Как собачий лай чужая речь отрывок

Опубликовано: 30.04.2024

Варварство / Муса Джалиль

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных. Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз.
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, —
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо.
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?—
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей.

Маргарита Алигер/ отрывок из поэмы «Зоя»

Как собачий лай, чужая речь.
. Привели её в избу большую.
Куртку ватную сорвали с плеч.
Старенькая бабка топит печь.
Пламя вырывается, бушуя.
Сапоги с трудом стянули с ног.
Гимнастёрку сняли, свитер сняли.
Всю, как есть, от головы до ног,
всю обшарили и обыскали.
Малые ребята на печи
притаились, смотрят и не дышат.
Тише, тише, сердце, не стучи,
пусть враги тревоги не услышат.
Каменная оторопь - не страх.
Плечики остры, и руки тонки.
Ты осталась в стёганых штанах
и в домашней старенькой кофтёнке.
И на ней мелькают там и тут
мамины заштопки и заплатки,
и родные запахи живут
в каждой сборочке и в каждой складке.

Глухо начинается допрос.
- Отвечай! - Я ничего не знаю. -
Вот и всё. Вот это мой конец.
Не конец. Ещё придётся круто.
Это всё враги, а я - боец.
Вот и наступила та минута.
- Отвечай, не то тебе капут! -
Он подходит к ней развалкой пьяной.
- Кто ты есть и как тебя зовут?
Отвечай! - Меня зовут Татьяной.

Стала ты под пыткою Татьяной,
онемела, замерла без слёз.
Босиком, в одной рубашке рваной,
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
шла она под окриком врага.
Тень её, очерченная чётко,
падала на лунные снега.

Это было всё на самом деле,
и она была одна, без нас.
Где мы были? В комнате сидели?
Как могли дышать мы в этот час?
На одной земле, под тем же светом,
по другую сторону черты?
Что-то есть чудовищное в этом.
- Зоя, это ты или не ты?

Снегом запорошенные прядки
коротко остриженных волос.
- Это я, не бойтесь, всё в порядке.
Я молчала. Кончился допрос.
Только б не упасть, ценой любою. -
Окрик: - Рус! - И ты идёшь назад.
И опять глумится над тобою
гитлеровской армии солдат.

Русский воин, юноша, одетый
в справедливую шинель бойца,
ты обязан помнить все приметы
этого звериного лица.
Ты его преследовать обязан,
как бы он ни отступал назад,
чтоб твоей рукою был наказан
гитлеровской армии солдат,
чтобы он припомнил, умирая,
на снегу кровавый Зоин след.

Но постой, постой, ведь я не знаю
всех его отличий и примет.
Малого, большого ль был он роста?
Черномазый, рыжий ли? Бог весть!
Я не знаю. Как же быть? А просто.
Бей любого! Это он и есть.
Встань над ним карающей грозою.
Твердо помни: это он и был,
это он истерзанную Зою
по снегам Петрищева водил.
И покуда собственной рукою
ты его не свалишь наповал,
я хочу, чтоб счастья и покоя
воспалённым сердцем ты не знал.
Чтобы видел, будто бы воочью,
русское село - светло как днём.
Залит мир декабрьской лунной ночью,
пахнет ветер дымом и огнём.
И уже почти что над снегами,
лёгким телом устремясь вперёд,
девочка последними шагами
босиком в бессмертие идёт.

Как морозно! Как светла дорога,
утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы! Нет, ещё немного!
Нет, ещё не скоро. От порога.
по тропинке. до того столба.
Надо ведь ещё дойти дотуда,
этот длинный путь ещё прожить.
Может ведь ещё случиться чудо.
Где-то я читала. Может быть.
Жить. Потом не жить. Что это значит?
Видеть день. Потом не видеть дня.
Это как? Зачем старуха плачет?
Кто её обидел? Жаль меня?
Почему ей жаль меня? Не будет
ни земли, ни боли. Слово «жить».
Будет свет, и снег, и эти люди.
Будет всё, как есть. Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
всё идти к востоку - там Москва.
Если очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят. Есть ещё слова.
- Граждане, не стойте, не смотрите!
(Я живая, - голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина! - Слова звучат, как будто
это вовсе не в последний раз.
- Всех не перевешать, много нас!
Миллионы нас. - Ещё минута
- и удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей, пускай уж сразу,
чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик, к смерти и вперёд.
Вкруг тебя немецкие солдаты,
русская деревня, твой народ.
Вот оно! Морозно, снежно, мглисто.
Розовые дымы. Блеск дорог.
Родина! Тупой сапог фашиста
выбивает ящик из-под ног.

Владимир Лифшиц/ Баллада о черством куске

По безлюдным проспектам оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.
Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло, вез консервы и водку,
И махорку он вез, проклиная погодку.

Вдруг навстречу лучам - синим, трепетным фарам
Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел, как мука,- плавно, медленно, сыто.

- Стоп! - сказал лейтенант.- Погодите, водитель.
Я,- сказал лейтенант,- здешний все-таки житель.
И шофер осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.

И взбежал лейтенант по знакомым ступеням.
И вошел. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки. Бледные губки.
Старичок семилетний в потрепанной шубке.

- Как живешь, мальчуган? Отвечай без обмана.
- И достал лейтенант свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок дал он сыну: - Пожуй-ка,-
И шагнул он туда, где дымила «буржуйка».

Там - поверх одеяла - распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.

Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.

А когда лейтенант вновь садился в трехтонку: -
Приезжай! - закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито.
Он летел, как мука,- плавно, медленно, сыто.

Грузовик отмахал уже многие версты
Освещали ракеты неба черного купол
Тот же самый кусок - ненадкушенный, черствый
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.

Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему подложила.
Потому что была настоящей женою.
Потому что ждала. Потому что любила

Грузовик по местам проносился горбатым
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому что солдатом он был настоящим

Зоя — Алигер Маргарита Иосифовна

«Зоя» — невыдуманная поэма. Я писала её в сорок втором году, через несколько месяцев после гибели Зои, по горячему следу её короткой жизни и героической смерти. Когда пишешь о том, что было на самом деле, первое условие работы — верность истине, верность времени, и «Зоя», в сущности, стала поэмой и о моей юности, о нашей юности. Я писала в поэме обо всём, чем жили мы, когда воевали с немецким фашизмом, обо всём, что было для нас в те годы важно. И как трагической осенью сорок первого года, вечером Октябрьской годовщины, слушала вся страна речь Сталина из осаждённой Москвы. Эта речь означала тогда очень много, так же как и ответ Зои на допросе: «Сталин на посту».

С тех пор прошло более двадцати пяти лет, густо насыщенных всенародными событиями и переживаниями, грозными потрясениями и прозрениями. Я пережила их всем своим существом и существованием, а Зоя нет. Я знаю оценку, данную Сталину и его деятельности историей, и этим я сегодня отличаюсь от Зои. Такого различия не было между нами, когда писалась поэма, и я не считаю себя вправе корректировать её теперь с высоты своей сегодняшней умудренности. Я печатаю поэму так, как она была написана в сорок втором году, ради исторической и душевной правды той эпохи, потому что нужно знать правду о прошлом, чтобы полной мерой понимать правду настоящего.

Зоя Космодемьянская в народной памяти

Зое посвящено множество произведений культуры. Охватить все в рамках статьи, конечно, невозможно. Отметим важнейшие. Например, поэму Маргариты Алигер «Зоя». В предисловии Алигер пишет: «Я писала в поэме обо всем, чем жили мы, когда воевали с немецким фашизмом, обо всем, что было для нас в те годы важно».

«Родина, мне нет другой дороги. Пусть пройдут, как пули, сквозь меня все твои раненья и тревоги, все порывы твоего огня! Пусть во мне страданьем отзовется каждая печаль твоя и боль. Кровь моя твоим порывом бьется. Дочка, отпусти меня, позволь. Все, как есть, прости мне, дорогая. Вырастешь, тогда поговорим. Мне пора! Горя и не сгорая, терпит пытку девочка другая, называясь именем твоим».

Кукрыниксы. «Зоя Космодемьянская».jpg


Кукрыниксы. «Зоя Космодемьянская»

Значимость народной героини прекрасно показана Робертом Рождественским:

Зоя! Зоя! Над жизнью не властна петля, — ты живёшь! В памяти — вечной, как эта Земля, ты живёшь. В повлажневших глазах повзрослевших детей ты живёшь. В каждом вздохе людей, в каждом шаге людей ты живёшь. Самолётом в качающейся синеве ты живёшь. Старожилом — в Челнах, новосёлом — в Москве ты живёшь. В беспричинных смешинках счастливых подруг ты живёшь. И в руках, обнимающих солнечный круг, ты живёшь! В полыханье салюта и в Вечном огне ты живёшь. Во вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем дне ты живёшь! В нотных знаках, в граните, на чутком холсте ты живёшь. В славе нашей Отчизны и в нашей мечте ты живёшь!

МОЧАЛЬСКИЙ Д. К. Зоя К..jpg


Дмитрий Мочальский. «Зоя Космодемьянская»

Не менее прекрасно стихотворение Юлии Друниной:

Нежный рот и высокие брови — Восемнадцать девчоночьих лет. В партизанских лесах Подмосковья Никогда не исчезнет твой след. Олененок с большими глазами, Смуглых щек полудетский овал. Посылал командир на заданье — Оказалось, в Бессмертье послал. Ты попалась гестаповцам в лапы, В беспощадные клещи беды, И палач раскаленную лампу Подносил тебе вместо воды.

И тебя сапогами топтали: — Где другие бандиты, ответь! Как зовут? Ты откуда? — Я — Таня… — Где другие? — Готовят вам смерть… И по снегу ногами босыми, Крепко сжав окровавленный рот, Как на трон, партизанка России На скрипящий взошла эшафот.

Огляделась: — Что плачете, люди? За меня и за вас отомстят! …Ветер осени слезы мне студит. Неужели тебе шестьдесят? Нет, осталась ты юною, слышишь? Над тобою не властны года. В небе Вечности всходишь все выше Комсомольская наша звезда!

1280px-Могила_Зои_Космодемьянской.JPG


Памятник Зое на Новодевичьем кладбище

Зое Космодемьянской посвящены не только стихи и монументы. Фильм о ней был снят в 1944 Львом Арнштамом.

Есть и документальные картины. Например, фильм телеканала «Россия» 2005 года «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге»

Одним из главных и самых массовых способов выразить народную память являются почтовые конверты и марки. Память о подвиге Зои отражена и на них.

Почтовая марка ГДР

Почтовая марка СССР, 1942 год..jpg


Почтовая марка СССР, 1942 год

Почтовый конверт СССР, 1983 год..jpg


Почтовый конверт СССР, 1983 год

Ольга Васютина. — Отрывок из поэмы «Зоя.» Маргарита Алигер. — текст песни и перевод на русский

  • Тексты песен
  • Ольга Васютина.
  • Отрывок из поэмы «Зоя.» Маргарита Алигер.

Как собачий лай, чужая речь. …Привели ее в избу большую. Куртку ватную сорвали с плеч. Старенькая бабка топит печь. Пламя вырывается, бушуя… Сапоги с трудом стянули с ног. Гимнастерку сняли, свитер сняли. Всю, как есть, от головы до ног, всю обшарили и обыскали. Малые ребята на печи притаились, смотрят и не дышат. Тише, тише, сердце, не стучи, пусть враги тревоги не услышат. Каменная оторопь — не страх. Плечики остры, и руки тонки. Ты осталась в стеганых штанах и в домашней старенькой кофтенке. И на ней мелькают там и тут мамины заштопки и заплатки, и родные запахи живут в каждой сборочке и в каждой складке. Все, чем ты дышала и росла, вплоть до этой кофточки измятой, ты с собою вместе принесла — пусть глядят фашистские солдаты. Постарался поудобней сесть офицер, бумаги вынимая. Ты стоишь пред ним, какая есть, — тоненькая, русская, прямая. Это все не снится, все всерьез. Вот оно надвинулось, родная. Глухо начинается допрос. — Отвечай! — Я ничего не знаю.- Вот и все. Вот это мой конец. Не конец. Еще придется круто. Это все враги, а я — боец. Вот и наступила та минута. — Отвечай, не то тебе капут! — Он подходит к ней развалкой пьяной. — Кто ты есть и как тебя зовут? Отвечай! — Меня зовут Татьяной.

Стала ты под пыткою Татьяной, онемела, замерла без слез. Босиком, в одной рубашке рваной Зою выгоняли на мороз. И своей летающей походкой шла она под окриком врага. Тень ее, очерченная четко, падала на лунные снега:

Это было все на самом деле, и она была одна, без нас. Где мы были? В комнате сидели? Как могли дышать мы в этот час? На одной земле, под тем же светом, по другую сторону черты? Что-то есть чудовищное в этом. — Зоя, это ты или не ты? Снегом запорошенные прядки коротко остриженных волос. — Это я, не бойтесь, все в порядке. Я молчала. Кончился допрос. Только б не упасть, ценой любою… — Окрик: — Рус! — И ты идешь назад. И опять глумится над тобою гитлеровской армии солдат. Русский воин, юноша, одетый в справедливую шинель бойца, ты обязан помнить все приметы этого звериного лица. Ты его преследовать обязан, как бы он ни отступал назад, чтоб твоей рукою был наказан гитлеровской армии солдат, чтобы он припомнил, умирая, на снегу кровавый Зоин след.

Но постой, постой, ведь я не знаю всех его отличий и примет. Малого, большого ль был он роста? Черномазый, рыжий ли? Бог весть! Я не знаю. Как же быть? А просто. Бей любого! Это он и есть. Встань над ним карающей грозою. Твердо помни: это он и был, это он истерзанную Зою по снегам Петрищева водил. И покуда собственной рукою ты его не свалишь наповал, я хочу, чтоб счастья и покоя воспаленным сердцем ты не знал. Чтобы видел, будто бы воочью, русское село — светло как днем. Залит мир декабрьской лунной ночью, пахнет ветер дымом и огнем. И уже почти что над снегами, легким телом устремись вперед, девочка последними шагами босиком в бессмертие идет.

Другие тексты песен «Ольга Васютина.»

Краткое содержание – Зоя – Алигер

М. Алигер — поэма «Зоя». В основе сюжета поэмы ле­жит история Зои Космодемьянской, 18-летней девушки, ушед­шей на фронт через четыре месяца после начала войны. 28 ноября 1941 года, выполняя боевое задание, она попала в плен к фашистам. Над ней всячески издевались, пытаясь сло­мать девушку, однако она все выдержала. Сила духа ее, жерт­венность потрясли весь мир. Замечательно сказал о подвиге Зои поэт В. Сорокин: «Ярославна плакала, ожидая князя на стене каменного древнего Путивля, Авдотья-рязаночка брата русского от ордынцев защищать кинулась. А Зоя за вешний свет русский во тьму шагнула кромешную! За народ. За Оте­чество, за достоинство и свободу во тьму, в погибель шагнула она, и теперь светом Иисуса осиянная, Зоя Святоликая, — молитва наша, надежда наша и песня горькая наша!».

Подвиг юной героини — в центре поэмы М. Алигер. Автор пытается раскрыть характер Зои, показать его истоки. Де­вушка жила в мире, где в самой повседневности было очень много поэзии, мечты о великих свершениях, подвигах. Как и ее сверстники, она встретила войну стремлением честно и пря­мо выполнить свой долг перед Родиной.

Тревожное небо клубится над нами.

Подходит война к твоему изголовью.

И больше нам взносы платить не рублями, а, может быть, собственной жизнью и кровью.

Высшей проверкой нравственного облика героини, всех ее душевных сил является ее поведение перед казнью. Боль­шой эмоциональностью проникнута третья глава, рассказы­вающая о последних часах Зои. Образ ее становится более поэтичным, вдохновенным, близким читателю.

Это было все на самом деле, и она была одна, без нас.

В комнате сидели ?

Как могли дышать мы в этот час ?

Мы чувствуем материнское отношение автора к героине, материнская боль за нее пронизывает все произведение. В финале поэт говорит о всем поколении, пережившем войну, о своих современниках:

Но мы живем, и нам хватило сил.

Всех сил своих мы не могли представить.

Выходит, мы сильней самих себя, сильнее камня и сильнее стали.

Всей кровью ненавидя и любя,

Эти чувства автора — бесконечное уважение и любовь к подвигу своего народа, великая боль за него, восхищение си­лой его духа.

Здесь искали:

  • алигер зоя краткое содержание
  • алигер зоя анализ
  • маргарита алигер зоя краткое содержание

ЛитЛайф

«Зоя» — невыдуманная поэма. Я писала её в сорок втором году, через несколько месяцев после гибели Зои, по горячему следу её короткой жизни и героической смерти. Когда пишешь о том, что было на самом деле, первое условие работы — верность истине, верность времени, и «Зоя», в сущности, стала поэмой и о моей юности, о нашей юности. Я писала в поэме обо всём, чем жили мы, когда воевали с немецким фашизмом, обо всём, что было для нас в те годы важно. И как трагической осенью сорок первого года, вечером Октябрьской годовщины, слушала вся страна речь Сталина из осаждённой Москвы. Эта речь означала тогда очень много, так же как и ответ Зои на допросе: «Сталин на посту».

С тех пор прошло более двадцати пяти лет, густо насыщенных всенародными событиями и переживаниями, грозными потрясениями и прозрениями. Я пережила их всем своим существом и существованием, а Зоя нет. Я знаю оценку, данную Сталину и его деятельности историей, и этим я сегодня отличаюсь от Зои. Такого различия не было между нами, когда писалась поэма, и я не считаю себя вправе корректировать её теперь с высоты своей сегодняшней умудренности. Я печатаю поэму так, как она была написана в сорок втором году, ради исторической и душевной правды той эпохи, потому что нужно знать правду о прошлом, чтобы полной мерой понимать правду настоящего.
1968

Отрывки из писем Ивана Грозного королевским персонам Европы.


Искусство дипломатии заключается в подмене смыслов и умении говорить "да", имея в виду "нет" , и наоборот. Русский царь всегда знал, кому писать и что писать. Знать себе цену, говорить без экивоков, прямо, открыто - как это по-русски!

Из письма Иоанна Грозного шведскому королю Юхану III
Отрывки из писем Ивана Грозного королевским персонам Европы.

"Ты прислал к нам через пленника свою грамоту, наполненную собачьим лаем. Ты пишешь свое имя впереди нашего – это неприлично, ибо нам брат – цесарь Римский и другие великие государи, а тебе невозможно называться им братом, ибо Шведская земля честью ниже этих государств, как будет доказано впереди. Злое же дело начал ты, как только сел на государство, и наших великих послов…, неповинно и с глумлением велел ограбить и обесчестить – в одних сорочках их оставили! А ведь это великие люди. А что ты писал к нам лай и дальше хочешь лаем отвечать на наше письмо, так нам, великим государям, к тебе, кроме лая, и писать ничего не стоит, да писать лай не подобает великим государям; мы же писали к тебе не лай, а правду, а иногда потому так пространно писали, что если тебе не разъяснить, то от тебя и ответа не получишь. А если ты, взяв собачий рот, захочешь лаять для забавы - так то твой холопский обычай: тебе это честь, а нам, великим государям, и сноситься с тобой - бесчестие, а лай тебе писать - и того хуже, а передаиваться с тобой - горше того не бывает на этом свете, а если хочешь передаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся.

Отныне, сколько ты не напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем." (6 января 1573 года)

Второе послание Ивана IV шведскому королю Юхану III(полная версия):
http://samoderjavie.ru/node.

Из послания Ивана IV польскому королю Стефану Баторию

"Известно, что вы называете Ливонскую землю своей попусту, желая пролития неповинной христианской крови. Говорили еще твои паны нашим послам, что ты присягал, что добудешь Ливонскую землю, — христианское ли это дело: присягать, что будешь вздорно и несправедливо, желая славы, богатства и расширения государства, лить неповинную христианскую кровь? Вот ты писал, что предки наши несправедливыми поступками свое государство расширили, — а ты очень справедливо добываешь потерянное, проливая кровь вопреки присяге? Говорили еще твои паны нашим послам, что они за ливонцев вступились всей землей потому, что Ливонская земля римской веры, одной веры с ними, поляками, и поэтому всей этой земле следует быть в твоей власти, ибо нехорошо, чтобы в одной земле были два государя: «А у нас государь — по нашей воле: выбираем себе государем кого захотим; какой бы ни был у нас государь, а без нас ничего не делает; а если и захочет что-нибудь делать, так мы не дадим; а когда мы выбирали теперь нашего государя, то указывали ему, что многие места нашей земли несправедливо отобраны вашим государем и его предками; и государь наш присягал нам, что он будет добывать наши давние владения и очистит Ливонскую землю».

Послание английской королеве Елизавете I

Ради милосердия Бога нашего мы, великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси королевне Елизавете Английской, Французской, Ирландской и иных.
.
Но, видно, у тебя, помимо тебя, другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица. А тому, кто хотя бы и участвовал в нашем деле, да нам изменил, верить не следовало.
И если уж так, то мы те дела отставим в сторону. Пусть те торговые мужики, которые пренебрегали нашими государскими головами и государской честью и выгодами для страны, а заботятся о торговых делах, посмотрят, как они будут торговать! А Московское государство пока и без английских товаров не скудно было. А торговую грамоту, которую мы к тебе послали, ты прислала бы к нам. Даже если ты и не пришлешь ту грамоту, мы все равно не велим по ней ничего делать. Да и все наши грамоты, которые до сего дня мы давали о торговых делах, мы отныне за грамоты не считаем.
Писана в нашем Московском государстве, в году от создания мира 7079-м (1570), 24 октября.


Отрывок письма Ивана Грозного к королю Швеции Густаву I, подлинник которого хранится в шведском архиве.

«Ты, мужичий род, а не государский. Когда же новгородские наместники великого государя - царя русского пошлют своего посла к королю Густаву, то Густав, король шведский и готский должен будет перед этим послом целовать крест. Тому быти невозможно, что тебе мимо наместников с нами ссылатися».
«А что мы короля Арцемагнуса пожаловали городом Полчевым и иными городами- так мы с Божею волею В СВОЕЙ ВОТЧИНЕ вольны. Кого хотим, того и жалуем»

Отсюда следует, что? Что Грозный считал Европу своей вотчиной, а Густав I был избранным королем и вассалом Иоанна IV (Иван Грозный).
P.S.
Царь - Цэ/сарь - Це/зарь - Цэ/заря - первосвет - первый светлый
Король - по той же схеме Коло/руль - управляющий кругом (кругом людей, прим. рыцари круглого стола)

.
Варяги в переписке царя Ивана Грозного со шведским королем Юханом III

В науке имеются темы, накопление историографии по которым все же не перерастает в качество, не сказывается положительно на их разрешении. Такова, например, судьба известного послания Ивана Грозного Юхану III от 11 января 1573 года. Точнее тех слов, которые произнес царь в ответ на какую-то реплику шведского короля: "А что ты написал по нашему самодержавства письму о великом государи самодержце Георгии-Ярославе (Ярославе Мудром), и мы потому так писали, что в прежних хрониках и летописцех писано, что с великим государем самодержцем Георгием-Ярославом на многих битвах бывали варяги, а варяги — немцы , и коли его слушали,то ино его были, да толко мы то известили, а нам то не надобе".

Впервые этот документ издал в 1773 г. Н.И. Новиков. В 1790 г. А.Л. Шлецер без каких-либо изменений напечатал приведенный отрывок на немецком языке. Но в 1821 г. норманизм Н.М. Карамзина побудил его превратить варягов из "немцев" в шведов: "…В старых летописях упоминается о варягах, которые находились в войске самодержца Ярослава-Георгия: а варяги были шведы , следственно его подданные". В таком виде послание преподносили в качестве аргумента в пользу как норманства варягов эпохи Киевской Руси, так и "норманистских настроений" русского общества вообще весьма авторитетные в России и за рубежом ученые А.А. Куник и В. Томсен. Письмо Грозного, говорил Куник, наглядный пример "живучести в России ХVI—XVII в. традиции видеть в варягах именно шведов" . Так, в науке утвердилась мысль, что, если сказать словами К.Н. Бестужева-Рюмина, "еще в XVI веке носилось мнение о выходе князей из Скандинавии".

По этой причине "варяжская" часть письма не привлекала внимания дореволюционных исследователей. Против ее норманистского толкования выступил тогда, пожалуй, лишь С.А. Гедеонов, полагавший, что царь при написании послания действовал "с определенной целью" , поэтому "здесь не может быть речи о предании" , которое непременно было бы зафиксировано иностранцами. В советское время А.Г. Кузьмин предположил, что у шведских политиков той поры, "по-видимому, возникло желание с помощью варягов "вторгнуться" в русскую историю". Хотя киевский князь и был женат на шведке Ингигерде(. ), в свите которой "должны были находиться выходцы из Швеции", вместе с тем, заключал историк, о наличии шведов "в дружинах первых русских ("варяжских") князей (IX—X вв.) и Юхану было неизвестно". В наши дни Кузьмин к сказанному добавил, что Юхан III, доказывая равенство Швеции с Россией, прибегнул к аргументу, что варяги Ярослава Мудрого — "это шведы". В ответ же "русский царь настаивал на том, что варяги ― это "немцы", имея в виду южный берег Балтики, покоренный к этому времени "немцами"-германцами" . В 1995 г. финский историк А. Латвакангас, назвав "весьма интересной" выдержку из письма Грозного в интерпретации Карамзина, публикацию Новикова охарактеризовал лишь как "версию".

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Почему собака облаивает одного человека и не трогает другого?

Ситуация складывается интересная: одного человека собака (или собаки) яростно облаивают, едва ли не бросаются. А другого «пропускают» свободно, максимум – проводят недобрым взглядом. В чем причины подобного поведения? Как собаки разделяют людей на «хороших» и «злых»? Давайте разбираться.

На самом деле всё не так просто, как кажется. И определенных жестких «критериев» доверия у собак тоже нет. Чаще всего срабатывает природный инстинкт, не позволяющий безоговорочно доверять незнакомым людям. Многие собаки принимают незнакомцев «в штыки», глухо рычат или занимают оборонительную позицию. Но так бывает не всегда и не со всеми собаками – многое зависит и от породы, и от воспитания, и от характера конкретного питомца. И все же иногда можно наблюдать, как в целом добродушный и покладистый пес при виде того или иного человека ощетинивается или заходится яростным лаем.

Почему так происходит?

Мы знаем, что для собаки первично обоняние. Если мы формируем первое мнение о человеке, взглянув на него, то собака определяет, как он пахнет. Пахнет приятно – быть хорошему знакомству. Резкий и неприятный запах, напротив, отталкивает. Поговорка «собака помнит палку» тоже родилась не на пустом месте: внешне незнакомец может напомнить человека, который когда-то обошелся с собакой жестоко. Собаки также могут обращать внимание на жесты, походку и другие сигналы тела. Что-то может показаться угрожающим для животного. Вы удивитесь, но собаки «считывают» голос, тонко разбираются в его тембральной окраске и интонации. Один пес недобро реагирует на низко звучащий голос, другой категорически не приемлет ту или иную интонацию.

Вот три причины, по которым собаки лают на определенных людей или чужаков.

Первое. Жестокость.Этот человек (люди) внешне похожи на людей, которые когда-то обошлись с собакой плохо.

Второе. Возбуждение. При виде человека или группы людей собака приходит в возбужденное состояние. Так бывает, когда собака «вспоминает» или, возможно, понимает, что уже контактировала с человеком (людьми) в прошлом. Возбуждение обычно выдает нетерпеливое помахивание хвостом и облизывание.

Третье. Угроза. Собака «шестым чувством» видит исходящую в свой адрес от человека (людей) угрозу. Внешне перед нами самые обычные люди, ничего примечательного. Но собаке что-то не понравилось: возможно, совершенно случайно произошел прямой зрительный контакт, который пес расценил как угрозу, или человек невольно посягнул на «чужую» территорию. Возможно также и природное недоверие. Например, собака с сильными защитными инстинктами спокойно сидит рядом со своим хозяином. К нему подходит дальний знакомый (или вовсе незнакомец) с каким-нибудь вопросом. Увлекшись, он начинает жестикулировать или, еще хуже, случайно коснется до хозяина рукой. Этого достаточно, чтобы такой «чужак» сходу был записан в категорию врагов.

Собака лает на одного конкретного человека

В принципе это нормально. И тоже не торопитесь записывать этого человека в категорию «нехороших» вслед за питомцем. Всё объясняется проще: собаке не нравится резкий аромат шампуня или дезодоранта, не по нраву какой-либо аксессуар или предмет одежды. Или просто человек «неприятен» - и такое бывает.

Привлечение внимания

Многие ошибочно интерпретируют лай как неприятие или даже предвестник агрессии. Не будем забывать, что лай – важнейшая составляющая собачьей коммуникации. Посредством лая собака зачастую хочет о чем-то сообщить, что-то рассказать. Или так – привлечь к себе внимание, пригласить в игру и т.п. Обращайте внимание на язык тела: если пес лает и возбужденно, радостно подпрыгивает, значит, у него нет дурных намерений.

Почему на некоторых людей собаки никогда не лают?

Повторимся: так тоже бывает. И вовсе не потому, что человек «нехороший», просто для собаки он не представляет никакого интереса. От слов «совсем» и «вообще».

Можно ли отучить собаку облаивать людей? Сначала ответьте себе на главный вопрос – а надо ли оно вам. Если пес несет охранную службу, то лай входит в его прямые обязанности. Не будем также забывать, что лаять для собаки абсолютно естественно, примерно как для нас разговаривать. Но, если вдруг ваш питомец «невзлюбил» вашего близкого знакомого, которого вы знаете с самой лучшей стороны, можно попробовать применить старый добрый метод положительного подкрепления. Суть его проста – закреплять лакомствами и иными поощрениями желательные для вас модели поведения. Сделайте так, чтобы питомец сообразил – когда он воздерживается от лая и молчит, то получает «вкусняшку». Метод, как правило, работает безотказно.




И порой эта громогласность становится причиной того, что люди под натиском жалоб соседей или собственной бессонницы вынуждены отказываться от своего четвероногого друга, ведь сколько того не ругай за излишнюю «болтливость», все без толку.

Однако есть способы отучить собаку лаять попусту, и сейчас мы о них расскажем.

Почему собаки много лают?

Бывает так, что стоит гостям позвонить в домофон, как живущая в квартире собака заходится истеричным лаем и не замолкает до тех пор, пока те не придут и какое-то время не побудут в квартире. Также бурные эмоции собака может проявлять, оставаясь одна дома.

На самом деле, причин безудержного гавканья у собак, как правило, две: недостаток общения и новой информации, а также неуравновешенность характера (то есть, излишняя эмоциональность), а корень у этих причин один — неуверенность в себе и проистекающий из этого страх.

Такая ситуация всегда возникает по вине хозяев. «Но мы души не чаем в нашем песике и готовы все сделать, чтобы ему было хорошо!» - возразят многие. Но, одаривая питомца бесконечной любовью, они забывают, что имеют дело с существом со своими инстинктами и потребностями, которые зачастую сильно отличаются от человеческих.

Не стоит забывать, что собака — существо стайное и глубоко иерархическое. В каждой стае всегда есть вожак — самый сильный, самый умный, самый удачливый в охоте, тот, кто несет на себе ответственность за каждого члена стаи, чтобы те чувствовали себя в безопасности. Однако при этом вожак пользуется множеством привилегий: он первым ест добычу (при этом остальные не имеют права приблизиться к нему ближе чем на 10 метров), он выбирает себе лучшую самку и, конечно, никто из членов стаи не вправе оспорить его решения. А если кто-то захочет это сделать, он должен будет доказать свое превосходство приняв бой. При этом нужно понимать, что подчиненные не чувствуют себя униженными по отношению к вожаку. Напротив, зная, что есть тот, что обеспечивает им защиту и пропитание, кто принимает решения, они ощущают спокойствие и комфорт. И все это заложено в каждой собаке на генном уровне — будь то гигантский сенбернар или крошечный чихуахуа.

Человеческая семья, в которой живет собака, — это ее стая, по крайней мере, именно так она воспринимает своих людей. Подрастая, щенок пытается определить свое место в этой стае. И если он видит сильного и уверенного в себе человека, который всегда может настоять на своем, не прибегая к жестокости, хвостатый подросток с радостью присягает ему на верность. Однако если люди с детства балуют щенка, удовлетворяют все его «хочу», угощают вкусным и не перестают с ним сюсюкать, то может быть два варианта: либо песик решит, что вожаком является он сам, либо он никак не может определить свое место в стае (если наказания чередуются с балованием, что случается чаще всего). В первом случае, взрослея, он просто перестает принимать во внимание потребности хозяев и начинает диктовать им свои условия, а во втором становится нервным и неуверенным в себе. Часто, особенно у собак мелких пород, это выражается в излишнем «многословии». То есть, они лаем показывают недовольство хозяевами, которых считают своими подчиненными, или, не имея рядом сильного лидера, на которого можно положиться, пугаются всего на свете и выражают свою неуверенность в виде истеричного и зачастую агрессивного лая.

Ситуацию эту никогда не поздно изменить.

1. Установите контроль над своей собакой.

Порой собаке достаточно ощутить сильную руку, чтобы перестать нервничать от прихода гостей. Сильную — значит, не жестокую, но уверенную.

Попробуйте проделать такое упражнение. Попросите кого-то из знакомых позвонить в дверь или домофон, либо пошуметь на лестнице, то есть, создать тот раздражитель, на который собака бурно реагирует. Перед этим возьмите питомца на поводок (никаких шлеек!), сдвинув ошейник ближе к голове, под горло — там более чувствительное место, и собака полнее ощутит контакт с вами, что придаст ей уверенности. Для этого упражнения хорошо подойдет ошейник в виде скользящей петли. Если при звонке или шуме пес попробует подать голос, резко и коротко дерните поводок на себя так, чтобы он почувствовал на горле дискомфорт. Этим вы сообщите ему свое недовольство. При этом сами держитесь спокойно и уверенно, ни в коем случае не нервничайте и не суетитесь — собаки отличные эмпаты и мгновенно перенимают настроение хозяев.

Читайте также: