Как снимали остров собак

Опубликовано: 30.04.2024

Dog puppets and an astronaut puppet are positioned in a group in front of a green screen, with a Canon EOS-1D X DSLR pointed at them to take their picture.

Новый фильм Уэса Андерсона под названием «Остров собак», созданный с помощью кукольной анимации, уже получил положительную оценку критиков за следование традициям японского кинематографа и особую атмосферу. Немалую роль в работе над проектом сыграло и творческое видение Тристана Оливера, оператора-постановщика, который решил использовать для съемок исключительно камеры Canon EOS-1D X.

Тристан, который уже работал над одной из предыдущих картин Андерсона под названием «Бесподобный мистер Фокс», а также над другими кукольными работами самого высокого уровня, такими как «Паранорман» и «Побег из курятника», смог вдохнуть жизнь в эту футуристическую историю о собаках, вынужденных жить на одном из мусорных островов Японии. Работа с режиссером означала, что команде операторов предстояло выполнить уникальную задачу.

Уэс Андерсон стремится к тому, чтобы его анимационные фильмы выглядели как фильмы с живой игрой актеров, для съемки которых, по словам Тристана, «используются сверхширокоугольные объективы». Поскольку куклы и фоны в фильме с кукольной анимацией имеют гораздо меньший размер, чем люди (или даже настоящие собаки), необходимо располагать их на гораздо меньшем расстоянии от камеры, чем объекты съемки в обычных фильмах. Это делает трудновыполнимой задачу достижения глубины резкости, которой можно ожидать от широкоугольной съемки.

Обратите внимание, что аудиоконтент доступен только на английском языке.

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

«Если вы снимаете крупным планом актера, камера находится от него примерно в 2 метрах, но если мы берем во внимание размеры куклы, для создания такого же кадра необходимо расположить камеру в 15 сантиметрах от объекта. Это означает, что при работе приходится использовать минимальное расстояние фокусировки или даже режим макросъемки. Когда я навожу объектив на куклу при минимальном фокусном расстоянии, и значение диафрагмы составляет f/16 или f/22, в полном фокусе находится промежуток от носа до уха, а все остальное остается вне фокуса», — говорит Тристан.

Он предложил решение, согласно которому куклу и передний план сначала снимают на фоне зеленого экрана, а затем куклу убирают и выполняют съемки фона. Далее происходит объединение двух кадров, что удваивает и без того огромное количество необходимых изображений (24 фотографии в секунду) — все для того, чтобы создать полнометражный художественный фильм с кукольной анимацией.

«В некоторых случаях мы располагали камеру на большем расстоянии, что создавало более подходящую глубину резкости, ведь кукла находилась далеко от объектива. Затем мы приближали нужный участок во время обработки, поскольку высокое разрешение Canon EOS-1D X позволяло нам это делать», — рассказывает Тристан.

Кукольная анимация на Canon EOS-1D X

Возможно, некоторые ожидают, что фильмы с кукольной анимацией создаются с помощью кинокамер, но в случае «Острова собак» камера Canon EOS-1D X стала идеальным выбором.

«Проблемой, связанной с кинокамерами, является их цена: чтобы купить необходимое количество таких камер, нам пришлось бы загнать себя в долговую яму. Поэтому мы тщательно проанализировали характеристики различных цифровых зеркальных камер, и в итоге выбрали Canon EOS-1D X».

В рамках тестирования мы использовали цифровые зеркальные камеры в различных сложных условиях. Аниматоры, которые были ответственны за движение кукол во время съемок, использовали режим Live View, чтобы убедиться, что все куклы находятся на нужном месте. Это означало, что от камеры требовалась постоянная работа в режиме Live View, с которой многие другие тестируемые камеры справились далеко не так хорошо.

«Камеры, которые мы использовали раньше, часто перегревались в области чипа после длительной работы без перерыва. Нам приходилось ставить возле них вентиляторы для охлаждения. Но EOS-1D X в этом плане демонстрирует отличные показатели», — говорит Тристан.

Изображение, созданное холодным утром, может значительно отличаться от того, что получаешь при съемке в теплый день после обеда.

Еще одной трудностью была температура воздуха. «Изображение, созданное холодным утром, может значительно отличаться от того, что получаешь при съемке в теплый день после обеда. Конечно же, мы стремимся к единообразию, поэтому в прошлом во время съемок нам приходилось часами ждать нужных температурных условий, чтобы сделать соответствующий кадр. Но чип в Canon EOS-1D X абсолютно стабилен, несмотря на колебания температуры, и на работу камеры не повлияла постоянное использование режима Live View. Именно поэтому мы ее и выбрали. Она обладает прекрасными характеристиками, что крайне важно для нас».

Во время создания «Острова собак» Тристан руководил работой целых 80 камер Canon EOS-1D X. «Мы одновременно вели съемки на 44 площадках, что означало использование 44 камер в один и тот же момент, но в общей сложности мы использовали около 80 камер, потому что состояние оборудования всегда должно было быть идеальным», — говорит он.

Поскольку фильмы с кукольной анимацией представляют собой быстрое отображение серии фотографий, одна пылинка на объективе может привести к серьезным проблемам и замедлить и без того небыстрый процесс редактирования материалов. «Камера перемещается по съемочной площадке, поэтому пятнышко грязи будет заметно на разных изображениях и может даже попасть на лицо персонажа. Поэтому после съемки каждой сцены мы выполняли тщательную очистку камер, чтобы поддерживать их в абсолютной чистоте», — объясняет Тристан.

Освещение для каждого кадра

Тристан работал над созданием «Острова собак» два года и три месяца. Перед началом съемок кукольного фильма составляется тщательная раскадровка. На ее основе создается аниматик — раскадровка в движении в мультипликационном стиле. Это позволяет создателям понять, как будет выглядеть движение персонажей, и внести необходимые изменения (к примеру, если ребенок выглядит слишком маленьким по сравнению с собакой) до того, как будут изготовлены сложные куклы с подвижными суставами, двигающимся ртом и специальными костюмами.

Затем записываются все диалоги, и аниматоры двигают куклы так, чтобы идеально синхронизировать произносимый текст с движением рта. «Если вы говорите "Привет", это может занять шесть кадров; аниматоры будут знать, в какой момент начинается звук "П", и сколько кадров продолжается его произнесение», — говорит Тристан.

Тристан также следит за освещением на всех одновременно задействованных съемочных площадках. Перед началом съемок он составляет разбор того, как должно выглядеть освещение во время съемок всех кадров фильма. Его решения зависят от множества факторов. «Какое время суток здесь должно изображаться? Какого цвета должно быть освещение? Присутствуют ли в этой сцене необычные эффекты? Какие эмоции должен нести этот кадр?»

Обычно группа начинает съемки по мере готовности кукол и съемочной площадки, поэтому куклы после изготовления сразу же отправляются на съемки, а команда начинает съемочный процесс. «Наш процесс очень непоследователен, поэтому значительный объем работы составляет отслеживание происходящего. Иногда приехать на съемочную площадку и настроить освещение — это настоящее облегчение, — говорит он.

— Я лично настраиваю освещение на 15 площадках. Логично, что я не могу настроить все 50 площадок, на которых в один день ведутся съемки, поэтому под моим руководством работает еще пара ребят, которые следуют моим указаниям. При этом я просматриваю каждый кадр с каждой площадки и слежу за всеми тестами освещения, поскольку мне нужно, чтобы фильм выглядел так, будто его создал один человек — то есть я».

Начало работы с куклами и Уэсом Андерсоном

Карьера Тристана в кукольном кинематографе началась в 2005 году и была счастливой случайностью. «Я пару лет работал в школе кинематографа, знал нескольких ребят из студии Aardman (создатели фильмов «Уоллес и Громит») и однажды позвонил им, чтобы позаимствовать оборудование для освещения. На тот момент вся студия Aardman состояла из трех мужчин, женщины и собаки. Они невозмутимо сказали мне: "Кстати, что делаешь на следующей неделе?". Я ответил: "Ничего", и они сказали: "А не хочешь приехать и поснимать рекламный ролик?". В сферу рекламы в те дни вливалось очень много денег, а они были небольшой группой людей с множеством отличных идей, и старались создавать интересный контент. Я помогал им на базовом уровне, а они просто продолжали предлагать мне работу. В течение трех лет я снимал "Неправильные штаны", очередной фильм про Уоллеса и Громита».

Впервые Тристану удалось поработать с Уэсом Андерсоном на съемках «Бесподобного мистера Фокса», который вышел в 2009 году. «Я связался с продюсером еще до того, как что-либо узнал о Уэсе. Как ни странно, на тот момент я вообще ничего не знал о его работах. Но я слышал, что они занимаются покадровой анимацией в Лондоне, поэтому я поехал на встречу с продюсером и показал ему свою пленку, которую тот показал Уэсу».

По словам Тристана, у Уэса свои, особые методы работы и способы донесения до других своего уникального творческого видения. «Я думаю, ему нравится находиться на некоторой дистанции от создания анимации, потому что его не особо интересует, сложная она или нет. Он просто говорит — "Я хочу, чтобы ты сделал вот это" — и хочет, чтобы вы сами нашли нужный способ».

«Что касается общения, мы выбираемся куда-нибудь, обедаем и общаемся о разных вещах. Но что касается работы, он там, а мы здесь. Мы отправляем ему материалы, а он отвечает на них комментариями, — говорит Тристан. — Он доверяет мне в плане исполнения его требований, и это очень важный аспект работы для нас обоих. Я являюсь его правой рукой во всем, что касается создания изображения».

Для начинающих специалистов этого жанра, по мнению Тристана, возможности закрепиться в этой сфере есть — как минимум частично, поскольку он считает, что работой, которую выполняет он, занимается всего лишь пять человек. Он также оптимистично говорит о будущем фильмов с покадровой анимацией. «Я думаю, что сейчас эта сфера находится на пике своего развития за все время. Студия Aardman все еще в игре и создает художественные фильмы. В индустрии появилась и студия Laika (которая занималась созданием «Коралины в стране кошмаров», «Паранормана» и «Семейки монстров»), которая серьезно меняет правила игры в работе над кукольной анимацией. Они могут одновременно вести работу над двумя фильмами. Эта студия за последние восемь лет создала столько же фильмов, сколько студия Aardman за последние 20 — просто невероятно».

Как и в любом другом жанре фотографии, создателю покадровой анимации необходимо иметь творческое видение и практический опыт. «Чтобы полностью использовать художественные возможности, здесь необходимо наличие глубоких технических знаний. Пока вы не поймете, как работает камера, и пока вы не будете ориентироваться в физических характеристиках используемых объективов, вы не сможете использовать весь спектр возможностей, — говорит он.

— Все дело в том, что вы видите. Не всегда важно сделать так, чтобы все выглядело правильно, — важнее сделать так, чтобы все выглядело красиво».

Чтобы узнать больше о новейшей камере серии Canon EOS-1D X, Canon EOS-1D X Mark II, перейдите на страницу продукта.

Интересное о мультфильме

Голливудская студийная система настолько глубоко проникла в сознание рядового зрителя, что практически не оставила независимым постановщикам возможности выходить на самую широкую аудиторию и доносить до нее свои идеи. Конечно, на локальных фестивалях и в материалах именитых критиков стабильно появляется информация о деятельности воистину неординарных постановщиков, отказывающихся идти на компромиссы с влиятельными продюсерами, однако стоит признать, что многомиллионные блокбастеры продолжают с ироничной усмешкой оттесняют в сторону творения независимых компаний, от чего большинству из нас приходится выискивать данные картины своими особенными способами. Однако есть на свете один режиссер, который завсегда отстаивает свое особенное видение и несмотря на откровенную эксцентрику продолжает получать стабильные производственные бюджеты, попутно приглашая на съемочную площадку исключительно достойных исполнителей, включая излюбленных Джеффа Голдблюма и Билла Мюррэя. И как не трудно догадаться, речь идет о единственном и неповторимом в своем роде Уэсе Андерсоне, считающем кинематограф родным домом, в котором можно делать абсолютно все, что захочется. Покорив публику вместе с чудаковатой комедией «Академия Рашмор», Андерсон с удвоенным рвением принялся за художественные эксперименты, вкладывая в каждую свою работу частичку собственных переживаний, эмоций и воспоминаний. Андерсон не боится играть с цветами, вкладывает в уста персонажей неоднозначные философские высказывания, обожает центровать кадры в стиле Кубрика и крепкой иронией проходится по обществу, которому порой необходима крепкая встряска. Со временем к необычайности Андерсона привыкли не только посетители фестивалей, но и прочие зрители, коим пришелся по душе стиль режиссера и к нему все чаще стали обращаться те самые влиятельные продюсеры, решившие выдать творцу полный кредит доверия, всячески содействовать его работе и вместе с тем вынести неизбежную выгоду из перспективного сотрудничества. Достигнув истинной кассовой и художественной вершины вместе с неординарным «Отелем «Гранд Будапешт»», Андерсон доказал, что независимое кино способно приносить деньги не хуже блокбастеров, после чего взял непродолжительную паузу, чтобы еще раз насладиться уникальными возможностями пошаговой анимации в проекте «Остров собак», чей выход был невероятно ожидаем. И как видно из готового мультфильма, потенциал его создателя до сих пор вызывает удивление и еще не раз обрадует нас невероятными достижениями.

Итак, сюжет мультфильма переносит нас в Японию, где вновь процветают весьма печальные социально-политические тенденции, подводящие страну к порогу обновленного тоталитарного режима. Пришедший на пост мэра города Мегасаки деспотичный интриган Кобаяси (оригинальная озвучка Кунъити Номура) сладкими речами задобрил избирателей, однако в его планы вовсе не входит добродетель. Усыпив внимание общественности, Кобаяси претворяет в жизнь свои коварные планы, и одним из первых решений избранного мэра становится абсолютная депортация всех городских собак, которые ему совсем не по душе. Воспользовавшись вспышкой так называемого «собачьего гриппа», Кобаяси начинает действовать и первой изъятой городской собакой становится Спот (Лив Шрайбер), обожаемый питомец воспитанника мэра, мальчика по имени Атари (Кою Ранкин). Продолжая выполнять задуманное, в конце концов мэр изъял с улиц абсолютно всех собак, отправив их на уединенный мусорный остров, откуда просто невозможно сбежать. И тем не менее Атари не собирается мириться с неадекватной позицией дядюшки, возомнившего себя едва ли не Императором Мегасити, а потому решается на бунт против системы, отправившись на остров, чтобы отыскать Спота и вернуть справедливость хотя бы в свой дом. Не без проблем достигнув пункта назначения, парень знакомиться с целой стаей собак в лице вождя Шефа (Брайан Крэнстон), Рекса (Эдвард Нортон), Босса (Билл Мюррэй), Дюка (Джефф Голдблюм) и Кинга (Боб Бэлабан). Вместе им предстоит пройти непростой, долгий путь, чтобы как следует сдружиться и вместе с найденным Спотом изменить сложившуюся ситуацию. А пока Атари и четырех лапая компания действует на Острове собак, свое расследование преступлений мэра Кобаяси проводит американская школьница Трейси (Грета Гервиг), прибывшая в Японию по обмену и не собирающаяся молча наблюдать за тем, как Страна Восходящего солнца продолжает возвращаться в смутное прошлое.

Нужно быть весьма бесстрашным чтобы поставить фильм с настолько рисковыми вводными данными, и тем не менее Уэс Андерсон продолжает делать то. Что получается у него лучше всего и самое интересное, что общественность вовсе не спешит выставлять ему свои претензии. В «Острове собак» режиссер весьма дерзко проходится по японским обычаям и жестко проходится по традициям тоталитаризма, который отчасти связан с тем, что происходило во времена Второй Мировой Войны и ранее. Несомненно, японская аудитория мультфильма обязана была прочувствовать укол Андерсона, как никакая другая, однако грамотно расставленные акценты, а также излюбленная эксцентрика режиссера позволили превратить повествование из поднимающей давние обиды и терзающей раны драмы, в интеллектуальное, рассудительное и по-хорошему ироничное зрелище, ради которого стоит задержаться у экрана от первой до последней минуты. Не спорю, что Андерсон излишне увлекся карикатурой и требовал от съемочной команды внимания даже к самым несущественным мелочам, обладающим, по его мнению, особым символизмом, но такая самоотверженность привела к тому, что «Остров собак» лихо завладевает нашим вниманием и так просто его не отпускает. Андерсон помещает нас в атмосферу сказки, которая как восхищает, так и пугает. Вместе с главными героями мы раскрываем весь кошмар, происходящий с подачи мэра Кобаяси и понимаем, что депортация собак, это лишь начало преобразований, от которых рядовым гражданам точно не будет радости. И самое ужасное то, что общество готово молчаливо повиноваться любым приказам властей, ибо порядок заложен непосредственно в самом генетическом коде японцев, не имеющих права ослушаться своего законного господина. Конечно, в идеях Андерсона отчетливо просматриваются стереотипы, однако он не боится вызвать на себя гнев, поднимая сложные темы, о которых нельзя забывать, чтобы иметь возможность двигаться дальше.

Кроме того, необходимо отметить как всегда необыкновенные художественные решения режиссера, позволяющие толково изложить мысли посредством странных и вместе с тем захватывающих решений. Герои «Острова собак» произносят свои диалоги смотря прямо в камеру, от чего складывается впечатление, что они общаются с каждым зрителем по отдельности. Отчасти это выглядит несколько странно, но в тоже время у нас есть уникальная возможность почувствовать себя героями повествования, которые могут на что-то повлиять. Еще одной особенностью мультфильма Андерсона становится языковой барьер между людьми и собаками. Атари, Кобаяси и прочие герои-люди общаются на японском языке, тогда как Спот, Дюк и компания в оригинале звучат на английском. Подобный эффект был необходим Андерсону для того чтобы напрямую показать зрителям, что же такое трудности взаимопонимания и каким образом их можно обойти.

В итоге хочу сказать, что «Остров собак» являет собой пример отменного авторского кино, чьи странности идут повествованию лишь в прок и говорят о том, что настоящим творцам необходимо давать всю полному творческой свободы, которая способно претворить самые смелые мечты в реальность.

Кадр из мультфильма «Остров собак»

3 мая в России состоялась премьера анимационного фильма Уэса Андерсона «Остров собак». Мы уже рассказывали в нашей рецензии на ленту о том, почему она непременно заслуживает быть увиденной, а теперь в нашем обзоре речь пойдет о процессе создания картины: сколько кукол было создано для съемок фильма (и почему так много), как оживали эти «кукольные актеры», на съемки какой сцены аниматоры потратили целых 6 месяцев и другие не менее любопытные факты об этом прекрасном проекте.



Поклонники творчества сказочника Уэса Андерсона и те, кто видел хотя бы пару его фильмов, наверняка сходу смогут перечислить характерные черты его работ («Отель "Гранд Будапешт"», «Королевство полной луны», «Семейка Тененбаум». ). Кроме тяги этого американца к палитре ярких несочетаемых цветов, математически выверенным симметричным кадрам и старомодным вельветовым костюмам, киноленты Андерсона отличаются особой «ламповой» атмосферой удивительных, почти сказочных приключений с трогательными чудаковатыми героями, склонными к самоиронии.

Уэс Андерсон и «актеры» «Острова собак»

К такому набору «особенностей» как нельзя лучше подходит стоп-моушн анимация, с помощью которой и были созданы два (пока два) мультфильма режиссера. Уэс Андерсон попробовал себя в ней, работая над «Бесподобным мистером Фоксом» и некоторыми сценами из «Отеля "Гранд Будапешт"». Однако «Остров собак» по сравнению со своими предшественниками побил все рекорды по масштабности кукольного представления на съемочной площадке.

Сделав ставку на стоп-моушн, Уэс Андерсон не изменил себе и выбрал самую «олдскульную» анимацию. Впервые покадровая съемка была использована еще в 1897 году в эпизоде фильма The Humpty Dumpty Circus. Нам эта в какой-то степени первая техника хорошо знакома, в частности, по «Чебурашке», «Варежке» и другим советским «кукольным» мультфильмам (которые, между прочим, были завсегдатаями международных кинофестивалей). Одни из самых известных и более-менее современных шедевров, созданных в этой технике, это проекты, созданные на британской студии Aardman (от «Уолесса и Громита» (1989) до «Диких предков» (2018)), мультфильм Тима Бертона «Труп Невесты» (2005), «Кубо. Легенда о самурае» (2016) и некоторые другие.

Съемки мультфильма «Остров собак»

Неспроста стоп-моушн анимация до сих пор не потеряла своего антуража – ведь она напоминает сказки в исполнении самодельного кукольного театра, как в детстве. И хотя сейчас она не обходится без помощи цифровых технологий и 3D-принтеров, все же особая правдоподобность остается ее сильной стороной. Еще бы, когда каждая деталь имеет множество вариантов и функций в более чем 200 декорациях, не считая 1000 кукол! Уэс Андерсон действительно «заморочился» – даже собачий мех и дым были анимированы вручную. Ради той самой сцены с приготовлением суши команда аниматоров сначала несколько недель дотошно изучала японскую традиционную кухню, ее ингредиенты, их разновидности, все-все оттенки, консистенции и т.д., чтобы потом на протяжении целых 6 месяцев снимать те несколько минут, которые войдут в мультфильм!

«Наша работа заключается в том, чтобы сделать из кусков металла, резины и силикона – всех этих неодушевленных вещей – что-то новое, попытаться вдохнуть в них жизнь», - так описывают свою задачу аниматоры, работавшие над «Островом собак».

К съемкам мультфильма была создана настоящая мини-армия кукол, как людей, так и собак, всех размеров – от больших и средних до совсем крошечных. Все ради разнообразия декораций, кадров и углов съемки. Но если вы думаете, что после создания более чем 1000 кукол работа рукодельников команды закончилась, то вы глубоко заблуждаетесь. Ради подробной и реалистичной анимации на каждую куклу были отдельно заготовлены «сменяющиеся» части лица, имитирующие мимику. Например, художницей, которая работала над образом Трейси, было кропотливо прорисовано по 297 веснушек на 74 вариантах лица, что составило в сумме 22 000 штук.

Кадр из мультфильма«Остров собак»

До создания движущейся куклы для каждого героя были созданы прототипы в виде глиняных скульптур и фигурок 3D-печати, и количество только конечных вариантов для съемок составило около 1000. Где-то 500 человек и 500 собак. Даже чуть больше.

Чем же отличается новый шедевр Уэса Андерсона от его предыдущего, не менее шедеврального мультфильма «Бесподобный мистер Фокс»? Казалось бы, действительно, оба сняты с помощью одной и той же технологии, но внимательный глаз приметит приличный скачок в качестве и сложности последнего фильма. Взять хотя бы тот факт, что герои «Бесподобного мистер Фокса» были по максимуму «очеловечены», а значит, и анимация движений и мимика были приближены к привычному – человеческому. Однако в «Острове собак» режиссер решил пойти сложным путем. Его собаки – вполне разумные существа, разговаривающие и проявляющие широкий спектр эмоций, однако они остаются собаками, со своей мимикой и своей пластикой. Человеческая мимика смотрелась бы на них как минимум неправдоподобно. Поэтому аниматоры трудились над тем, чтобы мимика четвероногих героев была бы достаточно экспрессивной и понятной, но при этом оставалась бы в «собачьих» рамках. К слову, для этих целей аниматоры, у которых есть собаки, специально приводили в студию своих питомцев и наблюдали за ними, анимируя, так сказать, с натуры.

(К слову, насчет четвероногих друзей – в Эдинбурге был проведен специальный сеанс «Острова собак» для просмотра с собаками. Зрители, побывавшие на нем со своими любимцами, говорят, что собакам лента очень даже понравилась!)

Перфекционизму команды и режиссера «подверглись» также декорации и некоторые спецэффекты. Такие элементы, как дым, пар или вода – все это не компьютерное, а настоящее, шипящее или булькающее. Каждая сцена не только выверена по строгим визуально-эстетическим канонам авторского стиля Уэса Андерсона, но и продуманы таким образом, чтобы не было повторов – иначе «глаз» зрителя заскучал бы. В интервью с изданием «Газета.Ru» Андерсон даже отметил, что ради визуального разнообразия было решено разделить виды мусора на несколько видов, которые мы в итоге видим в разных местах острова-свалки.

Еще одна гордость после сцены с приготовлением суши – монолог Шефа. Этот эпизод, в котором бездомный пес размышляет «отчего собака бывает кусачей», может претендовать как минимум на звание «самой продолжительной анимации без склеек». Подобным «вишенкам на торте» Уэс Андерсон обязан мастерам-аниматорам, работавшим над «Островом собак», а особенно двоим из них – Киму Кекелайру и Джейсону Сальману. Эти двое уже принимали участие в его первом «анимационном» опыте – в «Бесподобном мистере Фоксе». Конкретно эпизод с исповедью Шефа ставил как раз Джейсон Сальман.

(В этом 3D-видео можно посмотреть, что происходит «за кадром» и как кропотливо работают аниматоры над каждым, даже самым малозаметным движением персонажей и не только.)

Аниматорам действительно стоило титанического, чтобы мы впоследствии в течении одного часа и сорока минут наслаждались яркой сказкой из фантастического будущего Японии. Однако, по признанию самих аниматоров, для них самым сложным был этап синхронизации мимики персонажей с озвучкой – нужно было снимать буквально каждый слог и каждую букву, «произнесенные» персонажами.

Съемки мультфильма «Остров собак»

Кстати, насчет озвучки. Помимо «любимчиков» Уэса Андерсона, вроде Билла Мюррея и Эдварда Нортона, свои голоса четвероногим героям подарили Брайан Крэнстон, Джефф Голдблюм, Лив Шрайбер, Боб Балабан, Грета Гервиг, Фрэнсис Макдорманд (она озвучивала переводчицу с японского), Харви Кейтель, Тильда Суинтон и даже Скарлетт Йоханссон. А своеобразной «пасхалкой» в этом касте стала сама Йоко Оно, которая озвучила ассистентку ученого-оппозиционера. Так что совет всем, кто еще не смотрел «Остров собак» или смотрел в дубляже, – обязательно постарайтесь увидеть ленту с оригинальной озвучкой.

Качественной озвучке вторило не менее качественное музыкальное сопровождение от композитора Александра Деспла. Вдохновившись японской культурой, Деспла создал для «Острова собак», саундтрек, содержащий в себе звуки традиционных японских барабанов и музыку из театра кабуки.

Еще одно не менее важное украшение «Острова собак» – сама японская речь, которая будет звучать в ленте вне зависимости от того, в какой стране ее смотрят и на каком языке сделан дубляж. У Уэса Андерсона так принято – каждый персонаж говорит на своем языке (за исключением, пожалуй, собак – они почему-то исключительно англоговорящие): японцы на своем родном языке, ученица по обмену из штата Огайо Трейси и другие иностранцы – по-английски. И если уж Атари что-то там лопочет по-японски так, что собаки его не понимают, то и зрителям никаких подсказок в виде субтитров не полагается. Мультфильм, а правдоподобности больше, чем в серьезной драме.


Открыв Берлинский фестиваль 2018 года (первая анимационная лента открытия в истории смотра, между прочим) и завоевав там приз за лучшую режиссуру, «Остров собак» Уэса Андерсона уже сейчас обещает не раз напомнить о себе на протяжении года на различных церемониях награждения. Надеемся, трогательная и не лишенная глубокого смысла работа этого кудесника будет справедливо оценена зрителями во всем мире и благополучно завоюет все награды, достойные невероятных объемов работы над фильмом и душевных сил, вложенных в него создателем.

Японский городовой

О плюсах и минусах работы с куклами рассказывает Уэс Андерсон, режиссер картины «Остров собак». Специально для BAZAAR Kazakhstan.

Уэс, расскажите, как появилась идея снять картину о японских собаках.

На самом деле идеи было две. В течение нескольких лет я думал о том, чтобы снять кукольную анимацию вроде «Бесподобного мистера Фокса» об альфа-собаках, которые живут на свалке. Не знаю почему, но мне казалось, что это будет круто. Я пришел с этим планом к двум лучшим друзьям, Джейсону Шварцману и Роману Копполе. А мы как раз обсуждали идею сделать что-то в Японии – так получилось, что точки сошлись, и мы сняли кукольное кино о Японии в Великобритании. Кстати, съемки проходили в Восточном Лондоне в Бромбли бай Боу.

Это же не просто японское кино, а ретро-футуристический фильм.

Совершенно верно. В нем есть одна особенно сложная мизансцена, когда рассказчик говорит: «2007 год. Город Мегасаки превратился в…» То есть зритель должен понять, что это будущее, но фильм как бы снят в начале 1960-х годов. Это немного сложно.

Главный герой фильма – мальчик по имени Атари. Каким вы его задумывали?

В каком-то смысле у нас было два Атари. Тот, каким мы его видели вначале, и тот, который получился на самом деле. По сценарию это был полный решимости мальчик, несговорчивый, но с мягким голосом… Но потом мы нашли Кою Ранкина. Следует заметить, что Атари 12 лет, а Кою было восемь, то есть он значительно младше своего героя. В обычном фильме это было бы почти то же самое, что нанять 20-летнего парня играть 40-летнего. Но у него прекрасный голос. И кукла, которую мы в итоге создали, во многом была вдохновлена тем, как он озвучивал персонажа. Его голос повлиял на каждую деталь.

А как проходит работа над созданием кукол?

В «Бесподобном мистере Фоксе» над ними работала компания Mackinnon and Saunders. Мы многому тогда научились. В обоих случаях всем заправлял Энди Джент, он контролировал весь процесс дизайна от каркаса до глазных яблок, абсолютно все. Это сложно описать, потому что у каждой детали и каждой куклы есть тысяча мелочей. Важно понять, что будет лучше смотреться в фильме, что подходит к истории, а что – к голосу. Особенно тогда, когда голоса записаны заранее.

В городе Мегасаки и на острове потрясающее разнообразие декораций. Как вы работали с реквизитом?

Есть одна вещь, которую мы поняли почти сразу. Если вы снимаете кино на свалке, не тратьте весь мусор в первой сцене. Мы понимали, что этот хлам надо как-то организовать, потому что для новых кадров потребуется новая среда. Это стало нашей маленькой хитростью, и я бы рекомендовал то же самое всем, кто хочет снимать фильмы в такой локации.

В картине «Остров собак» роли озвучивали прекрасные актеры. Расскажите, как это было?

Во-первых, в фильме много сцен, где несколько собак говорят одновременно, поэтому четыре актера – Брайан Крэнстон, Билл Мюррей, Эдвард Нортон и Боб Балабан – записывались в одной комнате. Это было потрясающе! В озвучке мне особенно нравится то, что есть место экспериментам. Актер может сказать что угодно в любом контексте, и у вас уже есть эта строчка, стоит только нажать на кнопку «запись». Можно использовать часть предложения, любую фразу – и дальше с ней работать, анимировать так, как нам это нужно. Спонтанность – это та часть работы в кукольной мультипликации, которая мне особенно по душе.

Остров Собак

Интервью: Жанна Мустафина. Фото предоставлены пресс-офисом «Двадцатый век Фокс СНГ». «Остров собак»

Звезды против зомби: трейлер фильма «Мертвые не умирают»

Сид Вишес: новый байопик

Наравне с главной кинонаградой голливудским деятелям ежегодно вручают и «антиоскар» за сомнительные роли. В глубине души каждый актер боится этого момента как смерти. Однако судьба-злодейка нередко играет со знаменитостями в игры, делая их обладателями премий «Оскар» и «Золотая малина» одновременно. Поэтому, становится непонятно, кто же перед нами: гений или бездарность?

Бен Аффлек

«Оскар» и «Золотая малина»

Аффлек является лауреатом двух премий «Оскар». Причем один раз его отметили как лучшего сценариста, а затем и как выдающегося продюсера. Но при таком завидном послужном списке, Бен является обладателем и трех статуэток «Золотой малины». Его актерскую игру критики назвали «худшим явлением» в кино. Может это знак, что лучше ему продолжать работать за кадром?

Сандра Буллок

«Оскар» и «Золотая малина»

За роль в картине «Все о Стиве» Сандра получила сразу две «Золотые малины». Имея здоровое чувство юмора, актриса вышла на сцену для получения своих антинаград, а затем раздала всем присутствующим DVD-диски с провальным фильмом. Однако спустя сутки Буллок присудили «Оскар» за победу в номинации «Лучшая женская роль» в фильме «Невидимая сторона». И это был первый случай, когда звезда становится лауреатом двух премий в один год.

Брэд Питт

«Оскар» и «Золотая малина»

Несмотря на то, что лента «Интервью с вампиром» была успешна в прокате, критики не оценили актерский дуэт Бреда Питта и Тома Круза. Поэтому им обоим досталось по «Золотой малине» в 1995 году. Но через 10 лет Питт все-таки смог отвоевать право называться «лучшим», получив «Оскар» в качестве продюсера фильма «12 лет рабства».

Леонардо Ди Каприо

«Оскар» и «Золотая малина»

Если судить по наградам, то актерская карьера Ди Каприо была тернистой. В самом начале творческого пути ему присудили «Золотую малину», а затем его ждали десятилетия ожидания заветного «Оскара». Из года в год публика делала ставки, не зная, получит ли Леонардо престижную статуэтку на этот раз. Благо фильм «Выживший» все же привел его к победе.

Холли Берри


Холли, как и Сандра, не побоялась выйти на сцену, чтобы получить трофей за сомнительные заслуги. При этом, в другой руке Берри держала ранее завоеванную главную кинонаграду. Актриса устроила на сцене целый перформанс с фальшивыми слезами и проникновенной речью, размахивая статуэтками премий «Оскар» и «Золотая малина».

Кевин Костнер


Целое лукошко «Золотой малины» собрал Кевин Костнер за несколько лет свой творческой деятельности. В 13-ти случаях номинации актер 6 раз одерживал сомнительную победу. Хотя режиссерский дебют в картине «Танцующий с волками» был удостоен сразу двумя статуэтками «Оскар».

София Коппола


Случай с Софией еще раз доказывает, как важно слушать свое сердце. Когда юная Коппола решила попробовать свои силы в актерской сфере, то тут же была удостоена «Золотой малины». Однако, как только знаменитость пересела в режиссерское кресло, то и «Оскар» немедленно пожаловал в руки.

Автор. Harper’s BAZAAR Kazakstan. Фото. Shutterstock.com.

" ["post_title"]=> string(148) "Талант и бездарность одновременно: обладатели премий «Оскар» и «Золотая малина»" ["post_excerpt"]=> string(0) "" ["post_status"]=> string(7) "publish" ["comment_status"]=> string(4) "open" ["ping_status"]=> string(4) "open" ["post_password"]=> string(0) "" ["post_name"]=> string(74) "talant-i-bezdarnost-odnovremenno-obladateli-premij-oskar-i-zolotaja-malina" ["to_ping"]=> string(0) "" ["pinged"]=> string(0) "" ["post_modified"]=> string(19) "2021-03-26 22:00:21" ["post_modified_gmt"]=> string(19) "2021-03-26 16:00:21" ["post_content_filtered"]=> string(0) "" ["post_parent"]=> int(0) ["guid"]=> string(34) "https://harpersbazaar.kz/?p=158992" ["menu_order"]=> int(0) ["post_type"]=> string(4) "post" ["post_mime_type"]=> string(0) "" ["comment_count"]=> string(1) "0" ["filter"]=> string(3) "raw" > > ["post_count"]=> int(1) ["current_post"]=> int(-1) ["in_the_loop"]=> bool(false) ["post"]=> object(WP_Post)#14806 (24) < ["ID"]=>int(158992) ["post_author"]=> string(2) "42" ["post_date"]=> string(19) "2021-03-26 22:00:19" ["post_date_gmt"]=> string(19) "2021-03-26 16:00:19" ["post_content"]=> string(8430) "

Наравне с главной кинонаградой голливудским деятелям ежегодно вручают и «антиоскар» за сомнительные роли. В глубине души каждый актер боится этого момента как смерти. Однако судьба-злодейка нередко играет со знаменитостями в игры, делая их обладателями премий «Оскар» и «Золотая малина» одновременно. Поэтому, становится непонятно, кто же перед нами: гений или бездарность?

Бен Аффлек

«Оскар» и «Золотая малина»

Аффлек является лауреатом двух премий «Оскар». Причем один раз его отметили как лучшего сценариста, а затем и как выдающегося продюсера. Но при таком завидном послужном списке, Бен является обладателем и трех статуэток «Золотой малины». Его актерскую игру критики назвали «худшим явлением» в кино. Может это знак, что лучше ему продолжать работать за кадром?

Сандра Буллок

«Оскар» и «Золотая малина»

За роль в картине «Все о Стиве» Сандра получила сразу две «Золотые малины». Имея здоровое чувство юмора, актриса вышла на сцену для получения своих антинаград, а затем раздала всем присутствующим DVD-диски с провальным фильмом. Однако спустя сутки Буллок присудили «Оскар» за победу в номинации «Лучшая женская роль» в фильме «Невидимая сторона». И это был первый случай, когда звезда становится лауреатом двух премий в один год.

Брэд Питт

«Оскар» и «Золотая малина»

Несмотря на то, что лента «Интервью с вампиром» была успешна в прокате, критики не оценили актерский дуэт Бреда Питта и Тома Круза. Поэтому им обоим досталось по «Золотой малине» в 1995 году. Но через 10 лет Питт все-таки смог отвоевать право называться «лучшим», получив «Оскар» в качестве продюсера фильма «12 лет рабства».

Леонардо Ди Каприо

«Оскар» и «Золотая малина»

Если судить по наградам, то актерская карьера Ди Каприо была тернистой. В самом начале творческого пути ему присудили «Золотую малину», а затем его ждали десятилетия ожидания заветного «Оскара». Из года в год публика делала ставки, не зная, получит ли Леонардо престижную статуэтку на этот раз. Благо фильм «Выживший» все же привел его к победе.

Холли Берри


Холли, как и Сандра, не побоялась выйти на сцену, чтобы получить трофей за сомнительные заслуги. При этом, в другой руке Берри держала ранее завоеванную главную кинонаграду. Актриса устроила на сцене целый перформанс с фальшивыми слезами и проникновенной речью, размахивая статуэтками премий «Оскар» и «Золотая малина».

Кевин Костнер


Целое лукошко «Золотой малины» собрал Кевин Костнер за несколько лет свой творческой деятельности. В 13-ти случаях номинации актер 6 раз одерживал сомнительную победу. Хотя режиссерский дебют в картине «Танцующий с волками» был удостоен сразу двумя статуэтками «Оскар».

София Коппола


Случай с Софией еще раз доказывает, как важно слушать свое сердце. Когда юная Коппола решила попробовать свои силы в актерской сфере, то тут же была удостоена «Золотой малины». Однако, как только знаменитость пересела в режиссерское кресло, то и «Оскар» немедленно пожаловал в руки.

В минский прокат вышел «Остров собак» Уэса Андерсона. В дублированной версии вы не услышите ни Билла Мюррея, ни Скарлетт Йоханссон, зато без монокля сможете рассмотреть отсылки к мировой, а если присмотритесь — и к какой поближе политике. Почему на фильм нужно идти, рассказывает кинокритик AFISHA.TUT.BY.


О чем кино

У 12-летнего Атари Кобаяши в аварии погибают родители, его опекуном становится жестокий тиран и кошатник, мэр Мегасаки. По указу последнего под предлогом распространения собачьего гриппа из Мегасаки высылают всех собак — на отдельный остров-свалку. Атари отправляется на остров собак в поисках своего питомца Спота, встречается там со стаей псов, с которыми и совершит большое путешествие.

Что в кадре?

Высылка собак на далекий остров под предлогом собачьего гриппа — не самая сложная аллегория. Мэр-тиран, побеждающий на выборах с результатом в 98 процентов, и оппозиция, которую он клеймит «засланными врагами с Запада», — впрочем, тоже. Но Уэс Андерсон (не в пример своему тезке Полу Томасу Андерсону) и не пытается быть чрезмерно серьезным. Наоборот, обратившись к анимации и рассказывая историю 12-летнего мальчика, он говорит просто о сложных вещах.

О тоталитаризме, тирании, непонимании и сложностях в коммуникации. И, наконец, главное — о терпимости и нетерпимости людей по отношению друг к другу. То, что кто-то рядом не говорит на вашем языке, не того же цвета кожи или не исповедует те же идеалы, что и вы, — вот это новость! — не повод отправлять его в ссылку. И здесь референсы «Острова собак» простираются от времен Второй мировой войны и сталинских репрессий до представлений Трампа о внешнеполитических взаимоотношениях. С точки зрения кино, отсылки Андерсона обозначены треугольником Акира Куросава — Хаяо Миядзаки — Мартин Розер с особенным вниманием к первым двум.


В случае с Андерсоном всегда не менее важно не что говорится, а как это делается. Буквально с первого кадра зритель понимает, что перед ним — фильм Уэса Андерсона. Выверенная до сантиметра симметрия, центральное расположение фигур, плоское изображение героев без глубины кадра и кукольность — здесь уже не кажущаяся, а настоящая. Все это нужно ему, чтобы подчеркнуть, как его фильмы далеки от реальности, как сосредоточены на фантазиях и внутреннем мире персонажей.

За пару лет до «Отеля «Гранд Будапешт» Андерсон заявил, что уходит из большого кино в анимацию, потому что только здесь он способен выразить себя полностью. Отчаянный шаг обусловлен, конечно, тем, что безграничной фантазии режиссера всегда было тесно в рамках реальности, поэтому от фильма к фильму он все больше от нее уходил. Как визуально — теми же предельно, неправдоподобно симметричными кадрами, — так и идейно (персонажей Андерсона только ленивый не упрекнет в намеренной театральности и неправдоподобности).

И вот после «Отеля» американец возвращается в тот мир, где он как рыба в воде. Но и здесь не идет простым путем, а прибегает к олдскульной технике stop-motion-анимации (покадровое фотографирование), о которой подробнее мы поговорим чуть позже.

Вообще по силе деталей и меткости образов даже в минутных сценках Андерсон — Босх киноязыка. Нужно только обращать внимание на каждый отдельный фрагмент: вот старшеклассница Трейси возглавляет марш в защиту животных; выставочная сучка по-феминистски декламирует, что ее воспитывали модельной собачонкой, не спросив при этом, хочет ли она такого будущего. Или, скажем, один-единственный план, в котором Атари бросает палку бездомному Шефу: обратите внимание, как скадрированная фигура мальчика сперва возвысится над собакой, ознаменовав свою позицию хозяина, а затем опустится на колено и войдет тем самым в кадр полностью. Для Андерсона это важный момент: нельзя стать другому человеку товарищем, «хозяйствуя» и господствуя над ним. Хочется только добавить, что так вообще нельзя построить никакие отношения — ни человеческие, ни политические.


Второй (но не вторичный) после визуального художественный прием в фильме — конечно, звук. Уже в первом титре авторы сообщают, что все герои говорят на своем родном языке. Отчего для зрителя часть диалогов не переводится вообще, часть — субтитрируется, а часть (в дублированной версии) — поддается дубляжу. Все это нужно режиссеру, чтобы подчеркнуть «инаковость» персонажей относительно друг друга. Атари не понимает, что ему говорит первый помощник мэра Кобаяши, зато понимает собак. Приспешники Кобаяши понимают друг друга, но для простых людей на партсобрании их речь переводит диктор. Не такая уж это и режиссерская фантазия, если учесть, как часто не понимают друг друга чиновники и простые люди, власть и оппозиция.

С другой стороны, звук в фильме может обернуться проклятьем, когда речь идет о традиционном для белорусской и российской публики дубляже. Только представьте, чего вас лишают прокатчики: роли в оригинальном «Острове собак» озвучивают Билл Мюррей, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон, Скарлетт Йоханссон, Брайан Крэнстон, а также Грета Гервиг, Фрэнсис Макдорманд, а буквально три реплики — Йоко Оно. Надо ли объяснять, что если где-то в афишах вы увидите показ на языке оригинала с субтитрами — нужно идти именно туда.


Что за кадром?

Та самая старомодная stop-motion-анимация — один из наиболее трудозатратных способов в мультипликации. Для фильма были изготовлены десятки собак и человеческих фигур из металла, резины и силикона. И в каждой сцене авторы фильма двигали их, делали кадр и двигали дальше. Для каждого выражения лица художники создавали отдельную маску, собачью шерсть клеили вручную. Равно как и наносили веснушки на лице Трейси — которых было 22 тысячи. Всего над созданием кукол работали 27 аниматоров.

Из последних примеров столь же кропотливой работы потребовала «Аномализа» Чарли Кауфмана, которую пару лет назад показывали в Минске. В целом же техника stop-motion считается настолько сложной и кропотливой, что режиссеры прибегают к ней крайне редко.

Видимо, эта необычность стала одной из причин, почему минувший Берлинский кинофестиваль открывался фильмом «Остров собак». Жюри Screen International (кинокритики, которые выставляют оценки каждому фильму основного конкурса крупнейших кинофестивалей) после просмотра поставило работе Андерсона 3,1 балла из 4-х. Это самая высокая оценка Берлинале-2018 наряду с «Довлатовым» (также 3,1 балла).

Музыку для фильма писал оскароносный Александр Деспла (лучшие саундтреки к фильмам «Отель «Гранд Будапешт» и «Форма воды»). Композитор при написании мелодии вдохновлялся традиционной японской барабанной музыкой и мелодиями, которые встречаются в театре кабуки.

Фото с сайта thevideosuite.com

Процесс съемок сцены в лаборатории. Фото с сайта thevideosuite.com

Резюме

Уэс Андерсон не изменил себе и сделал самую злободневную сказку и самую сказочную историю на злобу дня. Это рассказ про 12-летних супергероев, где вместо вселенной Марвел — остров с отбросами. Чуткие к несправедливости неравнодушные дети сражаются за то, что считают правильным, в противовес массам безучастных взрослых. Помните, как год назад по всей России на антикоррупционные митинги выходили сотни школьников? Кажется, Андерсону бы они понравились.

Когда: с 3 мая.

Где: Falcon Club Бутик Кино, Silver Screen, «Аврора», «Беларусь», «Пионер», «Центральный».

Читайте также: