Как называется собачья упряжка на севере

Опубликовано: 17.04.2024

Собачьи гонки на упряжках по сей день считаются популярным видом спорта во всем мире. Но мало кто знает, зачем возникла потребность в использовании ездовых собак еще до появления соревнований. В данной статье подробно рассказано, как называется собачья упряжка, откуда возникли гонки на псах и какие существуют для этого правила.


Гонка на упряжках
  1. Упряжка для собак – история возникновения
  2. Дисциплины и классы гонок
  3. Правила проведения соревнований
  4. Породы собак для езды в упряжках
  5. Снаряжение
  6. С чего начинать тренировки
  7. Метод 1 из 4: оборудование
  8. Метод 2 из 4: груз
  9. Метод 3 из 4: альтернативный метод
  10. Метод 4 из 4: запрягите собаку в сани или скутер
  11. Терминология
  12. Постромки для собак своими руками

Упряжка для собак – история возникновения

Идея гонок на собачьих упряжках появилась в Северной Америке. В конце 19 века штаты Аляска и Юкон охватила золотая лихорадка, и искателям нужно было быстро доставлять провизию в отдаленные места. Доставкой занимались каюры (погонщики) и псы. Животных запрягали в специальные нарты, но не все породы могли выдержать такую большую нагрузку.

Еще одним толчком послужила эпидемия дифтерита в 1925 году в городе Ном (Аляска). С помощью собак в город стали доставлять вакцину – это был довольно быстрый вид транспорта. Первыми ездить на собаках начали 2 профессиональных гонщика – Леонард Сеппала и Гуннар Каасен. Сеппала отравился из города с упряжкой из чукотских псов, вожаком которой был Того. На обратном пути их заменил Каасен с вожаком упряжки Балто, который оказался быстрейшим из всех собак.

С тех пор собачья упряжь относится к известному на весь мир виду спорта. В 20 веке соревнования были даже частью олимпийских игр.


Использование собак для перемещения

Дисциплины и классы гонок

Состязания подразделяются на дисциплины, классы и категории. Дисциплины бывают зимние и летние.

  • упряжки;
  • скипуллинг – 1-4 собаки запряжены в маленькие сани;
  • скиджоринг – гонки лыжников с использованием 1-2 псов.

  • каникросс – бег человека с собакой;
  • скутер/самокат – использование человеком данных видов транспорта с привязанным и бегущим впереди псом;
  • дог-картинг – животное тянет тележку с человеком или грузом;
  • байкджоринг – езда человека на велосипеде с привязанной и бегущей впереди собакой.

Класс гонок определяется количеством участвующих псов:

  • не лимитированный – любое количество собак;
  • лимитированный – определенное количество животных;
  • спринт – заезд на короткую дистанцию с 4, 6 или 8 псами;
  • для юниоров – участникам (людям) должно быть не более 18 лет;
  • дистанционный – средняя дистанция – до 500 км, длинная дистанция – от 500 км;
  • с отягощением – перевозка груза в санях;
  • эстафета – в ней участвует несколько команд;
  • спортивное ориентирование – гонка на незнакомой территории по карте или компасу;
  • пешая гонка – человек привязан к собаке, бежит за ней пешком;
  • многодневная гонка – несколько дней участники проходят определенные дистанции.

Скоростных категорий всего 4:


  • первая – упряжки из собак северных пород с родословными;
  • вторая – псы северных пород с родословными (без хаски);
  • третья – любые породы с родословными;
  • четвертая – упряжка, в которой присутствует хотя бы 1 пес без родословной или метис.
Летние гонки

Правила проведения соревнований

Профессиональная езда на собаках имеет свои правила и требования:

  • температура воздуха должна быть приемлемой для бега;
  • длина трассы должна соответствовать классу соревнований и составлять не менее 25 км;
  • гонщик допускается ко всем видам гонок только с 16 лет, с 12 можно участвовать лишь в спринте с 2-мя псами;
  • возраст животных не должен быть меньше 15 месяцев для спринта, каникросса и 18 месяцев для остальных классов гонок;
  • питомцы должны быть здоровыми, чипированными или клеймеными и с наличием ветеринарных документов – перед соревнованием проверяется состояние животных;
  • к гонке не допускаются беременные собаки, течные или кормящие;
  • перед гонками проводится осмотр экипировки.

Породы собак для езды в упряжках

Участвовать в гонках могут разные породы, главное – чтобы псы обладали выносливостью, силой, способностью развивать высокую скорость, умеренной массой тела, послушанием и переносимостью низких температур (не подходят, например, доберманы и риджбеки). По традиции в гонках чаще всего участвуют:

  • хаски сибирская;
  • самоедская собака;
  • камчатская ездовая;
  • маламут;
  • гренландская собака;
  • лайка эскимосская.

Снаряжение

Для участия в соревнованиях допускается только комфортная и удобная для животного экипировка. Ошейники, шлейки и тросы должны быть изготовлены из легких, но прочных материалов. Шлейка обеспечивает равномерное распределение нагрузки на позвоночник собаки при резких рывках и беге. Она должна подходить псу по размеру.

Потяг (так принято называть трос с амортизатором) соединяет шлейку собаки с гонщиком, защищает позвоночник пса при резких движениях и больших нагрузках. Для его использования также учитывается размер питомца и его физическая подготовка.


Необходимые снаряжения

С чего начинать тренировки

Подготовка собак для гонок начинается примерно с 6 месяцев, когда их скелет окреп и сформировался. Сколько же длится тренировка? Ездовые псы уже к году приобретают все необходимые навыки, тогда как остальным породам требуется немного больше времени. Не стоит готовить к соревнованиям декоративных, небольших и выставочных собак.

Сначала собак тренируют по отдельности. Псы должны быть изначально выносливыми и послушными. Перед тренировками к гонкам животным следует пройти курс дрессировки в специальных школах.

Метод 1 из 4: оборудование

Подбирать упряжь для собак нужно внимательно. Понадобятся шлейка, трос с амортизатором, пояс для скиджоринга. Зимой потребуются нарты, чтобы кататься по снегу (санки), а летом – карт (тележка) или, например, велосипед. Счетчик километража и времени тоже пригодится.

Метод 2 из 4: груз

Сначала питомцу следует привыкнуть к упряжке, а уже потом можно пристегнуть к поводку небольшой груз. Сначала пса это будет беспокоить, но потом он привыкнет его перемещать. Груз должен становиться тяжелее – действовать нужно постепенно.

Метод 3 из 4: альтернативный метод

Можно зацепить один поводок за шлейку, а второй за ошейник. Поводки должны быть одной длины. При выгуле пса поводок всегда должен быть натянутым и в горизонтальном положении. С помощью ошейника нужно напоминать животному, что он должен идти впереди.

Метод 4 из 4: запрягите собаку в сани или скутер

Запряженные псы могут не сразу привыкнуть к такому грузу. Нужно дать им погонятся за чем-нибудь. Требуется держать их на одной линии, не давать выбегать. Тренер или хозяин должен всегда держать ногу на тормозе. Можно создать препятствия – вылепить, например, снеговиков.


Ездовая порода собак – маламут

Терминология

В ездовых видах спорта используется определенная терминология. Вот основные понятия:

  • Гонка – вид состязания в указанной дисциплине и классе.
  • Заезд – разовое прохождение дистанции.
  • Упряжка – название собак, которые запряжены в сани, скутер, велосипед и т. д.
  • Территория состязаний – место, где находятся старт, финиш, стоянки, зрительская и судейская зоны, трасса.
  • Снаряжение – одежда, оборудование и амуниция, используемые во время состязаний.
  • Гонщик – человек, управляющий упряжкой.
  • Хендлер – помощник гонщика в определенных точках заезда.
  • Стейк-аут – место, где содержатся питомцы;
  • Каюр – человек, который управляет упряжкой во время гонки.

Постромки для собак своими руками

Если хозяин решил сам сшить шлейку для собаки, то нужно внимательно измерить обхват груди пса, окружность шеи и длину его груди (надо прикладывать сантиметровую ленту от центра шеи до центра между передними лапами). Можно использовать нежесткие кожаные ремни шириной не менее 4 см. Должны получиться такие замеры: обхват груди + 10 см для крепежа, окружность шеи + 10 см и длина груди +12 см. Для скрепления элементов используются карабины.


Схема измерения

Гонка на собачьих упряжках является довольно увлекательным и зрелищным состязанием. Каждому гонщику не стоит забывать об уходе за питомцами и правильном подборе снаряжения для них. Каюр также должен обладать спортивными физическими данными, чтобы управлять такими сильными и быстрыми животными.

Друзья, сегодня расскажу вам что такое ездовая упряжка . На примере рассмотрим современную спортивную упряжку из 8 собак. Пусть это будут маламуты ).

Почему современную и почему спортивную? Аборигены запрягали своих собак в упряжку веерного типа . Этот тип упряжки позволял равномерно распределять нагрузку на поверхность, и помогал при передвижении, например по тонкому льду водоема.

Современные упряжки редко передвигаются по «целине»,в соревнованиях трасса заранее подготовлена. Поэтому сейчас собаки запрягаются цугом, попарно друг за другом .

Непосвященному упряжка собак покажется простой. Дескать ну что такого, запряг собак да поехал. Но на самом деле упряжка – это четко слаженный рабочий коллектив, где у каждого своя важная роль, и каждая из собак находится на своем месте. Давайте узнаем подробнее.

Начнем с вожака . Им может быть как кобель, так и сука. И даже пара собак – лидеры упряжки . Лидер – не обязательно самая быстрая и сильная собака в команде . Но он – обязательно самая опытная и сообразительная собака, чувствующая трассу. У него непререкаемый авторитет среди остальных собак, и самая сильная связь с человеком, каюром упряжки. Обостренное чувство направления, хорошее чутье – качества лидера. У вожака несколько функций, он направляет упряжку, держит контакт с каюром, выбирает направление и способен быстро принимать решения. Фактически он управляет упряжкой, передавая другим собакам команды каюра.

А еще задача вожака – подбадривать команду. Вот что пишет один из известнейших путешественников на собачьих упряжках Джо Хендерсон:

«Каждый раз, когда мы сталкиваемся с трудным подъемом, он (лидер упряжки) испускает диких рев/кашель, который пугает собак позади него. Если бы Митч мог говорить, я готов спорить, что в это время он бы выкрикивал приказы как сержант: «Следуйте за мной! Ну-ка налегли, салаги!» Ссылка на источник: © MalamutAlaska.com

Короче, без вожака – нет упряжки.

На одном из соревнований по ездовому спорту на старт вышла упряжка, вожак которой возлежал в нарте. В силу преклонного возраста, он не мог бежать с командой, но остальные собаки работать без него отказывались. Поэтому он занимал почетное место, и дублировал команды каюра во всю мощь своих легких.

Куражистые и азартные лидеры! Уверена, за такими яркими личностями вся упряжка и в огонь и в воду)

Следующая за вожаком пара – направляющие собаки . Это также опытные, сообразительные собаки, которые при необходимости могут заменить лидеров. Задача направляющих – поддерживать темп движения, задавая направление остальным собакам, исправлять оплошности вожака. Направляющие знают трассу не хуже вожака, при этом у них хороший обзор и они могут скорректировать траекторию движения, если вожак замешкается или ошибется. Часто на это место ставят молодую собаку в пару с более взрослой и опытной. Так, под присмотром опытного наставника молодая собака учится работать.

Направляющая пара - ум, честь и совесть всего коллектива. Фото из открытого источника.

Третья пара – собаки центральной пары (или пар). Они недостаточно способны для мест лидеров, и не настолько сильны чтобы занять место коренных собак. Но они дисциплинированные, работящие и спокойные собаки. Способны как вытянуть коренных собак, если те замешкаются, так и притормозить излишне ретивых лидеров.

Центральная пара - спокойные и усердные работяги. Фото из открытого источника.

Коренные собаки – стоят ближе всех к нарте. Это не просто собаки, это – турбированный движок всей упряжки. Именно на них приходится самая большая нагрузка, т.к. они находятся ближе всех к нарте. Поэтому коренные собаки самые сильные и выносливые. Чаще на эти места ставят кобелей. Если упряжка «многопородная», то почетные места коренников чаще занимают аляскинские маламуты. Уж им то тягловой силы не занимать!

Вот вам мощные попы коренников) Фото из открытого источника.

Так что грамотный подбор собак в упряжку – залог ее успешной работы и победы на соревнованиях! Если каждая из собак занимает свое место, то для которого она лучше всего подходит - упряжка будет работать как отлаженный механизм.


В чём уникальность собачьей упряжки, как транспорта? Какую роль сыграли ездовые собаки в освоении Севера? И каким образом они не раз спасали людские жизни?

Холодный воздух щиплет за нос, снег радует всеми цветами радуги, и солнце слепит глаза. Ветер бросает в лицо колючую снежную пыль, а вокруг белый простор и природа. Мышцы приятно ноют от напряжения, от скорости захватывает дух, но хочется мчать под собачий лай ещё быстрей. Это всё и есть езда на собаках!
Сейчас езда на собаках – захватывающее развлечение и зрелищный спорт. Люди тратят огромные средства на снаряжение и экипировку, а собаки прикладывают огромные усилия, чтобы первыми добежать до назначенной точки. А раньше от собачьих усилий зависело куда больше, чем приз на финише.

Они доставляли жизненно важные лекарства, на войне вывозили раненых, а перевозка полярных экспедиций и их грузов целиком и полностью лежала на собачьих плечах, вернее на санях, запряжённых ими. Верные псы сделали для человека куда более, чем кажется. Без них от болезней и на войнах погибло бы больше людей, а освоение Северного и Южного полюсов было бы отложено на несколько десятков лет. Да и в наши дни связь между полярными станциями часто осуществляется при помощи ездовых животных. Давайте познакомимся со всем, что связано с собачьей упряжкой.

Древнее пирамид в Египте

Новосибирские острова, лежащие в Северном Ледовитом океане, принесли научному миру множество сенсационных открытий и находок: кости доисторических животных, предметы быта первобытных племён и другие. Среди них – деревянные нарты, собачьи кости и ремни из сыромятной кожи. Весь этот «комплект» не что иное, как собачья упряжка. При этом, древнейшая из найденных – исследования показали, что её возраст составляет около 8 тыс. лет! Представляете, египтяне ещё не начали строить пирамиды, а эскимосы уже вовсю ездили на собаках. Можно с уверенностью сказать, что собачья упряжка – один из самых первых гужевых транспортов человечества.


За 8 000 лет устройство упряжки не изменилось. Она по-прежнему состоит из нарты и собак. Их может быть от 8 до 12-ти. Животных запрягают в шлейку (она ещё называется алык) и попарно пристёгивают к потягу – центральному ремню, который прикреплён к нарте. Скорость передвижения и пройденное расстояние зависят от тяжести груза, состояния дороги и количества ездовых животных. При хороших погодных условиях собачья упряжка может развить скорость до 10 километров в час и даже выше.

Собака человеку друг, это знают все вокруг

Работают собаки в возрасте от 1 года и до 12 лет, а дальше у них начинается пенсия. Одно животное может увезти максимум 50 кг, но если запрячь больше собак, то это позволит увеличить количество груза в нарте. Все породы ездовых псов просто обожают бежать в упряжке, и чем сложнее дорога, тем только веселее для них. В это трудно поверить, но тащить нарту они могут весь день.

Исследователи и рабочие Севера и сегодня используют собачью упряжку наравне с моторными снегоходами. Но почему они всегда отдают предпочтение собакам, а не оленям? Во-первых, собаки – неутомимые труженики. Им достаточно дать несколько передышек днём и сон ночью, и они будут сохранять бодрость до конца путешествия. Во-вторых, собакам не требуется подножный корм: чаще всего их кормят сушёной рыбой – юколой. В-третьих, псы лучше ориентируются на местности и могут сами выбирать дорогу в пурге. Благодаря этим качествам ездовые псы кое в чём даже превосходят снегоходы!

Сейчас в упряжке используются несколько пород: самоеды, хаски, лайки, маламуты и несколько пород ездовых. Среди всех них выделяются самоедские собаки – не животные, а очаровательные комки белоснежного пуха и шерсти! Такое название псы получили оттого, что, идя в упряжке, они сливаются со снегом, и издали может показаться, что нарта едет сама.

Лучшие помощники

Русские первопроходцы, осваивая дальневосточные земли в 16-18 веках, переняли у местных народов этот способ передвижения и тоже передвигались на ездовых собаках. Это являлось ещё более выгодным потому, что в то время в Сибири было мало лошадей.

Как уже говорилось, полюсы Земли люди осваивали на собачьих упряжках. В 1909 году состоялась экспедиция Р. Пири, когда человек впервые достиг Северного полюса. А годом позже, в 1910-12 годах, норвежская экспедиция под началом Р. Амундсена покорила Южный полюс. Если бы этим храбрым людям не помогали собаки, то экспедиции просто не состоялись бы – в тяжелейших условиях ледяного безмолвия в то время собачьи упряжки были единственным возможным транспортом.

Самая большая спасательная операция, проведённая с помощью собачьих упряжек, – доставка лекарств от дифтерии в город Ном на Аляске. Этот знаменитый 5-дневнй переход прошёл в 1925 году. Благодаря собакам были спасены десятки взрослых и детей.

Кроме участия в экспедициях и освоении новых земель собачьи упряжки принимали участие в войне. Тогда использовали маленькие сани зимой и повозки летом, в которые запрягали 2-4 собаки. Животные перевозили раненых, доставляли медикаменты и прочие грузы. Такие упряжки были просто спасением в труднопроходимой местности или в условиях отсутствия другого транспорта.

Современный спорт


Первые официальные гонки на собачьих упряжках состоялись в Канаде более, чем полтора столетия назад – в 1850 году. Они были частью мероприятий Зимнего Карнавала, проходившего в городе Сент-Поле. Но большую популярность эти соревнования обрели в лишь конце 19-го века на Аляске, когда за дело взялись американские предприниматели. Аллан Александр и Леонард Сеппалла превратили гонки на собаках в спорт и стали первыми победителями соревнований 1932-го года.

Сейчас зимние соревнования с ездовыми собаками проходят в нескольких дисциплинах: гонки на собачьих упряжках с нартами, гонки на собаках, запряжённых в пулку (маленькие санки) и гонки лыжников, буксируемых собакой.

Самыми зрелищными являются, конечно, многодневные гонки собак, запряжённых в нарты. Такие соревнования проходят в Америке, Канаде и в России на Камчатке. Здесь они проходят ежегодно с 1990-го года.

info_or.jpg

Список статей:

Ездовой Спорт

История

Гонка на собачьих упряжках в начале 20 века

Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях - появилось оно несколько тысячелетий назад на северо-востоке Азии, там, где теперь Якутия, Чукотка и Камчатка. Веские подтверждения этому представили недавно наши ученые. В начале 90-х годов на острове Жохова (архипелаг Новосибирские острова) была обнаружена охотничья стоянка, которую обследовал петербургский археолог Владимир Питулько. Он нашел остатки нарт, собачьей упряжи и хорошо сохранившиеся кости собак. Датировки радиоуглеродным методом показали, что возраст находок лежит в интервале 7800-8000 лет. Это самая древняя стоянка в высокоширотной Арктике.

Впервые письменное упоминание о гонках на собачьих упряжках было о соревнованиях, которые проходили в 1850 году между путешественниками. Проходила эта гонка по дороге из города Виннипег (Winnipeg) до города Сент-Пол (St. Paul). В 1886 году в Сент-Поле прошёл первый Зимний Карнавал. Для привлечения внимания, особенностью этого карнавала были гонки на собачьих упряжках и лыжные соревнования.

В конце XIX века внимание внешнего мира привлёк крайний север, Аляска и Юкон, в то время там бушевала Золотая лихорадка. Первая крупная гонка на собачьих упряжках, привлёкшая огромное внимание, была организована в Номе (Nome) All Alaska Sweepstakes. Скотти Аллан, который прибыл в Северную Америку, для разведения лошадей, позже присоединился к золотоискателям на Клондайке каюром, доставляющим запасы на дальние рудники и в лагеря. Он сыграл большую роль в организации ранних гонок на Аляске. Другой каюр, который впервые стал знаменит в Номе, Леонард Сеппала, также сильно повлиял на развитие ездового спорта.

Первые официальные соревнования были проведены в 1907 году на Аляске, когда в Номе был создан клуб любителей ездовых собак. В дальнейшем именно США стали центром развития гонок на собачьих упряжках. За пределами Северной Америки спорт с собаками долгое время практически не развивался, за исключением Норвегии. Огромная популярность в Норвегии путешественников Амундсена и Нансена, использовавших упряжных собак в своих полярных экспедициях, стала основой интереса людей к ездовому спорту в этой стране.

Уделяемое внимание ездовому спорту и его популярность в новостях дали результат — особенностью первой Зимней Олимпиады, проводимой в Северной Америке, были гонки на собачьих упряжках, как вид спорта, возникший на этом контитенте. В 1932 году на зимней Олимпиаде в Лейк-Плесиде ездовой спорт был включен в основную программу – олимпийская гонка состояла из двух этапов по 25 миль. В 1952 году на Олимпийских Играх в Осло ездовой спорт был представлен в качестве демонстрационного дисциплиной пулка: лыник и собака, везущая груз в небольших санках.С середины 60-х годов гонки на собаках стали проводиться и в других европейских странах – в Швейцарии, Австрии, Франции. А в 70-х годах уже практически по всей Европе были зарегистрированы клубы и общества любителей спорта с ездовыми собаками. Для гонок использовались собаки разных пород, но в основном, конечно, те которые традиционно использовались на Севере – гренландские собаки, маламуты, сибирские хаски, самоеды и их разнообразные метисы.

В 1983 году была создана Европейская Ассоциация Ездового Спорта (ESDRA), а в 1992 году оформлена Всемирная Федерация Ездового Спорта (IFSS), которая объединила национальные федерации ездового спорта пяти континентов. IFSS является членом GAISF (Генеральной Ассоциации Международных Спортивных Федераций) и имеет представительство в Международном Олимпийском Комитете (IOK). Раз в два года IFSS проводятся Чемпионаты Мира и Чемпионаты Европы. Членом IFSS также является Международная Ассоциация Ездового Спорта (с чистопородными северными собаками) WSA, ежегодно проводящая Чемпионаты Мира для спортсменов стартующих на северных ездовых собаках.

Наши дни. Россия.

До 90-х годов XX века в России гонки на собачьих упряжках считались национальным видом спорта и проводились лишь в рамках северных национальных праздников как дань местным традициям. Информация об этих соревнованиях почти не выходила за поселковые границы. И только в 1990 году на Камчатке громко провели первую гонку, объявленную спортивной - «Беренгию» с дистанцией 250 км. Были приглашены журналисты с «материка», подключены областные СМИ и участники «Беренгии» почувствовали себя знаменитыми. А в 1991 году , не желая отставать от соседей, Чукотка громыхнула первой в России международной межконтинентальной гонкой «Надежда» по маршруту Ном (Аляска, США) – Анадырь (Чукотка, Россия) дистанция 1920 км. Камчатцы приняли вызов и в 1992 году отправили «Беренгию» по самому длинному маршруту в мире (более 2000 км.) и вошли в книгу рекордов Гиннеса. Именно чукотские гонщики были первыми российскими участниками знаменитой гонки – марафона «Айдитород» на Аляске, где стартовали на американских упряжках. А первый выезд на зарубежные гонки собак из России произошел в 1995 году: Сергей Панюхин, участник камчатской «Беренгии», был приглашен на крупнейшую европейскую гонку «Альпирод» со своей командой из 12 камчатских ездовых.

SledDog

В 1996 году ездовой спорт «родился» на территории центральной России – в январе этого года состоялась международная этапная гонка на собачьих упряжках «Московия» по маршруту Москва – Санкт-Петербург, в которой стартовали 17 гонщиков. Российские спортсмены активно выезжали на зарубежные соревнования. Также росло число гонок, проводимых в России. В 2004 году в Петропавловске – Камчатском был организован первый в стране этап Кубка Мира по гонкам на упряжках «Камчадал» (средние дистанции), а в 2006 году там же состоялся этап Кубка Мира по ски-джорингу. В июне 2011 году в России прошли первые международные соревнования по бесснежным дисциплинам ездового спорта – двухэтапная ночная гонка «Белые ночи».

Российские гонщики начали входить в десятку лучших в международном ездовом спорте. Чемпионские звания в мировых юниорских Первенствах по ски-джорингу, гонкам упряжек, кани-кроссу, победы на этапах Кубка Европы, призовые места на Чемпионатах Европы и Мира! На данный момент ездовой спорт в России уже достаточно хорошо распространен. Сейчас практически по всей России от Калининграда до Чукотки работают общественные объединения - клубы, центры, общества ездового спорта. Проводятся соревнования, организуются тренировочные сборы и обучающие семинары, выпускаются профильные журналы, проводятся конференции с приглашенными специалистами – ветеринарами, тренерами и судьями ездового спорта. Все больше и больше владельцев северных ездовых объединяются, создают клубы, союзы, федерации. Ездовой спорт приобретает все большую популярность – и как профессиональный спорт, и как развлечение.

Дисциплины ездового спорта

Дисциплины в современном ездовом спорте можно разделить на традиционные зимние (гонки по снегу) и бесснежные (off-snow или dry-land)

SledDog


К зимним относятся:


В чём уникальность собачьей упряжки, как транспорта? Какую роль сыграли ездовые собаки в освоении Севера? И каким образом они не раз спасали людские жизни?

Холодный воздух щиплет за нос, снег радует всеми цветами радуги, и солнце слепит глаза. Ветер бросает в лицо колючую снежную пыль, а вокруг белый простор и природа. Мышцы приятно ноют от напряжения, от скорости захватывает дух, но хочется мчать под собачий лай ещё быстрей. Это всё и есть езда на собаках!
Сейчас езда на собаках – захватывающее развлечение и зрелищный спорт. Люди тратят огромные средства на снаряжение и экипировку, а собаки прикладывают огромные усилия, чтобы первыми добежать до назначенной точки. А раньше от собачьих усилий зависело куда больше, чем приз на финише.

Они доставляли жизненно важные лекарства, на войне вывозили раненых, а перевозка полярных экспедиций и их грузов целиком и полностью лежала на собачьих плечах, вернее на санях, запряжённых ими. Верные псы сделали для человека куда более, чем кажется. Без них от болезней и на войнах погибло бы больше людей, а освоение Северного и Южного полюсов было бы отложено на несколько десятков лет. Да и в наши дни связь между полярными станциями часто осуществляется при помощи ездовых животных. Давайте познакомимся со всем, что связано с собачьей упряжкой.

Древнее пирамид в Египте

Новосибирские острова, лежащие в Северном Ледовитом океане, принесли научному миру множество сенсационных открытий и находок: кости доисторических животных, предметы быта первобытных племён и другие. Среди них – деревянные нарты, собачьи кости и ремни из сыромятной кожи. Весь этот «комплект» не что иное, как собачья упряжка. При этом, древнейшая из найденных – исследования показали, что её возраст составляет около 8 тыс. лет! Представляете, египтяне ещё не начали строить пирамиды, а эскимосы уже вовсю ездили на собаках. Можно с уверенностью сказать, что собачья упряжка – один из самых первых гужевых транспортов человечества.


За 8 000 лет устройство упряжки не изменилось. Она по-прежнему состоит из нарты и собак. Их может быть от 8 до 12-ти. Животных запрягают в шлейку (она ещё называется алык) и попарно пристёгивают к потягу – центральному ремню, который прикреплён к нарте. Скорость передвижения и пройденное расстояние зависят от тяжести груза, состояния дороги и количества ездовых животных. При хороших погодных условиях собачья упряжка может развить скорость до 10 километров в час и даже выше.

Собака человеку друг, это знают все вокруг

Работают собаки в возрасте от 1 года и до 12 лет, а дальше у них начинается пенсия. Одно животное может увезти максимум 50 кг, но если запрячь больше собак, то это позволит увеличить количество груза в нарте. Все породы ездовых псов просто обожают бежать в упряжке, и чем сложнее дорога, тем только веселее для них. В это трудно поверить, но тащить нарту они могут весь день.

Исследователи и рабочие Севера и сегодня используют собачью упряжку наравне с моторными снегоходами. Но почему они всегда отдают предпочтение собакам, а не оленям? Во-первых, собаки – неутомимые труженики. Им достаточно дать несколько передышек днём и сон ночью, и они будут сохранять бодрость до конца путешествия. Во-вторых, собакам не требуется подножный корм: чаще всего их кормят сушёной рыбой – юколой. В-третьих, псы лучше ориентируются на местности и могут сами выбирать дорогу в пурге. Благодаря этим качествам ездовые псы кое в чём даже превосходят снегоходы!

Сейчас в упряжке используются несколько пород: самоеды, хаски, лайки, маламуты и несколько пород ездовых. Среди всех них выделяются самоедские собаки – не животные, а очаровательные комки белоснежного пуха и шерсти! Такое название псы получили оттого, что, идя в упряжке, они сливаются со снегом, и издали может показаться, что нарта едет сама.

Лучшие помощники

Русские первопроходцы, осваивая дальневосточные земли в 16-18 веках, переняли у местных народов этот способ передвижения и тоже передвигались на ездовых собаках. Это являлось ещё более выгодным потому, что в то время в Сибири было мало лошадей.

Как уже говорилось, полюсы Земли люди осваивали на собачьих упряжках. В 1909 году состоялась экспедиция Р. Пири, когда человек впервые достиг Северного полюса. А годом позже, в 1910-12 годах, норвежская экспедиция под началом Р. Амундсена покорила Южный полюс. Если бы этим храбрым людям не помогали собаки, то экспедиции просто не состоялись бы – в тяжелейших условиях ледяного безмолвия в то время собачьи упряжки были единственным возможным транспортом.

Самая большая спасательная операция, проведённая с помощью собачьих упряжек, – доставка лекарств от дифтерии в город Ном на Аляске. Этот знаменитый 5-дневнй переход прошёл в 1925 году. Благодаря собакам были спасены десятки взрослых и детей.

Кроме участия в экспедициях и освоении новых земель собачьи упряжки принимали участие в войне. Тогда использовали маленькие сани зимой и повозки летом, в которые запрягали 2-4 собаки. Животные перевозили раненых, доставляли медикаменты и прочие грузы. Такие упряжки были просто спасением в труднопроходимой местности или в условиях отсутствия другого транспорта.

Современный спорт


Первые официальные гонки на собачьих упряжках состоялись в Канаде более, чем полтора столетия назад – в 1850 году. Они были частью мероприятий Зимнего Карнавала, проходившего в городе Сент-Поле. Но большую популярность эти соревнования обрели в лишь конце 19-го века на Аляске, когда за дело взялись американские предприниматели. Аллан Александр и Леонард Сеппалла превратили гонки на собаках в спорт и стали первыми победителями соревнований 1932-го года.

Сейчас зимние соревнования с ездовыми собаками проходят в нескольких дисциплинах: гонки на собачьих упряжках с нартами, гонки на собаках, запряжённых в пулку (маленькие санки) и гонки лыжников, буксируемых собакой.

Самыми зрелищными являются, конечно, многодневные гонки собак, запряжённых в нарты. Такие соревнования проходят в Америке, Канаде и в России на Камчатке. Здесь они проходят ежегодно с 1990-го года.

Читайте также: