Какой породы была собака из произведения выскочка

Опубликовано: 02.05.2024

"Выскочка" ответы на вопросы, чтение 4 класс, 2 часть, рабочая тетрадь Климанова

  1. Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? Объясни.
  2. Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка?
  3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?
  4. Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?
  5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему ты так считаешь?
  6. Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.
  7. Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа в «Рабочую тетрадь».

Пришвин


Дадим ответы на вопросы к рассказу Пришвина "Выскочка".

  1. Автор назвал свой рассказ "Выскочка" потому, что его главной героиней оказывается не собака, а сорока, без глупого поступка которой не было бы и самого рассказа.
  2. Вьюшка - очень веселая собака, лайка, с хвостиком колечком. Ее имя произошло от названия реки, где она родилась - Бия. Но потом трансформировалось в Бьюшку, и далее во Вьюшку.
  3. Вьюшка была добродушной собакой, но в тот день сороки себя превзошли. Они украли одну кость и порывались украсть вторую. При этом одна сорока вела себя совсем нагло, она перла напролом и Вьюшка решила ее проучить. Собака проявила хитрость и выдержку..
  4. Выскочка - это самоуверенная и наглая сорока, которая думала, что она хитрее и умнее всех. Она хотела нагло отобрать вторую кость у собаки, словно позабыв, что собака крупнее и сильнее во много раз. Это говорит о глупости Выскочки. Выскочка вызывает раздражение и смех. Она лезет вперед всех и поэтому автор неслучайно называет ее Выскочкой.
  5. Выскочка рассчитывала на свою скорость, думала, что пока собака не смотрит успеет схватить кость и улететь, но не тут-то было. Самый напряженный момент - попытка Выскочки улететь с костью. Читатель переживает, удастся ли эта акция или нет.
  6. Автор с любовью описывает собаку, с иронией сороку. Собаке он сочувствует, над сорокой насмехается. Наглых-то никто не любит.
  7. История Пришвина закончилась справедливым возмездием и это правильно.

  1. Появления у нас собаки Вьюшки
  2. Поведение сорок при виде косточек
  3. Кража косточки
  4. Охота на вторую кость
  5. Наглость Выскочки
  6. Прощай сорочий хвост
  7. Страшное зрелище
  8. Насмешки товарок.

Вариант другого окончания рассказа:

Когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка ринулась вперед схватила кость и попыталась взлететь. Но Вьюшка была на чеку и успела схватить зубами хвост Выскочки. Выскочка вырвалась, но ее радужные перья остались в зубах собаки. Выскочка застыла, потом решительно подлетела и села прямо перед носом собаки.

Она повесила голову, словно предлагая разом покончить со всем, ведь жизнь без хвоста ей была не нужна.

Вьюшка потрогала сороку лапой, подумала немного, и пододвинула лапой вырванные перья. Выскочка схватила их клювом и отлетела в сторону. Там ее уже ждали другие сороки. Они громко галдели, обсуждая случившееся, а потом принялись по очереди втыкать Выскочке обратно вырванные перья.

Ответы на вопросы по рассказу "Выскочка" 4 класс

В рассказе "Выскочка" мы узнаём о поведении сороки по прозвищу "Выскочка", которая хотела украсть у лайки Вьюшки сахарную косточку. Поведение сороки было отличным от поведения других сорок, потому что Выскочка хотела выделиться на фоне своих собратьев и за это она поплатилась, оставшись в результате без своего хвоста.

К рассказу в учебнике есть семь разных вопросов, на которые вы можете прочитать ответы ниже.

Эти вопросы будут совсем не сложными для тех, кто читал рассказ "Выскочка", но если вы его не читали или читали только краткое содержание рассказа "Выскочка", эти ответы будут для вас полезны.


Пришвин


Примерное заполнение рабочей тетради ученика(-цы) 4-го класса по рассказу Пришвина "Выскочка"

  • В названии рассказа дана суть всего сюжета, где одна из сорок, возомнив себя самой умной, решила в одиночку добыть косточку, за что поплатилась, лишившись хвоста. И как ей не советовали другие сороки - соединиться с ними, она не послушалась, за что и была наказана.
  • Кличка у собаки была сначала другой - Бия по названию сибирской речки откуда ее привезли. Позднее она превратилась во Вьюшку, человеческий фактор (искажение) сыграл в этом преображении свою роль, хотя по внешнему виду и поведению собаки, такое имя ей больше подходит. У нее ведь ушки были похожи на рожки, а хвостик завивался колечком в минуты радости или разворачивался бревном, когда она испытывала тревогу, точно вьюшка, на которую наматывают трос.
  • Во время встречи с сороками показано, как собака на лету приобретает опыт. Если первая стычка со стаей закончилась потерей косточки, то уже вторая попытка, отнять лакомство, завершилось победой Вьюшки. Она сумела обхитрить наивную глуповатую сороку и даже проучить ее. Собака притворилась будто наблюдает за стаей и позволила одинокой сороке схватить добычу, но как только птица ухватила косточку, Вьюшка быстро набросилась на нее, и только чудо спасло сороку от гибели.
  • Из рассказа сразу видно, что Выскочка - это исключение в семье сорок. Она не желает поступать так, как все по ранее согласованному плану, она предпочитает действовать на свой страх и риск, который оказывается неоправданным, ибо Выскочка терпит поражение. С одной стороны, самостоятельность и неординарность принятия решения вызывает симпатию, но, в случае с Выскочкой ее действия кажутся глупостью и надменностью, т.к. она не прислушивается к здравому смыслу. Поэтому, читая произведение, становится смешно из-за ее нелепых действий и радуешься, что сорока потеряла только хвост, а не жизнь. Пришвин не случайно дает ей такое прозвище, показывая, что неразумно поступать так как хочется, а не так следует в конкретной ситуации, где разумнее действовать сообща, а не в одиночку.
  • Выскочка просчиталась в своих планах, т.к. подумала, что Вьюшка наблюдает за другими сороками. Ей не хватило опыта и знаний, чтобы понять размышления собаки, которая не собиралась действовать по одному и тому же сценарию. Сорока не учла, что Вьюшка гораздо умнее и не будет совершать тех же ошибок, которые уже случились в ее жизни, т.е. должна была понять своей птичьей головой, что собака дважды на одни и те же грабли не наступит. Самым напряженным потому и становится сцена, где Вьюшка хватает выскочку за хвост. Ибо, не знаешь наперед: останется сорока полностью в лапах собаки или все же ей удастся спастись.
  • Сам Пришвин с насмешкой относится к своей героине Выскочке. Это проявляется в последнем абзаце рассказа, где сорочий стрекот говорит о небывалом сраме в их семействе - отсутствие хвоста у одной из птиц, которая теперь и не сорока вовсе, а пестрый шарик.
  • Если бы мне предложили переписать конец этого произведения, то я бы закончила его так: Выскочка выронила косточку и сумела рвануть в высь неба. Когти Вьюшки только и успели, что соскользнуть по ее хвосту. Однако, понимая, что она чудом не угодила в пасть собаки, сорока с тех пор перестала отрываться от стаи и начала вести осмотрительный образ жизни, не выделяя свои скудные умственные способности среди остальных членов птичьего коллектива.

И небольшой план сюжета:

  • Бия становится Вьюшкой;
  • первая встреча с сорочьей стаей;
  • и в сорочьей семье встречаются уродцы;
  • Выскочка против Вьюшки;
  • потерянный хвост;
  • негодование сорок.

выскочка пришвин читательский дневник

Цитаты

Пришвин «Выскочка» читательский дневник по рассказу поможет записать кратко какой жанр, главная мысль, краткое содержание, кто главные герои, чему учит произведение, какой план рассказа для пересказа, сколько страниц всего, и какие пословицы подходят. Чем понравилось произведение и почему оно так называется также можно записать в читательский дневник.

  1. Пришвин «Выскочка» читательский дневник 4 класс
  2. Главные герои «Выскочка»
  3. Характеристика героев
  4. План рассказа «Выскочка»
  5. Пришвин «Выскочка» краткое содержание для читательского дневника
  6. Основная мысль рассказа «Выскочка»
  7. Чему учит рассказ «Выскочка»?
  8. Отзыв на рассказ Пришвина «Выскочка»
  9. Пословицы к рассказу «Выскочка»
  10. Рисунки и иллюстрации к рассказу «Выскочка»

Пришвин «Выскочка» читательский дневник 4 класс

Жанр: рассказы о животных

Главные герои «Выскочка»

  • Вьюшка — охотничья собака-лайка. Хитрая, расчетливая, осторожная.
  • Выскочка — наглая сорока.

Характеристика героев

Вьюшка — очень веселая собака, лайка, с хвостиком колечком, с острыми ушками, похожими на рожки. Ее имя произошло от названия реки, где она родилась — Бия. Но потом трансформировалось в Бьюшку, и далее во Вьюшку. Она Вьюшка была добродушной собакой, но когда сорока пыталась украсть у нее вторую косточку, то она решила проучить наглую птицу. Собака проявила хитрость и выдержку.

Выскочка — это самоуверенная и наглая сорока, которая думала, что она хитрее и умнее всех. Она хотела нагло отобрать вторую кость у собаки, словно позабыв, что собака крупнее и сильнее во много раз. Это говорит о глупости Выскочки. Выскочка вызывает раздражение и смех. Она лезет вперед всех и поэтому автор неслучайно называет ее Выскочкой.

Выскочка рассчитывала на свою скорость, думала, что пока собака не смотрит успеет схватить кость и улететь, но не тут-то было.

Автор с любовью и уважением описывает собаку. Выскочка описана с юмором и насмешкой. Писатель осуждает действия сороки и нисколько не жалеет её, когда сорока лишилась хвоста. Наглость должна быть наказуема.

План рассказа «Выскочка»

  1. Бия становится Вьюшкой;
  2. Наглые сороки.
  3. Похищение косточки.
  4. Выскочка против Вьюшки;
  5. Хитрость Вьюшки.
  6. Потерянный хвост;
  7. Негодование сорок.

Пришвин «Выскочка» краткое содержание для читательского дневника

1 У охотников появилась лайка по кличке Вьюшка.
2 Вьюшка была прекрасным сторожем.
3 На обед Вьюшке дали две сахарные косточки.
4 Нахальные сороки похитили сахарную косточку у Вьюшки.
5 Сорока по прозвищу Выскочка пытается похитить у Вьюшки вторую сахарную косточку.
6 Вьюшка перехитрила Выскочку и схватила её за хвост.
7 Выскочка осталась без своего красивого длинного хвоста.
8 Сороки осуждали Выскочку, ведь она своей нерасторопностью опозорила сорочий род.

Основная мысль рассказа «Выскочка»

Главная мысль в том, что за плохие поступки ты всегда будешь наказан.

Основная идея рассказа в том, что нельзя отделяться от коллектива, ни к чему хорошему это не приведёт.

Чему учит рассказ «Выскочка»?

Рассказ учит нас быть честными и не воровать, ведь расплата может настигнуть в самый неудобный момент. Рассказ учит тому, что не стоит быть наглым и выделятся от коллектива. Цели можно достичь если думать сообща и действовать.

Отзыв на рассказ Пришвина «Выскочка»

Мне понравился этот рассказ и особенно то наказание, которое ждало Выскочку. То, что она лишилась хвоста, мне кажется очень правильным, ведь нельзя наглеть сверх всякой меры. Автору удалось показать, как опасно бывает отделяться от коллектива и не слушать умных советов.

Этот рассказ интересен наблюдениями за характером и поведением обычных животных. Читать его интересно и познавательно.

Пословицы к рассказу «Выскочка»

  • В семье не без урода.
  • Всякой наглости есть предел.
  • Поспешишь — людей насмешишь.
  • Голова без ума, что фонарь без огня.
  • В лихости и наглости ни проку, ни зависти.
  • Залетела ворона в высокие хоромы.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Выскочка»

пришвин выскочка план рассказа

Почему Пришвин назвал рассказ «Выскочка»? Рассказ назван по имени главной героини, сороки, которая считала себя самой умной и хитрой.

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 45. М.М. Пришвин «Выскочка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали, героев.

Глоссарий по теме:

Выскочка – человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.

Выводок - птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

Сородичи – родственники

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В Даль)

С заскоком и пыльцой в голове – глупая

срам –стыд, позор;

бдительность - внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Обязательная и дополнительная литература:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

О природе писали многие писатели – натуралисты: Д.С. Мамин – Сибиряк, Е. Чарушин, В. Астафьев, А. Куприн. Среди них М. М. Пришвин- известный русский писатель – натуралист.

Давайте вспомним, какие произведения Пришвина вы читали ил знаете?

Михаил Михайлович Пришвин написал:

«Недосмотренные грибы», «Деревья в лесу», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Лесная капель».

Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Михаил Пришвин писал:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

-Как вы понимаете эти значение этих слов?

Это значит, что человек любит и заботится о себе и своей Родине.

- Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

- Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.

Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ с таким названием?

Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ.

Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа.

Но перед чтением проведём словарно - лексическую работу.

Вам встретятся такие слова:

полено – кусок распиленного бревна для растопки;

сородичи – родственники.

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;

срам –стыд, позор;

бдительность –внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость.

Улучила – нашла подходящее время (С.И. Ожегов)

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая (В.Даль)

Чтение текста «Выскочка»

Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Биюшку, Биюшку все стали называть Вьюшкой.

Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.

Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, — известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.

Кто является героем рассказа?

( Героем рассказа является собака Вьюшка)

- Какой породы была Вьюшка?

(Вьюшка была охотничьей собакой)

- Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки.

Бия - Бьюшка – Вьюшка.

- Как вы думаете, почему?

( Вьюшку все любят)

-Какое отношение автора к собаке?

(с любовью, нежностью, обращается ласково).

- Как можно озаглавить эту часть?

Вьюшка получила подарок.

- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?

«..Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом – это означало тревогу и начало бдительности…»

- Как могут дальше развиваться события?

Продолжаем чтение текста.

Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! — и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной — хвать! Другая сорока с другой стороны хвать! — и унесла косточку.

Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собирались отнять у собаки вторую.

Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас тоже было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.

— Тра-та-та-та-та! — застрекотали все сороки.

Это у них значило:

— Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!

— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.

Это у нее значило:

— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают — наступали шесть умных сорок.

- Как сорокам удалось украсть косточку?

(хитростью: одна отвлекала, другая украла).

- Почему автор назвал сороку Выскочкой?

(Сорока была не такая как все, она лезла вперед других сорок).

- Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

«…Говорят, что в семье не без урода ..» - так Пришвин назвал сороку.

- Как вы понимаете это выражение.

- Почему автор выбрал именно эти слова?

(Они помогают показать характер героев).

Отношение автора к Выскочке, по-вашему мнению, каково?

(Добродушно-насмешливое. Автор улыбается, посмеивается над Выскочкой с мягкой иронией).

Такие произведения называются юмористическими.

Как можно озаглавить вторую часть?

Чтение текста до конца.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы. И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила её за хвост и кость выпала…

Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост.

Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут ему в зад длинную соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, — гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут — сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.

- Какой момент в рассказе самый напряженный? (кульминация сюжета)

(Когда Выскочка схватила кость и попыталась улететь)

- К какому жанру литературы отнесём это произведение?

(По жанру это произведение относится к рассказу.)

Давайте вспомним , что рассказ – это небольшое произведение художественной литературы об одном или нескольких событиях из жизни героя. У рассказа всегда есть автор.

- Какие особенности жанра вы выделите?

(описываются реальные события из жизни героев)

- А к какому стилю рассказа отнесем рассказ: к художественному или научно – познавательному?

(когда автор передает свои мысли, чувства, переживания – это художественный тип текста.

А когда сообщают точные сведения, информацию – это научный тип текста.

В этом рассказе автор показывает свои чувства, отношение к главным героям. Он пишет про Вьюшку с любовью, юмором, так как она прекрасно служила сторожем, была весёлой и всем нравилась. К Выскочке он относится насмешкой и состраданием.

«Говорят, что в семье не без урода». Потерявшей хвост сороке рассказчик сострадает: «Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц. Ничего сорочьего не остается тогда в ней, и не за что в ней не узнаешь какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой».

- Почему произведение называется «Выскочка»?

(так зовут главную героиню).

Заглавием является имя героя.

- Как вы думаете, почему она так поступила?

(хотела показать себя храброй).

Как можем озаглавить третью часть?

3.Выскочка осталась без хвоста.

Типовое тренировочное задание

Распределите слова и словосочетания по колонкам.

Веселая; ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие; не такая как все; «не то

чтобы совсем глупенькая, но с заскоком. »; пёстрая; проворная.

Правильный вариант ответа:

ушки как рожки; хвостик колечком; зубки беленькие

не такая как все;

«не то чтобы совсем глупенькая, но с заскоком. »;

Подсказка: вспомните, как описывает автор героев рассказа.

Типовое контрольное задание

Напечатайте пословицу, которая показывает главную мысль рассказа.

  • «Поспешишь – людей насмешишь».
  • «Богатством ума не купишь».
  • «Один якал, якал, да и заплакал»

1. Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»? Объясни.

Михаил Михайлович озаглавил своё произведение именем одного из главных героев – сороки.

Именно её образ является наиболее важным в рассказе, лежит в основе его идеи.

Поведение сороки закончилось для неё плачевно, а для читателя стало уроком.

Ведь для того, чтоб чего-то добиться в коллективе, важно прислушиваться к нему.

Нужно уметь правильно рассчитывать свои силы и умения, а не действовать «сломя голову».

Неоправданная самоуверенность, самолюбие закончились для птицы позором.

И такое бывает не только в животном мире.

Много людей среди нас, которые пытаются показать себя выше, чем есть на самом деле.

Но, как правило, этого сделать не удаётся.

2. Как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки? Как у собаки появилась такая кличка?

Собачка – позитивный герой произведения. Её порода – лайка.

Эта охотничья собака была умной, шустрой, верной.

Ей с лёгкостью доверяли роль сторожа.

Автор описывает её с весёлым нравом и с забавной внешностью.

Он любит своего питомца и гордится им.

Происхождение клички у этой чудесной собачки следующее: нашли её на берегу Бии (река) и назвали в честь этого места, затем ласково начали обращаться Бьюшка, что вскоре переросло во Вьюшка.

3. Что произошло с Вьюшкой? Как она проявила себя в ситуации с сорокой?

Внимание собаки отвлекли птицы — воришки, и одна из них украла косточку Вьюшки.

Среди стаи одна птица была самой высокомерной и решила, не слушая других, схватить ещё одну наживу.

Но умная собачка разгадала её план и не успела птица взлететь, как осталась без хвоста.

С этого следует, что Вьюшка себя проявила, как мудрая, предусмотрительная, шустрая собака.

Она не терпела нахальства, несправедливости и быстро «разбиралась» со своими обидчиками.

4. Что ты узнал о Выскочке? Какое чувство вызвала у тебя сорока? Случайно ли писатель так назвал её?

Главная отрицательная героиня данного произведения отличалась от своей стаи.

Она была норовистой, высокомерной, амбициозной, думала, что хитрее других, не умела действовать в команде.

У неё отсутствовала самокритика и чувство меры.

Птица вызывает насмешку, иронию, неуважение к излишней самонадеянности и глупости.

Такие черты обернулись для героини позором.

Именно поэтому Михаил Михайлович дал ей такую кличку.

Надеюсь, это стало для сороки хорошим уроком и она в дальнейшем научится действовать сообща, прислушиваться к другим и правильно оценивать свои силы.

Эта ситуация — наглядный пример того, как бывает и в мире людей.

Поэтому каждый читатель должен извлечь с этого произведения мораль и не быть выскочкой.

Ведь такие люди не смогут добиться жизненных высот и постоянно будут объектом неуважения.

5. На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему ты так считаешь?

Сорока хотела украсть вторую кость, оказавшись самой хитрой и шустрой.

Но ей это не удалось.

Неумение действовать в команде обернулось птице болью и разочарованием.

Ведь собака оказалась умнее и притворилась, что не замечает норовистую воришку – это и есть, на мой взгляд, самый напряжённый момент.

Именно в эти минуты появляется непреодолимое желание узнать, что будет дальше, какой исход ждёт эту историю.

А закончилось всё так, как должно быть – сорока получила по заслугам: схватила добычу (опять же это было напряжённое действие) и… не успела взлететь.

В итоге птица обрела не кость, а позор и лишилась хвоста.

6. Как рассказчик относится к Вьюшке и Выскочке: с любовью, юмором, насмешкой, нежностью, состраданием? Объясни.

К своей верной собаке автор относится с нежностью, теплом, любовью, состраданием из-за того, что у неё унесли заслуженную кость.

Он восхищается Вьюшкой, как верной, умной, надёжной.

Ведь ей всегда можно было довериться и спокойно оставить охранять дом.

А с сороки рассказчик насмехается, относится к ней с юмором.

Ведь она из-за своего скверного характера сама же сделала себе беду.

Возможно, у него есть и сострадание к птице, ведь та осталась неполноценным созданием, но это произошло заслуженно.

7. Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа в «Рабочую тетрадь».

С готовой историей с другим концом о выскочке — сороке можно ознакомится в готовых ответах к рабочей тетради по ссылке.

  1. познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; краткой биографией писателя;
  2. работать над осознанностью чтения, выразительностью;
  3. расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
  4. воспитывать любовь ко всему живому, прививать любовь к природе.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, тестовые карточки, иллюстрации с изображением сороки и собаки.

I. Организационный момент (психологический настрой – речевая разминка).

Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

С этой мажорной нотки и начнем наш урок.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы перелистнули последнюю страницу поэтической тетради «Тихая моя родины». Мы попытались понять, что значит любовь к родине для А. Ахматовой, А Прокофьева, С. Есенина, Н. Рубцова и других поэтов.

Стихи Рубцова волнуют душу, не зря многие из них положены на музыку.

Давайте послушаем одно из них – «Сентябрь» в исполнении нескольких учащихся.

(Чтение стихотворения на фоне музыки).

Обратимся к словарикам настроения. Попробуйте выбрать те слова, которые помогут вам описать то настроение, которое создалось у вас вовремя чтения..

(Оценивание чтецов, словесно комментируя)

Вывод: - Вот видите, ребята, тот человек, который любит свою маленькую тихую родину, способен замечать необычные превращения в мире природы. Радоваться громкому лаю, листьям, корове, грачу, и ничего не требуя взамен.

III. Подготовка к восприятию.

- Сегодня мы познакомимся с новым разделом книги. Название я вам предлагаю разгадать. Оно зашифровано на доске. Посмотрите внимательно, в этом круге буквы, составьте с этих букв слово.


- Что такое природа?

- Прочитайте внимательно слова, написанные на доске:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)

Как вы понимаете смысл этих слов? (человек заботится о себе и о своей Родине).

IV. Слово об авторе.

Эти слова принадлежат писателю М.М. Пришвину. И именно его рассказ открывает новый раздел «Природа и мы».

Посмотрите внимательно на портрет писателя.

Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?

А более подробный рассказ о нем нам приготовил (один из учеников класса, заранее подготовившийся)

Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.

Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.

Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.

Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина. В нашей школьной библиотеке вас ждут книги (обращаюсь к выставке):

«Ребята и утята»
«Лисичкин хлеб»
«Еж»
«Пиковая дама»
«Вася Веселкин»
«Золотой луг»

V. Знакомство с произведением.

А мы сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина, помещенный им в книгу для детей «Золотой луг». Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать.

Повторяйте за мной:

Так, о каком же животном пойдет речь сегодня?

А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так лают собаки в разных странах.

Писатель дал своему рассказу название «Выскочка».

- А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? (это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова).

VI. Первичное чтение (учитель + подготовленные ученики).

Сейчас мы прочитаем и выясним, кто же герои рассказа?

полено – рисунок кусок распиленного бревна для растопки;

выводок – рисунок птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;

срам – синонимы: стыд, позор;

бдительность – синонимы: внимательность, настороженность.

Вопросы на первичное восприятие:

  • Понравился вам рассказ?
  • Кто действует в рассказе?
  • Что показалось особенно интересным?

VII. Вторичное чтение.

- Сейчас вы сами будете читать этот рассказ, читайте внимательно, вдумчиво, следите за чтением товарища.

1) Чтение «передай другому» - до слов «унесла косточку».

Проверим вашу внимательность.

Возьмите тестовые карточки и приготовьтесь ответить на вопросы:

1. Какой породы была собака Вьюшка?

А) лайка Б) овчарка

2. Кем работала Вьюшка?

А) охотником Б) сторожем

3. Чем хотели завладеть сороки?

А) косточкой Б) кусочком мяса

Почему собаку назвали Вьюшкой?

Бия - Бьюшка - Вьюшка

(От слияния реки Бия и Катуни образовалась река, на берегах которой стоит наш город Сургут).

Прочитайте описание Вьюшки. Отношение автора (всем нравится).

В каких словах выражено отношение автора?

Упражнение для глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти, повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считая до пяти).
  3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль 1-6, повторить 1-2 раза.

2) Чтение «про себя» (до слов «шесть умных сорок»).

  • Почему автор назвал сороку Выскочкой? (вопрос задаю перед чтением)
  • Почему она так поступила?
  • Что об этой сороке думает автор?
  • Найдите эпизод, где автор поясняет крылатое выражение «В семье не без урода».

Работа над выразительностью

  • Приготовьтесь еще раз прочитать тот эпизод, когда сорока пошла на воровство.
  • Как вы думаете, понравилось ли это сородичам? (они были недовольны, возмущены, им было досадно).
  • Что они ей сказали?
  • Попробуйте передать это настроение при чтении.
  • А как ответила им сорока? С каким настроением нужно читать ответ сороки? (задиристо, хвастливо).

3) «Жужжащее» чтение (читается текст до конца).

Прочитайте рассказ до конца. Найдите в ходе чтения, отметьте отрывок, который подходит к иллюстрации данной в учебнике на стр 83.

  • Какое чувство испытала выскочка в конце рассказа: гордости или стыда? Почему? (над ней посмеялись даже сороки).
  • На доске записаны пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь», «Богатством ума не купишь», «Смелость города берет», «Сытый голодному не товарищ». Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая подходит к нашему рассказу.
  • Можно ли это считать главной мыслью рассказа? А в жизни людей такое случается?
  • Можем ли мы сравнить поведение птицы с поведением человека?

  • Хотелось ли вам продолжить чтение рассказов М. Пришвина?
  • Почему?

Вот я вам и предлагаю в библиотеке взять другие произведения М. Пришвина, и поделится своими впечатлениями о прочитанном на уроке внеклассного чтения. Я надеюсь, что книги М. Пришвина многому вас научат, и многое смогут объяснить.

Выставление оценок и аргументация.

Спасибо за урок. Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека.

В помощь учителю я предлагаю подробный самоанализ данного урока (Приложение 1)

Читайте также: