Как погоняют собак в упряжке

Опубликовано: 02.05.2024

Татьяна Atrevido

Дрессировка ездовых собак включает в себя следующие навыки:

бег впереди упряжки или человека и перетаскивание груза (команда «Вперед!» или ее заменяющая);
повороты (команды «Лево!», «Право!» или их заменяющие);
остановка на месте (команда «Стой!» или ее заменяющая);
команды общего послушания («Ко мне!», «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!», «Рядом!», «Место!»).
Значение навыков. Работа необходима для собак ездовых пород. Кроме того, тренировки полезны для любых пород собак, которым требуется много движений, и для самого дрессировщика.

Необходимое снаряжение. Ездовая шлейка, трехметровый шнур и пояс на самом дрессировщике (специальный для скиджоринга или просто широкий ремень). Шнур закрепляют на поясе у дрессировщика, другой конец — пристегивают к шлейке.

Команды. Дрессировщик решает для себя, какие команды он выбирает: «Вперед!» или «Хайк!», «Стой!» или «Хоа!», «Право!» или «Джи!», «Лево!» или «Ха!», и в дальнейшем придерживается только их.

Выработка навыков. Дрессировка включает в себя ряд весьма специфических задач:

приучить собак бежать по команде впереди человека;
тянуть груз;
выполнять голосовые команды «Вперед!», «Лево!», «Право!», «Стой!» (на любом языке);
если речь идет о более чем одной собаке, то их надо не только приучить друг к другу, но и научить действовать слаженно.

Татьяна Atrevido

Татьяна Atrevido

Упряжка собак — это социальная группа (стая), сложившаяся, как правило, на основе семейной группы, к которой хозяин добавляет подросших щенков, или, по крайней мере, собак своего питомника, находящихся в определенной степени родства. Иногда в состав упряжки включают чужих собак, не родственных по крови, которым приходится стать членами данной стаи и найти свое положение в иерархии.

Обучение, в основном, происходит методом подражания. Огромную роль играет сам каюр или спортсмен, выполняющий роль вожака, управляющего не одной собакой, а целой стаей. Кроме того, особое значение приобретает его знание рангов собственных собак. Например, низкоранговые собаки стараются не пересекать линию бега высокоранговых и не очень-то хотят обгонять их во время соревнований. Поэтому так важно ставить вначале упряжки действительно высокоранговых особей, которые поведут за собой остальных. В новом, незнакомом для себя месте, большинство членов стаи будут держаться вместе, сгруппировавшись вокруг нарт.

В естественных условиях севера ездовые собаки зимой содержат на привязи, а коротким арктическим летом — свободно бегают, по тундре, промышляя леммингов и прочую доступную для себя добычу. Спортивные собаки также могут содержаться на привязи или в вольерах, выгуливают их, в основном, на поводках. В любом случае бег для них становится естественным и главным стремлением в жизни.

Обучение ездовых собак начинают с 4-5 месяцев. Несмотря на огромное значение метода подражания, необходимо обучение каждой собаки в отдельности.

Татьяна Atrevido

Гонка на собачьих упряжках: пулка, скиджоринг, сит-ски
Яндекс.ДиректВсе объявления
Дисконт Центр Адидас Большой выбор одежды и обуви Adidas. Бесплатная доставка по РФ! Скидки −50%
Адрес и телефон wildberries.ru
Хаскино Катание на упряжке. Товары для ездового спорта. Сувениры и одежда с Хаски.
Адрес и телефон хаскино.рф
Рубрика: Дрессировка собак | Просмотров: 2627

История возникновения гонок на собачьих упряжках

Гонки на собачьих упряжках, возникшие из практического использования северных ездовых собак, стали увлекательнейшим видом спорта, охватившим весь мир: свои ездовые собаки есть на всех континентах — не только в Европе и Америке, но, например, в Австралии и в Южной Африке. Не исключено, что они станут частью олимпийских соревнований, как это уже было в 30-е гг. XX века.

Увлечение гонками на собачьих упряжках началось во времена «золотой лихорадки», на Аляске в самом начале XX века. Прослышав про золото, искатели приключений устремились в эту зону с арктическим климатом. Собаки оказались лучшим и единственно возможным видом транспорта, поэтому их стали завозить сюда со всех концов Европы и Америки. В упряжках оказывались ньюфаундленды, колли, сеттеры, метисы всех мастей и размеров. Многие из них физически не были приспособлены к перетаскиванию грузов и местному климату и вскоре погибали. Лучшие качества показывали, разумеется, местные индейские собаки и лайкоиды, вывезенные с Чукотки, Колымы и Камчатки. Однако чаще всего торговцы приобретали их в селе Маркове, где шла бойкая торговля пушниной, и на кораблях перевозили в Америку. В промежутках между тяжелым трудом и беспробудным пьянством золотоискатели устраивали состязания собачьих упряжек.

История спортивных гонок неразрывно связана с конкретной собакой по кличке Балто и машером (в России каюр) Леонардом Сеппалой, родом из Норвегии. В 1925 г. в Аляске, городе Ном разразилась эпидемия дифтерита. Доставить вакцину от ближайшей железнодорожной станции можно было только на собачьих упряжках. Маршрут был длинным и сложным, поэтому перевозка вакцины была организована по принципу эстафеты, в которой участвовало не менее десяти упряжек.

Славу обрели только два машера, два профессиональных гонщика, оба выходцы с Севера Европы — Гунар Каасен и Леонард Сеппала. Но успех сопутствовал последнему. Упряжка норвежца Сеппалы была составлена из собак частично чукотского происхождения; он первым сумел оценить их рабочие качества. Ее вожаком был пес по кличке Того. Сеппала выехал из Нома навстречу эстафете, а когда получил вакцину, повез ее по самому сложному участку пути. Однако до цели ни Того, ни эта упряжка не дошли. Ее сменила свежая упряжка, которую вел Гунар Каасен. Вожаком в ней был пес по кличке Балто, рожденный в питомнике Сеппалы от чукотских ездовых. Балто вел упряжку в Ном, развив предельную скорость, будто знал, что речь идет о спасении людей. Не было ничего удивительного в том, что по прибытии к месту назначения Каасену предложили продать собаку за приличную сумму. Однако в поисках еще больших денег машер объехал с собакой всю Америку; показывая ее везде, где только можно; поэтому о них писали многие газеты того времени. Кончилось тем, что еще при жизни Балто ему поставили памятник в Центральном парке Нью-Йорка. Польстившись на огромные деньги, Каасен продал Балто в неудачные руки.

Многочисленные поклонники собаки-героя ревниво следили за судьбой своего любимца: на деньги, собранные общественностью, Балто выкупил зоопарк в Кливленде, где он и дожил до конца своих дней.

Далее фамилия Каасена исчезла с первых полос газет и о нем забыли, а имя Балто стали связывать исключительно с фамилией Сеппалы, в чьем питомнике он родился. Чучело Балто до сих пор находится в музее Кливленда; группа современных энтузиастов настаивает на возвращении героя в Ном и захоронении его там, где он родился и участвовал в знаменитой гонке.

Дальнейшая судьба Сеппалы была связана с ездовыми собаками: он продолжал оставаться профессиональным гонщиком и при этом основал питомник ездовых собак.

Собачьи гонки на упряжках по сей день считаются популярным видом спорта во всем мире. Но мало кто знает, зачем возникла потребность в использовании ездовых собак еще до появления соревнований. В данной статье подробно рассказано, как называется собачья упряжка, откуда возникли гонки на псах и какие существуют для этого правила.


Гонка на упряжках
  1. Упряжка для собак – история возникновения
  2. Дисциплины и классы гонок
  3. Правила проведения соревнований
  4. Породы собак для езды в упряжках
  5. Снаряжение
  6. С чего начинать тренировки
  7. Метод 1 из 4: оборудование
  8. Метод 2 из 4: груз
  9. Метод 3 из 4: альтернативный метод
  10. Метод 4 из 4: запрягите собаку в сани или скутер
  11. Терминология
  12. Постромки для собак своими руками

Упряжка для собак – история возникновения

Идея гонок на собачьих упряжках появилась в Северной Америке. В конце 19 века штаты Аляска и Юкон охватила золотая лихорадка, и искателям нужно было быстро доставлять провизию в отдаленные места. Доставкой занимались каюры (погонщики) и псы. Животных запрягали в специальные нарты, но не все породы могли выдержать такую большую нагрузку.

Еще одним толчком послужила эпидемия дифтерита в 1925 году в городе Ном (Аляска). С помощью собак в город стали доставлять вакцину – это был довольно быстрый вид транспорта. Первыми ездить на собаках начали 2 профессиональных гонщика – Леонард Сеппала и Гуннар Каасен. Сеппала отравился из города с упряжкой из чукотских псов, вожаком которой был Того. На обратном пути их заменил Каасен с вожаком упряжки Балто, который оказался быстрейшим из всех собак.

С тех пор собачья упряжь относится к известному на весь мир виду спорта. В 20 веке соревнования были даже частью олимпийских игр.


Использование собак для перемещения

Дисциплины и классы гонок

Состязания подразделяются на дисциплины, классы и категории. Дисциплины бывают зимние и летние.

  • упряжки;
  • скипуллинг – 1-4 собаки запряжены в маленькие сани;
  • скиджоринг – гонки лыжников с использованием 1-2 псов.

  • каникросс – бег человека с собакой;
  • скутер/самокат – использование человеком данных видов транспорта с привязанным и бегущим впереди псом;
  • дог-картинг – животное тянет тележку с человеком или грузом;
  • байкджоринг – езда человека на велосипеде с привязанной и бегущей впереди собакой.

Класс гонок определяется количеством участвующих псов:

  • не лимитированный – любое количество собак;
  • лимитированный – определенное количество животных;
  • спринт – заезд на короткую дистанцию с 4, 6 или 8 псами;
  • для юниоров – участникам (людям) должно быть не более 18 лет;
  • дистанционный – средняя дистанция – до 500 км, длинная дистанция – от 500 км;
  • с отягощением – перевозка груза в санях;
  • эстафета – в ней участвует несколько команд;
  • спортивное ориентирование – гонка на незнакомой территории по карте или компасу;
  • пешая гонка – человек привязан к собаке, бежит за ней пешком;
  • многодневная гонка – несколько дней участники проходят определенные дистанции.

Скоростных категорий всего 4:


  • первая – упряжки из собак северных пород с родословными;
  • вторая – псы северных пород с родословными (без хаски);
  • третья – любые породы с родословными;
  • четвертая – упряжка, в которой присутствует хотя бы 1 пес без родословной или метис.
Летние гонки

Правила проведения соревнований

Профессиональная езда на собаках имеет свои правила и требования:

  • температура воздуха должна быть приемлемой для бега;
  • длина трассы должна соответствовать классу соревнований и составлять не менее 25 км;
  • гонщик допускается ко всем видам гонок только с 16 лет, с 12 можно участвовать лишь в спринте с 2-мя псами;
  • возраст животных не должен быть меньше 15 месяцев для спринта, каникросса и 18 месяцев для остальных классов гонок;
  • питомцы должны быть здоровыми, чипированными или клеймеными и с наличием ветеринарных документов – перед соревнованием проверяется состояние животных;
  • к гонке не допускаются беременные собаки, течные или кормящие;
  • перед гонками проводится осмотр экипировки.

Породы собак для езды в упряжках

Участвовать в гонках могут разные породы, главное – чтобы псы обладали выносливостью, силой, способностью развивать высокую скорость, умеренной массой тела, послушанием и переносимостью низких температур (не подходят, например, доберманы и риджбеки). По традиции в гонках чаще всего участвуют:

  • хаски сибирская;
  • самоедская собака;
  • камчатская ездовая;
  • маламут;
  • гренландская собака;
  • лайка эскимосская.

Снаряжение

Для участия в соревнованиях допускается только комфортная и удобная для животного экипировка. Ошейники, шлейки и тросы должны быть изготовлены из легких, но прочных материалов. Шлейка обеспечивает равномерное распределение нагрузки на позвоночник собаки при резких рывках и беге. Она должна подходить псу по размеру.

Потяг (так принято называть трос с амортизатором) соединяет шлейку собаки с гонщиком, защищает позвоночник пса при резких движениях и больших нагрузках. Для его использования также учитывается размер питомца и его физическая подготовка.


Необходимые снаряжения

С чего начинать тренировки

Подготовка собак для гонок начинается примерно с 6 месяцев, когда их скелет окреп и сформировался. Сколько же длится тренировка? Ездовые псы уже к году приобретают все необходимые навыки, тогда как остальным породам требуется немного больше времени. Не стоит готовить к соревнованиям декоративных, небольших и выставочных собак.

Сначала собак тренируют по отдельности. Псы должны быть изначально выносливыми и послушными. Перед тренировками к гонкам животным следует пройти курс дрессировки в специальных школах.

Метод 1 из 4: оборудование

Подбирать упряжь для собак нужно внимательно. Понадобятся шлейка, трос с амортизатором, пояс для скиджоринга. Зимой потребуются нарты, чтобы кататься по снегу (санки), а летом – карт (тележка) или, например, велосипед. Счетчик километража и времени тоже пригодится.

Метод 2 из 4: груз

Сначала питомцу следует привыкнуть к упряжке, а уже потом можно пристегнуть к поводку небольшой груз. Сначала пса это будет беспокоить, но потом он привыкнет его перемещать. Груз должен становиться тяжелее – действовать нужно постепенно.

Метод 3 из 4: альтернативный метод

Можно зацепить один поводок за шлейку, а второй за ошейник. Поводки должны быть одной длины. При выгуле пса поводок всегда должен быть натянутым и в горизонтальном положении. С помощью ошейника нужно напоминать животному, что он должен идти впереди.

Метод 4 из 4: запрягите собаку в сани или скутер

Запряженные псы могут не сразу привыкнуть к такому грузу. Нужно дать им погонятся за чем-нибудь. Требуется держать их на одной линии, не давать выбегать. Тренер или хозяин должен всегда держать ногу на тормозе. Можно создать препятствия – вылепить, например, снеговиков.


Ездовая порода собак – маламут

Терминология

В ездовых видах спорта используется определенная терминология. Вот основные понятия:

  • Гонка – вид состязания в указанной дисциплине и классе.
  • Заезд – разовое прохождение дистанции.
  • Упряжка – название собак, которые запряжены в сани, скутер, велосипед и т. д.
  • Территория состязаний – место, где находятся старт, финиш, стоянки, зрительская и судейская зоны, трасса.
  • Снаряжение – одежда, оборудование и амуниция, используемые во время состязаний.
  • Гонщик – человек, управляющий упряжкой.
  • Хендлер – помощник гонщика в определенных точках заезда.
  • Стейк-аут – место, где содержатся питомцы;
  • Каюр – человек, который управляет упряжкой во время гонки.

Постромки для собак своими руками

Если хозяин решил сам сшить шлейку для собаки, то нужно внимательно измерить обхват груди пса, окружность шеи и длину его груди (надо прикладывать сантиметровую ленту от центра шеи до центра между передними лапами). Можно использовать нежесткие кожаные ремни шириной не менее 4 см. Должны получиться такие замеры: обхват груди + 10 см для крепежа, окружность шеи + 10 см и длина груди +12 см. Для скрепления элементов используются карабины.


Схема измерения

Гонка на собачьих упряжках является довольно увлекательным и зрелищным состязанием. Каждому гонщику не стоит забывать об уходе за питомцами и правильном подборе снаряжения для них. Каюр также должен обладать спортивными физическими данными, чтобы управлять такими сильными и быстрыми животными.

И снова приветствую вас, друзья, на канале Золото Аляски , канале, посвященном аляскинским маламутам, ездовому спорту и жизни северных ездовых собак.

А поговорим с вами сегодня о командах , которым нужно обучить Вашего питомца, если есть цель сделать из него настоящую ездовую собаку. Эта статья – краткая выжимка из собственного опыта. Я описываю те команды, которым обучала своих собак. Разумеется, каждый владелец ездовой собаки привнесет в обучение что то свое. Помним, что собаки – это Вам не кони. Уздечку на них не наденешь и веревочкой в нужную сторону не потянешь. Все управление осуществляется голосом и командами.

Важно! Нельзя наказывать, бить, громко орать на собаку, если она что то делает не так! Наказания могут спровоцировать отказ от работы!

Для начала приучаем собаку к тому что тянуть можно только в шлейке . Все просто. Надели ошейник –тянуть нельзя. Надели шлейку – тянуть можно и даже нужно . Хвалим и угощаем вкусняшкой при правильных действиях. Огорчаемся, журим, но не наказываем – при неправильных. Очень быстро собака это понимает и привыкает тянуть только в шлейке.

Далее все команды отрабатываем в шлейке, но пока не запрягая собаку в нарту, велосипед или другие транспортные средства. Это если у Вас нет под рукой знакомой обученной упряжки, либо хотя бы одной опытной рабочей собаки.

Слаженная рабочая упряжка несомненно обучит новичка лучше и быстрее. Но рассмотрим вариант, когда упряжки нет, и вы с питомцем вдвоем.

Фото из открытого источника.

Самое важное – собака должна моментально останавливаться по команде. У нас это были команды «СТОЙ!» или «СТОЯТЬ!». Постепенно отрабатываем, добиваемся, чтобы собака останавливалась по команде, даже при наличии отвлекающих факторов. Научили – хвалим и угощаем. Не получается – не угощаем, не наказываем, занимаемся дальше.

Команда «ВПЕРЕД! » - побуждение к началу движения. У нас она работала и как игнорирование поворотов.

НАПРАВО! и НАЛЕВО!. Эти команды важны не меньше команды СТОЙ. И их можно учить даже совсем маленькому щенку, гуляя на поводке. При каждом повороте даем команду голосом, направляя собаку в нужную сторону.

Команда «МИМО!» позволяет пролететь на полном ходу мимо условного раздражителя: человека, животного, интересного предмета. Отрабатывается, многократно проходя мимо интересующих собаку предметов.

Фото из открытого источника.

Команды «ЛЕВЕЕ!» и «ПРАВЕЕ!». Не резкий поворот, а плавное смещение упряжки/собаки в нужную сторону при обгоне или когда нужно уступить дорогу. Учатся практически как и команды НАЛЕВО-НАПРАВО.

ТИШЕ! - команда для замедления движения. В комбинации «ЛЕВЕЕ ТИШЕ» и «ПРАВЕЕ ТИШЕ» позволяют сместить упряжку с трассы с одновременным замедлением движения, либо остановить ее с нужной стороны командами «ЛЕВЕЕ СТОЯТЬ» или «ПРАВЕЕ СТОЯТЬ».

ХОП-ХОП-ХОП – это включение турбо-ускорителя) . Ускорение движения упряжки. Для обгона – в комбинации «ЛЕВЕЕ ХОП-ХОП», «ПРАВЕЕ ХОП-ХОП-ХОП».

Команды «ПРАВО НАЗАД» и «ЛЕВО НАЗАД» - разворот в обратном направлении через нужную сторону. Видела как упряжка, под руководством профессионального каюра и с этими командами выписывала на снегу знаки бесконечности)) Это высший пилотаж)))

Фото из открытого источника.

Это, пожалуй, самые основные и необходимые команды для управления упряжкой. Если есть чем дополнить – милости прошу в комментарии, буду только рада!

В следующей статье расскажу вам о ездовых командах коренных народов Севера .

Друзья, сегодня расскажу вам что такое ездовая упряжка . На примере рассмотрим современную спортивную упряжку из 8 собак. Пусть это будут маламуты ).

Почему современную и почему спортивную? Аборигены запрягали своих собак в упряжку веерного типа . Этот тип упряжки позволял равномерно распределять нагрузку на поверхность, и помогал при передвижении, например по тонкому льду водоема.

Современные упряжки редко передвигаются по «целине»,в соревнованиях трасса заранее подготовлена. Поэтому сейчас собаки запрягаются цугом, попарно друг за другом .

Непосвященному упряжка собак покажется простой. Дескать ну что такого, запряг собак да поехал. Но на самом деле упряжка – это четко слаженный рабочий коллектив, где у каждого своя важная роль, и каждая из собак находится на своем месте. Давайте узнаем подробнее.

Начнем с вожака . Им может быть как кобель, так и сука. И даже пара собак – лидеры упряжки . Лидер – не обязательно самая быстрая и сильная собака в команде . Но он – обязательно самая опытная и сообразительная собака, чувствующая трассу. У него непререкаемый авторитет среди остальных собак, и самая сильная связь с человеком, каюром упряжки. Обостренное чувство направления, хорошее чутье – качества лидера. У вожака несколько функций, он направляет упряжку, держит контакт с каюром, выбирает направление и способен быстро принимать решения. Фактически он управляет упряжкой, передавая другим собакам команды каюра.

А еще задача вожака – подбадривать команду. Вот что пишет один из известнейших путешественников на собачьих упряжках Джо Хендерсон:

«Каждый раз, когда мы сталкиваемся с трудным подъемом, он (лидер упряжки) испускает диких рев/кашель, который пугает собак позади него. Если бы Митч мог говорить, я готов спорить, что в это время он бы выкрикивал приказы как сержант: «Следуйте за мной! Ну-ка налегли, салаги!» Ссылка на источник: © MalamutAlaska.com

Короче, без вожака – нет упряжки.

На одном из соревнований по ездовому спорту на старт вышла упряжка, вожак которой возлежал в нарте. В силу преклонного возраста, он не мог бежать с командой, но остальные собаки работать без него отказывались. Поэтому он занимал почетное место, и дублировал команды каюра во всю мощь своих легких.

Куражистые и азартные лидеры! Уверена, за такими яркими личностями вся упряжка и в огонь и в воду)

Следующая за вожаком пара – направляющие собаки . Это также опытные, сообразительные собаки, которые при необходимости могут заменить лидеров. Задача направляющих – поддерживать темп движения, задавая направление остальным собакам, исправлять оплошности вожака. Направляющие знают трассу не хуже вожака, при этом у них хороший обзор и они могут скорректировать траекторию движения, если вожак замешкается или ошибется. Часто на это место ставят молодую собаку в пару с более взрослой и опытной. Так, под присмотром опытного наставника молодая собака учится работать.

Направляющая пара - ум, честь и совесть всего коллектива. Фото из открытого источника.

Третья пара – собаки центральной пары (или пар). Они недостаточно способны для мест лидеров, и не настолько сильны чтобы занять место коренных собак. Но они дисциплинированные, работящие и спокойные собаки. Способны как вытянуть коренных собак, если те замешкаются, так и притормозить излишне ретивых лидеров.

Центральная пара - спокойные и усердные работяги. Фото из открытого источника.

Коренные собаки – стоят ближе всех к нарте. Это не просто собаки, это – турбированный движок всей упряжки. Именно на них приходится самая большая нагрузка, т.к. они находятся ближе всех к нарте. Поэтому коренные собаки самые сильные и выносливые. Чаще на эти места ставят кобелей. Если упряжка «многопородная», то почетные места коренников чаще занимают аляскинские маламуты. Уж им то тягловой силы не занимать!

Вот вам мощные попы коренников) Фото из открытого источника.

Так что грамотный подбор собак в упряжку – залог ее успешной работы и победы на соревнованиях! Если каждая из собак занимает свое место, то для которого она лучше всего подходит - упряжка будет работать как отлаженный механизм.

FB VK OK Link

На поляне, покрытой снегом, царит легкий бедлам. Два десятка собак, в основном хаски, воют, лают и носятся по снегу, пока их хозяева настраивают нарты и надевают на собак шлейки. Но вот каюр встает на нарты и кричит запряженной шестерке собак: «Хоп, хоп, вперед!» — и упряжка под скрип снега выруливает на накатанную трассу. За ней — вторая упряжка, затем третья. На лес опускается тишина — когда собаки заняты делом, им не до лая. Мы будто перенеслись на Аляску, во времена золотоискателей из романов Джека Лондона. На самом деле далеко ездить не пришлось — «ПМ» побывала на обычной воскресной тренировке энтузиастов северных ездовых собак в подмосковном Королёве. Секретами езды на северных ездовых собаках с нами поделились энтузиасты этого вида спорта Максим Любавин и Александр Бондарев.


FB VK OK Link

Северные и не только

Исследование и освоение северных районов без собак было бы невозможно, именно с их помощью люди смогли достичь самых труднодоступных мест, в том числе и полюсов Земли. На нашей планете до сих пор есть места, где собаки выполняют роль основного транспортного средства. Сто лет назад таких мест было намного больше, но и сейчас ездовые собаки не являются такой уж экзотикой, в особенности в Заполярье. Правда, в наше время езда на собачьих упряжках превратилась в красивый спорт, отдых и образ жизни — сейчас на собаках ездят не столько с сугубо прикладными целями, сколько просто для удовольствия.


FB VK OK Link

Гонки на собачьих упряжках объединяют в два класса. В классе северных ездовых собак (СЕС) выступают традиционные ездовые породы, такие как сибирские хаски, аляскинские маламуты, гренландские собаки и самоеды. У них есть и специализация: аляскинские маламуты — тяжеловесы, крупные и медленные, но мощные, а небольшие по размеру сибирские хаски — выносливые и быстрые бегуны. В открытом классе могут выступать собаки любых пород без ограничений, причем небольшие дистанции на подготовленных трассах они зачастую проходят быстрее ездовых.


Но есть и обратная сторона — как правило, такие собаки (например, доберманы) не слишком хорошо переносят холод, поэтому их стихия — в основном спринтерские соревнования в не слишком суровых условиях. Северные ездовые собаки, наоборот, прекрасно чувствуют себя в условиях холода, снега и ветра, и хотя они не столь быстры, но могут держать взятый темп на протяжении десятков и даже сотен километров (нормальный ежедневный пробег — 40−60 км). На привалах они неприхотливы: из еды обходятся мороженой рыбой, а теплая «шуба» позволяет им отдыхать прямо на снегу даже в самые суровые морозы. А вот весной и летом, когда температура переваливает за 13−14 градусов, у северных собак наступают каникулы: бег при таких температурах чреват для них тепловым ударом.

FB VK OK Link


Рычащий двигатель

Чтобы полноценно передавать крутящий момент двигателя на колеса, автомобилю нужна трансмиссия. В случае с собаками ее роль выполняет упряжь — на каждую собаку надевают специальную шлейку, которая позволяет более равномерно распределять усилия на плечи, грудь и спину животного. Шлейка должна быть не слишком свободной, чтобы не натирать, и не слишком тесной, чтобы не стеснять движений.


FB VK OK Link

Две основные конфигурации упряжек — веерная и цуговая. В веерной, как можно понять из названия, каждая собака тянет нарты с помощью своего собственного постромка (потяга), а лидеры запрягаются по бокам, они помогают упряжке поворачивать. Каюр может управлять собаками непосредственно — дергая постромки, но веерная конфигурация имеет достаточно много минусов. Запрягать много собак веером нельзя — они будут мешать друг другу. Достаточно широкую веерную упряжку можно использовать только на твердом снегу и в чистом поле — там, где просторы ничем не ограничены. В глубоком снегу, среди торосов или в лесу веерная упряжка неудобна и поэтому сейчас почти не используется.


Самый распространенный способ запрягать собак — это цуговая упряжка, когда собаки пристегнуты постромками к центральной линии по одной или (чаще) по двое — «елочкой». Чтобы цуговая упряжка не «расплывалась» по ширине, каждую собаку пристегивают к центральной линии еще и за ошейник, а двух первых — «передовиков» (лидеров) — пристегивают за ошейники друг к другу. В качестве лидеров обычно ставят не вожаков и не самых сильных, но самых умных собак, которые «знают дорогу» — именно они направляют всю упряжку.

FB VK OK Link


За ними запрягают «колеса», а ближе всего к нартам стоят «коренные» — самые сильные собаки, которые несут наибольшую нагрузку. Центральная линия снабжена амортизатором, который сглаживает резкие рывки, чтобы собаки не надорвались. Цуговая упряжка, вытянутая и достаточно маневренная, легко проходит в узких местах. Управляется она исключительно голосовым способом — хорошо обученные ездовые собаки должны распознавать четыре основные команды каюра: «вперед», «стоп», «вправо» и «влево». Какое-либо применение силы (шест, хлыст) считается на соревнованиях серьезным нарушением, да и сами каюры относятся к собакам скорее как к членам семьи, чем как к тягловой силе.

Снежный транспорт

Традиционные северные нарты — это длинные узкие санки, собранные из деревянных деталей, скрепленных ремнями из оленьей кожи. Благодаря такой конструкции нарты «гуляют», при движении точно следуя деталям рельефа. По старинной северной традиции мужчина должен был сделать нарты для себя собственными руками, но сейчас, конечно, можно поступить проще и купить готовые. «Современные нарты — это сочетание традиций с использованием самых высоких спортивных технологий, — объясняет Максим Любавин, российский представитель компании Danler, австрийского производителя нарт.

FB VK OK Link

widget-interest

В 1903 году 28-летний лейтенант Александр Колчак возглавил спасательную экспедицию, снаряженную Императорской Академией наук для выяснения судьбы группы Эдуарда Толля, искавшего легендарную Землю Санникова. Спустя 110 лет, в апреле-мае 2013 года, группа энтузиастов повторила путь Колчака в составе экспедиции «Путями первопроходцев. Новосибирские острова» под руководством Германа Арбугаева. «Стартовали из Якутска, грузопассажирским рейсом прилетели в поселок Депутатский, затем вертолетом добрались до Юкагира, откуда уже шли на собачьей тяге, — говорит участник экспедиции, каюр одной из упряжек Максим Любавин. – Дальше дошли до крайней точки материка, мыса Святой Нос, вышли на море Лаптевых, прошли мыс Дежнева, о. Большой Ляховский, о. Котельный, и дошли до мыса Анисий, до незамерзающей части Северного Ледовитого океана – Великой Сибирской полыньи, где предположительно погиб Толль, пытаясь переправиться с о. Беннетта на о. Котельный. Вернулись мы примерно по тому же маршруту, за месяц пройдя 1550 км». Транспорт состоял из двух упряжек (10 и 12 собак) и грузового снегохода, который тащил полторы тонны запасов (экспедиция была полностью автономной и не использовала «забросок», в нартах везли двухдневный запас провианта, палатки и спальники). По словам Максима, якутские собаки были в прекрасной форме и отлично перенесли путешествие, двигаясь хотя и не слишком быстро, но в ровном темпе (самый длинный перегон составил 125 км, пройденные за 18 часов). Наибольшие трудности вызывали торосы, которые сильно замедляли продвижение (их приходилось или объезжать, или рубить путь). Кроме того, проблемы доставила пурга, во время которой из-за почти нулевой видимости передвигаться было невозможно, а запасы провианта расходовались в том же темпе (каждая собака съедала более 1 кг рыбы в день).

— Рама нарт тоже не жесткая, а шарнирная, да еще и настраиваемая по высоте — для тех же самых целей следования рельефу. Сейчас рама делается из алюминия и углепластика, а поверх нее натягивают полог с отделениями для вещей. Прогулочные или спортивные нарты в зависимости от размера могут быть рассчитаны на упряжки от двух до десяти собак и весят до 10 кг, более прочные и тяжелые экспедиционные нарты — около 20 кг».

Читайте также: