Как собака себе друзей искала татарская сказка

Опубликовано: 07.05.2024

Тема.Татарские народные сказки «Зухра-Йолдыз», «Как собака себе друзей искала». Тема добра и зла в сказках народов Крыма.

Цель: воспитание любви и интереса к татарскому фольклору, развитие ассоциативного мышления учащихся.

- ознакомление учащихся с разными образцами сказок;

- воспитание у учащихся уважения к народным сказкам и культуре своего народа;

- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

Тип урока: Изучение нового материала.

Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок родной (русской литературы).

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

«Вопрос + ответ». ( Учащиеся с конверта вытягивают вопросов с номером. Под этим номером и следует ответ учащегося )

Что такое фольклор?

Назовите произведения фольклора.

Что такое сказка?

Продолжите предложение. Сказки бывают следующих видов:

Продолжите предложение. Сказки состоят из следующих элементов:

Продолжите предложение. В сказках часто используются следующие художественно - выразительны е

Определите жанр (вид) сказки по ее началу .

«В некотором царстве, в некотором государстве жил - был Царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван - царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны. »

Определите жанр (вид) сказки по ее началу .

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости. Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Прочитайте пословицы. (Определите тему пословиц)

Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.

В бедах узнаем братьев. (Друзья познаются в беде)

Одинокое дерево ветер сломает.

Если вместе взяться, можно озеро перенести.

ОГЛАШЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Слово учителя.

Сказка- один из самых популярных жанров устного народного творчества.Наверное нет в мире народа без сказок, и татарский народ не является исключением. В сказках, как в зеркале, отражаются культура и быт народа, его чаяния, его история. В народных сказках черпали вдохновение русский поэт А.С.Пушкин и татарский поэт Габдулла Тукай.

Волшебные сказки являются самым распространенным и любимым видом народного творчества тысячелетней культуры татар.

Татарские народные сказки достаточно поучительны.

В народных волшебных сказках таких примеров предостаточно, где на примере показана тесная духовная связь человека и зверя, их содружество и взаимоуважение. Татарские сказки увлекут в загадочный мир, где главные герои обычные люди, но с добрым сердцем, творят великие поступки, побеждая зло. В этих сказках заложена вся мудрость и благородство татарской нации, её простодушие и величие, горячий темперамент и доброе сердце.

Знакомство со сказкой «Зухра – Йолдыз».

Работа с теорией литературы. ( Какие слова были в сказке непонятны)

Йолдыз – звездочка.

Слыла – быть у людей на каком счету, в хорошей или дурной славе, почитаться, заслужить какое мнение

Расторопность – быстрый и ловкий в деле.

Возгордилась - стать гордым, спесивым; начать гордиться чем-либо.

- Данное произведение относится к сказке, а какому народному произведению вы бы отнесли ?(Легенда т.к. рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное .)

- Есть традиционный зачин?

- А какая мораль сказки Звёздочка- Зухра ? Если быть добрым и делать добро другим, оно обязательно к тебе вернётся.

Практическая работа.

- Составьте словесный портрет Зухры

- Подумайте, на каком художественном приеме построена сказка?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

- По приведенным фрагментам сказки, определите элементы композиции сказки

Фрагмент татарской сказки «Зухра –Йолдыз»

Определение элементов композиции сказки

Когда–то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей.

Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому.

Событие знаменующее начало развития действия в сказке.

И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную посудину.

Система событий, которые вытекают из завязки.

Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью легло на девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова взглянула Зухра на луну – она все так же вольно плыла по небесной дорожке, сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку.

Момент наивысшего напряжения в сказке

Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в Луну, то увидите на ней силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с Луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочка, что вознесла добрую душу на небо. Ее называют звездой Зухры.

Заключительный момент в сказке

ПОДУМАЙТЕ, КАКОЙ ХОД СОБЫТИЙ БУДЕТ У СКАЗКИ. «Как собака себе друзей искала»

Оправдались ли ваши ожидания?

К какому из видов народных сказок вы отнесете сказку «Как собака себе друзей искала»?

Как вы думаете, почему собака осталась жить с человеком? (т.к. накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это - спасибо говорит.)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной карточки:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить иллюстрации к сказкам, прочитать любую сказку крымскотатарского народа.

Инга Камболова
Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Сказка «Как собака друга искала» для детей средней группы

Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку.

· учить детей отвечать на вопросы воспитателя развернутым предложением;

· расширять и активизировать словарь детей;

· развитие восприятия, внимания, мышления;

· развитие диалогической, монологической речи, интонационной выразительности;

· создание у детей эмоционально-позитивного настроя; воспитание умения слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа:объяснить значение слова: богатырь-очень сильный и смелый человек;

Оборудование: интерактивная доска в комплекте, сказка «Как собака друга искала», презентация с изображением сюжетов сказки

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, развитие речи.

Методы: Игровые, словесные, наглядные.

Мотивационная часть. Беседа.

Воспитатель: - Дети, вы сказки любите? (Да). А вы много сказок знаете? (Да). А какие вы сказки знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: - Вы молодцы. Много сказок знаете. Хотите я познакомлю вас с новой сказкой? (Ответы детей).

Презентация. Кадр 1

Вы сегодня услышите новую сказку, которую мы попробуем сегодня пересказать.

Презентация. Кадр 2

Давным-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.

Встретила собакав лесу зайца и говорит ему:

-Давай, зайка. С тобой дружить, вместе жить!

- Давай, - согласился зайка.

Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.

- Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.

«Не важный это друг, - подумала собака. – Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка.Встретила его в глухом овраге и говорит:

-Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!

- Что ж! – отвечает волк. – Вдвоем веселее будет.

Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:

- Ах ты такая- разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.

«И волк боится, - подумала собака. –Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:

- Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!

- Ладно, - говорит медведь. - Пошли ко мне в берлогу.

А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:

- Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.

«Ну и дела! – думает собака. И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:

-Человек, давай дружить, вместе жить!

Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы.

Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.

Воспитатель: - Вам понравилась сказка? (Ответы детей)

- Собака искала сильного друга и бросала слабых. Стоит ли так вести себя человеку? (В дружбе - сильный друг не бросает слабого, а помогает ему стать сильнее)

1. Почему собака решила найти себе друга? (Скучно ей было)

Презентация. Кадр 3

2. Какого друга она искала? (Который никого не боялся бы)

3. Кто стал первым другом собаки? (заяц)

Презентация. Кадр 4

4. Почему она ушла от зайца? (Потому что он волка боится)

Презентация. Кадр 5

5. А чего боялся волк? (Лягушку или медведя)

Презентация. Кадр 6

6. А медведь кого испугался? (Ужа или человека)

Презентация. Кадр 7

7. Кто стал настоящим другом собаки? (Человек)

Презентация. Кадр 8

8. Почему собака выбрала именно человека? (Потому что он никого не боится)

9. Чем собака помогает человеку? (Ночью собака лает - дом охраняет)

10. Что человек делает для собаки? (Ее кормит, построил ей дом и говорит спасибо за то, что она лает и дом охраняет)

11. Когда собака жила одна в лесу, она была диким животным или домашним? (Диким)

12. А когда стала жить с человеком, каким животным она стала? (Домашним)

Воспитатель: - А теперь немножко отдохнем. Дети, вставайте по кругу. Слушаем музыку (Песенка о собаке). Я буду показывать движения, а вы их повторяйте. (ДВИЖЕНИЯ: наклоны головой вперед-назад, повороты в стороны, ходьба по кругу, наклоны в стороны, прыжки на двух ногах, ходьба по кругу).

Слушаем сказку еще раз и запоминаем. Будем ее пересказывать.

Пересказ (желающие с места).

Подведение итогов. Беседа.

Воспитатель: - Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

- Нашла она себе друга? (Ответы детей)

-Кто стал ее другом? (Ответы детей)

А у вас есть друзья? (Ответы детей)

- Можно ли бросать слабых друзей? (Ответы детей)

- В дружбе - сильный друг не бросает слабого, а помогает ему стать сильнее)

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «День Победы» в подготовительной группе Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой "День Победы" в подготовительной группе. Цель: Вызвать у детей чувство любознательности.

Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала»
Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала» Цель: познакомить детей с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Образовательные задачи: формировать умение слушать и передавать.

Фотоотчет о драматизации мордовской народной сказки «Как собака друга искала»
Фотоотчет о драматизации мордовской народной сказки «Как собака друга искала» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет драматизации детьми старшей группы мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Фотоотчет «Как собака друга искала»
Фотоотчет «Как собака друга искала» Хочется показать деток средней группы, с которыми начала работать в марте этого года. Совсем недавно, мы познакомились со сказкой «Как.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Добрая зимняя сказка». Показ настольного театра Цель: Формирование у детей умений слушать сказки и отвечать на вопросы. Задачи: 1. Учить детей слушать рассказ воспитателя и отвечать на.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Тема.Татарские народные сказки «Зухра-Йолдыз», «Как собака себе друзей искала». Тема добра и зла в сказках народов Крыма.

Цель: воспитание любви и интереса к татарскому фольклору, развитие ассоциативного мышления учащихся.

- ознакомление учащихся с разными образцами сказок;

- воспитание у учащихся уважения к народным сказкам и культуре своего народа;

- создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.

Тип урока: Изучение нового материала.

Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем урок родной (русской литературы).

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

«Вопрос + ответ». ( Учащиеся с конверта вытягивают вопросов с номером. Под этим номером и следует ответ учащегося )

Что такое фольклор?

Назовите произведения фольклора.

Что такое сказка?

Продолжите предложение. Сказки бывают следующих видов:

Продолжите предложение. Сказки состоят из следующих элементов:

Продолжите предложение. В сказках часто используются следующие художественно - выразительны е

Определите жанр (вид) сказки по ее началу .

«В некотором царстве, в некотором государстве жил - был Царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван - царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны. »

Определите жанр (вид) сказки по ее началу .

Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости. Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Прочитайте пословицы. (Определите тему пословиц)

Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.

В бедах узнаем братьев. (Друзья познаются в беде)

Одинокое дерево ветер сломает.

Если вместе взяться, можно озеро перенести.

ОГЛАШЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Слово учителя.

Сказка- один из самых популярных жанров устного народного творчества.Наверное нет в мире народа без сказок, и татарский народ не является исключением. В сказках, как в зеркале, отражаются культура и быт народа, его чаяния, его история. В народных сказках черпали вдохновение русский поэт А.С.Пушкин и татарский поэт Габдулла Тукай.

Волшебные сказки являются самым распространенным и любимым видом народного творчества тысячелетней культуры татар.

Татарские народные сказки достаточно поучительны.

В народных волшебных сказках таких примеров предостаточно, где на примере показана тесная духовная связь человека и зверя, их содружество и взаимоуважение. Татарские сказки увлекут в загадочный мир, где главные герои обычные люди, но с добрым сердцем, творят великие поступки, побеждая зло. В этих сказках заложена вся мудрость и благородство татарской нации, её простодушие и величие, горячий темперамент и доброе сердце.

Знакомство со сказкой «Зухра – Йолдыз».

Работа с теорией литературы. ( Какие слова были в сказке непонятны)

Йолдыз – звездочка.

Слыла – быть у людей на каком счету, в хорошей или дурной славе, почитаться, заслужить какое мнение

Расторопность – быстрый и ловкий в деле.

Возгордилась - стать гордым, спесивым; начать гордиться чем-либо.

- Данное произведение относится к сказке, а какому народному произведению вы бы отнесли ?(Легенда т.к. рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное .)

- Есть традиционный зачин?

- А какая мораль сказки Звёздочка- Зухра ? Если быть добрым и делать добро другим, оно обязательно к тебе вернётся.

Практическая работа.

- Составьте словесный портрет Зухры

- Подумайте, на каком художественном приеме построена сказка?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

- По приведенным фрагментам сказки, определите элементы композиции сказки

Фрагмент татарской сказки «Зухра –Йолдыз»

Определение элементов композиции сказки

Когда–то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей.

Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому.

Событие знаменующее начало развития действия в сказке.

И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную посудину.

Система событий, которые вытекают из завязки.

Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью легло на девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова взглянула Зухра на луну – она все так же вольно плыла по небесной дорожке, сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку.

Момент наивысшего напряжения в сказке

Если ясной ночью вы вглядитесь хорошенько в Луну, то увидите на ней силуэт девушки с коромыслом на плечах. А рядом с Луной заметите ярко светящую звезду. Это и есть та самая звездочка, что вознесла добрую душу на небо. Ее называют звездой Зухры.

Заключительный момент в сказке

ПОДУМАЙТЕ, КАКОЙ ХОД СОБЫТИЙ БУДЕТ У СКАЗКИ. «Как собака себе друзей искала»

Оправдались ли ваши ожидания?

К какому из видов народных сказок вы отнесете сказку «Как собака себе друзей искала»?

Как вы думаете, почему собака осталась жить с человеком? (т.к. накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это - спасибо говорит.)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивной карточки:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить иллюстрации к сказкам, прочитать любую сказку крымскотатарского народа.

"Плохо жить одной, - решила собака. - Найти бы кого-нибудь самого смелого и сильного. Я была бы ему верным другом. " И пошла собака в лес искать себе друга. Только слышала она от зайца, что на свете самый смелый и сильный зверь - это волк, а он тут как тут, идет навстречу, зубами лязгает. Сказала ему собака:

- Давай, волк, дружить с тобой.

- Давай, - согласился волк. - Плохо одному.

Вечером легли они спать на мягкий мох под деревом. Ночью собака вдруг услышала какой-то шорох и принялась громко лаять. Волк испугался, поджал хвост и принялся унимать ее:

- Тише. Тише. Замолчи, не лай, услышит медведь - и тебя, и меня растерзает.

- Какой ты трусливый, - сказала собака. - Я меньше тебя, а и то не боюсь. Покажи мне медведя, что за зверь, интересно.

Пошли они тайгою. Скоро увидели, лежит в валежнике косматый бурый медведище.

- Вот он, - издали показал волк и убежал, оставив собаку одну.

Собака подошла к медведю и сказала, что хочет подружиться с ним. Медведь посмотрел на нее, проворчал :

И стали они жить вместе.

Вечером улеглись спать, а собака опять услышала шорох и подняла лай. Медведь струсил и говорит:

- Не шуми ты, собака, а то тигр услышит. Нападет и разорвет нас с тобой.

'Нет, - подумала собака, - не годится он мне в товарищи, какого-то тигра боится. ' - Покажи мне тигра, - попросила собака. Утром медведь тихонько сказал:

- Вон он идет, тигр. - Сказал и быстро убежал. 'Большой зверь, сильный. Он, наверно, никого небоится. Буду с ним дружить', - решила собака.

Когда собака сказала тигру, что хочет с ним подружиться, тигр подумал, подумал и согласился.

Ночью, когда они спали, собака залаяла. Тигр вскочил и закричал на нее:

- Замолчи, лев услышит! Придет, обоих нас съест.

До того тигр перетрусил, что даже не стал показывать собаке, где живут львы, - побоялся. Пошла она одна. Искала, искала до самого вечера и не нашла льва. Ночью проснулась от страшного рева - земля содрогнулась, лес зашумел. Это был лев. Собака смело подошла к нему. Лев зарычал, грива у него встала дыбом.

- Что ты за зверь? - сердито спросил лев. - Почему не боишься меня? Я тебя задавлю.

Собака сказала, что хотела бы стать его другом.

- Ну что ж, - прорычал лев. - Иди со мной. Целый день они ходили вместе по лесам и степям, все звери от них прятались, а вечером легли спать в кустах.

Ночью собака проснулась и громко залаяла. Лез рассердился:

- Тише, тише! Услышит человек - убьет нас с тобой. У него есть огненная железная палка с громовым голосом.

Собаке захотелось узнать, какой это такой человек. Пошла она вместе со львом искать человека. Скоро им повстречался маленький мальчик.

- Может, зтот? - спросила собака.

- Этот. Только он еще не вырос. - И пошли они дальше. Потом увидели старика. Он шел медленно, опираясь на палку.

- Этот? - спросила собака.

- Этот. Только он уже одряхлел, видишь - ходит на трех ногах.

Через некоторое время встретили они здорового парня, который ехал верхом на коне.

- Вот он! - закричал лев и бросился назад. Подошла собака к человеку, помахала хвостом исказала, что ищет она самого смелого и сильного друга для себя.

- Давай, человек, подружимся.

- Это можно, - приветливо отвечает человек. - Только знай, что я не люблю трусов.

Вечером легли они спать. Ночью собака залаяла - ей послышался какой-то шорох. Человек вскочил, схватил ружье - огненную железную палку с громовым голосом, о которой говорил лев, и принялся вместе с собакой искать, кто это шумел поблизости.

- Нам с тобой никакой враг не страшен, - сказал он собаке.

Собака поняла, что нашла наконец друга с бесстрашным богатырским сердцем. С тех пор она верно служит человеку.

Вот и сказке Как собака нашла себе хозяина-друга конец, читай снова наш Ларец
. Оценка: 7 0

"Плохо жить одной, — решила собака. — Найти бы кого-нибудь самого смелого и сильного… Я была бы ему верным другом…" И пошла собака в лес искать себе друга. Только слышала она от зайца, что на свете самый смелый и сильный зверь — это волк, а он тут как тут, идет навстречу, зубами лязгает. Сказала ему собака:

— Давай, волк, дружить с тобой.

— Давай, — согласился волк. — Плохо одному…

Вечером легли они спать на мягкий мох под деревом. Ночью собака вдруг услышала какой-то шорох и принялась громко лаять. Волк испугался,

— Тише… Тише… Замолчи, не лай, услышит медведь — и тебя, и меня растерзает.

— Какой ты трусливый, — сказала собака. — Я меньше тебя, а и то не боюсь. Покажи мне медведя, что за зверь, интересно…

Пошли они тайгою. Скоро увидели, лежит в валежнике косматый бурый медведище…

— Вот он, — издали показал волк и убежал, оставив собаку одну.

Собака подошла к медведю и сказала, что хочет подружиться с ним. Медведь посмотрел на нее, проворчал:

И стали они жить вместе.

Вечером улеглись спать, а собака опять услышала шорох и подняла лай. Медведь струсил и говорит:

«Нет, — подумала собака, — не годится он мне в товарищи, какого-то тигра боится…»

— Покажи мне тигра, — попросила собака.

Утром медведь тихонько сказал:

— Вон он идет, тигр… — Сказал и быстро убежал. «Большой зверь, сильный. Он, наверно, никого не боится. Буду с ним дружить», — решила собака.

Когда собака сказала тигру, что хочет с ним подружиться, тигр подумал, подумал и согласился.

Ночью, когда они спали, собака залаяла. Тигр вскочил и закричал на нее:

— Замолчи, лев услышит! Придет, обоих нас съест…

До того тигр перетрусил, что даже не стал показывать собаке, где живут львы, — побоялся. Пошла она одна. Искала, искала до самого вечера и не нашла льва. Ночью проснулась от страшного рева — земля содрогнулась, лес зашумел. Это был лев… Собака смело подошла к нему. Лев зарычал, грива у него встала дыбом.

— Что ты за зверь? — сердито спросил лев. — Почему не боишься меня? Я тебя задавлю.

Собака сказала, что хотела бы стать его другом.

— Ну что ж, — прорычал лев. — Иди со мной.

Целый день они ходили вместе по лесам и степям, все звери от них прятались, а вечером легли спать в кустах.

Ночью собака проснулась и громко залаяла. Лев рассердился:

— Тише, тише! Услышит человек — убьет нас с тобой. У него есть огненная железная палка с громовым голосом.

Собаке захотелось узнать, какой это такой человек… Пошла она вместе со львом искать человека. Скоро им повстречался маленький мальчик.

— Может, этот? — спросила собака.

— Этот… Только он еще не вырос. — И пошли они дальше. Потом увидели старика. Он шел медленно, опираясь на палку.

— Этот? — спросила собака.

— Этот… Только он уже одряхлел, видишь — ходит на трех ногах…

Через некоторое время встретили они здорового парня, который ехал верхом на коне.

— Вот он! — закричал лев и бросился назад. Подошла собака к человеку, помахала хвостом и сказала, что ищет она самого смелого и сильного друга для себя.

— Давай, человек, подружимся.

— Это можно, — приветливо отвечает человек. — Только знай, что я не люблю трусов.

Вечером легли они спать. Ночью собака залаяла — ей послышался какой-то шорох. Человек вскочил, схватил ружье — огненную железную палку с громовым голосом, о которой говорил лев, и принялся вместе с собакой искать, кто это шумел поблизости.

— Нам с тобой никакой враг не страшен, — сказал он собаке.

Собака поняла, что нашла наконец друга с бесстрашным богатырским сердцем. С тех пор она верно служит человеку.

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки:

Как лягушка тигра обманула В Алмазных горах Канвона жил тигр. Это был страшный тигр: огромный, сильный, хитрый и очень прожорливый. Крестьяне окрестных деревень прозвали его Хозяином гор. Раз тигр.

Как в джунгли пришел страх Закон Джунглей (самый древний в мире) составлялся постепенно, на каждый случай, который мог произойти в зарослях, и наконец его кодекс достиг почти полного совершенства. Если.

Как обезьяна расправилась с тигром Однажды тигр почувствовал голод. Он вылез из густых зарослей, потянулся, рыкнул и отправился на поиски добычи. Птицы, олени, даже медведи — все разбежались, не желая.

Хитрый шакал Однажды свирепый тигр попал в клетку. Напрасно ревел и бился страшный зверь о железные прутья — ловушка была такая крепкая, что тигр не смог погнуть.

Принцесса Клей-Для-Сердец Жил когда-то король, и была у него дочь, прекрасная, как цветущая гуайява, — не девушка, а просто чудо. Когда какой-нибудь юноша имел несчастье увидеть ее.

Маугли В Сионийских горах наступил очень жаркий вечер. Отец Волк проснулся после дневного отдыха, зевнул, почесался и одну за другой вытянул свои передние лапы, чтобы прогнать.

Две лягушки Давным-давно, когда город Киото ещё был столицей Японии, жила в Киото лягушка. Жила она не где-нибудь, а при храме, в маленьком полувысохшем колодце во дворце.

О дружбе осла и лиса Жил-был на свете мужчина. Ежедневно он ходил в лес, собирал валежник, складывал его на осла и отвозил на базар продавать. Был мужчина очень злым и.

Заяц, Лев и Белый Термит Жил когда-то Лев, и была у него виноградная лоза, обвивавшая большое высокое дерево. С этого виноградного дерева лакомился виноградом только сам Лев и его семейство.

Ямори На краю деревни Тояма, почти у самого леса, жили старик со старухой. Однажды осенним вечером они сидели и грелись у печки. По крыше стучал дождь.

Рустем и Зораб Книга первая РУСТЕМ НА ОХОТЕ I Из книги царственной Ирана Я повесть выпишу для вас О подвигах Рустема и Зораба. Заря едва на небе занялася.

Трусливый тигр Однажды старый крестьянин пахал па своем поле. Вдруг, откуда ни возьмись, явился тигр. Подошел он к крестьянину, да как зарычит: — Эй старик! Я хочу.

Коварный лис В дремучем лесу жила тигрица. Был у нее один детеныш. Вышла как-то тигрица в лес за добычей и вдруг ей навстречу охотник. Выстрелил охотник из.

Как собака пришла к человеку В давние времена собака была дикой и жила в лесу. Днем-то все было хорошо, а вот ночью собака чувствовала себя неспокойно. Чуть какой шорох, собака.

Тигр и буйвол Рассказывают, что тигр и буйвол прежде были большими друзьями. Жили они по соседству и очень любили друг друга. Буйвол всем расхваливал тигра, а тот не.

Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке Давным-давно был в некотором царстве Могучий царь, по имени Демьян Данилович. Он царствовал премудро; И было у него три сына: Клим- Царевич, Петр-царевич и Иван-.

Хвост к хвосту Как-то ранним утром крестьянин с двумя быками выехал в поле и стал пахать. Не успел он сделать два или три круга, как, откуда ни возьмись.

Рассказ о лисице и волке (ночи 148-150) Шахразада сказала: «Да! Знай, о царь, что волк и лисица поселились в одной норе и ютились там вместо и проводили там ночи, и волк притеснял.

Лиса, верблюд, волк, лев и перепелка Бежала по степи лиса. Навстречу ей верблюд. — Верблюд, верблюд, куда ты идешь? — спрашивает лиса. — Ищу хорошие места, где вдоволь сытной еды и.

Лиса-повитуха Вариант 1 Жили-были кум с кумой — волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке.

Увидев козленка, тигр убегает в страхе После этого Козленок сказал Буйволу, чтобы тот перешел пастись на другое место — неподалеку от банановой плантации. Листья на банановых деревьях были уже все сожжены.

Сказка про лесоруба Пошел как-то лесоруб в лес деревья на цепа рубить. Наметил подходящие деревья и давай их валить. Свалил одно, второе, третье… Где повалит, там и оставит.

Как лису перехитрили Дружили некогда между собой лиса, волк, тигр и верблюд. Вместе они искали себе пишу, вместе гуляли. Прошла зима, наступило лето. Хищникам с трудом удавалось найти.

Про сосну, черепаху и тигра В незапамятные времена в неведомом краю высилась громадная гора, а на той горе причудливые камни друг на дружку громоздились. На вершине горы в черной-пречерной пещере.

Человек и тигр Однажды позвал тигр сына и сказал ему: — Ты, сынок, стал взрослым, так смотри же и близко не подходи к существу, которое зовется человеком. Сказал.

Не колет, не стреляет — а дух вышибает Паслись однажды вечером на лугу четыре кобылы да жеребеночек при них. Вышел волк из ближнего леса, и приглянулся ему жеребеночек. Но тот волка приметил, спрятался.

Как тигр и обезьяна стали заклятыми врагами Однажды Тигр встретился на узкой лесной тропинке со Слоном и сказал: — Прочь с дороги! Я царь леса! — Я признаю только власть Льва, —.

Как собака нашла себе хозяина В давние-давние времена жила собака. Она искала себе хозяина. Потому что жизнь ее была очень тяжела. Однажды отправилась она куда глаза глядят и пришла к.

Как собака и волк врагами стали У одного богатого крестьянина была очень скупая жена. Она тряслась над каждым грошом, собаку и ту кормить не велела. Собака, голодная и тощая, целыми днями.

Тигр! Тигр! Теперь мы должны вернуться к первому рассказу. Когда после боя со стаей около Скалы Совета Маугли вышел из волчьей пещеры, он направился к ближайшим обработанным.

Лев даривший золото Жил на свете бедный каменотес с женою и сыном. Его семья едва сводила концы с концами. Наверно, они давно бы умерли с голоду, если бы.

Лисичка-сестричка и волк Вариант 1 Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый.

Лев и лис Гулял лев по лесу и встретил лиса. Видит, лис так похудел, что еле ноги волочит. — Слушай, что это с тобой приключилось, лис? — спрашивает.

Волк, у которого не было сердца Заболел лев — царь зверей. Болеет день, другой, третий. Стали его навещать звери, приходили один за другим и желали скорейшего выздоровления. Побывали у него и.

Федор Бурмакин и Вавилонское царство Жил-был царь и царица без короны. Выбирал он думших сенаторов, посылал по всем странам: не будет ли какой охотник в Вавилонское царство за царской короной.

Тигр и Мыгры Жили в одной деревне два брата. Старшего звали Хусне,младшего — Зире. Оба были отъявленными лентяями и бездельниками, оба всячески избегали любого труда и жили, палец.

Как тигр кап-капа испугался Однажды, когда уже завечерело, сидели в тростниковой хижине два крестьянина и разговор меж собой вели. Спрашивает один крестьянин другого: — Не боязно тебе жить одному.

Жаба — самому небесному властителю родня Давным-давно, когда на земле еще и людей не было, а росли только деревья и зеленели травы, парили в небе птицы да прыгали-скакали разные зверушки, ниспослал.

Волк-дурень Вариант 1 В одной деревне жил-был мужик, у него была собака; смолоду сторожила она весь дом, а как пришла тяжелая старость — и брехать перестала.

Сила единства Случилось это давным-давно. Пришел Тигр к ручью напиться воды и повстречал на берегу Лягушку. — Что-то ты, Лягушка, сидишь да сидишь на одном и том.

Читайте также: