Какую породу собак едят в китае

Опубликовано: 29.09.2022

Защитники животных и собаководы во всем мире яростно протестуют против убийства собак и употребления их в пищу. Но некоторые жители Китая имеют противоположную точку зрения. Поедание псины — это традиция, которой следуют на протяжении тысячелетий многие азиаты. О том, почему в Китае едят собак, подробно рассказано ниже.

Едят ли китайцы собак

Население Китая ежегодно увеличивается. И так было почти всегда. В отдельные периоды времени людям не хватало еды, почва была менее плодородной, домашние животные болели и умирали, дикие вылавливались и употреблялись в пищу, поголовье их сокращалось. Примерно с 500 г. до н. э. жители Поднебесной начали есть собак. Спустя тысячелетия вынужденная мера превратилась в традицию, с которой безуспешно борются защитники животных.


Жареная псина — деликатес для азиатов

К сведению! Собачье мясо едят не только китайцы, но также филиппинцы, тайванцы, вьетнамцы, жители Южной и Северной Кореи (здесь собак всегда держали с чисто практической целью, подобно тому, как на фермерском подворье какого-нибудь европейца держат свинок или коров).

В голодные годы ВОВ собак ели и в Советском союзе. Позже употреблять животных в пищу стали заключенные. Они верили, что собачатина поможет излечиться от туберкулеза. В то время это заболевание считалось неизлечимым, почти каждый случай заражения оканчивался смертью.

Непростые времена прошли, а традиции остались. И если в большинстве стран употребление собачатины все же сумели запретить на законодательном уровне, то в Китае делать это не спешат. С экономической точки зрения это совсем невыгодно, да и ввязываться в спор между защитниками собак и любителями собачьего мяса государству не с руки. Более того, некоторые нововведения в части потребления деликатеса были приняты сравнительно недавно.


Тушки, готовые к продаже

Так, с 2009 г. в провинции Гуанси (г. Юйлинь) проводится фестиваль собачьего мяса. Его празднуют 21-30 июня ежегодно. В мероприятии активно участвуют местные жители и туристы. На праздник, при проведении которого забивается не менее 10 тыс. животных собираются толпы. Власти стараются не афишировать мероприятие, но и запретить его, несмотря на многочисленные петиции, не спешат. И это позволяет говорить о том, что на собак многие жители Китая смотрят не только как на друзей человека, но как на простую домашнюю живность, сродни кролику, козе или поросенку.

Естественно, верить в то, что все китайцы с одобрением относятся к поеданию «братьев наших меньших» нельзя:

  • в 2014 г. Я.Сяоюнь, простая учительница истратила 150 тыс. юаней и выкупила 350 собак;
  • в 2015 г. она потратила еще 7 тыс. юаней и еще 100 животных избежали печальной участи.

Да, китайцы едят собак, даже магазины по продаже собачьего мяса есть в любом крупном городе. Но говорить о том, что питаются они только собачатиной или не любят животных, неразумно.


На собачьей ферме перед забоем

  • Во всем мире люди употребляют различные виды крыс, многие с удовольствием едят нутрий и шиншилл, тогда как остальные никогда не пробовали иного мяса, помимо свинины, курицы или говядины. Все дело в традициях и воспитании. Повзрослев, например, молодой американец точно знает, что собака и кошка — это домашние животные, которых не едят. О них принято заботиться, иногда больше, чем о детях. А вот повзрослевший житель средневекового Китая точно знал, что пса можно съесть. В то время их даже разводили именно с этой целью.
  • Ежегодно в Китае забивается несколько сотен миллионов свиней и КРС и только несколько десятков сотен собак. Эта цифра ничтожно мала и теряется в мировом потоке мясной продукции.
  • Французы не зря за глаза именуются лягушатниками. Они употребляют в пищу лягушек, что также можно рассматривать с позиции нелюбви к животным.
  • Исповедующие ислам считают свиней нечистыми животными. Содержать и употреблять их в пищу нельзя. Православные и католики с удовольствием насладятся свиным окороком. Собаки, что интересно, поставлены мусульманами на один уровень со свиньями. Они также нечисты.
  • Еще совсем недавно по меркам истории в императорской России большой популярностью пользовались шубки из собачьей шкурки. Для получения таких изделий псов забивали не в меньшем количестве, чем делают это в Поднебесной.
  • Забой лошадей для получения колбасы и шкуры также можно рассматривать с позиции жестокости. Лошадь не менее умное и красивое животное, чем собака. Она не раз выручала человека из беды и сопровождала его на протяжении всей истории существования, за исключением последних десятилетий 20 в.
  • Псину перестали употреблять в Европе, если не массово, то даже в небольшом количестве только в конце 20 в. Немцы отказались от этого вида пищи перед Первой мировой войной. В Швейцарии приобрести деликатес можно было еще в 1996 г., и за покупку не получали ни осуждения, ни штрафа. Филиппинцы ели собак до 1998 г.

Нельзя назвать отношение жителей Поднебесной к четвероногим каким-то особо жестоким, более неправильным, чем охоту на диких животных или забой домашних. Это всего лишь традиция, которой, к счастью, придерживаются немногие. Возможно, это также и вынужденная мера, в стране ставят мало прививок от бешенства.

Обратите внимание! Животных, оказавшихся без присмотра вдали от дома, либо отстреливают, либо отправляют на забой. Это совсем не гуманно, но решает проблему с бездомными псами и распространяющимися в их среде заболеваниями.

Зачем в Китае едят собачатину

Современные китайцы кушают собак, отмечая День летнего солнцестояния. Но у этой традиции есть и другое объяснение:

  • собака считалась самым преданным и верным животным, кроме того, очень сильным и выносливым. Употреблявшие ее в пищу люди мечтали о том, что вместе с мясом им передастся часть ее способностей;
  • у пса питательное мясо, обладающее лечебными свойствами. В древности верили, что у съевшего собаку человека улучшается потенция, его организм работает лучше. Вера в подобное сохранилась и до сих пор. В этом и состоит часть секрета популярности этого типа пищи среди некоторых людей.

Важно! Действительно, собака очень живуча, редко болеет и почти всегда умирает исключительно от старости. Но лечебными свойствами ее мясо не обладает. Поедание такого деликатеса здоровью не навредит, но и существенной пользы не приносит.

Такое отношение к этому домашнему животному если и не одобряется, то не осуждается только в Поднебесной. В Гонконге запретили подавать в ресторанах собачатину с 1954 г.


Подготовленная для продажи собака

Европейская культура оказала значительное влияние на азиатов, вытесняя многие неправильные традиции и обычаи, возводя животных в культ. Так, до конца 1980 г. на улицах городов и деревень в Поднебесной едва ли было возможно встретить людей, прогуливающихся с собаками. В эпоху Средневековья псы выращивались с одной целью — служить человеку, они соответствовали ей до конца 20 в. За 2017 г. в Пекине зарегистрировали 1 млн псов в качестве домашних питомцев. Это в 10 раз больше, чем в 1992 г. Это хороший признак, указывающий на то, что ни о какой жестокости китайцев по отношению к животным нет.

Простые американцы и европейцы начали массового селить псов в собственном жилище совсем недавно. До этого обладать домашним питомцем могли только богатые люди, остальные же относились к псам подобно средневековым китайцам. Четвероногий друг был обязан стать хорошим охранником или охотником, а на севере еще и вьючным, ездовым животным.

Изменившиеся условия жизни повлияли и на отношение к питомцам. Псам покупают игрушки, специальные корма, одевают и обувают. В содержании охотника и сторожа необходимость в большинстве случаев отпадает. Собака стала другом, сопровождающим человек по жизни, и это более чем правильно. Но нельзя забывать о том, что все культуры разные, не стоит навязывать что-либо насильно.


Щенки в клетках на рынке для продажи

Особенности китайской еды: как в Китае готовят собак

Псину подают в 122 ресторанах Пекина. Если учесть, что в городе живет несколько миллионов жителей, то это свидетельствует о том, что мясо все же деликатес. В Китае собак в большинстве случаев употребляют в жареном виде, но в Корее из мяса готовят вкусный суп. Это национальное корейское блюдо, для создания которого нужны:

  • вода для бульона;
  • свежая псина;
  • перилла;
  • одуванчик;
  • специи.

По древнему обычаю такое блюдо подавалось на стол в холодные зимние месяцы. Оно способствовало укреплению иммунной системы и увеличивало мужскую силу. В современной Корее его больше не готовят, но в одном из пекинских ресторанчиков вполне можно заказать. Живьем животных никто не готовит, это не правда, поэтому опасаться нечего.

Важно! Говоря о корейцах, Б. Бордо упомянула о том, что считает нацию, поедающую собак — нацией дикарей. Это высказывание знаменитой актрисы и ярой защитницы животных послужило причиной переосмысления некоторых ценностей и привело к запрету на употребление этого вида мяса. Но пока будет существовать спрос, будет и предложение.


Разделанная тушка для приготовления

Интересно, что китайцы, все же решающиеся на поедание жареной псины на фестивале или в ресторане, употребляют ее вместе с ягодами личи. Это любимое лакомство азиатов, из которого готовят различные варенья и джемы. Поедание его также считается традицией, помогая избавиться от летней жары.

Псина давно уже не используется в качестве основного источника белков и протеинов. Разводить собак с целью получения мяса запрещено во многих странах мира. Исключением считается Китай, поэтому на вопрос, едят ли в Китае собак, можно ответить положительно. Власти КНР продолжают игнорировать требования защитников животных о прекращении издевательств над псами, закрытии магазинов и ресторанов по продаже мяса. Традиции несколько тысяч лет, от нее непросто отказаться, особенно если есть спрос и коммерческая выгода.

Город Юйлинь ничем не отличается от других провинциальных южных городов Китая, кроме одного: ежегодно во время солнцестояния тут проходит скандальный фестиваль собачьего мяса. Событие каждый раз вызывает в сердцах любителей животных ярость и приступы ненависти, а социальные сети кипят осуждением и волной протестов. Во время фестиваля убивают примерно 10 тыс. собак.

Защитники прав животных каждый год пытаются помешать проведению мероприятия. Многие из них приезжают в Юйлинь для организации акции протеста против потребления собак в пищу. Местные жители напротив высказывают недовольство и отстаивают свое право есть собачье мясо.

(Редакция воздержалась от демонстрации фотографий фестиваля. Вы можете посмотреть их сами по запросам «Yulin Dog Eating Festival». Фотографии не для слабонервных)

1 Употребление собачьего мяса – древняя китайская традиция начиная с 1700 г. до. н. э.

Тибетский Мастиф на выставке в Китае

Тибесткий Мастиф, стоимостью 5 миллионов юаней (800 000$) на выставке в Баодин

2 От 13 до 16 миллионов (!) собак ежегодно съедают в Азии. Кроме Китая, этим делом увлекаются Южная и Северная Корея, Вьетнам.

3 В древнем Китае у собак было три основные функции: сторожевые, охотничьи и собаки на убой.

4 Традиция употребления собак в пищу лежит в основе культуры северных племен Китая. А к VI веку н. э. северные азиатские племена привезли свои обычаи на юг.

5 Собака – один из двенадцати знаков зодиака Китая. Люди, которые родились в год собаки, считаются более преданными, добросовестными и бескорыстными. Они также могут быть беспокойными, пессимистичными и сомневаться во многих вещах.

Китайский гороскоп

Знаки китайского гороскопа. Источник фото: fanpop.com

6 Собаки и их мясо считались важными частями жизни в древнем Китае. Умершего хоронили вместе с его собакой для сопровождения в мир иной. Собак приносили в жертву богам и считали не только источником мяса для пропитания.

7 Важная роль собак демонстрируется и в написании китайских иероглифов. Вторая часть иероглифа «предложение(жертва)» (献, xian) включает в себя иероглиф «собака» (犬, Quan).

8 Приблизительно к X веку н.э, китайцы стали менять своё отношение к собачьему мясу. Вероятнее всего, на это повлияло развитие и популяризация буддизма на территории Китая. Буддийская идеология не защищает убийство животных в целом, но особенно осуждает убийство собак из-за мяса. По причине наличия у собак таких качеств, как преданность хозяину, вскоре стали считать, что убийство собак ухудшает карму.

Собака подражает своему хозяином и повторяет за ним

9 Поедание собак считалось недопустимым в Маньчжурской культуре. В XVII веке они пришли к власти в Китае и запретили употребление собачины, назвав это «варварством». Но на южные территории это не оказало особого влияния.

10 Последователи Гоминьдана («Китайская Национальная народная партия») выступали против маньчжурского правления и поэтому начинали свои встречи с приготовления собачины.

11 Приготовление собак стало достаточно редким явлением в Китае. Но знание о «вкусном» собачьем мясе укоренилось в китайских культуре и языке. Есть одно известное китайское выражение: «Драконье мясо в небе, собачье — на земле» (天上龙肉,地上狗肉).

13 На юге Китая до сих пор не отказались от мяса собак. Говорят, что люди на юге Китая едят почти все. «Все, что имеет 2 ноги, кроме родителей, можно съесть. Как и все, что имеет 4 ноги, кроме кровати» — старая китайская шутка.

14 Сейчас в Пекине находится 122 ресторана, которые подают собачину или даже специализируются на ней.

15 Считается, что собачина ценится хорошим вкусом и лечебными качествами. Хорошо влияет на ваш «ян» (инь – холод, ян – тепло), который обеспечит тепло в зимнее время. Более того, говорят, что собачина хороша для печени, и повышает потенцию.

16 До 80-х редко можно было увидеть собак на улицах городов Китая, но сейчас они стали популярными домашними животными. Сейчас вы даже можете встретить необычно окрашенных собак — в Азии это новый тренд.

Китайцы окрасили своего питомца в окраску тигра

Источник фото: biaki.net

Собака с табличкой SOS в Харбине

17 В 2006, 50 тыс. собак были забиты до смерти в Юнане. Власти решили провести такой пятидневный «рейд» после того, как 3 жителя города погибли от бешенства. Во время рейда останавливали даже людей, которые просто прогуливались со своими любимцами. К сожалению, этих собак постигла та же участь, что и бродячих… В Китае только 3% собак вакцинированы от бешенства. Это причина гибели 2000 человек каждый год.

18 В 2012 году в Харбине вышел закон о запрете 49-ти пород собак большого размера, включая Золотистых Ретриверов, Лабрадоров и Чау-Чау. Если люди не отдавали своих собак добровольно, они были изъяты соответствующими органами. В сеть weibo было выложено огромное количество фотографий любимцев, с табличками SOS на шее. Таким образом, люди пытались выразить протест, против этого постановления.

20 На китайской торговой интернет-площадке Таобао можно найти более 23 тыс. разных вещей и аксессуаров для вашего любимца. От ботиночек до платьев, от шляпок до браслетиков.

Наша страница в WeChat sinocomclub


Основная порода собак для употребления в пищу в Корее – Нуреонги, или корейская съедобная собака, которая отличается от тех пород, которые содержатся в качестве домашних животных. Тем не менее, в 2015 году в СМИ были сообщения, что в пищу в Корее, кроме породы нуреонги, употребляются и многие другие породы собак, включая и бывших домашних питомцев. Различные породы собак также едят во многих других частях Восточной и Южной Азии, в том числе в некоторых регионах Китая и Филиппин.

Регулярно едят собачье мясо в Корее лишь небольшой процент населения, несмотря на то, что, по крайней мере, один раз в своей жизни собак пробовали до 30% южнокорейцев. В Корее существует большой музыкальный коллектив людей, которые выступают против практики употребления мяса собак. Однако у этого мяса есть и большая группа сторонников, которые выступают за сохранение традиционной культуры Кореи с ее многовековой историей.

собаки, которых едят в Корее

Согласно службе новостей BBC, в 2003 году в Корее приблизительно 4000-6000 ресторанов предлагали супы, приготовленные из мяса собаки. Эти супы стоят около 10$, а блюда из мяса собаки на пару с рисом – около 25$. BBC утверждает, что в год на корейских кухнях употребляется до 8500 тонн собачьего мяса.

Собачье мясо наиболее часто употребляется в течение летних месяцев, в виде супов или рагу. Считается, что подобные супы обеспечивают хорошее здоровье, уравновешивая жизненную энергию тела.

блюдо из собаки

Международное внимание

В 1988 году правительство Южной Корее призвало своих граждан во время летних олимпийских игр в Сеуле не употреблять мясо собаки, чтобы избежать огласки. Также на это время были закрыты все рестораны, где подавались наиболее популярные блюда из мяса собак, чтобы улучшить имидж страны. Тем не менее, в 1998 в обзорной статье сообщалось, что, несмотря на официальный запрет правительства в течение десяти лет, почти 20000 ресторанов продолжали готовить блюда из мяса собак.

Дискуссии на эту сложную для страны тему снова разгорелись в 2001 году во время чемпионата мира по футболу. Организаторы чемпионата под давлением группы по защите прав животных потребовали, чтобы правительство Кореи нашло возможные пути решения вопроса. Движение по защите прав животных побудило людей к бойкоту, если правительство не запретит продажу собачьего мяса в ресторанах Сеула. Однако это движение оказалось несправедливым и неуместным для большого количества корейцев и не изменило ситуацию.

Дискуссии об употреблении мяса собак в Корее

Некоторые люди в Корее, которые едят boshintang (переводится как “бодрящий суп”), полагают, что он обладает лечебными свойствами, и, в частности, повышает мужскую энергию. Мясо собак, как считается у корейцев, помогает сохранить тепловой баланс и может помочь избежать перегрева во время жары, хотя в Китае мясо собак употребляется в основном в зимние месяцы, так как китайцы считают, что оно наоборот, повышает тепло. Несмотря на это, никаких научных доказательств в поддержку подобных свойств и пользы для здоровья от употребления мяса собак, не существует.

Многие корейские буддисты считают употребление собачьего мяса преступлением. В отличие от говядины, свинины или птицы, собачье мясо не имеет легального статуса в качестве пищи в Южной Корее. Следовательно, хозяйства, которые выращивают и готовят собак различных пород, работают на полулегальном положении. Как результат, в Корее нет правил, требующих гуманного убоя собак на мясо.

Споры вокруг употребления мяса собак сосредоточены на методах забоя, которые включают использование электрического тока, удушение путем повешения и физическое забитие собаки до смерти. Иногда еще живых собак бросают в кипящую воду, чтобы удалить с них шерсть. Некоторые люди в Южной Корее считают, что мясо собак должны быть легализовано, чтобы легальные производители могли работать более гуманно и соблюдать санитарно-гигиеническим требования. Однако, опять же, многие люди считают, что подобная практика должна быть вообще запрещена законом.

В последнее время некоторые корейцы изменили свое отношение к пище из собачьего мяса и считают ее “ненужной жестокостью”. Начиная с 1988 г, международные активисты по защите животных регулярно выступают против употребления мяса собак в Южной Корее. Тем не менее, корейские националисты защищают традиционные блюда корейской кухни и обвиняют активистов по защите животных в принуждении к “вестернизации”. Опрос министерства сельского хозяйства Кореи в 2007 году показал, что 59% корейцев в возрасте до 30 лет не хотят есть собак. 62% людей из этой же возрастной группы заявили, что они считают собак домашними животными, а не едой. Многие молодые корейцы считают тех, кто едят собак, анахронистами.


Кто и почему ест собачье мясо? «Фестиваль поедания собак» в Китае вызвал волну возмущения во всем мире.

Телерепортажи и публикации о «Фестивале поедания собак», совершающемся ежегодно летом в южном китайском городе Юлинь в провинции Гуанси, спровоцировали широкое общественное возмущение и волну активности защитников прав животных во всем мире. Прежде, чем показать видеокадры и фотографии, на которых видно, как собак заживо сжигают и варят, разделывают, готовят из них супы и рагу, редакции телеканалов и изданий предупреждают зрителей, что увиденное может нанести серьезный удар по психике. Даже фото собак разных пород, сидящих в переполненных клетках и ожидающих страшной участи, не могут никого оставить равнодушным – настолько чудовищным они выглядят для жителей стран Запада, где собак права и многих других животных защищены законом.


Собаки на продажу. Юлинь, Китай
Собачье мясо на прилавках в Китае

Единственным светлым пятном в освещении этой истории было спасение оказавшегося на рынке Юлиня пса, чей вид настолько растрогал активиста организации Humane Society International Петера Ли, что он выкупил его у торговцев собачьим мясом и решил увезти с собой в США. Пес, получивший от нового хозяина кличку Рики, находится в Америке в новой любящей семье.

​В ответ на возмущенные петиции активистов и экологов по поводу Юлиньской «собачьей» бойни китайские власти заявили, что официально «такой фестиваль не проводится», поэтому никаких мер они принимать не будут. Торговцы же собачьим мясом в свое оправдание указывают на обычаи других стран, например, на то, что в Индии не едят говядину, поскольку корова – священное животное для индуистов, мусульмане и иудеи отказываются от свинины, поскольку считают это животное «грязным», а некоторые народы отказываются от баранины. И никого на Западе не возмущают прилавки мясных магазинов и фотографии из мясохранилищ, на которых можно увидеть туши домашнего скота.

Следует отметить, что традиция поедать собак существует в основном только в нескольких провинциях Китая.


Употребление собачьего мяса в пищу распространено и в Корее. Если набрать словосочетание «собачье мясо» в каком-нибудь поисковике в интернете, то в большинстве статей будет говориться, что «мясо собак корейцы едят уже три тысячи лет», или даже «пять тысяч», и что это «часть корейской культуры». Данные очень расплывчаты, защитники прав животных оспаривают эти утверждения, настаивая, что «традиции» этой не более ста лет, а те, кто об этом пишет, обычно «финансово заинтересованы» в том, чтобы такая «традиция» сохранялась. При этом и во время Олимпийских игр в Сеуле в 1986 году, и в Пекине в 2008 году продажа и употребление собачьего мяса были официально запрещены властями Южной Кореи и КНР. Однако к ликвидации индустрии собачьего мяса это не привело.


Собаки, ждущие страшной смерти. Юлинь, КНР
Перед смертью собак жестоко избивают палками, а затем живьем сжигают. У китайцев принято считать, чем в больших мучениях умерло животное, тем вкуснее и полезнее потом его мясо…
С собаки живьем сняли шкуру…

Впрочем, даже противники индустрии собачьего мяса в Корее ссылаются на мнение ряда историков, утверждающих, что на территории современного Китая мясо собак употреблялось в пищу еще семь тысяч лет назад, и, видимо, в связи с этим популярность этого обычая особенно высока в тех корейских провинциях, где в прошлом торговля с Китаем велась наиболее активно. Так что в появлении спроса на мясо собак, очевидно, сыграла свою роль географическая и культурная близость двух стран. Это проявляется и в том, что и в Китае, и в Корее аргументы в пользу «полезности» собачьего мяса существуют одни и те же – якобы оно «помогает легче переносить жару», «увеличивает выносливость организма», «согревает кровь зимой», «обладает лечебными свойствами», «повышает мужскую потенцию».


Женщина прощается со своей собакой, которую у нее украли для продажи на фестиваль, но денег на выкуп у нее нет. Невозможно без слез смотреть на это душераздирающее зрелище.
Несчастных животных избивают и готовят к страшной, мучительной смерти

Защитники прав животных в ответ указывают на выявленные многочисленные случаи применения стероидов при кормлении собак на убой, что, скорее всего сводит «полезные свойства» собачьего мяса на нет. Но гораздо страшнее и важнее тот факт, что, «для того, чтобы повысить адреналин в крови собак перед смертью и улучшить тем самым качество мяса», собак забивают палками, сжигают живьем с помощью газовых горелок или варят заживо.


Собаку избивают и готовят к страшной, мучительной смерти
Несчастных животных перевозят десятками в крошечных клетках Нужно заметить, что жители Китая хотят положить конец этому варварству.. Волонтеры, выкупают, спасают, обреченных собак.
Несчастную везут на фестиваль поедания собак в Юйлине

Есть и контраргументы против теории «древности» вышеупомянутой традиции. Так в провинции Кенсан-Пукто в Южной Корее было обнаружено захоронение двухтысячелетней давности, в котором вместе с человеческим скелетом находился скелет собаки. Ученые, естественно предположили, что собака была похоронена вместе с умершим хозяином, что, в свою очередь, означает, что она почиталась фактически как член семьи. На наскальном рисунке, датированном четвертым веком нашей эры, видны висящие рядом туши барана, свиньи и собаки. Но на том же рисунке видны свободно гуляющие собаки – они совсем не выглядят как животные, которых люди готовятся употребить в пищу.

Самые активные противники точки зрения, согласно которой мясо собак в Корее едят уже несколько тысяч лет, полагают, что корейцы стали употреблять его в пищу только в двадцатом веке. В этой связи существуют две основные версии. Первая – все началось во время японского колониального правления с 1910 по 1945 годы. Японцы реквизировали и увозили в метрополию почти весь крестьянский скот, что фактически не оставляло корейцам иного выхода, кроме как поедать собак, чтобы не умереть от голода. Некоторые исследователи утверждают, что японцы сами убивали собак, ради использования их шкур, но выбрасывали мясо, которое в Японии запрещено употреблять в пищу еще с 675 года нашей эры. По второй версии, корейцы стали есть собак во время начавшейся ровно 65 лет назад Корейской войны 1950–53 годов – тоже из-за того, что на Корейском полуострове воцарился голод.

Так что ни о какой «многотысячелетней традиции» речи не идет, полезные свойства мяса собак приукрашены, а мифы о них сознательно поддерживаются бизнесменами, считают активисты общественных организаций, добивающихся запрета на убийство собак ради их мяса. Но, несмотря на их отчаянную борьбу, вряд ли такой запрет будет введен в обозримом будущем – социальные последствия, если принять нужный закон немедленно, будут в Южной Корее весьма ощутимыми. Это признает и заместитель главного редактора онлайн-издания The Korea observer Джеймс Хьямс, сейчас работающий над документальным фильмом по этой проблеме. Сам Хьямс – сторонник полного запрета индустрии выращивания собак на убой и торговли ими ряди мяса:

В Южной Корее живут около девятисот тысяч собак, которых выращивают на убой

– Согласно статистическим данным 2010 года, в Южной Корее было около девятисот тысяч собак, принадлежащих приблизительно ста тысячам фермерских хозяйств. Так что получается, что в мелких фермерских хозяйствах живут по 7–8 собак, в некоторых даже меньше. Там, где собак 10–20, они становятся важным источником дохода для семей. Поэтому немедленный запрет на индустрию собачьего мяса лишит их средств к существованию – это последнее, чего бы мне хотелось. В среднем одна собака стоит порядка 70 долларов. Так что, если фермер занимается продажей мяса собак ресторанам, то мы должны обеспечить ему другой источник дохода. Такие организации, как Humane Society International, занимаются тем, что выкупают собак у фермеров, с тем чтобы в дальнейшем с помощью вырученных средств они имели бы возможность начать новый бизнес.


Южнокорейские защитницы животных на акции протеста против поедания собак в Сеуле. 2009 год

По словам Джеймса Хьямса, совсем недавно один фермер, у которого активисты Humane Society International выкупили 23 собаки, вполне успешно занялся выращиванием и продажей черники. По мнению Хьямса и его коллег, власти Южной Кореи сейчас в первую очередь, немедленно, должны ввести до сих пор отсутствующие в индустрии по производству собачьего мяса четкие нормы и порядок лицензирования. Это позволит ликвидировать черный рынок, на который часто попадают украденные или потерявшиеся домашние животные. О всех тех же проблемах говорят и в Китайской Народной Республике – там также нередко воруют домашних собак, и практически никто не контролирует, чем питалось животное прежде, чем оказаться в клетке торговца собачим мясом. Полное отсутствие санитарных норм резко повышает опасность отравления.

​Джеймс Хьямс подчеркивает, что в Корее существуют породы собак, специально выращиваемых на убой, и сами корейцы таких собак и собак домашних воспринимают как разных животных. И мясо «домашних пород» они есть бы не стали. Но это не останавливает недобросовестных торговцев:

– Организация Co-existence of Animal Rights on Earth (CARE) в 2012 году провела расследование. Ее активисты посетили несколько мест, где животных содержат и убивают. Они обнаружили сотни собак «домашних пород», ждущих смерти. Так что для владельцев не было никакой разницы – «мясные» ли это собаки, или «домашние». Один из них признался, что 70 процентов собак, продаваемых им на мясо, – золотистые ретриверы и собаки других «домашних» пород. Цена за одно животное варьируется в зависимости от времени года, но в среднем это порядка двухсот долларов. Другой бывший торговец заявил, что мясо лаек и других похожих пород сходно по качеству с мясом собак, откормленных специально, но обходится дешевле.


Китай и Корея — для них собаки всего-лишь повседневная еда
Китай и Корея — для них собаки всего-лишь повседневная еда

Джеймс Хьямс, который, напомним, лично хотел бы, чтобы практика поедания собак в Южной Корее и других странах перестала существовать, и требует немедленно прекратить распространенную практику жестокого забоя собак, выступает и против того, что он называет «культурным империализмом», когда «одна культура позволяет себе диктовать другой, что правильно, а что неправильно». Он подчеркивает, что в своем новом фильме хотел бы разобраться, действительно ли в Корее традиция есть мясо собак столь древняя и устоявшаяся. Или же южнокорейское общество готово оставить эту традицию в прошлом.

Эксперты по правам животных говорят, что происходит огромный культурный сдвиг, который также показывает растущую китайскую любовь к собакам. Только в Пекине в 2017 году — 1 млн. собак были зарегистрированы в качестве домашних животных. Это в 10 раз больше, чем в 1992 году.
Кроме того, почти девять миллионов человек проголосовали в интернете недавно в поддержку предложения о запрете индустрии мяса собак. Опрос был опубликован на официальном сайте китайского правительства депутатом Всекитайского собрания народных представителей.

Китайские власти обещают запретить фестиваль, но власти не начнут действовать, пока не увидят, какой вред это наносит международной репутации Китая, которую они так усердно улучшали.


Фестиваль собачьего мяса в Юйлине (Китай) — высшая степень жестокости и бесчеловечности
Фестиваль собачьего мяса в Юйлине (Китай) — высшая степень жестокости и бесчеловечности
Фестиваль собачьего мяса в Юйлине (Китай) — высшая степень жестокости и бесчеловечности

Автор текста: Андрей Шароградский (международный обозреватель Радио Свобода. Автор и ведущий информационно-аналитического журнала «Время Свободы» и подкаста «Время Свободы. Контекст»)

Продать собаку китайцам? Это предложение очень часто проходит «на ура!». Соблазн велик. Глаза собаководов приобретают цвет 100-долларовой банкноты. Пока есть спрос, будет и предложение. На объявление «Куплю собак» откликается огромное количество желающих продать своих четвероногих друзей. Недавно в редакцию журнала «Мой чемпион» позвонила женщина (будем называть её Татьяной) — собаковод со стажем. Она уже год сотрудничает с китайскими «собаководами». «Я хочу об этом рассказать, — сказала она, — до Китая доезжает меньше половины собак…»

Несколько лет назад в огромнейшей стране с населением более миллиарда человек произошло событие, неординарное с кинологической точки зрения: китайцам разрешили держать собак. Точнее перестали запрещать. Несколько последних десятилетий собака в Китае была невероятной редкостью, диковиной. Собак можно было пересчитать по пальцам: в основном они принадлежали иностранным дипломатам. Существовало и несколько государственных милицейских питомников. Появление собаки на улицах города вызывало у рядовых граждан и любопытство, и страх. В этом могли убедиться и наши соотечественники-собаководы, побывавшие в 1993 году в Китае с программой «культурного обмена»

Наша собеседница Татьяна говорит: «Бытует мнение, что китайцы собак едят. Но я после общения с ними, знакомства с их кухней, так не думаю. Кроме того, пока собака доедет до Китая, она обрастает такими деньгами, такими расходами, что вряд ли они её есть станут…». Хотя, с другой стороны, нам известно, что в Китае в меню некоторых ресторанов всё-таки предлагается собачье мясо под разными соусами. Говорят, есть питомники, в которые можно прийти, выбрать собаку, зарезать, приготовить и съесть.

Естественно, китайские граждане, десятилетиями жившие без собак, имеют весьма слабое представление о том, что это такое, как с ними общаться, чем кормить и т.д. Не зря же они перестали покупать щенков: видимо, они просто не умеют их выращивать. У них нет никакой кинологической культуры. Правда, говорят в Китае везде продаётся известная книга Джоан Палмер «Ваша собака», переведённая на китайский язык, но её вряд ли можно назвать большим достижением кинологической мысли.

Для китайца собака — это престижно. Держать собак вошло в моду. «Новые русские» заводят тигров, крокодилов, обезьян, «новые китайцы» — собак. А раз есть спрос, значит, найдётся и купец, который постарается доставить покупателю интересующий его товар. Весьма выгодный бизнес! Если в России собаку можно купить достаточно дёшево (от 500 до 20 тысяч рублей, известная нам максимальная цена — 115 тысяч рублей), то в Китае она продаётся за 5 - 10 тысяч долларов, по некоторым данным — до 30 тысяч долларов. Причём спрос на породы меняется в зависимости от моды. Ещё недавно их особенно интересовали немецкие овчарки. Был период повышенного спроса на крупных догообразных (мастино, мастифов и т.п.) — их пытались ставить на бои. Сейчас другая забава, видимо, в моде — бега борзых, вот и везут всё «грейхаундообразное». Впрочем спрос на догов и сенбернаров стабилен. Родословная их никогда не интересовала — в Китае нет официальной кинологической организации. Их понятия о собачьей красоте иногда даже забавляют: дог должен быть не менее 120 см в холке, а если он вырос маленьким, значит его неправильно кормили, а немецкая овчарка, чтобы соответствовать «китайскому стандарту», должна быть крупной, большеухой и «горбатой». (забавно наблюдать, как восточное восприятие вычленяет из диковинной западной собачьей моды наиболее важный и значительный с их точки зрения элемент. — Прим. редактора)

Китайцев, скупающих у нас собак, можно условно разделить на две категории. Первые (к сожалению, таких пока большинство) — простые «мешочники», торгующие на рынках разными «тряпками». Они рассматривают собак всего лишь как товар, который, будучи купленным здесь и проданным в Китае, позволит ещё раз обернуть капитал. Эти люди и не подозревают, что собака — предмет одушевлённый. Это всего лишь товар, бесспорно выгодный. Большинство из них убеждены в другом: чтобы собака в пути не гадила, её просто не нужно кормить. Разговаривать с собакой? Нет, все объясняется пинками. У них просто нет понятия жалости к животному. Бьют сильно. Надевают намордники и никогда не снимают. Вторая группа китайских собачьих бизнесменов более профессиональна, в том смысле, что «собачий бизнес» стал для них основным занятием. У них дела поставлены обычно лучше, более организованно, лучше решены проблемы передержки, транспортировки и т.д. И в Китае даже есть свои «питомники», куда они свозят оставшихся в живых собак, отмывают, подкармливают, подлечивают, кого могут — одним словом, приводят товар в «божеский вид», это, так сказать, «предпродажная подготовка» по-китайски. Что касается лечения: китайцы сильны в народных «нетрадиционных» методах — например, собаку с жуткой экземой вылечили за 3 дня. Зато другую, проданную после кесарева сечения и не долеченную, даже не пытались спасти, когда у неё открылось кровотечение, просто бросили подыхать у дороги: «некондиционный товар».

От дома до Китая

Некоторые считают: «раз китайцы покупают собак за большие деньги, то и заботиться о столь дорогом товаре будут соответственно». Так ли это? Сначала здесь, в городе, пока покупатели собирают необходимую партию живого товара, собаку ожидает «передержка». В лучшем случае — это частный дом или какой-нибудь сарай во дворе. Хорошо, если владельцы такого «питомника» хоть немного любят собак и последят за четвероногими постояльцами. покормят их. Но есть вероятность того, что ваша собака окажется запертой в каком-нибудь железном гараже и получит «на пропитание», в лучшем случае, буханку хлеба. Известны случаи, когда собак держали скопом (до 20 животных) в тесном тёмном помещении.

Существует три способа перевозки собак по просторам нашей великой Родины до китайской границы: самолётом, поездом и автомобилем.

Тем животным, которых везут самолётом (обычно это партия из 5-6 собак в сопровождении российских собачников), просто везёт. До приграничного аэропорта они долетят быстро, целыми и невредимыми.

Партию из 5-10 собак, скорее всего, повезут поездом. Российские собаководы, путешествующие со своими собаками железнодорожным транспортом, знают, какие проблемы нередко возникают с проводниками… Китайцы эти проблемы решают элементарно. Раньше, говорят, начальнику поезда платили по 100 долларов с собаки, сейчас — значительно меньше. Зато какой сервис! Десяток собак запихивают в нерабочий тамбур (в лучшем случае — в купе), крепко-накрепко к чему-нибудь привязывают, двери наглухо закрывают, и наши бывшие домашние любимцы катятся себе 5-7 суток без выгула и без кормежки. Впрочем, за это время собаки редко погибают от голода. Причины смерти другие — обезвоживание организма (воды ведь им тоже никто не дает), стрессы, кто-то удушится на поводке, кого-то затопчут.

Третий способ перевозки — автомобиль. Так обычно возят большие партии (10-20 собак). Для перевозки чаще всего используются грузовые (цельнометаллические) «газели»: собак упихивают в кузов, к чему-нибудь привязывают — и поехали! В дороге опять же собак не выгуливают и, как правило, не кормят ещё и потому, что открывать двери опасно — животные обезумевшие от тесноты, голода, жары или мороза (в зависимости от времени года), рвутся наружу, многие душатся насмерть на собственных поводках или затаптываются товарищами по несчастью. Ну а те, кому удаётся вырваться из петли ошейника и убежать, вряд ли обратно в этот ад вернутся. Теряется их очень много, много собак бегает по Сибири и приграничным районам до тех пор, пока не станут они добычей для диких животных.

Сколько собак доезжает до границы? Если считать конкретные не партии, а суммировать в целом? По оценкам «сопроводителей товара» 3 из 10, в лучшем случае — половина. Вот пример: Забайкальск, приграничный городок, довольно неудобный с точки зрения транспортировки: через него проходит единственный поезд «Москва – Пекин», до ближайшего крупного города — Читы, 7 часов езды на автомобиле. Поэтому через пограничный пункт в Забайкальске проходит в Китай лишь небольшая часть общего количества «живого товара». Зима, мороз 30 градусов. Приходит машина из Читы (7 часов езды) — обычная грузовая машина с брезентовым тентом. Владельцы «товара» выходят из кабины, смотрят в кузов: «Эх, так и думали, что не довезем! Замерзли, суки!». Выгружают 26 трупов собак и бросают их тут же на пустыре, рядом с приграничным китайским базарчиком. Здесь, на пустыре, уже лежат несколько десятков свежих трупов: доги, мастифы, грейхаунды… Сколько их ещё под снегом — уже не сосчитать.

Увидев эту свалку (кладбищем ее не назовешь), Татьяна почти в истерике стала требовать, чтобы партию привезенных ею гладкошерстных собак везли дальше в Китай в тёплом (рейсовом) автобусе. Да не тут-то было! Все перевозки собак через границу контролирует «местная китайская мафия» — слишком уж прибыльный бизнес! Китаец, владелец «собачьего товара», даже и пикнуть не посмел. И вот, наконец, после четырёхчасового ожидания, подогнали автобус. Открыли багажное отделение (то самое, сбоку, в котором чемоданы возят) и упихали туда «товар» — 8 догов и грейхаундов. Мороз — минус 30 градусов, руки примерзают к металлу. А водитель автобуса, погрузив «багаж», пошёл обедать.

Что ждёт наших любимцев дальше, за пограничной чертой, нам неизвестно…

О продавцах

Где китайцы находят «товар»? Иногда даже на помойках. Иногда крадут. иногда покупают у случайных людей, особенно это было характерно для первого «исхода» (вывоза собак). Во времена кризиса и нестабильности одни люди отдают своих четвероногих друзей, потому что их нечем кормить, другие — не могут устоять перед соблазном и продают доверие и любовь собаки. Ну, Бог им судья! Среди продавцов есть и те, кто взял с собаки всё. Не секрет, что животных они держат не для души, а для дела: вяжут их, а когда ресурс выработан — в Китай их. Причём за немалые деньги. Но всё-таки основными поставщиками для китайских купцов являются собаководы со стажем — «профи».

Одни из них — яркое порождение нашего «смутного» времени — посредники. Как правило, это опытные собаководы. их задача — найти, посмотреть, оценить и выкупить у владельца подходящее животное. Сотрудничество с китайцами становится для них обычной работой. Но основная масса товара проходит через посредников, активно вращающихся в «околоклубных» кругах. Среди них, как ни странно, люди, отдавшие много лет работе с породами. Они располагают информацией. Сначала они сдают малоперспективное поголовье, но втянувшись в это прибыльное дело, всё чаще выступают в роли посредников, скупая за бесценок подходящие экземпляры. Их влияние на рядовых владельцев значительно. Причём, на посредничестве (читай — перекупке) они зарабатывают гораздо больше, чем получает бывший владелец этой собаки. Самое невероятное то, что они с лёгкостью отдают «в никуда» собак тех пород, которыми занимаются сами, и с точки зрения любого добропорядочного заводчика, о процветании которых должны заботиться. Так с их лёгкой руки с наших рингов и улиц исчезли доги и сенбернары. Теперь нам понятна «горькая гордость» руководителя одного сибирского питомника молоссов: «Я горжусь тем, что из моего питомника ни одна собака “не ушла” в Китай!»

Китайская «чума» разрастается. России уже не хватает собак — их везут с Украины, из Польши, Германии. Когда будет насыщен этот рынок — неизвестно Хочется надеяться, что ужасы дикого китайского собачьего «бизнеса» постепенно уйдёт в прошлое, что этот вид торговли станет более цивилизованным…

И всё-таки где-то у приграничной полосы на свалке лежат рядом останки догообразной дворняги, для которой смерть стала избавлением от полуголодной жизни, и супер-чемпион, известный всей России, украсивший не один Бест-ин-Шоу.

Куда уходит красота?…

© Марина Копылова, Галина Микитина
По материалам журнала «Мой Чемпион»
опубликовано в журнале «Друг» № 7-8/2000

Читайте также: