Как связано с собакой учение диогена

Опубликовано: 15.05.2024

Донецький національний технічний університет

Источник: Доклад по курсу «Психология общения и ораторское искусство» / Донецк, ДонНТУ. — 2011.

Введение

ДИОГЕН Синопский (ок. 412 - ок. 323 до н.э.), греческий философ, основатель кинизма. Был проповедником кинической добродетели (разумного возвращения к естественной природе), ниспровергателя общественной морали. Есть два предположения о происхождении названия киников. Самым распространённым является происхождение от названия Афинского холма Киносарг («Серый пёс») c гимнасием, где основатель школы Антисфен занимался со своими учениками. Второй вариант — непосредственно от слова «κύων» (кион - собака), так как Антисфен учил, что жить надо «подобно собаке». Какое бы объяснение ни было правильным, киники соглашались с прозвищем «собаки», как со своим символом. Основное время проводил в странствиях по Греции, называя себя гражданином не государства-полиса, а всего космоса – «космополитом» (впоследствии этот термин широко использовали стоики). Диоген много путешествовал, некоторое время жил в Коринфе.

Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты. Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афере отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.

Другая версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где в ответ на вопрос, что ему нужно сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции, ок. 355—350 до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.

Выглядел Диоген так:

- был совершенно лыс, хотя и носил длинную бороду, дабы, по якобы его словам, не изменять вида, данного ему природой;

- был сутул до сгорбленности, из-за этого его взгляд всегда был исподлобья;

- ходил, опираясь на палку, в верхней части которой был сук, куда Диоген вешал свою котомку странника;

- ко всем он относился с язвительным презрением.

Одевался Диоген следующим образом:

- короткий плащ на голое тело,

- сума через плечо и дорожный посох;

- было знаменито также его жилище: он жил в глиняной бочке на афинской площади.

Диоген много писал, в том числе трагедии (в которых, по-видимому, пропагандировал свое учение). Автор 7 трагедий и 14 диалогов этического характера, которые не дошли до наших дней. Герой многочисленных притч и анекдотов, которые рисуют Диогена философом-аскетом, жившем в бочке (пифосе).

На основании позднейших сообщений можно сделать выводы о сути учения Диогена. Основным содержанием учения Диогена была моралистическая проповедь идеала жизни согласно природе и аскетическому воздержанию во всем, что касается телесных потребностей. Строгий обличитель всякой сексуальной невоздержности (особенно подростковой и женской проституции), сам был известен афинским обывателям как «бесстыдник», склонный к различным непристойным жестам, чем выказывалось его презрение к нормам и «законам» человеческого существования.

Философ учил, что у человека крайне мало естественных потребностей, и все они могут быть легко удовлетворены. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Ограничивая потребности, Диоген усердно предавался аскетизму и юродству, что послужило основой для многочисленных анекдотов о его жизни. Так, понаблюдав за мышью, Диоген решил, что собственность для счастья не нужна; глянув на улитку, несущую домик на спине, Диоген поселился в глиняной бочке - пифосе; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил последнее, что у него было, - чашку.

Диоген отвергал все условности, запрещавшие удовлетворение естественных потребностей в любое время и в любом месте. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм. Диоген пытался донести до всех людей свое убеждение в том, что отказ от желаний гораздо добродетельней и благотворней, чем их удовлетворение. За свое "бесстыдство" он был прозван "собакой", и это животное сделалось символом киников.

Диоген считал идеальным первобытное общество, а потому решительно отвергал цивилизацию, государство, культуру. Не признавал патриотизма, называл себя космополитом, и вслед за Платоном отвергал семью, проповедуя общность жен.

Диоген жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.


Случаи из жизни Диогена

Как-то раз он средь бела дня ходил по Афинам с фонарем, говоря, что "ищет человека".

Философ закалял свое тело: летом катался по раскаленному солнцем песку, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. По поводу закалки Диогена тоже осталась легенда.

Однажды некий «олимпиец» сказал Диогену:

- Как жаль, Диоген, что ты никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка был бы первым!

- Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.

- В каких же это? — не понял атлет.

- Я состязаюсь в борьбе с пороками.

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

Однажды Диоген плыл на корабле в Афины. Все было хорошо, как вдруг у о. Крит на судно напали морские пираты. В итоге Диоген в качестве раба попал на невольничий рынок. Последующая сценка, написанная на основании древних свидетельств и легенд, рисует незаурядный облик этого необычного человека.

“Хотя Диоген изнывал от зноя, он весело улыбался. Потом без разрешения хозяина уселся на песок.

- Куда! - зарычал на него торговец в персидском халате и белой чалме. - Кто тебя, сидячего, здесь увидит?!

- Почему же? - возразил Диоген. - Рыба лежит, а своего покупателя находит!

Работорговец удивленно захохотал и дозволил рабу сесть на песок. Тут Диоген, приободряя заморенных жарой невольников, закричал на весь базар:

- Эй, люди! Вы что же носы повесили. Уж не потому ли, что не в силах дольше слушать голодное урчанье собственного чрева? Ничего, это дело поправимое! - И, обращаясь к работорговцам, продолжал: - Граждане наши хозяева! Послушайтесь голоса разума! Ведь овец и поросят вы откармливаете на совесть, как и подобает делать рачительным владельцам, не так ли? Так не глупо ли тогда человека, самого дорогого из животных, морить на продаже голодом?!

В толпе послышался смех рабов и их хозяев, потому что шутку любят все. И подобревшие работорговцы сказали: “А ведь, пожалуй, их и в самом деле не мешает покормить!” И потянулись к невольникам руки с ломтями хлеба, с сушеной рыбой, гроздьями винограда и даже бурдюки с водой. Утолив слегка голод и жажду, повеселевшие рабы со всех сторон благодарили сидящего Диогена улыбками. Тогда его хозяин, снисходя к такому необычному рабу, спросил:

- А что ты умеешь делать, старик?

- Я? - переспросил Диоген, отправляя в рот остатки поданных ему оливок. - Властвовать людьми! Торговец захохотал:

- Ты, конечно, шутишь?

- Да кто же купит раба, который корчит из себя господина?

- Как раз такого-то купят всех быстрей, - ответил Диоген. - Ведь обычный раб не в диковинку. Впрочем, ты можешь сам в этом убедиться, стоит только тебе объявить обо мне.

- Нет уж! Если хочешь, сам о себе объявляй. А я погляжу, что из этого выйдет!

Диоген поднялся и громко закричал, покачиваясь из стороны в сторону:

- Граждане! Кто хочет купить себе хозяина?! Кто хочет купить хозяина, спешите сюда!

Все вокруг потешались, но тут к Диогену приблизился какой-то пожилой человек в голубом хитоне и, смеясь, спросил:

- Уж не ты ли и есть хозяин, продающий себя?

- Представь себе, это я! - гордо ответил Диоген.

- А я, - вмешался здесь работорговец, - хозяин этого “хозяина”! Беру за него три мины!

Покупатель в сомнении покачал головой, собираясь отойти, но Диоген задержал его:

- Это совсем недорого, клянусь богами! Ведь три мины - стоимость рабочей лошади, а я умом скакун!

И, улыбнувшись, покупатель сказал:

- Прекрасно! И куда же скачет твой ум?

- В просторы философии, милейший!

- Ты изучаешь явления космоса?

- Диалектика мертвой материи меня не занимает. Диалектика души - вот предмет моих занятий!

- Что ж, в таком случае ты сгодишься моим сыновьям как воспитатель. Согласен?

- Согласен, - сказал Диоген, - но с одним условием. Вокруг рассмеялись, а хозяин Диогена насмешливо сказал:

- Этот тип еще смеет условия ставить!

- Да, ставлю условие, - упрямо кивнул Диоген.

- Какое? - спросил покупатель.

- Следовать за мной и делать только то, что я тебе скажу. И снова в толпе рассмеялись, а покупатель, желая намекнуть на пословицу, что яйца не учат курицу, насмешливо продекламировал:

- Вспять потекли источники рек!

- Ты прекрасно знаешь Еврипида, господин хороший, - угадав, чей это стих, сказал Диоген. - Но позволь тебя спросить, если ты нанял, к примеру, врача, а он предупредил тебя, что нужно следовать его советам, ведь ты не стал бы упрекать его изречениями Еврипида? И, пристально вглядевшись в Диогена, покупатель сказал:

- Я беру этого человека! - И, отсчитав положенную сумму торговцу, добавил: - А вот тебе еще одна мина к запрошенным! Когда работорговец ушел, Диоген спросил нового хозяина:

- На какую кличку ты отзываешься?

- Я торговец Ксениад.

- А моя кличка - Собака. Не удивляйся, это мое прозвище, а звать меня Диоген, что значит богорожденный! - И он с шутливым величием поднял вверх палец. - Так куда мы отправляемся?

- Ко мне домой, в Коринф.

Прекрасно! - одобрил Диоген. - Я всю Элладу обошел, а быть в знаменитом Коринфе мне до сих пор не довелось”.

В Коринфе он не нанял себе жилья и не поселился ни у кого из гостеприимцев, а стал жить под открытым небом.

Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл 70-летнего Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.

На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. Его спросили: “Зачем это, Диоген?” Он ответил: “У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать; а бочку я катаю, потому что ничего другого у меня нет”.

Из всех гражданских и человеческих категорий бытия он признавал лишь одну — аскетическую добродетель. В своем следовании школе киников далеко превзошел своего учителя – Антисфена.

Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.

Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

Льстец — самое опасное из ручных животных.

Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.

Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

Народу много, а людей немного.

Однажды Диоген вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!»

Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.

С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.

Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.

Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

Торжество над самим собой есть венец философии.

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.

Одна из притч Диогена

Один владелец несметных богатств, - неторопливо начал Диоген, - созвал на пир гостей со всех земель, всех народов и языков, всякого звания, пола и возраста. Будучи щедрым, он выставил перед гостями обильные угощения и каждого оделил тем, что ему всего полезнее. Приглашенные наслаждались и благодарили хозяина. Но вот нашелся среди них один, кому показалось мало того, что назначалось ему, и он стал захватывать то, что назначалось для его соседей, даже не подумав, что отнимает в том числе у слабых и хворых и даже малых детей. И стал он отнятое хапать и пихать себе в рот до тех пор, пока желудок не извергнул все это обратно. Так вот, щедрый владелец богатств - это природа, гости на ее пиру - все люди и народы мира, а алчный - это богатей, которые отнимают у всех, кто слабее их!

По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э., съев сырого осьминога и заболев холерой; но есть и такая версия, что смерть наступила “от задержки дыхания”.

На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник, изображающий пса.

1. «Антология кинизма»; под ред. И. М. Нахова. М.: Наука, 1984.

2. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.

3. Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002

4. Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981

5. Антология кинизма. – Изд. подг. И.М.Нахов. М., 1996

фото Диогена

Диоген является одним из величайших философов Древней Греции, о его жизни известно не много. Диоген считался представителем цинической философии.

Он использовал каламбуры и шутки как средство для его учения. Диоген считал, что счастье человека в физической жизни и что только с самодостаточностью, строгостью, самопознанием и упражнениями можно обеспечить достойную жизнь.

Родился Диоген в ионическом городе Синопе в 412 г. до н.э. (по другим источникам в 399 году до н.э.). Его отец был осуждён за подделку денег, поэтому сын решил уехать из этого города.

В сопровождении своего раба Мани, Диоген приехал в Афины, но тот покинул его вскоре после их прибытия в город. Диоген был слегка омрачен уходом своего раба. По этому поводу он сказал: «если Мани может жить без Диогена, почему Диоген не проживёт без Мани?» Такой комментарий был сказан, чтобы проповедовать наибольшее человеческое значение самодостаточности и высмеивал «хозяев», которые не могли обойтись без своих рабов.

В Афинах, Диоген узнал про Антисфена, ученика Сократа, который был известен своей подвижнической жизнью и нестандартными, циничными взглядами. Диоген принимал и поддерживал взгляды философа, потому что он был реальным преемником Сократа, а не Платона, которого он часто высмеивал. Когда Платон дал определение человеку как «животное с двумя ногами и без перьев», Диоген принёс общипанного петуха, со словами: «Смотри! Я принес вам человека».

Диоген отвергал роскошь - ходил в лохмотьях и жил в пифосе (большой глиняной бочке). Таким образом, он хотел показать, что радость жизни та, которую предлагает природа, и что все другое для человека является неприемлемым.

Ему говорили, что он живёт как собака, он соглашался, потому что сам называл себя собакой. Последователи циничной философии (κῠνικοί киники), проповедовали кинизм - собачью жизнь (κύων - собака на древнегреческом языке), т. е. простоту жизни, верность, презирали условности. Они заявили, что «мы отличаемся от других собак, потому что мы не убиваем врагов, а хотим исправлять их».

Известен случай, когда Александр Македонский, решил немного позабавиться, узнав, что Диоген называет себя собакой, он отправил ему подарок - обглоданные косточки. На что Диоген ответил: «Для собаки, еда была достойной, но для царского подарка — недостойной». Была ещё одна встреча Диогена с Александром, тогда великий полководец спросил Диогена, что он может для него сделать, намекая на то, что хочет улучшить его условия проживания, на что ответ философа был таким: «Отойди, не загораживай мне солнце!».

Часто в городе Диоген ходил с фонарем и даже днём, всё хотел отыскать честного человека, но находил только «негодяев» и «мерзавцев».

Когда его спросили, какую учесть он желал бы после смерти для своего тела, он ответил, что предпочёл бы, чтобы его съесть дикие звери.

Умер Диоген в 323 году до нашей эры, в Коринфе, прожив 90 лет. По словам Д. Лаэртского, в тот же день, когда Александр Великий умер в Вавилоне.

Киники

Киники одна из самых значимых философских школ древности, которая была основана в Афинах, Антисфеном (445-360 или 444-368 гг. до нашей эры). Кроме афинских граждан, в школу принимали людей и без афинского гражданства.

«Циники» были духовными потомками Сократа, принадлежащими к школам под названием «малые сократические школы», которые взяли немало основ от софистов относительно их метода обучения и ссылавшиеся на их обучение.

Для Антисфена и его учеников философия - это чисто светская мудрость, в то время как Добродетель все еще остается целью жизни. Киники проповедовали «практическую» этику, в которой парадоксально «Добродетель» не зависит от Знания, но является результатом упражнений, зависимости и самоконтроля, посредством освобождения от так называемых потребностей путем естественного образа жизни с простотой, твердостью и самоопределением.

Наша команда всегда тщательно следит за тем, чтобы TravelAsk оставался удобен и приятен в использовании для вас — самого крупного сообщества путешественников Рунета. Много лет мы ограничивали поток рекламных сообщений на сайте для вашего удобства. К сожалению, в сложившейся кризисной ситуации мы вынуждены увеличить количество рекламы на TravelAsk. Надеемся на ваше понимание и верим, что скоро все вернется в прежнее русло. Всем терпения!

Можно ли считать этого известного философа одним из основателей минимализма? Правда ли, что он дерзко разговаривал с самим Александром Македонским ? И почему существует даже поведенческое отклонение, названное его именем? Спешим поделиться с нашими читателями самыми интересными фактами о Диогене.

Нашел смысл жизни после финансовых махинаций и бегства из города

Дата рождения Диогена, в отличие от прочих фактов его биографии, не взвывает у историков никаких сомнений: все называют 412 год. По одной из версий, будущий философ вместе со своим отцом был замечен в какой-то скандальной истории, связанной с фальсификацией монет в родном городе Синопе . Поэтому им пришлось покинуть его. И якобы именно после изгнания Диоген начал искать смысл жизни. Причем нашел его совершенно неожиданно, встретив своего будущего учителя — философа Антисфена.

Был первым «адептом» идеи расхламления

Оба древних мыслителя ратовали за максимальный отказ от всего лишнего. Сегодня в Сети порой можно прочитать, что тот или иной человек на пути к минимализму решает ограничиться в своей жизни, например, лишь сотней вещей. Такой пример кого-то действительно заставляет задуматься о перепотреблении в своей жизни, а кого-то удивляет. Но, если честно, до Диогена даже таким ярым сторонникам минимализма далеко.

Диоген всегда носил один плащ в любую погоду, у него был посох и сума, куда он складывал подаяние, и еще несколько предметов. Если мыслитель замечал, что без какой-то еще вещи он может обойтись, не раздумывая ее выкидывал. Однажды увидел мальчика, пьющего воду прямо из горсти, тут же выкинул свою кружку. А когда другой сорванец ел свою похлебку из выеденного каравая хлеба, расстался и с миской. «Радикальное расхламление» — назвали бы мы это сегодня.

Жил вовсе не в бочке

Даже закоренелый двоечник знает, что Диоген жил в бочке. Только это не совсем верно: на самом деле он устроил себе жилище в большой, в человеческий рост, амфоре — пифосе. В таком сосуде было принято хранить вино, оливковое масло, а также зерно или соленую рыбу. Причем пифос Диогена стоял не где-нибудь, а прямо на главной площади Афин .

Что и говорить, своим эксцентричным поведением философ неизменно привлекал к себе повышенное внимание. Естественно, ему это нравилось, и он не переставал шокировать окружающих, наслаждаясь их реакцией. Например, прилюдно ел, а в те времена это у греков считалось неприличным.

Нарушал и ряд других принятых в обществе норм, нарочно стремясь выглядеть как опустившийся маргинал. Можно, конечно, заподозрить в нем стремление приучить себя не обращать внимание на мнение окружающих и расти таким образом духовно, но что-то не очень в это верится. Кстати, в современной психиатрии есть понятие «синдром Диогена». Люди, им страдающие, склонны пренебрежительно относиться не только к себе, но и к окружающим, и не испытывают стыда в ситуациях, когда должны бы.

У него было контролируемое «сумасшествие»

Поведение философа многих не только шокировало, но и заставляло думать о нем как о сумасшедшем. Даже то, что образцом для подражания Диоген считал собаку и ее повадки, не могло не вызывать удивления. На самом деле все выходки мыслителя просто демонстрировали его убеждения, таким образом он нес их в массы. Кстати, полное отсутствие авторитетов также было его чертой. По сути он был необычайно циничен в выражении своих мыслей и чувств.

Когда Платон имел неосторожность однажды описать человека как «существо с двумя ногами без перьев», Диоген, издеваясь, показал тщательно ощипанного петуха. И назвал его «человеком, согласно мнению Платона». Правда, Платон тоже не остался в долгу и съязвил в ответ, но это уже другая история.

Сам Македонский ему был не указ

Не преклонялся Диоген и перед представителями власти. А однажды даже сказал самому Александру Македонскому , когда тот подошел к нему и пожелал беседовать, чтобы тот лучше отошел в сторону. Причина — тот загородил ему солнце. Согласитесь, вряд ли кто-то из простых смертных мог бы безнаказанно сказать такое великому завоевателю. А для него это было естественно. И не потому, что он был груб, а потому, что мыслил непосредственно и был таков же в выражении чувств. Как ребенок или блаженный. И в этом заключалась его особая мудрость.

И вспоминается история, когда Диоген ходил по дневному городу с фонарем и искал «Человека». Таким его и запечатлели в родном городе Синопе . Какая великолепная метафора смысла всего его существования!

Не все понимали его при жизни, не все поняли и после смерти. А все же его невозможно спутать ни с каким другим философом. Помнит ли кто-то тех, кто смеялся над ним и издевался? Нет. В чем точно неплохо взять пример с Диогена сегодня — быть равнодушным к чужому мнению. Ведь только так можно жить как хочется. А вы согласны с этим?

C детства я слышала об античном философе-чудаке Диогене Синопском, который «жил в бочке». Мне представлялась рассохшаяся деревянная посудина, наподобие той, которую я видела у бабушки в деревне. И я никак не могла понять, зачем нужно было старому человеку (все философы казались мне тогда старцами) поселиться в такой специфической емкости. Впоследствии оказалось, что бочка была глиняная и довольно большая, но это не уменьшило моего недоумения. Оно еще больше возросло, когда я узнала, как жил этот странный человек.


Враги называли его «собакой» (по-гречески – «кинос», отсюда слово «цинизм») за его бесстыдный образ жизни и постоянные язвительные замечания, на которые он не скупился даже для близких друзей. При свете дня он бродил с зажженным фонарем и говорил, что ищет человека. Он выбросил чашку и миску, когда увидел, как какой-то мальчик пьет из горсти и ест из углубления в мякише хлеба, заявив: ребенок превзошел меня простотой жизни. Диоген высмеивал высокое происхождение, богатство называл «украшением испорченности» и говорил, что бедность – единственный путь к гармонии и естеству. Только много лет спустя я поняла, что суть его философии не в намеренных чудачествах и воспевании нищеты, а в стремлении к свободе. Парадокс однако в том, что такая свобода достигается ценой отказа от всех привязанностей, благ культуры, наслаждения жизнью. И это оборачивается новым рабством. Циник (в греческом произношении – «киник») живет так, будто боится возбуждающих желания благ цивилизации и бежит от них, вместо того чтобы свободно и разумно ими распоряжаться.

Его даты

  • Ок. 413 г. до н. э.: Диоген родился в Синопе (тогда греческая колония); его отец был менялой. По легенде, Дельфийский оракул предсказал ему судьбу фальшивомонетчика. Диогена изгоняют из Синопа – якобы за подделку сплавов, идущих на изготовление монет. В Афинах он становится последователем Антисфена, ученика Сократа и основателя философской школы циников, нищенствует, «живет в бочке». Современник Диогена Платон называл его «безумным Сократом».
  • Между 360 и 340 гг. до н. э.: Диоген странствует, проповедуя свою философию, затем попадает в плен к разбойникам, которые продают его в рабство на остров Крит. Философ становится духовным «хозяином» своего господина Ксениада, учит его сыновей. Кстати, он так хорошо справлялся со своими обязанностями, что Ксениад говорил: «В моем доме поселился добрый гений».
  • Между 327 и 321 гг. до н. э.: Диоген скончался, по некоторым источникам, в Афинах от тифа.

Пять ключей к пониманию

Жить тем, во что веришь

Философия – это не игра ума, но образ жизни в полном смысле этого слова, считал Диоген. Еда, одежда, жилище, ежедневные занятия, деньги, отношения с властью и другими людьми – все это нужно подчинить своим убеждениям, если не хочешь потратить жизнь впустую. Это желание – жить как мыслишь – общее для всех философских школ Античности, но у циников оно было выражено наиболее радикально. Для Диогена и его последователей это прежде всего означало отвергнуть социальные условности и требования общества.

Следовать природе

Главное, утверждал Диоген, – жить в согласии с собственной природой. То, что требует от человека цивилизация, искусственно, противно его естеству, а потому философ-циник должен пренебречь любыми условностями общественной жизни. Работа, собственность, религия, целомудрие, этикет лишь осложняют существование, отвлекают от главного. Когда однажды при Диогене похвалили некоего философа, который жил при дворе Александра Македонского и, будучи фаворитом, обедал вместе с ним, Диоген лишь посочувствовал: «Несчастный, он ест тогда, когда это угодно Александру».

Упражняться в худшем

В летний зной Диоген сидел на солнцепеке или катался по раскаленному песку, зимой обнимал покрытые снегом статуи. Он учился переносить голод и жажду, сознательно причинял себе боль, стараясь ее преодолеть. Это не было мазохизмом, философ просто хотел быть готовым к любой неожиданности. Он считал, что, приучая себя к худшему, уже не будет страдать, когда это худшее случится. Он стремился закалить себя не только физически, но и духовно. Однажды Диоген, которому нередко случалось нищенствовать, стал просить милостыню. у каменной статуи. Когда его спросили, зачем он это делает, он ответил: «Я привыкаю к отказам».

Провоцировать всех

В мастерстве общественной провокации Диоген не знал себе равных. Презирая власть, законы и социальные знаки престижа, он отвергал любые авторитеты, в том числе и религиозные: ему не раз случалось присваивать в храмах дары, пожертвованные богам. Науки и искусства не нужны, ведь главные добродетели – достоинство и сила. Жениться тоже не нужно: женщины и дети должны быть общими, а инцест не должен никого волновать. Свои естественные нужды можно отправлять при всех – ведь не стесняются же этого другие животные! Такова, по Диогену, цена полной и истинной свободы.

Оттолкнуться от варварства

Где предел страстному желанию человека вернуться назад, к своему естеству? В своем обличении цивилизации Диоген доходил до крайности. Но радикализм опасен: такое стремление к «натуральному», читай – животному, образу жизни ведет к варварству, полному отрицанию закона и в итоге – к антигуманизму. Диоген учит нас «от противного»: ведь именно обществу с его нормами человеческого сосуществования мы обязаны нашей человечностью. Отрицая культуру, он доказывает ее необходимость.

Это значительно усложняет систематическую организацию сведений о Диогене Синопском.

Имя Диогена, из анекдотов и легенд, в которых оно принадлежало амбивалентной фигуре мудреца-фигляра и интегрировало обширный вымысел, зачастую переносилось в критические работы других философов ( Аристотель , Диоген Лаэртий и т. д.). На почве анекдотов и притч возникла целая литературная традиция античности, воплощённая в жанрах апофтегм и хрий ( Диоген Лаэртий , Метрокл из Маронеи , Дион Хрисостом и др.). Наиболее известна история о том, как Диоген днём с огнём искал Человека (та же история рассказывалась об Эзопе , Гераклите , Демокрите , Архилохе и др.).

Основной источник сведений о Диогене — трактат «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Диогена Лаэртия. Утверждая у Диогена Синопского бессистемность взглядов и отсутствие учения в целом, Диоген Лаэртий всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов. По этим свидетельствам, он, проповедуя аскетический образ жизни, презирал роскошь, довольствуясь одеждой бродяги, используя для жилья пифос (большой сосуд для вина), а в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».

Не вызывает сомнений, что в своих беседах и повседневной жизни Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью оскорбления или унижения её, но сколько из потребности обратить внимание на основания социума, религиозных норм, института брака и т. д. Утверждал примат добродетели перед законами общества; отвергал веру в богов, установленных религиозными институтами. Отвергал цивилизацию, в частности государство, считая его лживым изобретением демагогов . Объявлял культуру насилием над человеческим существом и призывал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние; проповедовал общность жён и детей. Себя объявлял гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали; относительность авторитетов не только среди политиков, но и среди философов. Так, хорошо известны его отношения с Платоном, которого он считал болтуном. В целом Диоген признавал только основанную на подражании природе аскетическую добродетель, находя в ней единственную цель человека.

В позднейшей традиции негативные действия Диогена по отношению к обществу были, более чем вероятно, умышленно гиперболизированы. Поэтому вся история жизни и творчества этого мыслителя предстаёт как миф, созданный множеством историков и философов. Затруднительно обнаружить однозначные сведения даже биографического характера. Благодаря своей оригинальности Диоген является одним из самых ярких представителей античности, а заданная им киническая парадигма позже оказала серьёзное влияние на самые различные философские концепции.

Умер, согласно Диогену Лаэртскому , в один день с Александром Македонским . На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией :Пусть состарится медь под властью времени — всё же Переживёт века слава твоя, Диоген:Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь, Ты указал нам путь, легче которого нет.

Философ-изгнанник

Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты.

Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона , который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афере отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.

Другая версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где в ответ на вопрос, что ему нужно сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции, ок. 355—350 до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.

Случаи из жизни Диогена

Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».


Тупылев И. Ф. Александр Македонский перед Диогеном, 1787

В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы , за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь свое презрение к мнениям [большинства]?» [1]

«когда Диоген пердел и гадил на агоре, как об этом рассказывают, он делал это ради того, чтобы растоптать человеческую гордость и показать людям, что их собственные поступки куда хуже и тягостней того, чем занимался он, ибо то, что он делал, было согласно природе»

— Юлиан. К невежественным киникам
Однажды философ Аристипп, который нажил состояние, восхваляя царя, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял царя, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять царя!»

Однажды, когда он ( Антисфен ) замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повел самую простую жизнь.

Афоризмы

Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.
Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.
Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
Я — гражданин мира.
Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.
Конечная цель — это благоразумный выбор того, что соответствует природе.
Примечания

↑ Юлиан. К невежественным киникам
↑ Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга VI. Диоген




См. также
Синдром Диогена
Диоген Лаэртский
[ править ]Литература
Диоген в Викицитатнике ?
Диоген на Викискладе ?

«Антология кинизма»; под ред. И. М. Нахова. М.: Наука, 1984.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.
Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002. ISBN 5-8183-0414-0 .

Читайте также: