Какие навыки бывают у собак

Опубликовано: 05.05.2024

date image
2018-02-14 views image
764

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Навык - это действия собаки, выработанные в результате повторения упражнений, когда условный сигнал подкрепляется пищей либо механическим воздействием. Обычно навык - это сложный набор последовательных действий (положительных и тормозных рефлексов). Например, на команду “Ко мне” собака движется к дрессировщику, садится перед ним и проявляет выдержку (тормозной рефлекс) в занятом положении. Навык - это динамический стереотип. Процесс выработки навыка условно можно разделить на три стадии (рис. 15).

1-я стадия. Дрессировщик подбирает место без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального рефлекса, входящего в состав навыка. Например, вырабатывает у собаки хватку за предмет, находящийся в руках дрессировщика, по команде “Апорт!”.

2-я стадия. Дрессировщик начинает последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав того же навыка. По команде “Апорт!” приучает брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко от собаки, и приносить его. Таким образом вырабатывается навык в целом.

3-я стадия. Продолжение упражнений по закреплению навыка до автоматического его выполнения в разнообразных условиях.

При дрессировке собак следует соблюдать следующие правила:

1. Необходимо применять два раздражителя - условный (команда) и безусловный (пища, нажим рукой и т.п.). Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

2. Физиологическая сила безусловного раздражителя должна быть большей по сравнению с силой условного.

3. Безусловный раздражитель применяют через 1-3 с после действия условного.

4. Повторять действие двух раздражителей необходимо многократно, до 20 упражнений в день в среднем с промежутками между упражнениями 4-5 мин. Когда навык начинает проявляться, режим упражнений и время между упражнениями изменяют - то сокращают, то увеличивают с учетом индивидуальных особенностей собак.

5. Выработанный навык закрепляют, постепенно усложняя обстановку и изменяя условия.

6. Дрессируемая собака должна быть здоровой, бодрой. Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. У вялой, угнетенной, больной собаки рефлексы не вырабатываются.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама, а дрессировщик вовремя дает команду и подкрепление. Например, собаку отпускают побегать, и как только она сама направляется в сторону дрессировщика, следует подать команду “Ко мне” и показать лакомство. Когда собака подойдет, дать ей лакомство и погладить. Такие методические приемы относят к методу наталкивания.

Необходимо использовать подражание, игру, повадки животного, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку. Заученные, автоматические действия играют немаловажную роль в поведении собаки. Выработка каждого нового навыка осуществляется в определенной последовательности и должна сочетаться с теми навыками, которые вырабатывались ранее. Некоторые из них частично или полностью могут входить в состав новых навыков. Например, навык на команду “Апорт!” входит в состав более сложного навыка - выборки вещей по запаху. Это в целом и составляет последовательно-сочетательную систему выработки навыков у собаки при подготовке ее к определенной службе.

В процессе дрессировки подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем применяют регулярно либо эпизодически (вероятностное подкрепление). При вероятностном подкреплении (30 процентов подкреплений) некоторые условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем при 100-процентном подкреплении, что связывают с эмоциональным возбуждением, достигающим максимума именно в данных условиях, то есть подкрепление следует за условным сигналом случайно, в непредсказуемом порядке, но с определенной вероятностью. Подкрепление усиливает или увеличивает вероятность реакции. Четкие, умелые действия дрессировщика способствуют успешному формированию навыков у собаки. Ошибочные действия ведут к возникновению нежелательных навыков, затрудняют дрессировку собаки. А чтобы переделать такие навыки в положительные, требуется еще большее напряжение нервной системы собаки, чем при первоначальной его выработке. Переделка стереотипа всегда труднее, чем его выработка. Только высокое мастерство дрессировщика дает возможность избежать ошибок в работе.


Навыки и правила их выработки у собак, служебное собаководство



















Навыки - это действия собаки, которые в результате длительного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться как бы автоматически.

Навыки животных неосознанны. Они вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык - это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов.

Например, навык на команду "Ко мне" состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между собой в определенном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых, собака садится около дрессировщика, и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении.

Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на три стадии (рис. 55).

Навыки - это действия собаки, которые в результате длительного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться как бы автоматически.

Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки

1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде "Апорт" хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, хватательный рефлекс за предмет по команде "Апорт" дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом вырабатывается навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его выполнения по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из последовательно проявляющихся нескольких условных рефлексов. Такое явление обычно называют динамическим стереотипом, так как на основе одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более сложных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила: Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки

1. Наличие двух раздражителей: один должен быть условный (например, команда), второй - безусловный (рывок поводком, пища)

2. Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается достаточно стойкий и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.

3. Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточной силы, четким, кратковременным. Бели команду "Сидеть" подавать даже очень громко, но на поясницу не нажимать, а лишь прикасаться к ней, то есть оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.

4. Условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1-2 секунды после условного. Например, подается команда "Рядом" и через 1-2 секунды делается рывок поводком.

5. Раздражители (условные и безусловные) должны применяться многократно. Повторять их действие можно примерно через 2-3 минуты. В течение дня рекомендуется до 15-40 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 15-20 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять.

6. При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях.
7. Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

8. Дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, то есть быть здоровой, бодрой. У вялой, больной собаки рефлексы не образуются.

9. Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: этот процесс тормозится защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание. Если собака наблюдает определенные действия другой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значительно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например заставить ее сесть, нажав в области поясницы. Но рефлекс на команду "Сидеть" образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.

В дрессировке собак необходимо пользоваться одновременно целым комплексом факторов, сочетая их между собой по мере необходимости и возможности (подражание, игру, естественные повадки, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку), с учетом индивидуальных особенностей поведения животного и задач дрессировки.

Всегда ли нужно применять подкрепление условного раздражителя (команда, жест) безусловным (нажатие на части тела собаки, дача лакомства и др.)?

В начальный период выработки навыка подкрепление следует применять систематически. Как только навык начинает проявляться на сигнал (команду, жест), дрессировщик изменяет порядок применения подкрепления. Считается целесообразным подкрепление применять все реже и реже, в неопределенном порядке и как бы неожиданно для собаки. Собака все время ждет подкрепления, но когда оно последует, после какого по счету упражнения, остается для нее неизвестным. Этот фактор поддерживает активность собаки в работе. В последующем, по мере еще большего упрочения навыка на сигнал дрессировщика, подкрепление применяют лишь от случая к случаю. В ходе выработки у собаки нужных навыков правильные ее действия поощряются (восклицанием "Хорошо", поглаживанием, дачей лакомства), а неправильные останавливаются и исправляются (воздействием руки, рывком поводка и др.), что также способствует лучшей выработке рефлексов.

Когда навык прочно закреплен, он проявляется автоматически на условный сигнал и без подкрепления: сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в формировании поведения начинает принадлежать внешним факторам и возникшей потребности совершать определенные мышечные движения (динамический стереотип).

Учитывая закономерности образования навыка, не следует на одном занятии начинать выработку нескольких навыков. Целесообразно вырабатывать один навык, затем сделать перерыв в работе (7-10 минут), изменить обстановку и лишь затем переключиться на другую работу, более легкую.

Количество упражнений по выработке того или иного навыка может значительно колебаться в зависимости от ряда факторов.

1. От характера вырабатываемого навыка. Например, навыки ОКД требуют максимального количества упражнений. При выработке более сложных специальных навыков к о личе ст во упражнений уменьшается, а при таких, как развитие агрессивности (злобы), задержание убегающего человека и т. п., количество упражнений доводится до минимума: 2-3 на одном занятии. Количество таких упражнений может быть большим для менее злобных, но сильных собак.

2. От характера подкрепления условных раздражителей. При пищевом подкреплении количество упражнений увеличивается и доводится до максимума, а при подкреплении механическими (болевыми) воздействиями - уменьшается.

3. От индивидуальных особенностей поведения собаки и скорости формирования вырабатываемого навыка. Если собака заметно утомлена, занятие следует прекратить. Количество упражнений уменьшается, изменяется сила применяемых раздражителей для собак, быстро устающих. На собак более активных, возбудимых нагрузка увеличивается. Если у собаки быстро формируется навык, то продолжительность занятий и количество упражнений можно сокращать до минимума, но так, чтобы навыки на каждом занятии (уроке) упрочивались и совершенствовались.

В процессе дрессировки нужно поддерживать оптимальный режим упражнений с учетом степени активности собаки в работе.

navyki

Навыки — это действия собаки, которые в результате длительного повторения стали в ответ на действие раздражителя проявляться как бы автоматически.

Навыки животных неосознанны. Они вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык —это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов.

Например, навык на команду «Ко мне!» состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между собой в определенном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых, собака садится около дрессировщика и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении.

При дрессировке собак у них вырабатывают общедисциплинарные и специальные навыки. Одни из этих навыков более сложные, например, работа собаки по запаховому следу,- выборка вещей, другие — менее, например, навыки на команды «Сидеть!», «Лежать!», «Стоять!»

Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на 3 стадии:

1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка.
2-я стадия. Выработка последующих условных рефлексов, составляющих навык в целом
3-я стадия. Упрочение навыка до автоматического его проявления в различных условиях

Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде «Апорт!» и хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, хватательный рефлекс за предмет по команде «Апорт!» дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом проявляется навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его проявления по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из последовательно проявляющихся условных рефлексов. Такое явление обычно называют динамическим стереотипом, т. к. на основе одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более сложных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила:

а) наличие 2-х раздражителей: один должен быть условный (например, команда), второй—безусловный (рывок поводком, пища);

б) выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается достаточно сильный и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить;

в) сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточной силы, четким, кратковременным. Если команду «Сидеть!» подавать даже очень громко, но на крестец не нажимать, а лишь прикасаться к нему, т. е. оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки;

г) условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1—2 секунды после условного. Например, подается команда «Рядом!» и через 1—2 секунды делается рывок поводком.

д) раздражители (условные и безусловные) должны применяться многократно. Повторять их действие можно примерно через 3—5 минут. В течение дня рекомендуется 8—20 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и 3—10 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять;

е) при дрессировке в” первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, т. к. они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях;

ж) команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика;

з) дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, т. е. быть здоровой, бодрой. У вялой, больной собаки рефлексы не образуются;

и) обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: их образование тормозится защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание. Если собака наблюдает определенные действия другой хороню обученной собаки, то выработка навыка значительно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например, заставить ее сесть, нажав в области крестца. Но рефлекс на команду «Сидеть!» образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания

Дрессировка собак в Петербурге

Мои клиенты

Лабрадор ретривер Лаки

Бигль Марс

Йоркширский терьер Синти

Метис Иосиф

Сенбернар Барс

Перуанская хохлатая собака Додик

Золотистый ретривер Райт

Бордоский дог Хучик

Вельш корги Купер

Вельш корги Тапа

Бордоский дог Анри

Лабрадо ретривер Море

Тайский риджбек Тайсон

Акита ину Мару

Новое в моем блоге

Все псы попадают в рай?

Необходимость двух обязательных прогулок в день даже не ставится под сомнение

Все псы попадают в рай?

Всегда, во все времена люди задумывались, что проиходит с душой собаки после смерти

Как по языку тела собаки определить, что она хорошо усвоила навык?

Специалисты отмечают, что когда собака успешно решает задачу, ее поведение заметно меняется

Правда ли, что холодный и мокрый нос это показатель здоровья собаки?

По легенде, Бог подарил собаке холодный мокрый нос в награду за ее невероятное мужество и самоотверженность

Почему наши два лабрадора так по-разному себя ведут?

Собаки одинаковой породы не обязательно будут иметь одинаковые характеры и привычки

главная страница
Статьи
Дрессировка собаки
Какие бывают методы дрессировки собак

Кинолог Александр Смирнов

Какие бывают методы дрессировки собак

Какие бывают методы дрессировки собак

Навыки— это формы поведения собаки, приобретенные в процессе жизни или дрессировки. Навыки разнообразны, различны по своему значению и представляют собой последовательное проявление нескольких рефлексов: навык подноски предметов проявляется в виде отыскивания предмета, взятия его зубами и подноски к дрессировщику и т. п.

Необходимые навыки у дрессируемой собаки вырабатывают следующими методами: подражательным, вкусопоощрительным, контрастным и механическим. Пользоваться ими нужно осторожно и умело, учитывая тип высшей нервной деятельности животного.

Подражательный метод

основан на использовании врожденной способности одной собаки подражать действиям другой, так как по природе собаки — животные, живущие стаей и подчиняющиеся в своем поведении вожаку, а в возрасте до года — суке-матери, которая обучает щенят осторожности, маскировке, активной и пассивной обороне. Все врожденные инстинкты дополняются жизненным опытом, основанным на подражании и подчинении силе.

Этот метод наиболее распространен при дрессировке пастушьих и охотничьих собак. Вместе со взрослыми собаками в работе участвуют щенки, которые учатся у своих старших сородичей необходимым действиям. Этим методом легко учить собак преодолевать препятствия, производить хватку, задерживать убегающего и т. п., но нельзя научить командам, запрещающим действие.

Вкусопоощрительный метод.

При этом методе дрессировки собаку побуждает к выполнению желаемого для дрессировщика действия пищевой раздражитель, а дача лакомства используется для подкрепления условного рефлекса на команду, жест. Положительные стороны этого метода — быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов, требующих действия, большая заинтересованность ее в выполнении этих действий, а также сохранение и укрепление контакта дрессировщика с собакой. Недостаток метода в том, что он не обеспечивает безотказного выполнения команд, особенно при наличии отвлекающих раздражителей. Кроме того, этим методом невозможно отработать команды, запрещающие действие. Вкусопоощрительный метод является основным при дрессировке щенков и декоративных собак.

Контрастный метод

по-видимому, можно считать основным методом дрессировки собак. Сущность его состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на центральную нервную систему животного в различных видах (лакомство, поглаживание). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные — для закрепления этих действий. Например, при отработке приема "Сидеть!" соответствующая команда подается строгим тоном, дрессировщик нажимает рукой на крестец собаки (механическое воздействие), а после посадки дает лакомство и поощряет поглаживанием, одобрительным "Хорошо!".

К положительным сторонам этого метода дрессировки следует отнести: быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; наличие у собаки заинтересованности (от условного пищевого рефлекса); сохранение и упрочение контакта собаки с дрессировщиком; возможность достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий в сложных условиях (при наличии отвлекающих раздражителей).

Механический метод

состоит в том, что в качестве безусловного используется механический раздражитель, вызывающий у собаки стремление избежать механического воздействия. Например, рефлекс посадки отрабатывается нажатием рукой на круп собаки (механический раздражитель не только вызывает безусловный рефлекс, но и подкрепляет условный раздражитель, т. е. команду или жест). Положительные стороны этого метода заключаются в том, что все действия закрепляются у собаки прочно, надежно и выполняются безотказно. Метод применяется при дрессировке взрослых собак с сильной, уравновешенной нервной системой. При частом его применении в дрессировке у молодых собак наступает угнетенное, заторможенное состояние и недоверие к дрессировщику. Собака начинает бояться дрессировщика и выполняет его команды принужденно, без интереса.

При использовании этого метода нельзя допускать длительных и сильных болевых воздействий на животное. Следует учитывать его индивидуальные особенности, помня, что угнетенное состояние, пассивность и трусость собаки делают невозможным отработку необходимых навыков.

Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие. Выработка навыка происходит в три стадии:

Первая стадия

выработки навыка заключается в том, чтобы вызвать у собаки первоначальную реакцию (и действие) в ответ на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.). Она характеризуется тем, что у собаки наблюдается слабая дифференцировка условных раздражителей (она нечетко различает команды путается в их исполнении). Дрессировщик должен поощрять лакомством только правильное выполнение команды. Занятия надо проводить без отвлекающих собаку посторонних раздражителей и на коротком поводке.

Вторая стадия

состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу) добавляются другие действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс. Например, иногда подход к дрессировщику по команде "Ко мне!" дополняется обходом его справа к левой ноге и самостоятельной усадкой. На этой стадии не следует усложнять условия, в которых навык отрабатывается. Это обеспечит быструю и легкую его выработку.

Третья стадия

состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в сложных условиях окружающей среды, т. е. при наличии посторонних раздражителей. Это необходимо для того, чтобы достичь безотказного проявления навыков или довести их до автоматизма. Проводя занятия, меняют место, время, условия, применяют более сильные меры воздействия на собаку, используют не только подражательный, но и контрастный метод дрессировки, а на тренировках в основном механический метод.

В результате дрессировки, т. е. наработки навыков, у собаки вырабатывается определенный динамический стереотип поведения. Под динамическим стереотипом понимают свойство коры головного мозга животного обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную систему. Проявление динамического стереотипа заключается в способности собаки к "программированию" своего поведения (например, поднося предмет дрессировщику, собака садится и ждет, когда он возьмет его).

Чем прочнее динамические стереотипы, тем надежнее работа собаки. Однако при неправильных действиях дрессировщика у собаки может возникнуть отрицательный (ненужный) стереотип. Например, если подавать команды в одной и той же последовательности ("Стоять!", "Сидеть!", "Лежать!" и т. п.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между их подачей, собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в этой последовательности, уже не реагируя на подаваемые команды. Чтобы избежать этого, следует при дрессировке собак чередовать различные команды и время занятий.

При выработке навыков у собаки пользуются общими и специальными приемами дрессировки. Общие приемы дрессировки облегчают подчинение собаки дрессировщику, создают условия для управления ее поведением благодаря усилению связи (контакта) дрессировщика с собакой. Специальные приемы дрессировки закладывают навыки, отработка которых обеспечивает использование собаки в определенных целях, например как розыскной, караульной, пастушьей, ездовой, охотничьей и т. д.

Успех дрессировки до некоторой степени зависит от условий окружающей среды. Жаркая или холодная погода затрудняет работу, ветреная облегчает или затрудняет управление поведением собаки и т. д. Наиболее благоприятная температура воздуха для дрессировки от —15 до +20 °С. Тренировки в холодную или жаркую погоду повышают служебные качества собаки. В холодную погоду собаку нужно защищать попоной, в жаркую чаще давать пить и предоставлять отдых по возможности в тени. В сырую, дождливую погоду тело собаки необходимо прикрывать попоной из непромокаемой ткани или пленки.

При дрессировке к каждой собаке необходим индивидуальный подход, т. е. с учетом анализа поведения, состояния ее организма, возраста, условий выращивания и воспитания. Учитываются преобладающая реакция поведения, особенности нервной системы щенков и молодых собак до 1,5 лет. Молодняк нужно втягивать в работу постепенно, соблюдая режим упражнений. Если у молодой собаки преобладает пищевая реакция, следует больше применять пищевые раздражители. При наличии пассивно-оборонительной реакции необходимо осторожно использовать механические раздражители. Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, упражнения на охрану проводятся после отработки тормозных рефлексов. При дрессировке собак возбудимого типа нервной системы отрабатывать тормозные навыки следует осторожно и постепенно, так как напряжение тормозного процесса может привести к неврозу. Нужно учитывать, что собаки подвижного типа (сангвиники) легко дрессируются, а у собак инертного типа (флегматиков) навыки вырабатываются медленно. При организации занятий в группах инструктор должен составлять индивидуальный график.

Проявление нежелательных навыков у собак следует подавлять. Например, нежелательный навык развивается, когда собака стремится напасть на домашнее животное, лаять на пролетающих птиц, гоняться за ними и т. д. В результате она становится непригодной к несению службы, и отучить ее от этого бывает очень трудно. Нельзя также допускать натравливания собаки на прохожих, детей, иначе она всегда будет проявлять агрессивность, нападать на посторонних без команды дрессировщика и станет опасной для окружающих, что сделает невозможным ее содержание в квартирных условиях.

Ошибки, допущенные в процессе дрессировки, затрудняют выработку навыков и приводят к появлению нежелательных рефлексов, снижающих служебные и другие качества собак. Например, неправильное воздействие на собаку поводком может привести к возникновению рефлекса боязни дрессировщика.

Дрессировщик может путать порядок применения условных и безусловных раздражителей, например сделает рывок поводком (безусловный раздражитель), а затем подает команду "Рядом!" (условный раздражитель). Это нарушение одного из законов возникновения условного рефлекса ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой. У собаки также может возникнуть нежелательная реакция на обстановку и время, если дрессировку вести всегда в одном месте и в одно и то же время.

Часто владелец недоумевает, почему собака, все делая дома, на площадке не работает. Это явление объясняется тем, что рефлекс угасает под воздействием сильных посторонних раздражителей, т. е. навык не отработан до автоматизма.

Что нужно помнить, приступая к дрессировке собак?

1. Первые занятия должны быть направлены на установление взаимопонимания (контакта) дрессировщика и собаки.
2. Отработку приемов и упражнений нужно проводить от простого к сложному. Начинать занятия необходимо в местах с наименьшим количеством посторонних раздражителей.
3. Следует соблюдать строгую последовательность в выработке навыков.
4. Приемы нужно отрабатывать комплексно, т. е. одновременно и параллельно сразу несколько приемов, при этом навыки должны быть в разных стадиях формирования.
5. Лучше начинать отработку нового приема в первой половине занятия, однако не в самом начале, когда собака еще недостаточно послушна, но и не в конце, когда она утомлена.
6. Заниматься нужно в разное время утром и вечером, обязательно до кормления или спустя 2—3 ч после него. Не следует повторять один и тот же прием более 3—4 раз — это утомляет собаку.
7. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо решить, чего владелец хочет достичь, и каким путем будет добиваться поставленной цели.

4. Навыки и порядок их отработки

Понятие о навыках. При дрессировке собаку приучают выполнять определенные действия. Каждое из действий, отрабатываемое у собаки при дрессировке, обозначается как навык. Навыки дрессировки весьма разнообразны и различны по своему значению: например, подход собаки к своему дрессировщику пб команде «ко мне» или такое сложное действие, как выборка вещи по запаху ее владельца. Каждый навык после окончательной отработки должен представлять собой вполне законченное действие, выполняемое собакой по требованию дрессировщика (командам и жестам). Всякий навык, как законченное действие, достигается не сразу, а путем постепенного усложнения. Это усложнение навыка состоит в последовательной выработке условных рефлексов, так как каждый из навыков состоит из нескольких условных рефлексов, вырабатываемых на основе определенного безусловного рефлекса.

Условные рефлексы, вырабатываемые при дрессировке, представляют собой определенные движения собаки, а поэтому обозначаются, как двигательные условные рефлексы. Эти рефлексы и составляют навыки. Следовательно, навык — это сложное действие, которое постепенно вырабатывается у животного в процессе жизни и дрессировки.

Приемы дрессировки. Совокупность последовательных действий дрессировщика при отработке навыка составляет прием дрессировки собаки. Каждый прием подразделяется на следующие стадии (см. рис. 101).


Рис. 101. Схема порядка отработки приема дрессировки

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.).

В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «ко мне» первоначальное действие, отработанное у собаки, будет состоять в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.

При отработке навыков «стоять», «сидеть» и «лежать» в первом периоде от собаки требуют выполнения команды без выдержки.

Первая стадия характеризуется двумя существенными особенностями:

во-первых: у собаки можно наблюдать явления обобщения условных раздражителей, суть которого состоит в том, что собака не имеет еще четкого различия команд между собой и может проявлять ошибочные действия, например по команде «сидеть» ложится и т. д.

В этом случае дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и закреплять дачей «лакомства» только правильно выполненные действия.

Во-вторых, на этой стадии первоначальная связь на команду еще не установлена и дрессировщик не в состоянии преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий у собаки занятия по дрессировке следует проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Вторая стадия состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию (основному условному рефлексу), воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие первоначальный условный рефлекс Таким усложнением в процессе подхода собаки к дрессировщику по команде «ко мне» является закрепление определенного положения собаки у левой ноги дрессировщика и установление условного рефлекса на жест, выдержки в различных положениях и т. д.

В этой стадии дрессировки, так же как и в предыдущей, не следует усложнять условия окружающей среды. Это обеспечивает быструю и легкую выработку желаемых навыков у собаки. Следует добиваться у собаки четкого различия (диференцировки) применяемых команд и все ошибочные действия своевременно затормаживать применением, в случае необходимости, механического способа (рывки поводком, строгий ошейник и т. п.), а действия, правильно выполненные, закреплять поощрением.

Третья стадия приема дрессировки состоит в закреплении отрабатываемого сложного действия (навыка) в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для того, чтобы достигнуть безотказного выполнения отрабатываемых у собаки навыков при наличии различных посторонних отвлекающих собаку раздражителей. Как только у собаки будет достигнуто достаточно четкое и безотказное выполнение всех действий, условия занятий необходимо усложнять, место занятий как можно чаще разнообразить и занятия проводить при наличии различных посторонних раздражителей (разнообразных звуков, людей, других животных и т. д.). Первоначально в таких условиях у собаки будет усиленно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно этот рефлекс будет угасать, собака начнет привыкать к новым для нее раздражителям. Дрессировщик для управления поведением собаки в усложненных условиях должен применять более сильные меры воздействия, чем обычно (увеличить силу применяемых механических раздражителей), при этом уметь использовать и угрожающую интонацию в командах, как условный сигнал на последующее, болевое воздействие.

Во всех случаях отвлечения собаки и отказа ее от выполнения того или другого действия по команде дрессировщик должен добиваться от собаки выполнения этого действия, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях.

Навык как динамический стереотип. В основе образования навыков лежит физиологический процесс, обозначаемый академиком И. П. Павловым понятием динамического, т. е. двигательного стереотипа. Под динамическим стереотипом понимается свойство коры головного мозга собаки обобщать и связывать между собой отдельные условные рефлексы, а также условные раздражители в определенную последовательную систему.

Выработка определенных стереотипов в поведении собаки при дрессировке имеет весьма большое практическое значение: чем более закреплены определенные действия в определенную систему (стереотип), тем более закончено безотказное выполнение собакой действия.

Однако в процессе дрессировки, в результате ошибочных действий дрессировщика, может возникнуть стереотип отрицательного значения. Так, например, если применять команды в одной и той же последовательности (например: стоять — сидеть — лежать и т. д.), соблюдая при этом относительно равные промежутки времени между подачей команд, у собаки может возникнуть отрицательный для дрессировщика стереотип. Этот динамический стереотип будет проявляться в том, что собака, прочно усвоив определенную последовательность выполнения действий, будет выполнять их в той последовательности, в какой эти действия отрабатывались, не реагируя даже на подаваемые команды.

Для того чтобы избежать этого, следует при отработке навыка различные команды применять в разной последовательности.

Общие и специальные приемы дрессировки. Приемы дрессировки, в зависимости от своего назначения, подразделяют на общие и специальные.

Посредством общих приемов дрессировки достигается «подчинение собаки своему дрессировщику», обеспечивается и усиливается необходимая взаимосвязь — контакт дрессировщика с собакой, а также закладывается основа для специального курса дрессировки. Этого достигают отработкой общих приемов различного назначения.

Специальными приемами дрессировки называются такие приемы, отработка которых обеспечивает использование собаки для определенных служебных целей (розыскной, караульной, сторожевой и т. д.).

Отработка одних общих приемов обеспечивает такие навыки, которые основаны на деятельном состоянии нервной системы, — состоянии возбуждения, которое проявляется в определенных действиях собаки, например подхода собаки к дрессировщику по подзыву, свободное состояние по команде «гуляй» и т. д.


Рис. 102. Основная схема дрессировки служебных собак

Отработка других общих приемов дрессировки обеспечивает такие навыки, которые основаны на временной задержке — торможении в нервной системе собаки, например запрещение нежелательного действия по команде «фу» или выдержка.

Отработка большинства общих приемов дрессировки имеет своей целью установить в нервной системе собаки необходимые соотношения между процессами возбуждения и торможения, сбалансировать эти процессы между собой, что, в конечном итоге, обеспечивает хорошее послушание — «дисциплину» собаки.

Этого достигают посредством выработки положительных и отрицательных тормозных условных рефлексов.

Положительным условным рефлексом называется рефлекс, который у собаки вырабатывается на основе процесса возбуждения и проявляется как определенное действие собаки, выполняемое по сигналу дрессировщика. Выработка такого рефлекса достигается обычным способом, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным.

Тормозной (отрицательный) условный рефлекс вырабатывается у собаки на основе процесса активного торможения и проявляется в задержке или прекращении действий собакой. Желая получить выдержку у собаки, например навык посадки, дрессировщик командой «сидеть» вызывает у собаки проявление положительного условного рефлекса. Собака по команде «сидеть» принимает положение посадки. Но для того чтобы собаку задержать в положении посадки, дрессировщик дает собаке «лакомство» не сразу после выполнения команды, а через все более удлиняющиеся промежутки времени (от нескольких секунд до 2 минут).

Таким образом, дрессировщик при воспитании тормозного условного рефлекса — выдержки применяет принцип задержания пищевого безусловного раздражителя. Собака, ожидая «лакомства», на протяжении этого времени находится в состоянии задержки (запаздывающее торможение) всех своих действий. При попытках собаки встать вновь применяется команда «сидеть», которая может сопровождаться действием безусловного раздражителя (нажатием на круп).

При отработке выдержки следует соблюдать строгую последовательность, сразу не гнаться за продолжительным временем, а желаемой выдержки достигать постепенно, путем последовательного развития и закрзпления тормозного процесса. Иначе можно у собаки получить срыв торможения, и выдержка у такой собаки может полностью исчезнуть.

Процесс торможения имеет весьма большое значение при выработке диференцировки, т. е. приучения собаки различать между собой те или иные раздражители, например команды, запахи, жесты и т. д.

Собаку приучают четко различать между собой команды и жесты на основе того, что каждый условный раздражитель сопровождается таким безусловным раздражителем, который у собаки вызывает проявление определенного безусловного рефлекса:, команда «рядом» — рывком поводка, команда «сидеть» — нажатием на круп, команда «лежать» — нажатием на холку и т. д. В результате этого каждая команда, связываясь с тем или другим безусловным раздражителем, приобретает для собаки определенное значение, становится сигналом на определенное действие. Собака приучается различать — диференцировать значение команд.

Однако при этом весьма большое значение имеет использование активного торможения в виде так называемого диференцированного торможения. Если собака по команде выполнила действие правильно, то это действие закрепляют дачей «лакомства», оглаживанием и восклицанием «хорошо». Если действие выполнено неправильно, то собака поощрения не получает. Таким образом, одно действие (условный рефлекс) закрепляется, а другое тормозится.

Диференцированное торможение имеет большое значение при выработке более тонкой диференцировки, например при приучении собаки к выборке вещи по индивидуальному запаху человека. В этом случае особенно тщательно следует подкреплять каждое правильное действие собаки дачей «лакомства» и не подкреплять ошибочно выполненное действие.

Для того чтобы ускорить выработку диференцировки при выборке вещи по запаху, с успехом можно использовать команду «фу» как условный тормоз. В момент, когда собака пытается взять вещь с другим запахом, дрессировщик подает команду «фу» пониженным голосом, так как команда «фу», подаваемая полным голосом, может вызвать у собаки последовательное торможение, и собака откажет в выборке вещей.

Понятие о методике дрессировки. Общие и специальные приемы дрессировки должны прорабатываться в такой последовательности, которая в наибольшей степени содействует достижению окончательной цели.

Методика дрессировки как определенная система проработки приемов обеспечивает подготовку собак для служебных целей (караульные, розыскные, сторожевые и т. п.).

Основными положениями методики дрессировки собак являются: во-первых, строгая последовательность прохождения приемов дрессировки по принципу «от простого к сложному»; во-вторых, определенная взаимосвязь между приемами дрессировки. Эта взаимосвязь выражается в том, что отработка одних приемов дрессировки служит основой для отработки последующих.

Дрессировка собак должна производиться по принципу постепенного наращивания и усложнения навыков у собаки. При этом отрабатываемые навыки зависимы друг от друга и: находятся в определенном взаимодействии друг с другом. Отработка более простого навыка обусловливает отработку последующего, более сложного и т. д.

Так, навык собаки на следовой работе вырабатывается но сразу, а последовательно, и его отработка основывается на других, ранее закрепленных у собаки навыках. Вначале собаку приучают к выборке вещи по запаху ее дрессировщика. После этого приучают к поиску вещи дрессировщика по его собственному следу, затем только переключают собаку на поиск вещи дрессировщика, но уже по следу помощника, который уносит вещь, и только после этого пускают на поиск по следу самого помощника, развивая при этом у собаки активно-оборонительную реакцию на последнего.

Для обеспечения последовательности прохождения общих и специальных приемов дрессировки весь курс практической дрессировки собак подразделяется на общий и специальный.

Порядок из хаоса

Порядок из хаоса Излюбленным аргументом креационистов является утверждение о невозможности самопроизвольного развития сложных структур из простых на основе случайных изменений. Действительно, здравый смысл вроде бы подсказывает, что, сколько бы мы ни ворошили лопатой

Глава 9. Общественный порядок без любви

Глава 9. Общественный порядок без любви … и в сердце вечный хлад Гёте Противопоставление анонимной стаи и личной связи, которым мы закончили предыдущую главу, означает лишь, что эти два механизма социального поведения в весьма значительной степени исключают друг друга;

У павианов главное — порядок

У павианов главное — порядок Многие виды стадных животных пришли к сходному решению проблемы полов: во избежание бесконечных стычек и драк самец изгоняет из стада ставших половозрелыми самцов, включая и собственных сыновей. Плодовитость стада от этого не страдает, так

Порядок

Порядок Закон, который я довольно расплывчато называю порядком или правильностью, очень важен в искусстве и дизайне, особенно в дизайне. Опять же, этот принцип так очевиден, что трудно говорить о нем так, чтобы это не звучало банально, но обсуждение зрительной эстетики

Порядок рождения и манипулирование родительским вкладом у человека

Порядок рождения и манипулирование родительским вкладом у человека В исследованиях в области эволюционной антропологии в последние годы большое внимание уделяется вопросу о роли раннего социального опыта в формировании особенностей поведения человека и его

Глава 7. Порядок и хаос в обществе.

Глава 7. Порядок и хаос в обществе. Самая главная и наиболее эффективная [сила], гарантирующая длительное сохранение… власти — это не насилие во всех его формах, используемое власти предержащими для управления подчиненными, а все виды уступок, на которые идут

Читайте также: