «Жди, сейчас будешь искать!» Закройте на секунду дверь и быстро спрячьте лакомство или предмет для поиска. Теперь попросите собаку найти его. Учтите, что собаку нельзя обманывать! Если вы решите действительно оставить собаку одну и уйти, используйте другой ритуал.

12. Наблюдение

Мы наблюдаем окружающий мир. Просто сидим на улице и смотрим, что там происходит, стараясь ни на кого не лаять и никого не фиксировать взглядом. Если взгляд Джефа все-таки задерживается на ком-то, я глажу его и отвлекаю. Иногда нам приходится отсаживаться на большее расстояние от волнующего объекта.

13. Ограниченное пользование некоторыми игрушками

Так как Джеф часто портит игрушки, я ввела правило: после развивающих игр все игрушки отправляются в шкаф, даже если они очень нравятся собаке. В распоряжении Джефа остаются только «зубонепробиваемые погрызушки». Хотя такое правило может привести к побочным явлениям: если привлекательные игрушки малодоступны, они становятся особенно привлекательными. Это иногда срывает тренировку, потому что Джеф пытается насладиться запретной игрушкой и не может сконцентрироваться на задаче.

14. Вежливый подход

Я не разрешаю своей собаке подходить к другим собакам, если она не способна сделать это медленно. Но я пытаюсь помочь ей, выполняя правила вежливости за нее. Например, я сдерживаю ее поводком и позволяю приблизиться к другой собаке только медленно. Иногда мы встаем сбоку от дороги, чтобы собаки не встретились в лоб. Иногда я сама провожу Джефа по дуге по отношению к другой собаке.

Дальнейшее обучение вежливости собаки проводят сами. Поэтому выбирайте для встреч сородичей с хорошими коммуникативными качествами — с достаточно большим репертуаром сигналов примирения. На них не должно быть удавок, хальти, строгих ошейников или электроошейников, так как от такой амуниции собака испытывает боль или ожидает неприятных ощущений, отчего ее контроль эмоций снижается. Ваша собака должна быть в шлейке, чтобы чувствовать себя комфортно. Неплохо иногда выйти на прогулку без собаки и спокойно знакомиться с другими собачниками. Тогда вы можете заранее подготовить подходящий круг собачьих друзей.


15. Не давайте собаке долго бездельничать!

Безделье раздражает, особенно если собака активна и любит учиться. Если собака бегает по квартире и занимается ерундой, делайте с ней простые развивающие упражнения в течение 15-20 минут несколько раз в день. Если мне надо быстро утомить собаку, которая еще не может активно тренироваться, я предлагаю ей развивающую дорожку: интенсивная стимуляция подушечек лап быстро утомляет. Если собака уже умеет хорошо концентироваться, предложите ей поисковую игру. При желании вы можете заняться и другими упражнениями: методики интересных и полезных навыков вы найдете в программе издательства «Догфренд».

От чего зависит способность контролировать свои эмоций?

Способность контролировать эмоции зависит:

  1. от состояния организма: в стрессе мы себя плохо контролируем, так что не надо требовать этого от собаки! Щенки, подростки, пожилые и больные собаки контролируют себя хуже.
  2. от степени развитости собаки: чем больше собака знает окружающий мир, тем увереннее она себя чувствует и тем меньше стимулов ей кажутся пугающими. Поэтому не нужно считать, что вы научите собаку контролю эмоций только командами, без тщательного знакомства с окружающим миром. Как раз наоборот: собаки, которых только и дрессируют на послушание, не давая свободно двигаться и узнавать разнообразие мира, хуже контролируют свои эмоции.
  3. от качества контакта с хозяином: чем хуже контакт, тем хуже контроль эмоций. Как известно, у социальных животных проблемы контакта приводят к стрессу.
  4. от физической развитости: чем лучше животное владеет своим телом, тем лучше оно контролирует свои эмоции. Для каждого из нас найдутся стимулы, под воздействием которых мы не можем себя контролировать. Вспомните, какие стимулы всегда оказываются сильнее вас? Тогда вам проще будет простить собаке ее «огрехи»!

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Профиль
  • Избранное

Гиперактивность

Излишне эмоциональные и энергичные собаки причиняют своим хозяевам немало хлопот. Они возбуждаются невероятно быстро, а потом не могут успокоится. Срываются в погоню за кошкой и никак не реагируют на безрезультатные крики несчастного хозяина. Дома они воют и устраивают погром. Сами владельцы и окружающие люди считают, что собака дурно воспитана. Чаще всего такую собаку пытаются "перевоспитать" при помощи наказаний и запретов, она оказывается на пожизненном поводке, в строгаче и наморднике. А владельцы мучаются угрызениями совести за то, что они не сумели вырастить хорошую собаку. Истинная причина такого поведения - это не мягкотелость и безволие со стороны хозяина, не отсутствие строгой дрессуры и армейской муштры, она кроется совсем в ином.

Когда-то я сама наступила на те же грабли. Далее речь и пойдет о моей собаке, восточноевропейской овчарке Росе страдавшей приступами гиперактивности.

Щенком Роса была самым обычным, жизнелюбивым, прыгучим, с плещущей через край энергией, всюду сующей свой нос. Всегда охотно играла с собаками, хоть с маленькими, хоть с большими. К людям относилась прекрасно, со всеми ладила и льнула к каждому, кто обращался к ней с ласковым словом, да и сейчас она совсем не изменилась.

Она жила с нами в обычной сталинской двушке, с нашей семьей и кошкой. У меня была уйма времени для нее: мы с ней много гуляли, ездили в лес, на реку. Особых проблем с поведением не было, кроме может быть излишней эмоциональности, что выражалось хватанием за одежду и за руки. Но в тот момент я не обратила на это внимания, т.к. вплотную с гиперактивными собаками не сталкивалась. В тот момент нужно было просто пустить ее энергию в нужное русло, больше занимать мозг развивающими играми, увлекать поиском. Но воспитательный процесс пошел по стандартной схеме: курсы ОКД.

Первое, что пытались скорректировать на этих курсах — ее прыжки и хватание за рукав. Велели сильно ее одергивать, валить на землю, прижимать, смотреть в глаза. Усиленно разучивать команды «нельзя» и «рядом». Хотя инструктор видел, что Роса очень возбудимая, не делал скидку при отработке выдержки, непослушание каралось опять же наказанием (рывки, укладывание). По мере взросления, стала проявляться агрессия к собакам. Советы для "избавления" не отличались разнообразием: наказывать, дергать, кричать. Т.е. решение любой поведенческой проблемы сводилось к рывку поводком, окрику, укладыванию на землю плюс стремление к четкому выполнению команд, муштре. В конце концов, даже лакомство запрещали давать. Кроме того, рекомендовали строгачи и удавки, но я их не надевала. Бить не велели, слава богу, но считая, что у собаки железная нечувствительная шея, дергать приказывали очень сильно. Стандартный набор, практически везде одно и то же.

Не нужно быть знатоком собак и их психологии, что бы понять, что такие методы просто глупы, невежественны, калечат психику собаки и приводят к прямо противоположному эффекту. Мне часто задают вопрос, почему же я делала это? На тот момент, не имея возможности альтернативного обучения, я купилась на имеющееся предложение. Заниматься с собакой всегда не только важно, но интересно и полезно, поэтому, как ответственный владелец я отправилась на площадку. Другое дело, что инструкторы просто не знали, что можно как-то по другому обучать собаку. Каждый по своим причинам. Я ощущаю огромную вину перед своей собакой, но я приобрела полезный отрицательный наглядный опыт, как не надо обращаться с собакой. К тому же с того момента началось мое становление как тренера и зоопсихолога.

Несколько месяцев «коррекции» на площадке — и я получила практически неуправляемую в обычной жизни здоровенную овчарку, и к тому же агрессивную к животным. Не имея возможности правильно выпустить свою энергию, испытывая раздражение от постоянных запретов, Роса просто изливала свой негатив на более слабых и маленьких. В какой-то момент наступило прозрение, что эффекта от того что я делаю, не просто нет, а все стало гораздо хуже.

Проблемы сводились к следующим:

- Агрессия к собакам, особенно к мелким, и кошкам.

- Собака тянет поводок.

- Истерики: прыжки на меня, сильно хватает за руки и одежду.

Много времени я провела, собирая по крупицам знания о природе такого поведения. Постепенно вычленились некоторые решения, которые мы стали применять на практике

1. Гиперактивность

Выкинула из головы все, что раньше в нее было вбито относительно дрессировки, муштры и прочих прелестей стандартной школы. Приняла собаку такой, какая она есть со всеми недостатками и проблемами поведения, имеющимися на тот момент. Забыла про свои эмоции.

Набралась бесконечно много терпения. Сознаюсь, такая собака может на прогулке свести с ума кого угодно, но ругать ее бесполезно, занервничаешь сам - занервничает собака. В нашем случае это приводило только к прыжкам на меня, окружающих. В общем, как говорил Карлсон: Спокойствие, только спокойствие!

Отныне для меня ее поведение стало делиться на две категории: Хорошо и Ничего. Т.е. если собака делает то, что мне надо, это Хорошо!, а если ведет себя плохо, то безо всяких эмоций увожу ее прочь и отвлекаю на поиск игрушки или какую-нибудь развивающую игру.

Исключила на время по максимуму раздражители, которые у Росы вызывали бурные эмоции: всех собак и кошек обходила стороной, на таком расстоянии, которое не вызывало бы у Росы всплеска эмоций.

Поводок сделала максимально длинным, на собаке надет простой кожаный широкий ошейник (в идеале - шлейка). У собаки должно быть достаточно свободы, но она должна оставаться контролируемой. На прогулке я позволяла ей все обнюхать, ведь она жаждет новой информации, пищи для ума. Когда мы шли гулять в малознакомое место, она с увлечением и азартом все-все обнюхивала, рассматривала, знакомилась с новыми объектами. Поэтому я позволяла ей удовлетворить свою потребность исследовать новую территорию, получить новые впечатления, избежав при этом конфликта, наказания и взаимного недоверия. К тому же новые территории позволяли ей заполнить информационный вакуум, хоть собака не сидела одна дома весь день, прогулка - это практически единственное средство восполнить недостаток информации.

Часто у гиперактивных собак новые ощущения и места вызывают неконтролируемый всплеск эмоций. Если это так - не водите ее часто в новые места, а при знакомстве контролируйте эмоции при помощи спокойных игр и поиска.

Одновременно увеличила количество ментальных нагрузок. Я поняла, что у такой собаки нужно много занимать ум, а не мышцы. Неумеренная физкультура приводит к перевозбуждению, что чревато прыжками и кусанием за одежду. Сильной стороной Росы оказался поиск, работа носом. На прогулку мы идем с мячами и другими игрушками, которые интересно найти. Главный важный результат в таких играх - мы обрели с ней контакт! Книга Анне Лилл Квам Королевство Запахов очень помогла мне.

Дома мы тоже практиковали развивающие игры (абсолютно любые, направленные на работу носом и логику) и массажи (тут никакой хитрости нет, я просто аккуратно мну и перекатываю кожу, следя чтобы собаке не было больно или неприятно).

Еще один важный момент в обращении с гиперактивной собакой: если хочешь выучить правильное поведение, необходимо дождаться, пока эмоции утихнут. Пример: на Росу сам факт прогулки влияет возбуждающе, независимо где, когда и сколько мы будем гулять. Идем на прогулку, беру в руки поводок, Роса начинает нарезать круги, прыгать и стонать. Сажусь на стульчик, и тихо жду пока собака не успокоится. Дальше поводок спокойно прицепляется и можно идти гулять. Со временем количество кругов перед выходом заметно уменьшилось: собака привыкла выходить спокойно.

Никакие успокоительные препараты не применяла.

2. Агрессия к кошкам

Если честно, я не понимаю до конца, что именно побуждает Росу бегать за кошками - охотничий инстинкт, игра, или дрегие причины.. Но, так или иначе, когда из-под носа выскакивает мелкий объект и пускается наутек, желание догнать и схватить у нее зашкаливает. Это не так важно, мне нужно было, чтобы кошки стали Росе неинтересны. Я стала делать следующее:

Главное: никогда не акцентировать внимание на кошках! Я хочу, чтобы она знала: есть кошка, но в ней нет ничего особенного, их много, как деревьев на улице. Я не обращаю на них внимания, и ты не обращай, лучше давай поищем мяч.

Когда мы шли на прогулку, как бы между прочим мы посещали те места, где часто сидят кошки, но мне нужен был только их запах, саму кошку как раздражитель я на время убрала. Я позволяла Росе обнюхать все-все, чтобы нанюхалась до отвала, чтобы интерес к запаху пропал, и он стал естественной неотъемлемой частью окружающей среды.

Если Роса видела кошку издалека и настораживалась, я предлагала ей игру в поиск мяча или что-то с лакомством. Я предполагала, что когда есть занятие поинтереснее, чем шмыгающие кошки, она и занимается игрой, а не кошками, т.е переключится. Мяч я носила с собой, он «специальный», т.е. доставала его, только если нужно переключить с нежелательного поведения. Впоследствии, я просто стала делать вид, что мне кошка «до лампочки», просто занималась своими делами, как будто что-то интересное нашла. Роса тут же забывала про кошку и заинтересовывалась тем, что делаю я. Т.е. учила ее на своем примере, что кошки не интересны.

Если все-таки собака среагировала, просто брала покрепче поводок, уходила, звала за собой, будто ничего не случилось и кошка это совсем не интересно. Частично цель была достигнута — если кошка не под носом, Росу, даже если она смотрит и напрягается, стало легко позвать за собой. Возможно окончательно избавить собаку от страсти погонять кошек не получится, но зато можно обучить ее "держать себя в руках". Так, по крайней мере, собака сможет среагировать на ваши слова, ее можно будет переключить

3. Агрессия к собакам, особенно к мелким

С собаками происходило примерно то же самое, но тут было проще. Роса уже хорошо разбиралась в языке тела и достаточно скинула излишнюю эмоциональность. С большинством адекватных взрослых собак она общалась спокойно, проблему представляли только агрессоры, рвущиеся с поводков (не все, только мельче ростом), или убегающие собаки. В первом случае Роса сразу заводится, во втором реагирует как на кошку - догнать и поймать. С крупными собаками проблем почти не возникало, Роса либо демонстрировала сигналы примирения, либо они просто обнюхаются и разойдутся.

К слову: сейчас Роса гуляет без поводка, в спокойных условиях она способна познакомиться или мирно разойтись почти с любой собакой.

4. Тянет поводок

Когда стали проделывать все описанное в пункте 1 проблема решилась сама собой. Плюс советы из книги Тюрид Ругос Моя собака тянет поводок, особенно про смену направления движения. Больше ничего не потребовалось.

Если я не удовлетворяла какую-то потребность Росы, она протестовала. Просто могла начать напрыгивать на меня, хватать за поводок и рукав, щипать за кожу. Если этот «приступ» не предотвратить, начиналась буквально истерика, остановить которую можно было только схватив ее крепко в охапку и держать. Сигналы примирения в таком случае не работали. Собака просто "глохла", так сильно захлестывали ее эмоции. На площадке это называли доминированием и агрессией по отношению к хозяину, но это не агрессия. Мне это больше напоминает истерику капризного ребенка в детском мире, которому не купили 100501-ую машинку. Он валится на пол, молотит по полу ногами и вопит «хочу-хочу-хочу!»

Проблема исчезла, после увеличения ментальных нагрузок. Самый простой способ предотвращения — избегание спорных ситуаций. То есть пока Роса не научилась терпеливо выжидать достаточно долгое время, стоя на одном месте, лучше было не пытаться заставлять ее делать что-то — прыжки повторялись. Тут уже возник вопрос постепенной тренировки контроля эмоций. Тут еще главное поймать момент, читать язык жестов. Когда Росе некомфортно, она показывает сигналы, которые я быстро научилась различать: беспокойство, пристальный взгляд в лицо, растянутые губы и открытый рот, напряжение. Ее нужно расслабить, переключить. Иногда помогает массаж, иногда игра, поиск чего-нибудь. Главное не доводить до конфликта.

6. Страх одиночества

Роса очень плохо переносила уход из дома всех членов семьи. Даже несмотря на то, что с ней была вторая собака — Цера (я взяла ее только из-за Росы, чтобы у нее была компания). Игрушки с едой внутри и погрызушки помогали, но ненадолго. Иногда она даже не обращала на них внимание, потому что стоило уйти хотя бы на 15 мин, она устраивала погром, писала на кухне, царапала двери. А потом уже, утешившись, грызла игрушки.

Но после всей вышеизложенной программы реабилитации, ее деструктивное поведение сошло на нет. Они с Церой очень хорошо остаются дома одни. Изредка бывает и вынимают перчатку или туфлю, но не портят. Наверное, просто на них спят.

Таким образом мы добились на 90% идеального поведения. С Росой стало очень приятно и комфортно гулять по улице. Мы с ней не нервничаем. Теперь я умею быстро справляться с непредвиденными ситуациями. Роса получает удовольствие от общения с себе подобными — по большей части собаки не нервируют ее, она теперь знает, как правильно себя вести с ними. В то же время она не потеряла свою живую энергию и жизнелюбие. Ей по-прежнему все интересно, и хочется всюду сунуть нос. Мы понимаем друг друга, и она уже не устраивает истерик, если я не позволяю ей зайти за трансформаторную будку, где полно битых стекол. За все это время я ни разу не заругалась на нее. Вывод: не ругань корректирует поведение!

Все недостатки - пережитки прошлого, думаю, со временем постепенно сойдут на нет.

Виновником неприятностей с собакой является владелец. Замечая у щенка излишнюю эмоциональность или перевозбуждение не пытайтесь подавить или отругать его. Найдите причину такого поведения. Пересмотрите свое расписание или если вы чувствуете, что не в состоянии справится сами, обратитесь к правильному тренеру. Важно как можно быстрее научить собаку контролировать эмоции, ведь восстанавливать ее гораздо сложнее, чем не допустить нежелательное поведение.

Также повышенная возбудимость может являться следствием ряда заболеваний (например, щитовидной железы). Покажите собаку вашему ветеринару.

Итак, в виде заключения подытожим:

Для того, чтобы восстановить гиперактивную собаку требуется:

- Привести нервную систему собаки в равновесие (убрать факторы стресса, увеличить ментальные нагрузки, добавить упражнения по релаксации)

- Научить собаку контролю эмоций (в первую очередь на собственном примере).

- Научить альтернативным видам поведения.

Статья написана для сайта Догфренд. Продублирована и отредактирована автором.

Домашние животные являются неотъемлемыми спутниками людей. Чтобы они стали верными и любящими компаньонами, необходимо знать, что в себя включает психология собаки: основы и какие особенности таит в себе характер любимца.


Психология животных определяет их инстинктивное и индивидуальное поведение
  1. Особенности психологии собак
  2. Что такое психология собак
  3. Защита территории
  4. Типы поведения
  5. Родительская забота о щенках
  6. Зоопсихология
  7. Иерархическая структура
  8. Индивидуальность собаки
  9. Особенности собачьих эмоций
  10. Отношения с человеком
  11. Психология пород
  12. Психология и воспитание
  13. Факты о психологии собак, которые вы не знали

Особенности психологии собак

Любому владельцу четвероного друга нужно понимать, что собака — это, в первую очередь, животное с присущей ему психикой и особым поведением, отличным от человеческого. Так, собачья психология базируется на:

  • Природных инстинктах, свойственных всем живым существам. Инстинкты имеют доминирующее значение.
  • Рефлексах или реакциях организма на воздействие окружающей среды.
  • Приобретенном жизненном опыте: собаки успешно поддаются обучению и воспитанию.

Что такое психология собак

Психология собак раскрывает то, как животные воспринимают окружающий мир, какие имеют потребности, как складывается их характер в ходе жизни. Наука изучает их инстинкты и особенности обучения, отношения с себе подобными, с одной стороны, и человеком — с другой.

Собачья психика содержит все виды эмоциональных проявлений и интеллектуальных процессов.

Защита территории

Многие животные, в том числе собачки, чувствуют свою территорию и встают на защиту ее границ. Сторожевая собака будет следить за порядком на участке, внимательно относиться к посторонним, оповещая лаем о появлении незваных гостей. Уличный пес будет охранять двор, а домашний — квартиру, которую воспринимает как личные владения.

Типы поведения

Каждой собаке характерно демонстрировать определенные стереотипии. Часто можно наблюдать такие виды поведенческих реакций:

  • Коммуникационное: взаимодействия с сородичами. Сюда относятся и маркировочные, и демонстрационные поступки.
  • Половое поведение — действия, касающиеся особи противоположного пола с целью спаривания и продолжения рода.
  • Охотничье — поиск и выслеживание добычи, а также защитное, то есть сохранение улова.
  • Комфортное — поведение, направленно на заботу о себе. Например, животное облизывается, моет и чистит лапы, стряхивает воду или мусор с шерсти, потягивается и т. д.

Родительская забота о щенках

Половое созревание у кобелей начинается с 6 и заканчивается в 12-18 месяцев, самки готовы к рождению малышей уже с 1-1,5 лет. При появлении малышей родители с полной отдачей занимаются заботой и научением щенков.

Главенствующая роль отводится самке: она кормит и согревает их, вылизывает, охраняет и контролирует передвижения, ограждая от травм. В ходе взросления потомства самец показывает детям, как нужно охотиться, учит бегать и преодолевать разные препятствия.


Собаки — очень заботливые родители

Зоопсихология

Зоопсихология — большой раздел психологии, изучающей проявления и закономерности психики животных. Это находит отражение в изучении их восприятия, эмоций, внешнем поведении и отношении с сородичами и людьми.

Также наука занимается сравнительными исследованиями психики животных и человека. В контексте данной статьи можно говорить об особой ветви в науке — зоопсихология собак: обучение и воспитание.

Иерархическая структура

В среде собак, наподобие волчьих стай, существует некая социальная лестница и действуют законы иерархии. Старшему самцу подчиняются все остальные собаки. Если питомец живет в домашних условиях, то люди начинают становиться для него значимой группой, а хозяин воспринимается как глава семьи, которого необходимо слушаться.

Индивидуальность собаки

Каждые пес имеет свой набор врожденных и приобретенных качеств, которые делают его уникальным. Такие базовые факторы, как наследственность и специфика внешней среды, определяют темперамент и закладывают характер животного. Под действием них питомец может быть ласковым и дружелюбным или пугливым и даже агрессивным. С помощью воспитательных мер владелец может в определенной степени корректировать поведение собаки.

Особенности собачьих эмоций

Четвероногим питомцам характерны многие из известных эмоциональных реакций. Псовые могут чувствовать:


  • Радость, которая обычно проявляется вилянием хвоста и общим возбужденным состоянием. Так они реагируют на сородичей-друзей или значимого человека, на приятные события — кормление и прогулки.
  • Грусть: проявляется в вялом и подавленном поведении, сниженном аппетите, опущенной голове и хвосте. Животное очень тоскует в одиночестве и без общения с хозяином.
  • Аналог стыда, или страх наказания. Если питомец нашалил, он прячется, старается не смотреть человеку в глаза, опускает уши и ложится, начинает скулить.
  • Ревность. В присутствии другого животного или маленького ребенка питомец пытается обратить внимание владельца на себя. Однако, собачья ревность научно не подтверждена.
  • Злость. Если на собаку или хозяина нападают или покушаются на личную территорию, животное инстинктивно защищается — рычит, лает, прижимается к полу, демонстрируя готовность к атаке.
Четвероногие товарищи дружелюбны не только по отношению к сородичам, но и к человеку

Отношения с человеком

К людям собаки испытывают нежные чувства, быстро привязываются и воспринимают хозяина как своего вожака. Они требуют заботу и внимание, хотят быть значимыми и нужными. Оставаться в одиночестве для собаки не только скучно, но и дискомфортно, так как это существа социальные, для них свойственно жить в стае.

Щенку особенно сложно быть в уединении без человека, который фактически заменяет ему родителя. В случае, когда питомец должен некоторое время пробыть один в помещении, ему оставляют пищу и воду, а также собачьи игрушки для развлечения.

Психология пород

Любая собака индивидуальна, однако конкретным породам свойственна некоторая предсказуемость в поведении. Например:

  • Комнатно-декоративные варианты отличаются небольшими размерами, они веселы, активны и любознательны.
  • Компаньоны — верные и дружелюбные четвероногие товарищи, с удовольствием идущие на контакт с людьми.
  • Служебные — собаки-защитники. Наблюдательны, оберегают человека и его семью, четко знают свое место; нуждаются в руководстве со стороны хозяина. Могут проявлять агрессивность по отношению к незнакомым людям и другим животным.
  • Охотничьи: характерна подвижность, выносливость и высокий интеллект.

Психология и воспитание

Дрессировка играет важную роль в становлении характера и поведении животных. Психика собаки подвижна и, как у людей, закладывается с раннего детства: адекватный возраст для начала обучения — 1-2 месяца отроду.

Собака должна откликаться на свое имя и знать основные команды: «Ко мне», «Дай лапу», «Гулять», «Рядом», «Сидеть», «Нельзя» и другие. Собака учится, глядя на поведение окружающих, поэтому хозяин — главный пример, на который она ориентируется. Однако, животное не просто подражает, а пользуется накопленным опытом. Именно на основе него строится обучение: положительные реакции подкрепляются, отрицательные — запрещаются.

Факты о психологии собак, которые вы не знали


Некоторые привычные факты о собаках являются мифами

Что еще могут рассказать зоопсихологи о собаках: 5 интересных фактов:

  • С психологической точки зрения, животные не испытывают чувство вины.
  • Собаки умеют дружить.
  • Питомцы могут успокоить себя и окружающих.
  • Собаки способны на эмпатию и сопереживание.
  • Псы очень умны: они имеют отличную память, замечают взаимосвязи между событиями и могут прогнозировать.

Понятие «зоопсихология собак» необходимо изучать не только специалистам, работающим в данной сфере, но и владельцам четвероногих животных. Хозяину будет намного проще заботиться о своем питомце, легче заниматься и обучать его, если он хорошо знаком с устройством психики собаки.

Читайте также: