Как выглядела собака обидчица хрюкина

Опубликовано: 13.05.2024

I вариант.

1. В каком году Чеховым был написан рассказ “Хамелеон”:
а) 1884 +
б) 1883
в) 1885

2. В какой должности был главный персонаж рассказа Очумелов:
а) Казачий урядник
б) Полицейский надзиратель +
в) Становой пристав

3. Где разворачиваются события, описанные в рассказе:
а) На набережной
б) В небольшом переулке
в) На базарной площади +

4. Какое животное укусило золотых дел мастера Хрюкина:
а) Собака +
б) Кошка
в) Крыса

5. Как звали городового в рассказе Чехова “Хамелеон”:
а) Лошадников
б) Волдырин
в) Елдырин +

6. Как выглядела собака, обидчица Хрюкина:
а) Рыжая длинношерстная дворняга
б) Белый борзой щенок с острой мордой +
в) Большой черный пес с лохматым хвостом

7. Какая ягода лежала в решете у городового Елдырина:
а) Малина
б) Смородина
в) Крыжовник +

8. Какая часть тела мастера Хрюкина пострадала от укуса:
а) Палец +
б) Лодыжка
в) Колено

9. Какой вид верхней одежды то снимал, то накидывал вновь надзиратель Очумелов:
а) Плащ
б) Шинель
в) Пальто +

10. Какую профессию имел Прохор, который опознал собаку:
а) Истопник
б) Повар +
в) Приказчик

11. Что хранилось на складе купца Пичугина:
а) Дрова +
б) Кирпич
в) Сахар

12. На чью сторону встал полицейский Очумелов в конце рассказа:
а) Остался при своем мнении
б) Защитил собаку +
в) Встал на сторону Хрюкина

13. Кого преследовал Хрюкин:
а) Собаку на трех ногах +
б) Мальчишку – беспризорника
в) Кошку

14. Кем был по профессии Хрюкин:
а) Трактирщиком
б) Городовым
в) Золотых дел мастером +

15. Что Очумелов собирается сделать с собакой:
а) Истребить ее +
б) Продать одному из присутствующих
в) Отдать хозяину

16. Что делает Очумелов после того, как выясняется, что эта собака принадлежит генералу Жигалову:
а) Все еще собирается истребить ее
б) Собирается вернуть ее генералу и набрасывается на Хрюкина +
в) Собирается потребовать с генерала компенсации

17. Как ведет себя Очумелов после того, как выясняется, что у генерала таких собак нет:
а) Уговаривает Хрюкина успокоиться и не трогать собаку
б) Приказывает разыскать хозяина
в) Снова меняет свое мнение на противоположное +

18. Кому принадлежала эта собака:
а) Помещику
б) Генеральскому брату +
в) Никому

19. Как толпа реагирует на сложившуюся ситуацию:
а) Все смеются над Очумеловым
б) Все жалеют Хрюкина
в) Все смеются над Хрюкиным +

20. В каком году был впервые опубликован рассказ Чехова “Хамелеон”:
а) 1885
б) 1884 +
в) 1886

II вариант.

1. В какой сборник вошел рассказ Чехова “Хамелеон”:
а) “Пестрые рассказы” +
б) “Базарные сплетни”
в) “Городские байки”

2. Каких людей Чехов осмеивает в рассказе “Хамелеон”:
а) Считающих, что они в любой ситуации правы
б) Меняющих свое мнение в зависимости от ситуации +
в) Глупых и необразованных

3. Откуда выбежали собака на трех ногах и полупьяный человек:
а) Из мастерской золотых дел мастера
б) Из лавки мясника
в) Из дровяного склада купца +

4. О ком из героев рассказа идет речь в цитате: “человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке”:
а) Очумелов
б) Хрюкин +
в) Елдырин

5. В чем Очумелов обвинил Хрюкина, когда узнал, что собака может принадлежать генерал:
а) Что Хрюкин издевается над толпой зевак
б) Что Хрюкин хотел убить собаку генерала
в) Что Хрюкин сам расковырял себе палец и соврал всем +

6. Как Очумелов начал относиться к собаке, узнав, что она принадлежит брату генерала:
а) Начал относиться с презрением
б) Начал относиться с умилением +
в) Сердился на собаку

7. Кого из героев можно назвать главным в рассказе:
а) Очумелова +
б) генерала
в) Хрюкина

8. Определите жанр произведения:
а) очерк
б) повесть
в) рассказ +

9. Каково авторское отношение к героям рассказа:
а) высмеивание +
б) безразличие
в) негодование

10. Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистики Чехова:
а) внутренний монолог
б) художественная деталь +
в) бытописание

11. «Шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок в руке» являются:
а) бытописанием
б) художественной деталью+
в) символом

12. “Хамелеоны” в рассказе это:
а) Очумелова+
б) Хрюкина+
в) Елдырина
г) повара
д) толпу зевак+

13. Что хранилось на складе купца Пичугина:
а) Дрова +
б) Кирпич
в) Сахар

14. Какую характеристику он дате полицейскому надзирателю Очумелова? «— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?»
а) как ограниченного и невежественного человека
б) выявляется его чинопочитание и раболепие
в) как человека, привыкшего к неограниченной власти+

15. Кем работает Хрюкин?
а) золотых дел мастер; +
б) часовщик;
в) лавочник.

16. Что обещал показать Очумелов хозяину собаки, из-за которой пострадал Хрюкин?
а) Кузькину мать; +
б) золотые горы;
в) где раки зимуют.

17. Из-за чего, по мнению Очумелова, текла у Хрюкина кровь?
а) расцарапала кошка;
б) порезался на работе;
в) расковырял палец гвоздиком. +

18. Определите, каких собак, по мнению городового, любит генерал?
а) дворняжек;
б) легавых; +
в) овчарок.

19. В чем особенность произведения:
а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл; +
б) наличие нескольких рассказчиков;
в) высокий лиризм.

20. С чем связан смысл названия произведения?
а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;
б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску+

Выбранный для просмотра документ Викторина злоумышленник.docx

Викторина по рассказу А.П. Чехова «Злоумышленник»

1. Как зовут главного героя рассказа, который держал ответ перед судебным следователем?
Иван Никифоров
Денис Григорьев +
Андрей Ефимов

2. О каком виде крепежа идет речь в рассказе?
Болт
Гайка +
Шуруп

3. Как автор называет Дениса Григорьева?
Мужик
Мужчина
Мужичонко +

4. Какой комплекции был главный герой рассказа, «любитель гаек»?
Грузный
Тощий +
Среднего телосложения

5. В какое время суток произошло «злоумышление»?
Утром +
Пополудни
Ночью

6. Какое выражение лица было у Дениса Григорьева, когда тот стоял перед судебным следователем?
Искренней непонятливости
Угрюмой суровости +
Полного раскаяния

7. Для каких целей Григорьеву понадобилась гайка?
На всякий случай
Починить телегу
Сделать грузило +

8. Почему, по мнению «злоумышленника», гайка — это лучшее грузило?
Легкая и шестиугольная
Тяжелая и дырка есть +
Железная и резьбу имеет

9. Какой вид рыбы НЕ упоминается в рассказе?
Щука
Налим
Ёрш +

10. Какая пословица встречается в рассказе?
«Без гвоздя сарай не строится»
«Ворованное впрок не идет»
«Дураку закон не писан» +

11. В рассказе упоминается слово «шилишпер». Что означает это слово?
Вид рыбы +
Разновидность удочки
Наживка

12. Удалось ли разбогатеть Денису Григорьеву на добыче гаек?
Да
Нет +

13. На основании чего можно сделать вывод о том, что мероприятие по отвинчиванию гаек не прибыльно?
Со слов Дениса Григорьева
Согласно показаниям Митрофана Петрова
Из описания внешнего вида незадачливого предпринимателя +

14. Чем заканчивается рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник»?
Рассказ не имеет логического окончания +
Арестом «злоумышленника»
Нравоучительной речью следователя

Выбранный для просмотра документ Викторина хамелеон.docx

Викторина по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»

1. В какой должности был главный персонаж рассказа Очумелов?
Становой пристав
Полицейский надзиратель +
Казачий урядник

2 . Где разворачиваются события, описанные в рассказе?
В небольшом переулке
На набережной
На базарной площади +

3. Какое животное укусило золотых дел мастера Хрюкина?
Кошка
Собака +
Крыса

4. Как выглядела собака, обидчица Хрюкина?
Большой черный пес с лохматым хвостом
Белый борзой щенок с острой мордой +
Рыжая длинношерстная дворняга

5. Как звали городового в рассказе Чехова «Хамелеон»?
Волдырин
Лошадников
Елдырин +

6. Какая ягода лежала в решете у городового Елдырина?
Смородина
Малина
Крыжовник +

7. Какая часть тела мастера Хрюкина пострадала от укуса?
Колено
Палец +
Лодыжка

8. Какой вид верхней одежды то снимал, то накидывал вновь надзиратель Очумелов?
Пальто +
Плащ
Шинель

9. Какую профессию имел Прохор, который опознал собаку?
Приказчик
Истопник
Повар +

10. Что хранилось на складе купца Пичугина?
Сахар
Дрова +
Кирпич

11. На чью сторону встал полицейский Очумелов в конце рассказа?
Остался при своем мнении
Встал на сторону Хрюкина
Защитил собаку +

Выбранный для просмотра документ Инсценировка рассказа.docx

Инсценировка рассказа «Хамелеон» (индивидуальное домашнее задание).

Ведущий. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…

В класс входят надзиратель и городовой. Из-за двери слышатся возбужденные голоса.

– Так ты кусаться, окаянная?!

– Ребята, не пущай ее!

– Не велено нынче кусаться!

Городовой (показывая на дверь). Никак беспорядок, ваше благородие.

Очумелов останавливается, прислушиваясь. В класс вбегает «мужик» с криком: «Ужо я сорву с тебя, шельма!»; за привязанную к лапке нитку Хрюкин вытягивает игрушку-щенка.

Очумелов. По какому тут случаю? Почему тут? Кто кричал?

Хрюкин (поднимая вверх укушенный палец). Иду я, ваше благородие, никого не трогаю (кашляет в кулак), и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец. Вы меня извините, я человек, который работающий… Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

Очумелов (строго кашляя и шевеля бровями). Гм. Хорошо… Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям. Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать. Елдырин (обращается к городовому), узнай, чья собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она, наверное, бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

Голос из класса I. Это, кажись, генерала Жигалова.

Очумелов. Генерала Жигалова. Гм. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем… (Обращаясь к Хрюкину.) Одного только я не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей.

Голос из класса II. Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

Хрюкин. Врешь, кривой! Не видел, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня и самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

Очумелов. Не рассуждать.

Городовой. Нет, это не генеральская… У генерала таких нет. У него все больше легавые…

Очумелов. Ты это верно знаешь?

Городовой. Верно, ваше благородие…

Очумелов. Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И такую собаку держать?! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

Городовой. А может быть, и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.

Голос из класса I . Вестимо, генеральская!

Очумелов. Гм. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… (к Елдырину). Ты отведешь ее к генералу, скажешь, что я нашел и прислал… А ты (обращается к Хрюкину), болван, опусти руку. Сам виноват!

Голос из класса II . Повар генеральский идет, его спросим… Эй, Прохор. Погляди на собаку… Ваша?

Прохор. Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

Очумелов. И спрашивать тут долго нечего. Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Истребить, вот и все.

Прохор. Это не наша. Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охот…

Очумелов. Да разве братец ихний приехали? Владимир Иванович? (Заливается улыбкой умиления.) Ишь ты, Господи! А я и не знал! Погостить приехали?

Прохор. В гости…

Очумелов. Ишь ты, Господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха! Ну, чего дрожишь? Ррр… Рр… Сердится, шельма… Цуцык этакий…

Прохор уводит собаку.

Очумелов (Хрюкину, грозя пальцем, запахивая шинель). Я еще доберусь до тебя!

Выбранный для просмотра документ Урок по Чехову.docx

Урок-встреча с писателем А.П. Чеховым

Первичное ознакомление с рассказом А.П.Чехова «Хамелеон»

(презентация «Дом-музей в городе Ялта», «Детство Чехова в Таганроге»)

Берегите в себе человека.

Цель: знакомство с жизнью и творчеством А.П. Чехова, показать значение творчества А.П. Чехова в мировой литературе, привитие навыка создания презентации, знакомство с рассказом «Хамелеон» через инсценизацию; воспитание нравственности учащихся.

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством А.П.Чехова через виртуальное посещение дома-музея в Таганроге и Ялте, показать значение творчества А.П. Чехова в мировой литературе, раскрыть смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» и определить его художественные особенности, привитие навыка создания презентации, воспитание нравственности учащихся.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством А.П.Чехова, привитие навыков, составление презентации, обучать анализу рассказа, формировать умения анализировать эпическое произведение; создать условий для речевого общения учащихся на уроке,

Развивающая : - познакомить учащихся с художественными особенностями рассказа «Хамелеон»; расширить и углубить понятия: стиль писателя, композиция художественного произведения, художественная деталь, название рассказа, говорящие фамилии, речевая характеристика; формировать умения раскрывать личностное отношение к описываемым фактам, критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

Воспитательная : воспитывать чувство уважения к человеку, способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать бережное, внимательное отношение к художественному слову.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, тест, инсценирование отрывка из рассказа «Хамелеон»

Выходят ведущие учащиеся:

«Чехов- несравненный художник», -писал Л.Н. Толстой- «и достоинство его творчества в том, что оно понятно не только всякому русскому, но и человеку вообще».

Сегодня знакомство с творчеством А.П. Чехова, мы начнём с путешествия по памятным местам, связанных с жизнью и творчеством писателя. И одно их них на карте России- Таганрог.

Презентация Таганрог- малая родина А.П. Чехова. (ученица демонстрирует презентацию)

Так случилось, что второй родиной для писателя стал наш Крым- Ялта. Приглашаю вас на экскурсию в Ялту по дому-музею А.П. Чехова.

Презентация по музею (проводит подготовленная ученица).

Выходит А.П. Чехов (ученик) обращается к учащимся:

Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. Надо, надо бороться с пошлостью человека. На днях написал рассказ о человеке бесхарактерном, глупом, чванливом, самоуверенном, без чувства достоинства и назвал «Хамелеон», но о ящерице нет и речи- всё, всё о человеке.

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души…

Инсценирование отрывка из рассказа «Хамелеон» (сценарий прилагается).

Наглость и самомнение соседствуют с подобострастием и заискиванием. Очумелов не единственный в своём роде; эти черты являются общественным явлением, мы это видели в рассказах «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Смерть чиновника». Главным оружием Чехова в борьбе с пошлостью, глупостью, несправедливостью был смех.

Даже противно. Думаю, что хамелеон обиделся бы, если бы знал с каким бесхарактерным человеком его сравнили. Очумелов хуже хамелеона, он, спасая себя, ещё и других уничтожает.

А.П. Чехов: Берегите в себе человека, друзья! Ничтожество своё сознавай, знаешь, где? Перед Богом. Пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей надо сознавать своё достоинство.

Звучит музыка. На экране цитаты А.П. Чехова (назови произведение).

Викторина по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон».

Есть великие моралисты и учителя. Но я представляю Чехова врачом. Доктором не только по медицинскому образованию, но и по таланту. По призванию вскрыть человеческие пороки и недостатки, лечить болезни общества и искоренять их причины. Берегите в себе человека!

Домашнее задание: написать сочинение по произведениям А.П. Чехова «Берегите в себе человека!»

Выбранный для просмотра документ Чеховский дом в Ялте.pptx

Литературные произведения приходится читать не только в школе но и в университете. Преподаватели используют различные методики, для проверки усвоенных знаний. Одним самых популярных способов проверки знаний является тестирование. Изучите материал на этой странице и он подготовит вас к тесту. Внимаете в тесте правильные ответы выделены символом [+].

В каком году Чеховым был написан рассказ “Хамелеон”:

В какой должности был главный персонаж рассказа Очумелов:

[-] а) Казачий урядник

[+] б) Полицейский надзиратель

[-] в) Становой пристав

Где разворачиваются события, описанные в рассказе:

[-] а) На набережной

[-] б) В небольшом переулке

[+] в) На базарной площади

Какое животное укусило золотых дел мастера Хрюкина:

Как звали городового в рассказе Чехова “Хамелеон”:

Как выглядела собака, обидчица Хрюкина:

[-] а) Рыжая длинношерстная дворняга

[+] б) Белый борзой щенок с острой мордой

[-] в) Большой черный пес с лохматым хвостом

Какая ягода лежала в решете у городового Елдырина:

Какая часть тела мастера Хрюкина пострадала от укуса:

Какой вид верхней одежды то снимал, то накидывал вновь надзиратель Очумелов:

Какую профессию имел Прохор, который опознал собаку:

Что хранилось на складе купца Пичугина:

На чью сторону встал полицейский Очумелов в конце рассказа:

[-] а) Остался при своем мнении

[+] б) Защитил собаку

[-] в) Встал на сторону Хрюкина

Кого преследовал Хрюкин:

[+] а) Собаку на трех ногах

[-] б) Мальчишку – беспризорника

Кем был по профессии Хрюкин:

[+] в) Золотых дел мастером

Что Очумелов собирается сделать с собакой:

[-] б) Продать одному из присутствующих

[-] в) Отдать хозяину

Что делает Очумелов после того, как выясняется, что эта собака принадлежит генералу Жигалову:

[-] а) Все еще собирается истребить ее

[+] б) Собирается вернуть ее генералу и набрасывается на Хрюкина

[-] в) Собирается потребовать с генерала компенсации

Как ведет себя Очумелов после того, как выясняется, что у генерала таких собак нет:

[-] а) Уговаривает Хрюкина успокоиться и не трогать собаку

[-] б) Приказывает разыскать хозяина

[+] в) Снова меняет свое мнение на противоположное

Кому принадлежала эта собака:

[+] б) Генеральскому брату

Как толпа реагирует на сложившуюся ситуацию:

[-] а) Все смеются над Очумеловым

[-] б) Все жалеют Хрюкина

[+] в) Все смеются над Хрюкиным

В каком году был впервые опубликован рассказ Чехова “Хамелеон”:

В какой сборник вошел рассказ Чехова “Хамелеон”:

[+] а) “Пестрые рассказы”

[-] б) “Базарные сплетни”

[-] в) “Городские байки”

Каких людей Чехов осмеивает в рассказе “Хамелеон”:

[-] а) Считающих, что они в любой ситуации правы

[+] б) Меняющих свое мнение в зависимости от ситуации

[-] в) Глупых и необразованных

Откуда выбежали собака на трех ногах и полупьяный человек:

[-] а) Из мастерской золотых дел мастера

[-] б) Из лавки мясника

[+] в) Из дровяного склада купца

О ком из героев рассказа идет речь в цитате: “человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке”:

В чем Очумелов обвинил Хрюкина, когда узнал, что собака может принадлежать генерал:

[-] а) Что Хрюкин издевается над толпой зевак

[-] б) Что Хрюкин хотел убить собаку генерала

[+] в) Что Хрюкин сам расковырял себе палец и соврал всем

Как Очумелов начал относиться к собаке, узнав, что она принадлежит брату генерала:

[-] а) Начал относиться с презрением

[+] б) Начал относиться с умилением

[-] в) Сердился на собаку

Кого из героев можно назвать главным в рассказе:

Определите жанр произведения:

Каково авторское отношение к героям рассказа:

Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистики Чехова:

[-] а) внутренний монолог

[+] б) художественная деталь

«Шинель», «лукошко, доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок в руке» являются:

[+] б) художественной деталью

“Хамелеоны” в рассказе это:

Что хранилось на складе купца Пичугина:

Какую характеристику он дате полицейскому надзирателю Очумелова? «— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?. . Кто кричал?»

[-] а) как ограниченного и невежественного человека

[-] б) выявляется его чинопочитание и раболепие

[+] в) как человека, привыкшего к неограниченной власти

Кем работает Хрюкин?

[+] а) золотых дел мастер;

Что обещал показать Очумелов хозяину собаки, из-за которой пострадал Хрюкин?

[+] а) Кузькину мать;

[-] в) где раки зимуют.

Из-за чего, по мнению Очумелова, текла у Хрюкина кровь?

[-] а) расцарапала кошка;

[-] б) порезался на работе;

[+] в) расковырял палец гвоздиком.

Определите, каких собак, по мнению городового, любит генерал?

В чем особенность произведения:

[+] а) за анекдотической ситуацией скрыт глубокий жизненный смысл;

[-] б) наличие нескольких рассказчиков;

[-] в) высокий лиризм.

С чем связан смысл названия произведения?

[-] а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

[+] б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску

«Хамелеон», рассказ А.П. Чехова. Краткое содержание. Русская литература, 7 класс. Читать произведение полностью. Аудиокнига и пересказ. Анализ: тема, герои, смысл названия.

Фото Рассказ Чехова «Хамелеон»: краткое содержание и анализ, 7 класс

«Хамелеон» — юмористический рассказ А.П. Чехова, опубликованный в 1884 году под псевдонимом «А. Чехонте». В центре повествования — полицейский надзиратель, несколько раз меняющий отношение к происшествию с щенком из-за сомнений, бродячая перед ним собака или генеральская.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Полный текст рассказа «Хамелеон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсию можно послушать на YouTube.

-->

В 2009 году режиссер Алексей Дёмин снял по мотивам чеховского рассказа мультфильм «Очумелов».

Краткое содержание чеховского «Хамелеона»

Через рыночную площадь в сопровождении городового шагает полицейский надзиратель Очумелов. Вдруг он слышит собачий визг: это борзой щенок до крови цапнул за палец золотых дел мастера Хрюкина.

Очумелов возмущен: «Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!». Он велит городовому Елдырину составить протокол, а собаку «истребить немедля».

Из толпы говорят, что собака, возможно, принадлежит генералу Жигалову. Заслышав о генерале, надзиратель тут же начинает ругать покусанного Хрюкина: «Как она могла тебя укусить. Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком…».

Из толпы подсказывают, что Хрюкин тыкал собаке «цыгаркой в харю для смеха». Мастер спорит, уверяя, что это ложь.


Иллюстрация Сергея Герасимова

Но тут рыжий городовой заявляет, что собака не очень-то похожа на генеральскую. Очумелов снова ругает щенка: «Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…».

Однако городовой начинает сомневаться в собственных словах: может, собака и генеральская, недавно похожую он видел у Жигалова во дворе. Очумелов опять говорит про пса с почтением: велит отвести к генералу и узнать, не его ли это щенок.

Мимо идет генеральский повар Прохор. Он сообщает, что это не их собака. Очумелов в очередной раз меняет указание: собаку истребить. Но повар продолжает: собака не генерала, а его брата.

Очумелов расплывается в улыбке: «Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха…».

Повар уводит борзого щенка, а толпа смеется над Хрюкиным. Погрозив мастеру напоследок, полицейский надзиратель уходит.


Иллюстрация Дмитрия Кардовского

Анализ произведения

Тема рассказа

Тема «Хамелеона» — беспринципность, готовность бесконечно менять свою точку зрения и поведение в зависимости от кажущейся выгоды.

Смысл названия

Хамелеон — это ящерица, способная менять окраску ради маскировки. Точно так же полицейский надзиратель Очумелов ежеминутно меняет взгляд на ситуацию. Он то ругает собаку и велит ее «истребить», то заступается за щенка и грозит пострадавшему Хрюкину. При этом меняется даже манера разговора, а сам надзиратель то снимает, то надевает пальто.

Создается впечатление, что в Очумелове нет ничего постоянного — только желание ненароком не обидеть генерала.

Герои

Чехов традиционно не раздает героям авторских оценок и даже не приводит подробных описаний. Он показывает небольшой эпизод из жизни, позволяющий читателям самим составить мнение о персонажах по их словам и действиям.

Главный герой рассказа — полицейский надзиратель Очумелов, человек необразованный и косноязычный. С лавочниками он демонстрирует строгость, ведет себя как самодовольный начальник. Но при словах о генерале он резко становится подобострастным и скромным. Очумелов то и дело говорит о порядке, но вместо стремления разобраться в ситуации демонстрирует отсутствие принципов и желание выслужиться перед генералом.

Хрюкин — полупьяный мастер, которому прокусил палец борзой щенок. Сначала он врет полицейскому, что собака укусила его просто так, но потом выясняется, что Хрюкин дразнил щенка, тыкая ему сигаркой в морду.

Городовой Елдырин — безликий подчиненный Очумелова. О нем известно лишь то, что он рыжий. В рассказе работа полицейского сводится к тому, что он несет сито с конфискованным крыжовником и помогает надзирателю снять пальто. Он то говорит, что собака не похожа на генеральскую, то вдруг соглашается, что она может принадлежать Жигалову.

Повар Прохор не описывается вообще. Он лишь сообщает толпе, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Благодаря этому Очумелов успевает еще дважды сменить тон и отношение к делу.


Иллюстрация Кукрыниксов

В чем идея рассказа

Чехов, как и во многих других произведениях, высмеивает рабское сознание соотечественников, их раболепство и угодничество. Как и в рассказе «Толстый и тонкий», в центре внимания автора — человек, который полностью меняется, едва речь заходит о высоких чинах.

А поскольку этим «хамелеоном» оказывается полицейский начальник, который должен обеспечивать порядок и законность, читатель невольно задумывается о том, что именно из-за таких беспринципных людей в России вечно творятся глупость и несправедливость.

Разделы: Литература

Урок 1

Цели урока:

  • расширение знаний о творчестве А.Чехова;
  • усвоение терминологии (юмор, сатира);
  • формирование навыков анализа сатирического рассказа;
  • развитие умения читать по ролям и инсценировать эпизоды.

Оборудование:

    портрет А.Чехова;
  • иллюстрации города Таганрога;
  • иллюстрации к рассказу “Хамелеон”;
  • грамзапись с рассказом о родине писателя.

Словарная работа:

    хамелеон;
  • юмор;
  • сатира;
  • шарж.

1. Литературная разминка (групповая работа).

Задание. В этом магическом квадрате зашифрованы названия рассказов. Читаться названия могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут “ломаться” под прямым углом. Найдите их. Одно слово будет лишним. Объясните смысл его нахождения в данном задании. Названия рассказов запишите в тетрадь, прочитайте в группе все рассказы к уроку внеклассного чтения. Приложение № 1

2. Путешествие на родину А. Чехова в город Таганрог.

Учитель: Давайте сегодня совершим с вами путешествие по литературным местам и отправимся в город Таганрог, где 17 января 1860 года родился замечательный русский писатель Антон Павлович Чехов. Отправимся путешествовать на литературном экспрессе.

Итак, вот и станция нашего назначения. А поможет нам путешествовать по городу экскурсовод-невидимка. (Грамзапись)

Таганрог-это южный морской город. Длинная полицейская улица, на которой родился писатель Антон Чехов, одним концом упиравшаяся в грязную площадь, другим выходила на высокий, обрывистый морской берег.

Дед Чехова-крепостной, откупившийся на волю. Отец писателя, Павел Егорович, чтобы прокормить большую семью (а у него было 5 сыновей и дочь), держал бакалейную лавку, где продавались чай, сахар, крупа, мука и другие продукты.

3. Сообщение учащегося о детстве и отрочестве Антона Чехова. (Опережающее домашнее задание)

4. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Учитель: Затем Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета, и именно в это время стали появляться в печати его произведения под псевдонимом Антоша Чехонте.

Вопрос: А под какими псевдонимами ещё печатался Антон Чехов? (Опережающее домашнее задание)

(Антоша Чехонте не единственный псевдоним писателя. Часто он подписывал свои ранние рассказы так: Человек без селезёнки, Брат моего брата, Балдастов, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек и др.)

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира? Давайте обратимся к словарю.

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради)

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев” Приложение № 2

Вопрос: С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов? (Ответ в виде чтения по ролям)

Вопрос: Как вы думаете, почему рассказ называется “Хамелеон”? Кто такой хамелеон? (Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (В слабом классе работаем с текстом, в сильном – пересказ текста)

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

Вопрос: Почему толпа так быстро (“словно из земли выросши”) собралась вокруг Хрюкина? Почему писатель в одном случае использует слово “толпа”, а в другом – “сборище”? Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным?

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

5. Домашнее задание.

  • Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?
  • Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.
  • Инсценировка понравившихся эпизодов.
  • Тема урока: Рассказ Антона Чехова “Хамелеон”. “Говорящие фамилии” как средство юмористической характеристики.

    Цель урока:

    • закрепление понятий юмор, сатира, о комическом, сюжет;
    • формирование навыков анализа сатирического рассказа;
    • развитие творческих способностей учащихся.

    Оборудование:

      портрет А.Чехова
    • иллюстрации к рассказу “Хамелеон”

    Словарная работа:

      юмор;
    • сатира;
    • рассказ;
    • шарж;
    • художественная деталь;
    • сюжет, его элементы.

    1. Литературная разминка. (Работа над кроссвордом “Проверь себя”). Приложение №3

    2. Актуализация знаний учащихся.

    Чтение сочинений – рассуждений “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”? (Домашнее задание)

    Защита шаржа на “чеховского хамелеона”.

    3. Теоретическая разминка.

    Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили об одном из ранних произведений Антона Чехова “Хамелеон”. Скажите, что представляет собой это произведение по жанру? Докажите.

    (Рассказ. Рассказ – это небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Признаки рассказа: 1) повествовательность; 2) небольшой объём; 3) небольшое количество героев; 4) описание одного события, эпизода.)

    Вопрос: Давайте вспомним, а что такое сюжет? (Сюжет (от франц. – предмет) – основные события в художественном произведении, в которых раскрываются характеры действующих лиц, отношение к ним писателя.

    Вопрос: Перечислите основные элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Дайте им определения и найдите их в тексте. Прочитайте.

    Вопрос: Что такое юмор? (Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего- либо в комическом, смешном виде , а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.)

    Вопрос: Что такое сатира? (Сатира – специальная форма отображения действительности, посредством которой обличаются и высмеиваются отрицательные явления действительности.)

    Учитель: Сопоставьте определения юмора и сатиры. Выявите различия.

    4. Работа над анализом рассказа.

    I группа найдите юмористические эпизоды в рассказе “Хамелеон”.

    II группа найдите сатирическое изображение в рассказе “Хамелеон”.

    Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

    Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении? (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

    (Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)

    А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми)

    Вопрос: А что же замечает автор в Хрюкине? (Полупьяное лицо, на котором что-то написано, здесь же окровавленный палец)

    Учитель: А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

    Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

    Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов)

    Приём “говорящих имён и фамилий” - юмористический или сатирический?

    Учитель: Также абсурдны словоупотребления и синтаксис в репликах героев (“По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?”; “Я человек, который работающий” и т.д.)

    Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

    Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

    5. Инсценировка понравившихся эпизодов.

    6. Работа с иллюстрациями к рассказу А.Чехова “Хамелеон”.

    Учитель: Рассмотрите иллюстрации А.Дудина, С.Герасимова, Бескаравайского, Кукрыниксы к “Хамелеону”

    - Кто из художников наиболее верно и живо изобразил характеры героев, сцены, эпизоды?

    7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”).

    Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия” (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…” (Н.В.Гоголь)

    Секретарь: Встать, суд идет!

    Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.

    Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.

    Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

    Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:

    - Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!

    И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.

    Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?

    Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.

    Защитник: А кто же был виновник скандала?

    Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

    Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?

    Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…

    Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?

    Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.

    Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?

    Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:

    - Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!

    Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.

    Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?

    Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?

    Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.

    Кто-то из толпы сказал:

    - Это, кажись, генерала Жигалова!

    На что городовой глубокомысленно заметил:

    - Нет, это не генеральская…У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

    - Ты это верно знаешь?

    - Верно, ваше благородие, - отвечал городовой. – А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.

    - Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)

    Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.

    Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.

    А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)

    Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.

    8. Домашнее задание.

    1. Прочитать рассказ “Толстый и тонкий”.
    2. Ответить на вопросы, стр. 232-233.
    3. Иллюстрирование эпизодов.
    4. Составление кроссвордов по рассказам А.Чехова.

    Литература

    1. Учебник-хрестоматия “Литература” в 2-х частях. Автор-составитель Т.Ф.Курдюмова.
    2. Словарь русского языка в 4-х томах.
    3. Бердников Г.А. А.П.Чехов: Идейные и творческие искания. – 3-е изд.-М., 1984.
    4. Материалы для выставки в школе: Жизнь и творчество А.П.Чехова.- М., 1954.
    5. В.Я.Коровина “Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе 7 класс”- М., “Просвещение”, 1996.

    Читайте также: