Какая такса у таксистов

Опубликовано: 29.04.2024


Тарифы на поездки в такси в этом году могут увеличиться еще на 5–10% на фоне роста цен на топливо, заявили «Известиям» в Общественном совете по развитию такси. Как указали в объединении, в ряде регионов уже были случаи завышения цен в несколько раз, например в Приморском крае. Таксопарки обеспокоены ростом цен на метан и бензин. Поэтому высока вероятность, что бизнес может заложить издержки в стоимость тарифов. Цены на поездки в столице в феврале выросли в два-три раза из-за погодных явлений, отмечали в дептрансе Москвы и общественных организациях. Сейчас они всё еще остаются на 30–40% выше, выявили «Известия» на основе анализа ценовой политики агрегаторов.


Не полный бак

Счетная палата (СП) предупредила о риске повторения топливного кризиса 2018 года, говорилось в годовом отчете СП от 17 марта. Однако позже аудиторы поспешили успокоить потребителей и уточнили, что такой риск минимален. Буквально на следующий день, как писали «Известия», Независимый топливный союз (НТС) направил письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой принять меры по стабилизации рынка, иначе в противном случае цены на бензин в рознице до конца года могут вырасти выше инфляции, а при худшем сценарии — на 14%.

Продолжение роста цен на горюче-смазочные материалы вызовет однозначную реакцию со стороны перевозчиков, предупреждает председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова со ссылкой на прогнозы СП и НТС. В таком случае увеличение тарифов на перевозки может составить 5–10%, ожидает она.

Представители таксопарков на Дальнем Востоке, в Центральной России и на Урале через общественный совет сообщили, что на текущий момент расценки на такси у них с прошлого года не изменились. За исключением временных повышенных коэффициентов, связанных с погодными условиями.

такси


Выбивается из общей картины ситуация в Приморском крае, где с начала года на фоне дорожающих бензина и газомоторного топлива цены на такси выросли в несколько раз, рассказали в общественном совете. Так, цена на топливо там увеличилась на 2–3 рубля за литр, тогда как в среднем по России — на 1–1,5 рубля за литр, указали в объединении. В соседнем Хабаровске стоимость поездок повышалась в 2–3 раза из-за дефицита топлива и увеличения его стоимости.

За последние четыре месяца розничные цены на сжиженные углеводородные газы на Алтае, в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях выросли в среднем на 40% — с 20–23 рублей за литр до 28–30 рублей, добавили в общественном совете.

Большое беспокойство у таксопарков вызывает также рост стоимости на метан, продолжает Ирина Зарипова. Ощутимое увеличение цен на этот вид топлива сильно затормозит переоборудование транспортных средств, предупредила она.

Если цена на бензин АИ-92 увеличилась незначительно, то на пропан-бутан взлетела с 16 рублей за литр в прошлом году до 29 рублей в 2021-м, фиксирует исполнительный директор Ассоциации автомобильных перевозчиков и легкового такси Олег Бекетов. В прошлом году куб метана обходился в 14–16 рублей, а сейчас удерживается на отметке 19–20 рублей в зависимости от заправки, указал эксперт. Таким образом, использовать газ для работы в такси становится невыгодно.


Действительно, цены в этом году выросли на все виды топлива без исключения, признает директор пермского таксопарка «Леверна» Александр Петров. Он ожидает роста стоимости горючего на 10–15% к концу года. В целом за последние пять лет цены на топливо выросли на 30–40%, тогда как на такси, напротив, снизились на 50%, говорит он. Тарифы устанавливают не перевозчики, а агрегаторы заказа такси, добавил специалист.

Не топливом единым

В 2021 году в ФАС поступило около 60 жалоб на завышение цен на услуги агрегаторов такси, рассказали «Известиям» в пресс-службе антимонопольной службы. Больше половины пришлось на середину февраля в связи с неблагоприятными погодными условиями в разных регионах страны. Основное количество претензий поступило из Москвы и Московской области, Республики Татарстан, Нижнего Новгорода, Астрахани, Орловской области.

16 февраля Общероссийское объединение пассажиров, Объединение потребителей России и движение «Сильная Россия» попросили ФАС проверить рост цен в 3–5 раз на услуги такси в период снегопадов.

такси


В дептрансе Москвы тогда также отметили рост цен. «В прошедшие выходные (13–14 февраля. — «Известия») удивила не только погода, но и цены на такси. Из-за снегопада спрос вырос, и некоторые агрегаторы подняли стоимость в два, а то и три раза. Многим пришлось отказаться от поездок — спрос в субботу упал на 28% по сравнению с обычной субботой», — говорилось в Telegram-канале ведомства.

«Мы вновь хотим обратиться к агрегаторам: завышение цены уже не первый раз происходит именно тогда, когда такси особенно нужно городу. Такая практика лишает многих пассажиров доступных поездок», — отметили в дептрансе.

По наблюдениям «Известий», в Москве с февраля цены на такси выросли на 30–50% и остаются на высоких уровнях.

ФАС направила запросы агрегаторам такси для изучения обоснованности изменения цен при ухудшении погодных условий (в метель) и для изучения их влияния на рынок такси в целом. Ведомство направило запросы в адрес «Яндекс.Такси», «Ситимобил», «Везет», Gett, «Максим».


Цены для клиентов, которые напрямую обслуживаются в таксопарках, а не пользуются приложениями агрегаторов, действительно могут повыситься на 5–10% — не только из-за роста цен на бензин, но и по причине увеличения стоимости автомобилей, указывает генеральный директор Gett в России Анатолий Сморгонский. Но это не повлияет на ценообразование Gett, так как компания уходит от прямого взаимодействия с таксопарками и является «агрегатором для агрегаторов», то есть передает часть заказов в массовом сегменте другим сервисам.

Средняя цена заказа ежегодно увеличивалась в пределах 3% за исключением 2015–2016 годов, сказал «Известиям» руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. В 2021 году уже произошла коррекция примерно на 2%. Если же повышение цен на услуги такси произойдет на уровне 5–10%, как прогнозируют в общественном совете, то средний чек по стране может вырасти в пределах 10–15 рублей, ожидает представитель сервиса.

такси

— Изменение цен на топливо, естественно, влияет на средневзвешенную начальную стоимость километра пути у таксомоторных перевозчиков, но это лишь один из факторов ценообразования в такси. Стоимость услуги перевозки зависит не только от цен на бензин и газ как части комплекса затрат на ведение деятельности, но также от дорожных и погодных условий, сезонности, конкуренции, — обратил внимание Павел Стенников.


В «Яндекс.Такси» не стали делать прогнозов по ценам на услуги. В компании поддержали коллег и напомнили, что финальная стоимость поездки зависит не только от тарифов, но и от баланса спроса и предложения, погодных условий и дорожной ситуации.

Руководитель одного из таксопарков, работающих в Волгограде, Воронеже и Краснодаре, подчеркивает, что при росте цен на топливо расценки на такси остаются на прежнем уровне и повышаются только в периоды высокого спроса. Ситуацию на рынке может изменить еще и выход агрегатора Di Di, который будет завоевывать свою нишу. Поэтому, как ожидает собеседник «Известий», будут разные промоакции со сниженной стоимостью и другие агрегаторы не станут на этом фоне поднимать свои ценники с целью удержания постоянных клиентов.

Сервис «Везет» не получал сообщений от перевозчиков об изменении тарифов, сказала «Известиям» его представитель Юлия Варламова. В компании затруднились делать прогнозы об изменении стоимости услуг.

В «Ситимобил» отметили, что стоимость поездок в сервисе формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования, которые учитывают множество факторов: загруженность дорог, прогнозируемую продолжительность поездки, количество машин на линии. Повышение тарифов не является ключевым фактором для формирования цены, добавили там. Агрегатор также запустил топливную программу, благодаря которой водители партнеров имеют скидку на топливо, сказали в компании.

В наш век стремительных скоростей услуга такси становится всё более актуальной и востребованной. Сфера такси предоставляет водителям автомобилей хорошие возможности для дополнительного или постоянного заработка. Выбор машины под такси – дело ответственное и важное. Перед тем как решить, какой авто выбрать для работы в такси, необходимо выяснить:

  • требования агрегаторов к машинам для такси;
  • технические особенности автомобилей для такси;
  • какие машины для такси выбирают профессионалы;

Особенности работы водителем такси

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Сервисы такси приглашают к сотрудничеству водителей старше 21 года с водительским стажем не менее 3-х лет, не обязательно профессиональных водителей. Есть несколько видов сотрудничества с агрегатором. Можно взять машину в аренду, можно ездить на машине таксопарка, но выгоднее всего работать на собственной машине, предназначенной специально для такси.

Агрегаторы такси в России и странах СНГ

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Агрегаторы – это компании-посредники между пассажирами и водителями. У каждого агрегатора свои условия к водителям и автомобилям. Для работы в такси нужен автомобиль младше 10-15 лет и смартфон. Зарегистрировавшись и скачав приложение, водитель получает доступ к заказам. Чтобы работать в такси, нужен автомобиль в исправном техническом состоянии, с кузовом без повреждений, с количеством дверей не менее 4-х. Также необходимо наличие ремней безопасности, чистота автомобиля снаружи и внутри, подушка безопасности водителя. Самые популярные агрегаторы:

  • Яндекс.Такси
  • Uber
  • Gett
  • Ситимобил
  • Таксовичкоф
  • Такси Максим
  • RuTaxi
  • «Везёт»

Тарифы агрегаторов такси

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

У сервисов такси есть разные тарифы, от принадлежности к которым будет зависеть чек заказа водителя. В классификации учитывается год выпуска, марка автомобиля и регион его работы. На присвоение тарифа больше влияет марка машины, чем год её выпуска. Новые и подержанные автомобили одной модели получат в классификации один и тот же тариф. Тарифы автомобилей такси в 2020 г. у агрегатора UBER:

  • «Эконом»: импортные и отечественные автомобили от 2009 г.
  • «Комфорт»: импортные автомобили 2010-2015 гг., не дешевле 700 000 руб.
  • «Комфорт+»: импортные автомобили от 2015 г., не дешевле 1500 000 руб.
  • «Детский»: импортные автомобили 2009-2017 г г.
  • «Минивэн»: импортные автомобили 2010-2017 г г.
  • «Business» и «Premier»: Audi, BMW, Mercedes-Benz 2014-2018 г г.
  • «Élite»: Mercedes-Maybach, Rolls Royce, Bentley от 2016 г.

Дополнительные требования: чёрный или тёмный автомобиль с кожаной обивкой; в салоне – зарядное устройство, питьевая вода в бутылках и зонт.

ВАЖНО! Новая машина – не влияет на тариф!

Брендирование такси – что оно даёт

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Для лучшей идентификации автомобиля, в сервисе такси можно пройти брендирование – обклеить авто плёнкой с опознавательными знаками. Эта процедура не обязательна для водителей такси в статусе самозанятых. Но, наклейки на кузове дают несколько преимуществ:

Машина для такси: новая или с пробегом

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

На этот счёт есть разные мнения. В пользу новой машины говорит факт, что салоны сегодня предлагают очень выгодные акции. Основной аргумент в пользу машин с пробегом: новую и дорогую машину труднее окупить. Приобретать новую машину для такси советуют, если она будет сдаваться в аренду и эксплуатироваться разными водителями круглосуточно семь дней в неделю. А если машина выбирается только для собственной работы, тогда разумнее присмотреть качественный б/у вариант с пробегом до 50 000 км.

  • оптимальная комплектация новой машины для такси – базовая;
  • если поставить в машину газ, экономия составит до 8 000 руб. в месяц;
  • главное в машине для такси: доступные запчасти и недорогой ремонт;

Коробка передач в машине для такси

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Каждый вид коробки передач в машине для такси имеет плюсы и минусы. Коробка-автомат дороже, но проще в управлении, это особенно актуально для рельефной местности. Если АКПП выйдет из строя, её ремонт обойдётся дорого. АКПП потребляет бензина больше, чем механика. МКПП дешевле, ремонт проще, а если водитель сам способен перебрать коробку – однозначно лучше выбрать МКПП.

Топ 5 лучших автомобилей для такси

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Hyundai Solaris

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

В основной комплект входит:

  • интегрированная система активного управления (VSM)
  • дневные ходовые огни в бампере
  • система крепления детского кресла ISOFIX
  • система экстренной связи ЭРА-ГЛОНАСС
  • электроусилитель руля

Kia Rio

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Второй хит из Южной Кореи, популярный в таксопарках – хорошо знакомая водителям Kia Rio. По техническим характеристикам этот авто напоминает Hyundai Solaris. Он такой же надёжный и неприхотливый в эксплуатации, снабжён всеми современными системами: ABS, TSC, ESP, VSM, EBD, HAC, ESS. Тип трансмиссии: передний привод (FWD) 6МКПП. Бензин: от 92АИ. Объём багажника: 480 л. У Kia Rio стильный и современный дизайн салона и яркие цветовые решения кузова. Нюанс: за выбор цвета кузова доплата не взимается. Эксклюзивный рисунок светодиодных задних фар делает авто ещё привлекательнее для пассажиров и водителей.

Volkswagen Polo

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Проверенный временем классический немецкий автомобиль. В 2020 году на рынок вышла новая модель 6-го поколения с кузовом лифтбек. За счёт этого в автомобиле увеличился багажник, а вместе с ним – возможность перевозки крупного багажа. Трансмиссия: МКПП, АКПП и Робот. Максимальный объём багажника (без запасного колеса): 550 л. В стандартную комплектацию входит дополнительная защита двигателя снизу, 2 фронтальные подушки безопасности, дневные ходовые огни и задний противотуманный фонарь.

Lada Granta

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Renault Logan (как вариант Nissan Almera)

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Французский седан производится в России уже 15 лет, на базе бывшего завода АЗЛК. Он комфортный, доступный, хорошо адаптирован к российским дорогам и условиям эксплуатации. Автомобиль снабжён системами ABS, ESP, усовершенствованной подвеской. Благодаря большой ёмкости аккумулятора, уверенно запускается при холодной температуре воздуха. Клиренс: 172 мм. Объём багажника: 510 л. Версия 2020 года вышла в ещё более стильном дизайне.

Надёжные машины никогда не подведут

Какие автомобили подходят для такси? Опрос таксистов

Автомобиль в такси испытывает колоссальные нагрузки: за рабочую смену водитель проезжает до 600 км. Чтобы чувствовать себя уверенно в этой непростой профессии, выбирайте надёжный и крепкий, безопасный и маневренный автомобиль удобной эргономикой, с низким расходом топлива, особенно в городском цикле, с хорошей проходимостью, с доступными запчастями и недорогим ремонтом. И тогда машина для такси будет заслуженно радовать как своего водителя, так и всех его пассажиров.

Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: устав автомобильного транспорта 259-ФЗ, правила перевозок пассажиров и багажа, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 69 закон, положения которого изменяют некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.



Закон о такси 2019: основные положения всех документов

Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований. Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.

Что нужно иметь службе, чтобы работать законно

1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)

Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.

Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.

69 закон о такси как подать заявление

Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.

По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.

Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.

Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.

2. Публичный договор фрахтования (Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.

По договору служба должна зафиксировать:

дату принятия заказа;

дата выполнения заказа;

место подачи машины;

марку машины, если клиент её выбрал;

планируемое время подачи машины.

Когда машина прибудет к адресу подачи, служба должна сообщить клиенту:

где ожидает машина;

госномер, цвет и марку машины;

фамилию, имя и отчество водителя;

фактическое время подачи.

3. Кассовый аппарат и возможность выдавать клиенту чек в конце поездки (54-ФЗ, а также Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)

По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.

Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.

Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.

Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.

На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2019 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.

федеральный закон о такси


Онлайн-касса для такси с эквайрингом

4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

По бокам на машине должны быть «шашечки».

В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.

На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.

В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.

На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.

Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.

Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.

5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)

Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.

Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.

Закон о такси: штрафы

Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.

Штраф за работу без разрешения (лицензии)

50 000 ₽ для отдельного водителя.

100 000 ₽ для водителя, который оформлен как ИП.

400 000 ₽ для юридических лиц.

Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.

Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.

Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки», то водитель заплатит штраф 5 000 ₽, должностное и ответственное лица 20 000 ₽, юридическое лицо 500 000 ₽.

новый закон о такси 2019 разрешение на работу


Пример разрешения на работу в такси Ростовской области

Штраф за отсутствие кассы

От 2 000 до 10 000 ₽, если пассажир не получит чек.

От 30 000 ₽, если в службе вообще не применяется касса.

За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.

Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.

Штраф за неправильное оформление машины

Если в машине нет информации о водителе и перевозчике, то водитель заплатит штраф 1 000 ₽, должностное лицо — 10 000 ₽, юридическое лицо — 30 000 ₽.

Если на машине нет фонаря или «шашечек», или она покрашена в неустановленный цвет, в этом случае штраф 3 000 ₽ с водителя, 10 000 ₽ с должностного лица, 50 000 ₽ с юридического лица.

69 закон о такси: что он изменил

69 федеральный закон на самом деле посвящён не только пассажирским перевозкам. Он изменяет разные законодательные акты, в том числе и те, которые касаются работы такси. Но одна из его статей ввела новый закон о такси.

Что изменил федеральный закон 69 о такси

Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Изменение закреплено в статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.

Введены новые штрафы за административные нарушения такие, как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Мы рассмотрели их выше. Все они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.

Контролировать выполнение требований к работе будут региональные органы власти. Это изменение отражено в пункте 4 статьи 1 294-ФЗ О защите прав юрлиц и ИП.

Введены новые общие требования для разрешения на работу, для машин и водителей, обновлён порядок выполнения межрегиональных заказов и др. Эти изменения воспринимаются как новый закон для таксистов.

Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ

Статья 9 вошла в 69 федеральный закон и определила новые правила для служб и водителей.

Увеличился срок действия разрешения на работу для каждой машины действует дольше — не менее 5 лет.

Получить разрешение стало проще: заявление можно подать в электронном виде, а решение о его выдаче придёт по почте, сокращён список документов, необходимых для подачи заявления.

Для индивидуальных предпринимателей работать стало проще, потому что правки в 69 закон разрешили работу не только на машинах в собственности, но и на правах хозяйствования, аренды и по доверенности.

Службам можно совершать перевозки в разные регионы. Если пункт подачи находится в регионе, где машина получила разрешение на работу, то межрегиональная перевозка сама по себе законна. Если же пункт подачи находится в другом регионе, то между этими регионами должно быть соглашение на перевозку пассажиров.

Новый закон защитил пассажиров от бомбил и нелегалов. Автомобили должны быть окрашены в соответствии с региональными законами, обязательно иметь опознавательный оранжевый фонарь и «шашечки» и иметь таксометр, если оплата рассчитывается по тарифу.

Водителем стало проще устроиться на работу. Для этого нужен всего 3-летний общий стаж вождения, а не 5-летний, как было раньше.

Деятельность такси контролируют региональные власти.

Закон о такси с 2019 года: последние новости

Законы в 2019 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.

Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси

Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.

Что изменит закон с 2019 года, если будет принят

Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.

К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.

Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.

Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.

Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.

В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.

Новый закон для таксистов 2019 в проекте № 682709-7 Об изменениях 54-ФЗ для служб такси

Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.

Службам и водителям не придётся устанавливать онлайн-кассы в каждую машину. Достаточно будет иметь кассовый аппарат в офисе службы или в облаке.

Чек распечатывать не обязательно, то есть мобильные принтеры устанавливать тоже не придётся. Водителю в конце поездки достаточно будет показать клиенту QR-код со ссылкой на электронный чек с подробными фискальными данными. Или служба сможет просто отправлять чеки и QR-коды на электронную почту клиента.

ИП могут не переходить на онлайн-кассы ещё до 1 июля 2021 года. Штрафов за отсутствие кассы и договора с оператором фискальных данных и за невыдачу чеков не будет ещё несколько лет. Но есть условие: у ИП не должно быть официально устроенных сотрудников.

Закон о такси 2019 года: когда ждать принятия

Документы, которые предполагают все эти изменения — это пока только проекты закона, а не законы. Для того чтобы законопроекты получили статус действующего закона, они должны быть приняты во всех трёх чтениях Госдумы, одобрены Советом федерации и президентом и опубликованы.

новый закон о такси 2019 когда вступит в силу

Стадии принятия закона

Планируется доработать и принять новые законы в 2019 году, об этом заявлял и председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Эксперты полагают, что новый закон может вступить в силу не ранее осени 2019.

Другой законопроект — № 682709-7 Об изменениях в 54-ФЗ — по прогнозам, может быть принят скорее, ещё до июля 2019 года.


Оставьте заявку на консультацию, и мы расскажем о последних новостях закона и о том, как службе работать законно.



Водители такси в Союзе были особой кастой, нечто вроде династий гондольеров в Венеции. В чем причина такого не совсем понятного явления?

При том, что профессия шофера не была в СССР особенно престижной, водители такси стоят особняком – слишком уж их труд отличался от типичной для социализма модели занятости. Сегодня можно сказать, что в их работе было много элементов рыночной экономики. Смотрите сами.


Основным автомобилем такси в 1960 – 1990 гг. Были "Волги" ГАЗ-21 и ГАЗ-24 (на фото): просторные, комфортабельные, выносливые и ремонтопригодные

Преимущества работы в такси

Во-первых, таксист в течение дня чувствовал себя если не свободным охотником, то вольной птицей: сам искал клиентов, сам договаривался с ними, сам определял маршрут. Впрочем, на некоторых машинах использовались рации системы “Лён”, подобные тем, которые ставили на РАФах “Скорой помощи”. Клиент мог, дозвонившись на стационарный телефон диспетчеру, заказать машину на дом или в нужное место.

Во-вторых, государство (в лице начальника автоколонны в АТП) весьма приблизительно могло контролировать его бухгалтерию: кого подвез, куда и за сколько – проверить было очень трудно. И никто и не пытался, главное, чтобы сданная после смены касса отвечала плану. В-третьих, все понимали, что заработок советского таксиста по-настоящему зависит только от него самого – а это уже похоже на какое-то свободное предпринимательство.


Большинство населения пользовалось такси только по большой необходимости: для поездки на вокзал/с вокзала, в театр, на праздник к друзьям и т.д.

Была еще одна причина, по которой профессиональные водители охотно шли в такси – возможность ежедневно управлять одним из самых комфортабельных отечественных автомобилей – “Волгой”. Недаром у нас до сих пор живо выражение: "Он ездит, как таксист" – то есть, на грани фола, быстро, дерзко и беспощадно к автомобилю. Это объяснялось не только шумахерскими манерами некоторых водителей, но и тем, что машина была не своя, а "казенная". Правда, это в большей степени касалось крупных городов, где в таксопарках регулярно получали новые машины.

Кстати, по нормам того времени "Волга" ГАЗ-24 служила в такси всего два года. А потом ее списывали – и кто-то из счастливчиков-водителей мог выкупить ее по остаточной цене.

Хитрости советского таксиста

Заработать дополнительные деньги советский таксист мог благодаря нескольким особым приемам. Которые были, мягко говоря, не очень законными:


Для работы в такси выпускалась особая версия «Волги» (на фото) и "Москвича": со счетчиком и сиденьями из кожезаменителя. Некоторые машины комплектовались рациями системы “Лен”

  • Хитрости со счетчиком. Не выключать счетчик после предыдущего клиента. В таком случае, когда поездка закончится, на шкале будет счет двух пассажиров, и последнему из них придется заплатить и за себя, и еще раз – за своего предшественника. Если, конечно, подстава не будет раскрыта.
  • Водка. В определенные периоды советской истории водку в гастрономах продавали лишь днем ​​(с 11.00 утра), и ночью ее можно было купить только . у таксистов. Поэтому граждане, которым "не хватило", бежали не к ночному гастроному, а к стоянке такси. Понятно, что наценка была как минимум ресторанная, но это была доплата за риск, ведь уголовный кодекс квалифицировал такое деяние однозначно: спекуляция.

  • На подсадку. Ловкий таксист, взяв пассажира в популярном направлении, пытался подсадить в салон еще одного-двух. Чтобы взять деньги за поездку также и с них. Таким образом водитель нарушал сразу два правила перевозки: во-первых, разрешение на подсадку попутчика должен был дать первый пассажир, а во-вторых, поездку они должны были оплачивать вместе, в складчину. Конечно, ни первое, ни второе не делалось.
  • Не поеду! В подходящей обстановке водитель мог категорически отказаться ехать по указанному клиентом адресу. Клиент, как правило, не имея альтернативы, начинал уговаривать водителя, и тот соглашался, но уже по повышенному тарифу.


Такси ждали пассажиров на специальных стоянках – у вокзалов, аэропортов, в центре города. Вызвать машину домой можно было по телефону через диспетчера

Наконец, лишние деньги таксисту нередко доставались от пассажиров, настроенных по-гусарски: "Шеф, два счетчика! На Крещатик! (Артема, площадь Рынок, Сумскую, Дерибасовскую, Лелековку – в зависимости от города) "
Это было довольно распространенное явление, поскольку таксомотор в советское время считался атрибутом красивой жизни и просто провоцировал некоторых граждан на подобный кураж.

Таксисты тоже плачут

Справедливости ради надо сказать, что несмотря на многочисленные внешние преимущества, работать в такси стремились не все водители, даже опытные. Такая работа требовала определенного состояния души и коммерческих способностей, чем в ту пору мог похвастаться далеко не каждый гражданин.


Обслуживание и ремонт в государственных таксопарках (а других тогда и не было) было поставлено на научную основу

Кроме того, таксисту приходилось решать немало организационных вопросов и брать на себя немало накладных расходов. Так, поскольку в таксопарках все понимали объем доходов водителей, с них пытались взять деньги все, кто только мог. Слесари на ремонтном участке, кладовщик на складе запчастей, девушки на мойке, начальник колонны при выделении комплекта резины и новой машины . Все эти проблемы, конечно, решались, но не всем водителям такая специфика работы нравилась.

Собственно, у каждого времени свои особенности, и водительской профессии это тоже также касается. Возможно, подробности работы водителей наших сегодняшних сервисов такси через полвека тоже покажутся кому-то очень странными .

Принято считать, что Uber или «Яндекс.Такси» безопаснее бомбил-частников, да и желтых такси, пойманных на дороге. Однако обольщаться не стоит — мы собрали несколько мрачных историй от пассажиров и комментариев от такси-сервисов, которые придуманы как идеальные, но такими быть не могут.

Светлана Шмелева

34 года, тьютор Школы гражданского просвещения

Сервис: Uber
Что случилось: драка с водителем

«Нам с мужем попался таксист, который с самого начала вел себя очень нагло: подрезал других автомобилистов, резко развернулся через сплошную линию. Кроме того, на весь салон орала музыка. Я несколько раз просила выключить ее и вести себя аккуратнее на дороге, но в ответ он только нахамил мне. Мы как раз проезжали промзону, когда он вдруг остановил машину и высадил нас на полпути. Учитывая конфликт и неадекватное поведение водителя на дороге, мы были даже рады этому. Когда мы доставали из багажника вещи, таксист резко сдал назад, чуть не наехав на нас. Я ударила по автомобилю рукой, чтобы он остановился. Машина действительно затормозила, но водитель выскочил и стал бить моего мужа. Я закричала, но это не остановило его. Тогда я достала свой телефон и, хотя памяти на нем не было, сделала вид, что снимаю происходящее на камеру. Только тогда таксист наконец отстал от мужа, прыгнул в машину и скрылся.

Мы были в таком шоке, что не стали вызывать новое такси и пошли домой уже пешком, хотя оставалось идти еще минут 30. Пожаловались в Uber, спустя некоторое время они перезвонили, извинились и заявили, что этот водитель больше у них не работает».

Платон Огарев

30 лет, студент

Сервис: Uber
Что случилось: не вернули забытый iPhone

«Я возвращался домой утром 7 января, за рулем была приятная девушка по имени Анна. Она сама попросила поставить музыку и подключила мой телефон к ее шнуру, так как ей «надоело слушать своего Оксимирона». Вскоре я и забыл об этом, так как она включила музыку на минимальную громкость, и мы всю дорогу разговаривали. Впрочем, не думаю, что это был такой коварный план.

Дома я обнаружил, что забыл iPhone в машине. Я набрал номер, но телефон был уже отключен, зато через сайт «Убера» смог связаться с Анной. iPhone был у нее, она поставила его на зарядку, попросила не беспокоиться и пообещала отдать его на следующий день. В 4 часа дня я позвонил уже на свой номер, трубку взял какой-то мужчина и заверил, что Анна перезвонит мне позже, так как сейчас спит. С того момента на звонки уже никто не отвечал, и связаться с водителем не получилось.

Я несколько дней переписывался с техподдержкой компании. В конце концов им удалось связаться с Анной, но она заявила, что ничего в машине не находила. Видимо, передумала или этот мужчина надоумил не возвращать айфон. После этого я понял, что нет смысла продолжать диалог с сервисом, — теперь собираюсь обратиться в полицию, но для этого мне нужно достать серийный номер моего телефона, а с этим проблемы.

Больше всего в этой истории была неприятна реакция «Убера», точнее, ее полное отсутствие. У меня нет к ним претензий — я в курсе, что они оказывают посреднические услуги. Просто получается, что если меня бы, например, избил водитель, то я тоже должен был бы сам доказывать, что именно он меня избил. Водитель тем временем будет продолжать возить других пассажиров. Впрочем, я легко отделался: я часто езжу на такси с дорогим съемочным оборудованием, которое арендую, так что мог бы попасть гораздо серьезнее».

Что о нештатных ситуациях говорят в Uber

«Водители, подключенные к платформе Uber, не являются сотрудниками компании, наши партнеры — это юридические лица и индивидуальные предприниматели. До начала сотрудничества мы проводим тщательную проверку наших потенциальных партнеров. В Uber существует ряд правил, о которых партнеров информируют перед подключением к платформе. В случае их нарушения водителя отключают от системы. Повторное подключение может быть возможно только после прохождения курсов повышения качества сервиса в обучающем центре Uber.

Что касается потерянных вещей, то в августе 2016 года Uber внедрил дополнительную опцию для пользователей приложения, которые оставили свои вещи в машине: достаточно зайти в раздел «Помощь» в приложении Uber и воспользоваться опцией «Я оставил вещи в Uber». Система по телефону свяжет пользователя с водителем, в автомобиле которого остались вещи. Вернуть потерянную вещь можно также, зайдя на сайт riders.uber.com: необходимо ввести номер телефона, на который пользователь готов принять звонок, и система соединит пользователя с водителем в течение нескольких секунд. В случае, если водитель не отвечает, пользователь может написать в службу поддержки Uber через приложение в разделе меню «Сообщить о потерянной вещи».

Любовь Арсентьева

19 лет, студентка

Сервис: «Яндекс.Такси»
Что случилось: потерялся паспорт

«В тот раз я торопилась и забыла в машине паспорт. Вскоре мне позвонили операторы «Яндекса» и сказали, что документ остался у таксиста. Они дали номер водителя, чтобы я договорилась, как забрать паспорт. С оператором мы решили, что я заплачу водителю как за обычную поездку по центру — 350–400 рублей. С таксистом мы встретились на следующий день. У меня был день встречи выпускников, поэтому таксист подъехал к моей бывшей школе. Я спустилась к нему, имея при себе только 400 рублей. Водитель открыл окно, протянул паспорт, я потянулась за ним, и в этот момент он вдруг убрал руку и наглым тоном спросил: «Вы вообще знаете, сколько стоит восстановить паспорт? 2000 рублей. Плюс я потратил бензин и потерял клиентов. Платите сумму, о которой вы договорились с администратором, и 2000 рублей сверху». Я ему ответила, что у меня с собой нет больше денег, на что он мне ответил: «Раз нет денег, я выкину ваш паспорт во время пути либо сделаю с ним что-то поинтереснее». У меня уже началась истерика. Как раз из школы выходил мой знакомый, у которого я попросила еще 500 рублей, но и этого таксисту было мало. Он уже собрался уезжать, но потом передумал и, взяв у меня 1000, швырнул мне паспорт.

После этого я позвонила в «Яндекс.Такси», сотрудница которого милым голосом объяснила, что «Яндекс» не имеет своих собственных водителей, а нанимает их у отдельных фирм и не несет ответственности за них. Мне дали контакты той компании, на которую работал этот таксист, — там меня заверили, что они обязательно разберутся и перезвонят в течение получаса. Мне никто не перезвонил, я пыталась сама с ними связаться раз 20, но в итоге никто так и не поднял трубку. В полиции мне предложили написать заявление о вымогательстве, но у меня была сессия, и было не до этого».

Полина Истомина

20 лет, студентка

Сервис: Gett
Что случилось: забыт кошелек

«Случай произошел с моим молодым человеком в Перми — он оставил кошелек в такси Gett с картами, документами и крупной суммой наличных на сиденье. Спустя несколько часов мы вместе стали звонить Дмитрию, водителю такси, но он не отвечал. Не ответил он и на СМС с просьбой вернуть кошелек за вознаграждение. Вышел на связь только после сообщения с угрозами с нашей стороны — он позвонил и сказал, что находится в 200 километрах от Перми и что не может приехать, так как выпил. Мой молодой человек предложил приехать самому, но Дмитрий занервничал и пообещал перезвонить. Когда он снова набрал нас, выяснилось, что на самом деле он в 30 километрах от города. Пока мы ехали к нему, он позвонил еще раз и сказал, что пересчитал деньги в кошельке и хочет узнать, сколько он получит в качестве вознаграждения. Приехав домой к водителю и забрав кошелек, мой молодой человек дал ему тысячу рублей, что очень возмутило Дмитрия.

Спустя два дня нам стала писать уже жена таксиста. По ее словам, Дмитрий поступил с нами по-человечески, а у нас нет ни грамма совести. Девушка потребовала дать 25% от суммы, которая была в кошельке. Когда мы пригрозили ей статьей о вымогательстве, она, в свою очередь, заявила, что, согласно статье 229 ГК РФ, мы должны дать ее семье до 20% от денег из кошелька. В законе действительно есть это, но пункт 3 этой самой статьи утверждает, что право на вознаграждение не возникает, если нашедший не заявил о находке или попытался ее утаить. Мы были готовы дать им больше денег, если бы Дмитрий и его жена не пытались скрыться от нас, не врали и не совали руки в чужие кошельки. В конце концов мы просто добавили их в черный список в своих телефонах, чтобы они больше не пытались связаться с нами. Обратиться в службу поддержки Gett у нас не получилось, так как их телефон в нашем городе недоступен. Мы все еще пользуемся сервисом, так как до этого никаких нареканий у нас не было, — там есть хорошие водители, просто один раз нам не повезло».

Дарья Шаталова

18 лет, студентка

Сервис: «Рутакси»
Что случилось: водителя побили по дороге

«Я возвращалась ночью с вокзала домой, за рулем был мужчина восточной наружности. Во время движения он подрезал другую машину, причем так резко, что я испугалась. Водитель того автомобиля показал таксисту знак, чтобы он остановился у обочины. Они затормозили и вышли на дорогу. Мужчина, которого мы подрезали, начал оскорблять таксиста, в том числе и по национальному признаку, таксист в ответ коряво ругался матом по-русски. Потом начал бить таксиста, а тот неуверенно ему отвечал. Я все это наблюдала из окна, не зная, что делают в таких ситуациях. Все это продолжалось минут 10 точно, я уже собралась позвонить диспетчеру, но тут появилась третья машина и третий водитель, который их разнял. После этого таксист, слегка запачканный грязью, сел обратно в автомобиль и поехал, как будто так все и было задумано. Никаких извинений или объяснений я не услышала».

Лилия Сотова

27 лет, переводчик-синхронист

Сервис: «Яндекс.Такси»
Что случилось: угрозы

«Водитель сразу показался нам очень странным, словно обдолбанный или на отходняках — это проявлялось в медленной речи и в том, как он фокусировался на дороге. Во время поездки ему кто-то позвонил, он ответил и, разговаривая, проигнорировал указания навигатора. Мы сказали ему, что едем не в ту сторону, но он никак на это не отреагировал. В какой-то момент мы попросили остановить и выпустить нас. Как только я вышла из машины, то поставила таксисту 1 звезду и написала негативный отзыв. Мы начали искать вторую машину, как вдруг появился водитель первой с угрозами и воплями, почему мы так низко оценили его профессиональные качества. Мы бросились от него, он побежал за нами. Догнать нас он не смог, так как мы забежали в подземный переход, а у него осталась открытой машина. Потом еще какое-то время таксист названивал мне с угрозами и говорил, что он своего добьется. В полицию обращаться я не стала, так как все это было сказано со злости и несерьезно. Достаточно того, что после моего запроса в службу поддержки его сразу нашли и отключили от системы».

Диана Курнакова

20 лет, графический дизайнер

Сервис: «Яндекс.Такси»
Что случилось: приставания водителя

«Я засиделась допоздна в ресторане, вызвала машину. Попыталась сесть назад, но таксист настоял, чтобы я перебралась вперед, что я и сделала по глупости. Сначала он странно шутил и смеялся с жутким акцентом. Потом положил мне на колено ладонь, стал замедлять ход машины и съезжать с маршрута. Я убрала его руку с колена и попросила остановить. Водитель начал кричать, что все будет хорошо, и спрашивать, почему я такая нервная. Он лез ко мне своими руками — я закричала, чтобы он остановил машину. Я взяла сумку и открыла дверь, он схватил меня за руку и попытался вернуть, но я смогла вывернуться и убежать.

Недалеко был круглосуточный магазин, персонал которого вызвал полицию по моей просьбе. Приехавшие полицейские опросили меня, я поехала домой, а позже они нашли и водителя. Через какое-то время меня опять вызвали и намекнули, что никуда дальше это дело не пойдет и таксисту ничего не будет. Мол, сама дура, нечего торчать допоздна где попало, а потом среди ночи заказывать такси. Больше мне не хотелось с этим связываться. Хотя дело на таксиста не завели, но, как я поняла, из сервиса «Яндекса» его должны были исключить. Кстати, забавный факт, позже сервис выслал мне СМС с суммой, которую я должна была заплатить за поездку. Естественно, я этого не сделала».

Что о нештатных ситуациях говорят в «Яндекс.Такси»

«Водителей на работу принимает таксопарк, с которым сотрудничает «Яндекс.Такси». Парк отвечает за отбор и проверку водителей, а также за качество оказания услуг. Чтобы повысить качество обслуживания наших клиентов, мы дополнительно обучаем и экзаменуем всех водителей, которые выполняют заказы в Москве. Водители проходят часовой курс обучения, где подробно разбирают сервисные стандарты, получают рекомендации по работе с клиентами, учатся работать с программным обеспечением. Затем водители проходят обязательный экзамен.

Таксистов отключают от сервиса в случае серьезных нарушений правил или при мелких, но неоднократных нарушениях. Мы можем узнать об этом благодаря обращению в службу поддержки, отзыву о поездке или с помощью собственных служб контроля качества и алгоритмов, которые выявляют ошибки на сервисе (например, некорректные списания).

Что касается упомянутых случаев, то мы давно столкнулись с проблемой неадекватной реакции некоторых водителей на плохие оценки, поэтому запустили систему защиты пользователей от таких ситуаций. «Яндекс.Такси» не передает телефоны клиентов водителям, которые их обслуживают, — связь происходит через собственную телефонию. Водитель получает информацию об усредненной оценке за поездки, и не сразу, а на следующий день. В любой конфликтной ситуации во время или после поездки мы предлагаем пассажирам обратиться в службу поддержки «Яндекс.Такси» по номеру 8 (499) 705 88 88 или через раздел «Мне нужна срочная помощь» в приложении.

Что касается конкретной истории Дианы Курнаковой, то мы не нашли в архиве обращений к сервису за последний год случая, подходящего под это описание. Тем не менее, если мы получим обращение клиента о таком происшествии, мы моментально заблокируем водителя и будем готовы предоставлять полиции все данные, необходимые для расследования».

Читайте также: