Какая собака была у шаляпина

Опубликовано: 12.05.2024

Что помешало Федору Шаляпину построить в Крыму «Замок искусств»

13 февраля - день рождения знаменитого певца. И хотя дата не юбилейная (146 лет), но вспомнить о крымских визитах и затеях Шаляпина - повод прекрасный.

Что помешало Федору Шаляпину построить в Крыму «Замок искусств»

На знаменитом кустодиевском портрете - фигура Федора Ивановича затмевает своими масштабами еще нескольких, далеко не малозначительных персонажей. Полноправно соперничать с великим певцом способен только французский бульдог Ройка. Этот собачий атлет принадлежал младшей дочери Федора Ивановича от второго брака - Марине. Хозяйка симпатяги тоже изображена на картине. Это та девочка в черном пальтеце, что идет по заснеженной ярмарке вместе со своей старшей сестрой Марфушей и бывшим хористом Мариинского театра Исайкой Дворищиным.

Марина Фредди, для которой французские бульдоги были символом ее безоблачного детства, приезжала в Крым, в Форос, в июле 2003-го. В тот год отмечали 130 лет со дня рождения Федора Шаляпина. И организатор приуроченного к этому событию фестиваля оперного искусства пригласила на празднества дочь Федора Ивановича. Каково же было удивление 91-летней Марины, помнившей Форос образца 1916-го, когда она увидела на улицах южнобережного поселка французского бульдога. Она-то думала, что этих собак на территориях бывшей Империи Российской сейчас днем с огнем не сыщешь, как, увы, действительно не сыскать того, что намеревался построить на полуострове Шаляпин. Правда, существовал еще в Крыму дом купца Григория Ушкова, где Шаляпиным была написана автобиографическая повесть «Страницы из моей жизни» и куда на шикарном «Форде» он привозил дочь. Поэтому вспомнить было о чем…

Факты и легенды

Шаляпин трепетно и нежно дружил с Горьким. Но однажды по их отношениям «прошла глубокая трещина». Исследователи видят причину ссоры в том самом путешествии в Форос, когда приятели самозабвенно писали шаляпинскую автобиографию…

Намерение друзей написать вместе эту книгу откладывалось в течение нескольких лет и наконец было осуществлено в 1916 году. В письме от 14 апреля 1916 года Шаляпин, обращаясь к дочери Ирине, писал:

«…поеду с тем же Максимом [Горьким] в Крым. Он чувствует себя в смысле здоровья отвратительно и должен обязательно побыть в тепле на солнце, - вот я и решил прибегнуть к - так сказать - военной хитрости - то есть предложить ему следующее. Я, мол, буду писать книгу моих воспоминаний, а он будет написанное редактировать. Печатать же написанное будем в его журнале под названием «Летопись». Идея эта ему понравилась, и он решил поехать со мной в Крым».

Итак… Горький приехал в Форос в июне 1916 года по приглашению Шаляпина, который здесь отдыхал и лечился. Шесть недель именитые приятели корпели над «Страницами из моей жизни». В середине июля они закончили первую часть воспоминаний.


Но в Крыму Шаляпин общался не только с Горьким и не только вспоминал. У него было много именитых друзей-приятелей и далеко идущие планы. Довольно часто наведывался в гости к Константину Коровину в Гурзуф. Однажды за завтраком именитый гость серьезно решил, что купит скалы-близнецы Адалары. Ему сразу же попытались доказать всю бессмысленность подобной покупки. Говорили: «Скалы эти налетные», «Там нет воды»… И так далее. И в том же духе.

В ответ Федор Иванович только досадливо морщился. Каждый день ездил на лодке посмотреть на потенциальную собственность и узнавал, как заполучить желаемое от казны.

В далекоидущих планах Шаляпина значилось провести на скалы воду и разбить там сады на завезенном по морю черноземе. А чтобы не лезли в душу разные корреспонденты-репортеры, предполагалось установить довольно-таки внушительные пушки.

Некоторые не верят этой легенде. Говорят, что Шаляпин не мог быть настолько непрактичным. Мол, не мог он не понимать, что в бурю будет лишен возможности сойти на большую землю, даже подводный туннель не поможет ему решить эту проблему, да и с питьевой водой был бы постоянный напряг. Кто его теперь знает. Известно одно: позже из Суук-Су в коляске приехала баснословно богатая дама, Ольга Михайловна Соловьева, попросила Федора Ивановича приехать к ней в Суук-Су к обеду, свозила в грот Пушкина и подарила землю. С тех пор Адалары были забыты, а живописная скала Султанка, расположенная напротив Адалар, теперь называется Шаляпинской.

Легендой стало также и то, как Шаляпин с Соловьевой ездили в грот Пушкина. К пункту назначения они добирались по вырубленной в камне тропе. Поначалу путь петлял между кустами прямо по обрыву. Тропинка подбегала к каменной арке с кованой калиткой. За калиткой тропа шла по скальному выступу, огороженному каменным забором. Потом следовало спуститься к винохранилищу. А перед самым гротом, где скала начинала нависать сильнее, необходимо было пригнуться, чтобы не стесать головой пару каменных уступов. Грот внушительных размеров, над головой нависает огромная известняковая стена, в дальних углах даже темновато. Здесь князь Голицын хранил уникальную коллекцию вин - около 32 тысяч бутылок - и угощал вином своих гостей. Шаляпин в гроте поначалу растерялся, но постепенно его глаза снова обрели способность видеть в полутьме. И на смену растерянности пришло восхищение.

«Ах, какая здесь должна быть акустика!» - воскликнул, вдохновленный изрядной порцией шампанского, Федор Иванович. И запел. Да так, что бокал игристого, зажатый в его руке, вдруг разлетелся на мелкие осколки. Возможно, всё это вымысел. Некоторые краеведы склонны считать, что Шаляпин даже не был в гроте. Мол, если бы певец затянул там свою знаменитую «Дубинушку», грот сразу бы и рухнул. Однако фактом остается то, что в 2000 году исторический грот стал концертным залом на 700 мест, где выступали корифеи современного вокального искусства, знающие репертуар Шаляпина не понаслышке. И при этом грот по сей день цел.

Несбывшиеся мечты

Проект «Замка искусств» выполнил друг Шаляпина, известный архитектор Иван Александрович Фомин (по его чертежам построен Дом правительства в Киеве). Были начаты и строительные работы. Но дальше были революция и гражданская война. «Мечту свою я оставил в России разбитой, иногда люди говорят мне: еще найдется какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам ваш театр. Я их в шутку спрашиваю: «А где он возьмет Пушкинскую скалу?» - писал Федор Иванович в книге «Маска и душа». Правда, первое время после революции в жизни артиста, казалось бы, всё складывалось вполне благополучно. В 1918 году Федор Иванович даже заметно продвинулся по карьерной лестнице - стал художественным руководителем Мариинского театра, получил звание Народного артиста Республики.


Но с 1922 года он всё больше времени проводил за границами России, в Штатах имел своего импресарио. И вообще, делал многое из того, чего советскому гражданину делать не полагалось. Одним словом, стал личностью весьма подозрительной в глазах новой официальной власти и ее апологетов. В 1926 году Владимир Маяковский в «Письме к Горькому» своим специфичным поэтическим слогом провозглашает: «…Или жить вам, как живет Шаляпин, раздушенными аплодисментами оляпан? Вернись теперь такой артист назад на русские рублики - я первый крикну: - Обратно катись, народный артист Республики». Он и «покатился». Остался за границей вместе с близкими, в числе которых были и его французские бульдоги. Эмигрировавшие животные для российских заводчиков стали недосягаемы. Была утрачена также и самая знатная собака дореволюционной России (по происхождению хозяев), тоже французский бульдог по имени Ортино - любимец великой княжны Романовой, дочери последнего русского императора Николая II. Его, увы, постигла участь всей царской семьи. Он был убит вместе со своими хозяевами, которым он оставался, предан до конца своей маленькой собачьей жизни.

И только после того, как отгремели войны и минули времена революционных ужасов, порода восстанавливалась буквально по каплям своей породистой крови.

Единственный сохранившийся в России французский бульдог - кобель Флик - и привезенная в 1948 году из Венгрии сука Джерри стали родителями возрожденной российской династии французских бульдогов.

Все о породе английский бульдог

Французские бульдоги в жизни известных людей

Модераторы: Fillya, Натали

Французские бульдоги в жизни известных людей

Непрочитанное сообщение Наталья » Вт ноя 15, 2005 15:52:16

В начале 20 века новая порода собак - французский бульдог стремительно завоевывает популярность как во Франции, так и во всей Европе. Собак этой породы держали в домах известных аристократов и членов королевских семей. При этом популярность этой породы была необычайно велика и среди простого народа.

Изображение

Король Эдвард VII
Изображение

Звезда немого кино Дуглас Фэрбенкс (фото из книги "Hollywood Dogs")

В Новом Свете французский бульдог стал собакой не просто богатых, а самых богатых людей. Собака стоила от 250 до 750 долларов, в начале XX века было продано несколько собак по 5000 долларов. Небезызвестный Форд продавал свои автомобили марки "Т" по 270-350 долларов.
Властительница дум парижских снобов и аристократов начала XX века писательница Колетт в письме к подруге писала: "У меня в то время было две собаки, впрочем, рука не поворачивается написать "две собаки". У меня была собака и французский бульдог". Вот так: "французский бульдог" - это уже существо другого порядка.
Французский бульдог был одним из жертв погибшего "Титаника". Богатый американский промышленник, мистер Роберт Дэниэлс, купил во Франции пятнистого кобеля Гамина, вместе с которым на "Титанике" должен был прибыть в Нью-Йорк, чтобы привнести новые крови французским бульдогам Америки. К несчастью, маленький французик погиб вместе с сотнями других жертв роковой поездки. Дэниэлс выжил в этой катастрофе, подал в суд и выиграл его, получив астраномическую по тем временам сумму 750$ в качестве компенсационной стоимости на приобретение нового любимца, - французского бульдога.
Известними вледельцами французских бульдогов за рубежом были Jason Priestly, Jonathan Kellerman, король Edward VII, D.H.Lawrence, Elizabeth McGovern, Patty Hearst, Paul Winfield, Frau Ann Marie Sacher, Dorothy Parker, Colette, Toulouse Lautrec.

Чуть позже, первые французы, завоевав популярность на западе, начинают попадать в Россию. Их владельцами оказываются аристократы, члены царской семьи, известные артисты.
По материалам петербургских газет 1913 года: "В апреле 1913 года в Петербурге открылась 10-я юбилейная выставка собак. Обширный Михайловский манеж представлял собой необычайное зрелище: свирепые доги, гигантские сенбернары, злые бульдоги. Превосходен был, по оценкам специалистов, отдел охотничьих собак. Но самой модной собакой по-прежнему оставался французский бульдог".
Французский бульдог Ортино был любимой собакой принцессы Татьяны Романовой, дочери последнего русского царя Николая Второго. Ортино был казнен вместе с другими членами царской семьи 16 июня 1918 года. Когда, много лет спустя, было найдено место захоронения семьи Романовых, среди останков был найден и скелет маленького Ортино.

Большим поклонником породы был Федор Шаляпин, который уезжая за границу забрал с собой всех своих французов. Известным любителем этой породы был Владимир Маяковский. Смешные ушастые собачки завоевали сердца многих известных граждан России, их делали героями книг и рисунков. В частности , в знаменитой книге Ильфа и Петрова "12 стульев" есть забавный эпизод с участием французской бульдожки.

Изображение

Татьяна из семейства Романовых с бульдогом Ортино

Изображение

В.Серов. Портрет графа Феликса Юсупова с щенком французского бульдога (1903г.)

Изображение

Фото Ф.И.Шаляпина с французским бульдогом

Изображение

В.Маяковский с любимой собакой Булькой

Многие известные люди держат у себя дома маленьких ушастых любимцев.
Ив Сен-Лоран
Сейчас, отойдя от дел возглавляемого им дома высокой моды, Ив Сен-Лоран живет один, оставаясь бесконечно преданным своей семье -сестрам и особенно маме, женщине блестящей и бесконечно влюбленной в сына. Неизменными спутниками его жизни всегда были собаки породы французский бульдог, каждый из которых носил одну и ту же кличку -Мужик (Mujik). На фото Ив Сен-Лоран с собакой Мужик-III.
Изображение

Изображение

Изображение

Ясон Пристли
Известный американский актер Ясон Пристли, звезда сериала "Беверли Хиллз 90210" имеет одну личную привязанность – французского бульдога Свифти, с которым он не расстается никогда и ни при каких обстоятельствах. Такая вот мужская дружба.

Изображение

Леонардо ди Каприо
Изображение

Малколм Макдауэлл
В доме у известного актера Малколма Макдауэлла и его жены Келли живет французская бульдожка Агнес.

Изображение

Марианна Максимовская
Популярная российская телеведущая в свободное от работы время воспитывает дочь Сашу и французского бульдога Трюфеля, являясь страстной поклонницей этой породы собак.
Изображение

-Рубрики

  • В ЛИРУ (227)
  • Открытки (69)
  • надписи,лентяйки (10)
  • Оформление дневника (60)
  • Рамки (34)
  • Мой город Харьков (26)
  • Личное (20)
  • Интересные люди (5)
  • Психология (2)
  • пэчворк (1)
  • Вышивка (67)
  • Вышивка бисер (3)
  • Вязание (619)
  • Вяжем детям (110)
  • журналы (81)
  • ирландское кружево (26)
  • крючком (78)
  • спицами (172)
  • украшения вязанные (11)
  • ДЕТЯМ (69)
  • игрушки (12)
  • логопед (8)
  • игры (2)
  • Любимые дети (5)
  • Оригами (2)
  • Еда (1189)
  • кулинария (73)
  • закуска (5)
  • журналы (4)
  • из творога (3)
  • грибы (2)
  • соусы (1)
  • диетическое (1)
  • праздничные блюда (1)
  • заготовки (72)
  • из муки (96)
  • из мяса (130)
  • из рыбы (51)
  • книги,журналы (8)
  • напитки (35)
  • овощи (45)
  • печем из муки (339)
  • салаты (79)
  • специи (17)
  • Животные (80)
  • Кошки (16)
  • Здоровье,рецепты (285)
  • Травы (36)
  • ароматерапия (16)
  • История (49)
  • Компьютер (137)
  • фильмы (15)
  • Приколы (13)
  • Косметика,лосьены,крема (22)
  • Литература (159)
  • Юмор (33)
  • Читать (3)
  • мифы (2)
  • Притчи (58)
  • Стихи (41)
  • Мастер-класс (67)
  • Музыка (62)
  • Наш дом (383)
  • фиалки (6)
  • Своими руками (2)
  • Куклы (42)
  • Сумочки (112)
  • Цветы домашние (32)
  • Публичные люди (60)
  • Разное (250)
  • Книги (12)
  • Камни (3)
  • Мои уроки (16)
  • НУМЕРОЛОГИЯ,гороскоп (6)
  • Праздники (17)
  • Путешествия (56)
  • Тайные знания (31)
  • экстрим (8)
  • Религия (50)
  • Рукоделие (36)
  • Хотелки (1)
  • Сад,огород (251)
  • Цветы для дачи (35)
  • легенды и мифы (2)
  • Тесты (4)
  • Шьем (506)
  • Мода,стиль,одежда (28)
  • техника шитья (20)
  • Журналы,книги (16)
  • Пэчворк (109)
  • Шьем детям (147)

-Метки

-Ссылки

-Музыка

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая 00:24 17.12.2010 Фотографий: 2

-Цитатник

Старая книга по блокам Эти красивые шаблоны - хороший способ развития воображения,ч.

Яркие пэчворк зверюшки,сердечки из ВКонтакте,сообщество Вышивка крестом, бисером и лентам.

АТЕЛЬЕ №4 2012. увеличить Серия сообщений "Журнал Ателье 2012": Часть 1 -.

ШЬЕМ БИСЕРОМ.ВАЛЕРИ КЕМПБЕЛЛ-ХАРДИНГ. ПАМЕЛА УОТТС.

ВЫШИВКА БИСЕРОМ И БЛЕСТКАМИ.С.ЛЕВИ. М.: Мир книги, 2006. Азбука вышивки бисером.

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

Собаки Федора Шаляпина

Федор Шаляпин – не просто знаменитый певец и артист, значение роли этой личности в истории русского искусства сложно переоценить. Для своих современников Шаляпин был больше, чем звезда, чем просто знаменитость. Артиста любили, ему поклонялись.
И, конечно, такая любовь досталась Федору Ивановичу не случайно, он был личностью мирового масштаба, обладал великолепным басом, воистину золотым голосом. Великий артист обожал собак. Предпочтение он отдавал французским породам и держал у себя французских бульдогов и мопсов. Сегодня мы можем изучать отношения Шаляпина с его собаками по фото и портретам, для которых певец предпочитал позировать именно со своими питомцами. Действительно, как бульдоги, так и мопсы прекрасно гармонировали с внешним видом великого артиста: этим собакам свойственны гордая осанка и самоуважение. Один из самых известных портретов Шаляпина является работа Бориса Михайловича Кустодиева, которая была написана в 1922 году.> url]21b631572484 (220x273, 18Kb)
Ф.И. Шаляпин и его бульдог на картине Б.М. Кустодиева
Забавно то, как собаку заставляли позировать: бульдогу показывали кошку, и он настораживался, становился в стойку и внимательно смотрел в нужную сторону. Как известно, в дальнейшем Шаляпин эмигрировал. С собой он забрал и своих французских бульдогов, которые, кстати, были очень породистыми и являлись хорошими производителями.
Шаляпин со своим французским бульдогом Булькой На этом портрете Шаляпин предстает истинно русской натурой, что видно во всей его фигуре, в свободно распахнутой шубе, в повороте головы и, конечно, подчеркивается фоном, выбранным художником для картины. Картины жизни русского города с заснеженными березами, с деревянной архитектурой, с горожанами в русской одежде смотрятся очень гармонично. А белый французский бульдог изображен на переднем плане, и является не только необходимым композиционным элементом, но и важной смысловой деталью. 48a912f515df (204x300, 16Kb)
С сайта [url]http://dogs.ru


Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина» Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге. Его "Портрет художника И.Я. Билибина" был удостоен второй золотой медали на Международной выставке изобразительного искусства в Мюнхене. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. В 1916 году у него случился паралич ног, и с тех пор Кустодиев навсегда был прикован к креслу. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника, и он продолжал работать.

Природа наделила Бориса Кустодиева необыкновенно острой наблюдательностью и феноменальной зрительной памятью. Когда болезнь лишила его возможности передвигаться, неиссякаемым источником для творчества стал драгоценный запас жизненных впечатлений.

Как художник, Б. Кустодиев сформировался в русле русской демократической культуры, под влиянием творчества писателей-реалистов XIX века и живописи передвижников. В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников. Борис Кустодиев открыл ее другую сторону: в его картинах нет показа тяжести народной жизни, изображенная им Русь - радостная, где во всем чувствуется материальный достаток, царят звонкие краски и яркие узоры.

На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Недаром Федор Шаляпин говорил: ". его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. его балаганы, купцы и купчихи, его сдобные красавицы, ухари и молодцы - вообще все эти типично русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей".

Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог. Да она такая, может быть, и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем "городе Кустодиевске", сконцентрировавшем в себе все русское. А скорее это даже не город, а "страна Кустодия" - место обитания и веселья русского народа.

В этой стране живут грузные купцы либо в меховых шубах и шапках, либо в поддевках и цилиндрах, красавицы-купчихи. Но в купеческом быте, долгое время только осмеиваемом, Б. Кустодиев открыл глубокие национальные черты, характерные не только для их сословия.

Вершиной творчества художника является "Портрет Федора Шаляпина". Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным". Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. В своей автобиографической книге "Маска и душа" знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: "Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной".

Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника, и, вспоминая родную Волгу, они запевали вдвоем - сначала Шаляпин, потом к нему присоединялся Борис Кустодиев - и пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодействовали. Они поклонялись Волге, она была для них и предметом поклонения, и местом, из которого каждый черпал свое вдохновение.

Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. "На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное". Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.

Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. "Любопытно было смотреть, как "позировала" любимая собака Федора Ивановича - черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее".

В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его "Купчихе": высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство. На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф.И. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа - яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем "над горами". Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины - "Новый город", в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Однако этот город и знаком ему - по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся - а не только воротник и шапка - на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках - серая замша и черный лак. Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.

В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров. Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу. А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина - Марфу и Марину и его друга И.Г. Дворищина.

И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размах и талант народа проявились во всей полноте. Может быть, нигде размышления Бориса Кустодиева о национальном своеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения, как в портрете Федора Шаляпина.

Знаменитого артиста рисовали часто (В.А. Серов, Л.О. Пастернак, К.А. Коровин, И.Е. Репин и др.), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры.

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов - за широту, размах и "русский дух".

Сейчас кустодиевский "Портрет Ф.И. Шаляпина" находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

Воспоминания о Шаляпине

Ф. И. Шаляпин с собакой Булькой.
Ф. И. Шаляпин с собакой Булькой.
Публикуется впервые.

Цирк был одним из любимейших зрелищ Федора Ивановича Шаляпина. Когда мы, его дети, просили рассказать что-нибудь увлекательное, он вспоминал о своем детстве. Особенное удовольствие доставляли нам рассказы о посещении им балаганов.
Детство отца было тяжелым, нужда преследовала его родителей. Единственной радостью маленького Феди было сбегать в «Суконную слободу», где посреди площади в дни праздников в наскоро сколоченном деревянном строении выступал кумир всех ребят, известный по всей Волге «народный шут» Яков Иванович Мамонов — «Яшка». Вот как о нем вспоминал отец:
«Его крепкие шутки, смелые насмешки над публикой, его громовой, сорванный и хриплый голос — весь он вызывал у меня впечатление обаятельное и подавляющее. Этот человек являлся в моих глазах бесстрашным владыкой и укротителем людей, я был уверен, что все люди, и даже сама полиция, и даже прокурор боятся его. Я смотрел на него разиня рот, с восхищением запоминая его прибаутки. «Вот это счастье быть таким человеком, как Яшка!» — мечтал я. Не решусь сказать вполне уверенно, что именно Яков Мамонов дал первый толчок, незаметно для меня пробудивший в душе моей тяготенье к жизни артиста, но, может быть, именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшимся во мне интересом к театру, к «представлению», так непохожему на действительность».
Любил отец посещать и кулачные бои, которые происходили на озере Кабан около Казани. Он всегда вспоминал русских богатырей Меркулова и Пикулина и татарских силачей Багитова и Сагатулина. Герои кулачных боев и Яшка казались ему счастливейшими людьми. И он был поражен, увидев однажды в трактире печального Яшку, одиноко сидевшего за столиком. Тогда еще маленький Федя Шаляпин не мог понять всех тягот бродячей жизни. Несомненно, много лет спустя, работая над ролью Токио в опере «Паяцы», он не раз вспоминал Якова Ивановича Мамонова.
Когда отец бывал в Москве, он часто ходил с детьми в цирк Саламонского. Ему нравился «праздник» цирка, торжество смелости и ловкости, море света, театральность. Особенно любил он клоунов у ковра — «рыжих». Он остро воспринимал их юмор и от души хохотал «ад их проделками раскатистым, искренним, всем знакомым смехом.
Выступал в те времена один артист с таким трюком. Он выходил с калиткой на плечах, ставил ее на манеж, долго вытирал ноги о песок арены, проходил через калитку, тщательно закрывал дверцу, взваливал калитку на плечи, шел дальше и опять повторял свой трюк, и так несколько раз. Федор Иванович смеялся над этой сценкой до упаду.
Нравился ему и еще один клоун. Очень худой, в черном трико, с широким белым воротником, в нелепых башмаках с длинными носами, он складывался и раскладывался с поразительной гибкостью. Он был смешон и остроумен и вызывал восторг всей публики.
Как-то пришли мы, детвора, с отцом в цирк Никитина, только что открывшийся в Москве. Никитина предупредили о том, что Шаляпин в цирке, и он явился к нам в ложу.
Я счастлив познакомиться с Вами, дорогой Федор Иванович! — обратился он к отцу.
А я с Вами давно знаком, Аким Александрович, — улыбаясь ответил отец.
Каким же образом? — удивился Никитин.
А очень просто. Вспомните Казань и ваш цирк. Среди мальчишек, которых вы бесплатно пропускали на галерку, был и я.
Аким Александрович Никитин обнял Федора Ивановича и чуть не прослезился.
Для вас и ваших ребятишек всегда будет ложа на любое представление, — сказал он.
Ну и, конечно, мы были частыми гостями в цирке.
Отец очень любил всякие проявления ловкости, мастерства, силы. Дирижер бывш. Мариинского театра в Ленинграде вспоминает о таком случае. Шла репетиция оперы «Псковитянка». Федор Иванович был не в духе и спорил с артистом П. 3. Андреевым. Наконец остановил репетицию и стал ходить по сцене. В углу стояли стулья, вставленные один в другой по четыре штуки. Отец решил одной рукой поднять эти стулья, но, как ни старался, ничего не получалось. Он вынул один стул и только тогда смог поднять остальные. Вдруг подошел Андреев, поставил на четыре стула еще четыре и легко поднял все восемь. Отец был поражен и уже с восхищением смотрел на ловкого и сильного Андреева. Репетиция была продолжена самым мирным образом. Этот случай очень характерен для отца, ибо его девизом в жизни было все делать талантливо и умело.
Был знаком отец и с знаменитым Владимиром Леонидовичем Дуровым. Он бывал у него в «Уголке» в гостях, и Владимир Леонидович показывал ему своих четвероногих и пернатых друзей.
Однажды талантливый дрессировщик загипнотизировал свою собаку, приказав ей вытащить носовой платок из кармана Федора Ивановича. Собачка выполнила задание к великому удовольствию отца.
Впоследствии отец пробовал дрессировать своего любимого французского бульдога Бульку, который научился падать в «обморок», «умирать» и «воскресать». Федор Иванович вообще любил животных и однажды из-за границы привез нам, детям, несколько клеток с разными заморскими птицами и даже двух маленьких обезьянок породы «уистити», но они, бедняжки, не вынесли сурового северного климата и погибли.
По воспоминаниям других лиц известно, что, уже став знаменитым оперным певцом, отец не порывал своей дружбы с цирковыми артистами. Его видели вместе с А. М. Горьким на представлениях; любил Федор Иванович и наблюдать за тренировкой цирковых борцов, в атлетических кружках того времени.
И. Ф. ШАЛЯПИНА

Владимир Боровиковский «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», 1794

Императрица Екатерина II просто обожала собак, и на портрете она изображена с одной из своих левреток — Земирой или Герцогиней (мнения исследователей относительно «личности» собаки расходятся).


О собаках Екатерины II известно многое — императрица постоянно писала о них в письмах. Особенную ее любовь снискал пес по имени Том Андерсон — царица даже просила придворных называть его сэром. Сэр Том Андерсон прожил 16 лет, оставив множество потомков, некоторых из которых императрица отдала в семьи Волконских, Орловых, Нарышкиных, а «двое отпрысков обосновались в Версале».

За «маленькими живчиками» наблюдал специальный паж. Собачки спали в обитой розовым атласом корзинке-колыбели, которая обычно стояла в опочивальне императрицы. В Царском Селе она каждое утро гуляла вместе со всеми Андерсонами, которые носились вокруг нее по лужайке.

Своим питомцам императрица позволяла многое: «Вы простите меня, — замечала Екатерина в одном из своих писем, — за то, что вся предыдущая страница очень дурно написана: я чрезвычайно стеснена в настоящую минуту некой молодой и прекрасной Земирой, которая из всех Томассенов садится всегда как можно ближе ко мне и доводит свои претензии до того, что кладет лапы на мою бумагу».

Валентин Серов «Портрет князя Феликса Юсупова», 1903

Феликс Юсупов известен прежде всего как убийца Григория Распутина. На портрете шестнадцатилетний князь изображен вместе со своим любимым французским бульдогом по кличке Клоун. Вот что сам он пишет о собаке в «Мемуарах»: «Однажды мы с матушкою оказались на рю де ля Пэ и встретили торговца собаками. Рыжый песик с черной мордочкой по кличке Наполеон так мне понравился, что я стал упрашивать матушку купить его. Матушка, к моей радости, согласилась. А вот собачью кличку я счел кощунственной и переименовал его в Клоуна.


Восемнадцать лет Клоун не расставался со мной, был мне верным товарищем. Очень скоро он стал знаменит. Все, от членов императорской фамилии до последнего нашего холопа, знали и любили его. Он был как уличный парижский мальчишка, любил пофрантить и принимал важный вид перед фотографами. Обожал конфеты и шампанское. Когда пьянел, становился уморительным.

У Клоуна были свои симпатии, а также свои антипатии, совершенно неодолимые. Не любил — непременно задирал ногу на брюки или юбку врага. К примеру, так возненавидел одну матушкину приятельницу, что пришлось его запирать, когда та приходила к нам. Однажды она явилась в восхитительном вортовском платье розового бархата. К несчастью, Клоуна запереть забыли. Едва приятельница вошла, он бросился к ней и облил ей весь подол. С дамой случилась истерика.

С Клоуном мы не разлучались. Он ходил за мной всюду, а ночью спал рядом на подушке. Когда Серов писал мой портрет, то просил, чтоб и Клоун сидел при мне непременно: говорил, это лучшая его модель.

Прожив восемнадцать лет, Клоун умер, и я похоронил его в саду нашего дома на Мойке».

Борис Кустодиев «Портрет Ф.И. Шаляпина», 1921

Этот знаменитый портрет Шаляпина был написан с натуры: сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Сам художник ходить не мог — последние 15 лет жизни был прикован к инвалидному креслу, и поэтому Шаляпин сам приходил в мастерскую. Комнатка была настолько маленькой, что картину приходилось писать по частям, и Кустодиев с трудом верил, что она будет удачно завершена.


Шаляпин же прилагал все усилия, чтобы подбодрить художника во время сеансов. Сын Кустодиева позже вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом:

Изображенный на картине пес по имени Ройка принадлежал младшей дочери Шаляпина от второго брака Марине — он подарил ей его на день рождения. Кстати, хозяйка пса тоже есть на картине — это та девочка в черном пальто (в левом нижнем углу), идущая по заснеженной ярмарке вместе со своей старшей сестрой Марфой и шаляпинским секретарем, бывшим хористом Мариинского театра Исаей Дворищиным, с которым до революции певец ездил на гастроли по всему миру.

Портрет же был написан за два с половиной месяца, после чего Шаляпин купил его и увез в Париж.

Федор Решетников «Опять двойка», 1952

«Опять двойка» — это вторая часть «художественной трилогии»: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». Сюжет картины прост: мальчик вернулся из школы с двойкой, укоризненно смотрит на него старшая сестра-пионерка; весело и немного с издевкой — младший брат-дошкольник, еще не знающий трудностей получения образования; и совсем тяжело — мать. И только один член семьи искренне рад приходу мальчика из школы — верный пес.


Интересно, что первоначальный замысел картины был совершенно иным — она должна была называться «Опять пятерка» и отображать будни будущих строителей счастливого советского общества. Но все изменил случай: дочь художника Люба пришла домой несчастная — получила двойку.

Решетников долго не мог определиться с домочадцами — на разных эскизах их разное количество. Но в итоге включил всех: и маму, и сестру, и брата, и даже собаку. А для написания главного персонажа позировал сосед, юный вратарь дворовой футбольной команды.

Павел Федотов «Анкор, еще Анкор!», 1851—1852

Это мрачное полотно Павла Федотова — одна из самых пронзительных картин, где в центре внимания оказывается собака. Скучающий офицер, служащий где-то в глубинке Российской империи, убивает смертную скуку тем, что заставляет своего пуделя прыгать через палку туда-сюда.


Бессмысленность и монотонность такой жизни подчеркнута и в названии картины: французское «анкор» переводится как «еще».

Читайте также: