Корм для собак какой ндс

Опубликовано: 28.05.2023

Документ полезен? 0 m n 0

О ставке НДС при ввозе на территорию РФ кормовых добавок, не являющихся готовым кормом (готовым продуктом).

В связи с письмом от 18 апреля 2019 г., а также письмом от 18 апреля 2019 г. о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при ввозе на территорию Российской Федерации кормовых добавок Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.

Абзацем десятым подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что при реализации продовольственных товаров, в том числе зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, применяется налоговая ставка по НДС в размере 10 процентов.

В соответствии с пунктом 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки по НДС, указанные в пунктах 2 и 3 статьи 164 НК РФ.

Согласно последнему абзацу пункта 2 статьи 164 НК РФ коды видов продукции, перечисленных в пункте 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" утвержден в том числе перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень), который не включает конкретные торговые знаки продовольственных товаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1487 в Перечень внесены изменения, согласно которым в Перечень включен код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) 2309 90 "Продукты, используемые для кормления животных (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)".

В связи с этим с 1 апреля 2019 года при ввозе и реализации на территории Российской Федерации кормов растительных, кормов животных сухих, премиксов, кормовых добавок, комбикормов, концентратов белково-витаминно-минеральных, концентратов амидо-витаминно-минеральных, концентратов и смесей кормовых применяется налоговая ставка по НДС в размере 10 процентов.

Что касается применения НДС в отношении кормовых добавок до 1 апреля 2019 года, сообщаем, что в перечень (в редакции, действовавшей до 1 апреля 2019 года) были включены позиции "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)" и "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".

В примечании к группе 23 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), указано, что в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.

Согласно судебной практике суды приходят к выводу о необоснованном применении налоговой ставки по НДС в размере 10 процентов для целей обложения НДС операций по ввозу на территорию Российской Федерации кормовых добавок для животных в случае, если ввезенные налогоплательщиками НДС соответствующие кормовые добавки не являются готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, и по своему составу являются химическим продуктом, употребление которого животными невозможно без добавления в корм (например, определения Верховного Суда Российской Федерации от 25 марта 2019 года N 303-ЭС19-1582, от 6 августа 2018 года N 303-КГ18-10893, от 11 сентября 2018 года N 308-КГ18-13197).

Таким образом, поскольку изменения в Перечень, внесенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 1487, применяются с 1 апреля 2019 года, то при ввозе до указанной даты в Российскую Федерацию кормовых добавок, не являющихся готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, применяется ставка НДС в размере 20 процентов (до 1 января 2019 года - 18 процентов).

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 25 июля 2006 года N 03-04-01/96


[О размере ставки налога на добавленную стоимость, применяемой в отношении кормов вареных для непродуктивных животных]


Минфин России рассмотрел письмо Союза предприятий зообизнеса, прилагаемое к Вашему обращению, о размере ставки налога на добавленную стоимость, применяемой в отношении кормов вареных для непродуктивных животных, и сообщает.

Перечень продовольственных товаров, операции по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов, установлен подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 5 данной статьи при ввозе товаров на территорию Российской Федерации применяются те же размеры налоговых ставок, что и при реализации товаров на территории Российской Федерации.

На основании норм статьи 164 Кодекса коды видов продукции, в отношении которых применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость, определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Перечни кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов при реализации на территории Российской Федерации, и кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, облагаемых по указанной налоговой ставке при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 908.

Как правомерно указывается в письме Союза предприятий зообизнеса, в перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по пониженной ставке при реализации на территории Российской Федерации, включены корма вареные (код ОКП 92 1920).

Кроме того, в перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых по 10 процентной ставке налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации включены корма вареные, используемые в кормлении животных (код ТН ВЭД 2309).

Следует отметить, что исключений в отношении кормов, предназначенных для непродуктивных животных, в том числе кошек и собак, данными перечнями не предусмотрено.

Учитывая изложенное, при реализации на территории Российской Федерации и при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации кормов вареных для непродуктивных животных следует применять единую ставку налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов.

Директор Департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики
М.А.Моторин

Приложение.

Союз предприятий зообизнеса по поручению своих участников, импортирующих корма для непродуктивных животных (кошек и собак), просит вас, как субъекта законодательной инициативы, разъяснить ситуацию, сложившуюся на данный момент на внутреннем рынке кормов.

Согласно общероссийскому классификатору (ОКП) все корма для животных, в том числе и для непродуктивных (для кошек, собак, декоративных птиц, аквариумных рыб и т.д.) относятся к группам товаров 921922 (корма вареные 921920), 921950 (корма животные сухие), 929640 (смеси кормовые), которые при реализации на территории России облагаются ставкой НДС 10% (п.2 ст.164 НК РФ).

Федеральная таможенная служба при ввозе тех же кормов на территорию РФ, согласно письму ФТС РФ 06-37/4330 от 10.02.2006, исключило из группы "Вареных кормов" (ТН ВЭД 2309) корма для кошек, собак и т.д. на основании разъяснения, полученного из Минсельхоза РФ от 15.01.2002 N 11-12/38. Разъяснение Минсельхоза не соответствует заключениям, полученным различными фирмами от научно-исследовательских институтов, сертифицированных лабораторий и АНО "Союзэкспертиза" и противоречит здравому смыслу. На основании того, что корма для кошек и собак не относятся к группе "Вареные корма", по мнению ФТС РФ, импортеры уплачивают НДС по ставке 18%.

Кроме того, разделение животных на продуктивных и непродуктивных действующим российским законодательством не предусмотрено.

В этой ситуации импортеры сталкиваются со следующей проблемой: на таможне они платят НДС в размере 18%, а реализуют со ставкой 10%. При обращении в суд по поводу возмещения излишне уплаченного налога предприниматели получают отказ.

Позиция Федерального арбитражного суда Московского округа по делу N КA-A40/5694-03, касающаяся того, что "включая в перечень продовольственных товаров, налогообложение которых производится по ставке 10%, кормовые смеси, законодатель имел в виду …кормовые смеси, предназначенные для животных, годных при производстве продовольственных товаров…", кроме усмотрения суда, больше ничем не обосновывается.

Между тем в соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуют в пользу налогоплательщика. По нашему мнению, ограничительное толкование норм пункта 2 статьи 164 НК РФ в связи с изложенным является неправомерным.

Просим Вас обратиться к Директору Департамента ветеринарии и животноводства Минсельхоза РФ И.К.Рождественскому за разъяснениями в части отнесения кормов для непродуктивных животных к тем же группам кормов по ОКП и ТН ВЭД, что и кормов для продуктивных животных.

Также просим Вас обратиться в Министерство финансов РФ за разъяснением, по какой ставке НДС ввозятся и реализуются корма для животных, в том числе и корма для кошек, собак и др.

Приложения*:
________________
* Приложения в рассылке не приводятся. - Примечание "КОДЕКС".

1. Обращение ООО "Конструктив" в МНС РФ N 19 от 31.01.2002.

2. Решение арбитражного суда г.Москва от 01.04.2003 по иску ООО "Конструктив".

3. Ответ ИМНС N 19 N 1446 от 19.02.2002.

4. Заключение ВГНКИ от 22.12.98 N 1457/4.

5. Решение арбитражного суда Московской области от 09.06.98 по обращению ООО "Марс".

6. Информационное письмо ООО "Марс" от 26.03.2001 о применении ставки 10% при реализации кормов.

7. Обращение ООО "Конструктив" от 19.11.2004 заместителю министра финансов РФ С.Д.Шаталову.

8. Ответ заместителя министра финансов РФ С.Д.Шаталова генеральному директору ООО "Нестле Фуд" и президенту ООО "Марс" от 09.08.2004 за N 03-04-01/63.

9. Информационное письмо ООО "Нестле Фуд" о применении ставки НДС 10% от 14.08.2000.

10. Акт экспертизы АНО "Союзэкспертиза" N 026-07-00350 от 28.02.2006.

11. Акт экспертизы АНО "Союзэкспертиза" N 026-07-00351 от 28.02.2006.

12. Анализ Торгово-промышленной палаты по вопросу налогообложения от 13 марта 2006 года.

13. Постановление арбитражного суда Московского округа (кассационная жалоба против ООО "Конструктив") от 18.18.2003.

14. Письмо ГНС РФ от 18.04.96 N В3-4-03/34н.

16. Ответ ФТС N 06-37/16311 от 11.05.2006 об изыскании возможности выдачи копии письма Минсельхоза РФ за N 11-12/38 от 15.01.2002.

Генеральный директор СПЗ
Т.И.Колчанова

Пищевая продукция для животных пользуется спросом. Считается, что корма европейского производства более качественные и сбалансированные, поэтому они популярны у нас в стране и завозятся как коммерческими партиями для реализации, так и для личного пользования отдельными покупателями, а значит, периодически растамаживаются.

Специфика товара

На кормах для животных можно создать прибыльный бизнес, сформировать собственный ассортимент, включающий продукцию из мяса, рыбы, растительных продуктов, а также пищевые добавки для продуктивных и непродуктивных животных.

Качество кормов напрямую влияет на здоровье питомцев и продолжительность их жизни, плодовитость, поэтому их тщательно проверяют, прежде чем допустить на российские прилавки. В первую очередь корма исследуются на безопасность и соответствие требованиям.

Основными поставщиками кормов для животных являются:

Особенности растаможки

Поскольку корма для животных содержат растительные и животные ингредиенты, они относятся к подконтрольным товарам и должны соответствовать требованиям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

По результатам проверок формируется перечень изготовителей, продукцию которых ввозить в Россию временно запрещено. Поэтому, закупая корм, необходимо свериться с этим списком – он постоянно изменяется. Например, в 2019 году, в связи с выявлением ГМО в составе, был запрещён ввоз кормов немецкой, голландской, бельгийской и двух итальянских марок.



Помимо этого, необходимо знать, какое мясо и другие составляющие есть в составе продукта и каким образом они обрабатываются:

Корма, содержащие в своем составе свинину, должны быть обработаны по специальной методике, обеспечивающей гибель вируса африканской чумы.

Если в составе содержатся продукты, изготовленные из мяса крупного рогатого скота, в целях предупреждения завоза вируса губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота запрещен ввоз кормов из государств с высоким риском заболеваемости этой инфекцией.

К участникам ВЭД не предъявляется жестких ограничений по объему ввозимой продукции, но растаможка кормов для животных может быть произведена только в тех пунктах пропуска, которые оснащены лабораторией для проведения ветеринарной и фитосанитарной экспертизы и где работает представительство службы Россельхознадзора. Ввоз через другие таможенные пункты невозможен.

Ограничение по объему ввозимой продукции касается физических лиц. Им разрешено ввозить только 5 кг кормов для животных в заводской упаковке. Если соблюдается это требование, то разрешение или ветеринарный сертификат не требуются. При превышении веса товары нужно декларировать в письменной форме. За отсутствие декларации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

По номенклатуре ТН ВЭД корма относятся к группе 2309. Ставка импортной пошлины составляет:

10%, но не менее 0,08 евро/кг – 23091 «Корм для собак и кошек, расфасованный для розничной продажи»

5% – остальные позиции.

НДС может составлять как 20%, так и 10%. Перечень продукции, облагаемой НДС по ставке 10%, представлен в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 908 в редакции Постановления Правительства РФ от 6.12.2018г. №1487.

Документы

Соблюдение требований и грамотно оформленные документы позволяют без проблем пройти таможенный контроль. В перечень документов, сопровождающих таможенное оформление кормов для животных, входят:

счет-фактура или инвойс;

сертификат происхождения и разрешительные документы.

Если состав продукции полностью растительный, то требуется фитосанитарный сертификат. Если в продукт входят ингредиенты животного происхождения или это комбинированный корм, необходимо ветеринарное разрешение. Кроме того, потребуется карантинное заключение.



В данных документах должно быть указано наименование предприятия и(или) номер, то есть информация, позволяющая идентифицировать предприятие, выпустившее продукцию.

Документы заполняются в соответствии с требованиями. Ошибки и опечатки, сокращения, лишние знаки препинания, несоответствие информации – всё это недопустимо. Во избежание проблем следует несколько раз проверить документы, которые будут представлены в таможню. Лучше заранее исправить недочеты, сделать это потом будет гораздо сложнее. Неправильное заполнение документации грозит увеличением финансовых затрат и сроков растаможки.

Сертификация

Сертификация кормов для животных находится в ведении Департамента ветеринарии Минсельхозпрода. Чтобы оформить соответствующие документы, нужно подать заявку в департамент и получить разрешение на ввоз образцов для проведения лабораторного исследования, заключить договор. Оформленный документ предоставляется в таможенную службу. Без него растаможка продукции не возможна.



Получение разрешения на импорт кормов – затратная по времени процедура, на неё требуется примерно 1,5–2 месяца.

Согласно Постановлению Правительства №982 от 01.12 2009, сертификация кормов и кормовых добавок осуществляется в форме декларирования.

Декларация ГОСТ Р оформляется на любые разновидности корма для непродуктивных животных. К ним относятся:

попугаи и прочие.

Кроме того, она нужна на некоторые виды кормов для продуктивных животных: коров, свиней, коз, овец. К товарам, на которые требуется оформить декларацию соответствия, относятся:

ветеринарные жиры морского происхождения;

брикеты и гранулы;

гранулированные комбикорма и крупки;

Для оформления декларации предоставляются:

учредительные документы заявителя;

техническая база – действующие ГОСТы или самостоятельно разработанные ТУ.

Важно! Перед подачей заявки на получение декларации нужно оформить свидетельство в Россельхознадзоре.

При лабораторной проверке образцов продукции обязательно исследуется количество пестицидов, нитратов и нитритов, процентное содержание примесей и микроорганизмов, токсичность. Декларация ГОСТ Р выдаётся на 1-3 года в случае серийного производства или на партию товара. По истечению срока документ оформляется заново.



Добровольная сертификация проводится по системе ГОСТ Р, но заявитель имеет право выбрать только значимые параметры для оценки либо разработать собственные технические условия. Получение добровольного сертификата позволяет участвовать в тендерах, расширить рынок сбыта, увеличить доверие потребителей, сотрудничать с сетевыми организациями.

Транспортировка

Перевозить корма для животных можно любым видом транспорта:

но, соблюдая условия по упаковке, транспортировке и хранению – температуру и уровень влажности. Транспортные средства, использующиеся для перевозки, должны быть чистыми, продезинфицированными, сухими.

Услуги СБ Карго



Таможенное оформление продукции сопряжено с рисками финансового и репутационного характера. Неподготовленность декларанта становится причиной задержек и дополнительных расходов. Чтобы избежать подобных проблем, следует сразу, еще на этапе подготовки документов, обращаться к таможенному представителю. Специалист займется подготовкой и проверкой документов, поможет оформить разрешительную документацию: сертификаты и декларации.


Письмо Министерства финансов Российской Федерации
от 24 июня 2019 г. N 03-10-11/45873

Вопрос: Об освобождении таможенного представителя от уплаты таможенных пошлин, НДС при выпуске товаров для внутреннего потребления в случае указания в декларации на товары неверной ставки.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 19 июня 2019 г. и сообщает следующее.

Условия прекращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления регулируются частью 1 статьи 114 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон). Данная норма является отсылочной к положениям главы 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Союз).

Статьей 136 ТК ЕАЭС установлен закрытый перечень обстоятельств, при наступлении которых прекращается обязанность по уплате таможенных, иных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом такое обстоятельство, как освобождение таможенного представителя от уплаты таможенных платежей в случаях, определенных пунктом 7 статьи 346 Федерального закона, в данном перечне не поименовано. Общие случаи прекращения обязанности по уплате таможенных, иных платежей, приведенные в статье 54 ТК ЕАЭС, также не содержат такого обстоятельства.

Пунктом 5 статьи 405 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при наступлении предусмотренных в соответствии с ТК ЕАЭС обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению, такая обязанность исполняется таможенным представителем солидарно с представляемым им лицом, за исключением случаев, когда исполнение такой обязанности связано:

1) с несоблюдением условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую помещены товары;

2) с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 8 ТК ЕАЭС;

3) с совершением действий в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот.

При этом пунктом 6 статьи 405 ТК ЕАЭС предусмотрено, что законодательством государств – членов Союза могут устанавливаться иные случаи, когда обязанность по уплате таможенных, иных платежей, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем.

Частью 7 статьи 346 Федерального закона в качестве такого иного случая установлено освобождение таможенного представителя от исполнения данной солидарной обязанности, если исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации документов, не имеющих юридической силы, и при условии, что таможенный представитель доказал, что не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза, что будет установлено решением суда или таможенного органа.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка. Имеется в виду подпункт 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 25 статьи 2 ТК ЕАЭС под незаконным перемещением товаров понимается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары должны быть указаны сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Указание в декларации на товары ставок таможенных пошлин, налогов, отличных от установленных в отношении определенных товаров, представляет собой заявление недостоверных сведений, и товары, в отношении которых в декларации на товары указана неверная ставка таможенных пошлин, налогов, являются незаконно перемещенными.

Согласно пункту 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. При этом подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязывает налоговые органы руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые дает Минфин России.

В указанных обстоятельствах заявление до 1 апреля 2019 года в декларациях на товары сведений в рамках разъяснений Минфина России о ставке налога на добавленную стоимость 10% в отношении кормовых добавок (код 2309 90 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза) считаем возможным отнести к случаю, поименованному в части 7 статьи 346 Федерального закона, когда на дату декларирования таможенный представитель не знал и не мог знать о том, что сведения о ставке налога заявлены недостоверно, то есть не знал и не должен был знать о незаконном перемещении декларируемых таким образом товаров.

Вместе с тем пункт 7 статьи 346 Федерального закона относит решение о том, что таможенный представитель не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза, к компетенции таможенного органа или суда.

Таким образом, принятие такого решения не относится к компетенции Минфина России.

Для освобождения таможенных представителей от солидарной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в описанных обстоятельствах считаем необходимым обращаться в соответствующий таможенный орган или судебные инстанции.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенной политики
Н.А.Золкин

При таком положении и с учетом представленных в материалы дела доказательств, вывод судов о том, что кормовые добавки «AVIPLUS P» и «AVIPLUS S» не предназначены для кормления животных следует считать обоснованным, в связи с чем указанные товары правомерно исключены Таможней из товарной позиции 2309 и классифицированы в подсубпозиции 3808 99 900 0 ТН ВЭД. http://kad.arbitr.ru/Card/fe9b2612-c52c-4a32-8e0f-95fe85ec65e7

Учтя изложенного, суды пришли к выводу о том, что описание кормовых добавок «MINAZEL» и «MINAZEL PLUS» не соответствует тексту товарной позиции 2309, поскольку в их составе нет растительных компонентов. Эти добавки не несут в себе питательной ценности, не являются готовым продуктом для сбалансирования хозяйственных кормов (в составе продукта отсутствуют питательные вещества, обеспечивающие животное белками, жирами, углеводами или иными веществами) или готовым продуктом для приготовления полноценных кормов, а представляют собой сорбент микотоксинов в кормах для животных http://kad.arbitr.ru/Card/bae91363-3981-4891-970c-73ad7486933a

кукурузный глютен не является кормовой смесью, зерном, зерновым отходом, комбикормом, сухим кукурузным кормом, премиксом http://kad.arbitr.ru/Card/55742e5a-8418-4369-909a-17d693a91392

От Шавернева Михаила Викторовича

353925, г.Новороссийск, ул.Молодежная, д. 24 кв.1

Уважаемый, Дмитрий Анатольевич

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 908 утверждены перечни кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов.

В том числе данным постановлением утверждены:

– перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее Перечень 1);

– перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее Перечень 2).

В разделе «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» Перечня 2 до 01.04.2019 г. были названы «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)».

В течении длительного времени, ввиду того, что термин «продукты используемые для кормления животных» не был нормативно закреплен, таможенными органами повсеместно допускался ввоз и помещение под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления кормовых добавок не являющихся самостоятельным кормом с уплатой НДС в размере 10%.

Допустимость применения ставки НДС 10% к кормовым добавкам неоднократно разъяснялась уполномоченными органами:

– Письмом Министерства финансов России от 13.07.2017 № 03-07-03/44559 в ответ на запрос ФТС России (направлено последним в подчиненные подразделения письмом от 20.07.2017 № 01-11/3915 для использования в работе), согласно которому в отношении кормовых добавок, классифицируемых под кодом ТН ВЭД 2309 90, применяется ставка НДС в размере 10%.

– Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов России от 07.02.2018 № 03-07/7048, которым подтверждена позиция Минфина России, изложенная в его письме от 13.07.2017 № 03-07-03/44559, о применении ставки НДС в размере 10% в отношении кормовых добавок, классифицируемых под кодом ТН ВЭД 2309 90.

– Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов России от 25.04.2018 № 03-07-07/28111, от 28.04.2018 № 03-07-07/29398 которыми подтверждена неизменность позиции Минфина России, изложенной в его письме от 13.07.2017 № 03-07-03/44559, о применении ставки НДС в размере 10% в отношении кормовых добавок, классифицируемых под кодом ТН ВЭД 2309 90.

– Письмом Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов России от 25.06.2018 № 03-07-07/43513, согласно которому в отношении кормовых добавок следует применять пониженную ставку НДС в размере 10% в случае их классификации под кодом 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС.

То есть, для неограниченного круга импортеров и таможенных органов существовала правовая определенность в вопросе определения ставки НДС.

Но в 2018 году, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2018 г. № 303-КГ18-10893, от 10 апреля 2018 г. № 309-КГ 18-3403, от 11 сентября 2018 г. № 308-КГ18-13197 были сделаны выводы о неправомерности применения ставки НДС в размере 10 процентов в отношении возимых в Российскую Федерацию кормовых добавок.

Минфин России основываясь на выводах Верховного суда РФ, письмом от 29.12.2018 г. №03-07-03/96635 фактически потребовал от Таможенной службы России пересмотреть вне ранее принятые решения о принятии при выпуске товара ставки НДС 10%.

ФТС России исполняя письмо Минфина России приступила к пересмотру ранее принятых решений о применении ставки НДС 10% к кормовым добавкам, доначислив сотни миллионов рублей НДС, и возбудив десятки уголовных дел по статье 194 УК РФ за якобы имевшее место уклонение от уплаты таможенных платежей.

В результате доначисления «задним числом» НДС, импортеры и потребители кормовых добавок, были вынуждены поднять цены на мясомолочные продукты, для производства которых требуются кормовые добавки.

На основании обращений импортеров и потребителей кормовых добавок, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2018 №1487 (вступило в силу 01.04.2019) позицию Перечня 2 «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)» раздела «Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы» изложило в следующей редакции: «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (в том числе корма растительные, корма животные сухие, премиксы, кормовые добавки, комбикорма, концентраты белково-витаминно-минеральные, концентраты амидо-витаминно-минеральные, концентраты и смеси кормовые) (кроме продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий)».

Но, ФТС России, Минфин России и судебные органы, сочли, что внесенные изменения не имеют обратной силы, и служат целью не конкретизации видов продуктов используемых для кормления животных, а вводят новые виды продуктов для кормления животных, предположив, что описанные в скобках виды продуктов, ранее не подпадали под понятие продуктов используемых для кормления животных.

ФТС России продолжило мероприятия по доначислению НДС отношении кормовых добавок выпущенных под НДС 10% в период до 01.04.2019 г.

Прошу Вас, разъяснить Минфину России, ФТС России, и мне в том числе, распространяет ли новая редакция «Продукты, используемые для кормления животных 2309 90» свое действие на товары ввезенные ранее 01.04.2019 г..


МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Ставка НДС 20%

Ставка 20% - базовая, она применяется при расчете НДС на большинство видов пищи согласно п.3 ст. 164 НК РФ, кроме случаев, о которых расскажем далее. Налоговая ставка в размере 20% не требует специального обоснования.

В декларации по НДС прибыль, которую компания получила от продажи своего варенья или колбас, облагаемых по 20% ставке, вносятся в раздел 3, строку 010, графу 3, а сам НДС — в графу 5 той же строки того же раздела.

Ставка НДС 10%

Ставку 10% можно применять, если выполняется каждое из двух следующих условий.

НДС на продукты питания

Условие 1. Продукт должен входить в специальный перечень, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. В этот список входят базовые и необходимые для здорового питания виды пищи, но не входят деликатесы. Например, в перечне есть овощи, молоко и изделия из него, мясо и продукты из него, кроме вырезки, языка, колбас, копченостей и консервов.

Состав перечня часто меняется, происходят включения и исключения, и нужно постоянно следить за изменениями. Например, с октября 2019 в него включили ягоды и фрукты, в том числе арбузы.

Для применения ставки 10% нужно, чтобы код продукта присутствовал в любом из следующих перечней:

  • Общероссийском классификаторе продукции (ОКПД2) для отечественных товаров, согласно Постановлению Правительства от 31.12.2004 №908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов»;
  • Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) – для импортной, в соответствии с письмом Минфина России от 04.07.2012 № 03-07-08/167.

Если кода продукта нет ни в одном из этих перечней, продавец имеет право применить при расчете НДС только налоговую ставку 20%.

Условие 2. Налогоплательщик должен сам подтвердить свое право на ставку 10%. Для этого требуется любой документ, удостоверяющий соответствие продукта питания техническим регламентам, согласно письму ФНС РФ от 07.12.2011 № ЕД-3-3/4036@ и постановлению ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2012 № А56-29589/2011).

К таким документам относятся:

  • сертификат соответствия;
  • декларация соответствия.

К сожалению, есть судебная практика не в пользу налогоплательщиков, которые пытаются документально подтвердить 10% ставку НДС (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2014 № А56-9963/2013, ФАС Московского округа от 13.03.2008 № КА-А40/1415-08).

В соответствии с приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, налоговая база и налог, исчисленные по ставке НДС 10%, отражаются в строке 020 (графах 3 и 5) декларации по НДС.

Ставка НДС 0%

Нулевая ставка НДС согласно п.1. ст. 164 НК РФ работает при продаже продуктов питания за пределы РФ. Налогоплательщик должен самостоятельно обосновать применение этой ставки и в течение 180 суток со дня прохождения таможни предоставить документы:

  • копии таможенных деклараций либо их реестров, включая электронные, в соответствии с п. 15 ст. 165 НК РФ, п. 10 ст. 1 закона от 29.12.2014 № 452-ФЗ «Об изменениях в ст. 165 НК РФ»;
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов либо их реестров, включая электронные;
  • копии договоров с контрагентами.

При применении нулевой ставки налогоплательщик заполняет раздел 4 декларации по НДС. Если он не смог вовремя собрать указанный выше пакет документов, он имеет право только на применение налоговой ставки НДС в размере 20% или (при выполнении соответствующих условий, описанных выше) – 10%. В таких случаях в налоговой декларации по НДС заполняют раздел 6.

Освобождение от расчета и уплаты НДС на продукты питания

Компании и ИП освобождаются от НДС в любом из двух случаев:

  • В соответствии с пп 5. п 2. ст. 149 НК РФ — если они произвели или реализовали продукты в столовых образовательных или медицинских учреждений. И все же тогда налогоплательщик тоже обязан самостоятельно обосновать освобождение от расчета и уплаты НДС. Для этого он, в соответствии с письмом Минфина РФ от 03.12.2014 № 03-07-15/61906, должен предоставить лицензии на оказания медицинских либо образовательных услуг.
  • Если налогоплательщик находится на специальном режиме и освобожден от работы с НДС. В соответствии с п.2 ст. 346.11 НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, освобождается от уплаты НДС во всех случаях, кроме следующих: продукты ввозятся на территорию РФ или такой налогоплательщик является налоговым агентом. ИП на патенте также освобождены от уплаты НДС, если только они не ведут такие виды деятельности, на которые не распространяется ПСН, не ввозят продукты на территорию РФ и не осуществаляют операции, облагаемые налогом по ст. 174.1 НК РФ.

Стоимость продуктов питания, освобожденных от начисления НДС, отражается по коду 1010232 в разделе 7 налоговой декларации по НДС.

Ведите учет НДС в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия: здесь есть встроенная система проверки расчета НДС. Сервис подскажет, какие документы нужно добавить и какие операции проверить, чтобы уменьшить сумму НДС и избежать штрафов. В Бухгалтерии — простой учет, зарплата, отчетность, интеграция с банками и кассами. Первые две недели бесплатны для всех новичков.

Читайте также: