Как называется врач для собак

Опубликовано: 17.05.2024


Канистерапия — это вид анималотерапии (в России её ещё иногда называют зоотерапия или пет-терапия, от английского pet — домашнее животное, питомец), метод медицинской и социальной реабилитации с использованием специально отобранных и обученных животных — собак-терапевтов. Автор «Дейли Бэби» вместе с клиническим психологом, специалистом канистерапии и хозяйкой трёх собак-терапевтов Любовью Владыкиной рассказывают, что такое канистерапия, какие собаки действительно могут помочь и кому это нужно.

Канистерапия: начало

Терапевтический эффект от общения с животными был известен давно — как минимум, со времен Гиппократа. Но впервые о том, что присутствие собак положительно сказывается на состоянии пациентов, заговорили в XVIII веке. В 1790 году в графстве Йоркшир филантроп Уильям Тьюк открыл больницу для душевнобольных. Именно здесь врачи впервые заметили, что присутствие собак снижает уровень агрессии и уменьшает число приступов у пациентов.

Целенаправленно использовать собак в работе и сформулировать концепцию пет-терапии первым смог американский психиатр Борис Левинсон лишь в 1960-х годах, когда увидел, что маленькие пациенты положительно реагировали на его собаку по кличке Джингл. По одной из версий, однажды пес ворвался в кабинет во время сеанса с девятилетним аутичным мальчиком, с которым Левинсону никак не удавалось наладить контакт. Увидев собаку, мальчик поднялся ее погладить, и родители попросили и впредь пускать Джингла в кабинет на время занятий. Психиатр сопротивляться не стал и не ошибся, ведь совсем скоро работа сдвинулась с мёртвой точки.

По другой версии Джингл находился в приёмной во время работы психиатра. Так или иначе, профессиональное сообщество не восприняло выводы Левинсона всерьёз. Однако как раз в этот период в печати в большом количестве стали выходить работы Зигмунда Фрейда и воспоминания о нем друзей и учеников. И тогда выяснилось, что опыт Фрейда подтверждал абсолютно все выводы Левинсона: оказывается, отец психоанализа часто позволял любимому чау-чау Йофи присутствовать на своих сеансах и был убеждён, что это помогает ему выстроить доверительные отношения с пациентом.


На что жалуетесь?

К пет-терапии сегодня прибегают в самых разных случаях. Широко распространена практика использования животных в домах престарелых, где они помогают пожилым людям справляться с рассеянностью, страхами и стрессом. Собаки способны оказывать положительное влияние на ход лечения депрессии, бессонницы, расстройств пищевого поведения, неврозов, восстановление после травм, инсультов, стрессовых других расстройств, коррекцию ДЦП, синдрома Дауна, болезни Альцгеймера различных видов деменций, а также расстройств аутистического спектра (РАС).

«В моей практике был мальчик 12 лет, замкнутый, застенчивый, безынициативный, с низкой успеваемостью и социальной активностью. Его поведение в школе часто было деструктивным — он срывал пожарную сигнализацию, пугал других детей, игнорировал замечания учителей. После 3-4 занятий с собакой он наладил отношения со сверстниками, по собственной инициативе вступил в контакт с учителем, предложил свою стратегию исправления отметок и довольно успешно закончил учебный год. Его самооценка приблизилась к адекватной, он стал более объективно оценивать свои возможности, лучше осознавать, чего он хочет, в лучшую сторону изменились и отношения с членами семьи. Тем не менее, мы продолжим работу с началом учебного года», — делится опытом клинический психолог, специалист канистерапии Любовь Владыкина.

Учёные установили, что острый собачий нюх способен определять редкие сочетания белков в злокачественных опухолях и отличать одежду здоровых детей от одежды детей с РАС. Также, согласно исследованиям канадского института Калгари в детской больнице Альберты, собака способна предчувствовать эпилептический припадок, как минимум, за 20 минут. Учёные и врачи наблюдали за 45 семьями, в которых есть дети-эпилептики, переживающие приступы не реже раза в месяц. В 20 семьях отметили, что собаки реагируют на приближение припадка, в 10 из них животные пытались доступными им способами оповестить ребёнка или его близких об этом.

Заявлять, что канистерапия «лечит» все эти болезни нельзя, это все-таки способ социальной и медицинской реабилитации и абилитации. Однако существует огромное количество научных исследований, подтверждающих положительный эффект от подключения анималотерапии к основному курсу лечения.

Любовь Владыкина утверждает, что результат в канистерапии, как и во всех видах социально-психологической реабилитации, сильно зависит от регулярности и продолжительности занятий: «Бывает, что результат виден сразу, как, например, у детей с ДЦП или взрослых с депрессией. А вот чтобы добиться значимого и видимого результата при РАС или ментальных нарушениях, приходится работать долго. Самый простой пример успеха — это когда ребенок переносит навыки общения, полученные во время работы с собакой, на взаимодействие со сверстниками».

Не просто собаки

Несмотря на то, что общение с большинством собак — сплошное удовольствие, стать терапевтом способен далеко не каждый пёс. И дело тут совсем не в породе или внешнем виде.

Если вы хотите завести собаку-терапевта, лучше всего пойти в зоомагазин или к заводчику вместе с методистом или специалистом канистерапии. Или же попытаться найти щенка у толкового заводчика. Любовь Владыкина — хозяйка трёх собак-терапевтов, отмечает: «Есть определённые качества, которыми должна обладать собака, чтобы пройти тестирование на пригодность — сильная нервная система, низкая возбудимость, лояльность к другим собакам, доброжелательность и направленность на человека. Она изначально должна проявлять высокую эмоциональную чувствительность в отношении людей и быстро адаптироваться к условиям среды. Разыскать такого пса сложно, но возможно: надо выбирать сначала заводчика, потом смотреть на родителей щенков, ходить на выставки, читать о собаках».

Специалисты канистерапии не пришли к единому мнению о том, какие породы подходят для этой работы лучше всего, так что, вероятно, дело вовсе не в породе. Однако существует довольно стойкое убеждение, что псы бойцовских пород станут плохими кандидатами на роль собак-терапевтов: несмотря на то, что они могут быть вполне дружелюбны, их характер довольно резок. Также специалисты не рекомендуют обучать на роль терапевта собаку, взятую из приюта.

«Есть такой фактор — депривационный синдром, проще говоря, страх нарушения привязанности. Собаке из приюта трудно видеть около своего хозяина другого пса. Нельзя сказать, что она не совсем непригодна для такой работы. При условии, что хозяин будет уделять ей должное количество внимания, её можно задействовать на групповых, массовых мероприятиях, но в такую собаку нужно вложить в разы больше ресурсов, чем в собаку, которая родилась в принятии любви. Тут всё как с людьми», — поясняет Любовь Владыкина.


Трое в лодке, считая собаку

Если пустить в комнату к ребёнку с особенностями развития собаку-терапевта, это ещё не будет считаться канистерапией. Для канистерапии нужны люди: канистерапевт и вожатый.

«В процессе обучения работе в этом формате существует разделение на „специалистов“ и „вожатых“. Специалист канистерапии — это всегда человек, имеющий высшее психологическое, педагогическое или медицинское образование. Он обязан постоянно учиться, проходя курсы повышения квалификации по своей основной специальности и изучая профессиональную литературу, посвящённую разбору тех или иных методик социально-психологической реабилитации и адаптации, посещая различные семинары и тренинги, связанные с личным и профессиональным развитием. А вожатый — человек, чья задача установить максимально качественный контакт с работающей собакой и постоянно продолжать её обучение. Основная задача вожатого — быть посредником между специалистом и собакой, управляя питомцем так, чтобы его действия пациенту казались осмысленными и самостоятельными», — объясняет Любовь Владыкина.

Перед тем, как привести щенка на обучение, хозяин сдаёт свой собственный экзамен, для которого необходимо хорошо понимать принципы общения с пациентами разных возрастов и состояний, правила безопасности и гигиены.

Как всё устроено

Обучение собаки-терапевта лучше начинать в щенячьем возрасте с самой обычной дрессировки для домашних животных, чтобы она освоила стандартные команды и наладила контакт с хозяином. И только после получения базовых навыков можно задумываться о специальных.

Мы уже говорили, что не каждый пёс способен стать терапевтом. Если вы покупали питомца без помощи профильного специалиста, за экспертизой направляйтесь в один из центров канистерапии. Там собака пройдёт тестирование, по результатам которого станет понятно, подойдёт ли она для этой непростой работы. Наиболее часто звучащий вердикт для собак, потенциально годных для канистерапии — «подходит с доработкой определённого перечня качеств». Это значит, что дальше вам необходимо скорректировать эти замечания.

Если специалисты увидели, что у вашей собаки есть все предпосылки для карьеры терапевта, а вы твёрдо решили стать ответственным вожатым, приготовьтесь много и упорно трудиться вместе со своим питомцем и приходите на курсы для новичков.

«Во время занятий учится не только собака, но и хозяин, потому что самое важное в процессе — эмоциональная связь между ними. В обучении первое, на что обращается внимание, — это саморегуляция. Дальше расширяются адаптивные возможности вожатого, и через него собака учится делать всё то, что умеет он. Потом они, помимо отработки стандартных вещей типа выдержки, безусловного безупречного послушания — голосом, жестом, движением брови, — нарабатывают комплекс правильных реакций на те или иные проявления и особенности пациентов: ходунки, костыли, трость, шум и грохот, ими производимый, чтобы собака не только не пугалась, но даже не обращала на них внимания, воспринимая как норму.

На практические занятия приходят люди, а дальше, если собака по результатам внутреннего тестирования признается готовой, её приглашают на занятия, где она сначала сидит на выдержке и наблюдает, как хозяин работает с другой собакой, или сама работает в облегчённом формате — например, привлекается всего несколько раз за занятие. Постепенно пара включается в полноценную работу, и со временем может участвовать в сеансах канистерапии в таких тяжёлых местах, как хоспис. Но всё зависит от собаки и хозяина. Иногда бывает наоборот, с паллиативных служб она начинает, и переходит к тому, что обывателям кажется попроще, а для собаки сложнее — индивидуальной работе», — объясняет Любовь Владыкина.

Обучение длится, в среднем, 6-7 месяцев, по одному занятию в неделю. Потом начинается точечная коррекция того, на что указывают специалисты после наблюдения за собакой или хозяином в рамках мероприятий, на которые пара допущена.

Обычно от прихода собаки на занятия до того, как она будет признана специалистом, проходит от полугода до 2 лет — всё зависит от пары.

Экзамены собака всегда сдаёт вместе со своим вожатым, и сертификат собаки-терапевта даётся один на пару. В идеале, квалификацию собаки нужно время от времени подтверждать, однако на деле это непросто. Впрочем, отсутствие квалификационных дипломов на профессиональную пригодность животного не влияет — если собака постоянно находится в работе, она не растеряет навыков. Если же она прерывается на длительный срок, ей приходится начинать почти сначала: с наблюдения и постепенного погружения в занятие.

После того, как собака признается полностью готовой, начинается индивидуальная или групповая канистерапия с реальными пациентами: «Перед тем, как начать, определяются задачи, стоящие перед командой, которой предстоит работать с конкретным ребёнком или взрослым, нуждающимся в этом виде социально-психологической работы. Затем специалист канистерапии формирует индивидуальную программу работы, учитывающую все особенности и возможности клиента. Занятия планируются с учётом рекомендаций лечащих врачей, интересов пациентов и их семей. Программа построена на поэтапном наращивании темпа и сложности задач, а собака играет роль мотиватора и безусловно безоценочного, принимающего помощника.

Благодаря слаженной работе команды — специалиста канистерапии, вожатого и хорошо обученной собаки, — человек незаметно для себя, в игре и с удовольствием, преодолевает те трудности, которые перед ним стоят и которые раньше считались им непреодолимыми. Вообще, всё занятие строится на основе игры, что не только помогает в преодолении трудностей, но и поднимает настроение, приносит удовольствие. Как и в любой игре, в процессе канистерапии каждый участник вносит свой равноценный вклад», — рассказывает Любовь Владыкина. «Местом работы» собаки может быть что угодно: центр социальной реабилитации, хоспис, медицинское или учебное заведение, детский дом, иногда даже обыкновенная квартира.

Для того, чтобы успешно заниматься с любимым псом канистерапией, нужно хорошо понимать своего питомца и обладать высокой мотивацией. Именно вожатый руководит действиями своей собаки, именно на нём лежит ответственность за её поведение, а значит, и ход занятия, и в конечном итоге — результат. «Иногда случается, что хозяин устаёт от учёбы раньше, чем она завершится, иногда собака не доходит до конца. Это всегда очень грустно, но так бывает. Поэтому самое важное — с самого начала адекватно оценить все ресурсы, которых эти занятия потребуют и убедиться в своей готовности к долгой и кропотливой работе», — рекомендует Любовь Владыкина.

Таланты собак не ограничиваются охраной дома и подносом тапок. Некоторые питомцы способны по-настоящему лечить людей — этот вид реабилитации называют канистерапией. Altapress.ru побывал на таком занятии и теперь рассказывает , как дети с инвалидностью благодаря собакам учатся ходить и почему алтайские канистерапевты не получают зарплат.

Канистерапия.

Не прием у врача

Небольшой зал , похожий на хореографический , наполнен почти до отказа. Несколько волонтеров Сибирской ассоциации поддержки канистерапии ( САПКТ) и их собаки очень ждут своего выхода. В стороне — группа студентов кинологического колледжа: они сегодня наблюдают и перенимают опыт канистерапевтов.

Все ожидают , когда соберутся пациенты , хотя здесь их обычно называют гостями или даже друзьями: занятия напоминают теплую встречу , а не прием у врача. Сеансы канистерапии проходят в разных форматах: это может быть индивидуальное занятие , более глубокое и направленное , или групповое , нацеленное больше на общение и эмоциональную разрядку. Сегодня как раз второй случай , поэтому гостей много — около 20 родителей и их взрослых детей с ограниченными возможностями здоровья.

Канистерапия.

«Мы работаем с разными категориями людей , чаще всего — с детьми и взрослыми с аутизмом , ДЦП , эпилепсией , нарушениями зрения , задержкой психического развития, — поясняет Наталья Станишевская , гендиректор кинологического центра „Друг“ и президент САПКТ. — Чуть реже проводим занятия с пожилыми людьми из интернатов , с подростками с психологическими проблемами , с детьми из детских домов. Кто-то самостоятельно приезжает к нам , к кому-то мы выезжаем».

Справка

Общественная организация САПКТ существует с 2014 года. До ее появления канистерапевты работали на базе клуба собаководства «Друг», Алтайского техникума кинологии и предпринимательства , организаций в других городах. После объединения и создания Межрегиональной общественной организации «Сибирская ассоциация поддержки канистерапии» отделения ассоциации организованы в разных городах Сибири и Российской Федерации. Они работают по единым правилам и опираются на государственный стандарт.

Главная — Надежда

Сразу заметно , что многие пациенты здесь не в первый раз. Они здороваются , что-то с интересом обсуждают , смеются. В отдельную группу собираются родители и говорят , скорее всего , о своих сыновьях и дочерях.

Канистерапия.

«Есть такой статус — дети с ограниченными возможностями , а я всегда говорю: и родители , получается , с ограниченными возможностями, — делится Наталья Шкарупина , мама одного из пациентов. — Если нет поддержки бабушки и дедушки — считай , мама „села“ вместе с ребенком. Поэтому канистерапия — это для родителей своего рода досуг. Мы здесь встречаемся , у нас общие интересы и проблемы , к тому же дети на глазах».

Разговоры затихают , когда на «сцену» выходит Надежда Курганова , кинолог и вице-президент САПКТ по Алтайскому краю и Республике Алтай. Если Наталья Станишевская обучает волонтеров теории канистерапии , то вице-президент отвечает за практику и руководит занятиями с пациентами.

В этот зал она впервые вошла 7 лет назад , когда проходила практику в клубе собаководства «Друг» ( соучредителе САПКТ). Надежда Курганова вспоминает , что тогда просто из интереса пошла посмотреть на занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для кинолога это было первое соприкосновение с людьми с особенностями , после был шок и «каша из эмоций в голове». Она решила сходить на занятие еще раз , чтобы разобраться в себе, — и в итоге осталась насовсем.

Канистерапия.

«Я начала тренировать свою собаку — французскую овчарку Цею, — рассказывает кинолог. — На одном из наших первых „рабочих“ сеансов был мальчик с аутизмом. Полгода назад его что-то напугало — и с тех пор он не проявлял никаких эмоций. Я долго искала подход к нему и в итоге решила побросать Цее игрушку , чтобы она ловила ее в прыжке. И в один момент мальчик рассмеялся во весь голос , я даже испугалась. Его папа тут же бросился обнимать-целовать сына , потом и Цею , и меня. И тут я поняла , что могу что-то изменить в этом мире».

Подобных историй у Надежды Кургановой много. Как дети с разными диагнозами после занятий начинали работать пальцами , говорить и даже ходить. Но это вряд ли чудо. Это результат работы большой команды. При этом у канистерапии нет задачи полностью излечить пациента — ей это не по силам , а вот достичь конкретного результата вполне реально.

Почему это работает?

Как методы практической психологии канистерапия и в целом пет-терапия ( терапия с домашними животными) довольно молоды. По словам барнаульского практикующего психолога Юлии Качановой , существует приличное количество научных работ и исследований , которые подтверждают эффективность пет-терапии. Хотя часть ученых и не считает ее научным методом.

Собака врач

Ещё с древних времён известно о том, что общение с собакой приносит человеку эмоциональное и моральное удовлетворение. Об этом свидетельствуют археологические находки и древние произведения искусства. В настоящее время научно доказана польза от контакта человека с животными. Собакотерапия положительно воздействует на нервную систему человека, оказывает лечебный и оздоровительный эффект.

Что такое собакотерапия?

Собакотерапия, или по-другому, канистерапия – это метод нетрадиционной медицины, направленный на излечение психологических и физиологических заболеваний за счёт контакта больного с собакой. Собакотерапия представляет собой разновидность пет-терапии (анималотерапии) – лечения человека животными.

О положительных свойствах контакта человека с животными известно около пятидесяти тысяч лет. Уже первые пещерные люди отмечали полезный лечебный эффект от общения с некоторыми животными. Тем не менее, официально задокументировано применение метода канистерапии американским психотерапевтом Борисом Левинсоном в шестидесятых годах 20 века.

Левинсон использовал собак в своих лечебных сеансах с детьми с умственными отклонениями, поздним развитием и страдающих аутизмом. Во время процедур учёный обнаружил, что у детей возникают положительные эмоции при виде собаки. Ребята становились спокойней, уверенней и доброжелательней.

Метод пет-терапии начал приобретать популярность и широко развиваться на Западе. Постепенно активное распространение метод получил и в странах СНГ. На сегодняшний день эта психотерапевтическая методика используется в качестве составляющей комплексного лечения таких заболеваний как аутизм, ДЦП, психические и соматические нарушения. Собакотерапия способствует развитию моторики и двигательных функций, улучшает умственные способности.

Исследования утверждают, что продолжительность жизни владельцев собак в среднем на пять-семь лет больше, чем у людей, проживших жизнь без контакта с животным.

Собака лечит

Метод собакотерапии

Специалисты выделяют два типа канистерапии – направленная и ненаправленная. Направленная подразумевает преднамеренное использование собак в терапии заболеваний по специальному курсу. Ненаправленная – естественный, неосознанный контакт с животным.

В медицинской практике используется преимущественно первый тип. Врачу во время лечебных сеансов помогает специально обученный питомец, обладающий спокойным темпераментом. В процессе лечения пациент вовлекается в общение с собакой. Совместные игры и тактильное взаимодействие оказывают выраженное терапевтическое действие. Расчёсывание, поглаживание и кормление животного развивает моторику и способствует социальной адаптации.

Существуют специально разработанные программы для людей с различными заболеваниями. Пациенты с психосоматическими нарушениями, двигательными и нервными заболеваниями, а также отклонениями в развитии начинают обретать навыки повседневной жизни, повышают самостоятельность, вовлечённость в социальное общение с животными и людьми.

Стоит отметить, что собакотерапия применяется в основном как дополнительный метод, призванный обеспечить наилучший эффект от основного лечения. И редко применяется как самостоятельный вид терапии.

Наилучшими помощниками врача в лечебном процессе являются следующие породы:

  • Лабрадор
  • Сибирский хаски
  • Золотой ретривер
  • Аляскинский маламут
  • Бернский зенненхунд

Собакотерапия

Области применение канистерапии

Собакотерапия имеет широкий спектр применения.

  • Наблюдения и исследования врачей показывают, что даже дистанционное наблюдение за собаками может помочь человеку избавиться от мигрени и вернуть положительный эмоциональный настрой.
  • Собаки обладают чутким обонянием, что позволяет им предсказывать зарождение тяжёлых заболеваний тогда, когда традиционные методы анализа не способны их диагностировать. Так, в Западных странах используются собаки для раннего обнаружения признаков эпилепсии и приступов астмы.
  • В кризисные и тяжёлые эмоциональные моменты контакт с собакой успокаивает и расслабляет. Психическое состояние человека нормализуется. Также это важно для людей, нуждающихся в социальной поддержке.
  • В работе с детьми собакотерапия применяется для мобилизации внимания. Особенно это касается детей с проблемами концентрации и гиперактивностью. Согласно экспериментам, проведённым в школах, дети долгое время удерживают внимание на животных, что приводит к уменьшению внутреннего возбуждения. При этом внимание на живых собаках удерживается значительно устойчивее, чем на искусственных игрушках.
  • Мотивирующая функция. Собаки способны мотивировать человека, например, на прогулки. Наблюдения показали, что двигательная активность людей значительно отличалась до и после покупки питомца. Купив собаку, люди многократно повышали длительность пребывания на свежем воздухе, что положительно сказывалось на физическом и психологическом здоровье.
  • Помощь пожилым людям. Широко применяется как в пределах дома, так и в специальных центрах. Некоторые гериатрические клиники используют собак с целью поддержания качества жизни пациентов. Канистерапия часто не прерывается, даже если пациента госпитализируют в стационар.
  • Пациенты с неизлечимыми заболеваниями гораздо легче переносят течение болезни, поскольку контакт с животным помогает справиться с отчаянием и депрессией.
  • Канистерапия применяется для лечения людей с психическими отклонениями и отклонениями физического здоровья. Учёными проводился эксперимент с людьми, имеющими проблемы со зрением. Оказалось, что большая часть слепых участников предпочитала в качестве поводырей именно собак, а не людей.
  • Помощь людям с ограниченными возможностями. Исследования поведения инвалидов-колясочников показали, что присутствие собак способствовало дружественной окружающей обстановке.

Собака помогает выздоравливать

Собака – это не только друг человека, но ещё и хороший врач. Собаки играют важную роль в жизни взрослых и детей, оказывают психологическую поддержку, помогают справляться со стрессами и переживаниями. Присутствие в доме четвероного друга делает атмосферу спокойней, уютней и дружелюбней.

Вот уже несколько лет подряд каждую субботу лабрадоры Лари, Руви, Джой, Ром и Луна к 10:00 приходят на работу в студию "Солнечный пес". Приветливые собаки всегда улыбаются и рады своим юным гостям. Они не защищают Родину, не летают в космос, но их задача не менее важная – помогать детям "подружиться" с окружающим миром. За свои услуги берут недорого – несколько пачек корма и вкусные косточки.

Дело жизни подарил случай


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Проект для его автора Татьяны Любимовой – личная история. У женщины родился сын Саша с тяжелой формой ДЦП: лежачий, но с сохранным интеллектом. Тогда родители начали заниматься иппотерапией (терапия с лошадьми), и это дало неожиданные результаты. А потом лечащий врач Саши посоветовала завести собаку.

Татьяна рассказывает, что сын очень хотел пса. Так вместе с мужем они нашли Олли. Тогда заводчик рассказала, что мама Олли, никогда и никем не дрессированная, просто так следила на улице за слепым ребенком на прогулке, направляла и помогала передвигаться.

"Мы увидели Олли, тогда полуторамесячного щенка, и поняли, что пропали. Все наши накопления потратили на него", – вспоминает Татьяна.

Так Олли стала новым членом семьи Любимовых. Новые хозяева нашли специальный центр, где готовят собак-помощников для инвалидов. Там Олли обучалась около года. Воспитанной помощницей Саша очень гордился.

"В семьях, где дети растут особенными, развивается так называемая вторичная аутизация, когда все фактически оказываются в социальной изоляции. Мы мало с кем общались, нас избегали знакомые. Но благодаря Олли мы познакомились с огромным числом "собачников". И даже отношение прохожих к нам изменилось к лучшему. Все видели счастливого ребенка", – рассказывает Татьяна.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Позже в семье появились двое здоровых детей. Саша, несмотря на усилия врачей, после долгих лет лечения из-за многочисленных осложнений умер.

Когда его не стало, Татьяна вместе с Олли начала ездить в психотерапевтический лагерь, где когда-то занимался и ее сын, чтобы попытаться помочь другим детям. Специалисты, работавшие там, поддержали идею Любимовой. "Если не делает хуже, то почему бы и нет?" – вспоминает Татьяна слова персонала. Собака произвела фурор – ее быстро полюбили дети.

Вскоре специалисты лагеря начали замечать удивительный терапевтический эффект, который Олли оказывает на малышей.

Так у Татьяны остались собака и небольшой опыт работы с детьми-аутистами, с синдромом Дауна, ребятами с ДЦП. Она начала приезжать в инвалидные организации на праздники вместе с Олли, проводить занятия с желающими, отучилась на врача-дефектолога в МГГУ имени Шолохова, завела свой блог, где писала про свою любимицу Олли и чудесные исцеления. Так к ней подтянулись другие блогеры, начала складываться отличная команда. Среди них волонтеры, желающие просто помогать на занятиях, представители организаций, которые предоставляют помещения, и, конечно же, собаки – их восемь. Три принадлежат Татьяне, а остальные – другим волонтерам.

Все собаки проходили подготовку в различных столичных центрах и знают, как правильно взаимодействовать с детьми-инвалидами. Подопечных в студии около 80 человек: это ребята в возрасте от полутора до двадцати лет.

Врачи уверены: польза от таких занятий есть, но не стоит забывать и о привычной терапии.

"Зацикливаться на этом нельзя и отвергать терапию тоже не стоит. Тут дело в психологическом отвлечении. Психологический интерес возникает у таких детей. Если у них ко многим вещам индифферентное отношение, собаки могут вызвать большую реакцию", – объясняет врач, заведующий филиалом №2 городской поликлиники №5 в Москве Альберт Иорданян.

На занятия всей семьей


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Многие из пациентов Татьяны занимаются в центре долгие годы и добились существенных результатов. Среди таких семья Александра и Галины Рыжковых. Они привели свою дочь Дашу на занятия в студию в 2013 году, когда девочке было 2,5 года. Тогда же они впервые услышали о канистерапии из телевизионного сюжета и решили, что это отличный шанс помочь ребенку. У девочки судорожный склероз с множеством осложнений. Случай непростой, поэтому Татьяна Любимова сразу сказала родителям: "Золотых гор не обещаем".

"Даша почти не ходила, только маленькие шажочки делала, она и не говорила толком. Не общалась ни с кем", – вспоминает Татьяна.

Галина рассказывает, что все осложнялось эпилепсией – были постоянные приступы. Но, по словам мамы, прогресс не заставил себя долго ждать.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

"Сначала Даша начала обращать внимание на собак, потом на всех животных. Сейчас у нас новая стадия: она знает только своих собак, а всех остальных обходит по дуге, что считается очень хорошим результатом", – говорит Галина.

Теперь вместо 10 минут занятия длятся почти 30. Да и канистерапию Даша проходит не одна: вместе с ней познают окружающий мир ее младшие братья Дима и Женя. Они абсолютно здоровы, но, по словам папы, мальчишки в восторге от лабрадоров и сами изъявили желание заниматься.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

"Да и Даше пора переходить на новый уровень, чтобы заниматься в группе. Но она стесняется заниматься с незнакомыми людьми, а с ребятами ей комфортно. Ей нужно четкое руководство. При этом она уже в помещении не одна", – объясняют родители.

Педагог Даши Татьяна видит прогресс: девочка начала увереннее ходить, говорить и даже пошла в школу.

"Вообще другой человек. Сейчас и не скажешь, что все настолько серьезно у нее было," – улыбается Татьяна.

Мы начали смотреть на ребенка по-другому


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

"Алена, вставай, сегодня мы едем к Луне и Ромашке", – с такой фразы родителей вот уже семь лет начинается каждое субботнее утро Алены Железновой. Девочка быстренько встает, умывается, одевается и вместе с мамой и папой едет из Одинцова на занятия к любимым собакам. Даже долгая дорога не утомляет девочку, ведь впереди долгожданная встреча после недельной разлуки.

Сейчас Алена лихо "управляет" собакой, ходит намного увереннее, научилась владеть своими эмоциями. А еще несколько лет назад в это чудо верилось с трудом.

"У Алены ДЦП и эпилепсия. Приступы случаются серьезные и затяжные. После первых занятий с собаками она начала увереннее ходить. Раньше она спускалась с лестницы одной ногой, вторую приставляя. После первого же занятия она пошла, шагая каждой ногой вперед. Для нас это было потрясение", – вспоминает мама девочки.

По словам Ольги, Алена стала в быту гораздо самостоятельнее и наконец-то начала выходить из дома зимой, хотя раньше боялась поскользнуться и упасть на льду.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

"Родителям тоже сложно отпустить, ослабить опеку, а с другой стороны – продолжать поддерживать ребенка, потому что в определенной опеке он все равно нуждается. Важно найти баланс. Сейчас они видят ее достижения. Они смотрят на нее другими глазами", – добавляет Татьяна.

До того, как родители привели Алену к солнечным псам, они уже заводили собаку дома.

"У нас был специально обученный лабрадор. Он прожил у нас полгода, но отношения с ребенком не сложились: надо было привязать собаку к ребенку, а собака активная была, и Алена не могла с ней справиться", – рассказывают родители.

По словам Ольги, удержать пса на прогулке было просто невозможно: он мог через дорогу увидеть человека, похожего на хозяина, сорваться и побежать, потащив за собой Алену.

"Собаку пришлось вернуть в организацию, в которой мы ее брали. Было жалко, но другого выхода не было", – вспоминает Ольга.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Сейчас Алена с удовольствием общается с хвостатыми друзьями студии, ласково называя их "мои девочки", а они отвечают ей взаимной любовью.

Центр Татьяны Любимовой работает вот уже 15 лет. За это время ей удалось помочь в реабилитации десяткам детей. Конечно, нужны еще волонтеры и собаки. Занятия в студии бесплатные, поскольку средства семей, который сюда приходят, и так ограничены, целиком уходят на лечение.

Дети не просто занимаются с собакой, выполняя на первый взгляд элементарные движения, но даже танцуют с ней.

"Цели и задачи у всех разные в процессе занятия, хотя делают все одно и то же. Девочку с олигофренией я ставлю во главе группы, что развивает у нее внимание, память, все на нее ориентируются", – поясняет Татьяна.


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Схожие задачи у девочки с синдромом Дауна. Мальчику с ДЦП ассистент все время объясняет пространственные понятия, помогает следить одновременно за руками, собакой и корректировать движения вслед за группой. Ребенку с аутизмом важно научиться действовать по общим правилам и чувствовать собаку.

Справиться с недугами детям помогает не только канистерапия. При аутизме, умственной отсталости, эпилепсии многим пациентам рекомендуют иппотерапию – лечебную верховую езду. Иппотерапию предлагает, в частности, школа верховой езды "Резонанс" в Сокольниках.

Помощь детям с серьезными проблемами со здоровьем также оказывают на ВДНХ в Центре плавания с дельфинами.




Есть животные, которые всю свою жизнь служат человеку: они спасают людей из-под завалов, ищут пропавших, обеспечивают безопасность. А есть люди, посвятившие всю свою жизнь животным и их лечению. Рассказываем о профессии ветеринар.

Многие не представляют себе жизни без домашних питомцев. Они совсем как люди: у каждого свой характер, свои привычки и особенности. Животные помогают нам и поддерживают в трудных ситуациях, но иногда поддержка и помощь нужна им самим.

Описание

Специализация

Обычно после обучения ветеринар получает диплом ветеринарного врача общего профиля. Он обладает общими знаниями, позволяющими ему проводить осмотр и лечить распространенных животных: как мелких домашних, так и крупный скот. Однако, если врач захочет развиваться в каком-то определенном направлении, он может выбрать себе более узкую специализацию. Их довольно много и часто они соответствуют обычным "человеческим" врачебным направлениям. К самым популярным относятся следующие специализации:

  • ветеринарный врач-хирург;
  • ветеринарный врач-эндокринолог;
  • ветеринарный врач-онколог;
  • ветеринарный врач-кардиолог;
  • Ветеринарный врач-дерматолог.

Плюсы

У профессии ветеринар есть много плюсов:

Востребованность. Пока будут животные, будут нужны и ветеринары, особенно в сельском хозяйстве.

Удовлетворение от своей работы. Хороший ветеринар видит результат своих действий: он помогает и спасает жизни, чувствует, что приносит пользу. За свой труд он часто получает благодарность от хозяев пациентов.

Практические знания. Ветеринар понимает, как устроен живой организм, разбирается в лекарствах. Конечно, лечить людей он не будет, но в экстренной ситуации медицинские знания могут спасти жизнь.

Возможность практики во время учебы. Устроиться на небольшую подработку ассистентом ветеринарного врача можно и нужно уже на первых курсах университета, чтобы лучше понимать профессию и выбрать специализацию.

Минусы

Как и у каждой области, у профессии ветеринар существуют свои минусы:

Постоянное обучение. В университете студент получает довольно общие знания. Да, он может работать, но чтобы стать хорошим специалистом в определенном направлении, нужно постоянно проходить курсы повышения квалификации, участвовать в конференциях, искать и изучать профессиональную литературу по своей сфере.

Риск травм и болезней. От животных человеку могут передаться разные болезни, например лишай или бешенство. Часто животные кусаются, царапаются и вырываются из рук врача, поэтому руки специалиста особенно уязвимы. Если врач получает травму рук или пальцев, он какое-то время просто не может работать.

График работы. Смены ветеринарных врачей могут длиться сутки и даже больше, иногда приходится работать ночью и в праздники. Врача могут вызвать на дом в любое время.

Стресс. На ветеринаре всегда лежит большая ответственность за жизнь подопечных, часто ему приходится принимать сложные решения. Хотя ветеринар работает с животными, общаться ему приходится с людьми, среди которых встречаются проблемные клиенты.

Смерть пациентов. Даже самый хороший специалист не застрахован от потери пациента, потому что иногда бывает уже слишком поздно. Безусловно, это сказывается на эмоциональном состоянии врача.

Где получить образование

Учебные заведения

Чтобы стать ветеринарным врачом, нужно получить высшее образование. Высшие учебные заведение – аграрные и ветеринарные университеты и академии – проводят обучение по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры. Для поступления на специальность «Ветеринария» потребуется сдать ЕГЭ по биологии, русскому языку и математике. Приведем небольшой список вузов, выпускающих ветеринаров:

1) Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина;

2) Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева;

3) Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины;

4) Казанская академия ветеринарной медицины имени Баумана.

Курсы

Востребованность

Устройство на работу и карьера

Устроиться на первую работу ассистентом можно и без законченного высшего образования на первых курсах обучения. Да, придется мыть клетки и помогать с уборкой, готовить инструменты, выполнять какие-то простые манипуляции, но это первый шаг карьеры.

С высшим образованием и опытом ассистента за плечами можно стать ветеринарным врачом. Вариантов для трудоустройства много: государственные и частные клиники, фермы, зоопарки и питомники, зоомагазины, ветеринарные аптеки и так далее. Также можно проводить исследования в лабораториях, заниматься научной деятельностью, работать на таможне.

Набравшись опыта, ветеринар имеет шанс подняться по карьерной лестнице в большой клинике или открыть собственную.

Уровень зарплаты

Перспективы в будущем

Екатерина Шушпанова, ветеринарный врач-эндокринолог, член национальной ветеринарной палаты, владелец службы ветеринарной помощи на дому «Корвет», г. Москва:

- Я училась в Ветеринарной академии имени К. И. Скрябина. До поступления в академию я закончила медицинское училище. В академии я учились шесть лет, курс был экспериментальным, и диплом я получила двойной – ветеринарный врач-зооинженер.

Профессия мною выбрана по любви, как и специализация. Вообще понятие специализация, на мой взгляд, подразумевает наличие опыта в профессии в целом. Перед тем как начать вести прием именно как ветеринарный эндокринолог, я долгие годы проработала врачом общей практики. Любая специализация – это сложно. Эндокринология домашних животных – архисложная тема, но интересная, как захватывающий триллер.

Сегодня профессия ветеринар стала очень популярной, не то, что раньше. Но ее не стоит выбирать тем, кто не любит животных, в том числе и бездомных, кто думает, что очень много заработает здесь, не потратив ничего, а также тем, кто без уважения относится к людям. Все люди очень разные, и нам необходимо искать подход не только к самому пациенту, но и к его владельцу, а это бывает очень непросто. Эта работа требует от врача быть в первую очередь человеком, быть честным с владельцем животного и с собой, постоянно повышать навык и знания, читая статьи и книги, желательно и на английском, посещая конференции более опытных коллег. Нужно иметь четкое представление о всех методах обследований, которые сейчас доступны для ветеринарной медицины, и о том, когда и при каких патологиях их необходимо рекомендовать.

В моей профессии больше всего мне нравится радость, которую чувствуешь, когда почти безнадежный пациент ушел домой здоровым, когда ты смог добиться ремиссии у животного с сомнительным прогнозом, когда кошка или собака с улицы находят дом благодаря людям и тебе в их числе. Если можно было бы заново прожить жизнь, я бы снова стала ветеринарным врачом.

Читайте также: