Какой породы щенок белолобый

Опубликовано: 02.05.2024

Цели:

  • учить читать-думать, читать-чувствовать, читать-жить;
  • развивать умение находить жанровое своеобразие рассказа, интерес к предмету, монологическую речь, творческий потенциал детей;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, поддержку симпатии детей друг к другу.

Оборудование для учителя: портрет А.П.Чехова, выставка книг писателя, компьютер, мультимедиа, презентация.

Оборудование для учащихся: тест, скрипка, кларнет.

Улыбнулись, друзья,
За работу пора.
Пусть ваш поиск будет успешным,
Дружным, вдумчивым, интересным.

Сообщение темы урока.

Учитель. Послушайте и скажите, о творчестве какого писателя мы начнем с вами разговор на уроке?

Писал студент рассказы,
Печатал их везде,
Подписывал при этом
Антоша Чехонте.

На доске открывается запись: А.П.Чехов, вывешивается портрет писателя.

Слайд №2. Учитель. Каков творческий путь писателя?

Рассказы детей о том, как А.П.Чехов стал писателем.

В юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью - Антоша Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент медик Антон Чехов. Вырученные деньги были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья жила в нужде. Отец разорился и вынужден был уехать в Москву, а Антон Чехов остался в родном Таганроге учиться в гимназии. В 16 лет он давал частные уроки, зарабатывал на жизнь. Окончив гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета. И вот тогда начал печататься в журналах.

Слайд №3. Учитель вывешивает на доске рисунок следа животного.

Чтобы нам урок начать,
Надо след расшифровать.
Вы внимательно смотрите.
Чей же след, тогда скажите?

В результате обсуждения приходим к выводу, что данный след является волчьим, так как конечности пальцеходящие, передние - пятипалые, задние - четырехпалые.

Слайд №4. Учитель. Семейство волчьих, псовых, собачьих, о нем сегодня пойдет речь на уроке. (Открывается запись на доске "Белолобый".) на уроке мы будем учиться читать-думать, читать-чувствовать, читать - жить. Чтобы лучше понять проблемы, которые поднимает и решает А.П.Чехов в своем произведении, обратимся к его биографическим данным. Для этого вместе с экскурсоводом Мягковой Валерией отправимся в село Мелихово. (На доске вывешены фотографии размером А3, на которых запечатлены люди и события Мелиховского периода жизни А.П.Чехова с 1882 по 1899 гг.)

Экскурсовод. Я вас приглашаю вас совершить мини-экскурсию в село Мелихово (ныне Чеховский район Московской области). "Почему в Мелихово?" - спросите вы. Потому, что это были, по словам Чехова, самые счастливые годы жизни. Здесь писатель жил с 1882 по 1899 годы.

Слайд №5. Перед вами флигель, выстроенный писателем, он сохранился в подлинном виде.

Слайд №6. Рядом маленькая липовая аллея, пруд, сад и парк. А это дом, в котором жил Чехов. Люди, которые побывали в Мелихове, отмечали: у всех Чеховых есть замечательное свойство - их слушались цветы и растения, и все, чтобы они не посадили, принималось хорошо. Писатель посадил здесь сотни фруктовых деревьев и розовых кустов.

Слайд №7. А вот интерьер флигеля. Это письменный стол, кресло. На стенах - фотографии его друзей.

Слайд №8. Проживая в Мелихове, Чехов построил 3 сельские школы. В гостях у него побывали художники И.И.Левитан и Серов.

Слайд №9. Сюда приезжала актриса Ольга Книппер, которая стала его женой. А.П.Чехов, врач по образованию, лечил сельских людей, а сам болел туберкулезом. В 1898 году по совету врачей он уехал в Ялту, а оттуда в Германию, где умер в 1904 году.

Работа над новой темой.

Учитель. - Ребята, я думаю, вам интересно будет узнать историю создания произведения для детей "Белолобый". (Рассказ ученика)

Слайд №10. А.П.Чехов писал в письме к своему другу Суворину: "Жизнь без природы, без людей, без отечества - это не жизнь". Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью. В Мелихове у него жили две таксы - Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.

Слайд №11. Рассказ "Белолобый был напечатан в 1895 году в журнале "Детское чтение". А создан в Мелихове. После поездок любил Чехов вернуться в село к телятам, собачкам. Он удивительно человечно рассказал о матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. "Если невнимательно относиться к животным, - как бы говорит писатель, - легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого".

- Дома вы познакомились с содержанием текста "Белолобый". Перечитайте те места, которые особенно взволновали вас. (Чтение отрывков учащимися.)

- Покажите, обращаясь к тексту, что автор понимает заботы волчихи и ее трудности, что он очень хорошо знает ее повадки и особенности поведения. (Чтение отрывков учащимися)

- Проследите по тексту, какими чувствами награждает автор волчиху.

(Чтение отрывков учащимися)

- Как называют такой прием в литературе? (Олицетворение)

- Перечитайте внимательно 4 и 5 абзацы. Кто так воспринимает сторожа Игната: автор? волчиха? (Выслушиваем ответы учащихся)

- Расскажи об отношениях Белолобого и волчат. Кто наблюдает за игрой малышей? А еще кто? (Выслушиваем мнение детей)

Слайд №12. Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами участники телепередачи "Разговор о животных". (В роли зоолога и ведущего передачи выступают учащиеся.)

Ведущий. Здравствуйте, вас приветствует ведущий программы "Разговор о животных" Маркелов Алексей. Сегодня в нашей студии гость - зоолог Ширяев Владислав. Владислав, часто можно услышать вопрос: вредный или полезный зверь волк?

Зоолог. Такой вопрос задавать неверно, ведь многие животные могут быть и вредными и полезными одновременно. Волк, который нападает на домашних овец и оленей, приносит вред людям. Но этот же волк в лесу или тундре чаще охотится за слабыми, больными животными - ведь таких животных легче поймать. Уничтожая больных животных, волк приносит пользу лесу и его обитателям. Поэтому его называют санитаром леса.

Вопрос из аудитории. Цыганова Надежда, 4 "А" класс. Скажите, пожалуйста, как же быть - истреблять волка или брать под защиту?

Зоолог. Там, где волков много и от них страдают стада домашних овец и оленей, за волками начинают охотиться. А там, где волков не очень много, где они все время проводят в глухом лесу, к ним надо относиться бережно.

Вопрос из зала. Пушкарская Дарья. 4 "А" класс. Я знаю, что волк хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Владислав, что вы можете рассказать об этом.

Зоолог. Да. Волк скрытен и осторожен. Порой даже самые опытные следопыты не могут отличить логово волчицы, где подрастают волчата. Узнав об опасности, волчица уводит волчат в надежное место. К осени волчата подрастут и отправятся вместе с взрослыми в зимние походы.

Вопрос из зала. Чехун Андрей, 4 "А" класс. Уважаемый Владислав, говорят, что волки охотятся по-особому, ведь по глубокому снегу им тяжело шагать. Что вы можете рассказать об этом?

Зоолог. У волка чутье отличное. Он чувствует под снегом запах металлического капкана. Если ему не удалось никого поймать, он ложится на землю. Слушает, не застрекочет ли где сорока, следит за полетом ворон. По крикам птиц старый волк определяет, что они обнаружили погибшее животное, вся стая бежит скорее туда. Волк может не есть 5-7 суток. Нередко селится неподалеку от человеческого жилья, около пастбищ домашнего скота и держится на одном месте годами.

Жанровое своеобразие рассказа.

Слайд №13. Учитель. - К какому жанру относится произведение "Белолобый"? (Это рассказ.) Докажите. (Выслушиваем мнение детей. Небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.)

Учитель. - Являются ли события, о которых рассказал А.П.Чехов, очень значительными в жизни? (Выслушиваем мнение детей. События не значительные.) А что же делает рассказ Чехова интересным и трогательным? (Волчица вела себя, как человек: была мнительная, она думала, помнила, вспоминала, замечала, у нее болела голова, решила съесть, тревожилась, напрягала зрение и слух, чуть дышала, узнавала)

Учитель. - Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? Докажите свою мысль. (Волчица и щенок - главные герои рассказа, остальные - действующие лица)

Учитель. - Рассмотрим, традиционно ли построил свой рассказ А.П.Чехов? Докажите. (Выслушиваем ответы детей. Рассказ построен традиционно. Выделяем все части рассказа: вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение.) Определите тему.

Учитель. - Приглашаю желающих в клуб знатоков, чтобы принять участие в игре "Что? Где? Когда?". (За солом 5 участников игры, каждый раскручивает барабан, на котором установлена стрелка, при полной остановке барабана она указывает на номер вопроса)

Слайд №14. Вопрос №1. Ребята, с вами играет учитель математики нашей школы Качанова Анна Александровна. Внимание, вопрос.

Зимовье, где жил сторож Игнат и куда отправилась волчиха, находилось в верстах четырех от ее логова. Посчитайте, какое расстояние бежала волчиха до зимовья и обратно.

Ответ. 1 верста равна 1км 67 м, 4 версты = 1км 67м х4=4 км 268м. Обратно 4км 268м. значит, 4км 268м х2= 8км 536м. Приближенно равно 8,5 км

Слайд №15. Вопрос №2. В рассказе "Белолобый" А.П.Чехова читаем ":Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка:". Внимание , вопрос.

Объясните, что значит "дворняжка".

Ответ. Дворняжка - самая распространенная "порода" собак. Их видишь в каждом дворе. И хотя у них нет никакой родословной, их любят ничуть меньше.

Слайд №16. Вопрос № 3. Ребята, с вами играет мама Силиной Анны- Ирина Анатольевна. Внимание, вопрос.

Какой удивительный и неповторимый животный мир! Почему хорошо известный вам житель лесов и степей - волк получил такое название?

Ответ. Волк. Корень слова тот же, что и в словах волоку, волочить, т.е. тащить. Волк - хищное животное, которое уволакивает скот.

Слайд №17. Вопрос №4. Уважаемые знатоки, с вами играет учитель биологии нашей школы Муромская Елена Анатольевна. Внимание, вопрос.

Волчьи, псовые, собачьи - семейство хищных. Всего насчитывается 35 видов, а у нас встречается 8 видов. Проживают на всех материках, кроме :

Ответ. Проживают на всех материках, кроме Антарктиды.

Слайд №18. Вопрос №5. Знатоки! С вами играют учащиеся музыкальной школы №7 города Саратова, ваши одноклассники: Игорь и Василиса.

Определите характер музыки. Состояние какого героя из рассказа "Белолобый" она передает. (Игорь играет на кларнете, Василиса - на скрипке. Музыку сочинили сами учащиеся.

Ответ. Музыка, которую сочинил Игорь, веселая, задорная, она характерна для эпизода, где описана игра волчат и щенка. А также подходит к эпизоду, где волчата, весело помахивая хвостами, встречают волчиху с охоты.

Музыка, которую сочинила, Василиса, грустная, тревожная. Она передает состояние волчихи у зимовья: опасно, страшно, голодно. Характер музыки передает состояние волчицы, описанное автором в начале рассказа: она старая, голодная, слабого здоровья, ее обманывало чутье, а затем состояние волчицы в яме, где она жила с волчатами: голова болела от собачьего лая, от мучившего ее голода грызла лошадиную кость, белую и сухую.

Учитель. - Видишь ли ты какое-нибудь сходство в рассказах "Гриша" и "Белолобый"? Трудно ли в мире быть маленьким?

(Герои этих рассказов малы. Маленьким детям и маленьким животным очень трудно приходится: их сложно понять взрослым, они беззащитны, не умеют выражать свои желания)

- Можно ли сказать, что рассказ "Гриша" написан от лица Гриши, а рассказ "Белолобый" от лица волчицы? (Повествование в обоих рассказах ведется от лица автора)

Контроль усвоения знаний. Тестирование.

Тест А.П.Чехов "Белолобый"

Выбери правильный ответ.

1. Жанр произведения:

а) рассказ б) повесть в) быль г) сказка

2. В каком месяце происходит событие?

а) январь б) февраль в) март г) апрель

3. Героями произведения являются:

а) волчица б) щенок в) сторож Игнат г) странник

4. Повествование ведется от лица:

а) автора б) волчицы в) Игната

5. Какой породы щенок Белолобый?

а) борзая б) лайка в) дворняжка

Работа в парах. Взаимопроверка.

Ответы: 1а, 2в, 3аб, 4а, 5в

Подведение итогов урока.

Учитель. Чьи ответы и выступления вам сегодня запомнились?

Слайд № 19. Домашнее задание.

Выберите те задания, которые у вас вызвали интерес.

  1. Составьте кроссворд, ребусы по сюжету рассказу.
  2. Сочините стихи.
  3. Нарисуйте рисунки, подпишите словами текста и создайте диафильм.
  4. Составьте план рассказа и перескажите понравившийся отрывок.

Использованная литература:

  1. Что такое Кто такой. Том 1 - Москва, Издательство "Педагогика - Пресс",1994
  2. Что такое Кто такой. Том 3 - Москва, Издательство "Педагогика",1978
  3. В.И.Кулешов. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Очерк.- Москва, Издательство "Детская литература", 1985
  4. Русские писатели XIX в. Большой учебный справочник. - Москва, Издательский дом "Дрофа", 2000
  5. Большой справочник школьника. - Москва, Издательский дом "Дрофа",1999
  6. А.П.Чехов. "Белолобый". - Москва, Издательство "Детская литература", 1974
  7. О.Д.Ушакова. Откуда пришли слова. - Санкт-Петербург, Издательский Дом "Литера", 2008.

Тема урока: А.П. Чехов «Белолобый»

Тип урока: Закрепление знаний

Вид урока: с применением ИКТ

Цель и задачи урока:

Образовательная: содействовать закреплению знаний содержания рассказа А.П. Чехова «Белолобый»; помочь учащимся посмотреть на мир глазами главного героя; учить находить в тексте точку зрения автора рассказа (ПК6)

Воспитательная: воспитывать чуткое, доброе отношение к природе; поддержку симпатий и взаимопониманий детей друг к другу; расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению (К3)

Развивающая: развивать умение находить жанровое своеобразие рассказа, грамотную доказательную речь, мышление, память, внимание (К1)

Оборудование урока: ИКТ, учебник, рабочая тетрадь, слайды, индивидуальные карточки, мультимедийная презентация, портрет А.П.Чехова

Х о д у р о к а

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята. Вижу, что вы готовы к уроку. Я желаю вам отличного настроения на уроке и надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

-Послушайте и скажите, с творчеством какого автора продолжим знакомство.

Писал студент рассказы,

Печатал их везде,

Подписывал при этом

2. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала.

-Что вы уже знаете об А.П. Чехове?

А.П.Чехов –….. (писатель, драматург.)

Он писал - … (рассказы, повести, пьесы.)

-Каков творческий путь писателя?

hello_html_4ee8025d.jpg

Рассказы детей о том, как А.П.Чехов стал писателем.

В юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью – Антоша Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент медик Антон Чехов. Вырученные деньги были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья жила в нужде. Отец разорился и вынужден был уехать в Москву, а Антон Чехов остался в родном Таганроге учиться в гимназии. В 16 лет он давал частные уроки, зарабатывал на жизнь. Окончив гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета. И вот тогда начал печататься в журналах.

– С каким произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке? («Белолобый»).

- Ребята, а кто расскажет историю создания произведения «Белолобый».

( Рассказ ученика)

А.П.Чехов писал в письме к своему другу Суворину: «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью. В Мелихове у него жили две таксы – Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.

Рассказ «Белолобый был напечатан в 1895 году в журнале «Детское чтение». А создан в Мелихове. После поездок любил Чехов вернуться в село к телятам, собачкам. Он удивительно человечно рассказал о матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. «Если невнимательно относиться к животным, - как бы говорит писатель, - легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого».

-Давайте вспомним кто главные герои произведения? (Щенок по кличке Белолобый, волчиха)

-Какие еще действующие лица встречаются в рассказе? (Сторож Игнат, собака Арапка)

3. Работа над новым материалом.

-Пересказ (2, 3 части)

-Сегодня мы проанализируем образы главных героев. Дадим им общую характеристику.

Дать полную характеристику волчихи

Давайте из данных слов выберем подходящие к образу волчихи:
заботливая, осторожная, нежная , сердитая, любящая, неприветливая, добрая, слабая , предусмотрительная, злая, безжалостная, голодная, опытная, умная, старая, мнительная.

(Прилагательные «мнительная», «слабого здоровья», «вздрагивала от малейшего шума», «обманутая чутьём» немолодая, заботливая мать)

Чехов пишет о волчихе: «думала», «помнила», «соображала», «думала с досадой» - так можно сказать о человеке или звере, если награждаешь его человеческими эмоциями и переживаниями.

Такой приём в литературе называют аллегорией (очеловечивание животных).

-Какой была главная забота волчихи? (Прокормить своих детей и не попасться человеку)

-Какие трудности были в ее жизни?

(Возраст, плохое здоровье, утрата чутья, невозможность охотиться на дичь, страх за волчат, чувство голода)

-Как автор относится к героине? (Автор сочувствует волчихе, жалеет ее.)

– Как вы понимаете фразеологизм «Беречь как зеницу ока»? ( Оберегать, стеречь как что-то важное)

– Подходит ли это устойчивое выражение к главной героине рассказа – волчихе? (Да, волчиха оберегает своих волчат)

- Посмотрим отрывок из мультфильма «Белолобый» как волчата играют со щенком.

- Как ведёт себя волчица?

- Почему она разрешила играть своим детям со щенком?

-Кто наблюдает за игрой малышей? А ещё кто?

Дать полную характеристику щенка (составление кластера)

-А теперь д авайте из данных слов выберем подходящие к образу щенка :
маленький, глупый ,беспородный, наивный, белолобый, доверчивый, весёлый, злой, агрессивный, большой, породистый.

Щенок (какой?)- маленький , глупый , беспородный, наивный, белолобый доверчивый, весёлый

- Как наказал Игнат Белолобого? (больно оттрепал его за уши)

Физкультминутка

Электронная физминутка для глаз

4. Закрепление. Самостоятельная работа.

Жанровое своеобразие рассказа.

- К какому жанру относится произведение «Белолобый»? (Это рассказ.) Докажите. (Выслушиваем мнение детей. Небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.)

Урок по литературному чтению с применением ИКТ на тему: А.П.Чехов "Белолобый"


Содержимое разработки

Тема урока: А.П. Чехов «Белолобый»

Тип урока: Закрепление знаний

Вид урока: с применением ИКТ

Цель и задачи урока:

Образовательная: содействовать закреплению знаний содержания рассказа А.П. Чехова «Белолобый»; помочь учащимся посмотреть на мир глазами главного героя; учить находить в тексте точку зрения автора рассказа (ПК6)

Воспитательная: воспитывать чуткое, доброе отношение к природе; поддержку симпатий и взаимопониманий детей друг к другу; расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению (К3)

Развивающая: развивать умение находить жанровое своеобразие рассказа, грамотную доказательную речь, мышление, память, внимание (К1)

Оборудование урока: ИКТ, учебник, рабочая тетрадь, слайды, индивидуальные карточки, мультимедийная презентация, портрет А.П.Чехова

Х о д у р о к а

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята. Вижу, что вы готовы к уроку. Я желаю вам отличного настроения на уроке и надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

-Послушайте и скажите, с творчеством какого автора продолжим знакомство.

Писал студент рассказы,

Печатал их везде,

Подписывал при этом

2. Проверка домашнего задания. Повторение пройденного материала.

-Что вы уже знаете об А.П. Чехове?

А.П.Чехов –….. (писатель, драматург.)

Он писал - … (рассказы, повести, пьесы.)

-Каков творческий путь писателя?


Рассказы детей о том, как А.П.Чехов стал писателем.

В юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью – Антоша Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент медик Антон Чехов. Вырученные деньги были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья жила в нужде. Отец разорился и вынужден был уехать в Москву, а Антон Чехов остался в родном Таганроге учиться в гимназии. В 16 лет он давал частные уроки, зарабатывал на жизнь. Окончив гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета. И вот тогда начал печататься в журналах.

– С каким произведением мы начали знакомиться на прошлом уроке? («Белолобый»).

- Ребята, а кто расскажет историю создания произведения «Белолобый».

( Рассказ ученика)

А.П.Чехов писал в письме к своему другу Суворину: «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью. В Мелихове у него жили две таксы – Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.

Рассказ «Белолобый был напечатан в 1895 году в журнале «Детское чтение». А создан в Мелихове. После поездок любил Чехов вернуться в село к телятам, собачкам. Он удивительно человечно рассказал о матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. «Если невнимательно относиться к животным, - как бы говорит писатель, - легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого».

-Давайте вспомним кто главные герои произведения? (Щенок по кличке Белолобый, волчиха)

-Какие еще действующие лица встречаются в рассказе? (Сторож Игнат, собака Арапка)

3. Работа над новым материалом.

-Пересказ (2, 3 части)

-Сегодня мы проанализируем образы главных героев. Дадим им общую характеристику.

Дать полную характеристику волчихи

Давайте из данных слов выберем подходящие к образу волчихи:
заботливая, осторожная, нежная, сердитая, любящая, неприветливая, добрая, слабая, предусмотрительная, злая, безжалостная, голодная, опытная, умная, старая, мнительная.

(Прилагательные «мнительная», «слабого здоровья», «вздрагивала от малейшего шума», «обманутая чутьём» немолодая, заботливая мать)

Чехов пишет о волчихе: «думала», «помнила», «соображала», «думала с досадой» - так можно сказать о человеке или звере, если награждаешь его человеческими эмоциями и переживаниями.

Такой приём в литературе называют аллегорией (очеловечивание животных).

-Какой была главная забота волчихи? (Прокормить своих детей и не попасться человеку)

-Какие трудности были в ее жизни?

(Возраст, плохое здоровье, утрата чутья, невозможность охотиться на дичь, страх за волчат, чувство голода)

-Как автор относится к героине? (Автор сочувствует волчихе, жалеет ее.)

– Как вы понимаете фразеологизм «Беречь как зеницу ока»? (Оберегать, стеречь как что-то важное)

– Подходит ли это устойчивое выражение к главной героине рассказа – волчихе? (Да, волчиха оберегает своих волчат)

-Посмотрим отрывок из мультфильма «Белолобый» как волчата играют со щенком.

- Как ведёт себя волчица?

- Почему она разрешила играть своим детям со щенком?

-Кто наблюдает за игрой малышей? А ещё кто?

Дать полную характеристику щенка (составление кластера)

-А теперь давайте из данных слов выберем подходящие к образу щенка:
маленький, глупый ,беспородный, наивный, белолобый, доверчивый, весёлый, злой, агрессивный, большой, породистый.

Щенок (какой?)- маленький , глупый , беспородный, наивный, белолобый доверчивый, весёлый

- Как наказал Игнат Белолобого? (больно оттрепал его за уши)

Физкультминутка

Электронная физминутка для глаз

4. Закрепление. Самостоятельная работа.

Жанровое своеобразие рассказа.

- К какому жанру относится произведение «Белолобый»? (Это рассказ.) Докажите. (Выслушиваем мнение детей. Небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.)

На уроках русского языка и литературы детям часто задают прочитать рассказ А. П. Чехова «Белолобый» и написать по нему краткое содержание для читательского дневника, поделиться своим мнением, составить отзыв или написать сочинение.

Рассказ представляет зарисовку из жизни волчьей семьи и он будет интересен и детям, и взрослым. Ниже представим краткий пересказ и сделаем небольшой анализ произведения.

Главные герои и их характеристика

В рассказе немного главных героев:

Волчица - она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.

Волчата - беспечные малыши.

Белолобый - весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.

Игнат - старый и опытный охотник.

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят.

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним.

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Главная мысль произведения

Основная тема рассказа заключается в том, что животные, не умеющие говорить, тоже способны на чувства, сострадание, жалость.

Волчица не съела щенка, пожалела. Он для неё был таким же детёнышем, как и её волчата.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый»

В качестве иллюстраций к поступкам старой волчицы хорошо подходят следующие пословицы:

«У кого детки, у того и заботы».

«Ради деток мать готова себя продать».

«Жалость матери меры не знает».

«Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».


Какой породы была собака в рассказе чехова белолобый thumbnail

Белолобый — рассказ А. П. Чехова. Написан в 1895 году, впервые опубликован в сборнике «Детское чтение», 1895, № 11.

Сюжет[править | править код]

Однажды мартовской ночью голодная волчиха отправилась на охоту к человеческому зимовью, находящемуся около четырех верст от её норы. В логове волчицы было трое голодных волчат. Волчица была в годах, поэтому довольствовалась мелкой добычей. Сарай с живностью охранял пожилой сторож Игнат. В сарае было две овцы. Волчица забралась в сарай, однако там поднялся шум и кто-то залаял. Волчица схватила ближайшего ягненка и отбежала на такое расстояние, пока лай перестал быть слышен. Только после этого она обратила внимание, то в зубах у нее щенок. Отвращение к собакам не позволило ей съесть щенка. Она бросила его и побежала к норе. Щенок побежал за ней. В норе он ластился к волчице и играл с волчатами.

Однажды она решила снова съесть щенка, но он лизнул ее в нос, и волчица вновь передумала. Через некоторое время волчица повторно отправилась на охоту. Но за ней увязался щенок, он поднял у дома человека лай, и волчице убежала ни с чем. Игнат решил, что дырку в крыше проделал Белолобый -так звали люди щенка.

История[править | править код]

Замысел сюжета о волчихе, схвативший у хозяина в сарае щенка вместо овцы возник у Чехова примерно за год до публикации рассказа. В записях, касающихся работы над повестью «Три года» от 1894 года есть такая: «Волчиха, нервная, заботливая, чадолюбивая, утащила в зимовье Белолобого, приняв его за ягненка. Она знала раньше, что там ярка, а у ярки дети. Когда тащила Белолобого, вдруг кто-то свистнул, она встревожилась и выпустила его изо рта, а он за ней… Пришли на место. Он стал сосать ее вместе в волчатами. — К следующей зиме он мало изменился, только похудел, и ноги у него стали длинней, да белое пятно на лбу приняло совершенно трехугольную форму. У волчихи было слабое здоровье»

Брат писателя Ал. П. Чехов писал: «У брата во дворе ‹в Мелихове› жили три черные дворовые собаки и между ними среднего роста пес — Белолобый. Последнего брат обессмертил в своем коротеньком рассказе: „Белолобый“»[1].

Осенью 1894 года Чехов жаловался редактору журнала «Детское чтение» Д. И. Тихомирову, что писать специально для детей трудно. Однако Тихомиров надеялся, что Чехов будет присылать ему в журнал по два-три рассказца в год.

Публикации[править | править код]

Рассказ А. П. Чехова был впервые напечатан в сборнике «Детское чтение», 1895, № 11 с подписью Антон Чехов и рисунками В. И. Андреева.

Рассказ напечатан в 1899 году в сборнике «Сказки жизни и природы русских писателей. Собрал для детей М. Васильев». Без разрешения Чехова в 1899 году Клюкин опубликовал рассказ отдельной брошюрой в серии «Добрые души», № 36.

Рассказ вошел в собрание сочинений А. П. Чехова, издаваемое А. Ф. Марксом. При жизни Чехова рассказ был переведен на немецкий язык.

Адаптации[править | править код]

В 2010 году режиссёром Сергеем Серёгиным был снят российский мультфильм «Белолобый» из цикла «Рассказы А. П. Чехова». В 2011 году фильм получил премию «Золотой орёл» за лучший анимационный фильм за 2010 год[2].

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Гольцев В. А. Ст. «Дети и природа в рассказах А. П. Чехова» «Детское чтение», 1904, № 2, стр. 248—249.
  • Ал. Чехов. В Мелихове. (Страничка из жизни Ант. П. Чехова). — «Нива», 1911, № 26, 25 июня, стр. 478.
  • Чехов А. П. Белолобый // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.

Написав рассказ « Белолобый » А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов «очеловечивает» (волчица думает, рассуждает) животных, чтобы показать нам, что жестокость волчицы вынужденная.
Тема этого произведения – эпизод жизни щенка Белолобого. Этим рассказом автор поднимает проблему – глупый, наивный, беззаботный щенок положительно повлиял на волчиху, которая по сути своей является хищницей. Идеей автор хотел показать нам, что даже у волчицы, могут проявиться добрые чувства, подавляющие инстинкты хищника. Пафос рассказа драматический. В композиции повествуется история, произошедшая между щенком и волчихой. О том, как волчиха, измученная голодом, залезла в хлев сторожа Игната, с надеждой утащить оттуда ягненка. Но второпях, вместо ягненка схватила щенка Белолобого. Конфликт скрытый: происходит внутренняя борьба в душе у волчихи – съесть или не съесть щенка. С одной стороны она могла бы съесть его и накормить своих голодных волчат, а с другой – она была в первую очередь мать. И Белолобый хоть и был щенком, но для волчихи он был детенышем. В прологе автор подробно рассказывает о волчихе, о том, что она была не молодой, заботливой матерью, слабой здоровьем, поэтому ей сложно было добывать еду для себя и волчат. В экспозиции волчиха, из-за вынужденных обстоятельств, чтобы накормить себя и своих детей, залезла в хлев за ягненком. Развитие действий происходит, когда волчиха узнала, что утащила щенка, а не ягненка, то оставила его и побежала прочь. Белолобый же увязался за ней и бежал до самого дома, где были ее волчата. Сначала он начал лаять на них, но потом подружился, и они начали играть. Кульминационный момент: волчиха все-таки решила съесть щенка. Но когда она подошла к нему, тот лизнул ее в морду, тогда она не смогла сделать этого и ушла. А щенок вернулся домой. В эпилоге волчиха опять отправилась на охоту и наведалась в тот же хлев, но щенок своим лаем поднял шум, тем самым помешал ей утащить ягнят. Когда сторож Игнат вышел с ружьем на крыльцо, перепуганная волчиха была уже далеко. В итоге сторож подумал, что это Белолобый опять разворошил крышу, чтобы пойти гулять и наказал щенка, больно оттрепав за уши

Холодной мартовской ночью волчиха отправилась на охоту к человеческому зимовью, находящемуся в четырех верстах от ее норы. В ее логове находились трое волчат, которые были так же голодны, как и она. Она была уже в годах, расцвет сил давно прошел, поэтому довольствоваться приходилось некрупной добычей. Волчица шла к зимовью. Там пожилой сторож Игнат охранял сарай, где рядом с другой скотиной были две овцы, возможно, с ягнятами. Одного из них ей по силам утащить. Ей нужно кормить волчат, да и она сама голодна. Приходится быть осторожной, у сторожа – большая черная собака по кличке Арапка. Волчица забралась в сарай, прыгнув с сугроба на соломенную крышу и пробравшись сквозь нее. В сарае поднялся шум, кто-то залаял, овцы прижались к стене. Ей пришлось срочно удирать, опасаясь сторожа с Арапкой, схватив в зубы ближайшего ягненка. Только отбежав так далеко, что лай перестал быть слышен, она обратила внимание, что живой комочек в зубах – явно тяжелее ягненка. Это был крупный черный щенок с белым пятном на лбу. Природное отвращение не дало ей съесть этого малыша. Она оставила его и побежала ни с чем к норе. Однако глупыш побежал за ней. Он подолгу ластился к волчице и играл с волчатами. Как-то после одной из таких игр она вторично решила съесть его. Но глупое создание лизнуло ее в нос, от него отвратительно запахло псиной, и волчица окончательно передумала.

Тема этого произведения – эпизод жизни щенка Белолобого. Этим рассказом автор поднимает проблему – глупый, наивный, беззаботный щенок положительно повлиял на волчиху, которая по сути своей является хищницей. Идеей автор хотел показать нам, что даже у волчицы, могут проявиться добрые чувства, подавляющие инстинкты хищника. Пафос рассказа драматический. В композиции повествуется история, произошедшая между щенком и волчихой. О том, как волчиха, измученная голодом, залезла в хлев сторожа Игната, с надеждой утащить оттуда ягненка. Но второпях, вместо ягненка схватила щенка Белолобого. Конфликт скрытый: происходит внутренняя борьба в душе у волчихи – съесть или не съесть щенка. С одной стороны она могла бы съесть его и накормить своих голодных волчат, а с другой – она была в первую очередь мать. И Белолобый хоть и был щенком, но для волчихи он был детенышем. В прологе автор подробно рассказывает о волчихе, о том, что она была не молодой, заботливой матерью, слабой здоровьем, поэтому ей сложно было добывать еду для себя и волчат. В экспозиции волчиха, из-за вынужденных обстоятельств, чтобы накормить себя и своих детей, залезла в хлев за ягненком. Развитие действий происходит, когда волчиха узнала, что утащила щенка, а не ягненка, то оставила его и побежала прочь. Белолобый же увязался за ней и бежал до самого дома, где были ее волчата. Сначала он начал лаять на них, но потом подружился, и они начали играть. Кульминационный момент: волчиха все-таки решила съесть щенка. Но когда она подошла к нему, тот лизнул ее в морду, тогда она не смогла сделать этого и ушла. А щенок вернулся домой. В эпилоге волчиха опять отправилась на охоту и наведалась в тот же хлев, но щенок своим лаем поднял шум, тем самым помешал ей утащить ягнят. Когда сторож Игнат вышел с ружьем на крыльцо, перепуганная волчиха была уже далеко. В итоге сторож подумал, что это Белолобый опять разворошил крышу, чтобы пойти гулять и наказал щенка, больно оттрепав за уши.

Чехов А., рассказ “Белолобый”

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа “Белолобый” и их характеристика

  1. Волчица. Старая, больная, голодная. Заботливая мать.
  2. Белолобый. Щенок, дворняжка. Веселый, озорной, любит играть. Бестолковый.
  3. Волчата. Маленькие, веселые.
  4. Игнат. Старик-охотник.

План пересказа рассказа “Белолобый”

  1. Волчица выходит на охоту
  2. Зимовье Игната
  3. Овцы в хлеву
  4. Падение в хлев
  5. Странная добыча
  6. Щенок
  7. Щенок и волчата
  8. Волчица и щенок
  9. Снова на охоту
  10. Щенок возвращается домой
  11. На крыше хлева
  12. Щенок лает
  13. Объяснение Игната.

Кратчайшее содержание рассказа “Белолобый” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Голодная волчица отправилась на охоту и залезла на крышу хлева.
  2. Она пролезла внутрь и в суматохе схватила первое, что подвернулось.
  3. Волчица обнаружила, что унесла щенка и бросила его.
  4. Щенок пошел за волчицей и стал играть с волчатами.
  5. Волчица снова пошла на охоту, но щенок сорвал ей охоту.
  6. Игнат решил, что это щенок залезал к овцам через крышу.

Главная мысль рассказа “Белолобый”
Животные имеют чувства и разум и часто поступают также, как поступили бы на их месте люди. Все дети одинаковы.

Чему учит рассказ “Белолобый”
Рассказ учит любить животных. Учит понимать, что все живые существа имеют душу. Учит добру и справедливости. Учит тому, что у всякого животного есть свои заботы, свои проблемы, своя собственная жизнь.

Отзыв на рассказ “Белолобый”
Мне очень понравился этот рассказ и я могу выделить в нем двух персонажей – волчицу и Белолобого. Для маленького щенка не было разницы между волчатами и щенками, он готов был играть с ними. Да и волчата приняли щенка в свою компанию. А волчицу просто жалко, потому что она была голодная и старая, а у нее были волчата.

Пословицы к рассказу “Белолобый”
Всякой матери свое дитя мило.
Ради деток мать готова себя продать.
Возле матери и без хлеба не умрешь.
И сова своих детей хвалит.
У кого детки, у того и заботы.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Белолобый”
Голодная волчица облизала волчат и отправилась на охоту. Стоял месяц март, еще было холодно, а мнительная волчица вздрагивала от каждого шороха. Ей казалось, что за деревьями стоят люди, а в темноте лают собаки.
Волчица была старой, ее чутье ослабело и теперь ей редко приходилось питаться мясом. Она все больше ела падаль или, если повезет, отнимала у зайчихи зайчат.
Недалеко от ее логова стояло зимовье Игната, старика лет семидесяти. Это был бывший механик и он часто бродил по лесу вместе с большой собакой по кличке Арапка.
Волчица помнила, что летом возле зимовья паслись овцы и потому подумала, что сейчас там обязательно должны быть ягнята.
Она забралась на крышу хлева и стала разгребать солому. Ей в нос ударил теплый запах, где-то заблеял ягненок.
Волчица спрыгнула вниз и схватила первое, что попалось ей в зубы. Поднялся переполох. Под сараем проснулся Арапка и залаял. Из зимовья выскочил Игнат и пронзительно засвистел.
Волчица долго бежала со своей добычей, но постепенно стала замечать, что добыча пахнет иначе, чем ягненок. Она выпустила добычу в снег, чтобы начать есть, и с отвращением отпрянула. Перед ней лежал крупный черный щенок с белым пятном на лбу.
Щенок между тем встал на ноги и как ни в чем не бывало залаял. Волчица отпрянула и побежала прочь. Щенок побежал за ней.
Уже засветло волчица добралась до своего логова в корнях поваленной сосны. Щенок бежал за ней и волчица думала, что он хочет, чтобы она его съела.
Волчата обрадовались возвращению матери и стали сосать ее. А волчица грызла старую белую кость. Щенок, увидев волчат, стал лаять и у волчицы разболелась голова. Она хотела даже встать и разорвать щенка.
Между тем, щенок устал лаять и несмело подошел к волчатам. Они посмотрели друг на друга. Потом щенок ударил лапой одного из волчат по голове. Волчонок ответил. Щенок обрадовался и побежал кругами по снегу. Волчата бросились за ним, повалили в снег и стали кусать, не больно, а понарошку.
Волчица, глядя на них, подумала, что пусть волчата приучаются отбиваться от собак.
Потом волчата наигрались и легли спать. Щенок немного повыл от голода и тоже лег. Проснувшись они снова стали играть.
Вечером волчица решила съесть щенка и подошла к нему. Щенок лизнул ее и от запаха псины волчице стало дурно, и она отошла прочь.
К вечеру похолодало и щенок побежал домой. Волчица же снова отправилась на охоту.
Приближаясь к зимовью, она увидела впереди черное пятно и узнала щенка, который тоже возвращался в зимовье. Она побоялась, что щенок может ей помещать, но зимовье было уже так близко.
Волчица забралась на крышу хлева и увидела, что вчерашняя дырка заделана свежей соломой. Она стала разгребать ее и вдруг раздался веселый лай. Щенок бросился к ней, а потом, почуяв тепло, спрыгнул в хлев.
Из зимовья выскочил Игнат с ружьем и громко закричал. Ружье дало осечку, но на третий раз все-таки выстрелило. Игнат пошел смотреть, в чем дело. Но волчица была уже далеко.
Немного погодя он вернулся в избу, где ночевал странник. Тот спросил Игната в чем дело и старик ответил, что Белолобый повадился ночевать с овцами в хлеву, а вчера разобрал крышу и убежал. Сегодня же снова вернулся и снова не через дверь, а через крышу.
на следующее утро Игнат оттаскал Белолобого за ухо, повторяя, чтобы тот ходил через дверь.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Белолобый”

Читайте также: