Как называется портрет собаки

Опубликовано: 29.04.2024

«Марко на накрытом для завтрака столе королевы». (1893 г.) Автор: Чарльз Бартон Барбер.

Роль собаки в истории развития человечества и в истории живописи в разные эпохи

 Бог загробного мира Анубис с собачьей головой.

Изображения собак встречались еще в наскальных рисунках первобытных людей, а это было около 4500 лет до нашей эры. И что примечательно, изображались первые собаки весьма схематично и лишь отдаленно напоминали образы современных собак. Лишь в живописи Древнего Египта у изображаемых на­чинают появляться знакомые черты. В то время образ собаки в живописи носил сакральный смысл – с собачьей головой изображался бог загробного мира Анубис.

Античная вазопись.

В Римской империи роль собаки заключалась в охране жилища. Став домашним животным, собака стерегла иму­щество и помогала на охоте, всегда была готова исполнить любое прика­зание своего хозяина, верная и всецело ему преданная. Изображали собак в своем большинстве могучими, грозными псами, которые и близко не подпу­скали к дому чужаков.

Позже, вплоть до самого Средневековья, собаки исчезли с полотен художников.Такое отношение к ним было обусловлено сложившимся в обществе мнением о собаках как существах злобных, агрессивных и вечно голодных, пожирающих различную падаль.

«Охотники на снегу». Питер Брейгель.

И что уж говорить о мусульманах, у которых собака считалась нечистым животным, олицетворяющим силы зла и смерти. В странах Азии к собаке относились и до сих пор относятся своеобразно: то почитают, то презирают, то считают божеством, то. кулинарным блюдом.

Но как бы там ни было в средние века отношение к собаке кардинально поменялось. Четвероногий друг вновь появился на кар­тинах и гравюрах, правда, чаше всего в сво­ре. Живописцы изображали сцены охоты королей в сопровождении несколь­ких псов, хоть на самом деле числен­ность королевских стай порой доходила до 1000 особей.

«Охота на оленя». Автор: Paul de Vos Staghunt.

И невзирая на то, что живопись была реалистична, не всегда можно было распознать породу собаки, которая изображалась. Хотя каждый тип собак имел свое предназначение. Так, к примеру, гончие использова­лись лишь для нахождения и преследова­ния зверя. Легавые участвовали в соколиной охоте, а до изобре­тения огнестрельного оружия их использо­вали для охоты с сетью.

«После охоты». Автор: John Sargent Noble

 «Натюрморт с собакой и битой дичью у розового куста». Автор: Депорт Франсуа.

В эпоху Возрождения в живописи собака уже представлена другом чело­века и его компаньоном. На полотнах появляются небольшие левретки и прочие карликовые собаки, ластящиеся к своим хозяйкам, развлекающие их, сидящие у ног или на коленях, благосклонно принимающие от хозяина проявления нежности и любви.

 «Дети короля Карла I.» Автор: Антон Ван Дейк.

Пик популярности собак во времена Ренессанса зашкаливал. Каких их только не изображали на картинах 16 века: от крошечных живых игрушек и изящных левреток до псов внушительных размеров. Собака и человек очень сблизились. И типичной была сцена того времени: уст­роившись в ногах собравшихся за столом гостей, собака поедает объедки с празднично­го стола.

«Подмастерье». Автор: Alfred William Strutt.

Отныне к собакам относятся как к настоящим товарищам, и живописцы всех стран пишут с них портреты. Особенно трогательны и интересны работы выполненные с маленькими детишками.

«Друзья». Автор: Жан-Батист Грёз.

К концу 17 столетия, количество пород основательно возрастает, особенно маленьких размеров, так как интерес к охотничьим собакам немного поугас. В особенном почете стали спаниели, полюбившиеся сильным мира сего. С течением времени любовь к собакам достигла такой силы, что им уже посвящали отдельные полотна. А некоторые художники и вовсе начали специализироваться на изображении животных, став анималистами.

Автор: Брайтон Ривьера.

Впечатляет реалистичность изображения собак с точки зрения анатомии и выразительности: присущие каждой породе позы и мимика достоверно взяты с натуры. Иногда картины были специально созданы для увековечения памяти животного. Как правило, это были любимцы монархов и состоятельных людей.

«Охотничьи собаки».

В 19-20 веках королевские стаи крупных охотничьих собак на художественных полотнах уступают место в основном животным-компаньонам, а также пастушьим и сторожевым собакам. Манера изображения четвероногих любимцев склоняется к сен­тиментальности.

«Офицер с собакой». Автор: Бунин Наркиз Николаевич.

Однако свое творчество посвящали собакам не только мастера кисти, а поэты и писатели. Им посвящено множество чудесных поэтических строк, которые в полной мере отражают их сущность и значимость для человека.

Приходишь вечером домой — разбит, уставший и голодный.
Переступаешь свой порог, ногой нащупав пол холодный.
Нет настроения, нет сил, бросаешь сумки обречённо —
И вдруг, как вихрь, под ноги ком несётся и моргает сонно.

«Утешитель». Автор: Брайтон Ривьера

Два уголька горят от счастья, и хвост мелькает, как стрела.
И забываешь про ненастье, про все заботы и дела.
Протянешь руку — и прижмётся холодный, мокрый нос к руке,
И сердце радостно забьётся, и кровь пульсирует в виске!

«Преданность». Автор: Briton Riviere.

Как хорошо, что есть на свете такие верные друзья.
Они наивные, как дети, их обижать никак нельзя.
Ведь им претят людские страсти, предательство и суета.
Им не нужна погоня к власти, и жажда денег им чужда.

«По секрету». Автор: John George Brown.

Уж если любят — без корысти, уж если служат — от души.
Большие доги и мастифы, ротвейлеры и малыши —
Все, независимо от роста, от возраста и от пород —
Наверно, скажем очень просто, что это весь собачий род.
И, может, всё же прав поэт? Не верится, что это враки —
Чем ближе узнаёшь людей, тем больше нравятся собаки…

«Специальный адвокат». (1893 г.). Автор: Charles Burton Barber.

«Маленькие шпионы». Автор: Briton Riviere.

«Малыши». Автор: Robert Dawson

«Принудительное образование». Автор: Briton Riviere.

«В мастерской художника». Автор: Константин Маковский.

«Спасенная». Автор: Эдвин Ландсир.

Автор: Чарльз Бартон Барбер.

 «Спокойной ночи!» Автор: Артур Элсли.

 «Вечерний чай». Автор: Артур Элсли.

 «По пути из школы». Автор: Чарльз Бартон Барбер.

«Борзая». Автор: Чарльз Бартон Барбер

 «Друг человека». Автор: И.Е. Репин.

Так или иначе, собака была и остается неиссякаемым источником радости и вдохновения не только для хозяев, а и для многих мастеров анималистической живописи. И любовь к ним со стороны всего общества возрастет с каждым годом.

Генриетта Роннер-Книп - бельгийская художница-анималистка, посвятившая более 30 лет написанию портретов котов и кошек, свою карьеру начинала с живописи собак.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

-Рубрики

  • АКВАРЕЛЬ (51)
  • АРХИТЕКТУРА (42)
  • АФОРИЗМЫ (91)
  • БАТИК (6)
  • ВИДЕО (121)
  • ВСЕ О ЖЕНЩИНЕ. (25)
  • ГЛАМУР (21)
  • ГРАФИКА (86)
  • ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО (62)
  • ДЕТИ (32)
  • ДИЗАЙН (29)
  • ЕДА (18)
  • ЖЕНЩИНА. (113)
  • ЖИВОПИСЬ (216)
  • ЖИВОТНЫЕ (91)
  • ЗДОРОВЬЕ (78)
  • ЗНАКОМСТВА И ЛЮБОВЬ. (81)
  • ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ (24)
  • ИСТОРИЯ (31)
  • КОСМЕТИКА (1)
  • КУКЛЫ! (21)
  • ЛИТЕРАТУРА (24)
  • МОДА (24)
  • МОЙ ДНЕВНИК (12)
  • МУЖЧИНА. (32)
  • МУЗЫКА (74)
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ (22)
  • НЕВЕРОЯТНОЕ (66)
  • НОВОГОДНЕЕ (36)
  • НУЖНОЕ И РАЗНОЕ. (19)
  • ПОЭЗИЯ (137)
  • ПРАЗДНИКИ (21)
  • ПСИХОЛОГИЯ (145)
  • ПУТЕШЕСТВИЯ (208)
  • РУССКОЕ. (22)
  • СКУЛЬПТУРА (8)
  • СОВЕТЫ (34)
  • УМЕЛЫЕ РУЧКИ (47)
  • ФОТО (292)
  • ЦВЕТУЩИЙ САД (150)
  • ЦВЕТЫ (7)
  • ЭРОС (46)
  • ЮМОР (110)

-Музыка

-

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

Собаки в живописи. Эволюция образа.

Этот пост никак не претендует на исследование, скорее - беглый взгляд, не более. Изображение животных в европейской живописной традиции - это отдельная большая тема, и даже рассмотрение ее частного случая - изображение собак - потребовало бы немало времени и усилий. А потому я лишь пунктирно намечу самые общие контуры этой темы. Начну с моего любимого художника Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525 - 1569). Его знаменитая картина "Охотники на снегу" (Jagers in de Sneeuw, 1565; доска, масло. 117×162 см).

Усталые охотники возвращаются домой, увязая в глубоком снегу. Охотничьи собаки плетутся за ними, одна из них повернула голову и смотрит прямо на зрителя (на художника?). Охотники (их одежда), собаки, стволы деревьев, стены ближних домов - всё выдержано в единой темно-коричневой гамме. Группа охотников и стая охотничьих собак составляют единое целое. Их путь задан общим вектором движения группы, и взгляд зрителя, перемещаясь в направлении их движения, видит цель пути - деревню, в которую спускается группа. Возвращаясь к "героям" этого поста - собакам - можно сказать, что они, не слишком выделяясь, но и не теряясь в общей композиции картины, прекрасно выражают общий настрой и гармонично связаны с целым.

Питер Брейгель. Охотники на снегу (1565)


На знаменитой картине Ван Дейка рядом с королевскими детьми сидит их верный телохранитель - огромный мастиф, размером с хорошего теленка. Сын Карла I (будущий Карл II) царственно положил ему на голову свою руку. Какой бы ни была крупной собака, взгляд зрителя неизбежно возвращается к выразительным лицам детей. В правом нижнем углу картины мы видим еще одну маленькую собаку, прямо над ней находится младенец, который тянется ручкой к мастифу. Взгляд зрителя, таким образом, возвращается к крупной собаке, находящейся почти в центре композиции. Однако, в самом центре картины художник поместил лицо юного принца, и именно оно становится "опорной точкой" картины, постоянно приковывающей взгляд.

Антон Ван Дейк (1599 - 1641). Дети короля Карла I (1637)

Герард Терборх (17 в.) - один из главных мастеров голландской жанровой живописи, и на картине мы видим типичную жанровую сценку: женщина моет руки, служанка льет воду из ковшика, в нижнем левом углу картины пристроилась небольшая комнатная собачка. Небольшой размер, неподвижная поза, композиционное расположение в углу картины превращают ее почти что в элемент интерьера.

Герард Терборх (1617 - 1681). Женщина, моющая руки.
TERBORCH_Gerard_Woman_Washing_Hands


Никак не могу оторваться от нидерландской живописи. Еще один замечательный голландский художник 17 века - Сэмюэл Диркс ван Хогстратен с его прекрасной картиной "Вид в коридор". Взгляд буквально "проваливается" в анфиладу комнат, прочерченную в центре картины. Мы видим сразу три животных: комнатная собачка, которая находится в центре картины на переднем плане и смотрит прямо на зрителя; попугай в клетке, подвешенной к потолку, прямо над собакой, и кошка в правой части картины. Прутья клетки напоминают решетки на окнах, сквозь которые в комнаты льется яркий свет. В правой, более освещенной, части картины мы видим беседующих даму и кавалера (мужчина отражается в зеркале). На ступеньках лестницы, ведущей на второй этаж, лежит скомканный листок (возможно, письмо), а рядом с собачкой стоит щетка. Все эти детали задают основные сюжетные линии этой жанровой картины, а собачка на первом плане, взглянувшая на внезапного гостя (=зрителя), как будто готовится звонким лаем нарушить уединенный покой любовной встречи.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен (1627 - 1678). Вид в коридор.
HOOGSTRATEN_Samuel_van_View_of_a_Corridor

Ну вот, мы и ушли от голландцев. Бартоломе Эстебан Мурильо (17 в.) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Безусловно, главный герой его известной картины "Мальчик с собакой" - это мальчик из простонародья, весело разговаривающий со своим любимцем. Взгляд собаки, занимающей незначительную часть картины, обращен на мальчика. И взгляд мальчика, который занимает бОльшую часть картины, обращен на собаку. Таким образом, именно "разговор", общение ребенка и собаки представляет собой главную тему картины. Сама собака играет подчиненную роль и явно не доминирует в картине.

Мурильо (1617 - 1682). Мальчик с собакой (1650-60)

Ну а теперь - британцы. Если учитывать английскую сентиментальность и любовь к животным, то становится понятным, почему эта тема занимает такое большое место в британской живописи.

Крупнейший британский живописец и теоретик искусства Уильям Хогарт (1697 - 1764) написал свой знаменитый "Автопортрет" в 1745 году. Здесь мы видим пример давней традиции портретирования с животными. Характерная барочная композиция картины превращает ее в "картину в картине": мы видим портрет Хогарта, а на переднем плане расположены детали, относящиеся к жизни художника (в частности, книги, изображенные на картине, — тома Шекспира, Свифта и Мильтона — демонстрируют приверженность художника английской литературе). При этом вопреки типично барочному представлению человека при всех регалиях, указывающих на его общественное положение, Хогарт изобразил себя в домашней одежде, без парика, в компании своего любимого мопса Трампа. Тем самым художник хотел сказать, что для него гораздо важнее не официальный статус человека, а его частный мир, не его роль в обществе, а индивидуальность и характер, и роль его любимца в выражении этой идеи очевидна.

Уильям Хогарт. Автопортрет (1745)


Английский (а точнее - шотландский) художник Филипп Рейнегл (1749 - 1833) специализировался главным образом на анималистике и пейзажной живописи. За свою долгую жизнь он оставил более 250 изображений животных и птиц. На представленной ниже картине мы видим не просто "жанровую сценку" с участием собаки. И даже не портрет "с участием" собаки (как у Хогарта). Мы видим портрет самой собаки! Обратим внимание на это смещение акцентов.

Филипп Рейнегл. Портрет необычной музыкальной собаки (1805).


Сэр Эдвин Ландсир (19 в.) был исключительно популярным и успешным живописцем викторианской эпохи, любимым художником королевы Виктории. Его самая известная работа - скульптуры бронзовых львов на Трафальгарской площади в Лондоне. Но подлинную славу ему принесли картины, на которых он изображал животных. В 19 веке активно обсуждалась тема наличия разума и высших психических способностей у животных, и Ландсир, вполне в духе философии своего времени, изображал их наделенными разумом и почти человеческими эмоциями. (Кстати, любопытно, что в честь Ландсира назвали породу собак, которых он часто рисовал, способствуя тем самым их популярности. Эта разновидность ньюфаундленда так и называется "ландсир"). На картине "Спасённая" собака и впрямь выглядит почти как человек. ))

 (700x451, 49Kb)

Эдвин Ландсир (1802 - 1873). Спасенная.


Эту же тенденцию мы можем увидеть и в работах английского художника Джона Эммса. Я имею в виду тенденцию изображения животных, переживающих почти человеческие чувства. Его знаменитая картина "Фоксхаунды и терьер на конюшне" (1878) - яркий тому пример.


Джон Эммс (1841 - 1912). Фоксхаунды и терьер на конюшне.

В середине 19 века в Великобритании становится очень популярна живопись, изображающая сцены даже не просто из повседневной, а именно из домашней жизни. Средний класс, набирающий силу, предпочитал видеть сценки из жизни детей, особой любовью пользовались картины, изображающие игры детей с домашними животными. Артур Джон Элсли (1860 - 1952) был одним из самых известных и успешных художников позднего викторианского периода, писавшим такие картины. Его полотна с незатейливыми сюжетами, милыми, узнаваемыми героями и их очаровательными питомцами при жизни художника стали сверхпопулярны: многие картины тиражировались с помощью репродукций, их публиковали в качестве календарей, использовали в журналах, на открытках и приглашениях. Любопытный момент биографии Элсли, пожалуй, состоит в том, что успех пришел к нему после того, как он женился. Именно его жена и их единственная дочь стали постоянными моделями его самых известных картин. Изображая свою семью, он и создавал образ счастливого викторианского детства.

На мой взгляд, на примере этого художника хорошо видно, как живопись сползает в кич. Но это именно переходная форма. Живопись Элсли находится на границе между искусством и кичем: еще не совсем кич, но уже и не искусство.


Артур Элсли (1860 - 1952). Спокойной ночи!
Elsley_Arthur_Good_Night



Обратим внимание на то, что собаки становятся всё более "человечными", а люди (в данном случае - дети) - всё более и более кукольными.


Незваный гость
Elsey_Arthur_John_An_Uninvited_Guest

Вечерний чай
Elsley_Arthur_Tea_Time

Он не укусит тебя!
Elsley_Arthur_John_He_Won_t_Hurt_You


На картине "Собаки егеря", на мой взгляд, особенно хорошо видна "кукольность" лиц детей.

Собаки егеря
Elsley_Arthur_The_Huntsmans_Pet


Новое платье
Elsley_Arthur_The_New_Dress


Я уделила столько внимания этому художнику не потому, что он мне нравится, а потому, что, на мой взгляд, Элсли - переходная фигура в процессе "сползания" изображения животных в область кича. Как я уже писала выше, его работы носят промежуточный характер, причем, не все они равноценны. Некоторые работы "ближе" к собственно искусству, некоторые - тяготеют к кичу.


Домашние любимцы
Elsley_Arthur_Family_Favourites


Британский живописец Артур Вардл также, как и Элсли, прославился изображением животных. Только в отличие от Элсли, он писал не только домашних, но и диких животных. Но нас сейчас интересуют собаки.

Очаровательная светская дама с бессмысленным личиком отправилась на дневную прогулку в сопровождении любимых собачек. Легкий сюжет, безликая манера письма. Вовсю идет процесс коммерциализации искусства.

Артур Вардл (1864 - 1949). Дневная прогулка.
Wardle_Arthur_Afternoon_Promenade


На следующей картине мы видим всё ту же "детскую" тему в разработке интересующего нас сюжета. Интересно сравнить эти картины (дети и собаки) с картинами, например, Ван Эйка или Мурильо, представленными выше в посте. Я сейчас имею в виду даже не манеру письма (ясно, что масштаб этих художников не сопоставим). Очень показательно изменение самих сюжетов подобных картин. Казалось бы, Ван Эйк писал на заказ парадный портрет королевских детей. С формальной точки зрения - чисто коммерческая живопись))) Однако нельзя не восхититься не только мастерством живописца, но и психологической глубиной образов. Казалось бы, Мурильо изображает жизненную сценку, "разговор" мальчика с собакой (на картинах английских художников тоже есть этот сюжет). Но как тонко и мастерски подана эта тема.

Смотрим, что происходит дальше. Вот на картине Гарольда Пиффарда мы видим ту же самую тему: "разговор" девочки со своей собакой. Без комментариев))

Гарольд Пиффард (ум. 1938). Хочешь кусочек? Скажи "гав"!

На мой взгляд, большинство работ Чарльза Бартона Барбера - это чистый кич. Правда, следует сразу оговориться, что хронологически последовательности здесь нет: он жил раньше Элсли, и если считать именно Элсли переходной фигурой между искусством и кичем, то Барбер выбивается из этого ряда. Тем не менее, на мой взгляд, в данном случае логика развития живописи и хронология не совпали. "Кичевость" большинства работ Барбера очевидна. Сюжеты становятся всё проще и проще. Манера письма - всё менее индивидуальной.

Чарльз Бартон Барбер (1845 – 1894). По пути из школы (1883).






Ну а эту картину я бы озаглавила "Здравствуй, кич. ". Вот он, дорогой наш. В чистом виде, кич как он есть)) Слащавый сюжет, кукольный персонаж, благостная атмосфера, безликая манера письма и явный расчет на эмоциональный отклик в широких массах))


Честно говоря, после этой картины мне захотелось вернуться в начало поста и "умыться" родниковой водой настоящей живописи. Вернуться к глубине и холодной строгости Брейгеля, тонкой и доброй улыбке Мурильо, ироничной и умной усмешке Хогарта. Возможно, это захотелось и не только мне. )

Составлен на основе комментариев в моем инстаграмме, вы тоже присоединяйтесь, если какого хорошего пса в живописи мы забыли упомянуть. Знатоки пород приглашаются для комментирования со своей, профессиональной точки зрения.



Откуда
"Портрет герцогини Альба в белом"


Любопытный факт: у аристократов мода на эту собаку идет со времен Франциска I (16 век) [1]

Федор Решетников, 1952
дворняга (?)


Любопытный факт: подобно тому, как мишки у Шишкина дописаны Савицким, говорят, что в "Опять двойка" собака тоже не авторская, а написана Аркадием Пластовым.

Кранах, 1514
предположительно -- модно побритая малая львиная собака (geschorenes Löwchen[2])


Откуда
"Генрих Саксонский и Катарина Мекленбургская" (парные портреты)

Любопытный факт: это одна из старинных пород ручных собачек, она известна с 15 века, и постоянно присутствует в произведениях искусства как аксессуар богатых.

Гейнсборо, 1777
"Померанский шпиц и щенок"


Любопытный факт: Гейнсборо нарисовал отдельный портрет собак своего друга Абеля как гонорар за то, что тот учил его музыке.

Брюллов, 1832
левретка


Откуда

Любопытный факт: изящные левретки -- такая старинная порода собак, что их изображения находят и в Древнем Египте, и Помпеях. И, конечно, это тоже атрибут роскоши.

Тициан, 1538
континентальный той-спаниель[3]


Откуда
"Венера Урбинская"

Любопытный факт: считается, что собачка в этой картине символизирует верность (супружескую), а само полотно написано к свадьбе.

Кустодиев, 1922
французский бульдог



Любопытный факт: для картины пса заставляли позировать специально, ему показывали кошку, и он настораживался, становился в стойку и внимательно смотрел в нужную сторону. Своих бульдогов (их было много) Шаляпин вообще обожал и таскал с собой на гастроли всю свору.

Э. Г. Ландсир, 1831
ландсир


Любопытный факт: картина называется "Достойный член гуманного общества" и изображает пса, который спас 23 утопающих людей за 14 лет. Эта порода собак была впоследствии названа в честь этого художника.

Константин Сомов, 1926
какая-то мелкая собачка №1


Откуда
"Портрет Елены Питс-Билибиной"


Любопытный факт: изображенная женщина, жена парижского банкира Джозефа Питтса, очень стеснялась своей сильной близорукости и стеснялась этого при позировании. Сомов предложил ей держать очки в руках (обратите внимание на толщину линз). Кстати, модель -- малоизвестная русская художница, которая успела вроде бы побыть женой Ивана Билибина (там все сложно, он женился много раз, я запуталась). Но в 1917 году она решила, что с нее хватит, и эмигрировала. Устроилась, видите, норм. Дожила до 1974 года.

Серов, 1903
французский бульдог


Откуда
"Портрет Феликса Юсупова-мл".


Любопытный факт: все члены семьи Юсуповых позировали Серову с животными - мама Зинаида со шпицем, папа Феликс с белым конем. Кроме брата Николая, он один -- и его портрет вышел самым неудачным.

Джакомо Балла, 1912
похоже на таксу

Футуристическая картина, сконструированная с помощью метода хронофотографии, называется "Динамизм собаки на поводке", и она является одной из важнейших работ футуризма.


Любопытный факт: у собаки на картине одновременно видно 8 хвостов.

Михаэл Сова, 2001 (?)
мелкая собачка №2


Любопытный факт: сюрреалистическая картина создана специально для знаменитого фильма "Амели".

***
Тащите в комменты своих любимых и знаменитых псов! Сразу картинками, чтобы красиво было. Давайте полюбуемся.
Называйте породы! Если знаете.
Давайте решим, какая собака в искусстве - самая лучшая / милая / красивая?

Зачем фотографировать собак

Нас часто спрашивают: почему мы фотографируем собак? Но правильнее было бы задать вопрос: зачем люди заказывают портреты псов? Объяснений этому достаточно много. Одно из самых простых — на память. Люди, которые заводят собаку не для рабочих целей, а в качестве компаньона, воспринимают её как полноценного члена семьи, у которого наравне со всеми должна быть своя красивая фотография — она сможет занять почётное место в семейном альбоме или в красивом паспарту на стене. Вообще, портреты собак очень хорошо вписываются практически в любой интерьер и много говорят о хозяине, и его отношении к своим питомцам. А портреты наших клиентов не только яркие и сочные по цветам, но и отличаются высокой детализацией и резкостью, отчего их хочется долго рассматривать.

Как делать портреты собак, и что для этого нужно

Ещё одна причина, по которой люди интересуются подобными портретами — желание сделать запоминающийся и оригинальный подарок. Сертификат на подобную фотосъёмку всегда выручит, если вы не знаете, как удивить друга-бизнесмена; или заводчика, который в прямом смысле слова фанатеет от той породы собак, с которой работает.

© Bow Wow Photo

Введение

Собаки, как и люди, могут похвастаться богатой палитрой эмоций, которые особенно ярко проявляются вне естественных условий обитания, например, в рамках фотостудии. Во время съёмки животные могут волноваться, нервничать, смущаться, радоваться или, наоборот, грустить. Всё это легко «читается» на их морде. Поймать эмоцию, показать, что собаки не так уж сильно отличаются от людей, а внешне даже чем-то похожи на своих хозяев — вот главная цель фотографа. Для нас портрет питомца — это возможность показать его характер и подчеркнуть индивидуальность.

© Bow Wow Photo

© Bow Wow Photo

Стиль съёмки

Мы учились рекламной фотографии на годовом профессиональном курсе, и в наших портретах собак есть эта рекламная составляющая.

© Bow Wow Photo

© Bow Wow Photo

Нам такой стиль нравится и мы стараемся его придерживаться, хотя, в первую очередь, думаем о клиентах и стремимся удовлетворить их пожелания. Иногда технически сделать это непросто: даже в самых оснащённых студиях периодически приходится идти на компромисс по оборудованию. Но в любом случае клиент получит отличные портреты своей собаки, и только мы будем знать, что можно было сделать ещё лучше.

Техника

Мы работаем в студии, иногда на выезде со студийным оборудованием. У нас есть принцип: сделать максимально качественную картинку, чтобы в процессе ретуши не исправлять свои ошибки, а подчёркивать достоинства модели. Для этого мы используем ресурсы фотостудий по максимуму. У нас всегда много источников света, стоек, крепежей, панелей, «флагов» и фрострам. Если честно, мы чувствуем себя не комфортно, если у нас в распоряжении меньше шести приборов. Софтбоксы не используются, потому что дают слишком узнаваемый рисунок.

© Bow Wow Photo

Наш подход к съёмкам можно описать одной фразой: «чем сложнее — тем интереснее». Короткошёрстные собаки похожи по отражению света на глянцевые поверхности, с ними хорошо работают, например, приёмы для съёмки металлических объектов. Это могут быть большие панели, расположенные как можно ближе, и несколько приборов жёсткого света под углом к панели за ней. Длинношёрстные собаки — это как волосы и мех. Для того, чтобы выделить такие фактуры, нужно ставить контровой свет. Мы используем просветные или отражающие панели, или ставим сдвоенные приборы (что ещё больше увеличивает их количество). Почти всегда используем подсветку сверху. Из объективов обычно используем 50 мм для больших собак и 85 мм или 100 мм для маленьких пород. Как правило, за собакой стоит прибор, который светит на фон, от которого до модели получается примерно 1,5-2 метра, поэтому, чтобы вместиться, широкоугольная оптика не используется.

Поведение собак

Мало людей уделяют должное внимание дрессировке своих собак. Иногда в студии наступает полное игнорирование хозяина. К этому ещё добавляется незнакомая обстановка и внезапные для собаки вспышки и звуки приборов. Поэтому периодически случаются съёмки, во время которых бóльшая часть времени уходит на то, чтобы «уговорить» собаку немного посидеть на одном месте, а не нарезать круги по студии. Также как и люди, собаки «зажимаются», и это очень видно на фотографиях. Мы прикладываем все усилия к тому, чтобы модель успокоить и расслабить. Но большинство собак всё-таки довольно спокойно реагируют на студию и с интересом её изучают. Чтобы собака быстрее привыкла к новому помещению и новой атмосфере, мы даём ей как-то время спокойно побегать по студии, всё изучить и посмотреть. Сама же фотосессия проходит с перерывами для собак, во время которых они могут расслабиться, поиграть и перекусить. Если нам нужно добиться чего-то конкретного от собаки, мы, в первую очередь, просим помочь хозяина. Подсказываем, где надо стоять, что делать. Когда выступаешь в роли наблюдателей, съёмочный процесс проходит спокойнее и идёт на пользу картинкам. Но, конечно, если это необходимо, мы всегда сами тоже активно взаимодействуем с животными. Таким образом, присутствие хозяина во время съёмок решает сразу две задачи: успокаивает собаку и помогает сконцентрировать её внимание на себе.

© Bow Wow Photo

© Bow Wow Photo

Отбор, обработка

На съемках обычно используется ноутбук, поэтому уже во время съёмки можно примерно представить, что можно будет выбрать. Но всё равно на отбор снимков после фотосессии уходит много времени. Отбор, на самом деле, даже важнее самой обработки. То, что мы выбираем, и есть наш авторский стиль. Этому гораздо сложнее обучиться, чем тому, что мы делаем в студии и в фотошопе.

Алгоритм работы в фотошопе всегда примерно одинаковый. Сначала делается частотное разложение на два слоя. В слое нижних частот, цветном, хорошо можно выровнять цвет фона. Мы уделяем фону большое внимание. В верхних частотах обычно чистим шерсть и пыль с пола. После этого корректирующими слоями и масками делаем цветокоррекцию. Стандартные инструменты: Curves, H/S и Selective color. Очень помогает планшет, когда нужно делать локальные коррекции. На обработку уходит примерно 1,5 часа. Получается достаточно много манипуляций, но правильно назначенные горячие клавиши сокращают затраты.

© Bow Wow Photo

Итоги

Надо смотреть и читать всё, что нравится, постепенно сложится картина: что хотелось бы снимать и как. Два самых главных момента — это правильное представление о том, из чего складывается результат, и подготовка. Если есть чёткое представление о том, какая должна быть картинка, а под рукой все необходимые инструменты, то всё получается так, как должно быть. Всегда могут возникнуть спонтанные трудности: собаки могут сильно бояться, или хозяин откажется помогать. Но если всё остальное отлажено идеально, то с этим будет проще справиться. Уверенность в процессе должна передаваться хозяевам, а от них собакам. Тогда весь процесс приносит удовольствие и отличный результат!

Охотники Брейгеля, часовой Фабрициуса, мопс Хогарта, вериги из Переславля-Залесского

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565. Музей истории искусств, Вена

Только не путайте этих охотников с "Охотниками на снегу" Питера Брейгеля Младшего, что довольно трудно. Попробуйте сориентироваться по собакам ― у Старшего они совсем унылые. Эта картина из цикла "Времена года" из шести картин (сохранилось пять). Три из них находятся в собрании Музея истории искусств в Вене. Здесь, понятное дело, зима. Видимо, уникальная резкость картины завораживала кинорежиссеров и часто цитировалась многими, от Тарковского в "Зеркале" до Триера в "Меланхолии". В оригинале на льду, говорят, видны тени людей. Это в пасмурную-то погоду!


Птицы на воле и в ловушке, собаки и охотники ― все и впрямь очень меланхоличны. Охотникам практически без добычи (одна лиса на всех) явно неприятно смотреть влево, в сторону костра, где опаливают домашнюю свинью, и даже дети при деле. Меланхоличный пейзаж вряд ли писан с натуры, но жизнь здесь пока идет своим чередом, люди возят хворост, тушат пожар, катаются на коньках и санках. Питер Брейгель Старший отсылает нас не только к Ларсу фон Триеру, но и к недавней лекции Бориса Гройса в Киеве насчет того, что искусство давно готово к концу света. А мы все никак.

Антон ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта. Около 1634–1635. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


Фламандец Антон ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене и был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями. В десятилетнем возрасте его отдали в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена. Попозже он испытал сильное влияние Рубенса, у которого тоже работал помощником, а потом уж ― влияние венецианской школы. Ван Дейк написал столько изящных парадных портретов, что его можно считать причастным к самоубийству этого жанра. "Портрет Джеймса Стюарта" (1632) ― прекрасный тому пример. Элегантный герцог, не менее элегантно написанный, много теряет рядом со своей живой и непосредственной собакой. На собак парадность, к счастью, не распространялась.

Герард Терборх. Женщина, моющая руки. 1665. Дрезденская галерея


Герард Терборх ― мастер жанровой живописи голландской школы. Оставил множество сцен из крестьянской жизни, писал доярок и коров, но с конца 1640-х начал специализироваться на интерьерах с небольшим числом действующих лиц. Художник сильно нуждался и, понятно, в качестве моделей часто использовал круг близких людей, в частности, сестру Гезину. Скорее всего, именно она и ее собачка изображены на картине. А картины на стене, скорее всего, принадлежат кисти самого Герарда. Жаль, резкость здесь не та, что у Брейгеля Старшего. Собачка на редкость мила и держится с большим достоинством. В еe глазах легко прочесть: "И в бедности достойна добродетель". То же мы читаем в облике дамы. Дамы и их собачки часто пребывают в полном согласии, что и увековечил внимательный голландский художник.

Сэмюэл Диркс ван Хогстратен. Вид вдоль коридора. 1662. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания


Ученик Рембрандта, писатель, поэт, учtный, теоретик искусства. Одновременно с Сэмюэлом в мастерской Рембрандта учился Карел Фабрициус, благодаря общению с которым Хогстратен увлекся перспективой и разными эффектами по обману зрения. В этой области он как раз и прославился. Знаменитой стала "перспективная коробочка", внутри которой можно через смотровое отверстие увидеть миниатюрное изображение интерьера типичного голландского дома. Впрочем, его традиционные картины вроде "Вида вдоль коридора" тоже часто построены на эффектах перспективы.

Карел Фабрициус. Часовой». 1654. Художественный музей, Шверин


Самый известный ученик Рембрандта. Его судьба экзотически трагична ― он с семьей взорвался на пороховом погребе. Сохранилось всего десять картин этого художника. К числу шедевров принадлежит виртуозная композиция "Часовой" и маленькая картина "Щегленок" с контрастом тщательно прописанного насеста и несфокусированной птички. Обе работы написаны в один год. Картина "Часовой" знаменита сложным решением света и тени ― солнце энергично вламывается в городское пространство и весьма своевольно организует перспективу. Часовой с ружьем тем временем сладко спит. Трогательная черная собачонка заняла промежуточную позицию ― неподвижная, как часовой, она выражает сложную гамму чувств от праздного любопытства до преданности и живого укора.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Мальчик с собакой. 1650–1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Знаменитый испанский живописец, глава севильской школы. Испытал влияние ван Дейка, Веласкеса, с которым дружил, и итальянской школы, конечно. Оставил огромное наследство ― более 400 картин разных жанров. Среди них сценки из народного быта и повседневной жизни детей, обитателей севильских улиц. Картина "Мальчик с собакой" из этой серии. Для испанского бытового жанра характерны крупнофигурная композиция и отсутствие сюжетного действия. В образах Мурильо легко улавливается нотка сентиментальности. Между этим портретом и "Портретом Джеймса Стюарта" тридцать лет и вся Европа. Присутствие собаки подчеркивает те серьезные изменения, которые произошли в живописном портрете.

Уильям Хогарт. Автопортрет с мопсом Трампом. 1745. Галерея Тейт, Лондон


Хогарта часто называют основателем национальной английской школы живописи, хотя никто из младших соотечественников не был его прямым учеником. Художник смело экспериментировал с композицией, колористическим решением, манерой наложения мазка. Знаменитый "Автопортрет с собакой" напоминает скульптурный бюст, хотя построен им как натюрморт, центральную часть которого занимает овальное изображение, расположенное на стопке книг, среди которых, конечно, Шекспир. Большое влияние на Хогарта оказала идея Просвещения о том, что с помощью творчества можно искоренять пороки. На переднем плане помещены любимый пес Хогарта — Трамп и палитра с нанесенной на нее волнистой линией, которую художник почему-то называл "линией красоты". Трамп, подобно хозяину, строг и печален ― мир так не совершенен. И заметьте, как выгодно сам Трамп отличается от нынешних мопсов. В наше время Хогарту поставили памятник, естественно, с Трампом, хотя последнего несправедливо задвинули за фигуру художника. Думаю, Хогарт этого не позволил бы.

Филипп Рейнегл. Портрет музыкальной собаки. 1805. Музей изобразительных искусств штата Вирджиния, США


Удивительный художник, который в какой-то момент испытал отвращение к портретной живописи и в итоге стал успешным анималистом. Нечего добавить.

Артур Элсли. Собаки егеря. Около 1908. Частная коллекция


И в наше время любовь к собакам может сыграть злую шутку с живописцем. Если бы Артур Элсли не так заметно предпочитал собак людям, его живопись определенно выиграла бы. А теперь она, по общему мнению, находится на границе между искусством и китчем: еще не китч, но уже и не искусство. На картине "Собаки егеря" видна неприятная кукольность лиц детей (мне кажется, иногда это заметно на картинах нашего Перова). Да и сам егерь не так хорошо выглядит, как его собаки. Хотя получше детей-то…

Эдмунд Блэр Лейтон. Леди Годива. 1892. Национальный фонд Дирхэм-парк, Великобритания


Эдмунд Лейтон ― художник второй волны прерафаэлитов. Эта картина ― единственная, известная мне, где легендарная леди Годива полностью одета. И единственная картина, где собаки изображены сзади.

Легендарная леди была женой графа Леофрика, одного из самых влиятельных людей Англии и приближенного короля Эдуарда Исповедника (XI век). Уполномоченный монархом, граф собирал непомерные налоги с подданных. До наших дней дошли исторические свидетельства о жестокости графа к неплательщикам ― вплоть до смертной казни! Благочестивая Годива упрашивала мужа изменить поведение, и однажды, будучи очень пьяным, Леофрик обещал сделать это, если жена проедет обнаженной на лошади по улицам города Ковентри. Он был абсолютно уверен, что известная монашеским поведением Годива не решится на такой поступок. Но она решилась. Правда, попросила жителей города закрыть в этот момент ставни. По легенде, жестокий граф устыдился и сделался много мягче.

В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, сохранившийся и по сей день.

История о леди Годиве несколько напоминает известную жителям Переславля-Залесского легенду о жестком сборщике налогов Никите. Этот мытарь был так упорен и жесток, что однажды благочестивая жена его увидела в борще руки-ноги несчастных жертв, на что тут же указала Никите. Тот ужаснулся и со свойственным ему упорством твердо встал на путь праведника. Сегодня Никитский монастырь в Переславле хранит его вериги, которые оказались полезны для излечения одержимости (практик экзорцизма).

Читайте также: