Как управляют ездовыми собаками

Опубликовано: 08.05.2024

Приучение собаки к движению в упряжке

(основная команда «вперед»)

Упряжку составляют несколько пар собак, обычно от одной пары до пяти.

Собак приучают друг к другу до занятий. Для этого их: вместе выводят на прогулку на длинных поводках. Если собаки пытаются наброситься друг на друга, то дрессировщик предупреждает это запрещающей командой «фу» и наносит удар хлыстом. После того как собаки свыкнутся, их содержат и приучают ходить в упряжке вместе.

Спаренных собак вначале приучают к снаряжению и к движению в паре с пустыми сайками.

Собак для ездовой службы можно дрессировать зимой и летом. В летнее время их дрессируют в специальных тележках, зимой — в санках, нартах и на лыжах. Упряжь ездовой собаки состоит из специальной шлейки с постромками, хорошо подогнанной.

Упражнения строят так. Двух хорошо спаренных собак в специальных шлейках впрягают в легкие санки или летом в специальную тележку. Выведя собак на обкатанную дорогу, приучают их двигаться в упряжке только в одном направлении. Для этого помощник идет впереди, показывая собакам мясо. Дрессировщик, находясь около упряжки сзади собак, несколько сдерживает их, а как только они побегут за помощником, произносит команду «вперед», освобождает поводок и сам бежит за упряжкой. Когда собаки догонят отбегающего помощника, последний скармливает им мясо. Такие упражнения повторяют до тех пор, пока собаки по команде «вперед»; не будут тянуть санки самостоятельно.

В дальнейшем дрессировку усложняют. Помощник не бежит впереди, а остается около упряжки и в момент движения собак осторожно кладет на санки небольшую тяжесть. Дрессировщик, произнося команду «вперед», идет рядом с упряжкой и, если собаки сбавляют скорость или останавливаются, ударяет хлыстом по санкам или по снегу; перед ударом каждый раз произносит команду «вперед». В дальнейшем движение в упряжке отрабатывается без помощника, только на команду «вперед».

После закрепления навыка к перевозке груза по прямой отрабатывают повороты вправо, влево и остановки. Делается это так. Проехав по прямой 200–300 метров, дрессировщик тормозит нарту или санки, произнося команду «стой». Как только собаки остановятся, он повторяет команду «стой» и подкрепляет ее дачей мяса, затем поглаживает их и одобряет командой «хорошо».

Дрессировку эту повторяют, пока у собак не выработаются четкие ответные реакции на команды «вперед» и «стой» на коротких дистанциях. После этого расстояние пробега постепенно увеличивают до нескольких километров.

В этот же период отрабатывают навыки перемены направлений влево и вправо. Достигнув определенного места, где намечено сделать поворот, дрессировщик, взявшись за соединительный ремень, произносит команду для поворота «вправо» или «влево» и показывает жестом руки в нужную сторону и, как только собаки повернут, произносит команду «вперед».


Рис. 41. Собака в упряжке

Если собаки не выполняют поворота, то их заставляют повернуть в нужном направлении ударом хлыста.

В таком же порядке дрессируют и другую пару собак для присоединения их к общей упряжке.

В дальнейшем расстояние и вес груза увеличивают. Одновременно совершенствуют ответные реакции на команды поворотов и остановки. Такие упражнения повторяют до безотказного выполнения команд.

Когда собаки в паре научатся возить соответствующий груз, их используют для буксировки лыжника. Делают это так. Дрессировщик с парой собак, одетых в шлейки и скрепленных между собой ремнем, или с одной так же снаряженной собакой на укатанной дороге встает на лыжи, произносит команду «вперед» и начинает движение вначале сам. Как только собаки наберут скорость и натянут поводок, дрессировщик незаметно заставляет их буксировать себя. Когда собаки прекращают тянуть за поводок, останавливаются, дрессировщик командой «вперед» понуждает их к движению. При буксировке лыжника обе собаки идут параллельно друг другу.

Для остановки лыжник натягивает повод и подает команду «стой». Как только собаки остановятся, поощряет их лакомством.

В дальнейшем навык буксировки совершенствуется: в движении делают повороты и остановки, увеличивают расстояния и меняют местность, переходят от дороги на наст и рыхлый снег.

Необходимо учитывать, что при движении по тонкому насту собаки могут проваливаться и ранить конечности. В этих случаях на лапы собак надевают специальные чулки.

Закрепив у собак навыки на выполнение команд остановки и поворотов, начинают увеличивать скорость движения.

Дрессировку считают законченной после того, как достаточно надежно будет закреплен навык.

Приучение собаки ходить рядом (основная команда «рядом»)

Приучение собаки ходить рядом (основная команда «рядом») Цель отработки навыка состоит в том, чтобы приучить собаку по команде «рядом» занимать место сбоку дрессировщика у его левой ноги. Собака должна быть на этом месте, когда она с человеком, во всех случаях: при стоянии

Свободное состояние собаки (основная команда «гуляй»)

Свободное состояние собаки (основная команда «гуляй») Так называемое свободное состояние предназначается для, разрядки нервного напряжения собаки, в котором она находилась во время занятий. Условным раздражителем является команда «гуляй», безусловным — сам факт

Подзыв собаки (основная команда «ко мне»)

Подзыв собаки (основная команда «ко мне») Цель упражнения состоит в том, чтобы научить собаку быстро подходить к дрессировщику (хозяину) на его подзыв при любых обстоятельствах времени и окружающей обстановки.Для отработки этого навыка используют главным образом

Посадка собаки (основная команда «сидеть»)

Посадка собаки (основная команда «сидеть») Условным раздражителем является команда «сидеть» и жест — резкое поднятие вверх правой руки ладонью вперед.Отрабатывают навык посадки в таком порядке. Дрессировщик ставит собаку на коротком поводке с левой стороны от себя,

Укладка собаки (основная команда «лежать»)

Укладка собаки (основная команда «лежать») Этот навык обычно отрабатывают после усвоения собакой команды «сидеть».Условными раздражителями является команда «лежать» и жест — резкое опускание поднятой правой руки вниз при небольшом наклоне корпуса вперед,

Стояние собаки на месте (основная команда «стоять»)

Стояние собаки на месте (основная команда «стоять») В ряде случаев требуется, чтобы собака некоторое время правильно стояла на месте, не заваливая и не опуская, корпуса. Продолжительное и спокойное состояние собаки требуется во время ветеринарного осмотра, чистки и при

Ползание собаки (основная команда «ползи»)

Ползание собаки (основная команда «ползи») Условным раздражителем для выработки у собаки навыка ползти вместе с дрессировщиком служит звуковой сигнал-команда «ползи» и поведение самого дрессировщика.Непосредственным (безусловным) раздражителем является надавливание

Хождение по буму (основная команда «вперед»)

Хождение по буму (основная команда «вперед») Приучая собак ходить по буму, вырабатывают смелость и координацию движений. Необходимость отработки этого навыка вызывается и тем, что с такого рода препятствиями собаки часто встречаются в практической службе.Условными

Вызов у собаки лая (основная команда «голос»)

Вызов у собаки лая (основная команда «голос») Целый ряд навыков рекомендуется отрабатывать, применяя принуждения. Этот метод совершенно непригоден при вызове лая у собаки.Лай собаки — одна из разновидностей ответных реакций ее на раздражение. Это — следствие, в основе

Приучение собаки к плаванию (основная команда «плыви»)

Приучение собаки к плаванию (основная команда «плыви») Плавание способствует физическому развитию и укреплению организма собаки. При купании она привыкает к водоемам, не боится их, а иногда самостоятельно охотно входит в воду. Учить собаку технике плавания не

Развитие у собаки злобы и недоверия к посторонним лицам (основная команда «фас»)

Развитие у собаки злобы и недоверия к посторонним лицам (основная команда «фас») Служебные собаки, применяемые для усиления охраны, розыска, сторожевой и пастушьей служб должны быть злобными и недоверчивыми к посторонним людям. Рис. 35. Развитие у собаки злобы и недоверия

Отказ собаки от корма, предлагаемого посторонними лицами (основная команда «фу»)

Отказ собаки от корма, предлагаемого посторонними лицами (основная команда «фу») Собака, не приученная к отказу от корма, который предлагают незнакомые лица, может быть легко похищена или отравлена.При отработке этого навыка следует учитывать неизбежное проявление

Работа собаки по чужому следу (основная команда «след»)

Работа собаки по чужому следу (основная команда «след») Для розыскных собак поиск по следу посторонних людей и домашних животных считается основным навыком в работе по чутью.Занятия проводятся в полевых условиях параллельно с отработкой навыков вспомогательного

Движение собаки стороной параллельно движению стада (основная команда «вперед»)

Движение собаки стороной параллельно движению стада (основная команда «вперед») Для того, чтобы отдельные животные не выходили из стада во время перегона, и для выравнивания фронта движения во время пастьбы собаку посылают пробежать стороной стада и впереди него.

Обучение движению вперед по команде и жесту

Обучение движению вперед по команде и жесту Обучая собаку движению вперед по команде и жесту, необходимо удерживать ее на коротком поводке. Дрессировщику следует показать овчарке лакомство, отбросить его на 5–6 шагов, произнести команду «Вперед!», указать рукой


Что нужно знать, чтобы научиться управлять собачьей упряжкой.

Собаки хаски, которых используют в упряжках, очень красивые и сильные животные. Собачья упряжка может развивать скорость до 40 км, и поэтому управление собаками требует большой физической силы и определённых навыков, поэтому к катанию на собачьих упряжках следует отнестись с полной серьёзностью и познакомиться предварительно с правилами управления упряжкой. Совершенно безопасно кататься в собачьей упряжке в качестве пассажира, если упряжкой управляет инструктор-профессионал. Если же Вы новичок и хотите в первый раз самостоятельно попробовать управление собачьей упряжкой, Вам нужно будет сначала пройти инструктаж, который проводится на собачьей ферме перед началом сафари и соблюдать во время езды правила безопасности. Как надеть шлейку и составить собачью упряжку.

В нашем Хаски Парке у Вас будет возможность самим запрячь собак в упряжку, которую Вы поведете. У каждой ездовой собаки есть своя индивидуальная шлейка, в зависимости от размера и веса собаки. Чтобы одеть шлейку на собаку, Вам нужно «оседлать» её, зажав талию собаки своими коленями. Таким образом, даже очень темпераментная собака будет находиться под Вашим контролем, а у Вас будут свободны руки для того, чтобы заняться шлейкой. Левой рукой возьмите шлейку за перекрестье шейных лямок, а правой - за верёвочную петлю шлейки, к которой будет крепиться карабин тяговой постромки. Определите нижнюю грудную часть шлейки, которая должна располагаться между передними лапами собаки. Оденьте шлейку на голову собаки, таким образом, чтобы грудная лямка располагалась между ногами собаки, а верёвочный поводок, прикреплённый к спинным лямкам, находился в центре спины по направлению к хвосту собаки. Проденьте передние лапы сквозь шлейку, расправьте лямки на спине и по бокам. После этого ещё раз проверьте, как шлейка сидит. В зависимости от размера нарт (санок), груза и погодных условий, в упряжке может быть от 4 до 8 или 12 собак. Тяговый поводок собаки крепится к центральному потягу. Собаки ставятся парами, на расстоянии приблизительно 2 м от следующей пары. Длина центрального потяга и всей упряжки вместе с нартами может составлять 15 метров, если в упряжку запряжены, например, 10 собак. Центральный потяг прикрепляется к нартам специальным карабином.

Основные правила управления собачьей упряжкой Водитель упряжки становится на запятки санок, а точнее, на ту часть полозьев, которая обита резиной и в течении всего пути крепко держится на спинку санок. Спинку санок нельзя выпускать из рук даже во время остановки, чтобы упряжка не вырвалась из рук и не унеслась прочь. При езде по пересечённой местности могут встречаться повороты, горки и спуски, другие неровности поверхности, на большой скорости санки могут подпрыгивать, поэтому нужно стоять на полозьях, слегка согнув в коленях ноги, для того чтобы легче сохранять равновесие на поворотах и спусках-подъёмах. Как повернуть собачью упряжку Ведущие собаки знают команды (поехали!), (стоять), (налево!) и (направо!). Обычно ведущая упряжка с инструктором задаёт направление следующим за ней другим упряжкам, и Вам не нужно говорить собакам команды на финском языке. Но при поворотах Вам следует помогать собакам повернуть, накреняя санки в соответствующую сторону: если Вам нужно повернуть налево, Вы наклоняете санки налево, приподнимая правые полозья санок в воздух и помогаете повороту наклоном тела влево; при повороте направо - накреняете санки вправо, приподнимая левые полозья и помогая повороту наклоном тела вправо.

Ведущие собаки знают команду «Стоять», но разогнавшаяся и взволнованная упряжка не сможет остановиться сразу после команды стоять, поэтому для быстрой остановки нужно пользоваться тормозом. На нартах есть два вида тормозов: для остановки и для замедления скорости. Чтобы быстро остановиться, Вам нужно нажать ногой на тормоз в виде металлической скобы с наконечниками, прикреплённый на задке санок. Санки остановятся. Для замедления скорости есть специальный длинный треугольный полоз, заканчивающийся резиновой пластиной, закреплённый на задке санок, который, отправляясь в путь, обычно опускают на снег. Когда нужно уменьшить скорость, например, на спуске с горы или в особенно скользком месте, на этот полоз нужно наступить – скорость санок уменьшится.

Правила поведения на трассе во время езды Длина трассы может быть 1 км, 1,5 км или 3 км, реже 5 км в зависимости от погодных условий. На длину трассы влияет состояние снежного покрова: если снега много, то у Вас будет возможность выбрать трассы разной длины, а если снега мало, то придётся довольствоваться самой короткой трассой. Чаще всего на собачьих упряжках отправляется в путь сразу несколько человек. Впереди всегда едет инструктор. Если караван состоит из нескольких упряжек, его обычно замыкает второй инструктор на снегоходе для обеспечения безопасности. Нельзя обгонять впереди едущие упряжки, потому что трасса, проложенная в лесу, довольно узкая и места для безопасного обгона недостаточно. Обгоняя, Вы можете перевернуться сами или перевернуть сани другой упряжки, или упряжки собак могут запутаться. Необходимо сохранять дистанцию между упряжками. Если у Вас что-то случилось, Вам нужно остановиться, воспользовавшись тормозами, и поднять одну руку, чтобы инструктор знал, что ему нужно прийти на помощь. Не забудьте при остановке или поднятии руки крепко держаться другой рукой за спинку нарт, чтобы упряжка собак не вырвалась из-под контроля. При остановке одного водителя весь караван должен остановиться для выяснения, какая помощь ему нужна. Если Ваши санки перевернулись и Вы потеряли контроль, не пугайтесь. Мягкий снег не даст Вам ушибиться. Хорошо, если в этот момент Вам удастся удержать упряжку, потому что спустя мгновение собаки поймут ситуацию и остановятся. Все же при падении прежде всего помните о своей собственной безопасности, чтобы не пораниться. если собаки убежали, то их поимкой займётся инструктор. Не пытайтесь сами ловить собак. Другим водителям тоже нельзя помогать Вам ловить собак, потому что они в свою очередь тоже могут потерять контроль над своей упряжкой. Небольшая пауза, наверняка, доставит доставит Вам и наблюдающим массу незабываемых впечатлений!

Кто может кататься на собачьих упряжках? На собачьих упряжках могут самостоятельно кататься дети старше 10 лет и взрослые, которые хорошо владеют равновесием. Если Вы хорошо физически подготовлены, катаетесь на обычных или горных лыжах, то управление собаками не будет представлять для Вас большой трудности, потому что управление упряжкой точно также требует навыков сохранять равновесие. В качестве пассажиров безопасно кататься людям любого возраста, маленькие дети могут садиться в нарты только вместе с родителями. Кататься в качестве пассажира Вы можете только с инструктором. Экипировка для катания на собачьих упряжках Для катания на собаках не нужно никакой особой экипировки или снаряжения. Но, естественно, Вам следует тепло одеться: Не забудьте надеть теплую обувь, куртку, шапку и рукавицы, защитные очки также не помешают! Помните, что собаки развивают большую скорость и на ветру мороз кажется ещё сильнее. Вы можете упасть в сугроб, в сапоги может набиться снег, и если упряжка перевернётся, Вам придется, может быть, возвращаться на собачью ферму пешком, так что оденьтесь по-зимнему!

И снова приветствую вас, друзья, на канале Золото Аляски , канале, посвященном аляскинским маламутам, ездовому спорту и жизни северных ездовых собак.

А поговорим с вами сегодня о командах , которым нужно обучить Вашего питомца, если есть цель сделать из него настоящую ездовую собаку. Эта статья – краткая выжимка из собственного опыта. Я описываю те команды, которым обучала своих собак. Разумеется, каждый владелец ездовой собаки привнесет в обучение что то свое. Помним, что собаки – это Вам не кони. Уздечку на них не наденешь и веревочкой в нужную сторону не потянешь. Все управление осуществляется голосом и командами.

Важно! Нельзя наказывать, бить, громко орать на собаку, если она что то делает не так! Наказания могут спровоцировать отказ от работы!

Для начала приучаем собаку к тому что тянуть можно только в шлейке . Все просто. Надели ошейник –тянуть нельзя. Надели шлейку – тянуть можно и даже нужно . Хвалим и угощаем вкусняшкой при правильных действиях. Огорчаемся, журим, но не наказываем – при неправильных. Очень быстро собака это понимает и привыкает тянуть только в шлейке.

Далее все команды отрабатываем в шлейке, но пока не запрягая собаку в нарту, велосипед или другие транспортные средства. Это если у Вас нет под рукой знакомой обученной упряжки, либо хотя бы одной опытной рабочей собаки.

Слаженная рабочая упряжка несомненно обучит новичка лучше и быстрее. Но рассмотрим вариант, когда упряжки нет, и вы с питомцем вдвоем.

Фото из открытого источника.

Самое важное – собака должна моментально останавливаться по команде. У нас это были команды «СТОЙ!» или «СТОЯТЬ!». Постепенно отрабатываем, добиваемся, чтобы собака останавливалась по команде, даже при наличии отвлекающих факторов. Научили – хвалим и угощаем. Не получается – не угощаем, не наказываем, занимаемся дальше.

Команда «ВПЕРЕД! » - побуждение к началу движения. У нас она работала и как игнорирование поворотов.

НАПРАВО! и НАЛЕВО!. Эти команды важны не меньше команды СТОЙ. И их можно учить даже совсем маленькому щенку, гуляя на поводке. При каждом повороте даем команду голосом, направляя собаку в нужную сторону.

Команда «МИМО!» позволяет пролететь на полном ходу мимо условного раздражителя: человека, животного, интересного предмета. Отрабатывается, многократно проходя мимо интересующих собаку предметов.

Фото из открытого источника.

Команды «ЛЕВЕЕ!» и «ПРАВЕЕ!». Не резкий поворот, а плавное смещение упряжки/собаки в нужную сторону при обгоне или когда нужно уступить дорогу. Учатся практически как и команды НАЛЕВО-НАПРАВО.

ТИШЕ! - команда для замедления движения. В комбинации «ЛЕВЕЕ ТИШЕ» и «ПРАВЕЕ ТИШЕ» позволяют сместить упряжку с трассы с одновременным замедлением движения, либо остановить ее с нужной стороны командами «ЛЕВЕЕ СТОЯТЬ» или «ПРАВЕЕ СТОЯТЬ».

ХОП-ХОП-ХОП – это включение турбо-ускорителя) . Ускорение движения упряжки. Для обгона – в комбинации «ЛЕВЕЕ ХОП-ХОП», «ПРАВЕЕ ХОП-ХОП-ХОП».

Команды «ПРАВО НАЗАД» и «ЛЕВО НАЗАД» - разворот в обратном направлении через нужную сторону. Видела как упряжка, под руководством профессионального каюра и с этими командами выписывала на снегу знаки бесконечности)) Это высший пилотаж)))

Фото из открытого источника.

Это, пожалуй, самые основные и необходимые команды для управления упряжкой. Если есть чем дополнить – милости прошу в комментарии, буду только рада!

В следующей статье расскажу вам о ездовых командах коренных народов Севера .

Мастерство колымо-индигирских русских старожилов в воспитании и дрессировке ездовых собак очень высоко оценивал великий полярный исследователь Р. Амундсен: «Единственное средство передвижения у них нарты и собаки. Зато они на редкость опытны в этой области, и сущее удовольствие смотреть, как они подкатывают к кораблю без шума, гама и понукания собак. Они даже не пускают в ход бича. Короткими возгласами они в совершенстве управляют своими собаками. Животные так хорошо выдрессированы, что с величайшей легкостью и спокойствием передвигаются там, где мы с бранью, проклятиями и свистом бичей не можем заставить своих сдвинуться с места. Впрочем, причина заключается не только в том, что они могут направлять своих животных куда хотят, но и в самом способе упряжки. Мы применяем гренландский способ — веерообразный, который требует много места и как нельзя хуже использует тяговую силу животных. А здесь собаки привязаны к длинной веревке попарно, и, таким образом, тяговая сила их используется полностью. Кроме того, они обледенят полозья нарт так, что последние скользят легко. Мы никогда не удосуживались это делать и, вероятно, много от этого теряли. Другими словами, в езде на собаках эти русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть» [37].

Полозья нарты, длиною примерно в 3 м, шириной 10 см и толщиной 4 см, изготавливались из моченой березы и дуба, а в случае отсутствия этих пород дерева — из молодой лиственницы с сохранением лубяного слоя. Последние назывались «соковыми». Они крайне не прочны и давно вышли из употребления. Делали полозья так же из наружного затвердевшего слоя старой сухой лиственницы, который называется «кренем», а полозья из него — «креневыми». Крень обладает хорошей упругостью, поэтому из него изготавливали так же луки и кольца для сетяных грузил.

Обычно в сентябре полозья, как старые, так и новые, недели на две погружали в воду, в результате они становились более гибкими и хорошо «держали лед», т. е. зимой, когда полоз покрывали тонким слоем льда, он дольше держался. У каждого хозяина должно было быть несколько пар полозьев. В течение зимы, в зависимости от состояния снежного покрова, он не раз меняет их. К примеру, ранней осенью по рыхлому снегу употреблялись креневые и дубовые полозья, которые не «вайдали», т. е. не покрывали слоем льда.

В холодное время года применялись березовые полозья, а весной по насту вновь — дубовые. Зачастую весной во время таяния снега пользовались стальными полозьями или «костяными», изготовленными из китовых ребер. В настоящее время применяют пластмассу ПХВ.

К полозьям крепятся четыре пары копыльев на расстоянии примерно 35 см пара от пары. Каждый копыл имеет на конце конический шип — «няпуг», который вставляется в специальное гнездо на полозе. Копыл прикрепляется к полозу при помощи крепкого сыромятного ремня — «кинары». Для закрепления каждого копыла в полозе просверливаются четыре отверстия, куда особым образом пропускается кинара. Каждая пара копыльев соединена между собой при помощи крепкой поперечины — «вязка», концы которой имеют коническую форму. Кроме того, каждая пара копыльев выше и ниже вязка стягивается крепкими ремнями — «поясками».

Между верхними поясками и вязками пропускаются вдоль нарты две тонкие доски. По верху копыльев привязываются две тонкие жерди — «вардины». Пространство между доской-сиденьем и вардинами переплетается тонкими ремешками — «кутагами», поэтому получается своеобразный кузов.

Передняя часть полоза — «головка» загнута кверху. Перед тем, как загибать головки, их распаривали в горячей воде и загибали при помощи специального шаблона — «бала». Особое внимание обращалось на получение плавного загиба, так как более крутой загиб головок делает нарту тяжелой, а сами головки непрочными. Загиб обоих полозьев должен быть строго симметричен. Хранить заготовленные полозья следовало в сухом проветриваемом месте, при этом надо наблюдать за тем, чтобы их не покоробило.

К головкам полозьев прикрепляется горизонтальная дуга — «баран». Чтобы полозья не разогнулись, концы барана натуго стянуты ремнями — «подъемами» с передней парой копыльев и соединены также поперечиной, на которую кладется передняя часть настила.

Копылья на полозе устанавливаются несколько наклонно вовнутрь. По ширине нарта должна иметь три измерения: по полозьям, вязкам и по вардинам. Наибольшая ширина всегда по полозьям — примерно 65–66 см, наименьшая по вязкам — 62–63 см, поэтому у нарты получалась хорошая устойчивость. К передней паре копыльев прикрепляется вертикальная дуга, которая служит своеобразным рулем и опорой для возницы.

В задней части нарты иногда делали специальное приспособление — «кратку». Это четыре тонких столбика высотой около 1 м, прикрепленных к двум задним парам копыльев. Поверху столбики с трех сторон соединены планками. Для прочности передние два столбика укреплены при помощи двух наклонных планок. Пространство между горизонтальными планками и вардинами переплетено ремнями. Этот своеобразный кузов — «кратка» — очень удобное приспособление при перевозке пассажиров, особенно женщин с детьми, и грузов [38].

Главная особенность колымо-индигирской нарты та, что в ней нет ни одного твердого, «мертвого» крепления. Все крепления сделаны из кожаных ремней — амортизаторов и гибких полозьев, благодаря чему на первый взгляд она кажется расхлябанной, сделанной на «живую нитку». На самом же деле собачья нарта, обладая большой упругостью, очень прочна и удобна, так как легко выдерживает удары о заструги. Ф. П. Врангель, П. Ф. Анжу, Р. Амундсен и другие полярные исследователи считали этот тип нарты лучше остальных и неоднократно указывали на это в своих работах.

На нарте можно было перевозить 2–3 ц груза, в зависимости от количества собак и времени года, из расчета в среднем 25 кг на собаку. В отдельных случаях весной (март-апрель), когда хорошее скольжение, 10–12 собак могут везти до 5–6 ц груза.

В прошлом тот, кто имел хорошую прочную нарту, мог ездить дальше, перевозить больше груза, следовательно, и больше зарабатывать.

Нарта, состоящая из четырех пар копыльев, называлась «четверкой» или дорожной нартой. Она предназначалась для дальних грузовых перевозок. Для мелких хозяйственных нужд применялась «домашняя нартушка» или «тройка-нарта», состоящая из трех пар копыльев. Сделать нарту может не каждый. Изготовление ее — процесс трудоемкий. Копылья и полозья делали специальные мастера. Сборка же нарты из готовых деталей занимала 2–3 часа.

Для остановки упряжки применяется «прикол» или «прудило». Прикол — круглая березовая палка длиной около 1 м. В верхней части несколько утончена, на конце имеется расширение — «шляпка». Это делалось для того, чтобы прикол удобно было держать в руке. На нижний конец одевается железное кольцо — «обойма» и вбивается стальной шип.

К шляпке прикола прикрепляется несколько мелких колец, которые при быстрой езде бренчат и тем самым в какой-то мере оживляют утомительно-однообразное движение. Прикол служит также и погонычем для нерадивых собак. При остановке упряжки прикол продевают в специальную петлю, привязанную к правому переднему копылу, и глубоко вбивают в снег.

По длине нарты шьется широкий мешок из прочной ткани — «чум». В него складывается все то, что подлежит к перевозке, и мешок стягивается от вардины к вардине несколько раз тонким прочным ремнем — «повором».

Способ расположения собак в запряжке на севере Якутии — парный. Собаки пристегиваются к поводку — «потягу» попарно на расстоянии 1,5 м пара от пары. Поводок изготавливался из моржовой или лосиной кожи. Для лучшей эластичности его время от времени смазывали салом и даже иногда коптили.

Общая длина поводка на упряжку из десяти собак — примерно 8 м. Поводок одним концом привязывается к «барану» нарты. К другому концу поводка пристегивались две лучшие собаки — «передовики». Посредством тонкого ремешка на переднем конце поводка вся упряжка привязывалась к какому-либо неподвижному предмету.

Собачья упряжь — «алык», кожаная петля с двумя, а иногда даже с тремя перемычками. Собака тянет грудью. Лямка проходит по груди и бокам собаки. К ее концам — «вожжам» через металлический «вертлюг» прикрепляется узкий ремень — «свара» с деревянной застежкой, при помощи которой животное пристегивается к поводку. Каждый алык имеет ремень с застежкой, проходящий под брюхом собаки — «подобрюшник». Алыки шились из нерпичьей или свиной кожи, снаружи зачастую обшивались сукном и орнаментировались. Иногда наиболее красивым и «заслуженным» собакам повязывали вышитый ошейник — «галстук» и даже маленький бубенчик — «шеркунец».

Впереди запрягаются, как правило, две собаки: одна главная — передовик, вторая — молодая в качестве стажера. Хорошо выученная передовая собака — главное богатство и гордость каюра. Ценность ее не только в том, что она ведет упряжку и делает ее управляемой, но и в том, что в полярную ночь в пургу не сбивается с маршрута, заданного хозяином, на далеком расстоянии чувствует жилье и «хорошо гонит дорогу», т. е. различает давно занесенную снегом полозницу.

С. А. Бутурлин пишет, что на Колыме и Индигирке на предложение продать вожака, он не раз получал ответ: «Да, я лучше жену отдам, чем передового пса».

Легкость хода груженой нарты и удобство управления упряжкой зависят от правильности распределения груза на нарте и его увязка. Тяжелый, но малогабаритный груз укладывается в передней половине нарты, более объемистый — в задней. Очень важно, чтобы груз был равномерно распределен по обеим сторонам нарты, чтобы давление на оба полоза было одинаковым.

В сработанной упряжке каждая собака в соответствии со своими качествами имеет свое место — ближе к нарте или к голове поводка. Более ленивые собаки запрягаются ближе к нарте. Надо помнить, что собачья упряжка — это не просто сумма «собачьих сил». Это своеобразный коллектив, состоящий из добросовестных трудяг, лодырей, задир, трусов, пустолаек, обжор и т. п. К каждой необходим индивидуальный подход.

Главное требование к ездовым собакам — абсолютное послушание и уважение к своему хозяину. За это они получают от него еду и ласку. Ласка хозяина, если не считать кормежки, — единственная награда ездовой собаке за ее тяжелый труд и лишения. Собака любит ласку, тянется к ней и даже ревнует к хозяину своих товарок. Поэтому принято обходить всю упряжку — одного почесать за ухом, другого погладить, третьему потрепать загривок — и каждому сказать ласковое слово.

Известный в прошлом писатель Н. Вагнер приводит интересный факт дрессировки собак в упряжке, который он наблюдал на Нижней Колыме: «Здесь имеет место пресловутая «школа дранья собак». Надирать собак — трудная работа. Их надирают на ходу. Садится мальчик на нарту. Нарту пускают в ход, а каюр, владелец собак бежит рядом. По уговору мальчишка крикнет заранее определенное слово: «Та-та!» или «По-ца! По-ца!». И вровень с криком владелец начинает драть собак плеткой, отчего они в страхе бросаются вперед. Но хозяин должен не отстать от собак. Тогда каюру приходится набавлять ход, обгонять собак и настигать передовика. Но виновная уже поняла свою ошибку и увеличивает скорость бега. Но человек знает, что она может прибавить еще и еще. И он бежит, чтобы нагнать виновную. Человек и собака состязаются в беге» [39].

Суки иногда щенятся дважды в год: зимой и летом. Зимние щенки считались лучшими. Их уже в 8-месячном возрасте можно впрягать в упряжку в корень, чтобы они приучались не просто бежать, а тянуть лямку. Иные щенки, видя собак впереди, затевают возню. Чтобы отвадить их от этого, им надевают на шею ремень — «нагорлик», который оттягивают передние собаки.

Утром, отъехав от дома на 200–300 м, упряжку обязательно останавливают минут на пять. Это делается для того, чтобы собаки опорожнили свой кишечник. Кал не должен попадать под скользящую поверхность полозьев, так как это затрудняет движение нарты.

Очень скоро собаки втягиваются в работу и переходят на ровную плавную рысь, когда нарта без рывков идет по снежному пространству. Вскоре после выезда собаки раскрывают рты, начинают высовывать языки, дыхание сильно учащается, и они начинают прихватывать снег, особенно это бросается в глаза при небольшом морозе. Неопытный человек принимает это за усталость. На самом же деле, по утверждению Э. Шерешевского, это объясняется тем, что на коже собаки отсутствуют, за исключением мякишей пальцев, потовые железы, и терморегуляция тела производится учащением дыхания, что влечет за собой указанные явления [40].

Ни один, уважающий себя каюр не гонит упряжку вскачь, так как они при этом выбиваются из сил. Хорошие каюры, наоборот, всегда следят, чтобы упряжка шла ровно, а если она чем-либо увлечется, хозяин ее обязательно попридержит.

Средняя скорость упряжки не должна быть выше 10–12 км в час. При такой скорости можно покрывать большие расстояния.

Из-за драчливости собакам иногда требуется физическое воздействие. Необходимо полное послушание, основанное на постоянном поддержании абсолютной власти человека. Но это ни в коей мере не означает, что нужно беспрерывно бить собак и кричать на них. В этом случае значение физического воздействия притупляется, собаки будут забиты, задерганы, заезжены. Работоспособность такой упряжки будет весьма низкой.

Осенью после долгого перерыва езда начиналась с разминки собак на короткие расстояния (3–4 км). Постепенно расстояние увеличивалось, и через неделю начинались обычные поездки. В зимнее время кратковременные остановки — «поберда» делали через 8–10 км. С утра делали частые и кратковременные остановки, а к вечеру дистанции между ними увеличивались, зато остановки становились более продолжительными.

Собаки управляются командами: «Подь-по!» — направо, «Кур-кур!» — налево, «Поть-ца, поть-ца!» — вперед, «То-о-о!» — стой. У индигирских и колымских якутов команды другие: «Тях-тях!» — направо, «Нарях-нарях!» — налево (табл. 1).

Подготовка вожака упряжки

Команды должны быть короткими, звучными, легко произносимыми и непохожими друг на друга.

Во времена, когда собачья упряжка была на севере основным средством передвижения, существовал единый регламент обучения, кормления и содержания ездовых собак. В частности, при подготовке вожаков использовались строго определённые команды. Это требовалось для того, чтобы любой человек, в случае необходимости, мог воспользоваться упряжкой, как транспортным средством.


Вожаки упряжки Ольги Пантелеевой (Сахалин).

Команды должны быть короткими, звучными, легко произносимыми и, самое главное, они должны быть непохожими друг на друга:

  1. Старт — «Okey!». Подаётся бодрым голосом.
  2. Остановка — «Воa-а-a-a». Подаётся спокойным голосом с замедлением темпа.
  3. Направо — «Джи!» Первые две буквы произносятся, как один звук.
  4. Налево — «Ха!» Произносится как громкий выдох.

Рефлекс к старту и остановке при регулярных тренировках вырабатываются сами собой, а вот команды к поворотам являются критически важными.

Каждый раз, примерно за полсекунды до прохождения собакой очередного поворота, необходимо подавать соответствующую команду. Несмотря на то, что, через несколько дней регулярных тренировок, собака запомнит маршрут и сама начнёт поворачивать в нужную сторону, подавать команды крайне желательно. При многократном повторении данной ситуации, команда из безразличного раздражителя превратится в условный рефлекс.

Постепенно, когда рефлекс достаточно укрепится, можно усложнить обучение, перенеся тренировку в людное место с большим количеством внешних раздражителей.

Очень полезными являются команды, подаваемые при обгонах:

  1. Принять вправо! — gee over! (джи оуве)
  2. Принять влево! — haw over! (ха оуве).

Обгоняющая упряжка, по команде каюра, должна принять вправо и увеличить скорость. Обгоняемая, наоборот, должна принять влево и сбавить скорость или остановиться. Поскольку каждая упряжка может находится и в той и в другой ситуации, собаки по команде должны уметь увеличивать и замедлять скорость, а также уметь прижиматься к правой или левой сторонам трассы.

Команда к увеличению и уменьшению скорости отрабатывается на пологих склонах. При движении вверх, заметив место, с которого собаки самопроизвольно сбавляют скорость, в дальнейшем за полсекунды до этого места подавать команду к замедлению темпа. На спуске по тому же склону, заметив место, с которого упряжка самопроизвольно переходит в галоп под действием силы тяжести, в дальнейшем за полсекунды до приближения упряжки к этому месту подавать соответствующую команду на ускорение. При многократном повторении одной и той же ситуации команда к смене темпа из безразличного раздражителя превращается в условный сигнал. В дальнейшем собака выполнит её даже на ровной местности.

Большинство начинающих каюров, при отработке этой команды, совершают серьёзную ошибку, постоянно подбадривая собак криками. Во-первых, это можно делать только после того, как рефлекс команды к увеличению скорости закреплён достаточно прочно. А во-вторых, нельзя подбадривать собаку в течение длительного времени — получите «эффект радио». Собака привыкает к галдежу каюра, перестаёт прислушиваться к тому, что он кричит и, как следствие, пропускает команду мимо ушей.

Высшим пилотажем для вожака является умение «нарисовать» на снегу знак бесконечности.


Экзамен на высшую квалификацию вожака упряжки.

Сложность выполнения этой фигуры заключается в том, что на поворотах команды должны даваться достаточно часто и вожак обязан выполнять каждую из них. Только в этом случае, обводы фигуры будут плавными. Чем чаще подаются команды, тем меньше будут габариты фигуры. В этом упражнении проверяются не только команды к поворотам в обоих направлениях, но и к движению по прямой.

Читайте также: